На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.
17 декабря 1954 г.. № 298 (5140). На с т р а ж е З а п о л я р ь я '3 Иочыо действовать умело, решительно! ☆ Благодаря высокой вы учке, отличному знанию порученного дела, руле вой-сигнальщик подвод- пс й лодки старший ма трос В . Др агунов умело действует на споем по сту в любых условиях — днем и ночью . в шторм и при плохой ви димости. З а отличное lecemie ходовой вахты передовой моряк имеет ряд поощрений от коман д а а. Н а достигнутых успе- м х передовой моряк не останавливается, а про должает настойчиво со вершенствовать свое бое вое мастерство. Н А С Н И М К Е : стар ший матрос В . Драгунов на вахте в ночном по ходе. Ф о т о И . Ннкиш ова. Огонь ведут зенитчики На onbime войнЫ Полярная ночь. На высокой сопке расположилась зенитная батарея. У ору дия, огороженном бруствером, — нико го, только медленно и настороженно ходит взад и вперед зоркий часовой. Личный состав отдыхает. U вдруг ночную тишину разрывает сигнал. Проходят считанные секунды — и зе нитчики на боевых постах. Поступают короткие доклады о готовности расче тов к бою. На станции внимательно несут вах ту операторы старший матрос Ефимов и матрос Попов. Медленно вращая ру коятки, они «прощупывают» ночное небо. Вот на шкале появился резкий всплеск. Импульс! Старший матрос Ефимов передает импульс Попову. Они цепко держат цель, но выпуская ее из поля наблюдения. Следует четкий док лад. Вьирабошнные на станции данные поступают на орудия. Внезапно подул сильный ветер, по шел мелкий сухой и колючий снег. Зенитчикам, находящимся на вершине сопки, он доставляет много неприятно стей. Но расчет младшего сержанта Па- шенко действует четко и уверенно. Орудие готово к бою, оно наведено в сторону цели. Ревун! Старший матрос Самсон нажимает на пусковую рукоятку. Гремит выст рел. и с:разу же орудийный ствол отка тывается назад. Подносчик матрос Ба- дин, чуть согнувшись, быстро бежит к орудию, передавая Ca>f*nHy тяжелый снаряд. Стрельба продолжается. Один за другим гремят выстрелы. Зенитчики действуют четко и расторопно. Яркие вспышки залпов — ослепительны. А у механизмов совсем темно. Артиллери сты действуют почти вслепую. Они так натренировались, что безошибочно знают, где расположены все детали. А работать наощупь трудно и очень сложно. Ведь достаточно замедлить од но движение или случайно взять руко ятку другого механизма, как темп стрельбы нарушится. Длительные тренировки у механиз мов дают себя знать. Никто из воинов не делает лишних движений, все отра ботано до автоматизма. Четкими, зау ченными взмахами рук зенитчики про изводят все операции. Они умеют це нить время! Ведь фактор времени — самое важное для них. От скорострель ности и точности огня в первую очередь зависит успех стрельбы. Командир расчета младший сержант Пащенко видит, что мастерство лич ного состава заметно возросло. Вот. на пример, подносчик снарядив матрос Уляшин. Трудно ему перебегать от стеллажа к орудию с тяжелым снаря дом в руках. Прежде чем подать сна ряд заряжающему, Уляшину надо пе релезть через платформу орудия. Про делать это с занятыми руками в ноч ных условиях — дело нелегкое, но Уляшин не задерживается ни на долю секунды. Он подносит снаряд за сна рядом как раз в нужный момент. Стрельба окончена. Командир бата реи тут же выстраивает личный со став, подводит итоги. Шесть зенитчи ков за умелые действия в ночных стрельбах были поощрены. Расчет выполнил стрельбу на «от лично». В этом заслуга всех зенитчи ков и в первую очередь командира ору дия. Зенитчики глубоко сознают личную ответственность за повышение бди тельности и боевой готовности. Ведь при современной технике достаточно только одному вражескому самолету нарушить наши рубежи, как он может наделать немало бед. Реактивная авиа ция обладает исключительно большими скоростями и потолком. Стоит зенитчи кам чуть замешкаться, и враг уйдет из зоны огня. Американские империалисты гото вятся развязать вторую мировую вой ну, они способны на любую подлость. В качестве носителей атомных и водо родных бомб в первую очередь они стремятся применить авиацию. Поэто му исключительно высокой должна быть бдительность и боеготовность со ветских зенитчиков. Не пропустить ни один иностранный самолет — их свя щенный долг. Надо помнить, что если враги посме ют напасть на нашу великую Родину, они будут действовать самыми ковар ными способами, выбирать для нанесе ния бомбовых и атомных ударов наи более сложные условия и в первую очередь ночь, когда до минимума со кращается видимость и действия зе нитчиков напряжены до предела. Это обязывает воинов ПВО как можно ча ще тренироваться у орудий в ночнее время, отрабатывая практические на выки и доводя их до автоматизма. Что бы достичь этого, нужно отлично изу чить материальную часть орудия, гото вить ее заблаговременно, держать бое вую технику всегда на «товсь». ...Снова ночь. Перекатывается по сопкам эхо залпов, в ночном небе яр кие вспышки разрывов. Это ведут огонь зенитчики, стоящие на страже воздушных просторов любимой Родины. Старший лейтенант И. ШМУКЛЕР. В суровые годы Великой Отечественной войны советские моряки с честью выпол няли свой долг перед Родиной, несмотря ни на какие трудности. Ни штормы. ни полярная мгла не были помехой умелым действиям отважных североморцев. II ночью и днем выходили корабли на шего Флота в дальние походы. Они громи ли врага и когда море окутывала непро глядная тьма и когда сплошные белесые туманы уменьшали видимость. Эсминец «Гремящий» неоднократно производил ар- тиллгяшйркие удары по об’ектам против ника. Расчеты научились действовать оди наково умело как в светлое время суток, так и в темноте. Богатый практический опыт приобрели моряки «Гремящего» и н отражении налетов вражеских самолетов. Они достигли высокой плотности огня и скорострельности. Современный бой скоротечен. Он требу ет мгновенной быстроты, автоматических действий всего личного состава. А авто матизм п р и х о д и т в результате длительных тренировок при условии отличного знания специальности и хорошей физической под готовки, которые позволяют матросу дей ствовать в самой сложной обстановке. Опыт войны г о в о р и т о том. что моря кам приходится действовать в бою в услож ненных условиях. П оэтому и все трени ровки орудийных расчетов необходимо проводить в обстановке, максимально при ближенной к боевой. Личный состав дол жен уметь действовать так. чтобы ника кая качка, никакая тьма не могли поме шать ему отлично выполнить задачу. А главное в этом — отличное знание мате риальной части и автоматизм в действиях. Безукоризненно изучив расположение всех механизмов и деталей, комендор мо жет действовать и в темноте с таким же успехом, как при свете. Неплохих показателей в ночных трени ровках добился расчет старшины 2 статьи Прокопенко. Здесь каждый матрос хорошо изучил свое заведыванпе. может действо вать в полной темноте. В условиях полярной ночи особенно важна своевременность нанесения удара. Побеждает тот. кто первым откроет огонь. Однажды проводились ночные стрельбы по освещенному предмету. Личный состав по команде быстро занял свои места, навел орудие на цель. Снаряды орудий, обслу живаемых расчетами Прокопенко и Фоки на. леглп у цели. Комендоры добились бы строго открытия огня, достигнув и боль шой меткости. А вот комендоры расчета старшины 2 статьи Нефедьева опоздали. Произошло это потому, что матросы отде ления недостаточно хорошо подготовили материальную часть накануне, днем. Есте_ ственно. что ночью им пришлось немало порг.'Зотать. чтобы как можчо скорее уст ранить задержку. Л и ч н ы й состав орудийного расчета стар шины 1 статьи Фокина содержит вверен ную ему материальную часть в образцовом состоянии. Орудие всегда находится под постоянным наблюдением комендоров. С самого утра, когда начинается проворачи вание механизмов, моряки любовно и вни мательно ухаживают за боевой техникой. Особенно усилили они наблюдение зимой. Сейчас весьма важен тщательный уход за каждым механизмом, потому , что холодная вода, замерзающая при попадании на ме таллические части, снег, оседающий в па зах. могут сказать вредное влияние на ма териальную часть. Если не посмотришь за этим днем, то ночью при стрельбе можно допустить оплошность. Этим, в частности, пренебрег матрос Гусев, который не ос мотрел перед стрельбой свое заведыванпе и подвел товарищей. Об этом никогда не забывает старшина 1 статьи Фокин. Он учит подчиненных ему матросов всегда заботиться о матери альной части заблаговременно. — Лишняя проверка позволит убедить ся в том. что при ночной стрельбе орудие будет стрелять без отказа. — говорит Фо кин матросам. Особенно важно не допускать никаких упрощений в боевой учебе. Так и посту пает старшина 1 статьи Фокин. Он требу ет от комендоров неуклонного выполнения в:-ех инструкций и наставлений, уметь действовать за двоих, троих. Однажды ночью, например, артиллеристы несли го товность на боевых постах. Внезаинэ в сумраке появилась цель. Орудие своеоре- менно открыло огонь. Несмотря на то, что отделение было не в полном составе. — у орудия находилась полозлпа расчета. — личный состав добился хороших результа тов. Не так было в расчете старшины 2 статьи Прокопенко. Обычно требова тельный. старшина на этот раз не про контролировал несение готовности подчи ненными. которые находились не у само го орудия, а поблизости от него. В резуль тате. когда появилась цель, комендоры не сразу открыли огонь. Стрельба в ночное время особенно труд на и сложна. Поэтому все тренировки на до проводить в полном напряжении. Это хорошо понимает старшина 1 статьи Фо кин. Он методически правильно учит своих подчиненных, проявляет изо бретательность и инициативу в проведе нии ночных тренировок. Показателем это го является высокая боевая подготовка всего орудийного расчета. Его подчинен ные и в ночных условиях, действуя на боевом посту, все нормативы перекры вают. Командир расчета на тренировках оа- ставляет комендоров меняться местами, чтобы каждый умел действовать на меха низме. обслуживаемом товарищем, так же. как и на своем. Проводятся тренировки и не полным составом расчета. Эти допол нительные т р у д н о с т и воспитывают у мо ряков сноровку, четкость, умение рабо тать за двоих. В обычных условиях на действия ба шенных комендоров ночная мгла не ока зывает влияния, так как при ночных стрельбах они находятся в освещенных электричеством помещениях. Однако в го ды Великой Отечественной войны было немало случаев, когда электроосвещение от близких разрывов вражеских снарядов и бомб выходило из строя, и артиллери стам приходилось действовать в темноте. В таких случаях только безукоризненное знание расположения даже самых мель чайших деталей и автоматизм в работе обеспечивали успех. Комендоры должны быть готовы и к таким случайностям. По этому целесообразно иногда п р о в о д и т ь тре нировки п р и выключенном электроосвеще нии. Каждый старшина должен иметь четкое представление, чего он хочет добиться от подчиненных, как нужно учить моряков умелым действиям в ночное время. Коман дирам расчетов необходимо п р о я в л я т ь больше инициативы и изобретательности в обучении молодых матросов. Все трени ровки. все стрельбы должны проводиться в условиях, максимально приближенных к боевым. Повышая напряженность на трениров ках. преодолевая вс»; преграды, стоящие на пути к отличному владению оружием в сложных условиях, комендоры еще выше поднимут боевую готовность родного флота. Старший лейтенант А. БОЛДЫРЕВ. К О Г Д А П О Г А С СВЕТ . . . Над заливом еще темно, а на корабле давно уже начались очередные трениров ки. Личный состав аварийной партии учится мастерски действовать по обеспе чению живучести корабля. Накрепко закручивая медные барашки, воины задраивают иллюминаторы, горло вины, двери. Противопожарный инвен тарь — наготове. Внезапно в кубриках и коридорах гаснет свет. Все покружает- ся в темноту. Сначала моряки ничего не видят, стоят молча. Потом глаза при выкают ко тьме, воины быстро ориенти руются. Вдруг поступила вводная: «Пожар в малярном помещении!». Оно находится внизу, в носовой части, почти у форпика. Здесь требуется высокое мастерство, от- личное знание корабля. Нельзя забывать и о том. что действовать приходится в полной темноте. Обвязавшись концом. старшина 1 статьи Бурхович, одев кислородно- изолирующий прибор, быстро отправляет ся на разведку «пожара». Спускаться на до осторожно — того и гляди сорвешься с узкого отвесно установленного трапа. Но в то же время разведчику нельзя задержи ваться ни на секунду — ведь «пожар» разрастается. Бурхович спускается все ни же и ниже. Мягкая сплошная темнота об- На перехват „противника а С АМОЛЕТ «противника», воспользовавшись темной ночью и многослойной об лачностью, нарушил воз душное пространство на шей Родины. Его появле ние немедленно обнаружили воины ра диотехнической станции. Об этом стало известно летчикам. — Перехватить самолет-нарушитель, — такой приказ получил капитан Евге ний Чигаров. Медлить нельзя. Каждая секунда на учете. Если, допустим, реактивный бом бардировщик летит со скоростью девять сот километров в час, то это значит, что за одну секунду он оставляет позади се бя двести пятьдесят метров! За полмину ты он проскочит семь с половиною кило метров. «Быстрее!» — торопит себя летчик- истребитель. Гулко работает двигатель. Капитан Чигаров включил освещение ка бины. аэронавигационные огни, авиаго ризонт. Затем настроил радиокомпас на приводную радиостанцию. Притронулся рукой к карманному фонарику. Он может пригодиться в случае отказа сети осве- дценпя. Вдруг в кабине погас свет. Это летчик выключил его, чтобы убедиться в отсутствии открытых источников. Все было сделано в очень короткое время. Вскоре гуд двигателя усиливается. Он становится свистящим. Самолет с возра стающей скоростью бежит по бетониро ванной полосе. Мелькают стартовые ог ни. Естественного горизонта не видно. П летчик, набирая высоту, привычным взглядом охватывает приборы: авиагори зонт. вариометр и другие. Пх показания заставляют летчика производить те или иные действия. За кабиной все было черно. Не сразу летчик заметил, что машина вошла в об лачность. Повернув голову, он увидел световые экраны, появившиеся у лампо чек на концах несущих плоскостей. «В облаках, — отмечает про себя Чигаров, — трудная задача найти в такой непро глядной тьме самолет-нарушитель. Днем — другое дело. Нарушитель мог быть обнаружен по тени на проплывающем внизу облаке или по мгновенному отраже нию кабиной солнечного блика, по срыву воздушных струй. Светлой же ночью са молет виден только на фоне облаков и луны. А в такую темень вся надежда на станцию наведения. Внимание летчика сосредоточено на пестрых шкалах приборов. Только они позволяют понять курс, высоту и ско рость. С земли передали: — Ваш — курс.., высота.., скорость.., до цели... — Вас — понял... Истребитель, кренясь, разворачивается влево. Машина стремительно набирает высоту. Капитан Чигаров пилотирует ее исключительно плавно. Так он делает потому, что резкие эволюции могут вре менно нарушить показания авиакомпаса. «Скорее!». Эта мысль не покидает летчика. «Не дать самолету-парушителю далеко уйти...». В самом деле, в совре менных условиях вражеский бомбардиров щик, если его упустить, получит возмож ность нанесгп серьезный ущерб как вой скам, так и важнейшим об’ектам в тылу нашей страны. Вот почему коммунист Чпгаров действует так. как требует со временный бой. Оп выжимает из перво классной машины все, что она может дать. Капитан Евгений Чигаров — летчик высокого класса. Он служит в гвардей ском авиационном подразделении и знает, что во время Великой Отечественной вой ны советские летчики придерживались правила: «Дистанция — предельная! Огонь — наверняка!». Следуя этому пра вилу, воздушные бойцы по праву назы вались хозяевами заполярного неба. Им много раз приходилось заниматься пере хватом вражеских самолетов. Взять, к примеру, сафоновцев. Они в сентябре 1941 на подходе к переднему краю наших войск перехватили 52 фа шистских самолета. В результате корот кой, но ожесточенной схватки гитлеров цы потеряли десять машин. Охваченные паникой, они открытым текстом радиро вали своему командованию: «Окружены советскими истребителями, нас уничто жают...». Современный бой в воздухе намного сложнее. Ведь теперь он ведется на боль шой высоте, при огромной скорости реак тивного самолета. И в этих условиях на до уметь с первой атаки поразить цель. Чигаров продолжал пилотировать ма шину в густой пелене облаков. Он почти не ощущал скорости. Ему казалось, что время идет очень медленно, а секундная стрелка часов двигалась по циферблату тише обычного. Но это обманчивое ощу щение. Самолет сейчас летит в простран стве со скоростью нескольких сот кило метров в час, пролетая, разумеется, в од ну секунду большее расстояние, нежели бомбардировщик. И тем не менее, потре буется немало времени, чтобы прибли зиться к нарушителю. Вдруг освещение приборов стало сла бее — в кабине посветлело. Летчик по нял, что выходит из облаков. Приняв верхнюю кромку облачности за естест венный горизонт, офицер продолжал по лет. Не первый раз пробивать ему такую плотную воздушную вату. Во время тре нировочных полетов капитан Чпгаров старался использовать обстановку, соот ветствующую настоящим условдям. Не волакивает его. Прибор затрудняет движе ния. Но моряк не впервой спускается сю да. Еще раньше он внимательно изучал каждый выступ, каждую выемку, которые встретятся на пути. Это позволяет стар шине быстро выполнять приказания ко мандира. Вот он миновал трап, поворот, теперь должна быть дверь. Нащупав руч ку, Бурхович распахивает дверь. Развед ка произведена. Моряк несколько раз дер гает сигнальный конец, докладывая о тем, что путь свободен. Спустя немного времени в малярное по мещение один за другим спускаются ма тросы аварийной партии. Отличное зна ние устройства корабля позволяет стар шим матросам Романюку и Т-каченко бы стро и безошибочно действовать в темноте. Включаются приборы, и вскоре командиру поступает доклад о том. что задание вы полнено. М о ряки , входящие в состав аварийных партий, должны особенно хорошо знать устройство корабля, расположение всех по мещений. люков, горловин и т. д. А это не так-то просто. Если в бою начнется пожар внутри корабля, то дым и пламя пойдут в тс отдушины, где им свободнее вырваться наружу. Поэтому неопытный матрос сразу бросается туда, где больше дыма. Не заме чая основного очага пожара сразу ему, например, удавалось уловить момент входа в густую дымку. Но коман дир эскадрильи научил его определять это по известным только летчикам при метам. Капитан Чигаров постоянно осматри вался. К этому были основания. Ему из вестны некоторые приемы экипажей со временных бомбардировщиков, при помо щи которых они пытаются обмануть ист ребителей. Так американские самолеты во время агрессии в Корее использовали облач ность для маскировки, для незаметного подхода к об’ектам атаки. Для этой цели они «стригли облака», т. е. летели в их верхней кромке. В ней растворялся дема скирующий инверсионный след. Но это не спасало воздушных бандитов. Корей ские летчики находили их и там и бес пощадно уничтожали. Зная об этом, капитан Чигаров погля дывал на оставшиеся внизу облака: не проплывет ли там черная тень бомбарди ровщика, не блеснет ли под лучами луны кабина летчика. Офицер делал это не по тому, что не верил данным станции. Нао борот, он вел свой самолет по данным, указанным с земли. А осмотрительность в современном воздушном бою очень нужна летчику. Он должен учитывать окружаю щую его обстановку и использовать ее для достижения победы. Не зря еще Бо рис Сафонов говорил, что истребителям надо летать в любую погоду, в любых условиях уметь бить врага. Надо летать так. чтобы каждое облако, каждая сопка была не помехой, а другом, чтобы летчи кам помогали и скалы, и ветер, и тучи... Коммунист Чигаров на партий ном собрании призывал товарищей пока зать высокий класс летной работы. Но то были слова! А сейчас на высоте не скольких тысяч метров надо было эти слова подкрепить делом, что в на стоящих условиях, когда бомбардировщик- «нарушптель» может нырнуть в любую секунду в облака, нелегко. Бывали же случаи, что более опытные летчики. Никогда не забуду такой случай. Од нажды раздалась вводная: «Пожар на полубаке!». Без промедления мы броси лись туда и потушили его. Велико же было мое огорчение, когда я узнал, что действовал неправильно. — Ведь вашей-то партии не было дано конкретное приказание. — сказал коман дир. — А вдруг бы начался пожар в это время внизу? Занявшись второстепенным делом, вы не смогли бы выполнить глав ное. Я понял, что в действиях аварийных партий самое главное — дисциплиниро ванность. Ведь от этого зависит успех во всей нашей работе по обеспечению живу чести корабля. ...Свет выключен. Одна за другой по ступают вводные: «Пробоина в районе... шпангоута!». Моряки знают свое дело. Они быстро берут подготовленный заранее, на ходящийся всегда на своем месте матери ал и осторожно, вместе с тем не теряя ни минуты драгоценного времени, заделыва ют «пробоину». Действовать в любых условиях совре менного боя — этому надо учиться в мирный период. Старшина 2 статьи И. ТИХОМИРОВ, специалист второго класса. участники Великой Отечественной воины, и то терпели неудачи. Один из них, вылетев на перехват цели в такую же ночь, предполагал сразу «разделаться» с «противником», как это ему приходи лось в годы войны. Однако летчику не удалось обнаружить цель. Этот случай убедительно показал, что в современном воздушном бою опыта минувшей войны уже недостаточно, воевать «по старинке» нельзя. Летчик не мог воспользоваться данными станции наведения. И толь ко потом выяснилось, что он ока зался ни при чем, т. к. воины стан ции наведения давали ему неточные ко ординаты цели. Впоследствии операторы научились работать грамотно, заслужили доверие летчиков. Вот почему Чигаров сейчас вниматель но прислушивается к голосу «земли». Только она указывала ему цель. А здесь, на высоте, кроме яркого шара луны, звездного неба да проносившихся внизу облаков не было ничего. После взлета прошло несколько минут, а цель не пока зывалась. Да и появится ли она в поле зрения?.. Вот летчику назначили новый курс и высоту. Это значило, что бомбардиров- шик-«нарушитель», видимо, при помощи радиотехнических средств заметил пре следование и начал маневрировать. Судя ио резко изменившимся данным станции наведения, он пытался оторваться от истребителя. На большой высоте истребитель развил максимальную скорость. Но гораздо быст рее в голове офицера проносились мысли. сВажно рассчитать момент сближения с целью». — думал он. Заранее осмы слить предстоящую атаку у капитана были веские основания. Как-то его товарищу было приказано р о т так же. как и ему. перехватить са молет «противника». Летчик был наве ден на цель и устремился на нее в на дежде поразить с первой же атаки. Но не тут-то было! Пилот бомбардировщика оказался н а д г л д ц д Б е е . В момент пп*бли- Цель в луче Мгла окутала обледенелые сопки. Се верный вртер гонит тучи по темному не бу. Кажется, что уже вле уснуло, — по лярная ночь. А у прожектористов сейчас горячая пора. Пни еще и еще раз осматри вают свои заведывания. Прожектор всег да должен быть готов к боевой работе. Поздней ночью об'явили тревогу. Лич ный состав моментально занимает свои места, и уже через несколько секунд по ступают доклады о готовности механиз мов. Дизелист старший матгос Скоророгатых умело работает на материальной части. Намного перекрывая нормативы, он даст напряжение. Операторы быстро включают радиолока тор. Станция в любую минуту готова на чать поиск пели. Поступают целеуказания. Начинается поиск. На шкале появился всплеск. Опе ратор внимательно смотрит на него. Н р т , это не цель. Это импульс местной помехи. Вновь воин вращает рукоятки. Радиоло- каторная станция, посылая импульсы в далекую темноту ночного неба, словно шарит в нем невидимыми руками, выис кивая самолет. Вот на шкале опять поя вился длинный всплеск. Всплеск движет ся, он не похож на предыдущий. Цель! Старший матрос Кпчеров пеленгует са молет. — Цель обнаружена! — четко докла дывают операторы. Отличник б о е в о й и политической подготовки матрос Нафиков п матрос Хлиманенко внимательно смот рят на экраны электронно-лучевых тру бок, в центре которых появились светя щиеся пятна. Это отражение обнаружен ного самолета. Когда самолет приблизился к зоне дей ствия прожектора, вспыхнул ослепитель но белый луч. Это отличник боевой и по литической подготовки матрос Цыпин произвел включение. Многокилометровый яркий луч, словно острый кинжал, про резал ночное небо. Вдали освещенная прожектором видна маленькая серебри стая точка. Матрос Букреев умело держит цель в луче, несмотря на виражи, которые де лает летчик. Куда бы ни повернул само лет, луч следит за ним, не выпуская из своих цепких об’ятий. Внезапно сноп света стал светлее, яр че. Сразу же после включения луча- искателя на него наложился второй — луч-сопроводитель. Это дает возможность еще лучше видеть освещенный прожекто ром самолет. Умело действуют прожектористы. Цель не уйдет! Тренировка окончилась. Но воины не покидают своих мест, они любовно осмат ривают материальную часть, чтобы она всегда была готова к действию. Ведь ни какая случайность не должна быть неожиданностью для советских воинов. Поэтому прожектористы содержат меха низмы в повседневной боевой готовности. Они часто тренируются в любое время дня и ночи, не обращая внимания на су ровые условия заполярной зимы. Стар ший начальник, посетивший однажды станцию, об’явил благодарность всему расчету за отличное обслуживание меха низмов. ...Ночь. Прожектористы — у своих за- ведываний. Они ожидают очередного при казания. Оператор внимательно наблюдает за шкалой. Импульс! Цель! Мгновенно включается прожектор. Цель в луче! Прожектористы-североморцы настой чиво повышают свое боевое мастерство. Они изо дня в день умело трудятся, что бы ни один вражеский самолет не мог нарушить священные воздушные грани цы нашей великой социалистической Родины. Зорко оберегая наше родное за полярное небо, прожектористы не пропу стят воздушных пиратов. Ослепительный луч всегда настигнет врага. Сержант С. КОЖУХАРЬ. отличник ПВО. ження истребителя он резко уменьшил скорость своего полета. Истребитель про скочил мимо, не помог ему и срочный выпуск тормозных щитков. Повторную атаку ему пришлось строить с учетом хитрости «противника». Но стоило ист ребителю приблизиться на дистанцию ог ня, как тот резко увеличил скорость. И потребовалось за ним гоняться дольше, чем диктовалось создавшейся обстанов кой. Высота снова увеличилась. Капитан Чигаров почувствовал, что машина стала «ленивой», менее послушной. Все это надо было учитывать при сближении с бом бардировщиком. На этот раз самолет капитана Чигаро- вз был выведен на цель, как по заказу. Впереди, несколько выше себя, летчик увидел силуэт бомбардировщика. — Цель вижу... — Атакую... Наступил самый ответственный мо мент: атака и уничтожение воядупгного «противника». Здесь много значат хлад нокровие п точный расчет. Коммунист Евгений Чигаров — опытный боец. Он умело воспользо вался прицелом. Теория воздушной стрельбы для него дело давно усвоенное. Офицер отработал все схемы типовых атак. Он выдержал все параметры по строения маневра, дистанцию, определил положение цели и момент стрельбы. Вирок пошла систематическая учеба на тренажерах, частые практические упраж нения и стрельбы из фотопулемета. Когда «противник» замер в прицеле на необхо димой диетанпии. летчик открыл огонь. Цель была поражена. Задание выпол нено успешно. Ночью и днем, в любую погоду капи тал Чигаров и его боевые друзья — се вероморские летчики — зорко охраняют воздушные просторы Советского Запо лярья. Стапший лейтенант К. БУРКОВ?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz