На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 2 декабря 1954 г., № 285 (5127). п е д н ы и з а л п Убран последний швартовый конец. — Гюйс спустить. Флаг перевести! — T-аздается с мостика команда вахтенного офицера. Военно-морской флаг Союза ССР поднят на гафеле и гордо развеваются на ветру. Корабль выходит в море для вы полнения торпедной стрельбы. Долго и упорно экипаж готовился к этому дню. Проведено немало тренировоч ных атак и учении. Потрудились все, от матроса до командира. Разрезая острым форштевнем волны, ко рабль идет вперед. Море штормит. Качка и периодически налетающие снежные за ряды усложняют (работу личного состава. Старшина еще раз обходит торпедные аппараты, даст подчиненным последние указания. Но много говорить не прихо дится. Все давно продумано и предусмо трено. Комсомольцы-торпедисты дали сло во выполнить задачу образцово. Старшина уверен в своих подчинен ных. Он служит с ними не первый год и знает: дали слово — значит сдержат его. Однако при приготовлении торпед он внимательно наблюдает за работой лич ного состава, а особенно за молодым ма тросом Королевым. Королев — исполни тельный и способный воин, но потребует ся еще много упорного и кропотливого труда, чтобы воспитать его квалифициро ванным специалистом, закаленным моря ком. Корабль содрогается от работы винтов. Увеличили ход. Штурман производит по следние определения по береговым пред метам. Он уточняет место корабля и до кладывает о результатах командиру. — Искать цель в... квадрате, рассчи тайте новый курс,— приказывает коман дир. Описывая крутую дугу, корабль совер шает поворот. Теперь волна сильнее бьет в борт корабля. Вахтенный инженер-механик внима тельно смотрит на приборы, регистрирую щие работу котлов. Одна из стрелок на чинает прыгать. Сразу же поступает до клад о том, что у одного из механизмов произошла неисправность. Если ее не уст ранить, то это может сказаться во время торпедной атаки. Котельные машинисты понимают серьезность обстановки. Мед- лпть нельзя. Быстро созревает решение. Старший матрос Шшгкоренко подносит ма териал и быстро устраняет дефект. Те перь корабль выдержит все испытания— неисправность устранена. В это время па постах радиотехниче ского наблюдения моряки бдительно не сут вахту. На экране появляется едва заметная точка. Радиометрист сосредото чивает на ней свое внимание. Проверив и уточнив данные, он четко докладывает на главный командный пункт об обнару жении цели. Э к и п аж к о р а б л я у сп еш н о вы п о л н и л з а д а ч у Пронзительный звон колоколов громко- , го боя — сигнал боевой тревоги. Матро сы, старшины и офицеры быстро занима ют свои места на боевых постах и командных пунктах. В море обнаружен «противник». Нужно опередить его, пер вым применить оружие. Это — основное условие победы. Поступают приказания. Матрос Петров быстро репетует их и точно передает на главный командный пункт. Сообразуясь с обстановкой, командир принимает реше ние. — Торпедная атака! — слышится его спокойный голос. Стрелка машинного телеграфа передви нулась на одно деление. Гул турбовенти- ляторов, нагнетающих воздух в котельное отделение, переходит в оглушительный рев. За кормой вырастает гора клокочу щей воды. Корабль ложится на курс для выхода на исходную позицию атаки. Торпедные электрики вырабатывают данные для стрельбы, докладывают об этом на мостик и следят за их измене нием. — Силуэт корабля с л е в а . д и с т а н ция..! — докладывает старший матрос Кшрелин о только что в дымке показав шемся корабле. Штурман проверяет курсовой угол на цель ио пеленгатору. Сигнальщик дал его точно. У Коре.тина не бывает ошибок в этом отношении. Долгое время он трени ровался в определении курсовых углов и дистанции до предметов. Для быстроты и удобства ориентировки воин создал себе на ограждении мостика условные створы и проверил их по пеленгатору. Смекалку и находчивость он проявляет во всем. На боевых постах кипит работа. Опре деляются и уточняются элементы движе ния цели — скорость и курсовой угол. Вырабатываются данные для торпедной атаки. Рад коротких приказаний с мостика, и аппараты начинают разворачиваться. Все внимательно следят за показаниями приборов. Наступает самый ответствен ный момент. Медлить нельзя. Малейшая задержка отрицательно скажется на ре зультатах стрельбы, а в настоящем бою увеличит время пребывания корабля под огнем вражеской артиллерии. До момента залпа остаются секунды. — Товсь! — раздается по радиотран сляции. На рее мачты взвивается флаг — сигнал для торпедистов. В случае выхода из строя сигнализации расчет аппарата произведет залп непосредственно с аппа рата в момент спуска флага. Решающие секунды тянутся томитель но долго. — З алп !— наконец, произносит коман дир корабля. Одна за другой из труб летят за борт массивные сигарообразные торпеды и ны ряют под воду. Вое внимательно следят за их ходом. Но вскоре крутые волны раз мывают след торпед, и на поверхности во ды невозможно ничего заметить. Корабль делает крутой поворот и скрывается в дымке. Через несколько минут становятся из вестны результаты стрельбы. Все торпе ды прошли дистанцию, точно на заданной глубине и по определенному направлению. Успешная стрельба — результат на стойчивой учебы торпедистов, всех мо ряков корабля. После отбоя боевой тревоги все сво бодные от вахты воины поспешили по здравить торпедистов с успешной сдачей задачи. Командир расчета торпедного ап парата старшина 2 статьи Паншин чув ствует себя именинником. Он даже немно го смущается, когда друзья пожимают ему руку. Но все на корабле знают, что успех достался торпедистам нелегко. Сколько дней было потрачано на подго товку торпед и всей материальной части! При холоде и пронизывающем ветре мо ряки регулировали приборы и делали не обходимые проверки. Командир подразделения каждый выход корабля в море использовал для трени ровки подчиненных. Офицер постоянно напоминал воинам, что победа достигает ся упорным трудом, торпедное оружие, как и всякое другое, становится грозным оружием только тогда, когда им управ ляют люди, сильные духом, в совершен стве знающие свое дело, обладающие вы сокими морально-боевыми качествами. После выполнения задачи перед^микро- Фоном выступил командир корабля.^ Он отметил хорошую работу отдельных бое вых постов. Среди других услышали свои Фамилии радиометристы Бережной и Ми хайлов. Моряки давали данные о цели точно и своевременно. Поэтому командир мог принимать правильные решения. Корабль возвращается к родным бере гам. В кубрике редакционная коллегия готовит осевой листок, который расска жет об опыте лучших старшин и матро сов. На верхней палубе боцманская команда готовит швартовое устройство. А у торпе дистов продолжается горячая пора — они промывают и смазывают уже испытанные торпеды и готовят их к очередному зал пу. Капитан-лейтенант В. ПРИКЛОНСНИЙ. В отличном состоянии содержит боевую технику специалист второго класса стар ший матрос Ф едор Вершинин — один из передовых моряков корабля. Его служба отмечена рядом благодарностей и тремя внеочередными краткосрочными отпусками. Н А С Н ИМ К Е : старшин матрос Федор Вершинин на вахте у турбогенератора. Ф ото И . Никишова. Руководители политзанятий делятся опытом Проведение беседы по теме У м е л ы й в о с п и т а т е л ь Когда старшина 2 статьи Анисимов принимал отделение, он знал, что придет ся встретить немало трудностей, прежде чем будут достигнуты успехи в обучении и воспитании матросов. С первых же дней Анисимов стал вни мательно присматриваться к подчинен ным, изучать их. Проверяя успеваемость воинов и наблюдая за тем, как они ведут себя на занятиях, он сразу заметил хоро шие качества у матроса Стукина. Трудо любивый, напористый в учебе, Стукин быстро и хорошо усваивал новые темы, старательно запоминал все, что об’яснял и показывал старшина. Умение командира вызвать у подчинен ного рвение к знаниям, его помощь при несли хорошие результаты. Матрос Сту кин добился высоких показателей в служ бе и дисциплине. Фамилия воина появи лась среди передовиков боевой и полити ческой подготовки, а через некоторое вре мя его фотокарточку поместили на Доску отличников. — Отличшгк — это передовой воин, — сказал старшина Анпспмов матросу Стукнну. — Он должен думать не только о том, как самому добиться хороших ус пехов, по и о том, как бы помочь това рищам подняться до уровня лучших вои нов. — Да, это правильно, — согласился Стукин, — я уже об этом думал, но не знаю, как и что делать. — Вот взять хотя бы Зенова, — не то ропясь говорил старшина, — старается матрос, за дело берется горячо, да не все сразу ему дается. Тут-то и нужна това рищеская помощь. Все матросы должны хорошо учиться. Длительное время матрос Зенов не мог быстро и правильно читать схемы, а Сту кин имел в этом хорошие навыки. Он решил потренировать товарища, поде литься с ним опытом. — Прежде чем научиться хорошо чи тать схемы, — сказал сослуживцу Сту кин, — нужно изучить обозначение каж дой детали. Давайте с этого и начнем... За дело взялись с увлечением. В упор ном труде незаметно проходили дни. На занятиях старшина настойчиво учил ма тросов, доходчиво и просто передавал им езои знания. Занимались воины и в сво бодное время. Вскоре в ряды передовиков учебы влился еще один матрос из отде ления Анисимова. Это был Зенов. Значительно шагнул вперед отличник матрос Стукин. Он добился высоких по казателей в работе, приобрел прочные навыки. Старшина решил опыт отлични ка сделать достоянием всего отделения. Однажды в свободное время он собрал отделение и подробно рассказал, как Стукин добился высоких результатов. То варищи задали Стукину ряд вопросов. От вечая на них, отличник подробно раз'яс- нил и показал практически, как он вы полняет свои обязанности. Такие беседы с наглядным показом до стижений отличников старшина 2 статьи Анисимов организует часто. Причем, каж дый раз он берет один вопрос, наиболее сложный и трудный. Это значительно об легчает усвоение приемов работы на ма териальной части. В своей практической работе А н и с им о в неизменно следует правилу: ежедневно в конце дня учебы подводить итоги. При этом он указывает на недостатки отдель ных моряков, подчеркивает достижения и успехи передовиков, подмечает все то ценное, что следует перенять у них остальным воинам. Кропотливый труд Анисимова по обу чению и воспитанию подчиненных, рабо та по обобщению и распространению опыта отличников принесли свои плоды. Сейчас отделение старшины 2 статьи Анисимова является отличным. . Старшина 1 статьи В. НРЕМНЕВ. Бдительность часового Старший матро" Поликарпов прибыл в наше подразделение недавно. За неболь шой промежуток времени он показал себя дисциплинированным и бдительным вои ном. Перед заступлением в наряд Поликар пов всегда внимательно слушает инструк таж дежурного, перечитывает инструк ции часовому. Недавно, стоя на посту, охраняя важ ный об’ект, старший матрос Поликарпов задержал неизвестного человека. Это не единичный случай проявления высокой бдительности воином. Несколь ко дней тому назад он, будучи на посту, заметил, что кто-то, пользуясь темнотой, старается перелезть через забор на тер риторию об’екта. Поликарпов и на этот раз задержал неизвестного. На примерах высокой бдительности старшего матроса Поликарпова учатся многие молодые воины подразделения. Матрос В. КОКАРОВЦЕВ. ------ О------- 1£ о 7Э Ъ 7П /ш Ъ О З А О Т Л И Ч Н УЮ СЛУЖ БУ сержант Кличко имеет более десяти благодарностей. Недавно он был сфо тографирован при развернутом Зн ам е ни части. К арточка передового воина помещена на Доску отличников. Старшина 2 статьи М . Андреев. О Д О Б Р О С О В Е С Т Н О выполняет свои обязанности старший матрос Ко стин. З а успехи в учебе и службе он об’явлен отличником боевой и полити ческой подготовки. Недавно на вечере, проведенном по инициативе комсомольской органи зации, воин поделился с товарищами опытом изучения специальности. Матрос В . Васильев. О УМ Е Л О выполняет свои служеб ные обязанности отличник боевой и политической подготовки комсомолец Ю рьев. Недавно ему было присвоено звание младшего сержанта. Матрос А . Быстров. О с БОЛЬШИМ ЖЕЛАНИЕМ изучал специальность радиотелеграфи ста матрос Торочков. Сейчас он клас сный специалист, отличник боевой и политической подготовки. Воина по праву зовут мастером своего дела. Старший матрос А . Крючков. О Б Д И Т Е Л Ь Н О несут вахту под чиненные старшины 1 статьи Борисова. Они точно выполняют инструкции и наставления, служат примером для остальных моряков. Матрос И . Князев. Цель беседы состоит в том. чтобы за крепить знания слушателей, полученные ими из рассказа руководителя и во время самостоятельного чтения литературы, на учить их излагать и обобщать материал по каждому определенному в о п ро с у . Этой це ли беседа достигает лишь в том случае, ес ли носит живой характер, проходит в обстановке товарищеской д и с к у с с и и , твор ческого обсуждения вопросов темы. Отсю да вытекают большие требования к руко водителю ГРУППЫ. В течение ряда лет я руковожу полити ческими занятиями и моту с уверенностью оказать, что организовать живую, актив ную беседу нелегко. Все зависит от тща тельной подготовки к беседе как самого пропагандиста, так и всех слушателей группы. Лично я подготовку к беседе начинаю заранее, сразу же после рассказа. Во время самостоятельного чтения нацеливаю слу шателей на главные вопросы, советую, кроме дополнительной литературы, в сво бодное время прочитать книги, которые помогут лучше усвоить изучаемый мате риал. Например, когда грунта изучала первую главу Краткого курса и с т о р и и партии, старшина 2 статьи Проценко по желал побольше узнать о Крымской вой не. Я. как руководитель, порекомендовал ему ряд художественных произведений, в том числе «Севастопольскую страду» Сер- геева-Ценского. Слушатель прочитал эту и другие книги. Поговорив с ним. я убе дился. что Проценко глубоко юазобрался в причинах поражения царского правитель ства в Крымской войне. Перед беседой еще раз просматриваю необходимую литературу и свои записи, всесторонне продумываю план занятия. Для обсуждения выделяю трн-четыре ос новных вопроса, стараюсь четко сформули ровать их. Кроме того, в план включаю несколько дошолнптельных вопросов. Важ но. чтобы все они раскрывали основное со держание темы, были логически связаны между собой и исключали возможность односложных ответов. Одновременно вместе с помощником я готозлю к беседе слушателей. На самосто ятельном чтении и в вечерние часы ин тересуюсь. в чем они затрудняются, и по могаю им разобраться в неясных для них вопросах, подсказываю, что главное в ма териале, в какой литературе глубже изло жено то или иное положение. Перед беседой говорю своему помощни ку, какие наглядные пособия необходимо подготовить к занятию. Беседу начинаю вступительным словом. Кратко напомнив содержание предыдущей темы, называю вопросы, вынесенные на данное занятие, и об’являю первый из них. Ни в коем случае не следует сначала вы зывать слушателя, а потом спрашивать его. Такой метод не может оживить беседу, а, наоборот, лишь сковывает ее. Вопросы О- следует ставить перед всей группой. В этом случае в ы с т у п и т ь пз’являют желание многие слушатели. Например, проводя беседу по теме: «Партия большевиков в годы под ема ра бочего движения перед первой империали стической войной (1912— 1914 годы)», я обратился к группе с вопросом: — Расскажите о под’еме революционно го движения в 1912— 1914 годах. Желание отвечать выразили многие старшины. Старшина Бурхач хорошо изложил ма териал, особенно подробно остановился на ленских событиях. Его дополнил старши на 1 статьи Отпущенников, рассказав об экономическом положении царской Рос сии и о росте рабочего класса. Старший матрос Сердечный говорил о революцион ных выступлениях в аюмии и Флоте. Дру гие уточнили некоторые моменты в вы ступлениях товарищей. Когда перешли к обсуждению воп ро са об исторической роли большевистской газеты «Правда», беседа приняла еще более оживленный характер. Особенно содержа тельным и конкретным было выступление старшины 1 статьи Свистунова. Он гово рил не только о значении «Правды» в те годы, но и о ее работе в последующие го ды. в наши дни. Бывает, что тот или иной воин редко участвует в обсуждении вопросов. На мой взгляд, ничего страшного нет, если во вре мя бесеаы пропагандист скажет: — Всем, кто хочет ответить на вопрос, я предоставлю возможность. Но желатель но. чтобы высказал свои соображения та кой-то товарищ. Этот методический прием не только не гасит творческую обстановку, а, наоборот, позволяет вовлекать в беседу всех слуша телей. Не следует довольствоваться .тишь од ним ответом на вопрос, даже если он пра вильный и содержательный. Надо всегда спрашивать, нет ли у кого других суждений. Не исключена возможность, что они могут быть. А п р и подведении итогов обсуждения того или иного вопроса руко водителю нужно раз’яснить, кто прав и кто ошибался. Важное значение для повышения актив ности слушателей имеет и отношение ру ководителя к острым вопросам, волную щим группу. Он должен на них давать полные и исчерпывающие ответы. В конце занятия я делаю заключение, подвожу итоги, оцениваю беседу в целом и выступления слушателей, отмечаю недостатки и положительные стороны. Ес ли отдельные положения темы не нашли должного освещения, раз'ясняю их. Таковы, на мой взгляд, моменты, кото рые необходимо руководителю группы по литических занятий учитывать при орга низации и проведении беседы по теме. Капитан-лейтенант П. ПЕТРЕНКО. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ЧТО ТОРМОЗИТ РАБОТУ Наша бригада работает на сборке жи лых домов. Все мы горим желанием вы полнить задание точно в срок и с хоро шим качеством, чтобы семьи военнослу жащих жили в теплых и благоустроен ных квартирах. Многие воины-строители показывают образцы в труде, перевыполняя дневные производствзнные задания. Так, наиример, плотники рядовые В. Краснов, В. Дрове- тень, М. Деменок и другие выполняют дневные задания на 115— 120 процентов, стараясь все делать добротно, качествен но. Готовясь достойно отметить день вы боров народных судов, воины взяли обя зательство ежедневно выполнять произ водственное задание не ниже 115 про центов. У нас есть условия сдержать свое сло во, если бы не отдельные «мелочи», из-за которых часто тормозится наша работа. Часто на строительстве не бывает 150- миллиметровых гвоздей, а это приводит к ненужным простоям. 25 ноября воины- строителп со всей энергией приступили к работе, а через час кончились гвозди, и работа прекратилась. Так, в течение все го рабочего дня мы работали один час. О простоях из-за отсутствия гвоздей хорошо известно начальнику участка, од нако мер к устранению этого недостатка не принимается. Рядовой Д. ШЕВЧЕНКО. По следам неопубликованных писем Военкор сообщил в редакцию о непо рядках, которые наблюдаются в корабель ном ларьке. В частности указывалось на расхождение в ценах на отдельные това ры. Копия письма была направлена для принятия мер. Как сообщили в редакцию, факты, ука занные в письме, подтвердились. Прода вец корабельного ларька Непранов от ра боты освобожден и о его поведении ста вится вопрос на комсомольском бюро. Воину о противоатомной защите Санитарная обработка Известно, что в результате применения атомного оружия взрывного действия и л и боевых радиоактивных веществ (БРВ) воздух, местность, а также находящиеся вне укрытий люди, боевая техника и ору жие могут быть заражены радиоактивны ми веществами. На зараженной местности человек подвергается действию радиоак тивных излучении (облучению). Радиоак тивные вещества вместе с пылью и зем лей могут попасть на обмундирование, кожные покровы, слизистые оболочки глаз, носа и полости рта. Кроме того, воз можно проникновение радиоактивных ве ществ и внутрь организма с воздухом, пи щей и водой. Радиоактивные вещества, осевшие на кожные покровы и слизистые оболочки глаз, носа и рта, вызывают язвы и воспа ления. При длительном облучении п по падании радиоактивных веществ внутрь организма возможно заболевание лучевой болезнью. Радиоактивные вещества с течением времени сами по себе распадаются. В ре зультате этого происходит естественное уменьшение зараженности местности и находящихся на пей об’ектов. Со време нем радиоактивная зараженность полно стью исчезает. Однако процесс естествен ного распада радиоактивных веществ бу дет длительным, особенно в случае при менения противником боевых радиоактив ных веществ (БРВ). Ускорить процесс распада радиоактив ных веществ или нейтрализовать их, а следовательно, уменьшить их активность никакими физическими или химическими вещсстзами нельзя. Единственным способом уменьшения зараженности радиоактивными вещества ми является механическое удаление этих веществ с поверхностей об’ектов и кож ных покровов людей. Для сохранения боеспособности воинов, действующих на зараженной местности, большое значение приобретает проведение мероприятий по их защите от поражения радиоактивными веществами. При этом всегда нужно стремиться своевременно удалить радиоактивные вещества с кож ных покровов и обмундирования. Удаление радиоактивных веществ с кожных покровов и со слизистых оболо чек глаз, носа, рта называют санитарной обработкой. Она является одним из важ ных мероприятий по защите войск от по ражения радиоактивными веществами. В зависимости от боевой обстановки санитарная обработка может быть ча стичной или полной. Частичная санитарная обработка лич ного состава организуется в подразделе ниях при первой возможности без отвле чения воинов от выполнения боевой зада чи. Она может проводиться в зараженном районе или после выхода из него. При частичной санитарной обработке обмывают открытые части тела (лицо, шею и руки) незараженной водой из фля ги пли незараженного источника, напри мер, родника. При отсутствии или недо статке незараженпой воды частичная санитарная обработка может быть осуще ствлена путем многократного протпрания открытых частей тела ватными или мар левыми тампонами, полотенцем, носовым платком, смоченными водой из фляги. В исключительных случаях с разрешения командира тампоны смачиваются жидко стью из индивидуального противохимиче ского пакета. Если поблизости не окажет ся ни воды, ни противохимического паке та, открытые части тела следует проте реть чистыми сухими тампонами. В край нем случае вне зараженного района для протирания открытых частей тела допу скается применение подручных материа лов — травы, листьев и т. п. Зимой для этой цели используют . незасаженный снег. Обрабатывать открытые части тела пу тем обтирания необходимо в одном на правлении, сверху вниз. При этом все время переворачивают тампоны. Обтира- пие тела нужно производить без чрезмер ного усилия, чтобы избежать втирания радиоактивных веществ в кожу и образо вания на ней ссадин. Повторно протирать один и тот же участок кожи нужно чи стой стороной тампона или свежим там поном. После обработки открытых частей тела тщательно протирают руки и прополас кивают рот чистой водой. При протирании лица жидкостью из индивидуального про тивохимического пакета плотно закрыва ют глаза, нос и рот, чтобы не допустить попадания жидкости в эти органы и пре дупредить раздражение слизистых оболо чек. Наиболее тщательно протираются те части тела, которые в момент применения атомного оружия не были закрыты обмун дированием пли индивидуальными сред ствами противохимической защиты. В первую очередь сухими или слегка смо ченными тампонами удаляют видимые капли и пыль. После этого протирают ру ки и шею, а также лицевую часть про тивогаза, если он был приведен в боевое положение. Если же в момент взрыва атомной бомбы по какой-либо причине противогаз не был надет, нужно проте реть изнутри маску противогаза и лицо, а затем несколько раз прополоскать рот чистой водой из фляги и надеть противо газ. После выхода пз зараженного района, если позволяет обстановка, частичная санитарная обработка может быть прове дена более тщательно. При этом нужно снять защитную накидку, отряхнуть об мундирование, снять чулки, противогаз и защитные перчатки, после чего два-три раза промыть чистой водой открытые ча сти тела и прополоскать рот. При нали чии времени и чистого проточного пли обширного водоема может быть организо вано купание. Частичная санитарная обработка обыч но производится как до частичной дезак тивации оружия и техники, так и после нее. Повторная санитарная обработка осу ществляется с целью удаления радиоак тивных веществ, попавших на кожные покровы и слизистые оболочки людей во время дезактивации. Тщательно прове денная частичная санитарная обработка в значительной мере уменьшает опасность поражения радиоактивными веществами. При проведении частичной санитарной обработки в зараженном районе индиви дуальные средства противохимической за щиты снимать нельзя. Полная санитарная обработка прово дится, как правило, после выполнения боевой задачи. Она заключается в уда лении радиоактивных веществ со всего тела, слизистых оболочек глаз, носа и рта путем мытья под душем (желательно теплой водой) или в незаряженном во доеме. Полная санитарная обработка осу ществляется на площадках санитарной оораоотки обмывочно-дезактивационных пунктов, организуемых вне зараженного района. В населенных пунктах для сани тарной обработки используются бани, сан пропускники, душевые. В полевых усло виях для мытья личного состава могут быть приспособлены автодушевые уста новки, тазы, бочки, ведра. Летом площадки санитарной обработки могут оборудоваться палатками или лег кими навесами, в холодное время года — теплыми палатками. Ио прибытии на обмывочно-дезактива- ционный пункт воины после дезактива ции обслуживаемой ими техники, оружия, а также обмундирования и снаряжения направляются на площадку санитарной обработки. Площадка санитарной обра ботки состоит из трех отделении: разде вального, обмывочного и одевального. В раздевальном отделении л и ч н ы й состав раздевается и подвергается тщательному дозиметрическому контролю с целью уста новления степени заражения обмундирова ния, снаряжения, белья и кожных покро вов тела. Здесь же дозиметрист указы вает, на какие участки тела необходимо обратить особое внимание при обмывании. Сильно зараженное обмундирование пере носится на площадку дезактивации. По сле дезактивации обмундирование и сна ряжение специальными подносчиками до ставляется в одевальное отделение. Если обмундирование заражено ниже допусти мых норм или совсем не заражено, его переносят прямо в одевальное отделение. Лицам, имеющим на коже царапины и ссадины, на время обмывания наклады ваются повязки. Из раздевального отделения воины на правляются в обмывочное отделение, где получают мыло, мочалку и под наблюде нием санитара моются. Степень заражения рук бывает самой высокой по сравнению с другими частями тела, а оставшаяся под ногтями грязь с радиоактивными веществами может при вести к глуоокому поражению ногтевых лож. Кроме того, оставшиеся иод ногтями радиоактивные вещества в последующем могут попасть в рот и на другие части тела. Вот иочему рекомендуется сначала тщательно вымыть руки и удалить грязь из-под ногтей. Затем нужно два-трн раза вымыть с мылом голову, лицо и шею, тщательно промыть волосы, глаза и уши, так как в этих местах может скопиться большое количество радиоактивных ве ществ и пыли. Далее следует несколько раз прополоскать водой рот, обмыть все тело, обращая особое внимание на участ ки, покрытые волосами, и, наконец, опо лоснуть тело чистой водой. Продолжи тельность мытья под душем — 10 ми нут, а из таза — 15 — 20 минут. При выходе пз обмывочного отделения дозиметрист проверяет качество санитар ной обработки. Если степень заражения кожных покровов после обмывания ниже допустимых норм, воины направляются в одевальное отделение, где и одеваются. Если же степень заражения кожных по кровов оказывается выше допустимых норм, воины вновь направляются в обмы- вочноо отделение для проведения повтор ной обработки. В тех случаях, когда по вторное обмывание не дает положитель ных результатов, зараженный поступает под наблюдение врача. В одевальном отделении производится замена временных повязок, наложенных на поврежденные места кожных покровов, и промывание глаз двухпроцентным содо вым раствором у лиц, имеющих покрасне ние глаз, слезоточение п л и жалующихся нл светобоязнь. Всему личному составу нужно помнить, что своевременно проведенная тщательная санитарная обработка является очень важным мероприятием по предотвраще нию поражения радиоактивными веще ствами. Подполковник медицинской службы А. ЛАВНИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz