На страже Заполярья. 1954 год. Август.
н с т р а ж е З а п о л я р ь я Т4 августа 1954 г.. N° 192 (5034). е д ение Родины Полот Пыл продуман до мелочей, дей ствия в воздухе рассчитаны по этапам минутам. Евгении Калюжный еще раз по смотрел на фотоплашнет и мысленно по благодарил воздушного разведчика за от личное фотографирование оо'екта пред.-тол- пито бомбометания. На снимке отчетливо была видна длин ная и узкая, далеко уходящая в море пер ченая коса, по которой, согласно разведы вательным данным, отходили фашист ские войска, спешившие к северной око нечности полуострова, где их ожидали для погрузки морские суда. Они хорошо были видны на фотопланшете. Подпись к сним ку гласила: «На рейде находятся пять са моходных барж два бронекатера, до ше сти торпедных катеров». Сегодня с наступлением темноты наши самолеты должны были обрушить бомбы на войска противника, сосредоточившиеся на <6eperv для погрузки. «Значит, левый разворот. — подумал летчик. — выбран нами правильно». Уходя после бомбометания влево, в мо ре. экипаж тем самым выходил из зоны зенитного обстрела. Высота бомбометания также была определена правильно — она обеспечивала достаточную точность припе- лпванпя и относительную безопасность действий. Калюжный отправлялся в своп восьмой боевой вылет Первые семь вылетов про шли у него вполне нормально, и у летчи ка не было особых основании сомневаться в успехе сегодняшнего полета, тем более, что он и штурман не пожалелп времени на самую тщательную подготовку к нему. Однако в воздухе все сложилось ина че. Началось с того. что. выйдя по расчету времени в район пели, экипаж не обнару жил ее. Землю и море окутывала дымка. Пришлось с аж а т ь с я и бомбить с н у ж н о й высоты. Когда цель открылась глазам экипажа летчик и штурман, к своему У 1 ивлению. обнаружили, что суда против ника упгли с места прежней стоянки. Этим самым исключался левый оазворот. Уходить от цели влево значило попасть под губительный огонь корабельной зе нитной артиллерии. Как быть? Решение нужно было прини мать немедленно, каждая лишняя секунда пребывания самолета над целью была со пряжена с большой опасностью. П летчик, оценив создавшуюся обстановку, принял правильное решение. Как только штурман сбросил бомбы, летчик резко развернул самолет вправо и взял курс на свой аэро- дгем... Рассказав недавно об этом товарищам сгоей части. Калюжный сделал вывод: — Шаблон в летном деле вообще, а в боевой обстановке в особенности, недопу стим. В бою побеждает тот, кто действует смело, решительно и вместе с этим умело и инициативно. Этого принципа придерживается сам Ев гений Калюжный — один из передовых летчиков. Вот он готовится к очередному полету. Полет несложен: надо пройти до пункта Н. и обратно, что займет немного более часа. Погоду обещают хорошую — облач ность высотой до 1 .000 метров, видимогть три километра. «Воздушная прогулка». — шутят авиа торы. Но Калюжный из практики знает, как подчас заканчиваются подобные «про гулки». Поэтому он. рассчитав полет при менительно к тем условиям, какие обеща ют метеорологи, составляет второй вариант выполнения полетного задания на случай ухудшения метеорологической обстановки. Особо тщательно, до мелочей члены эки пажа продумывают свои действия, если придется производить посадку в усложнен ных условиях. Самолет в воздухе. Тень от машины бе жит за ней по земле. Штурман подает команду для выхода на исходный пункт маршрута. Летчик плавным движением игпуовала п р и в о д и т самолет на заданный курс. Когда Евгении Калюжный впервые уви дел воздушный корабль, которым он сеи- час управляет с такой уверенностью и ма стерством, ему казалось, что он как бы за глянул в завтрашний день авиации. Само лет, построенный но последнему слову науки и техники, являющийся живым во площением смелой конструкторской мы сли. радовал глаз совершенством аэродина мических Форм, оригинальностью своего устройства. Но это был не завтрашний, а сегодняшний день советской авиации, со зданный руками советских люден, забота ми нашей Коммунистической партии. II од- HF.M из первых в части освоить замеча тельную машину поручили ему. Евгению Калюжному. Это летчик рассматривал, как высокую честь, большое доверие, ока занные ему. Трудностей при освоении сложной авиа ционной техники оказалось немало, даже больше, чем летчик ожидал. Изучая по схемам и описаниям устройство самолета, пришлось вспомнить и повторить основы Физики, химии, математики, всерьез под налечь на аэродинамику, заняться теорией дьигателей. Потом он «летал», сидя в кабине са молета. Машина уже отслужила все поло женные ей сроки и теперь являлась для летчиков своеобразным учебным классом. Находясь здесь, можно было, например, не только мысленно сказать себе, «даю газ», но и поставить сектор газа в положения, соответствующие началу разбега, взлета и т. д. II. наконец, несколько провозных поле- тоь по кругу с инструктором, после чего последовал первый самостоятельный вы лет. Большим, настойчивым трудом отпла тил Калюжный за свое право управлять этой умной, замечательной машпной. Сегодняшний полет знаменателен для летчика. В его летную книжку будет за писано еще несколько часов полета на современном самолете, которых Калюжному недоставало до солидной трехзначной ци фры. — Через семь минут аэродром, — до кладывает штурман. Летчик вводит поправку в курс и. уви дев аэродром, начинает выполнять пер вый разворот. Вскоре машина катится по посадочной полосе. Полет окончен. Через несколько дней Евгений Калюж ный снова в воздухе. Под крылом самоле та проплывают знаковые места: лесные, массивы сменяются озерами, озера сме няют предгорья. Но вот самолет зарывается в облака, и земля надолго исчезает из вида. Этот по лет — настоящий экзамен на зрелость экипажа. Через несколько часов самолет приземлился на аэродроме. Экзамен с че стью выдержан. Замечательно поработали в этом ответственном полете люди, безот казно действовала в воздухе авиационная техника. Сделан еще один шаг по пути совершенствования боевого мастерства экипажа, авиаторы поднялись еще на о д н у ступень в своем росте. Как-то про Калюжного сказали: — Счастливый он, столько летает, и хотя бы одна царапина на самолете. Действительно, все полетные задания он выполняет с неизменным успехом. П это прежде всего потому, что летчик, как и подобает воину-коммунисту, глубоко со знающему свою личную ответственность за дело защиты Родины, не жалеет ни сил, ни времени на учебу, никогда не до вольствуется достигнутым, строго соблю дает летные правила. Старший лейтенант Калюжный, как и все наши воины, неустанно о в л а д е е т современной авиационной техникой, со вершенствует свое мастерство, углубляет знания. Он знает, что Родине нужны му жественные и умелые защитники. А ве ление Родины для него закон, соблюдение которого составляет смысл всей жизни воина-патриота. н. ДЯТЛОВ. Содержать технику в готовности Советская техника отвечает всем тем требованиям, которые пред’являет к ней современный бой. Она сложна, и н а » тщательно изучать материальную часть, правила ее сбережении. На днях v нас проводился технический осмотр. В основном личный состав содер жит заведывания в порядке. К таким сле дует отнести заведывания младшего сер жанта Ушатова и сержанта Лазарева. Хорошо содержит заведыг.анне матрос Шукайтпс. Оно у него всегда чисто и ис правно, что обеспечивает постоянную бое вую готовность техники. Неплохо относит ся к своим обязанностям матрос Зиновьев. Его часто можно видеть за изучением ин струкции по эксплуатации материальной части. Здесь полностью отработана, взаимо заменяемость номеров расчета. Однако есть еще воины, котсрые мало уделяют внимания чистке некоторых узлов механизма. Считают, что это не так важ но и ничего не случится, если на мате риальной части будет пыль. Был такой случай. Перед тренировкой матрос Яковлев по ленился лишний раз заглянуть в механизм и прочистить его. При включении пыль на контактах вызвала короткое замыкание. Это во-время заметил сержант Лазарев Он быстро выключил механизм. В резуль тате беспечности Яковлева материальная часть могла выйти на некоторое время из строя. Товарищеская беседа с матросом Яков левым, взыскание командира — все это послужило воину большим уроком. Сейчас он содержит свое заведывание в чистоте и исправности. Матрос Н. ВЕРШИНИН. Н а п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Заслуженное поощрение Усердно выполняет обязанности авиа ционного механика Евгений Рыхлов. Он отличник боевой и политической подго товки. Вот почему в любом полете, в лю бой обстановке летчик уверен, что сам*>- лет. обслуживаемый Рыхловым. не под ведет. Особенно внимательно механик следит за работой мотора. Еще не было случая, чтобы двигатель имел неполадки. Если заглянуть в карточку взыскании и поощрений воина, то можно увидеть не сколько поощрении за отличное исполне ние своих служебных обязанностей. Л не давно к ним прибавилось еще одно: командир предоставил Рыхлову внеочеред ной краткосрочный отпуск с выездом на родину. Младший сержант В. АЛЕКСЕЕВ. -о- f e b / z o m / t b Q ПРАВА ВОДИТЕЛЕЙ автом а шин получили рядовые Д ьяченко и Гончар. С тать шоферами им помог офицер Маслов. Старший матрос А. Федоров. О В О БРА ЗЦОВОМ ПО РЯДКЕ содержит боевую технику младший серж ант Авраменко. Она всегда на ходится в немедленной готовности к действию. Матрос Д . Шагин. о ВЫСОКОЕ ОГНЕВОЕ МА СТЕРСТВО продемонстрировали на недавних стрельбах рядовые Клю- шев, Рогулин, Л еонов и другие вои ны. Успех обеспечила всесторонняя 1|Сдготовка. Ефрейтор М. Мурин. о ВЫСОКИЕ ЗНАНИЯ своей специальности показал старший м а трос Больш аков. Он умело действо-, вал при сдаче учебной задачи. Матрос И. Бькков. В свободное от службы и работы время старшие матросы Иван М акш анов и Юрий Ц ветков нередко собираю тся вместе д л я подготовки к очередным политиче ским занятиям . НА СНИМКЕ : (слева направо) отличники боевой и политической подготовки старшие матросы Иван М акш анов и Юрий Цветков готовятся к занятиям по истории КПСС. Фото И. Никншова. Моя самостоятельная работа Скоро исполнится год. как мы присту пили к изучению истории партии, герои ческий и славный путь которой вдохнов ляет наш народ на трудовые успехи. За период учебы мне удалось накопить неко торый опыт. Хочу поделиться им. Чтобы успешно изучить Краткий курс истории партии, необходимо, прежде всего, много и упорно заниматься самостоятель но. Для этого я отвожу себе елседневно время. Зная, какую тему предстоит изу чать, всегда заранее подбираю необходи мую литературу и знакомлюсь с ней. Это позволяет глубже изучить вопросы темы. Слушая рассказ руководителя группы, за писываю в своей тетради основные поло жения, примеры, удачные сравнения, циф ры. факты. В часы самостоятельного чтения, а так же вечером в свободное время изучаю ре комендованную литературу. Сейчас, когда мы приступили к изучению четвертой гла вы Краткого курса, встречаются непонят ные слова и термины. В таких случаях я прибегаю к помощи словаря или обраща юсь к пропагандисту. Так, на последнем занятии мне встретился термин «производ ственные отношения», точного значения которою я не знал. Спросил руководителя группы тов. Косырева. и он подробно об’- яснпл мне. Рассказывая, руководитель привел кон кретные примеры. Но' ШКа Пропагандист об'яснял. мне было понятно. Когда же я хстел пересказать сам, у меня не получа лось. Вечером решил посмотреть философ ский словарь и все, что касается этого вопроса, внимательно прочитал. Кроме то го. прочитал соответствующий раздел в работе П. В. Сталина «Экономические про блемы социализма в СССР». В результате я хорошо уяснил непонятный для меня термин и теперь легче разбираюсь в изу чаемом материале. Когда вся рекомендованная литература прочитана и все вопросы выяснены, при ступаю к составлению конспекта. Записи веду не на отдельных .тистках бумаги, л специально заведенной общей тетради. В тетрадь записываю название изучае мой темы, основные вопросы, список ре комендованной литературы. Далее пишу первый вопрос. Ответ на него записываю, как правило, своими словами. Но это мож но сделать лишь тогда, когда хорошо- изу чишь вопрос. Стараюсь не загромождать конспект непонятными словами, второсте пенными примерами, привожу только наи более характерное и основное. Добиваюсь простоты и последовательности в изложе нии. Наиболее важные положения всегда подчеркиваю. Помню в нашей группе была беседа по третьей главе Краткого курса истории пар тии. Готовясь к ней. я составил план са мостоятельной работы, в котором указал, когда и чем буду заниматься. Изучая тему, я прочитал биографию В. И. Ленина, статью «Всепобеждающее учение ленинизма», опубликованную в га зете «Правда», ряд решений партии, отно сящихся к этому периоду. Попользовал опубликованные в газете статьи «В по мощь изучающим марксистско-ленинскую теорию». Затем составил обстоятельный конспект и внимательно его прочитал. Что касается конспекта, то должен ска зать, что составление его — дело для ме ня сложное. Первое время я сам не мог его составлять, хотелось все записать так. £ а к написано в Кратком курсе. Получа лась копия учебника. Заметив это. руко водитель сказал: — Вы много пишете, уйму времени расходуете, а толку от этого будет мало. Пропагандист помог мне. Сейчас запи сываю все только своими словами. Хочется обратить внимание еще на сле дующее. В наших газетах иногда печа таются статьи «В помощь марксистско- ленинской учебе», «В помощь слушателям политзанятий». Эти статьи являются боль шим подспорьем в учебе, в изучении то го или другого вопроса. Такие статьи я всегда вырезаю себе в папку и при под готовке к занятиям всегда их просматри ваю. Хотелось бы. чтобы подобные мате риалы печатались почаще и в нашей флотской газете. В процессе подготовки к занятиям очень полезно также беседовать с товари щами по основным вопросам изучаемой темы, п о т о м у что в хоае такой дискуссии глубже усваивается материал. Сейчас я готовлюсь к вступлению в ря ды Коммунистической партии. Изучая ее славную историю, вижу какими замеча тельными качествами должен обладать ком мунист. Эти качества я стараюсь в себе вгепитать. Старший матрос В. ВОРОБЬЕВ. Содержательный рассказ В группе политзанятий, которой руко водит щ* «патандиет Потапов, недавно про ходило первое занятие по теме: «Совет ский Союз — оплот мира, демократии и социализма». К беседе тою. Потапов тщательно под готовился. Он прочитал доклад товарища Маленкова на XIX сезде Коммунистиче ской нартин, ряд статей из газет и жур налов, затем составил план-конспект. Начиная излагать вопрос: i\ крепление мира между народами — генеральная ли ния СССР в области внешней политики, руководитель остановился на том. как Советское государство с первых дней своего существования проводило и про вопит политику мира между народамл. Пропагандист напомнил слова везолю- ции VII Всероссийского с’езда Советов, гг ; говорится: «Российская Социалисти ческая Федеративная Советская Республи ка желает жить в мире со всеми народа ми и направить все свои силы на внут реннее строительство. чтобы наладить производство, транспорт и общественное управление на почве советского строя...». Далее руководитель группы охаракте ризовал каждый этап борьбы Советского правительства за укрепление мира, под о б н о рассказал о том. как Советский Союз последовательно выступает против ВОЙНЫ. — Неуклонно отстаивая политику ми ра. — говорил пропагандист, — Комму нистическая партия в то же гсремя не забывала о враждебном капиталистиче ском окружении, неустанно крепила обо рону страны, чтобы встретить врага во всеоружии. Советское правительство неоднократно предупреждало правителей империалистических государств, что если они вздумают развязать войну против Со ветского Союза, то капитализму настанет конец. Об этом говорят уроки истории. Разбойничье нападение гитлеровской Гер мании в 1941 году на нашу Родину до рого обошлось немецко-фашистским зах ватчикам. В заключение своего рассказа тов. По тапов обратил внимание слушателей на то. что американские империалисты не успокаиваются, а усиленно готовятся к новой войне. — Задача воинов заключается в том, — сказал он. — чтобы каждый из нас был готов встретить врага во всеоружии, чтобы мы своевременно сумели охладить горячие головы агрессоров. Среди наших слушателей есть немало воинов, которые совершенствуют свое мастерство, повыша ют свои политические знания, вырабаты вают «в себе высокие морально-боевые ка чества. Руководитель назвал фамилии сержан тов Невердовского. Перкова, младшего спржанта Вербянного и других, которые показывают пример в учебе и службе. А. МАМОЧНИН. Учиться у героев С большим интересом я иду на каждое политическое занятие. Учеба приносит мне большую пользу в службе и к ней я всег да отношусь со всей серьезностью. В изучении темы: «Советские Воору женные Силы в период Великой Отечест венной войны» мне очень помог рассказ пропагандиста. Он хорошо рассказал о том. как защищали Родину наши старшие товарищи. Мужество защитников Родины, их слав ные дела надолго запомнились мне. В подготовке к очередным занятиям, а также к беседе по теме большую пользу приносит чтение художественной литера туры и популярных брошюр. Недавно, на пример, я прочитал книгу К. Симонова «Дни и ночи». Очень понравились книги о Иване Сивко и летчике Борисе Сафоно ве. Когда читаешь эти книги, невольно ду маешь о том. что нужно всегда быть та ким, как Иван Сивко. Боп^с Слфонов. Рядовой Ю. КОЖУХОВ. Б Е С Е Д Ы С В О И Н А М И 1. О б а т о м н о м о р у ж и и ВОДОРОДНАЯ БОМБА Водородная бомба построена на ином принципе, чем атомная. Взрыв атомной бомбы есть расщепление на осколчп ядер атомов урана 233. или урана 235 . или плутония. Взрыв же водородной бом бы есть образование из ядер атомов тяже лого и сверхтяжелого водорода новых ядер, то есть синтез атомов гелия. Подобные реакции протекают на звез дах. Несчетное количество звезд горит во Вселенной, непрерывно излучая в про странство энергию. Незатухающим костром пылает и С-олнце. освещая и обогревая нашу планету. Солнце непрерывно излучает в про странство такое количество энергии, кото рое в миллиарды миллиардов раз превы шает энергию, вырабатываемую самой крупной на земном шаре электростанци ей На звездах преобладают ядерные реак ции. то есть реакции, связанные с энер гией атомного ядра. Энергия, возникаю щая при этих реакциях, огромна. Так, например, ядерная реакция, при которой из атомов водорода образуется 4 грамма гелия, сопровождается выделением около 600 миллиардов малых калорий тепла. Чтобы получить такую энергию химиче ским путем, нужно сжечь около 100 тонн угля. Граммы и тонны «топлива» — таково соотношение масс при ядерных и хими ческих реакциях, результаты которых приводят к получению одного и того же количества энергии. Энергия, выделенная при синтезе 30 килограммов гелия, превышает энергию, которую вырабатывает в течение года крупнейшая гидроэлектростанция мира. Установлено, что звезды на одну трзть, а некоторые, например Солнце, даже на половину состоят из водорода. При температуре порядка 20 градусов скорость движения атомов водорода со ставляет несколько сот метров в секунду. Этих скоростей далеко не достаточно для I тего, чтобы сблизить ядра атомов водорода на расстояние, равное диаметру атомного ядра, и введя таким образом в действие ядерные силы, осуществить реакцию син теза гелия. Такая реакция начинается лишь при температурах в несколько сотен тысяч градусов. При этой температуре могут протекать реакции ядерного синте за: например, нейтрон и протон образуют ядро атома тяжелого водорода — дейте рий. Образовавшийся дейтерий может сно ва присоединить протон. В результате по явится ядро атома легкого гелия, состоя щего из 2 протонов и 1 нейтрона. Такая реакция протекает при 300— 400 тыся чах градусов. Полностью участ вуют все ядра атомов водорода в образова нии гелия только при температуре в несколько д р с я т к о в миллионов градусов Такая температура царит в недрах звезд. При этой температу ре атомы водорода теряют электронные оболочки, и оголен ные ядра движутся независимо от элек тронов. Количество энер гии. получаемой при делении одного ядра атома урана, в 10 раз больше, чем при образовании одного ядра атома гелия. Но если учесть, что масса атома урана почти в 60 раз больше массы атома гелия, то станет ясным, что е пересчете на одинаковую массу при ядерной реакции синтеза гелия освобож дается в несколько раз больше энергии, чем при реакции растепления атомных ядер урана и плутония. Это получается потому, что при тесном сближении прото нов ядерные силы совершают огромную работу. За счет этой работы появляется избыточная энергия, которая излучается от ядер атомов гелия в окружающее про странство, словно тепло от раскаленного тела. При синтезе гелия энергия выделяется за счет работы ядерных сил чуть ли не от каждой пары сблизившихся протонов. А при расщеплении ядер тяжелых атомов энергия освобождается в основном за счет работы ядерных сил лишь в месте разры ва крупного ядра на мелкие ядра. Отсюда понятно, почему энергия синтеза больше энергии расщепления атомных ядер. Осуществить синтез гелия в земных ус ловиях стало возможным лишь после того, как ученые создали атомные взрывчатые вещества, развивающие при взрыве темпе ратуру порядка нескольких миллионов гра дусов. После этого сделалось возможным и создание водородной бомбы. Взрывчатым веществом в атомной бом бе служит или уран 233 . или уран 235 , или плутоний. Взрывчатым же веществом в водородной бомбе является тяжелый во дород — дейтерий и сверхтяжелый водо род — тритий. Смесь этих веществ, как мы уже гово рили, при обычной температуре не может взорваться. Для того, чтобы они соедини лись в ядра атомов гелия, нужна темпера тура, измеряемая миллионами градусов. Поэтому в водородную бомбу в качестве составной части входит атомная бомба, играющая в ней роль взрывателя. При взрыве атомной бомбы развивается темпе ратура порядка многих миллионов граду сов. Иод влиянием этой температуры т я желый и сверхтяжелый водород соединя т с я и образуют гелий. При ядерной реак ции синтеза освобождается в 8— 10 раз больше энергии, чем при реакции разру шения атомных ядрр. Чем болыир заряд водородной бомбы, то есть чем больше в ней трития и дейтерия, тем мощнее эта бомба, тем большие разру шения она произведет. В районе взрыва водородной бомбы по является много нейтронов, примерно 20 процентов от веса водорода, израсходован ного на образование гелия. Эти нейтроны способны превращать атмосферный азот в радиоактивный углерод, который с кисло родом дает углекпелый газ. Помимо ней тронов, после взрыва водородной бомбы в воздухе будет находиться радиоактивный тритий. Размер атомной бомбы диктуется кри тической массой урана и плутония. Водо родную же бомбу можно изготавливать различных размеров. Ее разрушитель ная сила намного превышает разрушитель ную силу атомной бомбы. На рисунке изображена принципиаль ная схема водородной бомбы. На этой схе ме обозначены: буквами Д и Т — дейте рий и тритий: цифрами 1 — заряд атом ного взрывчатого вещества: 2 — заряд обычного взрывчатого вещества и запал: 3 — сосуд с дейтерием и тритием: 4 — оболочка водородной бомбы. Заряды из дейтерия и трития можно применять не только в авиационных бом бах, но и в ракетных снарядах, а также в торпедах. КОБАЛЬТОВАЯ БОМБА В районе взрыва атомной и л и водород ной бомбы появляются невидимые радио активные излучения, вредные для че ловека. Помимо этого, в результате взры ва происходит заражение воздуха и мест ности радиоактивными веществами, тоже вредно действующими на человеческий ор ганизм. Продолжительность действия у разных радиоактивных веществ различна. У од них, например, у натрия, она кратко временна, а у других, например, у кобаль та. более или менее продолжительна. Натрий, которого много в морской во де. под действием нейтронного излучения становится радиоактивным. Ядра атомов этого элемента выбрасывают поток элек тронов и гамма-лучи, в результате чего натрий превращается в магний. Но срок действия радиоактивного натрия невелик. Примерно через 15 часов половина его превратится в безвредный магний. С п у с т я еще 15 часов и оставшееся количество сократится вдвое. Кобальт от воздействия нейтронного излучения тоже становится радиоактив ным. Ядро атома кобальта при этом погло щает один нейтрон. Распадаясь, радиоак тивный изотоп кобальта выбрасывает по ток электронов и гамма-лучи. Продоля;и- .тельность излучения кобальта измеряется .годами. Только через 5 с лишним лет от образовавшегося количества радиоактив ных атомов кобальта останется половина. Следующие пять лет потребуются на со кращение вдвое оставшейся половины. Используя это свойство кобальта, можно обычную оболочку водородной бомбы заме нить кобальтовой. Такая бомба названа кобальтовой. Чем же отличается эта бомба? Известно, ‘у о в результате взрыва в бомбе образуется много свободных нейтро нов. Кобальт, из которого сделана толстая обслочка бомбы, поглощает эти нейтроны и делается радиоактивным. Таким образом, при взрыве кобальтовой бомбы происходит разбрасывание радиоактивной кобальтовой пыли. В связи с этим район взрыва ока жется длительное время зараженным. Од нако при взрыве бомбы происходит очень сгльное рассеивание кобальтовой пыли. Это в значительной степени уменьшит интенсивность излучения пыли. Кроме то го, первый же дождь смоет и упесет в почву или в водоемы некоторую часть ра диоактивной пыли, что еще больше обезо пасит от вредных излучений район взры ва. БОЕВЫ Е РАДИОАКТИВНЫ Е ВЕЩЕСТВА Использование радиоактивных веществ в качестве боевых средств стало возмож ным лишь с того момента, когда эти ве щества научились получать искусствен ным путем. Раньше никто бы не подумал о том. что можно применять радий, напои- мер, как боевое средство, так как природ ное радиоактивное вещество стоило очень дорого. Теперь радиоактивные вещества неред ки. Искусственным путем создано сейчас свыше 700 радиоактивных изотопов. В очень больших количествах по.иучаются радиоактивные вещества в ядерных р е к торах — атомных котлах, где они явля ются отходом производства. В небольших дозах радиоактивные из лучения используются при лечепип ряда болезней. Однако интенсивное излучение при продолжительном воздействии его лэ человеческий организм может оказаться вредным, а иногда даже и смертельным. Боевые радиоактивные вещества могут применяться в виде жидкостей, порошков и дымов. Не исключена возможность при менения их в смеси с отравляющими ве ществами. В результате применения боевых радио активных веществ происходит радиоактив ное заражение местности и воздуха, как л при атомном, взрыве. Поражающее действие боевых радиоак тивных веществ ничем не отличается от поражающего действия радиоактивных ве ществ, выпадающих при атомном взрыве. Одной из характерных особенностей радиоактивных веществ является то. что они могут не иметь специфического запа ха. цвета и других внешних признаков, свойственных многим боевым отравляю щим веществам. Радиоактивное заражение обнаруживается при помощи специальных приборов, называемых дозиметрическими. При воздушном взрыве радиоактивное заражение обычно незначительно/так как радиоактивные частицы уносятся облаком и рассеиваются на большой площади. По этому в район взрыва можно войти через несколько минут после взрыва, не опаса ясь поражения. На зараженной местности человек мо жет подвергнуться действию радиоактив ных излучений (облучению) и радиоак тивному заражению кожных покровов те ла. Возможно также попадание радиоак тивных веществ внутрь организма (с воз духом. водой, пищей). При воздействии больших доз радпаппп и попадании радиоактивных вещестп внутрь организма возможно заболевание лучевой болезнью. Радиоактивные вещества, попавшие на кожу и слизистые оболочки глаз, носа и рта и своевременно не удаленные с них. могут вызвать язвы и воспаления. Чтобы уменьшить или предотвратить потери от действия радиоактивных ве ществ. необходимо сократить время пребы вания па зараженном участке. Прп преодо лении зараженной местности нуя;но сле дить за тем, чтобы радиоактивная пыль не попадала внутрь организма. От этого пре дохраняют обычные противогазы. Инженер А. ФЕДОРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz