На страже Заполярья. 1954 год. Февраль.

7 февраля 1954 г., N° 32 (4874). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 _ ть к объе динению Ге рма нии Заявление В.Л1. Молотова на Берлинском совещании министров иностранных дел четырех держав 4 февраля 1954 года Мы оосуждаем вопрос оо оо единении Германии. Решение §того вопроса имеет громадное значение с точки зрения национальных интересов германского народа. Решение этого випросл должно. вместе с том. соот­ ветствовать iPHTepecaiM прочного эпюра в Европе. При рассмотрении вопроса о воссоеди- нении Германии нельзя не считаться с тем, что в настоящее время на террито­ рии Германии с-уществуют Германская Де­ мократическая Республика и Германская Федеральная Республика, каждая из ко­ торых имеет свое правительство, консти­ туцию, особую валюту, пограничную и внутреннюю полицию. В этих условиях без соглашения между обеими частями Германии, без разумного учета их взаим­ ных интересов не может быть осущест­ влено об'единение Германии. Нельзя закрывать глаза на тот фант, что Восточная и Западная Германия раз­ вивались в послевоенный период различ­ ными путями. В соответствии с решением Потсдамской конференции, в Восточной Германии пол­ ностью ликвидированы монополии и кон­ церны, их существование запрещено конституцией, а крупная собственность гитлеровских военных преступников пе­ решла в руки народа. Проведена демокра­ тическая земельная реформа, причем зем­ ли крупных юнкеров, являвшихся опло­ том германского милитаризма, переданы в собственность малоземельных (крестьян и Iпереселенцев. В Западной Германии, несмотря на при­ шитые в Потсдаме решения об уничтоже­ нии чрезмерной концентрации экономиче­ ской мощи, концерны и монополии по* П]>ежнему сохраняют господствующее по­ ложение в экономике-. Там до сшГ пор не проведена земельная реформа, военные преступники и милитаристы играют все большую роль в госуда 1 рственной и хозяй­ ственной жизни. Эти и многие другие различия в поло­ жении Восточной и Западной Германии показывают, что к вопросу об’единения Германии не следует подходить как к ка- ксму-то техническому делу, которое мо­ жет быть осуществлено без соответствую­ щей договоренности между Восточной и Западной Германией. План об’единения Германии, пред­ ставленный г-ном Иденом и п о д ер ж а н ­ ный здесь г-ном Даллесом и г-ном Бидо, сосредоточивается на всякого рода фор­ мальных вопросах организационно-техни­ ческого характера. Важность этих вопро­ сов нельзя отрицать. Однако формальная сторона и в данном случае не имеет ре­ шающего значения. Советская делегация считает нужным обратить внимание, прежде всего, на су­ щество дела. Мы все заявляем, что хотим видеть об’- единевную Германию демократической и миролюбивой. Наши планы об’единения Германии должны быть подчинены этой цеди. Это отвечает также интересам са­ мого германского народа. Отвечает ли план трех западных госу даретв этим целям? Этого нельзя сказать. План г-на Пдена обходит этот вопрос, как |удто это какая-то мелочь, не имеющая отношения к делу'. Спрашивается, почему мы должны иг­ норировать общеизвестные факты герман­ ской истории, поучительность которых нельзя отрицать. Можно ли, например, за­ бывать о том, как в свое время в Герма­ нии был подготовлен парламентским пу­ тем приход к власти германских фаши­ стов. гитлеровцев? Обратимся к тому периоду, который не­ посредственно предшествовал приходу гит­ леровцев в власти, — к периоду 1932— 1933 годов. Известно, что 31 июля 1932 года были проведены выборы в рейхстаг. Рейхстаг собрался 30 августа и. хотя гитлеровцы были в меньшинстве среди избранных де­ путатов, председателем рейхстага был на­ бран Геринг. Тан началась открытая под­ готовка прихода к власти Гитлера. Важную роль в этом деле сыграл, как известно, Франи фон Паиен. Кстати ска­ зать, Папен происходит от того же поли­ тического корня, что и нынешний Аде­ науэр. Во время Веймарской республики как Папен, так и Аденауэр принадлежа­ ли к правому крылу «партии центра». В мае 1932 г. Папен был назначен канцлером. С этого времени Папен начал активно расчищать для гитлеровцев доро­ гу к власти. Но многого он не мог сде­ лать своими силами. Общегерманские вы­ боры в рейхстаг, которые имели место б ноября 1932 года, показали, что за какие-нибудь три месяца, протекшие со времени предыдущих парламентских вы­ боров, гитлеровцы потеряли больше двух миллионов голосов, в результате чего значительно сократилось число национал- социалистов в рейхстаге. Тогдашний президент. Гинденбурт, премьер-министр Пашен и другие стали принимать экстренные меры, чтобы выру­ чить Гитлера и его партию. В декабре 1932 г. был назначен новый канцлер — генерал Шлейхер. Но это было лишь про­ межуточной ступенькой для германских Фашистов. 30 января 1933 г. канцлером был назначен Гитлер. С этого времени на­ чалась такая полоса в истории Германии, которая закончилась сокрушительным крахом гитлеризма весной 1945 года. Папен в своих мемуарах, изданных в Лондоне в 1952 г.. говорит: «Одно должно быть понято — первое правительство Гитлера было обра­ зовано в строгом соответствии с парла­ ментской процедурой и в рамках конетаг туцим». Но это предсказал еще Гитлер, который 7 сентября 1932 г., то есть за несколько месяцев до прихода к власти, заявил: «Национал-социализм придет к власти констптуционным путем». Разумеется, дело тут не- просто в пар ламентокой процедуре. За всеми этими событиями стояли та кие магнаты тяжелой промышленности Германии, как: Тиссен, Крупи фон Болен Кирдорф, Флик, Фег.лер, Борзиг, Цантен Клекнер и др. В своих воспоминаниях об этом периоде один из самых крупных гер майских монополистов Тиссен пря).мо заяв ляет, что в 1932 г. «большое количество крупных сумм перешло из ресурсов тяже лой промышленности в кассы национал социалистической партии». Это делалось конечно, и еще задолго до этого времени Опубликовано, например, что союз горно промышленников Германии, начиная ■ I января 1931 г., путем раскладки меж ду своими членами стал делать отчисле­ нии национал-социалистской партии причем акционеры постановили отчислять по 5 пфеннигов с каждой проданной тон ны угля. Прежде чем Гитлер смог прийти к вла­ сти, многие миллионы марок и десятки миллионов долларов от крупнейших бан­ ков и магнатов промышленности были на­ правлены в гитлеровскую кассу. Это сы­ грало свою роль. Гитлеровцы нашли для себя немало со­ юзников и соучастников, расчистивших им путь для захвата шасти. Все это про­ изошло с соблюдением парламентских норм, .при формальном соблюдении гер­ манской конституции и несмотря на то, ч то гитлеровцы имели в парламенте толь ко 32 процента голосов из общего состава депутатов рейхстага. Теперь хорошо из­ вестны все эти обстоятельства прихода Гитлера к власти. На этот счет вышло немало книг на разных языках. Основной вывод отсюда следующий: не следует однобоко увлекаться только парламентскими формальностями и орга­ низационно-технической стороной этого дела. Наши правительства должным образом учитывали это на Потсдамской конферен ции. Не случайно, конечно, то обстоятельст­ во, что в Потсдамском соглашении США, Англии и ССОР, к которому присоедини­ лась и Франция, говорится о там, что мчзрньгй договор с Германией должен быть принят «пригодным для этой цели прави­ тельством Германии, когда такое прави­ тельство будет образовано». Девять дет т<*му назад мы вез понимали, что пошгн- елние мирного договора требует, чтобы было «пригодное для этой цели прави­ тельство Германии». Это положение не должно находиться в противоречат с другим демократическим принципом, согласно которому решение германской проблемы есть, прежде всего, дело самого германского народа, самих немцев. В этом отношения должно быть достигнуто соответствующее сочетание шагов наших четырех держав и самих немцев. Остается ли в силе это принципиальное положение и в настоящее время? Советское правительство считает, что нельзя отказываться от этого важнейшего принципиального положения при решении германской проблемы. В противном случае не исключено повторение событий 1932 — 1933 г. Найдутся нынешние паиены и шлеихо­ ры, которые расчистят путь к масти ны­ нешним фашистам. Нельзя закрывать глаза и на то, что в Германии у Гитлера есть свои последыши. Кровь миллионов наших братьев и сестер, погибших в борьбе против гитлеровской агрессии, должна нам напомнить о нашем долге. Мы не можем допустить, чтобы фашист­ ские выродки вновь заняли теми или иными путями — в том числе и при по­ мощи парламентской процедуры — гос­ подствующее положение в центральных органах власти об единенной Германии. В недопущении этого заинтересован и сам германский народ. Г-н Иден почему-то не интересуется этой стороной дела. В «пяти стадиях» его плана нет никаких предупредительных мер на этот счет. Он увлекся формальным конституционализмом, процедурными во­ просами выборов и т. д. Он, видимо, рас­ считывает, что остальное будет обеспече­ но самотеком. Стоит будто бы принять хороший избирательный закон и разрабо­ тать на бумаге целый ряд стадий насчет об’единения Германии и этим чуть ли не будет обеспечено, что об’единенная Гер­ мания станет и демократической и миро­ любивой. Однако советские люди не могут согла­ ситься с таким отношением к столь серьезному вопросу, к вопросу о восста- нвлении единой Германии, как демокра­ тического и миролюбивого государства. Именно потому, что на германский на­ род свалились огромные трудности в ре­ зультате 13-летнего господства гитлериз­ ма — именно поэтому нельзя положиться яг самотек. Может случиться, что так же, как. и при Гит.тере, худшие, т. е. антиде­ мократические элементы используют вре­ менные послевоенные трудности герман­ ского на'рода и окажутся на гребне поли­ тической жизни. Найдутся и такие магна­ ты промышленности и банков, которые вновь бросят многие миллионы марок и долларов, только бы поставить у власти таких людей, которые ради них ни перед чем не остановятся. Такие отпетые люди — авантюристы реваншистского типа имеются в Западной Германии. Совсем недавно об оживлении Фашистских орга­ низаций Западной Германии говорили, на­ пример, английские оккупационные вла­ сти. Это — реальная угроза не только для соседей Германии, но и для самого германского народа и, прежде всего, для основной массы населения — для трудя­ щихся Германии. Из всего этого видно, почему Советское правительство не может поддержать план г-на Идена. План трех западных государств не со­ ответствует интересам прочного мира и не обеспечивает элементарных интересов де­ мократии в Германии. На такой основе мы не можем обеспечить такого воссоеди­ нения Германии, которое содействовало бы ее возрождению, как демократического и миролюбивого государства. Торопливое согласие с этим планом может привести к новым опасным авантюрам со стороны германских милитаристов. Это не в инте­ ресах германского на'рода, не в интересах соседей Германии, не в интересах безо­ пасности Европы, да и не в интересах также Англии и Соединенных Штатов Америки. Мы должны договориться, прежде всего, по основному вопросу: согласны .иг мы в тем, что наша задача так же, как и зада­ ча демократических сил Германии, едина. Согласны ли мы, что эта задача заклю­ чается в необходимости обеспечить восста­ новление единства Германии, как демо­ кратического и миролюбивого государства. Может быть есть сторонники такой по­ зиции: нам достаточно заняться органи­ зационно-техническими вопросами проце­ дуры выборов и нас не касается вопрос о том, куда приведут такие выборы. Воз­ можно, что такое мнение отразилось и на представленном г - hvm Иденом проекте. С такой позицией мы не можем согла­ ситься. Мы считаем, что с четырех дер­ жав не может быть снята ответственность за то, чтобы и после германских выборов Германия развивалась по мирному и демо­ кратическому пути. Именно по этому во­ просу, в первую очередь, н следует дого­ вориться. Имеются две основных предпосылки обеспечения свободы об'единенной Герма­ нии и, вместе с тем, ее мирного и демо­ кратического пути дальнейшего развития. Эти предпосылки относятся, с одной сто­ роны, к вопросам внутреннего порядка и, с другой — к вопросам внешнего поряд­ ка. Начнем с вопроса о внутренних пред­ посылках для воссоединения Германии на мирных зг демократических началах. Мы все стремимся к тому, чтобы выбо­ ры в Германии были свободными, демо­ кратическими. Из этого надо сделать вы­ вод, что такие выборы должны проводить­ ся руками самих немцев, а не руками иностранных оккупационных властей. Со­ ветский Союз, имеющий отношение к Во­ сточной Германии, не боится того, чтобы выборы подготовлялись и проводились са­ мими немцами, их демократическими ор­ ганизациями. И в Восточной и в Западной Германии демократические силы стремят­ ся к тому, чтобы об’единенная Германия была демократическим и миролюбивым го­ сударством. Если наши четыре государст­ ва сочувствуют этому и будут действо­ вать согласованно между собой, то можно но сомневаться, что об’единенная Герма­ ния твердо встанет на этот путь и обще- германские выборы будут соответствовать интересам демократии и мира в Европе. План трех держав не отвечает этим це­ лям. Серьезным недостатком этого плана яв­ ляется то, что он проникнут недоверием к германским демократическим силам. Нель­ зя согласиться с тем, чтобы вопрос об’- единеадия Германии оказался фактически целиком в руках оккупационных держав. Нельзя отстранить немцев от этого дела. Это было бы оскорбительным для немец­ кого народа, который имеет свои немалые демократические традиции. Оказывается, даже избирательный за­ кон для общегерманских выборов не могут выработать сами немцы. Был же у нем­ цев в§ времена Веймарской республики свой избирательный закон, не вызывав­ ший особых возражений в демократиие ских кругах. И имеются, ведь, и в Гер­ манской Демократической Республике и в Германской Федеральной Республике изби­ рательные законы, которые, кстати ска­ зать, признаются неплохими и г-ном Иде­ ном. Неужели немцы не могут выработать сами новый общегерманский избиратель­ ный закон, отвечающий современной об­ становке? Неужели такие законы для гер­ манского народа нужно вырабатывать в Англии? Илаи г-на Идена идет в другом направ­ лении. По этому плану предлагается, чтобы выборы проводились под наблюдением че­ тырех иностранных государств, имеющих оккупационные войска на территории Гер­ мании. Получается дальнейшее расшире­ ние прав оккупационных войск за счет njiae немецкого народа, что неправильно. Это предложение опять-такп пропитано недоверием к германским демократическим силам. Между тем, если бы мы позаботи­ лись о том, чтобы никакие действительно демократические организацтг не отталки­ вались и не лишались возможности ак­ тивного участия в подготовке и проведе­ нии выборов, то в таком иностранном контроле за общегерманскими выборами но было бы никакой необходимости. Пусть лучше немцы сами решат, что нм сле­ дует сделать, чтобы обеспечить нормаль­ ный демократический порядок как при подготовке, так и ©о время проведения общегерманских выборов. Это соответст­ вовало бы принципам демократизма. В том случае, если мы договоримся, что проведение общегерманских вьгЗорг.в является делом самих немцев, мы должны сделать и соответствующие практические выводы. В этсм случае мы не могли бы откладывать и дальше практические ша­ ги по осуществлению об’единения Герма­ нии. Нам следовало бы помочь немцам те­ перь же приступить к созданию соответ­ ствующей сбщегермаиской власти. Нан- лучший путь к этому — образование Вименного общегерманското ирг.стнтельст ва парламентами Германской Демскрати- ческой Республики и Германской Феде­ ральной Республики с широким участием демократических организаций. Такое Вре­ менное общегерманское правительство мо­ жет быть создано по согласованию между Восточной и Западной Германией, либо взамен двух существующих правительств в Берлине и Бонне, либо, если это ока­ жется затруднительным в настоящее вре ия, при сохранении на некоторый срок этих правительств. Можно не сомневаться, что сами немцы не хуже, а лучше, чем оккупа­ ционные власти, могут подготовить и про вести свободные общегерманские выбо­ ры в соответствии с интересами герман­ ского народа, его свободы и укрепления национальной независимости Германии. Наши четыре правительства должны бы­ ли бы оказать немцам Восточной и За­ падной Германки все необходимое содей­ ствие, чтобы ускорить и облегчить соз­ дание такого общегерманского центра. Если мы откажемся содействовать соз­ данию Временного общегерманского пра­ вительства, мы только затрудним и за- де 1 ским восстановление единства герман ского государства. В том же случае, если мы признаем необходимость создания В{■сменного общегерманского правитель­ ства, мы поможем не только осуществ­ лению законных прав германского наро­ да на создание единой, демократической, миролюбивой Германии. Мы сделаем этим возможным разрешение многих и многих пиитических вопросов, что облегчит уже сегодня жизнь германского населения, обеспечит его права и, вместе с тем, раз­ витие экономических, торговых и куль­ турных связей между Восточной п За­ падной Германией. В целях обеспечения германскому на­ роду прав самому решать свои нацио­ нальные дела нам следовало бы рекомен­ довать правительству Германской Демо­ кратической Республики и правительству Германской Федеральной Республики неза­ медлительно созвать совещание полномоч­ ных представителей Восточной и Запад­ ной Германии. Такое совещание могло бы договориться о порядке создания Времен­ ного общегерманского правительства, его составе, функциях, задачах и полномочи­ ях Все это сделало бы возможным в ближайшее время провести общегерман­ ские выборы в условиях свободы. Тем самым, Германия получила бы возмож­ ность созвать избранное на свободных выборах общегерманское Учредительное собрание. Этот общегермаиский парламент создал бы уже не Временное правитель­ ство, а полноправное правительство, опи­ рающееся на демократическую конститу­ цию.- Советское правительство исходит из того положения, что все эти мероприятия проведены по соглашению между нашими четырьмя государства»™. Мы должны особенно внимательно отнестись к тому, чтобы избежать в этом деле противопо­ ставления интересов наших государств Друг другу. Разумеется, осуществление общегерман­ ских выборов должно происходить в усло­ виях свободной деятельности для всех демократических организаций. Это не значит, что мы не должны принять мер против активизации деятельности фаши­ стских и милитаристских организаций. Необходимо также исключить возможность •попыток давления со стороны крупных монополий на подготовку и проведение выборов. Перейдем к вопросу о внешних пред­ посылках для обеспечения мирного и де­ мократического развития об’единенной Германии. Это связано с необходимостью обеспечить национальную независимость Германии. В этой связи мы сноза упираемся в договор о «европейском оборонительном сообществе», то есть в парижское и бонн­ ское соглашения, подписанные западио- гсрманскими властями. Нельзя пройти мимо того, что париж­ ское соглашение об участии Западной Германии в «европейской армии» несов­ местимо с интересами .национальной неза­ висимости об'единенной Германии. Оно .Hrсовместимо и с интересами европейской безопасности, поскольку вед^т к восста­ новлению германского милитаризма. Чтобы обеспечить внешние предпосыл­ ки создания свободной и миролюбивой Германии, как независимого государства, надо отказаться от навязывания Западной Германии соглашения о «европейском оборонительном сообществе», об участии Западной Германии в западноевропейской армии. Если останется это соглашение, предусматривающее участие Западной Германии в военной группировке западно­ европейских государств сроком на 50 лет, то это значит, что имеется в виду рас­ пространить это соглашение и на об'еди* ненную Германию. Тем самым, хотят, чтобы путы «европейского оборонитель­ ного сообщества» связали не только За­ падную, но и Восточную Германию, что, конечно, невозможно. Но парижскому соглашению Западная Германия только в том случае получит возможность об’единиться с Восточной Германией, если она сохранит верность своим обязательствам в отношении уча­ стия в западноевропейской армии. Следо­ вательно, об’единение Германии стано­ вится возможным только при том усло­ вии, если вместе с Западной Германией удастся втащить в «европейское оборо­ нительное сообщество» и Восточную Гер­ манию, против чего решительно возражает Германская Демократическая Республика. Значит парижское соглашение о «евро­ пейском оборонительном сообществе» фак­ тически направлено против об’единения Германии. Из этого следует, что оно на- П 1 явлено я против мирного договора с Германией. Из сказанного можно сделать только один вывод: чтобы осуществить план об'единения Германии п сделать воз­ можным заключение мирного договора с Германией, не надо навязывать Западной Германии участие в военной группировке западноевропейских государств. Тем более, что это не только не в интересах герман­ ского народа, но и противоречит интере­ сам прочного мира и безопасности в Евро­ пе. В сегодняшних словах г-на Бидо ска­ залось недовольство той критикой, кото­ рую советская делегация считала мини­ мальной, говоря об отрицательном харак­ тере «европейского оборонительного сооб­ щества» для международных отношений в Европе. Не трудно будет показать всю неудовлетворительность приведенной им при этом аргументации. Нельзя защитить планы, которые ведут не к укреплению мчгра, а к подготовке новой войны в Ев­ ропе. Подведем некоторые итоги. Предложение Англии, поддержанное Соединенными Штатами Америки и Францией, с которым выступил г-н Иден, неприемлемо по следующим при­ чинам. Такое предложение означает попытку передать проведение общегерманских вы­ боров в руки оккупационных властей и Фактически отстранить немцев от орга­ низации и проведения общегерманских выборов. Из этого ничего хорошего не выйдет Предложение трех держав не обеспечи­ вает действительной свободы выборов и не предусматривает недопущение поли­ тического давления на выборы со сторо­ ны иностранных государств. Это предло­ жение исходит из проведения выборов в условиях сохранения нынешнего положе­ ния оккупационных войск на территории Германии, что неправильно. Предложение трех держав не только чр обеспечивает свободы действий для обще- германского правительства после выбора. нч>. напропгв, заранее ограничивает права этого правительства, предусматривая. что после общегерманских выборов Германия будет связана условиями парижского и боннского соглашений, имеющими кабаль­ ный характер для германского народа и содержащими обязательства участия Гер­ мании в западноевропейской армии и э агрессивной Северо-атлантической воен­ ной группировке. Предложение трех держав о порядке проведения общегерманских выборов ве­ дет к созданию такого положения, при котором эти выборы могут быть ИСПОЛЬЗО- ваны германскими агрессивными кругами П|н>тпв интересов мира в Евгопе, — для поддержа'ння и продвижения к власти сто­ ронников возрождения германскою .мили­ таризма. Это особенно необходимо иметь в виду, поскольку в истории Германии уже имели место такие общегерманские выборы, особенно в период 1932 года, когда германские милитаристы и фаши­ сты проложили себе, путь к власти, сде­ лав возможным образгв.!иие правительства Гитлера. Таким образом, предложение трех дер­ жав об общегерманских выборах в те­ перешнем его виде не только не обеспечи­ вает дальнейшего развития Германии на миролюбивых и демократических началах, но и открывает путь к власти тем эле­ ментам в Германии, которые уже теперь не скрывают своих агрессивных и реван­ шистских планов в Европе. Это представ­ ляет прямую утрозу поддержанию мира в Европе, и прежде всего, утрозу безопас­ ности соселних с Германией государств. Советский Союз, вынесший на своих плечах основное бремя воины против гит­ леровской Германии, не может не счи­ таться с тем, что приход к власти тех сил в Германии, которые вызвали воину против миролюбивых государств в про­ шлом. означал бы утрозу новых военных авантюр со стороны германского милита­ ризма. ^ По вопросу об об’единении Германии и общегерманских свободных выборах Со­ ветское правительство вносит свои пред­ ложения. Главное в этих предложениях заклю­ чается в том, чтобы этим содействовать образованию об’единенной Германии на демократических и миролюбивых началах. Этим целям должны быть подчинены сов­ местные усилия четырех держав. Этих це­ лей мы можем добиться только в том слу­ чае. если будем опираться на демократи­ ческие силы германского народа. Для обеспечения действительно свобод­ ных оэщегерманских выборов необходимо, чтобы подготовка и проведение этих вы­ боров находились в руках самих кошев, а де оккупационных властей. Для этого мы должны содействовать сближению Во­ сточной и Западной Германии и помочь им в решении вопроса о создании Времен­ ного общегерманского правительства, опи­ рающегося на все демократические силы Восточной и Западной Германии. Для того, чтобы исключить давление на выборы со стороны оккупационных вла­ стей. необходимо еще до проведения вы­ боров осуществить вывод оккупационных войск с территории Восточной и Западной Германии. В этом случае на территории Германии могли бы остаться только огра­ ниченные контингенты, необходимые для выполнения охранных функций, выте­ кающих из контрольных задач ’ четырех держав: для СССР — в отношении Во­ сточной Германии; для США. Англии и Франции — в отношении Западной Гер­ мании. Советская делегация представляет на ваше рассмотрение свои предложения по вопросу «Об образовании Временного об- ще-германского правительства и проведе­ нии свободных общегерманских выборов». Принятие этого проекта поставило бы на твердые рельсы вопрос об об’единении Германии на демократических и миролю­ бивых началах. Помимо всего прочего, проект г-на Иде­ на имеет еще один существенный чедо- статок. Он толкает на бесконечные еп<П’Ы относительно предложенных им «пяти стадий» об’единения Германии. Все на­ зревшие вопросы, связанные с германской проблемой, Фактически откладываются на неопределенно долгий срок. Достаточно сказать, что. например, «подготовка пе* 1 >е- р»в^ров по мирному договору» начнется только на так называемой третьей ста­ дии. Следовательно, даже «подготовь пе­ реговоров» по этому договору нельзя будет датго еше начать. В от.тичие от этого емьгел советских потложений прост и ясен. Если мы прлгзнаем необходимость те­ перь же создать Временное общегермагг гкое правительство — это v-же сегодня б\дот овальным шагом к соединению Германии. Пусть этот шаг будет несовер­ шенен Он поэтому и будет иметь лишь вгеменный характер. Образование Временного общегерман­ ского правительства будет означать, что демократические силы Восточной и За­ падной Германии уже сегодня могут на­ чать действовать в интересах подлинного об’елинения Германии. Немцы должны влять в свои р\*кн полготовку и проведе­ ние общегерманских выборов. Наигп четыре правительства должтш им оказать и доверие и поддержку Об образовании Временного общегерманского правительства и проведении свободных общегерманских выборов теобходимым положить ко- труднительным в настоящее время, прп для осуществления демократических вы- б).недопущение вовлечения Германии в вопросы, затрагивающие интересы всего выполнению Нпр\грч«ычг Признавая н ­ нец расколу Германии н в соответствии с имеющимися соглашениями четырех дер­ жав осуществить национальное воссоеди­ нение Германии на демократических и миролюбивых началах. Правительства Со­ ветского Союза. Франции, Англии и Сое­ диненных Штатов Америки пришли к сле­ дующему соглашению: 1. Считать неотложной задачей образо­ вание Временного общегерманского прави­ тельства парламентами Германской Демо­ кратической Республики и Германской Федеральной Республики с широким уча­ стием демократических организаций. Временное общегерманское правительст­ во может быть создано взамен существую­ щих правительств Восточной я Западной Германии или, если это окажется за­ сохранении на некоторый срок этих пра­ вительств. 2. Главной задачей Временного общегер­ манского правительства является подго­ товка и проведение общегерманских сво­ бодных выборов, а именно: а) подготовка проекта общегерманекого избирательного закона, обеспечивающего действительно демократический характер общегерманских выборов, участие в выбо­ ра* всех демократических организаций и поведение выборов в условиях действи­ тельной свободы, исключающей давление на избирателей со стороны крупных мо­ нополий; б) проведение, если это будет им при­ знано целесообразным, проверки наличия во всей Германии условий, необходимых ­ боров, как и принятие мер по обеспече­ нию таких условий; в) проведение свободных общегерман­ ских выборов, в результате которых гер­ манский народ без вмешательства иност­ ранных государств решит вопрос об обще­ ственном и государственном устройстве демократической Германии и на основе которых будет образовано общегерманское правительство. 3. Установить, что задачами Временно­ го общегерманского правительства также являются: а) представительство Германии при mxr готовке мирного договора, а также пред­ ставительство в международных органи­ зациях; , не коалиции или военные союзы, направлен­ ные против любой державы, принимавшей участие своими вооруженными силами в войне против гитлеровской Германии; в) вопросы германского гражданства; • г) обеспечение свободной деятельности демократических партий и организации и недопущение существования фашистских, милитаристских и других организаций, вдеяиебных демократии и делу сохранения мира; д) развитие экономических, торговых и культурных связей между Восточной и Западной Германией, вопросы транспорта, почтовой и телеграфной связи, вопросы свободного передвижения людей и товаров по всей территории Германии и другие германского народа. 4. В целях обеспечения за германским народом права самому решать свои на­ циональные дела, рекомендовать Прави- тельству Германской Демократической Республики и Правительству Германской Федеральной Республики незамедлительно созвать совещание полномочных предста­ вителей Восточной и Западной Германии, чтобы договориться о порядке создания Временного общегерманского правительст­ ва. его составе, функциях, задачах и пол­ номочиях. 5. Правительства Советского Союза, Франции, Англии и США со своей сторо­ ны примут меры, направленные на созда­ ние (условий, содействующих успешному в полнени Временн м общегерманеким правительством возложенных на него за­ дач и исключающих какое бы то ни оыло вмешательство и давление со стороны иностранных держав при проведении об- щегерманеких выборов. В этих целях пра­ вительства четырех держав согласились епп до проведения выборов осуществить вывод оккупационных войск как с терри­ тории Восточной Германии, так и е тер­ ритории Западной Германии за исклю” е- ннеч ограниченных контингентов, тстав- лнемых для выполнения охоанных функ­ ций. вытекающих из контро.льньп задач четырех держав: для СССР — в отноше­ нии Восточной Германии, для США. \н- глии и Франции — в отношении Западной Германии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz