На страже Заполярья. 1954 год. Июль.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 16 июля 1954 г., № 167 (5009). Полет и бой на больших высотах Вероятность воздушных боев на боль­ ших высотах подтверждается тем извест­ ным фактом, что развитие реактивной бомбардировочной авиации направлено не только на увеличение скорости, дально­ сти, но и высоты. Значит, летчики-истре­ бители должны быть готовы отражать на­ леты бомбардировочной авиации и умело вести воздушные бои на больших высо­ тах вплоть до практического потолка сов­ ременного реактивного истребителя. Авиатары-североморцы уже имеют не­ который опыт полетов на больших высо­ тах. Из своей практики я убедился п том, что полети на больших высотах и прове­ дение воздушных боев значительно отли­ чаются от выполнения подобных задач ча средних высотах. Чтобы научиться умело пилотировать на высоте и вести бои. надо настойчиво тренироваться. Причем эти тренировки не должны быть упрощенными. Например, если производить учебные атаки бомбар­ дировщика. который будет лететь только да одном режиме, не выработаешь необ­ ходимых навыков, которые потребуются в действительном бою. Остановлюсь на одном полете, когда наши летчики-истребители на деле убеди­ лись в этом. Мы звеном вылетели на перехват бомбардировщика «противни­ ка», но опыта в выполнении подобных задач тогда еще не имели. Когда мы стали на большой скорости сближаться с «противником», он резко уменьшил ско­ рость, и все наши истребители проскочи­ ли мимо. Никто не успел произвести сколько-нибудь эффективной атаки, так г а к не учли огромного прироста скорости своих самолетов. Правда, мы выпустили тормозные щитки, но поздно. Что же про­ изошло дальше? Мы сделали отвороты вправо и влево е целью выполнения маневра для повтор­ ной атаки В это время бомбардировщик «противника» резко увеличил скорость и вмы оказались на большой дистанции от него. Сближение при повторной атаке продолжалось долго, ибо бомбардировщик «оторвался» и ушел на значительное расстояние. Сближаться начали сзади справа с высоты. Когда мы стали вхо­ дить на кривую прицеливания, рано на­ чали торможение, а «противник», наобо­ рот, увеличил скорость, и наши атаки в данном случае также были неэффектив­ ны, потому что «огонь» вели с большой дистанции. Анализ этой первой тренировки нагляд­ но показал нам, что характерной чертой современных воздушных боев и отражения налетов реактивных бомбардировщиков на больших высотах и скоростях является трудность в производстве атак и ограни­ ченность областей возможных атак. Летчику-истребнтелю всегда надо пом­ нить, что на высоте самолет становится менее маневренным и более инертным. Сам по себе высотный полет всегда соп­ ряжен с преодолением ряда трудностей, неизбежно возникающих от влияния раз­ ряженной среды на аэродинамические ка­ чества самолета и физиологию летчика, который испытывает сильное физическое напряжение, влияние солнечной ра­ диации. Самолет же на этих высотах имеет меньший диапазон скоростей и ухудшенную маневренность, сужается область атак как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Учитывая все эти особенности высот­ ных полетов, мы проводим тренировки с тем, чтобы летчики смогли в любых усло­ виях эффективно использовать современ­ ную технику, находить и отрабатывать наиболее выгодные приемы пилотирования на большой высоте, ведения воздушного боя и т. Д. Из опыта нам известно, что область атаки в вертикальной плоскости на боль­ ших высотах ограничивается предельно допустимыми скоростями. Прирост скоро­ сти зависит от высоты полета, от скоро­ сти ввода в пикирование, вертикального игчального курсового угла цели и скоро­ сти цели. Преимущество в скорости над против­ ником дает большую выгоду истребите­ лям. Но при атаках необходимо в совер­ шенстве владеть скоростью. Скорость дол- i ности вниз с одновременным разво- жна быть немного больше скорости цели. СЬнако нельзя допускать слишком боль­ шой избыток скоро*ти при атаках, пото- Mv что в этом случае сильно .уменьшает­ ся время прерывания на кривой прице­ ливания. Это и получилось у нас при атаках бомбардировщика «иротивника ». С другой же стороны нельзя очень силь­ но уменьшать избыток скорости, так как в данном случае атака становится не­ энергичной. Опыт боев корейских летчиков, о ко­ тором рассказано в газете «Красная Зве­ зда», показывает, что с точки зрения так­ тики всегда надо стремиться атаковывать противника с максимальным вертикаль­ ным раккурсом цели, потому что в этих случаях увеличивается уязвимость цели, уменьшается вероятность поражения ист­ ребителя. Начинать атаку сверху сзади ладо на меньшей скорости, чтобы не до­ пустить увеличения ее более необходимой и, кроме того, надо добиваться продолжи­ тельного пребывания на огневой позиции. НА СНИМКЕ: А. Меленчук. гвардии капитан Летчикам известно, что чем больше вы­ сота, тем меньше ощущается скорость са­ молета. Поэтому очень важно, чтобы лет­ чик умел грамотно маневрировать скоро­ стями, особенно при сближении. Как пра­ вило, . сближение на высотах лучше вы­ полнять с задней полусферы. Однако надо обязательно учитывать потерю высоты за ввод в пикирование и за время нахожде­ ния на кривой прицеливания. В процессе сближения истребитель дол­ жен установить скорость, превосходящую несколько скорость цели, но наиболее це­ лесообразную для атаки. Такие скорости обеспечивают достаточную продолжитель­ ность нахождения истребителя на огне­ вой позиции, нормальные условия полета для ведомых самолетов, вполне хорошие возможности горизонтального маневра как з начале прицеливания, так и прп полете по кривой прицеливания. Кроме этого до­ стигаются максимальные вертикальные курсовые углы при атаке с превышением, а, следовательно, увеличивается вероят­ ность поражения цели. Когда' же начинать торможение истре­ бителю? На все случаи советов дать нель­ зя. Однако из опыта уже известно, что, пак правило, торможение необходимо на­ чинать с момента визуального обнаруже­ ния цели. Начинать атаку со скоростью догона, мне кажется, не всегда целесооб­ разно. Почему? Потому, что при настоя­ щих скоростях реактивного самолета ата­ ка может быть слишком скоротечной и возможно быстрое наступление критиче­ ской скорости. Разворот на цель лично я выполняю с креном в зависимости от высоты. Разворот осуществляю на угол, равный максималь­ но допустимому курсовому углу цели для данной высоты и скорости. Очень важно отработать и такой эле­ мент. как выход из атаки. На больших высотах выход из атаки мы выполняем раньше, чем. например при средних или малых высотах, так как в условиях раз­ ряженной среды самолет заметно теряет маневренные качества и приобретает инертность. Выходить из атаки надо на­ чинать своевременно, с наименьшей даль- ротом в сторону и стремиться именно в тот сектор, где будет больше перемеще­ ния оружия противника. Для успешного выполнения задания на высоте необходимы прочные навыки в наборе высоты. Чтобы за максимально ко­ роткое время эффективно набрать опрс-де- ленную высоту полета, недостаточно ру­ ководствоваться только показаниями при- оо|юв. Необходимо знать скорость набора высоты. Если не выдерживать этих эле­ ментов, то действительное время будет от­ личаться от расчетного. Полет на высоту немыслим без кисло­ родного оборудования. Это известная истина. Но я и на этом вопросе хочу остановиться, потому что он имеет огр>м- ное значение в решении любой боевой за­ дачи. Мы уделяем особое внимание подготов­ ке кислородного оборудования — само­ летного и парашютного. Перед каждым высотным полетом тщательно проверяем, имеется ли необходимое количество кисло­ рода. в-:е ли правильно подключено, сво­ бодно ли проходит кислород, нет ли где подсосов при вдохе. Желательно, чтобы каждый летчик ле­ тал со своей маской, хорошо подогнанной. На большой высоте даже незначитель­ ное сжатие во много раз усиливается и вызывает неприятное ощущение. Кроме этого плохо подогнанная маска может про­ пускать кислород, и недостаточность его щ и продолжительном полете может совер­ шенно неожиданно и без всяких болевых ощущений привести к полной потере со­ знания летчика. Полет на высоту бывает преднамерен­ ный и неожиданный. В последнем случае летчику уже в воздухе приходится оде­ вать кислородную маску. В этом деле тгебуегся достаточная натренированность, ибо одновременно надо осуществлять са­ молетовождение и одевать маску не ниже положенной высоты, а иногда это прихо­ дится выполнять в сложных метеоуслови­ ях. когда необходимо внимательно следить за приборами. Только отлично действую­ щее кислородное оборудование и опыт летчика в его использовании обеспечива­ ют безопасность полета на любых высо­ тах. Не только кислородное обчпудование должно быть исправно и отлично подог­ нано. При высотных полетах незначи­ тельная мелочь может вызвать ощущения, сприцательно влияющие на нервно-психи­ ческое состояние летчика. Например, неудобное сиденье, плохо пригнанное об­ мундирование в обычном полете создают только неудобства, а в полете на высоте могут служить причиной возникновения опасных иллюзорных ощущений, которые ье только отвлекают летчика, не дают шзможности сконцентрировать ему свою волю, но иногда могут привести к более пежелательн ым последствиям. У нас немало летчиков, которые успеш­ но осваивают высотные полеты. Среди них — летчик 1 класса Петр Ключко и другие авиаторы. Но успехи в ре­ шении стоящих перед истребителями за­ дач будут тем выше, чем лучше будет организовано наземное наведение истреби- те.и ной авиации. С ростом высот поле­ тов еще больше повышается и роль наве­ дения, которое в настоящее время значи­ тельно усложнилось. Необходимо учитывать, что маневр на высоте происходит в большом пространст­ ве, и не всегда можно летчику зрительно видеть противника. Значит, наведение дол- я:но быть не только непрерывным, но и качественным. Недостаточно вывести ист­ ребителей в район цели, нужно добивать­ ся такого качества, чтобы вывести само­ леты и в исходное положение для вы- пелнения атаки. Летчики-истребители нашего 'подразде­ ления, понимая свою ответственность за защиту воздушных границ советской со­ циалистической Родины, неустанно со­ вершенствуют свое боевое мастерство, зорко охраняют небо Советского Запо­ лярья. Гвардии напитан А. МЕЛЕНЧУК, летчик 1 класса. Н а п о л и т и ч е с и и х з а н я т и я х Воспитание стойкости и мужества — На политических занятиях, посвя­ щенных вопросам воинского воспитания, — рассказывает руководитель группы тов. Козлов. — я стараюсь раскрыть пе­ ред слушателями источник?! массового ге­ роизма. проявленного советскими вопна- М1\ показать на примерах, как нужно выполнять свой долг перед Родиной. Слушатели группы хорошо знают славные боевые дела своих старших товарищей по оружию и стараются приумножать заме­ чательные традиции новыми успехами в службе. Абсолютное большинство слуша­ телей группы — отличники боевой и по­ литической подготовки. Пропагандист Козлов в годы войны сложил на торпедном катере, которым командовал дважды Герой Советского Со­ юза А. Шабалин, и вырос до офицера. Рассказывая слушателям о боевых тради­ циях Советской Армии и Военно-Морско­ го Флота, офицер Козлов раз'ясняет зна­ чение традиций в формировании у вои­ нов высоких морально-боевых качеств. На опыте Великой Отечественной войны, на конкретных примерах о славных бое­ вых делах воспитанников подразделения он показывает величие духа советских воинов, их безграничную преданность со­ циалистической Родине, нерушимую вер­ ность Военной присяге и воинскому дол- п . На одном из занятии по теме: «Береж­ но хранить и умножать славные боевые традиции Советских Вооруженных Сил, соединения и корабля» руководитель группы рассказал о подвиге Саши Кова­ лева. Юнга Ковалев совершил не одни выход в открытое море, участвовал^ зо многих ударах по военно-морским об’ек- там противника. Особенно ярко его мужество, бссстра. шпе. высокое воинское мастерство проя­ вились в одном из боев. Прп выполнении ответственного задания наши катера вы­ шли к берегам противника на перехват конвоя. Бесстрашные катерники, не взирая на сплошную стену заградительного вра­ жеского огня, с короткой дистанции по­ топили два фашистских корабля. Но си ­ лы были неравные. Очень опасным стало положение, когда катер был по- внежден. Юнга, стоявший у пробито»» выхлопного коллектора мотора, своим те­ лом прикрыл пробоину. Страшная боль и опасность смерти не заставили юного смельчака остановиться на полпути. Са­ ша Ковалев оставался на боевом посту до конца и честно выполнил свой долг пе- ьел Родиной. Пропагандист тесно увязал свой рас­ сказ с жизнью подразделения. Он отме­ тил, что боевую славу и традиции севе­ роморцев приумножают сейчас воины от­ личной учебой, крепкой дисциплиной, об­ разцовым выполнением своего долга пе­ ред Отечеством. На примере старшины 2 статьи Коновалова руководитель груп­ пы политзанятий показал, как трудолю­ бие. стремление к неустанному совершен­ ствованию своих военных и политиче­ ских знаний всегда и неизменно приносят воину успех. Приказом командира части большая группа воинов об’явлена отличниками бое­ вой и политической подготовки. Этою почетного звания удостоены и слушате­ ли группы. Офицер призвал мор яков сле­ довать примеру отличников, множить и развивать славные боевые традиции под­ разделения. Офицер Козлов стремится на каждом занятии пропагандировать боевые тради­ ции Армии и Флота. Он учит сл|ушателеи так выполнять требования Военной при­ сяги, как это делали ветераны подразде­ ления. прославившиеся в боях. И не слу­ чайно поэтому в группе пропагандиста Козлова воины не имеют дисциплинарных взысканий, многие являются отличниками боевой и политической учебы. Большую помощь руководителям групп в подготовке к занятиям оказывает командир части. Он нередко выступает П€ред ними с содержательными доклада­ ми о боевых традициях подразделения, рассказывает о героических делах северо­ морцев во время Великой Отечественной войны, которые за ратные подвиги отме­ чены правительственными наградами. Факты, приведенные командиром ча­ сть в докладе, широко использовались пропагандистами. Показательным в этом отношении мо­ жет быть опыт тов. Кулагина, который шюводил рассказ по теме: «Свято и неру­ шимо сшлюдать Военную присягу». Про­ пагандист в качестве примера привел рассказ командира из истории подразде­ ления об отважном матросе Барзигин*. Скромный, трудолюбивый, исполнитель­ ный и дисциплинированный комендор Барзигин постоянно повышал свои знания и был мастером военного дела. В книге, рассказывающей о боевой истории части, есть строки, посвященные доблестному моряку: «Катер вел бои со сторожевыми кораб­ лями противника. Взрывом снаряда был убит командир, ранен боцман, выведен я»; строя кормовой автомат, за штурвал встал один из м о р я к о в . Прогивннк стал сближаться с нашим к-чтером. Комендор матрос Барзигин, бу­ дучи раненым в руку, быстро заменил ствол автомата. II когда фашистский катср приближался, прорезая дымовую завесу, чтобы захватить в плен наш катер, ма­ трос Барзигин, ударил из своего автома­ та по ходовой аубке и вывел из строя 1 &сю верхнюю команду, а подоспевший наш второй корабль забрал катер про­ тивника и оставшийся экипаж в плен». Офицер подчеркнул, что славные тра­ диции воспитанников подразделения зо- гут всех воинов следовать примеру ге­ роев, учиться у них преодолевать труд­ ности. Он рассказал, как боевые традиции Сооруженных Сил приумножаются сейчас щредовыми воинами. Слова пропагандиста оказали воздейст­ вие на комендора Маслова, который от- м сился с прохладцей к боевой учебе, считая, что глубокое знание материаль­ ной части оруягия не столь важное дело, а главное уметь хорошо стрелять. В на­ стоящее время Маслов изменил свое от­ ношение к боевой учебе и показывает гбг.азеп вдумчивого изучения техники. Однако v нас есть еше немало руково­ дителей групп политзанятий, которые ве­ дут учебу скучно, однообразно. Отдель­ ные пропагандисты добиваются от слуша­ телей лишь знания фамилий героев. не раскрывают существа их подвигов, ведут рассказ без связи с жизнью подразделе­ ния. без учета применения новых видов оружия. Такие руководители групп сам^ мало интересуются боевыми традициями подразделения и не воспитывают на до- сюйных подражания примерах c b o i k слушателей. Они забывают совет М. И. Калинина, который призывал так строить воспитательную работу, чтобы каждый молодой воин, придя в часть, знал пс только ее номер, * но и всю бо ет ’ю исто­ рию, всех ее героев и боевые награды, чтобы он гордился своей частью и пов­ ею ту отстаивал ее честь. Наше подразделение имеет славную историю и на примерах из нее нужно воспитывать у моряков чувство патрио­ тической гордости за свой корабль, свой коллектив. Воспитывая воинов на боевых традициях подразделения, раскрывая смысл самоотверженных подвигов героез Великой Отечественной войны, пропаган­ дисты помогают тем самым командиру повышать боевую готовность подразделе­ ния, способствуют укреплению организо­ ванности и дисциплины среди личного состава. Старшина 2 статьи Владимир Камба- ров умело воспитывает подчиненных, содержит боевую технику в образцовом порядке и чистоте. За высокие успехи в боевой и политической учебе ему об ’яв- лено более 20 благодарностей и несколь­ ко внеочередных краткосрочных отпу­ сков. НА СНИМКЕ: старшина 2 статьи Владимир Камбаров (справа) об ’ясняет матросу Василию Алексееву работу ме­ ханизма. Фото И. Никишова. Бдительность сигнальщика Корабль выполнял в море учебную зада­ чу. Личный состав находился на боевых постах. Сигнальщик Киселев доложил: «Плавающий предмет, справа по носу». Скоро обнаруженный воином предмет можно было увидеть невооруженным гла­ зом. По своей форме он очень походпл на плавающую мину. «Аварийным гребцам и корабельной подрывной команде в шлюпку. Шлюпку к спуску», — раздалась команда. Корабль уменьшил ход. Неясный предмет прохо­ дил вправо от корабля, то исчезая в воде, то показываясь на гребне волны. Действуя сноровисто, моряки спустили шлюпку на воду. Офицер Васильев умело управлял ялом. Обнаруженный предмет оказался ры­ бацким буем, вероятно, оторванным вол­ ной. Он был доставлен на корабль и действительно по своей овальной форме напоминал мину. Лейтенант Д. РУМЯНЦЕВ. В сложных условиях Корабль шел заданным курсом. Несмо­ тря на сложные метеорологические усло­ вия, моряки действовали на боевых по­ стах четко, быстро и уверенно. Надвигался туман. Видимость ухудша­ лась. Сигнальщикам приходилось напря­ гать все усилия, чтобы во-время докла­ дывать обо всем замеченном. Бдительно несли ходовую вахту отличник боевой и политической подготовки классный специ­ алист Свистунов и старший матрос Заяц. Умело обеспечивали работу действую­ щих механизмов отличники боевой и по­ литической подготовки, специалисты вто­ рого класса старшины 2 статьи Павленко и Проценко. Экипаж корабля успешно справился с поставленной задачей. А . ШАТОХИН. -и- М. ВЯЛОВ. Славная победа советских войск (По залам Центрального музея Советской Армии) В июле— августе 1943 года в битве под Курском Советская Армия вписала новую яркую страницу в историю Великой Отечественной войны. Эта битва закончи­ лась уничтожением крупных сил против­ ника под Орлом. Белгородом и Харьковом. 5 августа были освобождены Орел и Белгород, а 23 августа — Харьков. Со­ ветские Вооруженные Силы перешли в мощное наступление, которое развернулось на фронте от Великих Лук до Таманского полуострова'. В результате этого наступле­ ния Советская Армия изгнала немецко- фашистских захватчиков из пределов Дон­ басса, Левобережной Украины, из Смолен­ ской области, форсировала Днепр и на его правом берегу захватила важные плацдар­ мы. В одном из залов Центрального музея Советской Армии представлены материалы 06 этой исторической победе. Документы, фотографии, произведения изобразитель­ ного искусства рассказывают о том. как был осуществлен разгром немецко-фаши­ стских войск под Курском. В жестоких боях с врагом советские воины проявили массовый героизм и само­ отверженность. высокую боевую выучку, железную выдержку и упорство, безгра- ньчную преданность Коммунистической партии и Советскому правительству. Храб­ ро и мужественно дрались с врагами пе­ хотинцы. артиллеристы, танкисты, летчи­ ки, воины всех родов войск. ...Это было 5 июля 1943 года. Враже­ ские танки, поддержанные артиллерией и авиацией, двинулись на позиции совет­ ских войск, пытаясь с хода прорвать наш фронт. Но гитлеровцы натолкнулись на непреодолимую оборону. На территории колхоза «17 партс’езд» располагалась противотанковая батарея капитана Пгишева. Гитлеровцы начали наступление ранним утром. На позицию артиллеристов шла большая группа тан ­ ков. Впереди были «тигры». Они двига­ лись на батарею, намереваясь смять^пуш­ ки и уничтожить расчеты. Старший сер­ жант Йатюшенко пелучил задание стре­ лять по головному танку. Подпустив его нз близкое расстояние, расчет пушки .Vi 2242 сделал первый выстрел. Танк за­ глох. Вперед вышел в т о р о й танк. Пушка произвела второй выстрел. П этот танк замер. Началась напряженная дуэль меж­ ду пушкой и танками, в результате кото­ рой враг потерял 8 машин. Уже несколько часов продолжался бой. Командир расчета был ранен, у пушки разбит прицел. Но вот опять показались фашистские танки. Старший сержант при­ казал ефрейтору Пузикову целиться че­ рез ствол. II снова горят несколько «тиг­ ров». Там, где располагалась пушка X» 2242 , вражеские танки, рвавшиеся к Курску, не прошли ни на метр вперед. Теперь на этом месте поставлен памят­ ник героям-артиллеристам. Внимание многочисленных посетителей музея привлекает выставленный в зале миномет. В июне 1943 года он был вру­ чен расчету, которым командовал п н о ю р г батареи старший сержант Голосеев. Во »ьремя Курской битвы этот миномет на­ ходился на одном из ответственных участ­ ков нашей обороны. Семь суток расчет отражал яростные атаки врага и нанес ему большие потерн. Минометчики прошли с боями путь до Варшавы. На боевом счету у них 8 унич­ тоженных пулеметных точек, 3 автомаши­ ны, 2 наблюдательных пункта. 20 пово­ зок, орудийный расчет и около 300 гит­ леровцев. Расчет миномета, состоящий из коммунистов Голосеева, Демкпна. Ибраги­ мова и Родопая, за храбрость и высокую боевую выучку был награжден орденами и медалями. 11 и 12 июля в районе Прохоровки шло невиданное по своему размаху танко­ вое сражение. С обеих сторон в нем одно­ временно участвовало свыше 1500 танков а крупные силы авиации. Враг, потеряв­ ший в ходе боя свыше 400 танков, был разгромлен. В эти дни героически сражались танки­ сты роты, которой командовал старший лейтенант, ныне подполковник. Герой Со­ ветского Союза Владимир Бочковскпй. В течение многих часов рота сдерживала атаки противника, обладавшего десяти­ кратным превосходством. В одной из витрин зала помещаются материалы, посвященные Герою Советско­ го Союза лейтенанту Шаландину— коман­ диру взвода этой роты. Несколько танков под командой Шалан- дина находились в засаде в районе высо­ ты 245, позади которой раскинулась де­ ревня Яковлево. На этом участке враг предпринял мощную танковую атаку, ре­ шив прорвать нашу оборону. Танкисты г.роявили изумительную находчивость в этом бою. Машины они расположили за гребнем высоты. Лейтенант Шлландин вы­ водил свой танк на бугор, делал несколь­ ко выстрелов но вражеским машинам и откатывался назад, в сторону от того ме­ ста. где он раньше стоял. Он рассуждал так: «У «тигра» маневренность башни небольшая, пока он соберется выстпелигь. я успею скрыться». Расчеты танкиста оп­ равдались. Четыре часа длился этот не­ равный бой. В ложбине горели фашист­ ские танки, путь к высоте был накрепко закрыт. Во время боя машина Шаландина была подбита и загорелась. Бесстрашный комсо­ молец не оставил горящего танка и про­ должал до последнего дыхания вести огонь. Подоспевшие боевые друзья-танки­ сты отразили последнюю атаку вражеских танков. В воздушных боях на Курском высту­ пе советские летчики были верными бое­ выми товарищами пехотинцев, артиллери­ стов, танкистов, умело и непрерывно обеспечивали с воздуха боевые действия лаземных войск. Летчик-истребитель стар­ ший лейтенант Горобец. обнаружив боль­ шую группу фашистских бомбардировщи­ ков. направлявшихся к переднему краю обороны наших войск, смело врезался в их боевой порядок и в ожесточенной схватке сбил один за другим 9 вражеских самолетов. Здесь начал свой славный боевой путь трижды Герой Советского Союза генерал- майор авиации П. Н. Кожедуб В бо-.*всй счет Кожедуба во время Курской битвы была вписана первая десятка сбитых са­ молетов врага. Среди материалов, посвященных совет­ ским летчикам, посетители музея видят значок — подарок Герою Советского Сою­ за Маресьеву от польских летчиков. На футляре надпись на польском языке: «Ге­ роическому летчику, товарищу по оружию в борьбе с фашизмом, настоящему челове­ ку Алексею Маресьеву от уважающих его польских летчиков офицерской летной школы. 1Б ноября 1950 года». Летчик Маресьев был сбит в воздушном бою над занятой противником территорией. Тяжело раненный. Маресьев стал проби­ раться к линии фронта. На девятнадца­ тые сутки истощенного и измученного летчика подобрали колхозники, а затем на самолете он был переправлен в расположе­ ние наших войск. В госпитале Маресьеву ампутировали обе ноги. Он научился хо­ дить на протезах, добился направления в летную школу и путем сложнейших тре­ нировок вновь приобрел искусство управ­ лять истребителем. Маресьев был направ­ лен на фронт. Впервые после госпиталя он участвовал в Курской битве и сбил не­ сколько вражеских самолетов. В зале экспонируются материалы о пар­ тийно-политической работе в период Кур­ ской битвы, о передовой роли коммунистов на поле боя. В начале июля во всех ча­ стях Центрального и Воронежского фрон­ тов были проведены с личным составом беседы о предстоящи! боевых задачах, со­ стоялись партийные и комсомольские со­ брания. Многие бойцы и командиры пода­ вали заявления о вступлении в Коммуни­ стическую партию. Посетители подолгу за­ держиваются у одной из витрин, читая эти заявления, написанные в разгар бо­ ев. в короткие минуты затишья. Во фронтовой листовке «Коммунист — передовик на поле боя» рассказывается о героическом подвиге тов. Крупенко. Когда был подан сигнал «в атаку», бойцы услы­ шали знакомый голос своего парторга: «Вперед на врага!». Крупенко первым вы­ скочил из траншеи. За ним вся пота бро­ силась на укрепления врага. Через не­ сколько минут Крупенко уже действовал в траншеях противника. Из автомата он уничтожил семь гитлеровцев. В бою за пригородный населенный пункт Минутка, под Харьковом, гвардеец Гаври­ лов первым ворвался в траншею врага. Силы были неравными — один п р о т и в пяти. В рукопашной схватке Гаврилов за­ колол д в у х фашистов, остальные пытались удрать по траншее. «Не уйдете!» — крикнул Гаврилов и бросил гранату. Гит­ леровцы были уничтожены. Так дрались с врагом советские воины на Курском выступе, под Орлом. Белгоро­ дом и Харьковом. Подполковник Д. СЕМИЧЕВ. старший инструктор Центрального музея Советской Армии. По следам наших выступлений «ПОЧЕМУ СКУЧНО В КЛУБЕ» Так называлась корреспонденция ' офи­ цера Ф. Батарова. опубликованная в на­ шей газете 22 июня. В полученном редакцией ответе сооб­ щается, что эта корреспонденция обсужда­ лась на совещании работников клуба. На­ мочен ряд мероприятий, направленных на устранение отмеченных в корреспонден­ ции недостатков. В частности, дообору­ дован читальный зал библиотеки, выве­ шены списки рекомендуемой литературы. Предусмотрено провести вечер отдыха офи­ церов и членов их семей. Коллектив худо­ жественной самодеятельности готовит к Дню Военно-Морского Флота новую прог­ рамму. I £ a / ? 0 7 n / i 0 о БОЛЬШИХ УСПЕХОВ в труде добился рядовой Обухов. Передовой воин ежедневно выполняет производ­ ственные нормы на 300 процентов. Рядовой В. Агеев. О МАСТЕРОМ СВОЕГО ДЕЛА зарекомендовал себя в подразделе­ нии старший матрос Жидков. Недав­ но он награжден нагрудным знаком «Отличный артиллерист*. В. Конопатов. о ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ УСПЕХОВ в труде добился шофер рядовой Ко- лашннков. Передовой воин ежеднев­ но выполняет план на 140— 160 про­ центов. Рядовой Г. Русаков. о ПРИМЕРНО СЛУЖИТ авиа­ ционный специалист матрос Миронов За успехи в боевой и политической учебе передовой воин имеет 30 поощ­ рений. Младший сержант Ф. Азаренко. О ВОИНЫ ЗЕНИТЧИКИ Вино- ходов, Конюков, Ерохин, Федоров и другие постоянно учатся тому, что необходимо в современном бою. Вве­ ренная им материальная часть всег­ да готова к действию Матрос В. Дударев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz