На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.
2 декабря 1954 г., N°. 285 (5127). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь Спорт — родное дело комсомольцев Физкультура и спорт являются важным средством воспитания у личного состава высоких морально-боевых качеств, повы шения его готовности с честью выполнить любое :амое трутное и сложное задание командира. Современный бой тре бует от воинов огромной выносливости, способности переносит!» большую физиче скую нагрузку, умения с усп ехом преодо левать любые препятствия. Физическая подготовка является неот’емлемой состав ной частью боевой подготовки наших во инов. Ясно понимая все это, комсомольцы подразделения, где членом бюро li.IKCM т -IB. Яковлев, оказывают помощь коман диру в развертывании Физкультурно-мас совой оа'юты. считают это своим кровным, родным делом. С этой целыо используют- различные формы работы. Комсомольские активисты периодически выступают с докладами, проводят беседы о том, какая огромная забота проявляется К'.ммунистической партией и Советским правительством о физическом воспитании народа, о том, какое важное значение име ет спорт для воинов. Так, например, член ВЛКСМ Мельников сделал доклад на тему: «Физическая подготовка — составная часть боевой подготовки личного соста ва». В подразделении также организуются громкие читки газетных статей на спор тивные темы. Значительное внимание уделяется на глядной агитации. Так, комсомолец Золо тарев оформил специальный монтаж, по- езященный достижениям советских спорт сменов. По поручению бюро член ВЛКСМ Хсдаковский сделал фотомонтаж о лучших физкультурниках части. На нем, напри мер. помещен снимок футбольной команды, которая одержала немало побед во встре чах с другими коллективами. Всем ее уча стникам присвоен третий разряд всесоюз ной спортивной классификации. На одном из снимков, имеющихся на фотомонтаже, запечатлен матрос Калинин, добившийся значительных успехов в легкой атлетике. Физическая выносливость помогает ему умело эксплуатировать боевую технику в зимних УСЛОВИЯХ. Вопросы физического воспитания моло дежи обсуждаются на комсомольских соб раниях, заседаниях бюро, семинарах се кретарей комсомольских организаций, со вещаниях спортивного актива. На них отмечаются положительные примеры, вскрываются недостатки, намечаются пу тл дальнейшего развертывания физкуль турной работы. Инициаторами наиболее интересных мероприятий чаще всего вы ступают комсомольцы, горячо любящие спорт, сами с увлечением занимающиеся им. Одним из энтузиастов-физкультурников является тов. Яковлев — разносторонне развитый, закаленный воин, активный участник многих спортивных игр и со стязаний. В зимнее время, например, его можно встретить п на лыжне и на хок кейном поле. Тов. Яковлев, узнав однаж ды о недостатках в подготовке к сдаче норм комплекса ГТО, внимательно изучил их и выступил с докладом на эту тему. Затем по инициативе активиста состоя лось комсомольское собрание, на котором были обсуждены задачи членов ВЛКСМ по развертыванию физкультурно-массовой ра боты. намечены конкретные мероприятия. Выполняя решение этого собрания, мно гие комсомольцы стали активнее участ вовать в подготовке и проведении раз личных спортивных мероприятий. По инициативе членов ВЛКСМ регулярно ор ганизовывались состязания на личное и командное первенство по легкой атлетике, городкам, шахматам, футболу, волейболу, баскетболу и т. д. Комсомольцы-активи сты оказывали конкретную помощь командиру в организации сдачи личным составом норм комплекса ГТО. Проявля лась забота и о дальнейшем совершенст вовании физкультурного мастерства вои нами. сдавшими эти нормы. Благодаря этому только за летний сезон бо лее двадцати комсомольцев стали снорт- сменами-разрядниками. Задолго до наступления морозов была развернута и подготовка к зиме. Комсо мольцы-активисты организовали ремонт спортивного инвентаря, оказывали помощь желающим купить лыжи и коньки. Но инициапгое членов ВЛКСМ в подразделе нии были созданы спортивные секции. Так, матросы Ланцов и Калинин органи зовали лыжную команду, которая ныне ре гулярно тренируется, готовится к состя заниям. В подразделении создана команда хок кеистов. Одним из больших любителей этой увлекательной и красивой игры яв ляется член бюро тов. Мельников. Он не только сам хорошо играет в хоккей, но и свое умение передает новичкам. Благо даря ему ряд воинов стал увлекаться этой игрой. Но не только популяризации лыжного и конькобежного видов спорта придают значение комсомольцы в зимний период. Оки не забывают и о воинах, желающих заниматься тяжелой атлетикой и акро батикой. В подразделении имеется секция штангистов, в которой занимаются тт. Х у д я к о в , К омолов и многие другие вои ны. Создана и постоянно тренируется группа акробатов. Все перечисленные факты свидетельст вуют о том, что комсомольцы добились известных успехов в развитии спортив но-массовой работы, оказывают немалую помощь командиру в воспитании стой ких, выносливых и смелых воинов. Од нако, огмечая положительное, нельзя не указать и на существенные недочеты. Комсомольцы, к сожалению, еще недо статочно популяризируют такие важные виды спорта, как военизированные пере ходы, бег патрулей, стрзлковые состяза ния. Э т и недочеты надо в ближайшее время исправить. Очень важные задачи встают перед членами ВЛКСМ в связи с утверждением Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР по ложения и норм нового всесоюзного ком плекса «Готов к труду и обороне СССР». Уже сейчас надо развернуть активную работу по популяризации его, позаботить ся о том, чтобы все воины прониклись желанием стать значкистами ГТО. Это по может еще шире развернуть физкультур но-массовую работу, что, в свою очередь, будет содействовать достижению личным составом новых успехов в боевой учебе, воспитанию стойких и закаленных вои нов. Капитан В. ШАЛИМОВ. П Р И М Е Р В Т Р У Д Е Самоотверженно трудятся воины наше го коллектива. Они повседневно добивают ся новых успехов в боевой и политической подготовке, в труде. Комсомолец токарь старший матрос Бог данов систематически выполняет дневные задания на 200 и более процентов. Прояв ляя инициативу п сметку, он досрочно, в течение восьми месяцев, завершил свой го довой производственный план. По передовому войну-комсомольцу рав няются его товарищи. Образцово выполня ет, например, свои дневные задания и старший матрос Пва-нов. Мичман П. КУТ0В0Й. \у г у ВОIIно л — постоянное внимание Выступает самодеятельный коллектив Наш коллектив художественной само деятельности состоит из хора, струнного оркестра, солистов, чтецов, аккордеони ста и т. д. Тематика концертов его разнообразна. Вот как прошел одни из последних кон цертов. Хор, в составе которого несколько де сятков человек, хорошо исполнил песни «Партия — наш рулевой», «Солнце скры лось за горою», «Вечер на рейде». Тепло встретили зрители выступление коммуни ста Никитина. Он прочитал несколько стихов. Под руководством тов. Князева струнный оркестр умело исполнил песни и танцы. Среди них — «Раскинулось море широко», «На реченьке», «Гопак»» и другие. Успехом пользовалось выступле ние членов ВЛКСМ Демиденко и Шевченко. Они спели «Далеко-да леко». Затем Демиденко исполнил песни «Россия», о пареньке с Байкала. А к ц ионировал исполнителям песен на аккор деоне рядовой Страутникас. При подготовке концерта художествен ной самодеятельности много пришлось по работать коммунистам Лухневу, Жукову, Князеву и другим. Активное участие в этом важном мероприятии приняли ком сомольцы. Член бюро комсомольской ор ганизации тов. Никитин помог выявить способных воинов, которые стали участ никами худоя;ественной самодеятельности. Члены КПСС помогают нм расти. Рядовой Страутникас, например, рань ше умел играть на аккордеоне немного песен, допускал искажения мелодий. Ком мунист Князев поработал вместе с вои ном, и после этого Страутникас стал бо лее квалифицированным музыкантом. Он умело исполняет вальсы «На сопках Маньчжурии», «Дунайские волны» и многие песни. Сейчас самодеятельный коллектив готовит концерт ко дню выборов в народ ные суды РСФСР. Сержант И. ЛОПАТО. Наш баянист ...Шел концерт солдатской художест венной самодеятельности. — Выступает рядовой Олег Бобченко. Он исполнит на баяне попурри из мор ских песен, — об'явил ведущий програм му тов. Краснобородко.. Открылся занавес. Перед зрителями предстал подтянутый, среднего роста воин. В зале стало тихо. Зрители давно знают Олега Бобченко как хороше го музыканта, его выступления пользу ются успехом у наших воинов. Баянист начинает играть. Звучат одна за другой любимые песни: «Раскинулось море широко», «Ой ты. Северное море» и другие. Когда баянист закончил попур ри, раздались дружные аплодисменты... К музыке Олег Бобченко пристрастился еще с детства. Он уже умел хорошо иг рать, когда прибыл в подразделение. Му зыканта тепло встретили товарищи. В ча сы солдатского досуга он не разлучался со своим баяном. Легко и быстро баянист Бобченко на слух подбирает понравившие ся ему мелодии, поет песни под баян. . Большую роль в развитии его музы кальных способностей сыграла солдат ская художественная самодеятельность, активным участником которой он являет ся. Воины полюбили Олега Бобченко глав ным образом за то, что служит он при мерно, за то, что он оказывает большую помощь командиру в организации куль турного досуга личного состава. Рядовой Ф. ШАПОВАЛОВ. Океан В а л ен ти н П И К У Л Ь Спичка — Слушан, Карл, я знаю точно: у нас <*Ще должен был оставаться яичный поро шок. Где он? — Что ты пристаешь, Пауль. Мы его уже давно прикончили. Ефрейтор Пауль Нишец, худосочный длинноногий тиролец, поднял кверху тонкие усики и передернул обвислым носом. — Врешь! — крикнул он. — Наверное, опять слопал без меня. Стоило тебе учить ся и университете, чтобы потом воровать у своих же товарищей. Т ы — плохой солдат! К арл Х ерзинг лениво и вяло зевнул в ответ: — Н у, чте ты кричишь, Пауль. Я гово рю — не брал. Лучше сходил бы открыл шлагбаум. Опять идут машины. Ефрейтор вышел, сердито хлопнув дверью. Контрольно-проверочный пункт централь ного шоссе, ведущего к фронту, находился на развилке двух дорог: одна и з них вела на Киркенес, другая — вглубь Норвегии, к Нарвику. По шоссе день и ночь двигались машины: туда — наполненные снарядами и провизией, обратно — забитые ранеными и обмороженными... Промычали клаксоны, что-то крикнули шоферы, и машины, взвыв моторами, ушли дальше. Ефрейтор Нишец вернулся весь залепленный снегом. — Н у и погодка! Запиши , К арл : три машины из Каутокайно прошли мимо кор дона на Петсамо. Номер пропуска 1.478! Проклятая служба! Ефрейтор сел, вытянул ноги. Прицелился на кирпич печи с отметинкой. Плюнул. По пал. — Шоферы говорят, Карл, что в нашем районе должен скрываться какой-то крас ный. Как ты думаешь, он не постучится к нам ночью? К арл прислушался к вою ветра над кры шей, зябко поежился. — Прежде чем он успеет попасть к нам, он замерзнет в тундре, этот красный. Сей час не только люди, даже звери спят в но рах.... Хлестала в окна метель. Трещ али в пе чи дрова. Звенели стекла. Едва слышно до носился шум морского прибоя. Ефрейтор сказал: — Карл, хоть ты и плохой немец, но ты — умный немец. Скажи, как случилось, что мы, которые открыли парад в Афинах, про шли баварские и австрийские Альпы , одним парашютным броском захватили Крит, мы, которых фюрер назвал «героями Крита и Нарвика», теперь сидим в этой дыре и — ни вперед, ни назад... Что случилось? К арл встал. Тусклый свет вырвал из су мерек его лицо, обрюзгшее от сна и безде- лия. Постепенно лицо ожило, глаза егеря заблестели. — Возьми свою каску, ефрейтор, — глу хо сказал он. — Посмотри! К ней при креплен эдельвейс — любимый цветок моего фюрера. Д а , фюрер назвал нас «героями Крита и Н арвика», нас — горных егерей генерала Дитла. Мы прошли всю Европу, но не по низинам, а по горным кручам, где рссли любимые цветы фюрера. Пусть я плохой немец, но ты — трусливый немец!.. Генерал Дитл ясно сказал в своем приказе: ♦Именно здесь, в Заполярье, мы должны доказать русским, что немецкая армия су ществует и держит фронт, который для красных недостижим...». — Ты , К арл , даже после Сталинграда ве ришь в это? — Я верю в гений фюрера... Это он ме ня, очкастого студента Лейпцигского уни верситета, бросил в болотные солдаты. Я тогда еще ничего не понимал, кроме рим ского права. Я роптал на судьбу, я хотел есть, я кашлял по ночам в сырых бараках. Н о это было еще только начало. Потом фю рер снял с меня очки и дал мне винтовку. Вместо Цицерона, Светония и Т ацита я стал читать Ницше. Ф ихте и «Майн кампф» Гитлера. И я понял: да, у немец кой нации есть миссия. Фю рер был прав!.. А когда я с тобой, Пауль, пил вино уже в Афинах, ел критский виноград и жрал да ровые анчоусы в Осло, я окончательно убе дился, что ради этого стоило осушать бо лота, голодать и мерзнуть!.. — Ты только тогда и оживаешь, Карл, когда говоришь об этом или о женщинах. Д а... — Ефрейтор улыбнулся, предаваясь воспоминаниям. — А вино в Греции нехо рошее, во Франции вино лучше. К арл Х ер зин г неожиданно расхохотался. — Т ы чего? — Никогда не забуду, как лягнул тебя мул, когда нас послали ликвидировать ко нюшни греческого короля. — А . вот что ты вспомнил!.. А ты не забыл, Карл, долговязого Курта из третьего батальона? — Кстати, где он сейчас, этот долговя зый Курт? — Погиб под Мурманском. В самом на чале. — Хороший был парень. Сорви-голова! А ты помнишь, П а у \ь , фельдфебеля Мидтан- ка? — К ак же! Помню. О н , кажется, погиб на Рыбачьем, во время штурма хребта Му- ста-Тунтури. Они с ефрейтором Лосцем прижали к скале одного красного, и он всадил штык в брюхо Мидтанку так глу боко, что потом... — Варвары! — перебил его К арл. — Ну и что они сделали с этим русским? — Ничего. Он подпустил к себе наших тирольцев поближе и взорвался гранатой вместе с ними! — Еще раз варвары! Человек культурной нации, как мы, никогда бы так не поступил. Н а это способны только дикари... Н у, лад но, Пауль, хватит. Кому-то и* нас надо ид ти в город за продуктами. Я идти не могу, я колол дрова н ушиб ногу. — Как тебе не стыдно, Карл. Я ходил уже несколько раз. Притом, ты же знаешь, что у меня в такую погоду болят раны. — Раны? Они есть у меня тоже. — У тебя их меньше. — З а т о у тебя нет тяжелых. — Ну, Карл. Сходи, а за это я буду де журить ночь за тебя. Сходи, Карл!.. — Ну ладно, черт с тобой! Дпвай метать жребий, кому достанется длинная спичка — тот пойдет в город. Только ты , Пауль, не подсматривай... К арл отвернулся. Сделал вид, что обло мал одну спичку, потом зажал в пальцах обе спички и протянул ефрейтору две сер ные головки, — какую из них Пауль Н и шец ни вынь, все равно ехать придется ему... ь ъ ъ ...Через полчаса обманутый ефрейтор сел на попутную машину и отправился в город. К арл прислушался и, когда гул мотора за глох вдали, достал из потайного места бан ку с яичным порошком. — Хоть ты н ефрейтор, а все равно ду рак, — сказал егерь, разводя огонь в оча ге чтобы жарить яичницу. Поставив на медленное пламя сковородку, К арл лег на койку и, подогнув колени, раз ложил перед собой тетрадь. Погрыз каран даш, посмотрел в потолок и осторожно вы вел первую фразу письма в далекий горо док Г райфевальде... «Моя незабвенная Лотта! Т ы пишешь, что за тобой стал ухаживать Густав Зи сс , что раньше служил кондите ром в булочной на углу Ульрихштрассе. Передай ему, пожалуйста, что если он по терял одну ногу под Сталинградом, то вто рую потеряет в Берлине, когда я со своими боевыми товарищами вернусь на родину после победы. Я понимаю, Лотта, что тебе приходится тяжело...». Легким сквозняком подуло в спину. К арл обернулся и вскрикнул. В раскрытой двери стоял заснеженный бородатый человек. Рука Карла, судорожно царапая стену, потянулась к шмайссеру, но пришелец мяг ко, как кошка, прыгнул с порога и положил на горло егеря свою жесткую страшную ла донь. И , задыхаясь, Карл вспомнил не Лотту, не парад в Афинах, не кабаки Франции, не хребет Муста-Тунтури, а всего лишь две несломанные спички, из которых одну вы тащил Пауль... * * ☆ Никонов торопливо напился воды и, пе рекинув через плечо трофейный автомат, вышел из кордона. Он откинул балку шлагбаума, чтобы немецкие грузовики не останавливались у кордона и, тем самым, не сразу обнаружили его след, и пошел в сспки... Теперь у него есть оружие, и он до по следнего дыхания будет бороться с фашиз мом. И — да здравствует оружие!.. Сбор руководителей художественной самодеятельности На днях в матросском клубе г. Севе роморска состоялся сбор руководителей хоровых, драматических, танцевальных, струнных и других коллективов художе ственной самодеятельности. С докладом «0 задачах руководителей матросской художественной самодеятель ности в предстоящем смотре» выступил офицер Поляков. — В целях дальнейшего развития са модеятельности, — сказал докладчик, — повышения ее идейного уровня и улуч шения культурного обслуживания воен ных моряков на флоте проводится смотр художественной самодеятельности. В период смотра необходимо создать новые коллективы самодеятельности и добиться, чтобы они работали постоянно, позаботиться о том, чтобы концертные программы были злободневными и широко отражали бы вдохновляющую и руково дящую роль Коммунистической партии в строительстве коммунизма в нашей стра не, успехи советского народа в выполне нии исторических решений партии и пра вительства, достижения военных моря ков в боевой и политической подготов ке. Затем на сборе выступили матросы, солдаты, сержанты, старшины и офицеры. Младший сержант Лапшин сказал, что участники самодеятельности части к 37-й годовщине Великого Октября подготовили хороший концерт и выступили с ним перед личным составом. В настоящее вре мя коллектив готовится к общефлотскому смотру. На днях в этой части будет про веден семинар запевал строевой песни. В целях пропаганды музыки среди молодых воинов здесь организуются специальные концерты духового оркестра. Лейтенант Бородий заявил, что в их части имеется неплохой коллектив само деятельности, который уже неоднократно выступал перед личным составом. — Однако, — сказал тов. Бородий, — работники иолиторгана почти не оказы вают помощи коллективу. Старший лейтенант Ковалин и матрос Баранов заявили, что командование мало уделяет внимания самодеятельности, хотя на кораблях и имеется много способных исполнителей. После обсуждения доклада начали рабо тать секции — хоровая, драматическая и танцевальная. В их деятельности при няли участие творческие работники ан самбля песни и пляски Северного флота — заслуженный артист РСФСР Нестеров, Травкин, Лагутин и другие, режиссер дра матического театра Северного флота Овча- ренко. Участникам сбора был порекомендован репертуар для -коллективов и отдельных исполнителей, а также проведены с ни ми практические занятия. На секции руководителей хоровых кол лективов рассказано о том, как надо ра ботать с хором в подразделении, была разучена «Песня о Советской Армии» А. Александрова. Руководители танце вальных коллективов подробно разобрали пляски «Яблочко» и «Солдатский пере пляс». К. ИВАНОВ. ОВЛАДЕНИЕ ТЕОРИЕИ — ЖИЗНЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ КАЖ ДОГО ОФИЦЕРА Марксистско-ленинскую теорию я на чал и ^ ч а т ь еще будучи курсантом воен ного училища. Произведения классиков марксизма-ленинизма стали моими на стольными книгами, моими постоянны ми спутниками, друзьями и советчи ками. В них я нахожу исчерпываю щие ответы на все волнующие меня во просы. Изучение их помогает мне, как и другим офицерам, преодолевать трудности и препятствия, применять тео(ретические знания в своей практической деятельно сти. Прежде всего надо сказать, что в учебе требуется большое напряжение сил, уме ние максимально уплотнить рабочее вре мя. чтобы изо дня в день сочетать испол нение служебных обязанностей с повы шением своих знаний. У нас на корабле некоторые офицеры учатся в университете марксизма-ленинизма. Но большинство то варищей занимается самостоятельно. П каждый на своем опыте не раз убеждал ся, что успех и прочность знаний зави сят, в конечном счете, от того, насколько он систематически п серьезно читает про изведения классиков марксизма-лениниз ма, насколько глубоко усваивает их со держание. Самостоятельное чтение стало основой моей политической учебы. Чтобы глубоко осмыслить и усвоить прочитанное и, осо бенно, сложные вопросы, к ним прихо дится обращаться по нескольку 1 раз. Например, много приходилось мне ра ботать над изучением ленинских трудов «Что делать?», «Две тактики социал-де мократии в демократической революции», над книгой П. В. Сталина «Об основах ленинизма». Эти работы мною законспек тированы. Но прежде чем это сделать, мне пришлось их по нескольку раз прочитать. Изучая труды классиков марксизма- ленинизма. я, как правило, всегда регу лярно читаю газеты. журналы, художест венную литературу. Это дает возможность лучше увязывать изучаемый материал с современными условиями и требованиями жизни. Как бы я ни был занят, я выкраи ваю обычно вечером час-полтора для са мостоятельной «работы. Предусматриваю это в своем личном плане. При изучении работ В. П. Ленина и И. В. Сталина но национальному вопро су я посещал лекции пропагандистов, чи тал газетные и журнальные статьи, ис пользовал слова/ри, справочники, делал необходимые записи в своих тетрадях, а потом уже работал над конспектом. Все это способствовало более прочному усвое нию произведений. Но и после того, кас мною были законспектированы эти рабо ты , я к ним возвращался вновь и вновь. Изучая историю нашей славной Комму нистической партии, работы В. И. Ленина и И. В. Сталина, я ощущаю их практи ческую организующую и мобилизующую силу. Самостоятельная работа должна быть творческой. Мало понять и запом нить прочитанное из книги. Наша пар тия требует изучать марксистско-ленин скую теорию в тесной связи с современ ностью, с конкретными и неотложными задачами. Только такой творческий под ход к изучению теории позволяет делать правильные выводы для повседневной практической служебной деятельности, воодушевляет на преодоление трудностей, на достижение успехов в учебе, службе, работе. Когда к нам в подразделение прибыл молодой офицер Евгений Скворцов, он на первых порах встретил немало трудно стей, часто обращался за советом и по мощью к сослуживцам. В одной из бесед я ему раз’яснил, что недостатком его ра боты является отсутствие должного уме ния применять теоретические знания на практике, в работе с людьми. Я вместе с этим рассказал о тех трудностях, с кото рыми встречался сам в первые дни службы на корабле, о том, как изучение лстории партии помогало мне преодоле вать эти трудности, поделился опытом работы над изучением произведений клас сиков маоксизма-ленинизма. Особенно много пришлось помогать молодому Офц- ' • I ' ■ ; sit , v й ■; Капитан-лейтенант И . Я . П азлик в часы самостоятельной работы. Ф о то И . Никишова. церу в организации и проведении поли тических занятий. Он стал больше и серьезнее работать над изучением основ революционной теории, больше общаться с подчиненными, внимательнее прислу шиваться к их голосу. И теперь, когда на осенней проверке политических занятий все слушатели его группы показали глу бокие и прочные знания, офицер оценил ту огромную помощь, которую оказало ему изучение марксистско-ленинской тео рии. В самостоятельной работе большое зна чение имеют лекции в помощь изучаю щим марксизм-ленинизм. Пропагандисты, политработники помогают нам составлять план личной учебы, рекомендуют произ ведения, ориентируют на глубокое само стоятельное изучение основных вопросов, подсказывают, как лучше преодолеть встречающиеся трудности. Руководители партийной организации, старшие началь ники советом, практическим опытом по могают организовать самостоятельную работу над книгой. Они интересуются. как тот или и н о й офицер выполняет лич ный план, как усваивает прочитанный материал, активно воздействуя на повы шение качества самообразования. Пар тийная организация постоянно интере суется учебой коммунистов. Наиболее подготовленные члены КПСС проводят консультации, раз’ясняют сложные вопро сы, рекомендуют дополнительную литера туру. Чувствуя повседневную помощь со сто роны партийной организации, считаю своим первейшим партийным долгом по могать в учебе своим подчиненным, бесе дою с ними на теоретические темы, под сказываю, как целесообразнее использо вать свое время для повышения маркси стско-ленинского образования, в какой последовательности и какие произведения нужно читать, как вести записи. На своем опыте я убедился, что усилия даром никогда не пропадут, они всегда дадут плодотворные результаты. Помощь офицеру в его учебе со стороны старших начальников, партийной организации окупаются сторицей. Но главное, что мо жет обеспечить успех, — это упорство и настойчивость самого офицера, его забота о повышении идейно-тесретического уров ня. Часто приходится пользоваться литера турой из корабельной библиотеки. Поми мо этого я приобрел и свою личную библиотеку, в которой имеются труды классиков марксизма-ленинизма, некото рые произведения художественной лите ратуры. Кроме того, выписываю и регу лярно читаю газеты н журналы. За по следнее время я изучил работы В. И. Ленина «0 национальной программе РСДРП», «0 праве наций на самоопреде ление», произведения II. В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос», «Национальный вопрос и ленинизм» и другие. Постоянная работа над книгой облег чает мне учебу, расширяет мой круго зор. Сейчас готовлю лекцию на научно естественную тему, с которой думаю вы ступить перед личным составом. Для это го надо, конечно, еще много работать. Но я на полпути не остановлюсь. Дело дове ду до конца. Начал подготовку к лек ции с изучения ленинской работы «Ма териализм и эмпириокритицизм». Организовать самостоятельную учебу для корабельного офицера не так легко. Но там, где этим по-настоящему интере суется партийная организация, где забо тятся об этом старшие начальники, учеба офицеров может быть поставлена хорошо. План изучения марксистско-ленинской теории у меня составлен на целый год. В нем я указываю произведения и пример ные сроки, в которые они должны быть изучены. На каждый месяц имею кален дарный план самостоятельной работы, в котором конкретно указываю дни и часы учебы. Такое планирование не только дисциплинирует, но и позволяет заранее подобрать необходимую литературу, опре делить, по каким вопросам нужно прослу шать лекции или проконсультироваться, какие использовать наглядные пособия. Четкое планирование самостоятельной учебы, последовательное выполнение этих планов— одно из важнейших условий ус пехов в самостоятельной работе по повы шению своих политических и военных знаний. Но для того, чтобы определить об’ем самостоятельной работы, составить план учебы, нужно иметь ясную перспективу. С этой целью, мне кажется, надо планиро вать свое самообразование в оо'еме какой- либо определенной программы. Я, напри мер, ориентируюсь на программу вечер него университета марксизма-ленинизма. При изучении теоретических вопросов огромное значение имеют организация и навыки самостоятельного чтения произве дений, рекомендованных к теме. Механи ческое, формальное чтение в отрыве от исторических условий, зазубривание от дельных цитат и положений совершенно не допустимы. При чтении того или иного произведения я стараюсь выделить наибо лее главные положения, основные идеи, которые в нем развиты. Пзучая ленинский труд «Детская бо лезнь «левизны» в коммунизме», мне пришлось еще раз внимательно прочитать произведения И. В. Сталина «Октябрь ская революция и тактика русских ком мунистов», отдельные разделы из книги «Об основах ленинизма» и «К вопросам ленинизма», речь И. В. Сталина на XIX с’езде КПСС. Это помогло глубже усвоить международное значение опыта нашей партии, историческое значение книги В. II. Ленина. При изучении произведений классиков марксизма-ленинизма часто приходится обращаться вновь и вновь к прочитанно му, уточнять и продумывать свои записи, ибо при самостоятельном изучении про изведений запись прочитанного имеет исключительно большое значение. Она дает возможность глубже усвоить и за к у п и т ь в памяти содержание книги. Фор мы записи могут быть самые различные. Я, например, в своей практике сначала делаю отдельные пометки и выписки, а при повторном чтении или при чтении в третий раз составляю конспект. Другие офицеры делают это несколько по-иному. Важна, конечно, не форма записи, а су щество, чтобы запись помогла глубже ус воить изученный материал и системати зировать полученные знания, сделать из прочитанного необходимые выводы для своей практической деятельности но г,•бу чению и воспитанию подчиненных. Капитан-лейтенант И. ПАВЛИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz