На страже Заполярья. 1954 год. Февраль.

13 февраля 1954 г., N° 37 (4879). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Письмо Михаила В прошлом году с рядовым Михаилом Клещенок произошло печальное событие, оставившее неизгладимый след в его со­ знании. Он грубо нарушил воинскую дис­ циплину и был переведен для прохожде­ ния дальнейшей службы из одного под­ разделения в другое. «Как быть? — за­ давал себе вопрос рядовой Клещенок и сам ж<; отвечал на него: — Сумел лро- виниться, умей и повиниться, дорогой то­ варищ. Осознай тяжесть проступка и не допусти его повторения. Ведь ты же комсомолец! И тебе, npaiBo, стыдно пле­ стись в хвосте, нарушать устав, думать, что по молодости многое прощается». « ло время. Но совесть мучила Михаи­ лещенок: как могло случиться, что он пренебрег честью войта? Это чувство и подсказало бойцу правильный путь — примерными делами исправить отгонку. Душой чувствуя, что любой приказ командира — это приказ Родины, Кле- щенок не жалел своих сил для выполне­ ния его, старался действовать умело, с огоньком и инициативой. Это стремление рядового воина заметили комсомольцы. Они избрали его в бюро ВЛКСМ и вскоре Клещенок стал заместителем секретаря молодежной организации. Не ускользнуло это и от командиров: бойца, назначили помощником руководителя группы полит­ занятий. Однако Михаил Клещенок понял, что завоевывать авторитет, доверие команди­ ров, уважение сослуживцев значительно труднее, чем потерять их, совершив ка­ кой-нибудь необдуманный шаг. Но_ если человек твердо убежден в силе боевого коллектива, такого человека не страшат щудностп. Не пугали они и Клещенок. Он смело шел к цели, чувствуя поддерж­ ку командира, товарищей по службе, ком­ сомольцев. Однажды группе бойцов поручили вы­ полнить одно хозяйственное задание. — Дело срочное, товарищ Клещенок, — напутствовал командир. — Влейте в сердца воинов побольше задора, зажгите их стремлением образцово выполнить долг. — Есть! — коротко ответил боец. — Постараюсь. И Клещенок постарался. Ему да и дру­ гим воинам перед строем было об'явлено поощрение. Поощрение командира — это благодар­ ность 'Родины, народа своему сыну за честно исполненный им долг. Кто не по­ лучал ето, тот. может быть, и не знает, как дорого оно, как вдохновляет оно на новые подвиги, как движет вперед, как поднимает человека! Велика воспитательная сила поощре­ ния. Оно, как я взыскание, является дей­ ственным средством укрепления дисци­ плины. повышения моральных и боевьгх качеств воинов, если командир умело ис­ пользует свои нрава. Долг командира — ©о-время заметить усердного и старатель­ ного бойца и поощрить его. Его долг — наказать нерадивого воина, нарушающего дисциплину, не выполняющего требова­ ний Присяги и уставов. Переа строем молодой воин. Ему еще никогда не приходилось получать поощ­ рения от командиров, хотя и старался нести службу добросовестно. Асегодня он отличился, лучше своих сослуживцев вы­ полнил задание офицера. Первая благо­ дарность об’явлена ему. Боец ответил на нее по-уставному и ждет, когда разрешит командир встать в строй. Какие-то секун­ ды пройдут в ожидании. А сколько хоро­ ших чувств, мыслей возникнет в сосзна- Р Я Д О В О Г О Члещенок нии бойца! Может вспомнит он и отца, провожавшего его на службу с наказом «не подкачать, не осрамить его седую голову», и торжественные слова Присяги на верность Родине, и казавшегося вре­ менами «придирчивым» командира. А мо­ жет встанет в crpoii боец и решит: буду служить еще лучше. Да только ли молодому воину поощре­ ние вселяет уверенность в свои силы, желание быть впереди, честно служить матери-Отчизне? Конечно, нет. Поощрение благотворно отражается и на старослужа­ щем. И на тех, кто стоял в строю и не отмечен сегодня командиром. Хорошему гримеру подражают, следуют ему. II зав­ тра, послезавтра, через неделю перед строем встанут друтие вгигны и с них бу­ дут брать пример остальные. Не проходит для воина бесследно и взыскание, если оно справедливо и бой­ цу без унижения его личных достоинств, без грубостей раз’яснена его вина и он осознал ее. Взыскание, об'явленное бойцу перед строем, так же, как и поощрение, воспитывает не только того, па кого оно наложено, по и тех, кто не совершил проступка. Поощряя или наказывая подчиненного, командир, как родной отец и политиче­ ский воспитатель воинов, проявляет забо­ ту о нем, готовит его действовать в бою, беспрекословно повинуясь приказу, смело и решительно, умело и с инициативой. Этого от командира требуют народ, пар­ тия, правительство. II он не может, не имеет права не выполнить их приказ. Но наказывая или поощряя того или иного бойца, командир обязан побеспо­ коиться и о том, чтобы каждое взыскание и поощрение было учтено, отражено в личном деле военнослужащего. Так велят уставы. Так и следует поступать. Однако в подразделении, где служит рядовой Ми­ хаил Клещенок, этого правила не придер­ живаются. Об этом он и написал в своем письме в редакцию. Как выяснилось, в данном подразделении многие бонцы не знают о вынесенных им взысканиях и поощрениях. II получается ©то потому, что бывают случаи, когда о взысканиях и поощрениях сообщается в отсутствии лиц, которым они об'явлены, а непо­ средственные начальники подчиненных не следят за тем, чтобы они были зане­ сены в карточку взысканий и поощрений. Правда, тов. Клещенок знал о том, что ему об’явлена благодарность, но когда он ре­ шил осведомиться, записана ли она в его карточку взысканий и поощрений, ему отказали в этом. Непосредственный же начальник рядового Клещенок — ефрей­ тор Богабцев не помог воину выяснить интересующий его вопрос. Так поступать, конечно, нельзя. Справедливое требование бойца нужно было удовлетворить. Необхо­ димость этого вытекает также н из того факта, что в карточках взысканий и по­ ощрений воинов отделения, в котором служит рядовой Клещенок, нет никаких записей с ноября прошлого года. Может быть, здесь не было поощрений? Ничего подобного, они были. Затронутый в письме одного из передо­ вых воинов подразделения рядового Кле­ щенок вопрос о взысканиях и поощрени­ ях — немаловажный вопрос. Командиры — воспитатели подчиненных, правильно используя в своей дисциплинарной прак­ тике взыскания и поощрения, могут и должны добиться новых, еще более высо­ ких показателей о боевой учебе воинов, в уношении дисциплины и организованно­ сти в их рядах, в повышении боевой го­ товности родного флота. Старший лейтенант В. ПЕТРОВ. По следам неопубликованных писем Старший матрос Н. Скворцов прислал в редакцию письмо о том, что хлебопекар­ ня выпекает хлеб низкого качества. Пись­ мо было направлено для принятия мер. Редакцией получен ответ, в котором сообщается, что в результате проведенных мероприятий качество выпекаемого хлеба в настоящее время улучшилось. Радиогазета в эти дни На нашем корабле большую роль в агитационно-массовой работе среди мо­ ряков-избирателе!! играет местное ра­ диовещание. Радиопередачи проводятся на самые 1>азноо5р<гзные темы: о совет­ ском избирательном законе, о задачах личного состава. Часто перед .микрофо­ ном выступают отличники боевой и по- литической подготовки, классные спе­ циалисты, которые рассказывают о сво­ ем опыте учебы и службы. На днях был передан очередной вы­ пуск радиогазеты на тему: «Высокими показателями в боевой и политической подготовке встретим 36-ю годовщину Советской Армии и BocHHO-Mopoi^vro Флота». Редактор газеты тов. Костяев рассказал о славном боевом пути наших Вооруженных Сил, подчеркнул, что они созданы и выпестованы Коммунистиче­ ской партией. Затем он остановился на задачах моряков корабля и призвал личный состав подготовить достойную встречу дню выборов в Верховный Со­ вет СССР и 36-й годовщине Советской Армии и Военно-Морского Флота. Офицер Поляков, старшина 2 статьи Пинчук, матрос Зензин сообщили о повьгх достижениях моряков подразде­ лений. в которых они служат. —Личный составдобился хороших ре­ зультатов в дальнейшем н-мвышении организованности и порядка в cboifx рядах, — сказал старшина Пинчук. — Старшина 1 статьи Тихомиров, старши­ на 2 статьи Цыкман, старший матрос Максименков мастерски владеют техни­ кой, содержат ее в образцовом состоя­ нии. Радиовещание оказывает большую помощь командованию в мобилизации личного состава корабля на успешное решение задач, стоящих перед кораб­ лем. Матрос Г. НУРГАЛЕЕВ. Б е с е д ы н а н а у ч н ы е т е м ы Деятельная подготовка В нашем подразделении развернулась деятельная подготовка к выборам в Вер­ ховный Совет СССР. Проводятся доклады, беседы и политинформации на темы, по­ священные предстоящим выборам. Партий­ но-комсомольская организация делает все необходимое, чтобы воины пришли к это­ му дню подготовленными. Так, по инициативе комсомольской орга­ низации в комнате политпросветработы ор­ ганизована выставка избирательной лите­ ратуры, где воины изучают «Полояяяие о выборах в Верховный Совет СССР», чита­ ют брошюры, рассказывающие о правах советских граждан, о советской избира­ тельной системе. Здесь же агитаторы про­ водят беседы, громкие читки газет, рас­ сказывают о трудовом псид’еме советского народа. Интересно прошла у нас политинформа­ ция, которую проводил офицер Волога. Он подробно п просто рассказал о значении выборов и прпзвал воинов к еще лучшему выполнению своею воинского долга перед Розиной. С большим успехом проходят беседы ефрейтора (Бобина. Агитатор всегда иллю­ стрирует свои выступления перед избира­ телями яркими примерами из жизни наше­ го подразделения. Это оживляет его бесе­ ды, делает их доходчивыми и понятными. Тов. Бобин изучил с воинами «Положе­ ние о выборах в Верховный Совет СССР». В. МОРЕНОВ. Беседы агитаторов Агитаторы Литвиненко и Витюк часто выступают перед воинами-избирателями. На днях они провели беседы на темы: «Коммунистическая партия ведет совет­ ский народ к коммунизму», «Советская избирательная система — самая демокра­ тическая в мире». Эти беседы были по­ строены на ярких и убедительных приме­ рах. Матрос Н. БЫКОВ. Библиотека пропагандирует решения Партии иПравительства Библиотека культпросветучрежденшя, где работает коммунист тов. Сексте, про­ водит большую работу по пропаганде ре­ шений Коммунистической партии и Со­ ветского правительства. Всеми формами и методами работы сотрудники библиотеки оказывают практическую помощь читате­ лям в глубоком изучении этих важней­ ших документов. Положительным является то, что би­ блиотека строит свою работу в соответ­ ствии с насущными требованиями дня, оперативно откликается на события, ко­ торые происходят в жизни нашей страны. Здесь имеется план работы по пропаган­ де материалов сентябрьского Пленума ЦК КПСС, предусмотрено оборудование книж­ ных выставок, составление списков ре- Еомендуачой для чтения литературы, оформление картотек, папок и альбомов с материалами из газет и журналов, библио­ течных плакатов, проведение литератур­ ных вечеров и читательских конферен­ ций. В целях оказания помощи читателям в изучении решений Партии и Правитель­ ства в библиотеке были оформлены книж­ ные выставки на тему: «КПСС — орга­ низующая и вдохновляющая сила совет­ ского народа», «Советский народ в борь­ бе за осуществление величественных пла­ вов строительства коммунизма», «Изу­ чайте исторические решения пятой сес­ сии Верховного Совета СССР и сентябрь­ ского Пленума ЦК КПСС». Здесь имеется также картотека газетных и журнальных статей в помощь изучающим решения Партии и Правительства, которая постоян­ но пополняется новыми материалами из периодических изданий и пользуется большим спросом у читателей. Красочно и содержательно оформлен бтгб.тиотечный плакат на тему”. «За даль­ нейший под’ем сельского хозяйства СССР». На нем, кроме цифрового материала, по­ мещены иллюстрации, наглядно показы­ вающие заботу Коммунистической партии и Советского правительства о дальнейшем развитии сельского хозяйства нашей стра­ ны. Недавно здесь состоялась читательская конференция на тему: «Люди колхозных полей в художественной литературе». На ней выступали тт. Коморов, Сороковикоэ, Фришко и другие читатели библиотеки. «Советское крестьянство в годы коллекти­ визации» — такова была тема выступле­ ния тов. Коморова. Тов. Сороновиков сэое выступление поавятил теме: «Колхозное крестьянство в годы Великой Отечествен­ ной войны». Тов. Фришко рассказала о жизни колхозного крестьянства в послево­ енный период, о той заботе и внима­ нии, которые уделяют сельскому хозяй­ ству Коммунистическая партия и Совет­ ское правительство. В своих выступлени­ ях читатели говорили о таких художест­ венных произведениях советских писате­ лей, как «Поднятая целина» М. Шолохо­ ва, «Семья Рубаиюк» Е. Поповкина, «От всего сердца» Е. Мальцева, «Жатва» Г. Николаевой и другая книгах. Активное участие принимает библиоте­ ка и в работе в связи с 300-ле­ тием воссоединения Украины с Рос­ сией, а также в связи с избирательной кампанией. Здесь хорошо оформлена книж­ ная выставка, посвященная 300-летию воссоединения Украины с Россией. Рядом с этой выставкой помещен библиотечный плакат по книге Натана Рыбака «Переяс­ лавская Рада». Был проведен также ли­ тературно-художественный вечер, посвя­ щенный этой знаменательной дате. На видном месте в библиотеке находит­ ся книжная выставка под заголовком: «14 марта 1954 года — выборы в Вер­ ховный Совет СССР». В центре выставки — Указ Президиума Верховного Совета СССР о проведении выборов в Верховный Совет СССР, Положение о выборах в Вер­ ховный Совет СССР. Конституция СССР. На выставке помещены материалы XIX с’езда КПСС, пятой сессии Верховного Со­ вета СССР и сентябрьского Пленума ЦК КПСС, книги «Как управляется наша страна», «Советская избирательная систе­ ма», «Опыт работы депутата» и т. д. В библиотеке также имеются картотека «К выборам в Верховный Совет СССР» и панка с материалами из газет и журна­ лов, посвященными выборам. •Большое внимание здесь уделяется пропаганде среди личного состава лите­ ратуры, рассказывающей о трудовых ус­ пехах советских людей в строительстве коммунизма, о превосходстве советского социалистического строя над капитали­ стическим строем, нашей советской под­ линно народной демократии над лживой буржуазной демократией. Работники этой библиотеки оказывают постоянную помощь передвижкам в орга­ низации пропаганды решений Партии и Правительства. Они проводят семина­ ры библиотекарей передвижек, на ко­ торых обсуждаются практические во­ просы, организуется обмен опытом ра­ боты. Следует отметить, как поло­ жительное, что свою работу эта библио­ тека строит в тесной связи с задачами боевой и политической подготовки, про­ пагандирует военную, военно-морскую и всрнно -техническую литературу, книги но вопросам воинского воспитания. Здесь, в частности, имеются книжные выставки на темы: «О советской военной науке», «Люби и изучай свою специальность», «Что читать о воинском воспитании». В помощь офицерам, изучающим марк­ систско-ленинскую теорию, оформлена книжная выставка по основным разделам учебных планов, составляются рекомен­ дательные списки литературы по отдель­ ным темам занятий. Постоянно пропагандируя решения Ком­ мунистической партии и Советского пра­ вительства, строя свою работу в соответ­ ствии с задачами воинов, библиотека ока­ зывает том самым помощь командованию в воспитании мужественных, умелых за­ щ и т н и к о в нашей любимой Отчизны. Капитан-лейтенант А. МЕДВЕДЕВ. 1. Что такое атом Атомная энергия — это энергия ги­ гантской мощности, заключенная в ни­ чтожно малых частицах вещества — ато­ мах. Слово «атом» впервые употребили древ­ ние греки более 2000 лет назад. Греки правильно предполагали, что все тела ок­ ружающей нас природы состоят из мель­ чайших частиц, которые они назвали «атомами», что означает «неделимые». С развитием науки ученым удалось до­ казать, что атом — это не предел дели­ мости вещества, а очень сложная система, содержащая иногда сотню и более частиц. Желающему узнать, что такое атомная энергия, предстоит сначала познакомить­ ся с атомами. Подобно тому, как здание сложено из небольших кирпичей, вся живая и нежи­ вая природа во Вселенной состоит из мельчайших частичек вещества — ато­ мов. Только атомы так малы, что^их не* в'яможно разглядеть даже в самый силь­ ный из всех существующих сейчас ми­ кроскопов. В нашем представлении пылинка — очень маленькая частица вещества. Ее ед­ ва видно невооруженным глазом, так как ее диаметр равен 0,03 'миллиметра. Но в этой частице насчитывается около 10.000.000.000.000.000, т. е. 10 ква­ дриллионов или, что то же самое, 10 мил­ лионов миллиардов атомов. Мельчайшая крупица золота, еле раз­ личимая при помощи микроскопа, имеет диаметр 0,000024 миллиметра. Однако в этой частице вещества содержится больше трех с полоданой миллионов атомов. Попробуем путем сравнения предста­ вить себе велчгчину атома. Увеличьте мы­ сленно знакомые вам предметы в миллион раз. При таком увеличении карандаш, на­ пример, вытянулся бы в длину до 200 километров, а его толщина превысила бы 7 километров. Булавочная головка пре­ вратилась бы в шар диаметром в один ки­ лометр. Атом же при миллионном увеличении имел бы размер не более точки в книге или газете. Из таких предельно малых часпгчек вещества построено все: пылин­ ки и горы, растения и животные, плане­ ты п тела Вселенной. Атомы соединяются друг с другом в более крупные частицы — молекулы. А молекулы образуют разные вещества. Так, если два атома водорода присоединятся к атому кислорода, то получится молекула воды. Два кислородных атома, соединяясь с атомом кремния, превращаются в моле­ кулу твердого вещества — кремнезема, т. е. хорошо знакомого всем песка. Разно­ образные вещества в природе получились в результате различного сочетания ато­ мов. Любой атом, как и всякая материаль­ ная частица, имеет размеры, массу и пасущее ему строение. Каждый атом имеет свое назва­ ние. Самый маленький и самый лег­ кий, например, называется водоро­ дом. Чтобы показать, как он мал, до­ статочно сказать, что поперечник ато­ ма водорода равен одной стомиллионной доле сантиметра, а масса его составляет 0 , 000 . 000 . 000 . 000 . 000 . 000 . 000.002 — две септиллионных или две миллиард квадриллионных доли грамма. Другой атом, размером немного больше водорода и почти вчетверо тяжелее его, называется гелием. В таблице великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева представ­ лены все виды атомов химических эле­ ментов. Они расположены в порядке воз­ растания их тяжести, т. е. в порядке увеличения атомного веса. Первый самый простой элемент — это водород. Атом уг­ лерода в 12, а атом железа в 56 раз тя­ желее атома водорода. Еще тяжелее атомы серебра, золота, ртути. Вес атома урана в двести с лишним раз превышает вес ато­ ма водорода. Самый тяжелый атом — центурий, занимающий в таблице Д. И. Менделеева клетку под номером 100. Атомы отличаются друг от друга и ве­ личиной массы. П чем они тяжелее, тем елояснее их строение. Опытным путем до­ казано не только сложное строение ато­ мов, но обнаружены и те мельчайшие ча­ стицы, из которых они состоят. Это — электроны (частицы наименьшего из от­ крытых в природе зарядов отрицательно­ го электричества), протоны (частицы, за­ ряженные положительным электр 1 гческим ;а:рядом), нейтроны (частицы, не имею­ щие заряда) и другие частицы. Масса электрона примерно в 1840 раз меньше массы протона, а масса нейтрона лишь на намного превосходит массу протона. 2. Ядро атома Советские ученые своими исследовани­ ями сумели глуооко проникнуть в недра атома. Созданная нашим ученым Д. Д. Ива­ ненко протоно-нейтронная теория строе­ ния атомного ядра, признана учеными всего мира. С ее помощью решены многие вопросы атомной физики. Согласно этой теории, впервые выдвинутой Иваненко в 1932 году, ядро состоит из протонов и нейтронов. Вот как представляется по теории Ива­ ненко строение атомов. Атом простого во­ дорода — протия — имеет в ядре 1 про­ тон, а в электронной оболочке — 1 элек­ трон. Атом тяжелого водорода — дейте­ рия — имеет в ядре 1 протон и 1 ней­ трон, а в оболочке — 1 электрон. Атом сверхтяжелого водорода — трития — имеет в ядре 1 протон и 2 нейтрона, а з оболочке — 1 электрон. Атом гелия со­ держит в ядре 2 протона и 2 нейтрона, а в оболочке — 2 электрона. Атом кисло­ рода имеет в ядре 8 протонов и 8 нейтро­ нов, а в оболочке — 8 электронов. В ядре атома урана насчитывается 92 протона и 146 нейтронов, а электронная оболочка содержит 92 электрона. Ядро атома цен­ турия имеет 100 протонов и 148 нейтро­ нов, оболочка — 100 электронов. В атоме электроны, протоны, нейтроны не просто собраны в кучку, а представля­ ют сложную систему частиц, движущих­ ся в •минимальном об’еме пространства, к тому же частиц, взаимодействующих меж­ ду собою. Образно можно представить атом как некоторое подобие планетной системы. Все электроны, сколько бы их в атоме ни бы­ ло, являются своеобразными «планетами» в атомном мире, описывающими свои ор­ биты вокруг ядра — атомного «солнца»— на разных расстояниях от него. Ядро ато­ ма состоит из протонов и нейтронов. Электроны же вращаются вокруг япра. Так, нанримор, в атоме водорода электрон движется вокруг ядра атома — протона, словно Луна вокруг Земли. В атоме гелия два электрона вращаются вокруг ядра, включающего два протона и два нейтрона. Чтобы представить себе величину ато­ ма и его ядра, приведем такой пример. Если атом водорода увеличить до об’ема земного шара, то ето ядро — протон пред­ ставится в виде шара радиусом около 100 метров. Современная наука доказала, что атом­ ный вес одного и того же химического элемента может быть неодинаков. Это за­ висит от количества нейтронов в его ядре. В одной из клеток периодической си­ стемы элементов Д. П. Менделеева-, напри­ мер, располагаются два химических эле­ мента меди: в ядре атома одного содер­ жится 29 протонов и 34 нейтрона, а в другом имеется 29 протонов и 36 ней­ тронов. Такие элементы назвали изотопамп, что в переводе с греческого языка означает раэноместные — занимающие одинаковое место. Изотопы имеются у большинства химических элементов. Изотопы одного какого-нибудь химиче­ ского элемента имеют одинаковое количе­ ство протонов, повтому и электронная оболочка у этих атомов ничем не разли­ чается. Отсюда понятно, почему и химиче­ ские свойства изотопов, несмотря на раз­ личный атомный вес, сходны. В одной клетке менделеевской таблицы расположены три изотопа водорода: про­ тай, дейтерий, тритий, имеющие разные атомные ядра— протон, дейтерон и три­ тон. По массе протон в два раза меньше дейтерона и в три раза легче тритона, но химические свойства изотопов водорода одинаковы. Протий с кислородом образует обычную воду, дейтерий дает так назы­ ваемую тяжелую воду, замерзающую при температутре — 3,8 градуса, а кипящую при температуре +101.4 градуса. Количество нейтронов в атомном ядре у изотопов одного и того же химдгческого элемента разное, однако от этого меняется только масса, а не химические свойства вещества. Но изменение в ядре количества протонов, хотя бы на один, обязательно приводит к появлению атома другого хи­ мического элемента, а, стедовательно, и к изменению его химических свойств. Некоторые природные вещества облада­ ют радиоактивностью. Радиоактивные ве­ щества получают теперь и искусственным путем. Атомы радиоактивных вещ^тв с точением времени самопроизвольно разру­ шаются. При разрушении ядер радиоак­ тивных элементов выбрасываются разные частицы и кроме того выделяется лучи­ стая энергия. Среди частиц, выбрасываемых самораз- рушающимися атомами радиоактивных элементов, имеются: протоны, позитроны (позитрон — частица пололгительного электричества, массы позитрона и элек­ трона равны), электроны, нейтроны, ней­ трино (нейтрино — легчайшая электрir чески нейтральная частица, ее масса рав­ няется лишь некоторой части массы элек­ трона) и другие частицы. В атомном ядре, как мы уже знаем, кроме протонов и нейтронов иных частиц нет. Откуда же появляется, например, по­ зитрон? Теория советских ученых Д. Д. Иваненко и В. А. Амбарцумяна об’ясняет это возможностью взаимопревращения ядерных частиц друг в друга. Так, напри­ мер, протон может превратиться в нейт­ рон. выделяя при этом позитрон и нейтри­ но. Нейтрон же способен распадаться на протон, электрон и нейтрино. Из реакции такого превышения не следует делать вывод, что протон составлен из нейтрона плюс позит 1 и>н и нейтрино, а нейтрон по­ лучается сложением протона, электрона и нейтрино. Это не механическое сложение частиц, а переход вещества из одного ка­ чественного состояния в другое. Ни один ученый, какой бы он специ­ альности ни был, не может сейчас обой- т;гсь без знания строения атома. В движе­ нии электронов кроется разгадка многих из тех явлений, изучением которых зани­ маются Физика и химия. Использование природной и искусственной радиоактивно­ сти. а также применение атомной энергии немыслимо без глубокого знания строения атомного ядра и ядерных реакций. С движением электронов вокруг атом­ ного ядра связаны такие формы энергии, как химическая, магнитная, электриче­ ская и световая, а с движением ядерных частиц — внутриатомная энергия, т. е. энергия атомного ядра. До недавнего времени человечество ис­ пользовало только ту часть энергии ато­ ма, которая заключена в электронной обо­ лочке атома. Это — химическая, световая, магнитная и электрическая энергия. Паровоз, например, с большим количе­ ством груженых вагонов стремительно ка­ тится по рельсам благодаря энергии, по­ лучаемой от сжигания топлива. Самолет поднимается в воздух и летает там, ис­ пользуя энергию горения бензина. Открытия, сделанные физиками, пока­ зывают, что до сих пор Мы использовали лишь миллионные доли той энергии, ко­ торая содержится в веществе. При сжига­ нии грамма угля мы получаем тепловую энергию, равную примерно 8 большим ка- лериям. Внутриатомная же энергия, за­ ключенная в грамме вещества, в 2.700 миллионов раз больше. Количество энергии, выделяемое при ядерных реакциях вещества (т. е. при освобождении внутриатомной энергии из одного грамма вещества), измеряется 25 миллионами киловатт-часов. А ведь каж­ дый киловатт-час электрической энергии заменяет часовой труд 14 рабочих. С по­ мощью одного киловатт-часа электроэнер­ гии можно изготовить 2 пары обуви или 10 метров ткани, выпечь 88 килограммов хлеба или сварить и расфасовать 42 ки­ лограмма сахара, добыть 70 килограммов угля или выплавить 7 килограммов чугу­ на. Около 200 киловатт-часов энергии расходуется на изготовление автомобиля. Такова разница между самыми распро­ страненными сейчас формами энергии и В]гутриатомиой энергией. Ядро и электронная оболочка атомов открыли перед человечеством новую энер­ гетическую эру. Энергия электронов позволила об’яснить большинство явлений прзгроды. Это элек- Пюны в своем непрестанном движении и пс!»емещ 0 Н 1 ш вокруг атомного ядра созда­ ют силы, соединяющие атомы в молеку­ лы. а последние— в различные тела. Энер­ гия электронов рождает тепло, свет, маг­ нетизм. электричество. Ядро же стало источником нового ос­ новного вида энергии — внутриатомной энергии. Инженер А. БУЯНОВ. Настойчиво учиться боевому мастерству В беседе с воинами подразделения молодой матрос Карло рассказал о за­ житочной и культурной жизни трудя­ щихся Литовской ССР, об отеческой заботе родной Коммунистической пар­ тии о народном благе. Тяжелым и безрадостным было по­ ложение литовских рабочих и кре­ стьян до Советской власти. Капита­ листы, помещики и кулаки безжалостно эксплуатировали их. Трудящиеся вла­ чили бесправное, полуголодное суще­ ствование. Не было у нас тогда школ, а если и были, то там, главным обра­ зом, учились сынки богачей. В период фашистской оккупации враг нанес нашей республике, как и всей стране, огромный ущерб. Были разграб­ лены, разрушены, сожжены города и села, заводы и фабрики. После Вели­ кой Отечественной войны литовский народ, при активной помощи братских республик нашей страны, в невиданно КОРОТКИЙ СрОК ВОССТаНОВИЛ СВ''С* хозяй­ ство и ныне вместе со всеми г-'петски- ми народами строит коммунизм С каждым годом цветет и крепнет Советская Литва, быстрыми темпами Рассказ молодого матроса развивается промышленность, сельское хозяйство. Благодаря неустанной оте­ ческой заботе Партии и Правительства неуклонно растет материальный и куль­ турный уровень тружеников города и села. Взять, к примеру, нашу деревню, наш колхоз им. Мицкевича. Построен­ ная в последнее время местная элек­ тростанция обеспечивает механизацию различных сельскохозяйственных работ. Она дает ток во многие близлежащие деревни и села. Дома у нас электрифи­ цированы и радиофицированы. В де­ ревне построены школа, клуб, библио­ тека, магазины. В колхозе большое развитие получи­ ло животноводство. Для скота построе­ ны новые фермы, телятники, проведен водопровод, установлены автопоилки. Разводится в артели и пчеловодство. Колхоз обильно оснащается машина­ ми и механизмами. Благодаря этому и широкому применению научных мето­ дов труда, хозяйство артели крепнет, колхозники получают большие доходы. Решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС и последующие постановления Коммунистической партии и Советского правительства обеспечат новый мощный под’ем сельского хозяйства республики и всей нашей Родины, дальнейшее улучшение благосостояния народа. За все это мы, воины, как и все советские люди, от всей души говорим сердечное спасибо нашей Партии, нашему Прави­ тельству. Я еще, продолжал матрос Карло, не усвоил всех особенностей и требова­ ний воинской службы, еще не овладел, как следует, военным делом. Но прило­ жу все свои силы, всю энергию к то­ му, чтобы стать умелым защитником счастья, мирного созидательного труда советского народа. Буду настойчиво учиться боевому мастерству, овладевать политическими знаниями, крепить дис­ циплину и организованность. Воины с большим интересом слушали рассказ молодого матроса. Младший сержант В. АНДРЮШИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz