На страже Заполярья. 1954 год. Декабрь.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 30 декабря 1954 г., № 309 (5151). КЛАССНЫЕ С П Е Ц И А Л И С Т Ы К Р Е Й С Е Р А Н. Летом п зимой, днем п ночью моряки флота в штормовых походах настойчиво н упорно учатся мастерству победы в совре менном бою. В трудных условиях Запол яр ья северомор- им приобретают навыкп борьбы с сильным, технически осна щенным противником, закаляют свои силы и волю. Р яды от личников учебы и службы, число классных специалистов, дис циплинированных моряков за прошедший год на кораблях и в частях заметно выросли. Значительно увеличилось количество классных специали стов, например, на крейсере Н ., о которых и рассказывается па этой странице. В борьбе за высокую боевую готовность Как-то мне нужно было вызвать стар- mnHV 2 статьи Шумилова. Звоню по теле фону в кубрик. Дневальный представляет ся по-уставному п. выслушав меня, гово рит «есть». А потом в трубке раздается: «Шумилов, или сюда». Тогда же в каюте, отдавая (распоряже ние подчиненному, я спросил у командира отделения, почему он позволяет, чтобы матрос обращался к нему на «ты», не называя воинского звания. —* По привычке. — ответил старши на — ведь живем и работаем вместе... Пришлось потребовать, чтобы старшина впредь подобного не допускал. Суть не в одном случае. Надо сделать старшин под линной опорой офицеров в обучении и воспитании личного состава, поставить их на свое место. Без этого офицер, ка кими бы он большими способностями ни обладал и как бы ни старался, не смо жет поднять боевую готовность подразде ления. В прошлом не раз приходилось встре чаться и с такими фактами. Матрос со вершил проступок. Его непосредственный начальник докладывает об этом и просит наказать провинившегося властью коман дира подразделения. Старшина мотиви рует это тем. что действенность такого взыскания будет более высокой. Отличил ся воин — и опять такая же картина. Поощрить его предлагается офицеру. В конечном итоге это умаляет автошггет командира отделения, принижает его власть. И тот из них, который поступает так . рубит сук. на котором сидит. Надо •понять, что старшина — полноправный командир и может сам успешно осущест влять дисциплинарную практику. Матрос Кузнецов прибыл к нам из дру гого подразделения, где его считали неис правимым. Узнав о том, что воин перехо дит в его подчинение, старшина 2 статьи Шумилов расстроился. «Вы посмотрите, сколько у него взысканий, — говорил он. — Потянет все отделение назад». Старшине раз’яснили. что дело его че сти воспитать подчиненного дисциплини рованным и умелым воином. Для этого надо отказаться от предвзятого мнения о нем и относиться к матросу так же. как и к остальным подчиненным. Вполне вероят но, что н а новом месте матрос постарает ся служить лучше. Некоторое время у Кузнецова все шло нормально. Но вот он заступил часо вым и нарушил требование устава. Как поступить с ним? Подумали и останови лись на том. что командир отделения об’явит воину дисциплинарное взыскание. А секретарю бюро комсомольской органи зации порекомендовали созвать расширен ное заседание бюро. На него пригласили Кузнецова, Скотынюка, а также члена ВЛКСМ Хапунова. у которых имелись не достатки в выполнении служебных обя занностей. Старший матрос Четчасов, ма трос Лабусь и другие моряки поговорили с нарушителями воинского порядка, остро, по-товаритцески покритиковали их. Впервые Кузнецова наказал старшина. Матрос почувствовал, что старшина — полновластный командир. Именно этого и бости со старшинами, недобросовестное отношение к выполнению распоряжений непосредственного начальника. На бюро воин понял — он должен стать образцом во всем но потому, что так надо какому- то одному человеку. В этом заинтересова ны все товарищи Кузнецова, весь экипаж крейсера, этого требуют интересы дела. С этого момента у Кузнецова намети лись сдвиги. День за днем положение улучшалось. Сейчас воин служит без за мечаний. Силу коллектива испытал на себе и матрос Баталов. Он был расписан на бое вом посту, где приходилось работать од ному. Постоянно контролировать, как он тренируется, учится управлять техникой, не было возможности. Пользуясь этим, воин подчас формально выполнял распо рядок дня. П в конце концов это сказа лось. Однажды он чуть не сорвал стрель бу. Налицо был явный случай недисципли нированности и внутренней неорганизо ванности. Как искоренить недостатки? Сделали просто — Баталова перевели на другой боевой пост, где он должен вы полнять обязанности в тесном взаимодей ствии с другими матросами. Но какое большое воспитательное значение имело это для воина! Товарищи осудили сослу живца за его ошибку, проступок Батало ва вызвал здоровую оеакиию со стороны не только командира отделения, но и ма тросов. Воин все это увидел и хорошо осознал свои недостатки. Он вскоре стал достойным членом дружного боевого кол лектива. У нас систематически проводятся сбо ры старшин, инструкторско-методические занятия. На них подробно разбираются случаи, подобные тем, которые произошли с матросами Кузнецовым и Баталовым. На (конкретных примерах старшины учатся правильно использовать дисциплинарную практику, приобретают командирские на выки. Надо сказать, что конкретность то главное, что определяет действен ность совещаний и занятий со старшина ми. Без соблюдения этоге условия цен ные мероприятия потеряют свою важ ность, превратятся в пустое времяпро вождение. То же самое нужно сказать и о ежене дельных подведениях итогов, а также о •разборе проведенных занятий п трениро вок.' ■ - Чтобы повысить методические навы£&, командиров отделений, мы периодически делаем так. Все старшины собираются на каком-нибудь одном боевом посту и на блюдают за действиями личного состава. Затем все присутствующие высказывают свои замечания. Несомненно, несколько опытных моряков больше подметят недо статков. чем один руководитель занятия. При этом надо учитывать, что каждый старшина очень внимателен и небеспри страстен. А в общем все они довольно пол но вскрывают недочеты. — Когда бросаете снаряд, то рано опускаете руку, — подсказывает заря жающему один воин. — Лучше, если бы вот этот номер нужно было добиться. Ведь прежде за ма- стоял вот так, — дополняет другой, тросом как раз наблюдались случаи гру-1 Затем я обобщаю замечания и делаю заключение. После этого подобные дей ствия проделываются на другом орудии. Иод конец следует подведение итогов всей тренировки. Определяю, какой расчет дей ствовал лучше всех. И исходя из тех не достатков, которые были вскрыты, даю подчиненным указания. Командиры отделений после каждого практического занятия также производят его разбор. Шторм бушует на море или идет снег, день или ночь — все равно всины по команде строятся и ждут, ког да начальник даст оценку их действиям, отметит достижения, укажет на промахи. Каждый матрос, видя, что его работой интересуются, за его действиями строго следят, добивается новых успехов в ис пользовании оружия, в повышении боевой готовности корабля. Блину раз’ясняют, что автоматизм в управлении техникой необходим ему для того, чтобы в сложной обстановке, при воздействии противника, когда раздумывать некогда, он сумел бы стро и четко выполнять свои обязанности. На подведении итогов за неделю у нас выступает секретарь комсомольской орга низации. Он рассказывает о примерности членов ВЛКСМ в дисциплине, боевой и политической подготовке. Это способ ствует повышению инициативы и актив ности в комсомольской т)аботе, делает ее более целеустремленной. Работа с подчиненным дает хорошие результаты, когда она строится целеуст ремленно. Офицеру необходимо повседневно изучать события, происходящие на кораб ле, и организовывать боевую подготовку в тесной связи с жизнью. Это относится и к политической учебе. Например, когда речь идет о традициях советского флота, воинов интересует, а есть ли они в на шем подразделении. Есть. Это надо пока зать на примерах. Пх много. Расчет стар шины 2 статьи Бондаренко никогда не имел замечаний по стрельбе и содержа нию материальной части. Я рассказал об этом и указал, что эту хорошую тради цию необходимо продолжать и развивать. Такими должны стать все боевые посты. Систематическая работа по воспитанию у старшин командирских качеств, опора на комсомольскую организацию — вот то, что обеспечило успех боевой учебы лич ного состава подразделения. Тренировки п учения проводились в сложных усло виях как при стоянках корабля в бате, так и в походах-.-У нас за* прошедший год значительно выросло число классных специалистов. Артиллеристы без замеча ний провели все стрельбы. Мы раз’яснялп, что умелым моряком может стать каждый воин. Жизнь под тверждает это. В недавнем прошлом ма тросы Монахов и Головенко не были спе циалистами. Они изучили заведывания своих товарищей и сдали экзамены на классность. Значительная часть моряков готовится в ближайшее время повысить свою квалификацию. Задача заключается в том, чтобы не ос лабить ранее взятых темпов учебы, а изо дня в день добиваться новых показателей в совершенствовании мастерства, повы шении боевой готовности подразделения и крейсера в целом. Старший лейтенант В. КОНОНОВ. Что п о к а з ы в а е т курсограмма Т р е н и р о в к а Как сейчас помню свою первую вахту. Крепко взялся я за ручки штурвала и не спускал глаз с репитера. За спиною стоит старшина 2 статьи Кудрявцев, сле дит за моими действиями. Вот картушка «побежала» в сторону. Прежде чем я со образил, куда повернуть штурвал, коман дир отделения подсказал: — Переложите влево. Отводите. Так и делаю. Но вижу — картушка катится в другую сторону. Стараюсь опять привести корабль на курс, а он все «рыскает». Чувствую — на лбу просту пает пот. Сейчас вахтенный офицер строго предупредит: «Право лево не ходить», а я ничего не могу сделать. Кудрявцев взялся сбоку за ручку штурвала, и кар тушка остановилась. — Вот так и держите, — спокойно говорит старшина. — Старайтесь пере кладывать руль реже и на меньшее число градусов. Командир отделения дает деловые, кон кретные советы. Следую им. Однако убеж даюсь — нелегко управлять кораблем. На подсказках тут не выедешь. Нужно само му приобретать навыки, приноравливать ся. После вахты старшина предлагает по смотреть запись курса на ленте курсо- ггафа. Этот прибор некоторые называют «кляузником» и не любят его. Сначала и на меня он произвел неприятное впе чатление. На курсограмме была начерта на ломаная — итог неумелой (Р а б о т ы . А вот прямая линия — это вахту нес опыт ный специалист. Стыдно перед старшиной и товарищами. Не сумел удержать корабль на заданном курсе, когда море почти спо койно. Решаю — надо избежать такого позора в следующий раз. Отстояв очередную вахту, вновь обра щаюсь к курсограмме. Замечаю, что сей час отклонения были реже и меньше. Вспоминаю, в каких случаях «вилял». В одном месте растерялся и с опозданием псвернул штурвал, в другом — не знал, в какую сторону собьет корабль бортовая волна. Изучаю свои ошибки, чтобы н* допустить их впредь. Как-то корабль уклонялся в одну сторо ну. Подумал я над курсограммой и понял, что не учел влияния ветра. Потом на вахте в такой же обстановке старался все время держать руль положенным на не сколько градусов в сторону ветра. Теперь всегда заранее справляюсь о направлении и силе ветра, и поэтому на вахте сразу удается находить среднее положение пера (Руля, при котором корабль почти не ук лоняется от курса. Трудней всего нести вахту, когда вол на идет с кормы и постоянно заносит се вправо или влево. Тут главное — чув ствовать корабль. Добиться этого я долго не мог. Один из товарищей говорил мне: — Напрасно беспокоишься. Опыт при дет со временем. Не согласен с ним. Навыки приобрета ются не часами и .днями, проведенными в плавании, а трудом, тем, насколько эффективно используется время для со вершенствования мастерства. Надо стре миться как можно быстрей освоить прак тику своего дела. Боевая готовность ко рабля всегда доаяана быть высокой. Для этого нужно напряженно учиться, прино равливаться к любой обстановке. Я заставлял себя как бы сливаться с кораблем, со штурвалом. II вскоре стал предугадывать момент, когда нужно про извести то или иное действие. Стоишь и чувствуешь — вот как будто чья-то сильная рука взяла эа корму и сейчас потянет ее вправо, а но куда-нибудь. Эго и важно понять. А предупредить откло нение от курса уже проще. Вахту приходилось нести в различных условиях. Иногда в шторм на управление рулем действуют и ветер, и волна, и те чение, а самочувствие, конечно, не то, что в хорошую погоду. Необходимо скон центрировать всю свою волю и работать осмысленно. Бывает так, что потеряет матрос контроль над собой и механически перекладывает руль, когда корабль уже отклонился от курса. А надо учитывать все, предвидеть каждый маневр и преду преждать уклонения. Современный морской бой отличается скоротечностью и большой маневренно- слыо, быстрым изменением обстановки. II поэтому от рулевого многое зависит. Об этом нельзя забывать. Не так давно корабль производил мин ную постановку. В назначенное место мы шли по счислению. На добрую сотню миль невязка получилась всего лишь в несколько метров. В этом немалая заслу га рулевых. Не случайно большинство из них — классные специалисты. Для них к^рсограф не «кляузник», а фиксатор пх мастерства. Мне этот прибор помог на глядно увидеть свои ошибки, преодолеть их, стать классным специалистом. Матрос С. ЗАЛЕВСКИЙ. в т е м н о т е ...В машинном отделении погас свет. В это время поступи ла вводная. Классный специалист матрос Полозков и другие воины приступают к действиям. Они не видят друг друга, но, тем не менее, умело координируют свои действия и своевремен но выполняют приказание. Только моряки доложили о выпол нении команды, как сквозь шум механизмов услышали глухое журчание и бульканье воды. Значит в отсек поступает вола. 0 случившемся воины доложили офицеру, отыскали место «пробоины» и определили ее размеры. Опытные специалисты Полозков и Пшеннцын останавливают течь. Матросу Пустынникову приказали переключиться с дейст вующего механизма на резервный. Воин сделал это мастерски. Так в ходе напряженной учебы машинисты совершенствуют свое мастерство, учатся тому, что необходимо на войне. Многие из них стали классными специалистами. Главный стаошина Н. ФАДЕЕВ. Боевой пост специалиста первого класса старшины I статьи А р к а д и я Демина — передовой на крейсере. Е го подчиненные старший матрос Геннадий Терентьев и матрос Михаил Кузнецов показывают достойный пример в учебе и службе. Они в отличном состоянии содержат боевую технику, точно по инструкциям и наставлениям эксплуа тируют сложное электрическое оборудование своего боевого поста. Н А С Н И М К Е ; специалист рервого класса старшина 2 статьи А . Д емия (в цент ре) проводит занятие со специалистом первого класса старшим матросом Г. Терентье вым (слева) и специалистом второго класса матросом М . Кузнецовым. Ф ото И . Никишова. На сигнальном мостике Время тянется томительно медленно. Матрос Елисеев, как и его товарищи, не сколько часов подряд неизменно стоит на краю сигнального мостика, крепко дер жась за леера и лишь иногда переминаясь с ноги на ногу. Как и в начале вахты, Елисеев цепко ощупывает глазами пору ченный ему сектор наблюдения. Измене ний никаких. Кругом попрежнему пу стынно, и ветер, не стихая, гудит в над стройках. бросает в лицо колкие снежин ки. Не так уж давно Елисеев впервые уча ствовал в морском походе. Тогда, подняв шись на мостик, воин не удержался и проронил: «Как хороша этз необозримая даль!». П сразу смутился, заметив ус мешку на липе мичмана, своего непосред ственного командира. Матрос ругал себя за такое, по его мнению, легкомыслие, когда услышал ответ бывалого воина: — Море красиво. Что правда, то прав да. Только для нас оно должно быть обо зримым во всех направлениях. Мы обяза ны замечать все вокруг до мельчайших подробностей. П молодой матрос сделал для себя вы вод — нельзя быть поверхностным созер цателем. Ему поручена ответственная вахта наблюдения. Нести ее надо внима тельно. осмысленно. И когда появилось судно в секторе обзора Елисеева, он сра зу доложил о нем. Но встречный корабль тем чррмрнем изменил курс и скорость, и матрос не зафиксировал изменение обста новки. — Надо докладывать о поведении цели, — ^покойно сказал подчиненному мич ман. Елисеев, немного подумав, понял зна чение слов командира Для военного ко рабля любой плавающий предмет, каждое судно — цель. И если цель предпринима ет какие-то действия, маневрирует, то это должен во-время заметить сигнальщик и сообщить о происходящем командиру. Офицер будет насторожен. II неважно, что темном фоне скалистого берега и за вы ступами его ничего не видно, а оттуда в любую минуту может неожиданно выныр нуть какое-нибудь рыбацкое судно, мото- перед тобой рыбный траулер. На его ме- бот. Сигнальщик должен смотреть в оба. сте может быть противник. Тогда коман- ,|fe т0 жди беды. Нельзя доверять пустьш- дир разгадает его намерения и при необ ходимости примет меры к тому, чтобы своевременно разбить врага мощью огне вых средств своего корабля. К такой встрече с неприятелем должен быть всегда готов каждый советский моряк, в том чис ле и сигнальщик. В этом походе, как и во всех последу ющих, Елисеев получил не один урок. Видимость была хорошая, и он на боль шом расстоянии увидел еще один плаваю щий предмет. Но, как ни напрягал ма трос зрение, он не мог определить, что это такое. А старшина команды требовал доклада. — Я не пойму, что та*м, — оправды вался молодой воин. — Сначала сообщите о наличии цели, а потом уточните ее характер, — у ч и л мичман. — Кстати, это давно можно бы ло сделать. У вас не зря висит на шее бинокль. Елисеев поднес к глазам би нокль и увидел отчетливо вырисовываю щийся на горизонте силуэт транспорта. Матрос действительно мог убедиться в этом раньше, если бы догадался восполь зоваться биноклем. А время шло, обстановка менялась. С наступлением сумерек ухудшилась види мость. На судах, которых сейчас оказа лось поблизости много, зажглись отличи тельные огни. Мичман предупредил Елисеева, что нужно твердо запомнить все. что замечаешь в море. Потом в тем ноте ориентироваться будет труднее. Од нако зрительная память у матроса была еще слабо натренирована. П когда среди множества светящихся разноцветных то чек появилась еще одна, молодой воин не заметил ее. За это мичман опять сде лал ему замечание... Сейчас специалист второго класса Ели сеев чувствует себя на мостике уверенно. Справа чернеет вход в одну из бухт. На ной тишине берега. Известно ведь, что в годы войны корабли неожиданно атакова ли с позиций, занимаемых под укрытием берега. Об этом не раз рассказывал мич ман. Вот появилась цель прямо по носу. В бинокль Елисеев хорошо рассмотрел ее. — Корабль, прямо по носу, дистан ция.., — доложил моряк и, отстранив шись от переговорной трубы, услышал, что об этом же сообщает в рубку молодой сигнальщик с другого борта. Только он считает, что цель слева три ... Неверно. Забывает, что стоит не в диаметральной плоскости корабля, а у борта. Опытный сигнальщик знает, на каком градусе от носительно гюйсштока расположена та или иная леерная стойка. Это позволяет ему определять курсовой угол с большой точностью. Рассвело. Но видимость улучшилась не значительно. Снег бьет в лицо. Поступило приказание передать светограмму. Елисе ев направляет луч затемненного прожек* тора на воду у борта корабля-адреса- та. Нужно пробить светом v мутнобелую снежную пелену, не ослепить принимаю щего и не демаскировать себя. Расчет сигнальщика оказался точным. Встречное судно приняло депешу, дает ответ на нее. Правая рука матроса, с которой он снял меховую рукавицу для удобства в работе, озябла, пальцы прилипают к холодному металлу ручки прожектора. Но он не от нимает их от прибора, пока светограмма не принята. Затем Елисеев поднимает сигнал. Ветер неистово треплет флаги, вырывает из рук Фалы. А моряк уже вздернул их к само му ноку рея. У него не получится «ры бы». как когда-то случилось у одного из воинов. А было это так. Матрос ослабил фалы, один из клевантов отсоединился, и Флаги беспомощно мотались, пока моряки не подтянули их к себе бросательным концом. Правда, сигнал набрали из флагов другого комплекта и подняли. Однако не сколько секунд драгоценного времени бы ло потеряно. Это могло рызвать несвое временный маневр. А как отразилась бы даже короткая заминка на деятельно сти корабля в боевой обстановке,^ когда дорого каждое мгновение, когда обстанов ка непрерывно меняется! Понятно, почему не сдержался один из моряков и в с л у х осудил товарища, допустившего ошибку. В Заполярье сигнальщикам не так-то просто нести свою почетную вахту. Тем не менее не делается никакой скидки на сложность обстановки, на трудности. Чем больше преодолено тягот и невзгод, тем тверже воля моряка, тем сильней он физи чески. На Севере есть все возможности стать стойкими и выносливыми, и поэтому моряки любят студеное море и с у р о в ы й край, гордятся тем. что они его защитни ки. Вместе со своими боевыми товарищами сгойко и умело несет вахту матрос Ели сеев. И кто знает, может, и он, как стар шина 2 статьи Корнейчук, уволенный не давно в запас, не захочет покинуть ^Запо лярье, расстаться с морем. 0 Корнейчуке часто вспоминают на корабле. Специалист первого класса, он завоевал победу в со стязаниях сигнальщиков на первенство флота. За безупречную службу и актив ное участие в общественной жизни ко рабля воин награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Сейчас он учится в Мурман ске на штурмана тралового флота. «Но о родном корабле, где он вырос как моряк, Корнейчук не забывает. Вскоре после то го, как старшина расстался с боевыми друзьями, он с разрешения командования вновь посетил кооабль. «Скучаю», — признался старшина сослуживцам. Недавно мичман был в Мурманске. Встреча со старшиной Коонейчуком была для него большой радостью. Еще бы! Раз ве можно не интересоваться судьбой свое го воспитанник*, ушедшего на трудовой фронт? — Трудно очень учиться. — сказал Корнейчук мичману. — Неужели спасуешь? — Нет, — твердо заявил Корнейчук, и, как бы шутя, добавил: — Ведь я мо ряк! Старшина запаса живо интересовался успехами своих бывших сослуживцев. И мичман не без удовольствия сооб щил, что за последнее время боевая го товность подразделения стала еще выше. Достижения связистов значительно вырос ли. Личный состав подразделения победил в состязаниях н а первенство флота. Почти вое сипналыцики стали классными спе циалистами. Натренированные в работе в сложных условиях, похода, они показали глубокое знание своего дела. Специали стами первого класса являются Гранкин, Гребкин и другие. В одном из походов старшина команды не участвовал. Его обязанности выполнял Гранкин. Он умело организовал вахту и почти не сходил с мостика, руководя дей ствиями подчиненных. ...В сигнальной рубке старший матрос Гребкпн. М о р я к четко повторяет сигналь щикам приказания с главного командного пункта, передаст вахтенному офицеру их доклады. Одновременно воин аккуратно записывает в журналы результаты наблю дений, все исходящие и поступающие C 1 JCTOграммы. Он занимается не менее валеным делом, чем наблюдатели. Малей шая неточность, путаница, допущенные Гребкияым, могут привести к плохим по следствиям. Но не в правилах этого моряка допу скать ошибки. Он всегда был примерным, а в последнее время служит с особым под’емом. Командир послал его жене письмо, в котором сообщил о том, что ее муж Владимир честно выполняет воин ский долг и стойко переносит все трудно сти походной жизни. Вскоре от Зинаиды Гребкиной поступи! ответ. Она считает письмо командира большой наградой для Владимира и для себя и гордится мужем- моряком. Когда корабль вернулся в базу, коман дир приказал построить сигнальщиков. За бдительное несение вахты оФииео оп’я- вил 1 гм благодарность. Старший лейтенант Г. АНАНЬИН. Активные помощники командира Когда в прошлом году у нас стали со ставлять списки кандидатов в классные специалисты, оказалось, что отдельных воинов нельзя допускать к экзаменам. Дело в том, что с дисциплиной у них но все обстояло благополучно. А можно ли счи тать квалифицированным моряком того, кто не соблюдает корабельный распорядок, нарушает требования инструкций при об служивании техники, недостойно ведет себя на берегу? Разумеется, нельзя. Мы л;е_ знаем, что одним из главных условии тюеды в современном бою является высо кая организованность всего экипажа ко рабля, крепкая дисциплина личного соста ва. Закончилась сдача экзаменов. Члены бю ро ВЛКСМ подразделения состазили план. Его одобрил командир. Основное внимание в нем уделялось борьбе за л и ч н у ю пою яв- лость комсомольцев. Активно ггрошло и принесло большую пользу собрание с повесткой дня: «Рель комсомольцев в укреплении во 1 гнс-кои дис циплины». Докладчик и выступающие в прениях старшина 1 статьи Пенэ?в, стар ший матрос Марыгин и другие на кон кретных фактах из жизни подразделения показали, какую роль играет дисциплина в повышении боевой готовности. В пример всем ставили старшину 2 статьи Савича. Моряк всегда чисто и аккуратно одет, живет и учится по уста вам. Однажды в походе ему пришлось не сти вахту много часов подряд. Корабль сильно качало. А работать воин обязан был в сложных условиях. Несмотря на трудности, радист быстро и безошибочно передавал и принимал радиограммы, точно выполнял инструкцию. На собрании критиковали таких вои нов, как Рассадников, которые считали свои ошибки несерьезными, недостойными внимания. Кстати, этому же вопросу позд нее было посвящено заседание бюро. Со временем Рассадников понял, что был не прав. Он стал вести себя примерно, и это сказалось на его боевой учебе. Впослед ствии он стал командиром отделения, a недавно специалистом первого класса. Перед каждым выходом в море коман дир подразделения ставит перед комсо мольцами конкретные задачи. Через стен ную печать пропагандируются достижения отличившихся моряков. Так один из бое вых листков рассказывал об опыте рабо- ты на боевом посту старшего матроса По ловинкин а, другой — Парфенова. Большое значение в укреплении дисци плины сыграла наглядная агитация. Из готовлен стенд, на котором положения уставов иллюстрированы фотографиями и рисунками. Надо отметить, что комсомольское бюро не ограничивается только разбором п ерсо нальных дел нарушителей воинской д и с циплины. Когда было замечено, что ма тросу Мякишеву трудно выполнять обя занности, с ним поговорили на бюро, обо дрили и дали ценные советы. Ему помо гали в учебе. Дело у матроса пошло луч ше. Он сдал экзамены на специалиста второго класса. Коллектив у нас дружный, сплоченный. Для нарушителей дисциплины создана не терпимая обстановка. За последнее время в подразделении не было ни одного про ступка. Это и явилось результатом того, что все воины, допущенные к сдаче экза менов на классность, успешно выдержали их. Старшина 2 статьи А. СИНЯВИН. Чувство локтя Когда молодые моряки — комсомольцы Дмнтренко и Жилинский прибыли на ко рабль, командир отделения сказал тогда им: — Корабль— это дом родной для всех, кто на нем служит. И для вас он станет тем же. когда вы хорошо его изу чите и полюбите. Помогайте друг другу в освоении техники, старайтесь скорее стать умелыми специалистами. Следуя советам старшины, Дмнтренко и Жилинокнй вместе изучали устройство корабля, боевую технику,- готовились к несению самостоятельной вахты. — Как акустик, я должен хорошо знать основы электротехники, — расска зывает Жилинский. — Но в этом я был слабо подготовлен. Жилинский обратился за помощью к своему товарищу: — Помоги мне, Григорий, изучить электротехнику. Дмнтренко чутко отнесся к сослужив цу. Вооружившись учебниками, схемами и другими пособиями, воины принялись за дело. Труд принес желаемый результат. Нередко в ходе изучения какого-либо механизма или прибора у моряков возни кали споры. Чтобы выяснить истину, они вместе пересматривали чертежи, схемы, перечитывали отдельные главы из .учеб ников. Только после тщательного разбора неясного вопроса переходили к следую щей теме. Однажды во время тренировки по борь бе за живучесть боевых средств Жилин- скому поступила вводная. Вышел из строя один из механизмов. Матрос приступил к устранению «неисправности». Однако он не уложился в нормативное время. Тогда Дмнтренко показал товарищу’, как надо действовать, чтобы быстро и правильно вводить в работу «поврежденные» меха низмы. Приказом командира Дмнтренко и Жи линский были об’явлены отличниками боевой л политической подготовки. В кар точке взысканий и поощрений у каждого из них записано около 20 различных по- ощвений. Вскоре Дмнтренко был назначен командиром отделения. Но это не ослабило друлебы комсомольцев. Они, как и рань ше. вместе готовились повысить свою квалификацию. Недарно оба мпряка ус пешно выдержали экзамены и завоевали звания специалистов второго класса. — Чувство локтя — вот что всегда важно для моряков, — об’ясняя причины своих успехов, говорят воины. Старшина 2 статьи И. ФЕД0СЕЕНН0В.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz