На страже Заполярья. 1954 год. Июль.
17 июля 19 5 4 г ., N° 168 ( 5 0 1 0 ) . Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я Дрейфующие научные станции на льдах Центральной Арктики Весной второ гола Главное управление Северного морского пути совместно с Академией наук СССР организовало на лгейФуюшнх льдах ЦентралыюП Арктики 2 научные станции для шкмолжения на* гчно-исследовательскнх работ в Северном Л( довитом океане. Научные работы на о-н*их станциях ведутся по программе, охватывающей в**з области знании об Арктике. На станциях развернуты лаборатории. Регулярно про изводятся измерения глубин, изучение атмосферы, геологии т а океана и ряд других океанографических наблюдений. Станции расположены на полях многолет него льда. Сотрудники стлкциЛ размеще ны в разборных передвижных домиках и утепленных палатках и обеспечены не- опход имыми запаса ми продовол м’твп и. Отопление жилых помещении щюизволит- сп углем и газом. Станции обслуживают вертолеты, тракторы и автомобили. О дну научную станцию, высаженную на лед в пункте 8 0 ' 0 0 ' северной широ ты и 175с4л ' западной долготы, воз главляет кандидат географических наук. Герой Социалистического Труда А. Ф. Трешников. Станция дрейфует в северо- восточном направлении и по состоянию на 15 июля с. г. находится в районе Я8Г0 2 ' северной широты и 1 5 Г 4 0 ' за падной долготы. Другую научную станцию возглавляет кандидат географических наук Е. II. Тол- стиков. Эта станция пыла высажена на лед к районе 75 18' северной широты и 175с25 ' западной долготы и в настоящее время дрейфует в северо-западном на правлении. Координаты станции но «со стоянию на 15 пюля с. г. 77 2 2 ' север ной широты и 171 20 ' восточной долго ты. Высадка станций на дрейфующие льды осуществлялась высокоширотной воздуш ны"! экспедицией. Экспедицией одновременно проведены обширные на учно - 1 теследовател ьс.кпе ра боты в центральной части Северного Ле довитого океана. Подробно обследован околополюсный район в полосе иростнра ния подводного хребта имени М. В. .То меносова и район материкового склона северной части Чукотского моря. С дрейфующими научными станциям поддерживается регулярная радио-и авиа связь. Сотрудникам станции доставляют сч с материка письма, посылки и газеты а также свежие овощи и Фрукты. Все сотрудники трейфующих станций чувст вуют себя хорошо и успешно выполняю возложенные на них научно-нсследова тельокие работы. (ТАСС). •0 - РастуТ ряды классных специалистов Правильная эксплуатация сложной сов ременной техники требует грамотных, хо рошо подготовленных специалистов. Чем больше на корабле, в подразделении под линных мастеров своего дела, тем успеш нее выполняются учебные задачи, лучше содержатся техника и оружие. тем вы ше бпевая готовность корабля, части. Действенную помощь командирам в выра* щрвании специалистов высокого класса призваны оказывать комсомольские орга низации. В этом отношении заслуживает внима ния опыт работы комсомольской органи зации корабля Н. Здесь почти все ком сомольцы являются классными специали стами. имеются боевые посты, отделения, в которых все моряки стали подлинными мастерами военного дела. На корабле (регулярно проводятся ком сомольские собрания по вопросам обеспе чения примерности членов ВЛКСМ в изу чении корабельной техники. Кроме того, активисты оказывают значительную по мощь командиру в проведении техниче ских собеседований, пропаган тируют опыт “ лучших специалистов, проводят большую индивидуальную работу с ма тросами. Заметно активизируется эта деятель ность в период подготовки корабля к вы ходу в море, во время походов. Пе ред походами здесь обычно проводятся за седания бюро, комсомольские собрания и другие мероприятия по обобщению и рас пространению опыта работы классных специалистов. Так было и в последний раз. На засе дании бюро выступил заместитель коман дира по политической части. Он расска зал о задачах, которые будет выполнять личный состав, а также о том. что дол жны сделать члены бюро, комсомольцы- агитаторы. чтобы обеспечить безаварий ное плавание, качественное выполнение задачи, какие провести мероприятия, на правленные на глубокое изучение ору жия, правил эксплуатации материальной части. Сразу же был составлен конкрет ный план, намечены мероприятия и их исполнители. Главное внимание всех ме роприятий и-индивидуальной работы сво дилось к тому, чтобы использовать пред стоящий выход в море для дальнейшего роста рядов отличников и классных спе циалистов. Затем на корабле состоялось открытое комсомольское собрание. Члены бюро тт. Харченко. Новиков. Скопин и другие пе ред собранием побеседовали с комсомоль- пами о повестке дня. помогли товарищам подготовиться к выступлениям. Доклад «Походы — лучшая школа воспитания классных специалистов» сделал коман дир. Он рассказал собравшимся о требо ваниях. которые пред’являются к матро сам и старшинам, сдаюшнм на классность. Командир обобщил опыт обслуживания техники передовыми воинами корабля, призвал моряков использовать походы для еще более глубокого и всестороннего изу чения специальности и отработки необхо димых навыков в обслуживании техники. Прения были оживленными. Комсомоль- пы говорили о своем желании стать под линными мастерами военного дела, дели лись опытом подготовки к сдаче на клас сность. Член ВЛКСМ Ярославкин расска зывал. что умение управлять работой ме ханизмов в самых сложных условиях он приобрел благодаря повседневным трени ровкам на боевом посту, изучению меха низмов непосредственно на походе, в дей ствии. Резкой критике подверглись на собра нии комсомольцы, которые плохо исполь зуют время пребывания в моое для рас ширения знаний по специальности. Член бюро Новиков указывал, например, что тт. Каширин и Иванников мало трениру ются на походе, в результате чего при работе н:. механизмах не укладываются в нормативы Комсомольское собрание потре бовало от членов ВЛКСМ полнее использо вать поход для подготовки к сдаче на классность. Решение обязывало членов бюро проводить конкретную и целеустрем ленную индивидуальную работу по вос питанию отличников, обобщать положи тельный опыт и делать его достоянием всех воинов. Выполняя план работы бюро и решение собрания, комсомольский актив главное внимание уделил индивидуальной работе с моряками. С этой целью в каждом под р а з д е л и л и на боевом посту был выде лен комсомолец, которому поручалось про- и водить раз'яснительную раооту, оказывать помощь воинам в изучении техники. Осо бенно хорошо справился со своими задача ми член бюро старшина 1 статьи Скопин. Это один из лучших старшин корабля, специалист первого класса, награжденный нагрудным знаком отличного специали ста. Все его подчиненные — передовики учебы и службы. С помощью старшины комсомольцы Кудашев. Тронин и другие не только стали опытными мастерами, но и хорошими командирами. В походе член бюро Скопин много занимался с Болтино- вым и Горячкиным. Во время занятий и в свободное время он рассказывал нм. как устроен механизм, принцип его раооты и т. д. Надо сказать, что после этого дей ствия комсомольцев на боевом посту ста ли более уверенными и точными. , Большую практическую помощь оказал член бюро и молодому матросу комсомоль цу Резниченко. Одно время Резнпченко невнимательно нес ходовую вахту, не брежно содержал материальную часть. Старшина побеседовал с комсомольцем, напомнил ему о требованиях Присяги и уставов, об обязанностях члена ВЛКСМ. В дальнейшем Скопин брал молодого матроса с собой !Г вахту и показывал, как надо выполнять инструкции, рассказывал о возможны:' случаях поломок или неис правностей. о том. как быстро устранить повреждение. Член бюро помог Резниченко разобраться в схемах и чертежах заведы- вания, изучить боевой пост. Забота акти виста о выучке комсомольца дала хорошие результаты. Матрос Резниченко стал зна чительно внимательнее нести вахту, со держать заведыванпе в образцовом состо янии. Конкретную индивидуальную работу проводили и другие активисты. Большую помощь командиру оказывают комсомольцы в подготовке и проведении технических собеседований. Недавно, на пример. здесь прошло собеседование по устройству корабля. Члены ВЛКСМ про врли ряд бесед, изготовили схемы, черте жи, помогли докладчикам подготовиться сами выступили на собеседовании. Умело используют активисты в своей работе по выращиванию классных специалистов другие Ф ормы технической пропаганды Здесь регулярно выходят боевые листки радиогазеты, рассказывающие о лучших воинах корабля, об их опыте обслужива ния боевых механизмов, читаются лекции В этом отношении бюро обратилось за по мощью к партийной организации. При участии коммунистов на корабле были прочитаны лекции: «Преимущество совет ских кораблей перед кораблями капита листических стран», «Развитие торпедно го и минного оруяшя после войны »^ ^Значение радиолокации в современной войне» и другие. / Надо сказать, однако, что в работе ком сомольских организаций по выращиванию классных специалистов дело не везде об стоит благополучно. Есть еще организа ции, где этой важной работой занимают ся кампанейски. II не случайно поэтому некоторые воины из-за слабой подготовки не сдаю г зачетов на классность. Так. на- пг.имер. получилось с комсомольцами Строгановым и Силковым. Члены бюро пе прор.ели должной работы с молодыми п малоопытными специалистами, не прив лекли к этому делу отличников. После сдачи зачетов активисты подразделения не вели никакой работы с классными спе циалистами. А это привело к тому, чго комсомолец Науменко начал нарушать во инскую дисциплину, плохо относиться к содержанию техники. За недисциплини рованность и зазнайство комсомолец На уменко был лишен высокого звания клас сного специалистд. Выращивание новых мастеров военно го дела — важная и почетная задача. Комсомольские организации должны зани маться этим вопросом систематически, изо дня в день. В планах работы бюро еже месячно должны планироваться, а затем я проводиться мероприятия, способствую щие всестороннему изучению корабельной техники. Для этого нужно практиковать проведение вечеров техники и техниче ских собесе юваний организовывять об мен опытом, проводить беседы классных специалистов на боевых постах, заседания бюро с обсуждением конкретных вопросов, как комсомольцы того или иного отделе ния. группы изучают боевое оружие и готовятся стать классными специалиста ми. Беседы на естественно-научные темы о р с к и е н е д р а Читатели нашей газеты тт. Сомкни, Жигалов и Турбанов обратились в редак цию с просьбой рассказать о морских недрах, их животном и растительном ми ре. Печатаем статью, в которой освеща ются эти вопросы. океанские и морские понпжепия дна за сыпать материалом оуши, то тогда яич ной шар был бы покрыт слоем воды тол щиною около 2,5 километра. ПА СНИМКЕ : покраска якоря крей* сера. Фото И . Пикшиова. =— В выходной день— Массовые мероприятия в один из выходных дней начались у нас встре чей лучшего шахматиста старшего лейтенанта Наволоцкого с шахматиста ми подразделения. В сеансе одновре менной игры на двенадцати досках, прошедшем напряженно, Наволоцкий десять партий выиграл, одну проиграл и о д н у партию свел вничыо. Затем на волейбольной площадке встретились две команды Физкультур ников, где капитанами старшина 2 статьи Васильев и младший сержант Троицкий. Со счетом 3 :2 победила команда, возглавляемая тов. Василье вым. Большой интерес у воинов вызвала игра в футбол. Команда, где капитаном лейтенант Васильев, встретилась с футболистами, возглавляемыми т. Ива новым. То у одних, то у других ворот создавались острые моменты. Однако более натренированной оказалась команда, возглавляемая тов. Ивано вым. Она проявила большую волю к победе и выиграла встречу со счетом 4 :1 . Хорошо отдохнули воины в этот день. Ефрейтор В. ЗЫКОВ. Мастер своего дела Когда матрос Пиший получил достаточ ные практические навыки по •• приго товлению пищи, его назначили поваром. Любит свое дело воин, дорожит оказанным доверием. Много старания он прилагает к тому, чтобы пища была разнообразной и вкусной. В часы обеда и ужина Пиши» бывает среди личного состава, прислуши вается к замечаниям о приготовленных блюдах, учитывает пожелания сослужив цев в своей работе. Командир неоднократно поощрял пова ра за хорошую работу. Старший матрос М. НИКАН0Р0В. Полторы нормы за смену Бригада младшего сержанта Фулитки считается одной из передовых в подразде лении. Вонны-строители выполняют нор мы до 150 процентов. В настоящее время строители еще энер гичнее взялись за работу. Они полны стремления добиться новых успехов в труде. Н. ЛУХНЕВ. Глядя на «безбрежную поверхность мо ря, трудно даже себе представить, что под нею, в морских недрах, органиче ский мир оолее многообразен, чем на су ше. А между тем это так. На Долю мо рей и океанов приходится 7 4% от всех животных и растений земного шара. Почему же в м о р с к и х недрах органи ческая жизнь iVuee многообразна? Здесь оказывают свое влияние несколько фак торов и, прежде всего, фактор питания. Растения пуши часто вынуждены иметь длинные корни, чтобы с их помощью до бывать себе воду и питательные вещест ва. А в соленой воде растворено много питательных веществ. Морские растения со всех сторон окружены питательным ьаство|н>м, и поэтому они гораздо лучше обеспечены нищей, чем растения на cy nic. Подводные «луга» более урожайны. С одного гектара морского дна можно снять до 20 тонн водорослей, в то время как на суше та же единица площади дает урожай луговых трав не более 4 тонн. II разнообразие водорослей достигает вну шительной цифры, а именно 9— 10 ты сяч видов., В воде более благоприятные условия для жизни, чем в воздухе еще и потому, что вода имеет в течение года более по стоянную температуру. Если на суше в некоторых местах разница между темпе ратурами воздуха зимы и лета достигает 8 0— 90 градусов, то в морях сезонные различия в температурах воды ооычно не превышают 20 градусов. В условиях Заполярья проникновению холода вглубину препятствует лед, вследствие чего и в центре Арктики з толще воды царит многообразная жизнь. Надо также иметь в виду, что плотность воды в 720 раз больше плотности возду ха. Поэтому морским животным гораздо легче поддерживать свое тепло, чем жи вотным суши. Самые крупные ископаемые живот ные, обитавшие когда-либо на суше, — огромные динозавры имели вес не более 80 тонн. Современные же гиганты морей — голубые киты достигают 120 тонн веса, что соответствует весу 25 слонов иль 130— 150 быков. Если кит окажет ся случайно на суше, то он с к о р о уми рает от удушия. вызываемого тяжестью собственного тела. В воде же, как в бо лее плотной среде, эти исполины чувст вуют себя превосходно. В море обитают и самые к-рулные рас- тения. Им в более плотной среде гораз до легче поддерживать себя, чем назем ным растениям. Высота наземных расте ний не превышает 100— 125 м, в то время как некоторые водороелп достига ют 150— 200 метров. Животные и растения суши обитают, главным образом, на дне воздушного океана. В океанах же и морях жизнь развивается не только на дне но и во осей толще. На долю морей и океанов приходится 7 1% всей поверхности нашей планеты. Средняя глубина всех океанов и морей составляет 3,7 километра, а самая боль шая известная пока глубина достигает почти 11 километров. Насколько много на земном шаре во ды. видно из следующего. Если бы все Таким образом морские недра очень велики, а условия жизни в них весьма благоприятны. В очень далеком прошлом жизнь на нашей планете зародилась в море, а за тем, много сотен миллионов лет спустя, развились и наземные организмы. На сколько многообразна теперь жизнь в морях и океанах, видно хотя бы из то го, что отних только рыб насчитывается солее 10 тысяч видов. Естественно, что не все эти виды рыб с ’едо'ты . В на стоящее время имеют промышленное зна чение около 1000 видов рыб. Но и из этого уже видно, насколько велики богат ства морских недр. Еще более разнообразно донное населе ние морей, так как оно лучше Обеспечено шицей, чем население водной толщи. Пи- щ.ч надает на дно чаще всего в виде трупов животных, обитавших ранее в толще воды. Приближенные вычисления показывают, что иод квадратным кило метром поверхности морей и океанов находится ib среднем 50 центнеров рыо. китов и других активно плавающих жи вотных. Иначе говоря, в морских и океанских недрах Земли жнвет не менее 180 миллиардов центнеров активно пла вающих животных! Вес же лонного насе ления исчисляется в 80 миллиардов центнеров. В отличие от земных недр, запасы живого вещества в недрах морей посто янно возобновляются, и при разумном хо зяйственном ведении промысла урожай ность морей едва ли (уменьшится. В настоящее время люди добывают из недр Земли полезные ископаемые с глу бины до двух и более километров. Мор ские же недра используются пока на глубинах до 500 метров. Именно этот верхний слой морей и океанов и служит ареной интенсивного промысла. Мировой промысел рыб и других мор ских животных составляет не более 180 миллионов центнеров. Таким образом в настоящее время люди используют только 1 /1000 часть от общего веса морских активно плавающих животных. Kjm>m6 активно плавающих и донных животных в толще воды обитает огром ное количество мельчайших организмов, соединенных общим названием планктон. Размер этих растительные и животных организмов может быть от нескольких сотых долей миллиметра до нескольких миллиметров. В переводе с греческого слово «планк тон» означает «парящий», «носимьп'Ь. Эти организмы об’единены данным терми ном потому, что они не имеют органоз для активного плавания в воде и могут лишь переноситься в ней морскими тече ниями. Планктон считается самой многочи сленной группой живых организмов, оби тающих в недрах морей и океанов. В те чение года планктон лает несколько по* колений. Общий вес планктона во всех океанах и морях достигает нриблизитель- но 3 .600 миллиардов центнеров. Вот эта- то масса живого вещества и служит ни щей для рыб и многих морских зверей. Вес планктона в 20 раз больше веса рыб и китов, которые питаются этими организмами. Отсюда легко себе 1 гредста- влть, какое огромное практическое зна чение имеет для человека планктон. Ско пление планктона служит пастбищем для откорма многих промысловых рьгб. Главное богатство морских недр — рыба. Она уже давно, со времен камен ного века, употребляется человеком, как полезная и вкусная пища. Помимо рыбы в недрах морей и океа нов находится много полезных и ценных веществ. В морях добываются губки, ши роко применяющиеся в быту и в техни ке. Для украшений и художественных изделий добывают кораллы, жемчуг, пер. лам утр и панцыри черепах. Жир кито- образных идет для пищевых целей, для изготовления витамина «А», для техни ческого применения и получения ряда хгмических продуктов. Водоросли применяются для удобрения, ксрмления скота, набивки мебели, из них дся*ывают иод и вещество агар-агар, на шедшее широкое применение в бактерио логии, медицине, текстильном производ стве и в кондитерском деле. Из этого да леко неполного перечня веществ видно, что в недрах морей и океанов содержатся огромные богатства. Мысль советских ученых и новаторов производства работает теперь над тем, чтобы еще больше расширить ассортимент полезных для человека веществ. Двенадцать морей, соединяющихся с океанами, и два больших замкнутых mo ps ' омывают берега Советского Союза. Ни одна страна мира не владеет такими об ширными морскими просторами и такими разнообразными морями, клк наша люби мая Родина. Среди наших морей Баренцово море имеет свои особенности и оогатотвл. Ветйь теплого океанского течения Гольф стрима широкой дугой проходит чер'Ч южную и центральную части моря, до стигая района Новой Земли. Это течение не только отепляет море, но и делает его среди других арктических морей более продуктивным. В промысловом отношении особенно бо гатым районом является вся южная часть моря до 7 4 ’ северной широты. Именно здесь, в этих районах, и сталкиваются пришедшие из Атлантики теплые воды с холодными арктическими ’ водами. При столкновении же этих вод происходит перемешивание слоев, вследствие чего кислород (газ. необходимый для разви тия жизни) от поверхности моря прони кает до самого дна, а со дна к поверх ности поднимаются питательные веще ства. Это способствует бурному разви тию планктона и донных организмов. Сюда из северной части Атлантического океана устремляются на откорм огромные, массы трески, сельди и других промы словых рыб. Несмотря на то. что Баренцово море Л;'жпт за Полярным кругом, оно благода ря теплому атлантическому течению по характеру животного мира ближе к ев ропейским морям, чем к поля-рным. В кедрах Баренцова моря только одних рыб обитает более 100 видов. Наши моря таят в себе огромные бо гатства. Задача состоит в том. чтобы с каждым голом все более умело использо вать их. II эта задача, в выполнении которой значительная роль принадлежит и рыбному промыслу Баренцова моря, успешно осуществляется. Добыча рыбы ч нашей стране непрерывно растет. Богат ства морей все более полно и умело ис пользуются на благо людей, для повыше ния их материального уровня. Просторы и богатстйа наших морей на ходятся пол надежной охраной верных сынов своей любимой Родины — совет ских военных моряков. И. НИКИТИН, кандидат географических наук. Письмо бывшего североморца сослуживцам На днях рядовой Ломакин получил ппсьмо от младшего сержанта запаса Вла димира Антонова, который служил в этом подразделении. Бывший североморец в письме рассказал своим боевым товари щам о том, как он трудится в колхозе, борется за рост сельскохозяйственного ироизвшетва. Тов. Антонов пожелал быв- шпм сослуживцам успехов в боевой и по литической подготовке. Рядовой Ломакин зачитал письмо своим сослуживцам. В. РОМАНОВ. Офицер беседует с матросами Индивидуальная работа по политическому воспитанию подчиненных Индивидуальная работа офицера с по*- собность любого подразделения, ооеспечи- чиненными является одной из Форм поли тического воспитания воинов. Она позво ляет хорошо изучить матросов, старшин, сержантов, их достоинства и недостатки, настроения, способности и наклонности. Знание подчиненных помотает офицеру правильно определить, что нужно сделать для развития и воспитания iy них высо ких морально-боевых качеств. Некоторый опыт индивидуальной рабо ты по политическому воспитанию лично го состава имеет офицер Охотников. Его подчиненные не только глубоко знают изучаемый материал, но и хорошо разби раются в современной обстановке, отчет ливо понимают свой Долг перед Родиной, свои обязанности по слуяабе и делают все так, как учат уставы, как требует Воен ная присяга. Капитан-лейтенант В. ПУЗИК. Такого успеха офицер добился благода ря правильному и умелому сочетанию боевого обучения с политическим воспи танием. Тов. Охотников часто беседует с воинами, раз’ясняет им решения партии и правительства, задачи, стоящие перед ними. Офицер всегда подчеркивает, что бег глубокого понимания своего долга нель зя успешно выполнить поставленные за дачи. и подтверждает это примерами из жизни страны и подразделения. Так, когда мзтрос А. Красовский одно время нару шал дисциплину, халатно относился к выполнению указаний, вступал в прере кания со старшими офицер напомнил ему в беседе слова М. В. Фрунзе о том, гто военная организация — это специ фическая служба, требующая от своих членов особой четкости, точности, испол нительности выдсря;кп. быстроты при выполнении всех распоряжений. — Эти качества. — сказал Охотников, в сумме своей определяющие боесио- _ влютсл, прежде всего, неукоснительным, строжайшим соблюдением требований уставов, выражающих законы нашей жизни. Он напомнил матрооу о славных делах советских людей, мирный труд ко торых призваны защищать воины Армии и Флота. Далее офицер об’яснил воину, что жить по уставу, это значит действовать в пол ном соответствии с его требованиями, что в этом одна из отличительных спо собностей передовых матросов, старшин и сержантов. В подтверждение сказанного он привел в пример орудийный расчет младшего сержанта Лунева, в котором все занятия проходят точно по уставу, матросы всегда подтянуты, дисциплини рованы. Благодаря строгому соблюдению распорядка дня, в этом расчете ни одна минута учебного времени не проходит по напрасну. Все это позволяет личному со ставу добиваться хороших успехов в бое вой учебе. — А вот ваш расчет. — говорил Охот ников, — из-за недисциплинированности отдельных матросов, таких, кчк вы, тов. Косовский , до сих пор плетется в хво сте. Матрос правильно понял офицера и вскоре начал заметно исправляться. Но капитан Охотников попрежнему следил за его службой, поведением. Они часто встречались, и ни одна встреча не про ходила бесследно. В одном случае офи цер советовал матросу прочитать инте ресную статью из газеты или журнала, в 1 р у г о м — вел с ним беседу о Прися ге. воинской чести, бдительности, боевых традициях. Все это благотворно сказалось на формировании морального облика воина. повышало его политический к г у г о з о р . сознательность. Воин уже боль ше не нарушал дисциплины, показывал хороший пример в учебе и службе. Сей час тов. Красовский повышен в должно сти. Вот другой пример, характеризующий офицера Охотникова как вдумчивого вос питателя подчиненных. Матрос Кудимов не проявлял должного внимания к содержанию боевого поста, на вверенной ему технике появилась грязь. Офицер обратил на это серьезное внимание. В беседе с матросом он выяс нил, что воин не понимает своей роли в борьбе советского народа за дальнейшее укрепление могущества социалистической Родины, и поэтому нес службу с прохлад цей, без особого прилежания. Однажды офицер проводил политиче ские занятия, на-которых активность ма тросов была особенно большой. Обсуждал ся вопрос о сбережении техники. Но Ку димов отмалчивался. Тогда тов. Охотни ков вечером пригласил к себе матроса и вызвал его на откровенный разговор. Офицер рассказал матросу о прочитан ных в газете статьях трижды Героя Со ветского Союза А. Покрыт кин а . . — Мне хочется напомнить вам случай г летчиком А. Покрыткиным, — говорил Охотников. — В одном из боев его само лет был подбит. Приземлившись и осмотрев самолет, Покрышкпн убедился, что после небольшого ремонта машина снова может быть в строю. Наши войска в то время отступали. Проходившие мимо бойцы пре дупреждал и Покрышки на. что гитлеровцы уже проникли в наш тыл. Кто-то даже сказал: — Летчик, бросай своего «коня», да вай пробираться вместе. — Бросить своего «коня», — вспо минает Иокрышкин, — я не мог. Это бы ло мое оружие. — С помощью бойцов летчик прикрепил самолет на буксир грузовой машины и вышел из окружения. Так п о с т у п а л и со ветские воины на фронте, — сказал Охотников. — В нашем подразделении тоже есть много воинов, — продолжал офицер.— ко торые не за страх, а за совесть созна тельно выполняют все требования уста вов, борются за отличное сбережение техники, хорошей учебой помогают под разделению выйти в число передовых. Он рассказал подчиненному о достижениях нашей Родпны в коммунистическом строи тельстве, о преимуществах социалисти ческого строя перед капиталистическим. В беседе офицер подчеркнул, что по-на стоящему любит Родину тот воин, кото рый служит ей добросовестно, четко вы полняет требования Присяги. Здесь же он газвал фамилии передовых воинов — старших матросов Мальца и Архипова. — Таких матросов, как Мальц и Ар хипов, — сказал офицер. — у нас в подразделении много. Они добросовестно вв полниют свой долг перед советским народом и социалистической Родиной. За это их уважают, а о их патриотических делах пишут письма родным и знакомым. В другой раз тов. Охотников в беседе с воином использовал выступления от пускников среди матросов, советовал чи тать произведения художественной лите ратуры. После этих бесед матрос Кудимов стал все больше и больше уделять внимания сбережению оружия. Росла заметно и его политическая активность. Офицер Охот ников направил ее на достижение новых успехов в учебе воина, на глубокое изу чение и умелое обращение с первоклас сной боевой техникой. Многие офицеры этого подразделения так же, как капитан Охотников, система тически занимаются политическим воспи танием подчиненных, повышают их идей ный уровень. Большую работу проводят они по раз’яснению решения июньского Пленума ЦК КПСС и важнейших материа лов партии и Советского правительства. Сам офицер Охотников много работает нал повышением своего идейного уровня. Он приобрел себе библиотечку, в которой имеются произведения классиков марк сизма-ленинизма, много книг художест венной литературы. Офицер знает, что птейно-политическая закалка, политиче ская сознательность воинов благотворно сказываются на решении задач, стоящих перед подразделением, на достижении от личных показателей в боевой подготовке. Офицео В. ЩУКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz