На страже Заполярья. 1954 год. Август.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 27 августа 1954 г., № 203 (5045). Индивидуальный подход— главный метод обучения воинов Боевое мастерство приобретается настойчивым трудом Классный специалист старшина 1 ста­ тьи Бугров хорошо понимает, что одним и j главных методов обучения и воспита­ ния личного состава, является индивиду­ альная работа с матросами. Он част вспоминает о том времени когда впервые ступил на борт корабля. Каким большим вниманием и заботой окружили его коман­ диры и товарищи! Вот почему, когда в команду прибывает молодой матрос. Бугров относится к не­ му чутко, внимательно. Он представляет воина личному составу, знакомит его с товарищами по оружию, с боевой техни­ кой. которую новичку предстоит в совер­ шенстве изучить. Некоторое время t o m v назад для про­ хождения службы на корабль прибыли матросы Огурцов и Жаворонков. Старши­ на познакомился с подчиненными, выяс­ нил степень их теоретической и общей подготовки, как они знают специальность практически. Внимательно изучив каждо­ го матроса. Бугров приступил к обучению их специальности электриков. Прежде всего старшина ознакомил мо­ лодых воинов с кораблем, с той боевой техникой, которою они будут изучать, показал им их боевые посты, обратив осо­ бое внимание на чистоту и порядок, в каком они содержатся. — Всегда помните, — говорил Бугров Огурцову и Жаворонкову. — что вы должны образцово содержать свой боевой пост, как это делают сейчас старшие то­ варищи. В ходе учебы стало ясно, что матрос Огурцов легче усваивает специальность, умеет использовать для повышения вы­ учки чертежи и схемы, старательно уха­ живает за материальной частью. Видимо, сказывалось то. что воин имеет среднее техническое образование. Бугров занимается с Огурцовым боль­ шей частью непосредственно на боевом посту, показывает ему основные боевые узлы, а теорию своего дела матрос осваи­ вает самостоятельно. Старшина умело подбирает для него описания, схемы и чер­ тежи. Чтобы убедиться в том. как подчи­ ненный знает ту или иную тему, старши­ на систематически «устраивал контрольные опросы и потом показывал на практике, как нужно правильно проверить работу механизма, запустить и остановить его. Много внимания Бугров уделял привитию подчиненным практических навыков в устранении задержек и неисправностей. Огурцов всегда внимательно следил за четкими действиями старшины на боевом посту. — Вот смотрите. — говорил Бугров, — к ак я делаю, а в дальнейшем сами дейст­ вуйте так же. И молодой матрос старался подражать командиру во всем. Шло время. Сначала неуверенно, а за­ тем все точней и расторопней стал дей­ ствовать на боевом посту матрос Огурцов. Если у него случались ошибки, старшина тотчас поправлял подчиненного. Наступило время проверки знаний по устройству боевой техники и корабля. Буг- ров был уверен, что Огурцов подготовлен к этому хорошо. Матрос оправдал его надежды и был допущен к самостоятель­ ному несению вахты. Но старшина и те ­ перь иопрежнему беседует с матросом, выявляет слабые стороны его подготовки и оказывает практическую помощь в изучении боевой техники. — Никогда не успокаивайтесь на до­ стигнутом. — говорит подчиненным стар­ шина. — Повседневно повышайте свою выучку. Стать мастерами своего дела — вот наша задача. Матрос Огурцов четко выполняет ука­ зания старшины. Его всегда можно ви­ деть с книгами и чертежами. Воин гото­ вится стать классным специалистом. За успехи в боевой и политической подготов­ ке и примерность в дисциплине Огурцову присвоено очередное воинское звание. Еще больше внимания старшина уделил матросу Жаворонкову. Бугров сразу уви­ дел, что воин, хотя и имеет хорошее об­ щее образование, однако с техникой зна­ ком мало. Жаворонков имел небрежный внешний вид. В нем не чувствовалось подтянутости и строевой выправки. В беседе с матросом Бугров раз’яснил ему, как важно быть опрятным, чисто и аккуратно одетым и згметь молодцеватый вид. Вместе с тем, старшина учил подчинен­ ного правилам эксплуатации и сбереже­ ния техники, работал с ним. не жалея сил. Помогли Жаворонкову в боевой под­ готовке и комсомольцы. Члены ВЛКСМ Бибик и Тиунов часто занимались вместе матросом. Усилия Бугрова и помощь товарищей дали желаемые результаты. Матрос Жаво­ ронков также допущен к самостоятельно­ му несению ходовой вахты. Перез походом Бугров особенно тща­ тельно проверяет правильность приготов­ ления боевых механизмов к действию стар­ шим матросом Огурцовым и матросом Жа­ воронковым. На боевом посту воины в любых условиях действуют четко и уве­ ренно. Бугров вырастил и воспитал немало умелых специалистов. Среди них старши­ ны 2 статьи Бибик и Кубарь, классный специалист старший матрос Белов и дру­ гие. Старшина 1 статьи Бугров повседневно повышает свое боевое мастерство и идей- по-политический уровень. За время служ­ бы на флоте он имеет более 30 поощре­ ний. награжден нагрудным знаком отлич­ ного специалиста. Среди личного соста­ ва экипажа моряк пользуется авторитетом. Матросы любят и уважают своего старши­ ну. Капитан-лейтенант П. ПЕТРЕНКО. Агитаторы корабля Вахту несёт опытный моряк В образцовом состоянии содерж ит боевую технику командир орудия старший матрос Владимир Онищук. З а успехи в боевой и политической учебе ему о б ’явлено много благодарностей . НА СНИМКЕ : старший матрос Владимир Онищук проверяет работу своего заведы вания. Фото И. Никишова. У флотских производственников Tokapb Иван Басанов В помещении около станка стоял мо­ лодой воин. Он сосредоточенно следил за его работой. Синеватые, не совсем ос­ тывшие стальные стружки, извиваясь, па­ дали из-под резца вниз. Немного пахло гарью. Временами воин делал необходи­ мые переключения. Его движения были четки н уверенны. Казалось, он прирос к станку. Это — рядовой Иван Басанов. — Басанов, ну как, успеете закончить сегодня? — напрягая голос так. чтобы подо- Вахту у щита котельных телеграфов не­ сет старшина 1 статьи Геннадий Тютюкин. От него требуется высокое знание мате­ риальной части главной котельной уста­ новки и вспомогательных механизмов. Недавно наш корабль находился в море. В машинном отделении температура дости­ гала 45 градусов. Но это не мешало пере­ довому воину корабля бдительно нести боевую вахту. Звонок. Стрелка машинного ^ телеграфа остановилась на шкале «Полный вперед». Старшина быстро набирает нужное коли­ чество форсунок для действующих котлав, одновременно следя за манометром. Пар на парке. Вдруг стрелка прибора медленно пошла вниз. Это значит, что мазут в тоике сго­ рает не полностью и котел дымит. Стар­ шина звонит в чкотельное отделение и тре­ бует, чтобы вахтенный у насосов сбавил число оборотов механизма. После артиллерийских стрельб старши­ на быстро выключает определенное коли­ чество форсунок, корабль сбавляет ход. Геннадий Тютюкин является мастером своего дела. Весь свой богатый практиче­ ский опыт он умело передает своим под­ чиненным. За безупречную службу Роди­ не старшина Тютюкин имеет немало поощ­ рений от командира. За умелое воспита­ ние подчиненных, за успехи в боевой и политической подготовке он награжден ценным подарком •Министра Обороны Сою­ за ССР. Передовой моряк настойчиво повышает свое боевое мастерство, честно и добросо- в*м:тно выполняет свои служебные обя­ занности. А. ПОПОВ. лучше было его слышно, спросил шедший к нему начальник. — Закончу, — без колебания ответил рядовой. Немного передохнув, токарь опять взял­ ся за дело. В специальное приспособление он быстро вставил резец для внутренней обработки детали. Затем соответствующим инструментом сделал несколько замерок заготовки и, установив резец на опреде­ ленную глубину резания, включил ста­ нок. Вновь взвились раскаленные метал­ лические стружки... Срочное задание, которое было рассчи­ тано на сорок восемь часов, (рядовой Баса­ нов выполнил на десять с половиной ча­ сов (раньше. — Молодец, Басанов, — похвалил вои­ на мастер. — Я и до службы был токарем! — не без гордости ответил он. — Пригодился здесь старый опыт, -мне л работать поэто­ му легче, чем другим. В его памяти возник тот день, когда он впервые после окончания школы ФЗО встал на самостоятельную работу у стан­ ка. Сколько тогда было у него радости! — Да, токарное дело для меня не ново, — повторил боец. И тут же рассказал мастеру о своем прошлом, о горячей любви к профес­ сии, о том, как ему помогал добрыми советами в «работе старый токарь Федор Андреевич Федорчук. «Пз тебя, Басанов, выйдет хороший токарь, только не ле­ нись, больше трудись и учись, ^теорию то­ карного дела изучай», — запомнил он слова старого уральского токаря. П когда уже на службе рядовому Баса- нову дали возможность продолжать свое любимое дело, он с большим желанием взялся за него. Басанов поделился с мастером и о своих планах на будущее. Внимательно выслу­ шав собеседника, мастер сказал: — Правильно решили, товарищ Баса­ нов, учиться необходимо. В нашем деле без этого нельзя. Техника непрерывно раз­ вивается, не будешь учиться — отста­ нешь. Рядовой Иван Басанов всячески ста­ рается уплотнять рабочий день. Уж он не просидит понапрасну ни одной минуты. Рабочее место у токаря всегда в чистоте и порядке. На станке нигде не увидишь ни ржавчины, ни масляных подтеков, он в любой момент готов к действию. Харак­ терно и то, что все инструменты, которы­ ми работает Иван Басанов, разложены в строгом порядке в определенном месте. Ему не приходится в случае надобности долго искать тот или иной инструмент, теряя на это драгоценное рабочее время. ^ Басанова — все под руками. Все это положительно сказывается на его производительности труда, на качест­ ве работы. Рядовой Басанов ежедневно вы ­ полняет сменные задания на 230— 250 процентов. Качество работы лишь хоро­ шее и отличное. Видя в нем любознатель­ ного и способного токаря, инженеры и техники доверяют воину самые сложные и ответственные задания. И он с честью оп­ равдывает оказанное ему доверие. Добрая слава идет о воине на производстве. Несмотря на то, что Басанов — токарь 6 -го разряда, он много отдает свободного времени повышению знаний. По вечерам его нередко можно видеть за раскрыты­ ми книгами известных советских тока- рей-скоростников тт. Быкова, Колесова и других. Чтение специальной литературы в значительной степени помогает ему на практике. Однако опытный специалист на достигнутом не останавливается. Тщатель­ но изучая новаторские методы прослав­ ленных тоьарей, он и сам стремится вне­ сти в производственный процесс новое, свое, то. что позволяло бы не толь­ ко облегчить, но и ускорить обработ­ ку деталей. Так, например, однажды он применил новую втулку для нарезки резь­ бы на нипелях. Это новшество в настоя­ щее время на производстве имеет широ­ кое применение. Токарь рядовой Иван Басанов скром­ ный и отзывчивый товарищ. Он пользует­ ся уважением у личного состава подразде­ ления. За успехи, достигнутые в труде, передовой воин заслужил несколько де­ нежных премий и много благодарностей. А. КОЗЛОВ. ...Когда специалист первого класса Гав риш начал свою беседу, многие матросы подошли поближе, чтобы послушать аги татора. ЛкОят матросы послушать тов Гавриша. Он умеет просто и интергено рассказывать о сложных вопросах ? 1 всегда приводит интересные примеры и Факты В этот день агитатор проводил беседу о долге воина быть бдительным. Не слу чайпо избрал он эту тему: корабль гото­ вился к выходу в море, и было особенно важно напомнить матросам о том, какое большое значение имеют зоркость и внимательность на походе. — Высокая бдительность — неот'емле- мое качество советского человека. — го­ ворил агитатор. — Наш народ строит коммунизм в условиях капиталистиче­ ского окружения. Американские империа­ листы и их 1 ьтс<|'шики полны злобы и не­ нависти к Советскому государству — отечеству всех трудящихся. Империали­ сты готовят новую мировую войну, за­ сылают в нашу страну шпионов, убийц и диверсантов. Поэтому Коммунистическая партия учит нас, всегда быть бдительными, \меть разоблачать врагов нашего народа. Особую бдительность должны проявлять воины Вооруженных Сил СССР. Затем агитатор рассказал морякам об их задачах в предстоящем походе. В своей беседе он привел пример умелого и четко­ го несения службы передовыми воинами корабля, напомнил случаи нерадивого от­ ношения к своим обязанностям со сторо­ ны отдельных матросов. Тов. Гавриш закончил беседу призывом к сослуживцам: всегда и везде проявлять ьысокую революционную бдительность, в предстоящем походе образцово выполнить учебное задание. Содержательная беседа агитатора вы­ звала у каждого матроса стремление еще лучше подготовиться к походу, образцово выполнить задачи. Большой интерес у моряков вызвала также беседа агитатора о том. как эки­ пажу сторожевого корабля «Туман» во время войны пришлось вести неравный бой в открытом море. — Я вам рассказал лишь об одном эпи­ зоде из опыта Великой Отечественной войны. — заканчивая беседу, говорил агитатор. — А ведь советским морякам приходилось вести много подобных сра­ жений, и каждый раз успех боя решался умением, храбростью и настойчивостью наших воинов. Условия современного боя еще более трудны, поэтому надо, чтобы каждый из нас упорно учился преодолевать т р у д н о с т и , связанные с походом. У нас есть все необходимое, чтобы всесторонне подготовить себя к серьезным испытани­ ям. От каждого матроса требуется настой­ чивость. старательность и упорство. С беседами агитаторы корабля Н. вы­ ступают перед матросами часто. Они раз’ясняют воинам смысл и значение исто­ рических решений партии и правительст­ ва. направленных на крутой под’ем сель­ ского хозяйства, на повышение матери­ ального благосостояния трудящихся, рас­ сказывают о воли Коммунистической пар­ тии — вдохновителе и организаторе всех побед советского народа. Своей плодотвор­ ной деятельностью активисты оказывают действенную помощь командиру в воспи­ тании у воинов высоких морально-боевых качеств. Надолго запомнилась морякам беседа, которую провел старшина 1 статьи Семе­ нов. Агитатор вызвал у воинов горячее желание ^тать мастерами своего дела. Сейчас старшие матросы Сави к. Морозкин ярляются классными специалистами, от­ лично овладели приборами. вегг.»а coiep- жат свое заведывание в отличчом состоя­ нии. Савпк и Морозкин стойко перено­ сят трудности морской службы и показы­ вают пример в этом своим сослуживцам. За последнее время по вопросам воин­ ского воспитания здесь были проведены беседы: «Отлично знать свое заведывание — долг каждого матроса», «Высокие мо­ рально-боевые качества советских вои- н о е » и на другие темы. Агитаторы нередко проводят громкие читки статей из газет на разнообразные ■геиы. Так. тов. Матвеев прочитал матпо- сам статью: «Учиться с полным напря­ жением сил», а затем рассказал о том, кап пеоедовые воины корабля борются за поддержание своих заведываний в посто­ янной боевой готовности. Часто проводят­ ся читки статен на научно-естественные темы. I Агитаторами ведется большая индиви­ дуальная работа с личным составом. Так, одно время матросу Кокареву трудно да­ валось изучение специальности. Агитатор тоь. Матвеев решил помочь товарищу. Он систематически занимался с ним по спе­ циальности. помогал ему. В настоящее время матрос К-жарев является высоко­ квалифицированным специалистом, хорошо успевает на политических занятиях. Его Госту во многом помогла повседневная и кропотливая работа, которую проводил аштатор тов. Матвеев. На корабле накоплен известный поло­ жительный опыт агитационной работы. Это стало возможным благодаря повсед­ невному вниманию командира, его заме­ стителя по политической части, партий­ ной организации к подбору агитаторов и руководству их деятельностью. Агитато­ рами на корачие являются передовые, дисциплинированные воины, хорошо под­ готовленные политически, отлично знаю­ щие свою специальность и военно-морское дело и потому пользующиеся заслуженным авторитетом у личного состава. Большое внимание уделяется повыше­ нию политического уровня агитаторов, совершенствованию их методических на­ выков. С ними проводятся семинары, ин­ структажи. Перед агитаторами нередко выступают командир корабля, политработ­ ники. Заместитель командира по полит­ части. секретари партийной и комсомоль­ ской организации дают агитаторам кон­ кретные указания, советы, как построить беседу на ту или другую тему, как ис­ пользовать примеры из жизни корабля, какую привлечь литературу. Целеустремленная и содержательная агитационно-массовая работа способству­ ет достижению экипажем корабля успехов в учебе п службе. Об этом говорит, хо- тя бы тот факт, что на корабле значи­ тельно выросло число классных специали­ стов, есть несколько передовых отделений. Но в агитационной работе на корабле имеются и недостатки. Не всегда прово­ дится инструктаж агитаторов. Практика же показывает, что от своевременного проведения инструктажа зависит качест­ во беседы. Слабо еще развернута научно­ естественная пропаганда. Агитаторы не обмениваются своим опытом работы, хо­ тя нужда в этом есть большая, так как не все еще из них в должной мере овла­ дели необходимыми методическими навы­ ками и опытом. некоторые активисты проводят беседы на низком идейном уров­ не. Необходимо добиваться дальнейшего по­ вышения идейного уровня агитационной работы, проводить ее более целеустрем­ ленно. в тесной связи с жизнью и уче­ бой моряков. Это поможет личному соста­ ву корабля достичь новых успехов в уче- бэ и службе, будет способствовать росту числа отличных специалистов, мастеров своего дела. В. С0Р0КАЛЕТ. По следам неопубликованных писем В своем письме в редакцию военкор со­ общал. что в подразделении, где он служит, в окнах выбиты стекла и ветер гуляет по помещению. На неоднократные заявления воинов ответственный за это младший сержант Нагорный мер не при- для ни мал. Это письмо было направлено расследования и принятия мер. Редакцией получен ответ, в котором го­ ворится. что указанный военкором факт подтвердился. В настоящее время окна застеклены. Млздший сержант Нагорный строго предупрежден. Б Е С Е Д Ы С В О И Н А М И 5. Действия личного состава в условиях применения атомного оружия Для успешного выполнения боевой за­ дачи в условиях применения атомного ору­ жия матросы и солдаты должны быть под­ готовлены к этому, уметь быстро и хлад­ нокровно действовать по сигналу атомной тревоги, при атомном взрыве и на зара­ женной местности. Выполнение боевой задачи — первая я основная обязанность советского воина, и для успешного ее решения в условиях применения атомного оружия необходимо: Постоянно проявлять в бою разумную инициативу и смекалку, волю, выдержку, настойчивость,’ помня о своем долге перед Родиной. Твердо знать сигналы атомной и хими­ ческой тревоги и порядок действия по ним. При непосредственной опасности атом­ ного нападения подается сигнал атомной тревоги голосом, различными звуковыми и сигнальными средствами, заранее уста­ новленными способами. Сигнал и способ его передачи устанавливает командир. Матросы и солдаты, зная сигнал атом­ ной тревоги и способ, каким он будет пе­ редаваться, могут немедленно принять ме­ ры по противоатомной защите, по сохра­ нению высокой боеспособности при атом­ ном нападении противника. Воин обязан уметь быстро возводить и использовать для защиты себя, своего ору­ жия и техники оборонительные сооруже­ ния. постоянно совершенствовать их, а так ­ же умело использовать защитные свой­ ства местности. Оборонительные соору­ жения (траншеи, ходы сообщения, блин­ дажи. убежища, щели и т. д.) являются главным средством защиты людей, бое­ вой техники, оружия и военного имуще­ ства ^т поражающего действия атомного оружия. ь Если в момент подачи сигнала не пред­ ставляется возможности занять укрытие, специально подготовленное в противо­ атомном отношении, то в этом случае необходимо быстро лечь на дно траншеи, хода сообщения, окопа. В таком случае значительно ослабляется воздействие удар­ ной волны, доза проникающей радиации и исключается поражение световым излу­ чением. При отсутствии подготовленных укры­ тий для защиты нужно использовать складки местности и местные предметы: бугры, пни и т. д. Воин должен уметь пользоваться табель­ ными индивидуальными средствами про­ тивохимической защиты и содержать их в постоянной боевой готовности, о всех неисправностях докладывать командиру и устранять их. При отсутствии табельных средств необходимо использовать подруч­ ные средства. Услышав или увидев сиг­ нал атомной тревоги, воины должны при­ вести табельные индивидуальные средства противохимической защиты в положение «наготове», вместе с тем продолжая вы­ полнение боевой задачи. В боевых условиях может слупиться и так, что табельные средства могут быть повреждены или отсутствовать. В таких случаях необходимо подготовить подруч­ ные средства для защиты организма (плащ-палатку, например, вместо накид­ ки, полотенце или другую какую-ни­ будь ткань — вместо противогаза). Все это должно быть подготовлено быстро, не мешкая. Если об’явлена атомная тре­ вога, то нападения противника можно ожи­ дать ежесекундно. Поэтому, приняв сигнал атомной тревоги, необходимо вниматель­ но следить за командой, приказаниями и сигналами командира, который укажет наиболее целесообразный способ действий. Очень важно воину уметь тушить пожа­ ры, оказывать помощь пострадавшим, проводить санитарную обработку и дезактивацию, умело действовать на ме­ стности, зараженной радиоактивными ве­ ществами. Всегда надо помнить о боевом оружии и технике и постоянно заботиться о со­ хранении их, а также носимого запаса продовольствия, воды и личных вещей от заражения радиоактивными вещества­ ми. Надо всегда помнить, что легче за­ щитить оружие и технику от заражения радиоактивными веществами, чем дезак­ тивировать их. В зависимости от характера боевой за­ дачи подразделения, конкретных условий, обстановки и от задачи, которую выпол­ няет воин, зависят способы действий с получением сигнала об атомной тревоге., Лучшим способом действий в наступле­ нии по сигналу является стремительное сближение с противником. Чем ближе к противнику находятся наступающие бое­ вые порядки, тем меньше вероятности применения противником атомного ору­ жия. Поэтому, услышав команду о про­ движении вперед, необходимо как можно быстрее занять указанный рубеж. При выдвижении вперед нужно использовать местность, искусно вести огонь по против­ нику, оказывая помощь своим товари­ щам. При расположении на месте, в обороне, в исходном положении для наступления способ действий по сигналу зависит от характера задачи, которую выполняют воины. Если, например, матрос, солдат находятся в составе дежурного экипажа, поста и т. д., то с получением сигнала необходимо продолжать выполнение своей боевой задачи. Свободные воины во время подачи сиг­ нала должны после приведения индиви­ дуальных средств противохимической за­ щиты в положение «наготове», занять подготовленный блиндаж, нишу или убе­ жище, погасить керосиновые лампы и огонь в печах, перекрыть дымоходы и воздуходувы. Входя последним, плотно закрыть за собой дверь и прикрыть^вход щитом. Это необходимо для лучшей за­ щиты людей от поражешш атомным взры­ вом. На марше по сигналу атомной тревоги движение не прекращается; воины, на­ ходящиеся на автомобилях, бронетранс­ портерах, должны находиться на своих местах, приводя табельные индивидуаль­ ные средства противохимической защиты в положение «наготове». При этом необ­ ходимо водителям закрыть кабины авто­ машин, люки, жалюзи танков. Если сигнал атомной тревоги застал^ на привале, то нужно быть готовым в любую минуту по приказу командира возобно­ вить движение или занять расположен­ ное вблизи укрытие и ожидать дальней­ ших указаний своего командира. При атомном взрыве способы действий матросов и солдат зависят от того, где находятся они и какую задачу выполняет в это время подразделение. Первое, что необходимо делать при виде вспышки атомного взрыва, это без промедления занять ближайшее укрытие. Если рядом нет укрытия, то бежать никуда не следу­ ет, а лечь на землю вниз лицом, обращен­ ным в противоположную сторону взрыва, спрятав кисти рук под себя. При соблю­ дении этих правил уменьшается степень поражения ударной волной и предохра­ няются открытые участки тела от пора­ жения световым излучением. В качестве укрытий от атомного взры­ ва можно использовать воронки от раз­ рывов артиллерийских снарядов, авиа­ ционных бомб и мин, канавы, насыпи, бугры, пни. В боевой обстановке воину всегда нуж­ но помнить, что за атомным нападением, как правило, последует атака противни­ ка. Поэтому сразу же после взрыва нужно изготовиться к бою и вести неослабное наблюдение за противником. Не нриоста- защиты, чтобы предохранить себя от пора­ жения радиоактивными веществами. Если вышли из строя табельные инди­ видуальные средства, вместо них можно и нужно использовать подручные сред­ ства, а для этого воин должен знать, что из подручных средств и каким образом можно использовать вместо табельных средств. Если вышел из строя противо­ газ, то для предупреждения попадания радиоактивных веществ внутрь организма нужно дышать через марлевую повязку, сложенную в 2 — 3 слоя, полотенце, полу шинели или какую-нибудь другую ткань, смоченную водой. Закрывать нужно нос и рот. Волевой, умелый и находчивый воин использованием этих средств предупре­ дит попадание радиоактивных веществ внутрь его организма. Зараженная местность радиоактивными веществами доступна для боевых дейст­ вий, но снимать средства защиты без при­ казания командира нельзя. Когда минует опасность радиоактивного заражения и воздействия радиоактивных излучений, средства защиты будет разрешено снять. Для этого нужно встать лицом против ветра, и, держась за внутреннюю сторо­ ну накидки, сбросить ее с себя, а затем снять защитные чулки. Противогаз можно снять после тщательного вытряхивания накидки, чулок и обмундирования. Если позволит боевая обстановка, то воин оказывает помощь пострадавшему товарищу, осматривает свое оружие и технику, докладывает командиру о неис­ правностях, если они есть, и устраняет их. Сразу же нужно восстановить свою огневую позицию. Все это делается не в ущерб выполнению боевой задачи. Если атака противника не отражена, главная задача воина — уничтожение атакующих; в наступлении — стремительное продви­ жение вперед. Чтобы выполнить боевую задачу, нужно строго соблюдать следующие основные правила: — быстро преодолеть зараженный уча­ сток местности в индивидуальных сред- навливая наблюдения, после прохожде- I ствах противохимической защиты, ис- ния ударной волны нужно надеть инди- пользуя при залегании плащ-палатку видуальные средства противохимической [или подстил из подручных средств; — не садиться и не ложиться на за­ раженном участке местности без надобно­ сти; — окапываться следует, лежа на под­ стиле; при окапывании снимается сна­ чала верхний зараженный слой земли и осторожно отбрасывается в подветренную сторону; надо стараться не запылить себя и товарищей. Затем, отрывая ячейку, бруствер насыпать нужно из незаражен­ ной земли: — не брать никаких посторонних пред­ метов и не прикасаться к ним; — не пить, не принимать пищу, не ку­ рить; — не входить без надобности в зоны заражения, обозначенные на местности предупредительными знаками; — удалять радиоактивные вещества с обмундирования и с кожных покровов, а также с поверхности вооружения, тех­ ники п оборонительных сооружений. На броне танка, самоходно-артиллерпй- ской установке, автомобиле зараженные участки местности преодолеваются в про­ тивогазе и плащ-палатке; в танках и самоходно-артиллерийских установках — в противогазах с закрытыми люками и прикрытыми (закрытыми) жалюзи, а т а к ­ же с выключенными вентиляторами боево­ го отделения. ■При движении по зараженной местно­ сти на транспортных средствах нужно быть готовым в любую минуту быстро спешиться и занять свое место в боевом порядке, у боевой техники, атаковать противника в пешем строю. Вести бой на зараженной местности значительно труд­ нее, чем в обычных условиях, так как в результате атомного взрыва будет много разрушенных сооружений, местность бу­ дет заражена боевыми радиоактивными веществами. , Однако в таких условиях ведение боя возможно, если воин хорошо подготовлен, смел, вынослив, умеет четко действовать в боевом порядке своего подразделения. Эти качества, необходимые на войне, нуж­ но постоянно развивать и совершенство­ вать в мирное время, т. е. готовить себя к боевым действиям в условиях примене­ ния атомного оружия. Офицер А. ДАШКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz