На страже Заполярья. 1954 год. Июль.

За нашу Советскую Родину! и я СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а JV» 168 (5010 ). Суббота, 1 7 И Ю Л Я 1954 года. Гоа издания 18-й. КОМАНДИРСКАЯ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИН И СЕРЖАНТОВ Пп улице в расстегнутом бушлате шел матрос. Бескозырка была сдвинута на за­ тылок. Он толкал прохожих, не уступал дорогу женщинам. Об отдании воинской чести этот нарушитель дисциплины за­ был. Мимо матроса прошел старшина. Он даже не обратил внимания на такое по­ зорящее честь советского воина поведе­ ние. А тот, видя «-снисходительность» старших, продолжал свои неблаговидные поступки. Пресек их только комендант­ ский патруль. Нарушителем оказался ма. трос Зябкин, у которого не было с собой ни служебной книжки, ни уволь­ нительной записки. Можно с уверенностью сказать, что прошедший мимо грубейшего нарушения воинской дисциплины старшина — пло­ хой начальник и воспитатель своих под­ чиненных. Только этим можно об'яснить тот факт, что он не задержал матроса, не проверил у него документов и не пресек на месте его грубейший проступок. Та­ кой старшина, вероятно, свыкся с подоб­ ными случаями у себя в отделении. А уж до матроса с другого корабля ему и де­ ла нет. «Моя хата с краю — я ничего че знаю», — рассуждают обычно такие то­ варищи. Такие рассуждения приносят вред слу­ жбе. С ними необходимо вести самую ре­ шительную борьбу. Командиры, рассужда­ ющие так, забывают, что крепкая воин­ ская дисциплина — основа успехов в учебе и службе, залог победы в бою. Вот почему старшины и сержанты должны неослабно укреплять воин­ скую дисциплину и проявлять стро­ гую требовательность. Они обязаны при этом повседневно воспитывать подчиненных в духе преданности социа­ листической Родине, в духе сознательно­ го выполнения своего долга и личной от­ ветственности каждого воина за дело за­ щиты Отечества. Таково требование Ком­ мунистической партии и Советского пра­ вительства. Командиры отделений и старшины групп несут полную ответственность за боевую и полптичесиую подготовку. за дисциплину и организованность подчинен­ ных. Успет их работы во многом зави­ сит от умения воспитывать моряков, ре­ шительна и твердо насаждать воинскую дисциплину и порядок. Тот, кто забывает о5 этом, кто проходит мимо проступков, оставляя их без должного воздействия, кто не ведет борьбы с нарушителями, тот не. может рассчитывать на высокие ре­ зультаты в учебе и службе подчиненных. Требовательность командира должна быть постоянной всегда и во всем. В дис­ циплине нет мелочей. Жизнь показывает, что любое на первый взгляд мелкое на­ рушение воинского порядка или отступле­ ние от уставных ппавил флотской служ­ бы приводит впоследствии к более тяже­ лым проступкам. Чтобы этого не случалось, каждый старшина и сержант должен постоянно и тго-уставному требовать от всех подчи­ ненных выполнения ими обязанностей, изложенных в уставе. Это, как и строгий контроль за их действиями, — одно из важнейших условий, обеспечивающих поддержание дисциплины на должной вы­ соте. На кораблях и в частях нашего флота есть немало командиров отделений и старшин групп, которые проявляют вы­ сокую командирскую требовательность к матросам. К числу таких следует от­ нести старшего сержанта Иванова. Он не только отличный специалист, но и требо­ вательный командир отделения. Для него ист маловажных проступков, на которые межно было бы не обращать внимания. Тов. Иванов умело сочетает высокую тре­ бовательность с кропотливым повседнев­ ным воспитанием своих подчиненных. «Как-то один из воинов пренебрежи­ тельно отнесся к заправке койки, допу­ стил нетактичность в разговоре с коман­ диром отделения, — пишет военкор Ка- шаФетдинов. — Старший сержант Ива­ нов напомнил подчиненному уставные требования, показал, как надо делать за­ правку постельной принадлежности, и строго приказал впредь делать все по- уставному. И надо сказать, что это возымело свое действие. Воин стал луч­ ше относиться к служебным обязанно­ стям и соблюдать распорядок дня. Он уже заслужил несколько поощрений от коман­ дира». Учить, требовать, воспитывать — вот гравило старшего сержанта Иванова. Высокая требовательность в сочетании с поощрением примерных воинов привела ?; тому, что в этом отделении нет наруше­ ний дисциплины и оно считается луч ­ шим в подразделении. Высокую требовательность к подчинен­ ные следует сочетать с отеческой забо­ той о них. Воинам надо повседневно раз’- яснять требования уставов. А для этого старшине и сержанту необходимо самому отлично знать их. четко представлять сгон права и обязанности, умело пользо­ ваться ими. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Союза ССР обязывает каждого на­ чальника решительно и твердо требовать соблюдения воинской дисциплины, раз­ вивать и поддерживать у подчиненных сознание чести и достоинства советского воина. Однако некоторые старшины и сержан­ ты слабо выполняют это уставное требо­ вание. Они еще не прониклись сознани­ ем важности своей роли в укреплении дисциплины и порядка на корабле, в ча­ сти. Кое-кто из них вместо прояв­ ления решительной требовательности к нарушителям занимается отовариванием. Нельзя допускать панибратство, ста­ раясь прослыть «добрячками» или подде­ лываться под отсталые настроения отдель­ ных своих подчиненных — лишь бы не выносить «сор из избы». Такие старшины и сержанты, которые встают на ложный путь, не «удут иметь авторитета и ува­ жения среди матросов. Кроме того, подобные взаимоотношения с подч 1 гненньгми противоречат духу на­ ших уставов и Военной присяги. Как можно говорить о высокой дисциплине, когда матросы не получают четких уставных приказаний от своих непосред­ ственных начальников, когда подчинен­ ные видят, что эти начальники сами че являются примером добтюсовестного вы­ полнения воинского долга. У таких старшин можно и приказания выполнять кое-как и службу нести неряшливо. А это и принесет большой вред делу. Не допускать такие недостатки в дис­ циплинарной практике старшин и сер­ жантов — значит повысить их коман­ дирскую роль в обучении и воспитании подчиненных. Командиры отделений и старшины групп должны повседневно до­ биваться соблюдения строгого уставного порядка, умело сочетать высокую требо­ вательность к воинам с отеческой заботой об их нуждах и запросах. Образцовое выполнение старшинами и сержантами своего служебного долга бу­ дет способствовать повышению боевой го- товно.гги кораблей и частей, порядку и организованности на флоте. Ж S Ч V . t e s j :jSgj Воронежская область. Тулнновскнй строительный участок № 1 областного управления сельского хозяйства ведет строигельство межрайонных мастерских для капитального ремонта тракторных и комбайновых моторов. Для рабочих мастерских сооружается 12 двухквар- тионых домов, двухэтажное общежитие, магазин, столовая, клуб, детский сад, колодец с водонапорной башней. НА СНИМКЕ: строительство клуба для рабочих мастерских. На переднем плане — бригадир каменщиков Н. П. Д а выдсс. Фото А. Зенииа (Фотохроника ТАСС). Комплексная уборна урожая Ценное усовершенствование Афанасия Щербинского Р0СТ0В-на-Дону, 16 июля. (ТАСС). Комбайнер Азовской МТС Герой Социали­ стического Труда Афанасий Васильевич Щербинский почти семь лет применяет на колхозных полях различные приспособле­ ния, чтобы комплексно убирать урожай, не только вымолотить хлеб, но одновре­ менно и собрать всю скошенную солому и полову. Новатор создал оригинальную конст­ рукцию соломополовосборшика. За ком­ байном благодаря ему не остается нико - пеь соломы, ни половы. Пока комбайнер работает с одним сборщиком. наполняя его соломой и половой, другой — разгру­ жается около фермы, а третий в это время находится на пути к комбайну: от­ цепка от комбайна наполненного и под­ ключение к нему порожнего производится нн остановке в течение минуты, а по­ грузка зерна из бункера в машину — на ходу. Приспособление для раздельного сбора соломы и половы, обеспечивающее их до­ ставку к месту хранения, представляет собой большую метатлическую камеру с дмумя отсеками емкостью в восемь ку ­ бических метров для сбора половы и ем­ костью 42 кубических метра — для со­ ломы. В каждый отсек вмонтирована во­ локуша, позволяющая быстро освобождать собиратель v места скирдования. Первая опытная партия — девять со­ ломополовосборщиков «СПСЩ» конструк­ ции Щербинского изготовлена комбайпо­ строителями «Ростсельмаша» по заказу Министерства сельского хозяйства СССР. В первый день, когда с завода были до­ ставлены три соломоиоловосборщика, А. В. Шербинский смонтировал уборочный аг­ регат и в оставшуюся часть дня убрал им 10 гектаров ячменя. Затем управле­ ние агрегатом он передал своему сыну студенту Ростовского государственного университета Григорию и штурвальному Василию Савченко. Новым агрегатом мо­ лодые механизаторы убрали 100 гекта­ ров колосовых культур, намолотили с каждого из них почти по 100 пудов зер­ на. Срезанные солома и полова собраны и заскирдованы v Фермы. — Приспособление Щербинского, — рассказывает колхозный агроном тов. Чумак. — обеспечивает нам полный сбор кормов: все. что срезано комбайном, — собрано и сразу же доставлено к ферме. Пеле, по которому прошел агрегат, не нуждается в дополнительной очистке граблями, оно совершенно чистое. Кол­ хоз может незамедлительно приступать к пахоте. Обычно же солома и полова сбра­ сываются на стерню и лишь затем стя­ гиваются на край полей. Комплексная уборка урожая по мето 1 у А. В. Щербинского одобрена Ростовским обкомом партии. Сейчас косовицу хлебов с одновременным сбором и отправкой от комбайнов к местам скирдования соломы и половы ведут многие передовые, механи­ заторы Азовского района. Машинно-трак- iv'PHbie станции района своими силами изготовили около двух десятков приспо­ соблений Щербинского. Митинг памяти А. П. Чехова у могилы писателя 15 июля — в день пятидесятой годов­ щины со дня смерти Антона Павловича Чехова в Москве, на Ново-Девичьем клад­ бище, у могилы писателя состоялся ми­ тинг, посвященный его памяти. К 12 ча­ сам здесь собрались литераторы, ученые, артисты, представители различных обще­ ственных организаций и трудящихся сто­ лицы. Митинг открыл председатель Всесоюз­ ного комитета по проведению 50-летия со дня смерти 4- П. Чехова К. А. Федин. Он говорил о бессмертии подвига русского пи­ сателя, о том, что Чехова в эти дни с особой теплотой вспоминает вся наша страна. Чехов вечно жив для русской ли­ тературы, театра, всего советского народа. Таково замечательное свойство необык­ новенного но силе чеховского дарования. От имени Советского комитета защиты мира выступил С. А. Герасимов, отметив­ ший, что книги Чехова, проникнутые стремлением к правде, красоте, верой в светлое будущее, читают и любят люди во всех странах. Имя его звучит, как сим­ вол любви к человечеству, защиты мира во имя счастья людей. На митинге выступили народный ар­ тист РСФСР В. А. Орлов, академик В. В. Виноградов, румынский поэт Михай Бе- нюк. Па могилу А. П. Чехова были возложе­ ны венки от 0. Л. Книппер-Чеховой, М. П. Чеховой, от Всесоюзного комитета по про­ ведению 50-летия со дня смерти А. П. Че­ хова, Союза советских писателей СССР, Московского художественного театра. Со­ ветского комитета защиты мира, от ино­ странных писателей. На одном из венков— лента с надписью: — Великому русскому писателю А. П. Чехову от трудящихся Москвы. (ТАСС). Т Е Б Е , Л Ю Б И М А Я Р О Д И Н А ! Задание выполнено Навстречу Дню Военно-Морского Флота Специалист второго класса моряк Ге- рэськин является передовым воином ко­ рабля. Техника, которую он обслуживает, находится всегда в образцовом состоянии. Этому же он учит и своих подчиненные. Не случайно в его отделении имеется не­ мало хороших специалистов, отличников боевой и политической подготовки. Встречая День Военно-Морского Флота, североморец Гераськин добивается более высоких показателей в учебе и службе. Недавно на корабле нужно было выпол­ нить одно задание. Подчиненные Герась- ккна из’явили желание испытать своп силы и знания. — Учтите, товарищи, что это задание сложное. Оно требует напряжения всех сил, глубокого знания техники. Передовой воин пошел к командиру'. — Разрешите моему отделению выпол­ нить это задание, — попросил Герась­ кин. Командир разрешил. Закипела работа. Задание моряки выполнили успешно. Во­ ины сэкономили большую сумму денеж­ ных средств. Классного специатиста Ге- раськина командир поощрил краткосроч­ ным отпуском. Мастерство комендоров Когда стало известно о предстоящем вы­ ходе в море, подчиненные старшины 2 статьи Львова собрались на боевом по­ сту. — В этом походе, — сказал старши­ на, — нам придется преодолеть немало трудностей, чтобы справиться с постав­ ленными задачами. Поэтому мы должны безупречно подготовить материальную часть к действию и бдительно нести вах­ ту. Под руководством старшины Львова ма­ тросы тщательно проверяли состояние ме­ ханизмов. ...Море. Корабль идет точно по заданно­ му курсу. Весь личный состав находится на боевых постах. — Левый борт. Курсовой... открыть огонь, — поступила с мостика команда. Быстро и ловко работал старшин матрос Клюшин. Секунда, другая — п обойма в магазине. — Ксть! — докладывает заряжающий. Орудие готово к открытию огня. Такая четкость в работе пришла не сразу. !-)то достигнуто упорным, к р о п о т л и ­ в ы м трудом. В первые дни у Клюшина было немато ошибок. То опоздает принять обойму, то сделает неправильный шаг и замешкается, то поспешит и допустит пе­ рекос патронов в магазине. Но горячее стремление и упорство помогли ему четко отработать все приемы. Сноровисто действовал на боевом посту и матрос Ерошов. Он выполнял обязанно­ сти горизонтального наводчика. Отличное знание специальности, высокая сознатель­ ность — характерные черты матроса Еро- шова. Хорошо помнит старшина Львов то вре­ мя, когда Ерошов чувствовал себя неуве­ ренно на боевом посту. Действия его бы­ ли неточны, он не мог уложиться в нор­ матив. На помощь воину пришли коман­ дир и сослуживцы. Они помоглп отрабо­ тать Ерошову практические приемы до ав­ томатизма. Командир корабля высоко оценил рабо­ ту комендоров, и всему отделению старши­ ны 2 статьи Львова об’явпл благодар­ ность. В этом походе моряки продемонст- гировали высокое воинское мастерство, умение преодолевать трудности походно­ боевой обстановки. Море — лучшая школа боевой выучки. Поэтому в j время каждого похода Львов тренирует подчиненных, учит их действо­ вать точно по инструкции в любой обста­ новке. Занятия по специальности, трени­ ровки с каждым днем обогащают знания моряков. Выросло число отличников На корабле Н. каждый моряк в эти дни служит и учится с еще большим напря­ жением сил. Здесь за последнее время значительно выросло число отличников осевой и политической подготовки. Сррди них — старшина 1 статьи Барсуков. Он — специалист первого класса. Несмотря на богатый практический опыт, гтаршпна не останавливается на достигнутом, а си­ стематически и настойчиво совершенству­ ет свое боевое мастерство, овладевает по­ литическими знаниями. Передовой моряк настойчиво учит под­ чиненных военному делу. В отделении вы­ росло число отличников боевой и полити­ ческой подготовки и классных специали­ стов. Возьмем, к примеру, старшего ма­ троса Седова. Он является специалистом высокого класса. В его карточке взыска­ ний и поощрений записан ряд благодар­ ностей от командира за образцовое содер­ жание и эксплуатацию техники. Хорошо правит службу и матрос Чоба. Он за короткое время сумел зарекомендо­ вать себя с положительной стороны. В на­ стоящее время матрос вахту несет са­ мостоятельно п без малейших замечаний. Замечательных успехов в учебе добился старший матрос Игнатьев. Командир неод­ нократно отмечал его примерность в служ­ бе. Исполнительность и инициатива в бое­ вой подготовке дали возможность Игнатье­ ву стать в число лучших людей корабля. Вверенная ему техника всегда находится в чистоте, исправности и боевой готовно­ сти. За высокие показатели в учебе и служ­ бе командир в своем приказе об'явпл стар­ шего матроса Игнатьева отличником бое­ вой и политической подготовки. Подобные примеры здесь не единичны потому, что каждый моряк корабля, как и все воины наших доблестных Вооружен­ ных Сил, проникнут глубоким чувством ответственности за укрепление активной обороны Родины от агрессивных действий ее врагов. А. МИХАЙЛОВ. БУДНИ МОРЯКОВ Новые учебные программы В Министерстве просвещения РСФСР закончилась разработка новых учебных программ и планов. Они созданы с учетом осуществления политехнического обуче­ ния в школе. Одной из основных задач школы яв ­ ляется подготовка молодежи к практиче­ ской деятельности. Этому в значительной степени помогут занятия по новой учеб­ ной программе. В 1— 4 классах с нынешнего года вво­ дятся уроки ручного труда. Дети научат­ ся делать различные предметы из бума­ ги и дерева, ухаживать за растениями и животными. Учащиеся 5-х классов два часа в неделю будут трудиться на при­ школьных участках и в мастерских. В седьмых классах вводится новая про­ грамма по химии, в восьмых — по физи­ ке, в пятых — ио математике. Пятиклас­ сники научатся также пользоваться сче­ тами, моделировать, производить измере­ ния местности. Новая программа по чер­ чению вводится в 7 и 8 классах. Здесь большое внимание уделяется снятию эс­ кизов с натуры, чтению чертежей. Полезные практические навыки полу­ чат и школьники старших классов. Одновременно приняты меры к устра­ нению перегрузки учащихся. Значитель­ но сокращается программа по биологии. Облегчена программа по арифметике, рус­ скому языку, естествознании), географии, иностранному языку, истории. Вдвое со­ кращается время на изучение логики и психологии. З а н ^ и я по новым программам начнут­ ся с 1-го сентября. К этому времени Учпедгиз выпускает новые учебники 18 названий. (ТАСС). Корабль находился в мо­ ре. Немало потрудились воины в этом походе. Каж­ дый выполнял свои обя­ занности так, как требуют Присяга и уставы. В походе проводились учебные стрельбы, резуль­ тат которых командир ко­ рабля оценил высоко. В этом была заслуга всех ко­ мендоров. действовавших слаженно и четко в слож­ ных условиях. Сильная качка мешала морякам вы­ полнять свои обязанности. Но они выдержали все ис­ пытания и с возложенны­ ми задачами справились успешно. Особенно от.тичился старший матрос Лебедев. Все вводные он выполнил с высокой оценкой. После похода командир корабля поощрил его внеочередным краткосрочным отпуском. Таких результатов комен­ дор добился не случайно. Каждый день он стремится усвоить что-то новое, еще не изученное ранее. Од­ нажды, подготовляя оруоае к походу. Лебедев обнару­ жил, что один из механиз­ мов проворачивается тя­ жело. Старший матрос об­ ратился за помощью к старшине. — Товарищ старшина. — попросил он. — об’яс- ните, в чем причина? Командир пошел с под­ чиненным на боевой пост. Ставший матрос Лебедев еще раз осмотрел заведы- ванпе, но ничего не обна­ ружил. Тогда старшина по­ советовал ему провернуть штурвал наводки вручную. — Механизм работает отлично. — доложил Ле­ бедев. — Тогда проверим смаз­ ку. Моряки приступили к работе. Под руководством старшины Лебедев вскрыл •крышки лебедки. Спустя некоторое время, когда мас­ ло было заменено, Лебедев вновь повернул механизм. — Все нормально, това­ рищ старшина. — доложил он. Старший матрос Лебедев постоянно учится у стар­ шины настойчивости, тру­ долюбию. В морских по­ ходах моряк закатялся, привыкал сноровисто об­ служивать вверенную ему технику. Комендор ®сегда отличался ревностным от­ ношением к исполнению своих обязанностей, боль­ шим трудолюбием. Был случай, когда один из но­ мерных некоторое время отсутствовал на корабле. С разрешения старшины Ле­ бедев стал ухаживать и за его заведьгванием. Стар­ ший матрос успевал все делать своевременно. Моряк Лебедев стремится как можно лучше изучить боевую технику. Для это­ го он использует каждый удобный случай. Однажды старшина приказат одно­ му из комендоров переб­ рать стреляющее приспо­ собление. Находившийся рядом Лебедев обратился к •командиру: — Разрешите мне про­ извести эту работу. Хочу еще л)учше понять взаимо­ действие деталей. Старшина дал согласие. Переборка механизма была успешно пропзвеаена стар­ шим матросом Лебедевым. За образцовое выполнение задания командир об’явил ему благодарность. Так служит своей люби­ мой Родине старший ма­ трос Лебедев. Все его си­ лы направлены на глубо­ кое изучение техники. Воин готовит достойную встречу знаменательному празднику — Дню Воен­ но-Морского Флота. Стаошина 2 статьи Н. НРИВ0ЛАП0В. За умелые действия — поощрение По сигналу моряки быстро разбегаются по боевым постам. Заняв свои места, они ожидают приказаний. Заведывание стар­ шины Алюрова готово к действию. С ходового мостика поступает команда. Алюров быстро, без суеты выполняет необ­ ходимые приемы. Материальная часть ра­ ботает безукоризненно. Аппаратура, вве­ ренная тов. Алюрову, всегда находится в исправном состоянии. Являясь масте­ ром военного дела, старшина умело пере­ дает свой богатый опыт подчиненным. За умелые действия на походе коман­ дир об'явил старшине 2 статьи Алюрову благодарность. Старшина 2 статьи Е. ЖОХОВ. На торпедном катере Торпедный катер возвратился в базу. Командир отдал распоряжение личному составу построиться. — За умелые действия в море экипа­ жу катера об'являю благодарность. — Служим Советскому Союзу! — друж­ но ответили моряки. В этих словах прозвучали безгранич­ ная любовь воинов к своей любимой Ро­ дине, преданность делу Коммунистической партии и народу. ...Получив доклады о готовности боевых постов к походу, командир катера прика­ зал запустить моторы. Набирая скорость, катер выходит в открытое море. Плохая видимость, большие волны затрудняют условия плавания, но моряки уверенно действуют на боевых постах. В машинном отделении вахту несет старший матрос Андреев. Он внимательно наблюдает за приборами контрольного щи­ та, прислушивается к сигналам. Поступа­ ет команда увеличить число оборотов. Андреев быстро передвигает рычаги и докладывает командиру. Все чаще и чаще стали поступать сигналы. Корабль меня­ ет скорость, курс. Комсомолец Андреев уверенно действует у механизмов. Корабль идет на полных оборотах. Но моряки не ослабляют внимания, зорко сле­ дят за поверхностью моря. Обо всем заме­ ченном сразу же докладывается команди­ ру. Надежно работает связь. Радист со- спедоточенно прислушивается к звукам в эфире. Командир катера умело обучает подчи­ ненных, воспитывает их мужественными, закаленными воинами, смело преодолева­ ющими трудности походной обстановки. По возвращении катера в базу коман­ дир подвел итоги, сделал своп замечания. Личный состав использует выходы в мо­ ре для закрепления полученных знаний, приобретения прочных навыков по обслу­ живанию механизмов в любых условиях плавания. День Военно-Морского Флота моряки- катерники готовятся встретить новыми успехами в повышении своего боевого мастерства. С. 0МЕЛЮСИК. Передвижная выставка о боевом пути Северного флота Военно-морской музей нашего флота проявил хорошую инициативу — организовал в одном из подразделений пе­ редвижную выставку о боевом пути Северного флота, кото­ рую с большим интересом посетили воины. Перед ее откры­ тием офицер выступил перед личным составом с докладом о боевых традициях Северного флота. Передвижная выставка вызвала живой интерес у матро­ сов, старшин и офицеров и принесла большую пользу в по­ литическом и воинском воспитании моряков. Все материалы выставки размещены на нескольких стен­ дах. Первый стенд посвящен созданию Северного флота. Он рассказывает о том, как Коммунистическая партия и Совет­ ское правительство, последовательно и настойчиво проводя мирную политику, вместе с тем учитывали агрессивную по­ литику империалистов и укрепляли обороноспособность страны социализма. Неустанно совершенствуя Вооруженные Силы, Коммунистическая партия и Советское правительство в предвоенные годы делали все для того, чтобы у могучей Советской державы был соответствующий ее интересам, до­ стойный нашего великого дела морской и океанский флот. В этой связи создание Северного флота имело первостепенное значение. Оно полностью отвечало воле и желанию нашего народа. 22 июня 1941 года немецко-фашистская армия веролом­ ко вторглась в пределы СССР. Началась Великая Отечест­ венная война советского народа. К этому времени Северный Флот, как и другие флота, превратился в грозную для врага силу. Последующие стенды посвящены периоду активной обо­ роны советских войск в борьбе с фашистами. В это время Северный флот являлся верным помощником Совет­ ской Армии, сражавшейся с врагом на Крайнем Севере. Флот вел активные боевые действия. Подводники Колышки- нт, Гаджпева, Лунина, бесстрашные соколы Бориса Сафоно- са, катерники, морские пехотинцы — все воины флота по­ крыли себя бессмертной славой. Стойкость и мужество до­ блестных защитников Советского Заполярья задержали прод­ вижение войск противника на Мурманском направлении. Следующий стенд рассказывает о коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны — осень 1942 — ко­ нец 1943 гг. Северный флот, как и все Вооруженные Силы СССР, закалился в борьбе с врагом, накопил ценный боевой опыт. Он наносил сокрушительные удары по фашистским кораблям и войскам, наши моряки продолжали совершенст­ вовать свое боевое мастерство, овладевать самым передовым й мире советским военным искусством, они готовились к ре­ шающим битвам. 1944 год был годом решающих побед Советской Армии. Северный флот совместно с войсками Карельского фронта участвовал в десятом стратегическом ударе по врагу, кото­ рый завершился полным разгромом немецко-фашистских войск в Заполярье, освобождением Печенги и полным изгна­ нием врага из пределов Северной Норвегии. Об этом повест­ вует специально оформленный стенд. Далее рассказывается о завершающих победах СССР над гитлеровской Германией и империалистической Японией. Заканчивается выставка стендом на тему: «Послевоен­ ный период (1945— 1953 годы)». При всех достоинствах передвижной выставки нельзя не отметить и некоторых ее существенных недостатков. Так, например, из боевой истории Северного флота в передвиж­ ной выставке упущен целый период — участие флота в войне с белофиннами (конец 1939— начало 1940 гг.). Флот получил тогда свое первое боевое крещение, а личный со­ став показал высокие морально-боевые качества. Необходимо также приблизить выставку к сегодняшним дням, а не обрывать ее на 1953 году. И, наконец, ничем не об’яснпмо такое положение, когда передвижная выставка все еще не экспонируется для других подразделений. Г. СЕМЕНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz