На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 декабря 1954 г.» N 2 304 (514G). I а д ЗАСЛУЖИ ЗНАК ОТЛИЧНОГО СПЕЦИАЛИСТА Встречая матроса или старшину, на груди которого сверкает знак отличного специалиста, мы невольно думаем, сколь­ ко упорства и труда проявил такой мо­ ряк, чтобы в совершенстве овладеть пер­ воклассной бо-евоп техникой, стать масте­ ром ■твоего дела. Благородный т р у д воинов, помы-слы и дела которых направлены к тому, чтобы в дни мирной учеоы воспи­ тать в себе качества победителя, готов­ ность в любой момент выступить на «за­ щиту гос\ дарственных интересов любим iii Родины, отмечается почетной наградой — знаком отличного специалиста или знаком классного специалиста. Недаром у нас говорят, что стремление воина к отличным показателям в учебе равносильно стремлению к подвигам на воине. Известно, что в бога побеждает тот. кто действует смело и -решительно, кто храбрость, мужество и отвагу умело сочетает с высоким боевым мастерством. Следовательно, без глубокого знаяия ору­ жия и боевой техники, без умения ма­ стерски использовать эту технику в лю­ бых условиях, без умения взять от нее все. что она может дать, т. е. без всех тех качеств, которые настойчиво воспи­ тывают в сеёе классные специалисты в мирное время, немыслима победа в бою. Очыт Великой Отечественной войны со всей убедительностью подтверждает это. Первые дни войны застали меня на Балтике. Помню день 22 сентября 1941 года. Наш эскадренный миноносец вместе, с другими кораблями вел артиллерийский обстрел позиций противника. Гитлеров­ ские войска, опьяненные тогда временны­ ми военными успехами, стремились во что бы то ни стало прорваться к городу Л-нина. Фашистская авиация по несколь­ ку раз в день совершала массированные налеты на наши корабли. В один из та­ ких налетов осколками разорвавшейся вра­ жеской бомбы был выведен из с т ро я нас­ чет ко рмо во й зенитной установки. В жи­ вых остался только матрос Петров, но и он был ранен в руку. В это время враже­ ские самолеты стали пикировать на ко­ рабль. Отважный моряк, превозмогая нестерпимую боль, зарядил орудие. За­ тем произвел грубую наводку, для чего один конец ремня прикрепил к рукоятке ОПУ1ИЙНОГО прибора, другой — взял в зу ­ бы. Потом положил груз на одну педаль, а на другую нажал ногой. Не обращая внимания на свист и разрывы враже­ ских бомб. Петров открыл огонь по само­ летам противника. За мужество и геро­ изм. инициативу и находчивость, прояв­ ленные в этом бою. храбрый моряк, был награжден медалью «За отвагу». Советский моряк в критический момецт елрвал атаку фашистских самолетов. Все это произошло потому, что матрос Петров в совершенстве знал свое заведывание. был отличным комендором. А этого он до­ бился путем настойчивой и кропотливой учебы. ревностным выполнением своего священного воинского долга перед люби­ мой Ротной. В совершенстве знать и умело управ­ лять боевой техникой, как это делали герои войны, может и должен каждый м :>ряк. чтооы стать мастером своего дела, з а с л у ж и т ь почетную награду — знак к л а с с н о г о или отличного специалиста, н а д о б ы т ь старательным и прилежным, не б о я т ь с я трудностей в учебе, а умело и\ преодолевать, везде и всегда действо­ в а т ь с т р о г о п о уставу — и тогда, как г о в о р и т с я , завоюешь честь и славу. Именно это — настойчивость и рве­ ние, высокая дисциплина — лежит в ос­ нове успехов передовых людей нашей части — матросов и старшин, ставших к 1 ;;сгными специалистами, отличниками боевой и политической подготовки. Взять, к примеру, старшину 2 статьи Байкова. Передовой воин умело использует каждое занятие для совершенствования своего боевого мастерства и мастерства подчи­ ненных. Однажды молодые матросы стали жа­ ловаться на задержки, возникающие при стрел ьюе орудия. Тогда командир подраз­ деления решил назначить старшину 2 статьи Байкова командиром орудия, воины которого ссылались на неисправ­ ности. II что же! Умелый специалист не только продемонстрировал высокий класс работы па боевом посту, но и практиче­ ски помог молодым матросам устранить те ошибки, которые они .допускали при эксплуатации техники. Молодые матросы, придя на корабли, в части, нашли богатые примеры того, как их старшие товарищи беззаветно выпол­ няют свой воинский долг. Овладеть их опытом службы и учебы — почетная обязанность молодых воинов. Для этого надо с первых дней службы приучить себя к исполнительности, старательно запоминать все. чему обучают коман­ диры. Боевая учеба только тогда прине­ сет свои результаты, а молодой матрос дгбьется успехов в овладении мастер­ ством, станет отличным специалистом, когда наряду с усердием он постоянно, везде и всегда будет проявлять разумную инициативу. Классный специалист, отличник боевой п политической подготовки — это воин, который свои глубокие знания военного дела умело направляет на решение по­ ставленных задач, на преодоление всех трудностей, стоящих на п у т и к достиже­ нию цели. Не научившись преодолевать эти трудности, невозможно стать всесто­ ронне подготовленным воином ибо в ус­ ловиях боевой обстановки нельзя делать скидку на шторм, на непогоду и другие ТРУДНОСТИ. В годы войны в ОДНОМ ИЗ ИОХОДОВ |И зыгрался сильный шторм. Крутая волна бросала маленький к-орабль, как щепку, заливала палубу. При такой качке было трудно устоять на ногах. II все же. к о г­ да фашистские самолеты попытались ата­ ковать катер, надеясь на сложную об­ становку. в которую попали катерники- североморцы. враг встретил сокруши­ тельный отпор. Ни шторм, ни качка не помешали старшине 1 статьи Кучеро- ву открыть прицельный огонь, и в ре­ зультате один из самолетоз противника пашел себе могилу в пучине Баренцова моря. Чем будет больше в наших рядах уме­ лых воинов-отличнпков, моряков, удо­ стоенных знаков отличного специалиста, тем выше будет боеготовность корабля, части, а, следовательно, и всего флота в целом. Поэтому, с первых дней службы добиваясь этого почетного звания, пра­ ва на своей груди носить знак отличного или классного специалиста, каждый мо­ лодой воин будет вносить свой вклад в дело дальнейшего укрепления активной обороны нашей Родины. Мичман Н. НОВИКОВ. Военно-техническая пропаганда в подразделении Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют огромную заботу об оснащении наших Вооруженных Сил замечательной боевой техникой, необходи­ мой для защиты Родины от агрессивных действий ее врагов. Вот почему воины на­ шего подразделения настойчиво изучают самолеты, вооружение и специальное обо­ рудование, учатся тому, что необходимо на войне. В решении этих ответственных задач •боевой подготовки важную роль играет во­ енно-техническая пропаганда. Она дает авиаторам возможность расширить свои теоретические знания, улучшить эксплу­ атацию материальной части. В этом отно­ шении большую работу проводят офице­ ры, коммунисты и комсомольцы. Они чи­ тают лекции и доклады для личного со­ става, используют другие формы техни­ ческой пропаганды. Так, например, офицер Лнвик провел с воинами беседу на тему: «Отличная под­ готовка самолетного радиооборудования — залог успешного выполнения полетов но­ чью». На конкретных и убедительных примерах из жизни подразделения он по­ казал, как передовые авиаторы обслужи­ вают осевую технику во время ночных полетов, привел поучительные примеры. В подразделении проведены встречи мо­ лодых техников с опытными инженерами. Бывалые авиаторы делились своим опы­ том по обслуживанию материальной части в ночных условиях. Это способствовало тому, что молодые техники расширили свой кругозор и получили возможность яснее представлять возможные ошибки в работе и методы их предупреждения. Но плану партийного бюро организуют­ ся встречи воинов с героями Великой Оте­ чественной воины, с ветеранами подраз­ деления. На одной из таких встреч вы­ ступил участник Великой Отечественной войны на Севсрэ офицер Орлов. Он рас­ сказал воинам о боевых делах северомор­ ских летчиков. Затем офицер Овсянников поделился своим опытом обслуживания боевых вылетов, рассказал о дружбе лет­ ного состава с техническим. Одной из форм военно-технической про­ паганды является проведение тематиче­ ских вечеров и методических конферен­ ций. Так. была проведена методическая конференция ка тему.: «Боевое примене­ ние оптического прицела и ошибки штур­ манов». Состоялась также техническая конференция о групповых полетах в слгж- тгчх метеорологических условиях. Яти мероприятия тщательно готовились. Не случайно они прошли при большой актив­ ности летного состава, который делился своим опытом, вскрыл ряд отрицательных явлений. Технические конференции поло- лсительно сказались на отработке после­ дующих учебно-боевых задач. Г> подразделении особое значение при­ дается оформлению учебных классов, их оборудованию. Здесь имеются плакаты, схемы, таблицы, макеты и всевозможные усовершенствованные приборы. Постоянную помощь в пополнении и обновлении учебной базы командиру ока­ зывают рационализаторы. Они не только совершенствуют имеющиеся приборы, но и создают новые. Матрос Бажанов, напри­ мер, изготовил действующее приспособле­ ние для быстрого и качественного произ­ водства ремонта одного агрегата. Оно по­ зволило ускорить процесс работы по вре­ мени в три раза. Нм же изготовлено приспособление с электромотором для ги­ дравлического под’ема. открытия и закры­ тия некоторых механизмов. В техническом классе имеется изготов­ ленный силами младших специалистов макет топливной системы двигателя нату­ ральной величины в разрезе. Матрос Никольский, сержант Саурин при активном участии офицера изготовля­ ют стенд для проверки комплекта автопи­ лота. К концу идет работа у одною из офицеров по изготовлению миниатюрного генератора, который предназначается для проверки радиокомпаса. Авиаторы с охотой приходят в учеб­ ные классы. Там они читают военно-тех­ ническую литературу, практически рабо­ тают на действующих приборах, тренаже­ рах. Учебные классы используются и для пропаганды передового опыта. В техническом классе, например, по указанию командира было наметено про­ вести обмен практическим опытом между механиками по вооружению и воздушны­ ми стрелками-радпстами по разборке и 'юрке вооружения самолета. Э тому меро­ приятию предшествовала тщательная под­ готовка. При участии (командира был со­ ставлен обстоятельный план. Состоялось занятие, на котором выявили наиболее подготовленных, знающих свое дело спе­ циалистов. ...Авиаторы пришли в ле лежали детали оружия 'инструмент. Один за другим подходят воины к сто- класс. На сто- п необходимый лу и вытаскивают билеты, где значатся один практический и другой теоретиче­ ский вопросы. Авиатсры вначале проду­ мывают их, и только потом подается команда приступить к разборке и сборке оружия. В эту минуту шесть человек од­ новременно начали практическую работу. Пущены секундомеры. Офицеры внима­ тельно наблюдают за действиями воинов. Вот ра:Яорка и сборка окончена. Члены группы занимают- мести за столами. Они вооружаются бумами и карандашами для подготовки к устным ответам... Занятия закончились. Командир подраз­ деления сделал раэбор. Он особо отметил старших сержантол Максимова, Красов- ското и других. Специалисты своего дела сержант Гаврилович, матрос Арасла- нов и другие также показали отличные знания материальной части. Командир призвал всех участников со- стя.отельного занятия не останавливать­ ся на достигнутых успехах, а системати­ чески совершенствовать свое боезос ма­ стерство. Наиболее отличившиеся воины были поощрены. Вопросы военно-технической пропаган­ ды решаются и при помощи наглядной агитации. В подразделении красочно офор­ млены специальные плакаты и призывы, обращенные к авиаторам. В подразделении тажже регулярно де­ монстрируются различные учебные Филь­ мы, проводятся вечера, читаются лекции, доклады, посвященные пропаганде авиа­ ционной техники, оружия, приоритету на­ шей Родины в области науки и техники. В части работает • комсомольско-моло­ дежный лекторий, где за последнее время прочитано несколько лекций и докладов. Например, большой интерес вызвал вечер на тему: «Изучение современного о р у ж и я и техники — священный долг советского Роина». Имеются также выставки и стенды, та­ кие, как «Самолет — русское изобрете­ ние». «СССР — могучая авиационная держава», «Передовые офицеры подразде­ ления» и т. д. Все формы и средства военно-техниче­ ской пропаганды помогают авиаторам луч­ ше осваивать первоклассную реактивную технику и правила грамотной ее эксплу­ атации в трудных условиях Заполярья. Эта пропаганда повышает техническую культуру авиаторов, способствует росту боеготовности подразделений. Капитан М. П0Л0ЙНИКСВ. Благодаря настойчивости в учёбе и политической подготовке Высоких показателей в боевой добился старший матрос Лещенко. Старший матрос Лещенко успешно выдержал экзамен на классность. Ему присвоено звание специалиста первого класса. Этого он добился благодаря тому, что заблаговременно и тща­ тельно готовился к экзаменам, постоянно повышал теоретиче­ ские знания и практические навыки, оережно ухаживал за ма­ териальной частью. — На достигнутых успехах я не останавливаюсь. — зая­ вил своим сослуживцам Лещенко. — Буду и впредь повышать свое мастерство, учиться тому, что необходимо в бою. Старший матп?? А. ЧЕРНЯК. / С о 7 ? о т Л о В БОРЬБЕ З А СЕКУНДЫ По сигналу воины-зенитчик и быстро разбежались по своим боевым постам. В считанные секунды в казарме никого не осталось. Командир орудия младший сержант Алейников с часами в руках стоит на бое­ вом посту'. Он видит, что воины быстро выполняют команду и сразу же начинают готовить механизмы к действию. Но вот матрос Мухаметдпнов замешкался. — Надо будет заняться с ним отдельно. — подумал командир и отметил это v се­ бя в блокноте. Младший сержант Алейников внима­ тельно наблюдает за действиями своих подчиненных. Расторопно работает гори­ зонтальный наводчик матро: Ажелпс. Он осматривает приборы и. убедившись в их исправности. докладывает командиру рас­ чета о готовности к ведению огня. Следу­ ют четкие юклады и д р у г и х в о и н о в . Командир смотрит на часы — время от­ личное. Он приказывает подчиненным еще раз выполнить приемы согласно и н с т р у к ­ ц и и по приготовлению механизмов к дей­ ствию. Так повторили несколько раз. — По самолету... — подал в во д н ую Алейников. Горизонтальный наводчик Ажелпс рав­ номерно. но быстро вращает маховики и совмещает нить пшшельного приспособле­ ния с пелыо. после чего докладывает: — Цель поймана! Алейников смотрит на часы — норма­ тив перекрыт. Он дает еше ряд вводных, и воины с кажтым оазом на доли секунды сокраща­ ли время наводки. Командир заметил, что наводчики все же допустили несколько неточную п о и м ку цели. — Время наведения орудия в цель можно сократить. — сказал младший сер­ жант. — Лля этого н у ж н о так отработать лрагстические навыки, чтобы точно и бы­ стро ловить цель и непрерывно держать ее в п°плкрестии прицельного приспособ­ ления. Подводя итоги занятия, командир рас­ чета привел ряд примеров из опыта Вели­ кой Отечественной воины, когда секунды решали успех боя. — Об этом тем более надо помнить в настоящее время. — сказал Алейников. — ибо теперь воздушные цели имеют исключительно большие ско ро с ти и высо­ кую маневренность. Секунда промедления, и реактивный самолет может приблизил­ ся на несколько сот метров к об’екту. Поэтому мы должны бороться не только за секунды, но и за доли секунд. Только в этом случае мы будем уверены в надеж­ ной охране воздушных пространств со­ циалистического государства. Немало п р и ш л о с ь поработать командиру расчета, чтобы воины д о рож и л и каждой долей секунды, действовали четко, грамот­ но. Благодаря систематическим трениров­ кам и целеустремленной учебе многие зе­ нитчики стали отличниками боевой и по­ литической подготовки. В любых условиях сни показывают высокое боевое мастер­ ство, умело эксплуатируют технику. Борьбу за секунды младший сержант Алейников ведет от самой побудки до от­ боя. Он приучает подчиненных к своевре­ менному выполнению всех приказов, ин­ струкций, распорядка дня. П благодаря этому успехи воинов растут. Вот, напри­ мер, заряжающий матрос Н. С м и р н о в . Каждое дело он выполняет своевременно, а если требует обстановка, то и раньше срока В нем видны сосредоточенность, разворотливость. сметка и находчивость. А во и н у Ажелису. показавшему высокие образцы в учебе и службе, поручены от­ ветственные обязанности. Младший сержант Алейников знает, что успехов можно добиться тогда, когда все воины будут выполнять свои обязанности четко, в строгом соответствии с требова­ ниями П р и с я г и . уставов и и н с т р у к ц и й . Боевую учебу о руд и й н о го расчета коман­ дир п ро во д и т в у с л о в и я х , приближенных к боевым, решительно борется с послабле­ ниями и упрощенчеством. Лейтенант А. АВЕРИЧЕВ. О Б Д И Т Е Л Ь Н О несут вахту на от­ даленном посту матросы Поляков, Драньков и Седура. Ни ветер, ни мо­ роз. ни снег — ничто не может поме­ шать их четкой и бесперебойной работе. Эти матросы являются отличными специалистами. В любых условиях у передовых воинов материальная часть работает безотказно. З а добросовест­ ную службу Родине они имеют немало поощрений. Старший матрос С . Потеряхнн. О В С Т РО ГОМ соответствии с требованиями устава несет карауль­ ную службу отличник боевой и поли­ тической подготовки матрос Жуков. Недавно за бдительность на посту командир подразделения об’явил ему благодарность. Матрос Д . Ми зарев. О А К Т И В Н О участвует в матрос­ ской художественной самодеятельности нашего подразделения старшина 1 ста­ тьи Тонкошкуров. Он руководит хо­ ром, танцевальным коллективом. В ближайшее воемя у нас состоится кон- церт. Старший матрос А . Стороженко. ВВЕРХОВНОМ СУДЕ СОБР 14— 19 декабря 1054 года в открытом судебном заседании в гор. Ленинграде Поен­ ная коллегия Верховного суда СССР в со­ ставе председательствующего первого за­ местителя Председателя Верховного суда СССР генерал-лейтенанта юстиции ЗеГм.ч- на Е. Л. и членов суда геиерал-майг-ра юстиции Сюльдииа В. В. и полковника юстиции Борисоглебского В. В. с участи­ ем государственного обвинителя Гениаль­ ного прокурора СССР деи ’твительного го- сударствснного советника юстиции Руден­ ко Р. А. и защиты — членов Московской городской коллегии адвокатов Г р и н ва Л. П.. Степанова М. В.,* Рогова 11. П.. Павлова Л. В. рассмотрела уголовное дело ио обвинению бывшего министра государ­ ственной безопасности СССР Абакумова В. С.. бывшего начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР Леонова А. Г., бывших заместителей на­ чальника следственной части по особо важ­ ным делам Комарова В. II. и Лихачева М. Т., бывших сотрудников МГБ СССР Чернова И. А., Бровермана Я. М. в пре­ ступлениях. предусмотренных ст. ст. 58-1-«Б». 58-7, 5S-S, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР. Судебное следствие полностью поттвер- днло материалы предварительного следст­ вия и иред’явленные подсудимым обвине­ ния. Подсудимый Абакумов, будучи выдвп-. нут Гюрия на пост министра, госбезопасно­ сти СССР, являлся прямым соучастником преступной заговорщической г р у п п ы , в ы ­ п о л н ял вражеские задания Берия, направ­ ленные п р о т и в Коммунистической партии и Советского правительства. Совершая такие же преступления, как и Берия. Абакумов стал на путь авантюр и политических провокаций. Абакумов Фабриковал дела на отдельных работников партийного, советского аппарата и пред­ ставителен советской интеллигенции, за­ тем арестовывал этих лиц и. применяя запрещенные советским законом преступ­ ные методы следствия, вместе со своими сообщниками Леоновым. Комаровым. Ли­ хачевым, добивался от арестованных вы­ мышленных показаний с признанием ви­ ны в тяжелых государственных преступ­ лениях. Таким путем Абакумов сфальсифициро­ вал так называемо? «ленинградское дело», по которому был необоснованно арестован ряд партийных и советских работников, ложно обвиненных в тягчайших государ­ ственных преступлениях. Судебным следствием установлены и многие другие Факты фальсификации у г о ­ л о в н ы х дел и преступного попирания со­ циалистической законности Абакумовым и его сообщниками. Ныне лица, ложно обвиненные Абаку­ мовым и его соучастниками, полностью реабилитированы. Чтобы скрыть совершаемые им преступ­ ления, Абакумов запрещал направлять по назначению заявления и жалобы аресто­ ванных, адресованные в ЦК КПСС и Со­ ветскому правительству. Военная коллегия Верховного суда СССР, признав полностью доказанными обвинения, пред’явленные Абакумову и его сообщникам, приговорила: подсудимого Чернова II. А. заключить в исправитель­ но-трудовой лагерь сроком па 15 лет: подсудимого Бровермана Я. М. заключить в исправительно-трудовой лагерь споком на 25 лет: подсудимых Абакумова В. С.. Леонова А. Г., Комарова В. II. и Лихачева М. Т. подвергнуть высшей мере уголовно­ го наказания — расстрелу. Приговор был встречен п р и с у т с т в у ю ­ щ и м и с большим удовлетворением. Приговор приведен в исполнение. Командир отделения мотористов старшина 2 статьи Иван Аргунов отлично знает свою специальность, много и настойчиво работает с подчиненными, обучая их грамот­ ному обслуживанию боевой техники. Н А С Н ИМ К Е : специалист второго класса старшина 2 статьи И . Аргунов (спра­ ва) проводит занятие с молодым матросом А . Калппичевым. Ф ото И . Никишова. По следам наших выступлений «ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ КОЛЛЕКТИВУ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Под таким заголовком 30 ноября в па­ шей газете было опубликовано письмо младшего сержанта К. Борисова. На днях в редакцию сообщили, что письмо обсуждалось на заседании партий­ ного бюро, и факты, отмеченные в нем, соответствуют действительности. Приня­ ты меры по улучшению работы коллек­ тива самодеятельности. Создается драма­ тический коллектив, приобретен баян, на время репетиций выделяется соответ­ ствующее помещение. О т л и ч н ы й с в я з и с т Настойчиво специальностью матрос Сеглпн. напряженному стал отличником овладевает старший Благотапя т р у д у он боевой и политической подготовки, квалифипиооваиным ма­ стером своего дела. За безупречное знание специальности старший матрос Сеглпн награжден нагрудным знаком «Отлич­ ный связист». К. УТЕГЕНОВ. На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Овладевать методическим мастерством Высокий идейный и методический уро­ вень политических занятий во многом за­ висит от подготовки к ним руководителя. Его труд благороден, но в то же время весьма сложен. Чтобы стать полноценным пропагандистом, необходимо, как указы­ вал В. II. Ленин, порядочно поучиться и понабрать опыта. Для этого руководитель политзанятий должен постоянно овладе­ вать марксистско-ленинской теорией, ме­ тодическими навыками. Только высокая теоретическая подготовка, глубокое пони­ мание политики партии, умение правиль­ но и доходчиво раз’яснять ее помогут офицеру успешно справляться со своими ответственными обязанностями. Лейтенант Коппилов — молодой офи­ цер, он еще не имеет должного опыта по­ литического воспитания моряков. Это обя­ зывает его настойчиво работать над по­ вышением своего пропагандистского ма­ стерства. Первые политзанятия, проведен- пые тов. Корпиловым, дают возможность вскрыть их положительные и отрицатель­ ные стороны. Критический разбор этих занятий может быть полезен не только для него, но и для других руководителей. На днях лейтенант Корнилов проводил рассказ по теме: «Постоянно совершенст­ вовать свои ванные и политические зна­ ния. отлично владеть оружием и боев>й техникой». Известно, что рассказ по теме занимает важнейшее место в системе по­ литических занятий. Содержательное вы­ ступление руководителя помогает слуша­ телям глубоко изучить поставленные во­ просы. В начале занятия, прежде чем присту­ пить к изложению содержания темы, лей­ тенант Корнилов коротко рассказал о вну­ треннем и международном положении страны, подчеркнул историческое значе­ ние Декларации, принятой на Московском совещании европейских стдон но обеспе­ чению мира и безопасности в Европе. Ру ­ ководитель указал, что сложившаяся международная обстановка обязывает во­ инов наших Вооруженных Сил. в том чи­ сле и личный состав корабля, постоянно совершенствовать свои военные и поли­ тические знания, отлично владеть оружи­ ем и быть в постоянной боевой готовно­ сти. Затем руководитель перешел к изло­ жению выделенных им основных вопро­ сов темы: 1. Высокое воинское мастерст­ во и хорошая идейно-политическая закал­ ка — залог успеха в бою. 2. Учиться то­ му. что необходимо на . войне. В совер­ шенстве владеть оружием и боевой тех­ никой. 3. Быть отличником «боевой и по­ литической подготовки, стать классным специалистом — долг каждого советского воина. Хочется подробнее высказать одно замечание по плану пасоказа. На наш взгляд, лучше было бы третий вопрос сформулировать так: «Выть готовыми к умелым действиям в бою в условиях при­ менения современных видов ов\жия». По- Да потому, что п р и изложении вто- вопроса плана руководитель должен чему? рого подчеркнуть: чтобы в совершенстве вла­ деть оружием и боевой техникой, необхо­ димо быть отличником и классным спе­ циалистом. Выделение отдельно вопро­ са о необходимости умелых действий в условиях применения различных видов орулсия дало бы ему возможность глубже раскрыть особенности современного боя и заострить на них внимание слушателей. Этого, к сожалению, пропагандист не сде­ лал. Другим существенным недочетом рас­ сказа является недостаточная убедитель­ ность. Лейтенант Корнилов приводил от­ дельные примеры, но не раскрывал их значения и таким образом не достигал главной цели занятия — убедить слуша­ телей. Так, руководитель, желая подчерк­ нуть, что на отличников боевой и поли­ тической подготовки, классных специали­ стов должны равняться все матросы и старшины корабля, не показал, как же тот или иной воин стал передовым. Про­ пагандист лишь сказал: «Вот и нужно брать пример с наших отличников — матросов Быкова. Соловьева и других». Руководитель в ходе рассказа должен был довести до сознания слушателей, что отличником боевой и политической подго­ товы! может стать каждый матрос или старшина, что для этого не нужно обла­ дать каким-то талантом, как об этом ду­ мают отдельные воины, а требуется лишь приложить старание, строго выполнять требования Военной присяги, уставов, приказы своих командиров и начальни­ ков. Хорошо, что лейтенант Корнилов стре­ мился излагать материал своими словами. Но, чтобы свободно вести рассказ, необхо­ димо тщательно продумать его план, уметь подбирать яркие, поучительные примеры, излагать свои мысли просп.ш, доступным для слушателей языком. Вот этих-то качеств лейтенанту Корнилову п >ка еще не достает. Язык руководителя был бедным, его речь засорена такими словами-сорняками, как «так сказать», «значит», «вот» и т. д. Лейтенанту Корнилову впредь следует больше заоотнться о культуре своей речи, учиться правильно и точно выражать свои мысли. К числу недостатков занятия следует отнести также неумелее использование на­ глядных пособий. В группе лейтенанта Корнилова были географическая карта и два плаката с выдержками из приказов Министра Обороны Союза ССР о задачах воинов в послевоенный период. Этих по­ собий, конечно, недостаточно. Но беда в том, что в ходе рассказа руководитель ни разу не обратился к этим плакатам. Толь­ ко в конце занятия, когда материал был уже изложен, он вспомнил о них. Когда офицер говорил о необходимости в совер­ шенстве владеть своим оружием и боевой техникой, надо было подкрепить свои мы­ сли требованиями! приказов Министра Обо­ роны. То же самое получилось с географиче­ ской картой. Лишь после рассказа пропа­ гандист вызвал матроса Ушакова, чтобы тот показал 1Б союзных республик. Мож­ но ли было использовать карту ь ходе занятия? Конечно, да! Например, когда руководитель группы приводил примеры из Великой Отечественной войны, он мог бы показать на карте места, где происхо­ дили бон, и т. д. Следует сказать, что, хотя в целом лейтенант Корнилов енравнлея с расска­ зом по теме, но ему необходимо еще мно­ го работать над собой, над ов.гпением пропагандистским мастерством. В этом ему должны всемерно помочь командир, политработник, передавая молодому руко­ водителю свой богатый опыт воспитания матросов и старшин. Постоянная забота о повышении идеи- но-теоретнческой подготовки и пропаган­ дистского мастерства руководителей групп политзанятий будет способствовать даль­ нейшему улучшению воспитания личного состава кораблей и частей флора. Старший лейтенант Я. ЗАТИРКА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz