На страже Заполярья. 1954 год. Август.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 21 августа 1954 г.. № 198 (5040). — Воздух:.. Эта команда мгновенно привела и стре­ мительное движение и людей и авиаци­ онную технипу. Раскатисто загудели ре­ активные двигатели, и самолеты тотчас же устремились на взлет. Произошло все это подобно налетевшему шквалу: вдруг зашумело, засвистело — и оборвалось, утихло. Где же самолеты? В каком квадрате, на какой высоте, каким курсом идут? Обо всем этом знают на посту наведе­ ния. Едва самолеты оторвались от взлет­ ной полосы, на пост начали поступать данные. Вскоре на экране радиолокатора появилась цель. Преобразованные в све­ товую энергию импульсы стали видимыми. ««Засечка», не успев потускнеть, вновь и вновь фиксировалась непрерывным кру­ говым движением развертки. — Азимут... Дальность... Высота..., — поступают данные. У аппаратуры на посту наведения си­ дит офицер Борис Татарский. На голове у нето гарни'пур. в руках — черный карандаш. Сейчас он выступает в роли штурмана наведения истребителей. Офи­ цер должен обладать большим опытом, чтобм одновременно в комплексе решать ряд сложных вопросов, требующих исклю­ чительной точности, быстроты, иметь ши­ рокий тактический кругозор. Для тренировки по сигналу с поста на­ ведения — «воздух» — поднялись два самолета. Определив их место, офицер Та­ тарский разводит истребителей. Летчики точно выполняют его команду, разворачи­ ваются каждый по заданному курсу. В этот момент «засечка» временно пропада­ ет на экране. Но штурман периодически по расчету времени делает отметки ка­ рандашом в одном и другом направлении. Таким образом, хотя при разворотах цель и пропала, офицер наведения с помощью своих знаков знал примерное место нахож­ дения самолетов. П оворотом рычага изменяется положе­ ние развертки, и на экране сектор обзо­ ра уменьшен. Штурману теперь легче вести наблюдение. Он видит две «засеч­ ки». Это — два самолета. Один из них является целью, другой — перехватчи­ ком. Летчики находятся на большой высо­ те и расстоянии друг от друга. Они вне зрительной видимости. Но вот с поста наведения поступают команды, которые выполняет самолет-пе­ рехватчик. Вскоре он стал приближаться к цели. Наступали самые ответственные минуты. Задача офицера, осуществлявшего наведение, состояла в том. чтобы вы­ вести самолет-перехватчик с более вы­ годного направления. точно определить момент разворота. — Цель слева. Столько-то... — Энергичнее левый разворот! Летчик мгновенно исполняет команду. — Атакуй цель!.. Теперь место штурмана у локатора за­ нял коммунист Илья Макаров. Тренировки продолжались. Летчики в воздухе, а вои­ ны службы наведения на земле выполня­ ли одну задачу — совместными усилия­ ми отрабатывали свое мастерство. Воины поста наведения, понимая возложенную на них ответственную зада­ чу, в настоящее время повысили органи­ зацию учебы, систематически проводят тренировки. используя действительные воздушные цели и специальную аппара­ туру, имитирующую воздушные цели я самолеты-перехватчики. Все же на посту наведения еще не ■устранены отдельные недостатки. Так. в этот день было решено провести трениров­ ки с помощью имитатора. Офицер, кото- вание», занял свое -место и приготовил­ ся... Но тут только выяснилось, что раз­ вертка радиолокатора делает очень много оборотов. — Рассогласование. — заключил опе­ ратор, потом высказал другое предполо­ жение. Пришлось вызывать еще одного специалиста. Выяснилось, что причина не в рассогласовании, а совершенно другом. Пока производился осмотр техни­ ки. уходило время, намеченное для тре­ нировки с имитатором, которая так и не состоялась. — Какова подготовка — таков и ре­ зультат. — бросил упрек Леонид Ускреп- ков. Эта реплика не случайна. Можно привести и такую деталь. Телефонный ап­ парат, связывающий дежурного штурма­ на у локатора с одной станцией, разме­ щен прямо на поду, не закреплен и поль­ зоваться им очень неудобно: приходится нагибаться, что отвлекает штурмана от основной работы. Конечно, это мелочь, но она подчеркивает, что на посту наведе­ ния еще не все на своем месте. А здесь, как нигде, должен быть строгий порядок во всем, ибо порой от таких «мелочей» может снижаться боевая готовность по­ ста. качество наведения. Современная радиолокационная техника позволяет точно наводить истребителей на любые воздушные цели. Научиться вла­ деть этой техникой, грамотно эксплуати­ ровать ее — дело чести всех воинов как занятых непосредственно наведением, так и обеспечивающих выполнение этой зада­ чи. Многим авиаторам хорошо известны имена членов этого боевого коллектива. Бьлыпой и славный путь прошел комму­ нист Борис Лощенков — кавалер четырех орденов Красного Знамени; достаточно подготовлены в авиационном деле и та­ кие авиаторы, специалисты поста наведе­ ния. как Илья Макаров. Сергей Лебедев и другие. Но как бы ни был обширен их опыт, техника так быстро развивается, ч жизнь выдвигает новые, повышенные требования, что старым багажом не про­ живешь. требуется настойчивая теорети­ ческая учеба и особенно приобретение практических навыков. Опыт же показывает, что порой отдель­ ные специалисты поста допускают еще большие ошибки в определении высоты цели. Это один из сложнейших элементов наведения, и ему надо уделять особое внимание на тренировках. Были случаи, когда команды для разворота истребите­ лям-перехватчикам на выход в атаку да­ вались с пункта наведения со значитель­ ным опозданием. Анализ этого недостатка показал, что он является следствием то­ го, что штурманы боятся, как Пы не вы­ вести самолет раньше времени для захо­ да в атаку. Боязнь приводит к перестра­ ховке. в результате команды на разворот нередко даются несвоевременно. Очень полезно чаще практиковать по-, сещение летчиками поста наведения после учебно-тренировочных полетов на перех­ ват, где совместно производить разбор, анализировать недостатки, допускаемые как летчиками, так и ©оинами поста на­ ведения. Известно, что порой летчики бывают сани повинны в неудачном наведении. Так. одному летчику дали курс на перех­ ват. В определенной точке истребитель- перехватчик должен был сделать разво­ рот, но он команду своевременно не при­ нял, шел по прямой и задачи ид перех­ ват не решил. Другой пример. Летчик- перехватчик летел навстречу цели. Па- ведение непосредственно с пункта осуще­ ствлял авиатор Сергей Лебедев. рый должен был осуществлять «подыгры- — Разворот вправо, курс.., — коман­ дует штурман, продолжая следить за двп жением цели на экране радиолокатора и за изменившимся курсом самолета-перех­ ватчика. Вскоре он, исходя из новой об­ становки в воздухе, произвел расчет подал новую команду: — Левый разворот, курс... ' Но что такое? Самолет-перехватчик идет прежним курсом. Проходят секунды, ми­ нуты. Истребитель, не принявший коман­ ды. ушел далеко в сторону, и «против­ ник» пролетел безнаказанно, не был ата­ кован. Попытки догнать его не увенча­ лись успехом, так как дистанция между самолетами оказалась очень большой. Са­ мый выгодный момент был упущен. На разборе этой тренировки ошибки летчика и штурмана тщательно изуча­ лись. Они состояли в следующем: летчик ь данном случае проявил невниматель­ ность и не принял команды пункта наве­ дения. а штурман не добился того, чтобы убедиться в том, как его команда приня­ та. проявил пассивность, не был настой­ чив в осуществлении разработанных так ­ тических замыслов, не провел их жизнь. Большую роль в обеспечении надежного и качественного наведения играют дан­ ные, .которые находят свое отражение на планшете. Здесь цель ведется по расчет­ ному времени, и в любой момент, когда цель на экране в результате радиопомех будет временно потеряна, штурман можег воспользоваться данными планшета. Так было при наведении у Ильи Макарова. Вдруг экран радиолокатора оказался силь­ но «забит». — Цель потеряна. Дайте информацию! — слышится голос шнурмана. — Цель курсом... Удаление... Штурман продолжал осуществлять на­ ведение. Правда, его обычное спокойст­ вие пропало, он чувствовал себя теперь более напряженно. В и д и т еще недоста­ точно натренирован для того, чтобы в любой, неожиданно усложнившейся обста­ новке действовать с полной уверенностью. Когда летчик выполнил задачу. Макаров, вытирая лицо носовым платком, подошел к столу и склонился над планшетом. По зигзагообразным красным и синим ли­ ниям он мог наглядно проследить про­ кладку маршрута движения цели и само­ лета-перехватчика. Все маневры, которые выполнил летчик. Илья Макаров видел ясно на планшете и сразу же обнару­ жил. где он допустил ошибку, а где — летчик. Тем временем планшетист матрос Зай­ цев положил на планшет кальку и быст­ рыми. ловкими движениями начал чер­ тить. Этот документ будет использован на разборе результатов наведения совместно с летчиками. На пункте наведения немало опытных планшетистов. операторов, подчиненных данному об’т ? щ . Много хороших слов бы­ ло «сказано ,р высоком мастерстве операто­ ра сержанта Асеева. Он глубоко знает технику, умело ее эксплуатирует. Но вот оператор матрос Шапочкин в этот день ве сумел обеспечить высокое качество ра­ боты техники, не в состоянии был разо­ браться в причинах ненормальных пока­ зании одного прибора. Эти факты говорят о том, что каждому воину поста наведения, какую бы обязан­ ность он ни исполнял, необходимо систе­ матически тренироваться, глубже вникать в процессы, происходящие не только в области конкретно его специальности, но и в какой взаимной связи находятся все отдельные точки этого об'екта и как их четкость и слаженность в работе влияет на успех наведения. Капитан А. АНТИПОВ. Все пули —в целЬ Меткий стрелок рядовой Селянин образцово выполняет стрелковые упражнения Воины нашего подразде­ ления выполняли стрелко­ вое упражнение из лично­ го оружия. Перед выходом на огневой рубеж коман­ дир провел собрание лич­ ного состава. На нем вы­ ступили воины — отлични­ ки боевой и политической подготовки, которые в со­ вершенстве владеют вве­ ренным им оружием. Они поделились своим опытом и призвали всех провести стрельбу образцово. Мастер меткого огня ря­ довой Селянин рассказал. Ц как он смог добиться вы­ соких результатов в o r невой подготовке. Воин подчеркнул, что важно тренироваться не только непосредственно перед вы ­ полнением задачи, а пов­ седневно изучать оружие и отрабатывать правила стрельбы. Потом выступили члены бюро комсомольской ор­ ганизации ефрейтор Ворго- нов и другие воины. И вот личный состав вышел на огневой руоеж. Здесь были плакаты, ко­ торые призывали отлично выполнить упражнения. Когда подвели итоги, оказалось, что наилучших результатов добился рядо­ вой Селянин. Все пули он послал точно в цель. Воин действовал быстро и четко. Рядовой Селянин за- служенно носит на груд* знак «Отличный стрелок». За безупречную службу оп неоднократно поощрялся начальниками, в том чис­ ле три раза Командующим флотом. За все время воин не имеет ни одного взы­ скания. Его фотокарточка занесена на Доску отлич­ ников. НА СНИМКЕ: рядовой Аркадий Селянин на огне­ вом рубеже. Фото и текст М. КОВАЛЕВСКОГО. В отличном отделении О П Ы Т Н Ы Й В О Д И Т Е Л Ь Автомашина, совершив длительный рейс, прибыла в подразделение. Шофер второго класса младший сержант Ан­ дрей Кракулев заботливо осматривает ее. Техника в его ру­ ках безотказна, потому что водитель в совершенстве знает свое дело и с любовью сохраняет вверенную ему автомашину. Заслуженным авторитетом пользуется младший сержант Кракулев у всего личного состава. Он образцовый водитель во всех отношениях. С его стороны не было ни одного слу­ чая нарушений правил езды. Накануне дальнего рейса, шо­ фер Кракулев тщательно осматривает и готовит автомаши­ ну. Поэтому он не имеет ни единой аварии и поломкп за весь период службы. Лучший водитель младший сержант Кракулев отмечен командиром 1б-ю благодарностями и внеочередным кратко­ срочным отпуском. Старший лейтенант С. ШАРКОВ. В отличном отделении старшины 2 ста­ тьи Родина жизнь протекает строго разме­ ренно и напряженно. Матросы настойчиво изучают свое оружие и военное дело, ста­ рательно несут вахту, быстро и точно вы­ полняют любое приказание начальников. Чувствуется, что подчиненные старшины Родина ясно понимают свои задачи и с любовью делают все, что им поручают. Дан сигнал: «Приступить к осмотру и проворачиванию механизмов». Старшина Родин и его подчиненные уже у автома­ та. Снимаются чехлы, проворачиваются маховпки. Ствол орудия поднимается вверх, поворачивается на один и на дру­ гой борт. Осматриваются и проверяются приборы, запасные части. Все исправно, все на месте. На этом работа не кончает­ ся. Моряки протирают, смазывают авто- мгт. Только сделав все. каждый воин ос­ матривает свое заведывание и докладывает командиру об окончании осмотра и прово­ рачивания. Командир отделения идет с до­ кладом к старшине группы комендоров Старшина группы внимательно осма­ тривает все детали, заглядывает везде и удовлетворенно гозорит короткое «есть». Это означает, что работа принята, замеча­ ний нет. Так терпеливо и заботливо ухаживают тов. Родиц и его подчиненные за своим ав­ томатом каждый день. И орудие никогда их не подводит. ...Корабль в море. Погода ясная, но ве совсем спокойная. На горизонте замечен транспорт. Вскоре на автомат подается команда старшины Родина: — Левый борт!... Курсовой... Наводить но судну! Ствол автомата быстро разворачивается по направлению к цели. Постепенно он движется все медленнее и потом за­ мирает на месте. Слышен доклад наводчи­ ка Барулина: — Цель поймана! Затем командир расчета дает новые дан­ ные. Снова цель быстро поймана ч ™р- жится в перекрестьи нитей прицела. Та­ кие тренировки повторяются часто. После каждой из них растет мастерство артил­ леристов. Тренируются не только наводчик, но и другие номера расчета. Заряжающий ма­ трос Ларин упражняется по команде стар-*1 шины в быстрой замене некоторых частей замка. Ему ясно, что если возникнет необ­ ходимость произвести такую замену, от него будет зависеть успех стрельбы, а в военное время п успех боя. Сознание лич­ ной ответственности придает Ларину силы и упорство. Он стремится довести свои действия до автоматизма. У пего отличные успехи — заряжающий перевыполняет нормативы. Приближался день, когда предстояло подвести итоги всей большой и кропотли­ вой работы расчета — день стрельбы. Во­ ины еще упорнее тренировались у своего автомата. Накануне стрельбы началась подготовка материальной части. Автомат блестел чистотой, прицелы согласованы. Подан сигнал. Команда. Цель найдена, автомат заряжен. — Огонь! Короткая очередь, снаряды легли немно­ го левее цели. Введена корректура. Снова команда* — Огонь! И снаряды пошли в цель. Стрельба окончена. Старшине Родину сообщили, что его расчет выполнил зада­ чу с высокой оценкой. На разборе Родин указал на неточно­ сти наводчика, подметил ошибки и дру­ гих номеров. Тут же командир отделения сделал вывод: — Материальная часть работала во время стрельбы безотказно, но мы не смог­ ли на этот раз отлично его управлять. Оценка, правда, не плохая, однако от­ личное отделение обязано стрелять луч­ ше... Расчет снова принялся за учебу. С еще большей настойчивостью матросы изучают материальную часть, отрабатывают свои действия, готовятся стрелять только на «отлично». В зрелости своих подчиненных старши­ на 2 статьи Родин уверен. Отправляясь в краткосрочный отпуск, он оставил за се- 41 матроса Ларина. Долго и подробно командир рассказывал подчиненному о его новых обязанностях. Убедившись, что Ла­ рин понял все. старшина Родин со спокой­ ней совестью уехал. Когда командир отделения возвратился на корабль, он доложил о возвращении из отпуска и направился в кубрик. Его об­ ступили сослуживцы. Родину хотелось скорее самому расспросить матроса Лари­ на, как идут дела в отделении, что сде­ лано за время его отсутствия. Старшина и матрос Ларин обстоятельно поговорили обо всем. Командир впдел. что его подчиненные чувствуют себя хорошо, живут попрежнему дружно. А как авто­ мат содержится? И он пошел с матросами на боевой пост. Снял чехол, осмотрел все детали, заглянул в ствол — чисто. Убе­ дившись своими глазами, что орудие в по­ рядке, Родин похвалил Ларина: — Ну что ж, я в этом был уверен. Спасибо, товарищи матросы! В. АФАНАСЬЕВ. „Иван кивает на Петра. Бюрократические отписки вместо принятия мер В своем письме в редакцию матрос Ро­ дионов сообщал, что на хлебозаводе, где он. как экспедитор, получает продукцию, приходится простаивать в очереди по во­ семнадцать и больше часов. Письмо было направлено для расследования и приня­ тия мер. То. что люди днями и ночами дежурят на заводе в ожидании продукции. — факт возмутительный, из ряда вон выходя­ щий. Казалось бы. что. получив письмо военкора, руководители завода воспримут его, как серьезный сигнал, и п р и м а т все зависящие от них меры к тому, чтобы изжить это ненормальное явление. Но это­ го не случилось. В редакцию последовала бюрократиче­ ская отписка за подписью тов. Войткеви- ча. Он констатировал ...«что матросу при­ ходилось простаивать от 18 до 27 часов за хлебом, с этим можно согласиться. Но вина здесь не хлебозавода, а тол а Северного флота, который не следит за равномерностью выборки хлеба». Как видим, тов. Войткевич. подтверж­ дая творящиеся на хлебозаводе безобра­ зия, не только снял с себя всю ответст­ венность за это, но ни словом не обмол­ вился о том, какие же принимаются ме­ ры к устранению их. Такую же бюрократическую отписку прислал в редакцию и офицер тов. Степа­ нов. Подтверждая правильность изложен­ ного в письме военкора факта, он счи­ тает. что причиной создания очередей я в ­ ляется неукомплектованность хлебопекар­ ных печей однородными Формами и рам­ ками. отсутствие в экспедиции хлебозаво­ да необходимого переходящего остатка продукции, а также ритмичности в работе предприятия. 0 том же. какие приняты меры по письму военкора, в его ответе также не говорится ни слова. Спрашивается, кто же должен навести порядок на хлебозаводе? ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Копа будет наведён порядок в конто полщосветработы Вопны нашего подразделения охотно посещают комнату полптпросветработы. чтобы прочитать здесь газеты, журналы, веять книгу в библиотеке. Казалось бы. те товарищи, на которых возложены обязанности по поддержанию порядка в комнате и библиотеке, должны относиться к делу с большим старанием. Однако в действительности бывает иног­ да не так. Долгое время у нас заведовал библиотекой и отвечал за подшивку га- зг-т матрос Татаринов. К своим обязанно­ стям он относился плохо. Художественная и политическая литература находилась в беспорядке. Нелегко было найти нужную брошюру или книгу. В запущенном со­ стоянии находилась и подшивка газет. Чтобы исправить это положение, заве­ довать библиотекой и комнатой недавно был назначен тов. Рыжих. Сразу же он привел в порядок книжный фонд. Но га­ зеты. как и прежде, подшиваются нере­ гулярно и несвоевременно. Рыжих ссылается на то. что этим заниматься е ж ... некогда. Кроме того, неизвестно, по какой причине Рыжих открывает комна­ ту только в обеденный перерыв, а вече­ ром она на замке. Почитать в вечернее время газеты и журналы воинам негде. Когда же. наконец, будут созданы ус­ ловия для культурного досуга воинов? Старшина 2 статьи А. ЛОГИНОВ. Ло следам неопубликованных писем Военнослужащий Н. Шомаков прислал в редакцию письмо о том. что в магази­ нах гор. Полярный отсутствуют в прода­ же чемоданы. Письмо военкора было на­ правлено в управление Военторта. Редакцией получен ответ, в котором сообщается, что в торговую сеть гор. По­ лярного направлено 500 чемоданов. Б Е С Е Д Ы С В О И Н А М И 4. Средства и способы противоатомной защиты на корабле Атомное оружие является наиболее мощным по сравнению с другими видами оружия. Его появление по-новому ставит некоторые вопросы военного дела, меняет в значительной степени формы и способы ведения войны на море. Однако нельзя и переоценивать мощь этого оружия. Судьбу войны, в конечном счете, решают люди, сильные духом, в совершенстве овладевшие новой техникой, отлично дисциплинированные, преданные своей социалистической Родине. В настоящее время существует много щюстых и надежных средств защиты от поражающего действия атомного оружия. Правильное, умелое использование этих средств полностью защищает воина и поз­ воляет ему успешно выполнять боевые задачи. Воин, в совершенстве овладевший сред­ ствами противоатомной защиты, сумеет успешно действовать на своем боевом по­ сту, на корабле и в условиях примене­ ния противником атомного оружия. Защи­ та от атомного оружия на корабле дости­ гается умелыми действиями, разведкой с целью своевременного обнаружения ра­ диоактивного заражения, использованием в качестве укрытий корабельных поме­ щений, надстроек, рубок, артиллерийских башен, щитов и материальной части, рас­ положенных на верхней палубе. Кроме того, необходимо умело применять инди­ видуальные и коллективные средства за­ щиты, производить санитарную обработ­ ку личного состава и дезактивацию па­ луб, помещений, боевой техники, обмун­ дирования в случае заражения их радио­ активными веществами. Особое внимание воин должен уделять защите от поражаю­ щего действия ударной волны. Рассмотрим в отдельности каждое из этих средств и способов защиты. Рис. 1. Рис. 2. Рис. 3. Противогаз является надежным средст­ вом защиты воина от попадания радиоак­ тивных веществ внутрь организма через дыхательные пути, а также от заражения кожных покровов головы. Защитная одеж- *а, накидки, сапоги и перчатки выпол­ няют ту же роль, что и противогаз. Они предохраняют тело человека, eiro откры­ тые участки, обмундирашшие и обувь воина от попадания на тгйх радиоактив­ ных веществ и от светового излучения во время взрыва. Воин должен хорошо помнить и знать, что при отсутствии та­ бельных средств индивидуальной защиты могут быть использованы и подручные средства как-то ватно’марлевые повязки или вообще смоченные в воде повязка для защиты органов дыхания, брезенты, мешковина и т. д. Различные надстройки, башни, воору­ жение. корабельные помещения вполне мопут СЛУЖИТЬ надежным средством защи­ ты моряков на корабле от ударной волны, проникающей радиации и светового излу­ чения. Для того, чтобы использовать вы­ шеуказанные сооружения. необходимо твердо усвоить, что. увидев вспышку, во­ ин должен немедленно занять ближайшее, находящееся в двух-трех шагах укрытие и расположиться в нем так. как это по­ казано на рисунках 1, 2 , 3, 4. Указан­ ные выше сооружения и механизмы на­ дежно могут защитить от атомного взры­ ва. Корабельные надстройки, башни и т. д. изютовлены из стали, которая является хорошей защитой. Лист стали в 20 — 25 мм понижает радиоактивное излучение (проникающую радиацию) в два-три раза, полностью поглощает световое излу­ чение и ударную волну. Для защиты от радйЬактивных вещестз материальной части можно рекомендовать чехлы, парусину и ряд подсобных мате­ риалов. которыми следует закрывать во­ оружение. Такой способ зашиты позволит избежать попадания радиоактивных ве­ ществ непосредственно на технику, что в конечном итоге облегчит е.е дезактива­ Рис. 4. цию и обезопасит работу на ней боевых расчетов. Для уменьшения возможности радиоак­ тивного заражения внутренних помеще­ ний корабля необходимо тщательно за­ драивать все люки, иллюминаторы и две­ ри. задраивать все выходы вентиляции по сигналу об атомной опасности. Использо­ вать после взрыва атомной бомбы сле­ дует только ту вентиляцию, которая имеет фильтры. Этими мероприятиями снижает­ ся возможность проникновения ударной волны во внутренние помещения корабля. Каждому воину необходимо твердо пом­ нить, что быстрые и сноровистые дейст­ вия в районе взрыва атомного оружия уменьшают возможности заражения ко­ рабля радиоактивными веществами. По­ этому участки, зараженные радиоактив­ ными веществами, нужно преодолевать стремительно. В целях предотвращения поражения личного состава радиоактивными вещест­ вами производится санитарная обработка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz