На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.

За нашу Советскую Родину! Н Я СТРИЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а Сегодня советский народ и всё передовое, прогрессивное человечество отмечают 75-летие со дня рождения И осиф а В и с сарионо вича Ст а лина , верного ученика и соратника В. И. Ленина. Второй Всесоюзный с'езд советских писателей Ио с иф В и с с а р и о н о в и ч С Т А Л И Н Отлично владеть боевой техникой патриотический долг наждого матроса Великий продолжатель дела Ленина И. В. Сталин неоднократно указывал на нео»5ходимость высокой боевой выучки со­ ветских воинов, отличного знания и м и оружия и боевой техники. Это — одно из первейших условий, необходимых для до­ стижения победы над сильным, техниче­ ски оснащенным противником. Современный морской бой характерен широким применением разнообразной и притом весьма сложной техники. Все действия личного состава во время вы­ полнения той или иной задачи связаны з использованием всевозможных прибо­ ров, механизмов и устройств, которыми оснащены наши корабли. Само собой ра­ зумеется, что успех сражения, победа в современном бою зависят от того, насколь­ ко каждый моряк владеет вверенной ему техникой, умеет правильно и с наиболь­ шим эффектом использовать их силу и мощь в любой обстановке, в любых метео­ рологических условиях, днем и ночью, зи­ мой и летом. Вот почему Корабельный устав Военно- Морских Сил Союза ССР подчеркивает, что основной упор в подготовке личного состава должен быть взят на практиче­ ское освоение специальности, на умение использовать оружие и технические сред­ ства и немедленно устранять поврежде­ ния в бою. Следовательно, первейшая задача ма­ троса — в полной мере использовать эти возможности, изо дня в день повышать свои знания и практические навыки, глубоко и всесторонне изучать вверен­ ную ему технику и оружие, научиться умело использовать их для достижения победы е бою, всемерно беречь и любить сзой корабль, свое заведывание. Это не­ обходимо для того, чтобы достойно выпол­ нять с.вой воинский долг перед народом, быть надежным защитником социалисти­ ческой Родины. От матроса, прежде всего, требуется старательно и твердо запоминать все, че­ му обучает командир на занятиях по специальности, точно воспринимать пока­ занные приемы и действия на боевом по­ сту. глубоко изучать материальную часть, вникал во все ее детали. От добросовест­ ного, внимательного отношения к учебе самого матроса в большой степени зави­ сит и его выучка. Не ограничиваясь занятиями по специальности, надо ис­ пользовать каждую возможность для по­ вышения своих знаний — читать соот­ ветствующую литературу, присматри­ ваться к передовым воинам и перенимать их опыт, выяснять все, что может пока­ заться непонятным. Настойчивый, пытли­ вый п любознательный воин успешно пре­ одолеет все трудности и в совершенстве овладеет техникой, какой бы сложной она ни была. Это можно видеть на многих примерах. Кажется, совсем недавно пришел служить на подводную лодку матрос Цивилев. Па корабле все помнят его первые робкие и неуверенные шаги флотской службы. Да это и не мудрено! Молодому матросу предстояло изучить специальность элек­ трика. требующую, как известно, боль­ ших и разносторонних знаний, которых у него вначале, естественно, не было. Матрос Цивилев сразу же взялся за глубокое изучение техники. Он внима­ тельно. как и положено советскому вои­ ну, слушал рассказы старшины, стараясь все хорошо запомнить, а что было непо­ нятно — тут же выяснить. С особенным старанием матрос действовал па практиче­ ских тренировках, выполняя вго приемы так. как учил командир. Все это помогло новичку успешно осг воить порученное ему дело и встать на самостоятельную вахту. Сейчас матрос Ци- вилев — специалист второго класса, уже заслужил две благодарности командира. Старательное и добросовестное изуче­ ние боевой техники и оружия присуще подавляющему большинству молодых ма­ тросов нашего флота. Глубоко сознавая свою личную ответственность за защиту Родины, хорошо разбираясь в нынешней международной обстановке, советские мо­ ряки видяг свою первоочередную задачу в том, чтобы в совершенстве овладеть специальностью, научиться мастерски ис­ пользовать нашу замечательную технику. В этом находят свое конкретное выраже­ ние пламенный советский патриотизм воинов, их беззаветная любовь и предан­ ность своей Родине. Коммунистической партии, нерушимая верность Военной при­ сяге. Сдача экзаменов на классность нагляд­ но показывает рост боевого мастерства североморцев. На кораблях и в частях выросли ряды классных специалистов — людей, в совершенство овладевших вве­ денной им боевой техникой и оружием. Однако нельзя проходить мимо таких фактов, когда отдельные матросы нера­ диво, без должной; ответственности от­ носятся к овладению Флотской специ­ альностью, не выполняя тем самым важ­ нейшее требование Военной присяги и уставов. Это проявляется в их невнима­ тельности на занятиях по специальности, в плохом уходе за вверенной техникой, в плохом знании своих обязанностей. Например, матрос Мельников об’яснения старшины об устройстве механизмов слу­ шает рассеянно, во время занятий отвле­ кается, на тренировках действует без до­ статочного напряжения сил. Что ж удиви­ тельного в том, что матрос значительно отстал от своих товарищей, многое еще не освоил, тогда как другие воины уже успешно справляются с обязанностями са­ мостоятельно. С подобными фактами так же, как и с элементами зазнайства и благодушия в боевой учебе, мириться нельзя. Матрос и старшина, ставший классным специалистом, отличником боевой и поли­ тической подготовки, вносит свой вклад в дело всемерного укрепления активной обороны Родины от агрессивных дейст­ вий ее врагов. Как показывают события международной л:изни, американские им­ периалисты все более усиливают подго­ товку к развязыванию новой войны, их преступная политика целиком подчинена гонке вооружений, созданию всевозмож­ ных военных блоков, направленных про­ тив Советского Союза и стран народной демократии. Все это требует от каждого советского воина высокой бдительности, постоянной готовности к тому, чтобы в любой момент выступить на защиту мирного созида­ тельного труда своего парода и разгро­ мить зарвавшегося агрессора, который посмеет посягнуть на безопасность нашей великой Родины. Для этого Советские Вооруженные Си­ лы располагают всем необходимым. От­ чизна вручила им первоклассное оружие и техпику. Советские воины верят в силу и мощь этого орулгия. видят и знают его достоинства, хорошо понимают, что в умелых руках оно способно обеспечить победу над сильным и коварным врагом. Настойчиво и повседневно овладевать техникой — значит воспитывать в себе качества победителя в современном бою. Этого от каждого воина требуют интересы защиты Родины, его патриотический долг перед народом. На утреннем заседании 18 дека-оря. ко­ торое проходило иод председательством Мирзы Ибрагимова» продолжалось обсуж­ дение доклада А. Суркова и содокладов Б. Нолевого, С. Вургуна, К. Симонова. Первым выступает В, Каверин. Он го­ ворит о значении труда писателя. Посто­ янного повышения профессионального ма­ стерства, напоминает высказывания об этом М. Горького и В. Маяковского. Ора­ тор указывает на необходимость повыше­ ния уровня редакционной parюты журна­ лов и и зд а т е .т т в . — Молдавская советская литература.— сказал А. Лупан, — родилась, выросла и окрепла благодаря неустанной заботе Ком­ мунистической партии и Советского пра­ вительства, благодаря большой помощи пи­ сателей братских народов и, в первую оче­ редь, великого русского народа. Наша Ли­ тература является живым воплощением тех связей братской дружбы, которые л ко­ ренились в течение веков между молдав­ ским. русским, украинским и румынским народами. На трибуне — известный белорусский писатель П. Бровка. Огметив достижения художественной литературы юеснушнки. он говорит, что далеко не все произведе­ ния писателей Белоруссии написаны на высоком художественном уровне. Посмот­ ришь на то, как далеко вперед ушла на­ ша жизнь, говорит он. как высоко вырос наш советский человек, и на то. что сде­ лано нами, становится понятным, что мы еще в очень большом долгу перед своим народом. Слово предоставляете я председателю Со­ юза польских писателей лауреату между­ народной Сталинской премии «За укпеп- ленпе мира между народами» Леону Круч- новскому. Он передает с’езду горячий при­ вет от имени польских писателей. — Мне хочется заверить вас, дорогие друзья, — говорит он, — что мы, писа­ тели Польши, ждали этого с ’езда с таким же нетерпением, как и вы, и возлагаем на него не меньшие надежды, чем вы. Этот с ’езд носит совершенно исключительный характер. Сейчас сотни, даже тысячи пи­ сателей во многих странах, в том числе писатели Польской Народной Республики, полюбили великую правду и прекрасные образы, которые показала миоу советская литература. Мы горячо желаем. — сказал в заклю­ чение Кручковский, — чтобы с ’езд стал одним из важнейших этапов в развитии прекрасного искусства «человековедения», как назвал литературу Максим Горький, того искусства, которое вы, советские пи­ сатели, превратили в орудие героического сознательного преобразования жизни. Мы, ваши товарищи по оружию, чепим также, что с’езд этот еще больше сплотит нас с вами, еще ярче осветит путь наших об­ щих творческих усилий и нашей общей борыэы за большую, многоязыкую, социа- листпческую лнтературу. Поэт А. Прокофьев говорит о необходи­ мости увеличения периодических изданий в Ленинграде, которые помогут шире по­ пуляризировать растущую литературную продукцию. Новой трибуной явится вновь создаваемый журнал «Нева». Наряду с этим, подчеркивает А. Прокофьев^ нужно восстановить журналы для детей. Отряд ленинградских литераторов, работающих для детей, очень значителен. Достаточно сказать, что в трех альманахах, выпуска­ емых Детгизом, участвует 101 автор. А. Прокофьев предлагает в дальнейшем предоставлять местным писательским ор­ ганизациям большую самостоятельность и, в частности, право приема новых^ членов. Слово для содоклада о советской драма­ тургии предоставляется тов. А. Е. Кор­ нейчуку. Наша великая Коммунистическая^ пар­ тия, говорит он, зовет нас к высокой мис­ сии, чтобы драматургия и театр были под­ линно народными. Драматургия и театр должны стремиться быть богатыми по со­ держанию, как ногата великими соверше­ ниями наша жизнь. Драматургия и театр должны стремиться быть богатыми разно­ образием сценической Формы, как богата, многокрасочна беспредельно яркая в сво­ их проявлениях наша жизнь. Докладчик приводит примеры, перечисляет пьесы, в которых ярко и полно запечатлены раз­ личные стороны советской действительно­ сти на разных этапах социалистического строительства, говорит о многообразии тем и жанров драматургии. Тридцатые годы были годами мужания и зрелости советской драматургии, все бо­ лее глубоко и художественно рассказы­ вающей о советском человеке в труде, люб­ ви, быту, борьбе, дружбе, в ненависти к врагу. Лучшие пьесы этого времени за ­ печатлели ге 1 юическую эпоху трудовых пятилеток, поведали о людях, самоотвер­ женно строивших социалистическое обще­ ство, примером своим укрепивших новую социалистическую мораль. В лучших пье­ сах, созданных в годы Великой Отечест­ венной войны, был запечатлен подвиг со- в<т^кого народа, одержавшего великую победу в борьбе с фашизмом. Огромным до­ стижением советской драматургии было создание образа великого вождя партии и основателя Советского государства В. И. Ленина.* Однако в послевоенные годы среди не­ которой части драматургов и театральных деятелей появились настроения успокоен­ ности. Нм казалось, что после войны мож­ но почить на лаврах. Спены театров ста­ ли заполняться слабыми, бозиденными пьесами. Партия не могла пройти мимо такого чужеродного для нашего искусства явле­ ния. 194G— 1У48 годы отмечены истори­ ческими постановлениями ЦК ВКП(б) ио идеологическим вопросам. Постановления ЦК партии указывали перспективы даль­ нейшего развития советской литературы, определяли ее принципиально новые, чер­ ты в эпоху построения коммунистическо­ го общества. Советское искусство должно было показать всему миру моральную ш а - соту и силу советского челозека-ноиеш- теля. Большое место в докладе уделено про­ блеме положительного героя. Необходимым условием для создания выразительного об­ раза положительного героя является уме­ ние видеть лсизнь во всех противоречиях, подмечать в ней правдивые конфликты, в преодолении которых укрепляется новое. Это было достигнуто в лучших произведе­ ниях послевоенной драматургии. Однако «теория бесконфликтности» не могла не помешать развитию драматургии и жиз­ ненности ее главного героя — советского человека. Докладчик говорит о глубине опасности отхода драматурга от правды жизни, от­ ступления от п р и н ц и п о в социалистическо­ го реализма, о вреде как лакировки дейст­ вительности, так и приписывания ей та ­ ких противоречий, которых она по приро­ де своей иметь и порождать не может. Он критикует пьесы «Потерянный дом» С. Михалкова. «Ксения» А. Волкова, «Го­ сударственный советник» Б. Фаянса и М. Сагаловича. «Заинтересованное лицо» К. Крапивы, в которых конфликты мелки по существу своему и в которых положи­ тельный герой оказался безжизненным, обедненным, ибо ему не за что бороться, а идеалы его не могут быть паскрыты вне активной борыбы со злом. В пьесах «Гости», «Наследный принц». «Деятель». «Гибель Помпеева» конфликт стал само­ целью и эти пьесы исказили нашу дейст­ вительность. оклеветали наших людей. Некоторые просчеты допускают драма­ турги. обедняющие образ положительного героя, когда они ограничиваются первыми поверхностными впечатлениями от жизни, а не отбирают и не обобщают все самое существенное для авторского замысла. До­ кладчик напоминает слова тов. Г. М. Маленкова: «Типично не только то, что наиоолее часто встречается, но то, что с наибольшей полнотой и заострелпопью выражает сущность данной социальной си­ лы». Тов. Корнейчук подробно останавли­ вается на задачах советской драматургии, в частности, в создании сатирических произведений. дальнейшем укреплении творческого содружества театров с драма­ тургами. улучшении драматургии для зе- тей. совершенствовании языка пьес, раз­ работки вопросов теории драмы. Верно, что наши недостатки об’ясняют слабым знанием жизни, советуют больше ез!ить по стране, встречаться с народом, не вы­ думывать пьесы в кабинете, а черпать сюжеты, образы из жизни. Но я хочу спросить вас. товарищи, про­ должает оратор, могут ли помочь драма­ тургу самая интересная поездка, встречи с самыми интересными людьми, если у него притупилось чувство ответственности перед партией, народом за свое творчест­ во, если он. другой раз. незаметно для се­ бя, меняет высокое звание народного три­ буна на благодушного, ни в чем не заин­ тересованного иутешественника ? Советская драматургия отстает не по­ тому, что в этой области творчества мало одаренных и талантливых людей по срав­ нению с прозой или поэзией. Это не так. Но для преодоления слабости драматургии писатели должны сами осознать свои ошиб­ ки, искренне воспринимать справедливую критику, быть суровыми судьями своих произведении. Полнее и глубже овладевать идейностью и реализмом, неустанно повышать свое профессиональное мастерство, отражая важнейшие стороны нашей действительно­ сти, — таковы первоочередные задачи со­ ветских драматургов. * ☆ ☆ На вечернем заседании 18 декабря с содокладом «Советская кинодраматургия» выступил С. А. Герасимов. Советское киноискусство, говорит он, переживает сейчас очень важный и инте­ ресный период своего развития — нам предстоит довести выпуск художествен­ ных фильмов до 100— 150 в год. Это диктуется задачами коммунистического воспитания, возросшими культурными запросами нашего народа. Киноискусство неотделимо от литера­ туры , его развитие теснейшим образом связано с развитием советской литерату­ ры. Не без основания мы до сих пор считаем крупнейшим достижением совет­ ской кинематографии фильм «Чапаев», поставленный режиссерами Васильевыми но одноименному роману Д. Фурманова. Вслед за «Чапаевым» появился целый ряд других превосходных картин: «Депу­ тат Балтики», «Великий гражданин», «Трилогия о Максиме», «Мы из Крон­ штадта»», «Щорс», «Ленин в Октябре», лЛенин в 1918 году». Значительного успеха достигла также художественная кинематография в брат­ ских республиках. В годы Великой Отечественной войны советское кино в тесном содружестве с литературой сумело живо откликнуться на патриотический под’ем советского наро­ да выпуском боевых киносборников и пол­ нометражных худолуественных картин: оно помогало фронту и тылу ковать . победу над гитлеровскими захватчиками. Послевоенные годы поставили перед советским кино новые важные задачи. Своими постановлениями по идеологиче­ ским вопросам партия указала путь для решения этих задач. На экране появились новые значительные произведения — фильмы «Сельская учительница», «Суд чести», «Встреча на Эльбе», «Русский вопрос», «Сказание о земле сибирской». При всем их разнообразии они отлича­ лись как художественной зрелостью, так и актуальностью тем. Однако такие кар­ тины, отмечает С. Герасимов, были не­ многочисленны. Во многих же других по­ слевоенных фильмах жизнь подменяется абстрактной схемой. Сузилось я;анровое разнообразие кар­ тин. Почти совершенно исчезли комедии, приключенческие фильмы, фильмы для детей. XIX с’езд КПСС решительно указал па необходимость выпуска большого количе­ ства кинокартин и повышения их идей­ но-художественного качества. Успехи ху­ дожественной прозы в послевоенные годы наглядно показывают, какими возможно­ стями располагают наши писатели для серьезной творческой помощи советскому кино в решении этой задачи. До сих пор эти возможности по-настоящему не были реализованы, что тормозилось системой тематического планирования в кинопроиз­ водстве без учета творческих замыслов писателей, неумением вовлечь их в слож­ ный процесс создания художественного Фильма. В свою очередь писатели, отме­ чает докладчик, не овладев спецификой кинодраматургии и не проявляя стремле­ ния овладеть ею, часто сдают свои сцена­ рии в сыром, незавершенном виде. За последнее время наметились инте­ ресные начинания, направленные на то, чтобы исправить положение на епенарном фронте. Видимо наиболее разумной и пло­ дотворной формой является учреждение тзорческих мастерских, где на равных правах соединят свои усилия писатели и режиссеры, чтобы совершенствовать там свое мастерство. В заключение С. Герасимов обратился к писателям с призывом активно вклю­ читься в дело создания ярких произведе­ ний советской кинематографии, которые явились бы подлинными глашатаями ве­ ликих идей мира, дружбы народов, сча­ стья человечества. Выступивший затем старейший совет­ ский^ писатель Ф. Гладков призвал писа­ телей следовать заветам Алексея Макси­ мовича Горького, вдохновенно служить народу'. Останавливаясь на деятельности Союза советских писателей, тов. Гладков подчеркнул, что Союз должен быть твор­ ческой, а не административной органи­ зацией. школой для литературной моло­ дежи и желанным местом для связи ев с мастерами художественного слова. Народный артист СшРН. Черкасов говорит о том, что советские писатели еще не выполнили свой долг перед ис­ кусство*# театра и кино. Мы являемся, сказал он, первой в мире театральной дер­ жавой. Миллионы зрителей каждый вечер заполняют театральные залы во всех концах нашей Родины. Они хотят видеть на сцене воплощение событий и образов, рожденных нашей действительностью. И часто репертуар театра вызывает в них острое чувство неудовлетворенности. Н. Рыбак посвятил свое выступление вопросам советского исторического рома­ на. Тепло встретили присутствующие из- гестную немецкую писательницу Анну Зегерс. Она произносит речь, в которой характеризует достижения и задачи мо­ лодой развивающейся литературы Герман­ ской Демократической Республики. Она говорит о том, что в процессе приобще­ ния народа ГДР к литературе большую роль играет советская литература. Наша молодежь, говорит она, жадно читает со­ ветские романы. Говоря о том, что тема труда занимает видное место в творчестве писателей ГДР, что в литературе начинают участвовать сами рабочие. Анна Зегерс противопо­ ставляет этому созидательному процессу упадок литературной жизни в Западной Германии. Присутствие на этом с’езде, сказала в заключение Анна Зегерс,, поможет нам внести свой вклад в великую борьбу жиз­ ни против смерти, будущего против от­ лившего. (ТАСС). В Комитете по международным Сталинским премиям „За укрепление мира между народами" 11. 14 и 18 декабря в Москве под председательством академика Д. В. Ско­ бельцына состоялись заседания Комитета по международным Сталинским премиям «За укрепление мира между народами». Комитет рассмотрел поступившие пред­ ложения о присуждении международных Сталинских премий за текущий год и при­ нял решение по этому вопросу. Ниже публикуется постановление Ко­ митета о присуждении ^международных Сталинских премий за 1554 год. О присуждении международных Сталинских премий „За укрепление мира между народами“ за 1954 год Постановление Комитета по международным Сталинским премиям «За укрепление мира между народами» от 18 декабря 1954 года За выдающиеся заслуги в деле борьбы за сохранение и укрепление мира прису­ дить международные Сталинские премии «За укрепление мира между народами» следующим лицам: Деннису Ноэлю Притту — юристу (Англия). Алену Ле Леапу — генеральному сек­ ретарш Всеобщей конфедерации труда (Франция). Такин Кодо Хмаингу — писателю (Бир­ ма). Бертольду Брехту — поэту и драматур­ гу (Германия). Феликсу Иверсену — профессору уни­ верситета в г. Хельсинки (Финляндия). Андрэ Боннару — профессору Лозанн­ ского университета (Швейцария). Бальдомеро Санин Кано — профессору, почетному доктору Эдинбургского и Бо­ готинского университетов (Колумбия). Прийоно — профессору, декану лите­ ратурного факультета Государственного университета в Джакарте (Индонезия). Николасу Гильену — поэту (Куба). Председатель Комитета Д. В. СКОБЕЛЬЦЫН. Заместители председателя Комитета ГО М0-Ж0 (Китай), ЛУИ АРАГОН (Франция). Члены Комитета: АННА ЗЕГЕРС (Германия), АНТОНИО БАНФИ (Италия), ДЖОН БЕРНАЛ ( А т - лия), ЯН ДЕМБОВСКИЙ (Польша), ПАБЛО НЕРУДА (Чили). МИХАИЛ САДОВЯНУ (Румыния), САХИБ СИНГ СОКХЕЙ (Ин­ дия). Г. В. АЛЕКСАНДРОВ (СССР). А. А. ФАДЕЕВ (СССР). И. Г. ЗРЕНБУРГ (СССР). 18 декабря 1954 года. г. Москва. О заключении коллективных на 1955 год договоров Президиум ВЦСПС принял постановле­ ние о заключении коллективных догово- роз на 1955 год. В постановлении отмечается, что, вы­ полняя принятые по коллективным до­ говорам обязательства, работники про­ мышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства добились в 1954 го­ ду больших успехов. Передовые москов­ ские предприятия, достигнув за три года и девять месяцев уровня промышленного производства, намеченного по пятому пя- тилегиему плану на 1955 год, выступи­ ли с предложением развеонуть социали­ стическое соревнование за дальнейшее повышение производительности труда и на этой основе досрочно выполнить зада­ ния пятого пятилетнего плана по об'ему валовой продукции и государственный план 1955 года. Вместе с этим на многих предприятиях цветной металлургии, угольной, лесной и других отраслей промышленности не вы­ полняются обязательства по выпуску про­ дукции, росту производительности труда и снижению себестоимости. Президиум ВЦСПС предложил профсо­ юзным организациям совместно с хозяй­ ственными органами провести заключение коллективных договоров на 1955 год как важнейшую хозяйственно-политическую кампанию по мобилизации рабочих и слу­ жащих на успешное претворение разра­ ботанной Коммунистической партией про­ граммы дальнейшего развития тяжелой индустрии, крутого под’ема сельского хо­ зяйства и производства предметов народ­ ного потребления, повышения благосо­ стояния народа. Центральные комитеты профсоюзов совместно с министерствами и ведомства­ ми обязаны провести заключение кол­ лективных договоров на предприятиях промышленности, транспорта, строитель­ ства, сельского хозяйства, в совхозах, на предприятиях и в учреждениях связи, государственной торговли и общественно­ го инталия в янва/ре— феврале, в машин­ но-тракторных и лесозащитных станциях — до 15 марта и на торфоразработках — в апреле 1955 года. В коллективных договорах необходимо предусмотреть на 1955 год обязательства, которые обеспечивали бы выполнение и перевыполнение заданий каждым пред­ приятием не только по об’ему валовой продукции, но и по номенклатуре и каче­ ству, систематическое снижение себестои­ мости продукции, полное использование •резервов производства, решительное улуч­ шение организации социалистического со­ ревнования, обобщение и широкое внедре­ ние в промышленное и оельскохозяйствен- ное производство достижений науки, тех­ ники и передового опыта. В коллективных договорах доллгны быть определены задачи по повышению общеобразовательного, культурно-техни­ ческого уровня и производственной ква­ лификации рабочих, инженерно-техниче­ ских работников, содействию сельскохо­ зяйственным работам в овладении вторы­ ми и третьими профессиями, оказанию служащим, высвобождаемым из аппарата, пемощи в приобретении специальности, дальнейшему расширению сети школ, курсов технического и производственного обучения. (ТАСС). I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz