На страже Заполярья. 1954 год. Август.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 27 августа 1954 г., № 203 (5045). Индивидуальный подход— главный метод обучения воинов Боевое мастерство приобретается настойчивым трудом Классный специалист старшина 1 ста тьи Бугров хорошо понимает, что одним и j главных методов обучения и воспита ния личного состава, является индивиду альная работа с матросами. Он част вспоминает о том времени когда впервые ступил на борт корабля. Каким большим вниманием и заботой окружили его коман диры и товарищи! Вот почему, когда в команду прибывает молодой матрос. Бугров относится к не му чутко, внимательно. Он представляет воина личному составу, знакомит его с товарищами по оружию, с боевой техни кой. которую новичку предстоит в совер шенстве изучить. Некоторое время t o m v назад для про хождения службы на корабль прибыли матросы Огурцов и Жаворонков. Старши на познакомился с подчиненными, выяс нил степень их теоретической и общей подготовки, как они знают специальность практически. Внимательно изучив каждо го матроса. Бугров приступил к обучению их специальности электриков. Прежде всего старшина ознакомил мо лодых воинов с кораблем, с той боевой техникой, которою они будут изучать, показал им их боевые посты, обратив осо бое внимание на чистоту и порядок, в каком они содержатся. — Всегда помните, — говорил Бугров Огурцову и Жаворонкову. — что вы должны образцово содержать свой боевой пост, как это делают сейчас старшие то варищи. В ходе учебы стало ясно, что матрос Огурцов легче усваивает специальность, умеет использовать для повышения вы учки чертежи и схемы, старательно уха живает за материальной частью. Видимо, сказывалось то. что воин имеет среднее техническое образование. Бугров занимается с Огурцовым боль шей частью непосредственно на боевом посту, показывает ему основные боевые узлы, а теорию своего дела матрос осваи вает самостоятельно. Старшина умело подбирает для него описания, схемы и чер тежи. Чтобы убедиться в том. как подчи ненный знает ту или иную тему, старши на систематически «устраивал контрольные опросы и потом показывал на практике, как нужно правильно проверить работу механизма, запустить и остановить его. Много внимания Бугров уделял привитию подчиненным практических навыков в устранении задержек и неисправностей. Огурцов всегда внимательно следил за четкими действиями старшины на боевом посту. — Вот смотрите. — говорил Бугров, — к ак я делаю, а в дальнейшем сами дейст вуйте так же. И молодой матрос старался подражать командиру во всем. Шло время. Сначала неуверенно, а за тем все точней и расторопней стал дей ствовать на боевом посту матрос Огурцов. Если у него случались ошибки, старшина тотчас поправлял подчиненного. Наступило время проверки знаний по устройству боевой техники и корабля. Буг- ров был уверен, что Огурцов подготовлен к этому хорошо. Матрос оправдал его надежды и был допущен к самостоятель ному несению вахты. Но старшина и те перь иопрежнему беседует с матросом, выявляет слабые стороны его подготовки и оказывает практическую помощь в изучении боевой техники. — Никогда не успокаивайтесь на до стигнутом. — говорит подчиненным стар шина. — Повседневно повышайте свою выучку. Стать мастерами своего дела — вот наша задача. Матрос Огурцов четко выполняет ука зания старшины. Его всегда можно ви деть с книгами и чертежами. Воин гото вится стать классным специалистом. За успехи в боевой и политической подготов ке и примерность в дисциплине Огурцову присвоено очередное воинское звание. Еще больше внимания старшина уделил матросу Жаворонкову. Бугров сразу уви дел, что воин, хотя и имеет хорошее об щее образование, однако с техникой зна ком мало. Жаворонков имел небрежный внешний вид. В нем не чувствовалось подтянутости и строевой выправки. В беседе с матросом Бугров раз’яснил ему, как важно быть опрятным, чисто и аккуратно одетым и згметь молодцеватый вид. Вместе с тем, старшина учил подчинен ного правилам эксплуатации и сбереже ния техники, работал с ним. не жалея сил. Помогли Жаворонкову в боевой под готовке и комсомольцы. Члены ВЛКСМ Бибик и Тиунов часто занимались вместе матросом. Усилия Бугрова и помощь товарищей дали желаемые результаты. Матрос Жаво ронков также допущен к самостоятельно му несению ходовой вахты. Перез походом Бугров особенно тща тельно проверяет правильность приготов ления боевых механизмов к действию стар шим матросом Огурцовым и матросом Жа воронковым. На боевом посту воины в любых условиях действуют четко и уве ренно. Бугров вырастил и воспитал немало умелых специалистов. Среди них старши ны 2 статьи Бибик и Кубарь, классный специалист старший матрос Белов и дру гие. Старшина 1 статьи Бугров повседневно повышает свое боевое мастерство и идей- по-политический уровень. За время служ бы на флоте он имеет более 30 поощре ний. награжден нагрудным знаком отлич ного специалиста. Среди личного соста ва экипажа моряк пользуется авторитетом. Матросы любят и уважают своего старши ну. Капитан-лейтенант П. ПЕТРЕНКО. Агитаторы корабля Вахту несёт опытный моряк В образцовом состоянии содерж ит боевую технику командир орудия старший матрос Владимир Онищук. З а успехи в боевой и политической учебе ему о б ’явлено много благодарностей . НА СНИМКЕ : старший матрос Владимир Онищук проверяет работу своего заведы вания. Фото И. Никишова. У флотских производственников Tokapb Иван Басанов В помещении около станка стоял мо лодой воин. Он сосредоточенно следил за его работой. Синеватые, не совсем ос тывшие стальные стружки, извиваясь, па дали из-под резца вниз. Немного пахло гарью. Временами воин делал необходи мые переключения. Его движения были четки н уверенны. Казалось, он прирос к станку. Это — рядовой Иван Басанов. — Басанов, ну как, успеете закончить сегодня? — напрягая голос так. чтобы подо- Вахту у щита котельных телеграфов не сет старшина 1 статьи Геннадий Тютюкин. От него требуется высокое знание мате риальной части главной котельной уста новки и вспомогательных механизмов. Недавно наш корабль находился в море. В машинном отделении температура дости гала 45 градусов. Но это не мешало пере довому воину корабля бдительно нести боевую вахту. Звонок. Стрелка машинного ^ телеграфа остановилась на шкале «Полный вперед». Старшина быстро набирает нужное коли чество форсунок для действующих котлав, одновременно следя за манометром. Пар на парке. Вдруг стрелка прибора медленно пошла вниз. Это значит, что мазут в тоике сго рает не полностью и котел дымит. Стар шина звонит в чкотельное отделение и тре бует, чтобы вахтенный у насосов сбавил число оборотов механизма. После артиллерийских стрельб старши на быстро выключает определенное коли чество форсунок, корабль сбавляет ход. Геннадий Тютюкин является мастером своего дела. Весь свой богатый практиче ский опыт он умело передает своим под чиненным. За безупречную службу Роди не старшина Тютюкин имеет немало поощ рений от командира. За умелое воспита ние подчиненных, за успехи в боевой и политической подготовке он награжден ценным подарком •Министра Обороны Сою за ССР. Передовой моряк настойчиво повышает свое боевое мастерство, честно и добросо- в*м:тно выполняет свои служебные обя занности. А. ПОПОВ. лучше было его слышно, спросил шедший к нему начальник. — Закончу, — без колебания ответил рядовой. Немного передохнув, токарь опять взял ся за дело. В специальное приспособление он быстро вставил резец для внутренней обработки детали. Затем соответствующим инструментом сделал несколько замерок заготовки и, установив резец на опреде ленную глубину резания, включил ста нок. Вновь взвились раскаленные метал лические стружки... Срочное задание, которое было рассчи тано на сорок восемь часов, (рядовой Баса нов выполнил на десять с половиной ча сов (раньше. — Молодец, Басанов, — похвалил вои на мастер. — Я и до службы был токарем! — не без гордости ответил он. — Пригодился здесь старый опыт, -мне л работать поэто му легче, чем другим. В его памяти возник тот день, когда он впервые после окончания школы ФЗО встал на самостоятельную работу у стан ка. Сколько тогда было у него радости! — Да, токарное дело для меня не ново, — повторил боец. И тут же рассказал мастеру о своем прошлом, о горячей любви к профес сии, о том, как ему помогал добрыми советами в «работе старый токарь Федор Андреевич Федорчук. «Пз тебя, Басанов, выйдет хороший токарь, только не ле нись, больше трудись и учись, ^теорию то карного дела изучай», — запомнил он слова старого уральского токаря. П когда уже на службе рядовому Баса- нову дали возможность продолжать свое любимое дело, он с большим желанием взялся за него. Басанов поделился с мастером и о своих планах на будущее. Внимательно выслу шав собеседника, мастер сказал: — Правильно решили, товарищ Баса нов, учиться необходимо. В нашем деле без этого нельзя. Техника непрерывно раз вивается, не будешь учиться — отста нешь. Рядовой Иван Басанов всячески ста рается уплотнять рабочий день. Уж он не просидит понапрасну ни одной минуты. Рабочее место у токаря всегда в чистоте и порядке. На станке нигде не увидишь ни ржавчины, ни масляных подтеков, он в любой момент готов к действию. Харак терно и то, что все инструменты, которы ми работает Иван Басанов, разложены в строгом порядке в определенном месте. Ему не приходится в случае надобности долго искать тот или иной инструмент, теряя на это драгоценное рабочее время. ^ Басанова — все под руками. Все это положительно сказывается на его производительности труда, на качест ве работы. Рядовой Басанов ежедневно вы полняет сменные задания на 230— 250 процентов. Качество работы лишь хоро шее и отличное. Видя в нем любознатель ного и способного токаря, инженеры и техники доверяют воину самые сложные и ответственные задания. И он с честью оп равдывает оказанное ему доверие. Добрая слава идет о воине на производстве. Несмотря на то, что Басанов — токарь 6 -го разряда, он много отдает свободного времени повышению знаний. По вечерам его нередко можно видеть за раскрыты ми книгами известных советских тока- рей-скоростников тт. Быкова, Колесова и других. Чтение специальной литературы в значительной степени помогает ему на практике. Однако опытный специалист на достигнутом не останавливается. Тщатель но изучая новаторские методы прослав ленных тоьарей, он и сам стремится вне сти в производственный процесс новое, свое, то. что позволяло бы не толь ко облегчить, но и ускорить обработ ку деталей. Так, например, однажды он применил новую втулку для нарезки резь бы на нипелях. Это новшество в настоя щее время на производстве имеет широ кое применение. Токарь рядовой Иван Басанов скром ный и отзывчивый товарищ. Он пользует ся уважением у личного состава подразде ления. За успехи, достигнутые в труде, передовой воин заслужил несколько де нежных премий и много благодарностей. А. КОЗЛОВ. ...Когда специалист первого класса Гав риш начал свою беседу, многие матросы подошли поближе, чтобы послушать аги татора. ЛкОят матросы послушать тов Гавриша. Он умеет просто и интергено рассказывать о сложных вопросах ? 1 всегда приводит интересные примеры и Факты В этот день агитатор проводил беседу о долге воина быть бдительным. Не слу чайпо избрал он эту тему: корабль гото вился к выходу в море, и было особенно важно напомнить матросам о том, какое большое значение имеют зоркость и внимательность на походе. — Высокая бдительность — неот'емле- мое качество советского человека. — го ворил агитатор. — Наш народ строит коммунизм в условиях капиталистиче ского окружения. Американские империа листы и их 1 ьтс<|'шики полны злобы и не нависти к Советскому государству — отечеству всех трудящихся. Империали сты готовят новую мировую войну, за сылают в нашу страну шпионов, убийц и диверсантов. Поэтому Коммунистическая партия учит нас, всегда быть бдительными, \меть разоблачать врагов нашего народа. Особую бдительность должны проявлять воины Вооруженных Сил СССР. Затем агитатор рассказал морякам об их задачах в предстоящем походе. В своей беседе он привел пример умелого и четко го несения службы передовыми воинами корабля, напомнил случаи нерадивого от ношения к своим обязанностям со сторо ны отдельных матросов. Тов. Гавриш закончил беседу призывом к сослуживцам: всегда и везде проявлять ьысокую революционную бдительность, в предстоящем походе образцово выполнить учебное задание. Содержательная беседа агитатора вы звала у каждого матроса стремление еще лучше подготовиться к походу, образцово выполнить задачи. Большой интерес у моряков вызвала также беседа агитатора о том. как эки пажу сторожевого корабля «Туман» во время войны пришлось вести неравный бой в открытом море. — Я вам рассказал лишь об одном эпи зоде из опыта Великой Отечественной войны. — заканчивая беседу, говорил агитатор. — А ведь советским морякам приходилось вести много подобных сра жений, и каждый раз успех боя решался умением, храбростью и настойчивостью наших воинов. Условия современного боя еще более трудны, поэтому надо, чтобы каждый из нас упорно учился преодолевать т р у д н о с т и , связанные с походом. У нас есть все необходимое, чтобы всесторонне подготовить себя к серьезным испытани ям. От каждого матроса требуется настой чивость. старательность и упорство. С беседами агитаторы корабля Н. вы ступают перед матросами часто. Они раз’ясняют воинам смысл и значение исто рических решений партии и правительст ва. направленных на крутой под’ем сель ского хозяйства, на повышение матери ального благосостояния трудящихся, рас сказывают о воли Коммунистической пар тии — вдохновителе и организаторе всех побед советского народа. Своей плодотвор ной деятельностью активисты оказывают действенную помощь командиру в воспи тании у воинов высоких морально-боевых качеств. Надолго запомнилась морякам беседа, которую провел старшина 1 статьи Семе нов. Агитатор вызвал у воинов горячее желание ^тать мастерами своего дела. Сейчас старшие матросы Сави к. Морозкин ярляются классными специалистами, от лично овладели приборами. вегг.»а coiep- жат свое заведывание в отличчом состоя нии. Савпк и Морозкин стойко перено сят трудности морской службы и показы вают пример в этом своим сослуживцам. За последнее время по вопросам воин ского воспитания здесь были проведены беседы: «Отлично знать свое заведывание — долг каждого матроса», «Высокие мо рально-боевые качества советских вои- н о е » и на другие темы. Агитаторы нередко проводят громкие читки статей из газет на разнообразные ■геиы. Так. тов. Матвеев прочитал матпо- сам статью: «Учиться с полным напря жением сил», а затем рассказал о том, кап пеоедовые воины корабля борются за поддержание своих заведываний в посто янной боевой готовности. Часто проводят ся читки статен на научно-естественные темы. I Агитаторами ведется большая индиви дуальная работа с личным составом. Так, одно время матросу Кокареву трудно да валось изучение специальности. Агитатор тоь. Матвеев решил помочь товарищу. Он систематически занимался с ним по спе циальности. помогал ему. В настоящее время матрос К-жарев является высоко квалифицированным специалистом, хорошо успевает на политических занятиях. Его Госту во многом помогла повседневная и кропотливая работа, которую проводил аштатор тов. Матвеев. На корабле накоплен известный поло жительный опыт агитационной работы. Это стало возможным благодаря повсед невному вниманию командира, его заме стителя по политической части, партий ной организации к подбору агитаторов и руководству их деятельностью. Агитато рами на корачие являются передовые, дисциплинированные воины, хорошо под готовленные политически, отлично знаю щие свою специальность и военно-морское дело и потому пользующиеся заслуженным авторитетом у личного состава. Большое внимание уделяется повыше нию политического уровня агитаторов, совершенствованию их методических на выков. С ними проводятся семинары, ин структажи. Перед агитаторами нередко выступают командир корабля, политработ ники. Заместитель командира по полит части. секретари партийной и комсомоль ской организации дают агитаторам кон кретные указания, советы, как построить беседу на ту или другую тему, как ис пользовать примеры из жизни корабля, какую привлечь литературу. Целеустремленная и содержательная агитационно-массовая работа способству ет достижению экипажем корабля успехов в учебе п службе. Об этом говорит, хо- тя бы тот факт, что на корабле значи тельно выросло число классных специали стов, есть несколько передовых отделений. Но в агитационной работе на корабле имеются и недостатки. Не всегда прово дится инструктаж агитаторов. Практика же показывает, что от своевременного проведения инструктажа зависит качест во беседы. Слабо еще развернута научно естественная пропаганда. Агитаторы не обмениваются своим опытом работы, хо тя нужда в этом есть большая, так как не все еще из них в должной мере овла дели необходимыми методическими навы ками и опытом. некоторые активисты проводят беседы на низком идейном уров не. Необходимо добиваться дальнейшего по вышения идейного уровня агитационной работы, проводить ее более целеустрем ленно. в тесной связи с жизнью и уче бой моряков. Это поможет личному соста ву корабля достичь новых успехов в уче- бэ и службе, будет способствовать росту числа отличных специалистов, мастеров своего дела. В. С0Р0КАЛЕТ. По следам неопубликованных писем В своем письме в редакцию военкор со общал. что в подразделении, где он служит, в окнах выбиты стекла и ветер гуляет по помещению. На неоднократные заявления воинов ответственный за это младший сержант Нагорный мер не при- для ни мал. Это письмо было направлено расследования и принятия мер. Редакцией получен ответ, в котором го ворится. что указанный военкором факт подтвердился. В настоящее время окна застеклены. Млздший сержант Нагорный строго предупрежден. Б Е С Е Д Ы С В О И Н А М И 5. Действия личного состава в условиях применения атомного оружия Для успешного выполнения боевой за дачи в условиях применения атомного ору жия матросы и солдаты должны быть под готовлены к этому, уметь быстро и хлад нокровно действовать по сигналу атомной тревоги, при атомном взрыве и на зара женной местности. Выполнение боевой задачи — первая я основная обязанность советского воина, и для успешного ее решения в условиях применения атомного оружия необходимо: Постоянно проявлять в бою разумную инициативу и смекалку, волю, выдержку, настойчивость,’ помня о своем долге перед Родиной. Твердо знать сигналы атомной и хими ческой тревоги и порядок действия по ним. При непосредственной опасности атом ного нападения подается сигнал атомной тревоги голосом, различными звуковыми и сигнальными средствами, заранее уста новленными способами. Сигнал и способ его передачи устанавливает командир. Матросы и солдаты, зная сигнал атом ной тревоги и способ, каким он будет пе редаваться, могут немедленно принять ме ры по противоатомной защите, по сохра нению высокой боеспособности при атом ном нападении противника. Воин обязан уметь быстро возводить и использовать для защиты себя, своего ору жия и техники оборонительные сооруже ния. постоянно совершенствовать их, а так же умело использовать защитные свой ства местности. Оборонительные соору жения (траншеи, ходы сообщения, блин дажи. убежища, щели и т. д.) являются главным средством защиты людей, бое вой техники, оружия и военного имуще ства ^т поражающего действия атомного оружия. ь Если в момент подачи сигнала не пред ставляется возможности занять укрытие, специально подготовленное в противо атомном отношении, то в этом случае необходимо быстро лечь на дно траншеи, хода сообщения, окопа. В таком случае значительно ослабляется воздействие удар ной волны, доза проникающей радиации и исключается поражение световым излу чением. При отсутствии подготовленных укры тий для защиты нужно использовать складки местности и местные предметы: бугры, пни и т. д. Воин должен уметь пользоваться табель ными индивидуальными средствами про тивохимической защиты и содержать их в постоянной боевой готовности, о всех неисправностях докладывать командиру и устранять их. При отсутствии табельных средств необходимо использовать подруч ные средства. Услышав или увидев сиг нал атомной тревоги, воины должны при вести табельные индивидуальные средства противохимической защиты в положение «наготове», вместе с тем продолжая вы полнение боевой задачи. В боевых условиях может слупиться и так, что табельные средства могут быть повреждены или отсутствовать. В таких случаях необходимо подготовить подруч ные средства для защиты организма (плащ-палатку, например, вместо накид ки, полотенце или другую какую-ни будь ткань — вместо противогаза). Все это должно быть подготовлено быстро, не мешкая. Если об’явлена атомная тре вога, то нападения противника можно ожи дать ежесекундно. Поэтому, приняв сигнал атомной тревоги, необходимо вниматель но следить за командой, приказаниями и сигналами командира, который укажет наиболее целесообразный способ действий. Очень важно воину уметь тушить пожа ры, оказывать помощь пострадавшим, проводить санитарную обработку и дезактивацию, умело действовать на ме стности, зараженной радиоактивными ве ществами. Всегда надо помнить о боевом оружии и технике и постоянно заботиться о со хранении их, а также носимого запаса продовольствия, воды и личных вещей от заражения радиоактивными вещества ми. Надо всегда помнить, что легче за щитить оружие и технику от заражения радиоактивными веществами, чем дезак тивировать их. В зависимости от характера боевой за дачи подразделения, конкретных условий, обстановки и от задачи, которую выпол няет воин, зависят способы действий с получением сигнала об атомной тревоге., Лучшим способом действий в наступле нии по сигналу является стремительное сближение с противником. Чем ближе к противнику находятся наступающие бое вые порядки, тем меньше вероятности применения противником атомного ору жия. Поэтому, услышав команду о про движении вперед, необходимо как можно быстрее занять указанный рубеж. При выдвижении вперед нужно использовать местность, искусно вести огонь по против нику, оказывая помощь своим товари щам. При расположении на месте, в обороне, в исходном положении для наступления способ действий по сигналу зависит от характера задачи, которую выполняют воины. Если, например, матрос, солдат находятся в составе дежурного экипажа, поста и т. д., то с получением сигнала необходимо продолжать выполнение своей боевой задачи. Свободные воины во время подачи сиг нала должны после приведения индиви дуальных средств противохимической за щиты в положение «наготове», занять подготовленный блиндаж, нишу или убе жище, погасить керосиновые лампы и огонь в печах, перекрыть дымоходы и воздуходувы. Входя последним, плотно закрыть за собой дверь и прикрыть^вход щитом. Это необходимо для лучшей за щиты людей от поражешш атомным взры вом. На марше по сигналу атомной тревоги движение не прекращается; воины, на ходящиеся на автомобилях, бронетранс портерах, должны находиться на своих местах, приводя табельные индивидуаль ные средства противохимической защиты в положение «наготове». При этом необ ходимо водителям закрыть кабины авто машин, люки, жалюзи танков. Если сигнал атомной тревоги застал^ на привале, то нужно быть готовым в любую минуту по приказу командира возобно вить движение или занять расположен ное вблизи укрытие и ожидать дальней ших указаний своего командира. При атомном взрыве способы действий матросов и солдат зависят от того, где находятся они и какую задачу выполняет в это время подразделение. Первое, что необходимо делать при виде вспышки атомного взрыва, это без промедления занять ближайшее укрытие. Если рядом нет укрытия, то бежать никуда не следу ет, а лечь на землю вниз лицом, обращен ным в противоположную сторону взрыва, спрятав кисти рук под себя. При соблю дении этих правил уменьшается степень поражения ударной волной и предохра няются открытые участки тела от пора жения световым излучением. В качестве укрытий от атомного взры ва можно использовать воронки от раз рывов артиллерийских снарядов, авиа ционных бомб и мин, канавы, насыпи, бугры, пни. В боевой обстановке воину всегда нуж но помнить, что за атомным нападением, как правило, последует атака противни ка. Поэтому сразу же после взрыва нужно изготовиться к бою и вести неослабное наблюдение за противником. Не нриоста- защиты, чтобы предохранить себя от пора жения радиоактивными веществами. Если вышли из строя табельные инди видуальные средства, вместо них можно и нужно использовать подручные сред ства, а для этого воин должен знать, что из подручных средств и каким образом можно использовать вместо табельных средств. Если вышел из строя противо газ, то для предупреждения попадания радиоактивных веществ внутрь организма нужно дышать через марлевую повязку, сложенную в 2 — 3 слоя, полотенце, полу шинели или какую-нибудь другую ткань, смоченную водой. Закрывать нужно нос и рот. Волевой, умелый и находчивый воин использованием этих средств предупре дит попадание радиоактивных веществ внутрь его организма. Зараженная местность радиоактивными веществами доступна для боевых дейст вий, но снимать средства защиты без при казания командира нельзя. Когда минует опасность радиоактивного заражения и воздействия радиоактивных излучений, средства защиты будет разрешено снять. Для этого нужно встать лицом против ветра, и, держась за внутреннюю сторо ну накидки, сбросить ее с себя, а затем снять защитные чулки. Противогаз можно снять после тщательного вытряхивания накидки, чулок и обмундирования. Если позволит боевая обстановка, то воин оказывает помощь пострадавшему товарищу, осматривает свое оружие и технику, докладывает командиру о неис правностях, если они есть, и устраняет их. Сразу же нужно восстановить свою огневую позицию. Все это делается не в ущерб выполнению боевой задачи. Если атака противника не отражена, главная задача воина — уничтожение атакующих; в наступлении — стремительное продви жение вперед. Чтобы выполнить боевую задачу, нужно строго соблюдать следующие основные правила: — быстро преодолеть зараженный уча сток местности в индивидуальных сред- навливая наблюдения, после прохожде- I ствах противохимической защиты, ис- ния ударной волны нужно надеть инди- пользуя при залегании плащ-палатку видуальные средства противохимической [или подстил из подручных средств; — не садиться и не ложиться на за раженном участке местности без надобно сти; — окапываться следует, лежа на под стиле; при окапывании снимается сна чала верхний зараженный слой земли и осторожно отбрасывается в подветренную сторону; надо стараться не запылить себя и товарищей. Затем, отрывая ячейку, бруствер насыпать нужно из незаражен ной земли: — не брать никаких посторонних пред метов и не прикасаться к ним; — не пить, не принимать пищу, не ку рить; — не входить без надобности в зоны заражения, обозначенные на местности предупредительными знаками; — удалять радиоактивные вещества с обмундирования и с кожных покровов, а также с поверхности вооружения, тех ники п оборонительных сооружений. На броне танка, самоходно-артиллерпй- ской установке, автомобиле зараженные участки местности преодолеваются в про тивогазе и плащ-палатке; в танках и самоходно-артиллерийских установках — в противогазах с закрытыми люками и прикрытыми (закрытыми) жалюзи, а т а к же с выключенными вентиляторами боево го отделения. ■При движении по зараженной местно сти на транспортных средствах нужно быть готовым в любую минуту быстро спешиться и занять свое место в боевом порядке, у боевой техники, атаковать противника в пешем строю. Вести бой на зараженной местности значительно труд нее, чем в обычных условиях, так как в результате атомного взрыва будет много разрушенных сооружений, местность бу дет заражена боевыми радиоактивными веществами. , Однако в таких условиях ведение боя возможно, если воин хорошо подготовлен, смел, вынослив, умеет четко действовать в боевом порядке своего подразделения. Эти качества, необходимые на войне, нуж но постоянно развивать и совершенство вать в мирное время, т. е. готовить себя к боевым действиям в условиях примене ния атомного оружия. Офицер А. ДАШКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz