На страже Заполярья. 1954 год. Февраль.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 12 февраля 1954 г., ffs 36 (4878). условностей и упрощенчества Старший матрос Соколов находился в кубрике, когда а н а л ь н ы й сообщил, что его вызывает командир. «Зачем эго? — думал моряк, на правляясь в калоту офицера. — В послед нем походе у меня все было в порядке и вообще никаких замечаний я не имею. Почему же командир хочет говорить лич но го мной?». — Товарищ лейтенант, старший матрос Соколов прибыл по вашему приказанию, -- пороетупив КОМИНТС. громко доложил В'Ч* н. — Я хотел вам сообщить, что вы на значаетесь командиром отделения маши* нистов-турбнн'истов. Моряк вы опытный, работать с людьми можете, и я надеюсь, что со своими обязанностями справитось, — сказал комаодир. — Постараюсь оправдать ваше доверие, — забрил своего начальника Соколов, понимая, какие слож*ные и ответственные обязанности возлагаются теперь на него. Возвратившись в кубрик, войта присел на рундук и медленно обвел взглядом ма тросов. занятых своим делом. Он думал о том. что теперь является начальником и •воспитателем людей, отвечает за их уче бу, поведение, выполнение каждым из них воинского долга. Соколов решил с первых дней не допу скать отступления от уставных требова ний, настойчиво, со всем старанием обу* чать подчиненных воинскому мастерству, добиться того, чтобы каждый матрос стал мастером своего дела. Шли дни. Молодой командир отделения добился первых успехов. Он стал еще бо лее подтянутым и аккуратным, во всем показывал личный пример. Сосгоявпппкя очередной выход корабля в море, трени ровки на боевом посту показали высокую морскую выучку воинов, но, вместе с тем, выявили отдельные недоработки. Все плюсы и минусы правильно понял л взвесил Соколов. Он глубоко продумал вопрос о том. как устранить недостат ки в обучении подчиненных, и исцелился своими -мыслями с командиром. Пз разговора с командиром Соколов сделал вывод, что надо повысить методи ческий уровень занятии по специально* сти. От подготовки руководителя к прове- д<*нию занятий зависят усвоение воинами темы, а следовательно и -уровень боевой подготовки в целом. Обучая моряков правилам ухода за тех никой, ее сбережения и боевого использо вания, Соколов учитывает подготовлен ность и способности каждого подчиненно го. ...Командир отделения Соколов на бое вом посту. Он составляет план очередного занятия. «Об’яснить матросам назначение, устройство и принцип действия цирку* лярного насоса», — записал морж в на* чале страницы. Затем он наметил: «Про верить знания боевых инструкций и на ставлений». Эго следовало сделать непо средственно у боевых механизмов с прак тическим показом действии каждого ма троса. Дальше Соколов запланировал тре- ЛЮ РЯКИ УЧАТСЯ Д ЕЙ С Т ВО ВА Т Ь ТОЧНО ПО ИНСТРУКЦИИ ипровку по запуску системы, наметил не сколько вводных. Против каждой вводной стояла фамилия матроса — исполнителя вводной. Свой план Соколов составил с учетом недостатков, обнаруженных в действиях матросов на прошлых занятиях. Не слу чайно, например, против фамилии Винен- ко стояла запись: «Обратить внимание на точность работы при запуске насоса». Дело в том, что однажды во время при готовления корабля к походу Виненко за был огкоыть приемный клинкет, вслед ствие чего вода не поступала в главный конденсатор н насос работал вхолостую. Последним пунктом в плане значилось: «Разбор и подведение итогов». В конце плана Соколов перечислил те схемы и чертежи, которые следует подготовить к занятию. В тот же день команцир отделения при шел к офицеру. Тот внимательно про смотрел план, одобрил его и дал несколь ко ценных советов. — Проведите занятия в форме живой беседы, на тренировке не допускайте ус ловностей. Все действия подчиненных должны производиться в стротом соответ ствии с инструкциями и наставлениями, т«*.к, как это может быть в боевой обста новке, — предупредил офицер. В назначенный день точно по сигналу матросы собрались в машинном отделении. Поведение занятии непосредственно на боевом посту имеет свои особенности. Во время рассказа руководитель, кроме ис пользования схем и чертежей, имеет воз можность показать механизм и детали. Это позволяет матросам глубоко усвоить материал, понять взаимодействие частей. Соколов начал рассказ с подробного об’яснения назначения, устройства и принципа действия насоса. Не спеша, да вая подчиненным возможность продумать сказанное, Соколов доходчиво излагал ма териал. В то же время он внимательно следил за поведением моряков. Они сосре доточенно слушали командира отделения, следили за движением его руки — Соко лов то и дело сопровождал изложение те мы показом механизмов и схем. ' Рассказ заинтересовал матросов. — Расскажите основные части насоса и их назначение? — спрашивает Соколов матроса Рябова. Тот уверенно называет все детали, дает им краткую характеристику. Когда он окончил, Соколов задал еще вопрос: — А что это за деталь? — и показал рукой. — Воздушный краник,— ответил еоин , — он служит для спуска воздуха. Старший матрос продолжает рассказ. После перерыва он ответил на вопросы подчиненных л проверил, как они усвои ли тему. Перед началом практшеской отработки т-помов Соколов поинтересовад^-я*. как матросы знают инструкции, и привел убе дительные примеры пз своей практики и опыта Великой Отечественной войны. ...По команде воины быстро заняли свои места у механизмов и стали готовить за ведива ни я к действию. Один за другим поступали доклады. Соколов внимательно следил за работой подчиненных. — Не поступает вода в главный кон денсатор, — дана была первая вводная. Виненко сразу же пенял причину неис правности и поэтому действовал быстро, уверенно. Он вспомнил, как командир учил его поступать в таких случаях. Следующая команда была дана матросу Ашмарину. Он открыл свежий и отрабо танный пар на насос, взвел бьгетрозанор- пый клапан, открыл продувание и хотел уже доложить об пополнении приказания, но командир отделения спросил: — А дальше что? Ашмарин с удивлением посмотрел на него, не понимая, чего требует командир. — Я все сделал, — сказал матрос. — Вы нетвердо знаете инструкцию и поэтому забыли открыть продувание кор пуса турбины, — сказал Соколов и рас сказал, как это надо сделать. В следующий раз матрос точно выпол нил требования инструкции, последова тельно и точно произвел все действия. При разборе занятий командир отделе ния проанализировал недостатки, обратил особое внимание личного состава на про мах Ашмарина. Ашмарин понял свою ошибку и стал бо ле-t внимательным. Он кропотливо, шаг за шагом овладевал знаниями. Матрос внима тельно присматривался к действиям командира, усваивал его приемы работы, стремился не отставать от него. Знания и мастерство воина росли с каждым днем. Видя любознательность и усердие подчи ненного в овладении техникой, Соколов поощрил его. Молодой командир отделения добился значительных успехов в обучении подчи ненных. Они технически грамотно, по ин струкции, обслуживают механизмы. Хо рошей проверкой выучки мангонистов- туг-бинистов послужил выход корабля в море. Нелегко при качке нести вахту в ма шинном отделении. Требуются большое усилие волн и твердые практические на выки для того, чтобы обеспечить беспе ребойную работу механизмов и нужный ход кораблю. О к в т шум вентиляционных устройств и ритмичный стук двигателей слышались четкие, отрывистые команды. Моряки сноровисто выполняли их. Любовь к Родине, горячее стремление неустанно повышать свои военные п по литические знания, чувство личной от ветственности за повышение боеготовно сти корабля — вот те движущие силы, которые вдохновляют моряков на новые успехи в боевой потготгвке. День выборов в Верховный Совет ССОР моряки встречают новыми успехами в службе Советской Родине. И. ВОЛОДИН. Беседы о сбережении боевой техники В нашем подразделении регулярно про водятся беседы на технические темы. Опытные специалисты рассказывают вои нам о силе первоклассного советского ору жия, о том, как его беречь и содержать в постоянной готовности. Так, например, проведены беседы на темы: «Сбережение материальной части и уход за нею ^ в эпшопгй период», «Любить технику и бе речь ее, как зеницу ока, — долг каждого воина». «Виды смазочных материалов и их .применение» и т. д. Недавно сержант Харин рассказал под чиненным о значении образцового состоя ния техники для поддержания высокой боевой готовности подразделения. При этом он отметил матроса Станкевича, ко торый отлично изучил свое заведование и добросовестно ухаживает за техникой. Такие беседы способствуют повышению технической культуры воинов. Младший сержант А. СЛОБОДЯНЮК. К чему приводит недисциплинированность Одной из важных задач моряков яв ляется отличное знание сложной боевой техники, правил ее эксплуатации и ухо да за ней. Каждый матрос и старшина должен стремиться к тому, чтобы как можно лучше изучить свое заведывание. Специалист второго класса старший ма трос Стрекач успешно справляется со своими обязанностями. Во время приго товления корабля к походу он тщательно проверяет каждый узел своего заведыва- яня. Недавно перед выходом в море воин обнаружил неполадки в одной из линий звуковой сигнализации. Неисправность была быстро устранена. Если бы Стрекач недобросовестно отнесся к приготовлению материальной части, то не исключена возможность, что при выполнении учеб ной задачи произошла бы заминка. В прошлом у воина были прсмахи. На одной из тренировок, например, Стрекач не поставил переключатель в нужное по ложение. Это привело к нежелательным последствиям. Командир отделения указал войну на ошибку, рассказал, почему он должен был поставить переключатель в это положе ние, а не в другое. Подчиненный понял командира и впредь ошибок не повторял. Причиной же ошибки Стрекача бы ло то, что он неправильно изучал ин струкцию. Бош зазубрил ее, а как вы полнять ее требования, не знал. Такая картина наблюдается и у молодого матро са Пупгкаря. Командиру отделения следу ет обратить серьезное внимание на изуче ние инструкций. Ведь все помнят слу чай, когда Пушкарь однажды не смог подготовить к действию один из узлов своего загаедывания. А когда корабль вы шел в море, была обнаружена неисправ ность. Пз-за халатного отношения матро са к заведыванию в цепи- произошел об рыв. Заметил неисправность не Пушкарь, а его товарищ. Это говорит о том, что молодой матрос до сих пор еще недобросо вестно относится к изучению специаль ности. Воину нацо серьезно взяться за овладение мастерством и в первую оче редь отработать действия согласно требо ваниям инструкции. Старшина 1 статьи С. СОРОКИН. Фотовитрина посвящена передовому старшине В комнате полигпросветработы висит красочно оформленная фотовитрина. Она посвящена отличнику боевой и политиче ской подготовки старшине 1 статьи Кисе леву. В центре ее помещена фотография с текстом: «Старшина 1 статьи Ки селев — отличник 1 учебы, заслуживший 24 поощрения за добросовестное выполне ние своего воинского долга». За этими короткими словами скрывает ся напряженный воинский труд, славные патриотические дела передового воина. Выступая на одном из собраний, стар шина Киселев дал слово служить и учить- сл только отлпчно, быть во всем примером для своих подчиненных. II моряк с честью держит данное им слово. Уже вскоре после собрания старшина, как и многие его товарищи, добился от личных успехов в учебе. Это был его скромный вклад в дело дальнейшего под’- ема боевой готовности части. Требовательный командир и умелый воспитатель, тов. Киселев добился того, что все его подчиненные стали примерными воинами. Они образцово уха^пвают за вве ренной им техникой, тщательно готовятся к занял!ям, в службе проявляют инициа тиву л усердие. Вот почему воины наше го подразделения долго задерживаются у фотовитрины, вдумываются в каждый сни мок, в каждое слово, рассказывающее о примерной службе Киселева. Готовясь достойно встретить день выпо рол в Верховный Совет СССР, старшина добивается новых успехов в учебе. Матрос А. СТАРОСТИН. к'опот ЛЬ О В Ш ТО РМО ВОМ ПОХОДЕ ус пешно действовали моряки нашего корабля. Несмотря на сильную кач ку и частые снежные заряды практи ческие занятия проводились успешно. На них особенно отличился артилле рист матрос Петрухнн. Он заслужил похвалу командира. Матрос Н. Кулешов. О ВО СПИ ТА Т ЕЛ Ь УМ ЕЛ Ы Х ВОИНО В — так на корабле Н. на зывают старшину 2 статьи Заболот ского. Все его подчиненные являются отличниками боевой и политической подготовки. А. Александров. О З А С Л У Ж ЕН Н Ы М А В Т О РИ Т Е ТОМ у личного состава нашего под разделения пользуется комсомолец ефрейтор Лосев. Он в совершенстве овладел своей специальностью. За меткую стрельбу передовой воин на гражден нагрудными знаками «От личный пулеметчик» и «Отличный стрелок». А. Морев. О ЕЩ Е ОДНО П О ОЩ Р ЕН И Е — внеочередной краткосрочный отпуск получил на днях ефрейтор Кривошеев. Это — результат его упорной учебы и ревностного отношения к службе. В. Реутовский. о БО Л ЬШ ИМ У В А Ж Е Н И Е М у личного состава подразделения поль зуется отличник боевой и политиче ской подготовки матрос Смирнов. За примерную службу передовой воин имеет более 20 благодарностей. Сержант В. Яковлев. О МАТРОС Л А В Р О В И Ч — отлич ник боевой и политической подготов ки. Недавно за добросовестное отно шение к своим обязанностям матросу Лавровичу командир об’явнл поощ рение. Матрос М. Конев. \ О Д О Б РО СО В ЕС ТНО Е О ТНОШ Е Н И Е к служебным обязанностям по казывают воины Бутримов, Мелишни- ков, Горлов и другие. Недавно офи цер проверял их знания по специаль ности. Воины показали свое возрос шее боевое мастерство. П. Полетаев. О МАТРОС ВО РО НЦО В хорошо освоил вверенную ему боевую техни ку, умело ее обслуживает. Это не давно отметил командир, подводя итоги похода. Матрос В. Шаньгин. Почему избиратели редко заходят в агитпункт Агитпункт, о котором б**дет идти речь, расположен в хорошем, благоустроенном помещении. Привлекает внимание красоч но изготовленный большой, во В’Ю стену стенд на тему: «Забота о благе советско го народа». Выставлена также литература о Советской Конституции, о превосходстве социалистической демократии нал лживой буржуазной демократией ^ и т. д. В ^зале уютно, созданы все условия для избира телей, к их услугам газеты, журналы, нишходнмая литература. На первый взгляд кажется, что в агитпункте все идет хоро шо. Но это только на первый взгляд. При детальном ознакомлении с деятельностью агитпункта убеждаешься, что она не от вечает возросшим требованиям идеологи ческой работы. Взять хотя бы такой небольшой, но очень важный вопрос, как своевременная доставка свежих газет на агитпункт. Не смотря на то, что имеются все возможно сти ежедневно получать свежие газеты, это не делается. Например, 5 Февраля днем в городском киоске Союзпечати про давались центральные газеты за 3 февра ля. а в агитпункте в подшивке имелись центральные газеты лишь за 30 января. Не попадает в агитпункт и флотская газе та в день ее выхода. Внимание посетителя привлекают под борки материалов по специальным вопро сам: философии, политэкономии, междуна- редному положению, воинскому воспита нию и др. Материалы эти помещены в ак куратно оформленные папки. Но коша на-^ чинаешь знакомиться с их содержанием,' то убеждаешься, что подобраны материа лы формально. Папки не обновляются, ус- таревшие газетные вырезки пз них не изымаются. ГГот папка под многообещаю щим заголовком «Материалы по основам политического и воинского воспитания», а представлены эти материалы лишь двумя небольшими статьями, взятыми из газет за июль и декабрь 1953 г. Между тем во втором полугодии 1953 г.. например, га зета «Красная Звезда» напечатала серию содержательных статей об основах воин ского воспитания, в том числе по вопро- cv укрепления активной обороны нашей Родины, которые было бы целесообразно сконцентрировать в одном месте или в крайнем случае иметь библиографический список таких статей. Еще одна папка— «Международное поло- женпе». Здесь можно найти статьи годпч- ,нсй давности, за февраль 1953 года, но ьнт свежих данных, отражающих собы тия сегодняшнего дня. Разве это не сви детельствует о наличии формализма в ра боте агитпункта?! Центральный Комитет партии требует коренного улучшения всей идеологической работы. Исходя из этого требования, нсоб- хошлю добиваться, чтобы доклады и бесе ды. которые проводятся на агитпункте, отличались глубоким содержанием и вы сокой идейностью, чтобы в них раскры вались великие преимущества советской демократии и избирательной системы над буржуазной. Нельзя сказать, чтобы этим тг-ебоианиям отвечала беседа, котор^ п;»овел с избирателями агитатор тов. Я ллгакин. Существенным упущением аги татора явилось то. что. говоря о буржуаз ной избирательной системе, он не исполь зовал богатый фактический материал о бесправном положенпп трудящихся в стра нах капитала, об ограничении и прямом лишении там избирательных прав неиму щих слоев населения. Больше того, в ходе беседы тов. Малашкпн допустил ряд непрг- внльных толкований, свидетельствующих о том, что сам он недостаточно хорошо зч;:ет «Положение о выборах в Верховный Совет СССР». Пмелись и другие недостатки. В част ности. агитатор поспешил закончить бесе ду т о т а , когда слушатели стали задавать вопросы, высказывать свои мысли и скла дывалась благоприятная обстановка для организации живого обсуждения вопросов. Беседа получилась сухой и не интересной. После этого не вызывает удивления, по-- чему агитпункт избиратели посещают ред ко. Агитатор коммунист Мария Рудакова,-, находясь на дежурстве по агитпункту) откровенно признает, что агптационно- млссовая работа с избирателями должным образом не организована. Необходимо принять все меры к тому, чтобы повысить качество проводимых ме роприятий в агитпункте, добиться того, чтобы избиратели охотно его посещали. А это зависит прежде всего от тов. Копырина, возглавляющего всю работу в агитпункте. Только покончив с формализмом и орга низовав актив из числа избирателей, он сможет активизировать деятельность агит пункта, успешно выгпотнить поставленные перед ним задачи. Г. СЕМЕНОВ. Когда оформят доску отличников? В нашем подразделении много отлични ков боевой и политической поиготивки, классных специалистов. Но очень обидно, что о них забыли командсвание и комсо мольская организация. На одном из комсомольских собраний было принято решение помочь командиру в оформлении Доски отличников. Члену бюро тов. Сивцову поручлгли сделать для нее рамку. Прошло уже почти три месяца, но ре шение комсомольского собрания так и не выполнено. Комсомолец Сивцов ссылается на отсутствие свободного времени, а секре тарь организации ВЛКСМ тов. Широков не требует от него выполнения принятого ре шения. Старший матрос Л. МОХНАЧ. По следам наших выступлений «НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ О РАБОТЕ КАТКА» В корреспонденции А. Мелешко, напе чатанной под таким заголовком в нашей газете 22 января, а также в ряде других писем военкоров указывалось на недостат ки в работе катка г. Североморска. Начальник Дома офицеров Северного флота сообщает, что опубликованные э газете корреспонденции и направленные в Дом офицеров редакцией для принятия мер неопубликованные письма военкоров и читателей обсуждались на совещании работников спортивного клуба. Указан ные в корреспонденциях и письмах фак ты признаны правильными. Приняты ме ры к улучшению работы катка и куль турною обслуживании его посетителей. Так. в праздничные и выходные дни каток для взрослого населения открывает ся с 17 часов. Количество коньков, вы даваемых напрокат, увеличено на 50 пар, а в ближайшее время поступит еще 150 пар. Уход за льдом улучшен. Гарде робщице тов. Белогуровой за нетактичное обращение с посетителями об’явлен вы говор. По следам неопубликованных писем Военкор А. Смирнов писал в редакцию, что э городке около двух месяцев не мо гут залпть каток и провести к нему осве щение. ,з Политорган, которому было направлено это письмо, сообщил, что в настоящее время каток залит и освещен. Славный подвиг русских моряков Пятьдесят лет назад, 9 февраля 1904 года, японская эскадра в составе 14 ко раблей вероломно напала на находившие ся в нейтральном корейском порту Че мульпо русские военные корабли: крей сер «Варяг» и канонерскую лодку «Ко реец». Русские моряки под командовани ем капитана 1 ранга Руднева В. Ф. всту пили в неравный бой. Несмотря на ог ромное численное превосходство противни ка, они уничтожили один я п о н с к и й ми ноносец и поэредплп два крейсера. Исчер^ пав до конца все возможности активной борьбы с японской эскадрой, героические .моряки «Варяга» и «Корейца» потопили свои корабли, но не спустили перед вра гом военно-морского флага. Неувядаема слава героев, она живет в памяти народа. Десятилетия прошли со дня героического боя у Чемульпо, но са моотверженный поступок экипажей «Ва ряга» и «Корейца» свято чтут народы на шей страны. Отчизна гордится своими верными, отважными сынами. Подвиг «Варяга» олицетворяет героизм всего нашего народа, который никогда не склонял галовы перед врагом, самоотвер женно боролся за честь и славу своей От чизны. * « « Незадолго до веротомного нападения японцев крейсер «Варят» прибыл в'корей ский порт Чемульпо в распоряжение рус ского посланника. Командовал крейсером опытный моряк капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев. Здесь же в порту нахо дилась канонерская лодка «Кореец». По мимо русских кораблей, на рейде стояли английское, французское, итальянское и американское военные суда. Обстановка на Дальнем Востоке была до Адмирал флота Н. Г. К У ЗН ЕЦ О В крайности напряженной. Империалистиче ские государства вели борьбу за господ ство на Тихом океане, за раздел Китая. Между царской Россией и Японией назре вала воина за осуществление irx граби тельских, захватнических планов. Япон ские милитаристы, хозяйничая в Корее, стремились проникнуть в Маньчжурию, мечтали о захвате Сахалина и наших обла стей на Дальнем Востоке. Пользуясь под держкой английских и американских им периалистов, они наглели с каждым днем. Натравливая Японию на Россию, амери канские империалисты делали стайку на взаимное истощение России и Японии. Руководители американской внешней по литики условились о согласованных дей ствиях с англичанами. В ночь на 9 февраля Япония веролом но, без об’явл ения войны, напала на русские корабли в Порт-Артуре. Еще накануне японцы совершили напа дение на русскую канонерскую лодку «Ко реец», которая была послана, из Чемульпо в Порт-Артур для выяснения обстановки. Командир «Варяга» выразил протест стар шему на рейде — командиру английского крейсера Бейли против незаконных дей ствий японцев в водаIX нейтральной страны. Вечерам 8 февраля японские миноносцы прибыли на рейд в Чемульпо и стали ря дом с русскими кораблями. В сложившейся обстановке командир «Варяга» приказал личному_составу_быть головым «ко вся- кАм случа<йностям». Вену ночь комендоры «Ьарята» и «Корейца» находились у ору дий, Предосторожность была не лишней. С наступлением темноты японские мино носцы навели свои торпедные аппараты на «Корейца». Русские моряки развернули подготовку в бою. Выбросили за борт все лишнее, что могло дать пищу огню, проверили все люки и горловины, опробовали противопо жарные средства и даже провели подгото- вилельные мероприятия к взрыву своих кораблей. Выдержка и организованность ха-рактеризуют поведение личного состава перед боем. Все помыслы экипажей были направлены на приведение в боевую го товность каждого боевого поста и корабля в целом. Рано утром, уходя из Чемульпо, япон ский адмирал передал командирам всех иностранных военных судов извещение о начале войны между Россией и Япо нией. Он сообщил, что атакует русские су да на .рейде, если последние не уйдут от сюда до двенадцати часов, поэтому кораб лям других наций предлагалось «во избе жание опасности... оставить театр воен ный действий». Командиры всех иностранных кораблей собрались на борту старшего на рейде с целью обсудить создавшееся положение. Не явился только командир американской лодки. Он, видимо, был в курсе полити ки своего правительства, которое за месяц до этого заявило, что «американская по литика будет благожелательна Японии». На совещание был приглашен п Руднеэ. Здесь же он получил ультиматум японско го адмирала Урио оставить порт Чемуль по до полудня девятого февраля. Иначе он атакует русские корабли в порту. Прось ба 'Руднева к иностранцам о сопровожде нии его до границ корейских вод была отклонена. Старший на рейде — антлича- кип Бейли явно действовал в интересам японцев. Командиры иностранных кораб лей заявили, что если русские корабли останутся на рейде, то они, «сохраняя собственную безопасность, .уйдут в море». Тем самым они освобождали пол© деятель ности для японцев. — Ваше мнение? — спросили они у Рудневу. — Буду прорываться и приму бой с эскадрой, как бы она велика ни была! Решение о прорыве & Порт-Артур было смелым н це.тиком отвечало духу русских моряков. Они никогда не склоняли знамен перед щтгивником. Артиллерия шести крейсеров противни ка по количеству превосходила артилле рию русских кораблей более чем в три раза. При этом один броненосный крей сер «Азима» имел 18 орудий крупного калибра против 15 на обоих русских ко раблях. Торпедное вооружение японской эскадры было сильнее в пять раз. Но это не устрашило русских моряков... Верные своему воинскому долгу, они смело шли в бой. Перец с ’емкой с якиря капитан 1 ранга Руднев построил экипаж «Варяга» и об ратился в личному составу с речью: — Мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была... Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя я будем сражаться до последней возможно сти и до последней капли крови. Испол няйте ваши обязанности точно, спокойно, но торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. По сигналу с «Варяга» корабли одновре менно снялись с якоря и направились к выходу в море. «Варяг» шел головным, имея в одном кабельтове за кормой «Ко рейца». Японская эскадра стояла за островом, в нескольких милях от рейда. Построенная в строе пелента, она преграждала оба вы хода в море. Заметив русские корабли, японский флагман поднял на броненосном крейсере «Азима» сигнал с предложением о сдаче. «Варяг» шел на сближение, не отвечая на наглое предложение. На мачтах гордо раз вевались русские флаги. «Азима» открыл огонь. Вслед за ним ■начали стрелять остальные крейсера. Комендоры «Варяга» стояли у заряжен ных орудий. Расстояние между кораблями вс* сокращалось. Отвечая врагу. «Варяг» открыл огонь. Весь свой огонь он сосре доточил на «Азиме». Помня наказ командира, комендоры «Ва- рята» стреляли спокойно и метко. «Краса вец корабль. — писал наблюдатель с итальянского крейсера, — исчезая в об лаках дыма, яростно отвечал на нападение. Орудийное пламя поминутно сверкало с его бортов». Вскоре был замечен на «Азиме» взрыв, разрушивший кормовой мостик. На нем также была повреждена кормовая башня. Отмечены попадания и в другие корабли, утоплен миноносец, пытавшийся выйти в атаку. Противник тоже пристрелялся. Вскоре на «Варяге» был выведен из строя дально- мерный пост, снесен боевой грот-марс, возник пожар на шканцах, который уда лось быстро ликвидировать. Многие комен доры были убиты. На место убитых ста новились запасные. Раненые не уходили ог орудий. Машинист Крылов, несмотря на ранение, остался на боевом посту. «Все комендоры показывали пример храб рости, мужества ir спокойствия, — отме чал впоследствии Руднев. — Раненые не оставляли своих мест, за исключением тех. которые не могли стоять...». Командир корабля все время находился на мостике, под . огнем противника _и_м : . ководил боем. Его спокойствие и умелое jh равление придавали экипажу силу и уверенность. Около него были убиты два матроса, ранены рулевой, ординарец. Сам он был контужен и ранен в голову, но его мужественная фигура была видна каждо му моряку. кто действовал на верхней палубе. От разрыва снаряда вьппло из строя ру левое управление. Командир решил вый ти из сферы огня. В момент поворота крупный снаряд пробил борт корабля в подводной части. Трюмы начали ваиол- няться водой. Но моряки умело организо вали борьбу за живучесть корабля. Одна ко крейсер получил сильный крен. Руднев решил вернуться на рейд, ис править повэежденне и вновь вступить в бой. За «Варягом» повернул и «Кореец». 1.105 снарядов выпустил «Варяг» по ко раблям противника и непобежденный вер нулся на рейд. Флаг поирежнему гордо развевался над кораблем. Как показал осмотр кораблей на рейде, повреждения были очень велики. О быст ром исправлении и возобновлении боя не- чето было и думать. Учтя это, командир к;*ейсера принял правильное в тех усло виях ^решение — уничтожить корабли. Лпчный состав был размещен на иност ранных судах. Командир американской лодки принять русских моряков отказал ся. «Кореец» был взорван. В 16 часов эки паж покинул борт «Варяга». Израненный и одинокий, стоял он на рейде. Руднев со шел с корабля последним. Он спустил рус ский военный флаг, который развевался над кораблем во время боя. Под этим Фла гом моряки мужественно сражались за родину. Старший на рейде командир английско го крейсера воспротивился взрыву «Варя га» под предлогом избежать повреждений ил иностранных кораблях. Руднев вьг
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz