На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.
За нашу Советскую Родину! НА СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ № 303 (5145). Четверг, 23 декабря 1954 года. Гоп издания 18-й. Г а з е т а С е в е р н о г о фл о т а Руководитель группы политических занятий Североморцы, как и вое воины Воору женных С ил СССР, решают сейчас слож ные и ответственные задачи. В морских походах полярной ночью, выполняя полет ные задания в трудных метеорологических условиях, отрабатывая огневую выучку моряки, авиаторы, пехотинцы ноустамно повышают свою готовность во всеоружии встретить любого апрессора. учатся тому, что требуется для победы в современном бою. В успешном решении этих задач огром ную роль играет политическая учеба вои нов. Являясь основной формой политиче ского и воинского воспитания матросов и солдат, старшин и сержантов, политиче ские занятия воспитывают венков на ве ликих идеях всепобеждающей теории марксизма-ленинизма, в духе беспредель ной любви к своей Родине и неукротимой ненависти к ее врагам, беззаветно предан ными Коммунистической шштии. в духе животворного советского патриотизма, непоколебимой верности Военной присяге. Вождь и создатель нашей партии и го сударства В. И. Ленин указывал, что во всякой школе самое важное — идейно-по литическое направление лекций, которое всецело определяется составом лекторов. Высокое качество пропаганды, ее резуль таты обеспечиваются подбором и подготов ленностью пропагандистских кадров, их умением ярко и доходчиво раз’яснять на сущные вопросы жизни. От руководителей групп, от уровня их идейно-теоретической подготовки и методического мастерства во многом зависят успешное проведение по литических занятий, их целеустремлен ность. воспитательная сила и действен ность. Руководитель группы — это стра стный. воинствующий пропагандист идей Коммунистической партии, умелый воспи татель воинов. С честью оправдать свое назначение он сможет лишь гари условии, если будет иметь необходимую марксист ско-ленинскую закалку, глубоко понимать решения партии и правительства, пра вильно разбираться в вопросах внутренней и внешней политики, тщательно готовить ся к каждому занятию, хорошо продумы вая все вопросы темы, уметь увязать их с задачами личного состава. Залогом успехов руководителя в воспи тательной работе со слушателями являет ся его постоянная и систематическая уче ба. направленная на повышение теорети ческих знаний и практических навыков. Самое опасное для пропагандиста — это перестать учиться, остановиться в своем политическом развитии, успокоиться на достигнутом. Необходимо изо дня в день стремиться к новому, еще непознанному, расширять свой к р у г о зор , овладевать высотами культуры. В этом — основа ус пешной деятельности пропагандиста. Много и плодотворно работает над по вышением своих знаний руководитель группы политических занятий капитан- лейтенант Соловьев. Он систематически изучает произведения классиков марксиз ма-ленинизма. читает худоя^ственную ли тературу. При этом пропагандист делает необходимые ему записи, которые потом использует в своей (работе со слушателями. Все это позволяет руководителю пруппы хорошо и всесторонне готовиться к каж дому занятию, проводить политическую учебу воинов на высоком идейном уровне, интересно и содержательно. Не менее важно для руководителя поли тических занятий хорошо зпать жизнь личного состава, быть в курсе тех прак тических задач, которые выполняют вои ны. постоянно изучать слушзтелей груп пы. Без этого невозможно установить са мую тесную связь изучаемых вопросов с непосредственной службой м оряков, с пх конкретными делами по изучению боевой , техники, укреплению дпсшгллины и по вышению бдительности. А лишить поли тические занятия связи с жизнью — зна чит превратить их в голое просветитель ство, снизить пх воспитательное воздейст вие. Между тем. до сих пор еще встре чаются Факты школярства и начетничест ва в проведении политических занятий, их отрыва от практических задач боевой учебы. Многое зависит от методических навы ков пропагандиста, от его умения глу бока и яр ко , просто и убедительно разъяс нять учебный материал, проводить заня тия активно, интересно и содержательно. Тщательно подготовленный и умело прове денный рассказ руководителя группы — одно из главных условий прочного усвое ния материала слушателями. Просто, до ходчиво и ясно требуется изложить основ ные вопросы темы. Язык пропагандиста должен быть живым, понятным каждому воину. Плохо делают те руководители групп, которые сковывают свой рассказ длинными, скучными фразами, читая их монотонным голосом, зачастую не отрыва ясь от конспекта. Польза от подобного «рассказа» весьма невелика. Большой упрек в этом отношении моле но гаред’явпть к руководителю гр уп п ы лейтенанту интендантской службы Шалы- рину. Плохо подготовившись к рассказу, он зачитал слушателям отдельные места из книги, превратив политзанятия в прос тую читку. Ни о какой связи материалов темы с жизнью флота, с практическими задачаоси личного состава не было даже и намека. Разве допустимо подобное отноше ние пропагандиста к своим обязанностям? Самостоятельное чтение слушателями учебных пособий — весьма ответственный этап изучения материала. Его цель — обеспечить глубокое усвоение матросами и старшинами всех вопросов темы, содейст вовать приобретению навыков самостоя тельной работы над книгой. Вот почему очень важно умело организовать эти заня тия. обеспечить слушателей необходимой литературой и наглядными пособиями, оказать индивидуальную помощь нуждаю щимся. Ни в коем случае нельзя прово дить самостоятельное чтение без хорош о продуманного плана. Завершающим эта пам изучения темы является» беседа, цель которой — закрепить и углубить знания слушателей, полученные из. рассказа ру ководителя и на самостоятельном чтении. Беседа проводится в форме активного об суждения слушателями основных вопро сов. Необходимо избегать пои этом вопрос но-ответного метода, до сих пор еще пол ностью не изжитого. Деловую и повседневную помощь руко водителям групп в организации и прове дении политических занятий обязаны ока зывать политорганы, командиры, политра ботники и партийные организации. Хорошо и правильно делают те команди ры, которые п р о я в л яю т постоянную заботу о политической учебе личного состава. Они подсказывают руководителям групп, какие задачи будет решать корабль или часть в ближайшее время, на что конкрет но следует мобилизовать воинов. Известно, что руководство политическими занятия ми — важнейшая обязанность заместите ля командира по политчасти. Он первый и самый близкий советчик и наставник руководителей групп, их заботливый учи тель и воспитатель. Основной формой ор ганизованной помощи пропагандистам яв ляются постоянно действующие семинары, которые должны быть школой теоретиче ской и методической учебы руководителей групп политзанятий. Необходимо добиться того, чтобы эти семинары проходили на высоком идейном уровне, помогали пропа гандистам в их почетной и ответственной работе. Открытие памятника И. В. Сталину БАТУМИ, 21 декабря. (ТАСС). Сегодня здесь состоялся многолюдный митинг, по священный торжественному открытию памятника П. В. Сталину. Памятник со оружен на обширной площади у входа в приморский парк. На митинге выступили секретарь ЦК K II Грузии тов. Гоциридзе, секретарь Ад жарского обкома партии тов. Мамуладзе, поэт тов. Салуквадзе и дгугие. Памятник представляет собой бронзо вую фигуру Сталина, установленную на пьедестале из темного полированного I ранета. Памятник соо*ружен по^ проекту скульптора лауреата Сталинской премии В. Топуридзе и архитекторов К. Джавахи- швили, Н. Абашидзе. КОЛХОЗЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВЫПОЛНИЛИ ПЛАН СДАЧИ ВОЛОКНА И СЕМЯН ЛЬНА-ДОЛГУНЦА Колхозы Псковской области выполнили установленный для них государственный план заготовок льноволокна на 103 про цента и семян льна-долгунца на 154 про цента. В текущем году сдано государству льноволокна на 32 тысячи центнеров и семян льна-долгунца т 25 тысяч цент неров Польше, чем на эту дату в 1953 году. Колхозы области продолжают сличу льноволокна и обязуются из урожая 1954 года сдать государству сверх плана свы ше 30 тысяч центнеров льноволокна. Колхозы области намечают значительно расширить посевные площади льна-дол гунца в 1955 году и в настоящее время завершают засыпку семян льна-долгунца, проводят мероприятия по поднятию уро жайности льна-долгунца. 1 0 0 М И Л Л И О Н О В Д Е Т А Л Е Й ЛЕНИНГРАД. 22 декабря. (ТАСС). Кол- лектив сталепрокатного и проволочно- канатного завода имени Молотова, досроч но выполнивший годовое задание по вы пуску запасных частей к тракторам и сельскохозяйственным машинам, получил дополнительный заказ на изготовление одного миллиона тракторных деталей — гаек из специальной стали. Для выпол нения заказа пришлось установить но в т оборудование, со вм е сти ть многие опера ции. Использование резервов позволило досрочно выполнять задание. С начала года завод дал сельскому хо зяйству более 100 миллионов крепеж ных деталей, сотни тонн проката и про волоки, тысячи метров стальных тросов. М А Ш И Н Ы Д Л Я С Е Л Ь С К О Г О Х О З Я Й С Т В А СТАЛИН), 22 декабря. (ТАСС). Сталин ский завод сельскохозяйственного маши ностроения досрочно выполнил годовой план. Прицепных орудий выпущено поч ти вдвое больше, чем в прошлом^ году. Вчера в Молдавскую ССР, Азербайджан скую ССР, Крым, Тюменскую, Ленинград скую, Свердловскую области и другие районы страны отгружена первая продук ция для села сверх задания 1954 года. В нынешнем году машиностроители ос воили выпуск новых самоходных чаепод- реэочиых машин, плантажных плугов, виноградных универсальных машин, трак торных рыхлителей. Тринадцать типов сельскохозяйственных машин, изготов ляемых заводом, представлено в^ павильо нах Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В результате технического усовершен ствования производства сэкономлены сверх плана сотни тысяч рублей. Москв*. Второй Всесоюзный с’езд советских писателей Н А СНИМКЕ : в зале заседаний. Кремле. Фото В. Егорова и В. Савостьянова. (Фотохроника ТАСС ). Второй Всесоюзный с‘езд советских писателей На утреннем заседании 21 декабря, от крывшемся под председательством Б. Кер- бабаева, продолжалось обсуждение докла да и содокладов. В своих выступлениях делегаты говорят о •развитии многона циональной советской литературы, под вергают анализу произведения писателей, критикуют недостатки в деятельности Союза, подчеркивают необходимость еще более тесной связи писателей с народом. Живым выражением единства советской литературы и народа является ноток при ветственных телеграмм и писем, идущих в эти дни в Колонный зал Дома Союзов со всех концов страны. С’сзд писателей приветствуют полярники Тикси и воен ные моряки Краснознаменного Кронштад та, комсомольцы Белоруссии и колхозни ки с Одесщины, молодые рабочие ленин градского завода «Вулкан» и трактористы из тракторной бригады П. Ангелиной. Выступивший первым поэт А. Яшин сказал, что поэзия проглядела огромные сдвиги, которые произошли в жизни кол хозного села, и те трудности, которые деревня преодолевала. С другой стороны, в некоторых послевоенных стихах имеются элементы лакировки действительности. Эстонский писатель Л. Реммельгас го ворил о методе социалистического реализ ма. на основе которого развивается пе только советская литература, но и вся прогрессивная литература мира. Слово предоставляется секретарю ВЦСПС тов. П. Н. Коробовой, которая за читывает приветствие с’езду от совет ских профсоюзов. Алексей Талвир (Чувашская АССР) остановился на вопросах перевода. Он осудил перевод по подстрочнику, при котором переводчик зачастую не только не может передать богатство и красоту оригинала, но порой искажает авторский текст. Президиум и правление Союза со ветских писателей, говорит оратор, долж ны обобщать опыт переводческой работы, накопленный в республиках. Писатель К. Маликов говорит о разви тии литературы в Киргизской ССР. Он отмечает, что за последнее время ослабла связь Союза советских писателей СССР с литераторами союзных республик, пред ставители Союза приезжают туда только к пленумам и с’ездам. С приветствием с’езду выступил пред седатель Союза писателей Чехословакии Ян Дрда. Он говорит о большой популяр ности советской литературы, ставшей в Чехословакии замечательным помощником б деле воспитания нового социалистиче ского человека. Нас, чехов и словаков, с вами, совет скими людьми, заявил он, связывают не только братская дружба наших литера тур и взаимное сотрудничество на этом поприще. Мы с вами соединены и ты сячью других связей, связаны всей жизнью. Нерушимым нравственным зако ном являются для кис слова, которьц; вложил в наши сердца незабываемый товарищ Готвальд: «С Советским Союзом на вечные времена!». Эти слова делегаты и гости встречают бурными аплодисментами. На трибуну поднимается известная чешская писательница Мария Майерова. Она преподносит в дар с’езду большую, искусно выполненную мастерами Чехосло вакии хрустальную вазу. Затем участников с’езда приветствует прогрессивный голландский писатель Тейн де Фрис. Он с восхищением говорит о советской литературе и ее благотвор ном влиянии на творчество передовых за- рубежных писателей. На утреннем заседании выступили так же 0. Берггольц, П. Козланюк, баш кирский писатель М. Карим, С. Кирса нов, Я. Ругоев (Карело-Финская ССР). * ☆ -о На вечернем заседании 21 декабря пред седательствует А. Лупан. Первым высту пил Е. Поповкин, остановившийся на ра боте русских писателей, живущих в на циональных республиках и областях. К. Чуковский посвятил свою вечь про блемам языка советских литературоведче ских книг. Резко и гневно выступает К. Чуковский против засорения языка ху дожественных произведений, критических статей и научных трудов канцелярскими оборотами речи, омертвелыми эпитетами, трафаретными выражениями, шаблонны ми словами. Слово предоставляется Министру куль туры СССР Г. Ф. Александрову. Деятельность советских писателей, ска зал он, органически слита с работой всех культурных учреждений нашей страны. П если советская культура имеет ныне вы дающиеся достижения мирового значения, то во многом она обязана этим художест венной литературе, нашим советским пи сателям. Тов. Александров говорит далее о раз витии книгоиздательства в нашей глюане. Только в 1953 году был издан почти мил лиард экземпляров книг. Книта духовно обогащает народ, помогает ему по-социа листически организовать свой тр уд , свою жизнь. Поэтому так и велик у нас спрос на книги. В ближайшие годы надо удво ить, говорит оратор, а затем и у тр о и ть количество издающихся книг и довести их выпуск до двух-трех миллиардов экземп ляров в год. Касаясь вопроса об отставании теорети ческой мысли в области литературной тео рии, оратор отмечает, что это отставание может быть успешно преодолено, если на ши писатели примут самое энергичное уча стие в разработке насущных вопросов со временной литературной теории. Следова ло бы возродить замечательную горьков скую традицию — участие писателей в редакционной работе. Одним из самых могучих средств доне сения идей и образов литературы до де сятков миллионов советских людей, гово рит тов. Александров, является кино — самое массовое и любимое нашим народом искусство. Сейчас Центральным Комите том партии и правительством принимают ся меры к тому, чтобы вывести советскую •кинематографию на ш и р о к ую дорогу. Вкла дываются большие средства в создание мощной отечественной киноиндустрии . В связи с увеличением выпуска кино фильмов особенно большое значение имеет подготовка сценариев. Речь пд^т о боль шом призыве писателей в кино, о моби лизации всех творческих сил на под’ем киноискусства. Мне думается, продолжает тов. Алек сандров, что было бы целесообразно вклю чить в новый Устав Союза советских пи сателей указание о том, что работа в те атре и в области кия<Т является одной из главных задач писательской организации. На трибуне Михаил Шолохов, тепло встреченный присутствующими. Высказав критические замечания в адрес докладчи ка и содокладчиков, он затем говорит о большой ответственности писателей перед своим народом. Характеризуя литературу послевоенных лет, М. Шолохов считает основным ее не достатком появление наряду с хорошими произведениями значительного количества посредственных книг, созданных нередко далеко не молодыми писателями. Отна из главных причин такого положения — снижение требовательности писателей к себе, снижение ур о вн я к р и т и к и . Со словами дружеского привета к деле гатам с’езда обратился румынский поэт Михай Бенюн. Он заявил, что читатели народной Румынии любят и пенят произ ведения советской литературы, которые ■учат их строи ть свою н о в ую ж и з н ь . На вечернем заседании вы с т у п и л и так же тт. А. Венцлова, академик В. В. Вино градов, Г. Николаева. (ТАСС). П е р в ы е б л а г о д а р лг о с х я м о л о д о м у д г а т р о с у j y | / Я ОДОДОЙ мзтрос Адамовичус готовился к первой са- 1 w S V r r «^ я гел ьн о й вахте. Он еще раз осмотрел меха- I ▼ И З ниэмы и. убедившись в исправности их. доложил А командиру отделения старшине 1 статьи Петрову ^ о готовности заведывания к походу. Командир лично сам проверил состояние материальной ча сти и. не найдя недостатков, спросил матроса: — Ну. как чувствуете себя? — Думаю, что не подкачаю. Не могут бесследно пройти тренировки. • Голос Адамовичуса звучал так спокойно и уверенно, что- Петров не заметил в нем ни малейшей нотки тревоги. Вот и море. Волны с рокотом накатываются на корабль и разбиваются о его борт. В машинном отделении душно. Вахту у турбоциркуляционното насоса, турбогенератора и турбовенти лятора несет матрос Адамовичус. Он ходит от одного механизма к другому, прислушивается к их работе, следит за показания ми приборов. Начала подниматься температура главного конден сатора. Матрос быстро увеличивает число оборотов насоса. Тем пература снова стала нормальной. Старшина 1 статьи Петров внимательно наблюдает за дей ствиями подчиненного. Практические навыки у Адамовичуса еще не отработаны до совершенства. Начались учения по борьбе за живучесть корабля. Одна за другой поступают вводные. Моряки выполняют их четко. Вдруг произошел «взрыв», освещение погасло. Адамозичус вздрогнул. Он услышал напор поступающей воды. Вводная была так нео жиданна для матроса, что он первое время не знал, что и де лать. Но в с к о р ^ он вместе с опытными специалистами начал бороться с водой. «Пробоина» была заделана в к ороткий ср о к . — Нужно быть готовым ко всяким неожиданностям. Расте ряйся на миг в боевой обстановке, и вода может затопить ма шинное отделение, — сказал старшина матросу Адамовичусу. Далее он привел ряд поучительных примеров из Великой Отечественной войны по борьбе моряков за живучесть кораблей и сказал: — Современный бой требует от нас стойкости, высокой дисциплины, безукоризненного знания и владения техникой б любых условиях. А это достигается только в походах, путем систематических тренировок. Не допускайте условностей, а дей ствуйте так. как требуют Присяга, уставы и инструкции. НА СНИМКЕ: ю т рос А , Адамовичус. После этого было дано еще несколько вводных. Матрос боль ше не допускал оплошностей. Матрос Адамовичус служит на корабле недавно. Однажды командир подошел к молодому воину и побеседовал с ним о тре бованиях Присяги и уставов. В своей беседе он привел пример добросовестного выполнения воинского долга л у чш и м и моряка ми и сказал: 1— Настойчиво изучайте свою специальность. Только уп о р ный труд может принести положительные результаты. Стреми тесь стать такими же умелыми специалистами, как старшие то варищи. Моряк усиленно стал изучать технику. На каждом занятии Адамовичус внимательно слушал рассказ командира, ззпомвнал воинские приемы. Встречались и неясные вопросы. Тогда он за помощью обращался к командиру, другим опытным специали стам. Они охотно помогали ему. Потом командир отделения стал заниматься с Адамовичусом на боевом посту. 1. Фамилия, имя, отчество 2. Звание 3. Должность 5. Партийность — Подготовить и ввести в действие турбогенератор,— дал вводную старшина. Матрос стал выполнять прием медлен но. вспоминая последовательность подго товки механизма к работе. Когда он решил вводную, то старшина сказал: — Вам следует изучить инструкцию так. чтобы последовательно и точно знать и выполнять каждый ее пункт. Проходили дни напряженной учебы. Попрежнему молодой матрос продолжал, не теряя ни одной минуты свободного време ни, настойчиво изучать технику, отра батывать практические навыки. Видя ста рательность воина в освоении своей спе циальности. командир отделения об’явил ему благодарность. — Служу Советскому Союзу! — взвол нованно ответил матрос. Радость моряка была законна. Еще бы! Его усердие в учеюе и службе не осталось незамеченным. — Значит, надо утроить усилия. — •решил матрос. Он с новыми силами продолжал повы шать свое боевое мастерство, изучать ин струкцию по эксплуатации материальной части и уходу за нею. Каждый день напряженной учебы при носил крупицы новых знаний. Матрос на боевом посту действовал увереннее. Нако нец. Адамовичусу было разрешено стоять на вахте дублером. В одном из походов он сноровисто обслуживал механизмы, проя вил бдительность. Старшина оценил старательность новичка и об’явил ему благодарность. Затем матросу доверили нести вахту самостоятельно. Первую вахту Адамовичусу пришлось править в нелегких у с л о в и я х . Н о он успешно справлялся со своими обязанностями. Вскоре командир подразделения об’явил матросу Адамовичу су благодарность за отличное знание специальности. Карточка взысканий и поощрений А д а м о в и ч у с А . Ю . м а т р о с м а ш и н и с т - т у р б и н и с т 4. С какого года на военной службе 1954 : б е сп а рт ий ный Взысканий нет. Поощрения З а что • Вид поощрения Когда примене но (дата и № приказа) Кем поощрен З а у с п е ш н о е о с в о е н и е своей с п е ц и а л ь н о с т и б л а г о д а р н о с т ь 1. 10 . 1954: г. к о м а н д и р о м о т д е л е н и я З а о т л и ч н о е н е с е н и е х од ов ой в а х т ы бл аг од а р н о с т ь 2 8 10 . 1954:2. с т а р ш и н о й к о м а н д ы З а о т л и ч н о е з н а н и е с п е ц и а л ь н о с т и . б л а г о д а р н о с т ь 10 . 11. 19 54 г. к о м а н д и р о м п о д р а з д е л е н и я Молодой матрос Адамовичус уже добился некоторых успехов в учебе. Но он знает, что это лишь первые его шаги в службе. Впереди будет еще много трудностей, которые нужно упорно преодолевать, чтобы стать умелым, закаленным и выносливым моряком. Под руководством командира, с помощью опытных'то варищей матрос настойчиво учится тому, что необходимо в бою. Текст А. АВЕРИЧЕВА. Фото И. НИКИШ0ВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz