На страже Заполярья. 1954 год. Июль.

10 июля 1954 Г .. № 162 (5004).) Н а с т р а ж е З а п о л я р ь е 3 Г / у 1 Р 7 Й Й ^ у 1 ^ Ж И З Н Ь Воспитание у воинов любви н технике Партийная организация подразделгаия активно помогает командиру воспитывать у воинов стромлсише к нежим*ы иному и настойчивому совершенствованию зна­ ний но специальности. Для этой цели используются различные формы разде­ лительной работы. На партийных собра­ ниях систематически обсуждаются задачи кеммунистов. связанные с отработкой учебных задач. Коммунисты выступают на комсомольских соГмштиях с докладами по этому же вопросу, проводят другие ыероприятия. Заслуживает внимания беседа на тему: «Отлично владеть боевой техникой — делг советского воина», проведенная ком­ мунистом старшим матросом Виталием 14пневым. — В жизни каждого из «ас. — гово­ рил агитатор. — самым памятным яв­ ляется день, когда нам вручали грозную боевую технику. С этого времени мы ста­ ли вооруженными защитниками социали­ стического Отечества. Гордой славой овеяно наше оружие. Меткий огонь советских стрелков, ав­ томатчиков. пулеметчиков разил наповал Фашистских оккупантов. Огонь советских орудий не рая повергал в ужас врагов. Лучшие в мире советские танки огнем л гусеницами прокладывали пехоте путь вперед. Пол бомбовыми ударами пашей авиации рушились опорные пункты в укреилония врага. В морских сражениях советские корабли показали свое неоспо­ римое превосходство над кораолямн про­ тивника. Затем тов. Гринев привел (ряд приме­ ров из Великой Отечественной войны. — Любовь к боевой технике и ору­ жию. стремление стать мастером своего дела. — говорит дальше агитатор. — од­ на из славных наших воинских традиций. Многие наши сослуживцы-артиллеристы с честью умножают эту славную традицию. В?дть. к примеру, комсомольца Евгения Бабурина. Он отлично знает свое дело, копотливой уч(.’•бой долился исключитель­ ней быстроты и четкости в работе у ору­ дия. За усердие в службе он имеет много поощрений, два нагрудных знака «Отлич­ ный артиллерист» украшают грудь вои­ на. I» чем залог высокого мастерства ком­ сомольца Бабурина? В глубоком понима­ нии им своего долга перед Родиной, в неу­ станном стремлении изучить в совершен­ стве боевую технику. Уходя с беседы, воины уносили в серд­ це стремление равняться на передовиков, еще настойчивее совершенствовать свое боевое мастерство. Любовь к оружию и технике приви­ вается личному составу повседневно, в процессе обучения и воспитания, в ходе всей работы с воинами. Коммунисты под­ разделения разъясняют им превосходство советской боевой техники над военной техникой буржуазных армий, развивают у личного состава уверенность в силе свое­ го оружия, стремление овладеть им. Так, коммунист офицер Владимир Бородин про­ вел’ с бойцами беседу о приоритете рус­ ских в изобретении артиллерийского ору­ жия. Он же умело увязывает темы полит­ занятий с задачами, стоящими перед слу­ шателями. Так. при изучении материалов первой сессии 1к>рховвого Совета СССР (четвертого созыва) офицер доходчиво раз’- яснпл воинам, что в результате мощного под’ема социалистической промышленно­ сти советский народ оснастил и продолжа­ ет оснащать нашу армию и флот перво­ классной боевой техникой. Затем руково­ дитель подчеркнул, что обязанность вои­ нов в совершенстве владеть оружием, за­ ботливо беречь его. стать мастерами воен­ ного дела. В пример другим он поставил старшего матроса Валентина Юргина и ма­ троса Ивана Мартьянова. Они старательно овладевают боемй техникой. Об jtom го­ ворит такой факт. Во время выполнения стрельбы Мартьянову было приказано за­ менить одну из деталей. Вопи выполнил эту работу на 3 секунды раньше уста­ новленного времени. Наглядный пример оживил рассказ ж оцагаидиета. К сожалению, другой руководитель по­ литических занятии комсомолец офицер Мусычонко слабо прививает воинам лю­ бовь к технике. А ведь ему есть о чем поговорить со слушателями на эту тему Например, .матросу Сергею Дремлюку не мешает указать на то. что он небрежно ухаживает за материальной частью. Умело прививает воинам стремление неустанно изучать военное дело агитатор старший матрос Николай Большаков. Он сам по-настоящему любит свое оружие, хорошо знает и безупречно содержит его. Поэтому и слом агитатора авторитетно для воинов. Надолго запомнилась бойцам его беседа о сбережении боевой техники. Агитатор умело использовал опыт отлич­ ника учебы старшего матроса Павла Ми­ хайлова. Этот комсомолец строго выпол- нчет требования уставов и наставлений. Благодаря этому он стал отличным ар­ тиллеристом. Работа партийной организации и ком­ сомольцев приносит большую пользу. Од­ нако в этом деле имеются и недостатки. Помимо того, о чем указывалось выше, здесь имел место и такой случай. Вме­ сто того, чтобы конкретно, по-деловому показать опыт некоторых отличников, ак­ тивисты начали незаслуженно захвали­ вать их. создали ©округ них. по сути де­ ла. шумиху. Это привело к тому, что бывший отличник старший матрос Алек­ сандр Комлач зазнался. Векрытые недостатки устраняются. Но лучше было бы. если партийная орга­ низация работала бы с каждым отлични­ ком постоянно, напоминая им о том. что на передовых воинов равняется молодежь. А. ПЕТРОВСКИЙ. Подготовка к новому учебному году в партшколе Учебный год работы партийной школы дал неплохие результаты. Все слушатели, за исключением немногих, умело сочетая учебу с выполнением служебных обязан­ ностей. стали отличниками боевой и по­ литической подготовки, классными специ­ алистами. активными общественниками. Т*к, например, с отличием закончил пер­ вый год занятий сержант Степанов. Он— член комсомольского бюро, командир пе­ редового отделения, за добросовестную службу имеет много поощрений, награж­ ден именными часами, знаком отличного специалиста. Передовому сержанту полит­ отдел посвятил листовку. Таких передови­ ков учебы и службы в школе большин­ ство. , .л В достижении этих результатов боль­ шая роль принадлежит преподавателям. Большинство из них добросовестно гото­ вилось к лекциям, семинарским и клас­ сно-групповым занятиям и проводили их на высоком идейном уровне, в тесной свя­ зи с задачами, стоящими перед воинами. Политотдел, сознавая огромную роль пропагандистов в работе партийной шко­ лы. уделяет им большое внимание и сей­ час. в период подготовки к новому учеб­ ному году. Сразу же после подведения итогов прошлого года в паотшколе подоб­ ран и утвержден новый состав преподава­ телей из числа подготовленных поопаган- дпетов. Между преподавателями распределены темы учебной программы, что даст нм воз­ можность обстоятельно изучить рекомен­ дованную литературу и затем без спешки обсудить первые лекции на методических совещаниях. Тов. Гаврилов готовится по темам: «Общий обзор политической кар­ ты мира» и «Общий обзор СССР. Терри­ тория и границы. Природные условия и природные ресурсы. Население. Политико- административная карта СССР». Капитан Беличенко работает над лекцией по исто­ рии КПСС на тему: «Коммунистическая партия в период иностранной военной ин­ тервенции и гражданской войны (1918— 1920 годы)». Готовятся к новому учебно­ му году и другие преподаватели. При обсуждении лекций будет исполь­ зован опыт прошлых лет. Надо сказать, что,раньше в партийной школе регулярно поводились методические совещания, к ним тщательно готовились все участники. Творческое, деловое обсуждение лекций, коллективная товарищеская помощь при­ несли ощутимые результаты и молодым преподавателям и тем. кто не первый год работает в партшколе. Например, офицер Борохович в течение четырех лет ведет курс «Партийно-политическая работа и основы воинского воспитания в Совет­ ской Армии и ВМС». Почти все его лек­ ции своевременно обсуждались. Это по­ могло ему хорошо освоить темы учебного плана, который, кстати сказать, был нын­ че почти полностью обновлен. Обсужде­ ние лекций тов. Бороховича приносило пользу еще и в том. что оно способство­ вало распространению передового опыта партполитработы в части. Вот как прохо­ дило. например, обсуждение лекции на В матросской столовой тему: «XIX с’езд КПСС о всемерном укре­ плении активной обороны Советской Ро­ дины и задачи Вооруженных Сил СССР». Присутствовавшие на методическом сове­ щании преподаватели, прослушав выступ­ ление тов. Бороховича, внесли ряд доиол- j нений и замечаний по содержанию лек- ; ции, усилению ее связи с задачами даль- | нейшего повышения боевой готовности \ Вооруженных Сил и своей части. Проиа- г.'шдисты предложили подробнее рас­ сказать. из каких Факторов слагается активная оборона, раскрыть понятие эко­ номического, военного, морального потен­ циалов. Затем они подсказали, какую литературу нужно использовать, чтобы доработать лекцию. Были и другие замечания. Например, характеризуя задания по пятому пя­ тилетнему плану как в области промыш­ ленности, так и в области сельского хо­ зяйства, называя цифры и перспективы крутого пот’ема народного хозяйства СССР, преподаватель слабо подчеркнул, какое*это будет иметь значение для ук­ репления активной обороны Родины. Ука­ зав на этот недостаток, тов. Пряхин пред­ ложил сократить вводную часть лекции, больше привести примеров из жизни под­ разделений. Учтя замечания, тов. Борохович про­ читал лекцию на высоком уровне. Опыт подсказывает, что надо заблаго­ временно обсудить все лекции с целью их последующей доработки. • Капитан В. КУЗЬМЕНКОВ. Социалистическая Родина, как самая за­ ботливая. ласковая мать, обеспечивает своих защитников всем необходимым, в тем числе и доброкачественными продук­ тами питания. Наши хозяйственники стремятся дове­ сти положенную норму довольствия до каждого бойца, проявляют заботу о том. чтобы пищу для них приготовлять вкус­ но, чтобы она имела высокую калорий­ ность. В столовой нашего подразделения мож­ но слышать хорошие отзывы воинов о приготовленных здесь блюдах. Мне хочется рассказать вкратце о том, как организовано у нас питание личного состава, как работает столовая. Известно, что большое значение в рабо­ те пищеблоков имеет своевременная до­ ставка продуктов, правильное хранение их. С этим у нас раньше были трудности Ио-за недостатка овощехранилищ, но сей­ час этих трудностей мы не испытываем. Однако хорошего качества продуктов для приготовления вкусной пищи недоста­ точно. Важное значение имеет мастерство нг/варов. Хорошо понимая это, наши пова­ ра стремятся разнообразить блюда, гото­ вить их так. чтобы они были вкусными, вызывали аппетит. Из мяса, например, они делают котлеты, гуляш, солянку. По­ вара убедились, что воины довольны, если рыбу жарить в порциях или делать из нее котлеты, на первое приготовлять уху. Из овощей они готовят борщ, рассольник, щи. Гарнир ко вторым блюдам у нас раз­ нообразный — пюре, лапша, макароны и т. д. Помогает улучшить пищу наше расту^ щее прнкамбузное хозяйство. Из свежей свинины в столовой готовят котлеты, жа­ ркое. Оправдала себя и такая практика. У нас всегда остается хлеб. Его хозяйствен­ ники сдают. Полученные от него деньги расходуются на улучшение питания вои­ нов. Дополнительно закупаются джем, ва­ ренье, печенье, конфеты, икра баклажан­ ная. масло, молоко, какао со сгущенным молоком, шоколад, перец, горчица и т. д. Хорошо сказывается на деле то. что по­ вара готовят пищу при постоянной помо­ щи и под контролем опытного мастера своего дела старшего повара-инструктора Александра Николаевича Зарубина. Три­ надцать лет работает он в нашей столшой. Получив специальность повара еще до ПРОЧТИТЕ ЭТУ К1ШГ.У! I службы. Зарубин и сейчас с большим | упорством повышает свои знания. I — Я люблю свое дело и стараюсь ра- | битать так. чтобы удовлетворить желания ‘ моряков. — заявляет старшина. В труде он неутомим. Всегда присутст­ вуя при получении продуктов со склада, он следит, чтобы продукты были хорошими, постоянно учит коков, как обрабатывать и закладывать в котел продукты, дает кон­ сультации о том, как готовить блюда, что­ бы они были вкусными. Много молодых поваров проходило прак­ тику на кухне в нашей столовой. При по­ мощи Александра Николаевича они проч­ но усваивали свою специальность. II ны­ не у Зарубина обучаются повара. Часто старшину -можно видеть среди воинов, пришедших на обед. Он опраши­ вает их о качестве приготовленной пи­ ши. учитывает их советы и пожелания. Старшего повара-инструктора любят мо­ ряки, его ценит командир. За свою служ­ бу Зарубин много раз был поощрен де­ нежными премиями, отмечен благодарно­ стями начальников. Наша столовая имеет два удобных свет­ лых и просторных зала. При кухне есть мяооразделочный и рьтразцелоч- ный цеха, отдельное помещение для резки хлеба, чистки картофеля, мойки по­ суды. Многие процессы, как. например, рубка мяса, резка овощей и хлеба, чист­ ка картофеля, в столовой механизированы. Это намного облегчает труд воинов. Раньше у нас не было кочегарки, ко­ торая бы обеспечивала столовую горячей ведой. Было решено исправить это поло­ жение. Своими силами бойцы построили кочегарку, душ, провели паровое отопле­ ние. Особенно усердно потрудились воины Иван Павлов. Николай Марченко и Миха­ ил Сапронов. Все ли у нас в порядке? Нет, не все. Порою наблюдается беспорядок в зале, не всегда чисто моется посуда. Суточный на­ ряд столовой иногда недобросовестно отно­ сится к своим обязанностям. Заведующий столовой главный старшина Садовскпй ма­ ло уделяет внимания наведению порядка, не контролирует работу суточного наряда. Питание — важное дело в системе ма­ териального обеспечения личного соста­ ва. 0 том, чтобы хорошо работал продпи- щеблок, должны заботиться не только по­ вара. но и все хозяйственники. - ' ПРИКЛАДНАЯ ГИМНАСТИКА НА КОРАБЛЕ НА СНИМКЕ : старший повар-инструктор Александр Зарубин (справа) пока­ зы вает повару матросу Виктору Андрееву, как надо разделы вать рыбу. Теист К. БУДЗЙНСКОГО. Фото И. НИКИШОВА. В повседневной жизни на корабле ма- тросам и старшинам приходится л а зи т ь по свободно подвешенному шкентелю и с му- сипгами, а т а кж е по наклонным и гори­ зонтальным тросам . Кроме того, на высо­ ко расположенные боевые посты и мачты \.оряки добираю тся по скобтрапам . Об этом и о многом другом рассказы ­ вается в брошюре С. Пендюрина «При­ кл адная гимнастика на корабле». В ней описываю тся прикладные физические уп­ ражнения. которые должны быть полож е­ ны в основу первоначальной физической подготовки военных моряков. Служба на корабле трудная. Она тр е­ бует от матроса силы и ловкости, расто- рспностн и находчивости. В о т почему из многих прикладных навыков, прививаемых физической подготовкой, особо важное значение имеют навыки в лазании , начи­ ная от передвижения по трапам р а зли ч ­ ного устройства и кончая лазанием по простым концам. Все это и вы рабаты вает у моряков такие физические качества, ко­ торые необходимы для выполнения р а з­ личных работ, а такж е при обслуживании боевой техники. В брошюре подчеркивается, что для все­ сторонней физической подготовки моряков и выработки у них практических навыков важное значение имеют упражнения в ме­ тании бросательного конца, спасательного круга и тренировка в передвижении по выстрелу. Здесь ж е даны общие методические у к а ­ зани я. И з них следует, что для определе­ ния степени физической подготовленности желаюшим заним аться прикладной гимна­ стикой следует предложить выполнить какой-либо норматив. Например, подтяги­ вание на перекладине. Подтянувшихся шесть р а з можно определять как силь­ ных, подтянувшихся три р а за — как ср ед ­ них, а подтянувшихся меньше трех р а з — как слабых. Изучение каж дого упраж нения автор рекомендует проводить по частям , показы ­ вая отдельные элементы этого упраж н е­ ния. И только после их усвоения можно переходить к упражнению в целом. При этом главное внимание надо уделять тех­ нике выполнения всех элементов. Только освоив это, следует тренироваться путем многократного повторения с постепенным повышением нагрузки. Так, например, л а зан и е по вантам а в ­ тор рекомендует в два приема или ж е с переставлением ноги в четыре приема. На первый в згляд каж ется , что дело это очень простое и овладеть им не требуется осо­ бого труда. Однако, если учесть, что взби­ раться по суживающимся вверху вантам доведется в штормовую погоду, то не к аж ­ дому удастся л егко достигнуть цели. Это поденлу только натренированным морякам . Брошюра написана со знанием д ел а, до­ ступным языком . Вот почему ее могут приобрести и воины береговых подразде­ лений. Она хорошо иллюстрирована. Э та брошюра может быть использована в качестве методического пособия д л я ру­ ководителей физической подготовки и морской практики. Беседы на научно-технические темы Радиолокация и её применение Радиолокацией называется определение точного положения об’екта в пространстве с помощью радиоволн. Радиолокационная техника, впитавшая в себя передовые достижения радио, телевидения, автомати­ ки и многих друЬих отраслей технические знаний, получила сейчас широкое распро­ странение. Принцип действия радиолокационных устройств состоит в отражении различны, ык предметами импульсов — кратковре­ менных «порций» радиоволн, созданных и сформированных точными электронными приборами. Импульсы, посланные в про­ странство. распространяются со скоростью езета — 300.000 км в сек.. пока не встретят на своем пути отражающий об’ект. после чего рассеиваются и ча­ стично отражаются обратно. Расположив на земле, установив на ко- pao-j или самолете радиолокатор, можно п р и н я т ь отраженные импульсы (радиоэхо) всякий раз, когда на пути радиоволн окажется отражающий об’ект. Враща­ ющаяся антенна радиолокатора последова­ тельно пссылает импульсы узким пучком в*) все участки пространства вокруг стан­ ции. Но времени, протекшему между по­ сылкой импульса передатчиком радиолока­ ционной станции и возвратом отраженно­ го. определяют расстояние до об’екта. так как распространение радиоволн в ту и другую сторону происходит с одинаковой скоростью. Создание радиолокационной техники потребовало богатой технической базы, развитой теории. Советская радиотехника по праву гордится тем. что все основные этапы ее. обеспечивавшие создание я развитие радиолокации были разработаны русскими и советскими учеными и радио- специалистами. Еще в 1898 г.. занимаясь на Балтике со своим другом и помощни­ ком П. Н. Рыбкиным опытами по радио­ связи. изобретатель радио Александр Сте­ панович Попов заметил, что радиосвязь между двумя кораблями нарушается, ес­ ли между ними проходит постороннее судно. Радиоволны, посланные одним из кораблей, встречая на своем пути пре­ пятствие. отражаясь от него, возвраща­ лись обратно. Связь обрывалась. Нарушение связи А. С. Попов об’яснил наличием рассеяния радиоволн от прохо­ дящего корабля. Изобретатель, занятый усовершенствованием радиосвязи, не имел возможности подробно изучить это явле­ ние. но он указал на то. что оно имеет огромное будущее. В наше время это от­ крытие великого русского ученого полу­ чило практическое воплощение в виде ра­ диолокации. Через 10 лет после сделан­ ного Поповым открытия русский ученый Б. Л. Розинг предложил применять элек­ тронно-лучевую трубку для приема .изоб­ ражений. Она широко используется в на­ стоящее время в телевидении и радиоло­ кационной технике. Большой вклад в дело развития теории и создания радиолокационной техники вь'если советские ученые А. А. Чернышев, Б. А. Введенский. М. А. Бонч-Бруевич, 10. Б. Кобзарев. Д. А. Рожанский. а так­ же многие другие ученые, конструкторы, инженеры. В частности, магнетрон, слу­ жащий для создания мощных колебаний сьерхвьтсокой частоты, был разработан в своей основе еще в 1936—1937 гг. ин­ женерами Н. Ф. Алексеевым и Я. Н. Ма- ляровым. а идея его высказана М. А. Бонч-Бруевичем. Любая радиолокационная станция неза­ висимо от ее назначения состоит из не­ скольких основных узлов (блоков), назна­ чение которых во всех случаях одинако­ во. но конструкция и выполнение раз­ личны. Таких узлов в станции можно насчитать четыре (пе считая ряда вспо­ могательных). Это: антенна, передатчик, приемник и индикатор. По наружному виду антенны радиоло­ кационных станций весьма разнообразны. Здесь можно увидеть и параболические зеркала, полобные зеркалам прожекторов, я системы составленпьте из отдельных стержней-вибраторов. Размеры отдельных элементов антенны зависят от длины вол­ ны радиолокатора. Электромагнитная энергия, излучаемая антенной, создается в передатчике радио­ локационной станции. Передатчик рабо­ тает в так называемом импульсном режи­ ме: создает очень мощные, но очень кратковременные вспышки энергии коле­ баний очень высокой частоты (импульсы), мгновенно выключается, затем включается вновь на столь же короткий промежуток времени. Передатчик работает, например, в течение двух миллионных долей секунды, затем выключается на 50 микросекунд, далее вновь включается и т. д. Длитель­ ность импульса передатчика и паузы между импульсами определяет, в частно­ сти. дальность действия радиолокатора. В настоящее время максимальной даль­ ностью действия радиолокатора можно считать посылку импульса до Луны. 10 января 1946 года с помощью радиолока­ тора был послан радиосигнал на Луну. При этом длительность импульса была очень «большой» — 0,5 сек.. а пауза достигала 5 сек. Отраженный от Луны имиульс вернулся через 2,5 сек. Когда в будущем перейдут к посылке таких же радиосигналов на другие планеты, то с помощью радиолокатора станет возмож­ ным с предельной точностью определять расстояние до них. Отраженный радиосигнал, возвращаю­ щийся с большого расстояния, очень слаб: электромагнитные волны рассеива­ ются в пространстве при своем распрост­ ранении на пути к об’екту и обратно от него. Поэтому в приемниках радиолока­ ционных станций добиваются максималь­ ной чувствительности к очень слабым сигналам. После усиления отраженные сигналы воспроизводятся на экране элек­ тронно-лучевой трубки. В такой трубке нить накала излучает электроны, которые, птюходя мимо ряда электродов, ускоряют свое движение, собираются в очень уз­ кий пучок, ударяющийся в стеклянный экран, покрытый составом, светящимся пол такими удавами. По назначению и месту применения ра­ диолокационные станции золятся на на­ земные. самолетные, корабельные, берего­ вые. Они решают одну или несколько яз следующих задач: поиск, обнаружение и непрерывное наблюдение за целью, опре­ деление координат для получения данных, необходимых для ведения огня артилле­ рии или для наведения на бомбардировщи­ ки своих истребителей, определение при­ надлежности самолета или корабля к спо­ им силам или к силам противника, на­ ведение прожекторов на цель, поиск с воздуха надводных кораблей или всплыв­ ших подводных лодок, наведение самоле­ тов на об’екты бомбометания вслепую, без видимости земли, возвращение самолетов на свой аэродром, предупреждение экипа­ жа бомбардировщика о приближении к нему вражеского истребителя, сигнализа­ ция о том, что самолет обнаружен и на­ ходится в зоне облучения вражеской ра­ диолокационной станции и т. д. Радиолокационные станции обнаружи­ вают появление бомбардировишков пло- тивника, с которыми затем вступает в борьбу зенитная артиллерия, стреляющая но самолетам с помощью радиолокацион­ ных станций орудийной наводки, выраба­ тывающих данные для стрельбы с очень большой точностью, или же с помощью снарядов с радиовзрывателями. Послед­ ние представляют собой миниатюрную ра­ диолокационную станцию, смонтирован­ ную в головке снаряда. Задача этой стан­ ции — привести в действие взрыватель, когда снаряд приблизится к самолету. На кораблях радиолокационные стан­ ции несут службу обнаружения судов противника, всплывших подводных ло­ док. ведут наблюдение за воздухом. по­ могают навигации, обнаруживая на го­ ризонте появление высоких берегов, мы­ сов. скал. Станции орудийной наводки содействуют ведению прицельной стрель­ бы корабля по вражескому кораблю или «•полету. На бомбардировщиках могут быть уста­ новлены радиолокаторы различного назна­ чения: одни служат для обнаружения са­ молетов в воздухе, а также препятствий на пути полета, другие — для бомбомета­ ния вслепую, путем наблюдений по эк­ рану за очертаниями и положением от­ ражающих об’ектов на земле, третьи яв­ ляются радиолокационными прицелами и предназначены для ведения огня из пу­ шек самолета но воздушному противнику. четвертые — высотомерами, непрерывно показывающими высоту полета над зем­ лей. Незадолго до конца второй мировой войны с иомощыо наземных радиолокато­ ров начали определять местоположение минометных батарей противника. Антенну радиолокатора направляли так, чтобы из­ лучаемые ею импульсы были «прижаты» к земле. По экрану станции следили за появлением отраженных импульсов в мо­ мент взлета мины и при падении ее. Координаты этих двух точек встречи ми­ ны с лучом радиолокатора тщательно определяли, по ним вычисляли обрат­ ную траекторию от места падения мины до места, где она была выпущена. Удавалось также обнаруживать ночыо передвижение танков, автомашин против­ ника на дорогах, ведущих от переднего края в тыл. Однако радиолокационная станция не свободна от недостатков. Излучая во вре­ мя работы мощные импульсы, она сама обнаруживает себя: импульсы такой стан­ ции можно принять на радиоприемник, настроенный на ее волну. С помощью подобных радиоприемников, ничем себя не обнаруживающих, служба радиолока­ ционной разведки изучает систему радио­ локационной обороны противника: коли­ чество радиолокаторов, время их работы, местоположение, частоту повторения им­ пульсов, длительность, мощность излуче­ ния, определяет длину волны. По всем этим техническим данным определяется боевое назначение станций. Большая чувствительность приемников радиолокационных станций, столь необ­ ходимая для приема слабых отраженных импульсов, таит в себе тот недостаток, что такой приемник в то же время будет в значительной мере «ослепляться» даже слабыми сигналами умышленных помех, создаваемых противником, например, в виде сбрасываемых с самолета металличе­ ских лент (из фольги), которые вызыва­ ют на экране импульсы, подобные отра­ жениям от самолетов, и «засоряют» экран, мешая наблюдению. По импульсам на экране очень трудно определить и истин­ ный характер отражающего об’екта. Во время минувшей войны бывали случаи, когда подавались сигналы ложной воздуш­ ной тревоги только потому, что оператор принимал импульсы, отраженные от стай перелетных птиц, за импульсы от враже­ ских самолетов. В мирное время основными областями применения радиолокации является нави­ гация в море п в воздухе, где она служит безопасности полетов. предупреждению столкновений, организации диспетчерского управления в аэропортах, осуществлению полета в сложных метеорологических усло­ виях. Применение радиолокаторов для диспетчерского управления самолетами как в зоне аэродрома, так и на трассах воздушных сообщений способствует пре­ вращению воздушных сообщений в регу­ лярный вид транспорта, не зависящий от пегоды и видимости. Существуют и ра­ диолокаторы, придназначенные для обес­ печения слепой посадкп самолетов на аэродром. На судах торгового флота (радиолокато­ ры способствуют безопасности плавания, особенно ночью, в туман, облегчая вход в гавань, движение по узкому извилистому фарватеру. Большое значение приобрела радиолока­ ция в метеорологии. Здесь она применяет­ ся для составления краткосрочных пред­ сказаний погоды, для изучения облаков, наблюдения за их формированием. для предупреждения о приближении дождя, ливня, бури. С помощью радиолокаторов можно наблюдать за движением шаров- радиозондов, скрывающихся в облаках, при картографировании местности более точно вести с’емки земной поверхности с самолетов. В 1946 г. началось применение радио­ локационных станций для изучения ме­ теоров, высоты и скорости их полета. Былп обнаружены дневные потокп метео­ ров, ранее не известные астрономии, по­ тому' что наблюдению их мешал свет Солнца. Сами по себе метеоры малы, но полет их в атмосфере сопровождается воз­ никновением потоков ионизированных га­ зов, от которых и происходят отражения. Глубокое изучение и разработка новых разделов радиотехники, с которыми связа­ на радиолокация, широкое использование всех ранее накопленных достижений пе могли не отозваться на других областях науки и техники. Радиолокация влияет на развитие таких новых областей, как радиорелейные линии связи: возник­ ла новая область — импульсная техни­ ка: находит себе большое применение в самых различных видах импульсный ре­ жим. Техника радиолокации повлияла на развитие телемеханики и автоматики, на появление современных сложны* лампо­ вых вычислительных малян. решавших очень сложные уравнения, и других сложных приборов. В. ШАМШУР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz