На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 14 декабря 1954 г.. N; 295 (5137). З О Р Ь Б Е € Т РУДНОСТЯМИ Р ОЖДА Е Т С Я Ы СОК ОЕ ВОИНСКОЕ МАСТЕРСТВО -Л- В бою дорога каждая секунда Старшина 2 статьи Михаил Волков проводил занятия на боевом посту. Он, не торопясь, разобрал механизм в тон последовательности, которая указана в описании, заменил нужную деталь и так же, не торопясь, произвел сборку. — Проделайте это теперь вы, — предложил он подчиненным. Старшим матрос Овириденко освобо­ дил из орудийного замка клин и заме­ нил в нем боек с ударником. По, как только он начал сборку механизма, согласованность в действиях была на­ рушена. Воин не уложился в норматив. К Свириденко подошел старшина. Он как-то по-своему установил на ладони клин, показал, в каком положении должны быть пальцы рук. Старшин матрос повторил движение. Секундомер показал, что на этот раз он уложился в нужное время. — Это — не предел, — говорит старшина, — в бою надо делать еще быстрее. Вот смотрите-ка... Мгновение, и клин опять оказался у Волкова на ладони. Обычно дальше Свириденко отыскивал опору для кли­ на, затем производил спуск ударника, чтобы ослабить боевую пружину, j i лишь потом освобождал ударник с бой­ ком. Старшина же делал проще. Силь­ ным нажимом деревянного ключа он освобождал нужный механизм, и че­ рез несколько секунд «поврежденная» часть оказывалась замененной. С нескрываемым восхищением сле­ дили матросы за действиями своего старшины. Норматив был перекрыт в четыре раза. II каждый понимал, что это результат упорных тренировок. Помнили воины случай, когда старши­ на вместе с учебниками принес на боевой пост полотенце и попросил завя­ зать ему глаза. Засекли время. С за­ крытыми глазами Волков выполнил ряд сложных вводных, причем, значитель­ но перекрыл установленное время. Старшина повседневно, настойчиво и кропотливо учит своих подчиненных мастерству правильно обслуживать бое­ вую технику в любых условиях, днем и ночью. На занятиях старшина не упускает случая подчеркнуть важность точного выполнения инструкций. Однажды на боевом посту комендоры тренировались в наводке. Вдруг старшина внезапно скомандовал: — Орудие к бою изготовить! А сам в этот момент незаметно для наводчика закрыл одну из частей при­ цельного устройства. Наводчик Свириденко всего несколь­ ко минут назад работал с прицелом и был уверен, что в нем все в порядке. Он не проверил прибор, как того требует инструкция. Моряк доложил командиру о готовности к бою. Последовала очеред­ ная вводная, и наводчик растерянно произнес: — Товарищ старшина, не вижу ни­ ти ... Случаи этот многому научил матро­ сов. Они поняли, что каждый пункт ин­ струкции надо соблюдать точно. Обучая подчиненных без послабле­ ний и упрощений, старшина 2 статьи Волков прививает им навыки, необхо­ димые в современном бою. В настоя­ щее время вверенный ему боевой пост — передовой на корабле. Старшина — классный специалист, а все его подчи­ ненные являются отличниками боевой и политической подготовки. Старший матрос П. КОРОБКО. Высоких показателе»! в боевой и политической подготовке добился один из пере­ довых радистов-подводников специалист второго класса старшина 2 статьи Анатолий Будылез. Служба комсомольца Будылева является примером честного, добросовестного выполнения воинского долга перед Родиной. Н А С Н ИМ К Е : командир отделения радистов старшина 2 статьи Анатолий Бу- дылев на радиовахте. Ф ото И. Никишова. Истребители наведены на цель Расчет радиотехнической станции всегда в готовности Большого мастерства тре­ бует служба у воинов, об­ служивающих радиотехни­ ческие средства. Д л я дости­ жения успеха они должны приложить немало сил, мно­ го практически тренировать­ ся, чтобы отлично знать ма­ териальную часть. С большим желанием вои­ ны нашего подразделения изучали сложную радиотех­ ническую аппаратуру. И вот пастал день сдачи задачи. Это был экзамен на зре­ лость. Вахтенные операторы заняли места по расписа­ нию. С командного пункта поступил приказ: — Включить станпию для наведения! Слаженно и четко дейст­ вует расчет. Подано элек­ трическое питание, срабаты­ вают чувствительные прибо­ ры, включаются автоматы. Операторы младший сер­ жант Малащев, матросы Ки­ реев и Ш арин, настроив ап­ паратуру, докладывают о го­ товности своих заведыва- ний. — Станция к наведению готова! — доложил дежур­ ный офицер. Внимание операторов об­ ращено на экраны. Вот поя­ вилась чуть заметная светя­ щаяся точка. — Цель! — докладывает старшин оператор младший сержант Малащев. — К урс.- дальность... Н а командный пункт на­ чали поступать данные о «противнике». — В воздухе наш истре­ битель! — доносится от оператора. Настал ответственный мо­ мент: необходимо осущест­ вить точное наведение. Ист­ ребитель, набирая скорость и изменив курс, пошел на сближение с «противником», который, маневрируя по высоте, затруднял наведе­ ние нашего самолета. Но оператор матрос Ки­ реев через короткие проме­ жутки времени давал точные данные о высоте «против­ ника». Ещ е несколько мгно­ вений, и до цели осталось 10 километров. Наконец, самолет «про­ тивника» и истребитель на­ ходятся яа одной дистанции. Сейчас, как никогда, нужна обнаружил «противника» атакопал его. Второй разво- точная высота обеих целей. Киреев, проверив показания на экране, докладывает: — Истребитель ниже «противника» на тысячу ме­ тров. С командного пункта об этом передали нашему лет­ чику. Истребитель, сделав соответствующий разворот, к ' I. Bi рот, и вторично истребитель атаковал «противника». Т ак состоялось у нас од­ но практическое занятие по паведению истребителя на цель. З ад ач а была выполне­ на с высокой оценкой. Командир был доволен работой расчета. Операто­ рам была об’явлена благо­ дарность. Воины, обслуживающие радиотехнические средства, изо дня в день повышают свое боевое мастерство. Они зорко несут ответственную вахту, помогая нашим лет­ чикам успешно охранять воздушные просторы .Совет­ ского З аполярья. Матрос Н . П О Т О Ц К И Й . УСИЛИЯ НС ПРОПАЛИ Д А Р ОМ После комсомольского собрания с повесткой дня: «Стать классным специалистом — патриотический долг каждого члена ВЛКСМ» Алексеи Сомов твердо решил еще больше работать над повышением своих специальных знаний. Он составил перечень вопросов, которые недостаточно глубоко усвоил, и сразу же стал их повторять. Вме­ сте с тем воин глубоко изучал устройство корабля и различные системы, всесторон­ не учитывал критические замечания товарищей, прислушивался к советам. Упорная, настойчивая работа не пропала даром. Сомов успешно сдал экзамен на классность. Сейчас он передает свой опыт другим матросам. Старшина 1 статьи С. ВИЛИНСКИЙ. В С Е На линии огня рядовой Юрий Соколов. Он изгото­ вился к стрельбе и ждет команды. Воин волнуется. Ему не приходилось еще стрелять из боевого ору­ жия. Офицер подает зна­ комую команду, и волне- п у л и - в ц ния как не бывало. Комсо­ молец поступает так, как учил его командир. Справа я слева раздались выстре­ лы. Но Соколов ле спешит. Он тщательно прицели­ вается и плавно нажимает на спусковой крючок. Еще несколько выстрелов, и Е Л Ь воин вместе с командиром идет к мишени. Все пули, посланные рядовым Соколовым, пора­ зили цель. На «отлично» выполнили упражнение и рядовые Колюжин, Савель­ ев, Тихомиров и другие. Т. ИВАНОВ. Молодые воины овладевают боевой техникой Авиаторы выполняли регламентные работы на самолете. Кропотливо труди­ лись матросы всех специальностей. Они тщательно осматривали агрегаты и обо- рудование машины и двигателя, прове­ ряли точность показаний приборов. Старательно проверял радиоаппара­ туру самолета матрос Петров. В начале рабочего дня он получил от офицера задание — поставить проверенную рамку на самолет. Бел промедления во­ ин приступил к выполнению приказа­ ния. Стояла морозная погода. Холодный металл обжигал (руки. Замерзшие паль­ цы отказывались гнуться. Но матрос Петров продолжал свою работу. Он стремился закончить ее с меньшей за­ тратой сил и времени. Один за другим ставятся болты крепления агрегата, присоединяется проводка, и, наконец, •рамка полностью смонтирована. Убедившись, что все сделано пра­ вильно, воин докладывает офицеру о выполненном задании. — Следующая ваша задача на се­ годня — сиять и проверить самолет­ ную радиостанцию, — сказал офицер. — Есть! — о т в е т т Петров и при­ ступил к выполнению нового задания... Матрос Петров прибыл в подразде­ ление несколько месяцев назад. Хоро­ шо теоретически подготовленный, он не имел достаточных практических навыков. С первых асе дней работы на материальной части воин внимательно присматривался к действиям старших товарищей по службе, слушал их рас­ сказы о том, как лучше выполнить ту или иную операцию, перенимал их опыт в эксплуатации современной авиа­ ционной техники. II он достиг успе­ хов. Примеру матроса Петрова в овладе­ нии боевой техникой следуют молодые воины Заболотнев, Селиванов и Зуба­ рев. Как и он, эти авиаторы настойчи­ во приобретают практические навыки в эксплуатации материальной части. П. НИКОЛАЕВ. Политическое воспитание молодых офицеров Тренировки — п у т ь к успеху Матрос Шаров для прохождения дальнейшей службы пришел на ко­ рабль. Сложные системы и разнообраз­ ная боевая техника требовали глубоких знаний и твердых практических навы­ ков. Матрос горячо взялся за учебу. Много помог ему в этом специалист первого класса старшина 2 статьи Клис кин. День за днем матрос Шаров изучал устройство корабля, его тактико-тех- нические данные, эксплуатационные инструкции, наставления и многое другое. Успех не пришел сразу. Бы­ ло немало неудач. Если воин .умело действовал при свете, то в темноте он терялся. Приходилось больше трени­ роваться непосредственно у материаль­ ной части. Впоследствии матрос стал специалистом второго класса. За успе­ хи в боевой и политической подготов­ ке Шарову было присвоено очередное воинское звание. Отличник боевой и политической подготовки старший матрос Шаров за честное и добросовестное выполнение воинского долга перед Родиной имеет 17 благодарностей от командования. Старшина 2 статьи Н. СОКОЛОВ. В отчетном докладе на XVIII с'езде Коммунистической партии товарищ Сталин указывал, что есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей. — это марксистско-ленинская наука об общест­ ве. о законах развития общества, о зако­ нах развития пролетарской революции, о законах развития социалистического стро­ ительства. о псОеде коммунизма. Эти слова целиком и полностью можно отнести к военным кадрам. Жизнь пока­ зывает. что чем выше политический уро­ вень офицеров, тем лучше они справляют­ ся со своими большими и ответственны­ ми обязанностями но боевому совершенст­ вованию частей и кораблей. Непрерывно овладевая марксизмом-ленинизмом, офи­ церские кадры глубже разбираются в су­ ществе внутренней и внешней политики партии, постоянно растут как руководи­ тели и организаторы обучения и воспита­ ния советских воинов. Как известно, основным методом идей­ но-те оретиче-ркой учебы офицеров являет­ ся самостоятельная работа по овладению марксизмом-ленинизмом. Однако это не значит, что командиры, политорганы и партийные организации должны стоять в стороне от идейного воспитания офицер­ ского состава. Их обязанность — оказы­ вать самостоятельно изучающим револю­ ционную теорию повседневную помощь путем организации лекций, теоретических собеседований, консультаций, практиче­ скими советами о том. как спланировать (рабочий день, работать с книгой, связы­ вать теорию с практикой. Особое внима­ ние необходимо уделять политическому воспитанию молодых офицеров. Они нуж­ даются в постоянной заботе и помощи. Если с первых же дней пребывания на корабле их окружат вниманием, они быст­ рее приобретут нужные качества руково­ дителей и воспитателей моряков. будут успешно повышать свой идейно-теорети­ ческий уровень. Когда, например, инженер-лейтенант Боев прибыл на корабль, командир позна­ комил его с офицерами, представил лично­ му составу. В беседе капитан 3 сайга рассказал ,об экипаже, о службе передо­ вых офицеров Дмитриева. Овчинина и других. Заместитель командира по полит­ части и секретарь парторганизации поин­ тересовались личной жизнью Боева и его политической учебой, рассказали об осо­ бенностях плавания на Севере, о вопросах, которые решает партийная организация. Они также сообщили, что в подразделение, которым ему предстоит командовать, при­ были молодые воины. Боев получил ряд практических советов. Молодой офицер, радушно принятый на корабле, почувствовал, что командир и весь офицерский состав возлагают на не­ го большие надежды. У него усилилось стремление занять достойное место в этом дружном боевом коллективе, упорной ра­ ботой внести свой вклад в дело дальней­ шего повышения боеготовности корабля. Пнженер-лейтеяант с большим желани­ ем приступил к исполнению служебных обязанностей. Он упорно учится сам и учит подчиненных. Офицеры корабля ока­ зывают ему всемерную помощь. Ознако­ мившись с документами и приказами, изучив устройство корабля. Боев продол­ жает углублять своп знания, приобретает необходимые практические навыки. Не забывает офицер и о политической учебе. На корабле он приступил к самосто­ ятельному изучению истории партии с первоисточниками — произведениями классиков марксизма-ленинизма. Секре­ тарь парторганизации поручил *му прове­ сти беседу с кандидатами КПСС о правах и обязанностях члена партии. Готовясь к ней. Боев внимательно прочел книгу В. II. Ленина «Шаг вперед, лва шага на­ зад». подобрал примеры из жизни партор­ ганизации корабля. Беседа прошла хоро­ шо. Офицер почувствовал, что при подго­ товке к ней он значительно обогатился знаниями и еще более осознал св^ю лич­ ную ответственность за выполнение пар­ тийного и воинского долга. Идейно-теоретический р о с т офицера благотворно сказывается на его служеб­ ной деятельности. Он успешно освоил но­ вую боевую технику. За сравнительно небольшой срок сдал па самостоятельное управление группой. Совсем по-иному началась служба лей­ тенанта Семенова на корабле. На первых норах он не мог спланировать свой рабо­ чий день. Ему не хватало времени для политической учебы и отдыха. Семенов затягивал сдачу на самостоятельное уп­ равление группой. Хуже того, он соззршил нарушение дисциплины. Все это произма­ ло потому, что и командир и партийная организация мало работали с молодым офицером, своевременно не поправляли его. Только оказавшись перед фактом на­ рушения дисциплины офицером, они по­ няли свою ошибку. Проступок кандидата в члены КПСС коммунисты резко осудили на партийном собрании. Они разобрались в причинах, которые привели Семенова к нарушению дисциплины, и указали ему пути исправ­ ления. После собрания они помогали сво­ ему товарищу избавиться от недостатков, делились опытом, давали пенные советы. Спустя некоторое время лейтенант Се­ менов назначается руководителем г р у п п ы политических занятий. Заместлтс-ль командира по политчасти присутствует у него на занятиях. В одном из рассказов по теме Семенов слабо осветил боеоой путь Советских Вооруженных Сил. несме­ ло показывал по карте важнейшие истори­ ческие битвы Советской Армии. В инди­ видуальной беседе политработник поде­ лился своим методическим опытом. по­ требовал от офицера более тщательно го­ товиться к занятиям. Теперь Семенов зна­ чительно лучше справляется с обязанно­ стями руководителя группы политзанятий. Необходимо отметить, что в политиче­ ском воспитании офицеров вообще и мо­ лодых. в частности, у нас имеются суще­ ственные недостатки. Некоторые команди­ ры и партийные организации еще слабо интересуются марксистско-ленинским об­ разованием офицерских кадров и не ока­ зывают им должной помощи в самостоя­ тельной работе. Поэтому не случайно, что такие офицеры, как лейтенант Кучеренко, плохо используют предоставленные воз­ можности для самостоятельной работы над изучен®ем марксизма-ленинизма. Очень редко в партийных организациях проводятся теоретические собеседования. Плохо обстоит у нас дело с распростране­ нием опыта тех офицеров, которые ус­ пешно занимаются политическим самооб­ разованием. Лекционная пропаганда яв­ ляется исключительно зажной формой по­ мощи самостоятельно изучающим револю­ ционную теорию. Однако, поставлена она у нас пока еще слабо. Высокая марксистско-ленинская под­ готовка офицеров — одно из важнейших условий постоянной боевой готовности корабля. Поэтому командиры и партийные организации должны повседневно забо­ титься об идейном росте офиппров — ру­ ководителей и организаторов обучения и воспитания советских воинов. Офицер С. ИВАНОВ. Задание выполнено Группе воинов под ру­ ководством старшего матро­ са Басова было дано важ­ ное задание. Матросы тру ­ дились не покладая рук. Личным примером Басов увлекал воинов, показывая образцы в работе. Задание было выполнено успешно. За проявленное отличие в труде старший матрос Басов получил вне­ очередной краткосрочный отпуск. Старший матрос И. ОСИПОВ. Действия воинов в условиях применения атомного оружия В течение последних лет наука совер­ шила огромный скачок вперед. Открыты и разработаны методы производства атом­ ной энергии. Империалисты видят в атомной энергии лишь средство агрессии против народов мира, в первую очередь против трудя­ щихся Советского Союза и стран народ­ ной демократии. Все атомное сырье в ка­ питалистических государствах идет на производство атомных и водородных бомб. Пуск в СССР промышленной электро­ станции на атомной энергии—-яркое сви­ детельство миролюбивой внешней полити­ ки Советского государства, выступающе­ го за сокращение вооружений и запреще­ ние атомного, водородного и другого ору­ жия массового уничтожения, за использо­ вание величайшего научного открытия XX века — расщепления атомного ядра — в мирных целях. «Но само собой разумеется,— говорил Маршал Советского Союза товарищ Н. А. Булганин, — что до тех пор, пока Соеди­ ненные Штаты Америки не откажутся от применения атомного и водородного ору­ жия, Советский Союз вынужден иметь это оружие, чтобы в случае неожиданно­ сти не оказаться безоружным». Советское правительство приняло не­ обходимые меры для того, чтобы Совет­ ская Армия и Военно-Морской Флот име­ ли на своем вооружении все новейшие средства борьбы. Атомное и водородное оружие — гроз­ ное оружие. По своим поражающим дей­ ствиям оно значительно превосходит все обычные виды оружия. Американские генералы, зная низкий моральный дух солдат своей армия и ар­ мий своих сателлитов, всячески превоз­ носят значение атомного оружия в совре­ менной войне. Разоблачая политический смысл крикливых восхвалений атомной бомбы, И. В. Сталин отмечал: «Атомные бомбы предназначены для устрашения слабонервных, по они пе могут решать судьбы воины, так как для этого совер­ шенно недостаточно атомных бомб». Атомным и водородным оружием нель­ зя решить исход войны. Ис^од воины в конечном счете будут решать люди, силь­ ные духом, беззаветно преданные своей Родине, вооруженные первоклассной тех­ никой и умело владеющие ею. Различают два вида атомного оружия: атомное оружие взрывного действия (бом­ бы, артиллерийские снаряды, торпеды, самолеты-снаряды) и боевые радиоак­ тивные вещества (БРВ), применяемые в виде жидкостей, порошков и дымов. В от- личие от обычных артиллерийских снаря­ дов и авиационных бомб, поражающими факторами которых являются ударная волна и разбрасываемые во все стороны осколки, атомный взрыв сопровождается одновременным действием ударной волны, светового излучения, проникающей ра­ диации. Кроме того, в течение определен­ ного времени местность и находящиеся вне укрытий люди и предметы могут быть заражены радиоактивными продук­ тами. От атомного оружия, как и от любого другого оружия, существуют простые и надежные средства и способы защиты. Мероприятия по противоатомной за ­ щите должны осуществляться непрерывно не только во время боя, но и при нахож­ дении войск в глубоком тылу. Противо­ атомная защита организуется распоряже­ нием старших начальников. Каждый сол­ дат должен принимать все зависящие от него меры по защите себя, своего оружия и вверенной ему боевой техники от воз­ действия атомного оружия. Для успешных действий в условиях применения атомного оружия нужно твер­ до знать его боевые свойства, особенности боевых действий, средства и способы про­ тивоатомной защиты: умело использовать защитные, свойства местности: быстро возводить самостоятельно и в составе своего отделения, расчета пли экипажа оборонительные сооружения (окопы, траншеи, подбрустверные блиндажи, ни­ ши, укрытия): постоянно заботиться о предохранении своего оружия и боевой техники от заражения радиоактивными веществами: уметь производить санитар­ ную обработку и дезактивацию: прояв­ лять в бою разумную инициативу и сме­ калку, выдержку и находчивость. Кроме того, каждый солдат и сержант обязан хорошо знать указанные команди­ ром сигналы атомной и химической тре­ воги и порядок действий по ним: содер­ жать в полной боевой готовгйсти индиви­ дуальные средства противоатомной защи­ ты, а также уметь изготавливать средст­ ва защиты из подручных материалов. Появление атомного оружия и других современных средств борьбы не умаляет значения огня пехоты и других родов войск в достижении победы над врагом. Меткий огонь пехоты, артиллерии и ми­ нометов, танков, мощные удары авиации являются главным средством уничтоже­ ния противника. Это требует от воинов всех специальностей постоянно осваивать оружие и технику, держать их в исправ­ ном состоянии и в постоянной боевой го­ товности. Навыки умелых действий в условиях современного боя пе приходят сами, а прививаются в ходе повседневной напря­ женной боевой учебы. Рассмотрим действия солдат в наступ­ лении и обороне в условиях применения атомного оружия. 1. В НАСТУПЛЕНИИ Как действовать по сигналу атомной тревоги Наступательный бой является основ­ ным видом боевых действий Советской! Армии. Только в результате решительного наступления. возможно окружить и уни­ чтожить противника, заставить его сло­ жить оружие и отказаться от сопротив­ ления. В наступлении наибольшая угроза атомного нападения существует в период занятия нашими войсками исходного по­ ложения для наступления. Вследствие этого особое значение приобретает инже­ нерное оборудование исходного района в противоатомном отношении. С этой целью дополнительно возводятся инженерные сооружения, необходимые для укрытия личного состава и боевой техники во вре­ мя атомного нападения противника. Осо­ бенно важное значение приобретает в этот период организация разведки, непре­ рывного наблюдения за полем боя, стро­ гое поддержание всеми воинами и под­ разделениями маскировочной дисциплины. Разведка и наблюдение имеют целью своевременно обнаружить мероприятия противника, направленные на срыв на­ шего наступления. Несоблюдение правил маскировки может привести к тому, что противник обнаружит подготовку наших подразделений к наступлению и сбросит атомную бомбу на войска, занимаю­ щие исходное положение. После атом­ ного нападения возможен удар пехо­ ты и танков противника. Поэтому при нахождении в исходном положении нужно иметь в постоянной готовности все огне­ вые средства и принять все меры к от­ ражению возможного наступления против­ ника. Об угрозе атомного нападения личный состав подразделений оповещается свои­ ми командирами. При непосредственной опасности атом­ ного нападения через систему постов воздушного наблюдения, оповещения и связи подается сигнал атомной тревоги. Он может быть звуковым или зритель­ ным. Его должны хорошо знать все сол­ даты. сержанты и офицеры. В условиях атомного нападения про­ тивника решение поставленной боевой задачи не прекращается. Услышав или увидев сигнал, нужно, продолжая выполнять боевую задачу, привести табельные индивидуальные средства противохимической защиты (противогаз, защитные чулки, перчатки, накидку) в положение «наготове», а при о т с у т с т в и и их — подготовить к исполь­ зованию подручные материалы (маты, вату, марлю, мешковину, рогожу, носовой платок или полотенце). Плащ-палатку можно использовать вместо накидки. Она надежно защищает воина от заражения радиоактивными веществами. Подготовка средств защиты производится быстро, са­ мостоятельно, без команды командиров. Если сигнал атомной тревоги застал воина во время атаки, нужно не приоста­ навливать продвижение вперед, а, напро­ тив, ускорить темп наступления. Поддер­ жание непосредственного соприкоснове­ ния с противником, неотступное его пре­ следование являются надежным залогом того, что противник не сможет достаточ­ но эффективно применить атомное ору­ жие, особенно ио первому эшелону на­ ступающих войск, так как в этом случае он может поразить свои подразделения. Следовательно, стремительное сближение с противником, сохранение непосредст­ венного соприкосновения с ним — луч­ ший способ действий в наступлении по сигналу атомной тревоги. Сила воина — в оружии и умелых действиях. Стремительно продвигаясь вперед, нужно применяться к местности, поражать противника огнем, гранатой, прикладом, поддерживать непрерывное взаимодействие с танками, самоходно-ар­ тиллерийскими установками, орудиями сопровождения, оказывать помощь им и солдатам своего отделения, взвода, роты, а также соседних подразделений. Наступающие подразделения должны стремиться выходить на фланги и в тыл противника, уничтожать его уцелевшие очаги сопротивления и огневые точки. Смелые и инициативные действия не­ большой группы и даже одного солдата могут обеспечить успех всего подразделе­ ния. Как действовать при атомном взрыве При атомном взрыве необходимо быстро занять укрытие, находящееся в 2— 3 ша­ гах от воина. От момента появления вспышки до прихода ударпой волны про­ ходит очень мало времени, всего лишь несколько секунд, так как ударная волна распространяется с большой скоростью (за 2 секунды она проходит 1.000 метров, за 5 секунд — 2 .000 метров, а за 8 се­ кунд — 3 .000 метров). Однако этого времени достаточно, чтобы занять укры­ тие. В исходном положении для наступле­ ния, а также при бое в глубине обороны подготовленных укрытий поблизости мо­ жет и не оказаться. В этом случае сле­ дует использовать воронку от разорвав­ шейся мины, снаряда пли бомбы, канаву, кювет, укрыться за насыпью, низким за­ бором, бугром. Если укрытия вблизи нет, нужно быстро лечь на землю лицом вниз, кисти рук и личное оружие спрятать под себя. В таком положении уменьшается степень поражения ударной волной и предохраняются лицо, кисти рук и дере­ вянные части оружия от поражения све­ товым излучением. Надежной защитой от атомной бомбы является броня танков и самоходно-артил­ лерийских установок. Находясь в момент взрыва в танке или самоходно-артилле­ рийской установке, необходимо закрыть люк и жалюзи и оставаться в машине. Орудия, танки, самоходно-артиллерийские установки и автомобили, не выполняю­ щие боевой задачи, по сигналу атомной тревоги ставятся в заранее подготовлен­ ные укрытия. Вслед за атомным нападением, как правило, последует контратака противни­ ка. Поэтому сразу же после взрыва сле­ дует подготовиться к ее отражению: при­ вести в боевое состояние оружие, усилить наблюдение за противником и ожидать дальнейших приказаний командира. Если позволяет обстановка, нужно оказать по­ мощь пострадавшим товарищам, устра­ нить обнаруженные неисправности в ору­ жии и технике и восстановить свою по­ зицию. В случае радиоактивного заражения местности по команде или по сигналу командира одеваются индивидуальные средства противохимической защиты. Ес­ ли они повреждены при атомном взрыве или во время наступления, то вместо них используются подручные средства. Преж­ де всего следует предупредить попамня* радиоактивных веществ с воздухом внутрь организма. При выходе из строя противо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz