На страже Заполярья. 1954 год. Февраль.
К а с т р а ж е З а п о л я р ь я 20 февраля 1954 г.. N*43 (4885). Берлинское совещание министров иностранных дел четырех держав БЕРЛИН, 18 февраля. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня утром в зланаш бывшего союзного Контрольного совета состоялось закрытое заседание министров иностран ных дел СССР. Франции, Англии и США. Во вт7рой половине дня министры четы рех держа© собрались талг же на свое за ключительное — двадцать седьмое засе дание. На заключительном заседании предсе дательствовал В. М. Молото®. Министры закончили обсуждение треть его пункта повестки дня — «Об австрий ском государственном договоре». Руково дитель австрийской делегации Л. Фшгль, первым получивший слово, напомнил. что на предыдущим заседании, на котором об суждался австрийский вопрос, он. от име- ня австрийского правительства. заявил, что оно не может принять советских пред ложений о включении в текст государст венного договора с Австрией дополни тельной статьи 4-бис. а также об шзмене* ши.' статьи 33. Однако, сказал Фпгль. ав стрийское правительство решило внести новое предложение. Это предложение пре дусматривает продление того срока вы- 1 »да иностранных войск из Австрии, ко торый указан в перлонаЧчкдьной формули ровке статьи 33. При этом австрийское правительство считает, что дата вывода иностранных войск должна быть точно зафиксирована. Поэтому, продолжал Фигль, я предлагаю от имени австрийского пра вительства, чтобы срок вывода войск, предусмотренный первоначальным тек стом статьи 33 проекта договора, был продлен, но чтобы он заканчивался не позднее 30 июня 1955 года. В. М. Молотов сделал затем ряд замеча ний по обсуждаемому пункту повестки дня. На заседании 16 февраля, на котором обсуждался австрийский вопрос, оказал Молотов, советская делегация заявила, что она изучит замечания г-на Идена по по воду проекта статьи 4-бис, предложенно го делегацией СССР. В замечаниях Идена содержалась мысль о том, что можно бы ло бы вместо включения в текст государ ственного договора с Австрией статьи 4 -бис, предусматривающей неучастие Австрии в каких-либо коалициях или вож енных союзах, ограничиться декларацией австрийского правительства по данному вопросу, эта мысль нам представляется приемлемой. Все дело зависит от текста такого рода декларации, которую ага мог ли бы приложить к договору и ooecnej чить, таким образом, осуществление той цели, к которой направлена статья 4-бис, а именно, чтобы Австрия не вступа ла в какие-либо коалиции или военные союзы, направленные против любой дер жавы, принимавшей участие своими во оруженными силами в войне против Гер мании и в освобождении Австрии. Что касается статьи 33, продолжал Молотов, то советская делегация на засе дании 16 февраля внесла поправки в текст пункта 5 редакции этой статьи. Теперь эта часть пункта 5, как известно, сформулирована так: «В связи с задержкой заключения мир ного договора с Германией правительства США, Англии, Франции и Советского Сою* sa будут иметь право, после вступления в силу договора с Австрией, временно от срочить вывод своих войск с территорий соответствующих зон Австрии. При этом правительства четырех держав признают необходимым не позднее чем в 1955 году вновь рассмотреть вопрос о сроке вывода во&ск четырех держав с территории Австрии». Сегодняшнее заявление г-на Фигля, ока зал Молотов, идет навстречу указанному предложению советской делегации. Однако это заявление является недостаточным и не может удовлетворительно решить тот вопрос, который имеет в виду статья 33. Ввиду сложившихся обстоятельств при ходится признать, что в настоящее время •соглашение по австрийскому государствен ному договору достигнуто быть не может. Это не исключает возможности ведения дальнейших переговоров по данному воп росу в целях достижения соглашения. Советское правительство, сказал в зак лючение В. М. Молотов, полагает, что •правительство Австрии убедится в том, что предложения делегации СССР по статье 33 в их последней редакции идут навстречу основным интересам Австрии. -Советское правительство полагает также, что по этому вопросу возможно соглаше ние между четырьмя державами. Затем выступил Д. Даллес. Он заявил, чте делегация США берет назад все свои уступки по тексту австрийского договора, которые она сделала на нынешнем со вещании. Таким образом, в то время как делегация СССР предприняла на совеща нии ряд шагов, направленных к достиже нию соглашения по австрийскому вопросу, делегация США отказалась даже от своих собственных предложений о принятии остававшихся несогласованными статей проекта австрийского договора в той ре дакции, какая предлагалась на совещании заместителей представителем СССР. Таким образом, делегация США показала, что, в действительности, она не хочет заключе ния государственного договора с Австрией. Выступивший затем Бидо заявил, что французская делегация не подпишет та кого австрийского государственного догово ра. который включал бы предложения СССР. Иден сделал заявление аналогичное за явлению Даллеса. Фигль внес некоторые предложения технического характера по тексту статей 56 и 57 проекта австрийского государст венного договора. касающихся функций послов четырех держав в Вене. Он выра зил также пожелание, чтобы в дальней шем вопрос о договоре с Австрией не снимался с повестки дня м е ж д у н а р о д н ы х переговоров. Далее взял слово В. М. Молотов. Советская делегация, сказал он, прини мает к сведению заявления, сделанные здесь представителями правительств Сое диненных Штатов Америки. Франции и Англии, а также заявление представителя Австрии, но считает нужным обратить внимание на то. чтоб!»! [кмпение «опроса, который мы сегодня не успели полностью урегулировать, не откладывалось и чтобы были приняты меры к согласованию вы сказанных здесь точек зрения. В. М. Молотов внес от имени советской делегации следующее предложение: «Имея целью продолжить усилия, на правленные на достижение соглашения о государственном договоре с Австрией, Совещание министров иностранных дел СССР. Франции, Англии и США считает целесообразным, чтобы переговоры о го сударственном договоре с Австрией были продолжены в дипломатическом порядке в гор. Вене с участием правительства Авст рии». Д. Даллес заявил сначала, что на пер вый взгляд это советское предложение ка жется ему приемлемым. Однако затем он предложил поправку к тексту советского предложения, которое предусматривает, что переговоры послов в Вене должны на чаться только после того, как Советское правительство даст знать другим прави тельствлл 1 , представленным на нынешнем совещании, когда оно было бы готово оп ределить дату вывода своих войск с ав стрийской территории. Даллес еще раз продемонстрировал дей ствительные цели позиции США в авст рийском вопросе, заявив, что «нецелесооб разно создавать иллюзию, будто государст венный договор с Австрией возможен» и что его можно скоро добиться. Бидо поддержал поправку Даллеса, име ющую целью прикрыть нежелание при нять советское предложение, направленное к продолжению переговоров по австрий скому вопросу, в интересах достижения соглашения между правительствами че тырех держав при участии Австрии. Иден также высказался за поправку, внесенную Даллесом. Фигль заявил, что он приветствовал бы продолжение переговоров в Вене при ус ловии, что будет уверенность, что они приведут' к успешным результатам. Затем В. М. Мологов высказал мнение советской делегации по поводу поправки, предложенной Даллесом. Существует, сказал Молотов, два раз ных пути: один путь содействует за ключению договора с Австрией, другой путь создает помехи его заключению. Со ветская делегация считает, что предложе ние Даллеса не содействует заключению австрийского договора. Касаясь причин, породивших затрудне ния в деле заключения договора с Австри ей. Молотов подчеркнул: если бы не было попыток восстановить германский милита ризм, которые нашли выражение в планах создания «Европейского оборонительного сообщества», если бы не было уси лившейся опасности аншлюсса Австрии, тогда не было бы и оснований для возникновения затруднений в вопросе о заключении договора с Австрией. Но. как известно. Советское правительство не мо жет нести какой-либо ответственности за то, что усилилась угроза возрождения гер манского милитаризма. В. М. Молотов заявил, что Советское правительство будет действовать в духе того предложения, которое внесено сегодня советской делегацией. Затем Молотов, в качестве председатель ствующего, спросил, имеются ли еще же лающие продолжать обсуждение австрий ского вопроса. Даллес ответил, что он хо тел бы только выразить надежду на то, что правительства четырех держав будут поддерживать дипломатический контакт между собой с там, чтобы, как только это будет возможно, передать на обсуждение своих послов в Вене вопрос об австрий ском государственном договоре. Иден и Бидо заявили, что у них ни каких замечаний нет. Председательствующий В. М. Молотов об’явил, что обсуждение австрийского во проса закончено. Затем министры перешли, как было ус ловлено. к обсуждению двух предложе ний. внесенных на вчерашнем заседании советской делегацией по второму пункту повестки дня — «Германский вопрос и задачи обеспечения европейской безопас ности». Как известно, первое предложение пре дусматривает желательность достижения соглашения четырех держав по вопросу о численности и вооружении всех^ видов не мецкой полиции как в Восточной, так и в Западной Германии. Второе предложение советской делегации предусматривает осу ществление мер, направленных к облег чению и расширению экономических^ и культурных связей между Западной и Восточной Германией, и создание в этих целях двух общегерманоких комитетов. Внося эти предложения, советская де легация заявила, что она исходила из то го, что нужно добиваться скорейшего ре шения основных вопросов, относящихся к германской проблеме, но что было бы, вместе с тем, нецелесообразно отказывать ся от решения некоторых практических вопросов, которые содействовали бы сбли жению обеих частей Германии в экономи ческом и культурном отношении. Даллес. Бидо и Иден, которые в ходе совещания систематически отклоняли конкретные предложения советской деле гации, направленные к коренному урегу лированию всей германской проблемы в целом, продемонстрировали сегодня также свое нежелание содействовать осущест влению даже таких мер, которые помога ли бы развитию экономических и куль турных связей между Западной и Во сточной Гормаеией. Так, например. Даллес отклонил совет ское предложение по вопросу о немецкой полиции в обеих частях Германии под тем предлогом, что этот вопрос относится якобы к компетенции Организации Объеди ненных Наций. Столь же безосновательно министры западных держав пытались оправдать свой отказ от принятия совет ского предложения о создании двух обще- германских комитетов ссылками на то, что настоящее совещание будто бы неправо мочно принимать такие решения. В. М. Молотов заявил, что предложе ние советской делегации содействовать установлению численности и вооружения всех видов полиции в обеих частях Гер мании было продиктовано необходимостью внести ясность в данный вопрос. Но это, видимо, не выгодно для Запад ной Германии. Поэтому здесь и приводятся различные соображения. направленные против принятия советского предложения. Молотов указал далее на несостоятель ность тех доводов, которые выдвигались министрами западных дерясав для оправ дания своего отказа от принятия и второ го советского предложения. Советская делегация, сказал Молотов, принимает этот отказ к сведению и вно сит на рассмотрение совещания следую щее предложение: «II равительства Франции, Англии, США и СССР будут продолжать усилия, направленные к удовлетворительному ре шению германского вопроса в соответст вии с интересами укрепления мира в Ев ропе». Даллес тут же взял слово и заявил, что он считает, что «сейчас слишком поздно начинать рассмотрение новых предложений». Бидо присоединился к позиции Даллеса. Иден уклончиво заявил, что он «го тов научить» текст советского предложе ния, однако тут же по существу выразил согласие с мнением Даллеса п Бидо. Вслед за тем министры утвердили сог ласованный текст коммюнике о результа тах Берлинского совещания, включающе го решения, принятые на закрытых засе даниях по вопросам первого пункта по вестки дня — «О мероприятиях по умень шению напряженности в международных отношениях и о созыве совещания минист ров иностранных дел Франции, Англии, США, Советского Союза и Китайской На родной Республики». В этой связи Даллес отметил, что при нятое па совещании решение по вопросу о сокращении вооружений не должно каким- либо образом отразиться на переговорах по атомному вопросу, происходящих в насто ящее время мея^У Соединенными Штата ми Америки и Советским Союзом. В конце заседания министры сделали заключительные заявления, в которых из ложили свои точки зрения на итоги сове щания. Даллес заявил, что результаты обсуж дения второго и третьего пунктов повест ки дня вызывают «большое сожаление». Он пытался об’яснпть это «конфликтом основных принципов» Востока и Запада и защищал осуществляемую западными дер жавами политику, направленную к созда нию военной группировки ряда западно европейских государств, которая создает препятствия на пути к созданию системы коллективной безопасности в Европе. Даллес сказал далее, чго несмотря на конфликты основных принципов, минист ры достигли ка настоящем совещании не которого lycnexa. Он указал при этом на* достигнутое на совещании соглашение о созыве в Женеве совещания представите лей США. Франции, Англии, Советского Союза и Китайской Народной Республики, а также непосредственно заинтересован ных стран и на соглашение по вопросу о сокращения вооружений. Из того, что мы здесь сделали, сказал Даллес, мы многому научились, и это имеет ценность, которую мы не должны игнорировать. Воюете с тем, Даллес указал, что западные державы не ослабят своих усилий, направленных к тому, «чтобы привести к максимуму их потенциалы», т. е. призвал к дальнейшему росту воору жений. Бидо в своем заявлении указал, что «совещанию в Берлине удалось избежать несчастной судьбы других совещаний и той несчастной судьбы, которая постигла бы это совещание, если бы на нем не бы ло достигнуто никакого соглашения». Бидо добавил, что, однако, остались еще очень важные разногласия, устранить ко торые будет нелегко. Хотя современный мир разделен, сказал он. это не значит, что не нужно пытаться достигать совме стных решений, чтобы идти вперед по пу ти мира. Бпдо расценил результаты нынешнего совещания, как «немалые». Затем выступил Иден. Он назвал «ра зочаровывающими» итоги обсуждения на совещании второго и третьего пунктов по вестки дня. Вместе с тем. Иден назвал «некоторым плюсом» достигнутые на со вещании соглашения. Решение о созыве совещания в Женеве он охарактеризовал как прогресс и (указал, что оно будет концом того тупика, в который зашли пе реговоры в Паньмыньчжоне. Он добавил, что с удовлетворением ожидает совещания в Женеве и надеется, что на нем будут достигнуты соглашения, важные для обе спечения мира. Даллес от имени американской делега ции выразил благодарность участникам совещания. В конце заседания с заявлением об ито гах совещания выступил В. М. Молотов. (Заявление В. М. Молотова публикуется в этом номере газеты). По окончании своего заявления В. М. Молотов сказал, что советская делегация со своей стороны приносит благодарность министрам иностранных дел США,. Фран ции и Англии за сотрудничество, имевшее место на настоящем совещании. Советская делегация благодарит всех сотрудников четырех^ делегаций за усердную и успеш ную работу в ходе этого совещания. После этого В. М. Молотов об’явнл Бер линское совещание министров иностран ных дел закрытым. Заявление В . М. Молотова на заключительном заседании Берлинского совещания министров иностранных дел четырех держав 18 февраля 1954 года ответствии с интересами укрепления ми ра в Европе. Правительства США. Англии. Франции Настоящее Берлинское совещание мини стров иностранных дел СССР, Франции, Англии и США рассмотрело поставленные перед ним вопросы международного поло жения. Состоявшийся на совещании обмен мнший содействовал более правильному пониманию позиций представленных здесь государств. Здесь отчетливо выяснились имеющиеся расхождения между позициями наших пра вительств. Вместе с тем стали яснее пути к уменьшению этих расхождений, по скольку стремление к этому будет дейст вительно проявлено заинтересованными сторонами. Верное своей неизменной политике ми ра. Правительство СССР считало и счита ет. что Берлинское совещание принесет пользу народам в той мере, в какой оно будет способствовать укреплению мира и безопасности народов. Известно, что в некоторых больших го сударствах имеются силы, которые проти вятся улучшению отношений между стра нами. Эти силы заинтересованы в поддер жании, а возможно, и в усилении между народного напряжения. Они были напуга ны, например, прекращением войны в Ко рее. так как у них имеется заинтересо ванность в больших военных заказах и в гонке вооружений. Это. ведь, помогает на бивать им карманы, увеличивать прибыли и сверхприбыли. Таковы, однако, интересы узких и только особо привилегированных групп в этих странах, стремящихся к неограничен ному росту своих богатств за счет других людей. Интересы же народных масс и, можно сказать, интересы наций, больших и малых, совсем другие. Народы заинтере сованы в разрядке международной напря женности, в упрочении мира. Именно эти ми интересами правительство СССР ру ководствуется во всей своей внешней по литике. На этом совещании достигнуто соглаше ние, что правительства США, Франции, Англии и Советского Союза примут меры, чтобы содействовать успешному разреше нию проблемы разоружения, или, по край ней мере, значительного сокращения во оружений. Это накладывает известные обязательства на правительства четырех государств. Достигнуто, далее, соглашение по во просу о созыве в Женеве совещания пред ставителей США. Франции, Англии. Совет ского Союза и Китайской Народной Рес публики, а такяье непосредственно заинте ресованных стран по соответствующим во просам. На этом совещании имеется в ви ду помочь окончательному урегулированию корейского вопроса. Такое соглашение — в интересах укрепления мира и в интере сах разрешения вопроса о национальном оО'единении Кореи. На совещании будет рассмотрен также вопрос о восстановле нии мира в Индо-Китае. Стремление наро дов Пндо-Кнтая к установлению мира и к национальной свободе должно получить надлежащую поддержку со стороны всех свободолюбивых народов. При обсуждении германской проблемы мы все заявляли о том, что решение это го вопроса неразрывно связано с обеспе ченном безопасности в Европе. Это значит, что Германия должна быть об’единена на демократических и миролюбивых началах и не должно быть допущено восстановле ния германского милитаризма. Теперь достаточно выяснилось, в чем заключаются расхождения в позициях че тырех государств ио вопросу о Германии. Настоящее Берлинское совещание сделало особенно ясным, что решение германской проблемы является делом, прежде всего, самих немцев. Правительства Франции, Англии. США и СССР несут свою ответ ственность за решение германского вопро са. но они не могут забывать о том. что иностранные оккупационные войска на территории Германии имеют лишь ограни ченные задачи и не должны отстранять немцев от решения вопросов об об’едине- нии Германии, о восстановлении единства германского государства на демократиче ских и миролюбивых началах. На этом совещании мы, к сожалению, не договорились даже по такому простому вопросу, чтобы выслушать здесь немцев и узнать, что думает сам германский народ о неотложных задачах об’единения Герма нии и относительно участия германского народа в обеспечении мира и безопасности в Европе. Советские представители увере ны в том. что если бы мы выслушали немцев, выслушали бы представителей Во сточной и Западной Германтн, мы во мно гом облегчили бы решение неотложных вопросов, интересующих весь германский нарт,д. Внимание всех немцев приковано к во просу восстановления единства германско го государства. Для этого мы должны спо собствовать скорейшему проведению обще германских свободных выборов. Если мы действительно хотим иметь свободные вы боры в Германии, онп должны проводить ся самими немцами, а не иностранными оккупационными властями. Для обеспечения действительной свобо ды общегерманских выборов Советское правительство предложило вывести со всей территории Германии иностранные оккупационные войска, за исключением строго ограниченных контингентов. Тогда .можно было бы избежать вмешательства и давления со стороны иностранных держав на такое чисто внутреннее дело герман ского народа, как свободные выборы де- щтатов в Общегерманекий национальный парламент. Неотложным является вопрос о заклю чении Мирного договора с Германией. От стаивать необходимость скорейшего за ключения Мирного договора с Германией, это значит отстаивать скорейшее восста новление единства Германии. Нам не уда лось пока договориться о том, чтобы на чать подготовку Мирного договора с Гер манией. Однако этот вопрос должен быть решен. Советское правительство надеется, что будут продолжены усилия четырех держав, направленные к удовлетворитель ному решению германского вопроса в со- и СССР сумели договориться между сооои в годы войны. Они тем более должны наи- T i. пути для согласования своих действий в мирных условиях, особенно для предуп реждения опасности новой войны. Советское правительство никогда не скрывало своего отрицательного отноше ния к созданию военных группировок тех пли иных стран, направленных против других государств. Такое развитие в меж дународных отношениях ведет к усплени^ опасности войны, противоречит пнтерем установления прочного мира между на]И дамп. Советское правительство не может не указать па особую опасность такой воен ной группировки как «Европейское оборо нительное сообщество», образование кото рого означает восстановление германского милитаризма. Такого рода планы не в интересах мира и безопасности в Европе. Поэтому Советское правительство вы двинуло предложение, которое содержится в Проекте Общеевропейского Договора о коллективной безопасности в Европе. В этом договоге могла бы принять участие на равноправных началах и Германия, ныне — в лице Восточной и Западной Германии, а после восстановления едпнет- Bi — об’единенная Германия. Осуществле нию системы коллективной безопасности в Европе могли бы содействовать и неевро пейские государства. 'Было бы неправильно забывать о том, что развязывание как первой, так и второй мировой войны на чалось в Европе. Именно поэтому осооШ значение имеет предложение СоветскЯИ Союза о заключении Общеевропейского До говора о коллективной безопасности в Ев ропе. Вопрос о государственном договоре с Австрией мог быть решен уже на этом Берлинском совещании. Этому пока поме шали упомянутые выше планы, усили вающие опасность возрождения германско го милитаризма. Тем не менее. Советское правительство выражает уверенность, что имеется возможность решения этого вопро са в ближайшее время. Необхотимо. чтобы это учитывало правительство Австрии, н необходимо, чтобы это правильно понял австрийский народ. Созыв Берлинского совещания и возоб новление непосредственного контакта меж ду министрами иностранных дел Франции, Англии. США и СССР имеют определенное значение в настоящих условиях. Это спо собствовало рассмотрению некоторых на зревших международных проблем, разре шение которых необходимо для дальней шего уменьшения напряженности в меж дународных отношениях Те задачи, которые остались неразре шенными на этом совещании не снимают ся с порядка дня. Мы должны продолжить наши усилия и должны еще настойчивее добиваться их решения. Берлинское совещание, как мы надеем ся. будет способствовать развитию сотруд ничества держав в международных делах в интересах укрепления мира. К О М М Ю Н И К Е О Берлинском совещании министров иностранных дел Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Франции и Великобритании С 25 января по 18 февраля 1954 года в Берлине состоялось совещание минист ров иностранных дел Союза Советских Со циалистических Республик. Соединенных Штатов Америки, Франции и Великобри тании — В. М. Молотова, Джона Фостера Даллеса, Жоржа Бидо и Антони Идена. Они пришли к соглашению по следующим вопросам: I. «Министры Иностранных -Дел СССР, США, Франции и Великобритании, засе дающие в Берлине. Принимая во внимание, что создание мирным путем единой и независимой Ко реи явилось бы важным фактором в уменьшении международной напряженно сти и в восстановленид! мира в других районах Азии; Предлагают, чтобы совещание пред ставителей СССР. США. Франции, Вели кобритании. Китайской Народной Респуб лики, Корейской Республики, Корейской Народно-Демократической Республики и тех других стран, вооруженные силы ко торых принимали участие в военных дей ствиях в Корее и которые пожелают при сутствовать, было созвано в Женеве 26 апреля 1954 года для достижения мирно го урегулирования корейского вопроса.- Соглашаются, что вопрос о восстанов лении мира в Индо-Кптае также будет рассмотрен на совещании, на которое бу дут приглашены представители СССР, США, Франции, Великобритании. Китай ской Народной Республики и других за интересованных государств. При этом имеется в виду, что ни при глашение на упомянутое совещание, ни его проведение не должны оассматрпвать- ся как дипломатическое прпзпанпе в лю бом случае, когда оно еще не имело ме ста». II. «Правительства Союза Советских Социа листических Республик, Соединенных Штатов Америки, Франции и Великобри тании, убежденные в том. что разрешение меж дународных разногласий, необходимое для восстановления прочного мира, в значи- тельной степени было бы облегчено согла шением по разоружению или, по крайней мере, по значительному сокращению во- оружений. в дальнейшем будут иметь обмен мне ний. чтобы содействовать успешному раз решению этой проблемы, как предусмотре но в ^пункте 6 -м резолюции Об’единенных Наций от 2S ноября 1953 года». Между четырьмя министрами состоялся всесторонний обмен мнений по германско му вопросу, по вопросам европейской безопасности, а также по австрийскому во просу, но они не смогли достичь соглаше ния по этим вопросам. Ш Е С Т А Я ГО Д О ВЩ И Н А П О Д П И С А Н И Я В Е Н Г Е Р О - С О В Е Т С К О Г О Д О ГО В О Р А БУДАПЕШТ, 18 февраля. (ТАСС). Се годня общественность Венгрии широко от мечает шестую годовщину подписания до говора о дружбе, сотрудничестве и взаим ной помощи между Советским Союзом п Венгерской Народной Республикой. Все газеты печатают передовые статьи, посвя щенные договору. К знаменательной дате приурочивается открытие месячника венгеро-советской дружбы. 6 лет назад, пишет в передовой статье газета «Сабад неп», в Москве был под писан венгеро-советский договор о друж бе, сотрудничестве и взаимной помощи. Этс историческое событие заложило еще более широкую основу для дружбы и сою за между освободителем — советским на родом и освобожденным венгерским наро дом. Мирная политика Советского Союза, пи шет «Непсава», для нас. венгерских тру дящихся, является не только международ ным делом, но и первостепенным факто ром дальнейшего свободного развития на шей родины. Дружба и братская помощь Советского Союза является самым проч ным залогом нашей национальной незави симости, дальнейшего прогресса. Газета «Мадьяр немзет» в передовой статье указывает: 6 лет. прошедшие со дня подписания договора, доказали, что Советский Союз действительно с любовью помогал венгерскому народу и что эконо мические и культурные связи, установив шиеся между двумя странами, не являют ся односторонними. Месячник венгеро-советской дружбы БУДАПЕШТ. 19 февраля. (ТАСС). Вчера, в шестую годовщину подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной по мощи между Советским Союзом и Венгер ской Народной Республикой, начался ме сячник венгеро-советекой дружбы. В связи с началом месячника по всей Венгрии со стоялись торжественные заседания. В Будапештском кинотеатре «Сикра» открылась выставка репродукций картин русских и советских художников. Такие же выставки в ближайшее время откроют ся в высшей художественной школе и в Союзе работников изобразительного и при кладного искусства. Венгеро-советское общество и Дом со ветской книги готовятся к проведению «праздника — советской книга». ЗАПАДНОГЕРМАНСКИЕ ВЛАСТИ СОРВАЛИ КОНЦЕРТ Д. ОИСТРАХА БЕРЛИН. 18 февраля. (ТАСС). Ввиду препятствий, чинимых западноберлински ми властями проведению назначенного на сегодня в Западном Берлине концерта со ветского скрипача Д. Ойстраха. конпеит отменен. Как отмечает немецкая печать, западноберлинская общественность выра жает возмущение действиями властей, ко торые сорвали концерт Д. Ойстраха. -------О ------- О созыве 13-й сессии Североморского городского Совета депутатов трудящихся Исполнительный комитет Североморско го городского Совета депутатов трудящих ся доводит до сведения депутатов город ского Совета, что 25 февраля 1954 г. со зывается 13-я сессия Североморского го родского Совета депутатов трудящихся (2-го созыва). Открытие сессии состоится в 16 часов в средней школе. Исполнительный комитет Североморского городского Совета депутатов трудящихся. :~ еч Ответственный редактор В . Л У Ш Е Н Ь К И Н . А Д Р ЕС Р ЕД А КЦ И И И И ЗД А Т ЕЛ ЬС Т ВА : гор. Североморск. Мурманской области, ул. Полярная. 8. Телефоны: редактор — 3-76, зам. редактора — 2-48, секретарь — 1-64, нач. издательства и нач. типографии — 5-83; отделы: информация и культуры н быта — 3-63. боевой подготовки в писем — 28, пропаганды в партийной а комсомольской жизни — 96. отдел подписка и бухгалтерия — 2-Olj ГМ 0900043. Заказ Л: 43.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz