На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 14 декабря 1954 г.. N; 295 (5137). З О Р Ь Б Е € Т РУДНОСТЯМИ Р ОЖДА Е Т С Я Ы СОК ОЕ ВОИНСКОЕ МАСТЕРСТВО -Л- В бою дорога каждая секунда Старшина 2 статьи Михаил Волков проводил занятия на боевом посту. Он, не торопясь, разобрал механизм в тон последовательности, которая указана в описании, заменил нужную деталь и так же, не торопясь, произвел сборку. — Проделайте это теперь вы, — предложил он подчиненным. Старшим матрос Овириденко освобо дил из орудийного замка клин и заме нил в нем боек с ударником. По, как только он начал сборку механизма, согласованность в действиях была на рушена. Воин не уложился в норматив. К Свириденко подошел старшина. Он как-то по-своему установил на ладони клин, показал, в каком положении должны быть пальцы рук. Старшин матрос повторил движение. Секундомер показал, что на этот раз он уложился в нужное время. — Это — не предел, — говорит старшина, — в бою надо делать еще быстрее. Вот смотрите-ка... Мгновение, и клин опять оказался у Волкова на ладони. Обычно дальше Свириденко отыскивал опору для кли на, затем производил спуск ударника, чтобы ослабить боевую пружину, j i лишь потом освобождал ударник с бой ком. Старшина же делал проще. Силь ным нажимом деревянного ключа он освобождал нужный механизм, и че рез несколько секунд «поврежденная» часть оказывалась замененной. С нескрываемым восхищением сле дили матросы за действиями своего старшины. Норматив был перекрыт в четыре раза. II каждый понимал, что это результат упорных тренировок. Помнили воины случай, когда старши на вместе с учебниками принес на боевой пост полотенце и попросил завя зать ему глаза. Засекли время. С за крытыми глазами Волков выполнил ряд сложных вводных, причем, значитель но перекрыл установленное время. Старшина повседневно, настойчиво и кропотливо учит своих подчиненных мастерству правильно обслуживать бое вую технику в любых условиях, днем и ночью. На занятиях старшина не упускает случая подчеркнуть важность точного выполнения инструкций. Однажды на боевом посту комендоры тренировались в наводке. Вдруг старшина внезапно скомандовал: — Орудие к бою изготовить! А сам в этот момент незаметно для наводчика закрыл одну из частей при цельного устройства. Наводчик Свириденко всего несколь ко минут назад работал с прицелом и был уверен, что в нем все в порядке. Он не проверил прибор, как того требует инструкция. Моряк доложил командиру о готовности к бою. Последовала очеред ная вводная, и наводчик растерянно произнес: — Товарищ старшина, не вижу ни ти ... Случаи этот многому научил матро сов. Они поняли, что каждый пункт ин струкции надо соблюдать точно. Обучая подчиненных без послабле ний и упрощений, старшина 2 статьи Волков прививает им навыки, необхо димые в современном бою. В настоя щее время вверенный ему боевой пост — передовой на корабле. Старшина — классный специалист, а все его подчи ненные являются отличниками боевой и политической подготовки. Старший матрос П. КОРОБКО. Высоких показателе»! в боевой и политической подготовке добился один из пере довых радистов-подводников специалист второго класса старшина 2 статьи Анатолий Будылез. Служба комсомольца Будылева является примером честного, добросовестного выполнения воинского долга перед Родиной. Н А С Н ИМ К Е : командир отделения радистов старшина 2 статьи Анатолий Бу- дылев на радиовахте. Ф ото И. Никишова. Истребители наведены на цель Расчет радиотехнической станции всегда в готовности Большого мастерства тре бует служба у воинов, об служивающих радиотехни ческие средства. Д л я дости жения успеха они должны приложить немало сил, мно го практически тренировать ся, чтобы отлично знать ма териальную часть. С большим желанием вои ны нашего подразделения изучали сложную радиотех ническую аппаратуру. И вот пастал день сдачи задачи. Это был экзамен на зре лость. Вахтенные операторы заняли места по расписа нию. С командного пункта поступил приказ: — Включить станпию для наведения! Слаженно и четко дейст вует расчет. Подано элек трическое питание, срабаты вают чувствительные прибо ры, включаются автоматы. Операторы младший сер жант Малащев, матросы Ки реев и Ш арин, настроив ап паратуру, докладывают о го товности своих заведыва- ний. — Станция к наведению готова! — доложил дежур ный офицер. Внимание операторов об ращено на экраны. Вот поя вилась чуть заметная светя щаяся точка. — Цель! — докладывает старшин оператор младший сержант Малащев. — К урс.- дальность... Н а командный пункт на чали поступать данные о «противнике». — В воздухе наш истре битель! — доносится от оператора. Настал ответственный мо мент: необходимо осущест вить точное наведение. Ист ребитель, набирая скорость и изменив курс, пошел на сближение с «противником», который, маневрируя по высоте, затруднял наведе ние нашего самолета. Но оператор матрос Ки реев через короткие проме жутки времени давал точные данные о высоте «против ника». Ещ е несколько мгно вений, и до цели осталось 10 километров. Наконец, самолет «про тивника» и истребитель на ходятся яа одной дистанции. Сейчас, как никогда, нужна обнаружил «противника» атакопал его. Второй разво- точная высота обеих целей. Киреев, проверив показания на экране, докладывает: — Истребитель ниже «противника» на тысячу ме тров. С командного пункта об этом передали нашему лет чику. Истребитель, сделав соответствующий разворот, к ' I. Bi рот, и вторично истребитель атаковал «противника». Т ак состоялось у нас од но практическое занятие по паведению истребителя на цель. З ад ач а была выполне на с высокой оценкой. Командир был доволен работой расчета. Операто рам была об’явлена благо дарность. Воины, обслуживающие радиотехнические средства, изо дня в день повышают свое боевое мастерство. Они зорко несут ответственную вахту, помогая нашим лет чикам успешно охранять воздушные просторы .Совет ского З аполярья. Матрос Н . П О Т О Ц К И Й . УСИЛИЯ НС ПРОПАЛИ Д А Р ОМ После комсомольского собрания с повесткой дня: «Стать классным специалистом — патриотический долг каждого члена ВЛКСМ» Алексеи Сомов твердо решил еще больше работать над повышением своих специальных знаний. Он составил перечень вопросов, которые недостаточно глубоко усвоил, и сразу же стал их повторять. Вме сте с тем воин глубоко изучал устройство корабля и различные системы, всесторон не учитывал критические замечания товарищей, прислушивался к советам. Упорная, настойчивая работа не пропала даром. Сомов успешно сдал экзамен на классность. Сейчас он передает свой опыт другим матросам. Старшина 1 статьи С. ВИЛИНСКИЙ. В С Е На линии огня рядовой Юрий Соколов. Он изгото вился к стрельбе и ждет команды. Воин волнуется. Ему не приходилось еще стрелять из боевого ору жия. Офицер подает зна комую команду, и волне- п у л и - в ц ния как не бывало. Комсо молец поступает так, как учил его командир. Справа я слева раздались выстре лы. Но Соколов ле спешит. Он тщательно прицели вается и плавно нажимает на спусковой крючок. Еще несколько выстрелов, и Е Л Ь воин вместе с командиром идет к мишени. Все пули, посланные рядовым Соколовым, пора зили цель. На «отлично» выполнили упражнение и рядовые Колюжин, Савель ев, Тихомиров и другие. Т. ИВАНОВ. Молодые воины овладевают боевой техникой Авиаторы выполняли регламентные работы на самолете. Кропотливо труди лись матросы всех специальностей. Они тщательно осматривали агрегаты и обо- рудование машины и двигателя, прове ряли точность показаний приборов. Старательно проверял радиоаппара туру самолета матрос Петров. В начале рабочего дня он получил от офицера задание — поставить проверенную рамку на самолет. Бел промедления во ин приступил к выполнению приказа ния. Стояла морозная погода. Холодный металл обжигал (руки. Замерзшие паль цы отказывались гнуться. Но матрос Петров продолжал свою работу. Он стремился закончить ее с меньшей за тратой сил и времени. Один за другим ставятся болты крепления агрегата, присоединяется проводка, и, наконец, •рамка полностью смонтирована. Убедившись, что все сделано пра вильно, воин докладывает офицеру о выполненном задании. — Следующая ваша задача на се годня — сиять и проверить самолет ную радиостанцию, — сказал офицер. — Есть! — о т в е т т Петров и при ступил к выполнению нового задания... Матрос Петров прибыл в подразде ление несколько месяцев назад. Хоро шо теоретически подготовленный, он не имел достаточных практических навыков. С первых асе дней работы на материальной части воин внимательно присматривался к действиям старших товарищей по службе, слушал их рас сказы о том, как лучше выполнить ту или иную операцию, перенимал их опыт в эксплуатации современной авиа ционной техники. II он достиг успе хов. Примеру матроса Петрова в овладе нии боевой техникой следуют молодые воины Заболотнев, Селиванов и Зуба рев. Как и он, эти авиаторы настойчи во приобретают практические навыки в эксплуатации материальной части. П. НИКОЛАЕВ. Политическое воспитание молодых офицеров Тренировки — п у т ь к успеху Матрос Шаров для прохождения дальнейшей службы пришел на ко рабль. Сложные системы и разнообраз ная боевая техника требовали глубоких знаний и твердых практических навы ков. Матрос горячо взялся за учебу. Много помог ему в этом специалист первого класса старшина 2 статьи Клис кин. День за днем матрос Шаров изучал устройство корабля, его тактико-тех- нические данные, эксплуатационные инструкции, наставления и многое другое. Успех не пришел сразу. Бы ло немало неудач. Если воин .умело действовал при свете, то в темноте он терялся. Приходилось больше трени роваться непосредственно у материаль ной части. Впоследствии матрос стал специалистом второго класса. За успе хи в боевой и политической подготов ке Шарову было присвоено очередное воинское звание. Отличник боевой и политической подготовки старший матрос Шаров за честное и добросовестное выполнение воинского долга перед Родиной имеет 17 благодарностей от командования. Старшина 2 статьи Н. СОКОЛОВ. В отчетном докладе на XVIII с'езде Коммунистической партии товарищ Сталин указывал, что есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей. — это марксистско-ленинская наука об общест ве. о законах развития общества, о зако нах развития пролетарской революции, о законах развития социалистического стро ительства. о псОеде коммунизма. Эти слова целиком и полностью можно отнести к военным кадрам. Жизнь пока зывает. что чем выше политический уро вень офицеров, тем лучше они справляют ся со своими большими и ответственны ми обязанностями но боевому совершенст вованию частей и кораблей. Непрерывно овладевая марксизмом-ленинизмом, офи церские кадры глубже разбираются в су ществе внутренней и внешней политики партии, постоянно растут как руководи тели и организаторы обучения и воспита ния советских воинов. Как известно, основным методом идей но-те оретиче-ркой учебы офицеров являет ся самостоятельная работа по овладению марксизмом-ленинизмом. Однако это не значит, что командиры, политорганы и партийные организации должны стоять в стороне от идейного воспитания офицер ского состава. Их обязанность — оказы вать самостоятельно изучающим револю ционную теорию повседневную помощь путем организации лекций, теоретических собеседований, консультаций, практиче скими советами о том. как спланировать (рабочий день, работать с книгой, связы вать теорию с практикой. Особое внима ние необходимо уделять политическому воспитанию молодых офицеров. Они нуж даются в постоянной заботе и помощи. Если с первых же дней пребывания на корабле их окружат вниманием, они быст рее приобретут нужные качества руково дителей и воспитателей моряков. будут успешно повышать свой идейно-теорети ческий уровень. Когда, например, инженер-лейтенант Боев прибыл на корабль, командир позна комил его с офицерами, представил лично му составу. В беседе капитан 3 сайга рассказал ,об экипаже, о службе передо вых офицеров Дмитриева. Овчинина и других. Заместитель командира по полит части и секретарь парторганизации поин тересовались личной жизнью Боева и его политической учебой, рассказали об осо бенностях плавания на Севере, о вопросах, которые решает партийная организация. Они также сообщили, что в подразделение, которым ему предстоит командовать, при были молодые воины. Боев получил ряд практических советов. Молодой офицер, радушно принятый на корабле, почувствовал, что командир и весь офицерский состав возлагают на не го большие надежды. У него усилилось стремление занять достойное место в этом дружном боевом коллективе, упорной ра ботой внести свой вклад в дело дальней шего повышения боеготовности корабля. Пнженер-лейтеяант с большим желани ем приступил к исполнению служебных обязанностей. Он упорно учится сам и учит подчиненных. Офицеры корабля ока зывают ему всемерную помощь. Ознако мившись с документами и приказами, изучив устройство корабля. Боев продол жает углублять своп знания, приобретает необходимые практические навыки. Не забывает офицер и о политической учебе. На корабле он приступил к самосто ятельному изучению истории партии с первоисточниками — произведениями классиков марксизма-ленинизма. Секре тарь парторганизации поручил *му прове сти беседу с кандидатами КПСС о правах и обязанностях члена партии. Готовясь к ней. Боев внимательно прочел книгу В. II. Ленина «Шаг вперед, лва шага на зад». подобрал примеры из жизни партор ганизации корабля. Беседа прошла хоро шо. Офицер почувствовал, что при подго товке к ней он значительно обогатился знаниями и еще более осознал св^ю лич ную ответственность за выполнение пар тийного и воинского долга. Идейно-теоретический р о с т офицера благотворно сказывается на его служеб ной деятельности. Он успешно освоил но вую боевую технику. За сравнительно небольшой срок сдал па самостоятельное управление группой. Совсем по-иному началась служба лей тенанта Семенова на корабле. На первых норах он не мог спланировать свой рабо чий день. Ему не хватало времени для политической учебы и отдыха. Семенов затягивал сдачу на самостоятельное уп равление группой. Хуже того, он соззршил нарушение дисциплины. Все это произма ло потому, что и командир и партийная организация мало работали с молодым офицером, своевременно не поправляли его. Только оказавшись перед фактом на рушения дисциплины офицером, они по няли свою ошибку. Проступок кандидата в члены КПСС коммунисты резко осудили на партийном собрании. Они разобрались в причинах, которые привели Семенова к нарушению дисциплины, и указали ему пути исправ ления. После собрания они помогали сво ему товарищу избавиться от недостатков, делились опытом, давали пенные советы. Спустя некоторое время лейтенант Се менов назначается руководителем г р у п п ы политических занятий. Заместлтс-ль командира по политчасти присутствует у него на занятиях. В одном из рассказов по теме Семенов слабо осветил боеоой путь Советских Вооруженных Сил. несме ло показывал по карте важнейшие истори ческие битвы Советской Армии. В инди видуальной беседе политработник поде лился своим методическим опытом. по требовал от офицера более тщательно го товиться к занятиям. Теперь Семенов зна чительно лучше справляется с обязанно стями руководителя группы политзанятий. Необходимо отметить, что в политиче ском воспитании офицеров вообще и мо лодых. в частности, у нас имеются суще ственные недостатки. Некоторые команди ры и партийные организации еще слабо интересуются марксистско-ленинским об разованием офицерских кадров и не ока зывают им должной помощи в самостоя тельной работе. Поэтому не случайно, что такие офицеры, как лейтенант Кучеренко, плохо используют предоставленные воз можности для самостоятельной работы над изучен®ем марксизма-ленинизма. Очень редко в партийных организациях проводятся теоретические собеседования. Плохо обстоит у нас дело с распростране нием опыта тех офицеров, которые ус пешно занимаются политическим самооб разованием. Лекционная пропаганда яв ляется исключительно зажной формой по мощи самостоятельно изучающим револю ционную теорию. Однако, поставлена она у нас пока еще слабо. Высокая марксистско-ленинская под готовка офицеров — одно из важнейших условий постоянной боевой готовности корабля. Поэтому командиры и партийные организации должны повседневно забо титься об идейном росте офиппров — ру ководителей и организаторов обучения и воспитания советских воинов. Офицер С. ИВАНОВ. Задание выполнено Группе воинов под ру ководством старшего матро са Басова было дано важ ное задание. Матросы тру дились не покладая рук. Личным примером Басов увлекал воинов, показывая образцы в работе. Задание было выполнено успешно. За проявленное отличие в труде старший матрос Басов получил вне очередной краткосрочный отпуск. Старший матрос И. ОСИПОВ. Действия воинов в условиях применения атомного оружия В течение последних лет наука совер шила огромный скачок вперед. Открыты и разработаны методы производства атом ной энергии. Империалисты видят в атомной энергии лишь средство агрессии против народов мира, в первую очередь против трудя щихся Советского Союза и стран народ ной демократии. Все атомное сырье в ка питалистических государствах идет на производство атомных и водородных бомб. Пуск в СССР промышленной электро станции на атомной энергии—-яркое сви детельство миролюбивой внешней полити ки Советского государства, выступающе го за сокращение вооружений и запреще ние атомного, водородного и другого ору жия массового уничтожения, за использо вание величайшего научного открытия XX века — расщепления атомного ядра — в мирных целях. «Но само собой разумеется,— говорил Маршал Советского Союза товарищ Н. А. Булганин, — что до тех пор, пока Соеди ненные Штаты Америки не откажутся от применения атомного и водородного ору жия, Советский Союз вынужден иметь это оружие, чтобы в случае неожиданно сти не оказаться безоружным». Советское правительство приняло не обходимые меры для того, чтобы Совет ская Армия и Военно-Морской Флот име ли на своем вооружении все новейшие средства борьбы. Атомное и водородное оружие — гроз ное оружие. По своим поражающим дей ствиям оно значительно превосходит все обычные виды оружия. Американские генералы, зная низкий моральный дух солдат своей армия и ар мий своих сателлитов, всячески превоз носят значение атомного оружия в совре менной войне. Разоблачая политический смысл крикливых восхвалений атомной бомбы, И. В. Сталин отмечал: «Атомные бомбы предназначены для устрашения слабонервных, по они пе могут решать судьбы воины, так как для этого совер шенно недостаточно атомных бомб». Атомным и водородным оружием нель зя решить исход войны. Ис^од воины в конечном счете будут решать люди, силь ные духом, беззаветно преданные своей Родине, вооруженные первоклассной тех никой и умело владеющие ею. Различают два вида атомного оружия: атомное оружие взрывного действия (бом бы, артиллерийские снаряды, торпеды, самолеты-снаряды) и боевые радиоак тивные вещества (БРВ), применяемые в виде жидкостей, порошков и дымов. В от- личие от обычных артиллерийских снаря дов и авиационных бомб, поражающими факторами которых являются ударная волна и разбрасываемые во все стороны осколки, атомный взрыв сопровождается одновременным действием ударной волны, светового излучения, проникающей ра диации. Кроме того, в течение определен ного времени местность и находящиеся вне укрытий люди и предметы могут быть заражены радиоактивными продук тами. От атомного оружия, как и от любого другого оружия, существуют простые и надежные средства и способы защиты. Мероприятия по противоатомной за щите должны осуществляться непрерывно не только во время боя, но и при нахож дении войск в глубоком тылу. Противо атомная защита организуется распоряже нием старших начальников. Каждый сол дат должен принимать все зависящие от него меры по защите себя, своего оружия и вверенной ему боевой техники от воз действия атомного оружия. Для успешных действий в условиях применения атомного оружия нужно твер до знать его боевые свойства, особенности боевых действий, средства и способы про тивоатомной защиты: умело использовать защитные, свойства местности: быстро возводить самостоятельно и в составе своего отделения, расчета пли экипажа оборонительные сооружения (окопы, траншеи, подбрустверные блиндажи, ни ши, укрытия): постоянно заботиться о предохранении своего оружия и боевой техники от заражения радиоактивными веществами: уметь производить санитар ную обработку и дезактивацию: прояв лять в бою разумную инициативу и сме калку, выдержку и находчивость. Кроме того, каждый солдат и сержант обязан хорошо знать указанные команди ром сигналы атомной и химической тре воги и порядок действий по ним: содер жать в полной боевой готовгйсти индиви дуальные средства противоатомной защи ты, а также уметь изготавливать средст ва защиты из подручных материалов. Появление атомного оружия и других современных средств борьбы не умаляет значения огня пехоты и других родов войск в достижении победы над врагом. Меткий огонь пехоты, артиллерии и ми нометов, танков, мощные удары авиации являются главным средством уничтоже ния противника. Это требует от воинов всех специальностей постоянно осваивать оружие и технику, держать их в исправ ном состоянии и в постоянной боевой го товности. Навыки умелых действий в условиях современного боя пе приходят сами, а прививаются в ходе повседневной напря женной боевой учебы. Рассмотрим действия солдат в наступ лении и обороне в условиях применения атомного оружия. 1. В НАСТУПЛЕНИИ Как действовать по сигналу атомной тревоги Наступательный бой является основ ным видом боевых действий Советской! Армии. Только в результате решительного наступления. возможно окружить и уни чтожить противника, заставить его сло жить оружие и отказаться от сопротив ления. В наступлении наибольшая угроза атомного нападения существует в период занятия нашими войсками исходного по ложения для наступления. Вследствие этого особое значение приобретает инже нерное оборудование исходного района в противоатомном отношении. С этой целью дополнительно возводятся инженерные сооружения, необходимые для укрытия личного состава и боевой техники во вре мя атомного нападения противника. Осо бенно важное значение приобретает в этот период организация разведки, непре рывного наблюдения за полем боя, стро гое поддержание всеми воинами и под разделениями маскировочной дисциплины. Разведка и наблюдение имеют целью своевременно обнаружить мероприятия противника, направленные на срыв на шего наступления. Несоблюдение правил маскировки может привести к тому, что противник обнаружит подготовку наших подразделений к наступлению и сбросит атомную бомбу на войска, занимаю щие исходное положение. После атом ного нападения возможен удар пехо ты и танков противника. Поэтому при нахождении в исходном положении нужно иметь в постоянной готовности все огне вые средства и принять все меры к от ражению возможного наступления против ника. Об угрозе атомного нападения личный состав подразделений оповещается свои ми командирами. При непосредственной опасности атом ного нападения через систему постов воздушного наблюдения, оповещения и связи подается сигнал атомной тревоги. Он может быть звуковым или зритель ным. Его должны хорошо знать все сол даты. сержанты и офицеры. В условиях атомного нападения про тивника решение поставленной боевой задачи не прекращается. Услышав или увидев сигнал, нужно, продолжая выполнять боевую задачу, привести табельные индивидуальные средства противохимической защиты (противогаз, защитные чулки, перчатки, накидку) в положение «наготове», а при о т с у т с т в и и их — подготовить к исполь зованию подручные материалы (маты, вату, марлю, мешковину, рогожу, носовой платок или полотенце). Плащ-палатку можно использовать вместо накидки. Она надежно защищает воина от заражения радиоактивными веществами. Подготовка средств защиты производится быстро, са мостоятельно, без команды командиров. Если сигнал атомной тревоги застал воина во время атаки, нужно не приоста навливать продвижение вперед, а, напро тив, ускорить темп наступления. Поддер жание непосредственного соприкоснове ния с противником, неотступное его пре следование являются надежным залогом того, что противник не сможет достаточ но эффективно применить атомное ору жие, особенно ио первому эшелону на ступающих войск, так как в этом случае он может поразить свои подразделения. Следовательно, стремительное сближение с противником, сохранение непосредст венного соприкосновения с ним — луч ший способ действий в наступлении по сигналу атомной тревоги. Сила воина — в оружии и умелых действиях. Стремительно продвигаясь вперед, нужно применяться к местности, поражать противника огнем, гранатой, прикладом, поддерживать непрерывное взаимодействие с танками, самоходно-ар тиллерийскими установками, орудиями сопровождения, оказывать помощь им и солдатам своего отделения, взвода, роты, а также соседних подразделений. Наступающие подразделения должны стремиться выходить на фланги и в тыл противника, уничтожать его уцелевшие очаги сопротивления и огневые точки. Смелые и инициативные действия не большой группы и даже одного солдата могут обеспечить успех всего подразделе ния. Как действовать при атомном взрыве При атомном взрыве необходимо быстро занять укрытие, находящееся в 2— 3 ша гах от воина. От момента появления вспышки до прихода ударпой волны про ходит очень мало времени, всего лишь несколько секунд, так как ударная волна распространяется с большой скоростью (за 2 секунды она проходит 1.000 метров, за 5 секунд — 2 .000 метров, а за 8 се кунд — 3 .000 метров). Однако этого времени достаточно, чтобы занять укры тие. В исходном положении для наступле ния, а также при бое в глубине обороны подготовленных укрытий поблизости мо жет и не оказаться. В этом случае сле дует использовать воронку от разорвав шейся мины, снаряда пли бомбы, канаву, кювет, укрыться за насыпью, низким за бором, бугром. Если укрытия вблизи нет, нужно быстро лечь на землю лицом вниз, кисти рук и личное оружие спрятать под себя. В таком положении уменьшается степень поражения ударной волной и предохраняются лицо, кисти рук и дере вянные части оружия от поражения све товым излучением. Надежной защитой от атомной бомбы является броня танков и самоходно-артил лерийских установок. Находясь в момент взрыва в танке или самоходно-артилле рийской установке, необходимо закрыть люк и жалюзи и оставаться в машине. Орудия, танки, самоходно-артиллерийские установки и автомобили, не выполняю щие боевой задачи, по сигналу атомной тревоги ставятся в заранее подготовлен ные укрытия. Вслед за атомным нападением, как правило, последует контратака противни ка. Поэтому сразу же после взрыва сле дует подготовиться к ее отражению: при вести в боевое состояние оружие, усилить наблюдение за противником и ожидать дальнейших приказаний командира. Если позволяет обстановка, нужно оказать по мощь пострадавшим товарищам, устра нить обнаруженные неисправности в ору жии и технике и восстановить свою по зицию. В случае радиоактивного заражения местности по команде или по сигналу командира одеваются индивидуальные средства противохимической защиты. Ес ли они повреждены при атомном взрыве или во время наступления, то вместо них используются подручные средства. Преж де всего следует предупредить попамня* радиоактивных веществ с воздухом внутрь организма. При выходе из строя противо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz