На страже Заполярья. 1954 год. Август.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 18 августа 1954 г., N° 195 (5037). - ______ Против условностей и упрощенчества на тренировках и занятиях Возможность применения нового ору­ жии и других средств массового уничто­ жения люден со стороны империалистиче­ ских агрессоров ставит перед советскими Вооруженными Силами задачу умелой борьбы с этим мощным оружием. Наличие современной техники, ее подвижность и маневренность, большая разрушительная сила оружия по-новому ставят вопрос о методах ведения боевых действии. Старые испытанные методы не могут быть ша­ блонно использованы без учета особенно­ стей современного боя. Великая Отечественная война дала нам богатый опыт ведения боевых действий на Кракулев задержал выход корабля в море. А такого случая можно было избежать, если бы систематически проводились за ­ меры; дефект был бы обнаружен своевре- оружия. Всякие условности приводят к неправильному пониманию своих обязанно­ стей. Это подтверждает следующий факт. При проверке выполнения нормативных пока- менно, и все недостатки были бы заранее загелеп одного из расчетов автомата ока- устранены. залось, что матросы действуют неиравиль- Выход корабля в море — это и школа но и неумело. Почему? Потому, что здесь и проверка выучки моряков. Условностей допускались условности и упрощения в и упрощений тут также быть не должно, ходе тренировок. Пусть корабль выходит в море в хорошую Расчету дали вводную: «Заменить ствол погоду, на нем необходимо все иригото- автомата». Матросы быстро вытащили вить для плавания в условиях шторма, ибо ствол и отнесли его на некоторое расстоя- если внезапно ухудшится погода, то все иие, а затем этот же ствол снова ноставп- что плохо закреплено на верхней палубе ли обратно на место. Свою задачу по за- будет смыто за борт, а во внутренних по­ суше, море и в воздухе. Нужно творчески I мене ствола они считали выполненной. А мещениях предметы будут падать, ломать использовать пример прошлых боевых дей- ведь в настоящем бою этот ствол они вы- ся, мешать четким действиям матросов при ствий, так как современные виды оружия таскивали бы в асбестовых рукавицах и обслуживании механизмов. Таким образом требуют конкретного учета обстановки, заменили его запасным. условности дадут о себе знать. Чувством нового должна быть проникну- При разборе выяснилось, что запасной Так, например, во время похода корабля та боевая подготовка личного состава каж- ствол имел густую арсенальную смазку и на главный командный пункт доложили дого корабля и подразделения. даже к фактическим стрельбам не готовил- «В носовой кубрик поступает вода» Большое значение при этом имеет обу- ся. На боевом посту не оказалось асбесто- Командир приказал сбавить ход и выяс- ченпе войск тому, что нужно в современ- вых рукавиц и приспособлений для замены нить причину. Оказалось, что в трудно- ной войне. Быстрота, четкость действий, раскаленного ствола после стрельбы. Все доступном месте был плохо задраен иллю- высокое боевое мастерство, стойкость и действия расчет проводил через тонкую ве- минатор. Когда был дан большой ход, на- выносливость. воля к победе — вот каче- тошь, которая ни в коей мере не могла чала поступать вода. Так из-за халатно- ства. необходимые воину. Они не могут предохранить руки от ожогов. сти одного матроса, расписанного по за­ быть достигнуты, если в обучении и вое- Все это говорит о том, что на учениях драйке иллюминаторов в данном кубрике, питании личного состава будут допускать- и тренировках некоторые командиры не был нанесен материальный ущерб, ся условности, шаблон и упрощенчество. разбирают ошибки, не показывают на при- Несмотря на то, что сейчас мирное вре- Высокая выучка матросов и старшин во мерах, к каким последствиям может приве- мя, перед выходом корабля opvanie и бое- мкогом зависит от методики воспитания и сти та или иная условность. запас надо готовить так же, как он гото- обученпя в процессе практических заня- Современные боевые средства характер- вится к боевому применению. Все трени- тий и тренировок на боевых постах. За- ны большой разрушительной силон. Поэто- ровкп при ведении «немого» огня должны крепление знаний и проверка слаженности му борьба за живучесть отдельных боевых проходить словно при фактической стрель- к четкости работы всего экипажа корабля, постов и корабля в целом должна быть бе. достигается в походах. Правильно органи- всегда в поле зрения командиров всех В современных условиях боя. при нали- эованное занятие или тренировка не за- подразделений. В вопросах борьбы за жи- чин реактивных самолетов и других медлит дать свои плоды в ближайшее вре- вучесть не должно быть никаких условно- средств, вопросу немедленной готовности мя. стей. Все аварийные средства должны зенитных орудий необходимо уделять осо- Однако еще имеются отдельные случаи, быть всегда готовы к немедленному дей- бое внимание. Средства противовоздушной когда мало уделяют внимания подготовке ствию независимо от того, где находится обороны должны быть готовы в любую ми- подчиненных. До сих пор имеет место корабль — в море или у причала. _ нуту открыть действительный огонь и не формальное отношение к выполнению сво- На нашем корабле был такой случай, дать самолету противника использовать их обязанностей. Теоретические и практи- Во время учения была дана вводная: «Но- свое оружие. Всякое промедление с откры- ческие занятия нередко проходят не на гасить пожар». К месту «пожара» были тием огня может привести к гибели ко- должной высоте, часто не увязывается принесены огнетушители с ближайших рабля. между собой метод рассказа и показа уст- штатных мест. Один из них был пустым. Однако иногда на походе можно наблю- ройства на макетах или на материальной Оказалось, что этот огнетушитель исполь- дать случаи, когда при несении готовно- части. зовался раньше. Зарядить его снова не ус- сти зенитчиками стволы автоматов затк- Так, например, командир зенитной ба- пели, а чтобы штатное место не было «пу- нуты пробками, на прицельных ириспособ- тареи корабля Н. собрал подчиненных в стым», туда поставили «условный» огне- лениях надеты чехлы, а на нек'»торых ав- кубрик и по развешанным чертежам на- тушитель. Спрашивается, а, если бы это томатах и целиком весь чехол. Так. на од- чал об’яснять устройство пушки и взап- была не вводная, а фактический пожар? К ном из кораблей при проверке готовности модействие деталей в процессе стрельбы, каким бы последствиям могла привести орудийного расчета было обнаружено, что Многим из слушателей чертежи были не подобного рода условность? поданный боезапас был учебный. При раз- понятны, а взаимосвязь отдельных деталей Нужно отказаться от шаблонных ввод- боре данного случая выяснилось, что руководителю приходилось показывать на ных на учениях аварийных партий по командир автомата допустил такую услов- пальцах или дополнительными чертежами борьбе за живучесть. Зачастую вводные ность лишь с той целью, чтобы не протп- мелом на доске. В конце занятий нагляд- даются простые, и выполнение их не пред- рать фактический боезапас, а после не ного разбора действий механизмов на ма- ставляет труда. Такие вводные не дают смазывать его. териальной части сделано не было, хотя матросам навыков и смекалки, не дают Таким образом, из-за неправильного по­ п у тк а . которую изучали воины, находи- действительного представления о трудно- ппмания своих задач со стороны коман- лась над тем кубриком, где проводилось стях борьбы за живучесть корабля.. дира автомата старшины 2 статьи Бонда- занятпе. Все учепия по борьбе за живучесть дол- Г*‘Нко готовность зенитных средств кораб- Такпе условности, допускаемые в про- жны проводиться в обстановке, 'прпбли- Ы я была снижена. Сохранение техники и цессе занятий, не дают положительных генной к боевой. К сожалению, некоторые содержание -ее очень нужное дело, но не результатов. К тому же офицер шаблонно корабли не имеют специального стенда для в ущерб боеспособности корабля, подошел и к форме проведения занятии. В тренировки аварийных партий. Поэтому Опыт войны учит, что корабль в море кубрике были собраны матросы различных вся пх подготовка проходит в упрощен- моясет встретиться со многими случайно- годов службы. П если старослужащим ма- ных условиях. Заделать пробоину на глад- стями, когда экипажу в самый кратчай- тросам было давно известно все то. что ком целом борту — это совсем легко. Го- ший срок приходится открывать огонь и он рассказывал, то молодые матпосы вое- раздо труднее заделывать рваную пробои- выполнять те или иные боевые функции, принимали материал^ с трудом. ну, когда через нее под большим давлени- Поэтому нужно уже в мирное время прн- Повышение знании в данном случае как ем идет струя воды. Более того, устране- учать воинов к походам в штормовых ус- бы затормаживается. Это резко сказывает- нпе повреждения на магистрали с паром, ловиях, готовить к выполнению любой ся на ходе всей боевой подготовки подраз- когда даже не слышно шипения пара, тре- боевой задачи. Нельзя запрещать, напри- дел^ния. _ бует твердых практических навыков. мер, в штормовых условиях личному со- Основнои упор в боевой подготовке дол- Навыки борьбы за живучесть корабля и, ставу верхних боевых постов выходить по жен^оыть взят на практическое освоение в частности< борьба с пожаром и водой сигналу на свои места. Такая иерестра- своеи специальности, на умелое использо- лолжны отрабатываться не только с ава- ховка приведет к тому, что матросы не вание оружия и технических средств и рниными партиями. При наличии болыпо- смогут правильно передвигаться по кораб- устранение повреждении в бою. 1веРД°с го чим а пробоин и очагов пожара аварий- лм в штормовых условиях и не сумеют знание личным составом своего оружия и ная партия по CB0Pfi малочисленности не использовать корабельные средства для за- технпческих средств, а также натрен-ро- может с нимц справиться. В этом случае шиты от набегающей волны, ванность в раооте на своем боевом посту» врсь личный ^ с т а в должен уметь вести При плавании в штормовых условиях у доведенная до автоматизма, является г. - за живучесть корабля. моряков должны вырабатываться лов- НСВ® п о ч е м з а - Однако зачастую учения по борьбе за кость, сноровка, воля и смелость. В пери- нятии и тренировок должно быть птазо- живУчесть не носят систематического ха- од воины штормовая погода, снежные и мерным Т них НеобходимойТедусма?- а проводятся от случая к слу-1 Дождевые заряды, плохая видимость были ривать закрепление старого и обязательно с Условностями и упрощениями, освоение нового материала. Для поддержания на должном уровне Но в практике встречаются случаи из- боевой готовности корабля предусмотрены вращений и шаблона в проведении трени- ежедневные и периодические осмотры и * проворачивания оружия и технических средств корабля. Они проводятся в часы, установленные распорядком дня, под руко­ водством опытпых старшин и командиров подразделений. Каждый механизм должен быть тщатель­ но проверен и опробован. Условностей в этом случае быть не должно, так как от тщательной проверки всех механизмов за­ висит боеготовность корабля. Но еще бывают случаи, когда отдель­ ные матросы и старшины халатно отно­ сятся к выполнению инструкций. Они не проделывают всех необходимых операций. Такие упущения привели однажды к т я ­ желым последствиям. Старший матрос • Пропагандисты обмениваются опытом Семинар— школа методического мастерства Основной формой подготовки руководи­ теля группы к политзанятиям является его самостоятельная работа над книгой, над повышением своих политических и военных знаний, над расширением своего общекультурного кругозора. Для того, что­ бы хорошо подготовиться к очередным за­ нятиям, руководитель группы должен про­ честь всю рекомендованную литературу, сделать из нее выписки, подобрать Факти­ ческие данные, интересные и убедитель­ ные примеры, составить конспект. Успешная подготовка пропагандиста к политзанятиям в значительной мере за­ висит от семинара. Его задача и цель заключаются в том, чтобы помочь ру­ ководителю группы глубже изучить тему, совершенствовать методические навы­ ки, выработать мастерство и умение для повышения идейного уровня и дей­ ственности политзанятий. Вместе с тем, семинары служат трибуной для обмена шюпагандпстским опытом. Здесь, на се­ минаре. можно научиться умению доходчи­ во и убедительно вести рассказ по теме и т. д. Как известно, семинар пропагандистов ее нарушает голос старшины, отдающего | складывается из двух частей: пнетруктив- краткие приказания. Радисты несут вах- ного доклада руководителя семинара по ту. Отлично справляется с оояланностями предстоящей теме политзанятий и методи- специалист первого класса Наугольных. Уважением и авторитетом пользуется на корабле специалист первого класса старш ина 1 статьи Николай Тягин. Свой богатый опыт и знания он любовно пе­ релает подчиненным. НА СНИМКЕ : специалист первого класса старш ина 1 статьи Николай Тя­ гин (справа) на занятиях по специаль­ ности с матросом Анатолием Шамарди- новым. Фото И. Никишова. Вахта радистов В аппаратном зале тишина. Временами Он по праву считается передовым вои­ ном части. Вахта радиста своеобразна. Здесь н>уж- но сосредотачиваться до крайности в мо­ мент приема или передачи радиограммы. ки проведения рассказа, самостоятельного чтения и беседы. В этой статье мне хочется поделиться своими мыслями о том, как семинар помо­ гает нам, пропагандистам, совершенство- Перед каждым воином, сидящим у прием- вать, свое методическое мастерство, ника. поставлена задача: передать радио- Обсуждение содержания и методики грамму быстро и без ошибок. А сделать предстоящего политического занятия^ это нелегко! Нужно хорошо знать специ- нас занимает, как правило, два часа. Сна- альность и уметь превосходно ориентиро- чала заслушиваются два-три пропаганди- ваться в эфире, чтобы из десятка позыв- ста по узловым вопросам, а затем органи- hj !> отличить нужный сигнал. зуется коллективное обсуждение. Нужно Личный состав нашего подразделения сказать, что уже в ходе первой части ра- повседневно повышает свое мастерство. В боты семинара я много получаю для мето- свободное от вахты время воины заполня- дически правильного ведения рассказа, ют радиокласс. Они отрабатывают норма- Обсуждая тему занятия «Советские Во- тивы ио приему на слух, готовятся стать оружейные Силы в годы мирного социали- классными специалистами. стического строительства», один из пропа- Таких у нас немало. Матрос Рязанцев гандистов для подкрепления выдвинутых сначала совершенно не умел работать на положений фактами из жизни подразделе- ключе. Сейчас он специалист первого ния дал общие сведения. В своем выступ- класса. отличник боевой и политической лении он подчеркнул, что необходимо рас- подгоговки. Часто в помещении для тре- сказать о дисциплинированных воинах, об нкровок можно застать специалистов вто- опыте их боевой и политической подготов- рого класса старшего матроса Володакина ки, чтобы на их примерах научить слу- и матроса Лактионова. Они несут ответст- шателей, как нужно выполнять свой воин- венные вахты и, тем не менее, считают ^кпй долг. необходимым повышать свою квалифика- | Далее он рассказал о лучших воинах цию. Для бесперебойной работы материаль­ ной части ее необходимо содержать в чи­ стоте и порядке. Об этом постоянно за­ ботится сержант Окунев. Аппаратура, на­ ходящаяся в его заведыванпи, всегда ис­ правна. в боевой готовности. С большой охотой передает Окунев свой богатый опыт молодым, воинам. Он воспитывает у ’ них любовь к своему делу, обучает пра­ вилам эксплуатации передовой техники. Добросовестно несет вахту экспедитор своего подразделения. Пропагандист крат­ ко познакомил руководителей групп с до­ стижениями в службе и учебе старшего матроса Краснова — лучшего специалиста одного из подразделений. При этом он под­ черкнул, что основой его успеха, как и других воинов, является крепкая воинская дисциплина. Деловые и обстоя­ тельные замечания были мною учтены, и я в соответствующих местах внес в кон­ спект свои поправки. п „ _ I Или вот второй пример. Руководитель матрос Васильев. Нугно во-время офор- Сафонов, рассказывая о при­ нять бланки радиограмм, -разнести их нз подразделения, сделал радистам, вести документацию. Все это I прлппп_„. ,мтппл воин успевает сделать. Таковы будни нашего подразделения. М. ФРИШТ. ровочных занятий. К числу их относятся одни и те же вводные, повторяемые на каждой тренировке. Это говорит о том, что руководители занятий слабо изучают опыт использования данного оружия в Ве­ ликой Отечественной войне и сами не представляют, насколько разнообразными могут быть повреждения в процессе боево­ го использования данной материальной ча­ сти. На тренировках и практических заня­ тиях нужно создать обстановку, макси­ мально приближенную к боевой действи­ тельности. Только в таких условиях моря­ ки приобретают качества, необходимые для успешной борьбы за живучесть своего помощниками наших моряков в успешном проведении боевых операций. Самым действенным способом борьбы с условностями и упрощенчеством является внезапное и фактическое использование личным составом оружия в любую мину­ ту. в любых условиях. Необходимо шире вести индивидуальную работу с каждым матросом и старшиной, раз’яснять и показывать на примерах из жизни, к каким последствиям могут при­ вести условности и упрощения. В этом важном деле большую помощь командирам призваны оказывать коммунисты и комсо­ мольцы. Они должны показывать образцы точного выполнения требований уставов, инструкций и наставлений. В этом — ос­ новное условие успеха в подготовке умелых защитников социалистической Родины. П. СЕРГЕЕВ . С о в е т ы т р ю м н о м у Уход за поЖарнЬичи шлангами Пожар на корабле представляет промад- ную опасность. Основная обязанность по борьбе с ним возлагается на трюмных ма­ шинистов и аварийные партии. Их реши­ тельные и грамотные действия обеспечи­ вают успех. Первым средством борьбы с огнем яв ­ ляется боевой пожарный шланг, находя­ щийся в заведыванип трюмного. Однако есть такие воины, как. например, матрос Гостюшев, который считает, что основное в его заведывакии, это механизмы и си ­ стемы. Он хорошо ухаживает за ними и забывает о шлангах. А они у него нахо­ дятся в запущенном состоянии. Такое от­ ношение к шлангам ошибочно и требует резкого осуждения. Вода, шланг есть основное средство борьбы с пожаром. П если шланги находят­ ся в исправности, то можно гарантиро­ вать успех борьбы с огнем. Шланги необходимо оберегать от сыро­ сти и загрязнения. Их нельзя волочить по палубам и ни в коем случае не заламы­ вать. После употребления шланги должны тщательно промываться чистой водой вну­ три и снаружи. Приставшую к шлангу грязь нужно удалять при помощи щетки, а масло или мазут смывать теплой водой с мылом при помощи жестких волосяных щеток. Мокрые шланги подвергаются суш­ ке: в летнее время — на открытом возду­ хе, а зимой — в отапливаемых помеще­ ниях, например, у котельных кожухов. Для сушки шланги развешиваются в перегнутом состоянии гайками вниз. Через 4— 5 часов их надо перевешивать на дру­ гую сторону. Высушенные шланги чистят­ ся мягкой волосяной щеткой, скатываются двойной скаткой и укладываются по ме­ стам. Шланги, имеющие незначительное пов­ реждение, как-то: свищи, разрывы, про­ колы, должны чиниться путем постановки заплат после того, как шланг высушен и вычищен. Заплаты делаются из прочного холста, покрытого с одной стороны слоэм резины. Перед наложением заплаты разорванное место шланга следует заштопать суровой ниткой, слегка поколотить сшитое место деревянным молотком, промыть бензином и при помощи металлической щетки придать шлангу в этом месте шероховатую поверх­ ность. Затем на прорыв наложить заплату таких размеров, чтобы края ее заходили за разрыв не меньше 20 мм с каждой сто­ роны. Наложенную заплату закрывают бу­ магой и прижимают горячим утюгом. Ког­ да из-под заплаты покажется расплавлен­ ная масса резины, утюг и бумагу снимают и на их место накладывают груз около 4 кг. Через сутки груз снимают, и шланг подвергается испытанию. При использовании шланга необходимо следить за тем, чтобы он был раскатан правильно, без скручиваний, крутых за­ гибов и заломов. Не следует допускать на­ валивания на него тяжестей или хожде­ ния по нему ногами. Кроме того, надо от­ мечать химическим карандашом места по­ явления свищей и пропусков, а также принимать меры к своевременной починке шлангов накладыванием зажимов на по­ врежденные места. Старшина 1 статьи В. КРИВЦОВ. Не останавливаются на достигнутом следующую оговорку: матрос Васильев — дисциплинированный воин, но у него есть недостаток1в службе — он слабовато знает свою специальность. Такая поста­ новка вопроса вызвала возражения со сто­ роны других пропагандистов. Они справед­ ливо заметили, что так ставить вопрос нельзя. Если военнослужащий слабо знает специальность, то, следовательно, он не Воины отделения, которым командует I выполняет требования — добросовестно младший сержант Аверин, настойчиво ов- изучать военное-дело. ладевают своей специальностью. В ре- Продолжая обсуждение темы, другой зультате этого они добились успехов в пропагандист предложил привести в рас- службе. Но на достигнутом воины не сказе дополнительно подобранные им при­ остановились. они продолжают и дальше меры высокой воинской дисциплины мо- согершенствовать свое мастерство. ряков нашего флота. Он предложил на этих Однажды тов. Аверин собрал подчи- примерах раз’яснить слушателям, что вы- ненных б комнате политпросветработы и сокая воинская дисциплина и организо- щювел с ними ^беседу о задачах личного ванность были одним из главных и ре­ состава в боевой и политической подго- | щ а ю щ п х условий побед советских воинов, . одержанных ими на полях сражений за Воины отделения стали с еще большим свободу и независимость нашей социалп- старанием выполнять все поставленные стической Родины, перец ними задачи. Настойчивость я товке. упорство солдат позволили отделению выи- ти в число лучших в подразделении. В настоящее время по передовому отделе­ нию равняются и другие. Рядовой Н. КРЁКА . У меня тоже было много примеров на эту тему, но у выступавшего товарища они были более яркими. Кроме того, у ме­ ня по времени на эти примеры отводилось около десяти минут, товарищ же приводит только три примера, но они но своей силе воздействия были настолько убедительны, чте мне пришлось также внести немалые изменения в свои конспект. На этом же семинаре из выступления одного пропагандиста я подчеркнул для себя, что необходимо обратить внимание воинов на то, что американские империа­ листы. готовя войну против СССР и народно-демократических стран, делают ставку на применение атомного и другого оружия массового уничтожения людей. Применение в современном бою новой техники потребует от наших воинов высоких морально-боевых качеств. В результате всестороннего обсуждения темы на семина/ре я обогатил свои знания опытом товарищей, отчетливее и глубже понял значение темы. Семинар оказал мне большую помощь в подготовке к занятию. На рассказ в группу я пришел тщатель­ но подготовленным. Об’явив слушателям название темы занятия, дав краткую ха­ рактеристику ее значения, я раз’яснил, какую она преследует цель. После этого сообщил основные вопросы темы, кото­ рые нам рекомендовали на семинаре, дал возможность воинам записать их в тет­ радь, порекомендовал литературу. Содержание основных вопросов темы я излагаю в той последовательности, кото­ рая определена программой. При этом под­ черкиваю, какие наиболее важные положе­ ния, выводы следует иметь в виду. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы рас­ сказ прошел на высоком идейном уровне. Добиваюсь этого, как советовал руководи­ тель семинара, тем, что наиболее важные положения п выводы подкрепляю указа­ ниями и решениями Коммунистической партии. Никогда не перехожу к следую­ щему вопросу, пока не раз’ясню. как по­ лагается. поставленный ранее вопрос. Стремлюсь к тому, чтобы каждое выска­ занное мной положение было доказано, чтобы факты, цифры, примеры, к кото­ рым я прибегаю для иллюстрации своей мысли, были близки слушателям, связаны с их повседневной работой и жизнью. Чтобы рассказ был образным, влиял не только на ум, но и на чувства, использую пословицы, поговорки, сравнения и т. п. В ходе рассказа я нередко спрашиваю во­ инов, понятно ли им то, о чем я говорю, особенно, когда дело касается обобщений п выводов. Эти же требования я пред’являю и к слушателям. Я учу их, чтобы, выступая на беседе, они умели общие положения увязывать со своими задачами, с жизнью страны. Совсем не обязательно, чтобы все время говорил только руководитель груп­ пы. Иногда бывает очень полезно, чтобы пример, которым руководитель намеревал­ ся проиллюстрировать свою мысль, изло­ жил кто-либо из слушателей. На­ пример, шло занятие о решениях июнь­ ского Пленума ЦК КПСС. Я знал, что сре­ ди слушателей есть много воинов, при­ шедших на службу из колхозов. Поэтому во время занятий я обращался к воинам с вопросами, и они обстоятельно отвеча­ ли на них. с благодарностью отзывались о решениях партии. Все это только акти­ визирует занятие. Семинарские занятия многому учат нас. пгопагандпетов. Они являются настоящей школой методического мастерства. Однако в работе нашего семинара есть и серьез­ ные недостатки. Иногда бывает, что от­ дельные семинары проходят скучно, неин­ тересно. Я об’ясняю это тем. что отдель­ ные руководители групп не готовятся к ним. Устранение этих недостатков поможет каждому из нас поднять качество подго­ товки к занятию, его действенность, по­ может руководителю группы политзанятий строить свою работу более целеустремлен­ но. направлять ее на воспитание у моря­ ков высоких морально-боевых качеств, мо­ билизовывать личный состав на дальней­ шее повышение боевой готовности нашего родного флота. Лейтенант А. ХАНИН , руководитель группы политзанятий. Настойчивость помогла Добросовестно выполняет свой воин­ ский долг гвардии младший сержант Ры- тонко. Вверенная ему материальная часть всегда находится в отличном состоянии и готова к действию. • Мастерство к тов. Рытенко пришло не сразу. Много труда было положено, чтобы добиться желаемых результатов. На­ стойчивость и трудолюбие помогли ком­ сомольцу Рытенко стать отличником бо­ евой и политической подготовки. За до­ стигнутые успехи в учебе командир пре­ доставил ему внеочередной краткосрочный отпуск. Гвардии младший сержант В. ШАНСКИЙ . Скучно и неорганизованно к'опо/пАЪ О БЕ ЗУ П РЕЧН О выполняет воин­ ский долг комсомолец Михеев. Недавно ему присвоено звание «сер­ жант». Старший матрос М. Горобченко. О НА 150—200 П РОЦЕНТОВ ежемесячно выполняют производст­ венный план воины Бельчук, Бойко и Исаев. Недавно за усердие в службе и трудолюбие передовые вои­ ны были поощрены. Ефрейтор Н. Овсянников. о НАГРАЖ ДЕНЫ нагрудным зн а ­ ком «Отличный пулеметчик» рядовые Семененко, Коноплев и другие. Это заслуж енн ая награда за меткую стрельбу и высокую дисциплину. Младший сержант А. Потехин. Не знаю, почему так получается, но факт остаетсй фактом: у нас политиче­ ские занятия проходят на низком идейном уровне, скучно, неорганизованно. Так, на одно из последних занятий ру­ ководитель группы пришел совсем непод­ готовленным, рассказ излагал бессистем­ но, путано. На этом же занятии он сов­ сем не использовал наглядных пособий, хотя необходимость в этом была большая. В результате беседа по теме прошла пло- хо. Известно, что активность слушателей на занятиях — важнейшее условие глу­ бокого усвоения изучаемой темы. Но в группе, которой руководит тов. Федоров, этой активности кет. На беседах высту­ пают два-три человека, остальные пред­ почитают отмалчиваться. Многие воины по тем или другим причинам не посещают занятия, а матрос Алексашин за все вре­ мя был на занятиях только шесть раз. В группе нередки случап. когда на занятиях нарушается дисциплина. На­ пример. матрос Турундаев за нарушение порядка был удален из класса. Здесь же можно наблюдать и такую картнгау. когда слушатели самовольно оставляют группу, где они должны заниматься, и переходят в другую. Все это говорит о том. что в подразде­ ления не уделяется должного внимания политическим занятиям, от правильной постановки которых зависит успех воинов в боевой учебе и службе. А. КУЗНЕЦОВ . На собрании личного состава Недавно в нашем подразделении состоя­ лось собрание личного состава. С докладом выступил командир. — Чтобы добиться высокого мастерст­ ва, — сказал офицер, — необходимо тру­ диться с полным напряжением сил. каж­ дую мийуту времени использовать для плодотворной учебы. Затем выступил старшина подразделе­ ния сержант Войтович. Он указал на то, что еще не все воины правильно исполь­ зуют время, мало оказывают помощи мало­ опытным воинам. — Техника, которую доверили нам пар­ тия и правительство, — говорил воин, — нуждается в тщательном уходе, умелом использовании. Поэтому каждый воин должен в совершенстве владеть своим оружием. В этом — залог высокой боевой готовности подразделения. Правильно понял задачу матрос Лиде- ман. Он настойчиво учился и за короткое время овладел своим делом. Безупречное выполнение воинского долга. Присяги и уставов позволили матросу стать отлич­ ником боевой и политической подготовки. За время службы он не имел ни одного замечания. Фотокарточка Лндемана поме­ щена на Доске отличников. Матрос Радин и другие в своих выступ­ лениях призвали товарищей учиться только на «отлично» и «хорошо», указа­ ли на недостатки, которые необходимо устранить.. П. ПОЛЯКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz