На страже Заполярья. 1954 год. Август.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 20 августа 1954 г., N° 197 (5039). Учиться тому, что требуется в бою Связь всегда и в любых условиях должна действовать бесперебойно Современная война требует от воинов высоких морально-боевых качеств, хоро­ шей военной и политической подготовки, отличного владения техникой, большой физической выносливости. Овладевая в мирное время военным делом, советские моряки настойчиво готовятся к тому, что требуется в бою. Чт<*"»ы быстрее овладеть мастерством, воины должны старательно, с напряжением сил совершенствовать ог­ невую. тактическую, строевую, специаль­ ную и политическую подготовку, закалять себя физически, быть умелыми мастерами своего дела, способными преодолевать лю­ бые трудности походно- боевой обста­ новки... В основу учебы в послевоенный период положено требование — учить войска то­ му, что необходимо в современной войне. Этот принцип должен неуклонно осущест­ вляться на всех занятиях по изучению техники при проведении тренировок на боевых постах. Надо всегда помнить, что в условиях, приближенных к боевым, при выполнении практических задач в плавании выраба­ тываются и укрепляются необходимые на­ выки лучшего использования сверенной техники по всем правилам военного ис­ кусства. Поэтому занятия я тренировки с личным составом должны быть организо­ ваны так. чтобы они давали воинам зна­ ния и практические навыки для действий в боевой обстановке, в тяжелых условиях. Служебный долг каждого советского мо­ ряка — твердо знать и точно выполнять определенные уставами обязанности, до­ бросовестно изучать военное дело, точно выполнять приказы и требования коман­ диров. Хорошо выполняет свой служебный долг командир отделения сигнальщиков старшина 2 статьи Найденов. Он умело воспитывает своих подчиненных, учит их тому. что необходимо на воине. В период походов сигнальщики не ограничиваются несением вахты, а все время совершенст­ вуют свое боевое мастерство. В сложных метеорологических условиях, в снег, в дг>ждь и туман проводятся тренировки и учения с личным составом на боевом по­ сту по наращиванию нормативных пока­ зателей и отработке мероприятий по борь­ бе за живучесть. Найденов является клас­ сным специалистом, умело передает свой опыт подчиненным. Неплохо проводятся тренировки и у ра­ диотелеграфистов. где командиром стао- шина 1 статьи Максименков. Этот мо- 1 -як всегда помнит, что труд, затраченный на i\r 4 e 6 v в мирное время, вознаграаитея в тяжелые дни войны. Старая военная по* товорка справедливо говорит: «Больше по­ та на ученьи меньше крови на войне». Советские военные моряки должны на­ учиться действовать в любое время суток и года, в любой обстановке. В современ­ ней войне для связистов одной из труд­ ностей является создание противником по­ мех радиоприему с целью нарушения свя­ зи. Этим самым может быть нарушена четкая и налаженная организация боевого управления кораблями (частями) и само­ летами. Это необходимо помнить радиотелегра­ фистам, т. к. потеря радиосвязи — есть потеря управления, что может привести к тяжелым последствиям. Поэтому трениров­ ки по велению радиообмена необходимо проводить в условиях радиопомех на учениях по связи, в учебных радиосетям, при отработке и наращивании норматив­ ных показателей. Радиопомехи необходи­ мо создавать радиостанциями различной мощности, с каждым днем усложняя вид тренировки. Тренироваться необходимо в приеме и передаче радиограмм, постепен­ но увеличивая их емкость. Только тот радиотелеграфист сможет вести радиоприем в сложных условиях, который в мирное время изучит виды и способы защиты радиосвязи от радиопо­ мех, научится лрамотно и умело от них «уходить». Военно-Морской Флот нашей великой Редины имеет на вооружении боевых ко­ раблей лучшую в мире отечественную технику. Глубокое овладение этой техни­ кой. освоение всех заложенных в ней воз­ можностей — первейший долг матросов, старшин и офицеров. На занятиях, тренировках по борьбе за живучесть боевого поста необходимо изучить не только свое заведывание. но и овладеть специальностью товарищей, т. е отработать взаимозаменяемость личного со­ става. В боевой обстановке такая взаимо­ заменяемость имеет огромное значение. Знание своего заведывания — первое ус­ ловие боевой выучки воина. Только тот воин сумеет мастерски использовать тех­ нику. кто хорошо знает ее устройство, кто может быстро обнаружить и устра­ нить неисправность. Отлично изучили свою специальность классные специалисты старшие матросы Крымцов, Гуркин, Новиков, Гурьев. Но они не останавливаются на достигнутых успе­ хах. а с каждым днем совершенствуют свое боевое мастерство, повышают свои специальные и политические знания. В результате упорной учебы эти моряки до­ бились высокой натренированности, на­ учились действовать в сложной обстанов­ ке, приближенной к боевой действитель­ ности. Практические навыки в повседнев­ ном обслуживании и боевом использовании техники связи доведены ими до автома­ тизма. Эти воины не только сами добились от­ личных показателей в боевой и политиче­ ской подготовке, но также повседневно помогают отлично изучить технику своим товарищам. Они деятельно готовятся к сдаче зачетов на классность и к подтвер­ ждению классной квалификации. В ходе сдачи на классность выявляются знания личным составом техники, их уме­ ние управлять заведываемой материальной частью и выполнять нормативные показа­ тели. Поэтому необходимо приложить мак­ симум сил и энергии для закрепления тех показателей, которые были получены в ходе боевой подготовки в летний период во время походов. Для повторения и за­ крепления пройденного материала необхо­ димо проводить ' технические собеседова­ ния. которые надо тщательно готовить; надо также проводить ежедневные тре­ нировки по управлению материальной частью, наращиванию нормативных пока­ зателей. доведению практических навы­ ков до автоматизма. Напитан-лейтенант Г. КАЗАНОВ. ВОЕНО-МОРСКОЕАЕЛО й Артиллерийское орудие Артиллерийское воору­ жение корабля состоит из трех основных частей: а р ­ тиллерийских установок, бюеприпасов и приборов уп­ равления огнем. Установки или системы бывают па­ лубные и башенные. Ос­ новной их частью является орудие. Орудие служит для пре­ вращения тепловой энергии зар я д а в живую силу сна­ ряда, для его метания. Его ствол (см . рис. 1 ) состоит: из внутренней трубы ( 1 ), на которую надеваю тся в нагретом состоянии после­ довательно один за другим несколько скрепляющих ци­ линдров (2 ). Остывая, эти цилиндры сжимаю т друг д р у га и внутреннюю тру­ бу, чем увеличивают проч­ ность орудия. Д лину орудия обычно измеряют в калибрах, т. е. его длину д ел ят на ди­ ам етр снаряда. Полученное частное и вы раж ает длину орудия в калибрах. Внутреннее сквозное от­ верстие орудия называет­ ся его каналом . Оно д е­ лится на нарезную часть, камору и замочную часть Первая из них имеет вин­ товые нарезы , которые слу­ ж а т для сообщения сн ар я ­ д у вращения, необходимо­ го для его правильного по­ л е та в воздухе. Камора служит д л я помещения в ней зар яд а. Ее диам етр на 10— 20 процентов больше ди ам етра кан ала, а дли ­ на д елается в пределах 6— 10 калибров. В замоч­ ной ж е части помещается замок (за т в о р ), служащий для закры вания кан ала. Ее д лин а — в пределах одного- двух калибров. Замки орудий бывают двух типов: поршневые (см . рис. 2 ) и клиновые. Поршневой замок состоит из поршня, вдвигаемого в замочную часть при помо­ щи рукоятки. Д л я прочно­ го сцепления поршень име­ ет нарезы , которые входят при закрывании кан ала в нарезы замочной части. Клиновые замки обычно приготовляются у орудий небольшого калибра. Они изготовляются в форме клина (откуда и получили свое н а звани е), вставляю т­ ся в горизонтальный или вертикальный клиновый паз (вы рез) в замочной части и тем закры ваю т ка ­ нал ствола орудия. Во избежание проникно­ вения при выстреле газов через замочную часть, на зам ках ставятся обтюрато­ ры . Ими у поршневых зам ­ ков служит изготовленная из эластичного м атериала подушка. При выстреле она давлением газов на грибовидный стерж ень плотно прижим ается к стенкам каморы . Этот стерж ень внутри имеет к а ­ нал с уширением на кон­ це, куда вставляется вос­ пламенительная трубка. Обтюратором у клиновых замков служит гильза. Уход за обтюраторами и наблюдение за гильзами должны быть особо тщ а­ тельными. Прорыв газов через замочную часть мо­ ж ет привести к катастро­ фе, к отрыву казенной ч а ­ сти орудия. Мощность орудия опре­ д еляется живой 5 ИЛ 0 Й сна­ р яда, которую он получает в канале к моменту его выхода из дула. Ж и вая си­ л а определяется произведе­ нием площади кривой д а в ­ ления в канале орудия на площ адь его поперечного сечения (см. рис. 1). Чем больше площ адь кривого давления в кан але, тем больш е ж и вая сила сн ар я ­ да. От высокого д авл ения по­ роховых газов (порядка 3.000 кг/см 2 и большой температуры (до 2.800 гра­ д у со в ), а т а кж е от истира­ ния поясками снарядов к а ­ нал орудия, особенно в на­ чале нарезов, изнашивает- ся с каждым выстрелом. После некоторого числа бо­ евых выстрелов снаряд в канале не получит долж но ­ го вращения. Он летит в в о э 1 у«* нтправильно, ку- выокается. Такое орудие становится негодным для сго**лг»бы. В этом случае орудие приходится отправлять на Рис 2. Кривая давления газов в канале орудия В трудном походе действовали умело Много трудностей пришлось преодолеть сигнальщикам в прошедшем походе. Пло­ хая видимость мешала им вести наблюде­ ние. Но несмотря на это. моряки надежно обеспечивали корабль зрительной связью. Возросшее мастерство показали на по­ ходе старшие матросы Половинкин. Но­ виков. Гребкин и другие. Все они явля­ ются специалистами высокого класса^ безупречно выполняют свой служебный долг. Примером в преодолении трудностей нз походе служил старшина 2 статьи Кор­ нейчук. Он является специалистом пер­ вого класса. В прошлом году Корнейчук занял ведущее место в состязаниях на зва­ ние лучшего сигнальщика флота. В его отделении большинство моряков — от­ личники боевой и политической подго­ товки. • Выход в море показал, что моряки сиг­ нальной группы с честью выполняют по­ ставленные перед ними задачи. Матрос В. РАССАДНИКОВ. Рис, I завод д л я обновления, для замены внутренней трубы. Это длительный и труд­ ный процесс. В последнее время на основе достиж е­ ний металлургии и точно­ сти обработки достигли то ­ го, что внутренние трубы орудия — лейнеры стали изготовлять без н а т яж е ­ ния, свободно в орудие вставляющимися. Такие пушки называю тся лейни- рованными. При износе лейнер легко зам еняется на корабле без отправки ору­ дия в порт или на завод. Ж ивучесть орудия зави ­ сит от мощности, конст­ рукции и калибра. Чем оно мощнее и чем больше его калибр, тем живучесть ору­ дия меньше. Эта живу ­ честь зависит такж е и от ухода. Она обеспечивается своевременной смазкой , к а ­ чеством промывки и про­ тирки канала. Вес орудия зависит от своей конструкции и мощ­ ности. Ориентировочно можно считать, что орудие в 120— 180 р аз тяж елее снаряда. При этом верх­ ний предел нужно брать для 1 пушек, имеющих утя­ ж еленную казенную часть. Орудие уклады вается в лю льку палубной или б а ­ шенной установки. Оно соединяется со штоками тормоза отката и н а к а т ­ ника. На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Использование в рассказе художественной литературы На радиовахте Инициатива и настойчивость Дисциплинированным и знающим свое дело воином зарекомендовал себя матрос Волков. Настойчивая учеба и горячее же­ лание стать хорошим связистом не пропа­ ли даром. Сейчас мы ремонтируем линию связи. Белков успешно применяет свои знания на практике. За добросовестную службу, отличную учебу и проявленную при этом инициативу воин имеет ряд поощрений. 'Недавно фотография передового воина по­ мещена на Доску отличников. Матрос го­ товится к сдаче зачетов на классность. К. ВАСИЛЬЕВ. Перед выходом корабля в море коман­ дир вызвал к себе радиста старшину 1 статьи Аршинова. — Нам предстоит выполнить ответст­ венную задачу. — сказал он. — Успех во многом будет зависеть от вас, от на­ дежной и бесперебойной связи. — Рация не подведет, товарищ коман­ дир, — ответил комсомолец. Аршинов направился на боевой пост. Осмотрев аппаратуру и убедившись в ис­ правности передатчика и приемника, он приготовил инструмент, запасные части, закрепил все по-походному и стал настра­ иваться на нужную волну. Когда было дано разрешение командира открыть вахту, радист нажал на кнопку «пуск». Мягкий щелчок, п стрелки на приборах, описав дугу, замерли на месте. Аршинов надел наушники и стал высту­ кивать на ключе, вызывая корреспонден­ та. Потом быстро перебросил рубильник в положение «прием». Из наушников доно­ сились беспорядочный треск и какие-то еле слышные сигналы. Радист разобрался в этом хаосе звуков и, настроившись как можно точнее на волну, ясно услышал знакомые позывные. Корабль в открытом море. Тишину в рубке изредка нарушает шум из наушни­ ков. Вот слышно, как. пробиваются сиг­ налы. Аршинов настраивается и делает запись в вахтенном журнале. Потом до­ кладывает на мостик. Корабль резко на­ креняется на левый борт — разворачи­ вается. «Кажется и передал одно слово. — думает Аршинов, — и вот изменился курс корабля. Велика роль радиста!». Все ощутимее становится качка. Кло­ нит ко сну. Сказывается усталость от долгих часов напряженной вахты. Арши­ нов встряхивает головой, отгоняя сон, и, склонившись над вахтенным журналом, снова и снова записывает радиограммы. Вдруг слышимость стала плохой. Ра­ дист переключился на повышенный ре­ жим. Громкость увеличилась, но анакп были все равно непонятны. Тогда моряк нажимает замыкатель на ми-кротелефон- ной трубке и просит дать настройку. — Один. два. три. четыре... — доно­ сится из эфира. — Так, так. хорошо. — чуть слышно шепчут пубы радиста. — Слышу вас отлично. Перехожу на прием. Корабль возвратился в базу. Получив от командира разрешение закрыть вахту, Арпгинов приводит аппаратуру в исход­ ное положение и идет на ют, где у л « со­ брались моряки, чтобы поделиться впе­ чатлениями похода. Заслуженным авторитетом пользуется корабельный радист у личного состава. Он отлично знает специальность, образцо­ во содержит аппаратуру. А это позволяет ему нести вахту всегда хорошо. П. ПЕТРОВ. БЬял такой случай... На самолете по халатности авиацион­ ного специалиста не оказалось гайки тор­ мозной трубки основного колеса шасси. Гайка была утеряна. Наступило время предполетной подготовки. Авиатор-комму­ нист Владимир Пыльнев обнаружил де­ фект. Он подозвал авиационного специа­ листа старшего сержанта Юрия Ходкеви- ча и возмущенно сказал: — Безобразие! Видишь, гайки нет?... — Да. нет. — подтвердил Ходкевич.— Неприятность. А что. если возьмем гайку с другого самолета, временно?.. Пыльнев промолчал, а Ходкевич снял гайку с рядом стоявшего самолета. Быст­ ро — и просто. ...Оба авиатора, уважаемые в коллекти­ ве. опытные мастера своего дела, сидят, склонив головы. За совершенный просту­ пок они держат ответ перед коммуниста­ ми. — Кто еще имеет слово?.. — Разрешите? — К столу подошел коммунист Груздев. Прищурился. Посмот­ рел в сторону Владимира Ныльнева. Тот на миг приподнял голову и опустил, пы­ таясь скрыться от этого пристального взгляда. Кровь сильнее застучала в его висках. «Скорее бы начинал», — думал 1ыль- нев. Но неторопливый Груздев, любящий все делать и говорить обдуманно, как бы нарочно медлил подбирая наиболее вес­ кие слова. И вот он заговорил: — Гайка, о которой идет сегодня речь, имеет прямую связь с честностью, прав­ дивостью и партийным долгом коммуни­ ста Пыльнева. Вот об этих качествах, ко­ торыми должен обладать каждый воин, а тем более член партии, я и хочу ска­ зать. Есть ли эти благородные качества у Пыльнева? П снова пауза. А в ушах Пыльнева звучат слова: «Честность, правдивость... Какой стыд. — проносились мысли в со­ знании, — и дернуло же меня согласить­ ся». А выступающий тем временем продол­ жал: — Я думаю, товарищи, случай с гай­ кой позволит заявить, что коммунист Пыльнев потерял честность. Его пассив­ ное согласие не оградило, а толкнуло на порочный шаг Ходкевича. Каждое слово разило Пыльнева, как снаряд цель, казалось, разрывало сердце. Он был подавлен и сидел словно в за­ бытьи. Потом выступали другие товарищи. Все они сурово осуждали Пыльнева. просту­ пок которого мог привести к тяжелым по­ следствиям. если бы летчик стал рзле- тать на рядом стоящем самолете, который Пыльнев и Ходкевич привели в неисправ­ ность. При этом каждый выступающий спрашивал: «Почему?* «Как могло слу­ читься, что он, Пыльнев, всегда скром­ ный, знающий свое дело, дошел до такого проступка?». Наконец, слово было предоставлено Владимиру Пыльневу. Он встал, постоял. Но что же ему говорить? Ведь все ясно. Он все пережил, перечувствовал. — Говорите, говорите, как все случи­ лось? — прозвучал настойчивый голос. Если бы знали собравшиеся всю горечь, которая терзала Пыльнева. Но делать бы­ ло нечего. Необходимо отвечать. И он на­ чал: — Я виноват. Поступил нечестно, до­ пустил халатность... Непартийно... — и снова пропали слова. Все молчали. Пыль­ нев еще произнес несколько фраз. Но что такое? Его голос беззвучен. И наступив­ шая тишина угнетала его. обжигали при­ стальные взгляды товарищей. Пыльнев нервничал, закусив губу... В это время молодой кандидат партии, но уже бывалый авиационный специа­ лист Юрий Ходкевич в уме вспоминал пе­ реживания прошедших дней. Когда он уз­ нал, что за проступок его. как коммуни­ ста, тоже будут привлекать к ответствен­ ности. авиатор всю ночь плохо спал. Ут­ ром он ощутил в себе острую потребность поделиться с кем-либо переживаниями. На стоянке Юрий подошел к Пыльневу за­ думчивый. Смущенно кашлянул, промол­ вил: — Говорят, завтра нас на парткомис- сню. — Да, крепко попадет. — Что ж. по заслугам и получим... Разговора у них не получилось. Но Юрий Ходкевич, рассуждая сам с собою. думал так: «Ведь я — о т л и ч н и к . У ме­ ня немало благодарностей. Возле моего са­ молета в свое время красовался флажок передовика...». Эти приятные воспомина­ ния несколько успокоили Юрия, даже мелькнула гордость за свои успехи. Вот почему по-иному вел себя вначале Юрий Ходкевич, когда очередь дошла до него. — Конечно, я виноват. Это проступок... Но я спросил разрешения. Только что не доложил Пыльневу, что снял гайку. — оправдывался Ходкевич. — Это не только проступок, а значи­ тельно больше, — возразил ему офицер Васин. — И если вы прямо и открыто не скажете обо всем — значит вторично проявите нечестность. Не поймете глубо­ ко свою ошибку — значит сами себя будете подтачивать, как червь подтачи­ вает дерево па корню. Это были очень обидные слова. Но они поразили Ходкевича, который честно, по- партийному признал свою вину и заявил, что подобного с ним больше никогда не повторится. После этого авиаторы-коммунисты ра­ ботали, не жалея сил своих. Партийные взыскания с них были сняты. Юрия Ход­ кевича приняли в члены Коммунистиче­ ской партии Советского Союза. Но как и Пыльнев, он не забывает случая с гай­ кой. — Этого забывать нельзя. — говорит сержант-сверхсрочник Ходкевич. — Чест­ ность для воина — святой закон. Капитан А. АНТИПОВ. Наши писатели создали много замеча­ тельных произведений, в которых раскры­ вается благородный облик советского во- ина-победителя, его пламенная любовь к Родине, преданность своему народу, ве­ ликому делу Коммунистической партии. В художественной литературе приводятся многочисленные яркие примеры строгого соблюдения нашими воинами дисщшли ны. проявления ими мужества, храбростч и инициативы. Советская литерany ра является могу­ чим средством коммунистического воспи­ тания людей. Книга — друг советского человека. Она помогает ему жить, учить­ ся, строить величественное здание комму­ нистического общества. На лучших про­ изведениях советских писателей воспиты­ валась и воспитывается наша молодежь. Исключительно большое значение имеет художественная литература для воспита­ ния воинов Вооруженных Сил в духе жьвотворного советского патриотизма, верности Военной присяге, в духе совет­ ской национальной и военной гордости. Это обязывает каждого руководителя по­ литзанятий широко использовать в сво­ ей работе нащу советскую литературу. Проводя политические занятия с ма­ тросами. я стараюсь как можно чаще об­ ращаться к произведениям советских пи­ сателей. драматургов, поэтов, к создан­ ным ими художественным образам. Это помогает глубже раскрыть основные во­ просы изучаемых на политзанятиях тем, сделать рассказ яркий, жизненным, увле­ кательным, надолго остающимся в памя­ ти. Для того, чтобы рассказать воинам об интересных книгах и событиях, которые отоэражены в них, руководителю группы самому нужно систематически читать произведения классиков русской и со­ ветской литературы, следить за книжными новинками, за рецензиями и аннотация­ ми, публикуемыми в печати. Алексей Максимович Горький как-то говорил: «Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь...». Эти слова надо всетда помнить. Как бы ни был я занят по службе, все же стараюсь отводить время для чтения книг. Например, за последнее время мною были прочитаны: «Испытание» Т. Семуш- кина, «Уходим в море» А. Баковикова, «Счастливого плавания» В. Чукреева, «Мирный город» Г. Березко и ряд других книг. Начиная подготовку к рассказу на по­ литических занятиях, я прежде всего внимательно изучаю список рекомендо­ ванной литературы, продумываю план. Пои составлении конспекта использую не только политическую литературу, но а художественные произведения, выписы­ ваю из них примеры или события. Это — большой и кропотливый труд, но он всег­ да окупается. Особенно часто обращаюсь к книгам, повествующим о мужестве, стойкости и героизме советских воинов, проявленных ими в боях за Советскую Родину. , Так, готовясь к рассказу по теме: «Со­ ветские Вооруженные Силы в Великой Отечественной войне», я решит привести примеры, показывающие г о р я ч и й патри­ отизм советских воинов. Для этого ис­ пользовал отрывки из книги «Гангутцы». з которой ярко отражена любовь совет­ ских моряков к социалистической Роди­ не. их преданность своему народу. Бесстрашные подвиги гангутцев хорошо знакомы советским людям. На их примере я старался показать слушателям массовый героизм воинов во имя достижения победы. Говоря о нерушимой верности совет­ ских моряков Военной присяге, об их мужестве и стойкости, я рассказал слу­ шателям о героях замечательной книги Т. Семушкпна «Испытание». В этом про­ изведении есть эпизод, в котором повест­ вуется о том, как летчики Мочалов и Спицын, выполняя тренировочный полет в зоне, обнаружили вражеский самолет и сбили его. После этого наши летчики бы­ ли вынуждены произвести посадку в го­ рах, так как кончилось горючее. Герои повести переносили тяжелые трудности, но остались верными своему в о и н с к о м у долгу. Присяге. Воины, не читавшие это­ го произведения, заинтересовались им и сейчас часто можно видеть книгу у них в руках. Доходчиво рассказать о беспримерном в истории сражении под Сталинградом и о победе советских войск мне помогли про­ изведения В. Некрасова «В окопах Сталинграда» и К. Симонова «Дни и ночи». Много правдивых, запоминающихся ху­ дожественных оэразов можно заимство­ вать из произведений нашей литературы. Раз’ясняя тему о повышении бдитель­ ности. я обратился к книгам: «Правда об американских дипломатах» и «Заговор­ щики». В этих произведениях есть мно­ го фактического материала о шпионско- диверсионной деятельности агентов импе­ риалистических государств. правящие круги которых всячески поощряют терро­ ристов и убийц, стремятся нанести ущерб Советскому государству и демократиче­ ским странам. Убедительные примеры и документы из этих книг помогли мне интересно изложить тему, вызвать у во­ инов большой интерес к изучаемому во­ просу. Также и во мношх друтпх случаях я обращаюсь к произведениям художествен­ ной литературы, стремлюсь найти удач­ ную и яркую иллюстрацию тех положе­ ний, которые излагаю на политических занятиях. Но это вовсе не значит, что на протяжении всего рассказа по теме я рассказываю только о книгах и событи­ ях. Стать на такой путь, значит откло­ ниться от темы. Приводить примеры из художественных произведений надо толь­ ко в тех случаях, котда есть необходи­ мость в этом, чтобы подчеркнуть, запе­ чатлеть в памяти слушателей какое-либо событие или факт, ярче и полнее рас­ крыть содержание вопроса. Долг руководителя политзанятий, на мой взгляд, состоит в том, чтобы не толь­ ко самому использовать художественную литературу в своей пропагандистской ра­ боте, но и развивать у воинов любовь к книгам, прививать им умение увязывать содержание прочитанной книги с задача­ ми личного состава, с жизнью. Среди слушателей моей группы есть много любителей книг. В их читатель­ ских билетах записаны произведения русских и советских классиков, полити­ ческая литература, учебные пособия. Вы­ ступая на беседах по теме, они часто об­ ращаются к прочитанным книгам, приво­ дят из них примеры, иллюстрируют ими изучаемые на занятиях вопросы. Так, слушатель группы тов. Окореков во вре­ мя беседы по теме: «Советское социали- стпческое общество» умело использовал образы из произведений А. Твардовского. Нашу трудную пропагандистскую рабо­ ту должны облегчить в некоторой мере библиотеки. Они сиязаны систематически вости пропаганду книг, составлять спи­ ски рекомендованной литературы к по­ литзанятиям. оборудовать стенды, витри­ ны. организовывать читательские кон­ ференции, литературно-художественные вечера. Помню, одно время наша библиотека проводила большую работу. В ней прини­ мали участие пропатандисты, слушатели групп политзанятий. Эта работа оказыва­ ла неоценимую помощь воинам в усвое­ нии тем политических занятий, повышала активность слушателей во время бесед. Но в настоящее время библиотека такой работы не проводит. Читательские конфе­ ренции. литературно-художественные ве­ чера проводятся от случая к случаю или, как говорят, «по большим праздникам». В библиотеке совсем мало специальной, по­ литической литературы, такой, как «В помощь слушателям политшкол». Все это суживает использование худо­ жественной литературы пропагандистами. ведь книги не всегда доходят до вои­ нов. Всем нам надо более систематиче­ ски и целеустремленно вести пропаганду книги, используя для этого все ее формы. В своей практической деятельности я стараюсь устранить эти недочеты, полнее использовать произведения советских пи­ сателей для воспитания стойких, вынос­ ливых и мужественных воинов. Но эти недостатки будут тем скорее устранены, когда будут бороться с ними все полит­ работники. Лейтенант Ю. ЖАРКОВ, руководитель группы политзанятий. Правдивым словом и личным примером Заслуженным авторитетом п уважением среди личного состава подразделения пользуется комсомолец агитатор старший матрос Кузьминов. Его часто можно ви­ деть в кругу сослуживцев за громкой ч и т к о й газеты или проведением беседы. За последнее время старший матрос Кузь­ минов провел беседы на темы: «Крепкая дружба помогает в службе», «Присяга — закон жизни советских воинов» и т. д. В беседе о стойкости Кузьминов расска­ зал матросам о том, что как бы ни была тяжела военная учеба, но на войне быва­ ет значительно трудней. Он привел не­ сколько примеров пз опыта Великой Оте­ чественной войны, когда хорошая физи­ ческая закалка и высокая боевая выучка помогали воинам выходить победителями из самых трудных положений. Заканчи­ вая беседу, агитатор сказал, что в настоя­ щее время наш первейший долг — учить­ ся тому, что необходимо на войне. Для агитационной работы Кузьминов использует любое свободное время. Сейчас, когда наше подразделение выполняет от­ ветственную задачу по ремонту постоян­ ных линий связи и некоторым воинам нередко приходится работать самостоя­ тельно, задача агитаторов стала еще ответственнее. В товарищеских беседах с воинами Кузьминов подчеркивает, что нам нужно работать не только быстро, но и добротно. Комсомолец агитатор Кузьминов — от­ личный специалист. Его всегда можно встретить на самых трудных и ответст­ венных участках работы. Своей находчи­ востью и инициативой агитатор на деле показывает личный пример в труде. Так, например, недавно подразделение, в ко­ тором служит старший матрос Кузьми­ нов, значительно отстало в работе от дру­ гого подразделения. Срывался план ремон­ та линий связи. Тов. Кузьминов проявил находчивость и ценную инициативу. Он предложил простой способ ремонта прово­ дов — производить натяжку проводов не с одной стороны, как это делалось раньше, а с двух сторон. В результате вдвое уве­ личилась производительность труда вои­ нов и значительно уменьшились перерывы в работе линий связи. Подразделение рань­ ше срока закончило ремонт своего участ­ ка. Находчивому воину командир об’явил благодарность. Младший сержант В. КАЧАЛОВ. Меткие стрелки На днях в нашем подразделении состоялись стрельбы пз личного оружия. Первым выполнял упражнение личный состав отделения младшего сержанта Хитрова. Вот на линию огня выходят старшие матросы Мпхолевскпй и Балашов. Они метко поражают заданную цель. Умело действуют п другие воины. Успеху в стрельбе предшествовали систематические тренировки. Занятия про­ водилась не только в часы боевой подготовки, но и в свободное время. Воины учи­ лись правильно прицеливаться, точно производить выстрел. Благодаря кропотливому груду отделение показало возросшее огневое мастерство. Старший матрос К. ЯРАС0В.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz