На страже Заполярья. 1954 год. Февраль.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 18 февраля 1954 г., № 41 (4883). п т Содержать корабль в чистоте и порядке Паша боевая техника обладают высоки­ ми тактико-техническими данными. слож­ на по устройству л продсташяет собой одну ил основ военного могущества Ро­ дины. Чтобы быть в постоянной боевой готовности, личный состав кораблем сюя- каь содержать выверенные ему завнчдыва- iHHii в чистоте л порядке. У слови я Крайнего Севера ирод'являют к экипажам повышенные требования. В Заполярье- часты штормы, туманы, доиадц, снежные заряды. Нто обязывает северо­ морцев в полном соответствии с tjk?- бова НИЯМИ инструкций ПРОИЗВОДИТЬ ос­ мотры и пр-оворачивания механизмов, работы на •материальной части. Отлично содержат свой боевой пост подчиненные коммуниста Мурзейяю. Они ушело ис-пользуют отведенное по распоряд­ ку дня время для того, чтобы хорошо вы­ чистить оружие, своевременно заменить смазку. Командир отделения контролирует действия матросов, следит, чтобы на по* сту не было липших предметов. Техника у него всегда в безупречном состоянии. Ко имеются еше отдельные случаи ха­ латной) отношения к заведываниям. Так, недавно при проверке состояния матери­ альной части, которую обслуживает стар­ шин. матрос Рудой, выявилось много недо­ статков. Рудой нарушил требование Ко­ рабельного устава, который обязывает воина «содержать в образцовом состоянии свое заведывание u 1 гметь всегда исправ­ ные, готовые к бою оружие и техниче­ ские средства». Ставшему матросу необходимо проник­ нуться чувством глубокой ответствениоста: за боеспособность своего поста и более старательно выполнять обязанности по всем корабельным расписаниям. Большое значение для поддержания^ ко­ рабля в чистоте л порядке имеют боль­ шие и малые приборки. В этом мероприя­ тия; участвуют все офицеры, старшины и матросы корабля. Об’екты, н*а которых приборку должны делать лица дежурно- вахтенной службы, убираются их замести­ телями или другими матросами по назна­ чению старшин, которые обязаны лично присутствовать на местах приборок, стро-- го контролировать, насколько полноценно личные состав использует время. Это по­ зволяет старшинам точно знать, в каком состоянии находится участок приборки каждого матроса, своевременно устранять (выявленные при этом недостатки, учить матросов правшам содержания корабля в чистоте и порядке. Большая ответственность за состояние короля возлагается на командиров прпюо- •рок. Вместе со старшинами они должны пред’являть к подчиненным уставную требовательность, во-время замечать и ре­ шительно пресекать все нарушения дис­ циплины во время работ. Заслуживает всяческого распростране­ ния практика тех руководителей приоо- рок, которые постоянно развдгвают у лич­ ного состава чувство ответственности за, свое дело. К таким относятся офипер Гон­ чаров, старшина 1 статьи Шехов и ^дру­ гие. Эти моряки организуют приоорки строго по уставу. Они неуклонно оорются за то, чтобы личный соста® не опаздывал но сигналу, каждый booth знал свое ме­ сто и находился на нем. Ни ветер, ни мо­ роз не мешают им успешно справляться со своим делом. Матросы, расписанные на обектах, за приборку которых они отве­ чают, четко выполняют свои обязанности. С них надо брать щшмер матросам Сав- ктагу и Болотову, которые формально от­ носятся к своему делу, стараются с опоз­ данием выйти яа щришрку и пораньше закончить ее. Приборко. — это не чисто техническая работа. К ней, как и к любому другому делу, надо подходить творчески, обдуман­ но. Некоторые воины, нлягржер, считают, что верхнюю палубу нужно смазьгвать соляром для того,- чтобы она не ржавела. Практика показала, что это недопустимо, так как ведет к загрязнению, антисани­ тарному состоянию внутренних помеще­ нии. Выход из этого положения один — систематически удалять с палубы мор­ скую воду и лед. тщательно протирать ее влажной шваброй (предварительно промы­ той в теплей воде и wnvw насухо отжа­ той). При низких темчгератур'.тх но р^ком^н-^ дхется мыть надстройки даже горячен водой. Как бы аккуратно «и действовал матрос, вода будет замерзать на металли­ ческих надстройках и палубе. Это не дас^ никакой пользы и увеличит об'ем работы. Важную роль в обеспечении высокого качества приборки играет боцман. Рачи­ тельным хозяином является мичман Гав­ рилов. Любовь к порядку и умение под­ держивать его он старательно передает личному составу корабля. Проверяя однажды состояние кубрика перед покраской, боцман спросил матроса: «А .под рундуками чисто?». Воин ответил утвердительно. Он промъгвал там все на предыдущей приборке. Однако Гаврилов проверил, так ли обстоит дело в действи­ тельности, как сказал матрос. Вниматель­ но осмотрев все, мичман выяснил, что под рундуками уже скошглась пыль. Матрос убрал ее. Гаврилов заботится о том, чтобы каж­ дый воин имел все необходимое для при­ борки. Раньше весь приюорочный мате­ риал хранился в баталерке. Мичман вы­ дал щетки, швабры, метелки старшинам приборок, твердо определив, кому каше принадлежности в каком количестве нуж­ ны. На каждом об’екте отведено место для х:!-анения приборочного материала. В целях экономии рабочего времени лриоорочный материал, который хранится в баталерке, боцман распорядился выда­ вать личному составу накануне дня боль­ шой приборки. А назавтра с утра по его приказанию в бочки наливается вода, в нее кладут мыло и через нее пропускают горячий пар. К началу приборки всегда бывает готова горячая вода. Этим же до­ стигается экономия мыла. Содержание корабля в чистоте и поряд­ ке обеспечивает условия, необходимые для плодотворной боевой учебы в базе и в мо­ ре. Мичман Гаврилов следит за тем, чтобы все лишнее с падубы убиралось в берего­ вой склад, а трапы, ехшни, бочки, швар­ товые л буксирные приспособления и т. п. надежно принаитовышлнсь. Особое внимание уделяется шлюпке. В тщательном уходе за заведъгванием, в добросовестном отношении к приборке проявляется любовь моряков к своему ко­ раблю. Достижения передовиков в этом деле у нас всемерно пропагандируются. Одно время на об’екте Бакаунина приборка производилась плохо. Ему пред­ ложили познакомиться с организацией ра­ боты на участке старшины 1 статьи Ше* хова. Если Баклушин и впредь неотступно будет внедрять а практику опыт Шеховд, у него дето пойдет на лад. Советские кордай вооружены перво­ классной сложной и многообразной техни­ кой. Содержание ее в чистоте и постоял ной боевой готовности ■*•*■» нерушимый за­ кон моряков, дело чести, каждого воина. Капитан-лейтенант И, Q0M. Доброй славой пользуется у товарищей нашего подразделения старший матрос Болтинов. П это вполне заслуженно. Недавно комендоры выполняли учебную задачу. Расчет Болдинова успешно спра­ вился со своими обязанностями. Старший матрос Болдияов — умелый командир орудия. Умелый командир орудия За уецехи в учебе командир подразде­ ления неоднократно поощрял тов. Болдл- нова я его подчиненных. Ко дню выборов в Верховный Совет СшРвоины дали слово придти с новыми достижениями в службе. Старший матрос Ю. СМИРНОВ. Высокими показателями в труде встречает день выборов в Верховный Совет СССР молодой рабочий Карп Пеунов. Он — один из передовых мастеров но ре­ монту киноаппаратуры и всегда выпускает продукцию значительно раньше срока при отличном качестве работ. Совсем недавно его приняли в ряды ВЛ КСМ . Комсомолец Пеунов с чузством глубокой радости ждет тот день, когда он впервые в жизни подойдет к урне и от­ даст свой голос за кандидатов нерушимого блока коммунистов и беспартийных. НА С Н ИМ К Е : киномастер шестого разряда комсомолец Карп Пеунов за ра­ ботой. Фото И. Никишова. ВЕРНОСТЬ ДОЛГУ Образец заботливого отношения к боевой технике Так уж повелось, что самолет, обслу­ живаемый старшими сержантами Вытузо- вым и Гоминым, всегда первым поднимает­ ся в воздух. II какая бы ни была погода летчик успешно выполняет любое задание. Подготовленная по-хозяйски боевая тех­ ника работает исправно на разных режи­ мах. Однажды было доложено, что матери­ альная часть выработала положенные ей ресурсы. Опытные специалисты осмотрели ее всесторонне, проверили в работе. Вы­ вод был один: агрегат находится в образ­ цовом состоянии и пригоден к дальней­ шей эксплуатации. Это — результат за­ ботливого отношения комсомольцев Вьггу- зова и Гомина к боевой технике, умелого обращения с нею. Недаром их называют у нас мастерами своего дела. Авиаторы-комсомольцы Выгузов и Го­ нки с чувством высокой ответственн-ости относятся к порученному им участку ра­ боты. Они не жалеют времени и сил для обеспечения высокой боеготовности под­ разделения. Как-то обнаружилось, что резина колес шасси сносилась и ее надо менять. Дело это можно было отложить на завтра. Но трудолюбивые авиаторы решили во что бы то ей стало выполнить его сегодня. Помо­ гая друг другу, воины успешно справи­ лись с заданием, перекрыв установленные яа такой вид работ нормативы. Самолет через несколько минут вновь был готов к полету. П так всегда. Старший сержант Выгу- зоз внимательно следит за состоянием различных агрегатов самолета. Особое вни­ мание он уделяет увлам, которые в полете, а также при посадке и взлете выдержи­ вают большие нагрузка*. Так получилось и при «капризе» одной из систем, на которую пожаловался летчик. Менее опытный специалист не сразу сообразил бы, в чем дело. Но старший сержант Выгузов быстро на­ шел правильный выход из создавшегося положения. Оказалось, что эта система действовала потравно. Но летчик случай­ но задел один кран, что и вызвало «кап­ риз». Немного времени потребовалось отгытншу авиатору для того, чтобы лик­ видировать причину заедания. Офицер одобрил находчивость старшего сержанта. Успех авиаторов Выгузша н Гомина обгоняется тем, что сни тоирйо уотикли требования инструкций л наставлеши и РУКОВОДСТВУЮТСЯ ИМИ В ПООССШС'ЗНОЙ практике. Многие товарищи учатся у них мастерскому оослуживаничо авиационной техники. Вот пример. У одного мехссгшка не «•клеилось» дело. Он обратился за помо­ щью к Выгузову и Гомину. И ю:шы, вер­ ные чувству дружбы и войскового това­ рищества, подсказали ему, как надо до­ биться цели. — Ко дню выЗорюв в Верховный Совет СССР, — сказал Выгузов, — я помогу еще двоим товарищам в совершенстве ос- в.нть правила обслуживания материаль- пой части... На ето Гсогни убежденно ответил: — За мной тоже дело не станет. Боевые друзья пожали друг другу ру­ ки. Вместе они решили прнкегги новые подарки Родине в эти дни. В экипаж прибыло молодое пополнение. Старший сержант Вьггузов по указанию командира перераспределил обязанности между товарищами. В:е было подчинено тому, чтобы сократить время подготовки самолета к полетам. Теперь каждая мину­ та на учете. Авиаторы вырабатывают ав­ томатам в действиях. — На такого специалиста, как Выгу- зов, можно всегда положиться. Не подве­ дет, — так оценивает командир стара­ тельного всина-комсомольца. За образцовое выполнение своего воин­ ского долга перед социалистической Роди­ ной п примерную дисциплину старший сержант Вытузов имеет около тридцати поощрений. Он награжден также двумя денежными премиями за обеспечение от­ личной работы самолета на протяжении •длительного периода. Недавно приказом команди'ра части старшин сержант Выгузов награжден ча­ сами. Высокая оценка его труда вызвала у воина новый прилив сил и знерпгн. Он неутомимо трудится на своем боевом по­ сту. Следуя его примеру, сослуживцы го­ товятся также достойно ознаменовать Зб-ю годовщину Совзтской Армии и Втн- но-Морского Флота; день выборов в Вер­ ховный Совет ОССР. Капитан И. ЕГОРОВ. Пропагандисты обмениваются опытом Кае! я добиваюсь активности лушателвй на беседе по теме Практика проведения политических за­ нятий говорит о том, что как бы хорошо руководитель группы ни знал материал, ему нсобхотпмо тщательно готовиться к ка ‘/ГГ,ом у очередному занятию и не только к рассказу, но и к самостоятельному чте­ нию слушатетями рекомендованной лите* ратуры и к беседе по теме. ^ Успех живой, развернутой беседы зави- сш в первую очередь от того, насколько хорошо слушатели группы изучили реко­ мендованную литературу. Поэтому, чтобы вызвать на занятиях оживленный обмен мнениями, систематически контролирую •яямостоятельную подготовку каждого вои­ на. Например, сразу же после рассказа по томе: «Постоянно совершенствовать своп военные и политические знания. Отлично власть оружием и боег.ой техникой» я дал уц:г.з?.тше помощнику подобрать для п\шцтетей неорхо.тимце пособия: книгу И. В. Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза», воинские уста­ вы, брошюру «Защита Отечества — свя­ щенный долг советского воина», различ­ ные газетные и журнальные статьи. Кро­ ме того, воины при самостоятельнот рдбо- т.а над материалом темы попользовали со­ ответствующие листы альбома наглядных пособий. Готовясь к беседе, я составит подроб­ ный план, и F-ототм наметил основные во п ро сы i n о'иу'-чтчччя. Здесь же кратко записал ответы го каждому из них и об­ щие в ы е о т ы по тоге. причем в выводах указят факты из важнейших текущих со­ бытий и из жизни подразюления. После этого распределил время, заранее наметил, какие в заключение поставить задачи. В начале беседы кратко напомнил при- сутствующим содержание предыдущей те­ мы. чтобы установить связь прошлых за­ нятий с предстоящим, а затем поставил h i обсуждение перед всей группой воп ро с : «Какую роль в разгроме гитлеровской Гер­ машпг сыграл несклонный рост боевого мастерства советских воинов?». Высту­ пить из’явнли желание несколько чело­ век, но я дал первое слово наиболее под- готептеяному слушателю тов. Козловско­ му. Комсомолец младший сержант Генна­ дий Козловский — классный специалист, один из лучших радистов нашей части. — Великая Отечественная война яви­ лась всесторонней пг.оверкой мощи Совет­ ских Вооруженных Сил, — сказал он. — Высокое воинское мастерство, знание сво­ его оружия, вера в его силу помогали со­ ветским воинам добиваться победы над врагом в самых сложных условиях. Младший сержант Козловский расска­ зал о подвигах И. Н. Кожедуба, И. М. Сивко и других вопнов-героев. Затем он призвал товарищей настойчиво приобре­ тать навыки умелых действий, овладевать оружием и боевой техникой, чтобы ус­ пешно решать все учебные задачи. Слушатель рассказал о том, что советские люди успешно претвопягот в жизнь исто­ рические решения XIX с’езда партии, пя­ той сессии Верховного Совета СССР и сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Дополнить выступление товарища выз­ вался младший сержант Шутылев. В об­ суждении первого вопроса приняли уча­ стие и многие другие слушатели. Каждому выступающему я давал возможность пол­ ностью высказаться и закончить свою мысль. В кратком заключении подчеркнул, что настоящую закалку можно получить только в упорном труде, в борьбе с труд­ ностями. что поэтому на каждом занятии надо стремиться полностью усвоить учеб­ ный (материал, развивать необходимые мо­ рально-боевые качества. Здесь же сослался на опыт слушателей группы отличников боевой и политической подготовки Ефимо­ ва и Сухова, которые не жалеют своих сил для совершенствования воинского ма­ стерства. Раньше при проведении беседы я встре­ чался с немалыми трудностями. Казалось материал той или иной темы слушатели знали неплохо, но развернутой, непринуж­ денной беседы не мог организовать. Ято получалось потому, что я намечал для об­ суждения слишком много вогггосов и зача­ стую воины отвечали односложно. Ответы, по существу, были правильны, но они не­ внимательно слушались товарищами. За­ нимаясь в партийной школе, анализируя опыт других рукпподителей групп на не­ постоянно действующем семинаре, я вско­ ре убедился, что уроки строил методиче­ ски не всегда правильно. Па беседе по теме: «Постоянно совер­ шенствовать свои военные и политические знания. Отлично владеть оружием и бое­ вой техникой» поставил на обсуждение группы пять основных вопросов. В случае затруднения при ответе давал слушателю накдящпе вопросы. Так. например, млад­ ший сержант Алексей Винокуров, расска­ зывая о необходимости во всем следовать требованиям Военной присяги и уставов, не жалеть сил для достижения высоких по­ казателей в учебе, не приводил конкрет­ ных примеров из жизни подразделения. Тогда я предложил ему поделиться тем, как он сам стал отличником боевой п по­ литической подготовки, как обучает и вос­ питывает своих подчиненных. Рассказ Ви­ нокурова был выслушан с большим внима~ нием. Действенным средством повышения ак­ тивности слушателей на политических за­ нятиях являются наглядные пособия. Так. на беседе по этой теме мы использовали плакаты п монтажи, показывающие мощь наших Вооруженных Сил. Под монтажем были краткие подтекстоЕкп, сообщавшие^ фамилии героев, совершивших выдающие­ ся подвиги во славу Родины. Во время бе- седы воины, детая тот и л и иной вы во д , обращались для поттвержденпя своих слов к наглядным пособиям. Говоря, например, о заботе Коммунистической партии и Со­ ветского правительства об укреплении оборонной мощи нашей страны, слушатели группы патьзовались витриной, материа­ лы которой показывали рост промышлен­ ности и сельского хозяйства в пятой пя­ тилетке. Р» живой беседе, как правпло, и сами слушатели задают вопросы руководителю. В таком случае я сперва выясняю, не смо­ жет ли ответить кто-либо из присутству­ ющих. Если ответ дается неточный, ста­ раюсь, чтобы воины общими усилиями правильно разрешили возникший вопрос. Бывает и так, что задаются вопросы не по теме. Например, на этом же занятии млглпшй сержант С ухов спросил, какую цель преследовали США и Англия, когда они го время минувшей войны под разны- мл предлогами откладывали открытие вто­ рого фронта в Европе. Чтобы не отвлечься от темы, я дал обстоятельный ответ на этот вопрос в конце занятий. Борясь за действенность политиче­ ских занятий, учу слушателей группы тесно увязывать содержание материала с конкретными задачами, которые решает личный состав нашего подразделения. Во время беседы стараюсь не упускать из ви­ ду ни одного слушателя, внимательно сле­ жу за содержанием выспупленпй, система­ тически приучаю воиноз реагировать на неполное или ошибочное освещение того или иного вопроса. В прошлом учебном году группа, кото­ рой я руковожу, получила на осенней про­ верке политзанятий высокую оценку. О действенности политической учебы воинов свидетельствует тот Факт, что на протя­ жении всего года у нас не было ни одного нарушения дисциплины, сейчас выросли ряды о т л и ч н и к о в , классных специалистов. С.птнателп группы активно включились в избирательную кампанию. День выборов в Верховный Совет СССР онп стремятся встретить новыми успехами в боевой и политической подготовке, в укреплении БОННСКОЙ дисциплины. Лейтенант А. ПОЛЫСАЕВ, руководитель группы политзанятий. К 36-й годовщине Советской Армии и Военно-Морского Флота На защите завоеваний Октября Созданная Коммунистической партией для защиты великих завоеваний Октября, Советская Армия прошла за 36 лет слав­ ный боевой путь. Советские люди «горячо любят свои Вооруженные Силы, Они бе­ режно хранят все, что связано с их ис­ торией. гордятся подвигами солдат, матро­ сов, офицеров, героическими традициями армии и флота. В 15 залах Центрального Музея Совет­ ской Армии размещены экспонаты, пове­ ствующие о героическом пути Советской Армии п Флота. ...Залы музея, посвященные периоду гражданской войны. Первые битвы за сво­ боду и честь молодой советской Республи­ ки. Вся история нашей армии и флота не­ разрывно связана с историей Коммунисти­ ческой партии, с ее героической борьбой за создание и упрочение Советской вла^ сти. Советская Армия родилась в огне боев с ' врагами социалистического государства. 11)18 гол. Германское правительство ве­ роломно прервало перемирие, и войска германских империалистов перешли в на­ ступление. задавшись целью свергнуть Со­ ветскую власть и превратить нашу Роди­ ну е свою колонию. На стенде — воззва­ ние. написанное В. И. Лениным — «Со­ циалистическое отечество в опасности!». Призыв партии, призыв Ленина вызвал мощный революционный под’ем в стране. В ответ на этот клич рабочий класс и кре­ стьянство дружно поднялись на защиту своего Отечества. Коммунистическая пар­ тия направила в армию и на Флот тысячи коммунистов, которые принесли с собой опыт и традиции революционной борьбы, навыки организованности и дисциплины. По залам Центрального М узея Советской Армии V На фотографиях тех лет московский коммунистический отряд отправляется на фронт. 1918 год, запись добровольцев в Красную Армию в городе Ярославле. Молодые отряды Красной Армии герои­ чески отражали натиск германского импе­ риализма. Под Псковом и Нарвой немецким оккупантам был дан решительный отпор. Мужество и революционная стойкость защитников социалистического Отечества показаны на картине художника Н. Осе- нева «Разгром немецких интервентов под Исковом 23 февраля 1918 года». День от­ пора войскам германского империализма стал днем рождения Красной Армии. Коммунистическая партия предвидела, что опасность, нависшая над страной, не снята, что врага Советской власти и впредь будут пытаться поработить наш народ, поэтому она готовила страну к дли­ тельной и серьезной борьбе. В рамке под стеклом — текст постановления ВЦИК об образовании Совета Рабочей и Крестьян­ ской Обороны во главе с В. П. Лениным для мобилизации всех сил и ресурсов на оборону страны. В витрине — проект ре­ золюции ЦК, в котором говорится, что только единое командование и строжайшая централизация власти приведут к победе на! врагами. К весне 1918 года Советская республи­ ка оказалась в огненном кольце Фронтов. Империалисты Апглпи. Франции. Японии, Америки начали военную интервенцию без об*явления войны. Интервенты дейст­ вовали в тесном союзе с контрреволюцией в самой России. Многочисленные экспона­ ты музея разоблачают империалистические цели иностранных интервентов, стремив­ шихся задушить Советскую власть и вос- I становить в нашей стране буржуазно-по­ мещичий строй. Целый ряд документальных фотографий показывает зверства интервентов во вре­ менно захваченных ими областях. Вот ка­ зематы каторжной тюрьмы на острове Мудыог, который американо-английские интервенты превратили в «остров смерти». Рядом — снимок памятника жертвам ин­ тервенции на острове Мудьюг. Посетитель видит на фото, как американские и ан­ глийские офицеры расстредивают рабоче- го-коммуниста на борту корабля в Онеж­ ской губе Белого моря в 1918 году. В уг­ лу вала стоит огромный 305-мм англий­ ский снаряд. Такими снарядами интервен­ ты вели варварский обстред советских го­ родов. На стене — развернутое красное зна­ мя с надписью: «Мы, детскосельские ком­ мунисты. идем в бой с англо-американ­ ским капитализмом. Наш девиз: смерть бе­ лой гвардии». Материалы музея рассказывают о герои­ ческой обороне Царицына, которая на­ всегда вошла в историю Советской Армии, как одна из славных ее страниц. В этом разделе показана деятельность И. В. Сталина, направленного в Царицын Центральным Комитетом ’партии. Рядом с мандатом И. В. Сталина лежит телеграмма ,В. И. Ленина И. В. Сталину о тяжелом продовольственном положении в стране. Бережно хранит музей боевое знамя 3-го революционного украинского полка, вру­ ченное. полку К. Е. Ворошиловым 15 сен­ тября 1918 года в Царпцыне. На знамени металлическая пластинка с надписью: «Рабочие л крестьяне Украины за доблесть в боях». Рядом со знаменем — текст те­ леграммы В. И. Ленина и И. В. Сталина в Царицын, датированной 19 сентября 1918 года: «Держите красные знамена высоко, несите их вперед бесстрашно... покажите всему миру, что Социалистиче­ ская Россия непобедима». Отвагу и героизм проявили царицын­ ские рабочие, донецкие шахтеры, казачья и крестьянская беднота. В витрине — грамота ВЦИК о награждении героического пролетариата города Царицына орденом Красного Знамени. К концу 1918 года наши войска освобо­ дили от интервентов значптедьную часть территории. При братской помощи Совет­ ской России украинский народ изгнал не­ мецких оккупантов с территории Украи­ ны. На стене зала — я р к и й плакат, из­ данный Политическим Управленцем Рев­ военсовета республики. В центре плаката плечом к плечу стоят русский рабочий и украинский крестьянин. Они смотрят впе­ ред, туда^, где в жестоких боях с врагами советский народ борется за свою свободу и независимость. На плакате надпись на русском и украинском языках: «Только в братском союзе Советской Украины с Со­ ветской Россией — спасение рабочих и крестьян от мировых хищников и граби­ телей...». В течение 1919— 1920 годов Красная Армия разбивает одного за другим став­ ленников Антанты — Колчака. Юденича, Деникина. Врангеля и других, показав всему миру силу и мощь Советского госу­ дарства. Большое значение для успешной борьбы против иностранных интервентов и н\ ставленников имели решения V III с‘ез- да партии, состоявшегося в марте 1919 года. Коммунистическая партия принима­ ла решительные меры по укреплению ты­ ла и Фронта. Благотаря героическому труду рабочего класса Красная Армия получала орудия, пулеметы, винтовки, снаряды, патроны. В стеклянном шкафу выставлены винтов­ ки Тульского и Ижевского заводов, шаш­ ки, снаряды, ручные гранаты. Рядом — телеграмма тульских рабочих-металлистов В. И. Ленину, в которой онп обещают уде­ сятерить производство оружия. Труд стал подвигом. По инициативе партийных орга­ низаций повсеместно проводились комму­ нистические субботники, явившиеся, как говорил В. II. Ленин, великим почином коммунистического стронтедьства. Мужественно и твердо вела Коммуни­ стическая партия к победе советский народ. Советские воины хорошо понимали цели войны, сознавали их справедливость, п это служпло источником невиданного массового героизма. Смелость и отвагу, массовый героизм проявили воины Красной Армии при раз­ громе Врангеля. Картина известного совет­ ского баталиста М. Грекова «Штурм Пе­ рекопа» показывает подвиг советских вои­ нов во время штурма неприступных пере­ копских укреплений. В боях с врагами Со­ ветской власти героизм проявляли не только отдельные красноармейцы, коман­ диры и политработники, но целые части и соединения: Первая Конная Армия. Богун- ский и Таращанекий полки из дивизии Щорса. 25 дивизия под командованием В. II. Чапаева, кавалерийская бригада Г. И. Котовского. В музее широко ппедставлены материа­ лы о Первой Конной Армии. Вот боевая пулеметная тачанка, на которой дралпсь с врагами герон-буденновцы. Под стеклянными колпаками — почет­ ное революционное оружие М. В. Фрунзе, Г И. Котовского. шашка В. И. Чапаева. Внимание привлекает красная лента — подарок Щорсу от красноармейцев 8 -й ро­ ты 1-го Богунекого полка в честь ос­ вобождения ropoia Чернигова. На ленте надпись — «За храбрость товарищу Щор­ су». В борьбе с иностранными интервентами и их наймитами активно участвовали и красные моряки. В центре отного зала ви­ сит шелковое знамя. В июле 1919 года рабочие, мастеровые и служащие Мур­ манской железной дороги вручили его бал­ тийцам, участвовавшим во взятии форта «Красная Горка». На знамени они написа­ ли: «Беззаветно храбрым морякам-бал- тийцам, героям Красной Горки...». Большую роль в разгроме врагов Со­ ветской власти сыграли в годы граждан­ ской войны партизанские отряды. Парти­ заны Украцны, Белоруссии. Сибпри, Дальнего Востока оказывали неоценимую помощь советским войскам. В одном Ал­ тайском крае действовала 30-тысячная партизанская армия. С большим интересом осматривают посетители самодельное ору­ жие партизан — бомбомет, пушку, выко­ ванную кузнецом-партизаном Андреевым, пики, изготовленные из вил, шашку, сде­ ланную из косы. Здесь же фотография — отряд амурских партизан с танками, за­ хваченными у интервентов. Красная Армия при поддержке рабочих и крестьян очистила территорию нашей страны от врагов, отстояла Советскую власть, защитила завоевания Ведикого Октября. В последнем зале периода гражданской в»‘ины ^ вывешан плакат, вызывающий большой интерес посетителей. Он издан ВЦИК в 1919 году — «Десять заповедей пролетария». Оцта из заповеден гласит: «Буль крепок. Берега свою партию, множь ез силы, расти ее, как растишь любимый цветок. Строй организации, как строит пчела своп соты. Будь верен партии до конца. Ибо только тогда ты поудишь». ■»> ☆ Под руководством Коммунистической партии наши Вооруженные Силы дважды спасли социалистическое Отечество от на­ шествия империалистических хищников п ныне зорко стоят на страже мирного тру­ да советских людей, на защите государст­ венных интересов нашей Родины. Старший научный сотрудник Центрального Музея Советской Армии Н. БОНАРЦЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz