На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 17 декабря 1954 г., № 298 (5140). Второй Всесоюзный с ‘езд советских писателей о (Окончание). Д о к л а д А. состоянии и задачах А. С у р к о в а советской литеоатуоы К омм уни стич еск ой п ар тии и в с ей с о в е т ской о бщ ест в ен н о сти . 15 годы между <*>з!амп давали знать рецидивы реакционной теории « и с к у с с т в о ] л я искусства». Время о т вое- мени возобновлялись пол флагами этих лжетеорий попытки увести литературу с освященных тпалиниями всех великих пи сателей мира п особенно традициями на шей отечественной классики, позиции гражданственности а это означало в на ших условиях оторвать литературу от участия р борьпе партии и народа за ком муниетпч'ччкое будущее пашей страны. Партийные постановления 1946— 1948 годов напомнили нам литераторам и ра ботникам д р у г и х областей советского искусства. что эта опасность существует. Постановления ПК КПСС помогли нам в сплочении сил для быстрого преодоления наметившейся опасности. II в довоенные и в послевоенные годы мы встречались и с такими неизменными спутниками «чистого искусства», как формализм, ведущий к отрыву формы oj содержания, или натурализм, толкающий литературу на путь об’ективизма. К числу наиболее устойчивых реци дивов чуждых реакционных влияний сле дует отнести также космополитические тенденции. Острота реакции на космополитические вылазки в послевоенные годы должна быть особенно понятной, ибо инициатор «холодной войны» — американский им периализм, поставив себе цель достигнуть мирового господства за счет экономиче ского. политического и -культурного погло щения наций и государств, не случайно взял за идеологическую основу своей экспансии именно космополитизм. 0 том. что возможно и впредь проявле ние попыток атаковать основные позиции нашей литературы с нигилистической «платформы», свидетельствует факт по явления перед с’ездом в журнале «Новый мир» ряда статей, единодушно осужден ных нашей литературной общественно стью. Верные традициям советского патрио тизма и пролетарского интернационализ ма, мы будем бороться против тлетворно го космополитизма, отвратительной идео логии поджигателей войны. Никому из честных советских литераторов, совер шивших ошибки космополитического по рядка. критики они или писатели, не закрыта возможность, пересмотрев свои ошибочные позиции, плодотворно и друж но работать со всей семьей советских литераторов на благо развития нашей ли тературы. Рецидивы чуждых и враждебных тен денций, хававшие себя знать в практике и теории литературы, проявлялись в «ле ваческих» методах в критике, возрож давших худшие пережитки пролеткуль- товщины и рапповского заушательства. Достаточно вспомнить линию критическо го отдела журнала «Октябрь», когда там подвизались «-критики», подобные А. Ве лику. чтобы понять живучесть и этой вредной тенденции. В истории' литературы и практической критике «новорапповщн- на» давала себя знать в рецидивах вуль гарного социологизма, примитивизма вся кого рода и прочего. Серьезным врагом, с которым ^приходи лось непрестанно бороться нашей литера турной общественности, был буржуазный национализм. Докладчик анализирует деятельность критиков и литературоведов. Изданы об’- смные работы по истории русской лите ратуры, многотомные труды по истории английской, французской, немецкой и других литератур. Вышли и выходят серьезные, монографического характера работы, посвященные крупнейшим писа телям и критикам прошлого, проблемам изучения стиля, языка, мастерства клас сиков. Значительно слабее разрабатыва ются вопросы советской литературы. Тов. Сурков подчеркивает важность широкого обмена мнениями при оценке того пли иного явления или произведения литературы. Надо уничтожить ложное положение, при котором любая напеча танная рецензия рассматривается как некий окончательный и безапелляцион ный приговор произведению литературы. Авторитет оценки должен зиждиться на проницательности - и глубине суждений критика, а не на самом факте напечата ния статьи или рецензии. Докладчик ос танавливается также на необходимости повышения требовательности к художест венному качеству писательского труда. Он говорит о вреде так называемой «теории» бесконфликтности, которая про тиворечит законам развития действитель ности. — Решительное усиление деятельно сти критиков и литературоведов, — го ворит докладчик, — приближение инсти тутов Академии наук к решению больших вопросов обобщения опыта современной литературы, освещение в журналах и га зетах вопросов теории и истории литера туры, вопросов текущей критики и биб лиографии, оживление деятельности ре дакций критики и литературоведения в издательствах и создание специального журнала, посвященного разработке вопро сов теории и истории литературы — вот первые меры, которые необходимо _ при нять для оживления этого важнейшего участка литературной работы. ■й -tr * Несомненные и значительные успехи советской литературы в период между с’ездами не отменяют, а, наоборот, пред полагают самый требовательный, самый широкий разбор ее недостатков. Мы не имеем права не сказать с три буны с'езда о ее отставании от запросов бурно развивающейся нашей действитель ности, от непрерывного поста читатель ской требовательности. Мы должны кри тиковать сильно и прямо недостатки на шей литературы, исходя не на нигили стического неверия в ее возможности, а из уверенности в том, что литература на ша располагает таким отрядом талантли вых писателей, достигла такого уровня творческого опыта и зрелости, что может j' ☆ решать куда более сложные задачи, чем те. которые она решала и решает. Задачи литературы — помогать Фор мированию характера строителя комму низма и показом людей нашгг»» вдохни В;> всем великолепии их человеческого д о стоинства, и целеустремленной беском промиссной критикой пережитков капита лизма в сознании и психике людей, г.гех недостатков и неустройств жизни. Советский человек, придавший истори ческому развитию такой невиданный теми, нетерпелив. Он ждет от литературы более горячего, более своевременного от клика на вопросы, которые его волнуют, он хочет видеть писателя не в качестве летописца, фиксирующего его жизнь и борьбу «задним числом», а в качестве то варища и соратника, в качестве развед чика будущего, обогащающего строителя новыми идеями, открывающего ему новые горизонты. Читатель часто недоволен нашими кни гами из-за одностороннего изображе ния в них советской современности, из- за того, что многие из нас не мо гут пли боятся следовать традиции на ших предшественников-классиков и ча сто заслоняют в своих книгах челове ка проблемой или материалом, боятся по казать человека в «трехмерности» его исторического бытия — многосторонне, во всем богатстве его духовного мира, в единстве общественного и личного. Читатель стихов и прозы, зритель теат ра и кино ждет от советской литературы жанрового разнообразия — романов, по вестей и рассказов, эпических поэм, гра жданской и личной лирики, трагедии и драмы, гневной сатиры и веселой быто вой комедии. Он вправе требовать, что бы любое произведение было на уровне его широкого умственного кругозора, его чрез вычайно возросшей требовательности к художественному качеству произведения. Действительность нашей литературы настойчиво требует от писателя более ин тенсивного вторжения в жизнь. Позиция стороннего наблюдателя жизни для совет ского писателя — фальшивая позиция. Советский писатель не свидетель, а уча стник того, что происходит в действи тельности и что является материалом его книги. Хозяйская позиция в жизни обще ства есть одно из проявлений партийно сти писателя. Коммунистическая партия рассматри вает литературу как своего активного по мощника в коммунистическом воспитании народных масс, как оружие борьбы^ с^пе режитками старого, как средство обобще ния нового в жизни и характере совет ского человека. Но, решая общие для всех задачи, надо особо выделить те виды и жанры литературы, от развития которых зависит рост смежных вилов^ искусства. Особое внимание писателей должна приковать деятельность в области драма тургии и кинодраматургии, в области тех видов поэзии, которые связаны с песен но-музыкальным творчеством. На этих участках у нас особенно заметно отстава ние. тормозящее развитие важнейших и наиболее массовых видов искусства, а характер театра, кино, песни таков, что ☆ при их по- быстрое и литературное произведение средстве получает наиболее всеобщее распространение среди десятков миллионов людей. ☆ ☆ ☆ Союз писателей, как общественная ор ганизация. является проводником .идей партии в литературе, формой коллектив ного писательского руководства литерату рой. Созданный по инициативе А. М. Горького. Союз писателей на протяжении двадцати лет выполнял эту роль. IIпред Всесоюзным с’ездом но всей стране проходили писательские с ’сзды в республиках, писательские конференции в областях и краях. На них в подлинно де мократической атмосфере широкой кри тики и самокритики с докладами, содокла дами и в прениях выступило более 1.300 писателей, свыше трети всего состава Союза. Во многих выступлениях содержалась серьезная критика различных сторон ра боты Союза писателей, в том числе и организационной работы. Эта критика, часто суровая, была всецело направлена на укрепление Союза путем решительного исправления промахов и ошибок в его ра боте. Велики задачи, которые коллективно придется решать литературе на с’езде и после с’езда. Для их выполнения нужны усилия всего коллектива советских лите раторов. Чпсло членов Союза писателей между с’ездами увеличилось больше чем вдвое. Но число новых книг возросло в значительно меньшей пропорции. Среди членов ССП есть немало людей, перестав ших работать в литературе. В перпод между с’ездамп в литературу пришли многие новые люди, и все же средний возраст писателя повысился на 10— 15 лет. а удельный вес молодых пи сателей в возрасте до 30 лет стал во мно го раз меньше. Это значит, что перед на- мп во весь рос;г стоит задача вовлечения в литературу талантливой молодежи. Для нее должны быть созданы условия, соче тающие благожелательность к молодым талантам с самой строгой требователь ностью к качеству произведений, с кото рыми молодежь вступает в литературу. Наш с’езл с особой настойчивостью должен обратить внимание литераторов старшего поколения на их прямую обя занность отвечать за завтрашний день литературы, то есть за воспитание л и тературной молодежи. Наши литераторы, следуя примеру А. М. Горького. должны более щедро делиться с молодежью своим опытом, вовлекая в литературу все новых и новых талантливых людей. В заключение докладчик заявил: — Успех советской литературы. ко лоссальное распространение ее произведе ний в нашей стране и за рубежом означа ет победоносное, триумфальное шествие по странам мира нового героя — совет ского челозека. Первая забота советских писателей должна состоять в том. чтобы этот герой обогащался в произведениях литературы новыми чертамп и качествами. какие повседневно воепптывает в людях непре рывно развивающаяся советская лшзнь. НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТЗА ПРАВИТЕЛЬСТВУ ФРАНЦИИ Вчера, 16 декабря. Второй Всесоюзный с’езл советских писателей продолжал свою работу. С’езд работает в Колонном зале Дома Союзов. На утреннем заседании, которое проходило под председательством Павло Тычины, с докладом «Советская литерату ра для детей и юношества» выступил пи сатель Борис Полевой. У советской детской литературы боль шие славные традиции, г о в о р и т доклад чик. Все художники, составляющие нашу национальную гордость, сделали в нее свой вклад. Говоря о детской литературе, о ее современном состоянии, обдумывая пути ее дальнейшего развития, мы го во рим и думаем о самом н уж н о м и важном — о воспитании новых поколений строителей коммунизма, о будущем нашей Родины. За 20 лет. прошедших между двумя пи сательскими с’ездами. совегская литерату ра для детей и юношества выросла, окреп ла и расцвела. Докладчик п р и в о д и т циф ры. характеризующие достижения совре менной детской литературы. Например, ес ли в лнн Первого с’езда советских писате лей в детской литературе постоянно рабо тало всего несколько литераторов, то за двадцат:. лет выступили с книгами для детей 1.500 авторов: писателей, поэтов, драматургов, ученых, педагогов, путеше ственников знатных и бывалых людей. Общими у с и л и я м и всех этих авторов осуществлено 20.600 изданий общим ти ражом 911 миллионов экземпляров. Особенной популярностью у юных чи тателей п о л ь з у ю т с я произведения Николая О с т р о в с к о г о . Валентина Катаева. Аркадия Гайдара. Александра Фалеева. Вениамина Каверина и многих других писателей, сре ди которых немало представителей лите ратур братских советских республик. Лю бимыми героями детей и юношества стали такие увлекательные своеобразные харак теры. как неистовый бореп за свободу Чапаев, как несгибаемый молодой к о м м у н и с т , главный воин и великий труженик Павел Корчагин, как мечтательная и по рывистая школьница Зоя Космодемьян ская. в трудные для нашей Родины дни становящаяся бесстрашной народной мсти тельницей Таней, как славная плеяда мо лодогвардейцев. Кнпгп этих авторов наш ли живой отклик v миллионов читателей, потому что писателям удалось показать людей. воплощающих в себе черты подлин ного героя нашего времени, представляю щих типический характер в типических обстоятельствах. В то же время излюбленными героями юных читателей являются герои произве дений Гомера. Сервантеса. Дефо. Христиа на Андерсена. Де Костера и многих д р у гих классиков мировой литературы. Об клей чертой полнящей героев современ ных. классических, переводных детских книг, являются их любовь к Родине, к своему народу, братские чувства к наро дам ю у г и х стран, уважение к людям в^ех наций. Но наряду с яркими произведениями. раскрывающими богатый духовный мир их героев, есть немало книг, не соответству ющих современному у р о в н ю читательских требований, например, «Парта Чехова» И. Василенко, «В нашеу классе» И. Ди ка. «Онп стали пионерами» А. Котовщп- ковой b другие. Неудача этих писателей в том, что они шли от схемы, а не от жиз ни. Только в знании жизни, — говорит докладчик,— в умении ее наблюдать, под мечать в ней новое, типичное и состоит сила любого дарования. Необходимо обра тить больше внимания на выпуск^научно- художественной. приключенческой и на учно-фантастической литературы, для со здания которой творческая жизнь нашего народа дает огромное множество богатей ших сюжетов. Советские поэты написали для детей немало хороших стихов. Например, произ ведения С. Маршака имеют уже 661 из дание. К. Чуковского — 450 изданий, книги Агнии Барто вышли 435 ваз. Юные читатели любят стихи С. Михалкова^. Е. Благининой. Н. Забилы. Е. Трутневой и многих других поэтов. Докладчик под черкивает. что пишущие для детей поэты, так же как и прозаики, должны неустан но искать свой образ, свою тему, раскры вать перед детьми светлые образы социа листической действительности. Большой любовью пользуются у детей сказки. Лучшие сказочники всегда с т р о и л и свои глубоко поэтические и гумани стические повествования на реальной ос нове. искали сказочные сюжеты в жизни и всегда осмысливали любой фантастиче ский сюжет с позиций своего времени. Докладчик характеризует творчество Пад ла Бажова, впервые в мире прославивше го в сказочной форме т р у д промышленно го рабочего. Алексея Толстого. Д м и т р и я Нагишкина и Корнея Чуковского, указы вает. что сказка должна обязательно ут верждать победу нового над старым, воз давать славу народной мудрости, смекал ке. выражать в поэтических образах меч ты и мысли передовых людей Одним из отстающих участков детской литературы является критика. Советские литературоведы серьезно повинны в том,— говорит Борис Полевой. — что все богат ства нашей детской литературы еше не раскрыты в полной мере, не оценены, что детские писатели варятся в собственном соку, а многие взрослые писатели, не зная детской литературы, продолжают считать ее чем-то второстепенным. Одной из самых больших и важных тем детской литературы докладчик считает тему великого трудового творчества, кото рым охвачена вся советская страна. Юным читателям н у ж н ы поэтические, романти ческие книги, прославляющие т р у д на Фабриках и в колхозах, способные с дет ства поселить в ребенке мечту работать v станка, на комбайне, в забое, книги, кото рые бы в горячих и правдивых образах раскрыли благородную с у т ь увлекательно го и многообразного творчества людей тру да. С содокладом о советской поэзии высту пил Самел Вургун. — За двадцать лет. — сказал он. — прошедших после Первого с'езда. на ши ряды значительно пополнились новы ми творческими силами. Мы гордимся тем. что советская поэзия — это партийная поэзия в самом широком смысле слова .и ленинский п р и н ц и п пар тийности является ее основой. Когда В. Маяковский сказал: Я Всю свою Звонкую силу поэта Тебе отдаю, атакующий класс. — это был и голос великого поэта, и голос эпохи, голос всей нашей новой поэзии. Ленинская эстетика, утверждая пар тийные принципы нашей литературы, утверждала также невиданный в истории человечества демократизм художественной мысли, открывала широкие просторы для творческой самостоятельности, активности художественного творчества, для безгра ничного разнообразия стилей и течений, индивидуальностей и склонностей. В годы своего становления нашей поэзии пришлось преодолеть много труд ностей и препятствий, возникших в острой классовой борьбе с пережитками буржуазных и проявлениями мелкобур жуазных течений. В этой долголетней и сложной борьбе победила новая партий ная поэзия, поэзия патриотическая и гражданская. В годы Великой Отечественной войны, этого серьезного испытания для нашего народа, проверки всех его сил. лучшие качества советской поэзии проявились со всей- мощью. Советские поэты воспевают дружбу между народами всего мира, всемогущую силу пролетарского интернационализма, они радостно приветствуют все лучшее и светлое, что совершается в нашей стране и во всем мире. Борьба за пере довое. прогрессивное, утверждение ново го, коммунистического в столкновении со старым, отмирающим — такова главная жизненная тема советской поэзии, -гово рит далее Самед Вургун. Оратор анализирует выдающиеся про изведения эпической поэзии, созданные Асеевым, Багрицким, Тихоновым. Анто кольским. Пнбер. Берггольц и другими советскими поэтами. В послевоенный период опубликован ряд поэм, в которых главным героем по казан народ. Таковы: прекрасная поэма «Россия» А. Прокофьева, поэма казах ского поэта Таира Жарокова «Поток», в которой автору удалось создать образ мо лодого советского инженера. «Туркмен ская поэма» Берды Кербабаева. «Краси вая Меча» М. Алигер, «Золотой кишлак» М. Миршакара и ряд других. Вместе с тем, в некоторых поэмах, особенно напи санных в послевоенные годы, неорганич ность лирического начала повела к бегло сти. растянутости и даже тусклости изо бражения. Так. неплохая в целом поэма A. Яшина «Алена Фомина», в которой дан убедительный образ женщины, пере довой колхозницы, все же страдает растя нутостью и описательством. — Сильна и многообразна наша лири ческая поэзия, — говорит докладчик. — Для советской лирики нет стен и перего родок. Она откликается на все, что вол нует советского человека. Причем решает успех лирического стихотворения не толь ко тематика. По-новому истолковывая те мы. издавна волновавшие поэтов, совет ские поэты пишут и о счастье народов, и о счастье влюбленных, о любви к отече ству. и о материнской любви, о творче стве миллионов, и о творческих искани ях самого художника. Наряду с этим в недавнем прошлом начал несколько су жаться диапазон советской лирики. Ри торичность, холодная рассудочность, умо зрительность чувствуются иногда в на шей лирике. Самед Вургун говорит о росте молодых сил советской поэзии и призывает Союз писателей решительно. по-горьковски, взяться за воспитание молодого поколе ния. Он предостерегает «молодых» от за знайства и чванства. Самед Вургун уделил также большое внимание проблемам развития сатириче ской поэзии, которая должна занять важ ное место в поэтическом арсенале. Состояние нашей сатирической поэзии, говорит он, в целом не удовлетворяет нас. Многие сатирические произведения, созданные на злобу дня. иногда напоми нают зарифмованные газетные заметки. Сатире явно не хватает масштабности. Возьмем, например, цикл стихотворений B. Дыховичного и М. Слободского «Без меня!». Был он опубликован не так дав- по. а уже кажется устаревшим. Почему так случилось? Причина в том. что поэ ты не стремились типизировать, не рабо тали над своим произведением с доста точной тщательностью. Печать спешки лежит и на некоторых последних сатири ческих работах С. Михалкова. Говоря о задачах повышения поэтиче ского мастерства. Самед Вургун подчерк нул. что напрасно некоторые критики, да и сами авторы пытаются прикрыть бедность и бледность формы «актуально стью темы». Заканчивая содоклад и характеризуя задачи советской поэзии, Самед Вургун сказал: — В центре всей нашей поэтической мысли должен стоять величественный образ нового, социалистического челове ка. творца новой истории, со всем богат ством его многогранной трудовой и твор ческой деятельности, со всеми его высо кими идеалами и моральными качества ми. Нам нужен, как никогда, мощный взлет поэтической мысли, широкий охват нашей прекрасной действительности и на шего величественного завтра. На этом утреннее заседание закапчи вается. (ТАСС). 16 декабря Министр Иностранных Дел СССР В. М. Молотов принял Посла Фран ции в СССР г-на Л. Жокса и вручил ему следующую ноту Правительства СССР Правительству Франции: «Советское Правительство считает не обходимым обратить внимание Правитель ства Франции на то, что действия Фран цузского Правительства, выражающиеся в заключении так называемых парижских соглашений, в корне противоречат обяза тельствам. принятым на себя Францией по «Договору о союзе и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистиче ских Республик и Французской Республи кой». Этот Договор был заключен в конце второй мировой войны. 10 декабря 1944 гола, когда Советский Союз и Франция, вместе с другими государствами антигит леровской коалиции, тесно об’единив свои силы, вели тяжелую борьбу против обще го врага народов Европы — германского милитаризма. Франко-Советский Договор, скрепленный кровыо л у ч ш и х с ы н о в совет ского и французского народов, предусмат ривает принятие Францией и Советским Союзом совместных мер для предотвраще ния возможности новой агрессии со сто роны германского милитаризма и. тем са мым, для предотвращения новой войны в Европе. В этом Договоре, заключенном на срок до конца 19G4 гола, сказано: «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются и но окончании нынешней вой ны с Германией совместно предпринимать все необходимые меры для устранения лю бой новой угрозы, исходящей от Германии, и препятствовать таким действиям, кото рые делали бы возможной любую новую попытку агрессии с ее с т о р о н ы » (статья 3-я). Далее в Договоре г о в о р и т с я : «Высокпе Договаривающиеся Стороны обязуются не заключать какого-либо сою за и не принимать участия в какой-либо коалиции, направленной против одной из Высоких Договаривающихся С т о р о н » (статья 5-я) Договор содержит также обязательства взаимной помощи сторон в случае агрес сии со стороны Германии, что отвечает интересам обеспечения безопасности как Франции, так и Советского Союза. В то время как Франко-Советский До говор преследует цель недопущения воз можности новой германской агрессии, па рижские соглашения, которые подписаны Правительством Франции, ведут к восста новлению германского милитаризма и тем самым создают угрозу новой германской агрессии. Эти соглашения предусматрива ют ремилитаризацию Западной Германии и создание западногерманской армии во гла ве с бывшими гитлеровскими генералами, которые еще недавно насаждали на окку пированных территориях Франции. Совет ского Союза, Польши, Чехословакии. Юго славии. Норвегии. Бельгии и других ев ропейских государств фашистский режим кровавого террора и угнетения. Создается не только большая западно германская армия, располагающая круп ными силами авиации, танками, тяжелой артиллерией, собственными военными шта бами, но и вся тяжелая промышленность Западной Германии, включая Рурскую промышленную область, снова переклю чается на производство вооружения. В нарушение существующих междуна родных соглашений, парижские соглаше ния предоставляют в руки милитаристов и реваншистов Западной Германии атомное оружие, а также химическое и бактерио логическое оружие, что во многом увели чивает опасность истребительной атомной, химической и бактериологической войны со всеми ее тяжелыми последствиями и неисчислимыми жертвами. Парижские соглашения вместе с тем предусматривают включение ремилитари зованной Западной Германии в агрессив ный Северо-атлантический блок и другие военные группировки, направленные про тив Советского Союза и стран народной демократии. Это означает, что Франция, будучи одной из главных участниц этих группировок, вступает в военный союз с возрождаемым германским милитаризмом, несмотря на то, что согласно Франко-Со ветскому Договору Франция взяла на себя обязательство не вступать ни в какче военные союзы, направленные п р о т и в Со ветского Союза. Советское Правительство уже неодно кратно и, в частности, в своих нотах от 23 октября. 13 ноября и 9 декабря сего гола, указывало на то. что такие действия Французского Правительства находятся в явном противоречии с духом и буквой Франко-Советского Договора о союзе и взаимной помощи. Подписав парижские со глашения, Франция грубо нарушила своп союзные обязательства по Франко-Совет скому Договору, как в отношении предот вращения новой германской агрессии, так и в отношении неучастия в военных со юзах, направленных против Советского Союза. Советское Правительство неоднократно обращало внимание Правительства Фран ции на все опасности, связанные с поли тикой восстановления германского мили таризма. При этом оно неизменно указы вало на необходимость совместных мер со стороны СССР и Франции, направленных на обеспечение и укрепление мира в Ев ропе и на разрешение неотложных в о п р о сов ио урегулированию германской про блемы. В целях решения вопроса о восстанов лении единства Германии на миролюбивых и демократических основах, путем прове дения общегерманских свободных выборов. Советское Иранительство предлагало не замедлительный созыв совещания Минн .г- ров иностранных дел четырех держав. Советское Правительство предлагало также Правительству Франции содейство вать заключению Общеевропейского До говора о создании эффективной системы коллективной безопасности в Европе, уча стниками которой могли бы быть все ев ропейские государства, независимо от их общественного и государственного устрой ства. Заключение такого Договора могло бы обеспечить мирные условия развития лля всех народов Европы. Советское Пра вительство предлагало созвать в конце но ября в Москве или Париже совещание всех европейских стран специально для обсуждения вопроса о создании системы коллективной безопасности в Европе. Все эти предложения Советского Пра вительства были направлены на то. что бы не допустить возрождения германского милитаризма, укрепить и развить друже ственные франко-советские отношения, что имеет исключительно важное значение лля обеспечения безопасности Франции и СССР и для укрепления мира в Европе. Советское Правительство с сожале нием констатирует, что Правительство Франции отказалось принять участие в организации коллективной безопасности в Европе и в разрешении неотложных за дач по мирному урегулированию герман- скои проблемы. Отклонив указанные вы ше предложения Советского Правитель ства и его дружественные предостереже ния. Французское Правительство показа ло, что оно не хочет считаться со свои ми обязательствами но Франко-Советско му Договору, с интересами укрепления мира и безопасности народов Европы. Нынешняя политика Французского Правительства не только не соответ ствует обязательствам Франции по Фран ко-Советскому Договору о союзе и взаим ной помощи, но и прямо направлена про тив Советского Союза и других миролю бивых европейских государств. Правительство Франции подписало па рижские соглашения и ныне стремится всячески ускорить ратификацию этих соглашений. Тем самым оно стремится ускорить ремилитаризацию Западной Гер мании и ее вовлечение в указанные воен ные группировки. При таком положении Франко-Совет ский Договор не может служить тем це лям. ради которых он был заключен. По скольку, несмотря на существование это го Договора, Правительство Франции ста ло на позицию восстановления милита ризма в Западной Германии и вовлекает ремилитаризуемую Западную Германию н военные группировки против Советского Союза и других миролюбивых европей ских государств, Франко-Советский До говор не только №э может служить инте ресам мира, но, напротив, превращается лишь в ширму, служащую для прикры тия нынешней политики Правительства Франции, вступившей в апрессивные военные группировки, возглавляемые Сое диненными Штатами Америки. Советское Правительство не может мириться с та ким положением и не может не сказать об этом прямо как советскому народу, так и французскому народу. Все это свидетельствует о том. что ра тификация парижских соглашений неиз бежно серьезно осложнит всю обстановку в Европе, что эта ратификация не отве чает интересам мира и безопасности в Европе, что она нужна только агрессив ным юругам некоторых государств, заня тым подготовкой новой войны. П ри таких условиях Советское Прави тельство считает своим долгом заявить, что акт ратификации парижских согла шении перечеркнет Франко-Советский До говор о союзе и взаимной помощи и ан нулирует этот Договор. Вся ответствен ность за это ляжет на Францию, на Фран цузское Правительство. После ратификации парижских согла шений Советскому Правительству не оста нется ничего другого, как внести на рас смотрение Президиума Верховного Совета СССР предложение об аннулировании До- гоБора о союзе и взаимной помощи меж ду Союзом Советских Социалистических Республик и Французской Республикой. Москва. 16 декабря 1954 года». Французский Посол заявил, что он немедленно передаст ноту своему прави тельству. Заявление Министра Иностранных Дел СССР В. М. Молотова по вопросу о взаимоотношениях с Японией На днях Министр иностранных дел Японии г-н Сигемицу сделал официаль ное заявление о внешней политике, ко торую намерено проводить новое япон ское правительство, возглавляемое пре мьер-министром Хатояма. В этом заявле нии г-н Сигемицу выразил, в частности, готовность нового правительства Японии восстановить нормальные отношения с Советским Союзом на взаимно приемле мых условиях, хотя и сделал при этом некоторые оговорки. В этой связи следует указать, что Со ветский Союз неизменно стремится к установлению и развитию отношений со всеми странами, которые со своей сторо ны проявляют к этому готовность. Такой политики Советский Союз придерживает ся и в отношении Японии, считая, что нормализация советско-японских отноше ний отвечает не только интересам обоих государств, но и интересам дру гих стран, заинтересованных в укреп лении мира на Дальнем Востоке и в ог- лаолении международной напряженности. Позиция Советского Правительства в вопросе нормализации отношений с Япо нией нашла свое выражение в Совмест ной Декларации Правительства Советско го Союза и Правительства Китайской На родной Республики об отношениях с Япо нией, опубликованной 12 октября с. г. Как известно, в этой Декларации выра жена готовность Советского Союза нор мализовать отношения с Японией, разви вать с ней торговлю на взаимно выгод ных условиях, а также установить куль турные связи. Советское Правительство положительно относится к указанному выше заявлению г-на Сигемицу о японо-советских отно шениях. Со своей стороны оно готово об судить вопрос -о практических мерах по осуществлению нормализации отношений между СССР и Японией, если правитель ство Японии действительно намерено предпринять шаги в этом направлении. 16 декабря 1954 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz