На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 22 декабри 1954 г., № 302 (5144). flf)UCQ2£ S3 риказ командира—веление Родины Летом нынешнего года Президиум Вер ховного Совета СССР наградил рядового Поповича Михаила Федоровича орденом Красной Звезды. Родина высоко оценила самоотверженность и мужество солдата, проявленные им при выполнении приказа комам inра. Пт*! было так. Личный состав одного из взводов прочно был направлен на туднение внезапно возникшего пожара на складе, с горюче-смаз очными мате рi!алами. Прика зано «шло во что бы то ни стало спасти государственное имущество. Солдат Михаил Попович одним из пер вых прибежал к месту пожара. Пренебре гая опасностью, он направил струю огне тушителя на бушевавшее пламя, потом тушил огонь песком, сбивал его шинелью, подручными материалами. В это время взорвалась одна из бочек с бензином. От огненных брызг на солдате загорелась одежда, он получил тяжелые ожоги, одна ко продолжал вести героическую борьбу со стихиен. Увлеченные смелыми и самоотвержен ными действиями своего товарища, воины подразделения п о т уш и л и пожар, спасли государственное имущество. Приказ коман дира был выполнен. Подвиг рядового Поповича — достой ный пример того, как надо, не щадя своих сил. презирая любую опасность, са моотверженно и мужественно выполнять приказ командира. В этом проявляется верность воинскому долгу, высокая поли тическая сознательность и патриотизм со ветского воина. Ведь в приказе командира выражено веление народа, требование Родины. Коммунистическая партия. Со ветское правительство и народ доверили командирам обучать и воспитывать вой ска. а на воине вести их в бон. руково дить боевыми действиями. Командир — представитель государства в армии, вер ный слуга своей Родпны. Он облечен большими правами, и на него возложена огромная ответственность за п о с то ян н ую боевую готовность подчиненного ему лич ного состава. Приказы и распоряжения командира обеспечивают сплоченность и единство действии воинов, мобилизуют их на не устанное совершенствование боевого ма стерства. на безупречное несение службы. Каждый свои шаг. каждый п о с т у п о к воин сообразует с приказом командира, ибо пщиказ начальника — незыблемый закон, отступлений от которого не может быть ни в чем. Строжайшая исполнительность, безого ворочное повиновение командирам и на чальникам. точное и быстрое выполнение их ппиказов составляет одно из важней ших требований советской воинской дис циплины. Это требование четко выражено в Войной присяге, принимая которую каждый военнослужащий клянется беспре кословно выполнять все воинские уставы и ппиказы командиров и начальников. Повиновение — душа воинской службы, основа твердой дисциплины. В народе недаром говорят что солдата исполнитель н о е славит. Кто п р и в ы к повиноваться, тот н в бою действует умело и в учебе добирается успеха. Вез повиновения не мозг^т быт», и героизма Что значит повиноваться? Это значит поступать всегда так как тпебуют уста вы. как велит Присяга, как обязывает воинский долг. Повиновение — это по стоянная готовность воина не за страх, а га совесть, со знанием дела и самоот верженно выполнить все. что прикажет командир. Приказ командира должен быть выпол нен беспрекословно, точно и в срок. Та ково предельно сжатое требование уста ва. Приказ командира должен быть воспри нят подчиненными без каких бы то ни было оговорок и возражений. Приказ есть требование, ,а не просьба. Подчиненным не дано права критиковать и обсуждать служебные действия командира Их зада ча одна — приложить все силы к тому, чтобы приказ был выполнен. В этом — залог боевого успеха. Первостепенное значение имеет точность U исполнения приказа. Если воин невнима тельно выслушает командира, он не су меет точно выполнить приказ. Па Фронте эте может привести к неудаче в бою. в мирное время — к с р ы в у доставленной командиром учебной задачи. Надо быть очень внимательным, когда командир отдает приказ. Если что непо нятно. следует тут лае попросить раз’яс- нения, уточнить тот или иной пункт. Очень важно, чтобы приказ был выпол нен в срок. «Выполняя приказ, береги каждый час!» — гласит солдатская по говорка. Правильнее было бы сказать: «Береги каждую секунду», так как в_ус- ловиях современного боя быстрота дейст вий имеет особенно большое значение. От быстроты и четкости выполнения приказа зависит успех боя. И, наоборот, задержка, медлительность действий могут погубить все дело. Образцовому отношению к воинским обязанностям учит пример участников Ве лико!! Отечественной войны. В летопись ее вписано немало героических подвигов, со вершенных советскими воинами при вы полнении боевого приказа. «Можно уме реть. но нельзя не выполнить приказа», — так говорили воины-фронтовики. Вдохновляющим примером мужества и отваги служит бессмертный подвиг рядо вого Александра Матросова, который перед началом боя сказал: — Мы выполним приказ. Я буду драть ся с врагом, пока рука держит оружие, пока бьется мое сердце. Я буду драться за нашу землю, презирая смерть. Пламенный советский патриот до пос леднего дыхания был верен своей клятве. В критический момент боя. выполняя приказ командира, он ценой собственной жизни обеспечил успех своей роты в бою. Образец героизма и самоотверженности при решении боевых задач показали за щитники Сталинграда. Во время боев под Сталинградом группе воинов, оборонявшей одну из позиций, было приказано не пропустить врага че рез обороняемый рубеж. Начался бой. Фашисты бросались в одну атаку за дру гой. Но советские воины, верные своему долгу, стойко отражали натиск врага. Особенно отличился бронебойщик Каплу нов. На него двинулось девять гитлеров ских танков. Восемь из них он подбил меткими выстрелами из противотанкового ружья, а девятая вражеская машина по дорвалась на гранате, зажатой в руке героя. Враг гае смог сломить богатырскую стой кость советских воинов. Он не прошел че рез их рубеж. Приказ командира воины выполнили с честью. Беззаветная верность воинскому долгу, беспрекословное и самоотверженное вы полнение приказов командиров, началь ников — важнейшее морально-боевое ка чество советских воинов. От исполнительности солдат и матросов, от их безоговорочного повиновения воле командира зависит успех как в бою, так и в учебе. Поэтому исполнительность, под чинение своих действий воле начальника должны пронизывать поведение воина в любой обстановке и при любых, даже са мых трудных, условиях. Пдут ли занятия по боевой подготовке, находится ли солдат в карауле, занят ли на хозяйственных ра ботах — законом его жизни должно быть безупречное выполнение приказов и рас поряжений командира. Приказал коман дир переползать по-пластунски заболочен ный участок местности или работать по пояс в воде, чтобы навести переправу, — в любом случае, как бы это ни было т я жело, задача должна быть выполнена точ но и в срок. Не так давно на тактических занятиях танкистам одного из подразделений приш лось действовать в исключительно труд ных и сложных условиях. При решении задачи, поставленной командиром, они на толкнулись на русло высохшей реки с почти непреодолимыми, каменистыми кру тостями. Поиски обходных путей, малей шее промедление в действиях могли при вести к срыву замысла командира. Пехо та. которая ждала прибытия танков, в самый нужный момент осталась бы бел поддержки. И танкисты решили во что бы то ни стало взять труднопроходимую пре граду. Они повели машины ио крутым, усыпанным крупными камнями склонам. Танк механика-водителя Гасиаряна на- ! ехал на большой камень и новис над обрывом. II ) смелость и высокая боевая выучка, решимость любой ценой выпол нить приказ командира помогли танкисту вывести машину из опасного положения. Задача, поставленная командиром, была успешно решена. За умелые и мужествен ные действия танкисты получили поощре ния. Современный бой требует от каждого воина исключительною мужества, смело сти и находчивости при решении боевой задачи, высокой организованности и дис циплины, готовности к самопожертвова нию. Выполнение боевого приказа в об становке современной войны связано с напряжением всех физических и мораль ных сил. Необходимо учитывать, что бое вые действия могут вестись непрерывно, днем и ночью, в жару и сильные морозы, в дождь и распутицу, но нескольку часов и даже сугок без перерыва. Чтобы вы держать такое напряжение и не потерять способности к выполнению боевой задачи, воин должен быть морально стойким, фи зически закаленным, способным перено сить любые тяготы походно-боевой жизни. Очень важг.о, чтобы воин был техниче ски грамотным, чтобы он в совершенстве знал вверенную ему боевую технику, мастерски владел оружием. Требование беспрекословного, точного и быстрого выполнения приказа не исклю чает проявления разумной инициативы и сметки при решении поставленной коман диром задачи. Инициатива, смекалка, на ходчивость и другие ценные качества, направленные на то, чтобы образцово сде лать все, что велит командир, безусловно, заслуживают похвалы. Невыполнение приказа — тягчайшее преступление, которому не может быть оправданий. По вине людей, не выполняю щих приказаний, могут быть сорваны тщательно разработанные планы командо вания. может быть проигран бой. причи нены серьезные потери. Закон сурово ка рает тех, кто нарушает важнейшее требо вание Военной присяги о беспрекословном выполнении приказов командиров, началь ников. Советским воинам доверено почетное, благородное дело. Они стоят на страже великих завоеваний социализма, на за щите безопасности и государственных ин тересов нашей Родины. Чтобы с честью оправдать высокое доверие народа, достой но выполнить свой священный долг перед Родиной, надо всегда и во всем руковод ствоваться Военной присягой, строго со блюдать требования уставов, поступать так. к ак учат командиры. Тесно сплоченные вокруг Коммунисти ческой партии и Советского правительст ва. воины Советской Армии и Военно- Морского Флота безупречно несут свою службу, проявляя высокую бдительность. Под руководством своих командиров они настойчиво совершенствуют боевое мастер ство, повышают военные и политические знания’. В приказе от 7 ноября с. г. Министр Обороны Союза ССР Маршал Со ветского Союза Н. А. Булганин требует от воинов и впредь проявлять высокую бдительность, совершенствовать боевую и политическую подготовку всех родов войск и настойчиво укреплять могущество на ших Вооруженных Сил. чтобы всегда быть готовыми дать решительный отпор любому агрессору. Верность воинскому долгу, высокая коммунистическая сознательность, твер дая дисциплина — вот путь к боевому мастерству, основа успехов. Свято соблю дая Присягу, советские воины добьются новых достижений в овладении современ ной боевой техникой, в совершенствова нии воинского мастерства, еще более по высят свою боевую готовность. Офицер Д. ДАЖИН. -7ЖГГ Послеполётный технический разбор Отлично освоил свою специаль ность старший матрос Иван Шиба- лов. Комсомолец Ш ибалов один из передовых моряков подводной лодки. Он умело несет Бахту и своими четкими дей ствиями не раз помогал успешно выпол нить учебные задачи, поставленные коман диром. З а безупречную службу старший матрос Шибалов имеет ряд благодарностей, ему предоставлен внеочередной краткосрочный отпуск. Н А С Н И М К Е : специалист второго класса старший матрос И . Ш ибалов гото вит горизонтальные рули к действию. Ф ото И. Никишова. на марке На корабле зачитывался приказ об об’явленип матросов и старшин отлич никами боевой и политической подго товки. Среди других моряков услышал свою фамилию и матрос Солоиов... Когда Солопов впервые спустился в котельное отделение, ему казалось, что он никогда не сможет изучить эти сложные механизмы и магистрали. А ведь для того, чтобы самостоятельно нести вахту, необходимо отлично знать технику. В этом матрос убедился сразу, как только корабль вышел в море. Начались дни кропотливой учебы. Прежде всего Солопов изучил эксплуа тационные инструкции. Особенно много помогал ему старший матрос Па-сюков. Часто можно было видеть, как опытный моряк спрашивал молодого матроса, раз’яснял ему непонятные вопросы. Корабль в море. Солопов впервые са мостоятельно несет вахту. То. что он делал уверенно и быстро раньше, когда был дублером, теперь не обошлось без ошибок. Старшине вахты нередко п р и ходилось поправлять его. Но это толь ко сначала. Потом Солочов действовал увереннее. Однажды личный состав подразделе ния собрался в кубрике. Перед моряка ми выступил офицер. — Кораблю, — говорил он, — пред стоит длительный поход, и наша задача — обеспечить бесперебойную работу механизмов. Матрос Солоиов отлично приготовил свое заведывание. Корабль вышел в маре. Матрос Солопов успешно нес вах ту на горении. Вот стрелка телеграфа показала — увеличить число действую щих форсунок. В это время стрелка ма нометра стала отклоняться влево. Соло пов быстро добавляет обороты турбовен- тплятора и включает нужное число форсунок. Пар на марке. За все время Солопов не получил ни одного з а м е ч а т ь по несению вахты. Подводя итоги похода, командир отме тил Солопова как лучшего вахтенного, обеспечивающего бездымное гшрение. Первые успехи не вскружили голову моряку. Он настойчиво продолжал по вышать свои знания, показывал пример в дисциплине. Недавно отделению. в котором служит Солопов, предстояло в короткий срок проделать сложную и трудоемкую работу. При выполнении этого задания. как всегда, отличился Солопов. Командир ою’явпл ему благо дарность. Старший матрос В. ПАНОВ. Послеполетные технические разборы являются действенной формой обучения и воспитания инженерно-технического со става авиаторов. Они способствуют повы шении» качества обслуживания боевой техники. Технические 'разборы тогда достигают Цели, когда проводятся на высоком уров не. В этом отношении интересен опыт старшего техник-лейтенанта Горелова. ...Полеты закончились. У офицера Го релова составилось полное представление о работе технического состава за день. Уточнив «некоторые вопросы, связанные с действиями отдельных специалистов, он поставил план и краткий конспект про ведения технического разбора. Планом было предусмотрено рассмотреть следую щие вопросы: как готовилась к полетам авиационная техника, как она работала в воздухе, какие были недостатки в дея- тел ьности иодч ийен ных. Тов. Горелов решил также рассказать о характерном дефекте, обнаруженном на одном из самолетов другого подразделе ния. В заключение он решил поставить задачи на следующий летный дг»нь. Офицер Горелов технический разбор провел непосредственно на стоянке са молетов. Дли об’яснения п р и ч и н воз никновения дефекта, обнаруженного в со- седдгсм подразделении, были подготовле ны агрегат и его детали, классная доска с мелом, чертеж агрегата, соответствую щие схемы. Офицер Горелов отметил не достатки, допущенные техническим соста вом в самом начале рабочего дня. — Стоянка самолетов нашего подраз деления вскрыта дежурным своевременно и согласно инструкции, — сказал он. — Прием самолетов почти всеми авиаспе циалистами произведен правильно. Лишь товарищ Кириличев нарушил инструк цию: не проверив состояния пломЗ на своем самолете, он 'расписался в журнале о приеме машины от дежурного. На это нарушение было обращено внимание Голу бева. которому Кириличев подчиняется. Затем были разобраны вопросы подго товки авиационной техники к полетам и ее работа в летный день. Офицер Горелов подробно проанализировал ошибки, допу щенные матросами Ермолаевым и Петро- ченко. Одновременно были отмечены авиаспе циалисты младший сержант Овсянников, матрос Пономарев. отлично готовив шие материальную часть к полетам. Хо рошо также в этот летный день работа ли матросы Корниенко, Антипов, старший сержант Волчек и другие. При разборе дефекта, обнаруженного на самолете соседнего подразделения, старший техник об’яснил на агрегате су щество неисправности. Затем практиче ски на самолете показал, как следует производить осмотр этого агрегата и его деталей, об’яснил признаки, по которым можно определить начало возникновения неисправности, и рассказал о профилак тических мерах по предотвращению по явления дефекта. Закончив об’яснения. Горелов опросил присутствующих и убе дился, что личный состав усвоил, как надо производить осмотр э т и х апрегатов на самолетах. И'ри подведении итогов работы за про шедший летный день офицер Горчдов отметил, что технический состав с по ставленными перед ним задачами спра вился. Заканчивая разбор, старшин тех ник-лейтенант рассказал о том. что пред стоит делать в следующий летный д^нь. Разбор прин'м* несомненную пользу: отмеченные недостатки в следующие дни не повторялись. Менее действенными были техниче ские разборы, которые проводил офицер Зверев. Об’яснялось это тем. что он не достаточно хорошо готовился к ним. В один из летных дней Зверев руководил подготовкой самолетов к полетам. В про цессе работы некоторые воины допусти ли р я д существенных ошибок. Но на разбор'* офицер Зверев ничего не сказал о них. А сказать следовало бы о неис правности одного из агрегатов. II лишь потому, что самого агрегата и его схемы иод рукой не оказалось, офицеру при шлось все об’яснять «на пальцах». Такое об'ясненпс пользы не принесло. Чтобы технический разбор был дей ственным. руководитель должен хорошо подготовиться к нему, иметь систе матизированный материал. достаточно полно характеризующий работу личного состава и авиационной техники за лет ный день. Готовясь к разбору, следует продумать последовательность вопросов, которые предполагается рассмотреть, со ставить кон чпзкт, подготовить все необ ходимое для иллюстрации рассказа: схемы, чертежи, экспонаты и т. д., по добрать соответствующее помещение. Технический разбор нужно проводить в день полетов. Он должен продолжаться но более 30— 10 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы проанализиро вать работу технического состава и авиационной техники за день. При рассмотрении дефектов и отказов в работе агрегатов и, тем более, летных происшествий необходимо глубоко анали зировать причины, вызвавшие их. А за тем надо обязательно указать профилак тические мероприятия, чтобы предотвра тить возможность повторения аналогич ных случаев. Говоря о действиях летчика, техника или механика, нужно всегда давать яс ные заключения о принимаемых ими ре шениях, т. е. четко сказать: правиль ное или неправильное было принято ре шение, если неправильное, то почему и как следовало бы поступить. Важно гра мотно и доходчиво изложить содержание разбираемых вопросов. Если на разборе отмечается хорошая или плохая работа, то необходимо подбирать неопровержи мые и проверенные факты. Это имеет большое воспитательное значение. Офицер С. ШАПИРО. Рост мастерства боимана Советы офицера старшине СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ РАДИОМЕТРИСТОВ ВПОИСКЕ, ОБНАРУЖЕНИИИСОПРОВОЖДЕНИИ ЦЕЛИ Возросшие требования к организации технического наблюдения за морем и воз духом обязывают корабельных радиометри стов отработать свои действия на боевом посту ю высшей степени совершенства, всегда бдительно нести вахту по поиску и обнаружению целей. Современная радиолокационная техни ка позволяет в несколько раз увеличить точность стрельбы при любом состоянии моря и при различной видимости. Поэто му борьба за первый залп приобретает особое значение. Артиллеристы же смогут открыть огонь раныпе противника, если наши радиометристы первыми обнаружат цель. В этом — залог успехов в бою. Ко рабль. опередивший в обнаружении, вы игрывает во времени и занимает более выгодную позицию для боевого использо вания оружия. Таким образом, успех морского боя во многом зависит от радиометриста, от его умения четко нести вахту по п о и с ку и об наружению целей. Поиск цели должен быть скрытным. Ято обязан учитывать каждый радиомет рист и непрерывно совершенствовать своп практические навыки учиться работать строго по ИНСТРУКЦИИ. Однажды матрос Дмитров, заступив на вахту, не п р и н я л всех мер с к р ы т н о с т и . Командир отделения Литвиненко заметил, что Дмитров действует неправильно, и указал ему на ошибку, на примерах об’яс нил. к каким печальным последствиям может привести такая беспечность. П ро и зво д я п о и с к , вахтенный радиомет рист должен быть бдительным. Это дости гаете;! высокой боевой выучкой моряков. Боепитанием v них дисциплинированно сти. личной ответственности за поручен ное дело. Старшинам надо обратить на это особое внимание. Известны случаи, когда недобросовестное отношение матроса к вы полнению своих обязанностей приводило к ошибкам и неприятностям. Так, на одной из тренировок вахтен ный радиометрист Сиротенко отвлекся от дела и не заметил появление быстроход ной цели. Благодаря бдительности другого вахтенного, цель была обнаружена свое временно. Командир корабля принял меры к тому, чтобы встретить «противника» во всеоружии. Этот урок заставил корабельных радио метристов повысить д и с ц и п л и н у на вах те. Радиометристу необходимо уметь ис кать и обнаруживать цель в любых усло виях видимости, при применении против ником радиолокационных помех. На Фоне помех трудно определить импульс, отра женный от цели. Только в результате дли тельной практики специалист приобретает необходимые для этого навыки. Задача старшин — систематически и на высоком методическом уровне проводить трениров ки и учения на боевом посту как п р и стоянке корабля в базе, так и на походе, в условиях, максимально приближенных к боевым. В приобретении мастерства важную роль имеет отработка боевых нормативов. И надо сказать, что такие старшины, кзк Байдин и Литвиненко, придают этом у боль шое значение. Они и с п о л ьзую т каждый выход корабля в море для отработки н.зр- мативов. После каждой тренировки м о ря к и п ро во д я т с подчиненными тщательный разбор ее. указывая на ошибки и метады их устранения. Успех работы радиометристов в походе определяется также тем. как была подго товлена к использованию материальная часть. Ведь радиометристу приходится сле дить за целью и давать данные во время стрельбы, когда содрогается весь корпус корабля. И если еще в базе не проверены всевозможные контакты и реле, могут про изойти замыкания или расстройка станции. А это, в конечном итоге, приведет к вре менному выходу из с т ро я материальной части и срыву стрельбы. Отсюда вывод — тщательно контролировать действия подчи ненных п р и подготовке корабля к походу. Этого не сделал однажды радиометрист Титов. В море корабль выполнял стрельбу при плохой видимости. После первого же залпа простала развертка. Та кие случаи единичны. Необходимо добить ся. чтобы их не было совсем. Каждая т а кая ошибка одного воина в боевой обста новке чревата серьезными последствиями для всего экипажа. При обучении личного состава старши нам надо иметь в вш у . что в боевой об становке могут быть различные повреж дения. Надо научить подчиненных быстро и уверенно устранять их. Правильно гово рит старшина 2 статьи Байдин: «Для бы строго устранения неисправности нужно научиться чувствовать «дыхание» стан ции при ее работе». Это чувство придет тогда, если м о р я к будет повседневно и глубоко изучать уст ройство техники, опыт ее эксплуатации. Именно высокие знания своего заведыва- ния позволяют Байдину умело устранять и предупреждать неисправности и тем самым обеспечивать успешное выполнение зада чи кораблем. Старшина прививает подчи ненным любовь к технике, методически правильно обучает матросов. Его отделе ние об’явлено отличным. ...Радиометрист заметил на экране но вый импульс, уточнил характер цели, оп ределил сторону ее д в и ж е т е и доложил на мостик: — Цель... пеленг... дистанция... Командир приказывает следить за целью, дает целеуказание... С этого момента начинается более на пряженная работа. Для радиометриста от раженный сигнал — не мертвый импульс, а противник, за которым нужно внима тельно следить и точно определять направ ление на него и расстояние. Стоит замед лить действие, неправильно определить сторону движения или посмотреть на эк ран не под тем углом, появится грубая ошибка в определении элементов движения цели. Очень важно быстро получить целеука зание. а затем точно совмещать и м п у л ьс цели с визиром. Не сразу научился мастерски делать это старший матрос Белан. Сначала он затра чивал много времени на прием целеуказа ния. неточно определял данные. При про стом наблюдении старшине трудно опре делить ошибки воина в работе. Недостат ки вскрываются только после специально го расчета работы радиометристов, беседы с личным составом, работа которого зави сит от действий радиометристов. Тщатель но анализируя свои промахи, Белан на учился выполнять обязанности быстро и правильно. Часто после учения, тренировки коман дир корабля сам проводит разбор работы радиометристов и моряков других специ альностей. во взаимодействии с которыми воины выполняли обязанности. Присутст вующие п р и этом старшины должны на основании указаний командира п р и н я т ь конкретные меры для отработки с подчи ненными приемов. Любовь к своему делу, настойчивость в овладении им помогли ма тросам и старшинам нашего корабля ус пешно справиться с поставленными перед ними задачами. Методы и приемы поиска, обнаружения и сопровождения пели конкретно, с пре дельной ясностью изложены в р у к о в о д я щ и х документах. Их надо твердо знать и. главное, научиться точно выполнять. На это и должны направить своп усилия стар шины и все радиометристы. От них во многом зависит боеготовность корабля. Офицер А. ГРУШИН. О случае, который произошел со стар- t шиной 2 статьи Макаревичем несколько месяцев тому назад, моряки вспоминают и поныне. Долго будет помнить о нем и сам старшина. А дело было так. Корабль находился в море. С м о с ти т поступил сигнал стать на якорь. Отдать якорь для боцмана — дело не хитрое. Макаревич подошел к шпилю, отстопорнл якорь- цепь. Раздался резкий стук. Якорь уда рился о воду, разбросав в стороны свин цовые брызги. Стоянка была недолгой. Обстановка потребовала быстро сняться с якоря. Офицер подал команду: — Пошел шпиль! Электрик подключил питание на элек тромотор. Однако якорь-цепь не выби рается. Шпиль работает вхолостую. Тут Макаревич заметил, что прп отдаче якорь-цепи была отдана и кулачковая муфта. Для устранения неисправности | требуется немало времени. Якорь пришлось выбирать вручную — вимбовками. «Надо же этому случить ся! — переживал неудачу молодой боц ман. — А что если бы это произошло в военное время!». Правда, на крайний случай есть выход: оставить якорь с це пью на дне моря. Но ведь это убыток го сударству. Боцман Сергей Макаревич никак не мог простить себе такой оплошности. Но хуже всего было выслушивать реплики моряков, когда корабль готовится к выхо ду в море. Какой-нибудь остряк, проходя мимо боцмана, бывало, скажет: — Ну, как! Опять якорь будем выби рать вимбовками? Сейчас таких вопросов стало меньше. Этот случай многому научил молодого боцмана. Он изучил устройство корабля, правила постановки на якорь, снятие с якоря, шпилевое устройство. Когда возни кали трудности, он шел к командиру, не стеснялся спросить у старших товари щей. С тех пор корабль не раз выходил в море. И боцман старшпна 2 статьи Мака ревич хорошо справлялся со своими сложными обязанностями. Высокое мастерство боцман продемонст рировал в недавнем походе. Командир сказал ему, что перед экипажем корабля поставлена большая и ответственная за дача. Во многом успех выполнения ее за висел от боцмана. ------------О- — Ясна ли вам задача? Получив утвердительный ответ, офицер отпустил старшину. ...Зимний день в Заполярье короток. Корабль вышел в море в светлое время. Но, когда он пришел в намеченную точку, было уже темно. Потребовалось с корабля спустить шлюпку. Море было неспокойно. В сложных условиях боцман отправил шлюпку на берег и принял ее обратно. Командир похвалил старшину за наход чивость. Четко действовали моряки и других с нециал ьностсй. Прозвучал сигнал учебно-боевой трево ги. Прошли считанные минуты. Командиру поступил доклад о готовности корабля к бою. На боевых постах закипела работа. Особенно оживленно было у артиллери стов. То и дело им приходилось выполнять трудные вводные. Напряженная обстановка была п у мо тористов. Это заметно по тому, как вел себя корабль. Мотористам приходилось обеспечивать заданный ход в сложных ус ловиях. Поставленная задача перед моря ками была выполнена. Выход корабля в море явился экзаме ном морской выучки каждого матроса и стафшины. Вечером, когда усталые, но бодрые матросы и старшины находились в кубрике, к ним зашел командир. Он сообщил им, что старший начальник по хвалил моряков за высокую морскую вы учку и находчивость. С каждым днем растет боевое мастерст во боцмана комсомольца Макаревича. Сейчас он — передовой воин корабля. Моряк хорошо запомнил слова командира о том, что боцман является одним из ближайших его помощников в подготовке корабля к походу, в наведении на кораб ле чистоты и порядка, в укреплении во инской дисциплины и организованности среди моряков. Если боцман недостаточ но усердно относится к выполнению этих своих обязанностей, не исключены раз личные неприятности в море. Боцман в своей повседневной службе должен показывать сам пример в дисци плине. Только в этом случае можно стать настоящим помощником командира в вос питании и обучении воинов. Макаревич за образцовое выполнение заданий командира имеет ряд поощрений. Офицер П. ТУРКИН. По следам наших выступлений «КОГДА УЛУЧШИТСЯ РАБОТА ПЕКАРНИ?» Под таким заголовком в нашей газете 9 октября было опубликовано письмо военкора К. Дудкина. Как сообщили в ре дакцию. отмеченные в письме факты о недоброкачественной выпечке хлеба под твердились. Сейчас в хлебопекарне ус тановлены новые Механизмы: мукосеял- ка, тестомесилка, смонтирован новый дви гатель, который полностью обеспечивает освещение пекарни и работу механизмов. С вводом в действие новых механизмов качество выпеченного хлеба улучшилось. :
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz