На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 24 декабря 1954 г.» N 2 304 (514G). I а д ЗАСЛУЖИ ЗНАК ОТЛИЧНОГО СПЕЦИАЛИСТА Встречая матроса или старшину, на груди которого сверкает знак отличного специалиста, мы невольно думаем, сколь ко упорства и труда проявил такой мо ряк, чтобы в совершенстве овладеть пер воклассной бо-евоп техникой, стать масте ром ■твоего дела. Благородный т р у д воинов, помы-слы и дела которых направлены к тому, чтобы в дни мирной учеоы воспи тать в себе качества победителя, готов ность в любой момент выступить на «за щиту гос\ дарственных интересов любим iii Родины, отмечается почетной наградой — знаком отличного специалиста или знаком классного специалиста. Недаром у нас говорят, что стремление воина к отличным показателям в учебе равносильно стремлению к подвигам на воине. Известно, что в бога побеждает тот. кто действует смело и -решительно, кто храбрость, мужество и отвагу умело сочетает с высоким боевым мастерством. Следовательно, без глубокого знаяия ору жия и боевой техники, без умения ма стерски использовать эту технику в лю бых условиях, без умения взять от нее все. что она может дать, т. е. без всех тех качеств, которые настойчиво воспи тывают в сеёе классные специалисты в мирное время, немыслима победа в бою. Очыт Великой Отечественной войны со всей убедительностью подтверждает это. Первые дни войны застали меня на Балтике. Помню день 22 сентября 1941 года. Наш эскадренный миноносец вместе, с другими кораблями вел артиллерийский обстрел позиций противника. Гитлеров ские войска, опьяненные тогда временны ми военными успехами, стремились во что бы то ни стало прорваться к городу Л-нина. Фашистская авиация по несколь ку раз в день совершала массированные налеты на наши корабли. В один из та ких налетов осколками разорвавшейся вра жеской бомбы был выведен из с т ро я нас чет ко рмо во й зенитной установки. В жи вых остался только матрос Петров, но и он был ранен в руку. В это время враже ские самолеты стали пикировать на ко рабль. Отважный моряк, превозмогая нестерпимую боль, зарядил орудие. За тем произвел грубую наводку, для чего один конец ремня прикрепил к рукоятке ОПУ1ИЙНОГО прибора, другой — взял в зу бы. Потом положил груз на одну педаль, а на другую нажал ногой. Не обращая внимания на свист и разрывы враже ских бомб. Петров открыл огонь по само летам противника. За мужество и геро изм. инициативу и находчивость, прояв ленные в этом бою. храбрый моряк, был награжден медалью «За отвагу». Советский моряк в критический момецт елрвал атаку фашистских самолетов. Все это произошло потому, что матрос Петров в совершенстве знал свое заведывание. был отличным комендором. А этого он до бился путем настойчивой и кропотливой учебы. ревностным выполнением своего священного воинского долга перед люби мой Ротной. В совершенстве знать и умело управ лять боевой техникой, как это делали герои войны, может и должен каждый м :>ряк. чтооы стать мастером своего дела, з а с л у ж и т ь почетную награду — знак к л а с с н о г о или отличного специалиста, н а д о б ы т ь старательным и прилежным, не б о я т ь с я трудностей в учебе, а умело и\ преодолевать, везде и всегда действо в а т ь с т р о г о п о уставу — и тогда, как г о в о р и т с я , завоюешь честь и славу. Именно это — настойчивость и рве ние, высокая дисциплина — лежит в ос нове успехов передовых людей нашей части — матросов и старшин, ставших к 1 ;;сгными специалистами, отличниками боевой и политической подготовки. Взять, к примеру, старшину 2 статьи Байкова. Передовой воин умело использует каждое занятие для совершенствования своего боевого мастерства и мастерства подчи ненных. Однажды молодые матросы стали жа ловаться на задержки, возникающие при стрел ьюе орудия. Тогда командир подраз деления решил назначить старшину 2 статьи Байкова командиром орудия, воины которого ссылались на неисправ ности. II что же! Умелый специалист не только продемонстрировал высокий класс работы па боевом посту, но и практиче ски помог молодым матросам устранить те ошибки, которые они .допускали при эксплуатации техники. Молодые матросы, придя на корабли, в части, нашли богатые примеры того, как их старшие товарищи беззаветно выпол няют свой воинский долг. Овладеть их опытом службы и учебы — почетная обязанность молодых воинов. Для этого надо с первых дней службы приучить себя к исполнительности, старательно запоминать все. чему обучают коман диры. Боевая учеба только тогда прине сет свои результаты, а молодой матрос дгбьется успехов в овладении мастер ством, станет отличным специалистом, когда наряду с усердием он постоянно, везде и всегда будет проявлять разумную инициативу. Классный специалист, отличник боевой п политической подготовки — это воин, который свои глубокие знания военного дела умело направляет на решение по ставленных задач, на преодоление всех трудностей, стоящих на п у т и к достиже нию цели. Не научившись преодолевать эти трудности, невозможно стать всесто ронне подготовленным воином ибо в ус ловиях боевой обстановки нельзя делать скидку на шторм, на непогоду и другие ТРУДНОСТИ. В годы войны в ОДНОМ ИЗ ИОХОДОВ |И зыгрался сильный шторм. Крутая волна бросала маленький к-орабль, как щепку, заливала палубу. При такой качке было трудно устоять на ногах. II все же. к о г да фашистские самолеты попытались ата ковать катер, надеясь на сложную об становку. в которую попали катерники- североморцы. враг встретил сокруши тельный отпор. Ни шторм, ни качка не помешали старшине 1 статьи Кучеро- ву открыть прицельный огонь, и в ре зультате один из самолетоз противника пашел себе могилу в пучине Баренцова моря. Чем будет больше в наших рядах уме лых воинов-отличнпков, моряков, удо стоенных знаков отличного специалиста, тем выше будет боеготовность корабля, части, а, следовательно, и всего флота в целом. Поэтому, с первых дней службы добиваясь этого почетного звания, пра ва на своей груди носить знак отличного или классного специалиста, каждый мо лодой воин будет вносить свой вклад в дело дальнейшего укрепления активной обороны нашей Родины. Мичман Н. НОВИКОВ. Военно-техническая пропаганда в подразделении Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют огромную заботу об оснащении наших Вооруженных Сил замечательной боевой техникой, необходи мой для защиты Родины от агрессивных действий ее врагов. Вот почему воины на шего подразделения настойчиво изучают самолеты, вооружение и специальное обо рудование, учатся тому, что необходимо на войне. В решении этих ответственных задач •боевой подготовки важную роль играет во енно-техническая пропаганда. Она дает авиаторам возможность расширить свои теоретические знания, улучшить эксплу атацию материальной части. В этом отно шении большую работу проводят офице ры, коммунисты и комсомольцы. Они чи тают лекции и доклады для личного со става, используют другие формы техни ческой пропаганды. Так, например, офицер Лнвик провел с воинами беседу на тему: «Отличная под готовка самолетного радиооборудования — залог успешного выполнения полетов но чью». На конкретных и убедительных примерах из жизни подразделения он по казал, как передовые авиаторы обслужи вают осевую технику во время ночных полетов, привел поучительные примеры. В подразделении проведены встречи мо лодых техников с опытными инженерами. Бывалые авиаторы делились своим опы том по обслуживанию материальной части в ночных условиях. Это способствовало тому, что молодые техники расширили свой кругозор и получили возможность яснее представлять возможные ошибки в работе и методы их предупреждения. Но плану партийного бюро организуют ся встречи воинов с героями Великой Оте чественной воины, с ветеранами подраз деления. На одной из таких встреч вы ступил участник Великой Отечественной войны на Севсрэ офицер Орлов. Он рас сказал воинам о боевых делах северомор ских летчиков. Затем офицер Овсянников поделился своим опытом обслуживания боевых вылетов, рассказал о дружбе лет ного состава с техническим. Одной из форм военно-технической про паганды является проведение тематиче ских вечеров и методических конферен ций. Так. была проведена методическая конференция ка тему.: «Боевое примене ние оптического прицела и ошибки штур манов». Состоялась также техническая конференция о групповых полетах в слгж- тгчх метеорологических условиях. Яти мероприятия тщательно готовились. Не случайно они прошли при большой актив ности летного состава, который делился своим опытом, вскрыл ряд отрицательных явлений. Технические конференции поло- лсительно сказались на отработке после дующих учебно-боевых задач. Г> подразделении особое значение при дается оформлению учебных классов, их оборудованию. Здесь имеются плакаты, схемы, таблицы, макеты и всевозможные усовершенствованные приборы. Постоянную помощь в пополнении и обновлении учебной базы командиру ока зывают рационализаторы. Они не только совершенствуют имеющиеся приборы, но и создают новые. Матрос Бажанов, напри мер, изготовил действующее приспособле ние для быстрого и качественного произ водства ремонта одного агрегата. Оно по зволило ускорить процесс работы по вре мени в три раза. Нм же изготовлено приспособление с электромотором для ги дравлического под’ема. открытия и закры тия некоторых механизмов. В техническом классе имеется изготов ленный силами младших специалистов макет топливной системы двигателя нату ральной величины в разрезе. Матрос Никольский, сержант Саурин при активном участии офицера изготовля ют стенд для проверки комплекта автопи лота. К концу идет работа у одною из офицеров по изготовлению миниатюрного генератора, который предназначается для проверки радиокомпаса. Авиаторы с охотой приходят в учеб ные классы. Там они читают военно-тех ническую литературу, практически рабо тают на действующих приборах, тренаже рах. Учебные классы используются и для пропаганды передового опыта. В техническом классе, например, по указанию командира было наметено про вести обмен практическим опытом между механиками по вооружению и воздушны ми стрелками-радпстами по разборке и 'юрке вооружения самолета. Э тому меро приятию предшествовала тщательная под готовка. При участии (командира был со ставлен обстоятельный план. Состоялось занятие, на котором выявили наиболее подготовленных, знающих свое дело спе циалистов. ...Авиаторы пришли в ле лежали детали оружия 'инструмент. Один за другим подходят воины к сто- класс. На сто- п необходимый лу и вытаскивают билеты, где значатся один практический и другой теоретиче ский вопросы. Авиатсры вначале проду мывают их, и только потом подается команда приступить к разборке и сборке оружия. В эту минуту шесть человек од новременно начали практическую работу. Пущены секундомеры. Офицеры внима тельно наблюдают за действиями воинов. Вот ра:Яорка и сборка окончена. Члены группы занимают- мести за столами. Они вооружаются бумами и карандашами для подготовки к устным ответам... Занятия закончились. Командир подраз деления сделал раэбор. Он особо отметил старших сержантол Максимова, Красов- ското и других. Специалисты своего дела сержант Гаврилович, матрос Арасла- нов и другие также показали отличные знания материальной части. Командир призвал всех участников со- стя.отельного занятия не останавливать ся на достигнутых успехах, а системати чески совершенствовать свое боезос ма стерство. Наиболее отличившиеся воины были поощрены. Вопросы военно-технической пропаган ды решаются и при помощи наглядной агитации. В подразделении красочно офор млены специальные плакаты и призывы, обращенные к авиаторам. В подразделении тажже регулярно де монстрируются различные учебные Филь мы, проводятся вечера, читаются лекции, доклады, посвященные пропаганде авиа ционной техники, оружия, приоритету на шей Родины в области науки и техники. В части работает • комсомольско-моло дежный лекторий, где за последнее время прочитано несколько лекций и докладов. Например, большой интерес вызвал вечер на тему: «Изучение современного о р у ж и я и техники — священный долг советского Роина». Имеются также выставки и стенды, та кие, как «Самолет — русское изобрете ние». «СССР — могучая авиационная держава», «Передовые офицеры подразде ления» и т. д. Все формы и средства военно-техниче ской пропаганды помогают авиаторам луч ше осваивать первоклассную реактивную технику и правила грамотной ее эксплу атации в трудных условиях Заполярья. Эта пропаганда повышает техническую культуру авиаторов, способствует росту боеготовности подразделений. Капитан М. П0Л0ЙНИКСВ. Благодаря настойчивости в учёбе и политической подготовке Высоких показателей в боевой добился старший матрос Лещенко. Старший матрос Лещенко успешно выдержал экзамен на классность. Ему присвоено звание специалиста первого класса. Этого он добился благодаря тому, что заблаговременно и тща тельно готовился к экзаменам, постоянно повышал теоретиче ские знания и практические навыки, оережно ухаживал за ма териальной частью. — На достигнутых успехах я не останавливаюсь. — зая вил своим сослуживцам Лещенко. — Буду и впредь повышать свое мастерство, учиться тому, что необходимо в бою. Старший матп?? А. ЧЕРНЯК. / С о 7 ? о т Л о В БОРЬБЕ З А СЕКУНДЫ По сигналу воины-зенитчик и быстро разбежались по своим боевым постам. В считанные секунды в казарме никого не осталось. Командир орудия младший сержант Алейников с часами в руках стоит на бое вом посту'. Он видит, что воины быстро выполняют команду и сразу же начинают готовить механизмы к действию. Но вот матрос Мухаметдпнов замешкался. — Надо будет заняться с ним отдельно. — подумал командир и отметил это v се бя в блокноте. Младший сержант Алейников внима тельно наблюдает за действиями своих подчиненных. Расторопно работает гори зонтальный наводчик матро: Ажелпс. Он осматривает приборы и. убедившись в их исправности. докладывает командиру рас чета о готовности к ведению огня. Следу ют четкие юклады и д р у г и х в о и н о в . Командир смотрит на часы — время от личное. Он приказывает подчиненным еще раз выполнить приемы согласно и н с т р у к ц и и по приготовлению механизмов к дей ствию. Так повторили несколько раз. — По самолету... — подал в во д н ую Алейников. Горизонтальный наводчик Ажелпс рав номерно. но быстро вращает маховики и совмещает нить пшшельного приспособле ния с пелыо. после чего докладывает: — Цель поймана! Алейников смотрит на часы — норма тив перекрыт. Он дает еше ряд вводных, и воины с кажтым оазом на доли секунды сокраща ли время наводки. Командир заметил, что наводчики все же допустили несколько неточную п о и м ку цели. — Время наведения орудия в цель можно сократить. — сказал младший сер жант. — Лля этого н у ж н о так отработать лрагстические навыки, чтобы точно и бы стро ловить цель и непрерывно держать ее в п°плкрестии прицельного приспособ ления. Подводя итоги занятия, командир рас чета привел ряд примеров из опыта Вели кой Отечественной воины, когда секунды решали успех боя. — Об этом тем более надо помнить в настоящее время. — сказал Алейников. — ибо теперь воздушные цели имеют исключительно большие ско ро с ти и высо кую маневренность. Секунда промедления, и реактивный самолет может приблизил ся на несколько сот метров к об’екту. Поэтому мы должны бороться не только за секунды, но и за доли секунд. Только в этом случае мы будем уверены в надеж ной охране воздушных пространств со циалистического государства. Немало п р и ш л о с ь поработать командиру расчета, чтобы воины д о рож и л и каждой долей секунды, действовали четко, грамот но. Благодаря систематическим трениров кам и целеустремленной учебе многие зе нитчики стали отличниками боевой и по литической подготовки. В любых условиях сни показывают высокое боевое мастер ство, умело эксплуатируют технику. Борьбу за секунды младший сержант Алейников ведет от самой побудки до от боя. Он приучает подчиненных к своевре менному выполнению всех приказов, ин струкций, распорядка дня. П благодаря этому успехи воинов растут. Вот, напри мер, заряжающий матрос Н. С м и р н о в . Каждое дело он выполняет своевременно, а если требует обстановка, то и раньше срока В нем видны сосредоточенность, разворотливость. сметка и находчивость. А во и н у Ажелису. показавшему высокие образцы в учебе и службе, поручены от ветственные обязанности. Младший сержант Алейников знает, что успехов можно добиться тогда, когда все воины будут выполнять свои обязанности четко, в строгом соответствии с требова ниями П р и с я г и . уставов и и н с т р у к ц и й . Боевую учебу о руд и й н о го расчета коман дир п ро во д и т в у с л о в и я х , приближенных к боевым, решительно борется с послабле ниями и упрощенчеством. Лейтенант А. АВЕРИЧЕВ. О Б Д И Т Е Л Ь Н О несут вахту на от даленном посту матросы Поляков, Драньков и Седура. Ни ветер, ни мо роз. ни снег — ничто не может поме шать их четкой и бесперебойной работе. Эти матросы являются отличными специалистами. В любых условиях у передовых воинов материальная часть работает безотказно. З а добросовест ную службу Родине они имеют немало поощрений. Старший матрос С . Потеряхнн. О В С Т РО ГОМ соответствии с требованиями устава несет карауль ную службу отличник боевой и поли тической подготовки матрос Жуков. Недавно за бдительность на посту командир подразделения об’явил ему благодарность. Матрос Д . Ми зарев. О А К Т И В Н О участвует в матрос ской художественной самодеятельности нашего подразделения старшина 1 ста тьи Тонкошкуров. Он руководит хо ром, танцевальным коллективом. В ближайшее воемя у нас состоится кон- церт. Старший матрос А . Стороженко. ВВЕРХОВНОМ СУДЕ СОБР 14— 19 декабря 1054 года в открытом судебном заседании в гор. Ленинграде Поен ная коллегия Верховного суда СССР в со ставе председательствующего первого за местителя Председателя Верховного суда СССР генерал-лейтенанта юстиции ЗеГм.ч- на Е. Л. и членов суда геиерал-майг-ра юстиции Сюльдииа В. В. и полковника юстиции Борисоглебского В. В. с участи ем государственного обвинителя Гениаль ного прокурора СССР деи ’твительного го- сударствснного советника юстиции Руден ко Р. А. и защиты — членов Московской городской коллегии адвокатов Г р и н ва Л. П.. Степанова М. В.,* Рогова 11. П.. Павлова Л. В. рассмотрела уголовное дело ио обвинению бывшего министра государ ственной безопасности СССР Абакумова В. С.. бывшего начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР Леонова А. Г., бывших заместителей на чальника следственной части по особо важ ным делам Комарова В. II. и Лихачева М. Т., бывших сотрудников МГБ СССР Чернова И. А., Бровермана Я. М. в пре ступлениях. предусмотренных ст. ст. 58-1-«Б». 58-7, 5S-S, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР. Судебное следствие полностью поттвер- днло материалы предварительного следст вия и иред’явленные подсудимым обвине ния. Подсудимый Абакумов, будучи выдвп-. нут Гюрия на пост министра, госбезопасно сти СССР, являлся прямым соучастником преступной заговорщической г р у п п ы , в ы п о л н ял вражеские задания Берия, направ ленные п р о т и в Коммунистической партии и Советского правительства. Совершая такие же преступления, как и Берия. Абакумов стал на путь авантюр и политических провокаций. Абакумов Фабриковал дела на отдельных работников партийного, советского аппарата и пред ставителен советской интеллигенции, за тем арестовывал этих лиц и. применяя запрещенные советским законом преступ ные методы следствия, вместе со своими сообщниками Леоновым. Комаровым. Ли хачевым, добивался от арестованных вы мышленных показаний с признанием ви ны в тяжелых государственных преступ лениях. Таким путем Абакумов сфальсифициро вал так называемо? «ленинградское дело», по которому был необоснованно арестован ряд партийных и советских работников, ложно обвиненных в тягчайших государ ственных преступлениях. Судебным следствием установлены и многие другие Факты фальсификации у г о л о в н ы х дел и преступного попирания со циалистической законности Абакумовым и его сообщниками. Ныне лица, ложно обвиненные Абаку мовым и его соучастниками, полностью реабилитированы. Чтобы скрыть совершаемые им преступ ления, Абакумов запрещал направлять по назначению заявления и жалобы аресто ванных, адресованные в ЦК КПСС и Со ветскому правительству. Военная коллегия Верховного суда СССР, признав полностью доказанными обвинения, пред’явленные Абакумову и его сообщникам, приговорила: подсудимого Чернова II. А. заключить в исправитель но-трудовой лагерь сроком па 15 лет: подсудимого Бровермана Я. М. заключить в исправительно-трудовой лагерь споком на 25 лет: подсудимых Абакумова В. С.. Леонова А. Г., Комарова В. II. и Лихачева М. Т. подвергнуть высшей мере уголовно го наказания — расстрелу. Приговор был встречен п р и с у т с т в у ю щ и м и с большим удовлетворением. Приговор приведен в исполнение. Командир отделения мотористов старшина 2 статьи Иван Аргунов отлично знает свою специальность, много и настойчиво работает с подчиненными, обучая их грамот ному обслуживанию боевой техники. Н А С Н ИМ К Е : специалист второго класса старшина 2 статьи И . Аргунов (спра ва) проводит занятие с молодым матросом А . Калппичевым. Ф ото И . Никишова. По следам наших выступлений «ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ КОЛЛЕКТИВУ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Под таким заголовком 30 ноября в па шей газете было опубликовано письмо младшего сержанта К. Борисова. На днях в редакцию сообщили, что письмо обсуждалось на заседании партий ного бюро, и факты, отмеченные в нем, соответствуют действительности. Приня ты меры по улучшению работы коллек тива самодеятельности. Создается драма тический коллектив, приобретен баян, на время репетиций выделяется соответ ствующее помещение. О т л и ч н ы й с в я з и с т Настойчиво специальностью матрос Сеглпн. напряженному стал отличником овладевает старший Благотапя т р у д у он боевой и политической подготовки, квалифипиооваиным ма стером своего дела. За безупречное знание специальности старший матрос Сеглпн награжден нагрудным знаком «Отлич ный связист». К. УТЕГЕНОВ. На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Овладевать методическим мастерством Высокий идейный и методический уро вень политических занятий во многом за висит от подготовки к ним руководителя. Его труд благороден, но в то же время весьма сложен. Чтобы стать полноценным пропагандистом, необходимо, как указы вал В. II. Ленин, порядочно поучиться и понабрать опыта. Для этого руководитель политзанятий должен постоянно овладе вать марксистско-ленинской теорией, ме тодическими навыками. Только высокая теоретическая подготовка, глубокое пони мание политики партии, умение правиль но и доходчиво раз’яснять ее помогут офицеру успешно справляться со своими ответственными обязанностями. Лейтенант Коппилов — молодой офи цер, он еще не имеет должного опыта по литического воспитания моряков. Это обя зывает его настойчиво работать над по вышением своего пропагандистского ма стерства. Первые политзанятия, проведен- пые тов. Корпиловым, дают возможность вскрыть их положительные и отрицатель ные стороны. Критический разбор этих занятий может быть полезен не только для него, но и для других руководителей. На днях лейтенант Корнилов проводил рассказ по теме: «Постоянно совершенст вовать свои ванные и политические зна ния. отлично владеть оружием и боев>й техникой». Известно, что рассказ по теме занимает важнейшее место в системе по литических занятий. Содержательное вы ступление руководителя помогает слуша телям глубоко изучить поставленные во просы. В начале занятия, прежде чем присту пить к изложению содержания темы, лей тенант Корнилов коротко рассказал о вну треннем и международном положении страны, подчеркнул историческое значе ние Декларации, принятой на Московском совещании европейских стдон но обеспе чению мира и безопасности в Европе. Ру ководитель указал, что сложившаяся международная обстановка обязывает во инов наших Вооруженных Сил. в том чи сле и личный состав корабля, постоянно совершенствовать свои военные и поли тические знания, отлично владеть оружи ем и быть в постоянной боевой готовно сти. Затем руководитель перешел к изло жению выделенных им основных вопро сов темы: 1. Высокое воинское мастерст во и хорошая идейно-политическая закал ка — залог успеха в бою. 2. Учиться то му. что необходимо на . войне. В совер шенстве владеть оружием и боевой тех никой. 3. Быть отличником «боевой и по литической подготовки, стать классным специалистом — долг каждого советского воина. Хочется подробнее высказать одно замечание по плану пасоказа. На наш взгляд, лучше было бы третий вопрос сформулировать так: «Выть готовыми к умелым действиям в бою в условиях при менения современных видов ов\жия». По- Да потому, что п р и изложении вто- вопроса плана руководитель должен чему? рого подчеркнуть: чтобы в совершенстве вла деть оружием и боевой техникой, необхо димо быть отличником и классным спе циалистом. Выделение отдельно вопро са о необходимости умелых действий в условиях применения различных видов орулсия дало бы ему возможность глубже раскрыть особенности современного боя и заострить на них внимание слушателей. Этого, к сожалению, пропагандист не сде лал. Другим существенным недочетом рас сказа является недостаточная убедитель ность. Лейтенант Корнилов приводил от дельные примеры, но не раскрывал их значения и таким образом не достигал главной цели занятия — убедить слуша телей. Так, руководитель, желая подчерк нуть, что на отличников боевой и поли тической подготовки, классных специали стов должны равняться все матросы и старшины корабля, не показал, как же тот или иной воин стал передовым. Про пагандист лишь сказал: «Вот и нужно брать пример с наших отличников — матросов Быкова. Соловьева и других». Руководитель в ходе рассказа должен был довести до сознания слушателей, что отличником боевой и политической подго товы! может стать каждый матрос или старшина, что для этого не нужно обла дать каким-то талантом, как об этом ду мают отдельные воины, а требуется лишь приложить старание, строго выполнять требования Военной присяги, уставов, приказы своих командиров и начальни ков. Хорошо, что лейтенант Корнилов стре мился излагать материал своими словами. Но, чтобы свободно вести рассказ, необхо димо тщательно продумать его план, уметь подбирать яркие, поучительные примеры, излагать свои мысли просп.ш, доступным для слушателей языком. Вот этих-то качеств лейтенанту Корнилову п >ка еще не достает. Язык руководителя был бедным, его речь засорена такими словами-сорняками, как «так сказать», «значит», «вот» и т. д. Лейтенанту Корнилову впредь следует больше заоотнться о культуре своей речи, учиться правильно и точно выражать свои мысли. К числу недостатков занятия следует отнести также неумелее использование на глядных пособий. В группе лейтенанта Корнилова были географическая карта и два плаката с выдержками из приказов Министра Обороны Союза ССР о задачах воинов в послевоенный период. Этих по собий, конечно, недостаточно. Но беда в том, что в ходе рассказа руководитель ни разу не обратился к этим плакатам. Толь ко в конце занятия, когда материал был уже изложен, он вспомнил о них. Когда офицер говорил о необходимости в совер шенстве владеть своим оружием и боевой техникой, надо было подкрепить свои мы сли требованиями! приказов Министра Обо роны. То же самое получилось с географиче ской картой. Лишь после рассказа пропа гандист вызвал матроса Ушакова, чтобы тот показал 1Б союзных республик. Мож но ли было использовать карту ь ходе занятия? Конечно, да! Например, когда руководитель группы приводил примеры из Великой Отечественной войны, он мог бы показать на карте места, где происхо дили бон, и т. д. Следует сказать, что, хотя в целом лейтенант Корнилов енравнлея с расска зом по теме, но ему необходимо еще мно го работать над собой, над ов.гпением пропагандистским мастерством. В этом ему должны всемерно помочь командир, политработник, передавая молодому руко водителю свой богатый опыт воспитания матросов и старшин. Постоянная забота о повышении идеи- но-теоретнческой подготовки и пропаган дистского мастерства руководителей групп политзанятий будет способствовать даль нейшему улучшению воспитания личного состава кораблей и частей флора. Старший лейтенант Я. ЗАТИРКА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz