На страже Заполярья. 1954 год. Август.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 17 августа 1954 г., № 194 (5035). алт.■ лы»; Трибуна классного специалиста СлуЖба аршэлекгприка Чтобы выполнить ту пли пную артил­ лерийскую стрельбу, нужно иметь пра­ вильно выработанные данные о цели. Ига сложная и ответственная задача возлагает­ ся на артпллерииских электриков. Поэто­ му к каждому выходу в море л и ч н ы й со­ став должен тщательно готовить орудия и приборы управления стрельбой. Тот. кто при подготовке материальной части не упустит ни одной мелочи, может быть упорен, что техника его но подведст. Недавно мы проводили практическую артиллерийскую стрельбу. Задача выпол­ нена успешно. Такие результаты оказа­ лись возможны потому, что артиллеристы повседневно упорно тренировались, кро­ потливо изучали материальную часть, на­ учились работать в любой обстановке. За техникой нужен тщательный уход. Большую (роль в этом деле играют плано­ во-предупредительные ремонты. В период ремонта личный состав, работая на мате­ риальной части, проверяет приборы и ме­ ханизмы, находит неисправности, устра­ няет их. занимается чисткой и смазкой деталей. При этом необходимо обращать особое внимание на приборы, проработавшие про­ должительный срок. Если имеются ка­ кие-либо подозрения или неуверенность в тем, что данный прибор или механизм мо­ жет отказать в работе, его нужно немед­ ленно отремонтировать или заменить но­ вым. Здесь нельзя надеяться на авось, так как техника всегда должна быть, готова к немедленному открытию огня. В период планово-предупредительных ремонтов от личного состава требуется большая внимательность. Вот поучитель­ ный пример. Однажды старшина 2 ста­ тьи Улохин приказал матросу вскрыть крышку и почистить электрическую часть прибора. После выполнения работы воин доложил, что задание выполнено. Старши­ на 1 статьи Мулляр проверил действия подчиненного. Оказалось, что при чистке матрос по неопытности перепутал концы обмотки. В результате этого прибор был рассогласован и давал прямо противопо­ ложные данные. Только благодаря бди­ тельности старшины неисправность была во-кремя вскрыта и устранена. После того, как материальная часть приведена в надлежащий порядок, должна быть произведена механическая и элек­ трическая согласовка каждого прибора и механизма в отдельности и полностью всей схемы. Нужно обязательно проверить поступле­ ние данных от вспомогательных постов, их точность, плавность, устойчивость. Ес­ ли же имеются какие-либо неточности, нужно немедленно устрапить их. В дан­ ном случае работать надо инициативно и находчиво, чтобы учесть «буквально все, до единой мелочи. Следовательно, надо не ограничиваться проверкой приборов лишь ио инструкции, а еще до выхода в море проверять поступление данных на орудия. Например, по приготовлению корабля к бою старшина поста приказывает трем матросам отправиться в башню. В это вре­ мя вводятся данные на орудия. Матросы, которые находятся в башне, лично по по­ казаниям приборов убеждаются в том, как поступают данные на орудия л с какой точностью. Можно привести еще пример. Во время проверки схемы старший матрос Карто- б с н к о . проявив инициативу в работе, об­ наружил рассогласовку поступления ди­ станции на принимающие из дальномерно- го поста. Неполадка была немедленно уст­ ранена. Однажды на тренировке были задержки в работе приборов. Конечно, трудно было предусмотреть и предупредить все то, чго случилось потом. Но в этом и заключает­ ся искусство классного специалиста. Он должен глубоко знать технику и предви­ деть. как она будет действовать и что тре­ буется для ее отличной работы. Артэлектрикам следует уделять боль­ шое внимание изучению материальной части. На тренировках нужно до автома­ тизма отрабатывать приемы по обслужива­ нию приборов. Должна быть четко отшли­ фована также взаимозаменяемость. Надо умело работать за любого номера расчета. Как-то в походе командир артиллерий­ ской боевой части сообщил с командного пункта, что предстоит выполнение прак­ тической стрельбы. Личный состав занял свои места и ждал приказаний. Последо­ вала команда открыть огонь. Матросы и старшины сосредоточили все свое внима­ ние на приборах и механизмах. Действова­ ли они умело. Однако связист замешкался с передачей данных о цели управляющему огнем. Это снизило темп стрельбы. Огонь был открыт с опозданием. Этот пример показывает, что успех стрельбы зависит от каждого матроса в отдельности. Каждый номер расчета обя­ зан так легко ориентироваться в своем за ­ водывании, чтобы уметь быстро обнару­ жить любую неисправность материальной части и устранить ее. Вместе с тем необ­ ходимо понимать и чувствовать работу других номеров. Тогда не будет снижаться темп и качество огня. В артиллерийский боевой пост переда­ ли по связи. что па принимающие приборы сигнал поступает с пе­ рерывами. Старший матрос Филиппов, обслуживающий прибор, который даст данные, в короткий срок обнаружил неис­ правность и устранил ее. Оказывается, что на датчиках во время работы схемы ос­ лабли пружины, которые прижимают к кольцам щетки. Когда щетки были поджа­ ты, данные стали передаваться нормально. Корабль продолжал выполнять задачу. Большую роль в боевой подготовке иг­ рает разбор учений. Анализируя работу каждого номера расчета, старшина воспи­ тывает у матросов стремление к образцово­ му выполнению обязанностей, способствует распространению передового опыта, ука­ зывает на ошибки и находит прпчпны их возникновения. Таким образом предупреж­ даются промахи. Знания матросов стано­ вятся глубже, когда им наглядно покажут выработку данных с помощью чертежей и схем. вычерченных па осповаппи полу­ ченных истинных и выработанных дан­ ных. Следует отметить, что в артиллерийском подразделении нашего корабля замечатель­ ные люди, специалисты высокого класса, дисциплинированные моряки. К ним отно­ сятся старшина 1 статьи Мулляр, старши­ на 2 статьи Улохин. старшие матросы Ма- лыхин, Филиппов. Картовенко и другие. За успехи в боевой и политической подго­ товке некоторые пз них награждены зна­ ками «Отличный артиллерист». Старший матрос В. СКРОБАЧ. .ЩГ: -УШ ■ " '■Y ■'■'Ш ева Настойчивость в учёбе принесла успех День и ночь воины-радисты обеспечи­ вают командование надежной, бесперебой­ ной связью. «Всегда быть начеку, в по­ стоянной готовности» — вот их пра­ вило. Выполняя его, мастерски владеет вверенной техникой старший матрос Борис Ведерников. Работая на радиостанции, он быстро и безошибочно передает и прини­ мает сигналы. Много усилий пришлось затратить стар­ шему матросу Ведерникову, прежде чем он достиг такого высокого мастерства. Подолгу просиживал воин н~д учебника­ ми и схемами, изучал устройство радиоап­ паратуры. Трудно давалась работа на клю­ че. Как ни внимательно вел он передачу, но ошибки допускал, рука ныла от напря­ жения. Это происходило потому, что вначале Ведерников неправильно держал ключ. Напряженность исчезла, когда радист стал нажимать на ключ всей кистью руки и усвоил правильную посадку. Теперь за быструю и четкую работу Ведерникову присвоено звание радиста первого клас­ са. Таких первоклассных специалистов у нас много. Они показывают всем воинам пример любовного отношения к технике, I учат настойчивости в работе, умению «выжать» из техники все, что она может дать. Возьмем, к примеру, матроса Алиха­ нова. Придя в часть, он поставил перед собой задачу в совершенстве овладеть вверенной ему боевой техникой, стать классным специалистом. Ознакомившись на занятиях с общим устройством мате­ риальной части боевого поста. Алиханов в часы самостоятельной подготовки углуб­ лял свои знания, подолгу разбирал схе­ мы, чертежи, читал наставления, инструк­ ции, учебные пособия. Если что было неясно, он шел к старшине, к товарищам, которые об’ясняли ему устройство радио­ аппаратуры. принцип работы, правила ухода за ней. Тренировки на боевом посту помогли Алиханову еще лучше овладеть техникой, закрепить свои знания на прак­ тике. Постоянная требовательность к себе, высокая дисциплинированность, точное выполнение уставов и приказов коман­ диров обеспечили успех. Алиханов стал радистом первого класса. Он не оста­ навливается на достигнутом, а настойчи­ во продолжает совершенствовать свои знания, оттачивать воинское мастерство. И. КОЗЛОВ. За усердие в труде — Переходящий вымпел Воины Н-ского подразделения настойчи­ во трудятся над выполнением плана. На стройке царят большой трудовой под*ем, организованность и дисциплина в рядах воинов. Значительных успехов в работе доби­ лась. например, бригада ефрейтора Федо­ рова. Она ежедневно выполняет производ­ ственный план на 140 процентов. Осо­ бенно хорошо работают рядовые Челяди- но б . Гуськов и Храпов. Недавно командир подразделения предоставил воинам внеоче­ редные краткосрочные отпуска, а брига­ де вручил Переходящий вымпел. Передовая бригада ефрейтора Федорова и бригада младшего сержанта Саратова взяли на себя обязательство — на од­ ном из строительных участков закончить в.сь плотницкие работы на 10 дней рань­ ше срока. Можно сказать с уверен­ ностью. что с поставленной перед собой задачей бойцы справятся. За умелое руководство бригадой, за усердие в труде ефрейтор Федоров неод­ нократно был поощрен. Лейтенант И. ШАРУНОВ . Ог^иичим знает сь<>о ак-циа^.мст первого класса старшина 2 станем n.ia- димир Шестопалов. Умелый воспитатель подчиненных, он использует каждый вы­ ход в море для тренировок матросов. Кандидат в члены КПСС старшина 2 статьи Шестопалов — один из примерных моряков корабля, его безупречная служба от­ мечена рядом благодарностей и тремя внеочередными краткосрочными отпусками. НА СНИМКЕ: специалист первого класса старшина 2 статьи Владимир Шестопалов берет пеленг. Фото И. Никишова. --------- Задача выполнена - На днях наш расчет выполнял очередную учебную задачу в условиях, мак­ симально приближенных к боевым. По сигналу командира личный состав быстро занял свои места. Воины обслуживали технику сноровисто, в строгом соответствии с требованиями инструкции. Особенно отличились четкостью работы матросы Яковлев и Новак. Благодаря слаженной работе на механизмах всего коллектива, задача была выполнена у с ­ пешно. Воины с еще большей активностью и настойчивостью изучают современную технику, учатся тому, что необходимо на войне. ____ Матрос А. ФЕДОРОВ. Пропаганда передового опыта Недавно у нас состоялось совещание отличников сое­ вой и политической подго­ товки. С докладом «Отлич­ ник боевой и политиче­ ской подготовки — надеж­ ный помощник командира» выступил заместитель командира по политиче­ ской части. — Примерным воином нашего подразделения. — сказал докладчик, — яв­ ляется старшина сверх­ срочной службы ПГариков. За время своей службы он удостоился более 40 благо­ дарностей, нескольких де­ нежных премий. В конце доклада офицер указал на причины, меша­ ющие некоторым воинам подразделения стать стлич- никамп боевой и политиче­ ской подготовки. После доклада выступил старшина Шариков. — Главным условием успехов в службе. — гово­ рил старшина. — язляет- ся точное выполнение тре­ бований уставов и Прися­ ги. Изучив свою специаль­ ность. я продолжал изу­ чать обязанности своих со­ служивцев. Поэтому теперь могу работать на всех ме­ ханизмах боевого поста. Затем слово взял млад­ ший сержант Золоедов. Он рассказал о расчете отлич­ ника боевой и политиче­ ской подготовки младшего сержанта Дергунова, кото­ рый выполняет учебные стрельбы с высокой оцен­ кой. После этого подели­ лись своим опытом матрос Сивков и другие. В заключение вечеря выступил командир. Сове­ щание явилось трибуной пропаганды передового опыта отличников — ма­ стеров своего дела. Сержант П. КОСТЮЧЕНКО. Техника в надёжных руках На вечерней поверке старшина подраз­ деления скомандовал: — Матрос Саттаров, выйти из строя! Когда воин выполнил команду, старши­ на об'явйл: — За добросовестное изучение и хоро­ шее содержание заведьпзания об'являю вам благодарность. Это уже не первое поощрение воина. Все они завоеваны упорным трудом. Были у Сатарова и промахи. Как-то в отведенное для ухода за материальной ча­ стью время он занимался посторонним де­ лом. Это увидел сержант Веверпс. — Механизмы, которые вам доверены, должно быть, в порядке? — спросил он. — Так точно, — неуверенно ответил матрос. Командир отделения проверил со­ стояние техники и приказал подчиненно­ му немедленно навести порядок. Правильная методика обучения личного состава позволила сержанту привить вои­ нам любовь к технике, подробно ознако­ мить их с правилами ее эксплуатации. Однажды Саттаров, выполняя приказа­ ние, пожаловался на усталость и просил освободить его от работы. — А как же вы поступили бы в воен­ ное время? — спросил командир подчи­ ненного. — Тогда другое дело, — ответил ма­ трос. — Неверно вы поступаете. Мы дол­ жны сейчас, в згирное время, приучать себя выполнять любое задание, чтобы справиться со своими обязанностями в бею. Прошло немного времени, и Саттаров стал хорошо нести службу. М. ЦВЕТКОВ. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ЕЩ Е Р А З О Д И С Ц И П Л И Н Е Ф Л О Т С К И Х Ф УТ БО Л И С ТО В Когда играют футболисты наших ве iy- щнх команд, на стадионе собирается боль­ шое количество зрителей. Среди них встречаются не только любители футбола. Здесь немало игроков из других команд, пришедших не только посмотреть встречу, но и поучиться мастерству игры, коррек­ тности, спортивной этике. Недавно закончились игры на кубок флота но Футболу. Одной пз интересных встреч было состязание между командами, за которые выступали Лебедев и Матю- нтенков. Команды эти — давние «сопер­ ники». каждая из них имеет второй спор­ тивный разряд. Игры между ними прохо­ дят с переменным успехом, отличаются оссбепной остротой. Необходимо отметить, что ипра на ку ­ бок между командами Лебедева и Матю- шенкова не оправдала ожиданий многих почитателей футбола. В первой половине встречи команда Ма- тюшенкова играла неорганизованно, на мяч шло сразу несколько игроков. Напада­ ющий Сорокин фактически выключился из игры, вел себя пассивно, не боролся *а мяч, вступал в перебранку с другими иг­ роками. Настоящий спортсмен не должен так вести себя на соревнованиях. Впослед­ ствии он был заменен. Вратарь команды Матюшенкова пропу­ стил в первой половине два мяча. Но если первый мяч был трудным и его нелегко было отразить, то второй гол в свои собст­ венные ворота забил капитан команды Ма- тюшенков. Во второй половине игры скомпромети­ ровал себя игрок Петров из команды Ле­ бедева. Будучи сбитым с ног Ловчиковым в момент приема мяча, Петров, поднявшийся с земли, допустил хулиганскую выходку, за что судья удалил его с поля. Получи­ ли серьезное предупреждение игроки Люлькин и Назаров, позволившие в отно­ шении друг друга грубость. Такое безобразное поведение на фут­ больном поле спортсменов-разрядников, являющихся военнослужащими флота, в дальнейшем нетерпимо. Необходимо реши­ тельно улучшить воспитательную работу среди игроков футбольных команд на фло­ те. Надо изгнать элементы высокомерия и зазнайства, присущие некоторым футболи­ стам. Комсомольские организации, где сто­ ят на учете спортсмены-футболисты, дол­ жны обсуяиать поведение комсомольцев, допускающих недостойные поступки, недисциплинированность во воемя игры, п принимать к ним меры воздействия. К со­ жалению, эта работа проводится еще сла­ бо. Г. ВАСИЛЬЕВ. По следам неопубликованных писем Военкор прислал в редакцию письмо о недостатках в работе столовой Н-ской ча­ сти. Заместитель командира по политчасти, которому было направлено это письмо, сообщил редакции, что с работниками столовой проведено совещание по вопросу наведения порядка в столовой и улучше­ ния качества приготовления пищи. Заме­ нены некоторые повара, в частности, по­ вар-инструктор Понасюк. который плохо относился к выполнению своих обязанно­ стей. В столовой произведен ремонт. и д в и и Б Е С Е Д Ы С В О И Н А М И 2. Воздушная ударная волна и световое излучение при атомном взрыве УД А РН АЯ ВОЛНА Как известно, в результате взрыва атомной бомбы возникают мощная воздуш­ ная ударная волна, интенсивное световое излучение и проникающая радиация. Атомный взрыв сопровождается также за­ ражением местности радиоактивными ве­ ществами. По-разному действуют эти фак­ торы на людей и окружающие их предме­ ты . Проникающая радиация вредно влия­ ет на организм человека, вызывая так на­ зываемую лучевую болезнь. Световое из­ лучение приводит к ослеплению людей, ожогам открытых частей тела и воспла­ менению некоторых материалов. Ударная волна — главный поражающий фактор атомного взрыва. Она обладает громадной силой и способна разрушать промышлен­ ные и жилые здания, мосты, инженерные сооружения, поражать технику, выводить из строя людей. Все эти поражающие фак­ торы действуют при атомном взрыве одно­ временно. Ударная волна атомного взрыва, подоб­ но ударной волне, образующейся при обыч­ ном взрыве, представляет собою область сильно сжатого воздуха, распространяюще­ гося с большой скоростью во все стороны от центра взрыва. Природа воздушной ударной волны атомного взрыва и воздушной ударной волны обычного взрыва одна и та же. В том и в другом случае это есть движущийся с большой скоростью сильно сжатый слой воздуха. Но не только по природе они одинаковы. Оказывается, что и процессы формирова­ ния у них сходны. Как же образуется ударная волна при обычном взрыве? В результате взрыва взрывчатые ве­ щества превращаются из твердого состоя­ ния в газообразное. В месте взрыва в ма­ леньком об’еме появляется огромное коли­ чество газов. Плотность и давление газов здесь будут значительно большими, чем в окружающем место взрыва в??.духе. Вслед­ ствие этого газы, стремясь занять боль­ ший об’ем, расширяются, оттесняют при этом прилегающий слой воздуха и сжима­ ют его. Давление от этого слоя передает­ ся второму слою, а от него третьему и т. д. Во все стороны от места взрыва распространяется ударная воздушная волна. Передняя (внешняя) граница сжатого слоя воздуха называется фронтом ударной волны. На фронте ударной волны происхо­ дит резкое увеличение давления, плотно­ сти и температуры воздуха. Их величина зависит от количества взрывчатого ве­ щества бомбы и расстояния от центра взрыва. Наибольшим давление будет во фронте ударной волны. По мере удаления от фронта к центру взрыва давление по­ степенно падает и на задней границе сжа­ того слоя снова равно атмосферному. За слоем сжатого воздуха следует слой раз­ реженного воздуха, в котором давление меньше атмосферного. Место&зры8а 5 Изменение давления изображено на ри­ сунке. Буквами а — а обозначен фронт ударной волны. Выше линии б — б по­ казано превышение давления в зоне сжа­ того воздуха над атмосферным, а ниже — падение давления по сравнению с атмо­ сферным давлением в области разреженно­ го воздуха. Таков же характер изменения плотности п температуры воздуха в ударной волне. Фронт ударной волны от центра взрыва движется со скоростью, значительно пре­ восходящей скорость звука в воздухе (примерно 340 метров в секунду). По ме­ ре удаления ударной волны от места взрыва скорость фронта замедляет­ ся, так как все большее и большее количество воздуха вовлекается в дви­ жение. Так же будет уменьшаться давле­ ние, плотность воздуха, понижаться тем­ пература. Через некоторое время скорость распространения фронта ударной волны достигнет скорости звука, а давление ста­ нет равным атмосферному. Ударная волна превращается в обычную звуковую волну. Перемещается не только фронт ударной волны, но и воздух за фронтом ударной волны. Правда, скорость движения воздуха в ударной волне меньше скорости переме­ щения ее фронта. Все же она намного превосходит скорость обычного ветра. В разреженном слое воздух движется к цент­ ру взрыва. Так выглядит процесс образования и распространения воздушной ударной вол­ ны обычного взрыва. Рассмотрим теперь особенности воздуш­ ной ударной волны атомного взрыва. При атомном взрыве выделяется в миллионы раз больше энергии, чем при обычном. Вследствие появления такого громадного количества энергии, выделившейся в мил­ лионные доли секунды, температура в ме­ сте взрыва поднимается до нескольких де­ сятков миллионов градусов. Это приводит к тому, что все части бомбы (оболочка, не успевшая разделиться часть атомного заряда и другие детали) испаряются, пре­ вращаясь в раскаленную массу, имеющую высокую температуру. В этой массе отдельные частицы ве­ щества — молекулы разбиты на атомы, а атомы разрушены на электроны и осво­ божденные от электронных оболочек ядра. Воздух, окружающий место взрыва, также очень сильно нагревается. Появляется яр­ ко светящийся огненный шар, внутри ко­ торого благодаря наличию громадного ко­ личества частиц, образующихся в резуль­ тате взрыва, возникает давление, измеряе­ мое миллиардами атмосфер. Вследствие огромной разницы в давлении в шаре и находящемся около него воздухе, огненное облако быстро расширяется, оттесняя и снимая окружающие слои воздуха так же, как и при обычном взрыве. Возникает воздушная ударная волна атомного взры­ ва. которая^ значительно мощнее воздуш­ ной ударной волны обычного взрыва. Скорость перемещения фронта ударной волны и скорость воздуха в ней также будут значительно большими, чем в удар­ ной волне при обычном взрыве. В районе взрыва скорость фронта ударной волны превышает один километр в секунду. Ес­ ли при обычном взрыве поражение за счет ударной волны происхошт на рассто­ янии нескольких десятков метров, то при атомном взрыве оно может достигать не­ скольких километров от центра взрыва. Как уже отмечалось, природа и про­ цессы формирования воздушных ударных волн атомного и обычного взрывов сходны. Это позволяет сравнивать их механическое действие. Благодаря этому можно опреде­ лить, какое количество обычного взрывча­ того вещества, например тротила, соот­ ветствует по своему действию тому или иному атомному или водородному заряду. Это количество обычного взрывчатого ве­ щества называют тротиловым эквивален­ том. Тротиловый эквивалент атомных за­ рядов может достигать нескольких десят­ ков тысяч тонн, а у водородных бомб — нескольких миллионов тонн. При полном делении ядер одного килограмма урана вы­ деляется такое же количество энергии, как и при взрыве 20 .000 тонн тротила. Если один килограмм урана и 20 .000 тонн тро­ тила представить в виде шаров, то они будут иметь диаметры: первый — около 5 сантиметров, второй — около 40 мет­ ров. При взрыве водородной бомбы ударная волна гораздо мощнее, чем при взрыве атомной бомбы. Воздушная ударная волна напоминает громадной силы ураган, сметающий все на своем пути. Набегая на различные пре­ грады, она производит на них сильное давление, которое складывается из давле­ ния во фронте ударной волны и удара движущейся массы воздуха. Оно тем больше, чем больше тротиловыи эк­ вивалент и чем меньше расстояние от места взрыва. Ударная волна может наносить поражение людям, разру­ шать различные здания и сооружения, а также поражать боевую технику и повреж­ дать различное имущество. Поражение людей и повреждение _ имущества могут наноситься как самой ударной ^ волной, так и летящими обломками зданий, соору­ жений, камнями, комьями земли. Степень поражения людей, разрушения зданий и сооружений зависит главным образом от их удаления от центра взрыва. Чем даль­ ше от центра взрыва, тем меньше пора­ жающее действие ударной волны. Степень поражения людей и повреж­ дения боевой техники зависит также от положения их в момент воздействия удар­ ной волны, от характера местности и на­ личия укрытий На открытой местности поражения за счет ударной волны более значительные, чем на пересеченной и ле­ систой местности. Давление в 5 тонн на квадратный метр способно разрушать капитальные здания Давление в 20 тонн на квадратный метр смертельно для человека. Человечески/ организм давление в 2 тонны на квадрат­ ный метр выдерживает без серьезных по­ следствий. При непосредственном применении про­ тивником атомного оружия необходимо максимально использовать естественные и искусственные укрытия и тем самым убе­ речь себя от поражения. Окопы, траншеи, щели и другие инженерные сооружения уменьшают поражение при атомном взры­ ве в 1,5— 3 раза. Мы уже говорили, что по мере удаления волны от места взрыва скорость движения ее замедляется. За 2 секунды она прохо­ дит 1 .000 метров, за 5 секунд — 2 .000 метров, а за 8 секунд — 3 .000 метров. Поэтому, увидев вспышку, нужно немед­ ленно лечь на землю или занять ближай­ шее укрытие и тем самым понизить сте­ пень поражения ударной волной или вов­ се избежать его. В населенных пунктах и городах от воздействия ударной волны могут быть разрушепы здания и сооружения. Радиус разрешений зависит от ш л а взрыва, ти­ па и калибра атомной бомбы, а также от величины здания. Чем боль­ ше калибр бомбы, тем больший ра­ диус разрушения. Маленькие кирпичные здания более устойчивые, чем многоэтаж­ ные и высотные. В условиях атомного на­ падения противника в городах и населен­ ных пупктах необходимо укрываться в специально оборудованных подземных ук­ рытиях. Не рекомендуется оставаться непо­ средственно в домах. В населенных пунк­ тах от воздействия ударной волны могут возникнуть пожары в результате разруше­ ния печей и повреждения электрических и газовых сетей. СВЕТОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ Прп взрыве обычной бомбы хотя п наблюдается вспышка света, но она за­ нимает малую область и длится тысячные доли секунды. Вот почему действие свето­ вых лучей не имеет большого значения. Совершенно другая картина наблюдает­ ся при атомном взрыве. Во время атомно­ го взрыва в воздухе образуется огненный шар, на земле — огненная полусфера. Ди­ аметр шара (полусферы) доходит до не­ скольких сотен метров. Температура ог­ ненного шара выше температуры поверх­ ности солнца (6 .000 градусов), а яркость свечения во много раз превосходит яркость солнца. Свечение огненного шара или по­ лусферы длится несколько секунд. Почти все вещества в области огненного шара полностью сгорают, металлы плавятся, не­ которые почвы превращаются в твердую стекловидную массу. Излучаемая световая энергия может вызвать поражения и за пределами огнен­ ного шара на сравнительно больших рас­ стояниях — ожоги открытых частей те­ ла, обращенных в сторону взрыва, обугли­ вание или воспламенение брезентов, чех­ лов на боевой технике, деревянных частей вооружения, обгорание краски и т. д. От светового излучения возможны также по­ жары. Световое излучение производит действие на удалении нескольких кило­ метров в зависимости от диаметра атом­ ной бомбы. Характер поражения определяется коли­ чеством световой энергии, которое падает на один квадратный сантиметр поверхно­ сти освещаемого тела за все время излуче­ ния огненного шара. Оно называется све­ товым импульсом. Величина его зависит от времени действия светового излучения и расстояния от места взрыва. Под действи­ ем светового пмпульса происходит нагре­ вание тел, степень которого зависит от количества поглощаемой световой энергии, от материалов и размеров освещаемых тел. Поглощение световой энергии различны­ ми материалами не одинаково. Например, красная черепица поглощает 70 процен­ тов падающей на нее световой энергии, а поверхности, окрашенные белой крас­ кой, — от 12 до 26 процентов. Световое излучение может оказать вред­ ное воздействие на зрение. При непосред­ ственном наблюдении атомного взрыва с близкого расстояния возникают серьезные повреждения сетчатки глаз. При больших расстояниях от места атомного взрыва (до десятка километров) световое излучение может вызвать временное ослепление. Световое излучение ири взрыве водород­ ных бомб является еще более мощным, чем при взрыве атомных бомб. Поражающее действие светового излуче­ ния можно серьезно ослабить или предот­ вратить совершенно, если принять соот­ ветствующие меры защиты. Прежде всего следует использовать искусственные соору­ жения — траншеи, окопы, щели, склад­ ки местности, лес, кустарник и т. д. Ис­ пользовать наземные сооружения (дома, заборы) в качестве защиты от светового излучения необходимо с большой осторож­ ностью, ибо они могут быть сметены воз­ душной ударной волной. Следует помнить, что любая непрозрачная преграда служит защитой от светового излучения. Кандидат технических наук инженер-подполковник М. АРХИПОВ . »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz