На страже Заполярья. 1954 год. Июль.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 8 июля 1954 г.. № 160 <5002). ■*! Ас—лётчик-истребитель высшегокласса Каждому, кто служил в годы Великой Отечественной воины в истребительной авиации, приходилось наблюдать за дей ствиями подлинных мастеров воздушного боя, которых народ величал почетным именем советских асов. Ас — это летчик- истребигелI». обладающий иеза урядными способностями, высокими морально-боевы ми качествами. Он в совершенстве владе ет машиной, мастерски маневрирует, мол ниеносно атакует, ведет огонь метко из любого положения. В полку, где мне допелось служить в годы войны, были такие летчики. Твоими дерзкими, стремительными атаками они ошеломляли противника. Нередко, особен но в начальный период войны, им при ходилось вести бон с численно превосхо дящими силами врага, и тем не менее они выходили из этих воздушных схва ток победителями. У советских асов был нерушимый закон — они навязывали гитлеровцам свою волю и действовали всегда наступательно. Вспоминается такой примечательный эпизод. Четверка наших истребителей под командованием Анатолия Кнслякова полу чила задачу — прикрыть бомбардиров щик, шедший на выполнение боевого за дания. Едва наши самолеты успели под няться в воздух, как ведущий заметил за облаками большую группу вражеских ис требителей. Фашистские летчики шли сто роной и, судя по всему, не видели наши самолеты. У Кислякова мгновенно созрело решение — атаковать врага. Он предло жил летчику-бомбардировщику вернуться на аэродром, а сам со своими ведомыми, набирая высоту, пошел на сближение с вражескими «мессершмиттами». Это прои зошло на глазах *у всех нас. находивших ся на земле. Мы видели, как наши истре бители, заняв выгодное для атаки поло жение, стремительно обрушились на вра га, а затем молниеносно повторили ата ку. И вот новый каскад фигур, треск ко ротких пулеметных очередей. Прошло все го три минуты, и бой был окончен. Че тыре фашистских истребителя были сби ты, а пятый подбит. Вот это и есть настоящая атака асов — стремительная, дерзкая, неотразимая! Когда тпех оставшихся в живых лет чиков противника привезли на наш аэрод ром, один из них. фашист Генрих Брун, откровенно признался: — Мне попался противник, с которым я ничего не мог сделать, хотя и пытался атаковать его два раза. Кисляков сбил за годы войны 14 вра жеских самолетов лично и 4 вместе с то варищами. Ему впоследствии было при своено звание Героя Советского Союза. Успехи эти сопутствовали герою, конеч но, не случайно. Каждый воздушный бой был для этого летчика школой, предметом тщательного анализа. Возвратившись из полета. Ки сляков обязательно искал ответ на такие вопросы: что нового в бою применил про тивник, чем отличались его приемы от уже известных, что характерно в его тактике, каковы слабые стороны. Такой глубокий анализ каждого боя позволяет летчику сделать для себя нужные выво ды. Советские асы всегда творчески подхо дили к решению боевых задач. Взять, на пример, известного летчика А. И. Покры- шкина. Он и во фронтовой обстановке зна комился с опытом передовых авиаторов, завел специальный альбом, где тщательно вычерчивал схемы выполненных им ма невров и фигур, дополнял их расчетами, делал анализ, изыскивал новые варианты. Всю войну этот альбом пополнялся черте жами и расчетами. Землянку, где жил на аэродроме знатный истребитель-ас, не напрасно называли «конструкторским бю ро»: она была всегда увешана схемами различных маневров истребительной авиа ции. В этих схемах находило отражение все ценное в тактике, что накопили лет чики в беях. Разбирая эти учебные посо бия, авиаторы улучшали тактику воздуш ного боя. создавали новые приемы. Советский ас — это наиболее совер шенный тип летчика-истребителя. Его можно отличить по классическому выпол нению любой Фигуры высшего пилотажа, по тому, как послушна в его руках бое вая нашина. Такой летчик может пило тировать самолет, не глядя подчас на по казания приборов и не боясь при этом сорваться в штопор. Ас стреляет из лю бого положения, стреляет, как говорят. Д в аж ды Герой Советского Союза гвардии полковник А. СМИРНОВ . «навскидку», но, разумеется, прицельно. Советского аса, как уже указывалось вы ше, характеризуют высокие морально-бое вые качества — смелость, выдержка, ма стерство. беззаветная преданность Родине. Мне кажется, что и сейчас, в мирное время, нужно заботиться о воспитании летчиков-истребителей такими опытными мастерами воздушного боя. Конечно, зада ча эта не из легких, но она вполне раз решима. В реальном бою, разумеется, лег че обнаружить у летчика данные, кото рые позволяют правильно, безошибочно судить о его достоинствах, разглядеть в нем задатки будущего аса. В условиях учебы это сделать значительно труднее, но при творческом подходе командира к своему делу можно с успехом найти лет чиков с отменными качествами воздуш ных бойцов. Нельзя, безусловно, по одно му внешнему облику авиатора, по первым его действиям в полете сделать оконча тельный вывод о его боевых качествах. Известно, например, — и это доказал опыт войны, — что не всякий авиатор, хорошо овладевший техникой пилотиро вания, может стать таким воздушным воином, какими являются истинные асы. Но наблюдательный командир, хорошо изучивший своих подчиненных, всегда за метит летчика с такой искоркой, летчи ка, из которого наверняка выйдет перво классный боец. П вот тогда, когда командир обнару жит у своего подчиненного такие верные признаки, надежные задатки, ему необхо димо взять этого летчика на особый учет, создать авиатору наиболее благоприятные условия для всестороннего развития бое вых качеств, повышения его мастерства. Летчика, которого командир решил го товить как аса, надо обучать особенно усердно, кропотливо и вдумчиво. Главное, надо добиться того, чтобы он виртуозно владел машиной, мастерски' пилотировал истребитель и был искусным стрелком. Выдающийся летчик нашего времени В. П. Чкалов писал: «Сейчас уже все зна ют, что победителем в воздушном бою. при прочих равных условиях, окажется тот летчик, который лучше владеет само летом. который способен взять от маши ны все, что она может дать. Высший пи лотаж — одно из непременных условий современного воздушного боя... Петли, бое вые развоооты... перевороты через к р ы л о . . . свечки, бочки, штопор, пикирование '— все эти маневры входят в арсенал высшего пилотажа и служат для того, чтобы летчик мог занять более выгодное положение в воздухе. Пользуясь этими же фигурами, летчик уходит из-под обстрела врага в случае прямой опасности...». Положения, высказанные В. П. Чкало вым, не только не устарели, а. наоборот, приобрели новый смысл для/авиатора, ле тающего на современном реактивном ист ребителе. Высший пилотаж на машинах, обладающих большими скоростями, требу ет от летчика огромного напряжения во ли, классически точного расчета, выпол няемого в доли секунды. Чтобы летчик мог выжать из машины все, что она способна дать, он обязан в совершенстве знать ее боевые возможно сти. Без знания техники нельзя овладеть ни мастерством высшего пилотажа, ни искусством стрельбы. Это — истина, не требующая доказательств. Боевой опыт учит, что летчику, гото вящемуся стать асом, важно прежде все го дать возможность прочувствовать воз душный бой во всей его полноте. А что это значит? Это значит, что любой учеб ный воздушный бой должен проходить свободно и естественно, с полным азар том, на различных скоростях и высотах, с применением всех нужных фигур пило тажа. * В годы Великой Отечественной войны, как об этом уже говорилось, летчикам-ис- требителям нередко приходилось вести бой с превосходящими по численности си лами противника, отражать массирован ные далеты вражеской авиации. Следо вательно, нельзя, как это иногда еще де лается, учить летчика только на боях в составе малочисленных групп самолетов. Важно создавать обстановку, приближен ную к реальной боевой действительности: нужно, чтобы летчик чаще бывал, как говорили авиаторы-фронтовики, в настоя щей воздушной карусели. Ведь одно дело, когда бой идет на равных началах — па ра на napv или четверка на четверку, — и совершенно другое, когда пара дерется с восьмеркой, а то и с целой дюжиной ис требителей и одновременно преграждает путь к цели трем-четырем девяткам бом бардировщиков. Только в результате та ких тренщювок летчик может научиться переносить мгновенно «огонь» с одной цели на другую — поражать условного врага не только после захода в тыл, но и из любого положения. Мне думается, чаще надо давать лет чику «стрелять» но реальным, а не толь ко по условным воздушным целям. Для этого, собственно, и предназначен фото пулемет. Иногда, к сожалению, эта совер шенная аппаратура не используется в полной мере. II что очень важно— надо подробно анализировать каждую такую «стрельбу». Очень важно, чтобы летчик в комплек се решал задачу. В годы войны летчики- асы производили поиск противника п. об наружив его в воздухе, старались занять выгодное для атаки положение, внезапно поразить врп ^ л метким огнем. Овладевать мастерством активного поиска воздушных целей — важнейший долг летчика. К со жалению, в этом деле подчас допускаются некоторые элементы упрощенчества. Иной раз летчики, вылетая для проведения сво бодного учебного боя, лишь делают вид, что занимаются поиском. В действитель ности же они не упускают друг друга из вида с момента взлета или следуют на сближение по указанному с командного пункта курсу. Такая практика наносит вред обучению летчика, и с ней надо ве сти решительную борьбу. Летчик должен учиться решать боевую задачу в полном ее об’еме, а не просто выполнять отдельные разрозненные упра жнения. Надо ставить летчика, готовящегося стать асом, в трудные условия, соблюдая при этом строгую последовательность в обучении. Он должен научиться летать во всякой метеорологической обстановке — в туман, в дождь, в облаках. Летая в сложных метеорологических ус ловиях, осуществляя поиск «противника» и проводя групповые воздушные боп, авиаторы развивают в себе качества, не обходимые советскому истребителю-асу. Поэтому командиру надо творчески под ходить к организации учебного процесса летчиков, которых он хочет вырастить подлинными мастерами воздушного боя. Будущий ас, если он действительно имеет желание стать им. не может забывать и о всесторонней физической подготовке. Занятия спортом нужны ему, как пища, как вода, как воздух. Физиче ские упражнения служат важнейшим сред ством повышения работоспособности лет чика, вырабатывают у него быстроту ре акции, точность координации движений, стойкость и выносливость. Следует подчеркнуть еще одно не ме нее важное обстоятельство, одно непре менное условие, без которого нельзя вос питать настоящего советского аса. Обу чая летчика, командиры, политработники, партийные и комсомольские организации обязаны твердо помнить, что воспитание профессиональных качеств аса не может осуществляться в отрыве от его полити ческого развития. Высокая идейная за калка летчика, активное участие в обще ственно-политической жизни самым бла гоприятным образом скажутся на его ро сте как воздушного бойца. Идейно-поли тическая зрелость, беззаветная предан ность Родине. Коммунистической партии, готовность отдать свою жизнь за торже ство коммунизма — вот что должно ха рактеризовать в первую очередь советско го аса. Разумеется, в одной газетной стгтье невозможно охватить всех вопросов воспи тания и выращивания воздушных воинов, летчиков-асов. Такой задачи я и не ста вил перед собой. Я обратил внимание лишь на основные, наиболее значитель ные, как мне кажется, вопросы этой важ ной проблемы. Учить всех авиаторов тому, что нуж но на войне, — важнейшая обязанность авиационных командиров. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Поднять роль помощников руководителей групп политзанятий Младший серж ан т Анатолий Андреев за отличные показатели в боевой и по литической подготовке награжден По четной грамотой Ц К ВЛКСМ . Являясь членом бюро комсомольской о р гани за ции подразделения, проводит большую общественную и культурно-массовую работу среди личного состава. Андреев — участник и организатор многих ф и з культурных игр и соревновании. НА СНИМКЕ : отличник боевой и по литической подготовки младший сер- ' ж ан т Анатолий Андреев. Фото В. Ломова. Результат упорного труда С первого дня службы старший матрос Гринов показал себя дисциплинирован - ным. старательным воином. Он всей ду шой полюбил вверенную ему технику, стремился в совершенстве освоить ее. На каждом занятии по специальности севе роморец внимательно слушал об'жжения командира, твердо запоминал приемы пра вильной работы на механизмах. Старший матрос Гринев в любых усло виях не переставая тренироваться на ме ханизмах. учился правильно остуж ивать их. На тренировках он действовал так, как требуется в бою. Однажды комввдкр приказал моряку выполнить за несколько о т нут трудное задание. Погода была пло хая. В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ 'ВОИН быстро /восстановил радиосвязь с заданным пунк том. Добившись успехов в учебе и службе, Гринев стал помогать товарищам в овла дении боевой техникой. Он помог матросу Болобанову подготовиться к сдаче зачетов на классность. 4 Матрос Болобанов признался, что труд но дается ому освоение специальности. Старший матрос Гринев помог сослуживцу добиться успеха. Моряки не жалели времени для учебы. Они сами вычерчивали схемы аппарату ры. чтобы лучше их запомнить. На прак тических тренировках . воины обслужива ли действующие механизмы в различных условиях. . Труд воинов, не пропал даром. Сейчас они оба — специалисты первого класса. Матрос П. ГУНИЧ. С помощью старшины Придя на боевой пост, матрос Сугрин удивился разнообразию механизмов.’ Пе ред его глазами были незнакомые махови ки. штоки, измерительные приборы и магистрали. — Товарищ старшина. — нередко спрашивал он. — каким образом можно обеспечить чистоту в радиопередаче, бы строту работы на ключе? Старшина подробно обо всем рассказы вал подчиненному, учил его практике ра боты. Как-то у Сугрина возник вопрос, ‘ка сающийся одного устройства. И воин не успокоился до тех пор. пока не выяснил его. На дняз разбиралась одна важная де таль. От воинов требовалось глубокое знание специальности и-высокие практи ческие навыки. Выполнить эту задачу взялись старшина и матрос Сугрин. Перенимая богатый опыт у старослу жащих. настойчиво тренируясь на бое вом посту, матрос добился успехов в боевой подготовке. За добросовестную службу и высокую дисциплинированность Сугрину было при- cr-оено воинское яшание «старший матрос». Матрос А. ШАТОХИН. На нашем корабле не все помощники пук аводителей груш политзанятий пра вильно понимают свои задачи и хорошо яыпо.тняют их. Взять, к примеру, глав ною старшину Волкова. Вся его работа в группе ограничена лишь тем. что он ве дет учет посещаемости занятий слуша телями. На уроках Волков не борется за должную организованность, не показы вает личный пример в дисциплине, под час он читает литературу, не относящую ся к изучаемой теме. Помощник руководителя группы дол- д:ен заранее узнавать название темы, ко торую предстоит изучить, глубоко ус воить ее и ознакомить с ней слушателей, подобрать для них литературу, материа лы из газет и журналов. Он также обя зан заботиться, чтобы на занятиях были необходимые наглядные пособия. Но ни чего этого главный старшина Волков не делает. Большая ответственность возлагается на помоищгка руководителя и во время са мостоятельного чтения литературы. Его долг интересоваться, как слушатели усваивают материал, вместе с пропаган дистом об’яснять им непонятные вопро сы. Значит ему нужно заранее готовить ся к самостоятельной тоготовке воинов, хорошо знать тему. А тов. Волков во вре мя еашостоягельного чтения вовсе не ока зывает помощи слушателям, его раоота в эти часы незаметна. Самоустранился от выполнения своих обязанностей и помощник руководителя г|/уппы старшина 1 статьи Зайцев. В группе есть отстающие в учебе воины. И к о т а отдельные слушатели по уважи тельным причинам не присутствуют на занятиях. Вот тут-то особенно много ра боты у помощника руководителя. Между тем, старшина Зайцев не обращает внима ния на таких слушателей, не помогает отстающим, не занимается с теми, кто пропускает учебу. Особенно в помощи нуждаются слуша тели нерусской национальности. В этой группе занимается матрос Маковей. Он — молдаванин. Из-за слабого знания языка ему труднее, чем другим. учиться. Кроме того, по долгу службы он неоднократно пропускал занятия. Однако тов. Зайцев не помогает Маковею наверстать упущен ное. То же самое можно сказать и о стар шине 1 статьи Будеркине. Правда, он по стоянно заботится о том. чтобы на заня тиях были необходимые наглядные посо бия, но о д р у г и х своих обязанностях по мощник руководителя забывает, хотя ра боты для него в группе очень много. Чем все это объяснить? Одна из при чти плохой работы помощников руково дителей групп политзанятий состоит в том. что они слабо повышают свой идей- но-теоретпческий уровень. А ведь они должны знать материал лучше любого слушателя, уметь об'яснять воинам не понятный для них вопрос темы, много читать художественной литературы, а главное — во всем показывать пример для моряков. Без всего этого помощник руководителя не может оправдать оказан ного ему высокого доверия. Другая причина и. пожалуй, основ ная состоит в том. что еще не все про пагандисты контролируют и направляют работу’ своих помощников. Между тем они обязаны требовать от помощников руко водителей. чтобы те работали со слуша телями. пропустившими занятия и от стающими в учебе, принимали активное участие в подготовке наглядных пособии л места для занятий. Не проводятся у нас и такие мероприя тия, как собеседования и совещания по отдельным вопросам организации и мето дики работы помоисников руководителей групп. Пропаганда опыта передовых по мощников также поставлена плохо. Слабая работа с помощниками руково дителей групп отрицательно сказывается на успеваемости слушателей. Необходимо покончить с этим нетерпимым 'недостат ков! в политическом воспитании личного состава. И чем быстрее это будет сделано, тем выше станет качество политзанятий. Офицер А. МИЩЕНКО. Настольный теннис и В спортивном клубе Дома офицеров Се верного флота работает ряд секций: во лейбола. гимнастики, фехтования, шах матная и другие. Однако некоторые виды спирта почему-то незаслуженно забыты. Взять хотя бы настольный теннис. Та кой секции не организовано. Правда, в клубе имеется стол для этой ипры. По сделан он неудачно, постоянного места для него не определено. Видно, этот спорт не з почете у руководителей Дома офп- ц т в и спортивного клуба. А ведь настольный теннис — не заба ва. не игра одиночек и не роскошь. Это такой вид спорта, которым могут зани маться люди любого возраста, мужчины и женщины. Настольный теннис — культурный вид спорта. Он требует подвижности, ловко сти. развивает сообразительность, вы держку. глазомер, укрепляет весь орга низм. Игра в настольный теннис увлекает своей простотой, пластикой, доступно стью. За ней можно отдохнуть как ле том. так и зимой. городки не в почете Необходимость развития этого вида спорта очевидна. Надо организовать сек цию настольного тенниса и установить дни и часы ее работы. Желающих зани маться в ней найдется много. Мало уделяется внимания и такому широко распространенному виду спорта, как городки.'Для этой игры нет даже хо рошей площадки. То. что имеется на ста дионе. далеко не удовлетворяет любите лей этой интересной п полезной игры. Между тем. сделать площадки и хоро шие городки — не проблема: места для этого вполне достаточно, материал также есть. Вопрос опять упирается в организа цию секций при клубах и популяризацию игры в городки. Члены секции могли бы устроить площадки и городки непосред ственно в частях и подразделениях. Сколько бы было занято этим полезным и увлекательным видом спорта матросов, старшин, офицеров в предвыходные и выходные дни! Офицер В. ИГНАТЬЕВ. Обеспечить коков литературой по кулинарии Матрос Немшилов благодаря упорству добился некоторых успехов в приготовле нии пищи. Личный состав хорошо отзы вается о коке. Навыки по приготовлению блюд матрос Немшилов получил на прак тике, по опыту. Часто Немшилов заявляет: «Как жаль, что я нигде не учился этому делу, и очень плохо, что нет у нас даже литературы по кулинарии, откуда можно бы почерпнуть теоретические знания». Это — горькая правда. Паши хозяйственники не заботятся о том, чтобы обеспечить кока специальной литературой, помочь воину расширить свои знания. У нас плохо обстоит дело и с хранением быстропортящихся продуктов, порой их получают не во-время. Старшина 2 статьи С. БОБРОВ. По следам наших выступлений «КОГДА БУДЕТ ДОЛЖНЫЙ ПОРЯДОК?» ' Под таким заголовком в нашей газете 18 июня было опубликовано письмо в ре дакцию матроса Г. Гусева. В письме ука зывалось на недостаточное количество в подразделении столов и стульев, на то, что пища суточному наряду доставляется не вочвремя. Заместитель командира по политчасти сообщил редакции, что командованием приняты меры к устранению недостатков, отмеченных военкором. Подразделению до полнительно выданы табуретки и столы, наведен порядок в организации питания. Блестящая победа русского оружия Россия к концу XVII века преврати лась в крупное континентальное государ ство. простирающееся от верховьев Днеп ра на западе до Тихого океана на востоке. Значительно возросла и политическая роль России в международных делах. Однако Русское государство отставало в своем экономическом развитии. Не были еще ликвидированы последствия шведской ин тервенции, я искони принадлежавший русским берег Балтийского моря оста вался в руках шведов. Отсутствие естест венных выходов к берегам морей задер живало экономическое развитие страны. Вот как оценивал К. Маркс тогдашнее положение русского государства: «...ни од- нл великая нация никогда не существова ла и не могла существовать в таком от даленном от моря положении в каком первоначально находилось государство Петра Великого: никогда ни одна нация не мирилась с тем. чтобы ее морские по бережья в устьях рек были от нее отор ваны: Россия не могла оставлять устья Невы, этого естественного выхода для продукции Северной Ро^гии. в пуках шве дов. так же как устьев Дона. Днепра и Нуга и Кеоченского пролива в руках ко чевников — татар». Северная война (1700 — 1721 гг.) должна была вешить вековой ciiod между Россией и Швецией за берега Балтийско го моия Вопрос стоял так: или Россия о-танетоя отсталой страной, оторванной от естественных выходов к морю, или она вийдет на шипокую международную, аре ну и займет юстойное место свели евро пейских стран. К 245-летию Полтавской битвы Двадцать один год продолжалась Се верная война и закончилась блестящей победой русского оружия. Итоги этой войны имели огромное влияние на даль нейшее развитие не только России, но и всей мировой истории. В результате ве ликой победы Русское государство выдви нулось в число великих держав Европы. Северная война показала неоспоримое превосходство русского военного и военно- морского искусства, превосходящую силу русской армии и флота над вооруженными силами Швеции, являющимися тогда от ними из самых сильных в мире. Русским воинам пришлось вести борьбу с хорошо подготовленным И ОПЫТНЫМ противником. Как известно, начало воины было не выгодным зля России. Под^ Нарвой в но ябре 1700 года русские войска потерпели поражение. Но эта неудача не сломила духа воинов России и их полководца Петра I. С еще большей настойчивостью Петр I стал готовить новые силы для борьбы со шведскими интервентами. Были созданы необходимые условия для снабже ния армии всем необходимым для веде ния операций, заложены основы отечест венной промышленности. Одновременно с этим оазрабатываются новые способы ве дения боевых операций, новые приемы использования оружия и техники. • Через некоторое время Гпведы почувст вовали на себе силу ударов русских вои нов. В июле 1702 года были разбиты шведские флотилии на Чудском и Ладож ском озерах. Почти одновременно были разгромлены сухопутные войска при мысе Гуммельсгоф. В октябре 1702 г. штурмом была взята крепость Нотебург. находив- ш;.яся в руках шведов около 90 лет. За тем в апреле 1703 года занята крепость Нненшанц. Этим самым был возвращен России открытый выход к морю. На Неве был основан город Петербург, а для защи т и подступов к нему — крепость Крон- шлот. Несмотря на эти успехи, русским вой скам еще предстояла жестокая борьба с сильным и коварным врагом. Шведский кероль Карл XII продолжал строить планы похода на Москву. Для выполнения своих замыслов интервенты сначала предполага. ли захватить Украину, ибо. как говорил Карл XII, «имея во власти природные бо гатства этой земли, нам нетрудно будет п; одолжать путь к Москве». К гонцу апреля 1709 г. шведы появи лись под Полтавой. Часть войск интервен тов d асположилась в укрепленном лаге ре. остальные— в близлежащих к Полтаве деревнях. Армия шведов насчитывала не менее чем 30 тысяч человек. Во главе ее стояли опытные генералы. Петр I учиты вал при разработке плана операции, что противник представляет серьезную угро зу. Сосредоточив свои войска у Полтавы, шведы начали осадные работы. Карл XII торопил своих генералов, хвастливо заяв ляя при этом, что оусские сдадутся шве дам при первом выстреле по городу. Но так не получилось, как думали ин тервенты. Небольшой гарнизон крепости проявил исключительную стойкость и за держал шведскую армию на целых три месяца. Попытки интервентов взять Пол таву штурмом были отбиты героическими войсками русских. Оборона Полтавы представляет собой поучительный урок в истории военного искусства. Маленький гарнизон храбре цов. окруженный хорошо вооруженной ар мией. своим стойким сопротивлением дал возможность русскому командованию ^вы играть время и сосредоточить свои войска для решающего сражения с противником. Активная оборона русских сыграла важ ную роль в готовящемся наступлении. 25 июня под предводительством Петра русская армия расположилась, готовая * наступлению, в 5 километрах от Полтавы. На вооружении наших войск была мощ ная артиллерия. Сразу же началось строительство укрепленного лагеря. Оборонительные позиции Петр выбрал весьма удачно. В тылу у русских нахо дился обрывистый берег реки Ворсклы. Справа и перед фронтом— открытая равни на, упиравшаяся в лес. С левого фланга также находился труднопроходимый . лес, тянувшийся почти до самой Полтавы. Между лесами оставался промежуток ши риной в полтора километра, через который шведы могли выйти к русскому укреп ленному лагерю. Этот промежуток по при казу Петра был прегражден шестью ре дутами (сомкнутыми четырехугольными земляными укреплениями), построенными один от другого на расстояшги дальности ружейного выстрела. Вторая линия реду тов была возведена перпендикулярно пер вой. по направлению вероятного движе ния противника. Эти редуты вместе с другими укреплениями представляли до вольно силыгую позицию. В случае про рыва через редуты интервенты наталки вались на главные силы русских. В системе петровских редутов был заложен принцип активной обороны и идея перехода от оюороны к наступлению. Это было применено впервые в истории воен ного искусства. 8 июля 1709 г. шведы двинулись на позиции русских, но сразу же были -встре чены губительным огнем редутов. Прорыв через укрепления потребовал много воеме- ни и стоил интервентам больших жертв. Поэтому шведские войска вышли к глав ным силам русских значительно ослаблен ными. Перед атакой неприятеля Петр обра тился к войскам с боевым приказом, в котором говорилось: «Воины, вот пришел час. который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство. Потру врученное, за род свой, за Отечест во...». -Началось ожесточенное сражение. Рус ские перешли вскоре в общее наступле ние по всему фронту. Все попытки шве дов остановить стремительный натиск русских воинов были разбиты. Интервен ты иод напором наступающих в беспоряд ке хлынули назад и. как выразился Петр, «скоро хребты показали». Врат ринулся к переправе через Днепр у Переводочны, но там их перехватили оусские передовые части. И здесь остатки шведской армии ка питу лировали. В Полтавском сражении шведские ин тервенты потеряли только убитыми более 9 тысяч человек. Было пленено около 20 тысяч человек, среди них весь генопал и- тет и более тысячи офицеров. Шведская армия, вторгнувшаяся в пределы рус ской земли, была полностью уничтожена. Блестящая победа русских под Полта вой положила конеп военному могущест ву Швеции и высоко подняла роль Рос сии как великЛй и могучей державы. Ф. Энгельс писал: «Карл XII сделал по пытку проникнуть внутрь России: этим он погубил Швецию и показал всем неуяз вимость России». * * * Полтавская битва имела величайшее международное значение и огромные по следствия не только для воюющих стран, но и для всей Европы. Если в прошлом решающую роль в Европе занимали круп нейшие государства — Англия. Франция, Аютрия и другие, то после победы Рос сии под Полтавой на международную историческую арену выходит великое Русское государство, доказавшее свое мо гущество. свою непобедимую силу . Сражение пол Полтавой явилось пе реломным моментом в ходе всей Северной войны. После этого окончательно стало видно преимущество России. Весь ход войны изменился в пользу русской армии. Шведским интервентам не удалось осу ществить свой коварный план — лишить русский народ национальной независимо сти. Русское государство и его народ в жестоких боях с захватчиками отстояли срою родную землю. «Полтавская битва.— указывал великий сын русского народа реголюционер-демократ В. Г. Белинский, — была не просто сражение, замечатель ное по огромности военных сил. по упоэ - ству сражающихся и количеству проли той крови. Нет. это была битва за суще ствование целого народа, за будущность полого государства...». Нага народ имеет славную боевvю исто рию. На ярчайших примерах велики* исторических побед русского ооужия од ной из которых по праву считается побе да под Полтавой, воспитывались и воспи тываются новые поколения пламенных патриотов Родины. Т. ВАСИЛЬЕВ. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz