На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 22 декабри 1954 г., № 302 (5144). flf)UCQ2£ S3 риказ командира—веление Родины Летом нынешнего года Президиум Вер­ ховного Совета СССР наградил рядового Поповича Михаила Федоровича орденом Красной Звезды. Родина высоко оценила самоотверженность и мужество солдата, проявленные им при выполнении приказа комам inра. Пт*! было так. Личный состав одного из взводов прочно был направлен на туднение внезапно возникшего пожара на складе, с горюче-смаз очными мате рi!алами. Прика­ зано «шло во что бы то ни стало спасти государственное имущество. Солдат Михаил Попович одним из пер­ вых прибежал к месту пожара. Пренебре­ гая опасностью, он направил струю огне­ тушителя на бушевавшее пламя, потом тушил огонь песком, сбивал его шинелью, подручными материалами. В это время взорвалась одна из бочек с бензином. От огненных брызг на солдате загорелась одежда, он получил тяжелые ожоги, одна­ ко продолжал вести героическую борьбу со стихиен. Увлеченные смелыми и самоотвержен­ ными действиями своего товарища, воины подразделения п о т уш и л и пожар, спасли государственное имущество. Приказ коман­ дира был выполнен. Подвиг рядового Поповича — достой­ ный пример того, как надо, не щадя своих сил. презирая любую опасность, са­ моотверженно и мужественно выполнять приказ командира. В этом проявляется верность воинскому долгу, высокая поли­ тическая сознательность и патриотизм со­ ветского воина. Ведь в приказе командира выражено веление народа, требование Родины. Коммунистическая партия. Со­ ветское правительство и народ доверили командирам обучать и воспитывать вой­ ска. а на воине вести их в бон. руково­ дить боевыми действиями. Командир — представитель государства в армии, вер­ ный слуга своей Родпны. Он облечен большими правами, и на него возложена огромная ответственность за п о с то ян н ую боевую готовность подчиненного ему лич­ ного состава. Приказы и распоряжения командира обеспечивают сплоченность и единство действии воинов, мобилизуют их на не­ устанное совершенствование боевого ма­ стерства. на безупречное несение службы. Каждый свои шаг. каждый п о с т у п о к воин сообразует с приказом командира, ибо пщиказ начальника — незыблемый закон, отступлений от которого не может быть ни в чем. Строжайшая исполнительность, безого­ ворочное повиновение командирам и на­ чальникам. точное и быстрое выполнение их ппиказов составляет одно из важней­ ших требований советской воинской дис­ циплины. Это требование четко выражено в Войной присяге, принимая которую каждый военнослужащий клянется беспре­ кословно выполнять все воинские уставы и ппиказы командиров и начальников. Повиновение — душа воинской службы, основа твердой дисциплины. В народе недаром говорят что солдата исполнитель­ н о е славит. Кто п р и в ы к повиноваться, тот н в бою действует умело и в учебе добирается успеха. Вез повиновения не мозг^т быт», и героизма Что значит повиноваться? Это значит поступать всегда так как тпебуют уста­ вы. как велит Присяга, как обязывает воинский долг. Повиновение — это по­ стоянная готовность воина не за страх, а га совесть, со знанием дела и самоот­ верженно выполнить все. что прикажет командир. Приказ командира должен быть выпол­ нен беспрекословно, точно и в срок. Та­ ково предельно сжатое требование уста­ ва. Приказ командира должен быть воспри­ нят подчиненными без каких бы то ни было оговорок и возражений. Приказ есть требование, ,а не просьба. Подчиненным не дано права критиковать и обсуждать служебные действия командира Их зада­ ча одна — приложить все силы к тому, чтобы приказ был выполнен. В этом — залог боевого успеха. Первостепенное значение имеет точность U исполнения приказа. Если воин невнима­ тельно выслушает командира, он не су­ меет точно выполнить приказ. Па Фронте эте может привести к неудаче в бою. в мирное время — к с р ы в у доставленной командиром учебной задачи. Надо быть очень внимательным, когда командир отдает приказ. Если что непо­ нятно. следует тут лае попросить раз’яс- нения, уточнить тот или иной пункт. Очень важно, чтобы приказ был выпол­ нен в срок. «Выполняя приказ, береги каждый час!» — гласит солдатская по­ говорка. Правильнее было бы сказать: «Береги каждую секунду», так как в_ус- ловиях современного боя быстрота дейст­ вий имеет особенно большое значение. От быстроты и четкости выполнения приказа зависит успех боя. И, наоборот, задержка, медлительность действий могут погубить все дело. Образцовому отношению к воинским обязанностям учит пример участников Ве­ лико!! Отечественной войны. В летопись ее вписано немало героических подвигов, со­ вершенных советскими воинами при вы­ полнении боевого приказа. «Можно уме­ реть. но нельзя не выполнить приказа», — так говорили воины-фронтовики. Вдохновляющим примером мужества и отваги служит бессмертный подвиг рядо­ вого Александра Матросова, который перед началом боя сказал: — Мы выполним приказ. Я буду драть­ ся с врагом, пока рука держит оружие, пока бьется мое сердце. Я буду драться за нашу землю, презирая смерть. Пламенный советский патриот до пос­ леднего дыхания был верен своей клятве. В критический момент боя. выполняя приказ командира, он ценой собственной жизни обеспечил успех своей роты в бою. Образец героизма и самоотверженности при решении боевых задач показали за­ щитники Сталинграда. Во время боев под Сталинградом группе воинов, оборонявшей одну из позиций, было приказано не пропустить врага че­ рез обороняемый рубеж. Начался бой. Фашисты бросались в одну атаку за дру­ гой. Но советские воины, верные своему долгу, стойко отражали натиск врага. Особенно отличился бронебойщик Каплу­ нов. На него двинулось девять гитлеров­ ских танков. Восемь из них он подбил меткими выстрелами из противотанкового ружья, а девятая вражеская машина по­ дорвалась на гранате, зажатой в руке героя. Враг гае смог сломить богатырскую стой­ кость советских воинов. Он не прошел че­ рез их рубеж. Приказ командира воины выполнили с честью. Беззаветная верность воинскому долгу, беспрекословное и самоотверженное вы­ полнение приказов командиров, началь­ ников — важнейшее морально-боевое ка­ чество советских воинов. От исполнительности солдат и матросов, от их безоговорочного повиновения воле командира зависит успех как в бою, так и в учебе. Поэтому исполнительность, под­ чинение своих действий воле начальника должны пронизывать поведение воина в любой обстановке и при любых, даже са­ мых трудных, условиях. Пдут ли занятия по боевой подготовке, находится ли солдат в карауле, занят ли на хозяйственных ра­ ботах — законом его жизни должно быть безупречное выполнение приказов и рас­ поряжений командира. Приказал коман­ дир переползать по-пластунски заболочен­ ный участок местности или работать по пояс в воде, чтобы навести переправу, — в любом случае, как бы это ни было т я ­ жело, задача должна быть выполнена точ­ но и в срок. Не так давно на тактических занятиях танкистам одного из подразделений приш­ лось действовать в исключительно труд­ ных и сложных условиях. При решении задачи, поставленной командиром, они на­ толкнулись на русло высохшей реки с почти непреодолимыми, каменистыми кру ­ тостями. Поиски обходных путей, малей­ шее промедление в действиях могли при­ вести к срыву замысла командира. Пехо­ та. которая ждала прибытия танков, в самый нужный момент осталась бы бел поддержки. И танкисты решили во что бы то ни стало взять труднопроходимую пре­ граду. Они повели машины ио крутым, усыпанным крупными камнями склонам. Танк механика-водителя Гасиаряна на- ! ехал на большой камень и новис над обрывом. II ) смелость и высокая боевая выучка, решимость любой ценой выпол­ нить приказ командира помогли танкисту вывести машину из опасного положения. Задача, поставленная командиром, была успешно решена. За умелые и мужествен­ ные действия танкисты получили поощре­ ния. Современный бой требует от каждого воина исключительною мужества, смело­ сти и находчивости при решении боевой задачи, высокой организованности и дис­ циплины, готовности к самопожертвова­ нию. Выполнение боевого приказа в об­ становке современной войны связано с напряжением всех физических и мораль­ ных сил. Необходимо учитывать, что бое­ вые действия могут вестись непрерывно, днем и ночью, в жару и сильные морозы, в дождь и распутицу, но нескольку часов и даже сугок без перерыва. Чтобы вы­ держать такое напряжение и не потерять способности к выполнению боевой задачи, воин должен быть морально стойким, фи­ зически закаленным, способным перено­ сить любые тяготы походно-боевой жизни. Очень важг.о, чтобы воин был техниче­ ски грамотным, чтобы он в совершенстве знал вверенную ему боевую технику, мастерски владел оружием. Требование беспрекословного, точного и быстрого выполнения приказа не исклю­ чает проявления разумной инициативы и сметки при решении поставленной коман­ диром задачи. Инициатива, смекалка, на­ ходчивость и другие ценные качества, направленные на то, чтобы образцово сде­ лать все, что велит командир, безусловно, заслуживают похвалы. Невыполнение приказа — тягчайшее преступление, которому не может быть оправданий. По вине людей, не выполняю­ щих приказаний, могут быть сорваны тщательно разработанные планы командо­ вания. может быть проигран бой. причи­ нены серьезные потери. Закон сурово ка­ рает тех, кто нарушает важнейшее требо­ вание Военной присяги о беспрекословном выполнении приказов командиров, началь­ ников. Советским воинам доверено почетное, благородное дело. Они стоят на страже великих завоеваний социализма, на за­ щите безопасности и государственных ин­ тересов нашей Родины. Чтобы с честью оправдать высокое доверие народа, достой­ но выполнить свой священный долг перед Родиной, надо всегда и во всем руковод­ ствоваться Военной присягой, строго со­ блюдать требования уставов, поступать так. к ак учат командиры. Тесно сплоченные вокруг Коммунисти­ ческой партии и Советского правительст­ ва. воины Советской Армии и Военно- Морского Флота безупречно несут свою службу, проявляя высокую бдительность. Под руководством своих командиров они настойчиво совершенствуют боевое мастер­ ство, повышают военные и политические знания’. В приказе от 7 ноября с. г. Министр Обороны Союза ССР Маршал Со­ ветского Союза Н. А. Булганин требует от воинов и впредь проявлять высокую бдительность, совершенствовать боевую и политическую подготовку всех родов войск и настойчиво укреплять могущество на­ ших Вооруженных Сил. чтобы всегда быть готовыми дать решительный отпор любому агрессору. Верность воинскому долгу, высокая коммунистическая сознательность, твер­ дая дисциплина — вот путь к боевому мастерству, основа успехов. Свято соблю­ дая Присягу, советские воины добьются новых достижений в овладении современ­ ной боевой техникой, в совершенствова­ нии воинского мастерства, еще более по­ высят свою боевую готовность. Офицер Д. ДАЖИН. -7ЖГГ Послеполётный технический разбор Отлично освоил свою специаль­ ность старший матрос Иван Шиба- лов. Комсомолец Ш ибалов один из передовых моряков подводной лодки. Он умело несет Бахту и своими четкими дей­ ствиями не раз помогал успешно выпол­ нить учебные задачи, поставленные коман­ диром. З а безупречную службу старший матрос Шибалов имеет ряд благодарностей, ему предоставлен внеочередной краткосрочный отпуск. Н А С Н И М К Е : специалист второго класса старший матрос И . Ш ибалов гото­ вит горизонтальные рули к действию. Ф ото И. Никишова. на марке На корабле зачитывался приказ об об’явленип матросов и старшин отлич­ никами боевой и политической подго­ товки. Среди других моряков услышал свою фамилию и матрос Солоиов... Когда Солопов впервые спустился в котельное отделение, ему казалось, что он никогда не сможет изучить эти сложные механизмы и магистрали. А ведь для того, чтобы самостоятельно нести вахту, необходимо отлично знать технику. В этом матрос убедился сразу, как только корабль вышел в море. Начались дни кропотливой учебы. Прежде всего Солопов изучил эксплуа­ тационные инструкции. Особенно много помогал ему старший матрос Па-сюков. Часто можно было видеть, как опытный моряк спрашивал молодого матроса, раз’яснял ему непонятные вопросы. Корабль в море. Солопов впервые са­ мостоятельно несет вахту. То. что он делал уверенно и быстро раньше, когда был дублером, теперь не обошлось без ошибок. Старшине вахты нередко п р и ­ ходилось поправлять его. Но это толь­ ко сначала. Потом Солочов действовал увереннее. Однажды личный состав подразделе­ ния собрался в кубрике. Перед моряка­ ми выступил офицер. — Кораблю, — говорил он, — пред­ стоит длительный поход, и наша задача — обеспечить бесперебойную работу механизмов. Матрос Солоиов отлично приготовил свое заведывание. Корабль вышел в маре. Матрос Солопов успешно нес вах­ ту на горении. Вот стрелка телеграфа показала — увеличить число действую­ щих форсунок. В это время стрелка ма­ нометра стала отклоняться влево. Соло­ пов быстро добавляет обороты турбовен- тплятора и включает нужное число форсунок. Пар на марке. За все время Солопов не получил ни одного з а м е ч а т ь по несению вахты. Подводя итоги похода, командир отме­ тил Солопова как лучшего вахтенного, обеспечивающего бездымное гшрение. Первые успехи не вскружили голову моряку. Он настойчиво продолжал по­ вышать свои знания, показывал пример в дисциплине. Недавно отделению. в котором служит Солопов, предстояло в короткий срок проделать сложную и трудоемкую работу. При выполнении этого задания. как всегда, отличился Солопов. Командир ою’явпл ему благо­ дарность. Старший матрос В. ПАНОВ. Послеполетные технические разборы являются действенной формой обучения и воспитания инженерно-технического со­ става авиаторов. Они способствуют повы­ шении» качества обслуживания боевой техники. Технические 'разборы тогда достигают Цели, когда проводятся на высоком уров­ не. В этом отношении интересен опыт старшего техник-лейтенанта Горелова. ...Полеты закончились. У офицера Го­ релова составилось полное представление о работе технического состава за день. Уточнив «некоторые вопросы, связанные с действиями отдельных специалистов, он поставил план и краткий конспект про­ ведения технического разбора. Планом было предусмотрено рассмотреть следую­ щие вопросы: как готовилась к полетам авиационная техника, как она работала в воздухе, какие были недостатки в дея- тел ьности иодч ийен ных. Тов. Горелов решил также рассказать о характерном дефекте, обнаруженном на одном из самолетов другого подразделе­ ния. В заключение он решил поставить задачи на следующий летный дг»нь. Офицер Горелов технический разбор провел непосредственно на стоянке са­ молетов. Дли об’яснения п р и ч и н воз­ никновения дефекта, обнаруженного в со- седдгсм подразделении, были подготовле­ ны агрегат и его детали, классная доска с мелом, чертеж агрегата, соответствую­ щие схемы. Офицер Горелов отметил не­ достатки, допущенные техническим соста­ вом в самом начале рабочего дня. — Стоянка самолетов нашего подраз­ деления вскрыта дежурным своевременно и согласно инструкции, — сказал он. — Прием самолетов почти всеми авиаспе­ циалистами произведен правильно. Лишь товарищ Кириличев нарушил инструк­ цию: не проверив состояния пломЗ на своем самолете, он 'расписался в журнале о приеме машины от дежурного. На это нарушение было обращено внимание Голу­ бева. которому Кириличев подчиняется. Затем были разобраны вопросы подго­ товки авиационной техники к полетам и ее работа в летный день. Офицер Горелов подробно проанализировал ошибки, допу­ щенные матросами Ермолаевым и Петро- ченко. Одновременно были отмечены авиаспе­ циалисты младший сержант Овсянников, матрос Пономарев. отлично готовив­ шие материальную часть к полетам. Хо­ рошо также в этот летный день работа­ ли матросы Корниенко, Антипов, старший сержант Волчек и другие. При разборе дефекта, обнаруженного на самолете соседнего подразделения, старший техник об’яснил на агрегате су­ щество неисправности. Затем практиче­ ски на самолете показал, как следует производить осмотр этого агрегата и его деталей, об’яснил признаки, по которым можно определить начало возникновения неисправности, и рассказал о профилак­ тических мерах по предотвращению по­ явления дефекта. Закончив об’яснения. Горелов опросил присутствующих и убе­ дился, что личный состав усвоил, как надо производить осмотр э т и х апрегатов на самолетах. И'ри подведении итогов работы за про­ шедший летный день офицер Горчдов отметил, что технический состав с по­ ставленными перед ним задачами спра­ вился. Заканчивая разбор, старшин тех­ ник-лейтенант рассказал о том. что пред­ стоит делать в следующий летный д^нь. Разбор прин'м* несомненную пользу: отмеченные недостатки в следующие дни не повторялись. Менее действенными были техниче­ ские разборы, которые проводил офицер Зверев. Об’яснялось это тем. что он не­ достаточно хорошо готовился к ним. В один из летных дней Зверев руководил подготовкой самолетов к полетам. В про­ цессе работы некоторые воины допусти­ ли р я д существенных ошибок. Но на разбор'* офицер Зверев ничего не сказал о них. А сказать следовало бы о неис­ правности одного из агрегатов. II лишь потому, что самого агрегата и его схемы иод рукой не оказалось, офицеру при­ шлось все об’яснять «на пальцах». Такое об'ясненпс пользы не принесло. Чтобы технический разбор был дей­ ственным. руководитель должен хорошо подготовиться к нему, иметь систе­ матизированный материал. достаточно полно характеризующий работу личного состава и авиационной техники за лет­ ный день. Готовясь к разбору, следует продумать последовательность вопросов, которые предполагается рассмотреть, со­ ставить кон чпзкт, подготовить все необ­ ходимое для иллюстрации рассказа: схемы, чертежи, экспонаты и т. д., по­ добрать соответствующее помещение. Технический разбор нужно проводить в день полетов. Он должен продолжаться но более 30— 10 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы проанализиро­ вать работу технического состава и авиационной техники за день. При рассмотрении дефектов и отказов в работе агрегатов и, тем более, летных происшествий необходимо глубоко анали­ зировать причины, вызвавшие их. А за­ тем надо обязательно указать профилак­ тические мероприятия, чтобы предотвра­ тить возможность повторения аналогич­ ных случаев. Говоря о действиях летчика, техника или механика, нужно всегда давать яс­ ные заключения о принимаемых ими ре­ шениях, т. е. четко сказать: правиль­ ное или неправильное было принято ре­ шение, если неправильное, то почему и как следовало бы поступить. Важно гра­ мотно и доходчиво изложить содержание разбираемых вопросов. Если на разборе отмечается хорошая или плохая работа, то необходимо подбирать неопровержи­ мые и проверенные факты. Это имеет большое воспитательное значение. Офицер С. ШАПИРО. Рост мастерства боимана Советы офицера старшине СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ РАДИОМЕТРИСТОВ ВПОИСКЕ, ОБНАРУЖЕНИИИСОПРОВОЖДЕНИИ ЦЕЛИ Возросшие требования к организации технического наблюдения за морем и воз­ духом обязывают корабельных радиометри­ стов отработать свои действия на боевом посту ю высшей степени совершенства, всегда бдительно нести вахту по поиску и обнаружению целей. Современная радиолокационная техни­ ка позволяет в несколько раз увеличить точность стрельбы при любом состоянии моря и при различной видимости. Поэто­ му борьба за первый залп приобретает особое значение. Артиллеристы же смогут открыть огонь раныпе противника, если наши радиометристы первыми обнаружат цель. В этом — залог успехов в бою. Ко­ рабль. опередивший в обнаружении, вы­ игрывает во времени и занимает более выгодную позицию для боевого использо­ вания оружия. Таким образом, успех морского боя во многом зависит от радиометриста, от его умения четко нести вахту по п о и с ку и об­ наружению целей. Поиск цели должен быть скрытным. Ято обязан учитывать каждый радиомет­ рист и непрерывно совершенствовать своп практические навыки учиться работать строго по ИНСТРУКЦИИ. Однажды матрос Дмитров, заступив на вахту, не п р и н я л всех мер с к р ы т н о с т и . Командир отделения Литвиненко заметил, что Дмитров действует неправильно, и указал ему на ошибку, на примерах об’яс­ нил. к каким печальным последствиям может привести такая беспечность. П ро и зво д я п о и с к , вахтенный радиомет­ рист должен быть бдительным. Это дости­ гаете;! высокой боевой выучкой моряков. Боепитанием v них дисциплинированно­ сти. личной ответственности за поручен­ ное дело. Старшинам надо обратить на это особое внимание. Известны случаи, когда недобросовестное отношение матроса к вы­ полнению своих обязанностей приводило к ошибкам и неприятностям. Так, на одной из тренировок вахтен­ ный радиометрист Сиротенко отвлекся от дела и не заметил появление быстроход­ ной цели. Благодаря бдительности другого вахтенного, цель была обнаружена свое­ временно. Командир корабля принял меры к тому, чтобы встретить «противника» во всеоружии. Этот урок заставил корабельных радио­ метристов повысить д и с ц и п л и н у на вах­ те. Радиометристу необходимо уметь ис­ кать и обнаруживать цель в любых усло­ виях видимости, при применении против­ ником радиолокационных помех. На Фоне помех трудно определить импульс, отра­ женный от цели. Только в результате дли­ тельной практики специалист приобретает необходимые для этого навыки. Задача старшин — систематически и на высоком методическом уровне проводить трениров­ ки и учения на боевом посту как п р и стоянке корабля в базе, так и на походе, в условиях, максимально приближенных к боевым. В приобретении мастерства важную роль имеет отработка боевых нормативов. И надо сказать, что такие старшины, кзк Байдин и Литвиненко, придают этом у боль­ шое значение. Они и с п о л ьзую т каждый выход корабля в море для отработки н.зр- мативов. После каждой тренировки м о ря ­ к и п ро во д я т с подчиненными тщательный разбор ее. указывая на ошибки и метады их устранения. Успех работы радиометристов в походе определяется также тем. как была подго­ товлена к использованию материальная часть. Ведь радиометристу приходится сле­ дить за целью и давать данные во время стрельбы, когда содрогается весь корпус корабля. И если еще в базе не проверены всевозможные контакты и реле, могут про­ изойти замыкания или расстройка станции. А это, в конечном итоге, приведет к вре­ менному выходу из с т ро я материальной части и срыву стрельбы. Отсюда вывод — тщательно контролировать действия подчи­ ненных п р и подготовке корабля к походу. Этого не сделал однажды радиометрист Титов. В море корабль выполнял стрельбу при плохой видимости. После первого же залпа простала развертка. Та­ кие случаи единичны. Необходимо добить­ ся. чтобы их не было совсем. Каждая т а ­ кая ошибка одного воина в боевой обста­ новке чревата серьезными последствиями для всего экипажа. При обучении личного состава старши­ нам надо иметь в вш у . что в боевой об­ становке могут быть различные повреж­ дения. Надо научить подчиненных быстро и уверенно устранять их. Правильно гово­ рит старшина 2 статьи Байдин: «Для бы­ строго устранения неисправности нужно научиться чувствовать «дыхание» стан­ ции при ее работе». Это чувство придет тогда, если м о р я к будет повседневно и глубоко изучать уст­ ройство техники, опыт ее эксплуатации. Именно высокие знания своего заведыва- ния позволяют Байдину умело устранять и предупреждать неисправности и тем самым обеспечивать успешное выполнение зада­ чи кораблем. Старшина прививает подчи­ ненным любовь к технике, методически правильно обучает матросов. Его отделе­ ние об’явлено отличным. ...Радиометрист заметил на экране но­ вый импульс, уточнил характер цели, оп­ ределил сторону ее д в и ж е т е и доложил на мостик: — Цель... пеленг... дистанция... Командир приказывает следить за целью, дает целеуказание... С этого момента начинается более на­ пряженная работа. Для радиометриста от­ раженный сигнал — не мертвый импульс, а противник, за которым нужно внима­ тельно следить и точно определять направ­ ление на него и расстояние. Стоит замед­ лить действие, неправильно определить сторону движения или посмотреть на эк­ ран не под тем углом, появится грубая ошибка в определении элементов движения цели. Очень важно быстро получить целеука­ зание. а затем точно совмещать и м п у л ьс цели с визиром. Не сразу научился мастерски делать это старший матрос Белан. Сначала он затра­ чивал много времени на прием целеуказа­ ния. неточно определял данные. При про­ стом наблюдении старшине трудно опре­ делить ошибки воина в работе. Недостат­ ки вскрываются только после специально­ го расчета работы радиометристов, беседы с личным составом, работа которого зави­ сит от действий радиометристов. Тщатель­ но анализируя свои промахи, Белан на­ учился выполнять обязанности быстро и правильно. Часто после учения, тренировки коман­ дир корабля сам проводит разбор работы радиометристов и моряков других специ­ альностей. во взаимодействии с которыми воины выполняли обязанности. Присутст­ вующие п р и этом старшины должны на основании указаний командира п р и н я т ь конкретные меры для отработки с подчи­ ненными приемов. Любовь к своему делу, настойчивость в овладении им помогли ма­ тросам и старшинам нашего корабля ус­ пешно справиться с поставленными перед ними задачами. Методы и приемы поиска, обнаружения и сопровождения пели конкретно, с пре­ дельной ясностью изложены в р у к о в о д я ­ щ и х документах. Их надо твердо знать и. главное, научиться точно выполнять. На это и должны направить своп усилия стар­ шины и все радиометристы. От них во многом зависит боеготовность корабля. Офицер А. ГРУШИН. О случае, который произошел со стар- t шиной 2 статьи Макаревичем несколько месяцев тому назад, моряки вспоминают и поныне. Долго будет помнить о нем и сам старшина. А дело было так. Корабль находился в море. С м о с ти т поступил сигнал стать на якорь. Отдать якорь для боцмана — дело не хитрое. Макаревич подошел к шпилю, отстопорнл якорь- цепь. Раздался резкий стук. Якорь уда­ рился о воду, разбросав в стороны свин­ цовые брызги. Стоянка была недолгой. Обстановка потребовала быстро сняться с якоря. Офицер подал команду: — Пошел шпиль! Электрик подключил питание на элек­ тромотор. Однако якорь-цепь не выби­ рается. Шпиль работает вхолостую. Тут Макаревич заметил, что прп отдаче якорь-цепи была отдана и кулачковая муфта. Для устранения неисправности | требуется немало времени. Якорь пришлось выбирать вручную — вимбовками. «Надо же этому случить­ ся! — переживал неудачу молодой боц­ ман. — А что если бы это произошло в военное время!». Правда, на крайний случай есть выход: оставить якорь с це­ пью на дне моря. Но ведь это убыток го­ сударству. Боцман Сергей Макаревич никак не мог простить себе такой оплошности. Но хуже всего было выслушивать реплики моряков, когда корабль готовится к выхо­ ду в море. Какой-нибудь остряк, проходя мимо боцмана, бывало, скажет: — Ну, как! Опять якорь будем выби­ рать вимбовками? Сейчас таких вопросов стало меньше. Этот случай многому научил молодого боцмана. Он изучил устройство корабля, правила постановки на якорь, снятие с якоря, шпилевое устройство. Когда возни­ кали трудности, он шел к командиру, не стеснялся спросить у старших товари­ щей. С тех пор корабль не раз выходил в море. И боцман старшпна 2 статьи Мака­ ревич хорошо справлялся со своими сложными обязанностями. Высокое мастерство боцман продемонст­ рировал в недавнем походе. Командир сказал ему, что перед экипажем корабля поставлена большая и ответственная за­ дача. Во многом успех выполнения ее за­ висел от боцмана. ------------О- — Ясна ли вам задача? Получив утвердительный ответ, офицер отпустил старшину. ...Зимний день в Заполярье короток. Корабль вышел в море в светлое время. Но, когда он пришел в намеченную точку, было уже темно. Потребовалось с корабля спустить шлюпку. Море было неспокойно. В сложных условиях боцман отправил шлюпку на берег и принял ее обратно. Командир похвалил старшину за наход­ чивость. Четко действовали моряки и других с нециал ьностсй. Прозвучал сигнал учебно-боевой трево­ ги. Прошли считанные минуты. Командиру поступил доклад о готовности корабля к бою. На боевых постах закипела работа. Особенно оживленно было у артиллери­ стов. То и дело им приходилось выполнять трудные вводные. Напряженная обстановка была п у мо­ тористов. Это заметно по тому, как вел себя корабль. Мотористам приходилось обеспечивать заданный ход в сложных ус­ ловиях. Поставленная задача перед моря­ ками была выполнена. Выход корабля в море явился экзаме­ ном морской выучки каждого матроса и стафшины. Вечером, когда усталые, но бодрые матросы и старшины находились в кубрике, к ним зашел командир. Он сообщил им, что старший начальник по­ хвалил моряков за высокую морскую вы­ учку и находчивость. С каждым днем растет боевое мастерст­ во боцмана комсомольца Макаревича. Сейчас он — передовой воин корабля. Моряк хорошо запомнил слова командира о том, что боцман является одним из ближайших его помощников в подготовке корабля к походу, в наведении на кораб­ ле чистоты и порядка, в укреплении во­ инской дисциплины и организованности среди моряков. Если боцман недостаточ­ но усердно относится к выполнению этих своих обязанностей, не исключены раз­ личные неприятности в море. Боцман в своей повседневной службе должен показывать сам пример в дисци­ плине. Только в этом случае можно стать настоящим помощником командира в вос­ питании и обучении воинов. Макаревич за образцовое выполнение заданий командира имеет ряд поощрений. Офицер П. ТУРКИН. По следам наших выступлений «КОГДА УЛУЧШИТСЯ РАБОТА ПЕКАРНИ?» Под таким заголовком в нашей газете 9 октября было опубликовано письмо военкора К. Дудкина. Как сообщили в ре­ дакцию. отмеченные в письме факты о недоброкачественной выпечке хлеба под­ твердились. Сейчас в хлебопекарне ус­ тановлены новые Механизмы: мукосеял- ка, тестомесилка, смонтирован новый дви­ гатель, который полностью обеспечивает освещение пекарни и работу механизмов. С вводом в действие новых механизмов качество выпеченного хлеба улучшилось. :

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz