На страже Заполярья. 1954 год. Июль.
2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 7 июля 1954 г.. № 159 (5001). На правильном пути KK0T0P0E время назад курсант училища И. Со ловьев мог смело заявить, что его мечта сбылась. Он стал морским офицером. Назначение комаш иром подразделения одного корабля было им воспринято о радостью. В отпуск поехал он уже с золотыми погонами в звании лейтенанта. ...Молодей офицер представился коман диру. — Очень рад, что вы — сталинский стипендиат училища— назначены на наш корабль. — сказал командир. — Но впе реди у вас снова школа. Вы должны глубоко освоить свою специальность и непрерывно в ней совершенствоваться. Вам надлежит быть требовательным и за ботливым учителем и воспитателем под чиненных. Будьте их взыскательным на-1 чальником и умелым политическим рук-)- \ водителем. Воспитывайте у подчиненных ' верность воинскому долгу. Присяге. Боль ше прилежания... Любите море и своп корабль!.. Командир рассказал молодому офицеру, что под его началом неплохой коллектив торпедистов и минеров. Задача заклю чалась в умении закрепить достигнутые успехи, устранить имевшиеся недостатки, а затем двигаться вперед. Лейтенанту Игорю Соловьеву было ясно, с чего на чать свои первые шали... * •» ло, что Сорокин осознал свою ошибку и теперь исправляет ее. На подобных совещ аниях старшин р а з бираются и дру ги е вопросы . II среди них — ведение документации , обмен опытом по ор гани зации и проведению зан я ти я по специальности , тренировки и многое дру гое. Все это принесло положительные р е зу л ь т а ты . Недавно офицер проверил, как моряки подразделения знают организацию служ бы на корабле. Это. как и знание ими материальной части, было высоко оцене но. а в пример всем были поставлены старшины 2 статьи Савельев и Пацюк. ш - Много дел сразу появилось у молодого офицера. Изучение тактико-технических данных и устройства корабля, организа ции службы на нем. знакомство с лич ным составом — все это необходимо бы ло сделать возможно быстрее и глубже Иваче нельзя успешно выполнять свои с-тужеоные обязанности. Самым трудным оказалось знакомство с подчиненными. Лейтенант решил начать его рассказом о себе, о своей службе. Воины слушали офицера с нескрываемым интересом. И кое-кто из них подумал: «Хотя и молод наш командир, но быва лый...». Беседа прошла удачно. Но Со ловьев не мог сказать, что он уже зна ет матросов. «Поговорю-ка я с каждым воином отдельности», — решил он. На это ушло много времени. Следовало узнать того или иного матроса не по анкетам, а посредст вом личного с ним общения. После беседы со старшиной 1 статьи Боровским лейтенант Соловьев сделал вы вод, что этот моряк замечательный спе циалист и воспитатель подчиненных. Ис шагано служили также ставшие матросы I Шидловкий и Меркурьев. Они добросо вестно выполняли любое порученное им дело. А вот старший матрос Сорокин имел взыскания за различные проступки. Зна чит, дисциплина у него была не на пер вом месте. Анализируя этот факт, офицер понял, что на Сорокина оказывал влия ние кто-то из дружков. Недаром говорит ся: с кем поведешься, от того и набе решься. Так шаг за шагом изучал офицер мо ряков. Многое было еще непонятно. Одна ко основное звено найдено: во всем опи раться на старшин. Но чтобы достигнуть успеха. их надо учить искусству воспи тания матросов на конкретных примерах. Однажды старший матрос Сорокин, бу дучи на вахте, снова грубо нарушил дис циплину. Это явилось предметом обсужде ния на совещании старшин. Офицер по требовал от командира отделения ответа: почему его подчиненный совершил про ступок. А вслед за тем лейтенант Соловь ев раз’яснил всем старшинам, что некото рые из них выпускают из своего поля зрения матросов, несущих дежурную и вахтенную службу. Они как бы снимают с себя ответственность за их дела и по ступки. Это неправильно! Вот из-за чего получилась неприятность с Сорокиным. И довелось офицеру воспользоваться своими дисциплинарными правами. Время показа- Лейтенант И. Н. Соловьев, Верный курс взял молодой офицер Игорь Соловьев. Но надо было быстрыми темпами изучать корабль, правила преду преждения столкновения судов и т. д. Это требовалось для того, чтобы получить право самостоятельно нести вахтенную службу. А тут. как на грех, ему дали несколько поручений. Он и физрук ко рабля. и редактор радиогазеты, и заве дующий кают-компанией, и руководитель группы политзанятий. Такое «оморячивание» и радовало и пугало молодого офицера. Радовало то, что ему оказано большое доверие. Он стремил ся весь уйти в работу и испытать себя в борьбе с трудностями. Но больше всего лейтенант боялся, чтобы по малоопытно- сти не завалить дело. Конечно, были оп лошности. Они сильно действовали на мо лодого офицера. И не поддержи коллек тив в нем уверенности, у него могла бы появиться растерянность. А это самое страшное в период командирского ста новления. Командир помогал молодому офицеру разобраться в допущенных ошибках по службе. Эти разборы были тщательными, «придирчивыми». Однако лейтенант все время чувствовал искреннее желание старшего и опытного офицера подсказать ему причину промахов и практические советы по их устранению. Соловьев с новой силой учил подчиненных и учился сам. От бывалых офицеров он перенял при вычку •*планировать свое рабочее время, вости записную книжку. Так легче все предвидеть, заметить, своевременно сде лать. Как-то в блокноте появилась за пись: «На вечерней поверке отметить образцовые действия минера старшего ма троса Меркурьева, досрочно выполнивше- ю трудоемкое задание». В другой раз лейтенант заметил, что Сорокин формально осматривает и прово рачивает механизмы. Об этом офицер сде лал отметку. А на подведении итогов боевой учебы за неделю он сказал: — У нас не всегда отводится время для ухода за материальной частью. Поэ тому в период осмотров и проворачиваний механизмов надо за ними ухаживать: сменить, где надо, смазку, надраить медь, покрыть мелом резину, устранить грязные подтеки и многое другое... Теперь это указание командира внедре но в жизнь. «Все ли я сделал для повышения бое способности матросов». — подумал од нажды офицер Соловьев и сам же отве тил: «Нет. не все!». Из поля зрения вы пала Физическая закалка воинов. Поводом к этому был услышанный разговор двух .матросов. Один из них говорил: — II зачем мне спорт, физзарядка? У меня и без того силы много... Лейтенанту Соловьеву хотелось вме шаться и убедительно рассказать о поль зе спорта в боевой обстановке. Однако, поразмыслив, решил сначала подготовить ся и всем морякам рассказать несколько поучительных эпизодов. Вот один из них: Это было в годы Великой Отечествен ной войны. Гвардейский эсминец находил ся в конвое. Сильный ветер развел боль шую волну. Огромные серо-зеленые водя ные валы обрушивались на корабль. Сквозь снежную пелену едва виднелся скалистый берег. В таких условиях была обнаружена Bj-ажеская подводная лодка. Эсминец ата ковал ее. Много пришлось поработать тог- да минерам. Матрос Дмитриев запросто подхватывал большие глубинные бомбы а заряжал ими бомбомет. Это мог делать только очень сильный воин. Таким и был Дмитриев, считавшийся лучшим спортсме ном корабля. Когда эсминец лег на обратный курс, то h i полном ходу врезался в громадный во дяной вал. Корабль принял на себя сог ни тонн воды. Бушующий поток пронес ся по палубе, сметая все на своем путч. На корме минеры продолжали выполнять сгое дело, когда их захлестнула волна. Несколько секунд они находились под во дой. крепко держась за выступы. Будь старшина 1 статьи Осипов послабее, его бк оторвало от лееров и унесло в море. Но минер был футболист и легкоатлет, сильный и выносливый моряк. Фашист ская подводная лодка была потоплена бом бами. сброшенными старшиной... Так сила и закалка минеров способст вовали победе... Вот почему лейтенант Соловьев должное внимание уделяет Физическому воспита нию подчиненных, приучает их легко пе реносить трудности морской службы. . Немного времени прошло с тех пор. как молодой офицер вступил на палубу ко рабля. но ему уже довелось практически | выполнять задачи боевой подготовки, про водить техническую конференцию по тор педному оружию. А однажды испытал он себя в трудном деле, связанном со зна нием морской практики. Благодарность командира — вот результат стараний мо лодого офицера. Вызванное этим радостное чувство сме нилось беспокойством, когда командир приказал ему принять обязанности вах тенного офицера. Лейтенант Соловьев зна ет их. ему уже приходилось управлять кораблем. Но раньше эго он делал как дублер опытного вахтенного офицера. А ныне сам командир будет проверять его умение. Погода была благоприятной. Легкий ветерок холодил разгоряченное лицо мо лодого офицера. Соловьев уверенно вел ко рабль. Вдали показалась обрывистая глы ба яркозеленого острова Кильдин. Эта яркость как бы подчеркивалась мрачным, скалистым побережьем континента. Командир пристально следил за каж дым движением молодого офицера на х»ь довом мостике. Тот действовал в соответ ствии с требованиями, предъявляемыми к вахтенному. j Командиру было известно, что иногда молодой офицер не проявляет инициативы по службе. Приходится ему напоминать, требовать. Так, он ни разу еще не про вел самостоятельно ни одного учения с моряками. У него еще наблюдается разде ление дел на важные и второстепенные. Но, присмотревшись к Соловьеву, коман дир понял все. Эти недостатки порождены не халатным отношением молодого офице ра к своим обязанностям, а малоопытно- стью. А опыт — дело нзживное! И в приобретении его лейтенант Соловьев на ходится на правильном пути. Н. АФОНИН. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ОБЕРЕГАТЬ ЛЕСА ОТ ПОЖАРОГ В солнечную теплую погоду, особенно в предвыходные и выходные дни, боль шое количество военнослужащих и граж данских лиц стремится провести свой отдых в лесу, поближе к речкам и озерам. Организуются массовые и одиночные выез ды на рыбную ловлю, охоту, сбор грибов и ягод. Но нередко при этом рыболовы и охот ники забывают о соблюдении правил по жарной безопасности: бросают непогашен ные спички и папиросы, оставляют неза- тушенными костры. А горящая спичка или незатушенная папироса, оставленный яа берегу озера и л и р е к и тлеющий костер MoiyT вызвать лесные и торфяные пожа ры. которые уничтожают огромные зеле ные площади, превращая их в халатую сигоревшую пустыню. В этом году было уже несколько слу чаев воспламенений торфа в районе Щучьего. Ореоневаенгокого и_ других озер. Североморцы! Не забывайте о пожар ной опасности! Не разводите без надоб ности костров, не бросайте непогашен ных спичек и папирос! При обнаружении лесного пожара принимайте активное участие в его тушении. Капитан И. КУЗЬМИН. Лишь быбылаотметкавплане... Формальный подход к проведению инструктажа агитаторов По следам наших выступлений «РУКОВОДИТЬ СТРОИТЕЛЯМИ КОНКРЕТНО И ПОВСЕДНЕВНО» В № 122 нашей газеты под таким за головком была опубликована корреспон денция офицера В. Мельникова. Редакцией получен ответ, в котором сообщается, что эта корреспонденция об суждалась на совещании руководителей строительства. Корреспонденция признана справедливой, вскрывающей существен ные недостатки руководства строительст вом. Сообщается также, что за несвоевре менную выдачу нарядов прорабы Мален- кович и Грибанов наказаны в дисципли нарном порядке, а прораб Ковынев за плохую работу отстранен от руководства мим об’актом. Д е й с т в о в а л и , к а к в б о ю Воины нашего подразделения неустанно повышают ка чество боевой и политической подготовки. На практических занятиях они стараются действовать, как в бою, не допу скать условностей и упрощенчества. На недавно состоявшихся тренировках многие воины продемонстрировали высокую боевую выучку. Среди них— Лудков, Белов, Родин, Шмелев и другие. Они показали не только хорошее знание своего дела, но и проявили стой кость и физическую выносливость. Сержант А. МИХАЙЛОВ. О БЕСЕДУ О БДИ ТЕЛ ЬНОС ТИ провел с воинами комсомолец Фро лов. Он р ассказал о задач ах, стоя щих перед личным составом подраз деления. Б еседа прошла живо и ин тересно. ., Н. Воронов. О СТАРШИНА 2 статьи Слуцкий зарекомендовал себя знающим свое дело воином. Он награжден нагруд ным знаком «Отличный связист*. Н. Салей. о ДО БРОСОВЕСТНО выполняет свой воинский долг старший матрос Фирсов. Недавно трудолюбивый воин был поощрен внеочередным кратко срочным отпуском. Матрос И. Козлов. О УСПЕШНО выполнили стрель бы из личного оруж и я серж ан т Усков, матросы Потемкин и Сарычев. Они систематически тренируются в стрель бе. Матрос Е. Ланцов. О В ЧИСТОТЕ и исправности со д ерж ит оружие рядовой Кузнецов. Его недавно отметил командир отде ления, д ав высокую оценку старани ям воина. Рядовой И. Мамаев. О УМЕЛО ДЕЙСТВОВАЛИ на боевом посту воины Тарасов, Котов и другие. Командир об’явил им поощ рения. Матрос Д . Мизарев. О ТРУДОЕМКОЕ ЗАДАНИЕ вы полнили мотористы Сверчков и Ж а - даев. Они своевременно ввели в строй двигатель. Гвардии старший матрос М. Карпов. — Товарищи, не нужно ждать, пока нн беседу соберется большая группа лю дей. — поучал агитаторов лейтенант Петров. — Главное, чтобы все наши бе седы и выступления были направлены на достижение определенных целей, чтобы они были конкретны и содержательны — Имейте ввиду, наше подразделение — успокаивающим тоном продолжал по литработник, —• успешно решает постав ленные задачи. Перечисляя достижения, то®. Петров ни словом не обмолвился о тех недостатках которых еще немало в подразделении, ему стоило бы напомнить агитаторам о том. что в подразделении были допущены нарушения уставных требований отдель ными матросами, очень медленно ра-бтут ряды отличников боевой и политической подготовки. Видимо, это политработник считал делом второстепенным, не стоя щим. чтобы о нем говорить. Он после самовосхвалений выдал агитаторам по o i- ной ученической тетради, журнал «Блок нот агитатора» и сказал: — Теперь, товарищи, перед вами стоит задача составить план работы. В нем обя зательно заполните следующие графы... Помните, что план и учет — это главное в нашей работе. Графы и вопросы в заранее приготов ленных тетрадях были немногочисленны, всего около десятка. Тов. Петрова неосо бенно беспокоило и то обстоятельство, что на инструктаже из девяти агитаторов присутствовало только четыре. Главное, считает он. «уложиться в план», про вести инструктаж и поставить «галоч ку», означающую выполнение плана. Важно, чтобы при случае можно было сказать поверяющему: вот, мол. регулярно проводим инструктажи агитаторов. Действительно, если посмотреть в план работы, то внешне, то есть на бумаге, дело обстоит как будто благополучно. На самом же деле здесь мало заботятся о работе агитаторов, не учат их искус ству пропагандистской работы, не органи зуют обмен опытом между ними. Инструк тажи. проводимые пропагандистом Петро вым. не связаны с задачами личного со става. неконкретны. Чем же занимаются агитаторы, как они проводят стою работу? Матрос Глазкин, являясь агитатором, часто читает своим сослуживцам отдель ные статьи из газет и журналов, брошю ры, выдержки из различных книг. — Так что читок мы проводим много. — говорит он, — но читаем мы без раз бора, те материалы, которые легче найти в библиотеке, короче говоря, что попадет ncj руку. Хорошо ли работает агитатор Глазкин и другие его коллеги, есть ли у них недо статки, никто не знает, потому что на инструктажах об этом, как правило, не говорят а обобщением опыта агитацион но-пропагандистской работы по-настояще му здесь не занимаются. Об агитаторе старшем матросе Корша- кове политработник говорит, что он ведет большую работу соеди личного состава. А на самом деле агитатор Коршаков даже не провел ни одной читки материа ла» февральско-мартовского Пленума ПК КПСС и первой сессии Верховного Сове та СССР четвертого созыва. — Инструктажи агитаторов я посещаю очень редко. — признается Коршаков. — а те. на которые приходится ходить, ма ло чему учат, ничего нового не дают, очень похожи на предыдущие. Агитаторы мало вели и по существу не проводят работы по раз’яснению по следних решений Коммунистической пар тии и Советского правительства. Пропа гандист Петров считает это нормальным. Многие агитаторы под различными предлогами не посещают инструктажей. Но и те. кто бывает на них. получают 3ia- ло пользы. Инструктажи проходят скучно, •неинтересно и напоминают работу, о ко торой в народе говорят: «переливание из пустого в порожнее». Агитаторы не полу чают на них методических советов, не обмениваются друг с другом опытом, не слушают квалифицированных лекций и докладов. Однако тов. Петров, видимо, считает, что здесь вполне достаточно руководят агитаторами. — Мы их ежемесячно собираем на ин структажи, даем им специально подобран ные статьи из журналов и газет. А каково качество этих инструктажей, их действенность, политработника мало интересует. Тов. Петров сетует, что аги таторы не проявляют инициативы в ра боте, и никак не может выяснить причину пассивного отношения агитаторов к своим почетным и ответственным обязанностям. Причины эти ясны. Они коренятся в формальном руководстве агитаторами. В этом повинен и политорган, который так же забывает о помощи агитаторам, плохо руководит их работой, не обобщает их опыта. В. ФЕДОРОВ. На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Успех зависит от подготовки руководителя От того, как подготовлен руководитель, во многом зависит услех политической учебы воинов. Интересно и содержательно проводит политические занятия руководи тель группы старший лейтенант Спири донов. Он упорно работает над повышени ем своего идейно-теоретического уровня и совершенствованием методических навы ков. | Офицер регулярно посещает семина ры. внимательно записывает методиче ские указания по каждой теме. После се минара он не откладывает подготовку рассказа на последние дни, а. как прави ло. заблаговременно подбирает рекомендо ванную литературу . и внимательно ее изучает. Пропатан диет Спиридонов все cj?OH силы и знания направляет на то. чго^ы способствовать дальнейшему повы шению боеготовности подразделения, при вивает воинам на политических занятиях высокую сознательность, чувство личной ответственности за порученное дело, раз вивает у них стремление к мастерству, к повьем успехам в боевой и политиче ской подготовке. Например, при подготовке к рассказу по теме «Единая семья советских наро дов» пропагандист детально изучил до полнительную литературу, рекомендован ную на семинаре. В конспекте Спиридо нов сформулировал цель занятия' указал вопросы, которые необходимо разобрать. Коммунистической партии. Мы, артилле ристы-зенитчики. должны зорко охранять воздушные рубежи нашей Родины, бди тельно стоять на страже великих завое ваний советского народа и в любую ми нуту быть готовыми дать сокрушительный отпор любому агрессору. Такую задачу поставила перед нами наша Коммунисти ческая партия, наше Советское прави тельство. А для этого необходимо еще настойчивее овладевать военными и по литическими знаниями, крепить дисци плину и организованность в своих рядах. Политические занятия способствуют до стижению новых успехов в боевой и по литической подготовке. Об этой свиде тельствует боевая выучка личного соста ва подразделения, где служит коммунист Спиридонов. На стрельбах личный со став работал четко и быстро, успешно выполнил задачу. Многие воины получи ли благодарность командира. Методическому мастерству тов. Спири донов учится на семинарах руководителей политических занятий, в работе которых всегда принимает активное участие. В результате этой подготовки руководитель лоопвается высокого идейного уровня рас сказа по теме. Так же тщательно он готовится к про ведению каждого самостоятельного чте ния. Пропагандист указывает страницы учебных пособий, которые необходимощю- - * ----------------- р ^ _ гуры он ■лушате- 'чителя ич . с [II- ie- и- ie |:о - [ Ч - |МИ им 1их Пи pa re-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz