На страже Заполярья. 1954 год. Август.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 17 августа 1954 г., № 194 (5035). алт.■ лы»; Трибуна классного специалиста СлуЖба аршэлекгприка Чтобы выполнить ту пли пную артил лерийскую стрельбу, нужно иметь пра вильно выработанные данные о цели. Ига сложная и ответственная задача возлагает ся на артпллерииских электриков. Поэто му к каждому выходу в море л и ч н ы й со став должен тщательно готовить орудия и приборы управления стрельбой. Тот. кто при подготовке материальной части не упустит ни одной мелочи, может быть упорен, что техника его но подведст. Недавно мы проводили практическую артиллерийскую стрельбу. Задача выпол нена успешно. Такие результаты оказа лись возможны потому, что артиллеристы повседневно упорно тренировались, кро потливо изучали материальную часть, на учились работать в любой обстановке. За техникой нужен тщательный уход. Большую (роль в этом деле играют плано во-предупредительные ремонты. В период ремонта личный состав, работая на мате риальной части, проверяет приборы и ме ханизмы, находит неисправности, устра няет их. занимается чисткой и смазкой деталей. При этом необходимо обращать особое внимание на приборы, проработавшие про должительный срок. Если имеются ка кие-либо подозрения или неуверенность в тем, что данный прибор или механизм мо жет отказать в работе, его нужно немед ленно отремонтировать или заменить но вым. Здесь нельзя надеяться на авось, так как техника всегда должна быть, готова к немедленному открытию огня. В период планово-предупредительных ремонтов от личного состава требуется большая внимательность. Вот поучитель ный пример. Однажды старшина 2 ста тьи Улохин приказал матросу вскрыть крышку и почистить электрическую часть прибора. После выполнения работы воин доложил, что задание выполнено. Старши на 1 статьи Мулляр проверил действия подчиненного. Оказалось, что при чистке матрос по неопытности перепутал концы обмотки. В результате этого прибор был рассогласован и давал прямо противопо ложные данные. Только благодаря бди тельности старшины неисправность была во-кремя вскрыта и устранена. После того, как материальная часть приведена в надлежащий порядок, должна быть произведена механическая и элек трическая согласовка каждого прибора и механизма в отдельности и полностью всей схемы. Нужно обязательно проверить поступле ние данных от вспомогательных постов, их точность, плавность, устойчивость. Ес ли же имеются какие-либо неточности, нужно немедленно устрапить их. В дан ном случае работать надо инициативно и находчиво, чтобы учесть «буквально все, до единой мелочи. Следовательно, надо не ограничиваться проверкой приборов лишь ио инструкции, а еще до выхода в море проверять поступление данных на орудия. Например, по приготовлению корабля к бою старшина поста приказывает трем матросам отправиться в башню. В это вре мя вводятся данные на орудия. Матросы, которые находятся в башне, лично по по казаниям приборов убеждаются в том, как поступают данные на орудия л с какой точностью. Можно привести еще пример. Во время проверки схемы старший матрос Карто- б с н к о . проявив инициативу в работе, об наружил рассогласовку поступления ди станции на принимающие из дальномерно- го поста. Неполадка была немедленно уст ранена. Однажды на тренировке были задержки в работе приборов. Конечно, трудно было предусмотреть и предупредить все то, чго случилось потом. Но в этом и заключает ся искусство классного специалиста. Он должен глубоко знать технику и предви деть. как она будет действовать и что тре буется для ее отличной работы. Артэлектрикам следует уделять боль шое внимание изучению материальной части. На тренировках нужно до автома тизма отрабатывать приемы по обслужива нию приборов. Должна быть четко отшли фована также взаимозаменяемость. Надо умело работать за любого номера расчета. Как-то в походе командир артиллерий ской боевой части сообщил с командного пункта, что предстоит выполнение прак тической стрельбы. Личный состав занял свои места и ждал приказаний. Последо вала команда открыть огонь. Матросы и старшины сосредоточили все свое внима ние на приборах и механизмах. Действова ли они умело. Однако связист замешкался с передачей данных о цели управляющему огнем. Это снизило темп стрельбы. Огонь был открыт с опозданием. Этот пример показывает, что успех стрельбы зависит от каждого матроса в отдельности. Каждый номер расчета обя зан так легко ориентироваться в своем за водывании, чтобы уметь быстро обнару жить любую неисправность материальной части и устранить ее. Вместе с тем необ ходимо понимать и чувствовать работу других номеров. Тогда не будет снижаться темп и качество огня. В артиллерийский боевой пост переда ли по связи. что па принимающие приборы сигнал поступает с пе рерывами. Старший матрос Филиппов, обслуживающий прибор, который даст данные, в короткий срок обнаружил неис правность и устранил ее. Оказывается, что на датчиках во время работы схемы ос лабли пружины, которые прижимают к кольцам щетки. Когда щетки были поджа ты, данные стали передаваться нормально. Корабль продолжал выполнять задачу. Большую роль в боевой подготовке иг рает разбор учений. Анализируя работу каждого номера расчета, старшина воспи тывает у матросов стремление к образцово му выполнению обязанностей, способствует распространению передового опыта, ука зывает на ошибки и находит прпчпны их возникновения. Таким образом предупреж даются промахи. Знания матросов стано вятся глубже, когда им наглядно покажут выработку данных с помощью чертежей и схем. вычерченных па осповаппи полу ченных истинных и выработанных дан ных. Следует отметить, что в артиллерийском подразделении нашего корабля замечатель ные люди, специалисты высокого класса, дисциплинированные моряки. К ним отно сятся старшина 1 статьи Мулляр, старши на 2 статьи Улохин. старшие матросы Ма- лыхин, Филиппов. Картовенко и другие. За успехи в боевой и политической подго товке некоторые пз них награждены зна ками «Отличный артиллерист». Старший матрос В. СКРОБАЧ. .ЩГ: -УШ ■ " '■Y ■'■'Ш ева Настойчивость в учёбе принесла успех День и ночь воины-радисты обеспечи вают командование надежной, бесперебой ной связью. «Всегда быть начеку, в по стоянной готовности» — вот их пра вило. Выполняя его, мастерски владеет вверенной техникой старший матрос Борис Ведерников. Работая на радиостанции, он быстро и безошибочно передает и прини мает сигналы. Много усилий пришлось затратить стар шему матросу Ведерникову, прежде чем он достиг такого высокого мастерства. Подолгу просиживал воин н~д учебника ми и схемами, изучал устройство радиоап паратуры. Трудно давалась работа на клю че. Как ни внимательно вел он передачу, но ошибки допускал, рука ныла от напря жения. Это происходило потому, что вначале Ведерников неправильно держал ключ. Напряженность исчезла, когда радист стал нажимать на ключ всей кистью руки и усвоил правильную посадку. Теперь за быструю и четкую работу Ведерникову присвоено звание радиста первого клас са. Таких первоклассных специалистов у нас много. Они показывают всем воинам пример любовного отношения к технике, I учат настойчивости в работе, умению «выжать» из техники все, что она может дать. Возьмем, к примеру, матроса Алиха нова. Придя в часть, он поставил перед собой задачу в совершенстве овладеть вверенной ему боевой техникой, стать классным специалистом. Ознакомившись на занятиях с общим устройством мате риальной части боевого поста. Алиханов в часы самостоятельной подготовки углуб лял свои знания, подолгу разбирал схе мы, чертежи, читал наставления, инструк ции, учебные пособия. Если что было неясно, он шел к старшине, к товарищам, которые об’ясняли ему устройство радио аппаратуры. принцип работы, правила ухода за ней. Тренировки на боевом посту помогли Алиханову еще лучше овладеть техникой, закрепить свои знания на прак тике. Постоянная требовательность к себе, высокая дисциплинированность, точное выполнение уставов и приказов коман диров обеспечили успех. Алиханов стал радистом первого класса. Он не оста навливается на достигнутом, а настойчи во продолжает совершенствовать свои знания, оттачивать воинское мастерство. И. КОЗЛОВ. За усердие в труде — Переходящий вымпел Воины Н-ского подразделения настойчи во трудятся над выполнением плана. На стройке царят большой трудовой под*ем, организованность и дисциплина в рядах воинов. Значительных успехов в работе доби лась. например, бригада ефрейтора Федо рова. Она ежедневно выполняет производ ственный план на 140 процентов. Осо бенно хорошо работают рядовые Челяди- но б . Гуськов и Храпов. Недавно командир подразделения предоставил воинам внеоче редные краткосрочные отпуска, а брига де вручил Переходящий вымпел. Передовая бригада ефрейтора Федорова и бригада младшего сержанта Саратова взяли на себя обязательство — на од ном из строительных участков закончить в.сь плотницкие работы на 10 дней рань ше срока. Можно сказать с уверен ностью. что с поставленной перед собой задачей бойцы справятся. За умелое руководство бригадой, за усердие в труде ефрейтор Федоров неод нократно был поощрен. Лейтенант И. ШАРУНОВ . Ог^иичим знает сь<>о ак-циа^.мст первого класса старшина 2 станем n.ia- димир Шестопалов. Умелый воспитатель подчиненных, он использует каждый вы ход в море для тренировок матросов. Кандидат в члены КПСС старшина 2 статьи Шестопалов — один из примерных моряков корабля, его безупречная служба от мечена рядом благодарностей и тремя внеочередными краткосрочными отпусками. НА СНИМКЕ: специалист первого класса старшина 2 статьи Владимир Шестопалов берет пеленг. Фото И. Никишова. --------- Задача выполнена - На днях наш расчет выполнял очередную учебную задачу в условиях, мак симально приближенных к боевым. По сигналу командира личный состав быстро занял свои места. Воины обслуживали технику сноровисто, в строгом соответствии с требованиями инструкции. Особенно отличились четкостью работы матросы Яковлев и Новак. Благодаря слаженной работе на механизмах всего коллектива, задача была выполнена у с пешно. Воины с еще большей активностью и настойчивостью изучают современную технику, учатся тому, что необходимо на войне. ____ Матрос А. ФЕДОРОВ. Пропаганда передового опыта Недавно у нас состоялось совещание отличников сое вой и политической подго товки. С докладом «Отлич ник боевой и политиче ской подготовки — надеж ный помощник командира» выступил заместитель командира по политиче ской части. — Примерным воином нашего подразделения. — сказал докладчик, — яв ляется старшина сверх срочной службы ПГариков. За время своей службы он удостоился более 40 благо дарностей, нескольких де нежных премий. В конце доклада офицер указал на причины, меша ющие некоторым воинам подразделения стать стлич- никамп боевой и политиче ской подготовки. После доклада выступил старшина Шариков. — Главным условием успехов в службе. — гово рил старшина. — язляет- ся точное выполнение тре бований уставов и Прися ги. Изучив свою специаль ность. я продолжал изу чать обязанности своих со служивцев. Поэтому теперь могу работать на всех ме ханизмах боевого поста. Затем слово взял млад ший сержант Золоедов. Он рассказал о расчете отлич ника боевой и политиче ской подготовки младшего сержанта Дергунова, кото рый выполняет учебные стрельбы с высокой оцен кой. После этого подели лись своим опытом матрос Сивков и другие. В заключение вечеря выступил командир. Сове щание явилось трибуной пропаганды передового опыта отличников — ма стеров своего дела. Сержант П. КОСТЮЧЕНКО. Техника в надёжных руках На вечерней поверке старшина подраз деления скомандовал: — Матрос Саттаров, выйти из строя! Когда воин выполнил команду, старши на об'явйл: — За добросовестное изучение и хоро шее содержание заведьпзания об'являю вам благодарность. Это уже не первое поощрение воина. Все они завоеваны упорным трудом. Были у Сатарова и промахи. Как-то в отведенное для ухода за материальной ча стью время он занимался посторонним де лом. Это увидел сержант Веверпс. — Механизмы, которые вам доверены, должно быть, в порядке? — спросил он. — Так точно, — неуверенно ответил матрос. Командир отделения проверил со стояние техники и приказал подчиненно му немедленно навести порядок. Правильная методика обучения личного состава позволила сержанту привить вои нам любовь к технике, подробно ознако мить их с правилами ее эксплуатации. Однажды Саттаров, выполняя приказа ние, пожаловался на усталость и просил освободить его от работы. — А как же вы поступили бы в воен ное время? — спросил командир подчи ненного. — Тогда другое дело, — ответил ма трос. — Неверно вы поступаете. Мы дол жны сейчас, в згирное время, приучать себя выполнять любое задание, чтобы справиться со своими обязанностями в бею. Прошло немного времени, и Саттаров стал хорошо нести службу. М. ЦВЕТКОВ. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ЕЩ Е Р А З О Д И С Ц И П Л И Н Е Ф Л О Т С К И Х Ф УТ БО Л И С ТО В Когда играют футболисты наших ве iy- щнх команд, на стадионе собирается боль шое количество зрителей. Среди них встречаются не только любители футбола. Здесь немало игроков из других команд, пришедших не только посмотреть встречу, но и поучиться мастерству игры, коррек тности, спортивной этике. Недавно закончились игры на кубок флота но Футболу. Одной пз интересных встреч было состязание между командами, за которые выступали Лебедев и Матю- нтенков. Команды эти — давние «сопер ники». каждая из них имеет второй спор тивный разряд. Игры между ними прохо дят с переменным успехом, отличаются оссбепной остротой. Необходимо отметить, что ипра на ку бок между командами Лебедева и Матю- шенкова не оправдала ожиданий многих почитателей футбола. В первой половине встречи команда Ма- тюшенкова играла неорганизованно, на мяч шло сразу несколько игроков. Напада ющий Сорокин фактически выключился из игры, вел себя пассивно, не боролся *а мяч, вступал в перебранку с другими иг роками. Настоящий спортсмен не должен так вести себя на соревнованиях. Впослед ствии он был заменен. Вратарь команды Матюшенкова пропу стил в первой половине два мяча. Но если первый мяч был трудным и его нелегко было отразить, то второй гол в свои собст венные ворота забил капитан команды Ма- тюшенков. Во второй половине игры скомпромети ровал себя игрок Петров из команды Ле бедева. Будучи сбитым с ног Ловчиковым в момент приема мяча, Петров, поднявшийся с земли, допустил хулиганскую выходку, за что судья удалил его с поля. Получи ли серьезное предупреждение игроки Люлькин и Назаров, позволившие в отно шении друг друга грубость. Такое безобразное поведение на фут больном поле спортсменов-разрядников, являющихся военнослужащими флота, в дальнейшем нетерпимо. Необходимо реши тельно улучшить воспитательную работу среди игроков футбольных команд на фло те. Надо изгнать элементы высокомерия и зазнайства, присущие некоторым футболи стам. Комсомольские организации, где сто ят на учете спортсмены-футболисты, дол жны обсуяиать поведение комсомольцев, допускающих недостойные поступки, недисциплинированность во воемя игры, п принимать к ним меры воздействия. К со жалению, эта работа проводится еще сла бо. Г. ВАСИЛЬЕВ. По следам неопубликованных писем Военкор прислал в редакцию письмо о недостатках в работе столовой Н-ской ча сти. Заместитель командира по политчасти, которому было направлено это письмо, сообщил редакции, что с работниками столовой проведено совещание по вопросу наведения порядка в столовой и улучше ния качества приготовления пищи. Заме нены некоторые повара, в частности, по вар-инструктор Понасюк. который плохо относился к выполнению своих обязанно стей. В столовой произведен ремонт. и д в и и Б Е С Е Д Ы С В О И Н А М И 2. Воздушная ударная волна и световое излучение при атомном взрыве УД А РН АЯ ВОЛНА Как известно, в результате взрыва атомной бомбы возникают мощная воздуш ная ударная волна, интенсивное световое излучение и проникающая радиация. Атомный взрыв сопровождается также за ражением местности радиоактивными ве ществами. По-разному действуют эти фак торы на людей и окружающие их предме ты . Проникающая радиация вредно влия ет на организм человека, вызывая так на зываемую лучевую болезнь. Световое из лучение приводит к ослеплению людей, ожогам открытых частей тела и воспла менению некоторых материалов. Ударная волна — главный поражающий фактор атомного взрыва. Она обладает громадной силой и способна разрушать промышлен ные и жилые здания, мосты, инженерные сооружения, поражать технику, выводить из строя людей. Все эти поражающие фак торы действуют при атомном взрыве одно временно. Ударная волна атомного взрыва, подоб но ударной волне, образующейся при обыч ном взрыве, представляет собою область сильно сжатого воздуха, распространяюще гося с большой скоростью во все стороны от центра взрыва. Природа воздушной ударной волны атомного взрыва и воздушной ударной волны обычного взрыва одна и та же. В том и в другом случае это есть движущийся с большой скоростью сильно сжатый слой воздуха. Но не только по природе они одинаковы. Оказывается, что и процессы формирова ния у них сходны. Как же образуется ударная волна при обычном взрыве? В результате взрыва взрывчатые ве щества превращаются из твердого состоя ния в газообразное. В месте взрыва в ма леньком об’еме появляется огромное коли чество газов. Плотность и давление газов здесь будут значительно большими, чем в окружающем место взрыва в??.духе. Вслед ствие этого газы, стремясь занять боль ший об’ем, расширяются, оттесняют при этом прилегающий слой воздуха и сжима ют его. Давление от этого слоя передает ся второму слою, а от него третьему и т. д. Во все стороны от места взрыва распространяется ударная воздушная волна. Передняя (внешняя) граница сжатого слоя воздуха называется фронтом ударной волны. На фронте ударной волны происхо дит резкое увеличение давления, плотно сти и температуры воздуха. Их величина зависит от количества взрывчатого ве щества бомбы и расстояния от центра взрыва. Наибольшим давление будет во фронте ударной волны. По мере удаления от фронта к центру взрыва давление по степенно падает и на задней границе сжа того слоя снова равно атмосферному. За слоем сжатого воздуха следует слой раз реженного воздуха, в котором давление меньше атмосферного. Место&зры8а 5 Изменение давления изображено на ри сунке. Буквами а — а обозначен фронт ударной волны. Выше линии б — б по казано превышение давления в зоне сжа того воздуха над атмосферным, а ниже — падение давления по сравнению с атмо сферным давлением в области разреженно го воздуха. Таков же характер изменения плотности п температуры воздуха в ударной волне. Фронт ударной волны от центра взрыва движется со скоростью, значительно пре восходящей скорость звука в воздухе (примерно 340 метров в секунду). По ме ре удаления ударной волны от места взрыва скорость фронта замедляет ся, так как все большее и большее количество воздуха вовлекается в дви жение. Так же будет уменьшаться давле ние, плотность воздуха, понижаться тем пература. Через некоторое время скорость распространения фронта ударной волны достигнет скорости звука, а давление ста нет равным атмосферному. Ударная волна превращается в обычную звуковую волну. Перемещается не только фронт ударной волны, но и воздух за фронтом ударной волны. Правда, скорость движения воздуха в ударной волне меньше скорости переме щения ее фронта. Все же она намного превосходит скорость обычного ветра. В разреженном слое воздух движется к цент ру взрыва. Так выглядит процесс образования и распространения воздушной ударной вол ны обычного взрыва. Рассмотрим теперь особенности воздуш ной ударной волны атомного взрыва. При атомном взрыве выделяется в миллионы раз больше энергии, чем при обычном. Вследствие появления такого громадного количества энергии, выделившейся в мил лионные доли секунды, температура в ме сте взрыва поднимается до нескольких де сятков миллионов градусов. Это приводит к тому, что все части бомбы (оболочка, не успевшая разделиться часть атомного заряда и другие детали) испаряются, пре вращаясь в раскаленную массу, имеющую высокую температуру. В этой массе отдельные частицы ве щества — молекулы разбиты на атомы, а атомы разрушены на электроны и осво божденные от электронных оболочек ядра. Воздух, окружающий место взрыва, также очень сильно нагревается. Появляется яр ко светящийся огненный шар, внутри ко торого благодаря наличию громадного ко личества частиц, образующихся в резуль тате взрыва, возникает давление, измеряе мое миллиардами атмосфер. Вследствие огромной разницы в давлении в шаре и находящемся около него воздухе, огненное облако быстро расширяется, оттесняя и снимая окружающие слои воздуха так же, как и при обычном взрыве. Возникает воздушная ударная волна атомного взры ва. которая^ значительно мощнее воздуш ной ударной волны обычного взрыва. Скорость перемещения фронта ударной волны и скорость воздуха в ней также будут значительно большими, чем в удар ной волне при обычном взрыве. В районе взрыва скорость фронта ударной волны превышает один километр в секунду. Ес ли при обычном взрыве поражение за счет ударной волны происхошт на рассто янии нескольких десятков метров, то при атомном взрыве оно может достигать не скольких километров от центра взрыва. Как уже отмечалось, природа и про цессы формирования воздушных ударных волн атомного и обычного взрывов сходны. Это позволяет сравнивать их механическое действие. Благодаря этому можно опреде лить, какое количество обычного взрывча того вещества, например тротила, соот ветствует по своему действию тому или иному атомному или водородному заряду. Это количество обычного взрывчатого ве щества называют тротиловым эквивален том. Тротиловый эквивалент атомных за рядов может достигать нескольких десят ков тысяч тонн, а у водородных бомб — нескольких миллионов тонн. При полном делении ядер одного килограмма урана вы деляется такое же количество энергии, как и при взрыве 20 .000 тонн тротила. Если один килограмм урана и 20 .000 тонн тро тила представить в виде шаров, то они будут иметь диаметры: первый — около 5 сантиметров, второй — около 40 мет ров. При взрыве водородной бомбы ударная волна гораздо мощнее, чем при взрыве атомной бомбы. Воздушная ударная волна напоминает громадной силы ураган, сметающий все на своем пути. Набегая на различные пре грады, она производит на них сильное давление, которое складывается из давле ния во фронте ударной волны и удара движущейся массы воздуха. Оно тем больше, чем больше тротиловыи эк вивалент и чем меньше расстояние от места взрыва. Ударная волна может наносить поражение людям, разру шать различные здания и сооружения, а также поражать боевую технику и повреж дать различное имущество. Поражение людей и повреждение _ имущества могут наноситься как самой ударной ^ волной, так и летящими обломками зданий, соору жений, камнями, комьями земли. Степень поражения людей, разрушения зданий и сооружений зависит главным образом от их удаления от центра взрыва. Чем даль ше от центра взрыва, тем меньше пора жающее действие ударной волны. Степень поражения людей и повреж дения боевой техники зависит также от положения их в момент воздействия удар ной волны, от характера местности и на личия укрытий На открытой местности поражения за счет ударной волны более значительные, чем на пересеченной и ле систой местности. Давление в 5 тонн на квадратный метр способно разрушать капитальные здания Давление в 20 тонн на квадратный метр смертельно для человека. Человечески/ организм давление в 2 тонны на квадрат ный метр выдерживает без серьезных по следствий. При непосредственном применении про тивником атомного оружия необходимо максимально использовать естественные и искусственные укрытия и тем самым убе речь себя от поражения. Окопы, траншеи, щели и другие инженерные сооружения уменьшают поражение при атомном взры ве в 1,5— 3 раза. Мы уже говорили, что по мере удаления волны от места взрыва скорость движения ее замедляется. За 2 секунды она прохо дит 1 .000 метров, за 5 секунд — 2 .000 метров, а за 8 секунд — 3 .000 метров. Поэтому, увидев вспышку, нужно немед ленно лечь на землю или занять ближай шее укрытие и тем самым понизить сте пень поражения ударной волной или вов се избежать его. В населенных пунктах и городах от воздействия ударной волны могут быть разрушепы здания и сооружения. Радиус разрешений зависит от ш л а взрыва, ти па и калибра атомной бомбы, а также от величины здания. Чем боль ше калибр бомбы, тем больший ра диус разрушения. Маленькие кирпичные здания более устойчивые, чем многоэтаж ные и высотные. В условиях атомного на падения противника в городах и населен ных пупктах необходимо укрываться в специально оборудованных подземных ук рытиях. Не рекомендуется оставаться непо средственно в домах. В населенных пунк тах от воздействия ударной волны могут возникнуть пожары в результате разруше ния печей и повреждения электрических и газовых сетей. СВЕТОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ Прп взрыве обычной бомбы хотя п наблюдается вспышка света, но она за нимает малую область и длится тысячные доли секунды. Вот почему действие свето вых лучей не имеет большого значения. Совершенно другая картина наблюдает ся при атомном взрыве. Во время атомно го взрыва в воздухе образуется огненный шар, на земле — огненная полусфера. Ди аметр шара (полусферы) доходит до не скольких сотен метров. Температура ог ненного шара выше температуры поверх ности солнца (6 .000 градусов), а яркость свечения во много раз превосходит яркость солнца. Свечение огненного шара или по лусферы длится несколько секунд. Почти все вещества в области огненного шара полностью сгорают, металлы плавятся, не которые почвы превращаются в твердую стекловидную массу. Излучаемая световая энергия может вызвать поражения и за пределами огнен ного шара на сравнительно больших рас стояниях — ожоги открытых частей те ла, обращенных в сторону взрыва, обугли вание или воспламенение брезентов, чех лов на боевой технике, деревянных частей вооружения, обгорание краски и т. д. От светового излучения возможны также по жары. Световое излучение производит действие на удалении нескольких кило метров в зависимости от диаметра атом ной бомбы. Характер поражения определяется коли чеством световой энергии, которое падает на один квадратный сантиметр поверхно сти освещаемого тела за все время излуче ния огненного шара. Оно называется све товым импульсом. Величина его зависит от времени действия светового излучения и расстояния от места взрыва. Под действи ем светового пмпульса происходит нагре вание тел, степень которого зависит от количества поглощаемой световой энергии, от материалов и размеров освещаемых тел. Поглощение световой энергии различны ми материалами не одинаково. Например, красная черепица поглощает 70 процен тов падающей на нее световой энергии, а поверхности, окрашенные белой крас кой, — от 12 до 26 процентов. Световое излучение может оказать вред ное воздействие на зрение. При непосред ственном наблюдении атомного взрыва с близкого расстояния возникают серьезные повреждения сетчатки глаз. При больших расстояниях от места атомного взрыва (до десятка километров) световое излучение может вызвать временное ослепление. Световое излучение ири взрыве водород ных бомб является еще более мощным, чем при взрыве атомных бомб. Поражающее действие светового излуче ния можно серьезно ослабить или предот вратить совершенно, если принять соот ветствующие меры защиты. Прежде всего следует использовать искусственные соору жения — траншеи, окопы, щели, склад ки местности, лес, кустарник и т. д. Ис пользовать наземные сооружения (дома, заборы) в качестве защиты от светового излучения необходимо с большой осторож ностью, ибо они могут быть сметены воз душной ударной волной. Следует помнить, что любая непрозрачная преграда служит защитой от светового излучения. Кандидат технических наук инженер-подполковник М. АРХИПОВ . »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz