На страже Заполярья. 1954 год. Июль.
2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 1 июля 1954 г., № 154 (4936?. в сложных условиях приборы и верить их показаниям Редакция обратилась с просьбой к м ан ору Будникову р а сск а за т ь на страницах нашей газеты об особенностях полетов на реактивном самолете в сложных метеоро логических условиях днем и ночью. Начинаем печатать статьи участника Великой Отечественной войны, классного легчика майора Будникова — командира авиационной истребительной эскадрильи. ☆ (’ПОМИНАЮТСЯ олова од ной авиационной песни. Совсем еще недавно при пев ее звучал правдопо добно: «Дождливым вече- чером. вече^м ... Когда нилотам, прямо скажем, делать нечего»... Но как быстро устарело содержание этих слов. Навсегда ушли тс времена, когда действительно в ненастную погоду ■боевая деятельность на аэродромах и в воздухе прекращалась, и летчики зани мались в помещениях на земле. Однако неверным будет утверждение, что раньше наши летчики совсем не ле тали в сложных метеоусловиях. Самолето вождение но приборам в облаках имеет уже свою немалую тгеторию в авиации. Но если раньше практические навыки полетов по приборам требовались в основ ном для того, чтобы летчик сумел спра виться в сложных метеорологаческих ус ловиях с пилотированием самолета, то в настоящее время .чти навыки необходимы для выполнения боевых заданий — ве дения воздушных боев, стрелы) и т. д. Вот почему сейчас летчика! в повсе дневной учебе, стремятся к тому, чтобы полнее использовать сложную метеообста- HCBKV для тренировок в воздухе. «Се годня плотная облачность — значит по леты состоятся», — так говорят авиато ры. В этих словах большой смысл. Все более п более исчезает зависимость чело века от капризов природы. Вооруженный новейшей техникой человек все активнее и смелее выступает, как покоритель сти хии, обретая уверенность в свои силы. Опыт учебы в послевоенный период показал, что развитие нашей отечествен ной авиационной техники достигло такого уровня, когда летчик способен выполнять боевые задаштя при невидимости земных ориентиров, в облаках и за облаками, темной ночью. Современное оборудование реактивных самолетов и наличие опреде ленных радиотехнических средств па земле обеспечивают вполне надежное са молетовождение как по месту, так п яэ времени в любых условиях. Летчики нашей авиационной эскадри льи успешно осваивают полеты в слож ной обстановке. Среди моих подчиненных есть немало опытных авиаторов, удосто енных высшего летного класса. В их m -сле замечательные воздушные воины летчики первого класса Евгений Артамо нов. Анатолий Годэн и другие. Неу станно совершенствуют практические на выки полетов в сложных условиях и все остальные летчики, которые способны не только к боевым действиям одиночным самолетом, но и в составе групп в слож ных метеорологических условиях. Однако процесс освоания полетов в сложных условиях требует огромных уси лий. постоянных и длительных трениро вок. передачи опыта. Тем более, что в этой области боевой учебы у нас еще имеются отдельные недостатки. Поэтому я и хочу в порядке советов, опираясь на срою практику, остановиться на некото рых вопросах, относящихся к полетам по приборам. Основная трудность при полете в слож ных метеоусловиях по приборам состоит в том. что летчик лишен возможности контролировать свой фактический путь полета визуальной ориентировкой. Осо бенно тщательной должна быть подготов ка летчика истребительной авиации, по тому что он сам одновременно осущест вляет пилотирование самолета и самоле товождение по маршруту. Главное в т а ком полете — это знание приборов, соз данных советскими талантливыми изобре тателями. и вера в их показания. Из личного опыта знаю, как порой бывает опасно доверяться своим чувствам в ущерб показаниям приборов. В данном случае неизбежна потеря пространствен ной ориентировки, и летчик, стремясь выправить калгущуюся ему ненормаль ность. Фактически сам ставит самолет в опасное положение. Для летчиков в этом нет ничего ново го. Но я хочу подчеркнуть эту мысль по тому, что воспитание чувства веры в приборы требует определенной силы воли, которая вырабатывается постепенно, чо тем быстрее, чем летчик лучше психоло гически подготовит себя, будет уверен, что главное — не его физиологическое чутье, а приборы, точность показании которых никогда не подведет, если их об разцово подготовить к полету и владеть ими в совершенстве. Известно, например, что первые полеты в облаках всегда кажутся более длитель н ы е по времени. Вот самолет попал в полосу облачности. Он еще пролетел всего лишь несколько минут, а кажется, что летишь уже долго в «молочном» прост ранстве. Происходит это потому, что в данный момент усиливается напряжение нервов, летчик сосредоточеннее следит за приборами, а из-за отсутствия ориенти ров не ощущается скорости. Поэтому очень важно контролировать себя факти ческим временем полета, строго учиты вать каждую секунду, иначе будет на рушен заданный режим полета, летчик ранее положенного времени может вы полнить ту или иную эволюцию, сделать непредусмотренный обгон. НА СНИМ КЕ : командир ави а эск ад рильи майор Н. Будников. В групповом полете подобные ошибки особенно недопустимы. У нас же в прак тике были случаи, когда после грунпо- рых полетов в сложных метеоусловиях на посадку по приборам первыми прихо дили некоторые летчики, которые взлета ли вторыми. Значит они в какой-то точ ке на маршруте неточно выполняли задан ный режим, не выдерживали время и ско рость. Приведенный пример показывает, что, пользуясь приборами при полете в слож ных условиях, летчик обязан строжайше рассчитывать время и скорость от момен та взлета до посадки. Наличие определен ных наземных радиотехнических средств также требует особого внимания к учету не только минут, но и секунд. Вполне понятно, что вера п приборы будет у летчика тем больше, чем он луч ше будет их знать, глубоко изучит не только их устройство, но и осмыслит во Dcex деталях принцип действий, особен ности каждого прибора в подготовке к пелету. В одном подразделении летчик не под готовил. как положено перед вылетом, прибор. В результате в воздухе вполне исправный прибор не давал показании, и летчик оказался в весьма тяжелом поло жении. Опыт показал, что малейшие не достатки в подготовке навигационно-пи лотажных приборов не могут дать полной гарантии в благоприятном исходе полета и успешного решения задачи. Но как быть, если все же во время полета произойдет неисправность какого- либо прибора? На все случаи ответа тать нельзя. Однако лично мне за продолжи тельную летную работу известны случаи, когда в сложных полетах отдельные при боры начинали «барахлить». Главное в таких случаях, не теряться, действовать хладнокровно, потому что всегда, в лю- оом положении для летчика имеются на дежные сродства и способы выйти и; неожиданно осложнившейся обстановки. Однажды на моей машине важный при бор вдруг не стал давать показании, а л летел в облаках. Хорошо зная всю дина мику данного полета, мысленно представ ляя. где. когда и как выполнять опреде ленные эволюции, я спокойно продолжал полет, используя другие приборы. Успеш но выполнил задание. произвел захоа и ъас чет на посадку без каких-либо откло нений от существующих требований для посадок в сложных условиях. Заход и расчет на посадку по прибо рам является одним из наиболее трудных элементов летной подготовки. Летчики, пенимая это. всегда добива ютсл безупреч ного знания методики и всех обязанно стей выполнения такого полета. Большая щ*едварительнан подготовка, которая про водится в подразделении, способствует успешному обучению молодых летчиков производить посадку в сложных условиях по приборам. Прежде чем приступить к отработке захода и расчета на посадку, авиаторы v4aTC.ii быстро читать показания пило тажных приборов. Ориентируясь э т и м и показаниями, при отсутствии видимости естественного горизонта. отрабатывают все необходимые элементы. Необходимо особенно подчеркнуть, что выполнение всех этих элементов требует исключительного внимания к показаниям приборов. Летчик должен мгновенно схва тывать и реагирозать на показания со ответствующих приборов на различных этапах захода и расчета на посадку и к»! на секунду не отвлекаться от них, пока самолет не выйдет в зону визуального наблюдения посадочной полосы. Очень важно отработать у летчика способность быстро восстанавливать ори- * ойтировку на случай вынужденного вы- ! хода из облаков, когда дальнейший полет ! приходится осуществлять уже не по при- борам. а с помощью визуальной ориенти ровки. Недавно в одном подразделении произо шел поучительный случай. Выполняя по лет в сложных условиях, молодой авиа тор, но имеющий достаточный опыт по летов в Заполярье, вдруг после пролета определенной радиостанции не узнал местность. Дальнейшие действия летчика были связаны с ненужной нервозностью, ему даже показалось, что один из прибо ров не действует. Чем в данном случае было вызвано не доверие летчика к приборам? Тем, что он низковато вышел на приводную радио станцию и неожиданное появление земли на малой высоте при большой скорости не дало возможности авиатору сориенти роваться на местности, так как угловое перемещение ориентиров было велико. Приведенный прзгмер показывает, что освоение полетов в сложных условиях по приборам не исключает систематических тренировок на малых высотах и больших скоростях с целыо изучения района. В заключение данной статьи хочу при вести из опыта такой пример. Очень ча ете молодые летчики при полетах в об лачности с «окнами» допускают ошибки, когда, стремясь, например, проскочить з такое «окно», забывают о приборах. Дело в том, что эти разрывы облачно сти очень обманчивы. Нередко они ка ли тся совсем близкими, но это только кажущаяся близость. Порой, пробивая вверх облака с такой конфигурацией, ле тишь летишь, тянешь ручку на себя все больше и больше — и вдруг «окно» про падает. самолет оказывается в сплошной облачности. Летчик, который отвлечется от прибо ров. в данный момент не сразу сможет определить положите самолета. Он в спешке, сам того не замечая, может пойти з крен. С другой же стороны, длительный полет вверх при одном и том лее режиме может привести к тому, что из-за потери скорости самолет свалится на крыло с потерей пространственной ориентировки. Из всего сказанного напрашивается единственно правильный вывод: каждый летчик должен в совершенстве знать при боры и неуклонно руководствоваться их показаниями п р и полетах в сложной ме теорологи ческой обстановке. Командир авиационной эскадрильи майор Н. БУДНИКОВ. Р асчет зенитного автомата, в котором служит специалист второго класса ст ар шин матрос Поспелов, — один из лучших на корабле. М оряки уверенно действуют на боевых постах, содерж ат заведы вание в от-тичном состоянии. НА СНИМ КЕ : (справа н а л е в о )- специалист второго класса старший матрос П. Поспелов, старш ий матрос И. Прокопенко и матрос Б. Соловьев на практи- ческнх зан я т а я* . <Ьото И . Никишова. Помощь офицерам, самостоятельно изучающим марксизм-ленинизм Метод марксистско-ленинского обраэо- ’ ванн я путем сашостоятел иного чтения становится достоянием все более широко го круга офицеров. После того, как офи церам были раз'яснены указания Цент рального Комитета нашей партии о соблю дении принципа добровольности при комплектовании групп марксикггско-лсчгин- ской иоаготовки. еще более возрос инте рес офицеров к политической учебе. Перейдя на самостоятельную учебу, офицеры с большой ответственностью и настойчивостью стали не только изучать произведения классикоз марксизма- Л 1 нинизма. но и повысили свою актив- жчггь в воспитательной работе с личным составом. Так, например, офицер тов. Корнеичев решил самостоятельно изучать диалектический и исторический материа лизм. Он располагает своей личной биб лиотечкой, а также пользуется литерату рой в библиотеке части. Офицер Корнейчев систематически ра ботает наа овладением марксистско- ленинской теорией. Вместе с тем он при нимает активное участие в агитационно пропагандистской работе, в решении за дач. поставленных перед подразделением. Офицер выступает перед воинами с бе седами и докладами, проводит политиче ские информации, часто присутствует на политических занятиях в группе. Все это помогает ему лучше обучать и воспи тывать подчиненных. Многие подчинен ные Корнейчева являются отличниками, успешно овладевают боевым мастерством. сЬч> свидетельствует о тем. что тов. Кор нейчев умело сочетает повышение своего марксистско-ленинского образования с выполнением обязанностей по службе. С возросшим интересом к повышению своего идейно-теоретического уровня от носится и офицер тов. Бессольцев, также самостоятельно изучающий диалектиче ский и исторический материализм. В по следнее время он взял на себя обязан ность подготовиться и провести с офице рами теоретическое собоседовггние по диа лектическому методу. Опыт показывает, что большую помощь самостоятельно изучающим произведения классиков марксизма-ленинизма оказыва ют теоретические собеседования. Очень ценными являются -начинания некоторых партийных оргатппшгин. практикующих по желанию коммунистов теоретические собеседования и консультации. Самостоя тельная работа офицеров, занимающихся политическим самообразованием, не мо жет быть пущена на самоток. Им нужна повседневная помощь. Проведение этих ме роприятий и является одной из форм по мощи. Тематика собеседований и консуль таций определяется партийной организа цией с учетом запросов коммунистов. Используя имеющиеся возможности для оказания помощи офицерам в их идейное росте, партийная организация, где слу жат офицеры тт. Корнейчев лз Бессольцев, проводит собеседозания и консультации. Это начинание заслуживает всяческого поощрения. В последнее время состоялось собеседо вание с коммунистами по ^Государствен ному бюджету СССР на 1954 г. в jpyroM подразделении. На собеседовании высту пил!! офицеры Боровков. Латунин. Шем- нсура и другие. Тов. Боровков свое вы ступление посвятил финансированию раз витая тяжелой промышленности нашей страны, тов. Латунин говорил о том. как Государственный бюджет на 1954 г. обес печивает развитие легкой и пищевой промышленности и сельского хозяйства. Тов. Шемпгура рассказал о национальном доходе в СС€Р. В партийной организации, где членом партбюро тов. Шевченко, проведено собе седование по постановлению февральско- мартовского Пленума Центрального Коми тета КПСС. В другой парторганизации офицер тов. Володин провел консульта цию по диалектическому7 методу. Марксистско-ленинскую подготовку офицеров нуягно организовать так. чтобы они на опыте нашей . партии учи- лксь. как надо применять т>евоаюпионную теорию в решении практических задач. На основе самостоятельного, систематиче ского изучения произведений классиков марксизма-ленинизма и решений Комму нистической партии мы можем обеспечить непрерывный рост теоретического образо вания каждого офицера. Для этого нуж но всемерно оказывать помощь офицерам в их самостоятельной учебе, создавать необходимые условия для самостоятель ного чтения, проводить с ними теорети ческие собеседования и консультации. Хорошо организованная работа по идейному воспитанию офицеров, умелое сочетание ее с задачами, стоящими пе ред флотом, будет способствовать повы шению качества боевой и политической подготовки, воспитанию у воинов высо ких морально-боевых качеств, укрепле нию воинской дисциплины и повышению боеготовности кораблей и частей. Офицер М. ТРОФИМОВ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ НЕНУЖНАЯ ЗАТЕЯ В нашей стране проявляется б и в шая забота о воинах. В их распоря- лссние предоставлены библиотеки, кино установки. радиоаппаратура, музыкаль ные инструменты и т. д. Псе дело заклю чается в том. чтобы умело использовать эти средства, обеспечить с их помощью культурный отдых личному с ставу. Однако находятся ещ* такие военно- служащие. которые организуют денеж ные сборы среди личного состава на при- обдетенше различных вещей, яке бы не- обходимых для улучшения культурного отдыха воинов. Такие Финансовые меро приятия» получили широкое распростра нение в нашем подразделении. Здесь про изводятся сборы денег на радиолу, радио- щшемнпк и т. д. Инициаторам этой ненужной затеи активно помогает комсо мольская организация. Об этих фактах знают руководящие работники л? денежные <*к>ры проходят с их молчаливого согласия. Матрос Н. ГОЛУБЕВ. С Е Р Ь Е З Н Е Е ОТНОСИТЬСЯ К ПОЛИТЗАНЯТИЯМ Советский воин должен быть политиче ски грамотным и сознательным. Поэтому не случайно воспитанию матросов уделяет ся особое внимание. Большинство воинов пашего подразделе ния стремится хорошо усвоить учебную программу. Но некоторые товарищи, на пример, матросы Семерня, Слпнкин и дру гие не со всей серьезностью относятся к политическим занятиям. Во время учебы они разговаривают, занимаются посторон ними делами, руководителя политзанятий не слушают, на его замечания не реагируют. Эти воины, как правило, яв ляются и нарушнлелямн распорядка дня. Матросы Семерня и Слинкпн должны со всей ответственностью взяться за поли тическую учебу и повышение воинской дисциплины. Старший матрос А. СТАРОСТИН. По следам наших выступлений «БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ АГИТАЦИОКНО-ПРОПАГАНДИСТСНОЙ РАБОТЕ» Так называлось письмо в редакцию военкора В. Тышкевича, опубликованное в нашей газете 3 июня. В ответе, полученном на это письмо, говорится, что в подразделении проведе но совещание политработников по вопро су улучшения агитационно-массовой ра боты, составлен план проведения докладов и бесед с личным составом. Изготовили наглядную агитацию У входа в жилые помещения и в ма тросских кубриках корабля удачно разме щены лозунги и плакаты, призывающие моряков множить успехи в боевой и поли тической подготовке, повышать бдитель ность, крепить дисциплину и организо ванность в своих рядах. На видном ме сте — портреты В. И. Ленина и И. В. Сталина, руководителей Коммунистиче ской партии и Советского правительства, моряков-героев. . f Заботливыми руками матросов Вершин- никова и Александрова оформлен стенд «Четырежды орденоносный комсомол». Н. ГАРБУЗА. О СТА РА ТЕЛЬНО выполняет свои обязанности по обслуж иванию вве ренной ему материальной части гв ар дии старший серж ан т Панченко. Уме ние и опыт пришли к нему не сразу. Воин достиг успехов благод аря н а стойчивости и трудолюбию . Гвардии младший сержант В. Шанский. О О Б РА ЗЦ О ВО служ и т младшии серж ан т комсомолец Авене. Расчет, которым он командует, о б ’явлен от личным. Недавно младший серж ан т Авене за высокие показатели в боевой под готовке награж ден ценным подарком. Матрос М. Быков. о Б Д И Т Е Л ЬН О несет караульную служ бу рядовой Б ар аш ко . Воин об ’я в лен отличником боевой и политиче ской подготовки, удостоен 13 благо дарностей командира. А. Золочивский. О С ПОМОЩ ЬЮ товарищ ей хоро шо изучил вверенную боевую техни- , ку комсомолец матрос Швец. Не остан авли ваясь на достигнутом , воин | продолж ает настойчиво совершенство вать свое мастерство. Матрос Д . Мизарев. БудЬ с т о й к и м и вbi но с ливbi л\ С т о й к о с т ь и в ы н о с л и в о с т ь — важней шие морально-боевые качества советских солдат и матросов. Современный общевой сковой и морской бой с массовым приме нением первоклассной техники требует от воинов предельного напряжения мораль ных и физических сил. Судьбу войны, как и раньше, будут решать люди, силь ные духом, в совершенстве владеющие пе редовой техникой, физически закаленные, выносливые. Многочисленные примеры из истории Великой Отечественной войны показыва ют. что успех всегда сопутствовал дис циплинированным. волевым, выносливым защитникам Родины. Высокое воинское мастерство, отличное владение оружием и Гиквой техникой. Физическая закалка по зволяли фронтовикам стремительно дейст вовать в наступлении, стойко и активно — в обороне. Герой Советского Союза Василий Лит винов начал службу в армии в годы Ве ликой Отечественной войны. Будучи сол датом. он настойчиво готовил себя к пред стоящим боям. На первых порах молодой воин встретился с многочисленными труд ностями: не сразу ему удалось, например, научиться быстро и правильно совершать стремительные перебежки по открытой местности, ловко окапываться под огнем «противника». Десятки рал приходилось выполнять одни и те же приемы, участ вовать в длительных маршах с полной-бое вой выкладкой, е хода вступать в бой с «противника» . Вое это настойчиво и упорно постигал солдат Литвинов. Когда было очень трудно, он напрягал свою во лю, отдавал все силы для точного выпол нения приказа командира. На фронте Литвинову пришлось уча ствовать в десанте. Под ураганным огнем фашистов воины роты высадились на про тивоположном берегу реки, захватили плацдарм. С раннего утра до поздней ночи они вели ожесточенный бой с превосходя щими силами гитлеровцев, пытавшихся сбросить советских десантников в реку. В этом бою Василий Литвинов проявил отвагу, 'мужество и стойкость. Своими умелыми действиями он способствовал ус пешному выполнению десантом боевой за дачи. Советское правительство удостоило мужественного защитника Родины звания Героя Советского Союза. Сейчас Литвинов — капитан, учится в военной академии. На одной из встреч с молодыми воинами он говорил: — Нелегко дается солдатская наука. Как сейчас помню первые месяцы своей службы. Бывало на тактических занятиях настолько устанешь, что, кажется, больше не способен совершить бросок в атаку. А командир отделения сержант Черников по дает новую команду, заставляет вернуть ся назад, если неправильно передвигаешь ся от рубежа к рубежу. Признаться, мы даже немного обижа лись на требовательность командира, его строгость, но потом, когда начали воевать, от души благодарили сержанта. Это оп научил нас. молодых воинов, стойко пре одолевать трудности, переносить тяготы походно-боевой жизни. Никогда не забуду своего первого учителя и воспитателя. Пред’являя высокие требования к себе и езоим подчиненным, сержант Черников проявлял подлинную заботу о том, чтобы мы умели побеждать врага малой кровыо. Справедливо говорил Герой Советского Союза капитан Литвинов. Он выразил мысли воинов, которые прошли суровую школу солдатского учения, на своем опы те познали, как важны для достижения победы в бою стойкоеть, выносливость, физическая закалка. Благодаря неустанной заботе Коммуни стической партии и Советского прави тельства об укреплении высокой боевой готовности Советской Армии и Военно- Морского Флота наши воинские части и корабли оснащены новым современным во оружением, которое но своим качествам значительно превосходит вооружение пе риода Великой Отечественной войны. Это коренным образом изменило лицо Армии и Флота, резко повысило их боевые воз можности. Применение новой техники и оружия оказывает влияние на тактику боя, значительно повышая требования к подвижности войск. В этих условиях еще более возросло значение стойкости и вы носливости, способности умело использо вать сложную боевую технику в насту плении и обороне Все боевое обучение командипы приво дят на основе одного из важнейших тое- бованпй современной войны — учить войска действовать в сложных условиях против технически оснащенного противни ка. Только в сложных условиях можно воспитать у подчиненных высокие мо рально-боевые качества, в том числе стой кость и выносливость необходимые для успешного ведения боя. Первостепенное значение для воспита ния этих качеств имеет железная воин ская дисциплина, строгое выполнение всех требований уставов и приказов командира. Каждый солдат и матрос дол жен твердо знать, что Военная присяга и уставы обязывают его стойко переносить все тяготы и лишения военной службы. Дисциплинированные и хорошо знающие свое дело воины способны побороть любые трудности, в любых условиях выйти побе дителями. Геройски овладевая высотами воинско го мастерства в мирные дни, солдат и на поле боя будет героем. ...Есть в мирной учебе солдат* ключи к героизму в бою... Азы героизма — в учебе: и в преодоленном песке, и в первом стрелковом окопе, и в первом пластунском ползке и в первом полете под тучи, и в первой прицельной стрельбе В этих строках поэмы С. Гудзенко «Дальний гарнизон» образно показан рат ный труд солдата в мирное время. С полным напряжением сил учатся и моряки, повышая свое мастерство, разви вая выносливость и упорство в морских походах. Пменно в море, в плавании име ются все условия для закалки матросов, для подготовки их к боевым действиям. Воин, который старательно относится к своему ратному труду, стойко переносит все тяготы и лишения службы, день ото дня становится крепче, выносливее, у не го всегда бодрый молодцеватый вид. Вот один из многих примеров. Отличник бое вой и политической подготовки рядовой Петр Вакопин после длительного, утоми тельного марша в числе первых отрыл стрелковую ячейку, а потом стремительно действовал в атаке. И это не случайно. Вакопин на занятиях всегда прилежно выполняет воинские приемы, никогда не отступает перед трудностями и благодаря хорошей тренировке выдерживает самую разнообразную физическую нагрузку. Разумеется, не всегда одинаково ус пешно удается усвоить, практически от работать на полевом занятии учебные во просы. Бывают ошибки и неудачи. Воле вой, дисциплинированный солдат с помо щью командира, путем неоднократных по вторений, настойчивых тренировок быст ро преодолевает ошибки в выполнении во инских приемов, приобретает необходимые навыки для успешного действия в бою. В этом отношении показателен такой факт. Шло тактическое занятие. В ходе наступления надо было закрепиться на важном рубеже. Солдаты отделения сер жанта Прокойчукова сразу же приступи ли к оборудованию стрелкового окопа. Не легко было рыть твердый грунт. Палило солнце, не все воины отделения стара лись, чтобы во-время закончить инженер ные работы. Вначале и рядовой Казеав проворно зействовал лопатой. Затем он заметно сни зил темп работы, стал все чаще и чаще отдыхать. — В чем дело, товарищ Казеев. почему отстаете от своих товарищей? — спро сил командир. — Руки усталп. — оправдывался сол дат. — Это не земля, а железо, ее ломом надо долбпть. Сержант отметил ошибки в действиях солдата и практически показал, как надо рыть землю. Оказывается. Казеев непра вильно держал лопату, поэтому набил мо золи на ладонях. На занятии ему прпшлось основатель но попотеть. Хотя и отстал он от товари щей, но все же сумел в установленное время отрыть окоп. Усердные тренировки в дальнейшем помогли ему приобрести на выки в инженерной подготовке. Теперь солдат Казеев ловко орудует лопатой, ему никакие саперные работы не в тягость. Никогда нельзя забывать, что вся кого рода упрощения, попытки искать се бе облегчения на занятиях наносят боль шой ущерб боевой подготовке воина, па губно сказываются на приобретении им таких качеств, как выносливость, стой кость, упорство в достижении цели. Вот почему на любом занятии необходимо все делать только так. как требуют уставы, как приказывает командир. «Повторение — мать учения», — гла сит пословица. Чтобы достигнуть боевого мастерства, солдату приходится сотни раз выполнять приемы изготовки, прицелива ния и производства выстрела из своего оружия, окапываться, совершать стреми тельные перебеягки. броски в атаку, вести бой в траншеях. Все это. надо делать с большой затратой сил и энергии. Только в упорном труде, в борьбе с трудностями, при условии боевой активности на заня тиях достигается высокое воинское ма стерство. приобретаются навыки умелого ведения современного наступательного и оборонительного боя. В выработке таких качеств, как лов кость и выносливость, большую роль иг рает физическая культура, являющаяся одним из важных средств коммунистиче ского воспитания советских воинов, ук репления их здоровья, повышения боевого мастерства. Физкультура и спорт закаля ют организм, укрепляют волю, стремление к победе. Офицер И. СЕМИОХИИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz