На страже Заполярья. 1954 год. Февраль.
7 февраля 1954 г., N° 32 (4874). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 _ ть к объе динению Ге рма нии Заявление В.Л1. Молотова на Берлинском совещании министров иностранных дел четырех держав 4 февраля 1954 года Мы оосуждаем вопрос оо оо единении Германии. Решение §того вопроса имеет громадное значение с точки зрения национальных интересов германского народа. Решение этого випросл должно. вместе с том. соот ветствовать iPHTepecaiM прочного эпюра в Европе. При рассмотрении вопроса о воссоеди- нении Германии нельзя не считаться с тем, что в настоящее время на террито рии Германии с-уществуют Германская Де мократическая Республика и Германская Федеральная Республика, каждая из ко торых имеет свое правительство, консти туцию, особую валюту, пограничную и внутреннюю полицию. В этих условиях без соглашения между обеими частями Германии, без разумного учета их взаим ных интересов не может быть осущест влено об'единение Германии. Нельзя закрывать глаза на тот фант, что Восточная и Западная Германия раз вивались в послевоенный период различ ными путями. В соответствии с решением Потсдамской конференции, в Восточной Германии пол ностью ликвидированы монополии и кон церны, их существование запрещено конституцией, а крупная собственность гитлеровских военных преступников пе решла в руки народа. Проведена демокра тическая земельная реформа, причем зем ли крупных юнкеров, являвшихся опло том германского милитаризма, переданы в собственность малоземельных (крестьян и Iпереселенцев. В Западной Германии, несмотря на при шитые в Потсдаме решения об уничтоже нии чрезмерной концентрации экономиче ской мощи, концерны и монополии по* П]>ежнему сохраняют господствующее по ложение в экономике-. Там до сшГ пор не проведена земельная реформа, военные преступники и милитаристы играют все большую роль в госуда 1 рственной и хозяй ственной жизни. Эти и многие другие различия в поло жении Восточной и Западной Германии показывают, что к вопросу об’единения Германии не следует подходить как к ка- ксму-то техническому делу, которое мо жет быть осуществлено без соответствую щей договоренности между Восточной и Западной Германией. План об’единения Германии, пред ставленный г-ном Иденом и п о д ер ж а н ный здесь г-ном Даллесом и г-ном Бидо, сосредоточивается на всякого рода фор мальных вопросах организационно-техни ческого характера. Важность этих вопро сов нельзя отрицать. Однако формальная сторона и в данном случае не имеет ре шающего значения. Советская делегация считает нужным обратить внимание, прежде всего, на су щество дела. Мы все заявляем, что хотим видеть об’- единевную Германию демократической и миролюбивой. Наши планы об’единения Германии должны быть подчинены этой цеди. Это отвечает также интересам са мого германского народа. Отвечает ли план трех западных госу даретв этим целям? Этого нельзя сказать. План г-на Пдена обходит этот вопрос, как |удто это какая-то мелочь, не имеющая отношения к делу'. Спрашивается, почему мы должны иг норировать общеизвестные факты герман ской истории, поучительность которых нельзя отрицать. Можно ли, например, за бывать о том, как в свое время в Герма нии был подготовлен парламентским пу тем приход к власти германских фаши стов. гитлеровцев? Обратимся к тому периоду, который не посредственно предшествовал приходу гит леровцев в власти, — к периоду 1932— 1933 годов. Известно, что 31 июля 1932 года были проведены выборы в рейхстаг. Рейхстаг собрался 30 августа и. хотя гитлеровцы были в меньшинстве среди избранных де путатов, председателем рейхстага был на бран Геринг. Тан началась открытая под готовка прихода к власти Гитлера. Важную роль в этом деле сыграл, как известно, Франи фон Паиен. Кстати ска зать, Папен происходит от того же поли тического корня, что и нынешний Аде науэр. Во время Веймарской республики как Папен, так и Аденауэр принадлежа ли к правому крылу «партии центра». В мае 1932 г. Папен был назначен канцлером. С этого времени Папен начал активно расчищать для гитлеровцев доро гу к власти. Но многого он не мог сде лать своими силами. Общегерманские вы боры в рейхстаг, которые имели место б ноября 1932 года, показали, что за какие-нибудь три месяца, протекшие со времени предыдущих парламентских вы боров, гитлеровцы потеряли больше двух миллионов голосов, в результате чего значительно сократилось число национал- социалистов в рейхстаге. Тогдашний президент. Гинденбурт, премьер-министр Пашен и другие стали принимать экстренные меры, чтобы выру чить Гитлера и его партию. В декабре 1932 г. был назначен новый канцлер — генерал Шлейхер. Но это было лишь про межуточной ступенькой для германских Фашистов. 30 января 1933 г. канцлером был назначен Гитлер. С этого времени на чалась такая полоса в истории Германии, которая закончилась сокрушительным крахом гитлеризма весной 1945 года. Папен в своих мемуарах, изданных в Лондоне в 1952 г.. говорит: «Одно должно быть понято — первое правительство Гитлера было обра зовано в строгом соответствии с парла ментской процедурой и в рамках конетаг туцим». Но это предсказал еще Гитлер, который 7 сентября 1932 г., то есть за несколько месяцев до прихода к власти, заявил: «Национал-социализм придет к власти констптуционным путем». Разумеется, дело тут не- просто в пар ламентокой процедуре. За всеми этими событиями стояли та кие магнаты тяжелой промышленности Германии, как: Тиссен, Крупи фон Болен Кирдорф, Флик, Фег.лер, Борзиг, Цантен Клекнер и др. В своих воспоминаниях об этом периоде один из самых крупных гер майских монополистов Тиссен пря).мо заяв ляет, что в 1932 г. «большое количество крупных сумм перешло из ресурсов тяже лой промышленности в кассы национал социалистической партии». Это делалось конечно, и еще задолго до этого времени Опубликовано, например, что союз горно промышленников Германии, начиная ■ I января 1931 г., путем раскладки меж ду своими членами стал делать отчисле нии национал-социалистской партии причем акционеры постановили отчислять по 5 пфеннигов с каждой проданной тон ны угля. Прежде чем Гитлер смог прийти к вла сти, многие миллионы марок и десятки миллионов долларов от крупнейших бан ков и магнатов промышленности были на правлены в гитлеровскую кассу. Это сы грало свою роль. Гитлеровцы нашли для себя немало со юзников и соучастников, расчистивших им путь для захвата шасти. Все это про изошло с соблюдением парламентских норм, .при формальном соблюдении гер манской конституции и несмотря на то, ч то гитлеровцы имели в парламенте толь ко 32 процента голосов из общего состава депутатов рейхстага. Теперь хорошо из вестны все эти обстоятельства прихода Гитлера к власти. На этот счет вышло немало книг на разных языках. Основной вывод отсюда следующий: не следует однобоко увлекаться только парламентскими формальностями и орга низационно-технической стороной этого дела. Наши правительства должным образом учитывали это на Потсдамской конферен ции. Не случайно, конечно, то обстоятельст во, что в Потсдамском соглашении США, Англии и ССОР, к которому присоедини лась и Франция, говорится о там, что мчзрньгй договор с Германией должен быть принят «пригодным для этой цели прави тельством Германии, когда такое прави тельство будет образовано». Девять дет т<*му назад мы вез понимали, что пошгн- елние мирного договора требует, чтобы было «пригодное для этой цели прави тельство Германии». Это положение не должно находиться в противоречат с другим демократическим принципом, согласно которому решение германской проблемы есть, прежде всего, дело самого германского народа, самих немцев. В этом отношения должно быть достигнуто соответствующее сочетание шагов наших четырех держав и самих немцев. Остается ли в силе это принципиальное положение и в настоящее время? Советское правительство считает, что нельзя отказываться от этого важнейшего принципиального положения при решении германской проблемы. В противном случае не исключено повторение событий 1932 — 1933 г. Найдутся нынешние паиены и шлеихо ры, которые расчистят путь к масти ны нешним фашистам. Нельзя закрывать глаза и на то, что в Германии у Гитлера есть свои последыши. Кровь миллионов наших братьев и сестер, погибших в борьбе против гитлеровской агрессии, должна нам напомнить о нашем долге. Мы не можем допустить, чтобы фашист ские выродки вновь заняли теми или иными путями — в том числе и при по мощи парламентской процедуры — гос подствующее положение в центральных органах власти об единенной Германии. В недопущении этого заинтересован и сам германский народ. Г-н Иден почему-то не интересуется этой стороной дела. В «пяти стадиях» его плана нет никаких предупредительных мер на этот счет. Он увлекся формальным конституционализмом, процедурными во просами выборов и т. д. Он, видимо, рас считывает, что остальное будет обеспече но самотеком. Стоит будто бы принять хороший избирательный закон и разрабо тать на бумаге целый ряд стадий насчет об’единения Германии и этим чуть ли не будет обеспечено, что об’единенная Гер мания станет и демократической и миро любивой. Однако советские люди не могут согла ситься с таким отношением к столь серьезному вопросу, к вопросу о восста- нвлении единой Германии, как демокра тического и миролюбивого государства. Именно потому, что на германский на род свалились огромные трудности в ре зультате 13-летнего господства гитлериз ма — именно поэтому нельзя положиться яг самотек. Может случиться, что так же, как. и при Гит.тере, худшие, т. е. антиде мократические элементы используют вре менные послевоенные трудности герман ского на'рода и окажутся на гребне поли тической жизни. Найдутся и такие магна ты промышленности и банков, которые вновь бросят многие миллионы марок и долларов, только бы поставить у власти таких людей, которые ради них ни перед чем не остановятся. Такие отпетые люди — авантюристы реваншистского типа имеются в Западной Германии. Совсем недавно об оживлении Фашистских орга низаций Западной Германии говорили, на пример, английские оккупационные вла сти. Это — реальная угроза не только для соседей Германии, но и для самого германского народа и, прежде всего, для основной массы населения — для трудя щихся Германии. Из всего этого видно, почему Советское правительство не может поддержать план г-на Идена. План трех западных государств не со ответствует интересам прочного мира и не обеспечивает элементарных интересов де мократии в Германии. На такой основе мы не можем обеспечить такого воссоеди нения Германии, которое содействовало бы ее возрождению, как демократического и миролюбивого государства. Торопливое согласие с этим планом может привести к новым опасным авантюрам со стороны германских милитаристов. Это не в инте ресах германского на'рода, не в интересах соседей Германии, не в интересах безо пасности Европы, да и не в интересах также Англии и Соединенных Штатов Америки. Мы должны договориться, прежде всего, по основному вопросу: согласны .иг мы в тем, что наша задача так же, как и зада ча демократических сил Германии, едина. Согласны ли мы, что эта задача заклю чается в необходимости обеспечить восста новление единства Германии, как демо кратического и миролюбивого государства. Может быть есть сторонники такой по зиции: нам достаточно заняться органи зационно-техническими вопросами проце дуры выборов и нас не касается вопрос о том, куда приведут такие выборы. Воз можно, что такое мнение отразилось и на представленном г - hvm Иденом проекте. С такой позицией мы не можем согла ситься. Мы считаем, что с четырех дер жав не может быть снята ответственность за то, чтобы и после германских выборов Германия развивалась по мирному и демо кратическому пути. Именно по этому во просу, в первую очередь, н следует дого вориться. Имеются две основных предпосылки обеспечения свободы об'единенной Герма нии и, вместе с тем, ее мирного и демо кратического пути дальнейшего развития. Эти предпосылки относятся, с одной сто роны, к вопросам внутреннего порядка и, с другой — к вопросам внешнего поряд ка. Начнем с вопроса о внутренних пред посылках для воссоединения Германии на мирных зг демократических началах. Мы все стремимся к тому, чтобы выбо ры в Германии были свободными, демо кратическими. Из этого надо сделать вы вод, что такие выборы должны проводить ся руками самих немцев, а не руками иностранных оккупационных властей. Со ветский Союз, имеющий отношение к Во сточной Германии, не боится того, чтобы выборы подготовлялись и проводились са мими немцами, их демократическими ор ганизациями. И в Восточной и в Западной Германии демократические силы стремят ся к тому, чтобы об’единенная Германия была демократическим и миролюбивым го сударством. Если наши четыре государст ва сочувствуют этому и будут действо вать согласованно между собой, то можно но сомневаться, что об’единенная Герма ния твердо встанет на этот путь и обще- германские выборы будут соответствовать интересам демократии и мира в Европе. План трех держав не отвечает этим це лям. Серьезным недостатком этого плана яв ляется то, что он проникнут недоверием к германским демократическим силам. Нель зя согласиться с тем, чтобы вопрос об’- единеадия Германии оказался фактически целиком в руках оккупационных держав. Нельзя отстранить немцев от этого дела. Это было бы оскорбительным для немец кого народа, который имеет свои немалые демократические традиции. Оказывается, даже избирательный за кон для общегерманских выборов не могут выработать сами немцы. Был же у нем цев в§ времена Веймарской республики свой избирательный закон, не вызывав ший особых возражений в демократиие ских кругах. И имеются, ведь, и в Гер манской Демократической Республике и в Германской Федеральной Республике изби рательные законы, которые, кстати ска зать, признаются неплохими и г-ном Иде ном. Неужели немцы не могут выработать сами новый общегерманский избиратель ный закон, отвечающий современной об становке? Неужели такие законы для гер манского народа нужно вырабатывать в Англии? Илаи г-на Идена идет в другом направ лении. По этому плану предлагается, чтобы выборы проводились под наблюдением че тырех иностранных государств, имеющих оккупационные войска на территории Гер мании. Получается дальнейшее расшире ние прав оккупационных войск за счет njiae немецкого народа, что неправильно. Это предложение опять-такп пропитано недоверием к германским демократическим силам. Между тем, если бы мы позаботи лись о том, чтобы никакие действительно демократические организацтг не отталки вались и не лишались возможности ак тивного участия в подготовке и проведе нии выборов, то в таком иностранном контроле за общегерманскими выборами но было бы никакой необходимости. Пусть лучше немцы сами решат, что нм сле дует сделать, чтобы обеспечить нормаль ный демократический порядок как при подготовке, так и ©о время проведения общегерманских выборов. Это соответст вовало бы принципам демократизма. В том случае, если мы договоримся, что проведение общегерманских вьгЗорг.в является делом самих немцев, мы должны сделать и соответствующие практические выводы. В этсм случае мы не могли бы откладывать и дальше практические ша ги по осуществлению об’единения Герма нии. Нам следовало бы помочь немцам те перь же приступить к созданию соответ ствующей сбщегермаиской власти. Нан- лучший путь к этому — образование Вименного общегерманското ирг.стнтельст ва парламентами Германской Демскрати- ческой Республики и Германской Феде ральной Республики с широким участием демократических организаций. Такое Вре менное общегерманское правительство мо жет быть создано по согласованию между Восточной и Западной Германией, либо взамен двух существующих правительств в Берлине и Бонне, либо, если это ока жется затруднительным в настоящее вре ия, при сохранении на некоторый срок этих правительств. Можно не сомневаться, что сами немцы не хуже, а лучше, чем оккупа ционные власти, могут подготовить и про вести свободные общегерманские выбо ры в соответствии с интересами герман ского народа, его свободы и укрепления национальной независимости Германии. Наши четыре правительства должны бы ли бы оказать немцам Восточной и За падной Германки все необходимое содей ствие, чтобы ускорить и облегчить соз дание такого общегерманского центра. Если мы откажемся содействовать соз данию Временного общегерманского пра вительства, мы только затрудним и за- де 1 ским восстановление единства герман ского государства. В том же случае, если мы признаем необходимость создания В{■сменного общегерманского правитель ства, мы поможем не только осуществ лению законных прав германского наро да на создание единой, демократической, миролюбивой Германии. Мы сделаем этим возможным разрешение многих и многих пиитических вопросов, что облегчит уже сегодня жизнь германского населения, обеспечит его права и, вместе с тем, раз витие экономических, торговых и куль турных связей между Восточной п За падной Германией. В целях обеспечения германскому на роду прав самому решать свои нацио нальные дела нам следовало бы рекомен довать правительству Германской Демо кратической Республики и правительству Германской Федеральной Республики неза медлительно созвать совещание полномоч ных представителей Восточной и Запад ной Германии. Такое совещание могло бы договориться о порядке создания Времен ного общегерманского правительства, его составе, функциях, задачах и полномочи ях Все это сделало бы возможным в ближайшее время провести общегерман ские выборы в условиях свободы. Тем самым, Германия получила бы возмож ность созвать избранное на свободных выборах общегерманское Учредительное собрание. Этот общегермаиский парламент создал бы уже не Временное правитель ство, а полноправное правительство, опи рающееся на демократическую конститу цию.- Советское правительство исходит из того положения, что все эти мероприятия проведены по соглашению между нашими четырьмя государства»™. Мы должны особенно внимательно отнестись к тому, чтобы избежать в этом деле противопо ставления интересов наших государств Друг другу. Разумеется, осуществление общегерман ских выборов должно происходить в усло виях свободной деятельности для всех демократических организаций. Это не значит, что мы не должны принять мер против активизации деятельности фаши стских и милитаристских организаций. Необходимо также исключить возможность •попыток давления со стороны крупных монополий на подготовку и проведение выборов. Перейдем к вопросу о внешних пред посылках для обеспечения мирного и де мократического развития об’единенной Германии. Это связано с необходимостью обеспечить национальную независимость Германии. В этой связи мы сноза упираемся в договор о «европейском оборонительном сообществе», то есть в парижское и бонн ское соглашения, подписанные западио- гсрманскими властями. Нельзя пройти мимо того, что париж ское соглашение об участии Западной Германии в «европейской армии» несов местимо с интересами .национальной неза висимости об'единенной Германии. Оно .Hrсовместимо и с интересами европейской безопасности, поскольку вед^т к восста новлению германского милитаризма. Чтобы обеспечить внешние предпосыл ки создания свободной и миролюбивой Германии, как независимого государства, надо отказаться от навязывания Западной Германии соглашения о «европейском оборонительном сообществе», об участии Западной Германии в западноевропейской армии. Если останется это соглашение, предусматривающее участие Западной Германии в военной группировке западно европейских государств сроком на 50 лет, то это значит, что имеется в виду рас пространить это соглашение и на об'еди* ненную Германию. Тем самым, хотят, чтобы путы «европейского оборонитель ного сообщества» связали не только За падную, но и Восточную Германию, что, конечно, невозможно. Но парижскому соглашению Западная Германия только в том случае получит возможность об’единиться с Восточной Германией, если она сохранит верность своим обязательствам в отношении уча стия в западноевропейской армии. Следо вательно, об’единение Германии стано вится возможным только при том усло вии, если вместе с Западной Германией удастся втащить в «европейское оборо нительное сообщество» и Восточную Гер манию, против чего решительно возражает Германская Демократическая Республика. Значит парижское соглашение о «евро пейском оборонительном сообществе» фак тически направлено против об’единения Германии. Из этого следует, что оно на- П 1 явлено я против мирного договора с Германией. Из сказанного можно сделать только один вывод: чтобы осуществить план об'единения Германии п сделать воз можным заключение мирного договора с Германией, не надо навязывать Западной Германии участие в военной группировке западноевропейских государств. Тем более, что это не только не в интересах герман ского народа, но и противоречит интере сам прочного мира и безопасности в Евро пе. В сегодняшних словах г-на Бидо ска залось недовольство той критикой, кото рую советская делегация считала мини мальной, говоря об отрицательном харак тере «европейского оборонительного сооб щества» для международных отношений в Европе. Не трудно будет показать всю неудовлетворительность приведенной им при этом аргументации. Нельзя защитить планы, которые ведут не к укреплению мчгра, а к подготовке новой войны в Ев ропе. Подведем некоторые итоги. Предложение Англии, поддержанное Соединенными Штатами Америки и Францией, с которым выступил г-н Иден, неприемлемо по следующим при чинам. Такое предложение означает попытку передать проведение общегерманских вы боров в руки оккупационных властей и Фактически отстранить немцев от орга низации и проведения общегерманских выборов. Из этого ничего хорошего не выйдет Предложение трех держав не обеспечи вает действительной свободы выборов и не предусматривает недопущение поли тического давления на выборы со сторо ны иностранных государств. Это предло жение исходит из проведения выборов в условиях сохранения нынешнего положе ния оккупационных войск на территории Германии, что неправильно. Предложение трех держав не только чр обеспечивает свободы действий для обще- германского правительства после выбора. нч>. напропгв, заранее ограничивает права этого правительства, предусматривая. что после общегерманских выборов Германия будет связана условиями парижского и боннского соглашений, имеющими кабаль ный характер для германского народа и содержащими обязательства участия Гер мании в западноевропейской армии и э агрессивной Северо-атлантической воен ной группировке. Предложение трех держав о порядке проведения общегерманских выборов ве дет к созданию такого положения, при котором эти выборы могут быть ИСПОЛЬЗО- ваны германскими агрессивными кругами П|н>тпв интересов мира в Евгопе, — для поддержа'ння и продвижения к власти сто ронников возрождения германскою .мили таризма. Это особенно необходимо иметь в виду, поскольку в истории Германии уже имели место такие общегерманские выборы, особенно в период 1932 года, когда германские милитаристы и фаши сты проложили себе, путь к власти, сде лав возможным образгв.!иие правительства Гитлера. Таким образом, предложение трех дер жав об общегерманских выборах в те перешнем его виде не только не обеспечи вает дальнейшего развития Германии на миролюбивых и демократических началах, но и открывает путь к власти тем эле ментам в Германии, которые уже теперь не скрывают своих агрессивных и реван шистских планов в Европе. Это представ ляет прямую утрозу поддержанию мира в Европе, и прежде всего, утрозу безопас ности соселних с Германией государств. Советский Союз, вынесший на своих плечах основное бремя воины против гит леровской Германии, не может не счи таться с тем, что приход к власти тех сил в Германии, которые вызвали воину против миролюбивых государств в про шлом. означал бы утрозу новых военных авантюр со стороны германского милита ризма. ^ По вопросу об об’единении Германии и общегерманских свободных выборах Со ветское правительство вносит свои пред ложения. Главное в этих предложениях заклю чается в том, чтобы этим содействовать образованию об’единенной Германии на демократических и миролюбивых началах. Этим целям должны быть подчинены сов местные усилия четырех держав. Этих це лей мы можем добиться только в том слу чае. если будем опираться на демократи ческие силы германского народа. Для обеспечения действительно свобод ных оэщегерманских выборов необходимо, чтобы подготовка и проведение этих вы боров находились в руках самих кошев, а де оккупационных властей. Для этого мы должны содействовать сближению Во сточной и Западной Германии и помочь им в решении вопроса о создании Времен ного общегерманского правительства, опи рающегося на все демократические силы Восточной и Западной Германии. Для того, чтобы исключить давление на выборы со стороны оккупационных вла стей. необходимо еще до проведения вы боров осуществить вывод оккупационных войск с территории Восточной и Западной Германии. В этом случае на территории Германии могли бы остаться только огра ниченные контингенты, необходимые для выполнения охранных функций, выте кающих из контрольных задач ’ четырех держав: для СССР — в отношении Во сточной Германии; для США. Англии и Франции — в отношении Западной Гер мании. Советская делегация представляет на ваше рассмотрение свои предложения по вопросу «Об образовании Временного об- ще-германского правительства и проведе нии свободных общегерманских выборов». Принятие этого проекта поставило бы на твердые рельсы вопрос об об’единении Германии на демократических и миролю бивых началах. Помимо всего прочего, проект г-на Иде на имеет еще один существенный чедо- статок. Он толкает на бесконечные еп<П’Ы относительно предложенных им «пяти стадий» об’единения Германии. Все на зревшие вопросы, связанные с германской проблемой, Фактически откладываются на неопределенно долгий срок. Достаточно сказать, что. например, «подготовка пе* 1 >е- р»в^ров по мирному договору» начнется только на так называемой третьей ста дии. Следовательно, даже «подготовь пе реговоров» по этому договору нельзя будет датго еше начать. В от.тичие от этого емьгел советских потложений прост и ясен. Если мы прлгзнаем необходимость те перь же создать Временное общегермагг гкое правительство — это v-же сегодня б\дот овальным шагом к соединению Германии. Пусть этот шаг будет несовер шенен Он поэтому и будет иметь лишь вгеменный характер. Образование Временного общегерман ского правительства будет означать, что демократические силы Восточной и За падной Германии уже сегодня могут на чать действовать в интересах подлинного об’елинения Германии. Немцы должны влять в свои р\*кн полготовку и проведе ние общегерманских выборов. Наигп четыре правительства должтш им оказать и доверие и поддержку Об образовании Временного общегерманского правительства и проведении свободных общегерманских выборов теобходимым положить ко- труднительным в настоящее время, прп для осуществления демократических вы- б).недопущение вовлечения Германии в вопросы, затрагивающие интересы всего выполнению Нпр\грч«ычг Признавая н нец расколу Германии н в соответствии с имеющимися соглашениями четырех дер жав осуществить национальное воссоеди нение Германии на демократических и миролюбивых началах. Правительства Со ветского Союза. Франции, Англии и Сое диненных Штатов Америки пришли к сле дующему соглашению: 1. Считать неотложной задачей образо вание Временного общегерманского прави тельства парламентами Германской Демо кратической Республики и Германской Федеральной Республики с широким уча стием демократических организаций. Временное общегерманское правительст во может быть создано взамен существую щих правительств Восточной я Западной Германии или, если это окажется за сохранении на некоторый срок этих пра вительств. 2. Главной задачей Временного общегер манского правительства является подго товка и проведение общегерманских сво бодных выборов, а именно: а) подготовка проекта общегерманекого избирательного закона, обеспечивающего действительно демократический характер общегерманских выборов, участие в выбо ра* всех демократических организаций и поведение выборов в условиях действи тельной свободы, исключающей давление на избирателей со стороны крупных мо нополий; б) проведение, если это будет им при знано целесообразным, проверки наличия во всей Германии условий, необходимых боров, как и принятие мер по обеспече нию таких условий; в) проведение свободных общегерман ских выборов, в результате которых гер манский народ без вмешательства иност ранных государств решит вопрос об обще ственном и государственном устройстве демократической Германии и на основе которых будет образовано общегерманское правительство. 3. Установить, что задачами Временно го общегерманского правительства также являются: а) представительство Германии при mxr готовке мирного договора, а также пред ставительство в международных органи зациях; , не коалиции или военные союзы, направлен ные против любой державы, принимавшей участие своими вооруженными силами в войне против гитлеровской Германии; в) вопросы германского гражданства; • г) обеспечение свободной деятельности демократических партий и организации и недопущение существования фашистских, милитаристских и других организаций, вдеяиебных демократии и делу сохранения мира; д) развитие экономических, торговых и культурных связей между Восточной и Западной Германией, вопросы транспорта, почтовой и телеграфной связи, вопросы свободного передвижения людей и товаров по всей территории Германии и другие германского народа. 4. В целях обеспечения за германским народом права самому решать свои на циональные дела, рекомендовать Прави- тельству Германской Демократической Республики и Правительству Германской Федеральной Республики незамедлительно созвать совещание полномочных предста вителей Восточной и Западной Германии, чтобы договориться о порядке создания Временного общегерманского правительст ва. его составе, функциях, задачах и пол номочиях. 5. Правительства Советского Союза, Франции, Англии и США со своей сторо ны примут меры, направленные на созда ние (условий, содействующих успешному в полнени Временн м общегерманеким правительством возложенных на него за дач и исключающих какое бы то ни оыло вмешательство и давление со стороны иностранных держав при проведении об- щегерманеких выборов. В этих целях пра вительства четырех держав согласились епп до проведения выборов осуществить вывод оккупационных войск как с терри тории Восточной Германии, так и е тер ритории Западной Германии за исклю” е- ннеч ограниченных контингентов, тстав- лнемых для выполнения охоанных функ ций. вытекающих из контро.льньп задач четырех держав: для СССР — в отноше нии Восточной Германии, для США. \н- глии и Франции — в отношении Западной Германии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz