На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 30 декабря 1954 г., № 309 (5151). КЛАССНЫЕ С П Е Ц И А Л И С Т Ы К Р Е Й С Е Р А Н. Летом п зимой, днем п ночью моряки флота в штормовых походах настойчиво н упорно учатся мастерству победы в совре­ менном бою. В трудных условиях Запол яр ья северомор- им приобретают навыкп борьбы с сильным, технически осна­ щенным противником, закаляют свои силы и волю. Р яды от­ личников учебы и службы, число классных специалистов, дис­ циплинированных моряков за прошедший год на кораблях и в частях заметно выросли. Значительно увеличилось количество классных специали­ стов, например, на крейсере Н ., о которых и рассказывается па этой странице. В борьбе за высокую боевую готовность Как-то мне нужно было вызвать стар- mnHV 2 статьи Шумилова. Звоню по теле­ фону в кубрик. Дневальный представляет­ ся по-уставному п. выслушав меня, гово­ рит «есть». А потом в трубке раздается: «Шумилов, или сюда». Тогда же в каюте, отдавая (распоряже­ ние подчиненному, я спросил у командира отделения, почему он позволяет, чтобы матрос обращался к нему на «ты», не называя воинского звания. —* По привычке. — ответил старши­ на — ведь живем и работаем вместе... Пришлось потребовать, чтобы старшина впредь подобного не допускал. Суть не в одном случае. Надо сделать старшин под­ линной опорой офицеров в обучении и воспитании личного состава, поставить их на свое место. Без этого офицер, ка­ кими бы он большими способностями ни обладал и как бы ни старался, не смо­ жет поднять боевую готовность подразде­ ления. В прошлом не раз приходилось встре­ чаться и с такими фактами. Матрос со­ вершил проступок. Его непосредственный начальник докладывает об этом и просит наказать провинившегося властью коман­ дира подразделения. Старшина мотиви­ рует это тем. что действенность такого взыскания будет более высокой. Отличил­ ся воин — и опять такая же картина. Поощрить его предлагается офицеру. В конечном итоге это умаляет автошггет командира отделения, принижает его власть. И тот из них, который поступает так . рубит сук. на котором сидит. Надо •понять, что старшина — полноправный командир и может сам успешно осущест­ влять дисциплинарную практику. Матрос Кузнецов прибыл к нам из дру­ гого подразделения, где его считали неис­ правимым. Узнав о том, что воин перехо­ дит в его подчинение, старшина 2 статьи Шумилов расстроился. «Вы посмотрите, сколько у него взысканий, — говорил он. — Потянет все отделение назад». Старшине раз’яснили. что дело его че­ сти воспитать подчиненного дисциплини­ рованным и умелым воином. Для этого надо отказаться от предвзятого мнения о нем и относиться к матросу так же. как и к остальным подчиненным. Вполне вероят­ но, что н а новом месте матрос постарает­ ся служить лучше. Некоторое время у Кузнецова все шло нормально. Но вот он заступил часо­ вым и нарушил требование устава. Как поступить с ним? Подумали и останови­ лись на том. что командир отделения об’явит воину дисциплинарное взыскание. А секретарю бюро комсомольской органи­ зации порекомендовали созвать расширен­ ное заседание бюро. На него пригласили Кузнецова, Скотынюка, а также члена ВЛКСМ Хапунова. у которых имелись не­ достатки в выполнении служебных обя­ занностей. Старший матрос Четчасов, ма­ трос Лабусь и другие моряки поговорили с нарушителями воинского порядка, остро, по-товаритцески покритиковали их. Впервые Кузнецова наказал старшина. Матрос почувствовал, что старшина — полновластный командир. Именно этого и бости со старшинами, недобросовестное отношение к выполнению распоряжений непосредственного начальника. На бюро воин понял — он должен стать образцом во всем но потому, что так надо какому- то одному человеку. В этом заинтересова­ ны все товарищи Кузнецова, весь экипаж крейсера, этого требуют интересы дела. С этого момента у Кузнецова намети­ лись сдвиги. День за днем положение улучшалось. Сейчас воин служит без за­ мечаний. Силу коллектива испытал на себе и матрос Баталов. Он был расписан на бое вом посту, где приходилось работать од­ ному. Постоянно контролировать, как он тренируется, учится управлять техникой, не было возможности. Пользуясь этим, воин подчас формально выполнял распо­ рядок дня. П в конце концов это сказа­ лось. Однажды он чуть не сорвал стрель­ бу. Налицо был явный случай недисципли­ нированности и внутренней неорганизо­ ванности. Как искоренить недостатки? Сделали просто — Баталова перевели на другой боевой пост, где он должен вы­ полнять обязанности в тесном взаимодей­ ствии с другими матросами. Но какое большое воспитательное значение имело это для воина! Товарищи осудили сослу­ живца за его ошибку, проступок Батало­ ва вызвал здоровую оеакиию со стороны не только командира отделения, но и ма­ тросов. Воин все это увидел и хорошо осознал свои недостатки. Он вскоре стал достойным членом дружного боевого кол­ лектива. У нас систематически проводятся сбо­ ры старшин, инструкторско-методические занятия. На них подробно разбираются случаи, подобные тем, которые произошли с матросами Кузнецовым и Баталовым. На (конкретных примерах старшины учатся правильно использовать дисциплинарную практику, приобретают командирские на­ выки. Надо сказать, что конкретность то главное, что определяет действен­ ность совещаний и занятий со старшина­ ми. Без соблюдения этоге условия цен­ ные мероприятия потеряют свою важ­ ность, превратятся в пустое времяпро­ вождение. То же самое нужно сказать и о ежене­ дельных подведениях итогов, а также о •разборе проведенных занятий п трениро­ вок.' ■ - Чтобы повысить методические навы£&, командиров отделений, мы периодически делаем так. Все старшины собираются на каком-нибудь одном боевом посту и на­ блюдают за действиями личного состава. Затем все присутствующие высказывают свои замечания. Несомненно, несколько опытных моряков больше подметят недо­ статков. чем один руководитель занятия. При этом надо учитывать, что каждый старшина очень внимателен и небеспри­ страстен. А в общем все они довольно пол­ но вскрывают недочеты. — Когда бросаете снаряд, то рано опускаете руку, — подсказывает заря­ жающему один воин. — Лучше, если бы вот этот номер нужно было добиться. Ведь прежде за ма- стоял вот так, — дополняет другой, тросом как раз наблюдались случаи гру-1 Затем я обобщаю замечания и делаю заключение. После этого подобные дей­ ствия проделываются на другом орудии. Иод конец следует подведение итогов всей тренировки. Определяю, какой расчет дей­ ствовал лучше всех. И исходя из тех не­ достатков, которые были вскрыты, даю подчиненным указания. Командиры отделений после каждого практического занятия также производят его разбор. Шторм бушует на море или идет снег, день или ночь — все равно всины по команде строятся и ждут, ког­ да начальник даст оценку их действиям, отметит достижения, укажет на промахи. Каждый матрос, видя, что его работой интересуются, за его действиями строго следят, добивается новых успехов в ис­ пользовании оружия, в повышении боевой готовности корабля. Блину раз’ясняют, что автоматизм в управлении техникой необходим ему для того, чтобы в сложной обстановке, при воздействии противника, когда раздумывать некогда, он сумел бы­ стро и четко выполнять свои обязанности. На подведении итогов за неделю у нас выступает секретарь комсомольской орга­ низации. Он рассказывает о примерности членов ВЛКСМ в дисциплине, боевой и политической подготовке. Это способ­ ствует повышению инициативы и актив­ ности в комсомольской т)аботе, делает ее более целеустремленной. Работа с подчиненным дает хорошие результаты, когда она строится целеуст­ ремленно. Офицеру необходимо повседневно изучать события, происходящие на кораб­ ле, и организовывать боевую подготовку в тесной связи с жизнью. Это относится и к политической учебе. Например, когда речь идет о традициях советского флота, воинов интересует, а есть ли они в на­ шем подразделении. Есть. Это надо пока­ зать на примерах. Пх много. Расчет стар­ шины 2 статьи Бондаренко никогда не имел замечаний по стрельбе и содержа­ нию материальной части. Я рассказал об этом и указал, что эту хорошую тради­ цию необходимо продолжать и развивать. Такими должны стать все боевые посты. Систематическая работа по воспитанию у старшин командирских качеств, опора на комсомольскую организацию — вот то, что обеспечило успех боевой учебы лич­ ного состава подразделения. Тренировки п учения проводились в сложных усло­ виях как при стоянках корабля в бате, так и в походах-.-У нас за* прошедший год значительно выросло число классных специалистов. Артиллеристы без замеча­ ний провели все стрельбы. Мы раз’яснялп, что умелым моряком может стать каждый воин. Жизнь под­ тверждает это. В недавнем прошлом ма­ тросы Монахов и Головенко не были спе­ циалистами. Они изучили заведывания своих товарищей и сдали экзамены на классность. Значительная часть моряков готовится в ближайшее время повысить свою квалификацию. Задача заключается в том, чтобы не ос­ лабить ранее взятых темпов учебы, а изо дня в день добиваться новых показателей в совершенствовании мастерства, повы­ шении боевой готовности подразделения и крейсера в целом. Старший лейтенант В. КОНОНОВ. Что п о к а з ы в а е т курсограмма Т р е н и р о в к а Как сейчас помню свою первую вахту. Крепко взялся я за ручки штурвала и не спускал глаз с репитера. За спиною стоит старшина 2 статьи Кудрявцев, сле­ дит за моими действиями. Вот картушка «побежала» в сторону. Прежде чем я со­ образил, куда повернуть штурвал, коман­ дир отделения подсказал: — Переложите влево. Отводите. Так и делаю. Но вижу — картушка катится в другую сторону. Стараюсь опять привести корабль на курс, а он все «рыскает». Чувствую — на лбу просту­ пает пот. Сейчас вахтенный офицер строго предупредит: «Право лево не ходить», а я ничего не могу сделать. Кудрявцев взялся сбоку за ручку штурвала, и кар­ тушка остановилась. — Вот так и держите, — спокойно говорит старшина. — Старайтесь пере­ кладывать руль реже и на меньшее число градусов. Командир отделения дает деловые, кон­ кретные советы. Следую им. Однако убеж­ даюсь — нелегко управлять кораблем. На подсказках тут не выедешь. Нужно само­ му приобретать навыки, приноравливать­ ся. После вахты старшина предлагает по­ смотреть запись курса на ленте курсо- ггафа. Этот прибор некоторые называют «кляузником» и не любят его. Сначала и на меня он произвел неприятное впе­ чатление. На курсограмме была начерта­ на ломаная — итог неумелой (Р а б о т ы . А вот прямая линия — это вахту нес опыт­ ный специалист. Стыдно перед старшиной и товарищами. Не сумел удержать корабль на заданном курсе, когда море почти спо­ койно. Решаю — надо избежать такого позора в следующий раз. Отстояв очередную вахту, вновь обра­ щаюсь к курсограмме. Замечаю, что сей­ час отклонения были реже и меньше. Вспоминаю, в каких случаях «вилял». В одном месте растерялся и с опозданием псвернул штурвал, в другом — не знал, в какую сторону собьет корабль бортовая волна. Изучаю свои ошибки, чтобы н* допустить их впредь. Как-то корабль уклонялся в одну сторо­ ну. Подумал я над курсограммой и понял, что не учел влияния ветра. Потом на вахте в такой же обстановке старался все время держать руль положенным на не­ сколько градусов в сторону ветра. Теперь всегда заранее справляюсь о направлении и силе ветра, и поэтому на вахте сразу удается находить среднее положение пера (Руля, при котором корабль почти не ук ­ лоняется от курса. Трудней всего нести вахту, когда вол­ на идет с кормы и постоянно заносит се вправо или влево. Тут главное — чув­ ствовать корабль. Добиться этого я долго не мог. Один из товарищей говорил мне: — Напрасно беспокоишься. Опыт при­ дет со временем. Не согласен с ним. Навыки приобрета­ ются не часами и .днями, проведенными в плавании, а трудом, тем, насколько эффективно используется время для со­ вершенствования мастерства. Надо стре­ миться как можно быстрей освоить прак­ тику своего дела. Боевая готовность ко­ рабля всегда доаяана быть высокой. Для этого нужно напряженно учиться, прино­ равливаться к любой обстановке. Я заставлял себя как бы сливаться с кораблем, со штурвалом. II вскоре стал предугадывать момент, когда нужно про­ извести то или иное действие. Стоишь и чувствуешь — вот как будто чья-то сильная рука взяла эа корму и сейчас потянет ее вправо, а но куда-нибудь. Эго и важно понять. А предупредить откло­ нение от курса уже проще. Вахту приходилось нести в различных условиях. Иногда в шторм на управление рулем действуют и ветер, и волна, и те­ чение, а самочувствие, конечно, не то, что в хорошую погоду. Необходимо скон­ центрировать всю свою волю и работать осмысленно. Бывает так, что потеряет матрос контроль над собой и механически перекладывает руль, когда корабль уже отклонился от курса. А надо учитывать все, предвидеть каждый маневр и преду­ преждать уклонения. Современный морской бой отличается скоротечностью и большой маневренно- слыо, быстрым изменением обстановки. II поэтому от рулевого многое зависит. Об этом нельзя забывать. Не так давно корабль производил мин­ ную постановку. В назначенное место мы шли по счислению. На добрую сотню миль невязка получилась всего лишь в несколько метров. В этом немалая заслу­ га рулевых. Не случайно большинство из них — классные специалисты. Для них к^рсограф не «кляузник», а фиксатор пх мастерства. Мне этот прибор помог на­ глядно увидеть свои ошибки, преодолеть их, стать классным специалистом. Матрос С. ЗАЛЕВСКИЙ. в т е м н о т е ...В машинном отделении погас свет. В это время поступи­ ла вводная. Классный специалист матрос Полозков и другие воины приступают к действиям. Они не видят друг друга, но, тем не менее, умело координируют свои действия и своевремен­ но выполняют приказание. Только моряки доложили о выпол­ нении команды, как сквозь шум механизмов услышали глухое журчание и бульканье воды. Значит в отсек поступает вола. 0 случившемся воины доложили офицеру, отыскали место «пробоины» и определили ее размеры. Опытные специалисты Полозков и Пшеннцын останавливают течь. Матросу Пустынникову приказали переключиться с дейст­ вующего механизма на резервный. Воин сделал это мастерски. Так в ходе напряженной учебы машинисты совершенствуют свое мастерство, учатся тому, что необходимо на войне. Многие из них стали классными специалистами. Главный стаошина Н. ФАДЕЕВ. Боевой пост специалиста первого класса старшины I статьи А р к а д и я Демина — передовой на крейсере. Е го подчиненные старший матрос Геннадий Терентьев и матрос Михаил Кузнецов показывают достойный пример в учебе и службе. Они в отличном состоянии содержат боевую технику, точно по инструкциям и наставлениям эксплуа­ тируют сложное электрическое оборудование своего боевого поста. Н А С Н И М К Е ; специалист рервого класса старшина 2 статьи А . Д емия (в цент­ ре) проводит занятие со специалистом первого класса старшим матросом Г. Терентье­ вым (слева) и специалистом второго класса матросом М . Кузнецовым. Ф ото И . Никишова. На сигнальном мостике Время тянется томительно медленно. Матрос Елисеев, как и его товарищи, не­ сколько часов подряд неизменно стоит на краю сигнального мостика, крепко дер­ жась за леера и лишь иногда переминаясь с ноги на ногу. Как и в начале вахты, Елисеев цепко ощупывает глазами пору­ ченный ему сектор наблюдения. Измене­ ний никаких. Кругом попрежнему пу­ стынно, и ветер, не стихая, гудит в над­ стройках. бросает в лицо колкие снежин­ ки. Не так уж давно Елисеев впервые уча­ ствовал в морском походе. Тогда, подняв­ шись на мостик, воин не удержался и проронил: «Как хороша этз необозримая даль!». П сразу смутился, заметив ус­ мешку на липе мичмана, своего непосред­ ственного командира. Матрос ругал себя за такое, по его мнению, легкомыслие, когда услышал ответ бывалого воина: — Море красиво. Что правда, то прав­ да. Только для нас оно должно быть обо­ зримым во всех направлениях. Мы обяза­ ны замечать все вокруг до мельчайших подробностей. П молодой матрос сделал для себя вы­ вод — нельзя быть поверхностным созер­ цателем. Ему поручена ответственная вахта наблюдения. Нести ее надо внима­ тельно. осмысленно. И когда появилось судно в секторе обзора Елисеева, он сра­ зу доложил о нем. Но встречный корабль тем чррмрнем изменил курс и скорость, и матрос не зафиксировал изменение обста­ новки. — Надо докладывать о поведении цели, — ^покойно сказал подчиненному мич­ ман. Елисеев, немного подумав, понял зна­ чение слов командира Для военного ко­ рабля любой плавающий предмет, каждое судно — цель. И если цель предпринима­ ет какие-то действия, маневрирует, то это должен во-время заметить сигнальщик и сообщить о происходящем командиру. Офицер будет насторожен. II неважно, что темном фоне скалистого берега и за вы­ ступами его ничего не видно, а оттуда в любую минуту может неожиданно выныр­ нуть какое-нибудь рыбацкое судно, мото- перед тобой рыбный траулер. На его ме- бот. Сигнальщик должен смотреть в оба. сте может быть противник. Тогда коман- ,|fe т0 жди беды. Нельзя доверять пустьш- дир разгадает его намерения и при необ­ ходимости примет меры к тому, чтобы своевременно разбить врага мощью огне­ вых средств своего корабля. К такой встрече с неприятелем должен быть всегда готов каждый советский моряк, в том чис­ ле и сигнальщик. В этом походе, как и во всех последу­ ющих, Елисеев получил не один урок. Видимость была хорошая, и он на боль­ шом расстоянии увидел еще один плаваю­ щий предмет. Но, как ни напрягал ма­ трос зрение, он не мог определить, что это такое. А старшина команды требовал доклада. — Я не пойму, что та*м, — оправды­ вался молодой воин. — Сначала сообщите о наличии цели, а потом уточните ее характер, — у ч и л мичман. — Кстати, это давно можно бы­ ло сделать. У вас не зря висит на шее бинокль. Елисеев поднес к глазам би­ нокль и увидел отчетливо вырисовываю­ щийся на горизонте силуэт транспорта. Матрос действительно мог убедиться в этом раньше, если бы догадался восполь­ зоваться биноклем. А время шло, обстановка менялась. С наступлением сумерек ухудшилась види­ мость. На судах, которых сейчас оказа­ лось поблизости много, зажглись отличи­ тельные огни. Мичман предупредил Елисеева, что нужно твердо запомнить все. что замечаешь в море. Потом в тем­ ноте ориентироваться будет труднее. Од­ нако зрительная память у матроса была еще слабо натренирована. П когда среди множества светящихся разноцветных то­ чек появилась еще одна, молодой воин не заметил ее. За это мичман опять сде­ лал ему замечание... Сейчас специалист второго класса Ели­ сеев чувствует себя на мостике уверенно. Справа чернеет вход в одну из бухт. На ной тишине берега. Известно ведь, что в годы войны корабли неожиданно атакова­ ли с позиций, занимаемых под укрытием берега. Об этом не раз рассказывал мич­ ман. Вот появилась цель прямо по носу. В бинокль Елисеев хорошо рассмотрел ее. — Корабль, прямо по носу, дистан­ ция.., — доложил моряк и, отстранив­ шись от переговорной трубы, услышал, что об этом же сообщает в рубку молодой сигнальщик с другого борта. Только он считает, что цель слева три ... Неверно. Забывает, что стоит не в диаметральной плоскости корабля, а у борта. Опытный сигнальщик знает, на каком градусе от­ носительно гюйсштока расположена та или иная леерная стойка. Это позволяет ему определять курсовой угол с большой точностью. Рассвело. Но видимость улучшилась не­ значительно. Снег бьет в лицо. Поступило приказание передать светограмму. Елисе­ ев направляет луч затемненного прожек* тора на воду у борта корабля-адреса- та. Нужно пробить светом v мутнобелую снежную пелену, не ослепить принимаю­ щего и не демаскировать себя. Расчет сигнальщика оказался точным. Встречное судно приняло депешу, дает ответ на нее. Правая рука матроса, с которой он снял меховую рукавицу для удобства в работе, озябла, пальцы прилипают к холодному металлу ручки прожектора. Но он не от­ нимает их от прибора, пока светограмма не принята. Затем Елисеев поднимает сигнал. Ветер неистово треплет флаги, вырывает из рук Фалы. А моряк уже вздернул их к само­ му ноку рея. У него не получится «ры­ бы». как когда-то случилось у одного из воинов. А было это так. Матрос ослабил фалы, один из клевантов отсоединился, и Флаги беспомощно мотались, пока моряки не подтянули их к себе бросательным концом. Правда, сигнал набрали из флагов другого комплекта и подняли. Однако не­ сколько секунд драгоценного времени бы­ ло потеряно. Это могло рызвать несвое­ временный маневр. А как отразилась бы даже короткая заминка на деятельно­ сти корабля в боевой обстановке,^ когда дорого каждое мгновение, когда обстанов­ ка непрерывно меняется! Понятно, почему не сдержался один из моряков и в с л у х осудил товарища, допустившего ошибку. В Заполярье сигнальщикам не так-то просто нести свою почетную вахту. Тем не менее не делается никакой скидки на сложность обстановки, на трудности. Чем больше преодолено тягот и невзгод, тем тверже воля моряка, тем сильней он физи­ чески. На Севере есть все возможности стать стойкими и выносливыми, и поэтому моряки любят студеное море и с у р о в ы й край, гордятся тем. что они его защитни­ ки. Вместе со своими боевыми товарищами сгойко и умело несет вахту матрос Ели­ сеев. И кто знает, может, и он, как стар­ шина 2 статьи Корнейчук, уволенный не­ давно в запас, не захочет покинуть ^Запо­ лярье, расстаться с морем. 0 Корнейчуке часто вспоминают на корабле. Специалист первого класса, он завоевал победу в со­ стязаниях сигнальщиков на первенство флота. За безупречную службу и актив­ ное участие в общественной жизни ко­ рабля воин награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Сейчас он учится в Мурман­ ске на штурмана тралового флота. «Но о родном корабле, где он вырос как моряк, Корнейчук не забывает. Вскоре после то­ го, как старшина расстался с боевыми друзьями, он с разрешения командования вновь посетил кооабль. «Скучаю», — признался старшина сослуживцам. Недавно мичман был в Мурманске. Встреча со старшиной Коонейчуком была для него большой радостью. Еще бы! Раз­ ве можно не интересоваться судьбой свое­ го воспитанник*, ушедшего на трудовой фронт? — Трудно очень учиться. — сказал Корнейчук мичману. — Неужели спасуешь? — Нет, — твердо заявил Корнейчук, и, как бы шутя, добавил: — Ведь я мо­ ряк! Старшина запаса живо интересовался успехами своих бывших сослуживцев. И мичман не без удовольствия сооб­ щил, что за последнее время боевая го­ товность подразделения стала еще выше. Достижения связистов значительно вырос­ ли. Личный состав подразделения победил в состязаниях н а первенство флота. Почти вое сипналыцики стали классными спе­ циалистами. Натренированные в работе в сложных условиях, похода, они показали глубокое знание своего дела. Специали­ стами первого класса являются Гранкин, Гребкин и другие. В одном из походов старшина команды не участвовал. Его обязанности выполнял Гранкин. Он умело организовал вахту и почти не сходил с мостика, руководя дей­ ствиями подчиненных. ...В сигнальной рубке старший матрос Гребкпн. М о р я к четко повторяет сигналь­ щикам приказания с главного командного пункта, передаст вахтенному офицеру их доклады. Одновременно воин аккуратно записывает в журналы результаты наблю­ дений, все исходящие и поступающие C 1 JCTOграммы. Он занимается не менее валеным делом, чем наблюдатели. Малей­ шая неточность, путаница, допущенные Гребкияым, могут привести к плохим по­ следствиям. Но не в правилах этого моряка допу­ скать ошибки. Он всегда был примерным, а в последнее время служит с особым под’емом. Командир послал его жене письмо, в котором сообщил о том, что ее муж Владимир честно выполняет воин­ ский долг и стойко переносит все трудно­ сти походной жизни. Вскоре от Зинаиды Гребкиной поступи! ответ. Она считает письмо командира большой наградой для Владимира и для себя и гордится мужем- моряком. Когда корабль вернулся в базу, коман­ дир приказал построить сигнальщиков. За бдительное несение вахты оФииео оп’я- вил 1 гм благодарность. Старший лейтенант Г. АНАНЬИН. Активные помощники командира Когда в прошлом году у нас стали со­ ставлять списки кандидатов в классные специалисты, оказалось, что отдельных воинов нельзя допускать к экзаменам. Дело в том, что с дисциплиной у них но все обстояло благополучно. А можно ли счи­ тать квалифицированным моряком того, кто не соблюдает корабельный распорядок, нарушает требования инструкций при об­ служивании техники, недостойно ведет себя на берегу? Разумеется, нельзя. Мы л;е_ знаем, что одним из главных условии тюеды в современном бою является высо­ кая организованность всего экипажа ко­ рабля, крепкая дисциплина личного соста­ ва. Закончилась сдача экзаменов. Члены бю­ ро ВЛКСМ подразделения состазили план. Его одобрил командир. Основное внимание в нем уделялось борьбе за л и ч н у ю пою яв- лость комсомольцев. Активно ггрошло и принесло большую пользу собрание с повесткой дня: «Рель комсомольцев в укреплении во 1 гнс-кои дис­ циплины». Докладчик и выступающие в прениях старшина 1 статьи Пенэ?в, стар­ ший матрос Марыгин и другие на кон­ кретных фактах из жизни подразделения показали, какую роль играет дисциплина в повышении боевой готовности. В пример всем ставили старшину 2 статьи Савича. Моряк всегда чисто и аккуратно одет, живет и учится по уста­ вам. Однажды в походе ему пришлось не­ сти вахту много часов подряд. Корабль сильно качало. А работать воин обязан был в сложных условиях. Несмотря на трудности, радист быстро и безошибочно передавал и принимал радиограммы, точно выполнял инструкцию. На собрании критиковали таких вои­ нов, как Рассадников, которые считали свои ошибки несерьезными, недостойными внимания. Кстати, этому же вопросу позд­ нее было посвящено заседание бюро. Со временем Рассадников понял, что был не­ прав. Он стал вести себя примерно, и это сказалось на его боевой учебе. Впослед­ ствии он стал командиром отделения, a недавно специалистом первого класса. Перед каждым выходом в море коман­ дир подразделения ставит перед комсо­ мольцами конкретные задачи. Через стен­ ную печать пропагандируются достижения отличившихся моряков. Так один из бое­ вых листков рассказывал об опыте рабо- ты на боевом посту старшего матроса По­ ловинкин а, другой — Парфенова. Большое значение в укреплении дисци­ плины сыграла наглядная агитация. Из­ готовлен стенд, на котором положения уставов иллюстрированы фотографиями и рисунками. Надо отметить, что комсомольское бюро не ограничивается только разбором п ерсо ­ нальных дел нарушителей воинской д и с­ циплины. Когда было замечено, что ма­ тросу Мякишеву трудно выполнять обя­ занности, с ним поговорили на бюро, обо­ дрили и дали ценные советы. Ему помо­ гали в учебе. Дело у матроса пошло луч­ ше. Он сдал экзамены на специалиста второго класса. Коллектив у нас дружный, сплоченный. Для нарушителей дисциплины создана не­ терпимая обстановка. За последнее время в подразделении не было ни одного про­ ступка. Это и явилось результатом того, что все воины, допущенные к сдаче экза­ менов на классность, успешно выдержали их. Старшина 2 статьи А. СИНЯВИН. Чувство локтя Когда молодые моряки — комсомольцы Дмнтренко и Жилинский прибыли на ко­ рабль, командир отделения сказал тогда им: — Корабль— это дом родной для всех, кто на нем служит. И для вас он станет тем же. когда вы хорошо его изу­ чите и полюбите. Помогайте друг другу в освоении техники, старайтесь скорее стать умелыми специалистами. Следуя советам старшины, Дмнтренко и Жилинокнй вместе изучали устройство корабля, боевую технику,- готовились к несению самостоятельной вахты. — Как акустик, я должен хорошо знать основы электротехники, — расска­ зывает Жилинский. — Но в этом я был слабо подготовлен. Жилинский обратился за помощью к своему товарищу: — Помоги мне, Григорий, изучить электротехнику. Дмнтренко чутко отнесся к сослужив­ цу. Вооружившись учебниками, схемами и другими пособиями, воины принялись за дело. Труд принес желаемый результат. Нередко в ходе изучения какого-либо механизма или прибора у моряков возни­ кали споры. Чтобы выяснить истину, они вместе пересматривали чертежи, схемы, перечитывали отдельные главы из .учеб­ ников. Только после тщательного разбора неясного вопроса переходили к следую­ щей теме. Однажды во время тренировки по борь­ бе за живучесть боевых средств Жилин- скому поступила вводная. Вышел из строя один из механизмов. Матрос приступил к устранению «неисправности». Однако он не уложился в нормативное время. Тогда Дмнтренко показал товарищу’, как надо действовать, чтобы быстро и правильно вводить в работу «поврежденные» меха­ низмы. Приказом командира Дмнтренко и Жи­ линский были об’явлены отличниками боевой л политической подготовки. В кар­ точке взысканий и поощрений у каждого из них записано около 20 различных по- ощвений. Вскоре Дмнтренко был назначен командиром отделения. Но это не ослабило друлебы комсомольцев. Они, как и рань­ ше. вместе готовились повысить свою квалификацию. Недарно оба мпряка ус­ пешно выдержали экзамены и завоевали звания специалистов второго класса. — Чувство локтя — вот что всегда важно для моряков, — об’ясняя причины своих успехов, говорят воины. Старшина 2 статьи И. ФЕД0СЕЕНН0В.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz