На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я /» по.мош,!> с л уш ат е л ям п о л ит и ч е с к и х з а н ят и й воинского обучения и воспитания оветокой Армии и Военно-Морском Флоте Наша Советская Родина под мудрым и испытанным руководством Коммунистиче ской партии уве роино ид-*т но пути к коммунизму. Год от года -растет экономи ка и культура социалистического госу дарства, улучшается благосостояние на шего народа. По примеру Советского Сою за. используя его богатый исторический опыт и бескорыстную братскую помощь, успешно строят социализм народы свобод ного Китая и стран народной демократии. На страже великих завоевании совет ского народа, на страже мира во всем мире зорко стоят наши могучие Воору женные Силы, закаленные в жестоких сражениях с сильным и опасным врагом, отлично вооруженные всеми видами со временной боевой техники. Коммунисти ческая партия и Советское правительство поставили перед Армией и Флотом боль шие и ответственные задачи — постоян но находиться в полной боевой готов ности, бдительно охранять мирный сози дательный труд строителей коммунизма, надежно обеспечивать государственные интересы социалистической Отчизны. Современная международная обстанов ка настоятельно диктует необходимость дальнейшего укрепления активной оборо ны нашей Родины от агрессивных дейст вий ее врагов. Об этом со всей ясностью сказано в совместной Декларации Прави тельств СССР. Польской Народной Рес публики, Чехословацкой Республики, Гер манской Демократической Республики, Венгерской Народной Республики. Румын ской Народной Республики, Народной Республики Болгарии и Народной Респуб лики Албании, принятой 2 декабря 1954 года на Московском Совещании европей ских стран по обеспечению мира и безо пасности в Европе. Империалистические агрессивные силы все более активизиру ются. бешено готовятся к развязыванию новой мировой войны, угрожают нападе нием на Советский Союз и страны народ ной демократии. В этих условиях Совет ская Армия и Военно-Морской Флот должны быть в любой момент готовы дать сокрушительный отпор любому аг рессору, который попытается нарушить мирную жизнь социалистической Родины. 1. Передовой характер советской системы воинского обучения и воспитания Идейную основу советской системы во инского обучения и воспитания состав ляет всепобеждающее учение марксизма- ленинизма. Ио своему характеру она це ликом и полностью отвечает природе на ших Вооруженных Сил — вооруженных сил нового типа, созданных для защиты социалистического государства рабочих и крестьян, для защиты дружбы между народами нашей страны, воспитанных в духе пролетарского интернационализма. В решениях Коммунистической партии и Советского правительства, в трудах В. II. Ленина, И. В. Сталина и пх сорат ников дано теоретическое обоснование важнейших принципов обучения и воспи тания наших воинов. Главной целыо обу чения и воспитания является выработка у лпчного состава высоких морально- боевых качеств, постоянной готовности в любых условиях и любой ценой защитить честь и государственные интересы нашей Родины. Опираясь на советскую военную науку, наша система воинского обучения и воспитания всесторонне учитывает особенности и требования современной войны и указывает правильные пути подготовки личного состава для успешных действий в бою. Всеми формами воспи тательной работы воинам прививаются такие качества, как беспредельная лю бовь к Родине и ненависть к ее врагам, непреодолимая воля к победе, умение бить врага наверняка, мужество и отва га, стойкость и выносливость, инициати ва и находчивость, отличная дисциплина и высокая бдительность. В Советских Вооруженных Силах, кровно связанных с народом, воспитание воинов осуществляется в интересах наро да, в интересах дальнейшего (расцвета на шей Родины. Вступив в ряды Армии или Флота, советский человек не отрывается от жизни страны, не изолируется от об щества, а живет одними мыслями и за ботами с народом, воспитывается в духе любви и преданности своему Отечеству. Являясь самым передовым в мире, со ветское воинское обучение и воспитание по своему характеру, содержанию и на правленности самым коренным образом отличается от механической муштры и идеологического оболванивания личного состава в вооруженных силах капитали стических стран. В буржуазных армиях и Флотах солдат и матросов путем тонко продуманной обработки превращают в бездушных автоматов, слепых исполните лей воли империалистических агрессоров. Результаты подобной системы «воспита ния» наглядно видны на примере амери канской армии, показавшей себя скопи щем бандитов, насильников и грабите лей. Обучение и воспитание в пашей Армии и Флоте — это единый процесс форми рования высококвалифицированного, от важного воина, смелого н активного в (Ъю. стойкого и непреклонного в дости жении победы. Все формы обучения и воспитания подчинены единой пели — подготовить полноценного защитника на шей Родины — Союза Советских Социа листических Республик. В системе боевой подготовки, на политических занятиях, в.-» всей жизни и деятельности корабля или части проходит непрерывный процесс обучения и воспитания личного состава в духе требований Присяги и воинских уставов. Решающим фактором формирова нии высоких морально-боевых качеств воина являются его политическая созна тельность, глубокое понимание своего воинского долга, личной ответственности за защиту Родины. Ведущую роль в политическом и воин ском воспитании личного состава ппрают наши командиры. Плоть от плоти своего народа, они осуществляют волю Коммуни стической партии и Советского прави тельства, тесно связаны с подчиненными единством интересов, целей и задач ио защите любимой социалистической От чизны от покушений врагов. Будучи еди ноначальниками, командиры несут пол ную ответственность за все стороны обу чения и воспитания воинов. Во всей своей деятельности по руко водству личным составом наши офицеры опираются на старшин и сержантов — ближайших и непосредственных началь ников и воспитателей солдат и матросов. Этому самому многочисленному отряду командиров принадлежит важная (роль в обучении подчиненных боевому мастерст ву, в поддержании уставного порядка, в воспитании у воинов высоких морально- боевых качеств. На нашем Флоте выросло немало старшин и сержантов, образцово выполняющих свой воинский долг. За служенной любовью у личного состава пользуется старшина 2 статьи Анисимов. Он — мастер своего дела, умелый воспи татель и наставник матросов. Отделение, которым он командует, добилось высоких показателей в боевой п политической под готовке. 2. Чему нужно учить солдат и матросов, какие качества у них воспитывать Содержание п направление всей работы по обучению и воспитанию советских воинов определяются решениями Партии п Правительства, приказами Министра Обороны, воинскими уставами и наставле ниями. Руководящим принципом боевой подготовки личного состава нашей Армии и Флота является — учить войска тому, что необходимо на войне, тому, что по требуется в современном бою, насыщен ном всеми видами новейшего оружия. Основой успехов в учебе является твердая воинская дисциплина, строгое выполнение всех уставных требований. Присяга и уставы — закон воинской жизни, бога тейший источник знаний, незыблемая ос нова обучения и воспитания личного со става. Всю работу по обучению и воспитанию солдат и матросов надо строить так, что бы каждый воин в совершенстве знал свою специальность, умело владел вве ренным ему оружием в любой, самой трудной и сложной обстановке, в услови ях применения всех современных средств борьбы. А это достигается в результате постоянного, кропотливого и настойчивого труда как самого воина, так и команди ра, его обучающего. Обстановка на заня тиях должна быть максимально прибли жена к подлинной боевой действительно сти путем создания соответствующего так тического фона и применения имитаци онных средств, творческого подхода к раз работке вводных, решительной борьбы со всякого рода послаблениями и упрощения ми. В современном бою огромное значение приобретает фактор времени. Необходимо научиться ценить буквально каждую се кунду, достичь такой быстроты и точно сти в работе на механизмах, чтобы все действия воина были доведены до автома тизма. Многое в решении этих задач зави сит от старшины, от его подготовки к проведению занятий, от качества их орга низации. Правильно поступает командир орудий ного расчета младший сержант Версии. К каждому занятию с подчиненными он тщательно готовится, вдумчиво подходит к разработке вводных задач, умело пла нирует весь ход учебного процесса. Все это способствует достижению успехов в обучении лпчного состава отделения, по могает воинам правильно понять свои за дачи в современном бою. Большую роль в обучении личного со става умелому владению оружием и тех никой играют практические занятия на боевом посту у механизмов, тренировки и учения, выходы в море. Здесь с наиболь шей полнотой может быть создана обста новка, приближающая учебу к действи тельному бою. Многое зависит от старши ны и оержанта. Надо так построить тре нировку, чтобы каждый подчиненный действовал с полным напряжением сил, не довольствовался достигнутым, а стре мился к новым успехам в изучении вве ренной боевой техники, строжайшим об разом. решительно избегая ненужных уп рощений, по всем правилам выполнял приемы, как того требует настоящий бой. На практических занятиях волны закреп ляют и отшлифовывают ранее приобре тенные навыки, учатся бить врага на верняка. Одним пз необходимых боевых качеств, без которого трудно обойтись в современ ном бою, является отличная физическая закалка воина, его стойкость и выносли вость, умение переносить все тяготы и лишения походно-боевой обстановки. Из вестно, например, что хорошо натрениро ванный, закаленный организм человека менее восприимчив к лучевой болезни и может выдержать весьма большие дозы радиоактивного заражения. Проводя обу чение и воспитание подчиненных, нужно не только постоянно напоминать воинам о необходимости физической закалки, но п практически весь учебный процесс, жизнь и быт личного состава насы щать мероприятиями, способствующими выработке у солдат п матросов стойкости и выносливости. Хорошим боевым помощ ником воинов в этом деле является спорт, особенно его военно-прикладные виды. Как бы далеко ни шагнуло развитие военной техники, какими бы сильными ни были средства борьбы — победу на войне завоевывают люди, отлично владе ющие оружием, сильные духом, непрек лонные в достижении победы над врагом, до конца преданные своей Родине. Долг каждого командира — неустанно повы шать политическую сознательность вои нов, воспитывать их в духе животворного советского патриотизма, развивать и ук реплять у лпчного состава такие замеча тельные качества, как мужество и стой кость, честность и правдивость, дисципли нированность и бдительность, любовь к военному делу, готовность в любых усло виях, не щадя своей крови и самой жиз ни защищать государственные интересы Советского Союза. Проводя воспитатель ную работу с подчиненными, старшины и сержанты обязаны глубоко разъяснять во инам политику Коммунистической партии, ее руководящую и направляющую роль в жизни нашей страны, в успехах совет ского народа и его Вооруженных Сил, в строительстве коммунизма, воспитывать солдат и матросов в духе дружбы наро дов, прививать им чувство национальной и военной гордости, сознание могучей си лы нашей Родины и всего лагеря соци ализма и демократии. Старшине п сержан ту необходимо постоянно интересоваться ходом политической учебы своих подчи ненных, памятуя, что политические за нятия являются основной Формой идейно го воспитания солдат и матросов. 3. Методы и средства обучения и воспитания солдат и матросов Успешно воспитывать воинов сможет только командир, хорошо подготовленный политически, в совершенстве владеющий своей воинской специальностью, дисци плинированный, имеющий необходимые знания методики обучения. Без этих ка честв командир не сумеет справиться с возложенными на него ответственными и почетными обязанностями. Старшины и сержанты никогда не должны забывать об этом. Как известно, готовых рецептов обуче ния и воспитания, пригодных на любой случай и в любой обстановке, нет и не может быть. Это дело не терпит никакого штампа и трафарета. Формирование мо рально-боевых качеств воина требует творческого подхода командира-воспитате- ля к решению всех задач обучения, учи тывая конкретные условия обстановки. Ответы на многие вопросы старшина и сержант найдут в уставах и наставле ниях, в учебниках по специальности, в книгах по методике обучения личного состава воинскому мастерству. Необходи мо систематически читать эту литерату ру, постоянно стремиться повышать свои знания и навыки. Большим подспорьем в этом деле является изучение опыта пере довых старшин и сержантов, их методов политического и воинского воспитания подчиненных. Надо чаще обращаться за советом к командирам и политработни кам, внимательнее присматриваться к их практике работы, перенимая для себя все, ценное и необходимое. Опыт показывает, что наилучших ре зультатов командир достигает тогда, когда занятия по специальности он проводит с подчиненными методом показа с раз’- яснением изучаемых приемов и действий, методом упражнений и тренировок. При этом старшина и сержант руководствуют ся хорошо оправдавшим себя правилом: «делай, как я!» . Ясно, что правильно по казать тот или иной прием командир су меет лишь при условии, когда сам хоро шо его знает и твердо усвоил. Демонст рировать свои действия перед личным со ставом нужно в строгом соответствии с уставами и наставлениями и неуклонно требовать этого от подчиненных, не до пуская даже малейших отступлений от правил. Здесь на первый план выступает высокая требовательность командира. Ус военные солдатами и матросами приемы путем упражнений и тренировок закреп ляются, постепенно превращаясь в твер дые навыки. Так, от простого к сложному, от низшего к высшему и движется про цесс обучения воинов, никогда не оста навливаясь. Известно, что военное дело и боевая техника все время • развиваются, совершенствуются — нужно успевать за ходом этого развития. Успехи в обучении и воспитании лич ного состава немыслимы без крепкой во инской дисциплины, без строгого устав ного порядка на кораблях, в частях и подразделениях. Долг командира — обе спечить высокую дисциплину своих под чиненных, привить им необходимые каче ства исполнительного, аккуратного вои на. Интересы защиты Родины требуют от начальника не оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненных, стро го взыскивать с нерадивых и поощрять достойных за проявленное усердие, подвиг и отличия по службе. Пользуясь этим уставным положением, командир имеет возможность активно воздействовать на воинов, развивать у них высокие мораль но-боевые качества. Святой долг началь ника — не только быть требовательным к подчиненным, но и постоянно, по-оте- чески заботиться о них, решительно из бегая при этом какого-либо проявления панибратства. Личный пример командира — офицера и старшины — в боевой и политической учебе, в поведении и дис циплине, в выполнении своих служебных обязанностей имеет большое воспитатель ное значение. Воины подражают своим командирам, учатся у них, хотят быть похожими на своих воспитателей. Это ко многому обязывает старшин и сержан тов. В работе с подчиненными следует помнить о воспитании у личного состава настоящей боевой дружбы и войскового товарищества, стремления выше поднять честь своего подразделения, корабля, ча сти. Необходимо широко популяризиро вать славные боевые традиции Советской Армии и Военно-Морского Флота. Окруженные вниманием и заботой на шей партии и народа. Советские Воору женные Силы зорко несут боевую вахту по охране мира и безопасности любимой Родины. Советские воины, прекрасно по нимая свою великую историческую мис сию, день ото дня все выше поднимают боевую готовность кораблей и частей, дер жат свое грозное оружие начеку, чтобы никакие провокации империалистических поджигателей войны не могли застать нас врасплох. Офицер В. ТИХОМИРОВ. Уважением и авторитетом среди матросов подразделения пользуется матрос Вик тор Пирогов. Он хорошо знает свою специальность и содержит боевую технику в от личном состоянии. З а усердие в службе, грамотную эксплуатацию боевой техники ему присвоено звание отличника боевой и политической подготовки. Н А С Н И М К Е : матрос Виктор Пирогов на вахте. Ф о то И . Никишова. УМЕТЬ ВСЕ ДЕЛАТЬ ТАК, КАК ТРЕБУЕТСЯ В БОЮ Занятия проводит старшина Уральский Корабль вышел в море. Оно было неспокойно. Ца- смурное небо застилали се рые тучи. Плохая погода не была неожиданностью для стар шины 2 статьи Уральско го. Сигнал «на занятия» застал его на боевом по еду’, у дальномера. Моряк вглядывался в горизонт, выбирая предметы, до ко торых необходимо было из мерять дистанцию во вре мя практической трениров ки. Он хороши помнил, как однажды в такую же пого ду его вызвал командир подразделения. — Почему проводите за нятие не на боевом посту? — спросил он. — Из-за погоды. Тогой гляди пойдет дождь. Жал ко расчехлять дальномер, — доложил старшина. — В плане я указывал: место занятий — боевой пост. Значит, прежде чем изменить что-либо или перенести занятия в куб рик, вы обязаны были спросить у меня разреше ние. Чтобы это было в по следний раз. После пере рыва продолжайте занятия на боевом посту. Когда закончился день боевой учебы, офицер про должил беседу с Ураль ским. Он рассказал, как в годы Великой Отечествен ной воины на Северном флоте одному из кораблей пришлось вести бой с пре восходящими силами про тивника. Погода была штормовая, типичная для Заполярья — ветер, снег, плохая видимость. Но даль номерщики, привыкшие ра ботать в любых условиях, обеспечили комендорам точную стрельбу. Совет ский корабль одержал победу в артиллерийском бою. — Теперь понимаете, как важно научиться работать в сложной обстановке? Для этого необходимо трениро ваться в любую погоду. А техника при правильном уходе всегда будет в по рядке. Много хороших советов дал старшине Уральскому офицер. — А вы сами продела ли практические приемы, которые будете показывать во время занятия подчи ненным? — спросил он Уральского. — Все приемы я отра ботал, вернее, отрабатывал раньше. Причем я же не первый раз провожу заня тия, — ответил старшина. — Завтра вам придется проводить -занятия в дру гих условиях, не в таких, как сегодня. А не проде лав всего практически, вы из сможете учесть всех особенностей той обстанов ки, в которой будете нахо диться, — сказал офицер и посоветовал повторить необходимые приемы, про думать весь ход занятия. Выполняя указание командира, старшина 2 статьи Уральский пришел на боевой пост заблаговре менно. Точно по сигналу при были подчиненные стар шины. Он об’явил морякам тему занятия. Первую часть практиче ского занятия командир отделения отвел на повто рение ранее пройденных вопросов. Затем по его рас поряжению матрос Фирсов начал производить вывер ку дальномера по высоте. Не теряя времени, он сра зу же навел дальномер на предмет. — Почему вы решили производить выверку имен но ио этому об’екту? — спрашивает Уральский. — Товарищ старшина 2 статьи, ведь более под ходящего нет, — доло жил матрос. — Я, подни маясь на мостик, осмотрел ся вокруг. * Приняв доклад об окон чании выверки и похвалив матроса за находчивость, Уральский тотчас же про верил точность работы своего подчиненного. Старшина приказывает старшему матросу Липец кому произвести выверку прибора ио дальности и доложить о готовности. Подчиненные работают умело, сноровисто. Ио ходу изучения материала стар шина останавливается на действиях дальномерщика в сложных условия*, рас сказывает об особенностях измерения дистанции во время качки, в плохую ви димость, при расположе нии об'екта на темном фо не и т. д. Старшина придержи вается строгой последова тельности в отработке практических приемов ма тросов на боевом посту. Благодаря тщательной под готовке каждого занятия и высоким методическим на выкам. Уральскому уда лось добиться значитель ных успехов. Сам он, как и все воины отделения, является отличником бое вой и политической подго товки. Многие его подчи ненные — классные спе циалисты. Старшина 2 статьи С. СОБОЛЕВ. Награждены нагрудными знаками Настойчиво изучать военное дело, постоянно добиваться новых успехов в бое вой и политической подготовке — таково стремление многих вопнов нашего под разделения. За примерную учебу и службу некоторым матросам присвоено звание «стар ший матрос», а младший сержант Емельянов и матрос Конраде награждены нагруд ными знаками «Отличный артиллерист». В. питинов. 4 декабря г.. Л? 2 »7 (012У). В сложных условиях Ветер с каждой минутой усиливался. От водяных брывг вся надстройка корабля и мачта покрылись ледяной коркой. Раздалась команда: — Шлюпку к спуску I Матросы быстро разбежались по своим местам. Работать морякам пришлось в труд ных условиях. Пеньковые тросы покрылись льдом и в талях проходили с боль шим трудом. Летевшие на палубу брызги ледяной воды обдавали моряков. Каждое неточное движение грозило опасностью. Но моряки действовали расторопно, инициатив но. Вскоре офицер Алексеенко доложил коман диру корабля о том, что шлюпка к спуску готова. — Есть желающие идти гребцами? — спросил офицер у моряков. Охотников нашлось много. Алексеенко взял с собой смекалистого, смелого, стойко го моряка старшего матроса Харитонова, старшину 2 статьи Лукянчикова, старших матросов Григорьева и Митина. — Выполнение задачи будет заключаться в том, — сказал офицер гребцам, — чтобы умело подойти к предмету, взять его и от буксировать к кораблю. — Гребцам в шлюпку, — скомандовал офицер Алексеенко. Грести было тяжело. Но моряки, умело действуя веслами, обеспечивали хороший ход шлюпке. Ещ е на полпути до предмета все воины были мокрые. Но никто не об ращал на это внимания. Каждый из них думал об успешном выполнении задачи. Вот уже шлюпка достигла предмета. Близко подойти к нему было опасно: он то скроет ся под водой, то с силой выскочит наверх. Шлюпку подняло на гребень большой волны, а предмет находился под водой. «Сейчас самый опасный момент. Если шлюпку не задержать, то ее можно разбить» — подумал офицер Алексеенко и подал команду: — Табань! Алексеенко решил подойти к предмету кормой. Умело маневрируя, шлюпка продви галась вперед. Предмет уже можно было до стать рукой. Н о он снова скрылся под во- дой. — Навались! — скомандовал Алексеенко. Секунда, и шлюпка отошла. Предмет снова вынырнул невдалеке. Только Алексеенко уцепился за него, как он пошел вниз, и руки офицера по локти погрузились в ледя ную воду. И так повторялось несколько раз. Моряки, стоявшие на палубе, с волнением наблюдали за работой сослуживцев. С по мощью старшего матроса Харитонова офи- !1СРУ удается зацепить предмет. Теперь предстояло его отбуксировать к кораблю. Шлюпка шла медленно, несмотря на огромные усилия моряков. Наконец, воины подошли к кораблю . С помощью Харитоно ва офицер оттолкнул предмет т шлюпки. С корабля в это время подали буксирный пеньковый конец. Алексеенко вновь подтя нул предмет вплотную к шлюпке и закре пил его в какие-то доли секунды. — Н а воду! — скомандовал офицер. Гребцы сделали сильный взмах веслами, и шлюпка отошла от корабля. Затем пред мет был поднят на палубу корабля. Усталые, промокшие моряки подошли к борту корабля. Командир остался доволен смелыми и умелыми действиями моряков и тут же об’я вил всем гребцам и командиру шлюпки Алексеенко благодарность. Матрос Н . КУ Л ЕШ О В . - О - 1£ о 7Э ы п /& > О З А У С П Е Х И в боевой и поли тической подготовке, за хорошие про изводственные показатели рядовой Во- левич неоднократно поощрялся коман диром. Недавно командир об’явил рядовому Волевичу еще одно поощрение — внео чередной краткосрочный отпуск. Ефрейтор Н . Обжогин. О О Т Л И Ч Н О выполнили учебные упражнения из личного стрелкового оружия матросы Рыбалко, Бондарев и другие. Меткая стрельба — результат хорошего знания воинами своего ору жия. умения в совершенстве владеть им. Командир об’явил воинам благо дарность. Младший сержант Н . Алексеев. О «В С И Р Е Н Е В ОМ СА ДУ » воде виль Ц . Солодаря готовит к постанов ке коллектив нашей художественной са модеятельности, которым руководит тов. Бескова. Воины с увлечением ра- ) ботают над новым спектаклем. М . Аннушкин. Непрерывно повышать звания по специальности Недавно многие матросы и старшины подразделения сдавали экзамены на клас сность. Все воины показали хорошие и отличные знания. Это результат их на стойчивого и упорного труда в течение длительного времени. Необходимо отметить, что в прошлом году б сдаче на классность было допуще но в два раза меньше моряков. К тому же один из них «провалился». Это обгоняет ся тем, что личный состав недостаточно прочно овладел тогда навыками боевого использования оружия и техники. Мало обращали внимания на качество подготов ки и проведения занятий по специально сти. Поэтому случались неисправности в работе материальной части. Кстати, но этой причине тогда не были допущены к зачетам главный старшина Горбачев и старшина 2 статьи Федорин. Ошибки прошлого были учтены, и большинству из них не повторялось. Под готовка к торпедным стрельбам и минным постановкам проводилась более тщательно и продуманно. В ходе боевой учебы ма тросы и старшины отрабатывали взаимо заменяемость. учились действовать в сложных условиях современного боя. Все это не пропало даром. Экипаж успешно выполняет поставленные перед ним зада чи. Не было ни одного случая аварий и поломок. Корабль был допущен к состяза тельным торпедным стрельбам. Напряженная учеба во время выходов в море, а также при стоянке у стенки, когда личный состав регулярно посещал кабинеты оружия, дала свои плоды. На экзаменах матросы и старшины отвечали правильно и уверенно. Особенно глубокие и прочные знания показали старшины 1 статьи Захаров и Дувакпн, старшина 2 статьи Сергеев и старший матрос Бур макин. Некоторые итоги сдачи экзаменов на классность Подготовка к экзаменам проводилась не только перед началом их, а в течение всего года. На занятиях, на учениях и тренировках, в штормовых походах ма тросы совершенствовали свои практиче ские навыки и углубляли теоретические познания. Была усилена работа - комсо мольской организации. Провели собрание с повесткой дня: «Ход подготовки к эк заменам на классность и задачи комсо мольцев». Член бюро Захаров побеседовал с каждым кандидатом в классные специа листы из числа торпедных электриков. Захаров помогал овладевать мастер ством многим матросам и старшинам. В частности, старшине 2 статьи Белоу сову, который раньше служил на корабле другого типа, а также старшему матросу Бурмакину в изучении приборов торпед ного поста и торпедных агрегатов. Серьезное внимание было уделено укре плению дисциплины и порядка в под разделении. Каждый моряк помнил, что классным специалистом может быть толь ко тот, кто живет и учится строго по уставам. В прошлом году старшего матро са Алтунина не допустили к экзаменам потому, что он имел дисциплинарные про ступки, не являлся примером в службе. Почетное звание классного специалиста мутросы и старшины должны нести вы соко. К сожалению, бывают случаи, когда, успокоившись на достигнутом, не елзна- вая полностью той большой ответственно сти, которая возложена на них. отдель ные воины нарушают воинскую дисци плину. Хороший урок в прошлом году по лучил старший матрос Кочурин. Он до пускал нарушения уставного порядка и за это приказом старшего начальника был лишен классности. А этого могло нч случиться, если бы Кочурпн не поте рял чувство ответственности за поручен ное ему дело, с честыо и достоинством выполнял свой воинский долг. При подготовке к экзаменам на клас сность и в ходе их были вскрыты недо статки. Например, некоторые воины, хо рошо и отлично разбираясь в практиче ских вопросах, показали недостаточно глу бокое знание теории своего дела. К таким относится Алтунин. Он недостаточно твер до знал тактико-технические данные от дельных приборов, которые ему приходит ся обслуживать. Это получилось потому, что Алтунин не всегда серьезно относился к занятиям по специальности, явно недооценивал зна чение теоретической учебы. Плохо и то, что у торпедистов и ми неров было мало учебной литературы по специальности. А та, что есть, по содер жанию оставляет желать много лучшего. Необходимо учесть эти недостатки, обе спечить личный состав достаточным ко личеством учебной литературы. Успешная сдача зачетов не дает права нашим классным специалистам успокаи ваться на достигнутом и почивать на лав рах. Впереди много трудных задач. Ма стера своего дела должны на ж и в о й , п р а к тической работе применить свои знания и навыки. Дедо их чести быть самыми дея тельными помощниками старшин и офи церов в поддержании строгого уставного порядка, в укреплении воинской дисци плины, в воспитании и обучении моло дых матросов. Старший лейтенант В. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz