На страже Заполярья. 1954 год. Февраль.

25 февраля 1954 г., №. 48 (489G). н с т р а ж е З а п о л я р ь я Участие беспартийного актива з избирательной кампании Выборы в нашей стране — подлинно всенародное дело. Поэтому все граждане Советского, Союза считают своим патрио­ тическим долгом принять активное уча­ стие не только в голосовании, но и в той огромной агитационно-массовой и раз’яс- нительной работе, которая проводится в период подготовки к выборам. Советские воины — полноправные граждане нашего государства. Наряду со всеми гражданами Советского Союза они пользуются велики­ ми правами избирать и быть избранными в органы государственнон власти, в том числе и в Верховный Совет СССР. Сейчас, когда по всей неоп’ятной совет­ ской стране* широко развернулась педго- гКрвка <к выборам, личный состав нашего ^корабля принимает в этой важнейшей по­ литической кампании самое актив-ное. са­ мое деятельное участие. Да иначе и быть не может. Коммунистическая партия Со­ ветского Союза выступает в избирательной кампании, как и на предыдущих выборах, в нерушимом блоке с беспартийными, ко­ торый выдержал все испытания, показал свою монолитность, тесную связь партии с народом. Сразу же после опубликования Указа Президиума Верховного Совета СССР с по­ мощью партийной организации на корабле был создан агитколлектив, в который, наряду с коммунистами, вош.ти наиболее подготовленные воины из числа беспар­ тийного актива. Среди них — тт. Петров. Хрулев и другие. Только за последнее время агитаторы провели рад лекций, до­ кладов и бесед на такие темы: «Коренные преимущества советской избирательной си­ стемы перед капиталистической», «Вели­ кие права и обязанности граждан СССР», «Защита Отечества — священный долг советских граждан» и другие. Активное участие в этой работе принимают беспар­ тийные воины. Так, тов. Петров с помо­ щью коммунистов подготовился и высту­ пил перед личным составом с лекцией на тему: «Конституция СССР и ее между­ народное значение». Заслуживает внимания выступление тов. Алексеенко на тему: «Великие пра­ ва и обязанности граждан СССР». В своем докладе агитатор интересно и содержатель­ но изложил основные права и обязанности граждан СССР. На ярких и убедительных примерах он показал огромные преимуще­ ства социалистической системы перед ка­ питалистической, неуклонный рост куль­ турного уровня и материального благосо­ стояния нашего народа. Говоря о праве советского человека на образование, тов. Алексеенко привел следующий пример: — В настоящее время наша Родина является страной сплошной грамотности. Ранее угнетенные и отсталые народы Рос­ сии при Советской власти ликвидировали свою экономическою и политическую от­ сталость, достигли высокой культуры. За годы Советской власти число учащихся в К и ргизии , в Узбекской ССР. в Казахской ССР возросло в несколько десятков раз. Рассказывая о расцвете образования в Советской стране, агитатор говорил далее: — В капиталистических странах до­ ступ к образованию, к искусству, к нау­ ке открыт только эксплуататорским -клас­ сам. Империалисты США расходуют на об­ разование менее одного процента государ- ; ственного бюджета. Не удивительно, что в этой самой богатой капиталистической стране, буржуазия которой кичится своей «цивилиза.циеи», имеется около 2 0 млн. неграмотных. Около 6 млн. детей школь­ ного возраста лишены возможности учить­ ся. Еще тяжелее положение трудящихся в колониальных и зависимых странах. На­ пример. в Индии и Пакистане проживает более 42G млн. человек, из них около 00 процентов неграмотны. Большую помощь командованию и ком­ мунистам оказали беспартийные воины в оформлении агитпункта и кубриков на­ глядной агитацией. Так, тов. Верещагин изготовил стенд «Советский Союз — со­ циалистическое государство рабочих и крестьян». Стенд рассказывает о государ­ ственном устройстве СССР и высших орга­ нах власти. Здесь же вмонтирован Указ Президиума Верховного Совета СССР о проведении выборов и текст Положения о выборах. Тт. Челышев и Хохлов изготовили стенд о ходе выполнения пятого пятплетнего плана. На основе сообщений Статистиче­ ского Управления СССР они наглядно от­ разили итоги выполнения планов разви­ тия народного хозяйства СССР в 1951, 1952 и 1953 гг. Тт. Челышев и Хохлов художественно оформили и наглядно по­ казали на стенде рост производства таких важнейших видов промышленной продук­ ции, как чугуна, стали, проката, угля, нефти, успехи социалистического сель­ ского хозяйства, его оснащенность совре­ менными машинами и механизмами. На­ шли отражение на стенде рост благосостоя­ ния народа и рост товарооборота государ­ ственной и кооперативной торговли, уве­ личение числа учащихся в средних шко­ лах, студентов вузов и техникумов. В настоящее время, «когда избирательная кампания вступила в наиболее важный и ответственный период — агитацию за вы­ двинутых и зарегистрированных кандида­ тов в депутаты, партийная организация стала шире привлекать к этой работе беспартийных активистов. Они проводят групповые и индивидуальные беседы, громкие читки, знакомят моряков с биог­ рафиями кандидатов в депутаты А. Я. Ма- клакова и М. В. Захарова. Серьезную помощь командованию и партийной организации оказали беспар­ тийные активисты в составлении и про­ верке списков избирателей. Большую ра­ боту в этом направлении проделал тов. Алексеенко. При составлении списков он пе допустил искажений данных воинов- пзбирателей. Участие беспартийного актива в изби­ рательной кампании повышает политиче­ скую активность воинов, их чувство лич­ ной ответственности за выполнение задач, стоящих перед кораблем. В оставшееся до выборов время «командование и партий­ ная организация должны вовлечь в эту работу еще более широкие массы беспар­ тийных воинов, использовать их полити­ ческий под’ем для дальнейшего совершен­ ствования боевого мастерства, повышения бдительности и боевой готовности родного корабля. Лейтенант В. БАШМАКОВ. Xg»oiniKa комсомольской жизни Большую работу среди избирателей про­ водит гвардии главный старшина Рыков. Являясь агитатором, он часто выступает перед моряками с беседами, рассказывает им о кандидатах в депутаты, о порядке голосования. Агитатор-коммунист помогает морякам в овладении боевым мастерством, воспиты­ вает воинов в духе стойкости и отваги. Н. САЛЕЙ . Высокими показателями в труде встре­ чают день выборов в Верховный Совет СССР и X I I с’езд В Л К СМ подчинен­ ные ефрейтора Мельник. Они из месяца в месяц перевыполняют производственный план. В январе отделение выполнило зада­ ние на 156 процентов. За успехи в труде многие воины отделения поощрены внеоче­ редными краткосрочными отпусками. Сержант Н. Б Е Р Е З К И Н . Рядовой Смирнов пользуется среди лич­ ного состава большим авторитетом и ува­ жением. Он настойчиво овладевает воен­ ными и политическими знаниями. За об­ разцовую дисциплину и высокие показате­ ли в труде Смирнову присвоено воинское звание «ефрейтор». М. М И РОШ Н И Ч ЕН КО . На днях в нашем подразделении состо­ ялся тематический вечер: «Мы горячо лю­ бим нашу Родину». На вечере выступили комсомольцы Занозин, Муханов, Казаков и другие. Они рассказали о величайших достижениях нашего народа в строитель­ стве коммунизма, выразили свои патрио­ тические чувства и заверили командование в том, что молодежь подразделения будет и впредь безупречно служить социалисти­ ческой Отчизне. П. Т РО ФИМ О В . Па кораГ-^х флота в трансляционных радиоузлах имеется большой выбор гра- мофонных пластинок. Часто по заявкам офицеров, старшин и матросов даются концерты грамзаписи. НА С Н ИМ К Е : старший матрос Сер­ гей Федоров по заявкам воинов корабля передает концерт грамзаписи. Фото И. Никишоза. Деятельный помощник командира Большую помощь командиру в воспи­ тании личного состава оказывает ком- сомолец-агитатор Клочков. Он всегда своевременно доводит до моряков поста­ новления Партии и Правительства, до­ бросовестно относится к поручениям. Беседы, которые проводит старший ма­ трос, интересны и содержательны, вои­ ны слушают их с большим интересом. За последнее время комсомолец Клочков провел такие беседы, как «Крепкая во­ инская дисциплина — залог успеха в бою», «Войсковая дружба и товарищест­ во», «Четыре ордена комсомола». В настоящее время воин-агитатор ак­ тивно участвует в агитационно-мас­ совой работе по подготовке к выборам в Верховный Совет СССР. Он регулярно проводит беседы, посвященные выборам в Верховный Совет СССР, раз’ясняет Положение о выборах, рассказывает о государственном устройстве СССР, орга­ низует громкие читки статей. Недавно тов. Клочков провел беседу на тему: «Коренное отличие наших выборов от выборов в капиталистических странах». Агитатор рассказал собравшимся о том, что в Советском Союзе день выборов считается всенародным праздником. В ознаменование этого дня миллионы ра­ бочих встают на предпраздничную вах­ ту, выполняя по нескольку норм за смену. — У нас, в Советской стране, — сказал агитатор, — участвовать в вы­ борах имеют право все граждане, до­ стигшие 18 лет. Совсем иначе обстоит дело в капиталистических странах. Там право участвовать в выборах имеют те лица, у кого есть капитал. Часто во время выборов трудящиеся капитали­ стических стран, возмущенные мошен­ ничеством властей, открыто проявляют свое недовольство, и нередко в день вы­ боров происходят столкновения с поли­ цией. Затем тов. Клочков рассказал о том, что в Советском Союзе воины Армии и Флота пользуются одинаковыми права­ ми, наравне со всеми гражданами могут избирать и быть избранными в тот или иной орган государственной власти. Заканчивая беседу, комсомолец Клоч­ ков призвал воинов встретить день вы­ боров отличными показателями в боевой и политической подготовке и единодуш­ но отдать свои голоса за кандидатов блока коммунистов и беспартийных, верных сынов нашего народа. Воины-избиратели с большим интере­ сом прослушали беседу агитатора тов. Клочкова. Младший сержант В. КАЧАЛОВ. _____________________ *___________ В м и р е н а у к и и т е х н и к а Люминесцентные лампы Не всем, вероятно, известно, что в обычных электрических лампах расхо­ дуется на получение света лишь неболь­ шая часть подводимой электроэнергии. Даже у наиболее экономичной лампы на­ каливания мощностью 1 0 0 ватт только 1 2 ватт превращаются в видимое излуче­ ние, а остальная мощность тратится на нагрев стеклянной колбы и на лучистое тепло. Лампы накаливания не только пе эко­ номичны, но и свет, который они дают, отличается от дневного света. В нем пре­ обладают красные лучи и не хватает зе­ леных и синих. Поэтому при освещении лампами накаливания, например, цветных тканей, красные тона становятся еще яр- че, зеленые блекнут, появляется серова­ тый налет, а синие краски становятся темными. В последнее время разработаны и вы­ пускаются новые источники света, так называемые люминесцентные лампы. Они излучают свет, который по своим свой­ ствам близок к естественному дневному свету. Цвета предметов при освещении люминесцентными лампами не искажают­ ся. поэтому значение люминесцентных ламп неоценимо в текстильной, полигра­ фической и других отраслях промышлен­ ности, где важна точная цветопередача. Ряд производств, в том числе фабрики сортировки шерсти, вынужден был до появления люминесцентных ламп ограни­ чиваться работой в одну смену, приуро­ ченную к дневным часам. Применение здесь люминесцентных ламп дало возмож­ ность перейти на трехсменную работу и значительно повысить производительность труда. Как же устроены люминесцентные лам­ пы и в чем их преимущества? Люминесцентные лампы представляют собой прямые трубки из простого стекла длиною от 45 ем до 150 ем, в зависимо­ сти от мощности. С обоих концов в труб­ ку впаяны металлические электроды спе­ циальной конструкции из тонкой воль­ фрамовой нити. Воздух газ трубки отка­ чан. а вместо него введены газ аргон и капля ртути. Аргон служит для облегче­ ния зажигания лампы. При прохождении через газ тока воз­ никает разряд, и благодаря наличию ртут­ ных паров лампа светится слабым види­ мым спетом. Одновременно с видимым из­ лучением ртутные пары испускают мощ­ ное невидимое глазом ультрафиолетовое излучение. В отличие от обычных электрических ламп, где источником света служит нака­ ленная вольфрамовая спираль, в люми­ несцентных лампах источником света яв­ ляется слой люминофора — порошка, на­ несенного на внутреннюю поверхность трубки. Люминофор представляет собой смесь из двух химических соединений — вольфрамата магнии и цинк-бериллии си­ ликата. Эти соединения обладают замеча­ тельным свойством светиться под дей­ ствием невидимых глазом ультрафиолето­ вых лучей. Таким образом, в люминес­ центных лампах электроэнергия ' сначала превращается в ультрафиолетовое излуче­ ние, а затем при помощи люминофора — г> видимый свет. От применения люмино­ фора установилось и название — люми­ несцентная лампа. Академик С. И. Вавилов создал силь­ нейшую в-мире советскую научную шко­ лу. занимающуюся изучением и разработ­ кой люминофоров. Меняя соотношение соединении в сме­ си, можно получить люминофоры, дающие различное по характеру свечение. Люми­ нофор, свечение которого напоминает свет прямых солнечных лучей, применяется в так называемых лампах белого света. Лю­ минофор, дающий рассеянный дневной « vlt . применяется в лампах дневного све­ та. Созданы лампы, дающие свет несколь­ ко более розовый, чем обычный днешой, это так называемые тепло-белые лампы, а также лампы, дающие холодно-белый свет, промежуточный между дневным и белым. Одним из основных преимуществ люми­ несцентных ламп является их экономич­ ность. Из всех видов ламп самсе выгодное превращение электроэнергии в видимый свет, близкий к естественному, дневному, имеют люминесцентные лампы. Примене­ ние их позволяет либо значительно сокра­ тить расход электроэнергии, либо повы­ сить средний уровень освещенности при­ близительно в 2,5 — 3 раза. Еще большая разница получается, если сравнить лампу накаливания как источ­ ник искусственного света с люминесцент­ ной лампой дневного света. До появления люминесцентных ламп на некоторых пред­ приятиях, где требовалось искусственное дневное освещение, применялись светиль­ ники с цветными фильтрами. В каждом ахтил-ьникв помещались две лампы ^нака­ ливания по 300 ватт каждая. Такой све­ тильник давал дневной свет и очень мно­ го тепла. Теперь для получения такого же количества искусственного дневного света требуется всего лишь одна люми­ несцентная лампа мощностью в 30 ватт. Нельзя не отметить большой срок служ­ бы люминесцентных ламп. Они горят з среднем около трех тысяч часов, что в несколько раз превышает срок службы ламп накаливания. Люминесцентные лампы благодаря рас­ пределению света по большой поверхности дают рассеянный свет и избавляют еще от одного недостатка ламп накаливания, связанного с большой яркостью. Большая яркость источника света создает блики на поверхности металла при его обработке, а также слепит глаза. Наряду со значительными преимущест­ вами люминесцентные лампы имеют и не­ которые другие особенности. В лампе на­ каливания ток проходит по вольфрамовой спирали, и включение ее в сеть не пред­ ставляет никаких затруднении. Особенно­ стью же люминесцентных ламп является невозможность непосредственного включе­ ния их в сеть. Как всякая газоразрядная лампа, люминесцентная лампа требует включения последовательно с ней балласт­ ного сопротивления. Это вызвано тем, что прохождение тока через газ не подчиняет­ ся тем же законам, которые известны для похождения тока по металлическим про­ водам. В качестве балластного сопротивле­ ния служит небольшой дроссель. Эго не­ большая катушка с медным проводом, на­ детая на железный сердечник. Кроме того, при зажигании лампы необ­ ходимо сначала подогреть электроды. Эго осуществляется с помощью «зажигалки», представляющей собой миниатюрную газо­ разрядную лампочку с электродами из би­ металла, которая включается в схеме последовательно с электродами лампы. Таким образом, для включения люминес­ центной лампы в сеть необходимо иметь целый комплект — лампу, дроссель и за­ жигалку. Отсюда видно, что первоначальный мон­ таж установки с люминесцентными лам­ пами сложнее и установочная стоимость их выше, чем ламп накаливания. По nf«eимущества — цвет, экономичность и большой срок службы — перекрывают первоначальные затраты. Другой особенностью люминесцентных ламп является их чувствительность к тем­ пературе окружающего воздуха. Это обго­ няется наличием в лампе паров ртути, на давление которых сильно влияет темпе­ ратура. Наибольшее количество света лам­ па дает при температуре воздуха 2 0 — 25:С. Уменьшение или увеличение давле­ ния паров ртути сопровождается ослабле­ нием ультрафиолетового излучения, а это вызывает уменьшение света, даваемого люминофором. При понижении температу­ ры до нуля количество света уменьшается почти в два раза. При понижении температуры резко ухудшаются условия зажигадшя лампы. Поэтому, как правило, люминесцентные лампы применяются в закрытых отапли­ ваемых помещениях. Попытки применить эти лампы для уличного освещения по­ ка практического применения не нашли. В настоящее время нашей промышлен­ ностью выпускаются люминесцентные лампы по цветности четырех типов: лам­ пы дневного света «ДС», лампы белого света «БС», тепло-белого света «ТБ» и холодно-белого света «ХБС» мощностью 15, 20, 30 и 40 ватт на напряжение се­ ти 127 и 220 вольт. Для освещения общественных и торто­ вых помещении, метро и всюду, где не требуется точное различие цветов, следует применять более привычные для глаза лампы белого и тепло-белого свет*. В новом здании Московского государствен­ ного университета и в других высотных зданиях широко применяются такие лам­ пы. Опыт показал, что для освещения кар­ тинных галерей и музеев лучше исполь­ зовать лампы холодно-белого света. За последние годы люминесцентные, лампы стали применяться в парниково- тепличных хозяйствах. Советские физио­ логи и агрономы успешно решают пробле­ му выращивания растений с помощью искусственных источников лучистой энер­ гии, используя для этих целей также и люминесцентные лампы. Особенно важна проблема искусственно­ го освещения для районов Севера. В ус­ ловиях полярной ночи люминесцентные лампы найдут широкое применение как для освещения производственных, общест­ венных и жилых помещений, так и для выращивания растений. В условиях Севера следовало бы ре­ комендовать применение «солнечных» люминесцентных ламп. Эти люминесцент­ ные лампы помимо видимого света, близ­ кого к дневному, дают еще невидимые лу­ чи, необходимые для организма челове­ ка, в той мере, в какой дает их ествен- ный дневной свет. Такие лампы разрабо­ таны, но пока еще выпускаются в очень ограниченном количестве. Научные организации продолжают ра­ боты по усовершенствованию люминес­ центных ламп и пусковых устройств к ним. Ведутся работы, связанные с увели­ чением типа ламп по цветности и мощно­ стям. Очевидное преимущество люминесцент­ ных ламп говорит о том, что в ближай­ шие годы они займут ведущее место в ос­ ветительной технике нашей страны. Ф. БУТАЕВА, кандидат технических наук, лауреат Сталинской премии. НАВИГАЦИОННЫЕ КАРТЫ ХУШ ВЕКА В Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота обнаружены неиз­ вестные до сих пор навигационные карты X V I I I века, представляющие значительный интерес для истории отечественного море­ плавания. Любопытна сводная морская карта Чер­ ного и Азовского морей с’емки 1771—77 гг. Она занимает лист плотной бумаги разме­ ром 120 х 60 сантиметров. Побережье и рельеф вычерчены тушью, воды — нанесе­ ны краской. На карте изображены порты, крепости, укрепления, бухты, лиманы круп­ нейших рек. Указаны глубины вдоль всего побережья Крыма, Азовского моря, Дне­ провского и Днестровского лиманов. В приложенном к карте описании сказано, что основные гидрографические работы были выполнены на боте «Курьер* под командованием лейтенанта П. В. Пустош- кина, впоследствии сподвижника адмирала Ф . Ф. Ушакова. Обнаружена «Генеральная карта Белого моря, показывающая, что в оном описано и не описано с кратким извлечением на каком основании она сочинена». В «извле­ чении* говорится, что карта составлена по данным с’емок, произведенных в 1756 — 1779 гг. Новые материалы явятся ценнейшим источником для изучения русской морской картографии X V I I I века. В. ПЕТРАШ . Ленинград. Советское государство — орудие построения коммунизма Великий Ленин рассматривал Советское государство как главное орудие социали­ стического щюобразования общества, как решающий Фактор в развитии социалисти­ ческого сгроительства. Ленин исходил при этом из марксистского положения о том, что между капиталистическим и коммуни­ стическим обществами лежит период ре- революциокного превращения первого во второе, что ЭТОМ 1 У периоду соответствует и политический переходный период, и госу­ дарство этого периода не может быть не чем иным, кроме как революционной дик­ татурой пролетариата. Образование Советского социалистиче­ ского государства имеет огромное между­ народное значение, знаменует собой новую эру во всемирной истории — эру круше­ ния капитализма и строительства комму­ низма. Советское государство развилось в серь­ езную международную силу, воздействую­ щую на международную обстановку и из­ меняющую ее в интересах трудящихся. Советское государство стоит ныне в аван­ гарде прогрессивного человечества, являет­ ся могучим оплотом и надеждой трудя­ щихся всех стран в борьбе за мир, демо- кгатию и социализм.<г ☆ ☆ Советское социалистическое государство является воплощением марксистско- ленинского учения о диктатуре рабочего класса, как великой творческой силе, яв­ ляется могучим орудием построения ком- м\ низмл в СССР. . Ленинская теория социалистической ре­ волюции и социалистического государства дала перспективу рабочему классу, развя­ зала его революционную инициативу в борьбе за социалистическую революцию, диктатуру пролетариата и укрепление Co- М. Б Е Л О В , кандидат философских наук. ветского государства, за пооеду социализ­ ма в нашей стране. Ленин очистил учение Маркса— Энгельса о государстве от мелкобуржуаз­ ных искажений, привнесенных лакеями буржуазии, оппортунистами всех мастей. Великая заслуга Ленина состоит в том, что он в условиях новой эпохи, эпохи импе­ риализма и пролетарских революций, раз­ вил дальше марксистское учение о госу­ дарстве, диктатуре пролетариата и поднял это учение на новую, более высокую сту­ пень. Ленин во всей полноте раскрыл со- дерЖчгнне пролетарской диктатуры как осо­ бой формы союза рабочего класса с кре­ стьянством. Ленин открыл Советскую власть, как государственную форму дик­ татуры пролетариата, он показал, что рес­ публика Советов является новым и выс­ шим типом государства. Это было ио- истине великое открытие в марксистско- ленинской науке, имеющее всемирное зна­ чение. Ленин обосновал задачи диктатуры пролетариата применительно к новым ус­ ловиям борьбы за коммунизм. Коммунистическая партия, как руково­ дящая сила Советского государства, всегда боролась против буржуазного предрассудка, будто управлять государством в состоянии только представители имущих классов. Трудящиеся нашей страны выдвинули из своей среды талантливых организаторов на всех участках строительства молодого Со­ ветского государства, доказав, что они с успехом могут управлять страной и руко­ водить всем народным хозяйством без буржуазии и против буржуазии. Тем са­ мым были развеяны враждебные буржуаз­ ные теории о неспособности трудящихся масс к самостоятельному творчеству, о том, что эксплуатируемые не могут обой­ тись без эксплуататоров. Ленинские идеи о могучем, самом де­ мократическом в мире Советском социали­ стическом государстве нашли свое даль­ нейшее развитие в новой Конституции, принятой Чрезвычайным V III Всесоюзным с’е;адом Советов. Конституция явилась выражением дальнейшего укрепления Со1- ветского государства, выражением его под­ линного и полного демократизма. Совет­ ский демократизм наглядно проявляется в избирательной системе СССР. Советский демократизм является новой и высшей формой демократии, на деле обеспечиваю­ щей миллионным народным массам уча­ стие в государственном управлении, в строительстве коммунизма. Широкое, по­ стоянное и повседневное участие трудя­ щихся масс в управлении государством яв­ ляется неиссякаемым источником его си­ лы и жизненности, могущества и несокру­ шимой крепости в борьбе за коммунизм. Народ — создатель всех материальных и культурных ценностей— является под­ линным творцом и строителем коммуниз­ ма. Пз созидательного творческого труда советских людей вырастает коммунизм. Великим завоеванием Коммунистической партии и Советского государства является тот факт, что в. ходе социалистического строительства укрепились союз рабочего класса с крестьянством и дружба народов. Вьпающееся историческое событие — 300-летие воссоединения Украины с Рос­ сией ярко продемонстрировало великое жизненное значение дружбы народов, как источника непреоборимой силы и могуще­ ства нашего многонационального Совет­ ского государства. Советское социалистическое государство, как известно, прошло две главные фазы в своем развитии. Первая фаза — это пе­ риод от Октябрьской революции до ликви­ дации эксплуататорских классов. Вторая фаза охватывает период от ликвидации ка­ питалистических элементов города и де­ ревни до полной победы социализма и при­ нятия новой Конституции. В первый период Советского государства основная задача сводилась к подавлению сопротивления свергнутых классов, к ор­ ганизации обороны страны от иностранной интервенции, восстановлению промышлен­ ности и сельского хозяйства, подготовке .условий для ликвидации капиталистиче­ ских элементов. В связи с этим социали­ стическое государство осуществляло две основные функции — подавление сверг­ нутых классов внутри страны и оборона страны от нападения извне. Во второй фазе Советского государства его основная задача сводилась к органи­ зации социалистической системы хозяйст­ ва по всей стране и ликвидации послед­ них остатков капиталистических элемен­ тов, к осуществлению культурной револю­ ции, к создают современной армии для обороны страны. Эксплуататорские классы были ликвидированы. В соответствии с этим изменились и Функции социалистического государства. Отпала, отмерла функция подавления враждебных классов внутри страны, поя­ вилась новая функция охраны социали­ стической собственности. Получила полное развитие функция хозяйственно-организа­ торской и культурно-воспитательной ра­ боты. Важнейшие органы принуждения ныне обращены своим острием уже не во внутрь страны, а во вне ее. против внеш­ них врагов .и их агентуры. Во второй фа­ зе развития Советского государства проис­ ходит дальнейшее укрепление этих орга­ нов, ибо значение социалистического го­ сударств,! значительно возросло. Всему миру видно, что Советское госу­ дарство, основанное Лениным, выдержало с честыо самые суровые испытания, кото­ рые выпадали на его долю, особенно- в го­ ды Великой Отечественной войны. Ныне все прогрессивное человечество признает, что никакое другое государство во всем мире не устояло бы перед таким сильным и коварным врагом, как гитлеровская Гер­ мания. Для всех стало бесспорным, что Советское государство является главным орудием борьбы за коммунизм. ■йг Ъ Ъ Славным этапом в развитии нашей стра­ ны по пути к коммунизму в послевоенный период был пятилетний план восстановле­ ния и развития народного хозяйства стра­ ны на 19-16— 1950 годы. Советский на­ род воспринял послевоенный пятилетний план как боевую программу, отвечающую его кровным интересам, с воодушевлением взялся за претворение этого плана в жизнь и выполнил его досрочно. В эти годы вновь и вновь проявились замечательные качества и творческие силы советского на­ рода. XIX с’езд партии вооружил советский народ конкретной программой борьбы за построение коммунизма. В Уставе КПСС, принятом на XIX с’езде, говорится: «Ныне главные задачи Коммунистической пар­ тии Советского Союза состоят в том, что­ бы построить коммунистическое общество путем постепенного перехода от социализ­ ма к коммунизму, непрерывно повышать материальный и культурный уровень об­ ществ*!. воспитывать членов общества в духе интернационализма и установления братских связей с трудящимися всех стран, всемерно укреплять активную обо­ рону Советской Родины от агрессивных действий oq {фагов». Советское государство имеет все воз­ можности для построения коммунистиче­ ского общества. Наша страна обладает мно­ гомиллионным коллективом строителей коммунизма, замечательными квалифици­ рованными кадрами во всех областях на­ родного хозяйства, науки и техники, неис­ черпаемыми природными ресурсами. Мы располагаем мощной, непрерывно расту­ щей социалистической промышленностью и самым крупным в мире механизирован­ ным социалистическим сельским хозяйст­ вом. Неуклонно развертывается всенародное социалистическое соревнование, ускоряю­ щее наше движение по пути к коммуниз­ му, все более крепнут морально-политиче­ ское единство нашего общества, дружба народов, воспитанных в духе преданности своей социалистической Родине, в духе животворного советского патриотизма. Вдохновляемый идеями марксизма- ленинизма, вооруженный учением о зако­ номерностях перехода от социализма к коммунизму, советский народ под руковод­ ством Коммунистической партии все шире развертывает борьбу за решение экономи­ ческих. политических и идеологических задач строительства коммунизма. Выработанная партией политика ком­ мунистического строительства успешно осуществляется. Всесторонне развивается тяжелая промышленность, являющаяся ос­ новой основ всей социалистической эко­ номики. Теперь на базе успехов тяжелой интустрни у нас есть все возможности, как говорил глава Советского правительст­ ва Г. М. Маленков, круто повернуть дело с производством предметов народного по­ требления, обеспечить более быстрое раз­ витие легкой и пищевой промышленности, а также на основе общего под'ема всего сельского хозяйства и организационно-хо­ зяйственного укрепления колхозов уже в ближайшие два— три года добиться созда­ ния в нашей стране обилия продовольст­ вия для населения и сырья для легкой промышленности. Партия и правительство принимают все меры к тому, чтобы .увели­ чивать вып\ч*к предметов массового потре­ бления. В 1953 году в торговлю посту­ пило товаров дополнительно -к готовому плану на 33 миллиарда рублей. Значи- (Окончание см., на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz