На страже Заполярья. 1954 год. Февраль.
4 К а с т р а ж е З а п о л я р ь я 13 февраля 1954 г., N° 37 (4879). Об обеспечении безопасности в Европе З а я в л е н и е В. М. М о л о т о в а на Берлинском совещании министров иностранных дел четырех держав 10 февраля 1954 года Настоящее совещание уделило большое Бниман’ие германскому вопросу. Выясни лось. что между позицией трех западных государств и Советским Союзом, »Ы 1 ража- отщшг точку зрения ряда государств Еш|ю- пы, имеются существенные расхождения. Советская делегация придает значение состоявшемуся обсужденагю германского вопроса. Мы находим из того. что ото об суждение следует продолжить. Наши народы заинтересованы в том, чтобы решение германского вопроса не откладывалось в долгий ящик. Следует продолжать усилия в направленна! воз можного сближения и согласования наших позиций. Необходимо обеспечить удовлет ворительное, с точки зрения всех наших государств и всех магролюбтвых стран Европы, разрешение германского вопроса. Оно должно соответствовать принщнпам сохранения мира и национальной свободы Германии и, вместе с тем, соблюдению на циональных интересов и безопасности всех народов Европы. Чету» следует избегать, та«к этг.—-раско ла Европы на военные группировки. Нель зя не напомнить, в связи с этим, слова мостимы с признанием необходимости обе свечения коллективной безопасности на «родов Европы. Г-н Бардо, г-н Иден, г-н Даллес защища ли здесь необходимость создания «евро пейского оборонительного сообщества». Нам заявляют, что этот план будто бы не направлен против Советского Союза и стран пат>одной демократии. Нам намека ют. что будто бы и при создании «евро пейского оборонительного сообщества», то есть так называемой «европейской ар мни», с включением в нее ремилптавизиг рованной Западной Германии, Советский Союз тг другие миролюбивые еиропейские страны могут иметь гарантии безопасно сти. Так ли это? Конечно, это не так. Любые гарантии безопасности в Европе предполагают, прежде всего, наличие га рантии от возрождения германского мили таризма, который дважды на протяжении 26 лет ввергал европейские народы в войну. Между тем, планы западных дер жав о создании «евреиейского оборони тельного сообщества», то есть военного блока, с участием Западной Германии, не- г-на Идена, сказанные им на ассамолее ц.збежно ведут к возрождению германского Лиги Нации 25 сентября 193(5 года про* милитаризма. Поскольку Западная Герма- ти'в разделения государств н«г групппров- ,шгя располагает самыми большими воен- е и , когда он заявим: «Последняя вещь, .к^-агромыиглеиными и людскими ресур* которую мы хотели бы видеть. это го- герлганскагй милитаризм будет играть сударства, разделенные на лагери по ,в «европейском оборонительном сообщест- прпзнаку применяемой ими формы прав- (Bf)> главную роль. Таким образом, евязы- лсния». „ вал гарантии безопасности Советскому Мы уже пережили две мировые воины. Союзу с созданием «европейскою оборо* (Как первой, так и второй мировой войне тгите.тьного сообщества», западные держат предшествовал раскол Европы, ai не толь- вы> тем самым, возлагают роль гаранта ко Европы, на противостоящие друг другу безопасности на германский (милитаризм, военные группировки держав. ^ восстановление которого и представляет Перед первой мировой войной создалась главную угрозу безопасности в Европе, сначала австро-германская группировка. | д0 ,ПОр западным державам не уда- Эта группировка, превратилась в «Трой ственный союз» — Германия, Австро-Венг* (рня и Пт-алия. лось создать «европейское ооорсннтельное сообщество» ввиду упорного сопротивле ния народов европейских стран. Теперь, В ответ на создание этой группировки даш.я с^оэесные обещания насчет «гаран- возникла другая группировка. Был создан сначала Франко-р\-сский союз. Затем по- тий» безопасности Советскому Союзу и _ „ . -пуушгм странам, западные державы хотлт явилось «Тройственное соглашение» или ястатьд1(>в;1ть эти свои словесные обеща- . А _____________. . . « ^ VT* Л .Л L/ Л Л Л 11ТП П » П П ТТ _ I няпя с тон целью, чтобы добиться, нако нец, создания «европейского оборонитеоъ- «Антанта», об'едшагвшая Россию, Фран цию и Англию. ^ __ _ _______ Вслед за оформлением как первой, так и I сообщества»', второй rpiAi^poBKii вспыхнула ^*po Создание военного блока из шести евро- ©ah война. Это о ^ , ■ •* пейских стран — Западная Германия, •№№ указанными двумя грш'пнровками ^ Голлашия, ЛЛГ.ПГО!». I _ „ . Люксемоург — означало оы противопо ставление нх остальной Европе, усиление раскола Европы, нарастание междунл!род- нон напряженности и явилось бы угрозой жизненным интересам всех европейских народов, в том числе и интересам герман ского народа. Конечно, не случайно, что «европейское оборонительное сообще ство» является узкой и замкнутой военной группировкой, куда не долускатот- держав. Второй магровои войне также предшест вовало создание группировок держав. Мы помним, сколько было шума вокруг группировки, известной тогда под именем «ось Берлин — Рим». Эта группировка нашла свое завершение в так называемом йнтикомннтерновеком пакте, подписанном гитлеровской Германией, фашистской Ита лией и милитаристской Японией. Между* народный ^ дт>уше Бвроты> ст явпшися в 1 anrwHM-Tmw'i.Vr’vxTn- Планы западных держав нредусматри- твердагл, что именно 1 ’ вают, что с образованием «европейского шгровка, против _ л оборонительного сообщества» вступит в государствам, и ра , . тл _ - действие так называемый «боннский до* воину. Лместно в этой связи напомнить 1 говор», который вместе с «парижским jo- т. v__ ____лттА _ Iтовором» предоставляет возможность ире- Еорделла ^Хэл.та.__ который д «к» время | центре ЗШОСТ1ШШ1Ж слова государственного секретаря США сказал: «Хотя пакт внешне был заключен для самообороны против коммунизма, фак- вооруженных сил в течение 50 лет. Со- ществованием Организации Об’единенных Наций. Будучи убежденным в том, что решение вопроса об обеспечении безопасности в Европе, как и задач поддержания всеоб щего мира, возможно только путем кол лективных усилий всех миролюбивых го сударств, Советский Союз считает необ ходимым. чтобы вместо противопоставле ния одних государств другим европейским государствам была бы создана общеевро пейская система коллективной безопасно сти. Эта система должна предусматривать тесное сотрудничество всех европейских государств в деле недопущения наруше ния мира в Европе, в деле необходимого отпора в случае нарушения мира, вместе с тем. должна предусматривать соответ ствующие конкретные обязательства госу дарств, включая обязательства военного характера, чтобы сделать эту сизтему действенной, эффективной. За несколько лет до второй мировой войны Советское правительство всячески подчеркивало значение вопроса о коллек тивной безопасности. Тогда главным про тивником идеи коллективной безопасности было гитлеровское правительство. Гитлер с его планами агрессии был, по понятным причинам, противником коллективной бе зопасности. Но чем будет плохо, с точки зрения ин тересов укрепления мира, чтобы в нынеш них условиях европейские нации осуще ствили бы идею коллективной безопасно сти и заключили бы соответствующий об щеевропейский договор? Заключение общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе будет отвечать глубочайшим стремлениям народов Европы к укреплению мира. Это будет важным вкладом в дело упрочения мира во всем мире. Итак, перед нами не простая, но впол не осуществимая задача. Мы должны продолжить усилия, на правленные к удовлетворительному раз решению германского вопроса. Того, чего мы не достигнем в эти дни совещания, можем постараться достигнуть в ближай шее время, отнюдь не откладывая мирно го урегулирования германского вопроса ради осуществления тех пли иных сепа ратных планов. Советское правительство считает, что как интересы урегулирования германско го вопроса, так и интересы обеспечения безопасности Европы в целом требуют то го. чтобы с территории как Восточной, так и Западной Германии были бы выве дены оккупационные войска, за исключе нием ограниченных контингентов, остав ляемых для выполнения охранных функ ций, вытекающих из контрольных задач четырех держав. Вывод оккупационных войск с территории Германии способст вовал бы уменьшению напряженности в отношениях между европейскими государ ствами и не только между европейскими государствами. Это уж само по себе имело бы большое значение для укрепления ми ра в Европе. Нам следует договориться о некоторых неотложных мероприятиях, — в частно сти, о тех мероприятиях, которые следует осуществить до заключения мирного дого вора с Германией и до воссоединения Гер мании на демократических и миролюбивых началах. Вместе с тем, четырем державам следо вало бы принять безотлагательные меры, чтебы содействовать заключению между европейскими государствами договора о коллективной безопасности. Такой договор должен предусматривать соответствующие гарантии против агрессии и нарушения мира в Европе. Создание системы коллективной безо пасности в Европе не может и не должно в какой бы то пн было степени умалять значение необходимости скорейшего урегу лирования германского вопроса в соответ ствии с требованиями поддержания мира в Европе. Более того. Осуществление си стемы коллективной безопасности может содействовать созданию более благоприят ных условий для урегулирования герман ского вопроса, поскольку она исключает вовлечение той или иной части Германии в военные группировки и устраняет, таким образом, одно из главнейших препятствий на пути создания единого миролюбивого и •демократического германского государства. Само собой разумеется, что при созда нии системы коллективной безопасности нельзя не считаться с тем, что Германия остается пока расколотой на две части. Из этого следует один важный вывод, а именно — интересы поддержания мира в Европе, как и интересы самого герман ского народа, требуют того, чтобы, впредь до заключения мирного договора с Герма нией и воссоединения Германии в единое государство, участниками общеевропей ской коллективной безопасности, наряду с другими государствами, были бы как Гер манская Демократическая Республика, так и Германская Федеральная Республика и чтобы они действовали в соответствии с принципами и целями этой системы. Советская делегация считает, что на стоящее совещание сделало бы важный шаг в направлении укрепления мира в Европе, если бы его участники достигли соответствующего соглашения, исходящего из признания идеи коллективной безопас ности в Европе. С этой целью советская делегация вносит на рассмотрение настоя щего совещания следующее предложение: Китайская печать о четвертой годовщине со дня подписания договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР ШАНХАЙ, 12 февраля. (ТАСС). Газета «Синьвзньжибао» опубликовала статью, посвященную четвертой годовщине со дня подписания договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и Китай ской Народной Республикой. 4 года отношений, основанных на принципах, обусловленных договором, пи шет газета, показывают, что союз между двумя великимп державами — Китаем и СССР — является несокрушимой силой в деле защиты мира на Дальнем Востоке и во всем мире. Союз двух великих стран не только выражает интересы китайского и советского народов, но и отвечает и ^ тересам всего прогрессивного человечест ва. Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, заявляет газета, является осно вой взаимоотношений между нашими го сударствами и определяет пути и прин ципы экономического и культурного со трудничества наших народов. Огромная помощь Советского Союза сыграла чрез вычайно важную роль в деле завершения экономического восстановления нашей страны. Не будь этой помощи, мы не смогли бы провести эту большую работу за короткий период в 3 года и не смогли бы в 1953 году приступить к осуществ лению своей первой пятилетки. Народ нашей страны, говорится далее в статье, преисполнен решимости укреплять китайско-советский союз, так как дружба и единение с советским народом являют ся залогом наших успехов во всех обла стях строительства. Газета в заключение указывает на не обходимость глубокого изучения опьгта’. Советского Союза, его применения в стро ительстве нового Китая. „Об обеспечении безопасности в Европе 1. Правительства Франции, Англии, США и СССР берут на себя обязательство продолжать усилия, направленные в удов летворительному разрешению германского вопроса в соответствии с принципами со хранения мира и национальной свободы, а также в соблюдению прав всех других ев ропейских государств, заинтересованных в "ом, чтобы каким-либо государством не было допущено нарушения их националь ных интересов и безопасности. 2. Впредь до заключения мирного дого вора с Германией и воссоединения Герма нии на демократических и миролюбивых началах, осуществляются следующие ме роприятия: а) с территории как Восточной, так и ападной Германии одновременно, в ше стимесячный срок, выводятся оккупаци онные войска., за исключением ограничен ных контингентов, оставляемых для вы полнения охранных функций, вытекаю щих из контрольных задач четырех дер жав: для СССР — в отношении Восточ ной Германии, для США, Англии и Фран ции — в отношении Западной Германии. Вопрос о численности таких контин гентов подлежит согласованию между правительствами четырех держав: б) в случае возникновения угрозы для безопасности в той или другой части Гер мании, за державами, осуществляющими в настоящее время оккупационные функ ции в Германии, предусматривается право ввода своих войск: для СССР — в отно шении Восточной Германии и для США, Англии и Франции — в отношении За падной Германии. с) для поддержания внутреннего по рядка и охраны границ Германская Демо кратическая Республика и Германская Федеральная Республика будут иметь по- лдщейские части, численность и вооруже ние которых должны быть установлены по соглашению четырех держав. Для наблюдения за выполнением данно го соглашения в Восточной и Западной Германии создаются инспекторские груп пы из представителей четырех держав. 3. В соответствии с изложенными вы ше положениями, осуществление которых обеспечивает нейтрализацию Германии и создание благоприятных условий для раз решения германской проблемы в интересах укрепления мира в Европе, четыре дер жавы примут безотлагательные меры, чтобы содействовать заключению между европейскими государствами Договора о коллективной безопасности, предусматри вающего соответствующие гарантии про тив агрессии и нарушения мира в Евро пе. С этой целью четыре державы согла сились взять на себя инициативу в со зыве соответствующей конференции евро пейских государств». В соответствии с тем, что сказано в только что оглашенном мною документе, советская делегация представляет на рас смотрение настоящего совещания проект «Общеевропейского Договора о коллектив ной безопасности в Европе». Вот содержание этого проекта: Индийская газета одобряет предложение советского представителя на сессии ЭКАД В ДЕЛИ, 12 февраля. (ТАСС). Мадрасская газета «Хпнду» в редакционной статье пишет, что страны Азии приветствуют предложение Советского Союза заключить долгосрочные торговые соглашения и пре доставить кредиты для приобретения ма шинного оборудования в Советском Сою зе. Газета также с удовлетворением отме чает приглашение главой советской деле гации на сессию ЭКАДВ М. А. Меньши ковым представителей стран Азии и Даль него Востока посетить Советский Союз с целью ознакомления с развитием промыш ленности и науки. Что касается стран Азии, пишет газета, то онад приветствуют любой искренний шаг, направленный на расширение рын ка для их экспорта и на удовлетворение острой нужды этих стран в машинном оборудовании. ___ __ ___ , вершеяно очевидно, что это в корне про- тически он яв. & _ _ _ _ _ _ _ тшворечагг требованиям гарантий безопас* tvh (т ности Советского Союза, а также треооваг ной экспансии с рои pa ниям обеспечения нормальной мирной жие- государств». ^ I^ Создание «европейского оборонительно го сообщества» означало бы увековечение „Общеевропейский договор о коллективной безопасности в Европе (Основные принципы) В целях обеспечения мира и безопасно- /Шениях от угрозы силой или ее примене- Вторая мировая война была развязана | сначала на Западе — в Европе. Через два Г й -SI г— 1" Г Г _д м Iность заключения мирного договора с Гер- Эти факты приходится напомнить, чах)- ^^ией, что противоречит элементарным бы трезво смоафеть на события, npoaicxo требованиям безопасности в Европе, дящие в наше время. Что могут означать декларативные за- От наших стран зависит — быть или явления о «гарантиях» безопасности Со ве быть третьей мировой войне. Если Сое- ©етскому Союзу со стороны США и Анг* дд'ненные Штаты Америки, Англия, Фран- дни? Будучи руководящими участниками Пия и СССР решат помешать вознагкнове- Северо-Атлантического блока, составной нию новой мировой войны, — они могут частью которого должно стать «европей- ето сделать. ское оборонительное сообщество», США и Чтобы не допустить новой войны, мы Англия станут партнерами ремилитаризи- должны считаться с "уроками историаг. Iрованной Западной Германии. При таком Прежде всего, необходимо признать, что положеииаг они не могут быть гарантами если мы не хотим допустить новой миро- безопасности Советского Союза от напа- (вой воины — а это вместе с там значит и дения германского милитаризма. (не допустить новой воины в Европе, — Следует напом'нить, что даже по До следует сделать все возможное для того, карискому договору Англия и Италия, въг чтобы не допустить создания в Европе ступавшие в роли гарантов статус-кво (военных группировок государств, противо- Франции от угрозы нападения со стороны поставленных друг другу. При этом нель- милитаристской Германии, не состояли в ея заюьгвать особо опасную роль герман- военном блоке с Германией, ского милитаризма как в развязывании Все сказанное показывает, что „планы шфвой мировой воины, так и в развязы- создания «европейского оборонительного вании второй мировой войны. сообщества» не могут служить уврепле- Всем известные факты последних лет нию мира и безопасности в Европе, свидетельствуют о том, что мысль о соз- Нас спрашивают, какова же альтерна- данип военных группировок, противопо- тива «европейскому оборонительному со егавляющнх себя, прежде всего, Советско- обществу»? Чем можно заменить «евро- му Союзу и странам народной демократии, пейсвое оборонительное сообщество», если стала претворяться в дело. Дорогу в этом отказаться от планов его создания? Осо- отношении проложил Северо-Атлантиче* бенно этим вопросом интересуются во ский блок, созданный пять лет тому назад Франции, что мы считаем вполне естест во главе с Соединенными Штатамаг А*ме- венным. рики и Англией. Именно Северо-Атланти- Мы отвечаео! на этот вопрос: ^Вместо ческий блок теперь всячески толкает впе- планов создания «европейского оборопи- ред планы создания военных группировок тельного сообщества» необходимо практи- в Европе, в Азии, на Тихом океане, а чески осуществдггь идею коллективной бе- ггакже на Ближнем и Среднем Востоке. зопасности для всех народов Европы. Бо- Северо-Атлааггический пакт во многом зопасиость должна быть обеспечена в Ев- напоминает антикомаштерновокий пакт, роле для эое<х стран, независимо от раз- прагведшии к развязыванию второй ми- личаш в их общественном устройстве.^ ревой войны. Нет основания сомневаться 2 сентября 1947 года в Рио-де-Жаней- и в том, что судьба Северо-Атлантическо- ро был заключен межамерикансв 1 Ш дого го пакта будет не лучше, чем судьба ан- вор о взаамгной помощи. Участниками тикюмзгнтерновского пакта. То, что ваза- этого договора являются Соединенные Шта- лось несостоятельным в 30-х годах в от- ты Амерагки и все латино-американские ношении планов, направленных против республики. Этот договор был заключен ССОР, не может оказаться более надеж* уже после создания Организации 0б’еди ным в 50-х годах илаг в 60-х годах. ненных Наций. Никто не считал этэ недо- На настоящем Берлинском совещании |. пустимым или лишним, мы. естественно, уделагли особое внимание Спрашивается — почему может иметь германскому вопросу и обеспечению бег место межамериканский договор о взапм зопасности в Европе. ной помощи, а пе может существовать, В связаг с этим советская делегация скажем, европейский договор о коллектив- снова и снова указывает на опасности ной безопасности в Европе? Нет никаких планов создания «■е-вропейлкого оборони- оснований отвергать такого рода предложе- ^ Сегодня в 3 часа дня в здании бывшего Iзакрытое заседание четырех министров 1лось обсуждение первого пункта повестки тельного сообщества». Эти планы несов-I нпе. Такой договор вполне совместим с су- IСоюзного контрольного совета состоялось (иностранных дел, на котором продолжа- (дня. Заседать закончилось в 7 ч. 15 м. сти и предотвращения агрессии против ка кого-либо государства в Европе, в целях укрепления международного со трудничества в соответствии с принципа ми уважения независимости и суверени тета государств, а также невмешательства в их внутренние дела, стремясь предотвратить создание груп пировок одних европейских государств против других европейских государств, вызывающих обострение и трения в отно шениях между странами, и достигнуть со гласованности усилий всех европейских государств в деле обеспечения коллектив ной безопасности в Европе, европейские государства, руководст вуясь целями и принципами^Устава ООН, заключают Общеевропейский Договор о коллективной безопасности в Европе на следующих основах: 1. Участниками Договора могут быть все европейские государства, независимо от их общественного строя, признающие цели и принимающие на себя обязательства, пре дусматриваемые Договором. Впредь до создания единого, миролюби вого, демократического германского госу дарства, равноправными участниками До говора могут быть Германская Демократи ческая Республика и Гермалская Феде ральная Республика. При этом имеется в виду, что после об’единения Германии участником Договора на общих основаниях может стать единое германское государ ство. Заключение Договора о коллективной безопасности в Европе не затрагивает компетенции четырех держав — СССР, США, Англии и Франции в германском вопросе, который подлежит урегулирова нию в установленном ранее четырьмя дер жавами порядке. 2. Государства — участники Договора ооязуются воздерживаться от всякого на падения друг на друга, равно как воздер живаться в своих международных отно- ния, и, в соответствии с Уставом ООН разрешать все споры, которые могут воз никнуть между ними, мирными средства ми таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность в Европе. 3. (Государства — участники Договора будут консультироваться между собой вся кий раз, когда, по мнению любого из них, возникнет угроза вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств — участников Договора, в целях приня тия эффективных мер для устранения по добной угрозы и для поддержания безопас ности в Европе. 4. Вооруженное нападение в Европе на одно или несколько государств — участ ников Договора со стороны какого-либо го сударства или группы государств будет рассматриваться как нападение на всех участников Договора. В случае такого на падения каждый участник Договора в по рядке осуществления права на индиви дуальную или коллективную самооборону окажет помощь государству или государст вам, подвергшимся такому д'апитению, все ми доступными ему средствами, включая применение вооруженной силы, в целях восстановления и поддержания междуна родного мир- и безопасности в Европе. 5. Государства — участники Договора обязуются в кратчайший срок совместно обсудить и установить порядок, которым определяется оказание помощи, в том чис ле военной, со стороны юсударств — уча стников Договор** в случае возникновения в Европе ситуации, которая потребовала бы коллективных усилий для восстановле ния и поддерясанпя мира в Европе. 6. Государства—участники Договора бу дут немедленно направлять Совету Безо пасности ООН, в соответствии с положе ниями Устава Организации Об’единенных Наций, информацию о действиях, предпри нятых или намечаемых во исполнение пра ва на самооборону или для целей поддер жания мира и безопасности в Европе. Французская общественность требует заключения общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе ПАРИЖ, 12 февраля. (ТАСС). Предло жение советской делегации на Берлинском совещании министров иностранных дел четырех держав о заключении общеевро пейского договора о коллективной безопас ности в Европе находится в центре вни- 7. Государства — участники Договора Iмания французской общественности, обязуются не принимать участия в каких- По сообщению газеты «Юманпте». вче- либо коалициях или союзах и не заключать ра через несколько часов после опублико- никаких соглашений, цели которых проти^ вакия в печати предложений, внесенных воречат целям Договора о коллективной Министром Иностранных Дел СССР В. М. безопасности в Европе. Молотовым, на имя французского минист- 8. В целях осуществления предусматрн- ра иностранных дел Бидо из Парижа на- ваемых Договором консультаций между чали поступать письма и телеграммы с государствами — участниками Договора и требованием поддержать советские пред- для рассмотрения вопросов, возникающих ложения. в связи с задачей обеспечения безопасности В цехах автомобильных заводов «Рено» в Европе, предусмотреть: ^ рабочие собирались вчера группами, что- а) периодические и в необходимых слу- бы обсудить советское предложение о за- чаях специальные совещания, на которых ключенип договора о коллективной безо- каждое государство будет представлено паоности в Европе, членом правительства или другим особо Член католического профсоюза электрик назначенным представителем; Аро заявил: «Советские предложения спо- б) создание постоянно действующего собствуют установлению прочного мира в консультативного политического комитета, Европе... Я надеюсь, что договор о евро обязанностью которого должна являться пейсвом оборонительном сообществе будет подготовка соответствующих рекомендаций | отклонен». Правительствам государств — участников 'Договора; с) создание военного консультативного органа, полномочия которого должны быть уточнены дополнительно. 9. Признавая особую ответственность за поддержание международного мира и безо- -- ■- К у д а п о й т и ---- С ЕГОДН Я ДОМ О Ф И Ц Е РО В . 20.00 — концерт пасности, лежащую на государствах — 1| ?f.Ni°ile^Te'lb_H^c_T_HHiCKoft постоянных членах Совета Безопасности ЮН, государства — участники Договора пригласят Правительства Соединенных Птатов Америки и Китайской Параной еспублики направить в создаваемые в со ответствии с Договором органы своих пред ставителей в качестве наблюдателей. 10. Настоящий Договор ни в какой мере не ослабляет силы обязательств, содержа щихся в тех международных договорах и соглашениях между европейскими страна ми, принципы и цели которых находятся в соответствии с принципами и целями на стоящего Договора. 11. Срок действия Договора — 50 лет». Советская делегация надеется, что пред ставленные сю предложения будут с долж ным вниманием рассмотрены на настоящем совещании. Берлинское совещание министров иностранных дел четырех держав БЕРЛИН, 11 февраля. (Спец. корр. [заседания министров иностранных дел че- Iщее коммюнике, согласованное четырьмя ТАСС). Сегодня по окончании закрытого (тырех держав было опубликовано следую- [министрами: Коммюнике о закрытом заседании И февраля 1954 года воинской части (вход по пригласитель ным билетам). 23.00 — для офицеров и i членов их семей фильм-спектакль «Тени». ЗА ВТ РА ДОМ О Ф И Ц Е РО В . 10.00 — для стар шин и сержантов лекция: «Бережно хранить и умножать славные боевые традиции Советской Армии и Военно- Морского Флота». (Лектор тов Кобзев). 10.00 — для избнрателен-воинов лекция «Великие права и почетные обязанности граждан СССР». (Лектор тов Покров ский). 10.00 — Смотровой концерт худо жественной самодеятельности Н-ской во инской часги (вход по пригласительным билетам). 15.00 — для детей цирковое представление Ленинградского Гастроль ного цирка. 19.00 — цирковое представ ление Ленинградского Гастрольного цир ка. 22.00 — для офицеров и членов их семей фильм-спектакль «Тени». КАТОК. 11.00 до 13.00 — состязания по русскому хоккею на первенство фло та. 14.00 — массовое катание на конь ках для детей. 17.00 — массовое ката ние на коньках для взрослых. Ответственный редактор В. Л УШ ЕН Ь КИ Н . АД Р ЕС Р ЕД А КЦ И И И И ЗД А Т ЕЛ ЬС Т ВА : гор. Североморск. Мурманской области, ул. Полярная. 8. Телефоны: редактор — 3-76. вам. редактора — 2-48, секретарь — 1-64, нач. издательства я нач типэграфев — 5-83; отдел подписка и бухгалтерия — 2-01* отделы: янформацив и культуры я быта — 3-63, боевой подготовки я писем — 28. пропаганды в партийной в комсомольской жизни — 96. ГМ 0000037. Заказ Лг 37.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz