На страже Заполярья. 1954 год. Август.

* На с т р а ж е 3>а п о л я р ь я 19 августа 1954 г., № 196 (5038). Уставы —закон нашей Жизни Добросовестно изучать военное дело ☆ ☆ В о е н н о с л уж ащ и м о б я з а н : «П о с т о я н н о с о в е рш е н с т в о в а т ь свои в о е н ны е и п о л и т и ч е с к и е з н а н и я , н а с т о й ч и в о о в л а д е в а т ь опытом В е ­ л и к о й О т е ч е с т в ен н о й в оины и с о в е рш е н с т в о в а т ь с во е б о е во е м а ­ с тер с тв о» . (Устав внутренней служоы Вооруженных Сил Союза СС Р ). ☆ ☆ Пооннос дело ис стоит на место. Оно не­ прерывно развивается. Создаются все но­ вые образцы боевого пружин и вместе с тем совершенствуются способы н приемы управления первоклассной техникой. Все это ставит советских воинов перед необ­ ходимостью не останавливаться на достиг­ нутом, не довольствоваться теми успехами, которые завоеваны раньше, а с каждым днем все настойчивее овладевать теорией и практикой своего дела, повышать боевое мастерство. Непременным условием образцового вы­ полнения воинского долга является высо­ кая политическая сознательность личного состава. Поэтому каждый матрос должен заботиться о своем политическом и куль­ турном росте. Иначе он отстанет от жиз­ ни, не сможет правильно понять свои за­ дачи и, следовательно, справиться с по­ четными и ответственными обязанностями защитника социалистической Родины. Каждому воину надо прежде всего обра­ тить внимание на дисциплину во время политических и специальных занятий, тренировок на боевых постах, на вахте. Это позволит ему наиболее плодотворно ис­ пользовать учебное время. Матрос Поздноев строго придерживается уставных правил. В назначенное для за­ нятии время он всегда находится на ме­ сте, рассказ руководителя слушает внима­ тельно, старается все запомнить и понять. Так воин ведет себя и на политических занятиях и в часы учебы по специально­ сти. Благодаря этому он стал одним из лучших зенитчиков подразделения. Командир орудия, на котором .расписан Поздноев. младший сержант Дворянкин проводит тренировки на боевом посту без условностей и упрощений. Он творчески разрабатывает вводные задачи для подчи­ ненных и требует, чтобы они быстро производили подготовку материальной ча- стп орудия к действию, заряжание, на­ водку. переключение гидроприводов и дру­ гие приемы. При этом обращается внима­ ние на точность и правильное соблюдение всех требований инструкции. При такой организации боевой учебы Поздноев работает у орудия с полным на­ пряжением сил. Каждое занятие прибав­ ляет матросу знания, дает возможность приобретать уверенные практические на­ выки, поднять боевую выучку на новую ступень. Поздноев много занимается самостоя­ тельно. перенимает опыт товарищей и сам делится своими знаниями. Например, оп рассказал матросу Кудряшову о согласовке индикатора, а тот в свою очередь об’яснпл товарищу, как работает под’емный меха­ низм. В отделении хорошо налажена отработка взаимозаменяемости. Матрос Запатраев, например, научился выполнять обязанно­ сти всех номеров расчета. — Правда, заменять заряжающего мне еще трудно, — говорит воин. — Однако I д\м.-цо, что г. ближайше*' время пуду справляться и с этим делом. Для успеха в учебе необходимо добросовестно относиться к изучению военного дела. При выполнении учебных задач Нозд- гт-оев показал высокую боевую выучку ч дисциплинированность. За отличную рабо­ ту во время стрельбы командир поощрил матроса. Не зря же говорят у нас: «ж и ­ ви по уставу — завоюешь честь и сла­ ву!». Кто об этом забывает — тот терпит неудачи. .Матрос /Кслснков имеет от на­ чальников ряд дисциплинарных взыска­ ний. Он нарушает уставной порядок, не проявляет усердия в овладении боевой техникой. • Недавно произошел такой случай. Во время занятия по специальности Желен- ков не слушал рассказ сержанта и гля­ дел по сторонам. Он не усвоил, на какие этапы делится период подготовки мате­ риальной части. Когда командир орудия не смотрел в сторону Желенкова. матрос на­ жал рычаг. В результате этого получилось заклинивание автоматического механизма. Это — серьезная неисправность, на устранение которой требуется немало тру­ да и времени. В бою такой проступок вои­ на повлек бы за собой катастрофу. Причина — в недисциплинированности Желенкова, в слабом знании им сложной : техники, инструкций и наставлений. Надо сказать, что халатное отношение Желенкова к службе проявляется доволь­ но часто. Он подчас не застегивает ворот гимнастерки, опаздывает на построения, а замечания старшины воспринимает непра­ вильно: слабо знает воин и свое дело. То­ варищи не раз предлагали помочь матро­ су в боевой учебе, но он самоуверенно за­ являет: «Я и так хорошо все знаю». А когда на занятиях руководитель предлага­ ет Желенкову ответить на вопрос, воин отказывается, потому что имеет слабую подготовку. Конечно, подобное отношение к учебе недопустимо. Это не что иное, как явное я?рушение важнейшего требования Уста­ ва, обязывающего каждого воина стара­ тельно изучать свою специальность, на­ стойчиво повышать боевое мастерство. Советский народ предоставил нам заме­ чательное боевое оружие и возложил па воинов задачу — всегда держать порох сухим. Мы стоим на страже рубежей любимой Родины, охраняем счастье наших отцов и матерей, братьев и сестер. Каждо­ му воину надо глубоко проникнуться чув­ ством ответственности за выполнение сво­ его долга и, не жалея сил, совершенство­ вать военные и политические знания, бое­ вое мастерство. Это — непременное усло­ вие укрепления активной обороны Роди­ ны от агрессивных действий ее врагов. Свято соблюдать воинские уставы, от­ давать все своп силы изучению военного дела — патриотический долг казстого со­ ветского воина. А. ГРИГОРЬЕВ. Ь ы аж и х показателен в боевой и политической учебе добился расчет зенитного ав том а т а специалиста первого класса старшины 2 статьи Власова. Передовой старшина рационально использует каждый выход в море для повышения боевого мастерства своих подчиненных. НА СНИМКЕ : специалист первого класса старшина 2 статьи Анатолий Власов (справа) и специалист второго класса старший матрос Алексей Матюхов на прак­ тических тренировках. Фото И. Никишова. HR СТРЕЛЬБИЩЕ Большая организаци­ онная работа была прове­ дена в нашем подразделе­ нии перед стрельбой из личного оружия. Коман­ дир собрал сержантов и по­ ставил перед ними задачу: подготовить подчиненных к выIюлнению уирая; ноний . Сержанты на занятиях в иоле довели до солдат указание командира, тща­ тельно отработали с ними элементы стрельбы. Агита­ торы и активисты изго­ товили наглядную агита­ цию. Ефрейтор Костерин и рядовой Сидлеров вы ­ пустили боевые листки. В них «были изложены сове­ ты о том, как лучше вы­ полнить упражнения, точ­ но поразить цели. Утро. Колонны воинов направляются на стрель­ бище. На их лицах выра­ жена твердая уверенность в своих силах. Да и как же иначе: затраченный труд должен окупиться. Первые выстрелы из ав­ томата нарушают утрен­ нюю тишину. В боевые ли­ стки. вокруг которых соб­ рались Boinibi, уже зане­ сены фамилии лучших стрелков — рядовых Ив­ лева. Зайцева, Колтового, Шанцева и других. Их поздравляют сослуживцы с успехом. Отделения, которые еще не были на огневом рубе­ же, повторяют условия упражнения и с нетерпе­ нием ждут команды. Тут же, вблизи, офицер при­ нимает зачеты но гранато­ метанию. Вот рядовой Шанцев внимательно следит за целью, которая устремляет­ ся на него. Две метко бро­ шенные гранаты достига­ ют цели, преграждают ей путь. Затем Шанцев быст­ ро меняет позицию и вновь метко метает гранаты. Уп­ ражнение выполнено безу­ пречно. С сияющим лицом, под одобрительные возгла­ сы товарищей воин ста­ новится в строй. Так же уверенно и лов­ ко действуют и другие вои­ ны. В ложбинах залегли пу­ леметчики рядовые Наха­ лов и Коноплев. Четкие движения их рук говорят о большой натренированно­ сти и высоком мастерстве. На груди у воинов сияют знаки «Отличный пулемет­ чик». Хорошие результаты по­ казали ефрейтор Гребенни­ ков, сержант Алексеевичев, рядовой Коблев и другие. Вот за пулеметом заме­ ститель командира по по­ литической части. Воины внимательно и с любопыт­ ством смотрят за ним. Ди­ станция большая и упраж­ нение трудное. Раздаются короткие очереди. Десятки глаз устремлены на ос­ мотрщика мишеней. Но те­ лефону докладывают, что мишени поражены. Восхищенные взоры устремляются на полит­ работника. Слышатся воз­ гласы одобрения. Офицера поздравляют с образцовым выполнением упражнения Так проходит время до обеда. Выполнив упражне­ ния, эш ны , довольные ус­ пехами, собираются от­ правиться в подразделе­ ние. Из строя выходят Шанцев. Садовский, Не­ федов, Томашов и дру­ гие. Командир об’являет им благодарность. Гордые по­ хвалой офицера воины дружно ответили: — Служим Советскому Союзу! Эти дорогие каждому слова раздаются и в дру­ гих подразделениях. Слышатся команды: «Равняйсь! Смирно!» Ко­ лонны солдат уходят со стрельбища в подразделе­ ние, где их ждет вкусный обед и заслуженный отдых. Младший сержант А . ПОТЕХИН. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Бесцельная трата рабочего времени Недавно в нашем подразделении состо­ ялось собрание, личного состава. На нем, уж в который раз, говорилось о том, что отдельные строительные бригады не вы­ полняют производственного плана, затяги­ вают сроки сдачи об’ектов в эксплуата­ цию. Но на этом собрании истинных при­ чин недостатков никто не назвал, никто не осмелился назвать и виновников пло­ хой организации производства. Если проанализировать рабочий день, то он будет выглядеть, примерно, так: в восемь часов все бригады выходят иа •свои участки, но приступить своевремен­ но к работе не могут, так как подсоби :го материала нет, цемент не подвезен, раст­ вора для штукатурки также нет. плот­ ники не обеспечили фронт работ отделоч­ ников. прораба тов. Томилова на месте тоже не найдешь. Но вот проходит время и... появляется прораб. Он говорит: «Не беспокойтесь, скоро строительный материал подвезут. Сейчас же будем убирать двор, помеще­ ния и делать другие мелкие работы». В^е строители, среди которых есть много вы­ сококвалифицированных специалистов, идут на уборку двора. Здесь оказалось, что нет в достаточном количестве лопат, носилок и другого инструмента, необходи­ мого для уборки. Снова ожидание. Так проходит два-трп часа, а иногда и боль­ ше. На строительной площадке, где работа­ ет моя брпгада, еще не было такого слу­ чаи, чтобы мы плодотворно работали все восемь часов. В среднем у нас рабочий день длится от четырех до пяти часов. Виновен в этом, прежде всего, прораб тов. Томилов. который мало беспокоится о за ­ грузке работой отделочников, никаких мер не принимает и тов. Могиляс. а тов. Го- рон спокойно терпит такую неорганизо­ ванность и неразбериху, занял позицию невмешательства» Больше того тов. Томилов систематиче­ ски ущемляет материальные интересы ра­ бочих. Так. моя бригада при всей недо- груженности выполнила в прошлом месяце задание на 1SG процентов, за что мы толжны были получить соответстпующее вознаграждение. Наряд был закрыт То- миловым в моем присутствии. Но после Томилов соединил наряд моей бригады с бригадой тов. Орлова, которая выполнила клан на 17 процентов. Такие подделки со стороны Томилова наблюдаются не впервые. Он, например, и; подшивки табелей вырвал несколько нарядов лучшего производственника тов. Федянина. а закрытый июльский его на­ ряд. где была показана цифра выполне­ ния плана 13 1 процента, прораб перепра­ вил самовольно на 70 процентов. Махинации прораба Томилова направле­ ны па то. чтоЗы оправдать свою бездея­ тельность. Обо всем этом хорошо известно тов. Гурбанову, но он никаких мер ие при­ нимает. Строители надеются, что в ближайшие дни на нашей строительной площадке будет наведен порядок, улучшены органи­ зация труда и учет. Ю. КОЖУХОВ. Читальный зал всегда на замке В клубе, где работает тов. Ермаков, имеется отлично оборудованный читаль­ ный зал. В нем уютно расставлены столы и стулья. Аккуратно лежат подшивки га­ зет и anyриалов. Всем хорош читальный зал. но... поль­ зоваться им не приходится. Он закрыт на замок. Единственно, что удается воинам, так это смотреть на зал. как на музейную редкость, через застекленную дверь и го лишь тогда, когда чуть распахнется шторка на двери. Убедившись, что дверь читального за­ ла закрыта, воины проходят в библиоте­ ку. Здесь картина иная. Стоит стол и три стула. На столо лежит пара журна­ лов. Один воин смотрит журнал, а осталь­ ные ждут. Скопление любителей книг, сгрудив­ шихся в небольшом помещении из-за , невозможности провести время в читаль­ ном зале, создает сутолоку и ненормаль­ ные условия для работы библиотеки. К тому же за 35— 40 минут до начала каждого мероприятия она закрывается, так как библиотекарь одновременно вы­ полняет обязанности еще и кассирши. В связи с такой организацией работы многие читатели не имеют возможности обменить книги. Раньше в клубе была комната пгр. В ней можно было провести время за шахматами, шашками, домино и другими настольными играми. Но теперь и ее нет. Все эти факты говорят о том. что работники клуба слабо заботятся о куль­ турном отдыхе воинов подразделения. Старший матрос К, ЯРАСОВ. По следам наших выступлений «В ОТРЫВЕ от жизни» Так называлась корреспонденция В. Со- рокалета. опубликованная в нашей газете 31 июля. В ней указывалось, что на од­ ном из кораблей политинформации про­ водились скучно, в отрьгве от жизни. В полученном редакцией ответе сооб­ щается. что эта корреспонденция обсуж­ дена на совещании офицеров. В настоящее время перед проведением политической информации офицеры тщательно инструк­ тируются, усилен контроль за их подго­ товкой. Д ве нормы в смену Умелый воспитатель Младшему сержанту Веселову оказано большое доверие — он командир отде­ ления. С первых же дней воин серьезно взялся за организацию труда личного со­ става, за устранение недостатков в работе. За короткий промежуток времени брпгада Веселова добилась высокой производительности труда. Сейчас она ежемс- сячно выполняет производственные планы не ниже чем на 150 процентов. За умелое воспитание подчиненных и высокую производительность труда фотография младшего сержанта Веселова помещена на Доске почета. Рядовой М. БЕЛОНОГОВ. Грузовая автомашина сбавила газ и в’ехала в гарая;. Из кабины вышел шо- Фер. Это — рядовой Погребной. Задание, к«)торое он только что выполнил, было нелегким. Но водитель отлично с ним справился, и теперь взволнованно расска­ зывал сослуживцам о своей поездке. Тщательно подготовив автомашину к завтрашнему дню, рядовой Погребной от­ правился отдыхать. Погребной — передовой водитель. Он отлично знает свою специальность, точно выполняет все требования правил и ин­ струкции шофера. Вверенный ему автомо­ биль он содержит в полном порядке. Старательный водитель настойчиво по­ вышает свои общие и специальные зна­ ния. Трудолюбивый -воин ежедневно вы­ полняет план на 200 процентов. За добросовестную службу рядовой По­ гребной имеет несколько поощрений. Он с честью выполняет воинский долг перед любимой социалистической Родиной. Б. К0РЮК0В . По следам неопубликованных писем В редакцию поступило письмо, в кото­ ром сообщалось, что воинам Виноградову и Брусененко еще в марте, а воинам Ти­ мошенко и Радченко — в мае было об’- явлено приказом поощрение — сфотогра­ фировать при развернутом Знамени части я вручить фотокарточки, но до июля это ■а В редакцию поступило письмо военкора о несвоевременной доставке в подразделе­ ние газет по вине ответственного за 3 t j матроса Татаршюва. Письмо было на­ правлено для расследования и принятия мер. Редакцией получен ответ, в котором поощрение так и осталось на бумаге. Письмо было направлено для расследова­ ния и принятия мер. В полученном редакцией ответе'гово­ рится. что этим воинам фотокарточки вручены на собрании отличников боевой и политической подготовки. * сообщается, что за несвоевременное полу­ чение на почте газет матрос Татаринов отстранен от выполнения обязанности письмоносца. Письмоносцем назначен воин, который своевременно доставляет в подразделение почву. Б Е С Е Д Ы С В О И Н А М И 3 . Проникающая радиация и радиоактивное заражение местности при атомном взрыве При взрыве атомной бомбы выделяется огромное количество энергии. Часть этой энергии уносится радиоактивными излу­ чениями, сопровождающими атомный взрыв. Радиоактивное излучение имеет место и после взрыва. Рассмотрим, как излучение проникает через вещество. Это поможет нам опреде­ лить наиболее эффективные способы за­ щиты от поражающего действия проника­ ющей радиации. Нейтрон представляет собою элементар­ ною ядерную частицу, не имеющую элек­ трического заряда. При прохождении че­ рез вещество нейтрон не испытывает элек­ трического взаимодействия ни с отрица­ тельно заряженными электронами, ни с ядром, заряженным положительно. Поэто­ му нейтрон легче других частиц прохо­ дит через вещество, теряя свою энергию лишь пои столкновении с ядрами. При делении ядра урана пли плутония нейтроны вылетают с различными скоро­ стями. В общем нейтронном потоке есть н?йтроны, движущиеся с очень большой скоростью. Их назвали быстрыми нейтро­ нами. Но есть и такие нейтроны, которые движутся с незначительной скоростью. Они получили название медленных нейтро­ нов. Быстрые нейтроны сталкиваются с ядрами атомов среды, через которую они проникают, подобно тому, как сталкива­ ются биллиардные шары. Сталкиваясь с ядром, нейтрон отдает ему часть своей энергии. Чем меньше масса ядра, тем большую энергию отдает нейтрон. Извест­ но. что при прямом уларе двух равных упругих шаров происходит полная переда­ ча энергии: ударяющий шар останавли­ вается, а второй приобретает скорость п движется дальше. При ударе под некото­ рым углом оба шара разлетаются в разные стороны. Аналогичный процесс пропеходит и при проникновении излучения через ве­ щество. В результате многпх столкновений про­ исходит замедление и вместе с этим рассе­ ивание нейтронов по различным направ­ лениям. Лучше всего замедляются нейтроны в веществе, состоящем из легких атомов, на­ пример, в углероде и парафине. Медленные нейтроны способны как бы «прилипать» к ядру, «захватываться» яд­ ром. Способность к захвату у медленных нейтронов примерно в 1.000 раз большая, чем у быстрых. Особенно хорошо захватываются мед­ ленные нейтроны такими элементами, как кадмий, бор, водород, кобальт и другие. При захвате нейтрона образуется новое, как правило, радиоактивное ядро. Так, на­ пример, нерадноактивный фосфор с атом­ ным весом 31 может превращаться в ра­ диоактивный фосфор с атомным весом 32. Если взять определенное количество т а ­ кого фосфора, то половина его распадется в течение 14 дней. В результате распада получаются ядра атомов уже не фосфора, а серы. Однако могут образоваться и не­ радиоактивные ядра. Так происходит ирп захвате нейтронов, например, ядрами ато­ мов обычного водорода. Захват нейтронов ядрами атомов хими­ ческих элементов и последующий радиоак­ тивный распад этих ядер часто^сопровож- дается испусканием гамма-лучей. Гамма-лучи представляют собою излуче­ ние, подобное рентгеновским лучам, но бо­ лее проникающее илп, как иногда гово­ рят, более жесткое. Гамма-лучи испускаются не только в момент взрыва, но и после него в резуль­ тате распада радиоактивных осколков те- ления. Осколки деления ядер урана или плутония — это ядра атомов элементов, атомный вес которых примерно в др . ч раза меньше атомного веса урана. Среди оскол­ ков можно встретить атомы различных химических элементов с атомным весом :»т 72 до 153. В большем количества встречаются ядра атомов таких элементов, как под, барий, стронций, молибден, ксе­ нон и другие. Образовавшиеся осколки деления оказы­ ваются радиоактивными, ибо ядра этих атомов (то есть осколки) имеют избыточ­ ное количество нейтронов. Некоторая часть этих нейтронов, как уже указывалось, выбрасывается в момент деления, остальные за счет внутрияр;р- яых процессов последовательно перехоыт в протоны. При этом испускаются бета-лу­ чи и. как правило, гамма-лучи. Осколки деления и являются основным источн иком гамма-лучей. При прохождении через вещество гам­ ма-лучи выбивают из атомов электроны, отдавая им всю пли часть своей энергии. Выбитые электроны движутся дальше с большой скоростью и, взаимодействуя с встречающимися атомами, в свою очередь также могут выбивать электроны. В центре взрыва атомной бомбы воздух сильно нагревается. Будучи более легким, нагретый воздух поднимается вверх. Обра­ зуются мощные восходящие потоки возду­ ха, которые уносят осколки деления вме­ сте с наземной пылью и частицами испа­ рившегося вещества корпуса и заряда бом- Г»ы. Грибовидное облако, характерное для атомного взрыва, содержит большое коли­ чество радиоактивных веществ. Проникающая радиация вредно действу­ ет на организм незащищенного человека. При воздействии нейтронов и гамма-лу­ чей происходит ионизация молекул живых тканей, то есть образование ионов из ато­ мов и молекул. В результате ионизации в организме происходят сложные изменения, приводя­ щие к нарушению нормальной работы раз­ личных органов, вследствие чего возника­ ет заболевание, называемое лучевой бо­ лезнью. Лучевая болезнь развивается постепенно и протекает не у всех одинаково. Ее тече­ ние зависит от общего состояния организ­ ма и от характера облучения. Одна и та же доза при облучении всего ’ организма более опасна, чем при облучении какой- либо одной части тела. Степень лучевой болезни зависит в основном от получен­ ной организмом дозы радиации. Доза ради­ ации в 100— 200 рентгенов может выз­ вать только легкое заболевание. Большие дозы проникающей радиации вызывают более тяжелую форму лучевой болезни, которая может повлечь за собою смертель­ ный исход. По мере удаления от места взрыва доза радиации резко уменьшается. Как правило, лучевая болезнь заканчи­ вается выздоровлением. Действие радиации значительно ослаб­ ляется защитными толщами различных материалов. Так, например. 14 сантимет­ ров грунта снижают дозу радиации вдвое, а 1 метр грунта или 00 сантиметров бе­ тона — в 100 раз. В 5 раз дает уменьше­ ние действия радиации броня толщиной 6 сантиметров, в 100 раз — броня тол­ щиной 18 сантиметров. В зимнее время для создания защитных сооружений может быть использован снег. Снежный покров толщиной 1 метр умень­ шает дозу радиации в 4 раза. Действие проникающей радиации резко ослабляют не только покрытия и стены закрытых сооружений, броня танков и самоходно-артиллерийских установок, но также и крутости траншей, щелей, ходов сообщения. Как говорилось выше, основная часть радиоактивных веществ, образующихся при атомном взрыве, уносится грибовид­ ным облаком. Оно поднимается на высоту до 10— 15 километров и переме­ щается по направлению ветра. В районе взрыва, а также по пути движения обла­ ка радиоактивные вещества падают на землю, воду, строения подобно тому, как выпадают хлопья сажи из облака дыма, поднимающегося вверх при горении кост­ ра. Воздух и местность в районе взрыва и по пути движения облака, а также распо­ ложенные на этой местности вне укрытий вооружение, боевая техника и люди мо­ гут подвергнуться заражению радиоак­ тивными веществами. Эти вещества представляют собою про­ дукты взрыва атомного заряда. Среди них основное место занимают осколки деления ядер урана или плутония, обладающие бе­ та- и гамма-активностью, то есть способ­ ностью самопроизвольно выбрасывать бе­ та- и гамма-лучи. Бета-лучи — это поток быстро летящих электронов, которые по­ лучаются при внутриядерных превраще­ ниях. Кроме осколков деления, продукты взрыва содержат частицы урана или плу­ тония, так как при взрыве в реакцию вступает не все вещество заряда. Часть его не успевает разделиться под действием высоких температур и испаряется вместе с корпусом и уносится облаком. Эти части­ цы испускают альфа-лучи и гамма-лучи очень малой энергии. Таким образом, выпавшие на местность радиоактивные вещества обладают различ­ ной радиоактивностью, а следовательно, различным поражающим действием. Про­ никающая способность этих излучений также различна. Наибольшей проника­ ющей способностью обладают гамма-лучи. У бета-лучей эта способность в 15— 20 раз меньше, чем у гамма-лучей. У альфа- лучей она настолько мала, что ее можно не учитывать. ✓ Радиоактивные излучения веществ, по­ павших внутрь организма, вызывают наи­ более сильное поражение. Вот почему на зараженной местности нельзя находиться без противогазов, принимать пищу и пить веду. Для уменьшения поражения необходимо предохранять кожные покровы и обмунди­ рование от заражения радиоактивными ве­ ществами, используя для этого различные средства индивидуальной защиты: накид­ ки. чулки и другие. Удаление радиоактив­ ных веществ следует производить как мо­ жно быстрее. Степень заражения местности при атом­ ном взрыве зависит от того, где произо­ шел взрыв: в воздухе, на поверхности зем­ ли или воды, под землей иди пол водой. Кроме этого, на интенсивность заражения влияют также характер местности (рельеф, растительность, состав почвы) и метеоро­ логические условия (ветер, дождь). При взрыве атомной бомбы в воздухе заражение обычно невелико, так как ра­ диоактивные вещества уносятся облаком и рассеиваются на большой площади. В район взрыва можно войти, не опасаясь поражения, уже через несколько минут после взрыва. Более значительное заражение происхо­ дит при наземном или подземном взрыве, когда радиоактивные вещества перемеши­ ваются с землей и слабее рассеиваются в воздухе. Но лаже и в этом случае сильно зараженные участки через несколько дней становятся безопасными, так как ин­ тенсивность излучений быстро уменьшает­ ся с течением времени. Если, скажем, че­ рез час после взрыва радиактивность при­ нять за 100 процентов, то через сутки ока будет составлять не более 3 процен­ тов, иначе говоря, опасность поражения уменьшится в 30 — 40 ваз. При наземном и подземном взрыве воз­ никает дополнительная опасность пораже­ ния от так называемой наведенной радио­ активности1. Дело в том. что иод дейст­ вием нейтронов, выброшенных в момент взрыва, некоторые элементы, входящие в состав почвы, воды и различных предме­ тов, находящихся в районе взрыва, могут стать радиоактивными. Так, например, может сделаться радиоактивным кремний, содержащийся в большом количестве в грунте. Он распадается с выбрасыванием бета-лучей. В воде содержатся различные солн. В этом случае может возникнуть ра­ диоактивный натрий или хлор. Однако преобладающее число таких эле­ ментов распадается оче&> быстро. Полови­ на такого кремния становится нерадиоак­ тивной через 3 часа, а натрия — через 15 часов. Очевидно, что в первое время после взрыва поражающее действие излу­ чений за счет наведенной радиоактивно­ сти несколько увеличивается. Однако вре­ мя этого действия невелико. Сильный ве­ тер увеличивает рассеивание радиоактив­ ных веществ. Хотя площадь, на которой можно обнаружить эти вещества, будет большей, но количество их на единицу площади уменьшается. Следовательно, уменьшится и их поражающее действие. Дождь способствует более быстрому осе­ данию радиоактивных веществ. В этом случае площадь заражения будет меньшей, зато следует ожидать более высокой степе­ ни заражения. Поражающее действие радиоактивных излучений, так же как ударной волны и светового излучения, можно значительно уменьшить п даже полностью избежать его, если умело и своевременно использо­ вать все возможные средства зашиты: раз­ личные сооружения, складки местности, воронки, канавы, строго соблюдать уста­ новленные правила при нахождении на за­ раженной местности, четко выполнять приказы и распоряжения командиров. Нандидат технических наук инженер-подполковник А. СЕДОВ. 1Н аведенная радиоактивность — это распад ядер атомов некоторых химических элементов, вы званный действием потока нейтронов* t 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz