На страже Заполярья. 1954 год. Июль.
За нашу Советскую Родину! и я СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а JV» 168 (5010 ). Суббота, 1 7 И Ю Л Я 1954 года. Гоа издания 18-й. КОМАНДИРСКАЯ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИН И СЕРЖАНТОВ Пп улице в расстегнутом бушлате шел матрос. Бескозырка была сдвинута на за тылок. Он толкал прохожих, не уступал дорогу женщинам. Об отдании воинской чести этот нарушитель дисциплины за был. Мимо матроса прошел старшина. Он даже не обратил внимания на такое по зорящее честь советского воина поведе ние. А тот, видя «-снисходительность» старших, продолжал свои неблаговидные поступки. Пресек их только комендант ский патруль. Нарушителем оказался ма. трос Зябкин, у которого не было с собой ни служебной книжки, ни уволь нительной записки. Можно с уверенностью сказать, что прошедший мимо грубейшего нарушения воинской дисциплины старшина — пло хой начальник и воспитатель своих под чиненных. Только этим можно об'яснить тот факт, что он не задержал матроса, не проверил у него документов и не пресек на месте его грубейший проступок. Та кой старшина, вероятно, свыкся с подоб ными случаями у себя в отделении. А уж до матроса с другого корабля ему и де ла нет. «Моя хата с краю — я ничего че знаю», — рассуждают обычно такие то варищи. Такие рассуждения приносят вред слу жбе. С ними необходимо вести самую ре шительную борьбу. Командиры, рассужда ющие так, забывают, что крепкая воин ская дисциплина — основа успехов в учебе и службе, залог победы в бою. Вот почему старшины и сержанты должны неослабно укреплять воин скую дисциплину и проявлять стро гую требовательность. Они обязаны при этом повседневно воспитывать подчиненных в духе преданности социа листической Родине, в духе сознательно го выполнения своего долга и личной от ветственности каждого воина за дело за щиты Отечества. Таково требование Ком мунистической партии и Советского пра вительства. Командиры отделений и старшины групп несут полную ответственность за боевую и полптичесиую подготовку. за дисциплину и организованность подчинен ных. Успет их работы во многом зави сит от умения воспитывать моряков, ре шительна и твердо насаждать воинскую дисциплину и порядок. Тот, кто забывает о5 этом, кто проходит мимо проступков, оставляя их без должного воздействия, кто не ведет борьбы с нарушителями, тот не. может рассчитывать на высокие ре зультаты в учебе и службе подчиненных. Требовательность командира должна быть постоянной всегда и во всем. В дис циплине нет мелочей. Жизнь показывает, что любое на первый взгляд мелкое на рушение воинского порядка или отступле ние от уставных ппавил флотской служ бы приводит впоследствии к более тяже лым проступкам. Чтобы этого не случалось, каждый старшина и сержант должен постоянно и тго-уставному требовать от всех подчи ненных выполнения ими обязанностей, изложенных в уставе. Это, как и строгий контроль за их действиями, — одно из важнейших условий, обеспечивающих поддержание дисциплины на должной вы соте. На кораблях и в частях нашего флота есть немало командиров отделений и старшин групп, которые проявляют вы сокую командирскую требовательность к матросам. К числу таких следует от нести старшего сержанта Иванова. Он не только отличный специалист, но и требо вательный командир отделения. Для него ист маловажных проступков, на которые межно было бы не обращать внимания. Тов. Иванов умело сочетает высокую тре бовательность с кропотливым повседнев ным воспитанием своих подчиненных. «Как-то один из воинов пренебрежи тельно отнесся к заправке койки, допу стил нетактичность в разговоре с коман диром отделения, — пишет военкор Ка- шаФетдинов. — Старший сержант Ива нов напомнил подчиненному уставные требования, показал, как надо делать за правку постельной принадлежности, и строго приказал впредь делать все по- уставному. И надо сказать, что это возымело свое действие. Воин стал луч ше относиться к служебным обязанно стям и соблюдать распорядок дня. Он уже заслужил несколько поощрений от коман дира». Учить, требовать, воспитывать — вот гравило старшего сержанта Иванова. Высокая требовательность в сочетании с поощрением примерных воинов привела ?; тому, что в этом отделении нет наруше ний дисциплины и оно считается луч шим в подразделении. Высокую требовательность к подчинен ные следует сочетать с отеческой забо той о них. Воинам надо повседневно раз’- яснять требования уставов. А для этого старшине и сержанту необходимо самому отлично знать их. четко представлять сгон права и обязанности, умело пользо ваться ими. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Союза ССР обязывает каждого на чальника решительно и твердо требовать соблюдения воинской дисциплины, раз вивать и поддерживать у подчиненных сознание чести и достоинства советского воина. Однако некоторые старшины и сержан ты слабо выполняют это уставное требо вание. Они еще не прониклись сознани ем важности своей роли в укреплении дисциплины и порядка на корабле, в ча сти. Кое-кто из них вместо прояв ления решительной требовательности к нарушителям занимается отовариванием. Нельзя допускать панибратство, ста раясь прослыть «добрячками» или подде лываться под отсталые настроения отдель ных своих подчиненных — лишь бы не выносить «сор из избы». Такие старшины и сержанты, которые встают на ложный путь, не «удут иметь авторитета и ува жения среди матросов. Кроме того, подобные взаимоотношения с подч 1 гненньгми противоречат духу на ших уставов и Военной присяги. Как можно говорить о высокой дисциплине, когда матросы не получают четких уставных приказаний от своих непосред ственных начальников, когда подчинен ные видят, что эти начальники сами че являются примером добтюсовестного вы полнения воинского долга. У таких старшин можно и приказания выполнять кое-как и службу нести неряшливо. А это и принесет большой вред делу. Не допускать такие недостатки в дис циплинарной практике старшин и сер жантов — значит повысить их коман дирскую роль в обучении и воспитании подчиненных. Командиры отделений и старшины групп должны повседневно до биваться соблюдения строгого уставного порядка, умело сочетать высокую требо вательность к воинам с отеческой заботой об их нуждах и запросах. Образцовое выполнение старшинами и сержантами своего служебного долга бу дет способствовать повышению боевой го- товно.гги кораблей и частей, порядку и организованности на флоте. Ж S Ч V . t e s j :jSgj Воронежская область. Тулнновскнй строительный участок № 1 областного управления сельского хозяйства ведет строигельство межрайонных мастерских для капитального ремонта тракторных и комбайновых моторов. Для рабочих мастерских сооружается 12 двухквар- тионых домов, двухэтажное общежитие, магазин, столовая, клуб, детский сад, колодец с водонапорной башней. НА СНИМКЕ: строительство клуба для рабочих мастерских. На переднем плане — бригадир каменщиков Н. П. Д а выдсс. Фото А. Зенииа (Фотохроника ТАСС). Комплексная уборна урожая Ценное усовершенствование Афанасия Щербинского Р0СТ0В-на-Дону, 16 июля. (ТАСС). Комбайнер Азовской МТС Герой Социали стического Труда Афанасий Васильевич Щербинский почти семь лет применяет на колхозных полях различные приспособле ния, чтобы комплексно убирать урожай, не только вымолотить хлеб, но одновре менно и собрать всю скошенную солому и полову. Новатор создал оригинальную конст рукцию соломополовосборшика. За ком байном благодаря ему не остается нико - пеь соломы, ни половы. Пока комбайнер работает с одним сборщиком. наполняя его соломой и половой, другой — разгру жается около фермы, а третий в это время находится на пути к комбайну: от цепка от комбайна наполненного и под ключение к нему порожнего производится нн остановке в течение минуты, а по грузка зерна из бункера в машину — на ходу. Приспособление для раздельного сбора соломы и половы, обеспечивающее их до ставку к месту хранения, представляет собой большую метатлическую камеру с дмумя отсеками емкостью в восемь ку бических метров для сбора половы и ем костью 42 кубических метра — для со ломы. В каждый отсек вмонтирована во локуша, позволяющая быстро освобождать собиратель v места скирдования. Первая опытная партия — девять со ломополовосборщиков «СПСЩ» конструк ции Щербинского изготовлена комбайпо строителями «Ростсельмаша» по заказу Министерства сельского хозяйства СССР. В первый день, когда с завода были до ставлены три соломоиоловосборщика, А. В. Шербинский смонтировал уборочный аг регат и в оставшуюся часть дня убрал им 10 гектаров ячменя. Затем управле ние агрегатом он передал своему сыну студенту Ростовского государственного университета Григорию и штурвальному Василию Савченко. Новым агрегатом мо лодые механизаторы убрали 100 гекта ров колосовых культур, намолотили с каждого из них почти по 100 пудов зер на. Срезанные солома и полова собраны и заскирдованы v Фермы. — Приспособление Щербинского, — рассказывает колхозный агроном тов. Чумак. — обеспечивает нам полный сбор кормов: все. что срезано комбайном, — собрано и сразу же доставлено к ферме. Пеле, по которому прошел агрегат, не нуждается в дополнительной очистке граблями, оно совершенно чистое. Кол хоз может незамедлительно приступать к пахоте. Обычно же солома и полова сбра сываются на стерню и лишь затем стя гиваются на край полей. Комплексная уборка урожая по мето 1 у А. В. Щербинского одобрена Ростовским обкомом партии. Сейчас косовицу хлебов с одновременным сбором и отправкой от комбайнов к местам скирдования соломы и половы ведут многие передовые, механи заторы Азовского района. Машинно-трак- iv'PHbie станции района своими силами изготовили около двух десятков приспо соблений Щербинского. Митинг памяти А. П. Чехова у могилы писателя 15 июля — в день пятидесятой годов щины со дня смерти Антона Павловича Чехова в Москве, на Ново-Девичьем клад бище, у могилы писателя состоялся ми тинг, посвященный его памяти. К 12 ча сам здесь собрались литераторы, ученые, артисты, представители различных обще ственных организаций и трудящихся сто лицы. Митинг открыл председатель Всесоюз ного комитета по проведению 50-летия со дня смерти 4- П. Чехова К. А. Федин. Он говорил о бессмертии подвига русского пи сателя, о том, что Чехова в эти дни с особой теплотой вспоминает вся наша страна. Чехов вечно жив для русской ли тературы, театра, всего советского народа. Таково замечательное свойство необык новенного но силе чеховского дарования. От имени Советского комитета защиты мира выступил С. А. Герасимов, отметив ший, что книги Чехова, проникнутые стремлением к правде, красоте, верой в светлое будущее, читают и любят люди во всех странах. Имя его звучит, как сим вол любви к человечеству, защиты мира во имя счастья людей. На митинге выступили народный ар тист РСФСР В. А. Орлов, академик В. В. Виноградов, румынский поэт Михай Бе- нюк. Па могилу А. П. Чехова были возложе ны венки от 0. Л. Книппер-Чеховой, М. П. Чеховой, от Всесоюзного комитета по про ведению 50-летия со дня смерти А. П. Че хова, Союза советских писателей СССР, Московского художественного театра. Со ветского комитета защиты мира, от ино странных писателей. На одном из венков— лента с надписью: — Великому русскому писателю А. П. Чехову от трудящихся Москвы. (ТАСС). Т Е Б Е , Л Ю Б И М А Я Р О Д И Н А ! Задание выполнено Навстречу Дню Военно-Морского Флота Специалист второго класса моряк Ге- рэськин является передовым воином ко рабля. Техника, которую он обслуживает, находится всегда в образцовом состоянии. Этому же он учит и своих подчиненные. Не случайно в его отделении имеется не мало хороших специалистов, отличников боевой и политической подготовки. Встречая День Военно-Морского Флота, североморец Гераськин добивается более высоких показателей в учебе и службе. Недавно на корабле нужно было выпол нить одно задание. Подчиненные Герась- ккна из’явили желание испытать своп силы и знания. — Учтите, товарищи, что это задание сложное. Оно требует напряжения всех сил, глубокого знания техники. Передовой воин пошел к командиру'. — Разрешите моему отделению выпол нить это задание, — попросил Герась кин. Командир разрешил. Закипела работа. Задание моряки выполнили успешно. Во ины сэкономили большую сумму денеж ных средств. Классного специатиста Ге- раськина командир поощрил краткосроч ным отпуском. Мастерство комендоров Когда стало известно о предстоящем вы ходе в море, подчиненные старшины 2 статьи Львова собрались на боевом по сту. — В этом походе, — сказал старши на, — нам придется преодолеть немало трудностей, чтобы справиться с постав ленными задачами. Поэтому мы должны безупречно подготовить материальную часть к действию и бдительно нести вах ту. Под руководством старшины Львова ма тросы тщательно проверяли состояние ме ханизмов. ...Море. Корабль идет точно по заданно му курсу. Весь личный состав находится на боевых постах. — Левый борт. Курсовой... открыть огонь, — поступила с мостика команда. Быстро и ловко работал старшин матрос Клюшин. Секунда, другая — п обойма в магазине. — Ксть! — докладывает заряжающий. Орудие готово к открытию огня. Такая четкость в работе пришла не сразу. !-)то достигнуто упорным, к р о п о т л и в ы м трудом. В первые дни у Клюшина было немато ошибок. То опоздает принять обойму, то сделает неправильный шаг и замешкается, то поспешит и допустит пе рекос патронов в магазине. Но горячее стремление и упорство помогли ему четко отработать все приемы. Сноровисто действовал на боевом посту и матрос Ерошов. Он выполнял обязанно сти горизонтального наводчика. Отличное знание специальности, высокая сознатель ность — характерные черты матроса Еро- шова. Хорошо помнит старшина Львов то вре мя, когда Ерошов чувствовал себя неуве ренно на боевом посту. Действия его бы ли неточны, он не мог уложиться в нор матив. На помощь воину пришли коман дир и сослуживцы. Они помоглп отрабо тать Ерошову практические приемы до ав томатизма. Командир корабля высоко оценил рабо ту комендоров, и всему отделению старши ны 2 статьи Львова об’явпл благодар ность. В этом походе моряки продемонст- гировали высокое воинское мастерство, умение преодолевать трудности походно боевой обстановки. Море — лучшая школа боевой выучки. Поэтому в j время каждого похода Львов тренирует подчиненных, учит их действо вать точно по инструкции в любой обста новке. Занятия по специальности, трени ровки с каждым днем обогащают знания моряков. Выросло число отличников На корабле Н. каждый моряк в эти дни служит и учится с еще большим напря жением сил. Здесь за последнее время значительно выросло число отличников осевой и политической подготовки. Сррди них — старшина 1 статьи Барсуков. Он — специалист первого класса. Несмотря на богатый практический опыт, гтаршпна не останавливается на достигнутом, а си стематически и настойчиво совершенству ет свое боевое мастерство, овладевает по литическими знаниями. Передовой моряк настойчиво учит под чиненных военному делу. В отделении вы росло число отличников боевой и полити ческой подготовки и классных специали стов. Возьмем, к примеру, старшего ма троса Седова. Он является специалистом высокого класса. В его карточке взыска ний и поощрений записан ряд благодар ностей от командира за образцовое содер жание и эксплуатацию техники. Хорошо правит службу и матрос Чоба. Он за короткое время сумел зарекомендо вать себя с положительной стороны. В на стоящее время матрос вахту несет са мостоятельно п без малейших замечаний. Замечательных успехов в учебе добился старший матрос Игнатьев. Командир неод нократно отмечал его примерность в служ бе. Исполнительность и инициатива в бое вой подготовке дали возможность Игнатье ву стать в число лучших людей корабля. Вверенная ему техника всегда находится в чистоте, исправности и боевой готовно сти. За высокие показатели в учебе и служ бе командир в своем приказе об'явпл стар шего матроса Игнатьева отличником бое вой и политической подготовки. Подобные примеры здесь не единичны потому, что каждый моряк корабля, как и все воины наших доблестных Вооружен ных Сил, проникнут глубоким чувством ответственности за укрепление активной обороны Родины от агрессивных действий ее врагов. А. МИХАЙЛОВ. БУДНИ МОРЯКОВ Новые учебные программы В Министерстве просвещения РСФСР закончилась разработка новых учебных программ и планов. Они созданы с учетом осуществления политехнического обуче ния в школе. Одной из основных задач школы яв ляется подготовка молодежи к практиче ской деятельности. Этому в значительной степени помогут занятия по новой учеб ной программе. В 1— 4 классах с нынешнего года вво дятся уроки ручного труда. Дети научат ся делать различные предметы из бума ги и дерева, ухаживать за растениями и животными. Учащиеся 5-х классов два часа в неделю будут трудиться на при школьных участках и в мастерских. В седьмых классах вводится новая про грамма по химии, в восьмых — по физи ке, в пятых — ио математике. Пятиклас сники научатся также пользоваться сче тами, моделировать, производить измере ния местности. Новая программа по чер чению вводится в 7 и 8 классах. Здесь большое внимание уделяется снятию эс кизов с натуры, чтению чертежей. Полезные практические навыки полу чат и школьники старших классов. Одновременно приняты меры к устра нению перегрузки учащихся. Значитель но сокращается программа по биологии. Облегчена программа по арифметике, рус скому языку, естествознании), географии, иностранному языку, истории. Вдвое со кращается время на изучение логики и психологии. З а н ^ и я по новым программам начнут ся с 1-го сентября. К этому времени Учпедгиз выпускает новые учебники 18 названий. (ТАСС). Корабль находился в мо ре. Немало потрудились воины в этом походе. Каж дый выполнял свои обя занности так, как требуют Присяга и уставы. В походе проводились учебные стрельбы, резуль тат которых командир ко рабля оценил высоко. В этом была заслуга всех ко мендоров. действовавших слаженно и четко в слож ных условиях. Сильная качка мешала морякам вы полнять свои обязанности. Но они выдержали все ис пытания и с возложенны ми задачами справились успешно. Особенно от.тичился старший матрос Лебедев. Все вводные он выполнил с высокой оценкой. После похода командир корабля поощрил его внеочередным краткосрочным отпуском. Таких результатов комен дор добился не случайно. Каждый день он стремится усвоить что-то новое, еще не изученное ранее. Од нажды, подготовляя оруоае к походу. Лебедев обнару жил, что один из механиз мов проворачивается тя жело. Старший матрос об ратился за помощью к старшине. — Товарищ старшина. — попросил он. — об’яс- ните, в чем причина? Командир пошел с под чиненным на боевой пост. Ставший матрос Лебедев еще раз осмотрел заведы- ванпе, но ничего не обна ружил. Тогда старшина по советовал ему провернуть штурвал наводки вручную. — Механизм работает отлично. — доложил Ле бедев. — Тогда проверим смаз ку. Моряки приступили к работе. Под руководством старшины Лебедев вскрыл •крышки лебедки. Спустя некоторое время, когда мас ло было заменено, Лебедев вновь повернул механизм. — Все нормально, това рищ старшина. — доложил он. Старший матрос Лебедев постоянно учится у стар шины настойчивости, тру долюбию. В морских по ходах моряк закатялся, привыкал сноровисто об служивать вверенную ему технику. Комендор ®сегда отличался ревностным от ношением к исполнению своих обязанностей, боль шим трудолюбием. Был случай, когда один из но мерных некоторое время отсутствовал на корабле. С разрешения старшины Ле бедев стал ухаживать и за его заведьгванием. Стар ший матрос успевал все делать своевременно. Моряк Лебедев стремится как можно лучше изучить боевую технику. Для это го он использует каждый удобный случай. Однажды старшина приказат одно му из комендоров переб рать стреляющее приспо собление. Находившийся рядом Лебедев обратился к •командиру: — Разрешите мне про извести эту работу. Хочу еще л)учше понять взаимо действие деталей. Старшина дал согласие. Переборка механизма была успешно пропзвеаена стар шим матросом Лебедевым. За образцовое выполнение задания командир об’явил ему благодарность. Так служит своей люби мой Родине старший ма трос Лебедев. Все его си лы направлены на глубо кое изучение техники. Воин готовит достойную встречу знаменательному празднику — Дню Воен но-Морского Флота. Стаошина 2 статьи Н. НРИВ0ЛАП0В. За умелые действия — поощрение По сигналу моряки быстро разбегаются по боевым постам. Заняв свои места, они ожидают приказаний. Заведывание стар шины Алюрова готово к действию. С ходового мостика поступает команда. Алюров быстро, без суеты выполняет необ ходимые приемы. Материальная часть ра ботает безукоризненно. Аппаратура, вве ренная тов. Алюрову, всегда находится в исправном состоянии. Являясь масте ром военного дела, старшина умело пере дает свой богатый опыт подчиненным. За умелые действия на походе коман дир об'явил старшине 2 статьи Алюрову благодарность. Старшина 2 статьи Е. ЖОХОВ. На торпедном катере Торпедный катер возвратился в базу. Командир отдал распоряжение личному составу построиться. — За умелые действия в море экипа жу катера об'являю благодарность. — Служим Советскому Союзу! — друж но ответили моряки. В этих словах прозвучали безгранич ная любовь воинов к своей любимой Ро дине, преданность делу Коммунистической партии и народу. ...Получив доклады о готовности боевых постов к походу, командир катера прика зал запустить моторы. Набирая скорость, катер выходит в открытое море. Плохая видимость, большие волны затрудняют условия плавания, но моряки уверенно действуют на боевых постах. В машинном отделении вахту несет старший матрос Андреев. Он внимательно наблюдает за приборами контрольного щи та, прислушивается к сигналам. Поступа ет команда увеличить число оборотов. Андреев быстро передвигает рычаги и докладывает командиру. Все чаще и чаще стали поступать сигналы. Корабль меня ет скорость, курс. Комсомолец Андреев уверенно действует у механизмов. Корабль идет на полных оборотах. Но моряки не ослабляют внимания, зорко сле дят за поверхностью моря. Обо всем заме ченном сразу же докладывается команди ру. Надежно работает связь. Радист со- спедоточенно прислушивается к звукам в эфире. Командир катера умело обучает подчи ненных, воспитывает их мужественными, закаленными воинами, смело преодолева ющими трудности походной обстановки. По возвращении катера в базу коман дир подвел итоги, сделал своп замечания. Личный состав использует выходы в мо ре для закрепления полученных знаний, приобретения прочных навыков по обслу живанию механизмов в любых условиях плавания. День Военно-Морского Флота моряки- катерники готовятся встретить новыми успехами в повышении своего боевого мастерства. С. 0МЕЛЮСИК. Передвижная выставка о боевом пути Северного флота Военно-морской музей нашего флота проявил хорошую инициативу — организовал в одном из подразделений пе редвижную выставку о боевом пути Северного флота, кото рую с большим интересом посетили воины. Перед ее откры тием офицер выступил перед личным составом с докладом о боевых традициях Северного флота. Передвижная выставка вызвала живой интерес у матро сов, старшин и офицеров и принесла большую пользу в по литическом и воинском воспитании моряков. Все материалы выставки размещены на нескольких стен дах. Первый стенд посвящен созданию Северного флота. Он рассказывает о том, как Коммунистическая партия и Совет ское правительство, последовательно и настойчиво проводя мирную политику, вместе с тем учитывали агрессивную по литику империалистов и укрепляли обороноспособность страны социализма. Неустанно совершенствуя Вооруженные Силы, Коммунистическая партия и Советское правительство в предвоенные годы делали все для того, чтобы у могучей Советской державы был соответствующий ее интересам, до стойный нашего великого дела морской и океанский флот. В этой связи создание Северного флота имело первостепенное значение. Оно полностью отвечало воле и желанию нашего народа. 22 июня 1941 года немецко-фашистская армия веролом ко вторглась в пределы СССР. Началась Великая Отечест венная война советского народа. К этому времени Северный Флот, как и другие флота, превратился в грозную для врага силу. Последующие стенды посвящены периоду активной обо роны советских войск в борьбе с фашистами. В это время Северный флот являлся верным помощником Совет ской Армии, сражавшейся с врагом на Крайнем Севере. Флот вел активные боевые действия. Подводники Колышки- нт, Гаджпева, Лунина, бесстрашные соколы Бориса Сафоно- са, катерники, морские пехотинцы — все воины флота по крыли себя бессмертной славой. Стойкость и мужество до блестных защитников Советского Заполярья задержали прод вижение войск противника на Мурманском направлении. Следующий стенд рассказывает о коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны — осень 1942 — ко нец 1943 гг. Северный флот, как и все Вооруженные Силы СССР, закалился в борьбе с врагом, накопил ценный боевой опыт. Он наносил сокрушительные удары по фашистским кораблям и войскам, наши моряки продолжали совершенст вовать свое боевое мастерство, овладевать самым передовым й мире советским военным искусством, они готовились к ре шающим битвам. 1944 год был годом решающих побед Советской Армии. Северный флот совместно с войсками Карельского фронта участвовал в десятом стратегическом ударе по врагу, кото рый завершился полным разгромом немецко-фашистских войск в Заполярье, освобождением Печенги и полным изгна нием врага из пределов Северной Норвегии. Об этом повест вует специально оформленный стенд. Далее рассказывается о завершающих победах СССР над гитлеровской Германией и империалистической Японией. Заканчивается выставка стендом на тему: «Послевоен ный период (1945— 1953 годы)». При всех достоинствах передвижной выставки нельзя не отметить и некоторых ее существенных недостатков. Так, например, из боевой истории Северного флота в передвиж ной выставке упущен целый период — участие флота в войне с белофиннами (конец 1939— начало 1940 гг.). Флот получил тогда свое первое боевое крещение, а личный со став показал высокие морально-боевые качества. Необходимо также приблизить выставку к сегодняшним дням, а не обрывать ее на 1953 году. И, наконец, ничем не об’яснпмо такое положение, когда передвижная выставка все еще не экспонируется для других подразделений. Г. СЕМЕНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz