На страже Заполярья. 1954 год. Февраль.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 12 февраля 1954 г., ffs 36 (4878). условностей и упрощенчества Старший матрос Соколов находился в кубрике, когда а н а л ь н ы й сообщил, что его вызывает командир. «Зачем эго? — думал моряк, на­ правляясь в калоту офицера. — В послед­ нем походе у меня все было в порядке и вообще никаких замечаний я не имею. Почему же командир хочет говорить лич­ но го мной?». — Товарищ лейтенант, старший матрос Соколов прибыл по вашему приказанию, -- пороетупив КОМИНТС. громко доложил В'Ч* н. — Я хотел вам сообщить, что вы на­ значаетесь командиром отделения маши* нистов-турбнн'истов. Моряк вы опытный, работать с людьми можете, и я надеюсь, что со своими обязанностями справитось, — сказал комаодир. — Постараюсь оправдать ваше доверие, — забрил своего начальника Соколов, понимая, какие слож*ные и ответственные обязанности возлагаются теперь на него. Возвратившись в кубрик, войта присел на рундук и медленно обвел взглядом ма­ тросов. занятых своим делом. Он думал о том. что теперь является начальником и •воспитателем людей, отвечает за их уче­ бу, поведение, выполнение каждым из них воинского долга. Соколов решил с первых дней не допу­ скать отступления от уставных требова­ ний, настойчиво, со всем старанием обу* чать подчиненных воинскому мастерству, добиться того, чтобы каждый матрос стал мастером своего дела. Шли дни. Молодой командир отделения добился первых успехов. Он стал еще бо­ лее подтянутым и аккуратным, во всем показывал личный пример. Сосгоявпппкя очередной выход корабля в море, трени­ ровки на боевом посту показали высокую морскую выучку воинов, но, вместе с тем, выявили отдельные недоработки. Все плюсы и минусы правильно понял л взвесил Соколов. Он глубоко продумал вопрос о том. как устранить недостат­ ки в обучении подчиненных, и исцелился своими -мыслями с командиром. Пз разговора с командиром Соколов сделал вывод, что надо повысить методи­ ческий уровень занятии по специально* сти. От подготовки руководителя к прове- д<*нию занятий зависят усвоение воинами темы, а следовательно и -уровень боевой подготовки в целом. Обучая моряков правилам ухода за тех­ никой, ее сбережения и боевого использо­ вания, Соколов учитывает подготовлен­ ность и способности каждого подчиненно­ го. ...Командир отделения Соколов на бое­ вом посту. Он составляет план очередного занятия. «Об’яснить матросам назначение, устройство и принцип действия цирку* лярного насоса», — записал морж в на* чале страницы. Затем он наметил: «Про­ верить знания боевых инструкций и на­ ставлений». Эго следовало сделать непо­ средственно у боевых механизмов с прак­ тическим показом действии каждого ма­ троса. Дальше Соколов запланировал тре- ЛЮ РЯКИ УЧАТСЯ Д ЕЙ С Т ВО ВА Т Ь ТОЧНО ПО ИНСТРУКЦИИ ипровку по запуску системы, наметил не­ сколько вводных. Против каждой вводной стояла фамилия матроса — исполнителя вводной. Свой план Соколов составил с учетом недостатков, обнаруженных в действиях матросов на прошлых занятиях. Не слу­ чайно, например, против фамилии Винен- ко стояла запись: «Обратить внимание на точность работы при запуске насоса». Дело в том, что однажды во время при­ готовления корабля к походу Виненко за ­ был огкоыть приемный клинкет, вслед­ ствие чего вода не поступала в главный конденсатор н насос работал вхолостую. Последним пунктом в плане значилось: «Разбор и подведение итогов». В конце плана Соколов перечислил те схемы и чертежи, которые следует подготовить к занятию. В тот же день команцир отделения при­ шел к офицеру. Тот внимательно про­ смотрел план, одобрил его и дал несколь­ ко ценных советов. — Проведите занятия в форме живой беседы, на тренировке не допускайте ус­ ловностей. Все действия подчиненных должны производиться в стротом соответ­ ствии с инструкциями и наставлениями, т«*.к, как это может быть в боевой обста­ новке, — предупредил офицер. В назначенный день точно по сигналу матросы собрались в машинном отделении. Поведение занятии непосредственно на боевом посту имеет свои особенности. Во время рассказа руководитель, кроме ис­ пользования схем и чертежей, имеет воз­ можность показать механизм и детали. Это позволяет матросам глубоко усвоить материал, понять взаимодействие частей. Соколов начал рассказ с подробного об’яснения назначения, устройства и принципа действия насоса. Не спеша, да­ вая подчиненным возможность продумать сказанное, Соколов доходчиво излагал ма­ териал. В то же время он внимательно следил за поведением моряков. Они сосре­ доточенно слушали командира отделения, следили за движением его руки — Соко­ лов то и дело сопровождал изложение те­ мы показом механизмов и схем. ' Рассказ заинтересовал матросов. — Расскажите основные части насоса и их назначение? — спрашивает Соколов матроса Рябова. Тот уверенно называет все детали, дает им краткую характеристику. Когда он окончил, Соколов задал еще вопрос: — А что это за деталь? — и показал рукой. — Воздушный краник,— ответил еоин , — он служит для спуска воздуха. Старший матрос продолжает рассказ. После перерыва он ответил на вопросы подчиненных л проверил, как они усвои­ ли тему. Перед началом практшеской отработки т-помов Соколов поинтересовад^-я*. как матросы знают инструкции, и привел убе­ дительные примеры пз своей практики и опыта Великой Отечественной войны. ...По команде воины быстро заняли свои места у механизмов и стали готовить за­ ведива ни я к действию. Один за другим поступали доклады. Соколов внимательно следил за работой подчиненных. — Не поступает вода в главный кон­ денсатор, — дана была первая вводная. Виненко сразу же пенял причину неис­ правности и поэтому действовал быстро, уверенно. Он вспомнил, как командир учил его поступать в таких случаях. Следующая команда была дана матросу Ашмарину. Он открыл свежий и отрабо­ танный пар на насос, взвел бьгетрозанор- пый клапан, открыл продувание и хотел уже доложить об пополнении приказания, но командир отделения спросил: — А дальше что? Ашмарин с удивлением посмотрел на него, не понимая, чего требует командир. — Я все сделал, — сказал матрос. — Вы нетвердо знаете инструкцию и поэтому забыли открыть продувание кор­ пуса турбины, — сказал Соколов и рас­ сказал, как это надо сделать. В следующий раз матрос точно выпол­ нил требования инструкции, последова­ тельно и точно произвел все действия. При разборе занятий командир отделе­ ния проанализировал недостатки, обратил особое внимание личного состава на про­ мах Ашмарина. Ашмарин понял свою ошибку и стал бо­ ле-t внимательным. Он кропотливо, шаг за шагом овладевал знаниями. Матрос внима­ тельно присматривался к действиям командира, усваивал его приемы работы, стремился не отставать от него. Знания и мастерство воина росли с каждым днем. Видя любознательность и усердие подчи­ ненного в овладении техникой, Соколов поощрил его. Молодой командир отделения добился значительных успехов в обучении подчи­ ненных. Они технически грамотно, по ин­ струкции, обслуживают механизмы. Хо­ рошей проверкой выучки мангонистов- туг-бинистов послужил выход корабля в море. Нелегко при качке нести вахту в ма­ шинном отделении. Требуются большое усилие волн и твердые практические на­ выки для того, чтобы обеспечить беспе­ ребойную работу механизмов и нужный ход кораблю. О к в т шум вентиляционных устройств и ритмичный стук двигателей слышались четкие, отрывистые команды. Моряки сноровисто выполняли их. Любовь к Родине, горячее стремление неустанно повышать свои военные п по­ литические знания, чувство личной от­ ветственности за повышение боеготовно­ сти корабля — вот те движущие силы, которые вдохновляют моряков на новые успехи в боевой потготгвке. День выборов в Верховный Совет ССОР моряки встречают новыми успехами в службе Советской Родине. И. ВОЛОДИН. Беседы о сбережении боевой техники В нашем подразделении регулярно про­ водятся беседы на технические темы. Опытные специалисты рассказывают вои­ нам о силе первоклассного советского ору­ жия, о том, как его беречь и содержать в постоянной готовности. Так, например, проведены беседы на темы: «Сбережение материальной части и уход за нею ^ в эпшопгй период», «Любить технику и бе­ речь ее, как зеницу ока, — долг каждого воина». «Виды смазочных материалов и их .применение» и т. д. Недавно сержант Харин рассказал под­ чиненным о значении образцового состоя­ ния техники для поддержания высокой боевой готовности подразделения. При этом он отметил матроса Станкевича, ко­ торый отлично изучил свое заведование и добросовестно ухаживает за техникой. Такие беседы способствуют повышению технической культуры воинов. Младший сержант А. СЛОБОДЯНЮК. К чему приводит недисциплинированность Одной из важных задач моряков яв­ ляется отличное знание сложной боевой техники, правил ее эксплуатации и ухо­ да за ней. Каждый матрос и старшина должен стремиться к тому, чтобы как можно лучше изучить свое заведывание. Специалист второго класса старший ма­ трос Стрекач успешно справляется со своими обязанностями. Во время приго­ товления корабля к походу он тщательно проверяет каждый узел своего заведыва- яня. Недавно перед выходом в море воин обнаружил неполадки в одной из линий звуковой сигнализации. Неисправность была быстро устранена. Если бы Стрекач недобросовестно отнесся к приготовлению материальной части, то не исключена возможность, что при выполнении учеб­ ной задачи произошла бы заминка. В прошлом у воина были прсмахи. На одной из тренировок, например, Стрекач не поставил переключатель в нужное по­ ложение. Это привело к нежелательным последствиям. Командир отделения указал войну на ошибку, рассказал, почему он должен был поставить переключатель в это положе­ ние, а не в другое. Подчиненный понял командира и впредь ошибок не повторял. Причиной же ошибки Стрекача бы­ ло то, что он неправильно изучал ин­ струкцию. Бош зазубрил ее, а как вы­ полнять ее требования, не знал. Такая картина наблюдается и у молодого матро­ са Пупгкаря. Командиру отделения следу­ ет обратить серьезное внимание на изуче­ ние инструкций. Ведь все помнят слу­ чай, когда Пушкарь однажды не смог подготовить к действию один из узлов своего загаедывания. А когда корабль вы­ шел в море, была обнаружена неисправ­ ность. Пз-за халатного отношения матро­ са к заведыванию в цепи- произошел об­ рыв. Заметил неисправность не Пушкарь, а его товарищ. Это говорит о том, что молодой матрос до сих пор еще недобросо­ вестно относится к изучению специаль­ ности. Воину нацо серьезно взяться за овладение мастерством и в первую оче­ редь отработать действия согласно требо­ ваниям инструкции. Старшина 1 статьи С. СОРОКИН. Фотовитрина посвящена передовому старшине В комнате полигпросветработы висит красочно оформленная фотовитрина. Она посвящена отличнику боевой и политиче­ ской подготовки старшине 1 статьи Кисе­ леву. В центре ее помещена фотография с текстом: «Старшина 1 статьи Ки­ селев — отличник 1 учебы, заслуживший 24 поощрения за добросовестное выполне­ ние своего воинского долга». За этими короткими словами скрывает­ ся напряженный воинский труд, славные патриотические дела передового воина. Выступая на одном из собраний, стар­ шина Киселев дал слово служить и учить- сл только отлпчно, быть во всем примером для своих подчиненных. II моряк с честью держит данное им слово. Уже вскоре после собрания старшина, как и многие его товарищи, добился от­ личных успехов в учебе. Это был его скромный вклад в дело дальнейшего под’- ема боевой готовности части. Требовательный командир и умелый воспитатель, тов. Киселев добился того, что все его подчиненные стали примерными воинами. Они образцово уха^пвают за вве­ ренной им техникой, тщательно готовятся к занял!ям, в службе проявляют инициа­ тиву л усердие. Вот почему воины наше­ го подразделения долго задерживаются у фотовитрины, вдумываются в каждый сни­ мок, в каждое слово, рассказывающее о примерной службе Киселева. Готовясь достойно встретить день выпо­ рол в Верховный Совет СССР, старшина добивается новых успехов в учебе. Матрос А. СТАРОСТИН. к'опот ЛЬ О В Ш ТО РМО ВОМ ПОХОДЕ ус­ пешно действовали моряки нашего корабля. Несмотря на сильную кач­ ку и частые снежные заряды практи­ ческие занятия проводились успешно. На них особенно отличился артилле­ рист матрос Петрухнн. Он заслужил похвалу командира. Матрос Н. Кулешов. О ВО СПИ ТА Т ЕЛ Ь УМ ЕЛ Ы Х ВОИНО В — так на корабле Н. на­ зывают старшину 2 статьи Заболот­ ского. Все его подчиненные являются отличниками боевой и политической подготовки. А. Александров. О З А С Л У Ж ЕН Н Ы М А В Т О РИ Т Е ­ ТОМ у личного состава нашего под­ разделения пользуется комсомолец ефрейтор Лосев. Он в совершенстве овладел своей специальностью. За меткую стрельбу передовой воин на­ гражден нагрудными знаками «От­ личный пулеметчик» и «Отличный стрелок». А. Морев. О ЕЩ Е ОДНО П О ОЩ Р ЕН И Е — внеочередной краткосрочный отпуск получил на днях ефрейтор Кривошеев. Это — результат его упорной учебы и ревностного отношения к службе. В. Реутовский. о БО Л ЬШ ИМ У В А Ж Е Н И Е М у личного состава подразделения поль­ зуется отличник боевой и политиче­ ской подготовки матрос Смирнов. За примерную службу передовой воин имеет более 20 благодарностей. Сержант В. Яковлев. О МАТРОС Л А В Р О В И Ч — отлич­ ник боевой и политической подготов­ ки. Недавно за добросовестное отно­ шение к своим обязанностям матросу Лавровичу командир об’явнл поощ­ рение. Матрос М. Конев. \ О Д О Б РО СО В ЕС ТНО Е О ТНОШ Е ­ Н И Е к служебным обязанностям по­ казывают воины Бутримов, Мелишни- ков, Горлов и другие. Недавно офи­ цер проверял их знания по специаль­ ности. Воины показали свое возрос­ шее боевое мастерство. П. Полетаев. О МАТРОС ВО РО НЦО В хорошо освоил вверенную ему боевую техни­ ку, умело ее обслуживает. Это не­ давно отметил командир, подводя итоги похода. Матрос В. Шаньгин. Почему избиратели редко заходят в агитпункт Агитпункт, о котором б**дет идти речь, расположен в хорошем, благоустроенном помещении. Привлекает внимание красоч­ но изготовленный большой, во В’Ю стену стенд на тему: «Забота о благе советско­ го народа». Выставлена также литература о Советской Конституции, о превосходстве социалистической демократии нал лживой буржуазной демократией ^ и т. д. В ^зале уютно, созданы все условия для избира­ телей, к их услугам газеты, журналы, нишходнмая литература. На первый взгляд кажется, что в агитпункте все идет хоро­ шо. Но это только на первый взгляд. При детальном ознакомлении с деятельностью агитпункта убеждаешься, что она не от­ вечает возросшим требованиям идеологи­ ческой работы. Взять хотя бы такой небольшой, но очень важный вопрос, как своевременная доставка свежих газет на агитпункт. Не­ смотря на то, что имеются все возможно­ сти ежедневно получать свежие газеты, это не делается. Например, 5 Февраля днем в городском киоске Союзпечати про­ давались центральные газеты за 3 февра­ ля. а в агитпункте в подшивке имелись центральные газеты лишь за 30 января. Не попадает в агитпункт и флотская газе­ та в день ее выхода. Внимание посетителя привлекают под­ борки материалов по специальным вопро­ сам: философии, политэкономии, междуна- редному положению, воинскому воспита­ нию и др. Материалы эти помещены в ак ­ куратно оформленные папки. Но коша на-^ чинаешь знакомиться с их содержанием,' то убеждаешься, что подобраны материа­ лы формально. Папки не обновляются, ус- таревшие газетные вырезки пз них не изымаются. ГГот папка под многообещаю­ щим заголовком «Материалы по основам политического и воинского воспитания», а представлены эти материалы лишь двумя небольшими статьями, взятыми из газет за июль и декабрь 1953 г. Между тем во втором полугодии 1953 г.. например, га­ зета «Красная Звезда» напечатала серию содержательных статей об основах воин­ ского воспитания, в том числе по вопро- cv укрепления активной обороны нашей Родины, которые было бы целесообразно сконцентрировать в одном месте или в крайнем случае иметь библиографический список таких статей. Еще одна папка— «Международное поло- женпе». Здесь можно найти статьи годпч- ,нсй давности, за февраль 1953 года, но ьнт свежих данных, отражающих собы­ тия сегодняшнего дня. Разве это не сви­ детельствует о наличии формализма в ра­ боте агитпункта?! Центральный Комитет партии требует коренного улучшения всей идеологической работы. Исходя из этого требования, нсоб- хошлю добиваться, чтобы доклады и бесе­ ды. которые проводятся на агитпункте, отличались глубоким содержанием и вы­ сокой идейностью, чтобы в них раскры­ вались великие преимущества советской демократии и избирательной системы над буржуазной. Нельзя сказать, чтобы этим тг-ебоианиям отвечала беседа, котор^ п;»овел с избирателями агитатор тов. Я ллгакин. Существенным упущением аги­ татора явилось то. что. говоря о буржуаз­ ной избирательной системе, он не исполь­ зовал богатый фактический материал о бесправном положенпп трудящихся в стра­ нах капитала, об ограничении и прямом лишении там избирательных прав неиму­ щих слоев населения. Больше того, в ходе беседы тов. Малашкпн допустил ряд непрг- внльных толкований, свидетельствующих о том, что сам он недостаточно хорошо зч;:ет «Положение о выборах в Верховный Совет СССР». Пмелись и другие недостатки. В част­ ности. агитатор поспешил закончить бесе­ ду т о т а , когда слушатели стали задавать вопросы, высказывать свои мысли и скла­ дывалась благоприятная обстановка для организации живого обсуждения вопросов. Беседа получилась сухой и не интересной. После этого не вызывает удивления, по-- чему агитпункт избиратели посещают ред­ ко. Агитатор коммунист Мария Рудакова,-, находясь на дежурстве по агитпункту) откровенно признает, что агптационно- млссовая работа с избирателями должным образом не организована. Необходимо принять все меры к тому, чтобы повысить качество проводимых ме­ роприятий в агитпункте, добиться того, чтобы избиратели охотно его посещали. А это зависит прежде всего от тов. Копырина, возглавляющего всю работу в агитпункте. Только покончив с формализмом и орга­ низовав актив из числа избирателей, он сможет активизировать деятельность агит­ пункта, успешно выгпотнить поставленные перед ним задачи. Г. СЕМЕНОВ. Когда оформят доску отличников? В нашем подразделении много отлични­ ков боевой и политической поиготивки, классных специалистов. Но очень обидно, что о них забыли командсвание и комсо­ мольская организация. На одном из комсомольских собраний было принято решение помочь командиру в оформлении Доски отличников. Члену бюро тов. Сивцову поручлгли сделать для нее рамку. Прошло уже почти три месяца, но ре­ шение комсомольского собрания так и не выполнено. Комсомолец Сивцов ссылается на отсутствие свободного времени, а секре­ тарь организации ВЛКСМ тов. Широков не требует от него выполнения принятого ре­ шения. Старший матрос Л. МОХНАЧ. По следам наших выступлений «НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ О РАБОТЕ КАТКА» В корреспонденции А. Мелешко, напе­ чатанной под таким заголовком в нашей газете 22 января, а также в ряде других писем военкоров указывалось на недостат­ ки в работе катка г. Североморска. Начальник Дома офицеров Северного флота сообщает, что опубликованные э газете корреспонденции и направленные в Дом офицеров редакцией для принятия мер неопубликованные письма военкоров и читателей обсуждались на совещании работников спортивного клуба. Указан­ ные в корреспонденциях и письмах фак­ ты признаны правильными. Приняты ме­ ры к улучшению работы катка и куль­ турною обслуживании его посетителей. Так. в праздничные и выходные дни каток для взрослого населения открывает­ ся с 17 часов. Количество коньков, вы­ даваемых напрокат, увеличено на 50 пар, а в ближайшее время поступит еще 150 пар. Уход за льдом улучшен. Гарде­ робщице тов. Белогуровой за нетактичное обращение с посетителями об’явлен вы­ говор. По следам неопубликованных писем Военкор А. Смирнов писал в редакцию, что э городке около двух месяцев не мо­ гут залпть каток и провести к нему осве­ щение. ,з Политорган, которому было направлено это письмо, сообщил, что в настоящее время каток залит и освещен. Славный подвиг русских моряков Пятьдесят лет назад, 9 февраля 1904 года, японская эскадра в составе 14 ко­ раблей вероломно напала на находившие­ ся в нейтральном корейском порту Че­ мульпо русские военные корабли: крей­ сер «Варяг» и канонерскую лодку «Ко­ реец». Русские моряки под командовани­ ем капитана 1 ранга Руднева В. Ф. всту­ пили в неравный бой. Несмотря на ог­ ромное численное превосходство противни­ ка, они уничтожили один я п о н с к и й ми­ ноносец и поэредплп два крейсера. Исчер^ пав до конца все возможности активной борьбы с японской эскадрой, героические .моряки «Варяга» и «Корейца» потопили свои корабли, но не спустили перед вра­ гом военно-морского флага. Неувядаема слава героев, она живет в памяти народа. Десятилетия прошли со дня героического боя у Чемульпо, но са­ моотверженный поступок экипажей «Ва­ ряга» и «Корейца» свято чтут народы на­ шей страны. Отчизна гордится своими верными, отважными сынами. Подвиг «Варяга» олицетворяет героизм всего нашего народа, который никогда не склонял галовы перед врагом, самоотвер­ женно боролся за честь и славу своей От­ чизны. * « « Незадолго до веротомного нападения японцев крейсер «Варят» прибыл в'корей­ ский порт Чемульпо в распоряжение рус­ ского посланника. Командовал крейсером опытный моряк капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев. Здесь же в порту нахо­ дилась канонерская лодка «Кореец». По­ мимо русских кораблей, на рейде стояли английское, французское, итальянское и американское военные суда. Обстановка на Дальнем Востоке была до Адмирал флота Н. Г. К У ЗН ЕЦ О В крайности напряженной. Империалистиче­ ские государства вели борьбу за господ­ ство на Тихом океане, за раздел Китая. Между царской Россией и Японией назре­ вала воина за осуществление irx граби­ тельских, захватнических планов. Япон­ ские милитаристы, хозяйничая в Корее, стремились проникнуть в Маньчжурию, мечтали о захвате Сахалина и наших обла­ стей на Дальнем Востоке. Пользуясь под­ держкой английских и американских им­ периалистов, они наглели с каждым днем. Натравливая Японию на Россию, амери­ канские империалисты делали стайку на взаимное истощение России и Японии. Руководители американской внешней по­ литики условились о согласованных дей­ ствиях с англичанами. В ночь на 9 февраля Япония веролом­ но, без об’явл ения войны, напала на русские корабли в Порт-Артуре. Еще накануне японцы совершили напа­ дение на русскую канонерскую лодку «Ко­ реец», которая была послана, из Чемульпо в Порт-Артур для выяснения обстановки. Командир «Варяга» выразил протест стар­ шему на рейде — командиру английского крейсера Бейли против незаконных дей­ ствий японцев в водаIX нейтральной страны. Вечерам 8 февраля японские миноносцы прибыли на рейд в Чемульпо и стали ря­ дом с русскими кораблями. В сложившейся обстановке командир «Варяга» приказал личному_составу_быть головым «ко вся- кАм случа<йностям». Вену ночь комендоры «Ьарята» и «Корейца» находились у ору­ дий, Предосторожность была не лишней. С наступлением темноты японские мино­ носцы навели свои торпедные аппараты на «Корейца». Русские моряки развернули подготовку в бою. Выбросили за борт все лишнее, что могло дать пищу огню, проверили все люки и горловины, опробовали противопо­ жарные средства и даже провели подгото- вилельные мероприятия к взрыву своих кораблей. Выдержка и организованность ха-рактеризуют поведение личного состава перед боем. Все помыслы экипажей были направлены на приведение в боевую го­ товность каждого боевого поста и корабля в целом. Рано утром, уходя из Чемульпо, япон­ ский адмирал передал командирам всех иностранных военных судов извещение о начале войны между Россией и Япо­ нией. Он сообщил, что атакует русские су­ да на .рейде, если последние не уйдут от­ сюда до двенадцати часов, поэтому кораб­ лям других наций предлагалось «во избе­ жание опасности... оставить театр воен­ ный действий». Командиры всех иностранных кораблей собрались на борту старшего на рейде с целью обсудить создавшееся положение. Не явился только командир американской лодки. Он, видимо, был в курсе полити­ ки своего правительства, которое за месяц до этого заявило, что «американская по­ литика будет благожелательна Японии». На совещание был приглашен п Руднеэ. Здесь же он получил ультиматум японско­ го адмирала Урио оставить порт Чемуль­ по до полудня девятого февраля. Иначе он атакует русские корабли в порту. Прось ба 'Руднева к иностранцам о сопровожде­ нии его до границ корейских вод была отклонена. Старший на рейде — антлича- кип Бейли явно действовал в интересам японцев. Командиры иностранных кораб­ лей заявили, что если русские корабли останутся на рейде, то они, «сохраняя собственную безопасность, .уйдут в море». Тем самым они освобождали пол© деятель­ ности для японцев. — Ваше мнение? — спросили они у Рудневу. — Буду прорываться и приму бой с эскадрой, как бы она велика ни была! Решение о прорыве & Порт-Артур было смелым н це.тиком отвечало духу русских моряков. Они никогда не склоняли знамен перед щтгивником. Артиллерия шести крейсеров противни­ ка по количеству превосходила артилле­ рию русских кораблей более чем в три раза. При этом один броненосный крей­ сер «Азима» имел 18 орудий крупного калибра против 15 на обоих русских ко­ раблях. Торпедное вооружение японской эскадры было сильнее в пять раз. Но это не устрашило русских моряков... Верные своему воинскому долгу, они смело шли в бой. Перец с ’емкой с якиря капитан 1 ранга Руднев построил экипаж «Варяга» и об­ ратился в личному составу с речью: — Мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была... Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя я будем сражаться до последней возможно­ сти и до последней капли крови. Испол­ няйте ваши обязанности точно, спокойно, но торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. По сигналу с «Варяга» корабли одновре­ менно снялись с якоря и направились к выходу в море. «Варяг» шел головным, имея в одном кабельтове за кормой «Ко­ рейца». Японская эскадра стояла за островом, в нескольких милях от рейда. Построенная в строе пелента, она преграждала оба вы ­ хода в море. Заметив русские корабли, японский флагман поднял на броненосном крейсере «Азима» сигнал с предложением о сдаче. «Варяг» шел на сближение, не отвечая на наглое предложение. На мачтах гордо раз­ вевались русские флаги. «Азима» открыл огонь. Вслед за ним ■начали стрелять остальные крейсера. Комендоры «Варяга» стояли у заряжен­ ных орудий. Расстояние между кораблями вс* сокращалось. Отвечая врагу. «Варяг» открыл огонь. Весь свой огонь он сосре­ доточил на «Азиме». Помня наказ командира, комендоры «Ва- рята» стреляли спокойно и метко. «Краса­ вец корабль. — писал наблюдатель с итальянского крейсера, — исчезая в об­ лаках дыма, яростно отвечал на нападение. Орудийное пламя поминутно сверкало с его бортов». Вскоре был замечен на «Азиме» взрыв, разрушивший кормовой мостик. На нем также была повреждена кормовая башня. Отмечены попадания и в другие корабли, утоплен миноносец, пытавшийся выйти в атаку. Противник тоже пристрелялся. Вскоре на «Варяге» был выведен из строя дально- мерный пост, снесен боевой грот-марс, возник пожар на шканцах, который уда­ лось быстро ликвидировать. Многие комен­ доры были убиты. На место убитых ста­ новились запасные. Раненые не уходили ог орудий. Машинист Крылов, несмотря на ранение, остался на боевом посту. «Все комендоры показывали пример храб­ рости, мужества ir спокойствия, — отме­ чал впоследствии Руднев. — Раненые не оставляли своих мест, за исключением тех. которые не могли стоять...». Командир корабля все время находился на мостике, под . огнем противника _и_м : . ководил боем. Его спокойствие и умелое jh равление придавали экипажу силу и уверенность. Около него были убиты два матроса, ранены рулевой, ординарец. Сам он был контужен и ранен в голову, но его мужественная фигура была видна каждо­ му моряку. кто действовал на верхней палубе. От разрыва снаряда вьппло из строя ру­ левое управление. Командир решил вый­ ти из сферы огня. В момент поворота крупный снаряд пробил борт корабля в подводной части. Трюмы начали ваиол- няться водой. Но моряки умело организо­ вали борьбу за живучесть корабля. Одна­ ко крейсер получил сильный крен. Руднев решил вернуться на рейд, ис­ править повэежденне и вновь вступить в бой. За «Варягом» повернул и «Кореец». 1.105 снарядов выпустил «Варяг» по ко­ раблям противника и непобежденный вер­ нулся на рейд. Флаг поирежнему гордо развевался над кораблем. Как показал осмотр кораблей на рейде, повреждения были очень велики. О быст­ ром исправлении и возобновлении боя не- чето было и думать. Учтя это, командир к;*ейсера принял правильное в тех усло­ виях ^решение — уничтожить корабли. Лпчный состав был размещен на иност­ ранных судах. Командир американской лодки принять русских моряков отказал­ ся. «Кореец» был взорван. В 16 часов эки­ паж покинул борт «Варяга». Израненный и одинокий, стоял он на рейде. Руднев со­ шел с корабля последним. Он спустил рус­ ский военный флаг, который развевался над кораблем во время боя. Под этим Фла­ гом моряки мужественно сражались за родину. Старший на рейде командир английско­ го крейсера воспротивился взрыву «Варя­ га» под предлогом избежать повреждений ил иностранных кораблях. Руднев вьг

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz