На страже Заполярья. 1954 год. Февраль.

12 февраля 1954 г., N° 36 (4878). На с т р а ж е З а п о л я р ь я П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Повышать идейный уровень лекций С начала учебшях) года в сети партий- КОГО ПРОСЭР'ЩАН'ИЯ ПРОШЛО более четырем месяцев. За этот период коммунисты л бсопл.р-тнГпгые активисты накопили опыт самостоятельной работы над книгой, зна­ чительно повысили свой шейный уро­ вень. Изучал героическую историю и тео­ рию Коммунистической партии Советского Союза, они приобретают жизненно нооо* ходпмые знаапгя. умение ясно видеть цель нашего поступательного д в и ж р н и я вперед от социализма к коммунизму. Новый учебный под снова подтверж­ дает возросшее стремление воинов к лгаучВН 1 ИЮ основ марксизма -ленинизма, гггр&ктпклг платинно-политической работы в Армии и на Флоте. В связи с этим пар­ тийные организации проделали известную работу по улучшению качественного со­ ставе пропагандистов. Совещание пропагандистоких работни­ ков, созванное ЦК КПСС, вскрыло ряд серьезных недостатков в партийном про­ свещении. Это ставит перед пропаганди­ стами большие задачи и повышает их от­ ветственность за идейное содержание ка ж- цоп лекции, каждого классно-группового занятия. Пзвестно, что главным, решаю­ щим условием под ема пропаганды марк­ сизма -ленинизма. является систематиче­ ское повышение теоретической и методи­ ческой подготовки пропагандистов. Чтобы стать хорошим пропага-нцистом, надо, го­ ворил Лендгн «...порядочно поучиться и .понабрать опыта... и таких людей надо специализировать, занимать их целиком и беречь сугубо». По.тпторш'Ны, партийные организации должны постоянно заботиться о пропатан- диетах, учить их. Хорошо оправдала себя э этом отношении такая форма работы с преподавателями, как проведение методи­ ческих совещаний. На них в непринуж­ денной, товарищеской обстановке обсуж­ даются лекции как по содержанию, так и по методике их изложения. Регулярно проводятся методические совещания пре­ подавателей в одной из партийных школ. Так, при обсуждении лекции на тему: «Коммунистическая партия в борьбе за со­ циалистическую индустриализацию стра­ ны (1926— 1929 годы)» преподавателю был сделан ряд серьезных замечаний. В частности, ему указали, что при и зло ­ ж е н и и материала о значении социалисти­ ческой индустриализации страны необхо­ димо подчеркнуть роль тяжелой промыш­ ленности в деле укрепления активной обороны нашей Родины. Преподавателю было указано и на другие недостатки. Он учел критические замечания и советы то­ варищей, доработал лекцию и тгрочел ее на высоком идейном уровне. Практика обсуждения лекций на мето­ дических совещаниях преподавателей ха­ рактерна и для других партийных школ. Это способствует дальнейшему улучшению качества занятий. Вместо с там следует отметить, что в отдельных партийных шкалах еще не до­ бились того, чтобы каждая лекция пред­ варительно обсуждалась на методическом совещании. Некоторые начальники школ ошибочно считают, что обсуждение лек­ ций более опытных и теоретически подго- .товленных пропагандистов неооязатель- нс. Такой взгляд нередко приводит к серьезным недостаткам в проведении за­ нятий, в изложении материала, к сниже­ нию качества лекций. В щюпатандистской работе на нашем флоте до сия пор еще не изжит нзчетнн чес кий, догматический подход к препода­ ванию марксистско-ленинской науки. Не которые пропагандисты не связывают те­ оретический материал с жизнью, с кон крстными задачами личного состава по дальнейшему укреплению активной оборо вы нашей Советской Родины, по выполне­ нию требований Присяги, уставов и при­ казов. Особенно неблагополучно в этом от - .ношении обстоит доло в вечерних универ­ ситетах и школах с преподаванием курса партийно-политической работы и основ воинского воспитания. Изучение этого курса должно вестись на науч ной основе, в неразрывной связи с прак­ тикой работы партийных и комсомоль­ ских организаций.. Готовясь к той или иной лекции по партийно-политической работе, преподава­ тели обязаны тщательно изучить пере- дшой опыт деятельности партийных и комсомольских организаций с тем, чтобы сделать его достоянием всех слушателей. Так именно и поступает большинство про­ пагандистов. Однако в практике работы еще встречаются случаи, когда отдельные п]#:иодаватели слабо Д1зучают, обобщают и распространяют передовой опыт работы партийных и комсомольских организации по воспитанию у личного состава высо­ ких морально-боевых качеств. Такие недостатки допустил, например, пропагандист тов. Кобыльекий. В лекции на тему: «Идеологическая работа партии и задачи коммунистического воспитания советских воинов. XIX с ’езд КПСС об уси­ лении идеологической работы партии» он подробно рассказал о решающем значении коммунистической сознательности трудя­ щихся в период перехода от социализма к коммунизму, о требованиях XIX с ’езда КПСС по идеологическим вопросам и о той работе, которую проводит Коммунистиче­ ская партия по идейному воспита­ нию советского народа. Однако лекция тов. Кобыльского имела и серьезный не­ достаток. В ней не было приведено ни од­ ного примера о том, как ведется воспита­ тельная работа в подразделениях, как -коммунисты и комсомольцы, руковод­ ствуясь историческими решениями XIX с'езда КПСС, осуществляют партийно-по­ литическое обеспечение боевой подготов­ ки. Это очень серьезный недостаток, ибо слушателям партийной школы, несомнен­ но, хотелось бы услышать о передовом опыте идеологической работы среди лич­ ного состава. В лекции не были учтены политические события, происходящие в нашей стране. В частности, тов. Кобыль- ский ни слова не сказал об агитационно - массовой работе, которая ведется сейчас на кораблях и в частях по подготовке к выборам в Верховный Совет СССР. В ре­ зультате идейное содержание лекции ока­ залось невысоким. Произошло это прежде всего потому, что руководители партийной школы надеялись на опыт и высокую теоретическую подго­ товку пропагандиста, не оказали ему ни­ ка кой помощи, не обсудили содержание лекции на методическом совещании. Подобные же недостатки имели место и в другой партийной школе. Так. в лекции на тему: «Военная присяга и уставы Воо­ руженных Сил СССР — закон жизни и деятельности советских воинов» пропаган­ дист Вдовенко привел немало хороших примеров из периода Великой Отечествен­ ной войны и сегодняшней жизни личного состава подразделения дг показал, как вои­ ны претворяют в жизнь требования Воен­ ной присяги и уставов. Он подробно рас­ сказал об опыте службы старшины 2 ста­ тьи Рубанова, который в совершенстве овладел своей спецн альностью и дгмеет около 40 иоощргний, о комсомольце стар­ шем матросе Шарове. Однако, говоря о лучших воинах подразделения, тов. Вдо­ венко ничего не сказал о работе партий­ ных и комсомольских организаций по обеспечению примерности коммунистов д! комсомольцев в боевой учебе и службе, н-! раскрыл фодоы и методы пропаганды требований Военной присяга и уставов. Недостатки лекции тов. Вдовенко тем более досадны, что в этой партийной шко­ ле раньше была лучше поставлена работа с пропагандистскими кадрами. Сейчас же руководители успокоились достигнутыми результатами и не уделяют должного вни- вгандгя воспитанию молодых преподавате­ лей. В партийных школах в настоящее вре­ мя изучается диалектический и истори­ ческий материализм. В прошлом году при изучении этого предмета некоторые слу­ шатели испытывали большие трудности и показали на экзаменах слабые знания. Поэтому всестороннее и систематическое повышение идейного уровня лекций, яс­ ность изложения сложных теоретических вопросов должна быть предметом особой заботы пропагандистов и партийных ор­ ганизаций. Недавно тов. Можаренко читал для слу- шатадей партийной школы лекцию об ос­ новных чертах марксистского диалектиче­ ского метода. К выступлению он хорошо подготовился, материал излагал глубоко и доходчиво. Однако и в этой лекции име­ лись некоторые недостатки. Преподава­ тель не подчеркнул, что возникновение диалектического материализма явилось ве­ личайшим открытием и революционным переворотом в развитии философии, не по- касал взаимосвязь всех черт марксистско­ го диалектического метода между собой. Лекция не лишена и грубых оговорок. Все эти недостатки в идейном содержа­ нии лекций происходят потому, что от­ дельные руководители партийных школ, некоторые работники политотделов, пар­ тийные организации не уделяют должно­ го внимания работе с пропагандистами, не заботятся о повышении их теоретического и методического мастерства. А всемерное повышение идейного уров­ ня лекций является их первостепенной обязанностью. А. ГОРБАЧЕВ. Германский вопроси позиция трех держав Заявление В . М. Молотова на Берлинском совещании министров иностранных дел че ты р ех держав 9 ф евраля 1954 года Хроника комсомольской жизни Старший матрос Грахольский и матрос Лебедев по поручению комсомольской ор- ганизацйи провели беседу «У карты нашей Родины». Они рассказали об изменении границ Советского Союза после Великой Отечественной войны, о заботе Партии об укреплении активной обороны нашей Ро ­ дины, о полезных ископаемых и промыш­ ленных центрах Советской державы. Беседа, построенная на конкретных при­ мерах и фактах, прошла с большим инте­ ресом. I Матрос Е. Глаголев. Комсомолец Гушан настойчиво совер­ шенствует свои военные и политические знания. С первых дней службы на кораб­ ле он решил стать мастером своего дела. Большую помощь моряку оказывали командир отделения Цымбал и другие. Благодаря настойчивости и заботе сослу­ живцев воин достиг своей цели — он стал классным специалистом. Старший матрос Б. Кожуркин. Б честь выборов в Верховный Совет СССР у нас проведен лыжный кросс на 5 километров. Хорошие результаты на ди­ станции показали комсомольцы Банник, Яковлев и другие. Они прошли пятикнло- метровую дистанцию за 32 минуты. Младший сержант В. Запорожчук. Безупречно служит Советской Родине матрос Михаил Праведников. В любых метеорологических условиях он обеспечи­ вает своевременную и качественную под­ готовку материальной части к немедленно­ му действию. Его самолет всегда находит­ ся в постоянной готовности. Настойчиво совершенствуя свои военные и политиче­ ские знания, матрос Праведников стал от­ личником учебы и службы. Недавно комсомольская организация приняла передового воина в ряды ВЛ КСМ . Матрос Н. Филиппов. В нашем подразделении комсомольцы помогли командиру провести спортивные соревнования. В лыжных состязаниях участвовало несколько команд. В резуль­ тате напряженной борьбы на дистанции победу одержали спортсмены команды, честь которой защищал тов. Майков. ‘Матрос Е. Сидорчук. В нашем подразделении состоялось соб­ рание комсомольского актива. С докладом о задачах членов ВЛ К СМ в оказании по­ мощи командиру в обучении и воспита нии .личного состава выступил офицер. Он рассказал о лучших воннах-комсомольцах, которые отдают все силы повышению бое­ вой готовности подразделения, отметил не­ достатки в работе комсомольских органи­ заций. Затем развернулись прения. Комсомолец Авене рассказал, как бюро помогает командиру в воспитании и обу­ чении воинов, как активисты борют­ ся за выполнение поставленных перед личным составом задач. Младший сержант М. Гусев. нужден был крейсер не взрывать, а зато­ пить. На «Варяге» были открыты кинг­ стоны, и в 18 часов 10 минут героиче­ ский крейсер скрылся под водой. Экипажи русских кораблей до конца выполнили свой долг перед родиной. Оказавшись лицом к лицу с превосходящим по силам врагом, они не спустили флага. Счдава о подвиге «Варяга» гремела по всей России и далеко за ее рубежами. Когда морякитерои возвращались на ро­ дину, 55 французских солдат из Сайгона передали экипажу «Варяга» письмо, в котором выражала! чувство «глубокого удивления» их подвигу. Местное населе­ ние в Порт-Саиде передало морякам крейсера адрес «во свидетельство удивле­ ния их героизму». Так было в каждом порту, куда заходили корабли с героями на борту. Торжественно встречала героев боя у Чемульпо родина. Сотни приветственных телеграмм поступали в их адрес со всех концов страны. «Вы вплели неувядаемую ветвь в венок славы доблестното отечест­ венного флота, — писали моряки торго­ вого флота. — и еще раз доказали, что Нахимовы и Лазаревы никогда не умрут среди русских моряков». В этом письме наиболее ярко и полно были выражены чувства нашего народа, его уважение и любовь к тем, кто мужественно, не щадя жизни, отстаивает интересы своей Отчиз­ ны. * * ь Советские военные моряки — преемни­ ки боевой славы русского флота — свято хранят и приумножают его боевые тради­ ции. Подвиг «Варяга» и «Корейца» вошел в героическую историю нашего народа, в золотой фонд боевых традиций советского флота. В ожесточенных боях против вра­ гов нашего социалистического государства советские моряки приумножили эти тра­ диции. Русские моряки были в первых рядах революционных борцов за власть Советов. Вместе с полками революционной армии они мужественно сражались против иност­ ранных захватчиков и внутренней контр- революции. Десятки тысяч моряков сража­ лись на суше, кораблях речных флотилий, водили в бон подводные лодки, эсминцы, крейсера и линкоры. Они активно помога­ ли Советской Армии громить иностранных захватчиков. Под руководством Коммунистической партии советский народ создал могучий Флот нашей Родины. Воспитанные партией в духе беззаветной верности своему дол­ гу, военные моряки умело освоили новые корабли, развили и двинули вперед воен­ но-морское искусство. Воспитанные на боевых и революцион­ ных традициях нашей Отчизны, военные моряки беззаветно сражались в годы Вели­ кой Отечественной войны. Восприняв все ценное из вековых традиции русского флота, .они мужественно сражались за Ро­ дину на любом участке, куда бы ни на- щ-авляло их командование'. В море на ко­ раблях ,и на суше в рядах морской пе­ хоты, на речных мониторах и в составе батарей морской артиллерии они мужест­ венно отстаивали свободу, честь и неза­ висимость нашей Отчизны. Флот нашего государства до конца выполнил своп долг перед Советской Родиной. За четы­ ре года войны советские моряки вписали новые страницы в книгу русской морской славы. На боевом счету многих кораблей Со­ ветских Военно-Морских Сил по 5— 10 д! более уничтоженных вражеских кораб­ лей. Тысячи м оряка удостоены за гечю- изм д! доблесть высоких правительствен­ ных наград. Партия дг правительство повседневно проявляют заботу об укреплении боевой мощи флота. Советский нат#>д обеспечлгл флот первоклассными кораблямлг, совре­ менной техникой. Выполняя своп воинский долг, личный состав Военно-Морских Сил настойчиво совершенствует свое боевое ма­ стерство, изучает вверенные ему новые корабли и их сложную технику, двигает вперед морскую культуру. Современный флот представляет собой сложный боевой организм. Поэтому задача личного состава состоит в том, чтобы изо дня э день по­ вышать уровень боевой подготовь, доби- взться все новых и новых успехов в своем совершенствовании. Воспитанные Коммунистической партией в духе советского патриотизма и беспре­ дельной преданности своему народу, воен­ ные моряки упорно трудятся над даль­ нейшим укреплением организации служ­ бы^ и твердого уставного порядка на ко­ рабле. Следует помнить, что по-настояще­ му боеспособный флот может быть только дгри высокой воинской дисциплине и ис­ ключительно четкой организации служ­ бы. Строжайший уставной порядок на ко­ рабле — это основа успехов, основа даль­ нейшего совершенствования боевого ма­ стерства личного состава. В работе по воинскому восиитаидио и обучению личного состава следует еще ши­ ре дгслолъзовать боевые традиции. Герои- ческий подвиг моряков «Варяга» стоит перед нами, как символ величия и воинской доблести. Пмя этого корабля до­ рого воинам Вооруженных Сил Советского государства, дорого всему нашему народу. «Варят» олицетворяет беззаветную пре­ данность своей Отчизне, величайший героизм дг самоотверженность. Один из советских крейсеров будет но­ сить гордое имя «Варяг». Как и весь наш Военно-Морской Флот, он будет достойным преемником и продолжателем героических традиций славного крейсера, героического крейсера, не спустившего флага перед врагом. примером беззаветного служения своей Родине, своему народу. («Правда»). Сегодня можно уже говорить о некото­ рых итогах обсуждения германского воп­ роса. Советское правительство внесло свои предложения «О проекте Мирного догово­ ра с Германией». Кроме того, нами были внесены предложения по вопросу «О иод готовке Мирного договора с Германией и созыве Мирной конференции по горман с-кому Мирному договору». Прошло 9 лет со времени окончани войны. Почему же оставлять такое поло жение, чтобы германский народ не знал чего он должен ждать от мирного урегу­ лирования? Было бы желательно, чтобы правительства США, Англии и Франции ИСчДОЖИЛИ свою позицию по вопросу о мир ном договоре так же> как это сделало Со вотское правительство. Не следовало бы и дальше уклоняться от этого. Советское правительство предложило не позже октября месяца 1954 года созвать Мирную конференцию для рассмотрения Мирного договора с Германией. Советская делегация, внося свои пред­ ложения по германскому вопросу, исходила из того, что существует реальная возмож­ ность уже в этом году завершить подго товку и заключение Мирного договора < Германией. В этом заинтересованы как германский народ, так и другие народы Европы, особенно советский, польский, чехословацкий, югославский. Французский, английский, наиболее пострадавшие от ■германской агрессии и внесшие неоцени­ мый вклад в победу над гитлеризмом. Важно, чтобы, кроме наших четырех госу­ дарств, и другие страны, принимавшие особо активное участие в войне против гитлеровской Германии, такие, как Польша, Чехословакия, Югославия, Греция дг др., не только приняли участие в мирной кон­ ференции для рассмотрения проекта Мдго- ного договора с Германией, но и могли из­ ложить свою позицию в ходе его подго­ товки. В этой мирной конференции должны, ра­ зумеется, принять участие и представи­ тели Германии. Имеется в виду, что на всех стадиях подготовки мирного договора, будет обеспечено участие представителей Германии. Впредь до образования Времен­ ного общегерманского правительства в под­ готовке проекта мирного договора с Гер­ манией могли бы принять участие пред­ ставители Восточной и Западной Германии. Советское правительство предложило по­ ручить заместителям (министров иност­ ранных дел четырех держав в течение 3 месяцев подготовдггь дгроект мирного до­ говора с Германией. Этой работой замести­ тели могли бы заняться сразу же после настоящего совещания. Правительства грех западных государств до сих пор не представили своих проектов Мирного договора с Германией. Они не сказали здесь ничего и о возможности п о с туп и ть к подготовке такого мирного д-сговора теперь же. Поставленные вопросы требуют ответа. Советское правительство поставило воп­ рос об облегчении финансово-экономиче­ ских обязательств Германии, связанных с последствиями войны. Пока только г-н Даллес высказался в связи с этим. Смысл его выступления сво­ дится к тому, что он против советских предложений об облегчении финансово- экономических обязательств Западной Гер мании. Он говорил о «поразительном про­ грессе» в деле восстановления экономики Западной Германии. Однако он почему-то не сказал, что под’ем промышленности о Восточной Германид! достиг более высокого уровня, чем в Западной Германии. Он *ге сказал и о том, что в Западной Германии число безработных достигло 2 миллионов человек и продолжает расти дальше. В Во­ сточной же Германии нет безработицы. Г-и Даллес прошел мимо нашего згред- ложения об уменьшении оккупационных расходов, а это важный вопрос. Почему в 1954 году оказалось возможным умень­ шить оккупационные расходы Германской Демократической Республики до 4,5 проц. от доходов ее бюджета, а оккупационные расходы в Западной Германии поднялись до 34,5 проц. и составляют 9,6 миллиар­ да марок? Почему отклоняется советское предложение о снижении оккупационных /расходов до 5 проц., считая от размера до­ ходов в бюджете ,Германской федеральной республики? Заслуживает внимания, что и со стороны правительства Германской фе­ деральной республики советское предло­ жение о снижении окку пационных рас­ ходов не встретило поддержки. Видимо, это правительство не заинтересовано в том, чтобы облегчить для западногерман­ ского населения налоговое бремя, которое там быстро увеличивается. Или эту пози­ цию следует понять так, что уже теперь суммы, идущие по оккупационным статьям бюджета, в какой-то мере идут на цели <гемилитаризации Западной Германии? На эти вопросы следовало бы дать яс­ ный ответ. Здесь была изложена точка зрения Советского правительства по вопросу об об'единении Германии и о свободных обще­ германских выборах, результатом которых могло бы быть избрание общегерманского парламента и создание общетерманекого правительства. По этому вопросу' была из­ ложена также точка зрения трех запад­ ных держав. Позиция Советского Союза заключается э том, что не следует откладывать воз­ можных практических шагов к сближению обеих частей Германии. Это явилось бы важной предпосылкой об’единени я Герма­ нии. С этой целью мы предложили, чтобы наши четыре государства помогли немец­ кому народу предпринять практические м«-ры в направлении сближения позиций Восточной и Западной Германии. Нам irj-едставлястоя, что Временное общегер- mv ' ihckoo правительство из представителей парламентов Западной дг Восточной Герма­ нии, прдг участии других демократических организаций, вполне отвечает этой цели. Временное общегерманское правительство могло бы иметь ограниченные функции. Его основная задача — в короткий срок провести общегерманские выборы в усло­ виях подлинной свободы — в условиях, исключающих давление на выборы со стороны иностранных оккупационных войск. В результате этого уже в этом году могло бы собраться общегерманекое На­ циональное собрание, которое выработало бы общегерманскую конституцию и обра­ зовало бы полноправное общегерманское правительство. Это означало бы восста­ новление единства Германии на демокра­ тических началах, установление нормаль­ ного парламентского режима дг образование общегерманского правительства-, выражаю­ щего свободную волю германского народа. Нам говорят, будто никак нельзя поса­ дить немцев из Восточной и Западной Германии за один стол. Мотивируют это тем, что в разных частях Германии раз­ ные государственные режимы. Нельзя не согласиться, что режимы Во­ сточной Германии и Западной Германии, действительно, разные. Но разве не следует содействовать сближению Восточной и За­ падной Германии, чтобы облегчить дг ускорить об единение Германии? Разве различие режимов исключает возможность хг/гя бы совместной деятельности немцев обоих частей расколотой Германии на об­ щую пользу германского народа, для вос­ становления Германии на демократических дг миролюбдгвьгх началах? Ведь обсуждаем же мы на этим сове шднии министров четырех держав и гер­ манский вопрос дг другие проблемы, хотя мы представляем государства с весьма различными режималги. Если министры инострлнных дел США, Англии, Франции и СССР делают попытки совместного ре­ шения некоторых сложных международ­ ных -проблем, то почему дгсклгочать попыт­ ки со стороны представителей двух ча­ стей Германии договориться по вопросам воссоединения германского государства? Нельзя не считаться и с тем, что если на данном совещандпг участвуют представи­ тели четырех государств, то есть разных народов, то, когда дело идет о Восточной и Западной Германии, дело идет о встречах и совместной работе представителей одно­ го и того же народа — германского на­ рода. Нам говогят дальше о том, что в пра­ вительстве Западной Германии нет ком­ мунистов, а также демократов, которые были бы готовы работать с ними совмест­ но. Из этого будто бы следует, что нель­ зя говорить о возможности даже времен­ ного участия в правительстве коммуни­ стов ц некоммуннстов. Но и эти рассужде­ ния не имеют под собой никакой твердой почвы. Послевоенный опыт Европы свидетель­ ствует о другом. Теперь немало стран, где нельзя представить национальную и го­ сударственную жизнь без участия комму­ нистов в правительстве. Почему бы ком­ мунисты и нокоммунпсты не могли войти в состав Временного общегерманского пра­ вительства. чтобы совместно обеспечить проведение действдгтельно свободных об- шегерманеких выборов. В результате та ­ ких свободных выборов собралось бы об- щегепманское Национальное собрание, ко- об’яснить возражения против этого прин­ ципа. Между тем, здесь имели место и та­ кие возражения. Мы считаем неправильным, чтобы об'е- диненная Германия включалась в какой- либо военный блок с восточнорвропейски- ми странами против Западной Европы. В той же мере мы считаем неправильным, чтобы об’единенная Германия входила какой-либо военный блок западноевропей­ ских государств, направленный против Еосточной Европы. Между тем. уже теперь делаются тако­ го пода попытки. Включение Западной Германии в «ев­ ропейское оборонительное сообщество», как это предусматривается парижским до­ говором. преследует цели, несовместимые с интересами безопасности Европы. Этим договором пытаются включить в западно­ европейскую военную группировку также Западную Германию. Это деласт^я не в интересах укрепления мира в Европе. В этом мы виитм одич из шагов к подготов­ ке новой войны в Европе. Здесь неоднократно доказывали, что план включения Западной Германии в «европейское оборонительное сообщество» не связывает руки немцам в деле об’ети- нения Германии и будто бы не урезывает свободу будущей об’единенной Германии Мы снова заявляем, что эти утвержде­ ния не соответствуют действительности, что видно из следующего: Во-первых. Как известно, парижский договор о «ев­ ропейском оборонительном сообществе» и боннский договор о тальнейших взаимоот- ношениях между США . А н гти рй и ^Фтн- цией. с одной стороны, и Западной Гер­ манией. с другой стороны, тесно связаны между собой. По боннскому договору оба эти соглашения вступают в с и л у одновре­ менно. Вместе с тем статья 128 париж­ ского договора устанавливает: «Настоящий договор заключен на срок в 50 лет, считая со дня вступления его в CH.1V». Пельзя представить себе такого положе­ ния, что авторы парижского договора хо­ тят отложить заключение Мирного догово­ ра с Германией на 50 лет. Из этого следу­ ет, что и после заключения Мирного дого­ вора с об’елпнеиной Германией имеется в виду сохранить парижский договор. Мы видим подтверждение этому в словах г-на Бито 4 Февраля, коша он сказал: «Пункт относительно 50 лет выражает очевидный Факт, а именно то, что консти­ туция сообщества европейских государств ягляется не эфемерным предприятие, а таким, длительного существования кото­ рого мы желаем». Но после Мирного договора с об’етпнен- ной Германией отдельной Западной Герма­ нии уже не будет. Следовательно, имеется в виду обязательства парижского догово­ ра перенести и на об’единенную Герма­ нию. Значит, хотят заранее предрешить, ч^о об’едпненная Германия должна быть связана парижским договором, подготов­ ленным и заключенным сепаратным по­ рядком между тремя западными государст­ вами и боннским правительством. С этим Советский Союз не может согла­ ситься. Во-вторых. План втягивания Западной Германии в торое и выбрало бы полноправное правп- 1 тельство, которое соответствует свободной «европейское оборонительное сообщество» соло германского народа. " неприемлем для миролюбивых народов Ев- Вместо того, чтобы помогать этому нор- ропы. так как он направлен на восстанов- мальному демократическому развитию дел, ленпе германского милитаризма, представтенный г-ном Иденом план трех Включившись в этот план. Западная держав идет по другому направлению, ме- Германия перестает быть миролюбивым дающему об’етпненпю Германии. Он втя- государством. Создание «европейского обо- гивает нас в бесконечные споры о «пяти ронптельного ^сообщества», т. е. создание стадиях» об’едпнения Германии. Вместе западноевропейской армии, включающей в с тем этот план ведет к тому, что откла- себя п западногерманскую армию, означа- дываюлся на неопределенно долгое время ет. что в центре Европы вновь возрож- все практические птаги как по Мирному лается опасный очаг агрессии, договопу с Германией, так и по об’едпне- Г-н Бидо предупреждает нас. что это — нию Германии. эфемерное предприятие». Мы полага- Советская делегация считает нужным ем. что «неэфемерность» этого прелприя- обратпть особое внимание на основной де- тия немного раньше или немного позже мократический принцип, которым она pv- скажется в том. что это «предприятие» ководствуется в своих предложениях, H<*f- превратится в серьезную угрозу пе только правленных к скорейшему об'единению .тля восточных, но и для западных сосе- Германип. Мы исходим из признания того лей такой Германии, где возродится армия принципа, что об’единение Германии во главе с гитлеровскими генералами, дэлжно быть произведено руками самих ^ Насколько неубедптельио отверждение, немцев, а не иностранных оккупацпон- будто осуществление плана «европейского ных властей. Поскольку план трех запад- оборонительного сообщества» ничем не пых держав заключается в том, чтобы сляжет об’единенную Германию, видно проведение общегерманских выборов цели- также из следующего: ком держать в руках оккупационных Если план создания западноевропейской войск, он вызывает к себе отрицательное армии, с включением в нее западногер- отпошение. майского вермахта, будет осуществлен в В целях обеспечения свободы общегер- ближайшее время, то это будет означать, манских выборов и недопущения какого- что Западная Германия будет ремилитари- лпбо давления на выборы со стороны ино- з и р о в а н а еще в тот период, пока идут странных оккупационных войск Советское разговоры об об'единенпп Германии. Таким правительство предложило договориться о образом создастся положение, когда За- том, чтобы еще до общегерманских выбо* падная Германия потеряет миролюбивый ров был осуществлен вывод оккупацпон- характер и скатится на рельсы ремплпта- ных войск как из Восточной, так и из риаации. Такая Западная Германия не Западной Германии с оставлением здесь сможет войти в об’едпненную Германию, .тишь ограниченных контингентов. Заяв- так как миролюбивая Восточная Германия, ленные на нашем совещании возражения как это пзвестно. отказывается встать на против указанного вывода оккупационных путь ремилитаризации и не сможет об*е- войск основывались на разного рода не- дгниться с ремилитаризованной Западной кусствепно притянутых предположениях, Германией. Западная Германия не должна но не были подкреплены серьезными до- переходить к ремилитаризации, и тогда волами. имеются все основания для осуществления Наше совещание признало, что р..дпе- об’едииенпя расколотой на части Герма- ппе германской проблемы следует рассмат- нии. Перейдя к ремилитаризации. Запад- ривать в тесной связдг с задачами эбемпс- ная Германия сделает на какой-то срок чения европейской безопасности. Это соот- невозможным восстановление единства ветствует как интересам обеспечения Германии. прочного мира в Европе, так и прежние В-третьих. Существует еще декларация соглашениям по германскому вопросу меж-- США. Англии и Франции от 27 мая 1952 ду четырьмя державами. гота, подписанная г-ном Ачесоном. г-ном Ввиду важности этого вопроса мче при- Иденом и г-ном Шуманом. Эта приложен- ходптся снова напомнить, что в советском ная к парижскому договору декларация проекте основ Мирного договора с, Герма- неразрывно связана с планами создания нпей мы придаем особое значение статье западноевропейской армии, а. елрдовате.ль- 7. которая гласит: но. и с планами восстановления западно- «Германпя обязуется не вступать в ка- германского милитаризма, кие-либо коалиции или военные союзы. По этой декларации Соединенные П1та- паправленные против любой державы, ты и Англия, не желающие включать свои принимавшей участие своими вооружен- войска в западноевропейскую армию, прп- ными силами в войне против Германии». -------------------------------------------------------------- С точки зрения интересов мира нельзя I (Онончание см. на 4 стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz