На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.
а На с т р а ж е З а п о л я р ь я 16 декабря 1954 г., N 2 237 (5139). к >.(г ' оывмые аоннш - Старшина воспитывает классных специалистов ш - г -■*' fzy f&w j■ ; ш ш т - Е дисциплине мелочей кет Иногда бывает, что матрос, нарушив шим воинским порядок, на замечание командира или товарищей отвечает: — Гак это же мелочь. Стоит ли гово рит!. о ней? Ито — глуб ок о е з а б л у ж д е н и е . В в о и н ской д и с ц и п л и н е мелочей нет. К аж д о е ее т р е б о в а н и е им еет большо е нн ач ени е и н а п р а в л ен о на у к р е п л е н и е б о е сп о со бн о ст и к орабля , части . В свяли с этим мне вспоминается слу чаи из Великой Отечественной войны. Подводная лодка, на которой я служил, находилась на позиции у берегов против ника. Свободные от вахты матросы и старшины отдыхали, некоторые хлопота ли у своих заведываний. Но вот акустик доложил командиру: — Слышу шум винтов! Командир поднял над поверхностью мо ря перископ и увидел крупный танкер противника. Сыграна боевая тревога. Мо ряки (быстро заняли свои места на боевых постах. Лодка вышла в торпедную атаку. Труд но передать напряжение, которое испы тывает каждый моряк в эти минуты боя. В голове одна мысль: «Лишь бы не под вести боевых друзей, как бы не сорвать атаку». Обычно дисциплнитрованные, умелые, хладнокровные воины с честью выполняют свой долг в бою, помогают экипажу одерживать победу над врагом. Но на этот (Раз нас постигла неудача. Торпедная атака сорвалась. II все это случилось по вине одного матроса! Пз-за халатности он не во-время включил соот ветствующий прибор, и, когда поступила команда «Пли!», торпеды из аппаратов но вышли. Враг ушел безнаказанно^. II все это, когда мы всесторонне разобра лись, произошло из-за «мелочи». Велико значение дисциплины в жизни и боевой деятельности Армии п Флота. Возьмем, к примеру, корабль. Его экипаж представляет собой большой коллектив моряков, которым вручены самая разно образная и сложная боевая техника и оружие. II чтобы обучить матросов и статтин всех специальностей умению в любых, самых сложных условиях побеж дать врата, необходимы высокая органи зованность моряков, беспрекословное под чинение экипажа воле командира. Дисциплина — душа жизни воинов, основа их высокой боеспособности. Она организует и сплачивает экипаж. Вели кий Ленин указывал, что сила сотни пре вышает силу тысячи, когда сотая органи зована. Эти замечательные ленинские сло ва подтверждает сама жизнь, опыт. При веду пример. В одном из боевых походов мы обнаружили большой караван против ника. Один транспорт водоизмещением в 15 тысяч тонн, очевидно, представляв ший для противника большую ценность, охраняли два эсминца, два сторожевика, три тральщика, четыре катера-охотника и три самолета. Несмопря на огромное численное превосходство врага, командир решил атаковать его. Подводная лодка легла на боевой курс. Метким залпом мы потопили транспорт и навели на гитле ровских вояк ужас и панику. Опомнившись, фашистские корабли ох ранения начали преследовать нас. Они •брюсилн в море более 36U глубинных бомб. Врагу удалось повредить корпус лодки. Соляр всплыл на поверхность, издательски выдавая наше местонахож дение. В отсеках стало темно — лопнули все лампочки освещения. Вышли из строя горизонтальные рули. Нам пришлось уп равлять механизмами в полной темноте. Матросы Ганьдюхин, Воробьев, Инюткпн и другие четко и уверенно выполняли приказания и команды, мастерски справ лялись со своими обязанностями. Они обеспечили кораблю успешное маневриро вание. Нам удалось оторваться от про тивника. Так четкая организованность и дисциплина экипажа, сочетаемые с. высо ким боевым мастерством, обеспечили под водной лодке крупную победу в бою. .Условия современной войны намного сложнее. Советскому воину, чтобы ус пешно выполнить свой священный долг перед Родиной, нужно обладать высокими мерально-бсевыми качествами — мужест вом, отвагой, выносливостью, стойко стью, умением в самой сложной обстанов ке боя мастерски управлять техникой и оружием. А приобрести и развить эти качества может лишь дисциплинирован ный матрос или солдат, умеющий пови новаться командирам, знающий и строго выполняющий воинские правила и по рядки. Вот почему молодому воину надо постоянно, помимо плановых занятий, изучать уставы, чтобы соблюдать каждое их требование. Ему с первых же дней службы необходимо воспитать в себе при вычку к дисциплине и помнпть, что в ней все важно. На наш корабль пришло молодое по полнение. Большинство новичков ведет себя примерно, проникнуто сознанием личной ответственности за выполнение воинского долга. Приятно нам, старослу жащим, быть с ними в одном коллективе. Мы стараемся помочь молодым матросам всем тем, что в наших силах, л радуемся их успехам. Хочется отметить матроса 10. Смирнова. Это — дисциплинирован ный матрос, старательный в учебе. Хоро шее поведение позволяет ему успешно осваивать специальность, изучать устрой ство лодки и механизмов. К сожалению, среди молодых матросов есть и недисциплинированные товарищи. У таких воинов чувствуется холодок в службе, отсутствие желания должным об разом понять, что успехи в учебе в пер вую очередь зависят от них самих. На пример, матрос Шишкин, когда лодка го товилась к погружению, не проверил свое заведывание, а командиру доложил, что оно в полном порядке. Требование ин струкции, важную свою обязанность он посчитал мелочью и не выполнил ее. Несерьезность и халатность матроса мог ли очень дорого обойтись не только для него, но и для всего экипажа. Принимая при вступлении в ряды Со ветских Вооруженных Сил Присягу, вои ны клянутся быть дисциплинированными защитниками Родины. Дело чести каждого военнослужащего — сдержать эту свя щенную клятву. В дисциплине заключе на основа наших достижений в учебе и службе, постоянной боевой готовности koj саблей и частей нанести сокрушительный улар любому агрессору, если он попы тается нарушить мир и безопасность на шего народа. Мичман С. КАМЫШЕВ. Важная роль в обучении и воспитании умелых специалистов, настоящих масте ров своего дела, принадлежит командирам отделений — ближайшим и непосредствен ным начальникам матросов. Они есс вре мя находятся с подчиненными, повседнев но изучают достоинства и недостатки вои- нов. обучают их мастерски владеть боевой техникой и оружием, воспитывают созна тельными. дисциплинированными и стой кими защитниками любимой Родины. Чтобы матрос отлично знал порученное ему дело, безупречно выполнял своп обя занности, ему, в первую очередь, нмбх> димо привить любовь к военной специаль ности. iK боевой технике. Старшина 2 статьи Ермохин несет службу в машинном отделении. Его подчи ненные достигли высо 1 ких показателей в боевой и политической подготовке. Все ма тросы стали классными специалистами. Таких результатов отделение добилось по тому. что (каждый вонн глубоко осознал важность порученного ему дела, во всех действиях (руководствуется требованиями воинских уставов и Присяги Конечно, эти успехи не пришли сами собой. Они завое ваны в напряженной учебе, в настойчи вых тренировках на боевых постах, кро потливой работой старшины с матросами. Командир отделения глубоко сознает, что прежде чем учить своих подчиненных, прививать им любовь к специальности, столь важной и почетной на корабле, нуж но в первую очередь самому быть высо коквалифицированным специалистом. Василий Ермохин — специалист второ го класса. Почетное звание он носит не первый год. За это уважают и любят ма шинисты своего старшину. Приняв отделение. Ермохин поставил перед собой задачу — в кратчайший срок подготовить матросов к тому, чтобы все они стали отличниками боевой и полити ческой подготовки, специалистами высоко го класса. Обстоятельно побеседовав с воинами своего отделения, старшина рассказал о хороших традициях экипажа корабля, о моряках, которые своей безупречной служ бой умножают его добрую славу. Много трудностей пришлось преодолеть, прежде чем все матросы стали опытными специалистами. Матрос Иимбулов упрощенно понимал задачу подготовки к сдаче экзаменов на классность и допустил ошибку. В первый период подготовки к экзаменам он читал много технической литературы, изучал описания, тренировался на боевом п о с т у . Но затем Иимбулов сбавил темпы в учебе, полагая, что все необходимое им изучено и теперь можно спокойно ждать экзамена. Старшина во-время заметил этот недо статок. — Главное качество классного специа листа. — говорил тогда подчиненному Ер мохин. — это у п о р н ы й , к р о п о т л и в ы й , пов седневный труд над повышением своих специальных и политических знаний, со вершенствование боевого мастерства. При этом старшина напомнил воину, что наша партия учит: ни в одной области, тем более в военном деле, нельзя оста навливаться на достигнутом. Военное дело непрерывно и быстро развивается, и по этому необходимо всегда двигаться впе ред. добиваться все новых и новых успе хов в совершенствовании воинского ма стерства. Тот. кто перестает совершенст вовать своп знания, тот неизбежно отста нет от пред’являемых требований. Затем командир отделения рассказал матросу, как передовые моряки корабля повседневно, кропотливо и настойчиво изучают боевую технику, упорно трени руются. — Классный специалист никогда не от кладывает на завтра то. что можно и нуж но сделать сегодня. Во всей учебе и служ бе он руководствуется требованиями уста вов и наставлений. — этими словами старшина закончил беседу с матросом. По Meipe того, как Цимбулов все больше проникался сознанием личной ответствен ности за порученное ему дело, глубже ос мысливал значение требований уставов, обязывающих каждого военнослужащего добросовестно изучать военно-морское де ло и свою специальность, росли успехи ма троса. Вскоре он восполнил пробелы в сво ей теоретической и практической подго товке. Это дало возможность м о р я к у х о р о ш о подготовиться к сдаче экзамена на классность. Теперь он специалист в т о р о г о класса. Серьезную помощь в подготовке к экза менам на классность оказал старшина ма тросу Халикову. который ныне является специалистом третьего класса. Большое внимание уделяет старшина Ермохин молодым матросам. Комсомольцы Шишкин и Белоусов не давно прибыли на корабль. Матрос Шиш кин. например, на первых порах допускал много ошибок в службе, неуверенно дей ствовал у механизмов, плохо знал инст рукцию по обслуживанию своего завелы- вания. Неправильно понимал своп задачи и Белоусов. Ермохин раз’яснил матросам, что служ ба машиниста очень трудна, но в то же время и почетна. — Ведь машинисты. — это люди, об служивающие сердце корабля. II от того, насколько хорошо оно будет работать, за висит вся боевая деятельность корабля в море, — об’яснил старшина матросам. Слова старшины повлияли на молодых воинов. Они внимательно слушали об’яс- нения на занятиях по специальности, изу чали механизмы. Комсомолец Белоусов в настоящее вре мя обслуживает циркуляционный насос. Старательно ухаживает он за своим зага дыванием. содержит его всегда в постоян ной боевой готовности. Во всех походах обслуживаемый им механизм действует безотказно. А матрос Шишкин не только изучил технику, которую приходится ему обслуживать, но и в любое время может заменить своего товарища. Оба молодых матроса недавно сдали экзамен на третий класс и продолжают совершенствовать свои знания. Отделение старшины 2 статьи Ермохи- на является дружным, работоспособным коллективом. Большинство матросов — комсомольцы Они не успокаиваются на достигнутом, неустанно добиваются все новых и новых успехов в боевой и поли тической подготовке. В этом большая за слуга старшины. Недавно моряки праздновали годовщину под’ема Военно-морского Флага на корабле. Этот праздник отделение машинистов встретило хорошими показателями в бое вой п политической подготовке. На тор жественном под'еме Флага командир в р у ч и л переходящий вымпел корабля с над писью «Отличный боевой пост» команди ру передового отделения. Принимая эту почетную награду, старшина 2 статьи Ер мохин от пменп всего отделения сказал: — Мы будем трудиться еще лучше, бу дем повседневно крепить боевую готов ность родного Флота. Лейтенант Е. ЗАРОДОВ. Встал на самостоятельную вахту Значительных успехов в боевой и политической подготовке добились подчинен ные сержанта Сергеева. Они старательно овладевают боевой техникой, учатся пра вильно ее использовать. Являясь специалистом первого класса, комсомолец Сергеев настойчиво передает воинам свой богатый практический опыт. Когда в отделение пришел матрос Куликов, Сергеев тщательно ознакомил его с заведыванпем, рассказал о характерных особен ностях об’екта. Учеба проходила непосредственно на боевом посту. Сейчас матрос Куликов самостоятельно обслуживает об’ект. С обязанностями он справляется успешно. Сержант Е. ЛАРИОНОВ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ ПРИМЕР, ДОСТОЙНЫЙ ПОДРАЖАНИЯ Сержант Юрий Воробьев недавпо стал старшиной подразделенпя. За корот кое время он завоевал хороший авто ритет среди воинов. Чутко и внимательно относится он к своим подчиненным. Вме сте с рядовым Черниковым, ефрейтором Кошелевым Воробьев произвел ремонт потолка и стен, покраску в казарме. Чистота п порядок в помещениях под разделения! Аккуратно заправлены кро вати, на стенах наглядная агитация. Дея тельное участие принял старшина в под готовке помещения к зиме, в оборудова нии орул:епного парка, установке теплого умывальника и хорошей сушилки. Требовательный к . себе и другим, старшина повседневно прививает солда там навыки воинской дисциплины, при учает их к организованности п порядку, установленному в подразделении. Так, на пример, в отделении сержанта Кукушкина был обнаружен ряд упущений. Старши на вызвал командира отделения к себе и потребовал устранить эти недостатки. При вторичном обходе он убедился, что все указания сержант Кукушкин выполнил. Дисциплинированный, требовательный и старательный, старшина В орса » ьев — до стойный пример для подражания, надеж ный помощник командира подразделения. Офицер Л. ЧЕРНОВ. НАВЕСТИ ПОРЯДОК НА КАТКЕ В Североморске на территории город ского стадиона оборудован неплохой ка ток. Воины-спортсмены и жители города могут с увлечением заниматься любимым видом спорта. Но. к сожалению, в работе катка имеется ряд серьезных недостатков. Одним из таких недочетов являет ся отсутствие скамеек, на которых ка тающийся после бега мог бы отдохнуть, поправить коньки и т. д. Отсутствие ска меек приводит к тому, что люди вынуж дены отдыхать стоя пли сидя на снегу. Нельзя не обратить внимания и на другой недостаток в организации работы катка. Почему-то вечерами, когда школь ники не имеют права даже находиться в такие часы на улице, среди катающихся на катке масса детей школьного и до школьного возраста. Они не себлюдают пра вил катания, мешают взрослым конько бежцам. Эти недостатки наблюдались на город ском катке и в прошлом зимнем сезоне. Пора бы, наконец, их устранить. Старший матрос Е. ТИМОФЕЕВ. Повседневно передает сослуживцам свои знания и опыт по эксплуатации боевой техники старшина 1 статьи Михаил Ш и- шаев. Он отлично знает специальность, требователен к себе и подчиненным, вежлив и скромен в обрашении. Н А С Н ИМ К Е : специалист второго класса старшина 1 статьи М . Шишаев (второй слева) проводит с комендорами заня тия по специальности. ф о т о И> Никишова. По следам неопубликованных писем Ефрейтор Галкин в своем письме в ре дакцию пишет, что газеты и журналы хранятся в канцелярии, и личный состав подразделения их редко впдпт. После расследования в редакцию сооб щили. что Факты, указанные в письме, имели место. Сейчас газеты п журналы личному составу выдаются регулярно. В подразделении оборудована витрина, где ежедневно вывешиваются газеты. Подшив ки газет находятся на столах в казарме. * ☆ ☆ Письмо мастера одного из флотских предприятий А. М. Иванцова, в котором указывалось на некоторые производствен ные неполадки, (редакция направила для расследования и принятия мер. Как сообщили в редакцию. Факты, ука занные в письме, ранее имели место, но сейчас устранены. Приняты меры к улучшению работы с членами профсоюза. В помощь изучающим марксизм-ленинизм Значение политической экономии в жизни общества Политическая экономия — одна из об щественных наук. Она изучает законы общественного производства и распределе ния материальных благ на различных ступенях развития человеческого общест ва. Марксистская политическая экономия является важнейшей составной частью марксистско-ленинской теории. Она воору жает рабочий класс и его партию знани ем законов общественного развития, зако нов борьбы за освобождение трудящихся от капиталистического рабства, за постро ение коммунистического общества. Предмет политической экономии Основой жизни всякого общества яв ляется производство материальных благ. Но материальное производство имеет две стороны: одной оно обращено к природе, другой — к обществу. Рассмотрим обе эти стороны. Воздействуя в процессе труда на при роду, человек при помощи тех или иных орудий труда добывает необходимые, для своей жизни материальные блага. Труд является естественным и необходимым условием жизни людей. В трудовом, про изводственном процессе возникает много различных задач материально-техническо го характера. Может быть, этими вопросами произ водства. и занимается политическая эко номия? Нет, не этими. Процесс труда как процесс материально-технического взаимо действия человека с природой интересует многие естественные и технические нау ки. Но политическую экономию интересу ет другая сторона мптерипльного произ водства: отношепия людей друг к другу в процессе производства, т. е. производст венные отношения. «Политическая эконо мия занимается вовсе не «производством», а общественными отношениями людей по производству, общественным строем произ водства» (В. II. Ленин. Соч., т. 3, стр. 40 — 41). Воздействуя на природу, люди одновре менно воздействуют и друг на друга. «Они. — указывал Маркс, — не могут производить, не соединяясь известным об разом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в оп ределенные связи и отношения, и только через посредство этих общественных свя зей и отношений существует их отноше ние к природе, имеет место производство» (К. Маркс, Ф. Энгельс. «Пзбранные про изведения», 1952 г., т. 1, стр. 63). Производство материальных благ всег да носило и всегда будет носить общест венный характер. Человек никогда не жил и не боролся за свое существование в одиночку, изолированно, как Робинзон Крузо. Люди всегда жили и боролись с природой сообща, коллективно, и их труд, процесс их материального производства всегда был общественным делом, являлся деятельностью общественного человека. Это означает, что в процессе производства человек устанавливает не только отноше ния с природой, но и определенные отно шения и связи с другими людьми. Исто рия показывает, что характер этих отно шений изменяется, и эти изменения ока зывают решающее влияние на весь строй общественной жизни человека. Общественные отношения, возникающие между людьми в процессе производства, не могут быть об’ектом изучения ни Фи зики, ни химии, ни технологии материа лов, никакой иной науки, кроме общест венно-исторической науки. Такой общест венно-исторической наукой и является по литическая экономия. Производственные отношения не висят в воздухе, а обусловлены определенным состояние производительных сил. Поэто му политическая экономия рассматривает их не оторванно от производительных сил, а во взаимодействии с ними. Производи тельные силы и производственные отно шения существуют в единстве и развива ются, влияя друг на друга. В своем един стве они образуют то, что в политической экономии получило название способа про изводства. Характер производственных отношений зависит от уровня развития производи тельных сил общества, то есть от уровня развития орудий труда, от развития са мих людей и их производственного опыта и нав 1 л_чов к труду. Меняются производи тельные силы и в соответствии с ними изменяются и производственные отноше ния, составляющие базис, экономический строй общества. Основой производственных отношений является собственность на средства про изводства (на орудия и предметы труда). В чьей собственности находятся средства производства — в собственности ли от дельных людей, отдельных общественных групп, классов пли в собственности обще ства в целом, — от этого зависит весь характер общественного производства, ха рактер распределения готовых продуктов труда и их потребления. «Предметом политической экономии, — указывал И. В. Сталин. — являются про изводственные. экономические отношения людей. Сюда относятся: а) формы собст венности на средства производства: б) вы текающие из этого положение различных социальных групп в производстве и их взаимоотношение, или, как говорит Маркс: «взаимный обмен своей деятельностью»; в) всецело зависимые от них формы рас пределения продуктов. Все это вместе со ставляет предмет политической экономии» («Экономические проблемы социализма в СССР», стр. 73). Основные типы производственных отношений История развития общества знает пять основных типов производственных отно шений: первобытно-общинный, рабовла дельческий, феодальный, капиталистиче ский и социалистический (коммунистиче ский). Первобытно-общинный строй был осно ван на коллективном, совместном труде и общей собственности на средства произ водства и продукты труда. Здесь господ ствовало первобытное уравнительное рас пределение, обусловленное низким, прими тивным уровнем развития производитель ных сил. При первобытно-общинном строе не было имущественного неравенства, ча стной собственности на средства произ водства, не было классов и эксплуатации человека человеком. Рабовладельческий строй был основан па частной рабовладельческой собствен ности на средства производства и на ра бов. В этом обществе уже появились ан тагонистические классы эксплуататоров и эксплуатируемых (рабовладельцев и ра бов), появилось государство как орган на силия рабовладельческого меньшинства общества над трудящимся большинством. _ Феодальный строй основан на частной собственности на землю и другие средства производства и неполной собственности на работника производства — крепост ного крестьянина. Здесь наряду с фео дальной собственностью существует еди ноличная собственность крестьянина п ремесленнпка на орудия производства и па свое личное хозяйство. Основную jiepTy феодального строя, так же как и рабовла дельческого, составляет непримиримая борьба между антагонистическими класса ми — эксплуататорами и эксплуатируе мыми. При капиталистическом строе основой производственных отношений является частно-капиталистическая собственность на средства производства, используемая для эксплуатации наемных рабочих — Формально свободных, но вынужденных продавать свою рабочую силу как товар. Капиталистические производственные от ношения на известной ступени развития перестали соответствовать ха/рактеру про изводительных сил, пришли в непримири мое противоречие с ними. Выражением этого непримиримого противоречия яв ляется ожесточенная классовая борьба ме жду эксплуататорами и эксплуатируемы ми, охватывающая все стороны жизни ка питалистического общества. Для охраны капиталистического строя и подавления трудящегося большинства общества бур жуазия использует государство, представ ляющее собой диктатуру буржуазии. Не примиримая классовая борьба достигает предельной остроты и неизбеясно ведет к революционному переходу от капитализма к социализму. Социалистический строй основан на общественной собственности на средства производства. Новые, социа листические производственные отношения дают безграничный простор для ралвития производительных сил и роста обществен ного богатства, обращенного на пользу народа. При социализме не остается места для эксплуатации человека человеком, эк сплуататорские классы лпквицгрованы, и общество развивается по пути полной ликвидации всяких классовых различий вообще. Созданное социалистическим стро ем государство нового типа служит в ру ках свободных тружеников общества глав ным орудием, при помощи которого воз можно построить коммунистическое обще ство и отстоять его от внешних врагов. Политическая экономия изучает, как возникает и развивается каждый из этих исторических типов производственных от ношений, как подготовляются условия пе рехода от одного типа отношений к дру гому, вследствие чего устаревают одни формы общественного производства, заро ждаются и побеждают другие формы. Об’ективный характер экономических законов Развитие общественных способов про изводства не подчинено случайным сте чениям обстоятельств. Этот процесс, как учит политическая экономия, носит зако номерный об'ективный характер. Поэтому политическая экономия ставит своей за дачей раскрыть об'ектпвные экономиче ские законы, познать их с тем, чтобы об щество могло использовать эти законы в своих интересах. Политическая экономия устанавливает, что законы экономического развития не зависят от воли и сознания людей и не могут быть сформированы государством или каким-нибудь общественным органом. Они складываются об'ектнвно, на почве исторически развивающихся условий ма териального производства. При этом одни из экономических законов общи всем спо собам производства, другие присущи толь ко тому или иному способу производства, вместе с ним возникают и с ним же схо дят со сцены. Примером общего экономического закона является закон обязательного соответст вия производственных отношений харак теру производительных сил, согласно ко торому производительные силы могут свободно развиваться только при том ус ловии, если нм соответствуют существую щие производственные отношения. Произ водственные отношения играют активную роль в развитии общественного производ ства, являются главным двигателем в раз витии производительных сил. Но это только до тех пор, пока они не отстают от производительных сил и дают простор для их развития. Когда производственные от ношения перестают соответствовать про изводительным силам, превращаются в тормоз их развития, общество, рано или поздно, отбросит устаревшие производст венные отношения и заменит их новыми, которые будут соответствовать новому
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz