На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.

19 ^ ркппрг » 1954 г., N° 300 (5142). На с т р а ж е З а п о л я р ь я Литературная страница ☆ С т а рш и н а 2 с т а т ь и К. З А Д О Р И Н . ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ 1. В штормовом походе Корабль наш п полночь уходил... Мела пурга и ветер выл. дробясь о ребра бурых скал, шумел, гремел девятый вал. Нас гневно встретил океан, волна бросалась на таран, и брызги, щеки опалив, сверкали, льдинками застыв. Л\ы вахту на постах несли и вот заметили вдали, вглядясь в суровый бурный мир, терпящий бедствие буксир. ...Три раза рвался наш швартов, три раза , бурю поборов, мы заводили новый трос, а ветер выл, звенел мороз. И дикой страстью обуян, гремел студеный океан. У моряков он проверял отвагу, мужества закал. Но крепость нашей воли, сил не победил он, — отступил. И мы с победою пришли к причалам дорогой земли. 2. Молодой подносчик С лица течет соленый пот, к спине тельняшка льнет. А бой идет, учебный бой, к быстр подносчик молодой. Аж руки на ветру горят, еще снаряд, еще снаряд! И заряжающий спешит. Вот гулкий взрыв: макет накрыт! И пусть наводчики горды. В успехе стрельб есть и труды того, кто, несмотря на шквал, снаряды к пушке подавал. Вот он, стирая пот рукой, стоит счастливый, молодой. Д ру зей от сердца похвала румянец на щеках заж гла . 3. Рука на автомате Во тьме прибой вздыхает басом низким, на сопках дремлют облака. Сжимает автомат с тяжелым диском уверенно матросская рука. Все, чем наша Родина богата, охраняет свято часовой. Зорок взгляд, рука на автомате. Ночь звенит спокойною волной. -о- Выполнено трудное задание Все укреплено. Волна-красавица Ничего не может унести. Лишь напрасно на борт к нам бросается И встает преградой на пути. В море разразилась буря снежная, На корабль обрушила заряд . Но идем по курсу мы попрежнему, И во тьму сигнальщики глядят. Льдина многотонная навстречу нам Ринулась, как будто на таран. Только показалась — и замечена, Мимо проскользнула — в океан. Выполнено трудное задание. Мы к военной ба зе подошли. Берегов родимых очертания Сквозь пургу виднеются вдали. Бурные просторы моря пройдены. Выполняя долг священный свой, Для тебя всегда готовы. Родина, Моряки на подвиг боевой! Игорь ЛАШКОВ. Морские пословицы и поговорки Армия и флот — Родины оплот. От зорьки до зорьки Моряки на вахте зорки. По волне и море знать. Руль за борт не положишь. Свет советского маяка Виден издалека. Солдат бьет врага в поле, А моряк — в море. М О Р Е - Ш К О Л А МУЖЕ С Т ☆ З е м л я о т ц о в Стоя у окна вагона, лейтенант Чекренев говорил провожавшему его Сизменко: — Я. конечно, своим назначением и удовольствием, которое меня ожидает, не очарован. Предвкушаю штормы, холодище, деревянные избушки, по улицам белые мед­ веди ходят... — Ничего. — утешал Сизменко, — надо же и на Севере кому-то служить. Годика два-три послужишь, а там, может быть, пе­ ревод получишь на другой флот... Ну, а о своих впечатлениях напиши — Напишу, напишу, дружище, только ра­ достного письма не жди, — отвечал Чекре­ нев, протягивая приятелю руку через окно. И вот уже второй месяц служит Чекре­ нев на Северном флоте. Его. уроженца сол­ нечного юга, непрестанно поражало суровое своеобразие заполярного края, овеянного романтикой упорной борьбы советских лю­ дей с неласковой арктической природой. Здесь все было необычно: пустынные рав­ нины тундры и каменистые сопки, поросшие редкой сосной да карликовой березкой, ма­ ленькие озера, сверкающие среди гранит­ ных глыб, словно каменные сосуды, пол­ ные студеной прозрачной воды, и шумли­ вые узкие реки, загроможденные большими валунами. Полуночное солнце стояло в яс­ ном небе летних ночей. Неспокойное море гудящим прибоем ударялось о скалистые берега. Необычен был молодой городок, где рас­ полагалась морская база. Он раскинулся уступами на склоне утесистого гранитного берега. Дома здесь были белые, розовые и голубые. Высились здания красивой архи­ тектурной постройки, был хороший матрос­ ский клуб. Дом офицеров, стадион. Но лучше всего было море — хмурое, своенравное, чаще всего бурное. Ладить с ним было нелегко, зато имелась возмож­ ность приобрести крепкую закалку, опыт, мужество, хладнокровие, выдержку, словом, все качества, так необходимые хорошему моряку. Думая об этом теперь, на корабле, Чек­ ренев вспомнил, что сегодня опять не напи­ сал обещанного письма другу. Уж сколько раз принимался он за него и откладывал в сторону. Письмо не клеилось, и Чекренев сам толком не понимал почему. — Что замечтались, штурман? — послы­ шался сзади голос. Невольно вздрогнув от неожиданности, Чекренев обернулся. Рядом стоял командир корабля Литвинов. Попыхивая трубкой, он с дружелюбным вниманием смотрел на лей­ тенанта. — Д а так просто, товарищ капитан третьего ранга, — смутился Чекренев. — Задумался... — Так просто-. — повторил Литвинов.— А я вот о чем хочу вас спросить. На подлодке нашей вы всего несколько дней, и все время ходите задумчивый какой-то, хму­ рый. Не нравится здесь что ли или не­ приятность какая-нибудь завелась? Чекренев помолчал. — Неприятности нет, товарищ капитан третьего ранга, — наконец сказал он не­ громко. — Не привык еще... Я ведь южа­ нин, на Черном море вырос. У нас по-дру- п.му все... - • . — Так, так, — проговорил Литвинов с расстановкой. — Теперь ясно. — Он по­ смотрел на низкое серое небо, подернутое дырявым пологом темных туч, перевел взгляд на свинцовую воду залива и кивнул головой. — Север есть Север, его надо понять, — командир подумал немного. — Вот что, пойдемте-ка ко мне. я вам кое-что покажу. В каюте капитан 3 ранга предложил Чек- реиеву сесть в кресло, достал с полки тол­ стую книгу, полистав, отыскал нужную страницу и положил книгу на письменный стол перед лейтенантом. Чекренев увидел старинную карту 3 гру­ бо нанесенных извилистых линиях, пере­ межающихся надписями, выведенными по- луславянским шрифтом, Чекренев узнал очертания полуострова Рыбачьего. — Это копия с очень старой карты рус­ ского Заполярья, — пояснил Литвинов. — Несколько веков минуло с тон поры, как пришли наши предки на берега студеных морей. Нелегко пришлось им в незнакомом суровом крае. Ведь девять месяцев в году лежит здесь снег, три месяца длится зим­ няя заполярная ночь, а почва — скала да болото. Но море нужно было стране, как открытый путь в мир, а край этот далекий — как источник больших природных богатств. Сильны духом русские люди и, как ни трудно было, стали осваивать, засе­ лять неизведанный кран. И раньше всех, раньше англичан, голландцев, датчан, нор­ вежцев, отважные русские поморы на утлых своих парусных ладьях ходили в туманные просторы Баренцова моря не только вдоль побережья, но и в высокие широты — к да- РАССКА З лекому скалистому Груманту, который впо­ следствии иностранцы окрестили Шпицбер­ геном. Много раз пытались чужеземцы от­ нять у нас выход в северный океан, захва­ тить исконные земли наши, да получали хороший отпор и убирались не солоно хлебавши. Литвинов медленно закрыл книгу. — И сейчас еще — сказал он,—тоже есть u tмало жадных глаз, поглядывающих на нашу заполярную окраину. Только нанра-гно. Зде'..ь стоит зоркий часовой, могучий Се­ верный флот, и крепко бережет землю от­ цов и дедов наших. Литвинов протянул книгу Чекреневу. — Советую почитать на досуге. Это история русского Заполярья. Книга инте­ ресная, и вам полезно с ней познакомиться. — Командир взглянул на часы. — А те­ перь давайте отдыхать. Через два часа вы­ ходим... ■л * ъ Склонившись над картой, Чекренев сосре­ доточенно работал. Он хорошо сознавал возложенную на него ответственность. От умения штурмана в большой степени зави­ сит успех боевых действий корабля, его сохранность и жизнь людей. Стсит только допустить хоть одну ошибку в расчетах, и корабль уклонится от заданного курса, не выполнит боевую задачу, может сесть на банку или подводный камень. Чекренев волновался. А вдруг он не справится в этом первом своем походе! Что скажут тогда о нем командир, офицеры, ма­ тросы?! «Нужно определиться», — подумал лейте­ нант. Он взял секстан и поднялся на мо­ стик. Попрежнему было пасмурно. Кругом вздымались глянцевитые водяные холмы. Стремительно мчались рваные тучи. Ни единого просвета, ни кусочка неба не вид­ нелось между ними. Вздохнув, лейтенант вернулся в центральный пост. По скоб-трапу спустился Литвинов. По­ дошел к карте. Внимательно просмотрел прокладку, проверил журнал. — Входим в заданный квадрат, товарищ капитан третьего ранга, — доложил Чекре­ нев. Литвинов кивнул головой. — Да, здесь нам предстоит встретиться с «противником». Пойдем под перископом. Видимость сносная. Быстро простучали шаги вахтенных по трапу. Задраен люк. Затрепетали стрелки приборов. Послышался шум и журчание воды. Литвинов повернулся к старшему помощ­ нику: — Поднимайте перископ почаще. Посмат­ ривайте... Он открыл дверь в кабину акустика. — Что-нибудь слышно? — Слабые шумы с норд-оста, товарищ капитан третьего ранга. — Пока определить трудно. Присев у компенсатора, Литвинов тоже надел наушники. Некоторое время сидели молча, прислушиваясь. Вдруг акустик встре­ пенулся, поднял руку: — Вот, вот!.. Теперь слышнее... Справа, курсовой шестьдесят. Шум винтов минонос­ цев! Литвинов быстро поднялся с места, вы­ шел в центральный пост. — Поднять перископ! Взявшись за рукоятки, он нагнулся к окуляру. В поле зрения появились зеле­ новатые брызги, промелькнул пенистый гре­ бень волны, потом открылась свинцовая взлохмаченная поверхность моря. Поворачи­ вая перископ, командир быстро и внима­ тельно просмотрел всю окружность горизон­ та. Взгляд задержался на маленькой черной точке. Она появилась с веста, медленно ро­ сла, приближалась. В центральном посту стояла тишина. Офицеры, боцман и все присутствующие здесь с волнением смотрели на командира, забыв в этот миг, что находятся в учебной обстановке. Некоторые были участниками Великой Отечественной войны, и сейчас, казалось, вновь переживали боевое прош­ лое. — Об’явить торпедную атаку! Литвинов быстро подошел к карте, скло­ нился над ней, взял карандаш. Чекренев, не отрывая глаз, следил за каждым его движением. Моряки стояли на своих местах. В отсе­ ках царила напряженная тишина, неизменно предшествующая выходу в атаку. Связь между отсеками сейчас поддерживалась лишь по переговорным трубам и телефо­ нам. Командир выпрямился, снова быстрыми шагами подошел к перископу, на несколько мгновений приник к окуляру. Он уверенно выбирал боевой курс, отдавал приказания рулевому, боцману. Резкими гудками прозвучали ревуны, и тотчас же содрогнулся корпус лодки: в но­ совом отсеке торпедисты нажали рычаги аппаратов. На мгновение лодка приняла на­ клонное положение, но боцман быстро вы­ равнял дифферент: вслед за этим корабль стал уходить на глубину. Ухнула глубинная бомба, за ней другая... Катера-охотники разыскивали лодку. Аку­ стик непрерывно докладывал курсовые углы и расстояния до «противника». Капитан 3 ранга повернулся к офицерам — Ну вот. Задача выполнена успешно. «Торпедным залпом» «потоплен» эскадрен­ ный миноносец «противника». Отмечаю чет­ кую работу штурмана. При такой погоде вывел корабль точно. Теперь берем курс в бухту Пустынную, где будем ожидать даль­ нейших приказаний. ...В маленькой кают-компании за столом сидели офицеры. Лампа под зеленым аба­ журом заливала ровным светом белоснеж­ ную скатерть, стаканы в блестящих под­ стаканниках и прочую сервировку вечерне­ го чая. Из висящего на переборке репро­ дуктора неслись негромкие звуки музыки. Помешивая ложкой в стакане, Литвинов неторопливо рассказывал, обращаясь преи­ мущественно к Чекреневу: — В годы войны для наших моряков торпедный залп особенное значение имел. Каких только надписей не было на наших торпедах: « З а Родину!», «Смерть фашиз­ му!», «За Сталинград!», « З а семью боц­ мана Шуляка!». Ведь у нас со всех концов страны люди были. У каждого на сердце накипело. Да! Кто пережил, никогда не за­ будет эти минуты торпедной атаки. У всех одно желание, одна горячая жажда боя и победы. Думаешь только: «А правильно ли рассчитал командир? А не пройдут ли тор­ педы мимо? А потопим ли?..». И только когда услышишь грохот взрыва, вздохнешь с облегчением: «Ура! Победа достигнута!». Но у нас торпеды впустую не гуляли ни­ когда. Экипаж на лодке замечательный был, настоящая морская коегь. И сейчас кое-кто остался из офицеров и старшинского соста­ ва Передают молодежи свой опыт, тради­ ции... Я своим личным составом горжусь. Большинство комсомольцы, классные спе­ циалисты. — Значит, с тех пор непрерывно здесь служите? — спросил Чекренев. — С тех пор, на этой самой гвардейской лодке, — подтвердил Литвинов. — Пыта­ лись меня перевести на другой корабль и даже на другой флот, да удалось отбить все атаки, — усмехнулся он. — Вы, верно, северянин? — Нет, почему? Я родился и вырос на Черном море. С детских лет с отцом рыба­ чил, мечтал моряком стать. — И не тянет вас на родину? Литвинов улыбнулся. И, увидя, что Чек­ ренев смутился, сказал: — Кто узнал Север, тот полюбил его навсегда. * * * Перо с мягким шелестом бежало по бу­ маге. Мысли легко переливались в слова. Склонившись над столом. Чекренев быстро писал: «Теперь, когда мои чувства и впечатления приобрели полную ясность и зрелость, я осознал, как глубоко заблуждался перед своим от’ездом на Север. Признаюсь, сна­ чала неприветливым показалось мне суровое Заполярье. Но, когда я узнал его ближе, сумел понять строгую красоту северной природы, познакомился с выросшими среди скал и тундры замечательными городами, вошел в тесную семью Североморцев, все предстало передо мной в другом свете...». Чекренев положил ручку и задумался, по­ том медленно встал, вышел из каюты, все так же погруженный в свои мысли, под­ нялся по трапу на мостик. Остановившись у леера, лейтенант смотрел на величествен­ ную панораму заполярного рейда, подерну­ тую рябью, зеленоватую воду бухты, высо­ кий скалистый амфитеатр прибрежных со­ пок, силуэты кораблей. Любуясь прекрасной картиной, Чекренев думал о Северном флоте, о прославленном боевом корабле, на котором ему выпала честь служить, о коллективе моряков, бое­ вую дружбу которых и четкую слаженность в работе видел он. И лейтенант Чекренев мысленно сказал себе, что отныне он будет крепко любить и зорко охранять от врага этот прекрасный, богатый, хотя и суровый, далекий край своей великой Родины, землю отЦов, сбере­ женную многими поколениями славных и мужественных русских людей. Игорь ЛЮБИМОВ . Читатели о книгах 99 М о р с к а я с л у ж б а , Вышедший в этом году в сш л роман Г. Соловьева «Морская служба» охватыва­ ет большой период жизни Советского Во­ енно-Морского Флота: с 1932 по 194G год. На призыв партии об укреплении Фло­ та и создании на нем своих новых команд­ ных кадров горячо откликается молодежь. Среди комсомольцев и коммунистов, приез­ жающих в училище, есть и такие, у кото­ рых уже раньше был намечен путь в жизни, была специальность, своя любимая работа. Это Василии Прокофьев, сын мо­ сковского рабочего, бригадир оптического завода, его бригада была лучшей на про­ изводстве: Григории Будко, потомствен­ ный шахтер, и многие другие. Правдиво, без прикрас показывает автор жизнь курсантов. Нелегко юношам втяги­ ваться в военную службу, привыкать к воинской дисциплине. Но большинство из них твердо решило стать настоящими мо­ ряками, изучить военно-морское дело, воспитать в себе качества волевых и уме­ лых командиров. Класс, в котором учатся Прокофьев. Будко, Быковский. Петик. по дисциплине и успехам в учебе впереди других. Заслу­ гу в этом приписывают сначала старшине класса Быковскому, который, обладая неза­ урядными способностями, учится на «от­ лично». В его классе на самостоятельных занятиях тишина и порядок, как на уро­ ке опытного преподавателя. Перед зачета­ ми в группе проводили «репетиции», во время которых Быковский так же, как учитель, задавал вопросы и правильно объяснял непонятное. Так у Быковского созрела уверенность в том. что он больше других имеет право на командирскую власть. Юноша еще не- У С о л е £ с с & М О Р С К А Я СЛУЖБА допонимает, какое огромное значение в жизни, как его. так и любого другого кур­ санта. имеет коллектив советских людей, где все проникнуты единым стремлением, связаны друг с другом узами дружбы и то­ варищеской взаимопомощи. Быковский самолюбив. эгоистичен. Единственно правильным методом воспи­ тания. но его мнению, является наказа­ ние, и он при каждом удобном случае стремится полнее использовать данную ему дисциплинарную власть. «Н дальше, после училища, я пойду впереди них, — думал он о товарищах- курсантах и о себе. — Многие из них и дальше будут служить под моим началом у . Желание выделиться из среды товари­ щей, показать свое превосходство над ни­ ми однажды чуть не привело к опасному последствию. Быковского вскоре освобож­ дают от обязанностей ставилляы класса. Иод воздействием старших и своих това­ рищей по учебе он. в конце концов, пони­ мает, что жить вне коллектива, без друж­ бы — невозможно. Писатель Г. Соловьев показывает в ро­ мане. как преподавательский состав учи­ лища прививает курсантам чувство любви к морю, к тяжелой морской службе. Прав­ диво и хорошо изображен им офицер Алек­ сандровский, отличный моряк-командир, обаятельный и душевный человек. Алек­ сандровский много рассказывает курсан­ там об истории советского Балтийского Флота, в создании которого он принимал участие. Он учит курсантов не бояться опасностей, умению дать правильную оценку сложившейся обстановки. Удачен и образ старого преподавателя навигации Белоглазова. Он умело развива­ ет в Сашине задатки «будущего штурмана, радуется его удачам, терпеливо и настой­ чиво обучает его тонкостям любимого де- ла. Закончив учебу, молодые лейтенанты разъезжаются к местам службы. Каждому из них грустно расставаться с училищем, преподавателями. своими товарищами. Почти все они получают назначение на тот флот, на котором из ’яви.ти желание служить. Василий Прокофьев едет на Тихий океан. Молодой флот в то время только на­ чал создаваться. Прокофьев рад. что его Флотская - комсомольская Слова Н. Букина. В темпе вальса . Запеьа.ла Музыка И. Бахмана. Ал } IM }■ ji I . Щ. I J J I {. В ПО _ л я р . н ы х И ЮЖ _ НЫХ ШИ _ р о . T3LX J в Kpd.. я х , г д е р д . ъ — л о л ь _ Е Б у _ р а . £ = 3 к а .м , о р „ и т £ ли _ на. . я м о - ло - дость Фло - та. на. 3 сх М. t Д Л А Л J J •/ с м е _ ни и пр т ш . npStSk- и у u - д е т в е - т е - р * - - Х о р ( в т е м п е ) HdiM ч м о л ь , ц ы (ИО - р S t - KW 1. В полярных и южных широтах, В краях, где раздолье буранам, Орлиная молодость флота На смену идет ветеранам. Припев: В синем море на просторе, Где дороги широки, Не смыкают глаз в дозоре Комсомольцы-моряки. 2. В походы эскадры стальные Выводят сыны комсомола. Крепитесь, сердца молодые, Ведь море — нелегкая школа. Припев. 2 В по* к и 3. Мы знаем, сквозь бури и беды, В дожди и густые туманы Идут они дружно к победам, Штурмуя моря-океаны. Припев. 4. Пусть ярче над милой Отчизной Лучами горят золотыми Весенний восход коммунизма И Партии светлое имя. Припев: В синем море на просторе, Где дороги широки, Не смыкают глаз в дозоре Комсомольцы-моряки. Матрос А . ШВЕДОВ . Матросский памятник Облитый солнечным сияньем, Одетый в бронзу и гранит. Как память доблестным деяньям Высокий памятник стоит. Матрос, чья воля тверже стали, С гранатой в поднятой руке На серой глыбе — пьедестале — Застыл в стремительном броске. И нам запомнится не сказкой. Как в грохоте былых атак Отчизны сын с гранатной связкой Бросался под фашистский танк. Пройдут года, пройдут столетья. Но славный подвиг моряка Всепобеждающим бессмертьем Войдет в грядущие века! М а як болЬшой и светлой цели Когда огонь горит в твоей груди. Тебе не страшны вьюжные метели. Ты не отступишь, если впереди Горит маяк большой и светлой цели. Когда мечта заветная твоя Сливается с народною мечтою, Тебя в твоем стремлении друзья Всегда поддержат крепкою рукою. О г н и Пусть море нас качает В полярной тьме ночной. Пути нам освещают Огни страны родной. служба начнется как бы вместе с рожде­ нием флота. Подводная лодка, на которую он назначен, еще только строится, и Про­ кофьев, пользуясь тем, что механизмы разобраны, тщательно изучает их устрой­ ство. На корабле Василий встречается со своим старшим товарищем капитан-лейте­ нантом Арефьевым. Ранее простой и душев­ ный друг превратился в сухого педанта, которого боится весь экипаж лодки. 0ч, как и Быковский, считает, что сущест­ вует один путь в воспитании подчинен­ ных — наказания. Поэтому Арефьев свы­ сока относится к своему сослуживцу стар­ шему лейтенанту Чекавцеву. который недавно пришел из пехоты и еще не осво­ ился с морской службой, ошибается, чув­ ствует себя неуверенно на новом мрсте. Командир лодки Кирьянов и комиссар Шкунаев помогают Прокофьеву найти свое место на корабле, направляют его работу, воспитывая в нем необходимые для советского офицера качества: творческое отношение к делу, требовательность и. в то же время, сердечность во взаимоотно­ шениях с подчиненными. Автор романа пишет и о личной жизни Прокофьева, он рисует ее на протяжении всего повествования, хотя скупо, но ув­ лекательно и правдиво, так, что перед читателем живо встает Татьяна — жена Прокофьева. Становится понятным и близ­ ким их большое чувство, ко то рому не по­ мешали ни -разлуки, ни расстояния. Автор мало пишет о Татьяне, но п р и с у т с т в и е ее чувствуется везде, где речь идет о Про­ кофьеве. Наступила Великая Отечественная вой­ на советского народа с немецко-фашист­ скими захватчиками. Василий Прокофьев получает назначение р Ленинград. Здесь он встречает своих старых друзей. В каж­ дом из них виден уже вполне сложившнй- Пусть шторм гремит опасный Далеко от земли. Ведут нас к цели ясной Кремлевские огни. ся офицер, прочно нашедший свое место в жизни, на службе. Быковский стал пре­ красным разведчиком. Петик навсегда порвал с берегом и командует о т р я д о м ка­ теров. Сашин — опытный командир под­ водной лодки, имеет на своем боевом сче­ ту шесть потопленных вражеских кораб­ лей. Старшим помощником к нему и на­ правляют Прокофьева. В исключительно трудных условиях действуют подводные лодки на Балтике. Финский залив, как «супе клецками», по­ лон своих и чужих мин. Лодкам прихо­ дится прорываться через эти заграждения, чтобы выйти на коммуникации противни­ ка . Каждую минуту они подвергаются опасности. Каждая победа — результат преодоления бесчисленного количества трудностей, результат упорного труда со­ ветских моряков, сплоченных беззаветной преданностью социалистическому Отече­ ству и Коммунистической партии. Роман Г. Соловьева написан п р о с т о и интересно. Чувствуется, что автор знает жизнь Флота, его герои — обыкновенные советские люди, жизнь которых посвяще­ на охране свободного труда советского на­ рода. Герои романа не надуманы, у каждого из них есть свой определенный характер, своп достоинства и недостатки. Любовью к морю и людям п р о н и к н у т роман «Морская служба». Однако наряду с этими качествами пш>- изведение Г. Соловьева имеет и недостат­ ки. К нпм следует отнести то. что роман несколько растянут, много в нем есть страниц, которые носят чисто описатель­ ный характер, не дополняют ни характе­ ристики действующих лип и нр служат целям развития сюжета. Но. несмотря на эти недостатки, роман читается с интере­ сом. Старший лейтенант Г. БАСКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz