На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 18 декабря 1954 г.. N° 299 (5141). О J B X * А . Щ Е Ш Ш Е участников Всесоюзного совещания строителей, архитекторов, работников промышленности строительных материалов, строительного и дорожного машиностроения, проектных и научно- исследовательских организаций, созванного ЦК КПСС и Советом Министров СССР, ко всем работникам строительной индустрии (Окончание) ния метода Николаева сродномесячная выработка клинкера на одну вращающую­ ся гк'чь завода «Октябрь» составляет 1i>? тысячи тонн. Ксли бы подобны** с’омы Гиллп достигнуты со всех таких агрегатов, то. пе производя никаких ка­ питальных затрат, '-тропки получили бы дополнительно сотни тысяч тонн цемента в гол. Для обеспечения роста производства це­ мента необходимо в^мерно наращивать производственные мощности действую- щпх цементных заводов на основе внед­ рения наиболее передовой техники, до­ биться ритмичной работы всех предприя­ тий. внедрять мероприятия по пнтенси- фикации работы ацетатов, снижению влажности сырьевой массы, автоматиза­ ции питания печей, повышению стойко­ сти футеровки. Следует использовать ог- ненножпдкие доменные тплаки с добав­ кой извести для получения цемента. Необходимо всемерно увеличить добычу и повысить качество нерудных строи­ тельных материалов. Рост производства щебня, гравия и песка должен быть осу­ ществлен путем организации мощных районных механизированных карьеров, а также путем улучшения работы _ суще­ ствующих предприятий нерудной про­ мышленности. лучшего использования техники, внедрения комплексной механи­ зации по добыче и обработке нерудных материалов, увеличения выработки на каждого рабочего и с’ема с каждого аг­ регата. Необходимо к 1957 году увели­ чить производство щебня, гравия и песка не менее чем в 1.5 раза против 1954 года, обеспечить стройки высококачест­ венными нерудными материалами. Пам нужно также расширять производ­ ство крупномерных перегородочных плит, столярных изделий заводского изготовле­ ния, теплоизоляционных материалов, ке­ рамической и цементной черепицы, шифе­ ра, мягкой кровли, санитарно-техниче­ ского оборудования, скобяных изделий; труб и полированного витринного стек­ ла. Рабочие и инженерно-технические ра­ ботники предприятии, производящих от­ делочные материалы, обязаны значитель­ но улучшить качество изготавливаемой продукции. Выпускать только высокока­ чественные обои, паркет, линолеум, столярные изделия, керамические плит­ ки, санитарно-техническое оборудование и предметы домоустройства. Создание необходимых удобств и качество отделки квартир и помещений в значительной мере зависят от отделочных материалов. Надо улучшить работу кирпичных за­ водов. увеличить выпуск кирпича на действующих предприятиях, широко внед­ ряя прогрессивные методы формовки, с у ш ­ к и и обжига кирпича. Для решения этой задачи кирпичные заводы располагают ог­ ромными возможностями. На многих заво­ дах среднемесячный с’ем кирпича с од­ ного кубического метра печи составляет от 800 до 1400 штук, в то время как на передовых заводах, применяющих прог­ рессивные методы работы мастера обжига Дуванова. с’ем достигает 2400— 2500 штук кирпича. Подсчитано, что если на всех к и р п и ч н ы х заводах будет применен метод мастера обжига Дуванова, то п р о ­ и звод ст во кирпича в стране может быть удвоено. Нам необходимо расширить производст­ во и применение прессов системы Ме- лия для п о л у с у х о г о прессования кирпича и облиповочных плит. Успех строительства во многом зависит от эффективного использования местных строительных материалов. Каждая респуб­ лика. каждый район нашей стланы распо­ лагают значительными запасами с ы р ь я для производства различных строительных материалов и изделий. Дело лишь в ини­ циативе и умении организовать это про­ изводство. Так. например. Украинская республика имеет большие запасы ракушечника, из­ вестняка, гипса, камня, глин. Следователь­ но. в этой республике нужно развивать до­ бычу и обработку ракушечника, как стено­ вого материала, извести, керамических из­ делии и строительных деталей из гипса. В Казахской ССР и Алтайском крае имеются значительные запасы известняка, песка, камня, гравия, гипса, камыша и другого строительного сырья. В этих районах игра­ ны нужно развивать производство изделий из местных строительных материалов, и в частности, камышитовых плит, которые могут найти широкое применение в сель­ скохозяйственном строительстве. Большое применение в строительстве должны найти шлаки, имеющиеся во мно­ гих районах страны. Надо пазвявать п р о ­ изводство извести, которая должна найти широкое применение в строительстве и в производстве многих строительных мате­ риалов. В результате непрерывного роста мате­ риального благосостояния советского на­ рода значительно повысился спрос населе­ ния на строительные материалы. Необхо­ димо увеличивать производство строи­ тельных материалов, изделий и сборных домов заводского изготовления для прода­ жи их ТРУДЯЩИМСЯ. Строительные организации должны улучшить работу собственных производст­ венных предприятий по выпуску строи­ тельных материалов, конструкций и дета­ лей. Мощности этих предприятий исполь­ зуются неудовлетворительно. Рост их про­ изводства сдерживается, главным образом, вследствие того, что строительные орга­ низации нередко определяют планы для этих предприятий, исходя только из сво­ их ведомственных потребностей, и noi- ностью их не загружают. Необходимо полностью использовать мощности производственных предприятий строительных организаций, что .резко уве­ личит выпуск строительных материалов и изделий. Не следует допускать распыле­ ния средств на строительство мелких, полукустарных производственных пред­ приятий. надо создавать районные, круп­ ные и механизированные предприятия по выпуску строительных материалов, к о н ­ с т р у к ц и й и деталей. Коренное улучшение всего строительно­ го дела зависит прежде всего от людей, от их энергии, инициативы и умения. Повседневная забота о создании квалифи­ цированных постоянных кадров строите­ лей является важнейшей задачей всех строительных организаций. Между тем созданию в строительных организациях постоянных рабочих кадров еще нет достаточного внимания, неудов­ летворительно поставлена их подготовка, велика текучесть. Нам нужно устранить эти недостатки и усилить заботу о повы­ шении культурно-технического уровня и улучшения жилищно-бытовых условий строителей. Надо создать необходимые условия для повышения заработной платы рабочих- строителей путем дальнейшего роста про­ изводительности труда, лучшей организа­ ции раоот. широкого внедрения сборных конструкций и деталей и улучшения снабжения строек материалами. Необходимо улучшить подготовку моло­ дых рабочих в школах ФЗО и ремеслен­ ных училищах. Многие рабочие, окончив­ шие эти школы, не могут работать само­ стоятельно, не выполняют норм и не обе­ спечивают надлежащего качества работы. На ряде строек молодым рабочим не со­ здаются условия для приобретения квали­ фикации. Важное значение в подготовке строи­ тельных кадров имеет повышение квали­ фикации рабочих непосредственно на строительном производстве — бригадно­ индивидуальным методом, в учебных ком­ бинатах и на курсах. Эти формы обуче­ ния дают возможность подготовить ква­ лифицированные строительные кадры в короткие сроки. Надо всемерно поднимать роль бригади­ ра и мастера на стройках. Во многих слу­ чаях они еше не стали передовыми орга­ низаторами строительного производства. Надо принять все меры к быстрейшему выполнению постановления Совета Мини­ стров СССР об увеличении выпуска и улучшении подготовки специалистов с высшим и средним техническим образова­ нием для строительства. Молодые специа­ листы, оканчивающие учебные заведения, должны быть хорошо знакомы с современ­ ными строительными машинами, меха­ низмами и передовыми методами строи­ тельно-монтажных работ Надо также об­ ратить внимание на повышение квалифи­ кации практиков — этой большой силы строительного производства. Для коренного улучшения строительно­ го дела нужно решительно повысить уро­ вень организационно-технического руко­ водства и добиться правильной расстанов- ки инженерно-технических сил. Инжене­ ры и техники должны считать своим по­ четным долгом работать там, где решается успех строительства. — на строительных и монтажных площадках и на предприя­ тиях. Наши руководящие кадры должны глубоко разбираться в технике и эконо­ мике строек и предприятий, опираться на все лучшее, передовое, что рождается в процессе творческого труда масс. •Ь h it Мы, участники Всесоюзного совещания строителей, архитекторов. работников промышленности строительных материа­ лов. строительного и дорожного машино­ строения, проектных и научно-исследова­ тельских организаций, обращаемся с при­ зывом ко всем рабочим, служащим, ин­ женерно-техническим работникам строек, предприятий промышленности строитель­ ных материалов, строительного и дорож­ ного машиностроения, к работникам пар­ тийных. профсоюзных и комсомольских организаций еще шире развернуть социа­ листическое соревнование за выполнение и перевыполнение планов строительства, за повышение производительности труда, за снижение стоимости и повышение ка­ чества строительных работ. Наш долг — обеспечить быстрейшее осуществление поставленной Партией и Правительством задачи по коренному улучшению строительного дела, по все­ мерному внедрению сборных железобетон­ ных конструкций, стеновых блоков и из­ делий заводского изготовления, по увели­ чению производства, улучшению качества и снижению стоимости строительных ма­ териалов и деталей, по повышению уров­ ня механизации строительства, снабже­ нию строек высококачественными маши­ нами. оборудованием и инструментом. Мы уверены, что настоящее Обращение найдет горячий отклик среди всех работ­ ников строительной индустрии и что они добьются новых успехов в борьбе за по­ строение коммунистического общества в нашей стране! В помоги,ъ слушателям политических занятии Уставы об инициативе и находчивости советских воинов в выполнении приказов командиров Вся жизнь и деятельность Вооружен- I предусмотреть, как будут развиваться IX Сил Союза ССР определяется воин- события на каждом этапе изменения В т о р о й В с е с о ю з н ы й с ' е з д с о в е т с к и х п и с а т е л е й На вечернем заседании 16 декабря с докладом Мандатной Комиссии выступил писатель Л. Никулин. Сообщив, что на с’езд избрано 738 делегатов, из них 626 с правом решающего и 112 с правом со­ вещательного голоса, он кратко остано­ вился на изменениях, происшедших в со­ ставе Союза советских писателей СССР после Первого с’езда. В 1934 году Союз насчитывал 1.500 членов и кандидатов, на 1 декабря 1954 года — 3.695. Рост численного состава более чем в 2,5 раза свидетельствует также о больших. качест­ венных изменениях в составе Союза. На с'езде присутствуют писатели 45 нацио­ нальностей. представляющие разные поко­ ления советских литераторов. Среди уча­ стников с’езла много депутатов Верховных Советов СССР, союзных и автономных республик, местных Советов, члены Со- рел'ского комитет защиты мира, актив­ ные деятели международного движения сторонников мира. 123 человека были де­ легатами Первого Всесоюзного с’езда со­ ветских писателей. Слово для содоклада о советской худо­ жественной прозе предоставляется тов. К. М. Симонову, Он г о в о р и т об основных периодах развития п р о з ы за двадцать лет. В первый период — 1934 — 1941 годы — находят твое завершение три эпопеи, которые с годами утвердились в сознании советских читателей, как произведения классические: «Жизнь Клима Сангина» М Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова и «Хождение по мукам» А. Толстого. Непо­ средственно вслед за этими мощными эпи­ ческими произведениями идут «Как зака­ лялась сталь» И. Островского и «Педаго­ гическая поэмл» Д. Макаренко — книги, на которых fWTo^HHo плодотворно воспи­ тывался твердый и цельный характер советского человека эпохи борьбы за по­ строение коммунизма. Содокладчик назы­ вает ряд др у ги х книг, сыгравших сущест­ венную роль в развитии советской прозы. Переходя к героическим годам Великой Отечественной во{1ны, содокладчик говорит, что советская литература в целом, и со­ ветская проза в частности, справилась со своими задачами, потому что была с наро­ дом в предшествующие годы. В лучших произведениях этого периода есть то об­ щее. что в высшей степени присуще всей нашей литературе военных лет: единство писателя с народом. Говоря о литературе послевоенных лет, тов. Симонов останавливается на общих характерных чертах ее развития. Это, прежде всего, активность молодых сил, приход в литературу множества новых имен, это небывало широкий выход на всесоюзную арену в переводах на русский язык прозаических книг, созданных в ли­ тературах братских союзных республик, это — большой размах работы русских прозаиков в краях, областях и республи­ ках. Сделано немало, отмечает содокладчик, однако мы уподобились бы тем ученым, которые пытались развивать науку «в затхлой атмосфере взаимного восхваления и замалчивания ошибок», о которых го­ ворил Г. М. Маленков на XIX с’езде пар­ тии, если бы почили на лаврах и удов­ летворились достигнутым. Мы уверены, указывает тов. Симонов, что путь социалистического реализма — единственно верный и плодотворный путь для литературы, поставившей себя на службу народу. Художник социалистиче­ ского реализма стоит на той точке зре­ ния. что на свете одна правда. что это правда народа, борющегося за социализм. Ныне, в послевоенные годы. когда на путь строительства социализма стало 900 миллионов людей, социалистический ре­ ализм развивается как основной метод ли­ тературы повсюду, где народ победил. Оратор говорит о великих горьковских традициях. о задачах литературы — воспеть труд, как основное деяние челове­ ка в нашей действительности. Значительная часть содоклада посвяще­ на проблеме мастерства писателя. Хотя за двадцать лет общий уровень нашей прозы заметно поднялся, отмечает оратор, но в связи с общим ростом литературы и возросшей требовательностью советского читателя борьба ва высокое мастерство, в частности за мастерство прозы, стоит сей­ час очень остро. К. Симонов подчеркивает необходимость создания у нас той атмосферы глубокого уважения к мастерству, когда ни пои ка­ ких обстоятельствах слабая книга не бу­ дет признаваться средней, средняя — хо­ рошей. а хорошая — отличной. Когда книга или многие страницы ее написаны мастерски, а подход к жизни автора в том или в другом, а иногда и во многом не верен, от критики требуется особая точность и глубина анализа. В то же время необходимо обеспечить в критике здравую взвешенность каждо­ го слова, когда речь идет о таком корен­ ном вопросе, как отношение писателя к нашей действительности, как его суб’ек- тивные намерения и об’ективный резуль­ тат. Содоклад заканчивается словами вели­ кого Горького, произнесенными на послед­ нем заседании Первого Всесоюзного с’езда советских писателей: «Мы включены в огромное дело, дело мирового значения, и должны быть лично достойны принять участие в нем... Нам нельзя ни на минуту забывать, что о нас думает, слушая нас, весь мир трудового народа, что мы работаем пред читателем и зрителем. какого еще не было за всю историю человечества. Я призываю вас, товарищи, учиться — учиться думать, работать, учиться уважать и ценить друг друга, как ценят друг друга бойцы на полях битвы, и не тратить силы в борь­ бе друг с другом за пустяки, в то время, когда история призвала вас на беспощад­ ную борьбу со старым миром». (ТАСС). ны скими уставами, в которых воплощены достижения, самой передовой в мире со­ ветской военной науки, богатейший опыт военного строительства и боевой подго­ товки. опыт войн, которые пришлось ве­ сти нашим Вооруженным Силам за свобо­ ду и независимость Советской Родины. Наши воинские уставы проникнуты духом животворного советского патрио­ тизма, высокими идеями защиты созида­ тельного труда советского народа, укреп­ ления активной обороны нашей Родины от агрессивных действий ее врагов. Они проникнуты великими идеями марксизма- ленинизма и отражают в своих положе­ ниях особенности советского обществен­ ного и государственного строя, великие задачи нашего народа, строящего коммуни­ стическое общество. На основе уставов воины наших Воо­ руженных сил живут, воспитываются и обучаются военному делу. Уставами точ­ но определены правила всей жизни, дея­ тельности личного состава, поведение их в бою и в мирное время, определены пра­ ва старших начальников по отношению к младшим. Приказ командира — закон На точном и безупречном выпол­ нении уставов основываются все успехи в обучении и воспитании личного со­ става, в повышении боеспособности и боевой готовности кораблей, частей и подразделений. В строгом выполнении требований уставов решающая роль принадлежит командиру. Он наделен нравом отдавать приказания подчиненным. Советские вои­ ны воспринимают приказ командира, как приказ Родины, как необходимее условие достижения новых успехов в боевой и политической подготовке. В Советской Армии и Флоте, где меж­ ду начальниками и подчиненными нет и но может быть ни классовых, ни нацио­ нальных противоречий, положение каждо­ го военнослужащего определяется его личными качествами и способностями, степенью знания им военного дела. На­ ши командиры и матросы спаяны неру­ шимым морально-политическим единст­ вом. Вся жизнь и деятельность советских воинов подчинена интересам народа, ин­ тересам охраны социалистического госу­ дарства. Без своевременного и точного выполне­ ния приказа не может быть успеха ни в учебе, ни в бою. В статье 6 Дисциплинар­ ного устава Вооруженных Сил СССР гово­ рится: «Приказ начальника — закон для подчиненных. Приказ должен быть вы­ полнен беспрекословно, точно и в срок». Получив приказание, военнослужащий не может сомневаться в необходимости его выполнения, не может возражать или обсуждать его. Он должен думать только оз одном — как лучше его выполнить. Точное и своевременное выполнение при­ каза — непреложное требование. Неточ­ ность или несвоевременность выполнения приказа, особенно в боевой обстановке, может привести к гибельным последст­ виям. М. И. Калинин говорил, что «когда боец на посту, в боевой обстановке, то от него требуется выполнить приказ без всяких рассуждений». Рассуждать во вре­ мя боя — это гибель. Ведь враг не ждет, пока ты -рассуждаешь. На современном корабле каждый м о р я к . на каком бы он посту ни находился, име­ ет дело со сложными механизмами, агре­ гатами и приборами. В полной мере ис­ пользовать эту технику может только умелый, инициативный моряк. Морской бой требует от всего личного состава кораблей и частей полного на- пряягсния моральных и физических сил, непреклонной воли к победе, железной дисциплины и организованности, умения использовать всю мощь боевой техники. Четкая и быстрая исполнительность должна стать незыблемым правилом по­ ведения каждого советского военного мо­ ряка. Никакие ссылки на трудности не могут приниматься в расчет, когда речь идет о выполнении приказа командира. Безоговорочное, точное и своевремен­ ное выполнение приказа не исключает, а предполагает инициативу и находчивость воина в его действиях. Воинское правило гласит: «Выполняй приказ с душой, умом и инициативой». Инициатива и находчивость — неот’емлемые качества советских воинов В. И. Ленин указывал: «Без инициа­ тивного. сознательного солдата и матроса невозможен успех в современной войне». Советские воинские уставы поощряют проявление инициативы и обязывают каж­ дого начальника всемерно прививать под­ чиненным это драгоценное качество. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР говорится, что начальник обязан развивать и поддерживать у подчи­ ненных сознание святости и нерушимости Военной присяги. Он должен воспиты­ вать у личного состава добросовестное отношение к службе, отвагу, выдержку, находчивость и готовность сражаться с врагами нашей Родины до полной победы над ними, не щадя своих сил и самой жизни. Уставы исходят из того, что инициати­ ва и находчивость воина должны направ­ ляться на лучшее выполнение приказа командира. Инициатива — одно из важ­ нейших морально-боевых качеств наших воинов. В Корабельном уставе г о в о р и т с я . что успех всегда на стороне того, кто смел в бою, постоянно удеря:ивает ини­ циативу в своих руках и диктует волю противнику. Командир должен инициа­ тивно управлять боевыми действиями вверенного ему корабля. В результате четких боевых действий матросы еще больше проникаются уважением к своим командирам, еще выше поднимают бое­ способность корабля, части, подразделе­ ния. Отдавая приказ, командир учитывает множество деталей. Но он не в состоянии боевой обстановки. Поэтому в ходе бое­ вых действий командир отдает дополни­ тельные распоряжения, продиктованные сложившимися условиями. При этом командир уверен в том. что, выполняя его приказ, подчиненные будут действо­ вать, сообразуясь с изменениями хода боя, проявляя инициативу и находчи­ вость. Разумная инициатива основана на правильном понимании задачи и обста­ новки. Она строится на знании возмож­ ностей своего корабля и оружия, на зна­ нии противника. Находчивость при выполнении прика­ за _ командира заключается в стремлении найти наилучшне способы выполнения поставленной задачи в конкретной обста­ новке. Проявление инициативы не может идти в разреа с общим замыслом коман­ дира, а должно способствовать наилучше­ му выполнению поставленной задачи. В годы Великой Отечественной войны инициатива и находчивость советских военных моряков помогали им успешно решать поставленные задачи по разгрому противника. Вот один из многочисленных примеров. Однажды подводная лодка Се­ верного флота прорвалась во вражеский фиорд и потопила транспорт противника, конвоируемый сторожевым кораблем и двумя катсрами-охотниками. Неприятель­ ские корабли охранения начали преследо­ вать лодку. Она очутилась в тяжелом по­ ложении. Соляровое масло, выступавшее из поврежденной цистерны на поверх­ ность воды, обнаруживало подводный корабль и тем самым помогало противни­ ку вести точное бомбометание. К тому же ограниченность водного пространства за­ трудняла маневрирование. В такой обста­ новке офицер Гаджиев принимает неожи­ данное для противника решение — всплыть на поверхность и дать v неприя­ тельским кораблям артиллерийский бон. Это была дерзость, соединенная с ини­ циативой, находчивостью и точным рас­ четом. Подводная лодка всплыла на по­ верхность. Как только командир открыл рубочный люк, комендоры молниеносно заняли места у орудия. Мгновенно про­ звучал артиллерийский залп. После не­ скольких выстрелов сторожевой корабль противника был потоплен. Затем управ­ ляющий огнем лейтенант Виноградов пе­ ренес огонь на один из катеров против­ ника, который вскоре так же был по­ топлен. Этот бой длился всего четыре минуты и закончился победой советских военных моряков. Много смекалки в борьбе с врагом про­ явили наши воины в годы Великой Оте­ чественной войны. В сентябре 1944 г. противник, стремясь задержать продвиже­ ние наших войск к Риге, применил раз­ личные минно-взрывные заграждения. Особенно много было выставлено мин об­ разца 1941 года, которые уже давно не применялись, и поэтому воины нового пополнения не были с ними знакомы. Поняв уловку врага, парторг подразделе­ ния гвардии старший сержант Троханов проявил цепную инициативу. Он нашел на поле боя несколько таких мин, и, обезвредив и разобрав их, показал уст­ ройство личному составу, рассказав, как надо обезвреживать такие мины. За про­ явленную инициативу тов. Троханов был награжден орденом Красной Звезды. Многочисленные примеры показывают, что инициативу и находчивость проявля­ ют, как правило, те матросы, солдаты, старшины, сержанты и офицеры, кото­ рые глубоко сознают личную ответствен­ ность за защиту Родины, стремятся как можно лучше выполнить приказ коман­ дира. Действовать отважно, проявлять инициативу помогает им отличнее знание своей специальности, знание техники. Советские моряки, как и все наши воины, в период Великой Отечественной войны показали замечательные образцы того, как надо сочетать точность при вы­ полнении уставных требований с уме­ нием действовать инициативно, смекали­ сто, проявляя творческое новаторство при решении боевой задачи. Это помогало им громить превосходящие силы противни­ ка, с победой выходить из самой сложной обстановки. Катер под командованнем офицера Афа­ насьева вышел в атаку на транспорт противника. Осколком снаряда повредило выхлопную трубу в моторном отсеке. Удушливые газы заполнили помещение. Дышать было невозможно. Но командир отделения мотористов Колпаков не рас­ терялся. Он приказал подчиненным взять мокрую ветошь и дышать через нее. Кол­ паков доложил на мостик, что работа боевого поста будет обеспечена. Катер снова пошел на сближение с противни­ ком. Метко выпущенная торпеда уничто­ жила вражеский транспорт. Инициатива, сметка нужны не только на войне, но и в мирное время. Эти ка­ чества помогают воину образцово выпол­ нять требования воинских уставов и при­ казов командиров и начальников, успеш­ но решать учебно-боевые задачи, учить­ ся тому, что необходимо на войне. Воз­ можности для проявления инициативы и находчивости имеются всегда. На каком бы участке воин ни был — всюду необ­ ходимы эти драгоценные качества. Без инициативы, старания и любознательно­ сти нельзя отлично овладеть оружием и боевой техникой, стать специалистом вы­ сокого класса. Широкие возможности для проявления инициативы и находчивости, направлен­ ных на обеспечение безотказной работы боевой техники и оружия, представляют­ ся на походе. Чем труднее поход, чем су­ ровее условия плавания, тем больше тре­ буется от матроса находчивости и упор­ ства в преодолении трудностей. Особенно это важно для моряков нашего флота, не­ сущих службу на Крайнем Севере люби­ мой Родины. Грамотные, разумные дейст­ вия матросов и старшин — гарантия без­ отказной работы боевых механизмов. Учеба в море, в обстановке, макси­ мально приближенной к боевой действп- I тсльности, является лучшей школой вос­ питания инициативы и находчивости. Матрос, который научился умело и энер­ гично действовать в сложных условиях походной обстановки, не растеряется и в Сою с врагом сумеет добиться победы. Uu этом говорят многие примеры из жиз­ ни нашего Флота. Корабль находился в море. Матрос Брусничин, бдительно нес ходовую вахту. Вдруг он почувствовал сильный толчок. Лопнула водяная магистраль. Медлить было нельзя. Мысль работала мгновенно. Моряк схватил ветошь и закрыл мет» разрыва. Быстрые, решительные депг-г- вкя обеспечили кораблю нужный ход. Вскоре на помощь пришли товарищи. Неисправность была устранена. Корабль продолжал выполнять задачу. Разумная инициатива и стремление, во что бы то ни стало выполнить приказ начальника — важнейший показатель высокой дисциплинированности воина. Сметка и находчивость есть проявле­ ние высоких морально-боевых качеств советских моряков. При этом следует пом­ нить, что смелость и риск тогда хороши и уместны, когда они опираются на глу­ бокое знание своего дела и направлены на отличное выполнение приказа, боевой задачи. Наши командиры за успехи в учебе и службе всячески поощряют отличившихся воинов. Придавая большое значение на­ градам и поощрениям в воспитании *о- ветскнх воинов, учреждены нагрудные знаки отличных специалистов. Ими на­ граждаются матросы, солдаты, старшины и сержанты, имеющие отличные успехи в боевой и политической подготовке, по­ казывающие пример в дисциплине. Вели­ ка честь носить нагрудный знак отлич­ ника. В Корабельном уставе указывается, что подготовка старшин и матросов. наряду с другими задачами, имеет целью выопи­ тать инициативу и самостоятельность в действиях в боевой обстановке. Неустанно воспитывать исполнительных, инициативных воинов Развитие творческой активности и инициативы у всех советских людей со­ ставляет постоянную заботу Коммунисти­ ческой партии. Высокие нравственные качества совет­ ских людей воспитываются всей системой коммунистического воспитания. В усло­ виях флота боевая и политическая подго­ товка есть, вместе с тем, непрерывный процесс воспитания высоких морально- боевых качеств совэтских воинов. Вос­ питание инициативы и находчивости представляет неотемдемую часть всего воинского воспитания. Свою требовательность командир на­ правляет на всемерное укрепление дис­ циплины, на то. чтобы в полном об'еме выполнялись планы боевой и политиче­ ской подготовки, чтобы обучение и вос­ питание проводилось в точном соответст­ вии с уставными положениями и отвеча­ ло современным требованиям ведения вой­ ны. При этом особое внимание обращает­ ся на овладение личным составом оружи­ ем, боевой техникой, которыми в достатке оснащает флот наша Родина. Согласно Дисциплинарному уставу, каждый начальник решительно и твердо доживается от своих подчиненных соблю­ дения воинской дисциплины, постоянно воспитывает их в духе неуклонного вы­ полнения требований уставов, развивает и поддерживает у них сознание воинско­ го долга. Многочисленные примеры бое­ вых действий кораблей и частей флота в голы Великой Отечественной войны дают богатейший материал для воспитания воинов. Но только одними боевыми примерами нельзя воспитать у моряков инициативу и находчивость. Важнейшей стороной та­ кого воспитания являются сам метод обу­ чения, постоянное стремление максималь­ но приближать учебу к боевой действи­ тельности, учить тому, что необходимо на войне. Для этого, прежде всего, необходи­ мо проводить занятия в сложных услови­ ях. которые способствовали бы проявле­ нию у моряков активности, разумной ишщиативы, умения находить правиль- пые решения. Так именно и поступает офицер Смирнов. Занятия он проводит в обстановке, максимально приближенной к боевой, без послаблений и упрощенчества. Важнейшую роль в воспитании у мо­ ряков высоких морально-боевых качеств играет партийно-политическая работа, проводимая на корабле, в части. Партий­ ные и комсомольские организации должны быстро подхватывать новое, передовое, помогать командирам распространять это новое среди всего личного состава, доби­ ваясь. чтобы коммунисты и комсомольцы показывали во всем пример, проявляли в учебе инициативу и находчивость. Воспитание инициативного, творческо­ го отношения к учебе, к освоению слож­ ной техники и боевого оружия — дело весьма важное и сложное. Оно требует вдумчивого отношения ко всем процес­ сам учебы и службы военных моряков, знания людей, их индивидуальных осо­ бенностей. степени подготовки. Советским морякам всегда была свой­ ственна смелость, инициатива и сметка. Опыт минувших войн, которые приходи­ лось вести нашей Родине против импери­ алистических агрессоров, наглядно пока­ зал, что советские воины являются самы­ ми сознательными, храбрыми и инициа­ тивными в мире. Основой этих драгоцен­ ных качеств является советский патрио­ тизм. любовь и преданность Родине. Ком­ мунистической партии, великому делу коммунизма. Для того, чтобы и дальше развивать в себе эти качества, военные моряки должны воспитывать в себе му­ жество, стойкость и выносливость, высо­ кую дисциплину, инициативу И ПОСТОЯН­ НУЮ бдительность, всегда быть готовыми дать сокрушительный отпор любому аг­ рессору. в любых условиях отстоять ин­ тересы и честь Советского государства. Офицер А. ЧЕРНОУС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz