На страже Заполярья. 1954 год. Август.

2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 15 августа 1954 г., N° 193 (5035). Готовы выполнить любое задание ОЧЕРЕДНЫМ молодым по­ полненном припыл на ко­ рабль матрос Елнстратов. Моряки тепло встретили новичка, окружили его вниманием и заботой. В первый же день воина вызвал к себе командир. — Карая специальность больше всего вам нравится? — спросил офицер. — Хочу быть мотористом, — уверенно сказал Елистратов. — Хорошо. Будете учиться на мотори­ ста. Учить вас будет опытный специалист старшина 2 статьи Фролов. Старшина. после представления матро­ са, завязал с ним непринужденный разго­ вор о его жизни, планах на будущее. Молодой моряк горел желанием побы­ вать на боевом посту, где ему придется нести вахту. Старшина, угадав его мысль, спросил: — Желаете посмотреть технику, на ко­ торой придется вам работать? — Очень хочу, товарищ старшина, — ответил матрос. Придя на боевой пост, старшина озна­ комил Елистратова с механизмами, затем долго водил молодого матроса по кораблю, рассказывал о грозном боевом оружии, сделанном заботливыми руками советских людей. Вскоре корабль вышел в море. Кто из моряков не вспоминает это радостное, волнующее событие в жизни, к о п а чув­ ствуешь, как бьется сердце корабля, и он стремительно несется вперед, несмотря на капризы морской стихии. Уверенно, сно­ ровисто работают моряки на боевом посту. «Буду таким же, как они», — решил Елистратов. наблюдая за четкими дейст­ виями воинов. Быстро текли матросские будни, напол­ ненные напряженной учебой. На занятиях по специальности Елистратов внимательно слушал рассказ старшины, запоминал, за­ тем следил за его практическими дейст­ виями на механизмах. После занятий воин не уходил с боевого поста. Он шел опять к механизмам и там повторял только что услышанное, закреплял полученные зна­ ния на практике. А потом под наблюдени­ ем старших воин отрабатыва.л практиче­ ские приемы на боевом посту. Елистра- тов старался делать так, как это делали опытные товарищи. Сначала его действия были медленны, неуверенны, он допускал много лишних движений. Старшина вни­ мательно следил за работой молодого ма­ троса. помогал ему советом и делом. Благодаря настойчивости и упорству, через некоторое время Елистратов хорошо изучил свою специальность, стал масте­ ром своего тела, ему было присвоено зва­ ние старшины 2 статьи. Старшина Фролов уходил в долгосроч­ ный отпуск. — Кого вы думаете оставить за себя? — спросил командир подразделения у старшины. — Елистратоза, — ответил тэт. — Я уг-ерен, что он с обязанностями справится. Много новых обязанностей появилось у старшины 2 статьи Елистратова. Являясь командиром отделения, он с честью оправ­ дывает доверие, которое оказало ему командование. Теперь старшина уже сам обучает под­ чиненных. Прежде чем проводить заня­ тия, он всегда тщательно готовится к ним. Почти все матросы его отделения яв­ ляются хорошими специалистами. Техни­ ка. которую они обслуживают, находится в безупречном состоянии и всегда готова к действию. Возьмем, к примеру, старше­ го матроса Заварза. «Мастер своего дела», — так говорят о нем на корабле. Любое задание он выполняет точно и в срок, как подобает воину Вооруженных Сил Со­ юза ССР. За время службы тов. Заварза не имеет ни одного замечания. В его карточ­ ке взысканий и поощрений записано нема­ ло благодарностей. Зрелость свою старшина Елистратов и его подчиненные показали при ремонте дизель-генератора. Однажды при запуске дизеля температура быстро поднялась вы- шр максимальной. — В чем дело? — думал старшина, вспоминая все возможные причины де­ фекта. Вместе с матросами старшина разобрал мотор. Как-будто все в порядке. — Что может быть? — размышлял он. — Температура поднимается быстро, а ви­ димых дефектов мотора нет. Вода охлаж­ дающей системы выходит чуть теплая. Значит, она не успевает охладить голов­ ки блока. Старшина рассказал о своей догадке подчиненным. Сообща npiiiujri к выводу, что это и является причиной высокой температуры. Елнстратов обратился к офи­ церу и попросил разрешения устранить дефект. Офицер одобрил решение моряков. Некоторые детали нужно было изготовить на заводе. Кое-кто усомнился в том, что все работы можно сделать в корабельных условиях. Взвесив свои силы и возможности, старшина твердо решил начать работу. В один из вечеров моряки составили схему системы охлаждения, изготовили чертежи новой конструкции холодильника, змеевика и других деталей. Недоставало материала, инструмента, кое в чем мало было опыта и знаний. Но упорство и на­ стойчивость победили. Вскоре был готов бак холодильника с увеличенной емкостью, в бак вставлен змеевик, изготовлена и смонтирована вся система охлаждения. Наступил день испытания. Равномерно загудел мотор, тронулись стрелки прибо­ ров. Все смотрели на показание термомет­ ра. Температура нормальная. Дизель-гене­ ратор работал четко. Сослуживцы поздрав­ ляли Е)листратова с успехом. — Рано еще. Нужно испытать установ­ ку в море, — скромно ответил старшина. II вот корабль в море. По команде Ели­ стратов запустил дизель-генератор. Он да­ вал ему разную нагрузку, увеличивал и уменьшал число оборотов. Ровный шум дгигателя, точные показания приборов — все говорило о том, что мотор работает ис­ правно. В течение всего похода дизель- генератор работал бесперебойно. Наблю­ дая за работой установки, старшина Ели­ стратов решил внести некоторые измене­ ния в изготовленную установку для удоб­ ства размещения деталей. После похода и это было сделано. За проявленную инициативу командир предоставил старшине 2 статьи Елистра- тову внеочередной краткосрочный отпуск. Поощрены были и другие воины отделе­ ния. Эта творческая инициатива моряков го­ ворит о глубоком, всестороннем знании ими вверенной техники, об пх готовности в любой момент по зову Родины выступить на защиту мирного созидательного труда своего народа. Старший лейтенант Б. СМИРНОВ. Всегда действует точно по уставу С первых дней службы рядовой Шунь­ ко зарекомендовал себя любознательным и высокодисциплпнпрованным воином. Всегда действуя строго по уставам, он стал одним из лучших бойцов подразделе­ ния. Сколько у рядового Шунько было ра­ дости. когда за усердие, проявленное в службе, он получил первую благодар­ ность! Это его вдохновило на достижение дальнейших успехов в боевой и полити­ ческой подготовке. Он стал еще настой­ чивее из)учать военное дело и вверенное ему боевое оружие. Сейчас на г р у д и р я д о в о г о Шунько — знак «Отличный стрелок». Он — мастер меткого огня. Накопленный опыт и зна­ ния передовой воин старается передавать сссим товарищам по службе. За четкое и добросовестное выполнение возложенных на него обязанностей рядо­ вой Шунько сфотографирован при развер­ с т о м Знамени части. Ефрейтор А. МЕЛЬНИКОВ. В с е м и ш е н и п о р а Ж е н Ы После под’ема воины подразделения стали готовить свое сружие: кто удалял смазку, кто протирал ствол. Рядовой Иванов, приведя в порядок автомат, подошел к командиру отделения. — Товарищ ефрейтор, — сказал он, — сегодня у нас занятие на огневом рубеже. Покажите мне еще раз, как правильно прицеливаться и наводить на цель. Прошлую стрельбу я выполнил неважно. — Зато сегодня можете отличиться, — отвечает ефрей­ тор я начинает показывать подчиненному, как правильно брать оружие и, самое главное, плавно нажимать на спуско­ вой крючок. Внимательно наблюдает подчиненный за действиями командира. Незаметно подошло время, назначенное для по­ строения. Вот воины каждый на своем месте. У всех бодрый вид, приподнятое настроение. Командир подразделения обхо­ дит строй, проверяет выправку подчиненных. Замечаний нет. Видно, хорошо подготовились к занятиям. — Молодцы! — сказал офицер. Четким шагом с веселой солдатской песней идут воины в поле. Огневой рубеж. По приказанию командира оборудо­ вана ячейка для стрелка. По фронту вкопано два столба, на которых помещены три движущиеся мишенл. Командир под­ разделения об’ясняет подчиненным ход занятия, подает команду: — Рядовой Иванов, на огневой рубеж шагом марш! Воин входит в ячейку, точно по команде заряжает ору­ жие, готовится к стрельбе. — Огонь! — командует офицер. Иванов последователь­ но раз за разом, плавно нажимает на спусковой крючок. Раз­ даются три очереди. Воину дали на стрельбу несколько се­ кунд. Он поразил цель в два раза бысгрее, чем положено по нормативу. После окончания стрельбы командир об’явпл рядовому Иванову благодарность и поставил его в пример всему лич­ ному составу. С помощью командира отделения рядовой Иванов стал мастером меткого огня. Сейчас он еще упорнее изучает свое оружие, содержит его в чистоте и исправности. Младший сержант В. СМИРНОВ. Партийная жизнь В борьбе за укрепление воинской дисциплины Навигационное обеспечение похода отряда советских кораблей в Стокгольм Наша центральная и местная печать уже ознакомила читателей с походом и пребыванием советских кораблей в Сток­ гольме, рассказала о восторженных отзы­ вах простых людей Швеции, высоко оце­ нивших качество наших кораблей, дис­ циплинированность и отличную морскую выучку советских моряков. В этой статье хотелось бы подробно рассказать о навигационном обеспечении похода, о деятельности штурманских бое­ вых частей кораблей и их личного со­ става. Шведские офицеры связи и лоцманы, находясь на наших кораблях и наблюдая за четкими, слаженными действиями лич­ ного состава, выражали искреннее удивле­ ние по поводу отличной подготовленности экипажей наших кораблей к плаванию в чужих водах. «Секрет» наш прост. Он кроется в вы­ сокой теоретической и практической воен­ но-морской подготовке советских моряков, в их готовности образцово выполнить лю­ бую задачу, поставленную перед ними Ро­ диной, какой бы сложной она ни была. Решение правительства о посылке крей­ сера «Адмирал Ушаков» и четырех эсмин­ цев с визитом вежливости в Швецию выз­ вало большой под’ем среди личного соста­ ва штурманских боевых частей. Каждый штурман, рулевой, штурманский электрик, отлично понимая значение этого похода и все трудности, связанные с плаванием в шхерном районе, приступил к тщательному приготовлению своих заведываний, к тре­ нировкам в управлении кораблем в слож­ ных навигационных условиях, к отработ­ ке борьбы за живучесть. Отлично выполнить задание правитель­ ства, продемонстрировать высокую мор­ скую выучку и навигационную подготов­ ленность было единодушным желанием всего личного состава. Образец тщательной подготовки к похо­ ду показали старшина 2 статьи Хорун­ жий — лучший штурманский электрик соединения, главный старшина Бережной, рулевые старший матрос Анциперов, стар­ шины 2 статьи Донской и Оупличенко, штурманские электрики старшины 2 статьи Леонов., Рыжков, Разводни и дру­ гие. Они умело и в короткий срок^ приго­ товили технику своих заведываний к от­ ветственному походу. Трудности плавания в стокгольмских шхерах, где кораблям предстояло пройти 50 миль с крутыми поворотами, доходя­ щими в отдельных местах до 140 граду­ сов и в узкостях до 90 метров шириной, заставили нас вопросу навигационной под­ готовки перехода уделить самое серьезное внимание. Тем более, что никто из офи­ церов нашего флота никогда не был в стокгольмских шхерах. В связи с этим был составлен план нави­ гационной подготовки штурманских боевых частей. В нем предусматривалось изучение района плавания, подготовка личного со­ става и материальной части, организация работы на переходе в шхерах, обеспечи­ вающая безопасное плавание в узкостях, четкое управление кораблем, быстроту исполнения команд и борьбу за живучесть. Исключительно большую работу- прове­ ли в эти дни офицеры Землянов, Скрига- нов, Мелищук, Груздев, старший матрос Кубарев и другие. В период подготовки на всех кораблях была разработана необходимая документа­ ция, сделана предварительная прокладка, определены поправки всех приборов, до деталей изучена навигационно-гидрографи­ ческая обстановка в шхерах. Наш штурманский состав накопил не­ который опыт плавания в финских шхе­ рах. Тем не менее мы посчитали необходи­ мым провести специальный тренировоч­ ный поход для офицерского состава в шхерные районы, где была наглядно про­ демонстрирована методика плавания в шхерах, показана система ограждения, ор­ ганизация службы мостика, обеспечиваю­ щая быстрое исполнение команд. Для офицеров кораблей, а также п для личного состава штурманских частей было прочитано несколько лекций и докладов о навигационно-гидрографической обстанов­ ке и особенностях плавания в стокгольм­ ских шхерах, проведен ряд занятий. Весь этот комплекс мероприятий дал возможность перед походом иметь полную уверенность в достаточной подготовленно­ сти каждого корабля к самостоятельному плаванию в шведских водах. 15 июля корабли вышли в море. Переход до плавмаяка Альмагрундет проходил спокойно. Корабли подошли к маяку с высокой точностью, в чем сказа­ лась отличная выучка штурманов, руле­ вых и штурманских электриков. В 06 .00 1G июля отряд советских ко­ раблей был встречен шведским эсминцем «Карлскруна». На борт каждого корабля были приняты офицеры связи, лоцманы и сигнальщики. Корабли уверенно вошли в шхеры. На вахту заступили лучшие руле­ вые и штурманские электрики. Хорошая подготовка наших офицеров дала возможность им самостоятельно уп­ равлять своими кораблями по расчетам своих штурманов. Лоцманы, видя прек­ расное знание района плавания нашими офицерами, практически в управление кораблями не вмешивались, давая в от­ дельных случаях формальные советы. Стокгольмские шхеры занимают огром­ ное пространство, простираясь на 80 миль в общем направлении N0 — S W . В от­ дельных местах острова удалены от мате­ рика на 20 — 30 миль. Через шхеры проходят многочисленные фапватеры, из которых основные хорошо ограждены для дневного и ночного плавания. В Стокгольм ведут три основных фарватера для кораб­ лей с осадкой 9,5 — 10 м. Характер и структура стокгольмских шхер несколько отличается от финских. Острова более высокие, в основном сло­ жены из гранита, покрыты хвойным ло­ гом. Проливы между островами более глу­ боководны и достигают от 20 до 100 м. Берега, как правило, приглубы. На основ­ ных фарватерах и вблизи их банки и от­ дельные камни встречаются более редко, чем в финских шхерах. Высоких показателей в учебе и сл уж ­ бе добились старшина 1 статьи В ален ­ тин Москаленко и старшина 2 статьи Михаил Селезнев. Служба передовых старшин отмечена рядом благодарно­ стей. НА СНИМКИ : специалист первого класса старшина 1 статьи Валентин Москаленко и специалист второго кл а с ­ са старшина 2 статьи Михаил Селезнев готовятся к отдаче якоря. Фото И. Никишова. Опытный специалист Принимая Военную присягу, комсомо­ лец Довгополов обязался быть достойным высокого звания советского воина. Много и упорно работал он, чтобы в совершенстве овладеть вверенной ему сложной боевой техникой. Труды не про­ пали даром. Сейчас Довгополов является одним из лучших специалистов. Говоря об опыте своей работы на боевом посту, он отметил, что отлично знать боевую тех­ нику — это еще не все. Очень важно точ­ но по инструкции выполнять все обязан­ ности во время несения вахты у механиз­ мов. Комсомолец Довгополов — командир от­ деления связистов. Богатые знания он умело передает подчиненным. Его отделе­ ние заслуженно считается передовым в подразделении. На днях за умелое воспитание бойцов и личную дисциплинированность коман­ дир подразделения поощрил комсомольца Довгополова внеочередным краткосрочным отпуском. К. ИВАНКИН. Стали шоферами В нашем подразделении многие воины решили изучить специальность шофера. Командир одобрил стремление подчинен­ ных. Были организованы курсы. На днях состоялась сдача экзаменов. Многие по.иучпли права шофера третьего класса. Среди них — младший сержант Заболотный и старший матрос Соколь- ченко. Матрос В. АНДРЮШЕНКО. Воин изготовил макет корабля На нашем флоте служит старший ма­ трос Юрий Митрофанов. Он решил изго­ товить макет корабля и подарить его личному составу. На днях Митрофанов закончил свою работу. Кропотливый труд воина по­ лучил горячее одобрение и благодар­ ность всего экипажа. Командир награ­ дил старшего матроса Митрофанова ценным подарком. В. ГРЕЧУХИН. Советская воинская дисциплина — важнейшее условие боеспособности кораб­ л я . Она обязывает каждого военнослужа­ щего точно выполнять требования воин­ ских уставов, приказы и распоряжения командиров и начальников. Дисциплини­ рованным воином может быть лишь тот, кто обладает высокой политической со­ знательностью. Всемерно помогать коман­ диру в воспитании у воинов этих качеств призваны партийные и комсомольские организации. Коммунисты нашего корабля умело ис­ пользуют все многообразные формы пар- тийно-иолитической работы для укрепле­ ния воинской дисциплины и выполнения задач боевой и политической подготовки. Особое место у нас отводится, прежде все­ го, беседам и докладам для личного со­ става, в которых раз'ясняются значение воинской дисциплины, ее роль в повыше­ нии боеготовности корабля. Недавно коммунист Якушев прочел для личного состава доклад «Высокая воин­ ская дисциплина — залог успешного вы­ полнения задач боевой и политической подготовки, необходимое условие боеспо­ собности корабля». Он рассказал, что большинство матросов и старшин добро­ совестно выполняет свой воинский долг. Тем не менее в подразделении есть еще нарушители воинской дисциплины. На­ пример, матросы Гусев и Колесников бы­ ли наказаны командиром. Коммунист Якушев призвал членов ВЛКСМ воздейст­ вовать на нарушителей дисциплины. После доклада матросы и старшины резко осудили проступки Гусева и Колес­ никова, потребовали, чтобы они испра­ вились. Коммунисты часто проводят беседы с матросами, развивают у них высокие мо­ рально-боевые качества. В этом важном деле активное участие принимают и аги­ таторы. Лучшими агитаторами в подраз­ делении являются матросы Марков, Печей- кин и др. Большую помощь командиру в наведе­ нии уставного порядка на корабле оказы­ вают руководители политзанятий. Комму­ нисты тт. Якушев, Чудинов и другие уме­ ло увязывают темы политзанятий с пов­ седневной жизнью моряков. Коммунист Волков правильно подбирает тематику политинформаций. За последнее время бы­ ли проведены политинформации на темы: «Отличной учебой и дисциплиной повы­ сим боеготовность корабля», «Служить Родине так. как служат наши отлични­ ки», «Жить по уставам — закон воина». Важную роль в укреплении воинской дисциплины на корабле играют стенная печать, наглядная агитация и радиогазе­ та. Очень часто у микрофона выступают о т л и ч н и к и боевой и политической подго­ товки. Старший матрос Матвеев расска­ зал, как в последнем походе воины боро­ лись за экономию мазута. Старшин ма­ трос Прокопчук, выступая перед микро­ фоном, говорил: «Стать отличником бое­ вой и политической подготовки может каждый воин, надо только изучить хоро­ шо боевую технику и выполнять все уставы и наставления. За два года моего пребывания на корабле я с помощью своих товарищей освоил специальность сигнальщика и сейчас являюсь специали­ стом высокого класса, отличником боевой и политической подготовки. Я заверяю командование, что и впредь буду служить так, как подобает советскому моряку». На корабле уделяется немало внимания индивидуальной работе с матросами и старшинами. Приведем такой пример. Старший матрос Цветков долгое время был недисциплинированным воином. Комму­ нист Гайдук много раз беседовал с Цвет­ ковым, разъяснял ему значение в о и н с к о й д и с ц и п л и н ы , своевременно подмечал недо­ статки в службе воина, указывал на них. Все это не прошло бесследно. Однажды после одной из таких бесед старший ма­ трос Цветков заявил коммунисту, что он (кчдыне никогда не нарушит дисципли­ ну и будет служить честно, с достоин- стгом. Слово свое Цветков сдержал. В настоя­ щее время он является не только дисцип­ линированным воином, но и лучшим ко­ мандиром отделения электриков. Моряк умело воспитывает матросов и добивает­ ся того, чтобы его отделение было всегда передовым на корабле. Однако еще не все коммунисты корабля прониклись высоким чувством ответствен­ ности за воспитание воинов. Больше вни­ мания делу воспитания личного состава надо уделять коммунисту тов. Чупрову, комсомольцу тов. Алексееву и другим. Этим товарищам пора понять, что решить задачу обучения и воспитания личного состава так. как учит Коммунистическая партия, обеспечить дальнейшее повыше­ ние боевой готовности Вооруженных Сил Союза ССР можно лишь при условии вы­ сокой воинской дисциплины. А. ЛИТВИНОВ. Личный пример коммуниста С первого дня" службы на флоте тов. Качанов честно и добросовестно выполня­ ет требования Военной присяги и уставов, вкладывает все свои силы в боевую и по­ литическую подготовку. От рядового ма­ троса тов. Качанов вырос до сержанта, (Пал коммунистом. Как примерного воина, сержанта Кача­ нова назначили командиром орудия, а затем помощником командира взвода. Он всесторонне изучил своих подчиненных, к каждому из них подходит индивидуаль­ но и поэтому методически правильно про­ водит занятия, не допускает условностей и упрощенчества в боевой подготовке, по­ могает каждому матросу стать мастером артиллерийского огня. Было время, когда матрос Сысолятин и старший матрос Калистов отставали в бое­ вой подготовке, слабо знали материаль­ ную часть, допускали оплошности. На помощь отстающим воинам пришел ко­ мандир. В свободное от занятий и работ время он занимался с ними дополнитель­ но, рассказывал об устройстве пуш­ ки, раз’яснял инструкции и настав­ ления. Вместе они готовили материальную часть орудия и отрабатывали слажен­ ность действий на боевых постах. Прошло немного времени, и Сысолятин и Кали­ стов заметно улучшили свои показатели в учебе, их действия стали более четкими и быстрыми. Сейчас они — отличники боевой п политической подготовки. ' Сержант Качанов успешно окончил партийную школу. Он принимает активное участие в организационно-массовой рабо­ те, выступает перед личным составом подразделения с докладами и беседами. Не останавливаясь на достигнутом, воин непрерывно повышает свои политические знания, хорошо справляется с обязанно­ стями помощника руководителя группы политических занятий. За усердие в службе сержант Качанов имеет около 20 поощрений, сфотографи­ рован при развернутом Знамени части, неоднократно поощрялся внеочередным краткосрочным отпуском, награжден зна­ ком «Отличный артиллерист». Листовка о примерной службе комму­ ниста Качанова, выпущенная недавно политотделом, призывает воинов-артплле- ристов упорно учиться тому, что необхо­ димо на войне, быть готовыми в любое время открыть меткий артиллерийский огонь по воа^у. Старший матрос С. АНДРОНИК. Все это отразилось и на системе нави­ гационного оборудования. Если в финских шхерах основным видом навигационного ограждения служат створы, то в сток­ гольмских шхерах плавание осуществляет­ ся в белом секторе огней, расположенных прямо по курсу и по корме. Створы встре­ чаются довольно редко. Средства берегового ограждения в зна­ чительной степени унифицированы. Своеобразно пловучее ограждение, под­ разделяемое на системы ограждения в от­ крытом море и в шхерах. Восточный фарватер, которым шли на­ ши корабли, является важнейшей комму­ никацией, соединяющей Балтийское море со столицей и крупнейшим торговым пор­ том Швеции — Стокгольмом. Фарватер наиболее короткий — 50 миль — и поз­ воляет плавать кораблям с осадкой 10 м. Фарватер весьма извилист, проход им осу­ ществляется 43 курсами. Официально шведская лоция рекоменду­ ет плавание этим фарватером со скоростью 7 узлов, снижая ее в отдельных узкостях до 5 узлов. Нашему отряду на весь пере­ ход, с остановками, для приема офицеров связи и лоцманов, потребовалось 5 часов. При этом значительную часть пути кораб­ ли проходили со скоростью 14 узлов. При проходе шхерами перед стоявшими на мостике и верхних палубах открывалась панорама сотен островов, узких, извили­ стых проливов. Однако эта красота оста­ лась незамеченной рулевыми и штурман­ скими электриками, которые, не отрывая глаз, следили за показаниями прибороз, четко выполняли подаваемые команды. Наиболее сложными в навигационном отношении явились участки фарватеров в районе остповов Сандэ, Виндэ, Стуре и Лонгес, где крутые повороты сочетаются с узкостями, равными подчас половине длины крейсера. Для кораблей, имеющих большой диаметр циркуляции и длину, требуется абсолютная точность в определе­ нии момента поворота на новый курс. Эту задачу отлично решили штурманы кораб­ лей. В 11 .00 по московскому времени, как и намечалось планом, крейсер «Адмирал Ушаков» на траверзе о. Бекхольм при Располож ение наших кораблей на стокгольмском рейде. входе в гавань дал первый залп «салюта наций», после которого весь отряд при­ ступил к' постановке на якоря и бочки в крайне стесненных условиях. При входе в гавань Стреммен к крейсеру подошли буксиры с предложением поста­ вить его на якоря и бочку, на чем на­ стаивал и портовый лоцман. Но от букси­ ров и услуг лоцманов все командиры ко­ раблей отказались и самостоятельно при­ ступили к выполнению маневра. Определив места своих бочек, корабли последовательно стали выходить в места отдачи якорей и задним ходом подходить к бочкам, заранее высадив на них матро­ сов. На крейсере для ускорения маневра барказом был заведен один конец троса на бочку и закреплен скобой, другой конец прибуксирован к корме крейсера и подан на корабль. В одно время со швартовкой крейсера на якоря н бочки становились эсминцы. Швартовке эсминцев мешали многочис­ ленные суда, неоднократно перерезавшие им курс, тем не менее постановка всех кораблей на якоря и бочки заняла 19 ми­ нут (см. схему). Сопровождающий нас эсминец «Карл­ скруна», дав возможность стать на якоря нашим кораблям, последним вошел в га­ вань, отдал якорь севернее стоянки крей­ сера «Адмирал Ушаков» и кормой стал подходить к пирсу у о. Кастелльхольм. у пирса стояли минный заградитель и два эсминца. «Карлскруна», подходя кормой под углом 35 — 45 1 радусов к эсминцу «Сундсвалль» и не погасив инерции, кор­ мовыми отводами сильно ударил его в среднюю часть правого борта, сделав длин­ ную пробоину. Маневр швартовки эсминца «Карлскруна» занял 25 минут. Так закончился первый этап нашего пути в Стокгольм. Уверенный переход наших кораблей шхерами, блестящая постановка на якоря, отличная организация службы и образцо­ вый внешний вид наших кораблей были предметом восхищения шведских моряков п населения в период всей нашей стоян­ ки в Стокгольме. Второй этан пути был проведен так же успешно. Личный состав штурманских боевых ча­ стей отлично справился с задачей навига­ ционного обеспечения похода. Ь РУМЯНЦЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz