На страже Заполярья. 1954 год. Июль.

2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 1 июля 1954 г., № 154 (4936?. в сложных условиях приборы и верить их показаниям Редакция обратилась с просьбой к м ан ­ ору Будникову р а сск а за т ь на страницах нашей газеты об особенностях полетов на реактивном самолете в сложных метеоро­ логических условиях днем и ночью. Начинаем печатать статьи участника Великой Отечественной войны, классного легчика майора Будникова — командира авиационной истребительной эскадрильи. ☆ (’ПОМИНАЮТСЯ олова од­ ной авиационной песни. Совсем еще недавно при­ пев ее звучал правдопо­ добно: «Дождливым вече- чером. вече^м ... Когда нилотам, прямо скажем, делать нечего»... Но как быстро устарело содержание этих слов. Навсегда ушли тс времена, когда действительно в ненастную погоду ■боевая деятельность на аэродромах и в воздухе прекращалась, и летчики зани­ мались в помещениях на земле. Однако неверным будет утверждение, что раньше наши летчики совсем не ле­ тали в сложных метеоусловиях. Самолето­ вождение но приборам в облаках имеет уже свою немалую тгеторию в авиации. Но если раньше практические навыки полетов по приборам требовались в основ­ ном для того, чтобы летчик сумел спра­ виться в сложных метеорологаческих ус­ ловиях с пилотированием самолета, то в настоящее время .чти навыки необходимы для выполнения боевых заданий — ве­ дения воздушных боев, стрелы) и т. д. Вот почему сейчас летчика! в повсе­ дневной учебе, стремятся к тому, чтобы полнее использовать сложную метеообста- HCBKV для тренировок в воздухе. «Се­ годня плотная облачность — значит по­ леты состоятся», — так говорят авиато­ ры. В этих словах большой смысл. Все более п более исчезает зависимость чело­ века от капризов природы. Вооруженный новейшей техникой человек все активнее и смелее выступает, как покоритель сти­ хии, обретая уверенность в свои силы. Опыт учебы в послевоенный период показал, что развитие нашей отечествен­ ной авиационной техники достигло такого уровня, когда летчик способен выполнять боевые задаштя при невидимости земных ориентиров, в облаках и за облаками, темной ночью. Современное оборудование реактивных самолетов и наличие опреде­ ленных радиотехнических средств па земле обеспечивают вполне надежное са­ молетовождение как по месту, так п яэ времени в любых условиях. Летчики нашей авиационной эскадри­ льи успешно осваивают полеты в слож­ ной обстановке. Среди моих подчиненных есть немало опытных авиаторов, удосто­ енных высшего летного класса. В их m -сле замечательные воздушные воины летчики первого класса Евгений Артамо­ нов. Анатолий Годэн и другие. Неу­ станно совершенствуют практические на­ выки полетов в сложных условиях и все остальные летчики, которые способны не только к боевым действиям одиночным самолетом, но и в составе групп в слож­ ных метеорологических условиях. Однако процесс освоания полетов в сложных условиях требует огромных уси­ лий. постоянных и длительных трениро­ вок. передачи опыта. Тем более, что в этой области боевой учебы у нас еще имеются отдельные недостатки. Поэтому я и хочу в порядке советов, опираясь на срою практику, остановиться на некото­ рых вопросах, относящихся к полетам по приборам. Основная трудность при полете в слож­ ных метеоусловиях по приборам состоит в том. что летчик лишен возможности контролировать свой фактический путь полета визуальной ориентировкой. Осо­ бенно тщательной должна быть подготов­ ка летчика истребительной авиации, по­ тому что он сам одновременно осущест­ вляет пилотирование самолета и самоле­ товождение по маршруту. Главное в т а ­ ком полете — это знание приборов, соз­ данных советскими талантливыми изобре­ тателями. и вера в их показания. Из личного опыта знаю, как порой бывает опасно доверяться своим чувствам в ущерб показаниям приборов. В данном случае неизбежна потеря пространствен­ ной ориентировки, и летчик, стремясь выправить калгущуюся ему ненормаль­ ность. Фактически сам ставит самолет в опасное положение. Для летчиков в этом нет ничего ново­ го. Но я хочу подчеркнуть эту мысль по­ тому, что воспитание чувства веры в приборы требует определенной силы воли, которая вырабатывается постепенно, чо тем быстрее, чем летчик лучше психоло­ гически подготовит себя, будет уверен, что главное — не его физиологическое чутье, а приборы, точность показании которых никогда не подведет, если их об­ разцово подготовить к полету и владеть ими в совершенстве. Известно, например, что первые полеты в облаках всегда кажутся более длитель­ н ы е по времени. Вот самолет попал в полосу облачности. Он еще пролетел всего лишь несколько минут, а кажется, что летишь уже долго в «молочном» прост­ ранстве. Происходит это потому, что в данный момент усиливается напряжение нервов, летчик сосредоточеннее следит за приборами, а из-за отсутствия ориенти­ ров не ощущается скорости. Поэтому очень важно контролировать себя факти­ ческим временем полета, строго учиты­ вать каждую секунду, иначе будет на­ рушен заданный режим полета, летчик ранее положенного времени может вы­ полнить ту или иную эволюцию, сделать непредусмотренный обгон. НА СНИМ КЕ : командир ави а эск ад ­ рильи майор Н. Будников. В групповом полете подобные ошибки особенно недопустимы. У нас же в прак­ тике были случаи, когда после грунпо- рых полетов в сложных метеоусловиях на посадку по приборам первыми прихо­ дили некоторые летчики, которые взлета­ ли вторыми. Значит они в какой-то точ­ ке на маршруте неточно выполняли задан­ ный режим, не выдерживали время и ско­ рость. Приведенный пример показывает, что, пользуясь приборами при полете в слож­ ных условиях, летчик обязан строжайше рассчитывать время и скорость от момен­ та взлета до посадки. Наличие определен­ ных наземных радиотехнических средств также требует особого внимания к учету не только минут, но и секунд. Вполне понятно, что вера п приборы будет у летчика тем больше, чем он луч­ ше будет их знать, глубоко изучит не только их устройство, но и осмыслит во Dcex деталях принцип действий, особен­ ности каждого прибора в подготовке к пелету. В одном подразделении летчик не под­ готовил. как положено перед вылетом, прибор. В результате в воздухе вполне исправный прибор не давал показании, и летчик оказался в весьма тяжелом поло­ жении. Опыт показал, что малейшие не­ достатки в подготовке навигационно-пи­ лотажных приборов не могут дать полной гарантии в благоприятном исходе полета и успешного решения задачи. Но как быть, если все же во время полета произойдет неисправность какого- либо прибора? На все случаи ответа тать нельзя. Однако лично мне за продолжи­ тельную летную работу известны случаи, когда в сложных полетах отдельные при­ боры начинали «барахлить». Главное в таких случаях, не теряться, действовать хладнокровно, потому что всегда, в лю- оом положении для летчика имеются на­ дежные сродства и способы выйти и; неожиданно осложнившейся обстановки. Однажды на моей машине важный при­ бор вдруг не стал давать показании, а л летел в облаках. Хорошо зная всю дина­ мику данного полета, мысленно представ­ ляя. где. когда и как выполнять опреде­ ленные эволюции, я спокойно продолжал полет, используя другие приборы. Успеш­ но выполнил задание. произвел захоа и ъас чет на посадку без каких-либо откло­ нений от существующих требований для посадок в сложных условиях. Заход и расчет на посадку по прибо­ рам является одним из наиболее трудных элементов летной подготовки. Летчики, пенимая это. всегда добива ютсл безупреч­ ного знания методики и всех обязанно­ стей выполнения такого полета. Большая щ*едварительнан подготовка, которая про­ водится в подразделении, способствует успешному обучению молодых летчиков производить посадку в сложных условиях по приборам. Прежде чем приступить к отработке захода и расчета на посадку, авиаторы v4aTC.ii быстро читать показания пило­ тажных приборов. Ориентируясь э т и м и показаниями, при отсутствии видимости естественного горизонта. отрабатывают все необходимые элементы. Необходимо особенно подчеркнуть, что выполнение всех этих элементов требует исключительного внимания к показаниям приборов. Летчик должен мгновенно схва­ тывать и реагирозать на показания со­ ответствующих приборов на различных этапах захода и расчета на посадку и к»! на секунду не отвлекаться от них, пока самолет не выйдет в зону визуального наблюдения посадочной полосы. Очень важно отработать у летчика способность быстро восстанавливать ори- * ойтировку на случай вынужденного вы- ! хода из облаков, когда дальнейший полет ! приходится осуществлять уже не по при- борам. а с помощью визуальной ориенти­ ровки. Недавно в одном подразделении произо­ шел поучительный случай. Выполняя по­ лет в сложных условиях, молодой авиа­ тор, но имеющий достаточный опыт по­ летов в Заполярье, вдруг после пролета определенной радиостанции не узнал местность. Дальнейшие действия летчика были связаны с ненужной нервозностью, ему даже показалось, что один из прибо­ ров не действует. Чем в данном случае было вызвано не­ доверие летчика к приборам? Тем, что он низковато вышел на приводную радио­ станцию и неожиданное появление земли на малой высоте при большой скорости не дало возможности авиатору сориенти­ роваться на местности, так как угловое перемещение ориентиров было велико. Приведенный прзгмер показывает, что освоение полетов в сложных условиях по приборам не исключает систематических тренировок на малых высотах и больших скоростях с целыо изучения района. В заключение данной статьи хочу при­ вести из опыта такой пример. Очень ча­ ете молодые летчики при полетах в об­ лачности с «окнами» допускают ошибки, когда, стремясь, например, проскочить з такое «окно», забывают о приборах. Дело в том, что эти разрывы облачно­ сти очень обманчивы. Нередко они ка­ ли тся совсем близкими, но это только кажущаяся близость. Порой, пробивая вверх облака с такой конфигурацией, ле­ тишь летишь, тянешь ручку на себя все больше и больше — и вдруг «окно» про­ падает. самолет оказывается в сплошной облачности. Летчик, который отвлечется от прибо­ ров. в данный момент не сразу сможет определить положите самолета. Он в спешке, сам того не замечая, может пойти з крен. С другой же стороны, длительный полет вверх при одном и том лее режиме может привести к тому, что из-за потери скорости самолет свалится на крыло с потерей пространственной ориентировки. Из всего сказанного напрашивается единственно правильный вывод: каждый летчик должен в совершенстве знать при­ боры и неуклонно руководствоваться их показаниями п р и полетах в сложной ме­ теорологи ческой обстановке. Командир авиационной эскадрильи майор Н. БУДНИКОВ. Р асчет зенитного автомата, в котором служит специалист второго класса ст ар ­ шин матрос Поспелов, — один из лучших на корабле. М оряки уверенно действуют на боевых постах, содерж ат заведы вание в от-тичном состоянии. НА СНИМ КЕ : (справа н а л е в о )- специалист второго класса старший матрос П. Поспелов, старш ий матрос И. Прокопенко и матрос Б. Соловьев на практи- ческнх зан я т а я* . <Ьото И . Никишова. Помощь офицерам, самостоятельно изучающим марксизм-ленинизм Метод марксистско-ленинского обраэо- ’ ванн я путем сашостоятел иного чтения становится достоянием все более широко­ го круга офицеров. После того, как офи­ церам были раз'яснены указания Цент­ рального Комитета нашей партии о соблю­ дении принципа добровольности при комплектовании групп марксикггско-лсчгин- ской иоаготовки. еще более возрос инте­ рес офицеров к политической учебе. Перейдя на самостоятельную учебу, офицеры с большой ответственностью и настойчивостью стали не только изучать произведения классикоз марксизма- Л 1 нинизма. но и повысили свою актив- жчггь в воспитательной работе с личным составом. Так, например, офицер тов. Корнеичев решил самостоятельно изучать диалектический и исторический материа­ лизм. Он располагает своей личной биб­ лиотечкой, а также пользуется литерату­ рой в библиотеке части. Офицер Корнейчев систематически ра­ ботает наа овладением марксистско- ленинской теорией. Вместе с тем он при­ нимает активное участие в агитационно­ пропагандистской работе, в решении за ­ дач. поставленных перед подразделением. Офицер выступает перед воинами с бе­ седами и докладами, проводит политиче­ ские информации, часто присутствует на политических занятиях в группе. Все это помогает ему лучше обучать и воспи­ тывать подчиненных. Многие подчинен­ ные Корнейчева являются отличниками, успешно овладевают боевым мастерством. сЬч> свидетельствует о тем. что тов. Кор­ нейчев умело сочетает повышение своего марксистско-ленинского образования с выполнением обязанностей по службе. С возросшим интересом к повышению своего идейно-теоретического уровня от­ носится и офицер тов. Бессольцев, также самостоятельно изучающий диалектиче­ ский и исторический материализм. В по­ следнее время он взял на себя обязан­ ность подготовиться и провести с офице­ рами теоретическое собоседовггние по диа­ лектическому методу. Опыт показывает, что большую помощь самостоятельно изучающим произведения классиков марксизма-ленинизма оказыва­ ют теоретические собеседования. Очень ценными являются -начинания некоторых партийных оргатппшгин. практикующих по желанию коммунистов теоретические собеседования и консультации. Самостоя­ тельная работа офицеров, занимающихся политическим самообразованием, не мо­ жет быть пущена на самоток. Им нужна повседневная помощь. Проведение этих ме­ роприятий и является одной из форм по­ мощи. Тематика собеседований и консуль­ таций определяется партийной организа­ цией с учетом запросов коммунистов. Используя имеющиеся возможности для оказания помощи офицерам в их идейное росте, партийная организация, где слу­ жат офицеры тт. Корнейчев лз Бессольцев, проводит собеседозания и консультации. Это начинание заслуживает всяческого поощрения. В последнее время состоялось собеседо­ вание с коммунистами по ^Государствен­ ному бюджету СССР на 1954 г. в jpyroM подразделении. На собеседовании высту­ пил!! офицеры Боровков. Латунин. Шем- нсура и другие. Тов. Боровков свое вы­ ступление посвятил финансированию раз­ витая тяжелой промышленности нашей страны, тов. Латунин говорил о том. как Государственный бюджет на 1954 г. обес­ печивает развитие легкой и пищевой промышленности и сельского хозяйства. Тов. Шемпгура рассказал о национальном доходе в СС€Р. В партийной организации, где членом партбюро тов. Шевченко, проведено собе­ седование по постановлению февральско- мартовского Пленума Центрального Коми­ тета КПСС. В другой парторганизации офицер тов. Володин провел консульта­ цию по диалектическому7 методу. Марксистско-ленинскую подготовку офицеров нуягно организовать так. чтобы они на опыте нашей . партии учи- лксь. как надо применять т>евоаюпионную теорию в решении практических задач. На основе самостоятельного, систематиче­ ского изучения произведений классиков марксизма-ленинизма и решений Комму­ нистической партии мы можем обеспечить непрерывный рост теоретического образо­ вания каждого офицера. Для этого нуж­ но всемерно оказывать помощь офицерам в их самостоятельной учебе, создавать необходимые условия для самостоятель­ ного чтения, проводить с ними теорети­ ческие собеседования и консультации. Хорошо организованная работа по идейному воспитанию офицеров, умелое сочетание ее с задачами, стоящими пе­ ред флотом, будет способствовать повы­ шению качества боевой и политической подготовки, воспитанию у воинов высо­ ких морально-боевых качеств, укрепле­ нию воинской дисциплины и повышению боеготовности кораблей и частей. Офицер М. ТРОФИМОВ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ НЕНУЖНАЯ ЗАТЕЯ В нашей стране проявляется б и в ­ шая забота о воинах. В их распоря- лссние предоставлены библиотеки, кино­ установки. радиоаппаратура, музыкаль­ ные инструменты и т. д. Псе дело заклю­ чается в том. чтобы умело использовать эти средства, обеспечить с их помощью культурный отдых личному с ставу. Однако находятся ещ* такие военно- служащие. которые организуют денеж­ ные сборы среди личного состава на при- обдетенше различных вещей, яке бы не- обходимых для улучшения культурного отдыха воинов. Такие Финансовые меро­ приятия» получили широкое распростра­ нение в нашем подразделении. Здесь про­ изводятся сборы денег на радиолу, радио- щшемнпк и т. д. Инициаторам этой ненужной затеи активно помогает комсо­ мольская организация. Об этих фактах знают руководящие работники л? денежные <*к>ры проходят с их молчаливого согласия. Матрос Н. ГОЛУБЕВ. С Е Р Ь Е З Н Е Е ОТНОСИТЬСЯ К ПОЛИТЗАНЯТИЯМ Советский воин должен быть политиче­ ски грамотным и сознательным. Поэтому не случайно воспитанию матросов уделяет­ ся особое внимание. Большинство воинов пашего подразделе­ ния стремится хорошо усвоить учебную программу. Но некоторые товарищи, на­ пример, матросы Семерня, Слпнкин и дру­ гие не со всей серьезностью относятся к политическим занятиям. Во время учебы они разговаривают, занимаются посторон­ ними делами, руководителя политзанятий не слушают, на его замечания не реагируют. Эти воины, как правило, яв­ ляются и нарушнлелямн распорядка дня. Матросы Семерня и Слинкпн должны со всей ответственностью взяться за поли­ тическую учебу и повышение воинской дисциплины. Старший матрос А. СТАРОСТИН. По следам наших выступлений «БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ АГИТАЦИОКНО-ПРОПАГАНДИСТСНОЙ РАБОТЕ» Так называлось письмо в редакцию военкора В. Тышкевича, опубликованное в нашей газете 3 июня. В ответе, полученном на это письмо, говорится, что в подразделении проведе­ но совещание политработников по вопро­ су улучшения агитационно-массовой ра­ боты, составлен план проведения докладов и бесед с личным составом. Изготовили наглядную агитацию У входа в жилые помещения и в ма­ тросских кубриках корабля удачно разме­ щены лозунги и плакаты, призывающие моряков множить успехи в боевой и поли­ тической подготовке, повышать бдитель­ ность, крепить дисциплину и организо­ ванность в своих рядах. На видном ме­ сте — портреты В. И. Ленина и И. В. Сталина, руководителей Коммунистиче­ ской партии и Советского правительства, моряков-героев. . f Заботливыми руками матросов Вершин- никова и Александрова оформлен стенд «Четырежды орденоносный комсомол». Н. ГАРБУЗА. О СТА РА ТЕЛЬНО выполняет свои обязанности по обслуж иванию вве­ ренной ему материальной части гв ар ­ дии старший серж ан т Панченко. Уме­ ние и опыт пришли к нему не сразу. Воин достиг успехов благод аря н а ­ стойчивости и трудолюбию . Гвардии младший сержант В. Шанский. О О Б РА ЗЦ О ВО служ и т младшии серж ан т комсомолец Авене. Расчет, которым он командует, о б ’явлен от­ личным. Недавно младший серж ан т Авене за высокие показатели в боевой под­ готовке награж ден ценным подарком. Матрос М. Быков. о Б Д И Т Е Л ЬН О несет караульную служ бу рядовой Б ар аш ко . Воин об ’я в ­ лен отличником боевой и политиче­ ской подготовки, удостоен 13 благо­ дарностей командира. А. Золочивский. О С ПОМОЩ ЬЮ товарищ ей хоро­ шо изучил вверенную боевую техни- , ку комсомолец матрос Швец. Не остан авли ваясь на достигнутом , воин | продолж ает настойчиво совершенство­ вать свое мастерство. Матрос Д . Мизарев. БудЬ с т о й к и м и вbi но с ливbi л\ С т о й к о с т ь и в ы н о с л и в о с т ь — важней­ шие морально-боевые качества советских солдат и матросов. Современный общевой­ сковой и морской бой с массовым приме­ нением первоклассной техники требует от воинов предельного напряжения мораль­ ных и физических сил. Судьбу войны, как и раньше, будут решать люди, силь­ ные духом, в совершенстве владеющие пе­ редовой техникой, физически закаленные, выносливые. Многочисленные примеры из истории Великой Отечественной войны показыва­ ют. что успех всегда сопутствовал дис­ циплинированным. волевым, выносливым защитникам Родины. Высокое воинское мастерство, отличное владение оружием и Гиквой техникой. Физическая закалка по­ зволяли фронтовикам стремительно дейст­ вовать в наступлении, стойко и активно — в обороне. Герой Советского Союза Василий Лит­ винов начал службу в армии в годы Ве­ ликой Отечественной войны. Будучи сол­ датом. он настойчиво готовил себя к пред­ стоящим боям. На первых порах молодой воин встретился с многочисленными труд­ ностями: не сразу ему удалось, например, научиться быстро и правильно совершать стремительные перебежки по открытой местности, ловко окапываться под огнем «противника». Десятки рал приходилось выполнять одни и те же приемы, участ­ вовать в длительных маршах с полной-бое­ вой выкладкой, е хода вступать в бой с «противника» . Вое это настойчиво и упорно постигал солдат Литвинов. Когда было очень трудно, он напрягал свою во­ лю, отдавал все силы для точного выпол­ нения приказа командира. На фронте Литвинову пришлось уча­ ствовать в десанте. Под ураганным огнем фашистов воины роты высадились на про­ тивоположном берегу реки, захватили плацдарм. С раннего утра до поздней ночи они вели ожесточенный бой с превосходя­ щими силами гитлеровцев, пытавшихся сбросить советских десантников в реку. В этом бою Василий Литвинов проявил отвагу, 'мужество и стойкость. Своими умелыми действиями он способствовал ус­ пешному выполнению десантом боевой за­ дачи. Советское правительство удостоило мужественного защитника Родины звания Героя Советского Союза. Сейчас Литвинов — капитан, учится в военной академии. На одной из встреч с молодыми воинами он говорил: — Нелегко дается солдатская наука. Как сейчас помню первые месяцы своей службы. Бывало на тактических занятиях настолько устанешь, что, кажется, больше не способен совершить бросок в атаку. А командир отделения сержант Черников по­ дает новую команду, заставляет вернуть­ ся назад, если неправильно передвигаешь­ ся от рубежа к рубежу. Признаться, мы даже немного обижа­ лись на требовательность командира, его строгость, но потом, когда начали воевать, от души благодарили сержанта. Это оп научил нас. молодых воинов, стойко пре­ одолевать трудности, переносить тяготы походно-боевой жизни. Никогда не забуду своего первого учителя и воспитателя. Пред’являя высокие требования к себе и езоим подчиненным, сержант Черников проявлял подлинную заботу о том, чтобы мы умели побеждать врага малой кровыо. Справедливо говорил Герой Советского Союза капитан Литвинов. Он выразил мысли воинов, которые прошли суровую школу солдатского учения, на своем опы­ те познали, как важны для достижения победы в бою стойкоеть, выносливость, физическая закалка. Благодаря неустанной заботе Коммуни­ стической партии и Советского прави­ тельства об укреплении высокой боевой готовности Советской Армии и Военно- Морского Флота наши воинские части и корабли оснащены новым современным во­ оружением, которое но своим качествам значительно превосходит вооружение пе­ риода Великой Отечественной войны. Это коренным образом изменило лицо Армии и Флота, резко повысило их боевые воз­ можности. Применение новой техники и оружия оказывает влияние на тактику боя, значительно повышая требования к подвижности войск. В этих условиях еще более возросло значение стойкости и вы­ носливости, способности умело использо­ вать сложную боевую технику в насту­ плении и обороне Все боевое обучение командипы приво­ дят на основе одного из важнейших тое- бованпй современной войны — учить войска действовать в сложных условиях против технически оснащенного противни­ ка. Только в сложных условиях можно воспитать у подчиненных высокие мо­ рально-боевые качества, в том числе стой­ кость и выносливость необходимые для успешного ведения боя. Первостепенное значение для воспита­ ния этих качеств имеет железная воин­ ская дисциплина, строгое выполнение всех требований уставов и приказов командира. Каждый солдат и матрос дол­ жен твердо знать, что Военная присяга и уставы обязывают его стойко переносить все тяготы и лишения военной службы. Дисциплинированные и хорошо знающие свое дело воины способны побороть любые трудности, в любых условиях выйти побе­ дителями. Геройски овладевая высотами воинско­ го мастерства в мирные дни, солдат и на поле боя будет героем. ...Есть в мирной учебе солдат* ключи к героизму в бою... Азы героизма — в учебе: и в преодоленном песке, и в первом стрелковом окопе, и в первом пластунском ползке и в первом полете под тучи, и в первой прицельной стрельбе В этих строках поэмы С. Гудзенко «Дальний гарнизон» образно показан рат­ ный труд солдата в мирное время. С полным напряжением сил учатся и моряки, повышая свое мастерство, разви­ вая выносливость и упорство в морских походах. Пменно в море, в плавании име­ ются все условия для закалки матросов, для подготовки их к боевым действиям. Воин, который старательно относится к своему ратному труду, стойко переносит все тяготы и лишения службы, день ото дня становится крепче, выносливее, у не­ го всегда бодрый молодцеватый вид. Вот один из многих примеров. Отличник бое­ вой и политической подготовки рядовой Петр Вакопин после длительного, утоми­ тельного марша в числе первых отрыл стрелковую ячейку, а потом стремительно действовал в атаке. И это не случайно. Вакопин на занятиях всегда прилежно выполняет воинские приемы, никогда не отступает перед трудностями и благодаря хорошей тренировке выдерживает самую разнообразную физическую нагрузку. Разумеется, не всегда одинаково ус­ пешно удается усвоить, практически от­ работать на полевом занятии учебные во­ просы. Бывают ошибки и неудачи. Воле­ вой, дисциплинированный солдат с помо­ щью командира, путем неоднократных по­ вторений, настойчивых тренировок быст­ ро преодолевает ошибки в выполнении во­ инских приемов, приобретает необходимые навыки для успешного действия в бою. В этом отношении показателен такой факт. Шло тактическое занятие. В ходе наступления надо было закрепиться на важном рубеже. Солдаты отделения сер­ жанта Прокойчукова сразу же приступи­ ли к оборудованию стрелкового окопа. Не­ легко было рыть твердый грунт. Палило солнце, не все воины отделения стара­ лись, чтобы во-время закончить инженер­ ные работы. Вначале и рядовой Казеав проворно зействовал лопатой. Затем он заметно сни­ зил темп работы, стал все чаще и чаще отдыхать. — В чем дело, товарищ Казеев. почему отстаете от своих товарищей? — спро­ сил командир. — Руки усталп. — оправдывался сол­ дат. — Это не земля, а железо, ее ломом надо долбпть. Сержант отметил ошибки в действиях солдата и практически показал, как надо рыть землю. Оказывается. Казеев непра­ вильно держал лопату, поэтому набил мо­ золи на ладонях. На занятии ему прпшлось основатель­ но попотеть. Хотя и отстал он от товари­ щей, но все же сумел в установленное время отрыть окоп. Усердные тренировки в дальнейшем помогли ему приобрести на­ выки в инженерной подготовке. Теперь солдат Казеев ловко орудует лопатой, ему никакие саперные работы не в тягость. Никогда нельзя забывать, что вся­ кого рода упрощения, попытки искать се­ бе облегчения на занятиях наносят боль­ шой ущерб боевой подготовке воина, па­ губно сказываются на приобретении им таких качеств, как выносливость, стой­ кость, упорство в достижении цели. Вот почему на любом занятии необходимо все делать только так. как требуют уставы, как приказывает командир. «Повторение — мать учения», — гла­ сит пословица. Чтобы достигнуть боевого мастерства, солдату приходится сотни раз выполнять приемы изготовки, прицелива­ ния и производства выстрела из своего оружия, окапываться, совершать стреми­ тельные перебеягки. броски в атаку, вести бой в траншеях. Все это. надо делать с большой затратой сил и энергии. Только в упорном труде, в борьбе с трудностями, при условии боевой активности на заня­ тиях достигается высокое воинское ма­ стерство. приобретаются навыки умелого ведения современного наступательного и оборонительного боя. В выработке таких качеств, как лов­ кость и выносливость, большую роль иг­ рает физическая культура, являющаяся одним из важных средств коммунистиче­ ского воспитания советских воинов, ук ­ репления их здоровья, повышения боевого мастерства. Физкультура и спорт закаля­ ют организм, укрепляют волю, стремление к победе. Офицер И. СЕМИОХИИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz