На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 1 декабря 1954 г., Hi 284 (5126). дня в день множить ряды классных специалстов подлинных мастеров военного дела! ЧУ Достигнутое не предел Н а кораблях и в частях проходит сда­ ча экзаменов на классность. Это дело большой государственной важности. Чем больше на кораблях и в частях мастеров своего дела, тем сыше боевая готовность нашего флота. Классные специалисты — это высоко- дисциплинированные, знающие в совер­ шенстве свое дело воины. Им присущи та­ кие качества, как настойчивость и упорст­ во в достижении цели, сила воли, стой­ кость и выносливость, умение преодоле­ вать трудности походной обстановки. Т а ­ кие моряки способны решать сложные учебно-боевые задачи в любых условиях. Современный бей характерен скоротеч­ ностью и большим напряжением, приме­ нением оружия массового уничтожения. Это значит, что воинам надо учиться дей­ ствовать в темноте, в затопляемых поме­ щениях, уметь бороться с огнем, повреж­ дениями, работать в противогазах, сокра­ щенным расчетом и т. п. Это по плечу только высококвалифицированным специа­ листам, способным в любых условиях и любой ценой образцово выполнить свои обязанности на боевом посту. Классные специалисты—это передовые воины фло­ та. И дело чести всех североморцев в уче­ бе и службе равняться на них, во всем подражать им. К числу мастеров высокого класса отно­ сится у нас матрос Алексей Сафронов. Бы ть таким он стремился с первого дня службы. Вот почему на занятиях по спе­ циальности моряк был внимателен и любо­ знателен. О н вникал не только в работу механизма целиком, но и каждой детали в отдельности, интересовался взаимодейст­ вием частей и т. д. Как правило, Сафро­ нов занимался практически, непосредствен­ но у материальной части, здесь осваивал показанные ему боевые приемы. Лучшей школой повышения мастерства явились морские походы. В условиях, мак­ симально приближенных к боевой действи­ тельности, матрос Сафронов приобретал прочные практические навыки. Вначале были и неудачи: то не укладывался в норматив при выполнении какого-либо боевого приема, то допускал нарушение последовательности в действиях. Прихо­ дилось брать только упорством. И если старшина говорил: «Делайте, как я!», то Сафронов повторял все его движения са­ мым добросовестным образом. Повседневно и настойчиво обучаясь ма­ стерству, Алексей Сафронов добился вы ­ соких успехов в учебе и службе. Ему бы­ ло присвоено очередное воинское звание «старшин матрос». Командир об'явил Са­ фронова отличником боевой и политиче­ ской подготовки. Однако старшин матрос Алексей Са­ фронов все еще не был классным специа­ листом. Д л я достижения этой цели ему требовалось сдать экзамены . К ним воин готовился всесторонне, хотя и без того анал свое дело, как говорят, назубок. И вот долгожданный день сдачи экзаме­ нов на классность наступил. Алексей Са­ фронов заметно волновался. Н о так дли­ лось недолго: его вы звали первым. Перед глазами комиссии появился стройный н подтянутый моряк, в ладно подогнанном обмундировании. Представившись, моряк ваял билет с вопросами. Глубоко продумав ответы , старшин ма­ трос Сафронов говорил уверенно, спокойно, убедительно. Свой рассказ, он сопровож­ дал показом непосредственно на механиз­ мах орудия. Чувствовалось, что северо­ морец знает свою специальность, требова­ ния уставов и инструкций, умеет работать на материальной части исключительно четко, без задержек. О тветы окончены. Комиссия признала знания старшего матроса Сафронова от­ личными. Это было отмечено на подведе­ нии итогов сдачи экзаменов на классность. Офицер поздравил воина с заслуженным успехом. Комсомолец показал добрый при­ мер сослуживцам. Довольный и радостный вышел от командира Алексей Сафронов. Товарищи от души поздравили его: он стал специа­ листом высокого класса. — Нашего полку прибыло! — говорили воины, имеющие классность. — Достигнутое для меня не предел, — отозвался Сафронов. — Моя цель теперь — добиться звания специалиста первого класса. Лейтенант Е. ЗАРОДОВ. Руководители политзанятий делятся опытом ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ Старшина 2 статьи Владимир Сидякин — один из опытных машинистов-турбинистов корабля Н . Он настойчиво передает свой опыт и знания молодым морякам, учит их грамотно эксплуатировать и заботливо беречь механизмы. Н А С Н И М К Е : специалист второго класса старшина 2 статьи Владимир Сидякин (второй слева) проводит занятие по специальности с молодыми матросами. Ф о то И . Никишова. На о г н е в о й п о з и ц и и В Заполярье — зима. Дня стали корот­ кими. Темные ночи властвуют большую часть суток. Дуют холодные ветры. В этих условиях воины-зенитчики на­ стойчиво борются за высокий класс стрельбы. Каждую минуту учебы они стараются использовать для глубокого изучения своей специальности, повыше­ ния качества огневой подготовки. ...До конца занятий оставалось око­ ло часа. На пустынные белоголовые сопки давно спустились вечерние сумер­ ки. Но на огневой позиции было попреж- нему оживленно. Слышался шум моторов, раздавались короткие команды и прика­ зания, доклады об их исполнении. Но вот выпала минута передышки. — Товарищ младший сержант, — об­ ратился к командиру один из матросов. — Слишком темно стало, не видно шка­ лы, да и заряжать почти невозможно... — Может, довольно на сегодня, завтра днем поработаем? — сказал другой воин. Вместо ответа младший сержант Вере- ин подал команду. Взглянув на первого матроса, командир расчета увидел, как тот, склонившись над прибором, силился определить скомандо­ ванную установку. «В любой момент быть готовым к бою! Учиться тому, что необходимо в совре­ менной войне, когда самолеты летают вы­ соко и быстро», — вспомнились ему слова офицера. Эти слова теперь помогли Береину решительно определить дальней­ ший ход тренировки. II весьма кстати. Внезапно появилась воздушная цель. Она приближалась с невероятной быстро­ той. Вот уже слышен шум. — Поймать цель! Орудие резко развернулось. Трудно на­ водчику. Но он сумел приспособиться. Вскоре последовал доклад — цель пойма­ на. И хотя она находилась еще на боль­ шой дистанции, наводчики уже справи­ лись со своими обязанностями.' — Зарядить орудие! — следует коман­ да. Заряжающий принимает снаряды и по­ сылает их на лоток. Действия его четки и быстры. Практическое занятие в этом расчете прошло неплохо. Все команды и вводные матросы выполняли быстро, точно и уве­ ренно. Здесь же, на орудии, всем расче­ том отрабатывались наиболее сложные боевые приемы, требующие высокой фи­ зической выносливости, быстроты и уме­ ния, разбирались и уточнялись неясные вопросы. II сейчас, когда подан сигнал о конце занятий, командир напомнил ма­ тросу Савельеву о том, что ему необходи­ мо отрабатывать один из приемов, с вы­ полнением которого он иногда задержи­ вается. Не?забыл младший сержант на­ помнить и заряжающему о том, что уме­ ло заряжать нужно учиться и в ночных условиях. Точно по уставу несет службу передо­ вой воин подразделения младший сержант Вереин. Немного времени прошло с тех пор, как он стал командиром орудия. Сильным и дружным коллективом пока­ зался вначале вверенный ему боевой расчет матросов. Но требовательный к себе, Вереин заметил, что в отделении нет должного уставного порядка. Так, не­ которые воины халатно относились к изучению материальной части, нарушали форму одежды, не было среди них боевой спайки. «Самое главное, — решил командир расчета, — поднять дисциплину». Смело и решительно приступил он к достиже­ нию этого. Матрос Щербаков иногда всту­ пал в пререкания с начальниками и старшинами. Командир терпеливо раз'яс- нял воину, что добросовестная служба — важнейшее условие повышения боевой готовности нашего флота. — Этого от нас требует Родина, весь советский народ, — заканчивал обычно Вереин свои беседы. Благодаря настойчивости, индивиду­ альному подходу к подчиненному’, коман­ дир помог Щербакову избавиться от не­ достатков. Воин заметно исправился, и теперь уже вряд ли кто скажет о нем плохое. Он стал дисциплинированным ма­ тросом, хорошим артиллеристом. Бывали случаи, когда младшего сер­ жанта постигали и неудачи. При выпол­ нении одной учебно-артиллерийской стрельбы возглавляемый им расчет не справился с поставленной задачей. С тех пор тренировки проводились и дцем и ночью- сокращенным расчетом и по взаимозаменяемости. Учения по обес­ печению живучести расчета и материаль­ ной части отличались разнообразием в подаче вводных, работой в сложных усло­ виях. Результаты не замедлили сказаться. ...Цель появилась внезапно. По сигна­ лу зенитчики заняли свои места. Данные для стрельбы были выработаны быстрее, чем предусмотрено в нормативах. Раздал­ ся выстрел. Из ствола орудия вылетел сноп пламени. На огневой п о з и ц и и за­ пахло пороховым дымом. Вскоре цель была поражена. Орудийный расчет, воз­ главляемый отличником боевой и полити­ ческой подготовки младшим сержантом Верейным, показал высокий класс стрель­ бы. Старший матрос Ю. АНТОСЕНКОВ. Неудача матроса Машкова Радио — надежнейший вид связи. Но это только тогда, когда первоклассную аппаратуру обслуживают высококвалифи­ цированные специалисты. Сознавая это, все воины нашего отде­ ления изо дня в день повышают класс своей работы. В период подготовки к сда­ че экзаменов они особенно много потруди­ лись. Лишь матрос Машков «почивал на лаврах». Добившись .ранее некоторых ус­ пехов, радист думал, что он уже стал умелым специалистом. Машкова допустили к сдаче экзаменов на классность. Но он показал слабые зна­ ния своей специальности, низкую опера­ тивность. В то же время его товарищи старший матрос Карпенко, старшина 2 статьи Батурин и другие добились вы­ соких результатов. Маттрос Машков допустил большую ошибку, не позаботившись о повышении своей классности. К этому его привели благодушие и зазнайство. С. ЮРЬЕВ. Опытные моряки обучают молодых воинов Когда корабль вернулся в базу, коман- дир подразделения подвел итоги работы подчиненных на походе. Он сказал, что л и ч н ы й состав показал в море хорошую соевую выучку и выносливость. Офицер особо отметил умелые действия котельных машинистов, которыми командует старши­ на 2 статьи Стахмич. Командир отделения Владимир Стахмич находился здесь же, в кубрике, и слушал слова офицера. Радость теплой волной хлынула к сердцу. Старшина вспомнил, как нес вахту в походе старший матрос Боровик. Обста­ новка была нелегкая: в помещении шум, повышенное давление. Надо внимательно следить за уровнем воды в котле, за при­ борами. Качка, правда, здесь, в котельном отделении, ощущается меньше, чем на верхней палубе, но дает себя знать. Стар­ шому матросу Боровику, как и некоторым другим, пришлось в походе стоять вахту по двенадцать часов, отлучаясь лишь затем, чтобы принять пищу. Но старши­ на всегда замечал, как сосредоточенно и умело действовал на боевом посту стар­ шин матрос. Лишь по сдвинутым бровям Боровика можно было догадаться, что тот чувствует большое напряжение. Командир подразделения сказал: — Перед машинистами сейчас сто­ ят еще более ответственные задачи. Чтобы успешно решить их, каждый ма­ трос и старшина должен совершенство­ вать пвое мастерство, уметь выполнять любой приказ в самых сложных условиях. Это и есть то, о чем мы говорим, — быть всегда в боевой готовности... Старшину 2 статьи осооенно радовало то, что в этом большом и ответственном походе, проходившем в трудных услови­ ях, хорошо проявили себя пе только опытные моряки, как Боровик или Саха­ ров, но и молодые матросы. Булат Дель- мухаметов, Юрий Коновалов, Назир Га- лимов — эти новички несли на походе свою первую самостоятельную вахту. А ведь не сразу они стали умелыми котельными машинистами, которым мож­ но было бы доверить самостоятельно об­ служивать механизмы. И не только пото­ му, что трудно было освоить незнакомую технику. Были у них трудности и друго­ го порядка. Не каждый из молодых вои­ нов смог сразу втянуться в корабельную службу, привыкнуть к воинской дисци­ плине. ...В одном из походов старшиной вах­ ты в котельном отделении стоял Стахмич. Он приказал молодому матросу Коновало­ ву, дублировавшему тогда вахтенного у питания, проверить работу вентиляторов. Матрос ответил «Есть!» и стал выпол­ нять приказание. Увидев, что в масля­ ных бачках недостает масла, Коновалов решил не докладывать об этом старшине, а добавить масла. Но так как он еще не знал, как сделать это, накачал столько, что масло пошло через верх, начало за­ ливать магистрали и механизмы. Заметив случившееся, старшина 2 ста­ тьи Стахмич немедленно спустил масло до нормального уровня, предотвратив его утечку. И не только это. Повы­ шенное давление масла могло бы повре­ дить всю систему. Этот случай заставил старшину глубо­ ко проанализировать свою работу с под­ чиненными. Р»едь по инструкции Конова­ лов должен был сразу же доложить стар­ шине вахты о том, что в бачках недо­ стает масла. Матрос не выполнил это требование. Видимо, не все сделал он, Стахмич. командир отделения, чтобы при­ вить молодым матросам чувство высокой дисциплины, личной ответственности за порученное дело. По совету командира подразделения, старшина 2 статьи Стахмич собрал на боевом посту матросов своего отделения и разобрал с ними ошибку Коновалова. Однако этим старшина 2 статьи не ог­ раничился. Он постоянно контролировал учебу молодого матроса, указывал ему на недостатки, а когда Коновалов успешно сдал зачет на штатную должность, стар­ шина перед всеми моряками отделения отметил его старательность. Чувствуя, что командир хочет помочь ему, искренне радуется его успехам и огорчается неудачами, Коновалов стал еще более внимательно относиться к своим поступ­ кам, стремится служить так, как тре­ буют уставы. Повседневное влияние командира отде­ ления, его постоянную заботу о подчи­ ненных чувствует и молодой матрос На­ зир Галимов. А первое время он нередко нарушал воинскую дисциплину. Причи­ на была та, что Галимову вначале каза­ лось, будто главное не в том, как матрос выполняет распорядок дня или корабель­ ные правила, а в том, как он будет знать свою специальность. Изучив характер матроса, узнав, в чем он ошибается, Стах­ мич в задушевных беседах о службе, о море убедил молодого воина в том, что высокая воинская дисциплина — это ду­ ша всей службы. Нельзя еще сказать, что матрос Гали- моа уже вышел в число передовых вои­ нов, но сейчас он не допускает наруше­ ний дисциплины, учится старательно, стремится в совершенстве овладеть боевым мастерством. Большинство моряков отделения стар­ шины 2 статьи Стахмича — опытные матросы, прослужившие на корабле не один год. Они — отличники боевой и по­ литической подготовки, классные специа­ листы. Они-то и являются опорой стар­ шины в решении задач, которые ставятся перед личным составом отделения, помо­ гают старшине в обучении и воспитании молодых матросов. Когда Булату Дельму- хаметову трудно давалось изучение уст­ ройства форсунок, правил эксплуатации их, ему очень много помог комсомолец старший матрос Боровик. Если комсомо­ лец Юрий Голубев — один из лучших машинистов подразделения, классный специалист — стоит на вахте у горения или питания, командир уверен, что все будет в порядке. Был однажды такой случай. На ходу внутри турбопитатель- ного насоса сорвало шпонку, и вал на­ чал вращаться не на переднем подшип­ нике, а вместе с ним. Услышав стук в подшипнике. Голубев немедленно доложил об этом по команде, а сам срочно, быст­ рее, чем предусматривают нормативы, запустил резервный насоо. Подача воды в главный котел не прекращалась ни на минуту. Можно назвать еще старшего матроса Юрия Сахарова, классного специалиста, о котором в отделении говорят, что он знает свое заведывание, как свои пять пальцев, других моряков отделения, под­ линных знатоков вверенного дела, дисци­ плинированных воинов. Было время, когда котельные машини­ сты, о которых идет речь, не умели обес­ печивать бездымное плавание. Нет, нет да и вырвется из трубы черная шапка дыма и расстелется над кораблем. Неред­ ко приходилось им выслушивать от ар­ тиллеристов или других моряков реплики: «Решили небо закоптить что ли?». С помощью командира подразделения старшина 2 статьи Стахмич научил своих подчиненных включать и выключать форсунки, открывая оба регистра, точно подавать нужное количество воздуха, уме­ ло вводить в действие форсунки. Оказа­ лось, что вполне возможно плавать без­ дымно. Отделение старшины 2 статьи Стах­ мича — заслуженно считается одним из передовых на корабле. Старший лейтенант Ш. БИНЕЕВ. В системе политических занятий важ­ ное место отводится самостоятельному изучению слушателями учебных пособий. II это не случайно. Как бы хорошо ни был проведен рассказ, без глубокой, усидчивой работы над изучением основ­ ной и дополнительной литературы воин не сможет должным образом усвоить ма­ териал темы. Особенно это характерно для изучающих историю и теорию Коммуни­ стической партии. На самостоятельное чтение отводится, примерно, третья часть всего учебного времени. В эти часы слушатели приобре­ тают навыки работы над книгой, учатся конспектировать прочитанное. От плодо­ творной самостоятельной подготовки слу­ шателей зависит их активность на беседе по теме. В данной статье мне хотелось бы поде­ литься своими соображениями по затро­ нутому вопросу. Опыт показывает, что к организации и методике самостоятельной работы слушателей руководитель должен относиться со всей серьезностью. К этому этапу политзанятии ему нужно готовить­ ся так же тщательно, как и к рассказу, беседе. Его обязанность — активно вме­ шиваться в работу воинов, оказывать им необходимую помощь, раз’яснять главное в изучаемом материале, учить пользо­ ваться наглядными пособиями. Подготовка руководителя политзаня­ тий к самостоятельному чтению по суще­ ству начинается с рассказа, в котором он называет основные вопросы темы, обра­ щает на них главное внимание слушате­ лей, рекомендует прочесть необходимую политическую литературу, художествен­ ные книги. Очень важно, чтобы пропа­ гандист составлял план своей работы на время чтения воинами учебных посо­ бий и заблаговременно давал необходимые обстоятельные указания своему помощни­ ку. Ему нужно продумывать, какие поло­ жения требуется раз’яснить группе, кому и какую оказать помощь, какие нагляд­ ные пособия приготовить,— словом, зара­ нее все предусмотреть, чтобы слушатели могли плодотворно заниматься. Большое значение имеет знание руково­ дителем уровня подготовленности каждого слушателя группы. Без этого невозможно вести систематическую индивидуальную работу. Например, когда моряки керабля приступили к изучению истории партии, некоторые из них не умели работать над книгой. Так, старший матрос Честней­ ший, прочитав первую главу Краткого курса, заявил: — Здесь все важное и нужное. Не знаю, что выписывать в свою тетрадь. Таким образом, сразу же обнаружилось, что мы недостаточно подготовили слуша­ телей к изучению истории и теории партии. Требовалось как можно быстрее устранить этот пробел. Комсомольскому бюро было предложено провести собесе­ дование слушателей об организации са­ мостоятельного чтения. Это мероприятие состоялось. Старшина 1 статьи Тронов, старшина 2 статьи Гущин, старший ма­ трос Гомонов и другие поделились своим опытом работы над книгой, рассказали о том, как они овладевают историей Ком­ мунистической партии. Я, как руководитель группы, и мой по­ мощник главный старшина Крнвошеев стали более внимательно изучать полити­ ческий и общеобразовательный уровень воинов, усилили помощь им. Учтя недо­ статки первого занятия, мы старались пе­ рестроить свою работу. Так, к самостоя­ тельному чтению по теме: «Образование Российской социал-демократической рабо­ чей партии. Появление внутри партии фракций большевиков и меньшевиков (1901 — 1904 годы)» подготовка на­ чалась заранее. Еще в рассказе указы­ вались дополнительная литература, ос­ новные вопросы материала. Старшинам 1 статьи Тронову, Колейкову и другим наиболее подготовленным слушателям я посоветовал прочитать книги В. И. Ленина «Что делать?», «Шаг вперед, два шага назад». Помощник заранее получил указание подготовить необходимые на­ глядные пособия. В процессе самостоятельной работы внимание моряков направлялось на глав­ ные вопросы темы. Я и помощник под­ сказывали им, какие и в каком случае необходимо использовать диаграммы, схе­ мы и т. д. В эти часы основной упор мы делали на работу со слушателями в ин­ дивидуальном порядке. Необходимо подчеркнуть, что как бы хорошо ни было организовано самостоя­ тельное чтение, некоторые слушатели не успевают изучить рекомендованную лите­ ратуру в учебное время. Поэтому прихо­ дится мобилизовывать моряков на учебу в вечерние часы. В данном случае многое зависит от помощника руководителя. Главный старшина Крнвошеев и в эти часы проявлял активность. Он оказывал помощь тем, кто отсутствовал на том или ином занятии. К каждой теме Крнвошеев готовился тщательно, составлял конспект, подбирал наглядные пособия. Например, благодаря ему старший матрос Фролов на­ верстал упущенное и на осенней провер­ ке получил отличную оценку. На одном из своих заседаний комсо­ мольское бюро, обсудив состояние идейно- политического воспитания членов ВЛКСМ и свои задачи, наметило ряд мероприятий но улучшению организации самостоятель­ ной подготовки слушателей. Комсомоль­ ская организация активно мобилизовыва­ ла моряков на отличную учебу. Очень ча­ сто можно было видеть, как в неслу­ жебное время член бюро старшина 1 ста­ тьи Колейков занимался со старшими ма­ тросами Катаевым и Субачевым по те ­ мам Краткого курса. То же нужно сказать о старшине 1 статьи Шабанове. Акти­ висты старшие матросы Брант, Божок да­ же на походах, когда выпадало свободное время, проводили коллективные ч и т к и ма­ териалов, рекомендованных к политиче­ ским занятиям. Большую помощь слушателям оказыва­ ла партийная организация. Коммунисты проводили консультации, читали лекции по отдельным вопросам истории н теории Коммунистической партии. Группа на осенней проверке получила отличную оценку. Рост политических зна­ ний благотворно сказался и на службе многих старшин. Их подчиненные доби­ лись серьезных успехов в боевой и поли­ тической подготовке. А. ПАВЛОВ. -О- Ошибка устранена Перед тем, как допустить матроса Се- менчука к несению вахты, опытный спе­ циалист Глазунов тщательно проверил знание воином инструкции, его умение эксплуатировать материальную часть. Заступив на вахту, матрос Семенчук убедился в исправности боевой техники и запустил агрегат. Мягкий щелчок, и стрелка прибора, описав дугу, замерла на определенном делении пестрой шкалы. Прибор исправен. Воин выключил рацию. Вдруг дежурный дал знакомый сигнал. В короткий срок, без шума и суеты ма­ тросы заняли свои места по расписа­ нию. — Включить передатчик... Прибыть в рубку диктора, — приказал дежурный офицер вахтенному радисту. Семенчук быстро выполнил приказание. У передатчика остался Глазунов. Когда Семенчук получил разрешение вступить в езязь с корреспондентами, он стал давать «жучки» для настройки. — Не слышу своей работы, — докла­ дывает Семенчук. Глазунов быстро проверил включение передатчика в настройку. В телефонах были слышны только хлопки. Отличные знания и хорошая натренированность по­ могли опытному радисту обнаружить ошибку подчиненного: матрос Семенчук не включил умформер, который подает вы­ сокое напряжение на возбудитель и на приемник самопрослушивания. Он забыл последовательность включения радиостан­ ции. Бывалый воин Глазунов хорошо пони­ мает, что значит не оповестить других корреспондентов своевременно и к чему это может привести. Вот почему он, не те­ ряя времени, выключил передатчик. Потом четко, без лишних движений, стал вклю­ чать аппаратуру. Глазунов строго соблю­ дал требования инструкции и последова­ тельность включения станции. Он устра­ нил ошибку, допущенную Семенчуком. В течение определенного времени передат­ чик работал на полную мощность. Матрос Г. ФЕДОТОВ. Когда матрос опаздывает на вахту., Все чаще и чаще вахтенный Анохин посматривал на часы. Вот уже прошло двадцать минут после начала ужпнл. а его не подменяют. В чем дело? Неужели сегодня позже обычного дали сигнал? Что-то непохоже. Никогда этого не случалось. Вот матросы пошли на бак — значит, поужинали. Что ж, надо ждать. Может бачковой ма­ лость задержался. Прошло пять минут, затем еще пять, а матроса Бизясва все не было. Бизяев на корабле служит недавно. Только месяц назад он был допущен к не­ сению самостоятельной вахты у действую­ щих механизмов. Но за это короткое время матрос неоднократно нарушал корабель­ ный распорядок, проявлял грубость к то­ варищам по службе. Сначала думали — молодой, мол, при­ выкнет еще, подтянется. Стоя около распределительного щита, Анохин изредка посматривал на люк: не появится ли товарищ. Ожидания были напоасны. «Как это так, служить на военном ко­ рабле и такие промахи допускать!». При­ ди в это время Бизяев, Анохин обрушил Сы на него весь свой гнев. Но пока ни­ чего не оставалосьЛкак продолжать бди­ тельно следить за работой механизмов, а м?жду делом позвонигь по телефону и напомнить сослуживцу о его обязанно­ стях. Вахтенный снял трубку, ему ответил дневальный. Бнзяева в кубрике не было. «Вот здорово! А может быть, он идет на боевой пост», — мелькнула у Анохина мысль. Только надежда не оправдалась и на этот раз. Узнав о случившемся, все находящие­ ся в кубрике высказывали свое недо­ вольство. — Он и меня на днях забыл сменить, пока я не позвонил,-— говорил один из моряков. — То не подменит на чай, то на ужин опоздает, а недавно его сняли з вахты. Куда это годится! Надо занятьгя с ним по-настоящему. Сменившийся к этому времени Анохин в разговоре не принимал участия. Он только что сдал обязанности другому специалисту. При входе в кубрик воин встретился со старшиной команды, у ко­ торого был в подчинении Бизяев. — Товарищ старшина! — начал он. — Знаю, знаю, — перебил тот. Я ему другую работу нашел. Пусть потрудится, коль убеждения не действуют. Спускаясь по трапу, Анохин увидел Бигяева. — Здорово вы начинаете свою службу. О себе только заботитесь, а дело-то у нас общее. Выполнять свой долг по-устав- иому обязан каждый из нас. Молодой матрос попытался возразить: — А с вами разве этого никогда не случалось? — Никогда! На этом разговор закончился. Есть над чем подумать матросу Бизяеву. Матрос И. УРАЛЬСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz