На страже Заполярья. 1954 год. Февраль.
12 февраля 1954 г., N° 36 (4878). На с т р а ж е З а п о л я р ь я П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Повышать идейный уровень лекций С начала учебшях) года в сети партий- КОГО ПРОСЭР'ЩАН'ИЯ ПРОШЛО более четырем месяцев. За этот период коммунисты л бсопл.р-тнГпгые активисты накопили опыт самостоятельной работы над книгой, зна чительно повысили свой шейный уро вень. Изучал героическую историю и тео рию Коммунистической партии Советского Союза, они приобретают жизненно нооо* ходпмые знаапгя. умение ясно видеть цель нашего поступательного д в и ж р н и я вперед от социализма к коммунизму. Новый учебный под снова подтверж дает возросшее стремление воинов к лгаучВН 1 ИЮ основ марксизма -ленинизма, гггр&ктпклг платинно-политической работы в Армии и на Флоте. В связи с этим пар тийные организации проделали известную работу по улучшению качественного со ставе пропагандистов. Совещание пропагандистоких работни ков, созванное ЦК КПСС, вскрыло ряд серьезных недостатков в партийном про свещении. Это ставит перед пропаганди стами большие задачи и повышает их от ветственность за идейное содержание ка ж- цоп лекции, каждого классно-группового занятия. Пзвестно, что главным, решаю щим условием под ема пропаганды марк сизма -ленинизма. является систематиче ское повышение теоретической и методи ческой подготовки пропагандистов. Чтобы стать хорошим пропага-нцистом, надо, го ворил Лендгн «...порядочно поучиться и .понабрать опыта... и таких людей надо специализировать, занимать их целиком и беречь сугубо». По.тпторш'Ны, партийные организации должны постоянно заботиться о пропатан- диетах, учить их. Хорошо оправдала себя э этом отношении такая форма работы с преподавателями, как проведение методи ческих совещаний. На них в непринуж денной, товарищеской обстановке обсуж даются лекции как по содержанию, так и по методике их изложения. Регулярно проводятся методические совещания пре подавателей в одной из партийных школ. Так, при обсуждении лекции на тему: «Коммунистическая партия в борьбе за со циалистическую индустриализацию стра ны (1926— 1929 годы)» преподавателю был сделан ряд серьезных замечаний. В частности, ему указали, что при и зло ж е н и и материала о значении социалисти ческой индустриализации страны необхо димо подчеркнуть роль тяжелой промыш ленности в деле укрепления активной обороны нашей Родины. Преподавателю было указано и на другие недостатки. Он учел критические замечания и советы то варищей, доработал лекцию и тгрочел ее на высоком идейном уровне. Практика обсуждения лекций на мето дических совещаниях преподавателей ха рактерна и для других партийных школ. Это способствует дальнейшему улучшению качества занятий. Вместо с там следует отметить, что в отдельных партийных шкалах еще не до бились того, чтобы каждая лекция пред варительно обсуждалась на методическом совещании. Некоторые начальники школ ошибочно считают, что обсуждение лек ций более опытных и теоретически подго- .товленных пропагандистов неооязатель- нс. Такой взгляд нередко приводит к серьезным недостаткам в проведении за нятий, в изложении материала, к сниже нию качества лекций. В щюпатандистской работе на нашем флоте до сия пор еще не изжит нзчетнн чес кий, догматический подход к препода ванию марксистско-ленинской науки. Не которые пропагандисты не связывают те оретический материал с жизнью, с кон крстными задачами личного состава по дальнейшему укреплению активной оборо вы нашей Советской Родины, по выполне нию требований Присяги, уставов и при казов. Особенно неблагополучно в этом от - .ношении обстоит доло в вечерних универ ситетах и школах с преподаванием курса партийно-политической работы и основ воинского воспитания. Изучение этого курса должно вестись на науч ной основе, в неразрывной связи с прак тикой работы партийных и комсомоль ских организаций.. Готовясь к той или иной лекции по партийно-политической работе, преподава тели обязаны тщательно изучить пере- дшой опыт деятельности партийных и комсомольских организаций с тем, чтобы сделать его достоянием всех слушателей. Так именно и поступает большинство про пагандистов. Однако в практике работы еще встречаются случаи, когда отдельные п]#:иодаватели слабо Д1зучают, обобщают и распространяют передовой опыт работы партийных и комсомольских организации по воспитанию у личного состава высо ких морально-боевых качеств. Такие недостатки допустил, например, пропагандист тов. Кобыльекий. В лекции на тему: «Идеологическая работа партии и задачи коммунистического воспитания советских воинов. XIX с ’езд КПСС об уси лении идеологической работы партии» он подробно рассказал о решающем значении коммунистической сознательности трудя щихся в период перехода от социализма к коммунизму, о требованиях XIX с ’езда КПСС по идеологическим вопросам и о той работе, которую проводит Коммунистиче ская партия по идейному воспита нию советского народа. Однако лекция тов. Кобыльского имела и серьезный не достаток. В ней не было приведено ни од ного примера о том, как ведется воспита тельная работа в подразделениях, как -коммунисты и комсомольцы, руковод ствуясь историческими решениями XIX с'езда КПСС, осуществляют партийно-по литическое обеспечение боевой подготов ки. Это очень серьезный недостаток, ибо слушателям партийной школы, несомнен но, хотелось бы услышать о передовом опыте идеологической работы среди лич ного состава. В лекции не были учтены политические события, происходящие в нашей стране. В частности, тов. Кобыль- ский ни слова не сказал об агитационно - массовой работе, которая ведется сейчас на кораблях и в частях по подготовке к выборам в Верховный Совет СССР. В ре зультате идейное содержание лекции ока залось невысоким. Произошло это прежде всего потому, что руководители партийной школы надеялись на опыт и высокую теоретическую подго товку пропагандиста, не оказали ему ни ка кой помощи, не обсудили содержание лекции на методическом совещании. Подобные же недостатки имели место и в другой партийной школе. Так. в лекции на тему: «Военная присяга и уставы Воо руженных Сил СССР — закон жизни и деятельности советских воинов» пропаган дист Вдовенко привел немало хороших примеров из периода Великой Отечествен ной войны и сегодняшней жизни личного состава подразделения дг показал, как вои ны претворяют в жизнь требования Воен ной присяги и уставов. Он подробно рас сказал об опыте службы старшины 2 ста тьи Рубанова, который в совершенстве овладел своей спецн альностью и дгмеет около 40 иоощргний, о комсомольце стар шем матросе Шарове. Однако, говоря о лучших воинах подразделения, тов. Вдо венко ничего не сказал о работе партий ных и комсомольских организаций по обеспечению примерности коммунистов д! комсомольцев в боевой учебе и службе, н-! раскрыл фодоы и методы пропаганды требований Военной присяга и уставов. Недостатки лекции тов. Вдовенко тем более досадны, что в этой партийной шко ле раньше была лучше поставлена работа с пропагандистскими кадрами. Сейчас же руководители успокоились достигнутыми результатами и не уделяют должного вни- вгандгя воспитанию молодых преподавате лей. В партийных школах в настоящее вре мя изучается диалектический и истори ческий материализм. В прошлом году при изучении этого предмета некоторые слу шатели испытывали большие трудности и показали на экзаменах слабые знания. Поэтому всестороннее и систематическое повышение идейного уровня лекций, яс ность изложения сложных теоретических вопросов должна быть предметом особой заботы пропагандистов и партийных ор ганизаций. Недавно тов. Можаренко читал для слу- шатадей партийной школы лекцию об ос новных чертах марксистского диалектиче ского метода. К выступлению он хорошо подготовился, материал излагал глубоко и доходчиво. Однако и в этой лекции име лись некоторые недостатки. Преподава тель не подчеркнул, что возникновение диалектического материализма явилось ве личайшим открытием и революционным переворотом в развитии философии, не по- касал взаимосвязь всех черт марксистско го диалектического метода между собой. Лекция не лишена и грубых оговорок. Все эти недостатки в идейном содержа нии лекций происходят потому, что от дельные руководители партийных школ, некоторые работники политотделов, пар тийные организации не уделяют должно го внимания работе с пропагандистами, не заботятся о повышении их теоретического и методического мастерства. А всемерное повышение идейного уров ня лекций является их первостепенной обязанностью. А. ГОРБАЧЕВ. Германский вопроси позиция трех держав Заявление В . М. Молотова на Берлинском совещании министров иностранных дел че ты р ех держав 9 ф евраля 1954 года Хроника комсомольской жизни Старший матрос Грахольский и матрос Лебедев по поручению комсомольской ор- ганизацйи провели беседу «У карты нашей Родины». Они рассказали об изменении границ Советского Союза после Великой Отечественной войны, о заботе Партии об укреплении активной обороны нашей Ро дины, о полезных ископаемых и промыш ленных центрах Советской державы. Беседа, построенная на конкретных при мерах и фактах, прошла с большим инте ресом. I Матрос Е. Глаголев. Комсомолец Гушан настойчиво совер шенствует свои военные и политические знания. С первых дней службы на кораб ле он решил стать мастером своего дела. Большую помощь моряку оказывали командир отделения Цымбал и другие. Благодаря настойчивости и заботе сослу живцев воин достиг своей цели — он стал классным специалистом. Старший матрос Б. Кожуркин. Б честь выборов в Верховный Совет СССР у нас проведен лыжный кросс на 5 километров. Хорошие результаты на ди станции показали комсомольцы Банник, Яковлев и другие. Они прошли пятикнло- метровую дистанцию за 32 минуты. Младший сержант В. Запорожчук. Безупречно служит Советской Родине матрос Михаил Праведников. В любых метеорологических условиях он обеспечи вает своевременную и качественную под готовку материальной части к немедленно му действию. Его самолет всегда находит ся в постоянной готовности. Настойчиво совершенствуя свои военные и политиче ские знания, матрос Праведников стал от личником учебы и службы. Недавно комсомольская организация приняла передового воина в ряды ВЛ КСМ . Матрос Н. Филиппов. В нашем подразделении комсомольцы помогли командиру провести спортивные соревнования. В лыжных состязаниях участвовало несколько команд. В резуль тате напряженной борьбы на дистанции победу одержали спортсмены команды, честь которой защищал тов. Майков. ‘Матрос Е. Сидорчук. В нашем подразделении состоялось соб рание комсомольского актива. С докладом о задачах членов ВЛ К СМ в оказании по мощи командиру в обучении и воспита нии .личного состава выступил офицер. Он рассказал о лучших воннах-комсомольцах, которые отдают все силы повышению бое вой готовности подразделения, отметил не достатки в работе комсомольских органи заций. Затем развернулись прения. Комсомолец Авене рассказал, как бюро помогает командиру в воспитании и обу чении воинов, как активисты борют ся за выполнение поставленных перед личным составом задач. Младший сержант М. Гусев. нужден был крейсер не взрывать, а зато пить. На «Варяге» были открыты кинг стоны, и в 18 часов 10 минут героиче ский крейсер скрылся под водой. Экипажи русских кораблей до конца выполнили свой долг перед родиной. Оказавшись лицом к лицу с превосходящим по силам врагом, они не спустили флага. Счдава о подвиге «Варяга» гремела по всей России и далеко за ее рубежами. Когда морякитерои возвращались на ро дину, 55 французских солдат из Сайгона передали экипажу «Варяга» письмо, в котором выражала! чувство «глубокого удивления» их подвигу. Местное населе ние в Порт-Саиде передало морякам крейсера адрес «во свидетельство удивле ния их героизму». Так было в каждом порту, куда заходили корабли с героями на борту. Торжественно встречала героев боя у Чемульпо родина. Сотни приветственных телеграмм поступали в их адрес со всех концов страны. «Вы вплели неувядаемую ветвь в венок славы доблестното отечест венного флота, — писали моряки торго вого флота. — и еще раз доказали, что Нахимовы и Лазаревы никогда не умрут среди русских моряков». В этом письме наиболее ярко и полно были выражены чувства нашего народа, его уважение и любовь к тем, кто мужественно, не щадя жизни, отстаивает интересы своей Отчиз ны. * * ь Советские военные моряки — преемни ки боевой славы русского флота — свято хранят и приумножают его боевые тради ции. Подвиг «Варяга» и «Корейца» вошел в героическую историю нашего народа, в золотой фонд боевых традиций советского флота. В ожесточенных боях против вра гов нашего социалистического государства советские моряки приумножили эти тра диции. Русские моряки были в первых рядах революционных борцов за власть Советов. Вместе с полками революционной армии они мужественно сражались против иност ранных захватчиков и внутренней контр- революции. Десятки тысяч моряков сража лись на суше, кораблях речных флотилий, водили в бон подводные лодки, эсминцы, крейсера и линкоры. Они активно помога ли Советской Армии громить иностранных захватчиков. Под руководством Коммунистической партии советский народ создал могучий Флот нашей Родины. Воспитанные партией в духе беззаветной верности своему дол гу, военные моряки умело освоили новые корабли, развили и двинули вперед воен но-морское искусство. Воспитанные на боевых и революцион ных традициях нашей Отчизны, военные моряки беззаветно сражались в годы Вели кой Отечественной войны. Восприняв все ценное из вековых традиции русского флота, .они мужественно сражались за Ро дину на любом участке, куда бы ни на- щ-авляло их командование'. В море на ко раблях ,и на суше в рядах морской пе хоты, на речных мониторах и в составе батарей морской артиллерии они мужест венно отстаивали свободу, честь и неза висимость нашей Отчизны. Флот нашего государства до конца выполнил своп долг перед Советской Родиной. За четы ре года войны советские моряки вписали новые страницы в книгу русской морской славы. На боевом счету многих кораблей Со ветских Военно-Морских Сил по 5— 10 д! более уничтоженных вражеских кораб лей. Тысячи м оряка удостоены за гечю- изм д! доблесть высоких правительствен ных наград. Партия дг правительство повседневно проявляют заботу об укреплении боевой мощи флота. Советский нат#>д обеспечлгл флот первоклассными кораблямлг, совре менной техникой. Выполняя своп воинский долг, личный состав Военно-Морских Сил настойчиво совершенствует свое боевое ма стерство, изучает вверенные ему новые корабли и их сложную технику, двигает вперед морскую культуру. Современный флот представляет собой сложный боевой организм. Поэтому задача личного состава состоит в том, чтобы изо дня э день по вышать уровень боевой подготовь, доби- взться все новых и новых успехов в своем совершенствовании. Воспитанные Коммунистической партией в духе советского патриотизма и беспре дельной преданности своему народу, воен ные моряки упорно трудятся над даль нейшим укреплением организации служ бы^ и твердого уставного порядка на ко рабле. Следует помнить, что по-настояще му боеспособный флот может быть только дгри высокой воинской дисциплине и ис ключительно четкой организации служ бы. Строжайший уставной порядок на ко рабле — это основа успехов, основа даль нейшего совершенствования боевого ма стерства личного состава. В работе по воинскому восиитаидио и обучению личного состава следует еще ши ре дгслолъзовать боевые традиции. Герои- ческий подвиг моряков «Варяга» стоит перед нами, как символ величия и воинской доблести. Пмя этого корабля до рого воинам Вооруженных Сил Советского государства, дорого всему нашему народу. «Варят» олицетворяет беззаветную пре данность своей Отчизне, величайший героизм дг самоотверженность. Один из советских крейсеров будет но сить гордое имя «Варяг». Как и весь наш Военно-Морской Флот, он будет достойным преемником и продолжателем героических традиций славного крейсера, героического крейсера, не спустившего флага перед врагом. примером беззаветного служения своей Родине, своему народу. («Правда»). Сегодня можно уже говорить о некото рых итогах обсуждения германского воп роса. Советское правительство внесло свои предложения «О проекте Мирного догово ра с Германией». Кроме того, нами были внесены предложения по вопросу «О иод готовке Мирного договора с Германией и созыве Мирной конференции по горман с-кому Мирному договору». Прошло 9 лет со времени окончани войны. Почему же оставлять такое поло жение, чтобы германский народ не знал чего он должен ждать от мирного урегу лирования? Было бы желательно, чтобы правительства США, Англии и Франции ИСчДОЖИЛИ свою позицию по вопросу о мир ном договоре так же> как это сделало Со вотское правительство. Не следовало бы и дальше уклоняться от этого. Советское правительство предложило не позже октября месяца 1954 года созвать Мирную конференцию для рассмотрения Мирного договора с Германией. Советская делегация, внося свои пред ложения по германскому вопросу, исходила из того, что существует реальная возмож ность уже в этом году завершить подго товку и заключение Мирного договора < Германией. В этом заинтересованы как германский народ, так и другие народы Европы, особенно советский, польский, чехословацкий, югославский. Французский, английский, наиболее пострадавшие от ■германской агрессии и внесшие неоцени мый вклад в победу над гитлеризмом. Важно, чтобы, кроме наших четырех госу дарств, и другие страны, принимавшие особо активное участие в войне против гитлеровской Германии, такие, как Польша, Чехословакия, Югославия, Греция дг др., не только приняли участие в мирной кон ференции для рассмотрения проекта Мдго- ного договора с Германией, но и могли из ложить свою позицию в ходе его подго товки. В этой мирной конференции должны, ра зумеется, принять участие и представи тели Германии. Имеется в виду, что на всех стадиях подготовки мирного договора, будет обеспечено участие представителей Германии. Впредь до образования Времен ного общегерманского правительства в под готовке проекта мирного договора с Гер манией могли бы принять участие пред ставители Восточной и Западной Германии. Советское правительство предложило по ручить заместителям (министров иност ранных дел четырех держав в течение 3 месяцев подготовдггь дгроект мирного до говора с Германией. Этой работой замести тели могли бы заняться сразу же после настоящего совещания. Правительства грех западных государств до сих пор не представили своих проектов Мирного договора с Германией. Они не сказали здесь ничего и о возможности п о с туп и ть к подготовке такого мирного д-сговора теперь же. Поставленные вопросы требуют ответа. Советское правительство поставило воп рос об облегчении финансово-экономиче ских обязательств Германии, связанных с последствиями войны. Пока только г-н Даллес высказался в связи с этим. Смысл его выступления сво дится к тому, что он против советских предложений об облегчении финансово- экономических обязательств Западной Гер мании. Он говорил о «поразительном про грессе» в деле восстановления экономики Западной Германии. Однако он почему-то не сказал, что под’ем промышленности о Восточной Германид! достиг более высокого уровня, чем в Западной Германии. Он *ге сказал и о том, что в Западной Германии число безработных достигло 2 миллионов человек и продолжает расти дальше. В Во сточной же Германии нет безработицы. Г-и Даллес прошел мимо нашего згред- ложения об уменьшении оккупационных расходов, а это важный вопрос. Почему в 1954 году оказалось возможным умень шить оккупационные расходы Германской Демократической Республики до 4,5 проц. от доходов ее бюджета, а оккупационные расходы в Западной Германии поднялись до 34,5 проц. и составляют 9,6 миллиар да марок? Почему отклоняется советское предложение о снижении оккупационных /расходов до 5 проц., считая от размера до ходов в бюджете ,Германской федеральной республики? Заслуживает внимания, что и со стороны правительства Германской фе деральной республики советское предло жение о снижении окку пационных рас ходов не встретило поддержки. Видимо, это правительство не заинтересовано в том, чтобы облегчить для западногерман ского населения налоговое бремя, которое там быстро увеличивается. Или эту пози цию следует понять так, что уже теперь суммы, идущие по оккупационным статьям бюджета, в какой-то мере идут на цели <гемилитаризации Западной Германии? На эти вопросы следовало бы дать яс ный ответ. Здесь была изложена точка зрения Советского правительства по вопросу об об'единении Германии и о свободных обще германских выборах, результатом которых могло бы быть избрание общегерманского парламента и создание общетерманекого правительства. По этому вопросу' была из ложена также точка зрения трех запад ных держав. Позиция Советского Союза заключается э том, что не следует откладывать воз можных практических шагов к сближению обеих частей Германии. Это явилось бы важной предпосылкой об’единени я Герма нии. С этой целью мы предложили, чтобы наши четыре государства помогли немец кому народу предпринять практические м«-ры в направлении сближения позиций Восточной и Западной Германии. Нам irj-едставлястоя, что Временное общегер- mv ' ihckoo правительство из представителей парламентов Западной дг Восточной Герма нии, прдг участии других демократических организаций, вполне отвечает этой цели. Временное общегерманское правительство могло бы иметь ограниченные функции. Его основная задача — в короткий срок провести общегерманские выборы в усло виях подлинной свободы — в условиях, исключающих давление на выборы со стороны иностранных оккупационных войск. В результате этого уже в этом году могло бы собраться общегерманекое На циональное собрание, которое выработало бы общегерманскую конституцию и обра зовало бы полноправное общегерманское правительство. Это означало бы восста новление единства Германии на демокра тических началах, установление нормаль ного парламентского режима дг образование общегерманского правительства-, выражаю щего свободную волю германского народа. Нам говорят, будто никак нельзя поса дить немцев из Восточной и Западной Германии за один стол. Мотивируют это тем, что в разных частях Германии раз ные государственные режимы. Нельзя не согласиться, что режимы Во сточной Германии и Западной Германии, действительно, разные. Но разве не следует содействовать сближению Восточной и За падной Германии, чтобы облегчить дг ускорить об единение Германии? Разве различие режимов исключает возможность хг/гя бы совместной деятельности немцев обоих частей расколотой Германии на об щую пользу германского народа, для вос становления Германии на демократических дг миролюбдгвьгх началах? Ведь обсуждаем же мы на этим сове шднии министров четырех держав и гер манский вопрос дг другие проблемы, хотя мы представляем государства с весьма различными режималги. Если министры инострлнных дел США, Англии, Франции и СССР делают попытки совместного ре шения некоторых сложных международ ных -проблем, то почему дгсклгочать попыт ки со стороны представителей двух ча стей Германии договориться по вопросам воссоединения германского государства? Нельзя не считаться и с тем, что если на данном совещандпг участвуют представи тели четырех государств, то есть разных народов, то, когда дело идет о Восточной и Западной Германии, дело идет о встречах и совместной работе представителей одно го и того же народа — германского на рода. Нам говогят дальше о том, что в пра вительстве Западной Германии нет ком мунистов, а также демократов, которые были бы готовы работать с ними совмест но. Из этого будто бы следует, что нель зя говорить о возможности даже времен ного участия в правительстве коммуни стов ц некоммуннстов. Но и эти рассужде ния не имеют под собой никакой твердой почвы. Послевоенный опыт Европы свидетель ствует о другом. Теперь немало стран, где нельзя представить национальную и го сударственную жизнь без участия комму нистов в правительстве. Почему бы ком мунисты и нокоммунпсты не могли войти в состав Временного общегерманского пра вительства. чтобы совместно обеспечить проведение действдгтельно свободных об- шегерманеких выборов. В результате та ких свободных выборов собралось бы об- щегепманское Национальное собрание, ко- об’яснить возражения против этого прин ципа. Между тем, здесь имели место и та кие возражения. Мы считаем неправильным, чтобы об'е- диненная Германия включалась в какой- либо военный блок с восточнорвропейски- ми странами против Западной Европы. В той же мере мы считаем неправильным, чтобы об’единенная Германия входила какой-либо военный блок западноевропей ских государств, направленный против Еосточной Европы. Между тем. уже теперь делаются тако го пода попытки. Включение Западной Германии в «ев ропейское оборонительное сообщество», как это предусматривается парижским до говором. преследует цели, несовместимые с интересами безопасности Европы. Этим договором пытаются включить в западно европейскую военную группировку также Западную Германию. Это деласт^я не в интересах укрепления мира в Европе. В этом мы виитм одич из шагов к подготов ке новой войны в Европе. Здесь неоднократно доказывали, что план включения Западной Германии в «европейское оборонительное сообщество» не связывает руки немцам в деле об’ети- нения Германии и будто бы не урезывает свободу будущей об’единенной Германии Мы снова заявляем, что эти утвержде ния не соответствуют действительности, что видно из следующего: Во-первых. Как известно, парижский договор о «ев ропейском оборонительном сообществе» и боннский договор о тальнейших взаимоот- ношениях между США . А н гти рй и ^Фтн- цией. с одной стороны, и Западной Гер манией. с другой стороны, тесно связаны между собой. По боннскому договору оба эти соглашения вступают в с и л у одновре менно. Вместе с тем статья 128 париж ского договора устанавливает: «Настоящий договор заключен на срок в 50 лет, считая со дня вступления его в CH.1V». Пельзя представить себе такого положе ния, что авторы парижского договора хо тят отложить заключение Мирного догово ра с Германией на 50 лет. Из этого следу ет, что и после заключения Мирного дого вора с об’елпнеиной Германией имеется в виду сохранить парижский договор. Мы видим подтверждение этому в словах г-на Бито 4 Февраля, коша он сказал: «Пункт относительно 50 лет выражает очевидный Факт, а именно то, что консти туция сообщества европейских государств ягляется не эфемерным предприятие, а таким, длительного существования кото рого мы желаем». Но после Мирного договора с об’етпнен- ной Германией отдельной Западной Герма нии уже не будет. Следовательно, имеется в виду обязательства парижского догово ра перенести и на об’единенную Герма нию. Значит, хотят заранее предрешить, ч^о об’едпненная Германия должна быть связана парижским договором, подготов ленным и заключенным сепаратным по рядком между тремя западными государст вами и боннским правительством. С этим Советский Союз не может согла ситься. Во-вторых. План втягивания Западной Германии в торое и выбрало бы полноправное правп- 1 тельство, которое соответствует свободной «европейское оборонительное сообщество» соло германского народа. " неприемлем для миролюбивых народов Ев- Вместо того, чтобы помогать этому нор- ропы. так как он направлен на восстанов- мальному демократическому развитию дел, ленпе германского милитаризма, представтенный г-ном Иденом план трех Включившись в этот план. Западная держав идет по другому направлению, ме- Германия перестает быть миролюбивым дающему об’етпненпю Германии. Он втя- государством. Создание «европейского обо- гивает нас в бесконечные споры о «пяти ронптельного ^сообщества», т. е. создание стадиях» об’едпнения Германии. Вместе западноевропейской армии, включающей в с тем этот план ведет к тому, что откла- себя п западногерманскую армию, означа- дываюлся на неопределенно долгое время ет. что в центре Европы вновь возрож- все практические птаги как по Мирному лается опасный очаг агрессии, договопу с Германией, так и по об’едпне- Г-н Бидо предупреждает нас. что это — нию Германии. эфемерное предприятие». Мы полага- Советская делегация считает нужным ем. что «неэфемерность» этого прелприя- обратпть особое внимание на основной де- тия немного раньше или немного позже мократический принцип, которым она pv- скажется в том. что это «предприятие» ководствуется в своих предложениях, H<*f- превратится в серьезную угрозу пе только правленных к скорейшему об'единению .тля восточных, но и для западных сосе- Германип. Мы исходим из признания того лей такой Германии, где возродится армия принципа, что об’единение Германии во главе с гитлеровскими генералами, дэлжно быть произведено руками самих ^ Насколько неубедптельио отверждение, немцев, а не иностранных оккупацпон- будто осуществление плана «европейского ных властей. Поскольку план трех запад- оборонительного сообщества» ничем не пых держав заключается в том, чтобы сляжет об’единенную Германию, видно проведение общегерманских выборов цели- также из следующего: ком держать в руках оккупационных Если план создания западноевропейской войск, он вызывает к себе отрицательное армии, с включением в нее западногер- отпошение. майского вермахта, будет осуществлен в В целях обеспечения свободы общегер- ближайшее время, то это будет означать, манских выборов и недопущения какого- что Западная Германия будет ремилитари- лпбо давления на выборы со стороны ино- з и р о в а н а еще в тот период, пока идут странных оккупационных войск Советское разговоры об об'единенпп Германии. Таким правительство предложило договориться о образом создастся положение, когда За- том, чтобы еще до общегерманских выбо* падная Германия потеряет миролюбивый ров был осуществлен вывод оккупацпон- характер и скатится на рельсы ремплпта- ных войск как из Восточной, так и из риаации. Такая Западная Германия не Западной Германии с оставлением здесь сможет войти в об’едпненную Германию, .тишь ограниченных контингентов. Заяв- так как миролюбивая Восточная Германия, ленные на нашем совещании возражения как это пзвестно. отказывается встать на против указанного вывода оккупационных путь ремилитаризации и не сможет об*е- войск основывались на разного рода не- дгниться с ремилитаризованной Западной кусствепно притянутых предположениях, Германией. Западная Германия не должна но не были подкреплены серьезными до- переходить к ремилитаризации, и тогда волами. имеются все основания для осуществления Наше совещание признало, что р..дпе- об’едииенпя расколотой на части Герма- ппе германской проблемы следует рассмат- нии. Перейдя к ремилитаризации. Запад- ривать в тесной связдг с задачами эбемпс- ная Германия сделает на какой-то срок чения европейской безопасности. Это соот- невозможным восстановление единства ветствует как интересам обеспечения Германии. прочного мира в Европе, так и прежние В-третьих. Существует еще декларация соглашениям по германскому вопросу меж-- США. Англии и Франции от 27 мая 1952 ду четырьмя державами. гота, подписанная г-ном Ачесоном. г-ном Ввиду важности этого вопроса мче при- Иденом и г-ном Шуманом. Эта приложен- ходптся снова напомнить, что в советском ная к парижскому договору декларация проекте основ Мирного договора с, Герма- неразрывно связана с планами создания нпей мы придаем особое значение статье западноевропейской армии, а. елрдовате.ль- 7. которая гласит: но. и с планами восстановления западно- «Германпя обязуется не вступать в ка- германского милитаризма, кие-либо коалиции или военные союзы. По этой декларации Соединенные П1та- паправленные против любой державы, ты и Англия, не желающие включать свои принимавшей участие своими вооружен- войска в западноевропейскую армию, прп- ными силами в войне против Германии». -------------------------------------------------------------- С точки зрения интересов мира нельзя I (Онончание см. на 4 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz