На страже Заполярья. 1954 год. Февраль.

К а с т р а ж е З а п о л я р ь я 9 февраля 1954 г., N° 33 (4875). Берлинское совещание министров иностранных дел четырех держав БЕРЛИН, о Февраля. (Спец. корр. Т\0С). На сррщняпшем засеынип министров ли ^трапных дел председательствовал В. М. Молотов. Обсуждался второй пункт повестки дня -— ■Германский попрос и задачи обеспе- чегия европейской безопасности». Как известно на предыдущем заседании В М. Молотов наложил позицию советской делегации по вопросу о путп к об’еднне- шпо Германии и внес предложения оо об­ разовании Временного оощегермлнекого правительства и провиснии свободных об­ щегермапеких выборов. Л. Лалле\ в ы с т у п и в ш и й первым на се­ годняшнем заседании. заявил. что он про­ никал заявление В. М. Молотова и изучил внесенные им предложения, но не мог «найти ободряющего толкования» этим до­ кументам. Как известно, В. М. Молотов в своем вчерашнем заявлении показал, что план Пдена. поддержанный министрами двух других западных держав, проннкнут недо­ верием к германским демократическим си­ лач и не может обеспечить подлинно сво­ бодных и подлинно демократических выбо. ров в Германии, поскольку этот план пре­ дусматривает проведение выборов под кон- ■трг.лем со стороны иностранных государств и в условиях политического давления на выборы со стороны крупных монополии, фашистских, милитаристских и других антидемократических организаций. В то же время, советские предложения, как по­ казал В. М. Молотов, открывают путь к об’едпнению Германии как миролюбивого демократического государства и предусма­ тривают проведение действительно свобод­ ных выборов руками самих немцев, их де­ мократических организаций. По поводу внесенного советской делега­ цией предложения о проведении общегер- манских свободных выборов Лаллес зая­ вил, что оно неприемлемо, так как не обеспечивает якобы соблюдения демокра­ тических прав немецкого народа. Лаллес не привел ни оаного аргумента в подтвер­ ждение этого своего утверждения. Он до­ пустил резкие выпады по адресу Герман­ ской Демократической Республики, пыта­ ясь представить утвердившийся в этой республике строй, как недемократический. Все, что сказал по этому поеоду Лаллес, явилось повторением старых давно опро­ вергнутых утверждений американской ‘пропаганды. Даллес прибег к подобному .методу обсуждения вопроса, чтобы пред­ ставить дело так. будто между Западной Германией, с одной стороны, и Германской Демократической Республикой — с дру­ гой, невозможен никакой контакт в целях образования Временного общегерманского правительства. Даллес заявил, что боннское правитель­ ство не согласится на советское предложе­ ние. и добавил, что три западные держа­ вы никогда не посоветуют ему принять это предложение. Исходя из своих пред­ посылок. противоречащих действительно­ му положен:!ю дела, Даллес заявил, будто целью советских предложений является... предотвращение выборов в Германии. Обращает на себя внимание то. что Дал­ лес многозначительно промолчал об отно­ шения США к предложению советской де­ легации о выводе, еще до выборов, окку­ пационных войск США, Англии и Фран­ ции из Западной Германии и войск СССР — из Восточной Германии, за исключе­ нием ограниченных контингентов, остав­ ляемых для выполнения охранных функ­ ций. Выступивший далее Ж. Бидо повторил вслед за Даллесом, что предложение совет­ ской делегации неприемлемо в самой своей основе и неосуществимо на практике. Эту мнимую неосуществимость советско­ го предложения Бидо усмотрел в том, что согласно советскому предложению, прове­ дению общегерманских выборов должно предшествовать создание Временного обще­ германского правительства парламентами Германской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики с ши­ роким участием демократических органи­ заций. Бидо утверждал, что создание та­ кого Временного общегерманского прави­ тельства якобы невозможно вследствие то­ го. что до сих пор все попытки установле­ ния контакта между представителями обе­ их частей Германии оказывались безу­ спешными. Бидо игнорировал при этом тот факт, что такое положение язилось ре­ зультатом не нежелания широких слоев населения как Западной, так и Восточной Германии сесть за один стол, а^ упорства боннской верхушки, действующей в ущерб делу восстановления германского единства. Выступление Биао показало, что он. как и его американский и английский партнеры, исходит из недоверия к демо­ кратическим силам Германии. Третируя германский народ, он назвал «странным» сопетскос предложение о том. чтобы под­ готовка избирательного закона и проведе­ ние выборов были делом самих немцев. Бидо утверждал, что в таком случае вряд ли были бы избраны подлинно демократи­ ческие и миролюбивые элементы. Бидо сказал, что, по его мнению, есть причины, которые делают якобы невоз­ можным осуществление советского предл<г жения. В частности, он утверждал, что никакое соглашение между двумя частями Германии недостижимо, так как боннское п|члвительстг >0 не хочет вступать в кон­ такт с правительством Восточной Герма­ нии. Кроме того, Бидо заметил, что бонн­ ское правительство не может отказаться от боннского и парижского соглашений и, тем самым, как он выразился, изолиро­ ваться от западного сообщества. Таким об­ разом. Бидо вступил в противоречие со своими прежними утверждениями о том, будто боннское и парижское соглашения не служат препятствием к об’единению Германии. Одно из препятствий на шути принятия советского предложения Бидо увидел в том, что оно предусматривает вывод окку­ пационных войск как из Восточной, так и из Западной Германии еще до приведения общегерманских выборов, чтобы исклю­ чить какое бы т>о ни было вмешательство и давление со стороны иностранных дер­ жав при проведении этих выборов. Тем самым Бидо показал, что он от­ клоняет это предложение советской делега­ ции. Давление со стороны вооруженных сил иностранных держав при проведении выборов, по утверждению Бидо, можно было бы предупредить путем создания ко­ миссий по наблюдению за выборами из представителей тех же иностранных дер­ жав. В заключение Бидо вновь заявил, что невозможно установить контакт между обеими частями Германии в целях созда­ ния Временного общегерманского прави­ тельства. Поэтому он настаивал на том, что решение германского вопроса нужно начинать с проведения общегерманекпх выборов в соответствии с планом Пдена. После Бидо взял слово Иден. Он утвер­ ждал, будто позиция советской делегации исходит из недоверия к парламентарным учреждениям. Однако Пден не привел до­ казательств этому утверждению. Идя по стопам Даллеса и Бидо, он так­ же назвал советское предложение «явно неприемлемым» и добавил, что не видит причин для изменения своего плана, хотя и не считает, что этот план безупречен и нз может быть улучшен в деталях. Далее Идея остановился ш приведенных в заявлении В. М. Молотова предпосыл­ ках внешнего порядка к обеспечению сво­ боды об’единенной Германии и мирного де­ мократического пути ее дальнейшего раз­ вития. Английский министр иностранных дел при этом вновь в самых общих выра­ жениях повторил, что английский план якобы предоставляет будущему общегер­ манскому правительству полную свободу в решении вопроса о том, «с кем оно хочет ассоциироваться», т. е. изображал дело так, будто английский план даст будуще­ му общегерманскому правительству воз­ можность самому решать вопрос — при­ соединяться пли не присоединяться к во­ енной группировке западных держав, проектируемой под названием «европей­ ской армии». Касаясь поставленного В. М. Молотовым вопроса о том, почему бы не предоставить самим немцам выработать новый общегер­ манский избирательный закон, отвечаю­ щий современной обстановке, Пден заявил, что это невозможно якобы потому, что два ныне существующих в Германии режима «не могут сотрудничать между собой для этой цели». Иден отстаивал свое предложение о том, чтобы выборы в Германии проводились под наблюдением оккупирующих Герма­ нию держав, и уверял, что такие выборы могут якобы предотвратить возрождение германского национализма и милитаризма. Иден повторил тезис двух других запад­ ных министров о том, будто создание временного общегерманского правительст­ ва невозможно. Он голословно и бездоказа­ тельно утверждал, что советская делега­ ция, выдвигая свое предложение, руковод­ ствовалась якобы желанием не допустить проведения выборов в Германии. Пден заявил, что он считает неприем­ лемым советское предложение о выводе ич Германии еще до прг>вед-‘нг, 1 я виборо© ок­ купационных войск, х</гя это предложс кие имеет целью исключить при проеда­ нии общегерманских выборов какое оы го ни было давление или эмслпа-тельстзо со стороны иностранных держав. 11ыта*:сь оправдать свою позицию в ^том вопросе, Иден утверждал, что в Восточной Герма­ нии, помимо советских вооруженных сгл, находятся якобы и немецкие вооружен­ ны*: силы. Пден намеренно обошел при этом тот общеизвестный факт, что в За­ падной Германии под видом полицейских, пограничных и всяких иных формирова­ ний уже возрождены значительные воору­ женные силы. В заключение Иден заянил, что он счи­ тает принципы, на которых основано со­ ветское предложение, совершенно непри­ емлемыми для делегаций западных дер­ жан. Затем выступил В. М. Молотов, кото­ рый остановился на замечаниях Даллеса, Бидо и Идена по поводу позиции совет­ ской делегации в вопросе о пути к обы­ скии Союз не должен питать никаких опасений в_ отношении плана Идена, так как он будет располагать какими-то «очень существенными гарантиями». Бидо утверждал, что в своем выступлении он <прибег к языку примирения». Затем выступил А. Иден. Он заявил, что, по его мнению, каждая сторона пол­ ностью раз'яснила свою позицию в вопро­ се о германском единстве. Он подчеркнул, что между планом, предложенным мини­ страми трех западных держав, и совет­ ским планом существует широкое расхож­ дение. Вслед за Бидо Иден повторил, что совет­ ское. предложение неприемлемо для запад­ ных держав, во-первых, потому, что оно требует соглашения между двумя сущест­ вующими в Германии режимами, основан­ ными на противоположных принципах уп­ равления, во-вторых, потому, что совет­ ское предложение предусматривает прове­ дение выборов на иных основах, чем план Идена, и, в-третьих, потому, что западные державы не считают возможным вывод из динению Германии и по поводу советского | Германии еше до выборов оккупационных войск четырех держав. Вопреки логике Пден утверждал, что вывод оккупацион­ ных войск из Германии еще до выборов, предложенный Советским правительством предложения «Об образовании временного общегерманского правительства и прове­ дении свободных общетерманеких выбо­ ров». В. М. Молотов указал, что совеща­ ние обсуждает сложный вопрос, требую щий большого внимания, поэтому недопу­ стимо в ходе дискуссии прибегать к та­ ким средствам, как искажение позиции одной стороны, чтобы облегчить для себя ее критику. В. М. Молотов напомнил участникам со­ вещания основные положения предложе­ ния, внесенного советской делегацией. В. М. Молотов отметил, что, искажая позицию советской делегации, участники овещания утверждали, будто бы Совет­ ский Союз не хочет свободных ©ы<кхров в Германии. Это, сказал Молотов, было бы удобно для критики, если бы Советски»! О;юз в действительности занимал такую позицию. Но он такой позиции не зани­ мает. Он стоит за об‘единение Германии, зч то, чтоЗы свободные выборы в Герма­ ния не откладывались и прокатились ру­ ками самих немцев. В. М. Молотов пока­ зал, что советское предложение обеспечи­ вает проведение в Германии действитель­ но свободных и демократических выбэроз. Касаясь нападок министров западных дер­ жа© на установившийся в Германской Де­ мократической Республике политический строй, В. М. Молотов отметил, что в этих наладках отразилось нежелание считаться с историческими фактами. Молото© ука­ зал, что различие в режимах, существую­ щих в Германской Демократической Рес­ публике и Германской Федеральной Рес­ публике, вовсе не означает, что нельзя найти путь к согласованию их дейстсий, если обе стороны поставят перед собой в качестве общей задачи обеспечение мира и безопасности для себя и для других стран. В. М. Молотов показал также несо­ стоятельность высказанных на сегодняш­ нем заседании опасений, что после вывода в соответствии с советским предложением оккупационных войск четырех держа© из Германии в Восточной Германии якобы останутся значительные полицейские си­ лы. Малого© указал, что заявление о том, будто полицейские силы Германской Де­ мократической Республики превышают по численности полицейские силы Западной Германии, не соответствует действитель­ ности, и что правительство ГДР предлага­ ло и предлагает правительству Западной Германии договориться о численности по­ лиции, ев вооружении и дислокации в обеих частях Германии. В. М. Молото© в заключение заявил, что некоторые выступления на сегодняш­ нем заседании можно было рассматривать как отказ от попыток достичь соглаше­ ния по обсуждаемому вопросу. Однако со­ ветская делегация стоит за то, чтобы искать пути к соглашению. После выступления В. М. Молотова Даллес предложил собраться в понедель­ ник 8 февраля, на закрытое заседание, на котором обсудить вопросы, переданные на это заседание при обсуждении первого пункта повестки дня настоящего совеща­ ния — «О мероприятиях по уменьшению напряженности в международных отноше­ ниях и о созыве совещания министров иностранных дел Франции, Англии, CHI \, Советского Союза и Китайской Народной Республики». Это предложение не встре­ тило возражений. Министры согласились также рассмотреть на этом заседании процедурные вопросы. Было условлено, что завтра заседание состоится, как обыч­ но. в 15 часов. в целях исключения всякого давления со стороны иностранных держав при проведе­ нии общегерманских выборов, якобы «соз­ дал бы новую преграду на пути использо­ вания немецким народом своего права из­ брать в кратчайший срок общегерманское правительство». Чтобы оправдать свои отказ от совет­ ского предложения. Иден выразил делан­ ное сомнение относительно задач тех огра­ ниченных контингентов войск, которые, согласно советскому предложению, должны быть оставлены в Германии для выполне­ ния охранных функций, вытекающих из контрольных задач четырех держав. Иден снова повторил, что его план яко­ бы предоставляет будущему общегерман­ скому правительству свободный выбор в вопросе п том, присоединяться или не при­ соединяться к «европейскому оборонитель­ ному сообществу», хотя, как это было убедительно показано советской делегаци­ ей в ходе дискуссии, боннское и парижское соглашения предрешают вопрос о вхожде­ нии Германии в военную группировку за­ падных держав, направленную против СССР и стран народной демократии. Пден заявил, что он хочет сделать пред­ ложение, которое, по его мнению, дало бы возможность продолжать обсуждение стоя­ щего перед министрами вопроса. Иден спро­ сил. не согласится ли советская делегация на проведение по всей Германии выборов «при условии гарантии беспристрастного надзора». Иден указал, что он имеет в ви­ ду предложение Бидо. сделанное на сегод­ няшнем заседании. В заключение Иден повторил обычные декларативные утверждения о том, что «европейское оборонительное сообщество», которое он назвал «оборонительным сою­ зом», не направлено против Советского Союза. Пн призывал не препятствовать вступлению Германии в этот, так называе­ мый «оборонительный союз». Иден уверял, будто создание «европейского оборонитель-* ного сообщества» с участием Германии не находится в противоречии с англо-совет­ ским договором, подписанным в 1942 году. Он сказал, что «если существуют другие пути, которые могли бы помочь устранить опасения Советского Союза относительно своей безопасности», то он готов их рас­ смотреть. Затем взял слово В. М. Молотов, сделав­ ший заявление об облегчении финансово- экономических обязательств Германии, свя­ занных с последствиями войны. Заявление 13. М . Молотова Мы только что выслушали замечания г-на Бидо и г-на Идена. Советская делега­ ция исходит из того, что обмен мнениями по обсуждаемому вопросу будет продолжен. Сегодня советская делегация считает нужным обратить внимание еще на один вопрос. При рассмотрении германского вопроса нельзя обойти вопрос о финансово-экономи­ ческих обязательствах Германии, связан­ ных с последствиями‘войны. В своей ноте от 15 августа 1953 года Советское правительство обратилось к пра­ вительствам США, Англии и Франции с предложением о том, чтобы, начиная с 1 января 1954 года, Германия была пол­ ностью освобождена от уплаты репараций, а равным образом и от уплаты четырем державам послевоенных государственных долгов, за исключением задолженности по торговым обязательствам. Кроме того, Со­ ветское правительство внесло предложение о сокращении расходов, связанных с пре­ быванием войск четырех держав на тер­ ритории Германии, и об освобождении Гер­ мании от уплаты задолженности по внеш­ ним оккупационным расходам четырех держав, которая образовалась после 1945 года. Необходимость осуществления этих ме­ роприятий является очевидной, учиты­ вая, что Германия уже выполнила значи­ тельную часть своих финансово-экономи­ ческих обязательств ь отношении США, Англии, Франции и Советского Союза. На­ ряду с этим следует в должной мере учесть | уплате репараций, а по боннскому необходимость облегчения экономического — - - ----- положения Германии и создания благопри­ ятных условий для развития мирной эко­ номики, а также улучшения материально­ го положения населения. Поскольку предложение об облегчении финансово-экономических обязательств Германии до сих пор не были рассмотрены четырьмя державами и не представилось возможным принять согласованное решение по этому вопросу, Советское правительство провело с 1 января 1954 года соответству­ ющие мероприятия по облегчению финан­ сово-экономических обязательств в отноше­ нии Германской Демократической Респуб­ лики. С 1 января 1954 года Советское прави­ тельство прекратило взимание репараций с Германской Демократической Республики, безвозмездно передало в собственность ГДР находящиеся в Германии советские пред­ приятия, сократило оккупационные расхо­ ды до суммы, не превышающей 5 процен­ тов по доходам государственного бюджета ГДР. Кроме того, Германская Демократическая Республика освобождена от уплаты Совет­ скому Союзу послевоенных государствен­ ных долгов, включая задолженность по внешним оккупационным расходам, обра­ зовавшуюся с 1945 года. Было бы несправедливо, чтобы другая часть Германии, т. е. Западная Германия продолжала нести бремя расходов по ана­ логичным обязательствам. Насколько из­ вестно из официальных источников, Запад­ ная Германия обязана уплатить иностран­ ным государствам около 7 миллиардов ма­ рок послевоенных государственных долгов. Значительные обременения имеет Западная Германия по оплате оккупационных расхо­ дов: в 1953 — 1954 бюджетном году на­ мечено затратить по статье «расходы на оборону», т. е. в основном на оккупацион­ ные расходы, 9,6 млрд. марок, пли 34,5 процента поступлений в бюджет Западной Германии. Нельзя не отметить, что с Западной Гер­ мании все еще не сняты обязательства по согла­ шению решение этого вопроса отклады­ вается на неопределенное время, вплоть до заключения мирного договора с Германией. Тзк как вопрос о мирном договоре с Гер­ манией, как это видно из позиции пред­ ставителей США. Англии и Франции на настоящем совещании, откладывается на неопределенно долгий срок, то тем самым и указанный выше вопрос не получает своего разрешения. Все это дает основание сделать вывод о необходимости рассмотрения на настоящем совещании вопроса об облегчении финансо­ во-экономических обязательств Гепма- БЕРЛИН, б февраля. * (Спец. корр. ТАСС). Сегодня на своем двенадцатом за­ седании министры иностранных дел четы­ рех держав продолжали обсуждение второ­ го пункта повестки дня — «Германский вопрос, и задачи обеспечения европейской безопасности». Председательствовал Д. Даллес. Как известно, на вчерашнем заседании министры иностранных дел трех западных держав ответили отказом на советское предложение об образовании Временного общегерманского правительства и проведе­ нии свободных общегерманских выборов, хотя это предложение открывает верный путь к воссоединению Германии как миро­ любивого, демократического государства. Характерно, что инспирируемая определен­ ными кругами западногерманская печать, обходя существо советского предложения, в крикливом тоне заявляет, что оно яв­ ляется «неприемлемым». Выступления министров западных дер­ жав на сегодняшнем заседании были по­ священы той же попытке изобразить со­ ветское предложение как неприемлемое для решения германского вопроса. Выступивший первым Ж. Бидо ^снова защищал план Идена, подменяющий пар­ ламентскими формальностями решение ос­ новной задзчи — задачи воссоединения Германии на демократической и мирной основе, дабы она не могла больше никог­ да угрожать безопасности народов Европы. Бидо прямо заявил, что путь к решению германской проблемы он и его западные партнеры видят в «ассоциации Германии» с западными государствами. Таким обра­ зом. Бидо вновь подтвердил, что главную свою задачу правительства Франции, США и Англии видят не в создании демократи­ ческой и миролюбивой Германии, а в во­ влечении Германии в военную группиров­ ку западных государств. Выступление Бидо представляло собой повторение тех же неубедительных и про­ тиворечащих действительным фактам до­ водов, которые министры западных держав приводили на вчерашнем заседании, что­ бы попытаться обосновать свой отказ от советских предложений. Бидо вновь пытался доказать, будто не­ возможен никакой контакт между прави­ тельством Германской Демократической Республики и боннским правительством вследствие различия между существующи­ ми в обеих частях Германии режимами. Бидо еще раз заявил, что он отклоняет советское предложение о выводе еще до выборов из обеих частей Германии оккупа­ ционных войск четырех д«ржав, за исклю­ чением ограниченных контингентов, оставляемых для выполнения охранных функций. Советское предложение о недопущении вовлечения Германии в коалиции или во­ енные союзы, направленные против любой державы, принимавшей участие своими вооруженными силами в войне против гитлеровской Германии, Бидо изобразил как «запрещение Германии присоединять- После В. М. Молотова взял слово Даллес. Он начал с утверждения о том, что Ми­ нистр Иностранных Дел Советского Союза якобы «не счел желательным продолжать обсуждение вопроса о германском единст­ ве», хотя выступивший перед Даллесом Молотов заявил, что советская делегация исходит из того, что обмен мнениями по обсуждаемому вопросу будет продолжен. Даллес сказал, что он хочет сделать не­ сколько замечаний по поводу заявления советской делегации относительно облегче­ ния финансово-экономических обязательств Германии, связанных с последствиями вой­ ны. Однако Даллес свел эту часть своего выступления к голословным утверждениям о том, что благодаря американской так наз. помощи Западная Германия достигла якобы больших успехов в своем экономи­ ческом развитии. Даллес не привел каких- либо подтверждающих это фактов, ибо факты говорят об обратном. Известно, что американская «помощь» Западной Герма­ нки направлена к милитаризации ее эко­ номики, воссоздания арсенала для осуще­ ствления американских военных планов в ся к свошм соседям». Таким образом. Биао | Европе, и это легло тяжелым бромсясм на именно еще раз показал, что в действительности В. М. Молотовым мер, направленных к об­ легчению финансово-экономических обяза­ тельств Германии, Даллес ничего не ска­ зал. Даллес повторил далее свои прежние не­ состоятельные возражения против совет­ ского предложения об образовании Времен­ ного общегерманского правительства и поведении свободных общетерманеких выборов. Бидо и Пден, выступившие после Дал­ леса, оказали, что советская делегация не дала ответа на якобы внесенные ими ка­ кие-то «новые» предложения. По этому поводу В. М. Молотов отметил, что советская делегация еще не высказала своего мнения относительно сегодняшних выступлений г-на Бидо и г-на Пдена, ис­ ходя из того, что обсуждение германского вопроса будет продолжено. В. М. Молотов указал на то. что со стороны западных министров никаких новых предложений на сегодняшнем заседании сделано не было. Замечания же. сделанные Бидо и Пденом, касались деталей обсуждаемое вопроса, но не затрагивали главной его стороны, а будут ли общегермане.кие выбо- скрывается за требованием западных дер­ жав об «ассоциации Германии» с западны­ ми государствами. Вынужденный так или иначе считаться с тем фактом, что нельзя одновременно требовать проведения общегерманских вы­ боров под контролем оккупирующих дер­ жав, как это предусмотрено планом Иде­ на, и в то же время утверждать, что та­ ки*; выборы будут свободными. Бидо зая- вил. что он намерен внести изменения в эту часть плана Идена. Однако все дело свелось к незначительному исправлению некоторых деталей плана без всякого из­ менения его по существу. Бидо сказал, что он не отказывается от предложения о контроле над выборами со стороны окку­ пирующих держав, но согласен на его из­ вестное «ограничение». Он предложил до­ полнительно создать еще какие-то комис­ сии по наблюдению из немцев и предста­ вителей нейтральной державы Одновре­ менно Бидо продолжал настаивать на том. что подготовку избирательного закона сле­ дует поручить не Временному общегерман­ скому правительству, как это предусма­ тривается советским предложением, а че­ тырем оккупирующим державам. , - I плечи широких слоев населения Западной ры проводиться руками немцев или рука- Германпп. По существу же предложенных ми оккупационных властей. нии. Важно, чтобы у германского народа уже теперь была полная ясность в том, что Германии не будут пред’явлены какие- либо претензии но репарациям, послевоен­ ным долгам, внешним оккупационным ра­ сходам II Т. И. J В соответствии с этим делегация ОССг’ вносит следующие предложения: «О мерах по облегчению финансово-эко­ номических обязательств Германии, свя­ занных с последствиями войны. Учитывая, что Германия уже выполни­ ла значительную часть своих финансово- экономических обязательств в отношении Соединенных Штатов Америки, Англии, Франции и Советского Союза, связанных с последствиями войны. Признавая, что меры по облегчению фи­ нансово-экономических обязательств Гер­ мании, связанных с последствиями войны, окажут существенную помощь в развитии мирной экономики Германии и под’еме ма­ териального благосостояния населения, Правительства США, Франции. Англии и СССР договорились о том, что, начиная с 1 января 1954 года: 1. Германия полностью освобождается от уплаты репараций в любой форме, а также от выплаты четырем державам — США, Франции, Англии и СССР — госу­ дарственных послевоенных долгов, за исключением задолженности по торговым обязательствам. ? 2. Сокращается оплата расходов, связан­ ных с пребыванием войск четырех держав на территории Германии, до размеров рас­ ходов за год. не превышающих пяти про­ центов к доходам государственного бюдже­ та Германской Демократической Республи­ ки п Германской федеральной республики. 3. Германия полностью освобождается от уплаты задолженности по внешним окку­ пационным расходам четырех держав, ко­ торая образовалась после 1945 года». Делегация СССР надеется на то, что внесенные ею предложения по вопросу об облегчении финансово-экономических обя­ зательств Германии, связанных с последст­ виями войны, будут с надлежащим внима­ нием рассмотрены на совешанни. Бидо н Иден согласились с тем, что об­ суждение германской проблемы должно гыть продолжено. Однако Иден предложил на следующий день после закрытого засе­ дания, назначенного на 8 февраля, перей­ ти к обсуждению третьего пункта повест­ ки дня — «Об австрийском государствен­ ном договоре» с тем, чтобы в дальнейшем вернуться к рассмотрению германской проблемы. В. М. Молотов указал, что. согласно прежней договоренности. 8 февраля сле­ дует провести закрытое заседание, а 9 февраля целесообразно продолжить об­ суждение второго пункта повестки дня — «Германский вопрос и задачи обеспечения европейской безопасности». Иден согласился с этим. Даллес предложил перейти к обсужде­ нию австрийского вопроса, как только при­ будет австрийская делегация. В. М. Молотов, напомнив, что 8 февраля на за­ крытом заседании будут рассматриваться также процедурные вопросы, предложил перенести обсуждение вопроса о порядке рассмотрения третьего пункта повестки ДН 1 на это заседание. Это предложение не встретило возражений. На этом заседание закрылось Берлинская демократическая печать о совещании министров иностранных дел БЕРЛИН, 5 февраля. (ТАСС). Предло­ жения советской делегации об образова­ нии Временного общегерманского прави­ тельства и проведении общегерманских свободных выборов, внесенные на вчераш­ нем заседании совещания министров ино­ странных дел, опубликованы сегодня все­ ми берлинскими демократическими газе­ тами. Газеты опубликовали также полный тскст заявления В. М. Молотова «Путь к об'единению Германии» от 4 февраля. Председатель Пала^! Земель Герман­ ской Демократической Республики д-р Ло- бедаяц в газете «Неие цейт» пишет, что главным в германском вопросе является заключение мирно<го договора .с Германи­ ей. в подготовке которое должны участ­ вовать представители обеих частей. Каелясь вопроса сводных выборе© во всей Германии, д-р Лобеданц подчерки­ вает, что «© меморандуме прат-ительства Бидо заявил в заключение, что Совет- *Германской Демократической Республики указан путь к подготовке и проведению общетерманеких свободных и демократи­ ческих выборов в Национальное собра­ ние». Подготовка и проведение этих выборов должны быть вопреки пред­ ложениям английского министра иност- .ранных дел Идена делом самих немцев. «Берлинер цейтунг» указывает, что в условиях действия боннского и парижско­ го военных договоров, в условиях прово­ димой боннским правительством милита­ ризации и подготовки к войне выборы не могут быть свободными. Эти позорные договоры, пишет газета, являются главной помехой не только в деле об’единения Германии, но дг для про­ ведения свободных выборов. Вопрос о том. чего хочет немецкий народ — военных доioBoipoB или мирного договора, должен ■решать сам немецкий народ путем рефе­ рендума. Газета «Националь-цейтунг» пишет, что немецкий народ никогда не признает договг заклю- боннского и парижского военных ров. Он нуждается в быстрейшем чении мирного договора со всей Германи­ ей. Мирный договор и договор о «европей­ ском оборонительном сообществе», подчер­ кивает газета, также противоположны друг другу, как мир — войне, свобода— .рабству и жизнь — смерти. Газеты публикуют многочисленные со­ общения об откликах немецкой общест­ венности на Берлинское совещание мини­ стров иностранных дел. Эти отклики сви­ детельствуют о том, что предложение В. М. Молотова о мирном урегулировании германского вопроса находит горячее одоб­ рение в самых широких слоях немецкой общественности на Востоке и Западе Гер­ мании. Ответственный редактор В . Л У Ш ЕН Ь К И Н . АДРЕС PHЛ АКЦИИ И ИЯЛ АТЕЛЬСТВА: гор Североморск. Мурманской области, ул. Полярная. 8 Телефоны: редактор — 3-76. зам. редактора — 2-48, секретарь *— 1-64, нач. издательства и нач. типографии — 5-83: отделы: информации и культуры и быта — 3-63, боевой подготовки и писем — 28 пропаганды и партийной и комсомольской жизни — 96. отдел подписки и бухгалтерия — 2-01 \ ГМ 0900033. Заказ 33.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz