На страже Заполярья. 1954 год. Июль.
16 июля 1 9 5 4 г., йГ» 1 6 7 ( 5 0 0 9 ) . На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 В учёбе И службе всегда впереди I Песня о Северном флоте Коммунисты корабля Н. встречают День Военно-Морского Флота СССР новыми успехами в боевой и политической подготовке В годы Великой Отечес. войны в тяжелых боях, когда любой ценой нужно было победить врага, в сплош ном грохоте разрывов не раз громко и лаконично звучал призыв: «Коммуни сты, вперед!». И тогда на поле боя во весь рост вставали члены Коммунисти ческой партии. Были среди них и за каленные боями ветераны, чей партий ный стаж измерялся десятилетиями, и совсем молодые, кто положил партбилет к сердцу на фронте. Всех их об'единя- ли в боевой монолитный отряд бессмертные идеи великого Ленина, го рячая любовь к Советской Родине. Воодушевленные примером коммуни стов, бойцы бросались в решительную схватку, и никакие силы не могли оста новить их. Сейчас, в мирные дни, воины-комму нисты, как всегда, впереди. Верные сыны партии и советского народа, они все свои силы и знания отдают делу воспитания в себе и в товарищах вы соких морально-боевых качеств, делу укрепления активной обороны любимой Родины. Ниже рассказывается о том, как учатся сами и учат других коммуни сты корабля Н, как они готовятся ко Дню Военно-Морского Флота. Творчески осваивать опыт войны Так велит дол г ‘Недавно во время учебного похода ко рабль проходил в узкости. Понятно, что от вахтенного на руле в это время требо валась исключительная точность в работе. Все приказания командира, поступав шие в рулевое отделение, выполнялись быстро и точно. Корабль, удачно манев рируя, успешно справился с задачей. Командир остался доволен действиями ру левого. Кто он, этот отличный* воин, обеспе чивший успешную работу экипажа? Это старшина 1 статьи Тюлин вел корабль строго ш. заданному курсу. И он отли чается не первый лаз. Ведь ему доверяют самые ответственные вахты. Такое высокое доверие воин заслужил не сразу. Он хорошо помнит тот период, когда пришел на корабль и с волнением ждал первой самостоятельной вахты . Тог да для него многое было непонятным. По рой казалось, что ему никогда не изу чить специальность и не повести уверен но по заданному курсу боевой корабль. Но это было только вначале. Впоследст вии. когда Тюлин понял, что при желании любой воин может стать умелым специа листом. трудности его больше не страши ли. Моряк начал настойчиво учиться. На помощь пришли офицеры, более опытные матросы, партийная организация, в кото рую он был потом принят, как один из самых примерных воинов. Став коммунистом, Тюлин глубоко про чувствовал. что его место — впереди, его долг — служить образцом для беспар тийных. Упорным трудом моряк добился звания отличника боевой и политической подготовки, стал специалистом первого класса. Максимально используя трени ровки и каждый выход в море, он приоб рел главное качество рулевого — научил ся с одинаково высокой точностью обслу живать боевой пост в любых условиях и в течение длительного периода. Старшина 1 статьи Тюлин отдает мно го сил воспитанию умелых воинов. Кого пи возьми из его подчиненных — каж дый с любовью относится к своему делу, непрерывно растет. На последнем похуле моряки юбились новых успехов в учебе. — Быть впереди. — говорит тов. Тю лин. — обязывает меня долг коммуниста, защитника интересов страны социализма. Старший матрос В. ПОТЕПИН. Коммунист мичман Юрко является хо рошим воспитателем моряков. Как и подо бает члену Коммунистической партии, мичман не довольствуется личными успе хами, а передает свои знания, опыт командирам отделений. Мне хочется при вести рассказ, сделанный мичманом в од ной из бесед со старшинами. Вот он. «Невиданные образцы храбрости, выно сливости и высокого мастерства проявили советские воины в годы Волиной Отечест венной войны. Любовь к Родине, нена висть к ее врагам, безупречное владение оружием — вот что рождало массовый ге роизм, железную стойкость при обороне и С( крушительный натиск в наступатель ных боях на суше, на море и в воздухе. Выдержка, стойкость, умение в любой об становке сохранить твердость духа выра батываются не только в боевых условиях. Необходимые для победы качества приоб ретаются и в повседневной напряженной учебе в мирный период. Вот почему каж дую минуту учебного времени, каждый выход корабля в море нужно полностью использовать для приобретения навыков, необходимых на войне. Немного коснусь личного опыта. Я ста раюсь выработать у своих подчиненных все качества, необходимые в бою. Для этого, во-первых, раз’ясняю им ту про стую истину, что военный моряк страны социализма должен быть по-настоящему умелым воином. В мире еще очень много врагов, которые ненрочь поживиться на шими богатствами. Мы обязаны уметь во евать лучше других. Значит, нам нужно упорно и постоянно учиться, иначе у нас не будет прочных знаний и навыков. Во-вторых, на всех занятиях и трени ровках стараюсь создать обстановку, по возможности наиболее приближенную к боевой действительности. С этой целью провожу тренировки в сложных условиях, сразу даю не одну вводную, как делают некоторые, а две-три. Заставляю таким образом работать личный состав поста в полную силу. Именно т а к пришлось бы нам работать, если бы в корпусе корабля возникло сразу несколько пробопн. а в помещении несколько очагов пожара. Далее, важное значение в воспитатель ной практике имеет своевременный разбор допущенных воинами ошибок. На прома хи следует указывать сразу после заня тия, пика воины не отвлеклись, пока они живут только что проведенной трениров ка и. Необходимо также раз’яснять, к чему могла бы привести та или иная ошибка в боевой обстановке. Я всегда так и по ступаю. Однажды, например, матрос Таль при выполнении сложной вводной долго блуждал по помещениям в поисках нуж ны! ему втулки. Я напомнил воину о его невнимательности на прежних занятиях и о-'*яснил, что, если «бы такое случилось с бою, это могло бы дорого обойтись кораб лю. Впоследствии матрос Таль стал отно ситься к тренировкам серьезней. Практика показывает, если на боевом посту создана серьезная, близкая к боевой действительности обстановка, то матросы тренируются охотней. Они понимают смысл занятий и работают, как говорится, до седьмого пота, не жалуясь на уста лость. А это приносит большую пользу. В;!ять, к примеру, матроса Матвеева. При шел он на ноет не знающим даже неко торых элементарных правил работы с техникой. Теперь моряк умеет делать все необходимое: бороться с водой и огнем, заделывать пробоины, осушать помещения и т. д. Недавно на одной из тренировок Матвееву было иогчучено сложное зада ние. Работать пришлось в тяжелых усло- bi - я х . Но воин быстро отыскал нужные детали, в короткое время справился с порученным делом. Знаю, есть еще такие командиры отде лений, которые на тренировках дают лишь одну-две вводные и на том успока иваются, рассуждая, мол, пускай отдыха ют люди, зачем выматывать их силы. На мой взгляд, такая установка в корне не правильна, я бы сказал, даже преступна. Любое послабление в боевой учебе вредно. Командир, лишая воинов возможности хо рошо отработать свои действия, привык нуть к тяжелой физической нагрузке, ставит их под упрозу быть лишним балл^ стом на корабле во время боя. Необходимо помнить, что в бою тренироваться неког да. Самый верный путь к мастерству — учиться сейчас, не теряя ни минуты, у ч и т ь с я упорно, систематически, на каж дом занятии , на каждой тренировке». Старшина 1 статьи А. КУЧЕННОВ. Отлично обеспечивал стрельбу Коммунист Василий Ганворонскин лю бит специальность радиометриста. Эта любовь воина проявляется во всем: в том, как он учится и служит, как бере жет технику и несег вахт^у. К походам тов. Гайворон скин всегда готовится с осозой старательностью. Он неоднократно проверит технику, если н’/жно, произведет ремонт. Этим и об’яс- н четея тот факт, что на походах вверен ная передовому воину аппаратура дей ствует безотказно. Как о5ычнэ. аккуратно и тщательно готовился Василий Гайворонский и к не- да!внему выходу в море. Он знал, что на этот в<*13 перед кораблем стоит ответст венная задача. Обеспечивать выполнение ее будут радиометристы. Следовательно результат похода в значительной мере будет зависеть от Гайворонекого, от то го, как б|удет работать вверенная ему ап паратура. В дни. предшествующие походу, воин вместе с товарищами по боевому по сту неоднократно проверял установку. Моряки осмотрели в>се блоки, в ненадеж ных местах перепаяли монтаж, зачисти ли контакты , заменили подержанные лам пы. ...Корабль вышел в море. Раскатисто ударили колокола громкого боя. Моряки ■быстро заняли свои места на боевых по стах. Одним из первых доложил о своей готовности классный специалист Гайво- ьонский. В последние минуты перед рабо той Василий почувствовал в груди легкое волнение. Это. пожалуй, от сознания личной ответственности за выполнение кораблем задачи. Beib по нему, Гайво- ронскому, как но коммунисту, равняются •беспартийные воины , которые, готезя до стойную встречу Дню Военно-Морского Флота, стремятся добиться новых успехов в боевой и политической подготовке. Все внимание Гайворонского сосредото чено на индикаторе. Он ясно видит на фоне экрана два продолговатых светлых пятна. По приборам Гайворонский отме чает, что все идет хорошо. П сразу на душе у коммуниста становится легко. Еще бы! Не пахвел ни се^я, ни товари щей. После выполнения задачи командир подразделения поблагодарил расчет радио метристов. А на следующий день он об’я - вил благодарность большой группе моря ков. Среди поощренных была и фамилия члена Коммунистической партии Васи лия Гайворонского. Старшина 2 статьи Н. ГУЖЕВ. Слова А. АР /КАВКИНА . Музыка И. БАХМАНА. £ т е м п ПОХОДНОГО МА 0 ША Нас п а р - т и - я d Sum ■вал . 1 Н е й с т а я / ) - « а - /1и О - Ъво е оу - г tpcu мо • е д а л ч а /о ч о р о д Под - ЫЯЛ ся § = р 1 Ь Р } Ь в 01 - р о с в МО - IV - vy » >о i • h к С и - л< / вр о с) J T p u n e S ( в с е ) \ щ т ; ш чо* J o - по ■л ар» • а май/ Ъ-е - вер • нми флот Не п о з - 6о - л и т врог-лсбвй Си - *е ш кр а й По - л я р Г . С__ f ...г моги жечь ог - ё не* е * . м т б р а - г о в ж е с - т о - х о 1 1 \л я аовторениа 1 I ш Я/~ ли. 2 )л a вновь VO • ^ - J i ~ jy /n омов* п о - о о е м / В с у - Об ом. НА СНИМКЕ: коммунист старшина слева) проводит беседу с моряками нятом 24 июня 1954 года. 2 статьи Александр Сбродов (второй о постановлении Пленума ЦК КПСС, при- Фого И. Никишова. Цифры и фанты Большую воспитательную работу ведут коммунисты одного из подразделений. Н е которые из воинов имеют ценные подарки от Министра Обороны Союза ССР. В кар. точку взысканий и поощрений коммуниста старшего матроса Борусяк только за по следний год записано *16 поощрений. Сре ди них — именные часы от Министра Обороны Союза ССР, благодарность Командующего Северным флотом, кратко срочный отпуск, письмо на родину. Ъ 1г * Быть занесенным на Доску «Лучшие люди корабля» — одно из самых почет ных поощрений. Его удостоены коммуни сты Сабуров, Тюлин и ряд других. Нас Партия в битвах, как сталь, з акалила , Оружие грозное дал нам народ. Поднялся и вырос в могучую силу В родном Заполярье наш Северный флот. Припев: ' Не позволим вражьей силе Край Полярный жечь огнем, Мы врагов жестоко били, Вновь полезут — вновь побьем! В суровые годы войны небывалой Флот грудью стальною прикрыл берега, Геройски ср аж ая сь на море и скалах , Мы с армией вместе разбили врага. Припев. Сверкает, как солнце, бессмертная слава , О славных победах родных моряков — О подвиге смелом матросов «Тумана», О смерти геройской Ивана Сивко! Припев. Подводник Гаджиев за честь и свободу Врагов беспощадно на море топил, А летчик Сафонов за счастье народа Фашистов на небе без промаха бил. Припев. А в мирные дни вымпела, как зарницы, На мачтах пылают в просторах морей, Надежно закрыты морские границы Могучей эскадрой стальных кораблей. Припев. -о- Дружба с книгой помогает службе * » * Старшина коммунист Сабуров за следнее время воспитал 11 классных циалистов и 7 отличников боевой и литической подготовки. по сле* по- За личную примерность каждого члена партии Коммунист Григорьев в течение не скольких лет считался одним из передо вых воинов. Служебные оэязанности он выполнял юбросовеетно. свои знания и силы целиком отдавал делу укрепления дисциплины и организованности, зелу по вышения боевой готовности подразделе ния. Его часто можно было видеть на комсомольских собраниях, где воин ни когда не оставался равнодушным наблю дателем. Подсказать комсомольцам пра вильное решение того или иного вопроса, организовать их и повести к высотам бое вого мастерства — в этом Григорьев ви дел долг коммуниста. Так было. Но потом в службе Григорь ева произошла перемена. На комсомоль ских собраниях он стал присутствовать, как молчаливый гость, да и посешать-то их он начал редко. Никаких бесед с лич ным составом не вел. На боевых постах, осматривая механизмы, не был. как рань ше. по-хозяйски придирчивым, мимо не которых недостатков проходил молча. В подразделении строились различные предположения о причине столь неожи данной перемены Григорьева. А все прои зошло очень просто. Началось это сразу же после того, как в подразделение при шел новый командир. Требовательный я заботливый офицер однажды пожурил Григорьева за несколько упущений, у к а зал. как надо исправить недостатки. И т у т Григорьев вместо того, чтобы при зн ать свои ошибки, всеми силами оказать помошь яовом1У командиру, обиделся я. самое плохое, э т у обиду перенес на служ бу. Отсюда и пошло... Неизвестно, долго ли Григорьев прослу жил бы так. если бы в дело не вмеша лась партийная организация. Она вмеша лась вешительно и строго. На партийном собрании, гзе обсуждался вопрос о при мерности коммунистов в боевой и поли тической подготовке, тов. Григорьев под вергся критике. — Григорьев неправ. — говорил се кретарь парторганизации. — жизнь со ветского воина регламентирована устава-1 пусть, может быть, не одну ночь придется поработать, своего все равно добьюсь», — думал моряк. И действительно добился. Оба эти примера говорят о том, как важна своевременная помощь коммунисту. Партийное бюро для членов и кандидатов в члены КПСС организует лекции, бесе ды, теоретические собеседования и дру гие мероприятия. Недавно, например, со стоялось собрание с повесткой дня «0 примерности коммунистов в боевой подго товке». Справедливой критике на нем подверглись воины, имеющие невысокие показатели в учебе и воспитательной р а боте. В пример другим были поставлены тт. Тюлин и Гайворонский. Члены бюро считают: для того, чтобы коммунисты имели ясное представление, какими они должны быть в повседневной учебе и службе, нужно из их рядов вы делять передовых и обстоятельно освещать их опыт. Правильность такого убеждения беоспорна. Ведь одними призывами цели не достигнешь. Надо воспитывать людей на живых примерах ревностного исполне ния воинского долга. На корабле служит коммунист Русаков. На протяжении не- спельких лет он считается одним из луч ших воинов, умелым воспитателем. Ар тиллерист по специальности, он хорошо понимает значение своего оружия в со временном морском бою и прилагает все усилия к тому, чтобы воспитывать ма стеров меткого огня. Большое значение тов. Русаков отводит дисциплине, как ьажнейшему условию успеха в обучении воинов тому, что требуется в бою. Перед поведением учебных стрельб Русаков, как правило, беседует с моряками, раз*- ясняя им очередные задачи, сов<»тует. как лучше решить их. Члены партийного бю ро неоднократно отмечали на собраниях и в беседах с коммунистами честную службу тов. Русакова, его инициативу при подготовке к выполнению кораблем ответственных задач. Примеру передовиков следуют осталь ные коммунисты. Во время подготовки корабля к походам и в плавании они. р а ми которые требуют беспрекословного повиновения начальникам . Товарищ Гри горьев, видимо, забыл об этом. Коммунисти ческая партия учит нас всегда и во всем славить интересы коллектива, интересы общего дела выше своих собственных ин тересов. Мы воспитываемся на идеях честного, добросовестного служения свое- УХ народу. Нам ли, коммунистам, пу ск ать свое дело на самотек, если услы шим справедливое, хотя п может быть неприятное замечание! Не монее убедительно критиковала Григорьева и другие коммунисты. II все- таки. взяв слово, он пытался выгоража- ват ь себя. Для выяснения истинного отношения Григорьева к сделанным ему замечаниям его пригласили на бюро. После собрания коммунист многое передумал, тщательно пересмотрел свою позицию. На бюро он признал свои ошибки, пообещал в корот кий с р о к исправиться. Судя по отзывам командира подразде ления, Григорьев резко изменил отноше ние к службе. Работает он, как и преж де. с душой, вкладывает в дело все свои знания, опыт и способности. Так благодаря помощи партийной ор ганизации коммунист снова стал достой ным примером для воинов подразделения. Можно привести еще один пример. Коммунист Кеангели. прибыв служить на корабль, должен был в короткий срок изучить свою специальность и вырабо тать практические навыки. Шли дни. не дели. однако дела с учебой у Кеангели обстояли неважно. Найти силы для преодоления трудно стей помогла ему партийная организация. На заседании бюро коммунисту посовето вали быть более требовательным и на стойчивым, подсказали, на что обратить главное внимание. С заседания бюро Ке ангели ушел взволнованным. В душе у него жила твердая уверенность в своих силах. «Что же, пусть будет трудно, ботая в полную нагрузку, выступают за стрельщиками многих интересных меро приятий. создают на корабле такую об становку. при которой даже обычно от стающие моряки работают с огоньком. Их захватывает общий под’ем. Они работают наряду со всеми, совершенствуя свою бгевую выучку и добиваясь высоких по казателей в управлении техникой. Члены бюро и рядовые коммунисты часто быва ют на боевых постах и тут же, если по зволяет обстановка, раз’ясняют морякам цель и задачи похода. Об отличившихся в походе пишется в боевых листках, го- верится в корабельной радиогазете и т. д. Надо сказать, что в борьбе за личную примерность членов и кандидатов партии 1 Ь" корабле есть и серьезные недостатки. Слаба пока еще работа с молодыми ком мунистами. За последнее время с ними проведено два занятия по вопросам тек у щей политики, готовится третье. Но это го мало. Нужно глубоко раз’яснить ком мунистам Устав КПСС, другие решения XIX е ’езда партии. Далее, отдельные члены партии порой забывают о своих обязанностях: они иногда равнодушно проходят мимо недостатков в поведении воинов. Хочется поставить в пример т а ким товарищам члена бюро т. Нлюшенко. Этот коммунист никогда не оставит без внимания любое замеченное нарушение порядка. Он т у т же, на месте, раз’яснит моряку неправильность его действий. Тг*к, видя однажды недостойное поведе ние коммуниста Глушак, Нлюшенко ас стал откладывать дела в долгий ящик, а сразу же побеседовал с ним. Глушак при знал свою ошибку, пообещал впредь не допускать ее. Сейчас, в период летней учебы, жизг»ь партийной организации корабля идет своим чередом. Силы членов партии на правлены к одной цели — как можно выше поднять боевую готовность корабля. 1тобы успешно решить эту задачу, иужно еще упорнее бороться за личную пример ность коммунистов в учебе и службе. Г. НИКОЛАЕВ. Окончен день напряженной учебы. В читальном зале царит оживление. Многие воины пришли сюда, чтоЗы почитать све жие газеты, журналы , подобрать лите ратуру к очередной теме политзанятий, беседе, тематическому вечепу. Среди пришедших в библиотоку —^ младший сержант Платацис и старший матрос Виноходов. Различные по харак теру. они имеют много общего: любозна тельность и настойчивость при выполне нии любого задания, стремление к зн а ниям. интерес ко всему новому. Но но только эти черты делают их похожими друг на друга. Оба служ ат в одном отде лении, оба являются членами комсомоль ского бюро, на груди у каждого — знак отличного специалиста. Командир отделения отличник боевой и политической подготовки младший сер ж ан т Платацис добился высоких успехов в службе и (учебе благодаря своей на стойчивости, стремлению к знаниям, по мощи командиров и любви к книгам. В ответ на вопрос: «Кто помог вам стать классным специалистом»? — Платацис отвечает: — Мои командиры и книги. Чтение технической литературы , например, дало мне возможность глубже изучить свою специальность и не только изучить, но и полнее освещать ту или иную тему на занятиях с подчиненными. Любовь к книгам тов. Платациса сразу замечаешь, когда начинаешь просматри вать его читательский билет. В нем зн а чится более G0 книг политической, худо жественной, научной и технической ли тературы . П. надо отметить, что они не просто прочитаны тов. Платацисом. а, как правило, все в той или иной степени использовались для проведения бесед, з а нятий по специальности. Так. например, при проведении занятий с подчиненными по эксплуатации и сбережению радиотех ники командир отделения использовал примеры из книги Казакевича «Звезда». А такие книга, как «Военная присяга», «Пропаганда опыта отличников», «Защита Отечества — священный долг советского воина» да.ти ему ценный материал для п о в е д ени я бесед на темы: «Жить и слу ж и ть по уставам», «Быть отличником — патриотический долг каждого комсомоль ца» и другие. Как о своих замечательных друзьях и советчиках, отзывается тов. Платацис о книгах. — Особенно сильное впечатление про извели на меня книги «Как закалялась сталь» Островского и «Солдаты» Алексе ева, — говорит младший сержант. — Они vtjaT жить и побеждать. Много внимания уделяет чтению поли тической. художественной, научной п технической литературы и старший ма трос Виноходов. В его читательском биле те значится более 40 книг, в том числе такие, как «Знаменосцы» Гончара. «Доро га свободы» Говарда Фаста, «Гангутцы» Рудного и многие другие. Чтение книг помогает старшему матро су Виноходову проводить беседы с сослу живцами на интересующие их темы. Так, например, он провел беседы «XIX с ’езт КПСС об активной обороне СССР». «Р а дио и его воль в жизни нашей Родины». — Книги — мои друзья. Они помо гают мне лучше познать прошлое и пре красное настоящее нашей любимой Ро дины. повышать знания. — говорит Ви н-сходов. — Читая книги, я стараюсь де лать выписки, а потом использовать их для бесед. Активные читатели, передовые воины комсомольцы тт. Платацис п Виноходов ея-едневно повышают свое боевое мастер ство и политические знания, делятся сгоим опытом и знаниями с товарищами по службе. Этим они во многом способст вовали росту боевого мастерства товари щей. Сейчас все воины отделения, воз главляемого младшим сержантом Платаци сом, являются отличными специалистами. Старший матрос И. ДУК. Умело демонстрирует фильмы Перед началом кинофильма, когда вои ны занимают места в зале, из репродук тора звучит бодрая музыка. Это старший матрос Гладков, проверив киноаппаратуру, проигрывает пластинки. Фильм начинает ся точно в установленное время. Изобра жение на экране отчетливое. Звук хоро ший. За работой аппаратуры киномеханик Гладков следит по-хозяйски, заботливо бережет ее, эксплуатирует согласно пра вилам. Зная технику в совершенстве, он передает свой опыт другим. Так при его помощи освоил аппаратуру воин Печнев. Если же у Гладкова есть свободное время, он не сидит без дела, а проверяет репро дукторы. установленные в жилых поме щениях. Обнаружив какую-либо неисправ ность, он немедленно ее устраняет. Во время утренней физзарядки воин трансли рует через радиоузел марши советских композиторов. Личный состав с уважением отзывает ся о своем киномеханике. Старший матрос В. ЕВТУШЕНКО. За хорошую службу — поощрение Заслуженным авторитетом среди воинов пользуется рядовой Павел Чирук. Он до бросовестно выполняет обязанности пова ра. Пища, приготовленная им. вкусна. У Чиру ка всегда-образцовый порядок и чи стота на кухне. Недавно передовому вои ну командир предоставил краткосрочный отпуск. Рядовой М. ИПАТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz