На страже Заполярья. 1954 год. Август.

н с т р а ж е З а п о л я р ь я Т4 августа 1954 г.. N° 192 (5034). е д ение Родины Полот Пыл продуман до мелочей, дей­ ствия в воздухе рассчитаны по этапам минутам. Евгении Калюжный еще раз по­ смотрел на фотоплашнет и мысленно по­ благодарил воздушного разведчика за от­ личное фотографирование оо'екта пред.-тол- пито бомбометания. На снимке отчетливо была видна длин­ ная и узкая, далеко уходящая в море пер­ ченая коса, по которой, согласно разведы­ вательным данным, отходили фашист­ ские войска, спешившие к северной око­ нечности полуострова, где их ожидали для погрузки морские суда. Они хорошо были видны на фотопланшете. Подпись к сним­ ку гласила: «На рейде находятся пять са­ моходных барж два бронекатера, до ше­ сти торпедных катеров». Сегодня с наступлением темноты наши самолеты должны были обрушить бомбы на войска противника, сосредоточившиеся на <6eperv для погрузки. «Значит, левый разворот. — подумал летчик. — выбран нами правильно». Уходя после бомбометания влево, в мо­ ре. экипаж тем самым выходил из зоны зенитного обстрела. Высота бомбометания также была определена правильно — она обеспечивала достаточную точность припе- лпванпя и относительную безопасность действий. Калюжный отправлялся в своп восьмой боевой вылет Первые семь вылетов про­ шли у него вполне нормально, и у летчи­ ка не было особых основании сомневаться в успехе сегодняшнего полета, тем более, что он и штурман не пожалелп времени на самую тщательную подготовку к нему. Однако в воздухе все сложилось ина­ че. Началось с того. что. выйдя по расчету времени в район пели, экипаж не обнару­ жил ее. Землю и море окутывала дымка. Пришлось с аж а т ь с я и бомбить с н у ж н о й высоты. Когда цель открылась глазам экипажа летчик и штурман, к своему У 1 ивлению. обнаружили, что суда против­ ника упгли с места прежней стоянки. Этим самым исключался левый оазворот. Уходить от цели влево значило попасть под губительный огонь корабельной зе­ нитной артиллерии. Как быть? Решение нужно было прини­ мать немедленно, каждая лишняя секунда пребывания самолета над целью была со­ пряжена с большой опасностью. П летчик, оценив создавшуюся обстановку, принял правильное решение. Как только штурман сбросил бомбы, летчик резко развернул самолет вправо и взял курс на свой аэро- дгем... Рассказав недавно об этом товарищам сгоей части. Калюжный сделал вывод: — Шаблон в летном деле вообще, а в боевой обстановке в особенности, недопу­ стим. В бою побеждает тот, кто действует смело, решительно и вместе с этим умело и инициативно. Этого принципа придерживается сам Ев­ гений Калюжный — один из передовых летчиков. Вот он готовится к очередному полету. Полет несложен: надо пройти до пункта Н. и обратно, что займет немного более часа. Погоду обещают хорошую — облач­ ность высотой до 1 .000 метров, видимогть три километра. «Воздушная прогулка». — шутят авиа­ торы. Но Калюжный из практики знает, как подчас заканчиваются подобные «про­ гулки». Поэтому он. рассчитав полет при­ менительно к тем условиям, какие обеща­ ют метеорологи, составляет второй вариант выполнения полетного задания на случай ухудшения метеорологической обстановки. Особо тщательно, до мелочей члены эки­ пажа продумывают свои действия, если придется производить посадку в усложнен­ ных условиях. Самолет в воздухе. Тень от машины бе­ жит за ней по земле. Штурман подает команду для выхода на исходный пункт маршрута. Летчик плавным движением игпуовала п р и в о д и т самолет на заданный курс. Когда Евгении Калюжный впервые уви­ дел воздушный корабль, которым он сеи- час управляет с такой уверенностью и ма­ стерством, ему казалось, что он как бы за­ глянул в завтрашний день авиации. Само­ лет, построенный но последнему слову науки и техники, являющийся живым во­ площением смелой конструкторской мы­ сли. радовал глаз совершенством аэродина­ мических Форм, оригинальностью своего устройства. Но это был не завтрашний, а сегодняшний день советской авиации, со­ зданный руками советских люден, забота­ ми нашей Коммунистической партии. II од- HF.M из первых в части освоить замеча­ тельную машину поручили ему. Евгению Калюжному. Это летчик рассматривал, как высокую честь, большое доверие, ока­ занные ему. Трудностей при освоении сложной авиа­ ционной техники оказалось немало, даже больше, чем летчик ожидал. Изучая по схемам и описаниям устройство самолета, пришлось вспомнить и повторить основы Физики, химии, математики, всерьез под­ налечь на аэродинамику, заняться теорией дьигателей. Потом он «летал», сидя в кабине са­ молета. Машина уже отслужила все поло­ женные ей сроки и теперь являлась для летчиков своеобразным учебным классом. Находясь здесь, можно было, например, не только мысленно сказать себе, «даю газ», но и поставить сектор газа в положения, соответствующие началу разбега, взлета и т. д. II. наконец, несколько провозных поле- тоь по кругу с инструктором, после чего последовал первый самостоятельный вы­ лет. Большим, настойчивым трудом отпла­ тил Калюжный за свое право управлять этой умной, замечательной машпной. Сегодняшний полет знаменателен для летчика. В его летную книжку будет за­ писано еще несколько часов полета на современном самолете, которых Калюжному недоставало до солидной трехзначной ци­ фры. — Через семь минут аэродром, — до­ кладывает штурман. Летчик вводит поправку в курс и. уви­ дев аэродром, начинает выполнять пер­ вый разворот. Вскоре машина катится по посадочной полосе. Полет окончен. Через несколько дней Евгений Калюж­ ный снова в воздухе. Под крылом самоле­ та проплывают знаковые места: лесные, массивы сменяются озерами, озера сме­ няют предгорья. Но вот самолет зарывается в облака, и земля надолго исчезает из вида. Этот по­ лет — настоящий экзамен на зрелость экипажа. Через несколько часов самолет приземлился на аэродроме. Экзамен с че­ стью выдержан. Замечательно поработали в этом ответственном полете люди, безот­ казно действовала в воздухе авиационная техника. Сделан еще один шаг по пути совершенствования боевого мастерства экипажа, авиаторы поднялись еще на о д ­ н у ступень в своем росте. Как-то про Калюжного сказали: — Счастливый он, столько летает, и хотя бы одна царапина на самолете. Действительно, все полетные задания он выполняет с неизменным успехом. П это прежде всего потому, что летчик, как и подобает воину-коммунисту, глубоко со­ знающему свою личную ответственность за дело защиты Родины, не жалеет ни сил, ни времени на учебу, никогда не до­ вольствуется достигнутым, строго соблю­ дает летные правила. Старший лейтенант Калюжный, как и все наши воины, неустанно о в л а д е е т современной авиационной техникой, со­ вершенствует свое мастерство, углубляет знания. Он знает, что Родине нужны му­ жественные и умелые защитники. А ве­ ление Родины для него закон, соблюдение которого составляет смысл всей жизни воина-патриота. н. ДЯТЛОВ. Содержать технику в готовности Советская техника отвечает всем тем требованиям, которые пред’являет к ней современный бой. Она сложна, и н а » тщательно изучать материальную часть, правила ее сбережении. На днях v нас проводился технический осмотр. В основном личный состав содер­ жит заведывания в порядке. К таким сле­ дует отнести заведывания младшего сер­ жанта Ушатова и сержанта Лазарева. Хорошо содержит заведыг.анне матрос Шукайтпс. Оно у него всегда чисто и ис­ правно, что обеспечивает постоянную бое­ вую готовность техники. Неплохо относит­ ся к своим обязанностям матрос Зиновьев. Его часто можно видеть за изучением ин­ струкции по эксплуатации материальной части. Здесь полностью отработана, взаимо­ заменяемость номеров расчета. Однако есть еще воины, котсрые мало уделяют внимания чистке некоторых узлов механизма. Считают, что это не так важ­ но и ничего не случится, если на мате­ риальной части будет пыль. Был такой случай. Перед тренировкой матрос Яковлев по ленился лишний раз заглянуть в механизм и прочистить его. При включении пыль на контактах вызвала короткое замыкание. Это во-время заметил сержант Лазарев Он быстро выключил механизм. В резуль тате беспечности Яковлева материальная часть могла выйти на некоторое время из строя. Товарищеская беседа с матросом Яков левым, взыскание командира — все это послужило воину большим уроком. Сейчас он содержит свое заведывание в чистоте и исправности. Матрос Н. ВЕРШИНИН. Н а п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Заслуженное поощрение Усердно выполняет обязанности авиа­ ционного механика Евгений Рыхлов. Он отличник боевой и политической подго­ товки. Вот почему в любом полете, в лю­ бой обстановке летчик уверен, что сам*>- лет. обслуживаемый Рыхловым. не под­ ведет. Особенно внимательно механик следит за работой мотора. Еще не было случая, чтобы двигатель имел неполадки. Если заглянуть в карточку взыскании и поощрений воина, то можно увидеть не­ сколько поощрении за отличное исполне­ ние своих служебных обязанностей. Л не­ давно к ним прибавилось еще одно: командир предоставил Рыхлову внеочеред­ ной краткосрочный отпуск с выездом на родину. Младший сержант В. АЛЕКСЕЕВ. -о- f e b / z o m / t b Q ПРАВА ВОДИТЕЛЕЙ автом а­ шин получили рядовые Д ьяченко и Гончар. С тать шоферами им помог офицер Маслов. Старший матрос А. Федоров. О В О БРА ЗЦОВОМ ПО РЯДКЕ содержит боевую технику младший серж ант Авраменко. Она всегда на­ ходится в немедленной готовности к действию. Матрос Д . Шагин. о ВЫСОКОЕ ОГНЕВОЕ МА­ СТЕРСТВО продемонстрировали на недавних стрельбах рядовые Клю- шев, Рогулин, Л еонов и другие вои­ ны. Успех обеспечила всесторонняя 1|Сдготовка. Ефрейтор М. Мурин. о ВЫСОКИЕ ЗНАНИЯ своей специальности показал старший м а­ трос Больш аков. Он умело действо-, вал при сдаче учебной задачи. Матрос И. Бькков. В свободное от службы и работы время старшие матросы Иван М акш анов и Юрий Ц ветков нередко собираю тся вместе д л я подготовки к очередным политиче­ ским занятиям . НА СНИМКЕ : (слева направо) отличники боевой и политической подготовки старшие матросы Иван М акш анов и Юрий Цветков готовятся к занятиям по истории КПСС. Фото И. Никншова. Моя самостоятельная работа Скоро исполнится год. как мы присту­ пили к изучению истории партии, герои­ ческий и славный путь которой вдохнов­ ляет наш народ на трудовые успехи. За период учебы мне удалось накопить неко­ торый опыт. Хочу поделиться им. Чтобы успешно изучить Краткий курс истории партии, необходимо, прежде всего, много и упорно заниматься самостоятель­ но. Для этого я отвожу себе елседневно время. Зная, какую тему предстоит изу­ чать, всегда заранее подбираю необходи­ мую литературу и знакомлюсь с ней. Это позволяет глубже изучить вопросы темы. Слушая рассказ руководителя группы, за­ писываю в своей тетради основные поло­ жения, примеры, удачные сравнения, циф­ ры. факты. В часы самостоятельного чтения, а так ­ же вечером в свободное время изучаю ре­ комендованную литературу. Сейчас, когда мы приступили к изучению четвертой гла­ вы Краткого курса, встречаются непонят­ ные слова и термины. В таких случаях я прибегаю к помощи словаря или обраща­ юсь к пропагандисту. Так, на последнем занятии мне встретился термин «производ­ ственные отношения», точного значения которою я не знал. Спросил руководителя группы тов. Косырева. и он подробно об’- яснпл мне. Рассказывая, руководитель привел кон­ кретные примеры. Но' ШКа Пропагандист об'яснял. мне было понятно. Когда же я хстел пересказать сам, у меня не получа­ лось. Вечером решил посмотреть философ­ ский словарь и все, что касается этого вопроса, внимательно прочитал. Кроме то­ го. прочитал соответствующий раздел в работе П. В. Сталина «Экономические про­ блемы социализма в СССР». В результате я хорошо уяснил непонятный для меня термин и теперь легче разбираюсь в изу­ чаемом материале. Когда вся рекомендованная литература прочитана и все вопросы выяснены, при­ ступаю к составлению конспекта. Записи веду не на отдельных .тистках бумаги, л специально заведенной общей тетради. В тетрадь записываю название изучае­ мой темы, основные вопросы, список ре­ комендованной литературы. Далее пишу первый вопрос. Ответ на него записываю, как правило, своими словами. Но это мож­ но сделать лишь тогда, когда хорошо- изу­ чишь вопрос. Стараюсь не загромождать конспект непонятными словами, второсте­ пенными примерами, привожу только наи­ более характерное и основное. Добиваюсь простоты и последовательности в изложе­ нии. Наиболее важные положения всегда подчеркиваю. Помню в нашей группе была беседа по третьей главе Краткого курса истории пар­ тии. Готовясь к ней. я составил план са­ мостоятельной работы, в котором указал, когда и чем буду заниматься. Изучая тему, я прочитал биографию В. И. Ленина, статью «Всепобеждающее учение ленинизма», опубликованную в га­ зете «Правда», ряд решений партии, отно­ сящихся к этому периоду. Попользовал опубликованные в газете статьи «В по­ мощь изучающим марксистско-ленинскую теорию». Затем составил обстоятельный конспект и внимательно его прочитал. Что касается конспекта, то должен ска­ зать, что составление его — дело для ме­ ня сложное. Первое время я сам не мог его составлять, хотелось все записать так. £ а к написано в Кратком курсе. Получа­ лась копия учебника. Заметив это. руко­ водитель сказал: — Вы много пишете, уйму времени расходуете, а толку от этого будет мало. Пропагандист помог мне. Сейчас запи­ сываю все только своими словами. Хочется обратить внимание еще на сле­ дующее. В наших газетах иногда печа­ таются статьи «В помощь марксистско- ленинской учебе», «В помощь слушателям политзанятий». Эти статьи являются боль­ шим подспорьем в учебе, в изучении то­ го или другого вопроса. Такие статьи я всегда вырезаю себе в папку и при под­ готовке к занятиям всегда их просматри­ ваю. Хотелось бы. чтобы подобные мате­ риалы печатались почаще и в нашей флотской газете. В процессе подготовки к занятиям очень полезно также беседовать с товари­ щами по основным вопросам изучаемой темы, п о т о м у что в хоае такой дискуссии глубже усваивается материал. Сейчас я готовлюсь к вступлению в ря­ ды Коммунистической партии. Изучая ее славную историю, вижу какими замеча­ тельными качествами должен обладать ком­ мунист. Эти качества я стараюсь в себе вгепитать. Старший матрос В. ВОРОБЬЕВ. Содержательный рассказ В группе политзанятий, которой руко­ водит щ* «патандиет Потапов, недавно про­ ходило первое занятие по теме: «Совет­ ский Союз — оплот мира, демократии и социализма». К беседе тою. Потапов тщательно под­ готовился. Он прочитал доклад товарища Маленкова на XIX сезде Коммунистиче­ ской нартин, ряд статей из газет и жур­ налов, затем составил план-конспект. Начиная излагать вопрос: i\ крепление мира между народами — генеральная ли­ ния СССР в области внешней политики, руководитель остановился на том. как Советское государство с первых дней своего существования проводило и про­ вопит политику мира между народамл. Пропагандист напомнил слова везолю- ции VII Всероссийского с’езда Советов, гг ; говорится: «Российская Социалисти­ ческая Федеративная Советская Республи­ ка желает жить в мире со всеми народа­ ми и направить все свои силы на внут­ реннее строительство. чтобы наладить производство, транспорт и общественное управление на почве советского строя...». Далее руководитель группы охаракте­ ризовал каждый этап борьбы Советского правительства за укрепление мира, под­ о б н о рассказал о том. как Советский Союз последовательно выступает против ВОЙНЫ. — Неуклонно отстаивая политику ми­ ра. — говорил пропагандист, — Комму­ нистическая партия в то же гсремя не забывала о враждебном капиталистиче­ ском окружении, неустанно крепила обо­ рону страны, чтобы встретить врага во всеоружии. Советское правительство неоднократно предупреждало правителей империалистических государств, что если они вздумают развязать войну против Со­ ветского Союза, то капитализму настанет конец. Об этом говорят уроки истории. Разбойничье нападение гитлеровской Гер­ мании в 1941 году на нашу Родину до­ рого обошлось немецко-фашистским зах­ ватчикам. В заключение своего рассказа тов. По­ тапов обратил внимание слушателей на то. что американские империалисты не успокаиваются, а усиленно готовятся к новой войне. — Задача воинов заключается в том, — сказал он. — чтобы каждый из нас был готов встретить врага во всеоружии, чтобы мы своевременно сумели охладить горячие головы агрессоров. Среди наших слушателей есть немало воинов, которые совершенствуют свое мастерство, повыша­ ют свои политические знания, вырабаты­ вают «в себе высокие морально-боевые ка­ чества. Руководитель назвал фамилии сержан­ тов Невердовского. Перкова, младшего спржанта Вербянного и других, которые показывают пример в учебе и службе. А. МАМОЧНИН. Учиться у героев С большим интересом я иду на каждое политическое занятие. Учеба приносит мне большую пользу в службе и к ней я всег­ да отношусь со всей серьезностью. В изучении темы: «Советские Воору­ женные Силы в период Великой Отечест­ венной войны» мне очень помог рассказ пропагандиста. Он хорошо рассказал о том. как защищали Родину наши старшие товарищи. Мужество защитников Родины, их слав­ ные дела надолго запомнились мне. В подготовке к очередным занятиям, а также к беседе по теме большую пользу приносит чтение художественной литера­ туры и популярных брошюр. Недавно, на­ пример, я прочитал книгу К. Симонова «Дни и ночи». Очень понравились книги о Иване Сивко и летчике Борисе Сафоно­ ве. Когда читаешь эти книги, невольно ду­ маешь о том. что нужно всегда быть та ­ ким, как Иван Сивко. Боп^с Слфонов. Рядовой Ю. КОЖУХОВ. Б Е С Е Д Ы С В О И Н А М И 1. О б а т о м н о м о р у ж и и ВОДОРОДНАЯ БОМБА Водородная бомба построена на ином принципе, чем атомная. Взрыв атомной бомбы есть расщепление на осколчп ядер атомов урана 233. или урана 235 . или плутония. Взрыв же водородной бом­ бы есть образование из ядер атомов тяже­ лого и сверхтяжелого водорода новых ядер, то есть синтез атомов гелия. Подобные реакции протекают на звез­ дах. Несчетное количество звезд горит во Вселенной, непрерывно излучая в про­ странство энергию. Незатухающим костром пылает и С-олнце. освещая и обогревая нашу планету. Солнце непрерывно излучает в про­ странство такое количество энергии, кото­ рое в миллиарды миллиардов раз превы­ шает энергию, вырабатываемую самой крупной на земном шаре электростанци­ ей На звездах преобладают ядерные реак­ ции. то есть реакции, связанные с энер­ гией атомного ядра. Энергия, возникаю­ щая при этих реакциях, огромна. Так, например, ядерная реакция, при которой из атомов водорода образуется 4 грамма гелия, сопровождается выделением около 600 миллиардов малых калорий тепла. Чтобы получить такую энергию химиче­ ским путем, нужно сжечь около 100 тонн угля. Граммы и тонны «топлива» — таково соотношение масс при ядерных и хими­ ческих реакциях, результаты которых приводят к получению одного и того же количества энергии. Энергия, выделенная при синтезе 30 килограммов гелия, превышает энергию, которую вырабатывает в течение года крупнейшая гидроэлектростанция мира. Установлено, что звезды на одну трзть, а некоторые, например Солнце, даже на­ половину состоят из водорода. При температуре порядка 20 градусов скорость движения атомов водорода со­ ставляет несколько сот метров в секунду. Этих скоростей далеко не достаточно для I тего, чтобы сблизить ядра атомов водорода на расстояние, равное диаметру атомного ядра, и введя таким образом в действие ядерные силы, осуществить реакцию син­ теза гелия. Такая реакция начинается лишь при температурах в несколько сотен тысяч градусов. При этой температуре могут протекать реакции ядерного синте­ за: например, нейтрон и протон образуют ядро атома тяжелого водорода — дейте­ рий. Образовавшийся дейтерий может сно­ ва присоединить протон. В результате по­ явится ядро атома легкого гелия, состоя­ щего из 2 протонов и 1 нейтрона. Такая реакция протекает при 300— 400 тыся­ чах градусов. Полностью участ­ вуют все ядра атомов водорода в образова­ нии гелия только при температуре в несколько д р с я т к о в миллионов градусов Такая температура царит в недрах звезд. При этой температу­ ре атомы водорода теряют электронные оболочки, и оголен­ ные ядра движутся независимо от элек­ тронов. Количество энер­ гии. получаемой при делении одного ядра атома урана, в 10 раз больше, чем при образовании одного ядра атома гелия. Но если учесть, что масса атома урана почти в 60 раз больше массы атома гелия, то станет ясным, что е пересчете на одинаковую массу при ядерной реакции синтеза гелия освобож­ дается в несколько раз больше энергии, чем при реакции растепления атомных ядер урана и плутония. Это получается потому, что при тесном сближении прото­ нов ядерные силы совершают огромную работу. За счет этой работы появляется избыточная энергия, которая излучается от ядер атомов гелия в окружающее про­ странство, словно тепло от раскаленного тела. При синтезе гелия энергия выделяется за счет работы ядерных сил чуть ли не от каждой пары сблизившихся протонов. А при расщеплении ядер тяжелых атомов энергия освобождается в основном за счет работы ядерных сил лишь в месте разры­ ва крупного ядра на мелкие ядра. Отсюда понятно, почему энергия синтеза больше энергии расщепления атомных ядер. Осуществить синтез гелия в земных ус­ ловиях стало возможным лишь после того, как ученые создали атомные взрывчатые вещества, развивающие при взрыве темпе­ ратуру порядка нескольких миллионов гра­ дусов. После этого сделалось возможным и создание водородной бомбы. Взрывчатым веществом в атомной бом­ бе служит или уран 233 . или уран 235 , или плутоний. Взрывчатым же веществом в водородной бомбе является тяжелый во­ дород — дейтерий и сверхтяжелый водо­ род — тритий. Смесь этих веществ, как мы уже гово­ рили, при обычной температуре не может взорваться. Для того, чтобы они соедини­ лись в ядра атомов гелия, нужна темпера­ тура, измеряемая миллионами градусов. Поэтому в водородную бомбу в качестве составной части входит атомная бомба, играющая в ней роль взрывателя. При взрыве атомной бомбы развивается темпе­ ратура порядка многих миллионов граду­ сов. Иод влиянием этой температуры т я ­ желый и сверхтяжелый водород соединя­ т с я и образуют гелий. При ядерной реак­ ции синтеза освобождается в 8— 10 раз больше энергии, чем при реакции разру­ шения атомных ядрр. Чем болыир заряд водородной бомбы, то есть чем больше в ней трития и дейтерия, тем мощнее эта бомба, тем большие разру­ шения она произведет. В районе взрыва водородной бомбы по­ является много нейтронов, примерно 20 процентов от веса водорода, израсходован­ ного на образование гелия. Эти нейтроны способны превращать атмосферный азот в радиоактивный углерод, который с кисло­ родом дает углекпелый газ. Помимо ней­ тронов, после взрыва водородной бомбы в воздухе будет находиться радиоактивный тритий. Размер атомной бомбы диктуется кри­ тической массой урана и плутония. Водо­ родную же бомбу можно изготавливать различных размеров. Ее разрушитель­ ная сила намного превышает разрушитель­ ную силу атомной бомбы. На рисунке изображена принципиаль­ ная схема водородной бомбы. На этой схе­ ме обозначены: буквами Д и Т — дейте­ рий и тритий: цифрами 1 — заряд атом­ ного взрывчатого вещества: 2 — заряд обычного взрывчатого вещества и запал: 3 — сосуд с дейтерием и тритием: 4 — оболочка водородной бомбы. Заряды из дейтерия и трития можно применять не только в авиационных бом­ бах, но и в ракетных снарядах, а также в торпедах. КОБАЛЬТОВАЯ БОМБА В районе взрыва атомной и л и водород­ ной бомбы появляются невидимые радио­ активные излучения, вредные для че­ ловека. Помимо этого, в результате взры­ ва происходит заражение воздуха и мест­ ности радиоактивными веществами, тоже вредно действующими на человеческий ор­ ганизм. Продолжительность действия у разных радиоактивных веществ различна. У од­ них, например, у натрия, она кратко­ временна, а у других, например, у кобаль­ та. более или менее продолжительна. Натрий, которого много в морской во­ де. под действием нейтронного излучения становится радиоактивным. Ядра атомов этого элемента выбрасывают поток элек­ тронов и гамма-лучи, в результате чего натрий превращается в магний. Но срок действия радиоактивного натрия невелик. Примерно через 15 часов половина его превратится в безвредный магний. С п у с т я еще 15 часов и оставшееся количество сократится вдвое. Кобальт от воздействия нейтронного излучения тоже становится радиоактив­ ным. Ядро атома кобальта при этом погло­ щает один нейтрон. Распадаясь, радиоак­ тивный изотоп кобальта выбрасывает по­ ток электронов и гамма-лучи. Продоля;и- .тельность излучения кобальта измеряется .годами. Только через 5 с лишним лет от образовавшегося количества радиоактив­ ных атомов кобальта останется половина. Следующие пять лет потребуются на со­ кращение вдвое оставшейся половины. Используя это свойство кобальта, можно обычную оболочку водородной бомбы заме­ нить кобальтовой. Такая бомба названа кобальтовой. Чем же отличается эта бомба? Известно, ‘у о в результате взрыва в бомбе образуется много свободных нейтро­ нов. Кобальт, из которого сделана толстая обслочка бомбы, поглощает эти нейтроны и делается радиоактивным. Таким образом, при взрыве кобальтовой бомбы происходит разбрасывание радиоактивной кобальтовой пыли. В связи с этим район взрыва ока­ жется длительное время зараженным. Од­ нако при взрыве бомбы происходит очень сгльное рассеивание кобальтовой пыли. Это в значительной степени уменьшит интенсивность излучения пыли. Кроме то­ го, первый же дождь смоет и упесет в почву или в водоемы некоторую часть ра­ диоактивной пыли, что еще больше обезо­ пасит от вредных излучений район взры­ ва. БОЕВЫ Е РАДИОАКТИВНЫ Е ВЕЩЕСТВА Использование радиоактивных веществ в качестве боевых средств стало возмож­ ным лишь с того момента, когда эти ве­ щества научились получать искусствен­ ным путем. Раньше никто бы не подумал о том. что можно применять радий, напои- мер, как боевое средство, так как природ­ ное радиоактивное вещество стоило очень дорого. Теперь радиоактивные вещества неред­ ки. Искусственным путем создано сейчас свыше 700 радиоактивных изотопов. В очень больших количествах по.иучаются радиоактивные вещества в ядерных р е к ­ торах — атомных котлах, где они явля­ ются отходом производства. В небольших дозах радиоактивные из­ лучения используются при лечепип ряда болезней. Однако интенсивное излучение при продолжительном воздействии его лэ человеческий организм может оказаться вредным, а иногда даже и смертельным. Боевые радиоактивные вещества могут применяться в виде жидкостей, порошков и дымов. Не исключена возможность при­ менения их в смеси с отравляющими ве­ ществами. В результате применения боевых радио­ активных веществ происходит радиоактив­ ное заражение местности и воздуха, как л при атомном, взрыве. Поражающее действие боевых радиоак­ тивных веществ ничем не отличается от поражающего действия радиоактивных ве­ ществ, выпадающих при атомном взрыве. Одной из характерных особенностей радиоактивных веществ является то. что они могут не иметь специфического запа­ ха. цвета и других внешних признаков, свойственных многим боевым отравляю­ щим веществам. Радиоактивное заражение обнаруживается при помощи специальных приборов, называемых дозиметрическими. При воздушном взрыве радиоактивное заражение обычно незначительно/так как радиоактивные частицы уносятся облаком и рассеиваются на большой площади. По­ этому в район взрыва можно войти через несколько минут после взрыва, не опаса­ ясь поражения. На зараженной местности человек мо­ жет подвергнуться действию радиоактив­ ных излучений (облучению) и радиоак­ тивному заражению кожных покровов те­ ла. Возможно также попадание радиоак­ тивных веществ внутрь организма (с воз­ духом. водой, пищей). При воздействии больших доз радпаппп и попадании радиоактивных вещестп внутрь организма возможно заболевание лучевой болезнью. Радиоактивные вещества, попавшие на кожу и слизистые оболочки глаз, носа и рта и своевременно не удаленные с них. могут вызвать язвы и воспаления. Чтобы уменьшить или предотвратить потери от действия радиоактивных ве­ ществ. необходимо сократить время пребы­ вания па зараженном участке. Прп преодо­ лении зараженной местности нуя;но сле­ дить за тем, чтобы радиоактивная пыль не попадала внутрь организма. От этого пре­ дохраняют обычные противогазы. Инженер А. ФЕДОРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz