На страже Заполярья. 1954 год. Август.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 20 августа 1954 г., N° 197 (5039). Учиться тому, что требуется в бою Связь всегда и в любых условиях должна действовать бесперебойно Современная война требует от воинов высоких морально-боевых качеств, хоро шей военной и политической подготовки, отличного владения техникой, большой физической выносливости. Овладевая в мирное время военным делом, советские моряки настойчиво готовятся к тому, что требуется в бою. Чт<*"»ы быстрее овладеть мастерством, воины должны старательно, с напряжением сил совершенствовать ог невую. тактическую, строевую, специаль ную и политическую подготовку, закалять себя физически, быть умелыми мастерами своего дела, способными преодолевать лю бые трудности походно- боевой обста новки... В основу учебы в послевоенный период положено требование — учить войска то му, что необходимо в современной войне. Этот принцип должен неуклонно осущест вляться на всех занятиях по изучению техники при проведении тренировок на боевых постах. Надо всегда помнить, что в условиях, приближенных к боевым, при выполнении практических задач в плавании выраба тываются и укрепляются необходимые на выки лучшего использования сверенной техники по всем правилам военного ис кусства. Поэтому занятия я тренировки с личным составом должны быть организо ваны так. чтобы они давали воинам зна ния и практические навыки для действий в боевой обстановке, в тяжелых условиях. Служебный долг каждого советского мо ряка — твердо знать и точно выполнять определенные уставами обязанности, до бросовестно изучать военное дело, точно выполнять приказы и требования коман диров. Хорошо выполняет свой служебный долг командир отделения сигнальщиков старшина 2 статьи Найденов. Он умело воспитывает своих подчиненных, учит их тому. что необходимо на воине. В период походов сигнальщики не ограничиваются несением вахты, а все время совершенст вуют свое боевое мастерство. В сложных метеорологических условиях, в снег, в дг>ждь и туман проводятся тренировки и учения с личным составом на боевом по сту по наращиванию нормативных пока зателей и отработке мероприятий по борь бе за живучесть. Найденов является клас сным специалистом, умело передает свой опыт подчиненным. Неплохо проводятся тренировки и у ра диотелеграфистов. где командиром стао- шина 1 статьи Максименков. Этот мо- 1 -як всегда помнит, что труд, затраченный на i\r 4 e 6 v в мирное время, вознаграаитея в тяжелые дни войны. Старая военная по* товорка справедливо говорит: «Больше по та на ученьи меньше крови на войне». Советские военные моряки должны на учиться действовать в любое время суток и года, в любой обстановке. В современ ней войне для связистов одной из труд ностей является создание противником по мех радиоприему с целью нарушения свя зи. Этим самым может быть нарушена четкая и налаженная организация боевого управления кораблями (частями) и само летами. Это необходимо помнить радиотелегра фистам, т. к. потеря радиосвязи — есть потеря управления, что может привести к тяжелым последствиям. Поэтому трениров ки по велению радиообмена необходимо проводить в условиях радиопомех на учениях по связи, в учебных радиосетям, при отработке и наращивании норматив ных показателей. Радиопомехи необходи мо создавать радиостанциями различной мощности, с каждым днем усложняя вид тренировки. Тренироваться необходимо в приеме и передаче радиограмм, постепен но увеличивая их емкость. Только тот радиотелеграфист сможет вести радиоприем в сложных условиях, который в мирное время изучит виды и способы защиты радиосвязи от радиопо мех, научится лрамотно и умело от них «уходить». Военно-Морской Флот нашей великой Редины имеет на вооружении боевых ко раблей лучшую в мире отечественную технику. Глубокое овладение этой техни кой. освоение всех заложенных в ней воз можностей — первейший долг матросов, старшин и офицеров. На занятиях, тренировках по борьбе за живучесть боевого поста необходимо изучить не только свое заведывание. но и овладеть специальностью товарищей, т. е отработать взаимозаменяемость личного со става. В боевой обстановке такая взаимо заменяемость имеет огромное значение. Знание своего заведывания — первое ус ловие боевой выучки воина. Только тот воин сумеет мастерски использовать тех нику. кто хорошо знает ее устройство, кто может быстро обнаружить и устра нить неисправность. Отлично изучили свою специальность классные специалисты старшие матросы Крымцов, Гуркин, Новиков, Гурьев. Но они не останавливаются на достигнутых успе хах. а с каждым днем совершенствуют свое боевое мастерство, повышают свои специальные и политические знания. В результате упорной учебы эти моряки до бились высокой натренированности, на учились действовать в сложной обстанов ке, приближенной к боевой действитель ности. Практические навыки в повседнев ном обслуживании и боевом использовании техники связи доведены ими до автома тизма. Эти воины не только сами добились от личных показателей в боевой и политиче ской подготовке, но также повседневно помогают отлично изучить технику своим товарищам. Они деятельно готовятся к сдаче зачетов на классность и к подтвер ждению классной квалификации. В ходе сдачи на классность выявляются знания личным составом техники, их уме ние управлять заведываемой материальной частью и выполнять нормативные показа тели. Поэтому необходимо приложить мак симум сил и энергии для закрепления тех показателей, которые были получены в ходе боевой подготовки в летний период во время походов. Для повторения и за крепления пройденного материала необхо димо проводить ' технические собеседова ния. которые надо тщательно готовить; надо также проводить ежедневные тре нировки по управлению материальной частью, наращиванию нормативных пока зателей. доведению практических навы ков до автоматизма. Напитан-лейтенант Г. КАЗАНОВ. ВОЕНО-МОРСКОЕАЕЛО й Артиллерийское орудие Артиллерийское воору жение корабля состоит из трех основных частей: а р тиллерийских установок, бюеприпасов и приборов уп равления огнем. Установки или системы бывают па лубные и башенные. Ос новной их частью является орудие. Орудие служит для пре вращения тепловой энергии зар я д а в живую силу сна ряда, для его метания. Его ствол (см . рис. 1 ) состоит: из внутренней трубы ( 1 ), на которую надеваю тся в нагретом состоянии после довательно один за другим несколько скрепляющих ци линдров (2 ). Остывая, эти цилиндры сжимаю т друг д р у га и внутреннюю тру бу, чем увеличивают проч ность орудия. Д лину орудия обычно измеряют в калибрах, т. е. его длину д ел ят на ди ам етр снаряда. Полученное частное и вы раж ает длину орудия в калибрах. Внутреннее сквозное от верстие орудия называет ся его каналом . Оно д е лится на нарезную часть, камору и замочную часть Первая из них имеет вин товые нарезы , которые слу ж а т для сообщения сн ар я д у вращения, необходимо го для его правильного по л е та в воздухе. Камора служит д л я помещения в ней зар яд а. Ее диам етр на 10— 20 процентов больше ди ам етра кан ала, а дли на д елается в пределах 6— 10 калибров. В замоч ной ж е части помещается замок (за т в о р ), служащий для закры вания кан ала. Ее д лин а — в пределах одного- двух калибров. Замки орудий бывают двух типов: поршневые (см . рис. 2 ) и клиновые. Поршневой замок состоит из поршня, вдвигаемого в замочную часть при помо щи рукоятки. Д л я прочно го сцепления поршень име ет нарезы , которые входят при закрывании кан ала в нарезы замочной части. Клиновые замки обычно приготовляются у орудий небольшого калибра. Они изготовляются в форме клина (откуда и получили свое н а звани е), вставляю т ся в горизонтальный или вертикальный клиновый паз (вы рез) в замочной части и тем закры ваю т ка нал ствола орудия. Во избежание проникно вения при выстреле газов через замочную часть, на зам ках ставятся обтюрато ры . Ими у поршневых зам ков служит изготовленная из эластичного м атериала подушка. При выстреле она давлением газов на грибовидный стерж ень плотно прижим ается к стенкам каморы . Этот стерж ень внутри имеет к а нал с уширением на кон це, куда вставляется вос пламенительная трубка. Обтюратором у клиновых замков служит гильза. Уход за обтюраторами и наблюдение за гильзами должны быть особо тщ а тельными. Прорыв газов через замочную часть мо ж ет привести к катастро фе, к отрыву казенной ч а сти орудия. Мощность орудия опре д еляется живой 5 ИЛ 0 Й сна р яда, которую он получает в канале к моменту его выхода из дула. Ж и вая си л а определяется произведе нием площади кривой д а в ления в канале орудия на площ адь его поперечного сечения (см. рис. 1). Чем больше площ адь кривого давления в кан але, тем больш е ж и вая сила сн ар я да. От высокого д авл ения по роховых газов (порядка 3.000 кг/см 2 и большой температуры (до 2.800 гра д у со в ), а т а кж е от истира ния поясками снарядов к а нал орудия, особенно в на чале нарезов, изнашивает- ся с каждым выстрелом. После некоторого числа бо евых выстрелов снаряд в канале не получит долж но го вращения. Он летит в в о э 1 у«* нтправильно, ку- выокается. Такое орудие становится негодным для сго**лг»бы. В этом случае орудие приходится отправлять на Рис 2. Кривая давления газов в канале орудия В трудном походе действовали умело Много трудностей пришлось преодолеть сигнальщикам в прошедшем походе. Пло хая видимость мешала им вести наблюде ние. Но несмотря на это. моряки надежно обеспечивали корабль зрительной связью. Возросшее мастерство показали на по ходе старшие матросы Половинкин. Но виков. Гребкин и другие. Все они явля ются специалистами высокого класса^ безупречно выполняют свой служебный долг. Примером в преодолении трудностей нз походе служил старшина 2 статьи Кор нейчук. Он является специалистом пер вого класса. В прошлом году Корнейчук занял ведущее место в состязаниях на зва ние лучшего сигнальщика флота. В его отделении большинство моряков — от личники боевой и политической подго товки. • Выход в море показал, что моряки сиг нальной группы с честью выполняют по ставленные перед ними задачи. Матрос В. РАССАДНИКОВ. Рис, I завод д л я обновления, для замены внутренней трубы. Это длительный и труд ный процесс. В последнее время на основе достиж е ний металлургии и точно сти обработки достигли то го, что внутренние трубы орудия — лейнеры стали изготовлять без н а т яж е ния, свободно в орудие вставляющимися. Такие пушки называю тся лейни- рованными. При износе лейнер легко зам еняется на корабле без отправки ору дия в порт или на завод. Ж ивучесть орудия зави сит от мощности, конст рукции и калибра. Чем оно мощнее и чем больше его калибр, тем живучесть ору дия меньше. Эта живу честь зависит такж е и от ухода. Она обеспечивается своевременной смазкой , к а чеством промывки и про тирки канала. Вес орудия зависит от своей конструкции и мощ ности. Ориентировочно можно считать, что орудие в 120— 180 р аз тяж елее снаряда. При этом верх ний предел нужно брать для 1 пушек, имеющих утя ж еленную казенную часть. Орудие уклады вается в лю льку палубной или б а шенной установки. Оно соединяется со штоками тормоза отката и н а к а т ника. На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Использование в рассказе художественной литературы На радиовахте Инициатива и настойчивость Дисциплинированным и знающим свое дело воином зарекомендовал себя матрос Волков. Настойчивая учеба и горячее же лание стать хорошим связистом не пропа ли даром. Сейчас мы ремонтируем линию связи. Белков успешно применяет свои знания на практике. За добросовестную службу, отличную учебу и проявленную при этом инициативу воин имеет ряд поощрений. 'Недавно фотография передового воина по мещена на Доску отличников. Матрос го товится к сдаче зачетов на классность. К. ВАСИЛЬЕВ. Перед выходом корабля в море коман дир вызвал к себе радиста старшину 1 статьи Аршинова. — Нам предстоит выполнить ответст венную задачу. — сказал он. — Успех во многом будет зависеть от вас, от на дежной и бесперебойной связи. — Рация не подведет, товарищ коман дир, — ответил комсомолец. Аршинов направился на боевой пост. Осмотрев аппаратуру и убедившись в ис правности передатчика и приемника, он приготовил инструмент, запасные части, закрепил все по-походному и стал настра иваться на нужную волну. Когда было дано разрешение командира открыть вахту, радист нажал на кнопку «пуск». Мягкий щелчок, п стрелки на приборах, описав дугу, замерли на месте. Аршинов надел наушники и стал высту кивать на ключе, вызывая корреспонден та. Потом быстро перебросил рубильник в положение «прием». Из наушников доно сились беспорядочный треск и какие-то еле слышные сигналы. Радист разобрался в этом хаосе звуков и, настроившись как можно точнее на волну, ясно услышал знакомые позывные. Корабль в открытом море. Тишину в рубке изредка нарушает шум из наушни ков. Вот слышно, как. пробиваются сиг налы. Аршинов настраивается и делает запись в вахтенном журнале. Потом до кладывает на мостик. Корабль резко на креняется на левый борт — разворачи вается. «Кажется и передал одно слово. — думает Аршинов, — и вот изменился курс корабля. Велика роль радиста!». Все ощутимее становится качка. Кло нит ко сну. Сказывается усталость от долгих часов напряженной вахты. Арши нов встряхивает головой, отгоняя сон, и, склонившись над вахтенным журналом, снова и снова записывает радиограммы. Вдруг слышимость стала плохой. Ра дист переключился на повышенный ре жим. Громкость увеличилась, но анакп были все равно непонятны. Тогда моряк нажимает замыкатель на ми-кротелефон- ной трубке и просит дать настройку. — Один. два. три. четыре... — доно сится из эфира. — Так, так. хорошо. — чуть слышно шепчут пубы радиста. — Слышу вас отлично. Перехожу на прием. Корабль возвратился в базу. Получив от командира разрешение закрыть вахту, Арпгинов приводит аппаратуру в исход ное положение и идет на ют, где у л « со брались моряки, чтобы поделиться впе чатлениями похода. Заслуженным авторитетом пользуется корабельный радист у личного состава. Он отлично знает специальность, образцо во содержит аппаратуру. А это позволяет ему нести вахту всегда хорошо. П. ПЕТРОВ. БЬял такой случай... На самолете по халатности авиацион ного специалиста не оказалось гайки тор мозной трубки основного колеса шасси. Гайка была утеряна. Наступило время предполетной подготовки. Авиатор-комму нист Владимир Пыльнев обнаружил де фект. Он подозвал авиационного специа листа старшего сержанта Юрия Ходкеви- ча и возмущенно сказал: — Безобразие! Видишь, гайки нет?... — Да. нет. — подтвердил Ходкевич.— Неприятность. А что. если возьмем гайку с другого самолета, временно?.. Пыльнев промолчал, а Ходкевич снял гайку с рядом стоявшего самолета. Быст ро — и просто. ...Оба авиатора, уважаемые в коллекти ве. опытные мастера своего дела, сидят, склонив головы. За совершенный просту пок они держат ответ перед коммуниста ми. — Кто еще имеет слово?.. — Разрешите? — К столу подошел коммунист Груздев. Прищурился. Посмот рел в сторону Владимира Ныльнева. Тот на миг приподнял голову и опустил, пы таясь скрыться от этого пристального взгляда. Кровь сильнее застучала в его висках. «Скорее бы начинал», — думал 1ыль- нев. Но неторопливый Груздев, любящий все делать и говорить обдуманно, как бы нарочно медлил подбирая наиболее вес кие слова. И вот он заговорил: — Гайка, о которой идет сегодня речь, имеет прямую связь с честностью, прав дивостью и партийным долгом коммуни ста Пыльнева. Вот об этих качествах, ко торыми должен обладать каждый воин, а тем более член партии, я и хочу ска зать. Есть ли эти благородные качества у Пыльнева? П снова пауза. А в ушах Пыльнева звучат слова: «Честность, правдивость... Какой стыд. — проносились мысли в со знании, — и дернуло же меня согласить ся». А выступающий тем временем продол жал: — Я думаю, товарищи, случай с гай кой позволит заявить, что коммунист Пыльнев потерял честность. Его пассив ное согласие не оградило, а толкнуло на порочный шаг Ходкевича. Каждое слово разило Пыльнева, как снаряд цель, казалось, разрывало сердце. Он был подавлен и сидел словно в за бытьи. Потом выступали другие товарищи. Все они сурово осуждали Пыльнева. просту пок которого мог привести к тяжелым по следствиям. если бы летчик стал рзле- тать на рядом стоящем самолете, который Пыльнев и Ходкевич привели в неисправ ность. При этом каждый выступающий спрашивал: «Почему?* «Как могло слу читься, что он, Пыльнев, всегда скром ный, знающий свое дело, дошел до такого проступка?». Наконец, слово было предоставлено Владимиру Пыльневу. Он встал, постоял. Но что же ему говорить? Ведь все ясно. Он все пережил, перечувствовал. — Говорите, говорите, как все случи лось? — прозвучал настойчивый голос. Если бы знали собравшиеся всю горечь, которая терзала Пыльнева. Но делать бы ло нечего. Необходимо отвечать. И он на чал: — Я виноват. Поступил нечестно, до пустил халатность... Непартийно... — и снова пропали слова. Все молчали. Пыль нев еще произнес несколько фраз. Но что такое? Его голос беззвучен. И наступив шая тишина угнетала его. обжигали при стальные взгляды товарищей. Пыльнев нервничал, закусив губу... В это время молодой кандидат партии, но уже бывалый авиационный специа лист Юрий Ходкевич в уме вспоминал пе реживания прошедших дней. Когда он уз нал, что за проступок его. как коммуни ста, тоже будут привлекать к ответствен ности. авиатор всю ночь плохо спал. Ут ром он ощутил в себе острую потребность поделиться с кем-либо переживаниями. На стоянке Юрий подошел к Пыльневу за думчивый. Смущенно кашлянул, промол вил: — Говорят, завтра нас на парткомис- сню. — Да, крепко попадет. — Что ж. по заслугам и получим... Разговора у них не получилось. Но Юрий Ходкевич, рассуждая сам с собою. думал так: «Ведь я — о т л и ч н и к . У ме ня немало благодарностей. Возле моего са молета в свое время красовался флажок передовика...». Эти приятные воспомина ния несколько успокоили Юрия, даже мелькнула гордость за свои успехи. Вот почему по-иному вел себя вначале Юрий Ходкевич, когда очередь дошла до него. — Конечно, я виноват. Это проступок... Но я спросил разрешения. Только что не доложил Пыльневу, что снял гайку. — оправдывался Ходкевич. — Это не только проступок, а значи тельно больше, — возразил ему офицер Васин. — И если вы прямо и открыто не скажете обо всем — значит вторично проявите нечестность. Не поймете глубо ко свою ошибку — значит сами себя будете подтачивать, как червь подтачи вает дерево па корню. Это были очень обидные слова. Но они поразили Ходкевича, который честно, по- партийному признал свою вину и заявил, что подобного с ним больше никогда не повторится. После этого авиаторы-коммунисты ра ботали, не жалея сил своих. Партийные взыскания с них были сняты. Юрия Ход кевича приняли в члены Коммунистиче ской партии Советского Союза. Но как и Пыльнев, он не забывает случая с гай кой. — Этого забывать нельзя. — говорит сержант-сверхсрочник Ходкевич. — Чест ность для воина — святой закон. Капитан А. АНТИПОВ. Наши писатели создали много замеча тельных произведений, в которых раскры вается благородный облик советского во- ина-победителя, его пламенная любовь к Родине, преданность своему народу, ве ликому делу Коммунистической партии. В художественной литературе приводятся многочисленные яркие примеры строгого соблюдения нашими воинами дисщшли ны. проявления ими мужества, храбростч и инициативы. Советская литерany ра является могу чим средством коммунистического воспи тания людей. Книга — друг советского человека. Она помогает ему жить, учить ся, строить величественное здание комму нистического общества. На лучших про изведениях советских писателей воспиты валась и воспитывается наша молодежь. Исключительно большое значение имеет художественная литература для воспита ния воинов Вооруженных Сил в духе жьвотворного советского патриотизма, верности Военной присяге, в духе совет ской национальной и военной гордости. Это обязывает каждого руководителя по литзанятий широко использовать в сво ей работе нащу советскую литературу. Проводя политические занятия с ма тросами. я стараюсь как можно чаще об ращаться к произведениям советских пи сателей. драматургов, поэтов, к создан ным ими художественным образам. Это помогает глубже раскрыть основные во просы изучаемых на политзанятиях тем, сделать рассказ яркий, жизненным, увле кательным, надолго остающимся в памя ти. Для того, чтобы рассказать воинам об интересных книгах и событиях, которые отоэражены в них, руководителю группы самому нужно систематически читать произведения классиков русской и со ветской литературы, следить за книжными новинками, за рецензиями и аннотация ми, публикуемыми в печати. Алексей Максимович Горький как-то говорил: «Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь...». Эти слова надо всетда помнить. Как бы ни был я занят по службе, все же стараюсь отводить время для чтения книг. Например, за последнее время мною были прочитаны: «Испытание» Т. Семуш- кина, «Уходим в море» А. Баковикова, «Счастливого плавания» В. Чукреева, «Мирный город» Г. Березко и ряд других книг. Начиная подготовку к рассказу на по литических занятиях, я прежде всего внимательно изучаю список рекомендо ванной литературы, продумываю план. Пои составлении конспекта использую не только политическую литературу, но а художественные произведения, выписы ваю из них примеры или события. Это — большой и кропотливый труд, но он всег да окупается. Особенно часто обращаюсь к книгам, повествующим о мужестве, стойкости и героизме советских воинов, проявленных ими в боях за Советскую Родину. , Так, готовясь к рассказу по теме: «Со ветские Вооруженные Силы в Великой Отечественной войне», я решит привести примеры, показывающие г о р я ч и й патри отизм советских воинов. Для этого ис пользовал отрывки из книги «Гангутцы». з которой ярко отражена любовь совет ских моряков к социалистической Роди не. их преданность своему народу. Бесстрашные подвиги гангутцев хорошо знакомы советским людям. На их примере я старался показать слушателям массовый героизм воинов во имя достижения победы. Говоря о нерушимой верности совет ских моряков Военной присяге, об их мужестве и стойкости, я рассказал слу шателям о героях замечательной книги Т. Семушкпна «Испытание». В этом про изведении есть эпизод, в котором повест вуется о том, как летчики Мочалов и Спицын, выполняя тренировочный полет в зоне, обнаружили вражеский самолет и сбили его. После этого наши летчики бы ли вынуждены произвести посадку в го рах, так как кончилось горючее. Герои повести переносили тяжелые трудности, но остались верными своему в о и н с к о м у долгу. Присяге. Воины, не читавшие это го произведения, заинтересовались им и сейчас часто можно видеть книгу у них в руках. Доходчиво рассказать о беспримерном в истории сражении под Сталинградом и о победе советских войск мне помогли про изведения В. Некрасова «В окопах Сталинграда» и К. Симонова «Дни и ночи». Много правдивых, запоминающихся ху дожественных оэразов можно заимство вать из произведений нашей литературы. Раз’ясняя тему о повышении бдитель ности. я обратился к книгам: «Правда об американских дипломатах» и «Заговор щики». В этих произведениях есть мно го фактического материала о шпионско- диверсионной деятельности агентов импе риалистических государств. правящие круги которых всячески поощряют терро ристов и убийц, стремятся нанести ущерб Советскому государству и демократиче ским странам. Убедительные примеры и документы из этих книг помогли мне интересно изложить тему, вызвать у во инов большой интерес к изучаемому во просу. Также и во мношх друтпх случаях я обращаюсь к произведениям художествен ной литературы, стремлюсь найти удач ную и яркую иллюстрацию тех положе ний, которые излагаю на политических занятиях. Но это вовсе не значит, что на протяжении всего рассказа по теме я рассказываю только о книгах и событи ях. Стать на такой путь, значит откло ниться от темы. Приводить примеры из художественных произведений надо толь ко в тех случаях, котда есть необходи мость в этом, чтобы подчеркнуть, запе чатлеть в памяти слушателей какое-либо событие или факт, ярче и полнее рас крыть содержание вопроса. Долг руководителя политзанятий, на мой взгляд, состоит в том, чтобы не толь ко самому использовать художественную литературу в своей пропагандистской ра боте, но и развивать у воинов любовь к книгам, прививать им умение увязывать содержание прочитанной книги с задача ми личного состава, с жизнью. Среди слушателей моей группы есть много любителей книг. В их читатель ских билетах записаны произведения русских и советских классиков, полити ческая литература, учебные пособия. Вы ступая на беседах по теме, они часто об ращаются к прочитанным книгам, приво дят из них примеры, иллюстрируют ими изучаемые на занятиях вопросы. Так, слушатель группы тов. Окореков во вре мя беседы по теме: «Советское социали- стпческое общество» умело использовал образы из произведений А. Твардовского. Нашу трудную пропагандистскую рабо ту должны облегчить в некоторой мере библиотеки. Они сиязаны систематически вости пропаганду книг, составлять спи ски рекомендованной литературы к по литзанятиям. оборудовать стенды, витри ны. организовывать читательские кон ференции, литературно-художественные вечера. Помню, одно время наша библиотека проводила большую работу. В ней прини мали участие пропатандисты, слушатели групп политзанятий. Эта работа оказыва ла неоценимую помощь воинам в усвое нии тем политических занятий, повышала активность слушателей во время бесед. Но в настоящее время библиотека такой работы не проводит. Читательские конфе ренции. литературно-художественные ве чера проводятся от случая к случаю или, как говорят, «по большим праздникам». В библиотеке совсем мало специальной, по литической литературы, такой, как «В помощь слушателям политшкол». Все это суживает использование худо жественной литературы пропагандистами. ведь книги не всегда доходят до вои нов. Всем нам надо более систематиче ски и целеустремленно вести пропаганду книги, используя для этого все ее формы. В своей практической деятельности я стараюсь устранить эти недочеты, полнее использовать произведения советских пи сателей для воспитания стойких, вынос ливых и мужественных воинов. Но эти недостатки будут тем скорее устранены, когда будут бороться с ними все полит работники. Лейтенант Ю. ЖАРКОВ, руководитель группы политзанятий. Правдивым словом и личным примером Заслуженным авторитетом п уважением среди личного состава подразделения пользуется комсомолец агитатор старший матрос Кузьминов. Его часто можно ви деть в кругу сослуживцев за громкой ч и т к о й газеты или проведением беседы. За последнее время старший матрос Кузь минов провел беседы на темы: «Крепкая дружба помогает в службе», «Присяга — закон жизни советских воинов» и т. д. В беседе о стойкости Кузьминов расска зал матросам о том, что как бы ни была тяжела военная учеба, но на войне быва ет значительно трудней. Он привел не сколько примеров пз опыта Великой Оте чественной войны, когда хорошая физи ческая закалка и высокая боевая выучка помогали воинам выходить победителями из самых трудных положений. Заканчи вая беседу, агитатор сказал, что в настоя щее время наш первейший долг — учить ся тому, что необходимо на войне. Для агитационной работы Кузьминов использует любое свободное время. Сейчас, когда наше подразделение выполняет от ветственную задачу по ремонту постоян ных линий связи и некоторым воинам нередко приходится работать самостоя тельно, задача агитаторов стала еще ответственнее. В товарищеских беседах с воинами Кузьминов подчеркивает, что нам нужно работать не только быстро, но и добротно. Комсомолец агитатор Кузьминов — от личный специалист. Его всегда можно встретить на самых трудных и ответст венных участках работы. Своей находчи востью и инициативой агитатор на деле показывает личный пример в труде. Так, например, недавно подразделение, в ко тором служит старший матрос Кузьми нов, значительно отстало в работе от дру гого подразделения. Срывался план ремон та линий связи. Тов. Кузьминов проявил находчивость и ценную инициативу. Он предложил простой способ ремонта прово дов — производить натяжку проводов не с одной стороны, как это делалось раньше, а с двух сторон. В результате вдвое уве личилась производительность труда вои нов и значительно уменьшились перерывы в работе линий связи. Подразделение рань ше срока закончило ремонт своего участ ка. Находчивому воину командир об’явил благодарность. Младший сержант В. КАЧАЛОВ. Меткие стрелки На днях в нашем подразделении состоялись стрельбы пз личного оружия. Первым выполнял упражнение личный состав отделения младшего сержанта Хитрова. Вот на линию огня выходят старшие матросы Мпхолевскпй и Балашов. Они метко поражают заданную цель. Умело действуют п другие воины. Успеху в стрельбе предшествовали систематические тренировки. Занятия про водилась не только в часы боевой подготовки, но и в свободное время. Воины учи лись правильно прицеливаться, точно производить выстрел. Благодаря кропотливому груду отделение показало возросшее огневое мастерство. Старший матрос К. ЯРАС0В.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz