На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.

а На с т р а ж е З а п о л я р ь я 16 декабря 1954 г., N 2 237 (5139). к >.(г ' оывмые аоннш - Старшина воспитывает классных специалистов ш - г -■*' fzy f&w j■ ; ш ш т - Е дисциплине мелочей кет Иногда бывает, что матрос, нарушив­ шим воинским порядок, на замечание командира или товарищей отвечает: — Гак это же мелочь. Стоит ли гово­ рит!. о ней? Ито — глуб ок о е з а б л у ж д е н и е . В в о и н ­ ской д и с ц и п л и н е мелочей нет. К аж д о е ее т р е б о в а н и е им еет большо е нн ач ени е и н а ­ п р а в л ен о на у к р е п л е н и е б о е сп о со бн о ст и к орабля , части . В свяли с этим мне вспоминается слу­ чаи из Великой Отечественной войны. Подводная лодка, на которой я служил, находилась на позиции у берегов против­ ника. Свободные от вахты матросы и старшины отдыхали, некоторые хлопота­ ли у своих заведываний. Но вот акустик доложил командиру: — Слышу шум винтов! Командир поднял над поверхностью мо­ ря перископ и увидел крупный танкер противника. Сыграна боевая тревога. Мо­ ряки (быстро заняли свои места на боевых постах. Лодка вышла в торпедную атаку. Труд­ но передать напряжение, которое испы­ тывает каждый моряк в эти минуты боя. В голове одна мысль: «Лишь бы не под­ вести боевых друзей, как бы не сорвать атаку». Обычно дисциплнитрованные, умелые, хладнокровные воины с честью выполняют свой долг в бою, помогают экипажу одерживать победу над врагом. Но на этот (Раз нас постигла неудача. Торпедная атака сорвалась. II все это случилось по вине одного матроса! Пз-за халатности он не во-время включил соот­ ветствующий прибор, и, когда поступила команда «Пли!», торпеды из аппаратов но вышли. Враг ушел безнаказанно^. II все это, когда мы всесторонне разобра­ лись, произошло из-за «мелочи». Велико значение дисциплины в жизни и боевой деятельности Армии п Флота. Возьмем, к примеру, корабль. Его экипаж представляет собой большой коллектив моряков, которым вручены самая разно­ образная и сложная боевая техника и оружие. II чтобы обучить матросов и статтин всех специальностей умению в любых, самых сложных условиях побеж­ дать врата, необходимы высокая органи­ зованность моряков, беспрекословное под­ чинение экипажа воле командира. Дисциплина — душа жизни воинов, основа их высокой боеспособности. Она организует и сплачивает экипаж. Вели­ кий Ленин указывал, что сила сотни пре­ вышает силу тысячи, когда сотая органи­ зована. Эти замечательные ленинские сло­ ва подтверждает сама жизнь, опыт. При­ веду пример. В одном из боевых походов мы обнаружили большой караван против­ ника. Один транспорт водоизмещением в 15 тысяч тонн, очевидно, представляв­ ший для противника большую ценность, охраняли два эсминца, два сторожевика, три тральщика, четыре катера-охотника и три самолета. Несмопря на огромное численное превосходство врага, командир решил атаковать его. Подводная лодка легла на боевой курс. Метким залпом мы потопили транспорт и навели на гитле­ ровских вояк ужас и панику. Опомнившись, фашистские корабли ох­ ранения начали преследовать нас. Они •брюсилн в море более 36U глубинных бомб. Врагу удалось повредить корпус лодки. Соляр всплыл на поверхность, издательски выдавая наше местонахож­ дение. В отсеках стало темно — лопнули все лампочки освещения. Вышли из строя горизонтальные рули. Нам пришлось уп­ равлять механизмами в полной темноте. Матросы Ганьдюхин, Воробьев, Инюткпн и другие четко и уверенно выполняли приказания и команды, мастерски справ­ лялись со своими обязанностями. Они обеспечили кораблю успешное маневриро­ вание. Нам удалось оторваться от про­ тивника. Так четкая организованность и дисциплина экипажа, сочетаемые с. высо­ ким боевым мастерством, обеспечили под­ водной лодке крупную победу в бою. .Условия современной войны намного сложнее. Советскому воину, чтобы ус­ пешно выполнить свой священный долг перед Родиной, нужно обладать высокими мерально-бсевыми качествами — мужест­ вом, отвагой, выносливостью, стойко­ стью, умением в самой сложной обстанов­ ке боя мастерски управлять техникой и оружием. А приобрести и развить эти качества может лишь дисциплинирован­ ный матрос или солдат, умеющий пови­ новаться командирам, знающий и строго выполняющий воинские правила и по­ рядки. Вот почему молодому воину надо постоянно, помимо плановых занятий, изучать уставы, чтобы соблюдать каждое их требование. Ему с первых же дней службы необходимо воспитать в себе при­ вычку к дисциплине и помнпть, что в ней все важно. На наш корабль пришло молодое по­ полнение. Большинство новичков ведет себя примерно, проникнуто сознанием личной ответственности за выполнение воинского долга. Приятно нам, старослу­ жащим, быть с ними в одном коллективе. Мы стараемся помочь молодым матросам всем тем, что в наших силах, л радуемся их успехам. Хочется отметить матроса 10. Смирнова. Это — дисциплинирован­ ный матрос, старательный в учебе. Хоро­ шее поведение позволяет ему успешно осваивать специальность, изучать устрой­ ство лодки и механизмов. К сожалению, среди молодых матросов есть и недисциплинированные товарищи. У таких воинов чувствуется холодок в службе, отсутствие желания должным об­ разом понять, что успехи в учебе в пер­ вую очередь зависят от них самих. На­ пример, матрос Шишкин, когда лодка го­ товилась к погружению, не проверил свое заведывание, а командиру доложил, что оно в полном порядке. Требование ин­ струкции, важную свою обязанность он посчитал мелочью и не выполнил ее. Несерьезность и халатность матроса мог­ ли очень дорого обойтись не только для него, но и для всего экипажа. Принимая при вступлении в ряды Со­ ветских Вооруженных Сил Присягу, вои­ ны клянутся быть дисциплинированными защитниками Родины. Дело чести каждого военнослужащего — сдержать эту свя­ щенную клятву. В дисциплине заключе­ на основа наших достижений в учебе и службе, постоянной боевой готовности koj саблей и частей нанести сокрушительный улар любому агрессору, если он попы­ тается нарушить мир и безопасность на­ шего народа. Мичман С. КАМЫШЕВ. Важная роль в обучении и воспитании умелых специалистов, настоящих масте­ ров своего дела, принадлежит командирам отделений — ближайшим и непосредствен­ ным начальникам матросов. Они есс вре­ мя находятся с подчиненными, повседнев­ но изучают достоинства и недостатки вои- нов. обучают их мастерски владеть боевой техникой и оружием, воспитывают созна­ тельными. дисциплинированными и стой­ кими защитниками любимой Родины. Чтобы матрос отлично знал порученное ему дело, безупречно выполнял своп обя­ занности, ему, в первую очередь, нмбх> димо привить любовь к военной специаль­ ности. iK боевой технике. Старшина 2 статьи Ермохин несет службу в машинном отделении. Его подчи­ ненные достигли высо 1 ких показателей в боевой и политической подготовке. Все ма­ тросы стали классными специалистами. Таких результатов отделение добилось по­ тому. что (каждый вонн глубоко осознал важность порученного ему дела, во всех действиях (руководствуется требованиями воинских уставов и Присяги Конечно, эти успехи не пришли сами собой. Они завое­ ваны в напряженной учебе, в настойчи­ вых тренировках на боевых постах, кро­ потливой работой старшины с матросами. Командир отделения глубоко сознает, что прежде чем учить своих подчиненных, прививать им любовь к специальности, столь важной и почетной на корабле, нуж­ но в первую очередь самому быть высо­ коквалифицированным специалистом. Василий Ермохин — специалист второ­ го класса. Почетное звание он носит не первый год. За это уважают и любят ма­ шинисты своего старшину. Приняв отделение. Ермохин поставил перед собой задачу — в кратчайший срок подготовить матросов к тому, чтобы все они стали отличниками боевой и полити­ ческой подготовки, специалистами высоко­ го класса. Обстоятельно побеседовав с воинами своего отделения, старшина рассказал о хороших традициях экипажа корабля, о моряках, которые своей безупречной служ­ бой умножают его добрую славу. Много трудностей пришлось преодолеть, прежде чем все матросы стали опытными специалистами. Матрос Иимбулов упрощенно понимал задачу подготовки к сдаче экзаменов на классность и допустил ошибку. В первый период подготовки к экзаменам он читал много технической литературы, изучал описания, тренировался на боевом п о с т у . Но затем Иимбулов сбавил темпы в учебе, полагая, что все необходимое им изучено и теперь можно спокойно ждать экзамена. Старшина во-время заметил этот недо­ статок. — Главное качество классного специа­ листа. — говорил тогда подчиненному Ер­ мохин. — это у п о р н ы й , к р о п о т л и в ы й , пов­ седневный труд над повышением своих специальных и политических знаний, со­ вершенствование боевого мастерства. При этом старшина напомнил воину, что наша партия учит: ни в одной области, тем более в военном деле, нельзя оста­ навливаться на достигнутом. Военное дело непрерывно и быстро развивается, и по­ этому необходимо всегда двигаться впе­ ред. добиваться все новых и новых успе­ хов в совершенствовании воинского ма­ стерства. Тот. кто перестает совершенст­ вовать своп знания, тот неизбежно отста­ нет от пред’являемых требований. Затем командир отделения рассказал матросу, как передовые моряки корабля повседневно, кропотливо и настойчиво изучают боевую технику, упорно трени­ руются. — Классный специалист никогда не от­ кладывает на завтра то. что можно и нуж­ но сделать сегодня. Во всей учебе и служ­ бе он руководствуется требованиями уста­ вов и наставлений. — этими словами старшина закончил беседу с матросом. По Meipe того, как Цимбулов все больше проникался сознанием личной ответствен­ ности за порученное ему дело, глубже ос­ мысливал значение требований уставов, обязывающих каждого военнослужащего добросовестно изучать военно-морское де­ ло и свою специальность, росли успехи ма­ троса. Вскоре он восполнил пробелы в сво­ ей теоретической и практической подго­ товке. Это дало возможность м о р я к у х о р о ­ ш о подготовиться к сдаче экзамена на классность. Теперь он специалист в т о р о г о класса. Серьезную помощь в подготовке к экза­ менам на классность оказал старшина ма­ тросу Халикову. который ныне является специалистом третьего класса. Большое внимание уделяет старшина Ермохин молодым матросам. Комсомольцы Шишкин и Белоусов не­ давно прибыли на корабль. Матрос Шиш­ кин. например, на первых порах допускал много ошибок в службе, неуверенно дей­ ствовал у механизмов, плохо знал инст­ рукцию по обслуживанию своего завелы- вания. Неправильно понимал своп задачи и Белоусов. Ермохин раз’яснил матросам, что служ­ ба машиниста очень трудна, но в то же время и почетна. — Ведь машинисты. — это люди, об­ служивающие сердце корабля. II от того, насколько хорошо оно будет работать, за­ висит вся боевая деятельность корабля в море, — об’яснил старшина матросам. Слова старшины повлияли на молодых воинов. Они внимательно слушали об’яс- нения на занятиях по специальности, изу­ чали механизмы. Комсомолец Белоусов в настоящее вре­ мя обслуживает циркуляционный насос. Старательно ухаживает он за своим зага­ дыванием. содержит его всегда в постоян­ ной боевой готовности. Во всех походах обслуживаемый им механизм действует безотказно. А матрос Шишкин не только изучил технику, которую приходится ему обслуживать, но и в любое время может заменить своего товарища. Оба молодых матроса недавно сдали экзамен на третий класс и продолжают совершенствовать свои знания. Отделение старшины 2 статьи Ермохи- на является дружным, работоспособным коллективом. Большинство матросов — комсомольцы Они не успокаиваются на достигнутом, неустанно добиваются все новых и новых успехов в боевой и поли­ тической подготовке. В этом большая за­ слуга старшины. Недавно моряки праздновали годовщину под’ема Военно-морского Флага на корабле. Этот праздник отделение машинистов встретило хорошими показателями в бое­ вой п политической подготовке. На тор­ жественном под'еме Флага командир в р у ­ ч и л переходящий вымпел корабля с над­ писью «Отличный боевой пост» команди­ ру передового отделения. Принимая эту почетную награду, старшина 2 статьи Ер­ мохин от пменп всего отделения сказал: — Мы будем трудиться еще лучше, бу­ дем повседневно крепить боевую готов­ ность родного Флота. Лейтенант Е. ЗАРОДОВ. Встал на самостоятельную вахту Значительных успехов в боевой и политической подготовке добились подчинен­ ные сержанта Сергеева. Они старательно овладевают боевой техникой, учатся пра­ вильно ее использовать. Являясь специалистом первого класса, комсомолец Сергеев настойчиво передает воинам свой богатый практический опыт. Когда в отделение пришел матрос Куликов, Сергеев тщательно ознакомил его с заведыванпем, рассказал о характерных особен­ ностях об’екта. Учеба проходила непосредственно на боевом посту. Сейчас матрос Куликов самостоятельно обслуживает об’ект. С обязанностями он справляется успешно. Сержант Е. ЛАРИОНОВ. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ ПРИМЕР, ДОСТОЙНЫЙ ПОДРАЖАНИЯ Сержант Юрий Воробьев недавпо стал старшиной подразделенпя. За корот­ кое время он завоевал хороший авто­ ритет среди воинов. Чутко и внимательно относится он к своим подчиненным. Вме­ сте с рядовым Черниковым, ефрейтором Кошелевым Воробьев произвел ремонт потолка и стен, покраску в казарме. Чистота п порядок в помещениях под­ разделения! Аккуратно заправлены кро­ вати, на стенах наглядная агитация. Дея­ тельное участие принял старшина в под­ готовке помещения к зиме, в оборудова­ нии орул:епного парка, установке теплого умывальника и хорошей сушилки. Требовательный к . себе и другим, старшина повседневно прививает солда­ там навыки воинской дисциплины, при­ учает их к организованности п порядку, установленному в подразделении. Так, на­ пример, в отделении сержанта Кукушкина был обнаружен ряд упущений. Старши­ на вызвал командира отделения к себе и потребовал устранить эти недостатки. При вторичном обходе он убедился, что все указания сержант Кукушкин выполнил. Дисциплинированный, требовательный и старательный, старшина В орса » ьев — до­ стойный пример для подражания, надеж­ ный помощник командира подразделения. Офицер Л. ЧЕРНОВ. НАВЕСТИ ПОРЯДОК НА КАТКЕ В Североморске на территории город­ ского стадиона оборудован неплохой ка­ ток. Воины-спортсмены и жители города могут с увлечением заниматься любимым видом спорта. Но. к сожалению, в работе катка имеется ряд серьезных недостатков. Одним из таких недочетов являет­ ся отсутствие скамеек, на которых ка­ тающийся после бега мог бы отдохнуть, поправить коньки и т. д. Отсутствие ска­ меек приводит к тому, что люди вынуж­ дены отдыхать стоя пли сидя на снегу. Нельзя не обратить внимания и на другой недостаток в организации работы катка. Почему-то вечерами, когда школь­ ники не имеют права даже находиться в такие часы на улице, среди катающихся на катке масса детей школьного и до­ школьного возраста. Они не себлюдают пра­ вил катания, мешают взрослым конько­ бежцам. Эти недостатки наблюдались на город­ ском катке и в прошлом зимнем сезоне. Пора бы, наконец, их устранить. Старший матрос Е. ТИМОФЕЕВ. Повседневно передает сослуживцам свои знания и опыт по эксплуатации боевой техники старшина 1 статьи Михаил Ш и- шаев. Он отлично знает специальность, требователен к себе и подчиненным, вежлив и скромен в обрашении. Н А С Н ИМ К Е : специалист второго класса старшина 1 статьи М . Шишаев (второй слева) проводит с комендорами заня­ тия по специальности. ф о т о И> Никишова. По следам неопубликованных писем Ефрейтор Галкин в своем письме в ре­ дакцию пишет, что газеты и журналы хранятся в канцелярии, и личный состав подразделения их редко впдпт. После расследования в редакцию сооб­ щили. что Факты, указанные в письме, имели место. Сейчас газеты п журналы личному составу выдаются регулярно. В подразделении оборудована витрина, где ежедневно вывешиваются газеты. Подшив­ ки газет находятся на столах в казарме. * ☆ ☆ Письмо мастера одного из флотских предприятий А. М. Иванцова, в котором указывалось на некоторые производствен­ ные неполадки, (редакция направила для расследования и принятия мер. Как сообщили в редакцию. Факты, ука­ занные в письме, ранее имели место, но сейчас устранены. Приняты меры к улучшению работы с членами профсоюза. В помощь изучающим марксизм-ленинизм Значение политической экономии в жизни общества Политическая экономия — одна из об­ щественных наук. Она изучает законы общественного производства и распределе­ ния материальных благ на различных ступенях развития человеческого общест­ ва. Марксистская политическая экономия является важнейшей составной частью марксистско-ленинской теории. Она воору­ жает рабочий класс и его партию знани­ ем законов общественного развития, зако­ нов борьбы за освобождение трудящихся от капиталистического рабства, за постро­ ение коммунистического общества. Предмет политической экономии Основой жизни всякого общества яв­ ляется производство материальных благ. Но материальное производство имеет две стороны: одной оно обращено к природе, другой — к обществу. Рассмотрим обе эти стороны. Воздействуя в процессе труда на при­ роду, человек при помощи тех или иных орудий труда добывает необходимые, для своей жизни материальные блага. Труд является естественным и необходимым условием жизни людей. В трудовом, про­ изводственном процессе возникает много различных задач материально-техническо­ го характера. Может быть, этими вопросами произ­ водства. и занимается политическая эко­ номия? Нет, не этими. Процесс труда как процесс материально-технического взаимо­ действия человека с природой интересует многие естественные и технические нау­ ки. Но политическую экономию интересу­ ет другая сторона мптерипльного произ­ водства: отношепия людей друг к другу в процессе производства, т. е. производст­ венные отношения. «Политическая эконо­ мия занимается вовсе не «производством», а общественными отношениями людей по производству, общественным строем произ­ водства» (В. II. Ленин. Соч., т. 3, стр. 40 — 41). Воздействуя на природу, люди одновре­ менно воздействуют и друг на друга. «Они. — указывал Маркс, — не могут производить, не соединяясь известным об­ разом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в оп­ ределенные связи и отношения, и только через посредство этих общественных свя­ зей и отношений существует их отноше­ ние к природе, имеет место производство» (К. Маркс, Ф. Энгельс. «Пзбранные про­ изведения», 1952 г., т. 1, стр. 63). Производство материальных благ всег­ да носило и всегда будет носить общест­ венный характер. Человек никогда не жил и не боролся за свое существование в одиночку, изолированно, как Робинзон Крузо. Люди всегда жили и боролись с природой сообща, коллективно, и их труд, процесс их материального производства всегда был общественным делом, являлся деятельностью общественного человека. Это означает, что в процессе производства человек устанавливает не только отноше­ ния с природой, но и определенные отно­ шения и связи с другими людьми. Исто­ рия показывает, что характер этих отно­ шений изменяется, и эти изменения ока­ зывают решающее влияние на весь строй общественной жизни человека. Общественные отношения, возникающие между людьми в процессе производства, не могут быть об’ектом изучения ни Фи­ зики, ни химии, ни технологии материа­ лов, никакой иной науки, кроме общест­ венно-исторической науки. Такой общест­ венно-исторической наукой и является по­ литическая экономия. Производственные отношения не висят в воздухе, а обусловлены определенным состояние производительных сил. Поэто­ му политическая экономия рассматривает их не оторванно от производительных сил, а во взаимодействии с ними. Производи­ тельные силы и производственные отно­ шения существуют в единстве и развива­ ются, влияя друг на друга. В своем един­ стве они образуют то, что в политической экономии получило название способа про­ изводства. Характер производственных отношений зависит от уровня развития производи­ тельных сил общества, то есть от уровня развития орудий труда, от развития са­ мих людей и их производственного опыта и нав 1 л_чов к труду. Меняются производи­ тельные силы и в соответствии с ними изменяются и производственные отноше­ ния, составляющие базис, экономический строй общества. Основой производственных отношений является собственность на средства про­ изводства (на орудия и предметы труда). В чьей собственности находятся средства производства — в собственности ли от­ дельных людей, отдельных общественных групп, классов пли в собственности обще­ ства в целом, — от этого зависит весь характер общественного производства, ха­ рактер распределения готовых продуктов труда и их потребления. «Предметом политической экономии, — указывал И. В. Сталин. — являются про­ изводственные. экономические отношения людей. Сюда относятся: а) формы собст­ венности на средства производства: б) вы­ текающие из этого положение различных социальных групп в производстве и их взаимоотношение, или, как говорит Маркс: «взаимный обмен своей деятельностью»; в) всецело зависимые от них формы рас­ пределения продуктов. Все это вместе со­ ставляет предмет политической экономии» («Экономические проблемы социализма в СССР», стр. 73). Основные типы производственных отношений История развития общества знает пять основных типов производственных отно­ шений: первобытно-общинный, рабовла­ дельческий, феодальный, капиталистиче­ ский и социалистический (коммунистиче­ ский). Первобытно-общинный строй был осно­ ван на коллективном, совместном труде и общей собственности на средства произ­ водства и продукты труда. Здесь господ­ ствовало первобытное уравнительное рас­ пределение, обусловленное низким, прими­ тивным уровнем развития производитель­ ных сил. При первобытно-общинном строе не было имущественного неравенства, ча­ стной собственности на средства произ­ водства, не было классов и эксплуатации человека человеком. Рабовладельческий строй был основан па частной рабовладельческой собствен­ ности на средства производства и на ра­ бов. В этом обществе уже появились ан­ тагонистические классы эксплуататоров и эксплуатируемых (рабовладельцев и ра­ бов), появилось государство как орган на­ силия рабовладельческого меньшинства общества над трудящимся большинством. _ Феодальный строй основан на частной собственности на землю и другие средства производства и неполной собственности на работника производства — крепост­ ного крестьянина. Здесь наряду с фео­ дальной собственностью существует еди­ ноличная собственность крестьянина п ремесленнпка на орудия производства и па свое личное хозяйство. Основную jiepTy феодального строя, так же как и рабовла­ дельческого, составляет непримиримая борьба между антагонистическими класса­ ми — эксплуататорами и эксплуатируе­ мыми. При капиталистическом строе основой производственных отношений является частно-капиталистическая собственность на средства производства, используемая для эксплуатации наемных рабочих — Формально свободных, но вынужденных продавать свою рабочую силу как товар. Капиталистические производственные от­ ношения на известной ступени развития перестали соответствовать ха/рактеру про­ изводительных сил, пришли в непримири­ мое противоречие с ними. Выражением этого непримиримого противоречия яв­ ляется ожесточенная классовая борьба ме­ жду эксплуататорами и эксплуатируемы­ ми, охватывающая все стороны жизни ка­ питалистического общества. Для охраны капиталистического строя и подавления трудящегося большинства общества бур­ жуазия использует государство, представ­ ляющее собой диктатуру буржуазии. Не­ примиримая классовая борьба достигает предельной остроты и неизбеясно ведет к революционному переходу от капитализма к социализму. Социалистический строй основан на общественной собственности на средства производства. Новые, социа­ листические производственные отношения дают безграничный простор для ралвития производительных сил и роста обществен­ ного богатства, обращенного на пользу народа. При социализме не остается места для эксплуатации человека человеком, эк­ сплуататорские классы лпквицгрованы, и общество развивается по пути полной ликвидации всяких классовых различий вообще. Созданное социалистическим стро­ ем государство нового типа служит в ру­ ках свободных тружеников общества глав­ ным орудием, при помощи которого воз­ можно построить коммунистическое обще­ ство и отстоять его от внешних врагов. Политическая экономия изучает, как возникает и развивается каждый из этих исторических типов производственных от­ ношений, как подготовляются условия пе­ рехода от одного типа отношений к дру­ гому, вследствие чего устаревают одни формы общественного производства, заро­ ждаются и побеждают другие формы. Об’ективный характер экономических законов Развитие общественных способов про­ изводства не подчинено случайным сте­ чениям обстоятельств. Этот процесс, как учит политическая экономия, носит зако­ номерный об'ективный характер. Поэтому политическая экономия ставит своей за­ дачей раскрыть об'ектпвные экономиче­ ские законы, познать их с тем, чтобы об­ щество могло использовать эти законы в своих интересах. Политическая экономия устанавливает, что законы экономического развития не зависят от воли и сознания людей и не могут быть сформированы государством или каким-нибудь общественным органом. Они складываются об'ектнвно, на почве исторически развивающихся условий ма­ териального производства. При этом одни из экономических законов общи всем спо­ собам производства, другие присущи толь­ ко тому или иному способу производства, вместе с ним возникают и с ним же схо­ дят со сцены. Примером общего экономического закона является закон обязательного соответст­ вия производственных отношений харак­ теру производительных сил, согласно ко­ торому производительные силы могут свободно развиваться только при том ус­ ловии, если нм соответствуют существую­ щие производственные отношения. Произ­ водственные отношения играют активную роль в развитии общественного производ­ ства, являются главным двигателем в раз­ витии производительных сил. Но это только до тех пор, пока они не отстают от производительных сил и дают простор для их развития. Когда производственные от­ ношения перестают соответствовать про­ изводительным силам, превращаются в тормоз их развития, общество, рано или поздно, отбросит устаревшие производст­ венные отношения и заменит их новыми, которые будут соответствовать новому

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz