На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я /» по.мош,!> с л уш ат е л ям п о л ит и ч е с к и х з а н ят и й воинского обучения и воспитания оветокой Армии и Военно-Морском Флоте Наша Советская Родина под мудрым и испытанным руководством Коммунистиче­ ской партии уве роино ид-*т но пути к коммунизму. Год от года -растет экономи­ ка и культура социалистического госу­ дарства, улучшается благосостояние на­ шего народа. По примеру Советского Сою­ за. используя его богатый исторический опыт и бескорыстную братскую помощь, успешно строят социализм народы свобод­ ного Китая и стран народной демократии. На страже великих завоевании совет­ ского народа, на страже мира во всем мире зорко стоят наши могучие Воору­ женные Силы, закаленные в жестоких сражениях с сильным и опасным врагом, отлично вооруженные всеми видами со­ временной боевой техники. Коммунисти­ ческая партия и Советское правительство поставили перед Армией и Флотом боль­ шие и ответственные задачи — постоян­ но находиться в полной боевой готов­ ности, бдительно охранять мирный сози­ дательный труд строителей коммунизма, надежно обеспечивать государственные интересы социалистической Отчизны. Современная международная обстанов­ ка настоятельно диктует необходимость дальнейшего укрепления активной оборо­ ны нашей Родины от агрессивных дейст­ вий ее врагов. Об этом со всей ясностью сказано в совместной Декларации Прави­ тельств СССР. Польской Народной Рес­ публики, Чехословацкой Республики, Гер­ манской Демократической Республики, Венгерской Народной Республики. Румын­ ской Народной Республики, Народной Республики Болгарии и Народной Респуб­ лики Албании, принятой 2 декабря 1954 года на Московском Совещании европей­ ских стран по обеспечению мира и безо­ пасности в Европе. Империалистические агрессивные силы все более активизиру­ ются. бешено готовятся к развязыванию новой мировой войны, угрожают нападе­ нием на Советский Союз и страны народ­ ной демократии. В этих условиях Совет­ ская Армия и Военно-Морской Флот должны быть в любой момент готовы дать сокрушительный отпор любому аг­ рессору, который попытается нарушить мирную жизнь социалистической Родины. 1. Передовой характер советской системы воинского обучения и воспитания Идейную основу советской системы во­ инского обучения и воспитания состав­ ляет всепобеждающее учение марксизма- ленинизма. Ио своему характеру она це­ ликом и полностью отвечает природе на­ ших Вооруженных Сил — вооруженных сил нового типа, созданных для защиты социалистического государства рабочих и крестьян, для защиты дружбы между народами нашей страны, воспитанных в духе пролетарского интернационализма. В решениях Коммунистической партии и Советского правительства, в трудах В. II. Ленина, И. В. Сталина и пх сорат­ ников дано теоретическое обоснование важнейших принципов обучения и воспи­ тания наших воинов. Главной целыо обу­ чения и воспитания является выработка у лпчного состава высоких морально- боевых качеств, постоянной готовности в любых условиях и любой ценой защитить честь и государственные интересы нашей Родины. Опираясь на советскую военную науку, наша система воинского обучения и воспитания всесторонне учитывает особенности и требования современной войны и указывает правильные пути подготовки личного состава для успешных действий в бою. Всеми формами воспи­ тательной работы воинам прививаются такие качества, как беспредельная лю­ бовь к Родине и ненависть к ее врагам, непреодолимая воля к победе, умение бить врага наверняка, мужество и отва­ га, стойкость и выносливость, инициати­ ва и находчивость, отличная дисциплина и высокая бдительность. В Советских Вооруженных Силах, кровно связанных с народом, воспитание воинов осуществляется в интересах наро­ да, в интересах дальнейшего (расцвета на­ шей Родины. Вступив в ряды Армии или Флота, советский человек не отрывается от жизни страны, не изолируется от об­ щества, а живет одними мыслями и за­ ботами с народом, воспитывается в духе любви и преданности своему Отечеству. Являясь самым передовым в мире, со­ ветское воинское обучение и воспитание по своему характеру, содержанию и на­ правленности самым коренным образом отличается от механической муштры и идеологического оболванивания личного состава в вооруженных силах капитали­ стических стран. В буржуазных армиях и Флотах солдат и матросов путем тонко продуманной обработки превращают в бездушных автоматов, слепых исполните­ лей воли империалистических агрессоров. Результаты подобной системы «воспита­ ния» наглядно видны на примере амери­ канской армии, показавшей себя скопи­ щем бандитов, насильников и грабите­ лей. Обучение и воспитание в пашей Армии и Флоте — это единый процесс форми­ рования высококвалифицированного, от­ важного воина, смелого н активного в (Ъю. стойкого и непреклонного в дости­ жении победы. Все формы обучения и воспитания подчинены единой пели — подготовить полноценного защитника на­ шей Родины — Союза Советских Социа­ листических Республик. В системе боевой подготовки, на политических занятиях, в.-» всей жизни и деятельности корабля или части проходит непрерывный процесс обучения и воспитания личного состава в духе требований Присяги и воинских уставов. Решающим фактором формирова­ нии высоких морально-боевых качеств воина являются его политическая созна­ тельность, глубокое понимание своего воинского долга, личной ответственности за защиту Родины. Ведущую роль в политическом и воин­ ском воспитании личного состава ппрают наши командиры. Плоть от плоти своего народа, они осуществляют волю Коммуни­ стической партии и Советского прави­ тельства, тесно связаны с подчиненными единством интересов, целей и задач ио защите любимой социалистической От­ чизны от покушений врагов. Будучи еди­ ноначальниками, командиры несут пол­ ную ответственность за все стороны обу­ чения и воспитания воинов. Во всей своей деятельности по руко­ водству личным составом наши офицеры опираются на старшин и сержантов — ближайших и непосредственных началь­ ников и воспитателей солдат и матросов. Этому самому многочисленному отряду командиров принадлежит важная (роль в обучении подчиненных боевому мастерст­ ву, в поддержании уставного порядка, в воспитании у воинов высоких морально- боевых качеств. На нашем Флоте выросло немало старшин и сержантов, образцово выполняющих свой воинский долг. За­ служенной любовью у личного состава пользуется старшина 2 статьи Анисимов. Он — мастер своего дела, умелый воспи­ татель и наставник матросов. Отделение, которым он командует, добилось высоких показателей в боевой п политической под­ готовке. 2. Чему нужно учить солдат и матросов, какие качества у них воспитывать Содержание п направление всей работы по обучению и воспитанию советских воинов определяются решениями Партии п Правительства, приказами Министра Обороны, воинскими уставами и наставле­ ниями. Руководящим принципом боевой подготовки личного состава нашей Армии и Флота является — учить войска тому, что необходимо на войне, тому, что по­ требуется в современном бою, насыщен­ ном всеми видами новейшего оружия. Основой успехов в учебе является твердая воинская дисциплина, строгое выполнение всех уставных требований. Присяга и уставы — закон воинской жизни, бога­ тейший источник знаний, незыблемая ос­ нова обучения и воспитания личного со­ става. Всю работу по обучению и воспитанию солдат и матросов надо строить так, что­ бы каждый воин в совершенстве знал свою специальность, умело владел вве­ ренным ему оружием в любой, самой трудной и сложной обстановке, в услови­ ях применения всех современных средств борьбы. А это достигается в результате постоянного, кропотливого и настойчивого труда как самого воина, так и команди­ ра, его обучающего. Обстановка на заня­ тиях должна быть максимально прибли­ жена к подлинной боевой действительно­ сти путем создания соответствующего так ­ тического фона и применения имитаци­ онных средств, творческого подхода к раз­ работке вводных, решительной борьбы со всякого рода послаблениями и упрощения­ ми. В современном бою огромное значение приобретает фактор времени. Необходимо научиться ценить буквально каждую се­ кунду, достичь такой быстроты и точно­ сти в работе на механизмах, чтобы все действия воина были доведены до автома­ тизма. Многое в решении этих задач зави­ сит от старшины, от его подготовки к проведению занятий, от качества их орга­ низации. Правильно поступает командир орудий­ ного расчета младший сержант Версии. К каждому занятию с подчиненными он тщательно готовится, вдумчиво подходит к разработке вводных задач, умело пла­ нирует весь ход учебного процесса. Все это способствует достижению успехов в обучении лпчного состава отделения, по­ могает воинам правильно понять свои за­ дачи в современном бою. Большую роль в обучении личного со­ става умелому владению оружием и тех­ никой играют практические занятия на боевом посту у механизмов, тренировки и учения, выходы в море. Здесь с наиболь­ шей полнотой может быть создана обста­ новка, приближающая учебу к действи­ тельному бою. Многое зависит от старши­ ны и оержанта. Надо так построить тре­ нировку, чтобы каждый подчиненный действовал с полным напряжением сил, не довольствовался достигнутым, а стре­ мился к новым успехам в изучении вве­ ренной боевой техники, строжайшим об­ разом. решительно избегая ненужных уп­ рощений, по всем правилам выполнял приемы, как того требует настоящий бой. На практических занятиях волны закреп­ ляют и отшлифовывают ранее приобре­ тенные навыки, учатся бить врага на­ верняка. Одним пз необходимых боевых качеств, без которого трудно обойтись в современ­ ном бою, является отличная физическая закалка воина, его стойкость и выносли­ вость, умение переносить все тяготы и лишения походно-боевой обстановки. Из­ вестно, например, что хорошо натрениро­ ванный, закаленный организм человека менее восприимчив к лучевой болезни и может выдержать весьма большие дозы радиоактивного заражения. Проводя обу­ чение и воспитание подчиненных, нужно не только постоянно напоминать воинам о необходимости физической закалки, но п практически весь учебный процесс, жизнь и быт личного состава насы­ щать мероприятиями, способствующими выработке у солдат п матросов стойкости и выносливости. Хорошим боевым помощ­ ником воинов в этом деле является спорт, особенно его военно-прикладные виды. Как бы далеко ни шагнуло развитие военной техники, какими бы сильными ни были средства борьбы — победу на войне завоевывают люди, отлично владе­ ющие оружием, сильные духом, непрек­ лонные в достижении победы над врагом, до конца преданные своей Родине. Долг каждого командира — неустанно повы­ шать политическую сознательность вои­ нов, воспитывать их в духе животворного советского патриотизма, развивать и ук­ реплять у лпчного состава такие замеча­ тельные качества, как мужество и стой­ кость, честность и правдивость, дисципли­ нированность и бдительность, любовь к военному делу, готовность в любых усло­ виях, не щадя своей крови и самой жиз­ ни защищать государственные интересы Советского Союза. Проводя воспитатель­ ную работу с подчиненными, старшины и сержанты обязаны глубоко разъяснять во­ инам политику Коммунистической партии, ее руководящую и направляющую роль в жизни нашей страны, в успехах совет­ ского народа и его Вооруженных Сил, в строительстве коммунизма, воспитывать солдат и матросов в духе дружбы наро­ дов, прививать им чувство национальной и военной гордости, сознание могучей си­ лы нашей Родины и всего лагеря соци­ ализма и демократии. Старшине п сержан­ ту необходимо постоянно интересоваться ходом политической учебы своих подчи­ ненных, памятуя, что политические за­ нятия являются основной Формой идейно­ го воспитания солдат и матросов. 3. Методы и средства обучения и воспитания солдат и матросов Успешно воспитывать воинов сможет только командир, хорошо подготовленный политически, в совершенстве владеющий своей воинской специальностью, дисци­ плинированный, имеющий необходимые знания методики обучения. Без этих ка ­ честв командир не сумеет справиться с возложенными на него ответственными и почетными обязанностями. Старшины и сержанты никогда не должны забывать об этом. Как известно, готовых рецептов обуче­ ния и воспитания, пригодных на любой случай и в любой обстановке, нет и не может быть. Это дело не терпит никакого штампа и трафарета. Формирование мо­ рально-боевых качеств воина требует творческого подхода командира-воспитате- ля к решению всех задач обучения, учи­ тывая конкретные условия обстановки. Ответы на многие вопросы старшина и сержант найдут в уставах и наставле­ ниях, в учебниках по специальности, в книгах по методике обучения личного состава воинскому мастерству. Необходи­ мо систематически читать эту литерату­ ру, постоянно стремиться повышать свои знания и навыки. Большим подспорьем в этом деле является изучение опыта пере­ довых старшин и сержантов, их методов политического и воинского воспитания подчиненных. Надо чаще обращаться за советом к командирам и политработни­ кам, внимательнее присматриваться к их практике работы, перенимая для себя все, ценное и необходимое. Опыт показывает, что наилучших ре­ зультатов командир достигает тогда, когда занятия по специальности он проводит с подчиненными методом показа с раз’- яснением изучаемых приемов и действий, методом упражнений и тренировок. При этом старшина и сержант руководствуют­ ся хорошо оправдавшим себя правилом: «делай, как я!» . Ясно, что правильно по­ казать тот или иной прием командир су­ меет лишь при условии, когда сам хоро­ шо его знает и твердо усвоил. Демонст­ рировать свои действия перед личным со­ ставом нужно в строгом соответствии с уставами и наставлениями и неуклонно требовать этого от подчиненных, не до­ пуская даже малейших отступлений от правил. Здесь на первый план выступает высокая требовательность командира. Ус­ военные солдатами и матросами приемы путем упражнений и тренировок закреп­ ляются, постепенно превращаясь в твер­ дые навыки. Так, от простого к сложному, от низшего к высшему и движется про­ цесс обучения воинов, никогда не оста­ навливаясь. Известно, что военное дело и боевая техника все время • развиваются, совершенствуются — нужно успевать за ходом этого развития. Успехи в обучении и воспитании лич­ ного состава немыслимы без крепкой во­ инской дисциплины, без строгого устав­ ного порядка на кораблях, в частях и подразделениях. Долг командира — обе­ спечить высокую дисциплину своих под­ чиненных, привить им необходимые каче­ ства исполнительного, аккуратного вои­ на. Интересы защиты Родины требуют от начальника не оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненных, стро­ го взыскивать с нерадивых и поощрять достойных за проявленное усердие, подвиг и отличия по службе. Пользуясь этим уставным положением, командир имеет возможность активно воздействовать на воинов, развивать у них высокие мораль­ но-боевые качества. Святой долг началь­ ника — не только быть требовательным к подчиненным, но и постоянно, по-оте- чески заботиться о них, решительно из­ бегая при этом какого-либо проявления панибратства. Личный пример командира — офицера и старшины — в боевой и политической учебе, в поведении и дис­ циплине, в выполнении своих служебных обязанностей имеет большое воспитатель­ ное значение. Воины подражают своим командирам, учатся у них, хотят быть похожими на своих воспитателей. Это ко многому обязывает старшин и сержан­ тов. В работе с подчиненными следует помнить о воспитании у личного состава настоящей боевой дружбы и войскового товарищества, стремления выше поднять честь своего подразделения, корабля, ча­ сти. Необходимо широко популяризиро­ вать славные боевые традиции Советской Армии и Военно-Морского Флота. Окруженные вниманием и заботой на­ шей партии и народа. Советские Воору­ женные Силы зорко несут боевую вахту по охране мира и безопасности любимой Родины. Советские воины, прекрасно по­ нимая свою великую историческую мис­ сию, день ото дня все выше поднимают боевую готовность кораблей и частей, дер­ жат свое грозное оружие начеку, чтобы никакие провокации империалистических поджигателей войны не могли застать нас врасплох. Офицер В. ТИХОМИРОВ. Уважением и авторитетом среди матросов подразделения пользуется матрос Вик­ тор Пирогов. Он хорошо знает свою специальность и содержит боевую технику в от­ личном состоянии. З а усердие в службе, грамотную эксплуатацию боевой техники ему присвоено звание отличника боевой и политической подготовки. Н А С Н И М К Е : матрос Виктор Пирогов на вахте. Ф о то И . Никишова. УМЕТЬ ВСЕ ДЕЛАТЬ ТАК, КАК ТРЕБУЕТСЯ В БОЮ Занятия проводит старшина Уральский Корабль вышел в море. Оно было неспокойно. Ца- смурное небо застилали се­ рые тучи. Плохая погода не была неожиданностью для стар­ шины 2 статьи Уральско­ го. Сигнал «на занятия» застал его на боевом по­ еду’, у дальномера. Моряк вглядывался в горизонт, выбирая предметы, до ко­ торых необходимо было из­ мерять дистанцию во вре­ мя практической трениров­ ки. Он хороши помнил, как однажды в такую же пого­ ду его вызвал командир подразделения. — Почему проводите за­ нятие не на боевом посту? — спросил он. — Из-за погоды. Тогой гляди пойдет дождь. Жал­ ко расчехлять дальномер, — доложил старшина. — В плане я указывал: место занятий — боевой пост. Значит, прежде чем изменить что-либо или перенести занятия в куб­ рик, вы обязаны были спросить у меня разреше­ ние. Чтобы это было в по­ следний раз. После пере­ рыва продолжайте занятия на боевом посту. Когда закончился день боевой учебы, офицер про­ должил беседу с Ураль­ ским. Он рассказал, как в годы Великой Отечествен­ ной воины на Северном флоте одному из кораблей пришлось вести бой с пре­ восходящими силами про­ тивника. Погода была штормовая, типичная для Заполярья — ветер, снег, плохая видимость. Но даль­ номерщики, привыкшие ра­ ботать в любых условиях, обеспечили комендорам точную стрельбу. Совет­ ский корабль одержал победу в артиллерийском бою. — Теперь понимаете, как важно научиться работать в сложной обстановке? Для этого необходимо трениро­ ваться в любую погоду. А техника при правильном уходе всегда будет в по­ рядке. Много хороших советов дал старшине Уральскому офицер. — А вы сами продела­ ли практические приемы, которые будете показывать во время занятия подчи­ ненным? — спросил он Уральского. — Все приемы я отра­ ботал, вернее, отрабатывал раньше. Причем я же не первый раз провожу заня­ тия, — ответил старшина. — Завтра вам придется проводить -занятия в дру­ гих условиях, не в таких, как сегодня. А не проде­ лав всего практически, вы из сможете учесть всех особенностей той обстанов­ ки, в которой будете нахо­ диться, — сказал офицер и посоветовал повторить необходимые приемы, про­ думать весь ход занятия. Выполняя указание командира, старшина 2 статьи Уральский пришел на боевой пост заблаговре­ менно. Точно по сигналу при­ были подчиненные стар­ шины. Он об’явил морякам тему занятия. Первую часть практиче­ ского занятия командир отделения отвел на повто­ рение ранее пройденных вопросов. Затем по его рас­ поряжению матрос Фирсов начал производить вывер­ ку дальномера по высоте. Не теряя времени, он сра­ зу же навел дальномер на предмет. — Почему вы решили производить выверку имен­ но ио этому об’екту? — спрашивает Уральский. — Товарищ старшина 2 статьи, ведь более под­ ходящего нет, — доло­ жил матрос. — Я, подни­ маясь на мостик, осмотрел­ ся вокруг. * Приняв доклад об окон­ чании выверки и похвалив матроса за находчивость, Уральский тотчас же про­ верил точность работы своего подчиненного. Старшина приказывает старшему матросу Липец­ кому произвести выверку прибора ио дальности и доложить о готовности. Подчиненные работают умело, сноровисто. Ио ходу изучения материала стар­ шина останавливается на действиях дальномерщика в сложных условия*, рас­ сказывает об особенностях измерения дистанции во время качки, в плохую ви­ димость, при расположе­ нии об'екта на темном фо­ не и т. д. Старшина придержи­ вается строгой последова­ тельности в отработке практических приемов ма­ тросов на боевом посту. Благодаря тщательной под­ готовке каждого занятия и высоким методическим на­ выкам. Уральскому уда­ лось добиться значитель­ ных успехов. Сам он, как и все воины отделения, является отличником бое­ вой и политической подго­ товки. Многие его подчи­ ненные — классные спе­ циалисты. Старшина 2 статьи С. СОБОЛЕВ. Награждены нагрудными знаками Настойчиво изучать военное дело, постоянно добиваться новых успехов в бое­ вой и политической подготовке — таково стремление многих вопнов нашего под­ разделения. За примерную учебу и службу некоторым матросам присвоено звание «стар­ ший матрос», а младший сержант Емельянов и матрос Конраде награждены нагруд­ ными знаками «Отличный артиллерист». В. питинов. 4 декабря г.. Л? 2 »7 (012У). В сложных условиях Ветер с каждой минутой усиливался. От водяных брывг вся надстройка корабля и мачта покрылись ледяной коркой. Раздалась команда: — Шлюпку к спуску I Матросы быстро разбежались по своим местам. Работать морякам пришлось в труд­ ных условиях. Пеньковые тросы покрылись льдом и в талях проходили с боль­ шим трудом. Летевшие на палубу брызги ледяной воды обдавали моряков. Каждое неточное движение грозило опасностью. Но моряки действовали расторопно, инициатив­ но. Вскоре офицер Алексеенко доложил коман­ диру корабля о том, что шлюпка к спуску готова. — Есть желающие идти гребцами? — спросил офицер у моряков. Охотников нашлось много. Алексеенко взял с собой смекалистого, смелого, стойко­ го моряка старшего матроса Харитонова, старшину 2 статьи Лукянчикова, старших матросов Григорьева и Митина. — Выполнение задачи будет заключаться в том, — сказал офицер гребцам, — чтобы умело подойти к предмету, взять его и от­ буксировать к кораблю. — Гребцам в шлюпку, — скомандовал офицер Алексеенко. Грести было тяжело. Но моряки, умело действуя веслами, обеспечивали хороший ход шлюпке. Ещ е на полпути до предмета все воины были мокрые. Но никто не об­ ращал на это внимания. Каждый из них думал об успешном выполнении задачи. Вот уже шлюпка достигла предмета. Близко подойти к нему было опасно: он то скроет­ ся под водой, то с силой выскочит наверх. Шлюпку подняло на гребень большой волны, а предмет находился под водой. «Сейчас самый опасный момент. Если шлюпку не задержать, то ее можно разбить» — подумал офицер Алексеенко и подал команду: — Табань! Алексеенко решил подойти к предмету кормой. Умело маневрируя, шлюпка продви­ галась вперед. Предмет уже можно было до­ стать рукой. Н о он снова скрылся под во- дой. — Навались! — скомандовал Алексеенко. Секунда, и шлюпка отошла. Предмет снова вынырнул невдалеке. Только Алексеенко уцепился за него, как он пошел вниз, и руки офицера по локти погрузились в ледя­ ную воду. И так повторялось несколько раз. Моряки, стоявшие на палубе, с волнением наблюдали за работой сослуживцев. С по­ мощью старшего матроса Харитонова офи- !1СРУ удается зацепить предмет. Теперь предстояло его отбуксировать к кораблю. Шлюпка шла медленно, несмотря на огромные усилия моряков. Наконец, воины подошли к кораблю . С помощью Харитоно­ ва офицер оттолкнул предмет т шлюпки. С корабля в это время подали буксирный пеньковый конец. Алексеенко вновь подтя­ нул предмет вплотную к шлюпке и закре­ пил его в какие-то доли секунды. — Н а воду! — скомандовал офицер. Гребцы сделали сильный взмах веслами, и шлюпка отошла от корабля. Затем пред­ мет был поднят на палубу корабля. Усталые, промокшие моряки подошли к борту корабля. Командир остался доволен смелыми и умелыми действиями моряков и тут же об’я­ вил всем гребцам и командиру шлюпки Алексеенко благодарность. Матрос Н . КУ Л ЕШ О В . - О - 1£ о 7Э ы п /& > О З А У С П Е Х И в боевой и поли­ тической подготовке, за хорошие про­ изводственные показатели рядовой Во- левич неоднократно поощрялся коман­ диром. Недавно командир об’явил рядовому Волевичу еще одно поощрение — внео­ чередной краткосрочный отпуск. Ефрейтор Н . Обжогин. О О Т Л И Ч Н О выполнили учебные упражнения из личного стрелкового оружия матросы Рыбалко, Бондарев и другие. Меткая стрельба — результат хорошего знания воинами своего ору­ жия. умения в совершенстве владеть им. Командир об’явил воинам благо­ дарность. Младший сержант Н . Алексеев. О «В С И Р Е Н Е В ОМ СА ДУ » воде­ виль Ц . Солодаря готовит к постанов­ ке коллектив нашей художественной са­ модеятельности, которым руководит тов. Бескова. Воины с увлечением ра- ) ботают над новым спектаклем. М . Аннушкин. Непрерывно повышать звания по специальности Недавно многие матросы и старшины подразделения сдавали экзамены на клас­ сность. Все воины показали хорошие и отличные знания. Это результат их на­ стойчивого и упорного труда в течение длительного времени. Необходимо отметить, что в прошлом году б сдаче на классность было допуще­ но в два раза меньше моряков. К тому же один из них «провалился». Это обгоняет­ ся тем, что личный состав недостаточно прочно овладел тогда навыками боевого использования оружия и техники. Мало обращали внимания на качество подготов­ ки и проведения занятий по специально­ сти. Поэтому случались неисправности в работе материальной части. Кстати, но этой причине тогда не были допущены к зачетам главный старшина Горбачев и старшина 2 статьи Федорин. Ошибки прошлого были учтены, и большинству из них не повторялось. Под­ готовка к торпедным стрельбам и минным постановкам проводилась более тщательно и продуманно. В ходе боевой учебы ма­ тросы и старшины отрабатывали взаимо­ заменяемость. учились действовать в сложных условиях современного боя. Все это не пропало даром. Экипаж успешно выполняет поставленные перед ним зада­ чи. Не было ни одного случая аварий и поломок. Корабль был допущен к состяза­ тельным торпедным стрельбам. Напряженная учеба во время выходов в море, а также при стоянке у стенки, когда личный состав регулярно посещал кабинеты оружия, дала свои плоды. На экзаменах матросы и старшины отвечали правильно и уверенно. Особенно глубокие и прочные знания показали старшины 1 статьи Захаров и Дувакпн, старшина 2 статьи Сергеев и старший матрос Бур­ макин. Некоторые итоги сдачи экзаменов на классность Подготовка к экзаменам проводилась не только перед началом их, а в течение всего года. На занятиях, на учениях и тренировках, в штормовых походах ма­ тросы совершенствовали свои практиче­ ские навыки и углубляли теоретические познания. Была усилена работа - комсо­ мольской организации. Провели собрание с повесткой дня: «Ход подготовки к эк ­ заменам на классность и задачи комсо­ мольцев». Член бюро Захаров побеседовал с каждым кандидатом в классные специа­ листы из числа торпедных электриков. Захаров помогал овладевать мастер­ ством многим матросам и старшинам. В частности, старшине 2 статьи Белоу­ сову, который раньше служил на корабле другого типа, а также старшему матросу Бурмакину в изучении приборов торпед­ ного поста и торпедных агрегатов. Серьезное внимание было уделено укре­ плению дисциплины и порядка в под­ разделении. Каждый моряк помнил, что классным специалистом может быть толь­ ко тот, кто живет и учится строго по уставам. В прошлом году старшего матро­ са Алтунина не допустили к экзаменам потому, что он имел дисциплинарные про­ ступки, не являлся примером в службе. Почетное звание классного специалиста мутросы и старшины должны нести вы­ соко. К сожалению, бывают случаи, когда, успокоившись на достигнутом, не елзна- вая полностью той большой ответственно­ сти, которая возложена на них. отдель­ ные воины нарушают воинскую дисци­ плину. Хороший урок в прошлом году по­ лучил старший матрос Кочурин. Он до­ пускал нарушения уставного порядка и за это приказом старшего начальника был лишен классности. А этого могло нч случиться, если бы Кочурпн не поте­ рял чувство ответственности за поручен­ ное ему дело, с честыо и достоинством выполнял свой воинский долг. При подготовке к экзаменам на клас­ сность и в ходе их были вскрыты недо­ статки. Например, некоторые воины, хо­ рошо и отлично разбираясь в практиче­ ских вопросах, показали недостаточно глу­ бокое знание теории своего дела. К таким относится Алтунин. Он недостаточно твер­ до знал тактико-технические данные от­ дельных приборов, которые ему приходит­ ся обслуживать. Это получилось потому, что Алтунин не всегда серьезно относился к занятиям по специальности, явно недооценивал зна­ чение теоретической учебы. Плохо и то, что у торпедистов и ми­ неров было мало учебной литературы по специальности. А та, что есть, по содер­ жанию оставляет желать много лучшего. Необходимо учесть эти недостатки, обе­ спечить личный состав достаточным ко­ личеством учебной литературы. Успешная сдача зачетов не дает права нашим классным специалистам успокаи­ ваться на достигнутом и почивать на лав­ рах. Впереди много трудных задач. Ма­ стера своего дела должны на ж и в о й , п р а к ­ тической работе применить свои знания и навыки. Дедо их чести быть самыми дея­ тельными помощниками старшин и офи­ церов в поддержании строгого уставного порядка, в укреплении воинской дисци­ плины, в воспитании и обучении моло­ дых матросов. Старший лейтенант В. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz