На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 26 декабря 1 9 5 4 г .. № 3 0 6 ( 5 1 4 8 ) . Заглянем в глубЬ — истории А Ш Е Б А Р Е Н Ц О В О морс — самое большое и з северных морей. П л о щадь его 1.400 ты ся ч квадратных километров. Оно отличается от других Арктических морей тем, что сюда доходит теплое морское течение Гольф стрим, несущее через весь А тлан ти ческий океан из тропнкоз огромные \iaccbi теплой воды. Насыщенное кислородом, Баренцево море богато треской н сельдью- Важнейший порт — М урм ан ск не замерзает даже в долгие полярные ночи. Естественно, что благодатные просторы Баренцова моря издавна привлекали вни мание русских людей. За гл ян ем в глубь истории. С незапамятных времен предки наши занимались мореплаванием. Восточные сла вяне бывали на Гогланде, в Любеке, в Ш вец ии , в Дании, совершали плавания в А т лантический океан, в Средиземное и Черное моря. В поисках пушнины они смело про двигались на Север. Т а к им удалось достичь суровых вод А р к ти ки . Первыми прине сли наши предки сведения в Е вр о п у о «студеных морях» и «полуночных странах», В X I — X I I веках бесстрашные новгородские мореходы плавали до Колгуева и Н овой З ем л и , проникали в ни зовья О би . Примерно в середине X I I века славяне ос новали на Мурмане селение Ко л а . Новгородцам пришлось преодолеть огромные труд ности в достижении своей пели. И х суда были первыми, которые прошли через Б е лое и Баренцево моря. Д аж е заведомо враждебно настроенные по отношению к России английские исто рики не в состоянии отрицать того очевидного факта, что мореходство русского наро да вообще и в особенности на Севере имеет славные многовековые традиции. Один из них — Ф р . Д ж е н в своей книге по истории русского флота писал: « Ру сский флот, начало которого хотя обыкновенно относят к сравнительно позд нему учреждению , основанному Петром Великим , имеет в действительности большие права на древность, чем флот британский. З а столетне до того, как Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях, и ты ся ч у лет тому назад первейшими моряками того времени были они, русские». Русские люди мужественно вступали в единоборство со стихией. И х не пугали -многочисленные опасности, встречавшиеся на пути. В X I I веке российские мореходы открыли никому неведомую еще суш у. О ни назвали ее Гр ум ан т (ныне Ш пицберген ). Воды , омывающие остров, были богаты рыбой, и русские моряки часто приходили сюда на промысел. Х о т я эти походы сопряжены с большим риском для ж и зни , пла вание на Грум ант было обычным делом русских поморов. Д есятилетн я, из века в век промышляли на Груманте целые поколения поморов. Среди них история сохранила имена Старостиных, Корниловых, Рахмановых, Герасимовых, Паш ковых , Пашиных, Гвоздаревых и других. Все эти факты неопровержимо доказываю т, что задолго до голландца Виллема Баренца русские люди открыли Шпицберген. И тщ етны попытки бурж уазных историков и географов, стремящихся о тнять у России первенство откры ти я этого архипелага. У ж е в X V веке русские поморы отлично знали морской п у ть в Западную Е в р о пу. Русский помор Григорий Истома в 1496 году ходил в Д анию вокруг Скандина вии- Ц происходило это за целое столетие до плавания этими путями голландского морехода Баренца. Подробности этого плавания известны по рассказу, записанному со слов самого Григория И стомы . Парусно-весельные суда, явл явш ие ся простыми барка ми. вышли из у с ть я Северной Д ви ны , где тогда еще не было города Архангельска, и, борясь с противными ветрами и течениями, направились к мысу С в ято й Н о с . состав ляющ ему точку раздела между Белым морем и океаном. И стом а описывает очень вер но этот мыс как огромную скалу, выдающ ую ся в море наподобие носа, под которым находится пещера с несколькими водоворотами. С частливо избегнув гибели в этом страшном месте, мореходы пошли дальше уж е оцеаном, а навстречу им приближался другой опасный пункт — Семиостровская группа островов, лежащ ая близ М урм ан ского побережья. После стойко перенесенных штормов русские мореходы встретили на своем пути новый огромный мыс — М о т к у , на оконечности которого норвежцами был выстроен замок Вардехус (сторожевой дом ), ныне город и гавань того ж е названия. П о сооб щению Истомы , этот мыс так далеко вдается в море, что на небольшой парусном су дне его едва можно обогнуть дней в восемь. Ч т о бы не замедлять своего и без того дол гого путешествия. Истома и его спутники на плечах перетащили суда и груз через перешеек в полмили. Сведения, сообщенные русским помором Григорием И стомою о природных особен ностях Севера, о летнем солнцестоянии, о полугодовой ночи, о плавающих льдах, о моржах оленях и пр., показываю т, что наши далекие предки обладали обширными сведениями, которые значительно обогатили европейскую науку. Значение этих сведе ний станет особенно ясным , если вспомнить, какие курьезные представления о припо лярных странах Е вр о пы были распространены тогда на Западе. Т а к , например, западноевропейские географы средних реков сообщали о нашем Северном крае, что эта обширная область покрыта вечным полуночным мраком, р ко торой обитают карлики, щебечущие по-птичьему, люди, с головы до ног покрытые щерстъкь существа, полгала проводящие в спячке. Т а ки е басни, свидетельствующие о низком уровне познаний ученых-географов Западной Е в р о п ы X V — X V I вв., выдава лись за достоверные. О тсюда понятно значепие сведений, сообщенных Истомою о при родных особенностях Севера. Многое сделали русские люди для освоения нашего родного Заполярного края. « К сожалению, — говорит исследователь прошлого столетия, — история не со хранила имен тех отважных русских мореходов, которые, ведя борьбу с великими пре понами, воздвигаемыми сурово!^ природою Севера, впервые проложили пути по Ледо витому океану. Д о нас дошли только драгоценные указания относительно плавания русских в X V I в. по этому морю, свидетельствующие, что они были знакомы с очер танием северного берега Европейского материка и с положением близлежащих остро вов». Единственный выход в море, которым в то время располагали русские, привлек к себе внимание иностранных авантюристов и всяких любителей попользоваться чу жим добром. Р а зли чны е иностранцы» и прежде всего англичане, начали помыш лять о захвате русского Севера. Т а к , англичанин Д ж о н М ерик даже разработал в этом отно шении специальный проект. М ерик предлагал английскому королю Я к о в у I в 1612 го ду оккупировать Север и восточную часть России от Архангельска до Волги . » Алексей М аксимович Горький по поводу этого коварного плана писал: «Вон ког да еще английская рука к нашему пирогу тян улась». ры л и другой «план» превращения Московии в «имперскую провинцию». Е г о со ставил бежавший из М о с к вы авантюрист и папский шпион Генрих Ш таден в 1577 — 1578 годах. Э т о т план предусматривал нападение на Россию через Белое море. Т аким образом, еще 400 лет назад иноземные поработители хотели лиш ить рус ский народ выхода в Ледовитый океан, о тн ять у него неисчислимые богатства Севера. Н е вышло! И никогда не выйдет! Несмотря на все препятствия, чинимые правящими кругами царской России, русские люди упорно осваивали родное Баренцево море, как начало великого Северно го морского пути. Царские вельможи отказались провести в ж и зн ь предложение lyl. В . Ломоносова об использовании недр Севера. Б ы л погребен в царских канцеля риях и проект Д . И . Менделеева об организации научной экспедиции для исследова ния Северного морского пути О том же свидетельствует и трагическая судьба Г . Я . Седова. Тол ько после победы Великой О ктябр ьской социалистической революции было Положено начало подлинно научного освоения нашего замечательного Заполярного края. М. АДР0В, кандидат географических наук, заведующий лабораторией океанографии ПИНР0. Вопреки мнению иностранцев Советские моди преврати ли Северный морской путь в п-'нгтэянно действующую магистраль. Э т им еще раз доказано, что нашему на роду по плечу любые зада чи Иностранны издавна пы- тачи^ь Северным морским путем проникнуть на Во сток. Н о все их попытки терпели неудачи. « Я пре красно знаю. — писал гол ландский географ И М а сс, — и могу это доказать, что Северный морской путь за кры т и что все желающие его откры ть претерпят неу дачу в своих попытках». С тол ь же категорически вы сказался и другой иностра нен С . Ваксель: « Я утвер ждаю, что проход северо- дело восточным путем есть невозможное». Э т а точка зрения была господствующей в течение трех столетий. Л иш ь в 1932 году она была опровергнута историческим плаванием со ветского ледокола «Си бир я ков». ( И з книги В . Ви зе «М ор я Советской А р к т и к и » ). Открытия советских исследователей в Арктике Великая Октябрьская социалистическая Революция открыла путь для планомерно го изучения Советской Арктики. Еще в 1918 году по указанию Владимира Ильича Л рн и н а были снаряжены первые экспеди ции для научных исследований полярных морей. Эти научные работы советских ис следователей возобновились и усилились с окончанием гражданской войны. В 1020 году экспедиций направляются в Белое MOipe, в устья великих рек — Оби. Ени сея. Лены. Исследовательские экспедиции работают на Новой Земле, Новосибирских островах. Енисейском севере. * -£г ☆ В 1930 ro.iv близко к западном бере гам Северной Земли в Карском море по дошел ледокольный пароход «Г. Седов». Выли открыты острова Длинный, Шмид та, острова Архипелага Седова и другие. На одном из островов был высажен эк спедиционный отряд во главе с Г. А. Уша ковым. С этого острова сотрудники экспе диции совершали маршруты на Северную Землю. Они изучали прпподные условия Северной Земли, выясняли характер ле дового режима омывающих ее морей. Ис следования эти имели большое значение в освоении Северного морского пути. •it -tr И г Выйдя из Архангельска в 1932 году, ледокол «Сибиряков» в одну навигацию обогнул северные берега Сибири. «Сибн- рякову» приходилось вести неустанную борьбу со льдами. Это было важное собы тие в освоении Арктики. В 1934 году ле дорез «Литке» совершил плавание в об ратном направлении — из Владивостока в Мурманск. В 1939 году ледокол «Иосиф Сталин» впервые прошел в одну навига цию от Мурманска до бухты Провиде ния и обратно. ☆ ☆ <г 1937— 1938 годы ознаменованы заме чательным событием в деле изучения Арк тики. Экспедиция в составе П. Д. Папа- нина. Е. К. Федорова, И. П. Ширшова, Э. Т. Кренкеля была высажена на плаваю щей льдине вблизи полюса. Сотрудники эк спедиции сделали много важных научных открытии. С помощью специальных при боров изучались морские течеппя под по лярными льдами, велись наблюдения над атмосферным электричеством, над поляр ными сияниями, определялись моюские глубины и т. д. Наблюдения станцией «Северный полюс» были сделаны ценные. В феврале 1938 года папанинпы п о к и н у л и льдину, погрузив имущество на подо шедшие сюда советские корабли. ☆ ☆ "ir В 1937— 1940 годах осуществлено другое замечательное предприятие — дрейф ледокола «Г. Седов». Дрейф начал ся к западу от Новосибирских островов и окончился к северу от Шпицбергена. Ре зультатом его явились важные научные открытия. ■йг ☆ ir За последние годы советскими полярни ками открыт подводный хребет, прости рающийся от Новосибирских о с т р о в о в по перек центральной части Северного Ледо витого океана до Земли Элсмира, назван-, ный хребтом имени Ломоносова. В настоящее время п р о в о д я т с я работы по комплексному изучению арктического бассейна. Получены новые ценные мате риалы о природе Арктики в результате научных исследований, осуществленных высокоширотной воздушной арктической экспедицией и двумя научными станция ми— «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4». Богатства моря —на благо народа Несметны богатства студеного Баренцо- в-i моря. С давних пор русские люди вы ходили на промыслы в безбрежные мор ские просторы. На утлых суденышках вступали они в единоборство с бушующей стихией Арктики. Несмотря на примитивные орудия ло ва, рыбаки возвращались к родным бере гам с богатой добычей. Они привозили не только треску, но и более ценные по роды рыб, такие, как палтус, окунь, за мечательная полярная сельдь. Но не при носили облегчения в жизни обильные уловы. За бесценок скупали у горемык- Фыбаков их товар, добытый тяжким тру дом с риском для жизни, богачи-рыбопро мышленники, а то и просто забирали за долги. А долгов у бедняка-номора всегда бывало в избытке, это я по опыту своего родного отца знаю. Постоянно в чем-либо нужда была: то в соли, то в х.теое, то в сетях. II волей-неволей приходилось ид ти к местному лавочнику-сиекулянту, просить его дать необходимые товары в счет будущих уловов. Благодаря попустительству царских чи новников безнаказанно промышляли в наших водах иностранцы. — Большие богатства по ветру Россня- матушка пускает, — бывало, говаривал мой отец, поглядывая на проворные суда чужеземных браконьеров. Жаль, не довелось старику увидеть ны нешние счастливые времена. Большие дела творят советские люди на нашем родном студеном море. На первоклассных, построенных по по следнему слову судостроительной техники судах выходим мы нынче на промысел. Они оборудованы всеми необходимыми ме ханизмами для длительного пребывания в море. Нашим отечественным траулерам но страшны никакие непогоды. И, ко нечно, они оснащены наиболее совершен ными орудиями лова, обеспечивающими высокую производительность работы. На помощь рыбакам пришли ученые, кото рые п р о во д я т большую работу» способствующую развитию рыбо- ------- ловства в Заполярье. На наших траулерах уделяет- ся серьезное внимание промысла- * в ом у судовождению. Опыт пока зывает, что от этого во ‘МНОГОМ зависят уловы. Штурманы, что бы не метать сети в п у с т у ю , ста раются всегда правильно выби рать район лова. Для этого тща тельно анализируется промысло вая обстановка, всегда ведется планшет, на который заносятся данные об уловах других трау леров. Планшет позволяет то«гчо знать, как обстоят дела в самых различных районах Баренцова моря, где п^обенно хорошо ловит, ся рыба. Естественно, не исклю чается и визуальное наблюдение. Внимательно слетят рыбаки траулеров за поведением птиц и мирского зверя. Поставленный на научные основы про мысел способствует неуклонному росту до бычи рыбы. Каждый из нас, рыбаков, от дает любимому делу вое свои силы и зна ния, сознавая, что своим трудом он спо собствует повышению благосостояния со ветского народа. Несметны богатства Ба ренцова моря, и сейчас они поставлены на службу их подлинным хозяевам — труженикам страны Советов. Вдохновенно трудятся рыбаки Запо лярья. Все шире развертывается на тра ловом флоте соревнование за вылов каж дым траулером 50 и иольирэ тысяч цент неров рыбы. Это патриотическое движе ние приняло еще больший размах, когда Совет Министров СССР принял постпнов- ленне о мерах увеличения добычи рыбы, улучшения качества и ассортимента рыб ных товаров в Мурманском бассейне. В этом важном документе Правительство выдвинуло перед промысловиками Мурма- на задачу— дать населению нашей страны во втором полугодии сверх плана 275 тысяч центнеров рыбы, в том числе S0 тысяч центнеров сельди и 1 миллион банок консервов. Не первый десяток лет я выхожу на промысел в родное Баренцово море, но никогда еще, как в этом году, не труди лись моряки с таким патриотическим под’емом, да и успехи никогда еще не были так велики. За Ю месяцев этого го да экипаж траулера «Ереван» выловил 52 тысячи центнеров рыбы, значительно перевыполнив свои обязательства. На судне работают передовые люди тралового флота, такие, как третий штурман Спят ков, засольщик Агеев, млтрое Конухшг, помощник мастера по добыче /К 1 равев и другие. Беззаветно трудится не только экипаж траулера «Ереван», на котором я хожу капитаном. Команды многих судов рапортуют любимой Родине о досрочном выполнении государственных планов. Р ы б ны й траулер на промысле. Мне хочется хотя бы коротко расска зать о замечательных успехах экипажа траулера «Киров». Этим коллективом вот уже много лет бессменно руководит вете ран рыбного Мурмана депутат Верховного Совета РСФСР тов. Баев. В первом полугодии 1954 года «Киров» достиг значительной трудовой победы. Уже к 20 июня он выполнил полугодовой план вы .то151 рыбы на 121 процент, по выработке консервов — на 129 процен тов, рыбьего жира — на 225 процентов и рыбной муки — на 165,7 процента. Моряки-патриоты пересмотрели ранее взя тые на себя обязательства и дали слово выловить G0 тысяч центнеров рыбы и соответственно увеличить выработку кон сервов, рыбной муки, выгрсв рыбвего жира. Среди замечательного трудового коллек тива траулера «Киров» особенно выделя ются своей самоотверженной работой кон сервный мастер коммунист Колесников, старший мастер по добыто рыбы Городи* лов, мастер но выработке рыбной муки, работающий па «Кирове» 20 лет. Барак- шин, кочегары Пехов и Старовойтов. Экипаж подсчитал, что им выполнены задания пятой пятилетки но выработке консервов, выгреву рыбьего жира и по выработке рыбьей муки. Рыбаки не обольщаются этими успехами и стремятся к тому, чтобы но всем показателям до срочно выполнить пятую пятилетку. Мо ряки траулера «Киров» обязались до кон ца пятилетки дать 35 тысяч центнеров рыбы, 85 тысяч банок консервов, 1.400 центнеров рыбьего жира и 900 центнеров рыбной муки. Можно не сомневаться, что дружный трудовой коллектив с честыо сдержит свое слово. Нелегок, но почетен труд рыбаков За полярья. Не балует нас природа. Поляр ная ночь, штормы, снежныо заряды хо рошо знакомы морякам тралового флота. Но, несмотря на все трудности, мы стре мимся с честыо выполнить свой долг пе ред Родиной. Радостно нам созна- ------ вать, что рыбаки Мурмана само отверженно трудятся в одном с , вами, товарищи военные моряки, студеном Баренцевом море. Сколь ко раз, выходя на промысел, приходилось видеть, как переми гиваются огнями сигнальных Фонарей- боевые кораолп славного Северного Флота. Наш м и р н ы й труд надежно охраняют вонны- сеперсмспцы. Много веков катит свои пе- сткойные волы наше сур^ое Баренцево море. II сколько в его глубинах несчитанных рыбных •'■огатств! Поставить их на служ бу своему народу — какая это •'лагородная задача! А. МАНЛАНОЗ, капитан траулера «Ереван», депутат Верховного Совета СССР. М у р м а н с к — п о рт мирово го з н а ч е н и я На месте сегодняшнего Мурманска в 1914 году была пу стыня. по к о т о р о й Одиноко бродили охотники и рыболовы из древнего рыбацкого поселка Кола. Царское правительство «вспомнило» о существовании Кольского залива с его удобны ми гаванями только тогда, когда разразилась первая империа листическая война. Несколько бараков и наскоро сколоченных деревянных домов на берегу Кольского залива было в то время. После Великого Октября, благодаря заботам партии и прави тельства, началось строительство п о р т о в о г о города. За пеолод пятилеток Мурманск превратился в крупнейший центр Совет ского Заполярья. Выросли каменные многоэтажные дома, науч но-исследовательские учреждения, высшие и средние учебные заведения, крупнейший в стране рыбокомбинат. Город одновре менно становится механизированным м о р с к и м п о р т о м , поддер живающим связь со всеми частями света.. Его географическое положение — п р я м о й в ы х о д в Баренцово море и Атлантический океан — имеет большое значение в теле развития судоходства. Мурманск — порт, действующий к р у г л ы й год благол и я теплому течению Гольфстрим, омывающему берета Кольского полуострова. Значение готюда-порта значительно возросло с развитием на ших торговых связей с демократическими и д р у г и м и странами. Северный морской путь за годы Советской власти превра щен т р у д о м наших моряков, летчиков и ученых в действую щую полярную магистраль. Мурманск — ворота в Арктику. Отсюда и д у т корабли, снабжающие всем необходимым шахтеров на острове Шпиц берген. Оттуда они вывозят уголь для промыслового и тран спортного Флотов в Мурманске. Моряки Мурманского Государственного М о р с к о го Арктиче ского Пароходства, преодолевая все т р у д н о с т и плавания в у с л о в и я х Севера, поддерживают регулярное пассажирское и гру зовое сообщение по всему побережью Кольского полуострова. Коммунистическая партия и Советское правительство уде ляют большое внимание развитию судоходства в Заполярье. Наш Флот постоянно пополняется новыми большими г р у з о в ы м и и комфортабельными пассажирскими судами. Нет сомнения в том. что и в дальнейшем Мурманск будет расти и развиваться как г о р о д - п о р т м и р о в о г о значения. А. ГНУЗДЕВ, капитан дальнего плавания. На побережье — огни созидания Мурманская область расположена за Полярным кругом и занимает весь Коль ский полуостров и некоторую часть мате рика. С северо-востока территория обла сти омывается Баренцевым морем, с юго- востока — Белым морем. В этот, в прошлом дикий и заброшен ный край пришли советские люди, ко торые вдохнули в него настоящую жизнь. II теперь в каждом уголке Кольского по луострова — огни созидания, кипит вдох новенный творческий труд. Основная экономика области — рыбо добывающая н рыбообрабатывающая, лес ная, апатитовая я судоремонтная про мышленность, сельское хозяйство. Успеш но развиваются и другие отрасли народ ного хозяйства. Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно заботятся о даль нейшем развитии народного хозяйства Мурманской области, .о неуклонном повы шении благосостояния трудящихся, В от рет на эту забогу партии и правительства труженики Заполярья добиваются новых успехов в выполнении пятого пятилегне- го плана, з строительстве коммунизма в нашей стране. Мурманский рыболовный бассейн дает около 25 нроц. общего вылова рыбы по Советскому Союзу. В трудных усло виях Севера рыбаки Мурмана досрочно выполнили в текущем году государствен ный план по рыбодобыче и настойчиво борются за осуществление дополнительно го задания Партии и Правительства. Ре кордного вылова рыбы — свыше 55 тыс. центнеров на судно — добились трауле ры. которыми командуют капитаны тт. Кисов. Миргородский. Баев — депутат Верховного Совета РСФСР, Калинин. 40 промысловых судов колхозов и 18 рыбо ловецких артелей занесены на (кп 'ктчую Доску почета. Малый рыболовный трау лер «Сардинка» колхоза имени Вороши лова, Териберского района, — участник Всесоюзной сельскохозяйственной выстав ки. Наша область дает стране много леса. Рабочие лесной промышленности успешно осваивают новейшие отечественные меха низмы и передовые методы нЗва-ropjB на шей страны. Многие лесорубы заготовля ют древесину в счет J95G года. Так, бригады Григория Никитина, Ивана и Степана Иванченко выполняют нормы выработки от 240 до 30!) процентов. Хорошо трудятся труженики сельского хозяйства. В текущем году в среднем по области собран урожай карт^сля но 149 центнеров и капусты ио 31 Г» центнеров с гектара. На каждую фуражную корову надоено в среднем по области на 114 кг молока больше, чем в прошлом году, а но колхозам — на 403 кг. В 1955 году сельское хозяйство области значительно расширится, колхозы и совхозы еще боль ше дадут населению сельскохозяйствен ных нродуктов. Во всех отраслях иародного хозяйства трудящиеся области добиваются новых успехов, и с каждым годом растет их ма териальное благосостояние и повышается культурный уровень. В этом году предприятия местной про мышленности по сравнению с 1950 го дом увеличили выпуск продукции на 55.7 проц.. а но товарам народного по требления — на 128 проц. Производство продовольственных товаров возросло на 5fi,3 проц.. макаронных изделий — на 43.G, кондитерских — на 158. Расширилась сеть предприятии торгов ли и общественного питания. Открыто 98 новых магазинов и 48 столовых. В этом году населению продано значительно больше продовольственных и промышлен ных товаров, чем в 1953 году. Завезено [ картофеля на 20 тысяч тонн и овощей на 10 тысяч тонн больше, чем в прошлом ; году. В ближайшие два года будут построены новые, мебельные фабрики, а также осу ществлена реконструкция мебельных фаб рик в Мурманске. Кандалакше. Мончегор ске. Намечается строительство кондитер ских и макаронных фабрик, пшцекомби- натов в гг. Полярный. Североморск, в Неченгском и Кольском районах. Уделяется большое внимание строи тельству жилых домов, школ, больниц и других учреждений, За постедние три го да и 9 месяцев введено в эксплуатацию свыше 270 тыс. кв. метров жилой площа ди. За это же время построено 27 школ, 5 больниц, 14 детских садои и яслей. В нынешнем году трудящиеся получат 119 тыс. кв. метров новой жилой площади, а в будущем — не менее 130— 145 тыс. кн. метров. Капиталовложения в жилищное и ком мунальное хозяйство местных Советов за 1953 год и 10 месяцев 1954 г. составили 20 млн. 210 тысяч рублей, что в три ра за больше капиталовложений на эти цели в 1952 году. Свыше 50 млн. рублей из расходовано за этот период на благо устройство городов и рабочих поселков. Только в Мурманске и Кандалакше за асфальтировано 73,4 тыс. кв. метров улиц и площадей и около 5 тысяч кв. метров тротуаров. За последние два года построены и вве дены в эксплуатацию новые больницы в Оленегорске, Зеленобореке. Ревде. Афри- канде. Значительно улучшилась оснащен ность медицинских учреждений инвента рем и оборудованием. Рентгеновские ка бинеты и клинические лаборатории име ются по’чти во всех районах Широко применяются новые, совершенные методы обследования и лечения больных, новые лекарственные средства. Неуклонно растут ассигнования, на на родное образование. В 215 школах обла сти обучается свыше 50 тыс. учащихся. Увеличивается состав учителей. За об разцовую работу по воспитанию и обуче нию детей пяти учителям области Указом Президиума Верховного Совета РСФСР присвоено аванио Заслуженного учителя школы Российской Федерации. Среди них А. А. Обрезумова (г. Кандалакша), М. Г. Воеводина (г. Мурманск), П. Г. Конюхо ва (г. Мончегорск). Бюджет области на 1955 год по срав нению с текущим голом значительно уве личится. и в этом ярко проявляется новая забота Коммунистической партии и Совет ского правительства о населении Запо лярья. Все силы и энергию отдают трудящие ся Мурманской области самоотверженно му пруду на благо любимой Родины. II с каждым годом все лучше и лучше стоно вится жизнь в Заполярье. Огромные богатства этого края идут на блато наро да нашей страны. Морские рубежи Советского Заполярья зорко охраняют военные моряки — вер ные защитники нашего социалистическо го Отечества. Они неустанно совершен ствуют свое воинское мастерство, повы шают боевую готовность родного флота, зорко и бдительно следят за коварными происками американо-английских импе риалистов, бешено готовящих новую вон- ну против Советского Союза и стран на родной демократии. Советские военные моряки надежно оберегают мирный сози дательный труд нашего народа — творца коммунизма. А. ФЕДОРОВ, заместитель председателя исполнитель ного номитета Мурманского областного Совета депутатоз трудящихся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz