На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.

2 декабря 1954 г., N°. 285 (5127). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь Спорт — родное дело комсомольцев Физкультура и спорт являются важным средством воспитания у личного состава высоких морально-боевых качеств, повы­ шения его готовности с честью выполнить любое :амое трутное и сложное задание командира. Современный бой тре­ бует от воинов огромной выносливости, способности переносит!» большую физиче­ скую нагрузку, умения с усп ехом преодо­ левать любые препятствия. Физическая подготовка является неот’емлемой состав­ ной частью боевой подготовки наших во­ инов. Ясно понимая все это, комсомольцы подразделения, где членом бюро li.IKCM т -IB. Яковлев, оказывают помощь коман­ диру в развертывании Физкультурно-мас­ совой оа'юты. считают это своим кровным, родным делом. С этой целыо используют- различные формы работы. Комсомольские активисты периодически выступают с докладами, проводят беседы о том, какая огромная забота проявляется К'.ммунистической партией и Советским правительством о физическом воспитании народа, о том, какое важное значение име­ ет спорт для воинов. Так, например, член ВЛКСМ Мельников сделал доклад на тему: «Физическая подготовка — составная часть боевой подготовки личного соста­ ва». В подразделении также организуются громкие читки газетных статей на спор­ тивные темы. Значительное внимание уделяется на­ глядной агитации. Так, комсомолец Золо­ тарев оформил специальный монтаж, по- езященный достижениям советских спорт­ сменов. По поручению бюро член ВЛКСМ Хсдаковский сделал фотомонтаж о лучших физкультурниках части. На нем, напри­ мер. помещен снимок футбольной команды, которая одержала немало побед во встре­ чах с другими коллективами. Всем ее уча­ стникам присвоен третий разряд всесоюз­ ной спортивной классификации. На одном из снимков, имеющихся на фотомонтаже, запечатлен матрос Калинин, добившийся значительных успехов в легкой атлетике. Физическая выносливость помогает ему умело эксплуатировать боевую технику в зимних УСЛОВИЯХ. Вопросы физического воспитания моло­ дежи обсуждаются на комсомольских соб­ раниях, заседаниях бюро, семинарах се­ кретарей комсомольских организаций, со­ вещаниях спортивного актива. На них отмечаются положительные примеры, вскрываются недостатки, намечаются пу­ тл дальнейшего развертывания физкуль­ турной работы. Инициаторами наиболее интересных мероприятий чаще всего вы­ ступают комсомольцы, горячо любящие спорт, сами с увлечением занимающиеся им. Одним из энтузиастов-физкультурников является тов. Яковлев — разносторонне развитый, закаленный воин, активный участник многих спортивных игр и со­ стязаний. В зимнее время, например, его можно встретить п на лыжне и на хок­ кейном поле. Тов. Яковлев, узнав однаж­ ды о недостатках в подготовке к сдаче норм комплекса ГТО, внимательно изучил их и выступил с докладом на эту тему. Затем по инициативе активиста состоя­ лось комсомольское собрание, на котором были обсуждены задачи членов ВЛКСМ по развертыванию физкультурно-массовой ра­ боты. намечены конкретные мероприятия. Выполняя решение этого собрания, мно­ гие комсомольцы стали активнее участ­ вовать в подготовке и проведении раз­ личных спортивных мероприятий. По инициативе членов ВЛКСМ регулярно ор­ ганизовывались состязания на личное и командное первенство по легкой атлетике, городкам, шахматам, футболу, волейболу, баскетболу и т. д. Комсомольцы-активи­ сты оказывали конкретную помощь командиру в организации сдачи личным составом норм комплекса ГТО. Проявля­ лась забота и о дальнейшем совершенст­ вовании физкультурного мастерства вои­ нами. сдавшими эти нормы. Благодаря этому только за летний сезон бо­ лее двадцати комсомольцев стали снорт- сменами-разрядниками. Задолго до наступления морозов была развернута и подготовка к зиме. Комсо­ мольцы-активисты организовали ремонт спортивного инвентаря, оказывали помощь желающим купить лыжи и коньки. Но инициапгое членов ВЛКСМ в подразделе­ нии были созданы спортивные секции. Так, матросы Ланцов и Калинин органи­ зовали лыжную команду, которая ныне ре­ гулярно тренируется, готовится к состя­ заниям. В подразделении создана команда хок­ кеистов. Одним из больших любителей этой увлекательной и красивой игры яв ­ ляется член бюро тов. Мельников. Он не только сам хорошо играет в хоккей, но и свое умение передает новичкам. Благо­ даря ему ряд воинов стал увлекаться этой игрой. Но не только популяризации лыжного и конькобежного видов спорта придают значение комсомольцы в зимний период. Оки не забывают и о воинах, желающих заниматься тяжелой атлетикой и акро­ батикой. В подразделении имеется секция штангистов, в которой занимаются тт. Х у д я к о в , К омолов и многие другие вои­ ны. Создана и постоянно тренируется группа акробатов. Все перечисленные факты свидетельст­ вуют о том, что комсомольцы добились известных успехов в развитии спортив­ но-массовой работы, оказывают немалую помощь командиру в воспитании стой­ ких, выносливых и смелых воинов. Од­ нако, огмечая положительное, нельзя не указать и на существенные недочеты. Комсомольцы, к сожалению, еще недо­ статочно популяризируют такие важные виды спорта, как военизированные пере­ ходы, бег патрулей, стрзлковые состяза­ ния. Э т и недочеты надо в ближайшее время исправить. Очень важные задачи встают перед членами ВЛКСМ в связи с утверждением Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР по­ ложения и норм нового всесоюзного ком­ плекса «Готов к труду и обороне СССР». Уже сейчас надо развернуть активную работу по популяризации его, позаботить­ ся о том, чтобы все воины прониклись желанием стать значкистами ГТО. Это по­ может еще шире развернуть физкультур­ но-массовую работу, что, в свою очередь, будет содействовать достижению личным составом новых успехов в боевой учебе, воспитанию стойких и закаленных вои­ нов. Капитан В. ШАЛИМОВ. П Р И М Е Р В Т Р У Д Е Самоотверженно трудятся воины наше­ го коллектива. Они повседневно добивают­ ся новых успехов в боевой и политической подготовке, в труде. Комсомолец токарь старший матрос Бог­ данов систематически выполняет дневные задания на 200 и более процентов. Прояв­ ляя инициативу п сметку, он досрочно, в течение восьми месяцев, завершил свой го­ довой производственный план. По передовому войну-комсомольцу рав­ няются его товарищи. Образцово выполня­ ет, например, свои дневные задания и старший матрос Пва-нов. Мичман П. КУТ0В0Й. \у г у ВОIIно л — постоянное внимание Выступает самодеятельный коллектив Наш коллектив художественной само­ деятельности состоит из хора, струнного оркестра, солистов, чтецов, аккордеони­ ста и т. д. Тематика концертов его разнообразна. Вот как прошел одни из последних кон­ цертов. Хор, в составе которого несколько де­ сятков человек, хорошо исполнил песни «Партия — наш рулевой», «Солнце скры­ лось за горою», «Вечер на рейде». Тепло встретили зрители выступление коммуни­ ста Никитина. Он прочитал несколько стихов. Под руководством тов. Князева струнный оркестр умело исполнил песни и танцы. Среди них — «Раскинулось море широко», «На реченьке», «Гопак»» и другие. Успехом пользовалось выступле­ ние членов ВЛКСМ Демиденко и Шевченко. Они спели «Далеко-да­ леко». Затем Демиденко исполнил песни «Россия», о пареньке с Байкала. А к ц ­ ионировал исполнителям песен на аккор­ деоне рядовой Страутникас. При подготовке концерта художествен­ ной самодеятельности много пришлось по­ работать коммунистам Лухневу, Жукову, Князеву и другим. Активное участие в этом важном мероприятии приняли ком­ сомольцы. Член бюро комсомольской ор­ ганизации тов. Никитин помог выявить способных воинов, которые стали участ­ никами худоя;ественной самодеятельности. Члены КПСС помогают нм расти. Рядовой Страутникас, например, рань­ ше умел играть на аккордеоне немного песен, допускал искажения мелодий. Ком­ мунист Князев поработал вместе с вои­ ном, и после этого Страутникас стал бо­ лее квалифицированным музыкантом. Он умело исполняет вальсы «На сопках Маньчжурии», «Дунайские волны» и многие песни. Сейчас самодеятельный коллектив готовит концерт ко дню выборов в народ­ ные суды РСФСР. Сержант И. ЛОПАТО. Наш баянист ...Шел концерт солдатской художест­ венной самодеятельности. — Выступает рядовой Олег Бобченко. Он исполнит на баяне попурри из мор­ ских песен, — об'явил ведущий програм­ му тов. Краснобородко.. Открылся занавес. Перед зрителями предстал подтянутый, среднего роста воин. В зале стало тихо. Зрители давно знают Олега Бобченко как хороше­ го музыканта, его выступления пользу­ ются успехом у наших воинов. Баянист начинает играть. Звучат одна за другой любимые песни: «Раскинулось море широко», «Ой ты. Северное море» и другие. Когда баянист закончил попур­ ри, раздались дружные аплодисменты... К музыке Олег Бобченко пристрастился еще с детства. Он уже умел хорошо иг­ рать, когда прибыл в подразделение. Му­ зыканта тепло встретили товарищи. В ча­ сы солдатского досуга он не разлучался со своим баяном. Легко и быстро баянист Бобченко на слух подбирает понравившие­ ся ему мелодии, поет песни под баян. . Большую роль в развитии его музы­ кальных способностей сыграла солдат­ ская художественная самодеятельность, активным участником которой он являет­ ся. Воины полюбили Олега Бобченко глав­ ным образом за то, что служит он при­ мерно, за то, что он оказывает большую помощь командиру в организации куль­ турного досуга личного состава. Рядовой Ф. ШАПОВАЛОВ. Океан В а л ен ти н П И К У Л Ь Спичка — Слушан, Карл, я знаю точно: у нас <*Ще должен был оставаться яичный поро­ шок. Где он? — Что ты пристаешь, Пауль. Мы его уже давно прикончили. Ефрейтор Пауль Нишец, худосочный длинноногий тиролец, поднял кверху тонкие усики и передернул обвислым носом. — Врешь! — крикнул он. — Наверное, опять слопал без меня. Стоило тебе учить­ ся и университете, чтобы потом воровать у своих же товарищей. Т ы — плохой солдат! К арл Х ерзинг лениво и вяло зевнул в ответ: — Н у, чте ты кричишь, Пауль. Я гово­ рю — не брал. Лучше сходил бы открыл шлагбаум. Опять идут машины. Ефрейтор вышел, сердито хлопнув дверью. Контрольно-проверочный пункт централь­ ного шоссе, ведущего к фронту, находился на развилке двух дорог: одна и з них вела на Киркенес, другая — вглубь Норвегии, к Нарвику. По шоссе день и ночь двигались машины: туда — наполненные снарядами и провизией, обратно — забитые ранеными и обмороженными... Промычали клаксоны, что-то крикнули шоферы, и машины, взвыв моторами, ушли дальше. Ефрейтор Нишец вернулся весь залепленный снегом. — Н у и погодка! Запиши , К арл : три машины из Каутокайно прошли мимо кор­ дона на Петсамо. Номер пропуска 1.478! Проклятая служба! Ефрейтор сел, вытянул ноги. Прицелился на кирпич печи с отметинкой. Плюнул. По­ пал. — Шоферы говорят, Карл, что в нашем районе должен скрываться какой-то крас­ ный. Как ты думаешь, он не постучится к нам ночью? К арл прислушался к вою ветра над кры­ шей, зябко поежился. — Прежде чем он успеет попасть к нам, он замерзнет в тундре, этот красный. Сей­ час не только люди, даже звери спят в но­ рах.... Хлестала в окна метель. Трещ али в пе­ чи дрова. Звенели стекла. Едва слышно до­ носился шум морского прибоя. Ефрейтор сказал: — Карл, хоть ты и плохой немец, но ты — умный немец. Скажи, как случилось, что мы, которые открыли парад в Афинах, про­ шли баварские и австрийские Альпы , одним парашютным броском захватили Крит, мы, которых фюрер назвал «героями Крита и Нарвика», теперь сидим в этой дыре и — ни вперед, ни назад... Что случилось? К арл встал. Тусклый свет вырвал из су­ мерек его лицо, обрюзгшее от сна и безде- лия. Постепенно лицо ожило, глаза егеря заблестели. — Возьми свою каску, ефрейтор, — глу­ хо сказал он. — Посмотри! К ней при­ креплен эдельвейс — любимый цветок моего фюрера. Д а , фюрер назвал нас «героями Крита и Н арвика», нас — горных егерей генерала Дитла. Мы прошли всю Европу, но не по низинам, а по горным кручам, где рссли любимые цветы фюрера. Пусть я плохой немец, но ты — трусливый немец!.. Генерал Дитл ясно сказал в своем приказе: ♦Именно здесь, в Заполярье, мы должны доказать русским, что немецкая армия су­ ществует и держит фронт, который для красных недостижим...». — Ты , К арл , даже после Сталинграда ве­ ришь в это? — Я верю в гений фюрера... Это он ме­ ня, очкастого студента Лейпцигского уни­ верситета, бросил в болотные солдаты. Я тогда еще ничего не понимал, кроме рим­ ского права. Я роптал на судьбу, я хотел есть, я кашлял по ночам в сырых бараках. Н о это было еще только начало. Потом фю­ рер снял с меня очки и дал мне винтовку. Вместо Цицерона, Светония и Т ацита я стал читать Ницше. Ф ихте и «Майн кампф» Гитлера. И я понял: да, у немец­ кой нации есть миссия. Фю рер был прав!.. А когда я с тобой, Пауль, пил вино уже в Афинах, ел критский виноград и жрал да­ ровые анчоусы в Осло, я окончательно убе­ дился, что ради этого стоило осушать бо­ лота, голодать и мерзнуть!.. — Ты только тогда и оживаешь, Карл, когда говоришь об этом или о женщинах. Д а... — Ефрейтор улыбнулся, предаваясь воспоминаниям. — А вино в Греции нехо­ рошее, во Франции вино лучше. К арл Х ер зин г неожиданно расхохотался. — Т ы чего? — Никогда не забуду, как лягнул тебя мул, когда нас послали ликвидировать ко­ нюшни греческого короля. — А . вот что ты вспомнил!.. А ты не забыл, Карл, долговязого Курта из третьего батальона? — Кстати, где он сейчас, этот долговя­ зый Курт? — Погиб под Мурманском. В самом на­ чале. — Хороший был парень. Сорви-голова! А ты помнишь, П а у \ь , фельдфебеля Мидтан- ка? — К ак же! Помню. О н , кажется, погиб на Рыбачьем, во время штурма хребта Му- ста-Тунтури. Они с ефрейтором Лосцем прижали к скале одного красного, и он всадил штык в брюхо Мидтанку так глу­ боко, что потом... — Варвары! — перебил его К арл. — Ну и что они сделали с этим русским? — Ничего. Он подпустил к себе наших тирольцев поближе и взорвался гранатой вместе с ними! — Еще раз варвары! Человек культурной нации, как мы, никогда бы так не поступил. Н а это способны только дикари... Н у, лад­ но, Пауль, хватит. Кому-то и* нас надо ид­ ти в город за продуктами. Я идти не могу, я колол дрова н ушиб ногу. — Как тебе не стыдно, Карл. Я ходил уже несколько раз. Притом, ты же знаешь, что у меня в такую погоду болят раны. — Раны? Они есть у меня тоже. — У тебя их меньше. — З а т о у тебя нет тяжелых. — Ну, Карл. Сходи, а за это я буду де­ журить ночь за тебя. Сходи, Карл!.. — Ну ладно, черт с тобой! Дпвай метать жребий, кому достанется длинная спичка — тот пойдет в город. Только ты , Пауль, не подсматривай... К арл отвернулся. Сделал вид, что обло­ мал одну спичку, потом зажал в пальцах обе спички и протянул ефрейтору две сер­ ные головки, — какую из них Пауль Н и ­ шец ни вынь, все равно ехать придется ему... ь ъ ъ ...Через полчаса обманутый ефрейтор сел на попутную машину и отправился в город. К арл прислушался и, когда гул мотора за­ глох вдали, достал из потайного места бан­ ку с яичным порошком. — Хоть ты н ефрейтор, а все равно ду­ рак, — сказал егерь, разводя огонь в оча­ ге чтобы жарить яичницу. Поставив на медленное пламя сковородку, К арл лег на койку и, подогнув колени, раз­ ложил перед собой тетрадь. Погрыз каран­ даш, посмотрел в потолок и осторожно вы­ вел первую фразу письма в далекий горо­ док Г райфевальде... «Моя незабвенная Лотта! Т ы пишешь, что за тобой стал ухаживать Густав Зи сс , что раньше служил кондите­ ром в булочной на углу Ульрихштрассе. Передай ему, пожалуйста, что если он по­ терял одну ногу под Сталинградом, то вто­ рую потеряет в Берлине, когда я со своими боевыми товарищами вернусь на родину после победы. Я понимаю, Лотта, что тебе приходится тяжело...». Легким сквозняком подуло в спину. К арл обернулся и вскрикнул. В раскрытой двери стоял заснеженный бородатый человек. Рука Карла, судорожно царапая стену, потянулась к шмайссеру, но пришелец мяг­ ко, как кошка, прыгнул с порога и положил на горло егеря свою жесткую страшную ла­ донь. И , задыхаясь, Карл вспомнил не Лотту, не парад в Афинах, не кабаки Франции, не хребет Муста-Тунтури, а всего лишь две несломанные спички, из которых одну вы­ тащил Пауль... * * ☆ Никонов торопливо напился воды и, пе­ рекинув через плечо трофейный автомат, вышел из кордона. Он откинул балку шлагбаума, чтобы немецкие грузовики не останавливались у кордона и, тем самым, не сразу обнаружили его след, и пошел в сспки... Теперь у него есть оружие, и он до по­ следнего дыхания будет бороться с фашиз­ мом. И — да здравствует оружие!.. Сбор руководителей художественной самодеятельности На днях в матросском клубе г. Севе­ роморска состоялся сбор руководителей хоровых, драматических, танцевальных, струнных и других коллективов художе­ ственной самодеятельности. С докладом «0 задачах руководителей матросской художественной самодеятель­ ности в предстоящем смотре» выступил офицер Поляков. — В целях дальнейшего развития са­ модеятельности, — сказал докладчик, — повышения ее идейного уровня и улуч­ шения культурного обслуживания воен­ ных моряков на флоте проводится смотр художественной самодеятельности. В период смотра необходимо создать новые коллективы самодеятельности и добиться, чтобы они работали постоянно, позаботиться о том, чтобы концертные программы были злободневными и широко отражали бы вдохновляющую и руково­ дящую роль Коммунистической партии в строительстве коммунизма в нашей стра­ не, успехи советского народа в выполне­ нии исторических решений партии и пра­ вительства, достижения военных моря­ ков в боевой и политической подготов­ ке. Затем на сборе выступили матросы, солдаты, сержанты, старшины и офицеры. Младший сержант Лапшин сказал, что участники самодеятельности части к 37-й годовщине Великого Октября подготовили хороший концерт и выступили с ним перед личным составом. В настоящее вре­ мя коллектив готовится к общефлотскому смотру. На днях в этой части будет про­ веден семинар запевал строевой песни. В целях пропаганды музыки среди молодых воинов здесь организуются специальные концерты духового оркестра. Лейтенант Бородий заявил, что в их части имеется неплохой коллектив само­ деятельности, который уже неоднократно выступал перед личным составом. — Однако, — сказал тов. Бородий, — работники иолиторгана почти не оказы­ вают помощи коллективу. Старший лейтенант Ковалин и матрос Баранов заявили, что командование мало уделяет внимания самодеятельности, хотя на кораблях и имеется много способных исполнителей. После обсуждения доклада начали рабо­ тать секции — хоровая, драматическая и танцевальная. В их деятельности при­ няли участие творческие работники ан­ самбля песни и пляски Северного флота — заслуженный артист РСФСР Нестеров, Травкин, Лагутин и другие, режиссер дра­ матического театра Северного флота Овча- ренко. Участникам сбора был порекомендован репертуар для -коллективов и отдельных исполнителей, а также проведены с ни­ ми практические занятия. На секции руководителей хоровых кол­ лективов рассказано о том, как надо ра­ ботать с хором в подразделении, была разучена «Песня о Советской Армии» А. Александрова. Руководители танце­ вальных коллективов подробно разобрали пляски «Яблочко» и «Солдатский пере­ пляс». К. ИВАНОВ. ОВЛАДЕНИЕ ТЕОРИЕИ — ЖИЗНЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ КАЖ ДОГО ОФИЦЕРА Марксистско-ленинскую теорию я на­ чал и ^ ч а т ь еще будучи курсантом воен­ ного училища. Произведения классиков марксизма-ленинизма стали моими на­ стольными книгами, моими постоянны­ ми спутниками, друзьями и советчи­ ками. В них я нахожу исчерпываю­ щие ответы на все волнующие меня во­ просы. Изучение их помогает мне, как и другим офицерам, преодолевать трудности и препятствия, применять тео(ретические знания в своей практической деятельно­ сти. Прежде всего надо сказать, что в учебе требуется большое напряжение сил, уме­ ние максимально уплотнить рабочее вре­ мя. чтобы изо дня в день сочетать испол­ нение служебных обязанностей с повы­ шением своих знаний. У нас на корабле некоторые офицеры учатся в университете марксизма-ленинизма. Но большинство то­ варищей занимается самостоятельно. П каждый на своем опыте не раз убеждал­ ся, что успех и прочность знаний зави­ сят, в конечном счете, от того, насколько он систематически п серьезно читает про­ изведения классиков марксизма-лениниз­ ма, насколько глубоко усваивает их со­ держание. Самостоятельное чтение стало основой моей политической учебы. Чтобы глубоко осмыслить и усвоить прочитанное и, осо­ бенно, сложные вопросы, к ним прихо­ дится обращаться по нескольку 1 раз. Например, много приходилось мне ра­ ботать над изучением ленинских трудов «Что делать?», «Две тактики социал-де­ мократии в демократической революции», над книгой П. В. Сталина «Об основах ленинизма». Эти работы мною законспек­ тированы. Но прежде чем это сделать, мне пришлось их по нескольку раз прочитать. Изучая труды классиков марксизма- ленинизма. я, как правило, всегда регу­ лярно читаю газеты. журналы, художест­ венную литературу. Это дает возможность лучше увязывать изучаемый материал с современными условиями и требованиями жизни. Как бы я ни был занят, я выкраи­ ваю обычно вечером час-полтора для са­ мостоятельной «работы. Предусматриваю это в своем личном плане. При изучении работ В. П. Ленина и И. В. Сталина но национальному вопро­ су я посещал лекции пропагандистов, чи­ тал газетные и журнальные статьи, ис­ пользовал слова/ри, справочники, делал необходимые записи в своих тетрадях, а потом уже работал над конспектом. Все это способствовало более прочному усвое­ нию произведений. Но и после того, кас мною были законспектированы эти рабо­ ты , я к ним возвращался вновь и вновь. Изучая историю нашей славной Комму­ нистической партии, работы В. И. Ленина и И. В. Сталина, я ощущаю их практи­ ческую организующую и мобилизующую силу. Самостоятельная работа должна быть творческой. Мало понять и запом­ нить прочитанное из книги. Наша пар­ тия требует изучать марксистско-ленин­ скую теорию в тесной связи с современ­ ностью, с конкретными и неотложными задачами. Только такой творческий под­ ход к изучению теории позволяет делать правильные выводы для повседневной практической служебной деятельности, воодушевляет на преодоление трудностей, на достижение успехов в учебе, службе, работе. Когда к нам в подразделение прибыл молодой офицер Евгений Скворцов, он на первых порах встретил немало трудно­ стей, часто обращался за советом и по­ мощью к сослуживцам. В одной из бесед я ему раз’яснил, что недостатком его ра­ боты является отсутствие должного уме­ ния применять теоретические знания на практике, в работе с людьми. Я вместе с этим рассказал о тех трудностях, с кото­ рыми встречался сам в первые дни службы на корабле, о том, как изучение лстории партии помогало мне преодоле­ вать эти трудности, поделился опытом работы над изучением произведений клас­ сиков маоксизма-ленинизма. Особенно много пришлось помогать молодому Офц- ' • I ' ■ ; sit , v й ■; Капитан-лейтенант И . Я . П азлик в часы самостоятельной работы. Ф о то И . Никишова. церу в организации и проведении поли­ тических занятий. Он стал больше и серьезнее работать над изучением основ революционной теории, больше общаться с подчиненными, внимательнее прислу­ шиваться к их голосу. И теперь, когда на осенней проверке политических занятий все слушатели его группы показали глу­ бокие и прочные знания, офицер оценил ту огромную помощь, которую оказало ему изучение марксистско-ленинской тео­ рии. В самостоятельной работе большое зна­ чение имеют лекции в помощь изучаю­ щим марксизм-ленинизм. Пропагандисты, политработники помогают нам составлять план личной учебы, рекомендуют произ­ ведения, ориентируют на глубокое само­ стоятельное изучение основных вопросов, подсказывают, как лучше преодолеть встречающиеся трудности. Руководители партийной организации, старшие началь­ ники советом, практическим опытом по­ могают организовать самостоятельную работу над книгой. Они интересуются. как тот или и н о й офицер выполняет лич­ ный план, как усваивает прочитанный материал, активно воздействуя на повы­ шение качества самообразования. Пар­ тийная организация постоянно интере­ суется учебой коммунистов. Наиболее подготовленные члены КПСС проводят консультации, раз’ясняют сложные вопро­ сы, рекомендуют дополнительную литера­ туру. Чувствуя повседневную помощь со сто­ роны партийной организации, считаю своим первейшим партийным долгом по­ могать в учебе своим подчиненным, бесе­ дою с ними на теоретические темы, под­ сказываю, как целесообразнее использо­ вать свое время для повышения маркси­ стско-ленинского образования, в какой последовательности и какие произведения нужно читать, как вести записи. На своем опыте я убедился, что усилия даром никогда не пропадут, они всегда дадут плодотворные результаты. Помощь офицеру в его учебе со стороны старших начальников, партийной организации окупаются сторицей. Но главное, что мо­ жет обеспечить успех, — это упорство и настойчивость самого офицера, его забота о повышении идейно-тесретического уров­ ня. Часто приходится пользоваться литера­ турой из корабельной библиотеки. Поми­ мо этого я приобрел и свою личную библиотеку, в которой имеются труды классиков марксизма-ленинизма, некото­ рые произведения художественной лите­ ратуры. Кроме того, выписываю и регу­ лярно читаю газеты н журналы. За по­ следнее время я изучил работы В. И. Ленина «0 национальной программе РСДРП», «0 праве наций на самоопреде­ ление», произведения II. В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос», «Национальный вопрос и ленинизм» и другие. Постоянная работа над книгой облег­ чает мне учебу, расширяет мой круго­ зор. Сейчас готовлю лекцию на научно­ естественную тему, с которой думаю вы ­ ступить перед личным составом. Для это­ го надо, конечно, еще много работать. Но я на полпути не остановлюсь. Дело дове­ ду до конца. Начал подготовку к лек­ ции с изучения ленинской работы «Ма­ териализм и эмпириокритицизм». Организовать самостоятельную учебу для корабельного офицера не так легко. Но там, где этим по-настоящему интере­ суется партийная организация, где забо­ тятся об этом старшие начальники, учеба офицеров может быть поставлена хорошо. План изучения марксистско-ленинской теории у меня составлен на целый год. В нем я указываю произведения и пример­ ные сроки, в которые они должны быть изучены. На каждый месяц имею кален­ дарный план самостоятельной работы, в котором конкретно указываю дни и часы учебы. Такое планирование не только дисциплинирует, но и позволяет заранее подобрать необходимую литературу, опре­ делить, по каким вопросам нужно прослу­ шать лекции или проконсультироваться, какие использовать наглядные пособия. Четкое планирование самостоятельной учебы, последовательное выполнение этих планов— одно из важнейших условий ус­ пехов в самостоятельной работе по повы­ шению своих политических и военных знаний. Но для того, чтобы определить об’ем самостоятельной работы, составить план учебы, нужно иметь ясную перспективу. С этой целью, мне кажется, надо планиро­ вать свое самообразование в оо'еме какой- либо определенной программы. Я, напри­ мер, ориентируюсь на программу вечер­ него университета марксизма-ленинизма. При изучении теоретических вопросов огромное значение имеют организация и навыки самостоятельного чтения произве­ дений, рекомендованных к теме. Механи­ ческое, формальное чтение в отрыве от исторических условий, зазубривание от­ дельных цитат и положений совершенно не допустимы. При чтении того или иного произведения я стараюсь выделить наибо­ лее главные положения, основные идеи, которые в нем развиты. Пзучая ленинский труд «Детская бо­ лезнь «левизны» в коммунизме», мне пришлось еще раз внимательно прочитать произведения И. В. Сталина «Октябрь­ ская революция и тактика русских ком­ мунистов», отдельные разделы из книги «Об основах ленинизма» и «К вопросам ленинизма», речь И. В. Сталина на XIX с’езде КПСС. Это помогло глубже усвоить международное значение опыта нашей партии, историческое значение книги В. II. Ленина. При изучении произведений классиков марксизма-ленинизма часто приходится обращаться вновь и вновь к прочитанно­ му, уточнять и продумывать свои записи, ибо при самостоятельном изучении про­ изведений запись прочитанного имеет исключительно большое значение. Она дает возможность глубже усвоить и за­ к у п и т ь в памяти содержание книги. Фор­ мы записи могут быть самые различные. Я, например, в своей практике сначала делаю отдельные пометки и выписки, а при повторном чтении или при чтении в третий раз составляю конспект. Другие офицеры делают это несколько по-иному. Важна, конечно, не форма записи, а су­ щество, чтобы запись помогла глубже ус­ воить изученный материал и системати­ зировать полученные знания, сделать из прочитанного необходимые выводы для своей практической деятельности но г,•бу­ чению и воспитанию подчиненных. Капитан-лейтенант И. ПАВЛИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz