На страже Заполярья. 1954 год. Август.
2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 15 августа 1954 г., N° 193 (5035). Готовы выполнить любое задание ОЧЕРЕДНЫМ молодым по полненном припыл на ко рабль матрос Елнстратов. Моряки тепло встретили новичка, окружили его вниманием и заботой. В первый же день воина вызвал к себе командир. — Карая специальность больше всего вам нравится? — спросил офицер. — Хочу быть мотористом, — уверенно сказал Елистратов. — Хорошо. Будете учиться на мотори ста. Учить вас будет опытный специалист старшина 2 статьи Фролов. Старшина. после представления матро са, завязал с ним непринужденный разго вор о его жизни, планах на будущее. Молодой моряк горел желанием побы вать на боевом посту, где ему придется нести вахту. Старшина, угадав его мысль, спросил: — Желаете посмотреть технику, на ко торой придется вам работать? — Очень хочу, товарищ старшина, — ответил матрос. Придя на боевой пост, старшина озна комил Елистратова с механизмами, затем долго водил молодого матроса по кораблю, рассказывал о грозном боевом оружии, сделанном заботливыми руками советских людей. Вскоре корабль вышел в море. Кто из моряков не вспоминает это радостное, волнующее событие в жизни, к о п а чув ствуешь, как бьется сердце корабля, и он стремительно несется вперед, несмотря на капризы морской стихии. Уверенно, сно ровисто работают моряки на боевом посту. «Буду таким же, как они», — решил Елистратов. наблюдая за четкими дейст виями воинов. Быстро текли матросские будни, напол ненные напряженной учебой. На занятиях по специальности Елистратов внимательно слушал рассказ старшины, запоминал, за тем следил за его практическими дейст виями на механизмах. После занятий воин не уходил с боевого поста. Он шел опять к механизмам и там повторял только что услышанное, закреплял полученные зна ния на практике. А потом под наблюдени ем старших воин отрабатыва.л практиче ские приемы на боевом посту. Елистра- тов старался делать так, как это делали опытные товарищи. Сначала его действия были медленны, неуверенны, он допускал много лишних движений. Старшина вни мательно следил за работой молодого ма троса. помогал ему советом и делом. Благодаря настойчивости и упорству, через некоторое время Елистратов хорошо изучил свою специальность, стал масте ром своего тела, ему было присвоено зва ние старшины 2 статьи. Старшина Фролов уходил в долгосроч ный отпуск. — Кого вы думаете оставить за себя? — спросил командир подразделения у старшины. — Елистратоза, — ответил тэт. — Я уг-ерен, что он с обязанностями справится. Много новых обязанностей появилось у старшины 2 статьи Елистратова. Являясь командиром отделения, он с честью оправ дывает доверие, которое оказало ему командование. Теперь старшина уже сам обучает под чиненных. Прежде чем проводить заня тия, он всегда тщательно готовится к ним. Почти все матросы его отделения яв ляются хорошими специалистами. Техни ка. которую они обслуживают, находится в безупречном состоянии и всегда готова к действию. Возьмем, к примеру, старше го матроса Заварза. «Мастер своего дела», — так говорят о нем на корабле. Любое задание он выполняет точно и в срок, как подобает воину Вооруженных Сил Со юза ССР. За время службы тов. Заварза не имеет ни одного замечания. В его карточ ке взысканий и поощрений записано нема ло благодарностей. Зрелость свою старшина Елистратов и его подчиненные показали при ремонте дизель-генератора. Однажды при запуске дизеля температура быстро поднялась вы- шр максимальной. — В чем дело? — думал старшина, вспоминая все возможные причины де фекта. Вместе с матросами старшина разобрал мотор. Как-будто все в порядке. — Что может быть? — размышлял он. — Температура поднимается быстро, а ви димых дефектов мотора нет. Вода охлаж дающей системы выходит чуть теплая. Значит, она не успевает охладить голов ки блока. Старшина рассказал о своей догадке подчиненным. Сообща npiiiujri к выводу, что это и является причиной высокой температуры. Елнстратов обратился к офи церу и попросил разрешения устранить дефект. Офицер одобрил решение моряков. Некоторые детали нужно было изготовить на заводе. Кое-кто усомнился в том, что все работы можно сделать в корабельных условиях. Взвесив свои силы и возможности, старшина твердо решил начать работу. В один из вечеров моряки составили схему системы охлаждения, изготовили чертежи новой конструкции холодильника, змеевика и других деталей. Недоставало материала, инструмента, кое в чем мало было опыта и знаний. Но упорство и на стойчивость победили. Вскоре был готов бак холодильника с увеличенной емкостью, в бак вставлен змеевик, изготовлена и смонтирована вся система охлаждения. Наступил день испытания. Равномерно загудел мотор, тронулись стрелки прибо ров. Все смотрели на показание термомет ра. Температура нормальная. Дизель-гене ратор работал четко. Сослуживцы поздрав ляли Е)листратова с успехом. — Рано еще. Нужно испытать установ ку в море, — скромно ответил старшина. II вот корабль в море. По команде Ели стратов запустил дизель-генератор. Он да вал ему разную нагрузку, увеличивал и уменьшал число оборотов. Ровный шум дгигателя, точные показания приборов — все говорило о том, что мотор работает ис правно. В течение всего похода дизель- генератор работал бесперебойно. Наблю дая за работой установки, старшина Ели стратов решил внести некоторые измене ния в изготовленную установку для удоб ства размещения деталей. После похода и это было сделано. За проявленную инициативу командир предоставил старшине 2 статьи Елистра- тову внеочередной краткосрочный отпуск. Поощрены были и другие воины отделе ния. Эта творческая инициатива моряков го ворит о глубоком, всестороннем знании ими вверенной техники, об пх готовности в любой момент по зову Родины выступить на защиту мирного созидательного труда своего народа. Старший лейтенант Б. СМИРНОВ. Всегда действует точно по уставу С первых дней службы рядовой Шунь ко зарекомендовал себя любознательным и высокодисциплпнпрованным воином. Всегда действуя строго по уставам, он стал одним из лучших бойцов подразделе ния. Сколько у рядового Шунько было ра дости. когда за усердие, проявленное в службе, он получил первую благодар ность! Это его вдохновило на достижение дальнейших успехов в боевой и полити ческой подготовке. Он стал еще настой чивее из)учать военное дело и вверенное ему боевое оружие. Сейчас на г р у д и р я д о в о г о Шунько — знак «Отличный стрелок». Он — мастер меткого огня. Накопленный опыт и зна ния передовой воин старается передавать сссим товарищам по службе. За четкое и добросовестное выполнение возложенных на него обязанностей рядо вой Шунько сфотографирован при развер с т о м Знамени части. Ефрейтор А. МЕЛЬНИКОВ. В с е м и ш е н и п о р а Ж е н Ы После под’ема воины подразделения стали готовить свое сружие: кто удалял смазку, кто протирал ствол. Рядовой Иванов, приведя в порядок автомат, подошел к командиру отделения. — Товарищ ефрейтор, — сказал он, — сегодня у нас занятие на огневом рубеже. Покажите мне еще раз, как правильно прицеливаться и наводить на цель. Прошлую стрельбу я выполнил неважно. — Зато сегодня можете отличиться, — отвечает ефрей тор я начинает показывать подчиненному, как правильно брать оружие и, самое главное, плавно нажимать на спуско вой крючок. Внимательно наблюдает подчиненный за действиями командира. Незаметно подошло время, назначенное для по строения. Вот воины каждый на своем месте. У всех бодрый вид, приподнятое настроение. Командир подразделения обхо дит строй, проверяет выправку подчиненных. Замечаний нет. Видно, хорошо подготовились к занятиям. — Молодцы! — сказал офицер. Четким шагом с веселой солдатской песней идут воины в поле. Огневой рубеж. По приказанию командира оборудо вана ячейка для стрелка. По фронту вкопано два столба, на которых помещены три движущиеся мишенл. Командир под разделения об’ясняет подчиненным ход занятия, подает команду: — Рядовой Иванов, на огневой рубеж шагом марш! Воин входит в ячейку, точно по команде заряжает ору жие, готовится к стрельбе. — Огонь! — командует офицер. Иванов последователь но раз за разом, плавно нажимает на спусковой крючок. Раз даются три очереди. Воину дали на стрельбу несколько се кунд. Он поразил цель в два раза бысгрее, чем положено по нормативу. После окончания стрельбы командир об’явпл рядовому Иванову благодарность и поставил его в пример всему лич ному составу. С помощью командира отделения рядовой Иванов стал мастером меткого огня. Сейчас он еще упорнее изучает свое оружие, содержит его в чистоте и исправности. Младший сержант В. СМИРНОВ. Партийная жизнь В борьбе за укрепление воинской дисциплины Навигационное обеспечение похода отряда советских кораблей в Стокгольм Наша центральная и местная печать уже ознакомила читателей с походом и пребыванием советских кораблей в Сток гольме, рассказала о восторженных отзы вах простых людей Швеции, высоко оце нивших качество наших кораблей, дис циплинированность и отличную морскую выучку советских моряков. В этой статье хотелось бы подробно рассказать о навигационном обеспечении похода, о деятельности штурманских бое вых частей кораблей и их личного со става. Шведские офицеры связи и лоцманы, находясь на наших кораблях и наблюдая за четкими, слаженными действиями лич ного состава, выражали искреннее удивле ние по поводу отличной подготовленности экипажей наших кораблей к плаванию в чужих водах. «Секрет» наш прост. Он кроется в вы сокой теоретической и практической воен но-морской подготовке советских моряков, в их готовности образцово выполнить лю бую задачу, поставленную перед ними Ро диной, какой бы сложной она ни была. Решение правительства о посылке крей сера «Адмирал Ушаков» и четырех эсмин цев с визитом вежливости в Швецию выз вало большой под’ем среди личного соста ва штурманских боевых частей. Каждый штурман, рулевой, штурманский электрик, отлично понимая значение этого похода и все трудности, связанные с плаванием в шхерном районе, приступил к тщательному приготовлению своих заведываний, к тре нировкам в управлении кораблем в слож ных навигационных условиях, к отработ ке борьбы за живучесть. Отлично выполнить задание правитель ства, продемонстрировать высокую мор скую выучку и навигационную подготов ленность было единодушным желанием всего личного состава. Образец тщательной подготовки к похо ду показали старшина 2 статьи Хорун жий — лучший штурманский электрик соединения, главный старшина Бережной, рулевые старший матрос Анциперов, стар шины 2 статьи Донской и Оупличенко, штурманские электрики старшины 2 статьи Леонов., Рыжков, Разводни и дру гие. Они умело и в короткий срок^ приго товили технику своих заведываний к от ветственному походу. Трудности плавания в стокгольмских шхерах, где кораблям предстояло пройти 50 миль с крутыми поворотами, доходя щими в отдельных местах до 140 граду сов и в узкостях до 90 метров шириной, заставили нас вопросу навигационной под готовки перехода уделить самое серьезное внимание. Тем более, что никто из офи церов нашего флота никогда не был в стокгольмских шхерах. В связи с этим был составлен план нави гационной подготовки штурманских боевых частей. В нем предусматривалось изучение района плавания, подготовка личного со става и материальной части, организация работы на переходе в шхерах, обеспечи вающая безопасное плавание в узкостях, четкое управление кораблем, быстроту исполнения команд и борьбу за живучесть. Исключительно большую работу- прове ли в эти дни офицеры Землянов, Скрига- нов, Мелищук, Груздев, старший матрос Кубарев и другие. В период подготовки на всех кораблях была разработана необходимая документа ция, сделана предварительная прокладка, определены поправки всех приборов, до деталей изучена навигационно-гидрографи ческая обстановка в шхерах. Наш штурманский состав накопил не который опыт плавания в финских шхе рах. Тем не менее мы посчитали необходи мым провести специальный тренировоч ный поход для офицерского состава в шхерные районы, где была наглядно про демонстрирована методика плавания в шхерах, показана система ограждения, ор ганизация службы мостика, обеспечиваю щая быстрое исполнение команд. Для офицеров кораблей, а также п для личного состава штурманских частей было прочитано несколько лекций и докладов о навигационно-гидрографической обстанов ке и особенностях плавания в стокгольм ских шхерах, проведен ряд занятий. Весь этот комплекс мероприятий дал возможность перед походом иметь полную уверенность в достаточной подготовленно сти каждого корабля к самостоятельному плаванию в шведских водах. 15 июля корабли вышли в море. Переход до плавмаяка Альмагрундет проходил спокойно. Корабли подошли к маяку с высокой точностью, в чем сказа лась отличная выучка штурманов, руле вых и штурманских электриков. В 06 .00 1G июля отряд советских ко раблей был встречен шведским эсминцем «Карлскруна». На борт каждого корабля были приняты офицеры связи, лоцманы и сигнальщики. Корабли уверенно вошли в шхеры. На вахту заступили лучшие руле вые и штурманские электрики. Хорошая подготовка наших офицеров дала возможность им самостоятельно уп равлять своими кораблями по расчетам своих штурманов. Лоцманы, видя прек расное знание района плавания нашими офицерами, практически в управление кораблями не вмешивались, давая в от дельных случаях формальные советы. Стокгольмские шхеры занимают огром ное пространство, простираясь на 80 миль в общем направлении N0 — S W . В от дельных местах острова удалены от мате рика на 20 — 30 миль. Через шхеры проходят многочисленные фапватеры, из которых основные хорошо ограждены для дневного и ночного плавания. В Стокгольм ведут три основных фарватера для кораб лей с осадкой 9,5 — 10 м. Характер и структура стокгольмских шхер несколько отличается от финских. Острова более высокие, в основном сло жены из гранита, покрыты хвойным ло гом. Проливы между островами более глу боководны и достигают от 20 до 100 м. Берега, как правило, приглубы. На основ ных фарватерах и вблизи их банки и от дельные камни встречаются более редко, чем в финских шхерах. Высоких показателей в учебе и сл уж бе добились старшина 1 статьи В ален тин Москаленко и старшина 2 статьи Михаил Селезнев. Служба передовых старшин отмечена рядом благодарно стей. НА СНИМКИ : специалист первого класса старшина 1 статьи Валентин Москаленко и специалист второго кл а с са старшина 2 статьи Михаил Селезнев готовятся к отдаче якоря. Фото И. Никишова. Опытный специалист Принимая Военную присягу, комсомо лец Довгополов обязался быть достойным высокого звания советского воина. Много и упорно работал он, чтобы в совершенстве овладеть вверенной ему сложной боевой техникой. Труды не про пали даром. Сейчас Довгополов является одним из лучших специалистов. Говоря об опыте своей работы на боевом посту, он отметил, что отлично знать боевую тех нику — это еще не все. Очень важно точ но по инструкции выполнять все обязан ности во время несения вахты у механиз мов. Комсомолец Довгополов — командир от деления связистов. Богатые знания он умело передает подчиненным. Его отделе ние заслуженно считается передовым в подразделении. На днях за умелое воспитание бойцов и личную дисциплинированность коман дир подразделения поощрил комсомольца Довгополова внеочередным краткосрочным отпуском. К. ИВАНКИН. Стали шоферами В нашем подразделении многие воины решили изучить специальность шофера. Командир одобрил стремление подчинен ных. Были организованы курсы. На днях состоялась сдача экзаменов. Многие по.иучпли права шофера третьего класса. Среди них — младший сержант Заболотный и старший матрос Соколь- ченко. Матрос В. АНДРЮШЕНКО. Воин изготовил макет корабля На нашем флоте служит старший ма трос Юрий Митрофанов. Он решил изго товить макет корабля и подарить его личному составу. На днях Митрофанов закончил свою работу. Кропотливый труд воина по лучил горячее одобрение и благодар ность всего экипажа. Командир награ дил старшего матроса Митрофанова ценным подарком. В. ГРЕЧУХИН. Советская воинская дисциплина — важнейшее условие боеспособности кораб л я . Она обязывает каждого военнослужа щего точно выполнять требования воин ских уставов, приказы и распоряжения командиров и начальников. Дисциплини рованным воином может быть лишь тот, кто обладает высокой политической со знательностью. Всемерно помогать коман диру в воспитании у воинов этих качеств призваны партийные и комсомольские организации. Коммунисты нашего корабля умело ис пользуют все многообразные формы пар- тийно-иолитической работы для укрепле ния воинской дисциплины и выполнения задач боевой и политической подготовки. Особое место у нас отводится, прежде все го, беседам и докладам для личного со става, в которых раз'ясняются значение воинской дисциплины, ее роль в повыше нии боеготовности корабля. Недавно коммунист Якушев прочел для личного состава доклад «Высокая воин ская дисциплина — залог успешного вы полнения задач боевой и политической подготовки, необходимое условие боеспо собности корабля». Он рассказал, что большинство матросов и старшин добро совестно выполняет свой воинский долг. Тем не менее в подразделении есть еще нарушители воинской дисциплины. На пример, матросы Гусев и Колесников бы ли наказаны командиром. Коммунист Якушев призвал членов ВЛКСМ воздейст вовать на нарушителей дисциплины. После доклада матросы и старшины резко осудили проступки Гусева и Колес никова, потребовали, чтобы они испра вились. Коммунисты часто проводят беседы с матросами, развивают у них высокие мо рально-боевые качества. В этом важном деле активное участие принимают и аги таторы. Лучшими агитаторами в подраз делении являются матросы Марков, Печей- кин и др. Большую помощь командиру в наведе нии уставного порядка на корабле оказы вают руководители политзанятий. Комму нисты тт. Якушев, Чудинов и другие уме ло увязывают темы политзанятий с пов седневной жизнью моряков. Коммунист Волков правильно подбирает тематику политинформаций. За последнее время бы ли проведены политинформации на темы: «Отличной учебой и дисциплиной повы сим боеготовность корабля», «Служить Родине так. как служат наши отлични ки», «Жить по уставам — закон воина». Важную роль в укреплении воинской дисциплины на корабле играют стенная печать, наглядная агитация и радиогазе та. Очень часто у микрофона выступают о т л и ч н и к и боевой и политической подго товки. Старший матрос Матвеев расска зал, как в последнем походе воины боро лись за экономию мазута. Старшин ма трос Прокопчук, выступая перед микро фоном, говорил: «Стать отличником бое вой и политической подготовки может каждый воин, надо только изучить хоро шо боевую технику и выполнять все уставы и наставления. За два года моего пребывания на корабле я с помощью своих товарищей освоил специальность сигнальщика и сейчас являюсь специали стом высокого класса, отличником боевой и политической подготовки. Я заверяю командование, что и впредь буду служить так, как подобает советскому моряку». На корабле уделяется немало внимания индивидуальной работе с матросами и старшинами. Приведем такой пример. Старший матрос Цветков долгое время был недисциплинированным воином. Комму нист Гайдук много раз беседовал с Цвет ковым, разъяснял ему значение в о и н с к о й д и с ц и п л и н ы , своевременно подмечал недо статки в службе воина, указывал на них. Все это не прошло бесследно. Однажды после одной из таких бесед старший ма трос Цветков заявил коммунисту, что он (кчдыне никогда не нарушит дисципли ну и будет служить честно, с достоин- стгом. Слово свое Цветков сдержал. В настоя щее время он является не только дисцип линированным воином, но и лучшим ко мандиром отделения электриков. Моряк умело воспитывает матросов и добивает ся того, чтобы его отделение было всегда передовым на корабле. Однако еще не все коммунисты корабля прониклись высоким чувством ответствен ности за воспитание воинов. Больше вни мания делу воспитания личного состава надо уделять коммунисту тов. Чупрову, комсомольцу тов. Алексееву и другим. Этим товарищам пора понять, что решить задачу обучения и воспитания личного состава так. как учит Коммунистическая партия, обеспечить дальнейшее повыше ние боевой готовности Вооруженных Сил Союза ССР можно лишь при условии вы сокой воинской дисциплины. А. ЛИТВИНОВ. Личный пример коммуниста С первого дня" службы на флоте тов. Качанов честно и добросовестно выполня ет требования Военной присяги и уставов, вкладывает все свои силы в боевую и по литическую подготовку. От рядового ма троса тов. Качанов вырос до сержанта, (Пал коммунистом. Как примерного воина, сержанта Кача нова назначили командиром орудия, а затем помощником командира взвода. Он всесторонне изучил своих подчиненных, к каждому из них подходит индивидуаль но и поэтому методически правильно про водит занятия, не допускает условностей и упрощенчества в боевой подготовке, по могает каждому матросу стать мастером артиллерийского огня. Было время, когда матрос Сысолятин и старший матрос Калистов отставали в бое вой подготовке, слабо знали материаль ную часть, допускали оплошности. На помощь отстающим воинам пришел ко мандир. В свободное от занятий и работ время он занимался с ними дополнитель но, рассказывал об устройстве пуш ки, раз’яснял инструкции и настав ления. Вместе они готовили материальную часть орудия и отрабатывали слажен ность действий на боевых постах. Прошло немного времени, и Сысолятин и Кали стов заметно улучшили свои показатели в учебе, их действия стали более четкими и быстрыми. Сейчас они — отличники боевой п политической подготовки. ' Сержант Качанов успешно окончил партийную школу. Он принимает активное участие в организационно-массовой рабо те, выступает перед личным составом подразделения с докладами и беседами. Не останавливаясь на достигнутом, воин непрерывно повышает свои политические знания, хорошо справляется с обязанно стями помощника руководителя группы политических занятий. За усердие в службе сержант Качанов имеет около 20 поощрений, сфотографи рован при развернутом Знамени части, неоднократно поощрялся внеочередным краткосрочным отпуском, награжден зна ком «Отличный артиллерист». Листовка о примерной службе комму ниста Качанова, выпущенная недавно политотделом, призывает воинов-артплле- ристов упорно учиться тому, что необхо димо на войне, быть готовыми в любое время открыть меткий артиллерийский огонь по воа^у. Старший матрос С. АНДРОНИК. Все это отразилось и на системе нави гационного оборудования. Если в финских шхерах основным видом навигационного ограждения служат створы, то в сток гольмских шхерах плавание осуществляет ся в белом секторе огней, расположенных прямо по курсу и по корме. Створы встре чаются довольно редко. Средства берегового ограждения в зна чительной степени унифицированы. Своеобразно пловучее ограждение, под разделяемое на системы ограждения в от крытом море и в шхерах. Восточный фарватер, которым шли на ши корабли, является важнейшей комму никацией, соединяющей Балтийское море со столицей и крупнейшим торговым пор том Швеции — Стокгольмом. Фарватер наиболее короткий — 50 миль — и поз воляет плавать кораблям с осадкой 10 м. Фарватер весьма извилист, проход им осу ществляется 43 курсами. Официально шведская лоция рекоменду ет плавание этим фарватером со скоростью 7 узлов, снижая ее в отдельных узкостях до 5 узлов. Нашему отряду на весь пере ход, с остановками, для приема офицеров связи и лоцманов, потребовалось 5 часов. При этом значительную часть пути кораб ли проходили со скоростью 14 узлов. При проходе шхерами перед стоявшими на мостике и верхних палубах открывалась панорама сотен островов, узких, извили стых проливов. Однако эта красота оста лась незамеченной рулевыми и штурман скими электриками, которые, не отрывая глаз, следили за показаниями прибороз, четко выполняли подаваемые команды. Наиболее сложными в навигационном отношении явились участки фарватеров в районе остповов Сандэ, Виндэ, Стуре и Лонгес, где крутые повороты сочетаются с узкостями, равными подчас половине длины крейсера. Для кораблей, имеющих большой диаметр циркуляции и длину, требуется абсолютная точность в определе нии момента поворота на новый курс. Эту задачу отлично решили штурманы кораб лей. В 11 .00 по московскому времени, как и намечалось планом, крейсер «Адмирал Ушаков» на траверзе о. Бекхольм при Располож ение наших кораблей на стокгольмском рейде. входе в гавань дал первый залп «салюта наций», после которого весь отряд при ступил к' постановке на якоря и бочки в крайне стесненных условиях. При входе в гавань Стреммен к крейсеру подошли буксиры с предложением поста вить его на якоря и бочку, на чем на стаивал и портовый лоцман. Но от букси ров и услуг лоцманов все командиры ко раблей отказались и самостоятельно при ступили к выполнению маневра. Определив места своих бочек, корабли последовательно стали выходить в места отдачи якорей и задним ходом подходить к бочкам, заранее высадив на них матро сов. На крейсере для ускорения маневра барказом был заведен один конец троса на бочку и закреплен скобой, другой конец прибуксирован к корме крейсера и подан на корабль. В одно время со швартовкой крейсера на якоря н бочки становились эсминцы. Швартовке эсминцев мешали многочис ленные суда, неоднократно перерезавшие им курс, тем не менее постановка всех кораблей на якоря и бочки заняла 19 ми нут (см. схему). Сопровождающий нас эсминец «Карл скруна», дав возможность стать на якоря нашим кораблям, последним вошел в га вань, отдал якорь севернее стоянки крей сера «Адмирал Ушаков» и кормой стал подходить к пирсу у о. Кастелльхольм. у пирса стояли минный заградитель и два эсминца. «Карлскруна», подходя кормой под углом 35 — 45 1 радусов к эсминцу «Сундсвалль» и не погасив инерции, кор мовыми отводами сильно ударил его в среднюю часть правого борта, сделав длин ную пробоину. Маневр швартовки эсминца «Карлскруна» занял 25 минут. Так закончился первый этап нашего пути в Стокгольм. Уверенный переход наших кораблей шхерами, блестящая постановка на якоря, отличная организация службы и образцо вый внешний вид наших кораблей были предметом восхищения шведских моряков п населения в период всей нашей стоян ки в Стокгольме. Второй этан пути был проведен так же успешно. Личный состав штурманских боевых ча стей отлично справился с задачей навига ционного обеспечения похода. Ь РУМЯНЦЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz