На страже Заполярья. 1954 год. Июль.

2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 7 июля 1954 г.. № 159 (5001). На правильном пути KK0T0P0E время назад курсант училища И. Со­ ловьев мог смело заявить, что его мечта сбылась. Он стал морским офицером. Назначение комаш иром подразделения одного корабля было им воспринято о радостью. В отпуск поехал он уже с золотыми погонами в звании лейтенанта. ...Молодей офицер представился коман­ диру. — Очень рад, что вы — сталинский стипендиат училища— назначены на наш корабль. — сказал командир. — Но впе­ реди у вас снова школа. Вы должны глубоко освоить свою специальность и непрерывно в ней совершенствоваться. Вам надлежит быть требовательным и за­ ботливым учителем и воспитателем под­ чиненных. Будьте их взыскательным на-1 чальником и умелым политическим рук-)- \ водителем. Воспитывайте у подчиненных ' верность воинскому долгу. Присяге. Боль­ ше прилежания... Любите море и своп корабль!.. Командир рассказал молодому офицеру, что под его началом неплохой коллектив торпедистов и минеров. Задача заклю­ чалась в умении закрепить достигнутые успехи, устранить имевшиеся недостатки, а затем двигаться вперед. Лейтенанту Игорю Соловьеву было ясно, с чего на­ чать свои первые шали... * •» ло, что Сорокин осознал свою ошибку и теперь исправляет ее. На подобных совещ аниях старшин р а з­ бираются и дру ги е вопросы . II среди них — ведение документации , обмен опытом по ор гани зации и проведению зан я ти я по специальности , тренировки и многое дру­ гое. Все это принесло положительные р е ­ зу л ь т а ты . Недавно офицер проверил, как моряки подразделения знают организацию служ­ бы на корабле. Это. как и знание ими материальной части, было высоко оцене­ но. а в пример всем были поставлены старшины 2 статьи Савельев и Пацюк. ш - Много дел сразу появилось у молодого офицера. Изучение тактико-технических данных и устройства корабля, организа­ ции службы на нем. знакомство с лич­ ным составом — все это необходимо бы­ ло сделать возможно быстрее и глубже Иваче нельзя успешно выполнять свои с-тужеоные обязанности. Самым трудным оказалось знакомство с подчиненными. Лейтенант решил начать его рассказом о себе, о своей службе. Воины слушали офицера с нескрываемым интересом. И кое-кто из них подумал: «Хотя и молод наш командир, но быва­ лый...». Беседа прошла удачно. Но Со­ ловьев не мог сказать, что он уже зна­ ет матросов. «Поговорю-ка я с каждым воином отдельности», — решил он. На это ушло много времени. Следовало узнать того или иного матроса не по анкетам, а посредст­ вом личного с ним общения. После беседы со старшиной 1 статьи Боровским лейтенант Соловьев сделал вы­ вод, что этот моряк замечательный спе­ циалист и воспитатель подчиненных. Ис­ шагано служили также ставшие матросы I Шидловкий и Меркурьев. Они добросо­ вестно выполняли любое порученное им дело. А вот старший матрос Сорокин имел взыскания за различные проступки. Зна­ чит, дисциплина у него была не на пер­ вом месте. Анализируя этот факт, офицер понял, что на Сорокина оказывал влия­ ние кто-то из дружков. Недаром говорит­ ся: с кем поведешься, от того и набе­ решься. Так шаг за шагом изучал офицер мо­ ряков. Многое было еще непонятно. Одна­ ко основное звено найдено: во всем опи­ раться на старшин. Но чтобы достигнуть успеха. их надо учить искусству воспи­ тания матросов на конкретных примерах. Однажды старший матрос Сорокин, бу­ дучи на вахте, снова грубо нарушил дис­ циплину. Это явилось предметом обсужде­ ния на совещании старшин. Офицер по­ требовал от командира отделения ответа: почему его подчиненный совершил про­ ступок. А вслед за тем лейтенант Соловь­ ев раз’яснил всем старшинам, что некото­ рые из них выпускают из своего поля зрения матросов, несущих дежурную и вахтенную службу. Они как бы снимают с себя ответственность за их дела и по­ ступки. Это неправильно! Вот из-за чего получилась неприятность с Сорокиным. И довелось офицеру воспользоваться своими дисциплинарными правами. Время показа- Лейтенант И. Н. Соловьев, Верный курс взял молодой офицер Игорь Соловьев. Но надо было быстрыми темпами изучать корабль, правила преду­ преждения столкновения судов и т. д. Это требовалось для того, чтобы получить право самостоятельно нести вахтенную службу. А тут. как на грех, ему дали несколько поручений. Он и физрук ко­ рабля. и редактор радиогазеты, и заве­ дующий кают-компанией, и руководитель группы политзанятий. Такое «оморячивание» и радовало и пугало молодого офицера. Радовало то, что ему оказано большое доверие. Он стремил­ ся весь уйти в работу и испытать себя в борьбе с трудностями. Но больше всего лейтенант боялся, чтобы по малоопытно- сти не завалить дело. Конечно, были оп­ лошности. Они сильно действовали на мо­ лодого офицера. И не поддержи коллек­ тив в нем уверенности, у него могла бы появиться растерянность. А это самое страшное в период командирского ста­ новления. Командир помогал молодому офицеру разобраться в допущенных ошибках по службе. Эти разборы были тщательными, «придирчивыми». Однако лейтенант все время чувствовал искреннее желание старшего и опытного офицера подсказать ему причину промахов и практические советы по их устранению. Соловьев с новой силой учил подчиненных и учился сам. От бывалых офицеров он перенял при­ вычку •*планировать свое рабочее время, вости записную книжку. Так легче все предвидеть, заметить, своевременно сде­ лать. Как-то в блокноте появилась за­ пись: «На вечерней поверке отметить образцовые действия минера старшего ма­ троса Меркурьева, досрочно выполнивше- ю трудоемкое задание». В другой раз лейтенант заметил, что Сорокин формально осматривает и прово­ рачивает механизмы. Об этом офицер сде­ лал отметку. А на подведении итогов боевой учебы за неделю он сказал: — У нас не всегда отводится время для ухода за материальной частью. Поэ­ тому в период осмотров и проворачиваний механизмов надо за ними ухаживать: сменить, где надо, смазку, надраить медь, покрыть мелом резину, устранить грязные подтеки и многое другое... Теперь это указание командира внедре­ но в жизнь. «Все ли я сделал для повышения бое­ способности матросов». — подумал од­ нажды офицер Соловьев и сам же отве­ тил: «Нет. не все!». Из поля зрения вы­ пала Физическая закалка воинов. Поводом к этому был услышанный разговор двух .матросов. Один из них говорил: — II зачем мне спорт, физзарядка? У меня и без того силы много... Лейтенанту Соловьеву хотелось вме­ шаться и убедительно рассказать о поль­ зе спорта в боевой обстановке. Однако, поразмыслив, решил сначала подготовить­ ся и всем морякам рассказать несколько поучительных эпизодов. Вот один из них: Это было в годы Великой Отечествен­ ной войны. Гвардейский эсминец находил­ ся в конвое. Сильный ветер развел боль­ шую волну. Огромные серо-зеленые водя­ ные валы обрушивались на корабль. Сквозь снежную пелену едва виднелся скалистый берег. В таких условиях была обнаружена Bj-ажеская подводная лодка. Эсминец ата­ ковал ее. Много пришлось поработать тог- да минерам. Матрос Дмитриев запросто подхватывал большие глубинные бомбы а заряжал ими бомбомет. Это мог делать только очень сильный воин. Таким и был Дмитриев, считавшийся лучшим спортсме­ ном корабля. Когда эсминец лег на обратный курс, то h i полном ходу врезался в громадный во­ дяной вал. Корабль принял на себя сог­ ни тонн воды. Бушующий поток пронес­ ся по палубе, сметая все на своем путч. На корме минеры продолжали выполнять сгое дело, когда их захлестнула волна. Несколько секунд они находились под во­ дой. крепко держась за выступы. Будь старшина 1 статьи Осипов послабее, его бк оторвало от лееров и унесло в море. Но минер был футболист и легкоатлет, сильный и выносливый моряк. Фашист­ ская подводная лодка была потоплена бом­ бами. сброшенными старшиной... Так сила и закалка минеров способст­ вовали победе... Вот почему лейтенант Соловьев должное внимание уделяет Физическому воспита­ нию подчиненных, приучает их легко пе­ реносить трудности морской службы. . Немного времени прошло с тех пор. как молодой офицер вступил на палубу ко­ рабля. но ему уже довелось практически | выполнять задачи боевой подготовки, про­ водить техническую конференцию по тор­ педному оружию. А однажды испытал он себя в трудном деле, связанном со зна­ нием морской практики. Благодарность командира — вот результат стараний мо­ лодого офицера. Вызванное этим радостное чувство сме­ нилось беспокойством, когда командир приказал ему принять обязанности вах­ тенного офицера. Лейтенант Соловьев зна­ ет их. ему уже приходилось управлять кораблем. Но раньше эго он делал как дублер опытного вахтенного офицера. А ныне сам командир будет проверять его умение. Погода была благоприятной. Легкий ветерок холодил разгоряченное лицо мо­ лодого офицера. Соловьев уверенно вел ко­ рабль. Вдали показалась обрывистая глы­ ба яркозеленого острова Кильдин. Эта яркость как бы подчеркивалась мрачным, скалистым побережьем континента. Командир пристально следил за каж­ дым движением молодого офицера на х»ь довом мостике. Тот действовал в соответ­ ствии с требованиями, предъявляемыми к вахтенному. j Командиру было известно, что иногда молодой офицер не проявляет инициативы по службе. Приходится ему напоминать, требовать. Так, он ни разу еще не про­ вел самостоятельно ни одного учения с моряками. У него еще наблюдается разде­ ление дел на важные и второстепенные. Но, присмотревшись к Соловьеву, коман­ дир понял все. Эти недостатки порождены не халатным отношением молодого офице­ ра к своим обязанностям, а малоопытно- стью. А опыт — дело нзживное! И в приобретении его лейтенант Соловьев на­ ходится на правильном пути. Н. АФОНИН. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ОБЕРЕГАТЬ ЛЕСА ОТ ПОЖАРОГ В солнечную теплую погоду, особенно в предвыходные и выходные дни, боль­ шое количество военнослужащих и граж­ данских лиц стремится провести свой отдых в лесу, поближе к речкам и озерам. Организуются массовые и одиночные выез­ ды на рыбную ловлю, охоту, сбор грибов и ягод. Но нередко при этом рыболовы и охот­ ники забывают о соблюдении правил по­ жарной безопасности: бросают непогашен­ ные спички и папиросы, оставляют неза- тушенными костры. А горящая спичка или незатушенная папироса, оставленный яа берегу озера и л и р е к и тлеющий костер MoiyT вызвать лесные и торфяные пожа­ ры. которые уничтожают огромные зеле­ ные площади, превращая их в халатую сигоревшую пустыню. В этом году было уже несколько слу­ чаев воспламенений торфа в районе Щучьего. Ореоневаенгокого и_ других озер. Североморцы! Не забывайте о пожар­ ной опасности! Не разводите без надоб­ ности костров, не бросайте непогашен­ ных спичек и папирос! При обнаружении лесного пожара принимайте активное участие в его тушении. Капитан И. КУЗЬМИН. Лишь быбылаотметкавплане... Формальный подход к проведению инструктажа агитаторов По следам наших выступлений «РУКОВОДИТЬ СТРОИТЕЛЯМИ КОНКРЕТНО И ПОВСЕДНЕВНО» В № 122 нашей газеты под таким за­ головком была опубликована корреспон­ денция офицера В. Мельникова. Редакцией получен ответ, в котором сообщается, что эта корреспонденция об­ суждалась на совещании руководителей строительства. Корреспонденция признана справедливой, вскрывающей существен­ ные недостатки руководства строительст­ вом. Сообщается также, что за несвоевре­ менную выдачу нарядов прорабы Мален- кович и Грибанов наказаны в дисципли­ нарном порядке, а прораб Ковынев за плохую работу отстранен от руководства мим об’актом. Д е й с т в о в а л и , к а к в б о ю Воины нашего подразделения неустанно повышают ка­ чество боевой и политической подготовки. На практических занятиях они стараются действовать, как в бою, не допу­ скать условностей и упрощенчества. На недавно состоявшихся тренировках многие воины продемонстрировали высокую боевую выучку. Среди них— Лудков, Белов, Родин, Шмелев и другие. Они показали не только хорошее знание своего дела, но и проявили стой­ кость и физическую выносливость. Сержант А. МИХАЙЛОВ. О БЕСЕДУ О БДИ ТЕЛ ЬНОС ТИ провел с воинами комсомолец Фро­ лов. Он р ассказал о задач ах, стоя­ щих перед личным составом подраз­ деления. Б еседа прошла живо и ин­ тересно. ., Н. Воронов. О СТАРШИНА 2 статьи Слуцкий зарекомендовал себя знающим свое дело воином. Он награжден нагруд ­ ным знаком «Отличный связист*. Н. Салей. о ДО БРОСОВЕСТНО выполняет свой воинский долг старший матрос Фирсов. Недавно трудолюбивый воин был поощрен внеочередным кратко­ срочным отпуском. Матрос И. Козлов. О УСПЕШНО выполнили стрель­ бы из личного оруж и я серж ан т Усков, матросы Потемкин и Сарычев. Они систематически тренируются в стрель­ бе. Матрос Е. Ланцов. О В ЧИСТОТЕ и исправности со­ д ерж ит оружие рядовой Кузнецов. Его недавно отметил командир отде­ ления, д ав высокую оценку старани ­ ям воина. Рядовой И. Мамаев. О УМЕЛО ДЕЙСТВОВАЛИ на боевом посту воины Тарасов, Котов и другие. Командир об’явил им поощ­ рения. Матрос Д . Мизарев. О ТРУДОЕМКОЕ ЗАДАНИЕ вы ­ полнили мотористы Сверчков и Ж а - даев. Они своевременно ввели в строй двигатель. Гвардии старший матрос М. Карпов. — Товарищи, не нужно ждать, пока нн беседу соберется большая группа лю­ дей. — поучал агитаторов лейтенант Петров. — Главное, чтобы все наши бе­ седы и выступления были направлены на достижение определенных целей, чтобы они были конкретны и содержательны — Имейте ввиду, наше подразделение — успокаивающим тоном продолжал по­ литработник, —• успешно решает постав­ ленные задачи. Перечисляя достижения, то®. Петров ни словом не обмолвился о тех недостатках которых еще немало в подразделении, ему стоило бы напомнить агитаторам о том. что в подразделении были допущены нарушения уставных требований отдель­ ными матросами, очень медленно ра-бтут ряды отличников боевой и политической подготовки. Видимо, это политработник считал делом второстепенным, не стоя­ щим. чтобы о нем говорить. Он после самовосхвалений выдал агитаторам по o i- ной ученической тетради, журнал «Блок­ нот агитатора» и сказал: — Теперь, товарищи, перед вами стоит задача составить план работы. В нем обя­ зательно заполните следующие графы... Помните, что план и учет — это главное в нашей работе. Графы и вопросы в заранее приготов­ ленных тетрадях были немногочисленны, всего около десятка. Тов. Петрова неосо­ бенно беспокоило и то обстоятельство, что на инструктаже из девяти агитаторов присутствовало только четыре. Главное, считает он. «уложиться в план», про­ вести инструктаж и поставить «галоч­ ку», означающую выполнение плана. Важно, чтобы при случае можно было сказать поверяющему: вот, мол. регулярно проводим инструктажи агитаторов. Действительно, если посмотреть в план работы, то внешне, то есть на бумаге, дело обстоит как будто благополучно. На самом же деле здесь мало заботятся о работе агитаторов, не учат их искус­ ству пропагандистской работы, не органи­ зуют обмен опытом между ними. Инструк­ тажи. проводимые пропагандистом Петро­ вым. не связаны с задачами личного со­ става. неконкретны. Чем же занимаются агитаторы, как они проводят стою работу? Матрос Глазкин, являясь агитатором, часто читает своим сослуживцам отдель­ ные статьи из газет и журналов, брошю­ ры, выдержки из различных книг. — Так что читок мы проводим много. — говорит он, — но читаем мы без раз­ бора, те материалы, которые легче найти в библиотеке, короче говоря, что попадет ncj руку. Хорошо ли работает агитатор Глазкин и другие его коллеги, есть ли у них недо­ статки, никто не знает, потому что на инструктажах об этом, как правило, не говорят а обобщением опыта агитацион­ но-пропагандистской работы по-настояще­ му здесь не занимаются. Об агитаторе старшем матросе Корша- кове политработник говорит, что он ведет большую работу соеди личного состава. А на самом деле агитатор Коршаков даже не провел ни одной читки материа­ ла» февральско-мартовского Пленума ПК КПСС и первой сессии Верховного Сове­ та СССР четвертого созыва. — Инструктажи агитаторов я посещаю очень редко. — признается Коршаков. — а те. на которые приходится ходить, ма­ ло чему учат, ничего нового не дают, очень похожи на предыдущие. Агитаторы мало вели и по существу не проводят работы по раз’яснению по­ следних решений Коммунистической пар­ тии и Советского правительства. Пропа­ гандист Петров считает это нормальным. Многие агитаторы под различными предлогами не посещают инструктажей. Но и те. кто бывает на них. получают 3ia- ло пользы. Инструктажи проходят скучно, •неинтересно и напоминают работу, о ко­ торой в народе говорят: «переливание из пустого в порожнее». Агитаторы не полу­ чают на них методических советов, не обмениваются друг с другом опытом, не слушают квалифицированных лекций и докладов. Однако тов. Петров, видимо, считает, что здесь вполне достаточно руководят агитаторами. — Мы их ежемесячно собираем на ин­ структажи, даем им специально подобран­ ные статьи из журналов и газет. А каково качество этих инструктажей, их действенность, политработника мало интересует. Тов. Петров сетует, что аги­ таторы не проявляют инициативы в ра­ боте, и никак не может выяснить причину пассивного отношения агитаторов к своим почетным и ответственным обязанностям. Причины эти ясны. Они коренятся в формальном руководстве агитаторами. В этом повинен и политорган, который так­ же забывает о помощи агитаторам, плохо руководит их работой, не обобщает их опыта. В. ФЕДОРОВ. На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Успех зависит от подготовки руководителя От того, как подготовлен руководитель, во многом зависит услех политической учебы воинов. Интересно и содержательно проводит политические занятия руководи­ тель группы старший лейтенант Спири­ донов. Он упорно работает над повышени­ ем своего идейно-теоретического уровня и совершенствованием методических навы­ ков. | Офицер регулярно посещает семина­ ры. внимательно записывает методиче­ ские указания по каждой теме. После се­ минара он не откладывает подготовку рассказа на последние дни, а. как прави­ ло. заблаговременно подбирает рекомендо­ ванную литературу . и внимательно ее изучает. Пропатан диет Спиридонов все cj?OH силы и знания направляет на то. чго^ы способствовать дальнейшему повы­ шению боеготовности подразделения, при­ вивает воинам на политических занятиях высокую сознательность, чувство личной ответственности за порученное дело, раз­ вивает у них стремление к мастерству, к повьем успехам в боевой и политиче­ ской подготовке. Например, при подготовке к рассказу по теме «Единая семья советских наро­ дов» пропагандист детально изучил до­ полнительную литературу, рекомендован­ ную на семинаре. В конспекте Спиридо­ нов сформулировал цель занятия' указал вопросы, которые необходимо разобрать. Коммунистической партии. Мы, артилле­ ристы-зенитчики. должны зорко охранять воздушные рубежи нашей Родины, бди­ тельно стоять на страже великих завое­ ваний советского народа и в любую ми­ нуту быть готовыми дать сокрушительный отпор любому агрессору. Такую задачу поставила перед нами наша Коммунисти­ ческая партия, наше Советское прави­ тельство. А для этого необходимо еще настойчивее овладевать военными и по­ литическими знаниями, крепить дисци­ плину и организованность в своих рядах. Политические занятия способствуют до­ стижению новых успехов в боевой и по­ литической подготовке. Об этой свиде­ тельствует боевая выучка личного соста­ ва подразделения, где служит коммунист Спиридонов. На стрельбах личный со­ став работал четко и быстро, успешно выполнил задачу. Многие воины получи­ ли благодарность командира. Методическому мастерству тов. Спири­ донов учится на семинарах руководителей политических занятий, в работе которых всегда принимает активное участие. В результате этой подготовки руководитель лоопвается высокого идейного уровня рас­ сказа по теме. Так же тщательно он готовится к про­ ведению каждого самостоятельного чте­ ния. Пропагандист указывает страницы учебных пособий, которые необходимощю- - * ----------------- р ^ _ гуры он ■лушате- 'чителя ич . с [II- ie- и- ie |:о - [ Ч - |МИ им 1их Пи pa­ re-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz