На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.
3 декабря 1954 г.. № 286 (5128). На с т р а ж е З а п о л я р ь я Стойкость и выдержка — важнейшие условия победы в бою Корабль готовился к выполнению ответ- ^ мя над караваном кружился н е м е ц к и й раз- ственного задания — постановке мин в в е д ч и к , н а в о д я н а н а ш и с у д а с в о ю а в п а - сложньи условиях заполярной ночи. Днем во время этого же похода предстояло про вести артиллерийскую стрельбу. Учитывая, что в связи с этим перед радиометристами встают большие задачи и то, что в подраз делении есть молодые матросы, дублирую щие старших товарищей на походе, агитатор комсомолец Бела!! по совету политработника подготовил и провел беседу о стойкости, отваге и мужестве советских военных моря ков. Приводим запись этой беседы. ☆ — Товарищи! — обратился к матросам агитатор. — Советский народ. Партия и Правительство доверили нам почетное и ответственное дело — охрану морских ру бежей Родины. Каждый из нас знает: чтобы успешно выполнить свой воинский долг, необходимо настойчиво овладевать специальностью, крепить дисциплину, по вышать бдительность. Это тем более не обходимо сейчас, когда империалисты го товят и'ротив Советского Союза и стран народной демократии войну с применени ем атомного оружия. Мы должны быть го товыми к любым неожиданностям, к лю бой провокации поджигателей войны, уметь преодолевать трудности боевой об становки. Условия плавания в Баренце вом море, где очень часто бывают шторм, заряды, туманы, благоприятствуют выра ботке высоких морально-боевых качеств, таких, как стойкость, выносливость, му- аэество и наступательный дух. Хочу привести несколько поучитель ных примеров из опыта Великой Оте чественной войны. Они говорят, това рищи матросы, как мужество, стойкость, знание своего дела помогали советским морякам выходить победителями из само го, казалось бы, безвыходного положения. В начале войны на поддержку нашим войскам, оборонявшим полуострова Сред ний и Рыбачий, вышли два эскадренных миноносца Северного флота в охранении катеров-охотников. Шесть часов подряд эсминцы вели губительный огонь по про тивнику и нанесли врагу чувствитель ный yipoH. Они подавили несколько артил лерийских и минометных батарей против ника, накрыли скопления пехоты. Вы полнив задание, миноносцы стали отхо дить. В это время появились вызванные фашистами бомбардировщики. Их было более сорока. Самолеты тройками пикиро вали на корабли, сбрасывая на них круп ные бомбы. Создалось крайне тяжелое по ложение. По всем тактическим и опера тивным нормам миноносцы имели мало шаноов выйти из боя невредимыми. Од нако советские корабли успешно выпол нили боевую задачу и возвратились в свою базу. Эсминцы ушли, но на берегу остава лись высаженные с них корректировоч ные посты. Их взял к себе на борт катер- охотник лейтенанта Кроля.* В пути его нагнали фашистские бомбардировщики, вылетевшие для новой атаки миноносцев. Не найдя больших кораблей, вражеские пикировщики весь свой запас бомб и огонь обрушили на катер. Мужественно сражался маленький советский корабль. Он вел по самолетам беспрерывный огонь и, умело маневрируя, стал ускользать от ударов противника. От близких разрывов бомб у катера была разбита корма, вы шли из строя два мотора. Но катер про должал сражаться и выстоял. Решающую роль в этом сыграли люди, которые без заветно выполняли свой долг, были силь ными, смелыми, мужественными. Личный состав катера сбил три немец ких бомбардировщика и довел поврежден ный катер до одной из бухт Мотовского залива. Однажды наши эсминцы, проводившие караван, три дня находились в море на большом расстоянии от базы. Все это вре- цию и подводные лодки. Личный состав миноносцев почти круглосуточно находил ся на боевых постах и, стойко преодоле вал трудности, ни на минуту не ослаблял бдительности. Налеты авиации противни ка повторялись через каждые четыре ча са. Временами на караван налетало до семицесяти сам«истов. Заг радительныЙ огонь наших кораблей был настолько эф фективным, что немцам удалось повре дить только один транспорт. Здесь мне хочется отметить, что в со временном бою и такой эффективности огня недостаточно. Сейчас нельзя пропу скать ни одного вражеского самолета к охраняемому об’екту. Миноносцы Северного флота за время Великой Отечественной войны провели согни транспортов, отразили многие ата ки вражеских самолетов и подводных ло док. На боевом счету североморских эсмин цев — десятки сбитых самолетов и не сколько потопленных подводных лодок противника. Эскадренный миноносец «Гре мящий» за свои боевые заслуги был пре образован в гвардейский. За время войны этот корабль прошел много тысяч миль, наносил удары но береговым батареям немцев. Более ста раз налетали на эсми нец неприятельские самолеты. В этих боях гвардейцы «Гремящего» сбили четырнад цать и повредили двадцать три фашист ских самолета. Первыми на «Гремящем» были награждены правительственными наградами отважный рулевой старшина 1 статьи Пчелин, храбрые воины мичман Яковщенко и старшина статьи Маркин. Командиру «Гремящего» было присвоено звание Героя Советского Союза. За время Великой Отечественной войны личный состав кораблей Сезерного флота закалился, обогатился боевым опытом, создал свои славные боевые традиции. Вечно будет жить в сердцах военных мо ряков память о беззаветном мужестве и стойкости, о верности военно-морскому флагу экипажа сторожевого корабля «Ту ман». Он геройски погиб в неравном бою, но не спустил Советского военно-морского флага перед врагом. Выдающееся мастерство проявил в боях акустик подводной лодки старшина 1 статьи Анатолий Шумихин. Однажды он доложил командиру об отдаленном шуме винтов. В перископ из-за густого тумана ничего не было видно. Лодка пошла на сближение по данным, указанным Шуми- хиным, и вскоре обнаружила большой не мецкий теплоход, шедший в охранении двух сторожевиков и тральщика. Двумя торпедами вражеский теплоход .был унич тожен. За свое исключительное воинское искусство акустик Шумихин был награж ден двумя орденами Красного Знамени. Агитатор привел поучительные приме ры из боевой биографии героев-северомор- цев летчика Сафонова, разведчика Леоно ва, подводников Старикова и Гаджиева. Он рассказал также о геройском подвиге Ивана Сивко. — Матрос Сивко, — рассказывал аги татор, — любил жизнь и дрался за нее до последнего вздоха. Он сражался на са мом опасном участке, обеспечивая скрыт ность предпринятого маневра отряда. Он, лежа за камнем, не переставал нажимать спусковой крючок автомата, стрелял точ но, прицельно. Его внимание было сосре доточено на одном: не пропустить ни од ного гитлеровца, не дать врагу обойти сопку. Фашистские вояки, потеряв боль шое количество солдат и видя бесполез ность своего маневра, решили овладеть сопкой. Видя, что на ее вершине оста лось мало советских моряков, они броси лись в атаку. Бой был слишком нераш- ным. Защитники сопки один за другим выходили из строя. Вот Сивко услышал. как умолк автомат товарища, лежавшего справа от него. Вскоре приник к земле без признаков жизни еще один матрос... Сивко остался один. Патроны были на исходе. Воин продолжал бить одиночными выстрелами, стараясь ни одной нули не выпустить зря. На склоне один за другим падали скошенные моряком фашисты. — Вот тебе, гадина! — шептал Сивко после каждого выстрела. А враги все шли. В лощине появлялись все новые и новые группы гитлеровцев. Взобравшись на сопку, они окружили бесстрашного матроса. Нервы у Сивко были напряжены до предела. Решение принято. Врагу не придется торжество вать над ним победу. Он до конца выпол нит свой долг перед любимой Родиной... Сивко снова нажал спусковой крючок. Выстрела не было. Патроны кончились. Немцы были совсем близко. Еще се кунды, и они поймут, что у него нет больше патронов, и стремительно бросятся на него. Вот уже кричит какой-то длин ноногий: — Сдавайся, русс! — Русские в плен не сдаются! — воскликнул Сивко и, выпрямившись во весь рост, бросил себе под ноги гранату. Герой погиб, но взрывом гранаты были уничтожены и набросившиеся на него фа шисты. Коммунисты и комсомольцы флота всег да были впереди, служили образцом стой кости, дисциплинированности и воинского мастерства. Пламенным словом и личным примером они вдохновляли своих боевых товарищей на великие подвиги во славу Родины. Опыт войны учит, что в бою побеж дает тот, кто отлично знает свое дело, кто смел, закален, вынослив, решителен. Эти драгоценные качества приобретают еще большее значение теперь, в современных условиях. Их наао повседневно и настой чиво воспитывать каждому моряку. Комсомолец-агитатор назвал имена ге роев мирных будней, отличников, клас сных специалистов. — Старший матрос Воробьев, — гово рит Белан, — который является клас сным специалистом, несмотря на качку в море, успешно справляется с обязанностя ми радиометриста-наблюдателя и в любую минуту точно докладывает командиру о надводной обстановке. Заслуживает по хвалы команда шестивесельного яла. Она доставляет выстреленную торпеду к ко раблю в любую погоду и в любое время суток. В этих операциях всегда отличает ся старшина 2 статьи Белянин, ко торый в холодной воде заводит соответ ствующее крепление. Закалка помогает моряку образцово выполнять приказ командира. Хорошей морской выучкой обладает старший матрос комсомолец До- лонов, который не только сам является специалистом второго класса, но и подго товил молодого матроса Малова к само стоятельному несению походной вахты. Говоря о задачах моряков, агитатор сказал, что останавливаться в военном деле нельзя, ибо остановиться — значит отстать, а отсталых, как известно, бьют. )н назвал фамилию старшего матроса Бурцева, который зазнался и в результа те не смог подготовиться к сдаче экзаме нов на классность. В заключение агитатор сказал: — Сейчас, когда разбойничий амери кано-английский империализм бешено го товит новую мировую войну, мы должны еще зорче, еще бдительнее стоять на страже государственных интересов своей Отчизны, еще настойчивее развивать в себе высокие морально-боевые качества, повышать боевое мастерство, чтобы быть всегда готовыми разгромить любого врага. Беседу записал старший лейтенант П. ПАНКОВ. . Сбор библиотетиыл работников На днях состоялся сбор работников ии блиотек флота. Собравшиеся прослушали доклад о задачах библиотек в связи с но вым учебным годом в системе марксист ско-ленинской учебы офицеров и полити ческих занятий. Докладчик указал на не достатки, имевшие место в работе библно тек в прошлом году, остановился на кон кретных задачах, которые предстоит ре шать библиотекам сейчас. Участники сбора прослушали также до клад тов. Федоренко о пропаганде среди личного состава естественно-научной ли тературы и доклад тов. Плехановой о про паганде литературы но вопросам boiihcko го воспитания. Затем был сделан обзор новинок естественно-научной литературы и кни 1 * но вопросам воинского воспита- ния. Выступившие на сборе тт. Федотова, Контареро, Степанова и др. поделились опытом своей работы. Со вниманием было прослушано вы ступление тов. Контареро. Библиотека, в которой она работает, проводит ряд содер жательных мероприятий по политическо му и воинскому воспитанию личного со става. Здесь имеется постоянная выстав ка литературы в помощь политическим занятиям, на которую подбирается лите ратура к каждой очередной теме. Через местный радиоузел прово дятся библиографические обзоры книг по вопросам воинского воспитания. Только за последнее время библиотекой в клубе про ведены литературные вечера на темы: «Героические подвиги советских моряков в Великой Отечественной войне», «Моло дые патриоты нашей Родины», читатель ские конференции по книге Соловьева «Морская служба» и на тему: «Религия — враг науки и прогресса». Капитан-лейтенант А. МЕДВЕДЕВ. Венер молодых воинов На вечере молодых воинов, состоявшем ся в матросском клубе, с докладом на те му «За что мы любим нашу Родину» вы ступил тов. Опарин. — Мы любим нашу Родину за то. что она является родиной самого неродового революционного движения, самого передо вого революционного учения — лениниз ма, — сказал докладчик.— Под руководст вом Коммунистической партии советские люди построили в нашей стране социализм и уверенно идут ио пути к коммунизму. Советским воинам оказана великая честь — надежно и зорко защищать мор ские рубежи нашей Родины. Чтобы безу пречно выполнить свой священный долг, они должны изо дня в день настойчиво и упорно овладевать воинским мастерством, в совершенстве знать свое оружие и бое вую технику. На трибуну поднимается матрос Паль цев. Он с большим чувством гордости го ворит о любимом Отечестве, о том. что мо лодые воины приумножат боевые тради ции военных моряков отличной учебой, примерной службой на благо Родины. В заключение вечера воины просмотрели киножурналы «Наш край» и «По родной стране», а также художественный кино фильм. Матрос В. КОКАРОВЦЕВ. ■ 7 4 . Ш * •" :У • v . ■>. ‘ Большую помощь в изготовлении средств наглядной агитации на корабле оказывает матрос Ю рий Сорочан. Им написан ряд призывов, плакатов, оформ лены монтажи. Н А С Н И М К Е : матрос Ю . Сорочан заканчивает оформление нового стенда: «Успехи советского народа в 1954 году». Ф о то И . Ннкишова. Вдохновляюще звучит Бравая пешя Стал хорошим коком 31атроса Филиппова командир назначил работать на камбуз. Воин стал настойчи во изучать кулинарию. Он часто обращал ся за советами к старшим товарищам, опытным специалистам. Воин стремился к тому, чтобы приготовленная им пища бы- ?а вкусной. Настойчивость в изучении кулинарного дела дала положительные результаты — матрос стал хорошим коком. ч За образцовое выполнение обязанностей по службе командир об’явил матросу Фи липпову благодарность. Матрос И. ЛАВРИНОВИЧ. Когда командир сообщил о том, что в части состоит ся смотр строевых песен, веяны отнеслись к этому с большим интересом. В подразделении, где чле ном бюро комсомольской организации тов. Карпов, подготовку к смотру воз главили комсомольцы. Н а совещании комсомольского автива, посвященном этому вопросу» член ВЛКСМ тов. Борщ предложил разучить лучшие строевые песни в свободное от занятий время. Воин назвал для разучива ния «Песню о Советской Армии» музыка В. А лек сандрова. Активист тов. Го релов высказал мысль о том, чтобы всем личным со ставом разучить «Песню ар тиллеристов», музыку к ко торой написали Дм . и Д ан . Покрасс, и другие песни. С разу же после совеща ния активисты приступили к делу. Т о в . Драчук вместе с комсомольцами Чсрвякозым и Бобеиецким написали ло зунги, призывающие воиноз повышать строевую подго товку. Комсомольцы прове ли групповые и индивиду альные беседы о значении строев :гх песен в воинской службе. Член бюро комсо мольской организации тов. Борщ в своей беседе «Точ ное выполнение Строевого устава — долг каждого пон- на» подчеркнул, что Совет ская А рмия и Военно-Мор- ской Ф л о т славятся замеча тельным исполнением песен в строю. После беседы состоялось Р А С С К А З О ТП У С К Н И К А разучивание «Песни о Со ветской Армии». Интерес к этому делу у воинов возрос. О н а с удо вольствием стали разучивать песни. Вот как было, например, организовано разучнзание песен в одном из подразде^ ленин. З д е с ь тов. Борщ в свободное от гаиятпи время записывал техст капой-нн- будь песни на доске. Вснны повторяли песню хорэм, за поминали слова. Вечерами разучивание проходило в строю. Л ичный состав этого под разделения знает такие пат риотические песни, i-ax «Песня о Советской А р мии», «Песня артиллери стов» и «Песня о Присяге». Комсомолец Мазляудипов, которого в подразделении зпают, кат« хорошего запега- лу, однажды предложил спеть псспю «Четверо тога- рнщей» музыка Л . Бакало ва Подошло время смотра. ...Ноябрьским утром ма тросы выстроились розными шеренгами на территория части. Военная форма на каждом лежит хорошо, до блеска начищены пуговицы на шинелях и бляхи на рем нях. З в у ч а т команды. Одна за другой проходят колонны матросов. Н ад окрестностя ми военного городка раз носятся песни. Вот, чеканя шаг, идет од на и з колонн. Это личный состав подразделения, где служит тов. Борщ . В рядах — строгое равнение. Бодро, вдохновляюще звучит бое вая пссня. К этой колонне прикопано снимание членов смэтрззой комиссии н «Со- лсльщ кхэз». Они отмечают хорошую стрсезую выучку и умение воякэв исполнять песни в строю. Когда смотр закончился, к мггрссам подошел коман дир. — Елггод апю гас, то г а р я - щи, з а о б р а з^ о г ую стросзую ЕЫПрагку, за хорошее ис полнение песеп, — сказал он. И в ответ на эту благо дари эстъ офн.тера послыша лись гордо произнесенные личным составом слога: — Служим Созетскому Союзу! Зд е с ь :::с в торжественной обстановке матроса?! вру чается Почетная грамота и переяодпщиз приз... С сстопешийся смотр выя- сил н псдэстгтхн. Некото рые товарищи еще мало епкмаиня уделяют строегой выучке бойцоз, разучиванию песеп. В одной и з колони, например, кг было строгого равнения, песни пели не стройно, слышались разгово ры. В этом повинен коман дир подразделения и его за меститель по политической части. Зд е с ь сказалась так же слабая работа комсо мольского бюро, в состав которого входит тов. Гаври- лоз. Строевая подготовка н разучивание песен в строю — дело важпое. Ему сле дует уделять больше внима ния. Старший лейтенант С. ХАММАДЕЕВ. Не узнать родного колхоза Во время своего отпуска я побывал в родных местах — Западной Украине, на Волынщпне, в колхозе имени Н. С. Хрущева. И, признаться, не узнал я своего колхо за: таким прекрасным стал он за эти годы. Просторны сельские улицы. Крутсм — новые дома, в каждом пз них — радио, электрический свет. Там, где раньше при панской Польше жил помещик, построены теперь колхозная Ферма и зернохранили ще. В селе имеются клуб, семилетняя школа, больница, детские ясли. В этом году наш колхоз собрал небывалый урожай, какого, говорят старики, на нашей земле еще не было. На трудодень пришлось по шесть килограммов хлеба и по пять рублей денег. Радостно стало у меня на душе от того нового, которое я увидел в родном кол хозе. И я буду еще лучше выполнять своп обязанности, чтобы быть достойным за щитником самоотверженного труда своих земляков, нашего народа. Матрсс Н. САГАЛЬ. Реакционная сущность религии В нашей стране впервые в истории подавляющее большинство народа освобо дилось от религиозных предрассудков. Это произошло благодаря победе Великой Ок тябрьской социалистической революции и построения социализма, ликвидировавших социальные корни религии, в результате огромной идейно-воспитательной работы, которую неизменно ведут Коммунистиче ская пчртия и Советское государство. Материалистическое мировоззрение на родных масс складывалось в борьбе с ре лигиозными суевериями. Оно имело глу бокие корни в трудовой деятельности на рода, которая воспитывала его материа листом. Материализм народных масс вы ражал и обобщал успехи человеческого познания в процессе трудовой обществен ной практики. В старину народ сложил много посло виц, выражавших неверие в силы и ми лости бога: «Молился, молился, а гол, как родился», «Молебен пет, а пользы нет», «Плачься богу, а слезы вода», «Бог-то бог, да и сам не будь плох* и т. д. В капиталистических странах орава буржуазных мракобесов издает тейчас множество религиозных книг, в которых всячески извращает и фальсифицирует историю русской общественной мысли. История русской философии полностью опровергает реакционные измышления о том, что материализм является будто бы отклонением русской мысли от своего «приоодного» пути развития — от рели гии. Главным и преобладающим направ лением русской философии был материа л а м , неразрывно связанный с демократи ческой культурой, с освободительной борьбой народа. Великие революционные демократы В. Г. Белинский, А. П. Герцен, Н. Г. Чер нышевский, Н. А. Добролюбов, замеча тельные естествоиспытатели II. М. Сече нов, П. И. Мечников, К. А. Тимирязев и другие боролись против религиозных суеверий, за торжество всего светлого, пе редового. Виднейший русский математик академик А. А. Марков выступил в 1912 году с публичным отказом от принадлеж ности к православной церкви, об’явпв, что религиозные сказки несовместимы с наукой. Он просил синод отлучить его от православной церкви. Всякая религия, как система представ лений, настроений и действий, проникну тых верой в сверх’естественное, противо положное науке. Нет и не может быть примирения между наукой, основанной на верном познании явлений природы и об щества, и религией — ложным,, извра щенным отражением мира в сознании лю дей в виде веры в царство духов и богов Наука исходит из того, что мир сущест вует вечно и никем не создан. Религия же проповедует выдумки о том, что мир якобы создан божеством. Наука и религия несовместимы, как сгонь и вода. Между материализмом и идеализмом, между наукой и религией существует коренная и абсолютная про тивоположность, всегда шла и идет оже сточенная борьба. Коммунистическая партия воспитывала и воспитывает народ в духе непримири мости ко всем видам идеализма, мистики и мракобесия, разоблачает религию, как антинаучную, реакционную идеологию. «Наша программа вся построена на науч ном и, притом, именно материалистиче ском мировоззрении,— писал В. И. Ленин. — Раз’яснение нашей программы необхо димо включает поэтому и раз’яснение истинных исторических неэкономических корней религиозного тумана. Наша про паганда необходимо включает и пропаган ду атеизма»... Коммунистическая партия не может оыть нейтральна к религии, так же как не может быть примирения между марк сизмом и религиозным мракобесием. Ре лигиозные верования не могут заменить человеку науку так же, как предрассудки н»; заменяют рассудка. Религия оказывает пагубное влияние на людей, заставляя их видеть мир не таким, каким он есть на самом деле. В области борьбы против религии все мирно-историческая заслуга принадлежит классикам марксизма-ленинизма. Они со- вгршили глубочайший переворот в науке, впервые дали правильное, научное об’яс- нение происхождения религиозных веро ваний. вскрыли их социальные корни, разоблачили классовую сущность всех и всяческих религиозных организаций в эксплуататорском обществе и указали на неизбежное исчезновение религии при коммунизме. Маркс и Энгельс доказали, что источ ник формирования религиозных идей за ложен в условиях материальной жизни общества, в общественном бытии, фанта стическим отражением которого являются религиозные представления. Основополож ники марксизма рассматривали религию как вредный пустоцвет на всесильном могучем древе человеческого познания, как ядовитый пустоцвет, который неиз бежно вырос благодаря бессилию дикарей в борьбе с природой. В. И. Ленин писал, что бог есть (исто рически и житейски) прежде всего ком плекс идей, порожденных тупой придав ленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, — идей, закрепляю щих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу. В капиталистических странах религия защищает существующий общественный порядок, как вечный и неизменный, установленный самим «бегом» и осуждает борьбу трудящихся против эксплуатато ров, как дело греховное, не угодное «бо гу». Обреченные историей на гибель, правя щие классы капиталистических стран, боясь революционной борьбы трудя щихся, делают все для упрочения и под держки религии, стремясь ею отравить сознание трудящихся. Ии в одной стране мира нет такого обилия религиозных организаций, как в США, где американская буржуазия, что бы удержагь свое господство, широко при меняет всевозможные средства обмана. Страна доллара — это гигантская оииокурильня, одурманивающая миллионы простых людей. Там существует 265 раз личных религиозных учений. Министр труда CUIA откровенно назвал церковь «алмазной плотиной», преграждающей путь «волнам революции». Нефтяной ко- юль Л. Рокфеллер, этот п;пжженнсйший делец и беспощадный хищник, регулярно выступал с пооповедями к верующим. «М ои деньги дал мне бог», — говорил Рокфеллер. Государственный секретарь США Джон Фостер Даллес является од ним из руководителей «Федерального со вета христианских церквей США». Для современного капиталистического общества характерен разгул мракобесия. Американский империализм отравляет сознание трудящихся ядом самых диких суеверий. В США имеется 85 тысяч астрологов и иных «предсказателей судь бы», на оплату которых ежемесячно рас ходуется 16 миллионов долларов. Американские империалисты вдохнов ляют реакционную политику Ватикана— этого злейшего врага мира, демократии и социализма. В основе союза Ватикана и Уолл-стрита лежит общность интересов этих двух оплотов реакции, прилагающих все усилия к тому, чтобы сохранить не навистные народам порядки, основанные на рабстве, угнетении и кровавых вой нах. Банк Моргана тесно связан с вати канским банком «святого духа». В Италии вышла книга «Сенсационные документы», в которой опубликованы ко пии секретных документов, подтверждаю щих связь США с Ватиканом— американ ских разведывательных органов с орденом иезуитов. В 1949 г. Ватикан опубликовал декрет об отлучении от церкви всех коммунистов и сочувствующих. За услуги империали стам в 1949 году папа римский получил титул почетного полисмена и золотой по четный знак полицейского города Чикаго. Этим Уолл-стрит наглядно охарактеризо вал истинное лицо «наместника бога», как полицейского пса царства долларов. Хотя реакционный католицизм сегодня еще представляет собой известную силу, но исторически он обречен. Трудящиеся католики не хотят, чтобы пх религиоз ные верования были использованы под жигателями новой войны. Чем откровен нее Ватикан выступает преставителем самых темных, реакционных сил, тем больше он разоблачает себя в глазах тру дящихся масс, тем больше он обнару- лсивает свое подлинное лицо — лицо из вечного врага прогресса, науки и культу ры. В нашей стране уничтожены политиче ское бесправие и экономический гнет, ко- тефые при капитализме порождают и пи тают религию. Поэтому подавляющее большинство советских граждан давно порвало с религией. С каждым годом чи сло людей, освобождающихся из-под влия ния религии, все более и более возрастает. Поскольку религия в СССР лишена соци альных корней, она является лишь пере житком, еще живущим в сознании неко торых людей. В нашей стране еще есть люди, цепляющиеся за остатки всевоз можных антинаучных религиозных пред ставлений о природе и обществе, придер живающиеся старых взглядов и привы чек, связанных с религией. Советская общественность не может безразлично относиться к тому, что неко торая часть нашего населения находится во власти религиозного дурмана. Партия и комсомол воспитывают своих членов в ду хе непримиримости к религиозным пред рассудкам. Поэтому неот’емлемой частью коммунистического воспитания является антирелигиозная пропаганда. Партийные организации обязаны повседневно вести серьезную, умелую научно-атеистическую пропаганду, воспитывать трудящихся в духе марксистско-ленинского мировоззре ния. Коммунистическая партия, организуя советский народ на борьбу за строитель ство коммунизма, ведет большую работу по вевобождению трудящихся от пережит ков капитализма. В наши дни особенное значение приобретает коммунистическое воспитание трудящихся, направленное на устранение вредных пережитков прошло го, в том числе и религиозных суеверий, отравляющих еще сознание некоторой ча сти советских людей. Наличие религиозности у некоторой наиболее отсталой части населения об’яс- няется тем, что сознание людей отстает от развития материальных условий жиз ни общества. Но по мере роста успехов коммунистического строительства и куль турного роста масс, по мере усвоения ими научных воззрений на мир завер шается полное освобождение трудящихся от религии. Однако ошибочно полагать, что религиозные пережитки отомрут сами собой. Важнейшим условием успешного п^пдоления религиозных пережитков в СССР являются активное участие широ чайших народных масс в общественно-по литической жизни нашей страны, комму нистическое воспитание трудящихся, си стематическая научно-просветительная пропаганда, разоблачающая вред религиоз ных предрассудков. Религия вредна тем, что обещает людям счастье в несуществующем загробном ми ре, а не на земле. Этим она отвлекает пх от борьбы за подлинное счастье, мешает борьбе за коммунизм. Религиозные предрассудки принижают человека, внедряют в сознание верующих пережитки эксплуататорской морали, ан тинаучные представления о природе и об ществе, мешают людям овладеть наукой. Освобождение трудящихся от религиозных суеверий — непреодолимое движение на шего коммунистического века. Центральный Комитет Коммунистиче ской партии требует, чтобы вся воспита тельная работа, направленная на преодо- лэние религиозных пережитков, проводи лась при дальнейшем под’еме всей куль турно-просветительной работы, при зна чительном улучшении деятельности клу бов, библиотек и других культурно-про светительных учреждений. Основным содержанием научно-просве- тительной пропаганды должно быть мате риалистическое об’яснение явлений при роды, раз’яснение достижений науки, тех ники и культуры. Вовлекая все большие массы советских людей в активную рабо ту по строительству коммунизма, повы шая их идейно-полптпчеекпй и культур ный уровень, воспитывая трудящихся в духе марксизма-ленинизма. Коммунисти ческая партия настойчиво борется против влияния религиозного мировоззрения. Коммунистическая партия учит в ан тирелигиозной пропаганде избегать вся кого оскорбления чувства верующих, так как всякая грубость и бестактность в этой области ведет лишь к усилению ре лигиозного фанатизма. Маркс предупреж дал, что единственную услугу, которую в наше время можно еще оказать богу. — это насильно запрещать веру в него. Ком мунистическая партия учит преодолевать религиозные предрассудки методами убеж дения, а не принуждения. В нашем со циалистическом обществе созданы вге об’ективные предпосылки и возможности для полного преодоления пережитков ка питализма в сознании людей, в том чи сле религиозных предрассудков и суеве рии. Заместитель директора Музея Истории Религии и Атеизма Академии Наук СССР М. ШАХНОВИЧ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz