На страже Заполярья. 1954 год. Август.

н с т р а ж е З а п о л я р ь я 12 августа 1954 г.. №190 (5G32). Поведение военнослужащего вне строя Воспитанные Коммунистическом парти­ ен. воины Советской Армии и Военно- Морского Флота показывают высокие мо­ рально-боевые качества, стойкость и му­ жество. упорство п настойчивость в прео­ долении трудностей учебы, всемерно укре­ пляют дисциплину, являющуюся одним из основных условии боевой мощи и непобе­ димости Вооруженных Сил СССР. Военнослужащий должен дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил Союза ССР. своей части, корабля и честью своего воинского звания, оказывать ува­ жение начальникам и старшим. Независимо от того, находится лп воен­ нослужащий в строю или вне строя, в командировке или в отпуске, он должен строго соблюдать порядки я правила, ут­ вержденные законами и воинскими уста­ вами. Благодаря неустанной заботе Коммуни­ стической партии и Советского правитель­ ства все воины армии и Флота имеют до­ брокачественное обмундирораиир. одеты и обуты соответственно требованиям служ­ бы, времени года, климата и особенностям каждого рода войск. В Уставе внутренней службы указано, что военнослужащий должен всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым. Военная форма напоминает военнослу­ жащему о его почетном долге перед Роди­ ной, обязывает высоко держать честь и достоинство защитника социалистического государства. Всякое, хотя бы и незначительное, на­ рушение формы одежды и правил ре но­ шения. малейшее проявление неряшливо­ сти и неаккуратности означают отступле­ ние от требований Устава внутренней службы и справедливо вызывают недо­ вольство у окружающих. Подавляющее большинство советских воинов это хорошо понимает и строго со­ блюдает порядок ношения формы. Однако некоторые солдаты и матросы допускают грубое нарушение установленной формы одежды. Подчас военнослужащего можно встретить неряшливо одетым, в измятом, запачканном или порванном обмундирова­ нии, без подворотничка, в грязных сапо­ гах. с мятыми погонами, нечищенными иу 1 />зицами. Необходимо, чтобы каждый военнослу­ жащий точно соблюдал установленную форму одежды и был опрятным. Опрят­ ность, образцовый внешний вид. аккурат­ ность солдата и матроса служат показате­ лем их высокой дисциплинированности и сознательности. Внутренняя сознательная дисциплина наших воинов должна прояв­ ляться и во внешнем порядке — в вы­ правке, подтянутости, дисциплине стпоя. Военнослужащий, где бы он ни нахо­ дился. обязан твердо помнить, что устав требует оказывать уважение начальникам и старшим, строго соблюдать правила во- ипской вежливости и отдания чести. Командные кадры нашей армии и Фло­ та вышли из народа и воспитаны Комму­ нистической партией. Они представляют собой основной цемент, скрепляющий Во­ оруженные Силы в единый боевой орга­ низм. Командиры и начальники как пред­ ставители Советского государства в Во­ оруженных Силах облечены высоким дове­ рием Родины и их приказ является при­ казом народа. Воспитывая воинов в гухе строгого со­ блюдения требований уставов, командиры приучают их относиться к порученному делу с любовью и ответственностью, под­ держивают у подчиненных сознание воин­ ской чести. Долг каждого воина — уважать своего командира, подражать ему в образцовом несении службы, точно и в срок выпол­ нять все его приказы и распоряжения. Находясь вне части или корабля, солдат и матрос ни на минуту не должны забывать указаний своих командиров о том, чтобы вести себя, как положено по уставу. Уважать командира — значит всеми своими делами, отличной 6орвой и поли­ тической учебой, высокой дисциплиниро­ ванностью помогать ему в успешном ре­ шении подразделением боевых задач. Уважать командира означает также быть вежливым перед ним. без разреше­ ния в его присутствии не сидеть и не ку­ рить. Если в общественных местах, в Герой С о в е т с к о го С ою за г е н е р а л -м а й о р И . К О Л Е С Н И К О В . трамвае, автооусе, метро нет своподных мест, предложить начальнику или стар­ шему свое место, оказывать и другие приз­ наки внимания. Советские воины должны вежливо от­ носиться друг к другу и уважать военно­ служащих других родов вой.’к. Нерушимая борвая дружба, окрепшая в битвах Вели­ кой Отечественной войны, роднит между собой воинов пехоты, артил терпи, авиа­ ции. флота, всех родов войск. Войсковое товарищество — важнейшее угловие бое­ вой сплоченности личного состава. Надо дорожить чувством товарищества и разви­ вать его у воинов, направляя всю силу войсковой дружбы на дальнейшее укрепле­ ние воинской дисциплины, на достижение новых успехов в боевой и политической учебе. Выражением высокой дисциплины и вежливого отношения военнослужащих друг к другу является отдание воинской чести. Отдавая честь, военнослужащий подчеркивает этим свою принадлежность к Советской Армии и Военно-Морскому Фло­ ту. свою дисциплинированность и уваже­ ние к старшим. К сожалению, некоторые военнослужа­ щие не понимают этого, при встрече не отдают воинской чести пли отдают ее не­ брежно. Часть военнослужащих почему-то считает, что в парке, метро, на вокзале можно честь не отдавать. Свое грубое на­ рушение дисциплины они обычно об’ясня- ют тем. что «не заметил», «не знал, что нужно отдавать честь» и т. д. Подобные Факты свидетельствуют лишь о том. что в некоторых частях ослаблена требова­ тельность командиров к своим подчинен­ ным и плохо проводится работа. Итак, уважать начальников, беспрекос­ ловно повиноваться им. строго соблюдать правила воинской вежливости и отдавать честь старшим — служебный долг со­ ветских воинов, который они обязаны вы­ полнять всюду, где бы ни были — в строю пли вне строя, в части или вне расположения ее. на корабле или на бе­ регу. Говоря о дисциплине и культуре совет­ ских воинов, нельзя не обратить внимания нч поведение военнослужащих среди граж­ данского населения. Советский народ любит свои Вооружен­ ные Силы и всячески заботится о них. Воины отвечают на эту заботу совершен­ ствованием военных и политических зна­ ний, повышением боеспособности. При встрече с гражданским населением они должны показывать пример вежливости и внимательности. В трамвае, троллейбусе, метро военнослужащий обязан уступить место не только начальнику, старшому по званию, но также женщине или пожило­ му человеку. Долг каждого военнослужащего уважать правила, обязательные для всех советских людей. Если любому гражданину запре­ щается висеть на подножке трамвая, вхо­ дить в троллейбус или автобус вне очере­ дь*. то для воина это тем более недопусти­ мо. Нельзя также появляться в обществен­ ных местах, на улице, в расположении ча­ сти и на корабле в нетрезвом виде. Это роняет честь и достоинство воина. Советский человек всегда готов помочь товарищу, выручить его из беды. Это ка­ чество в высокой степени присуще вои­ нам нашей армии и флота. Вся жизнь их полна примеров товарищеской спайки, бое­ вого содружества. На имя командиров ча­ стей из колхозов, с фабрик и заводов по­ ступает немало писем, в которых выра­ жается благодарность воинам оказавшим во время отпуска своим землякам помощь. Советские воины всегда отличаются своими благородными поступками. Вот один из многих примеров. Рядовой Шепилов находился в город­ ском отпуске. Идя вдоль реки, он вдруг заметил, что тонет мальчик. Ни минуты пе колеблясь, солдат бросился в воду, под­ плыл к утопавшему ребенку и. взяв его на спину, повернул к берегу. Ребенок был спасен. Прибежали родители мальчика. Они не знали, как благодарить воина. — Я выполнил свой долг. — сказал нм Шепилов. — Так п о с т у п и л бы на мо­ ем мрстр каждый советски:! воин. Другой пример. В конце декабря 1953 года старший лейтенант Нзануиткан не­ сущий службу в советских войсках в Гер­ манской Демократической Республике, рис­ куя собственной жизнью, бросился в го­ ревший дом. чтобы вытащить из огня трех малолетних детей и их мать, поте­ рявшую сознание. Пванушкпна в то вре­ мя когда он находился в госпитале на из­ лечении от ожогов, полученных при спа­ сении детей и их матери, посетил премь­ ер-министр Германской Демократической Республики Отто Гротеволь и выразпл ему глубокую благодарность немецкого народа и правительства за благородный посту­ пок. Как не похоже это мужественное и вме­ сте с тем скромное поведение советского воина на бандитские выходки военнослу­ жащих США, Англии и других капитали­ стических стран. Воинские уставы и военная присяга т | ебуют от военнослужащего высокой ре­ волюционной бдительности. Военные и го­ сударственные секреты должны быть недоступны для наших врагов. Ничто в том числе и угроза смерти, не может за­ ставить нашего воина выдать государст­ венную и военную тайну. Это — закон для каждого. Советский воин, находясь по служеб­ ным и другим делам вне части или кораб­ ля. никогда и никому не должен раскры­ вать сведений, касающихся воинской ча­ сти. дисциплины ее личного состава, бое­ вой учебы, вооружения, снаряжения, дис­ локации и т. п. Он обязан бережно хра­ нить любой документ, будь это простой па­ кет с донесением, удостоверение лично- воспитательная I сти- увольнительная записка и т. п. В общественных местах — в трамвае кино, театре, в парке — нельзя говорить о жизни и службе воинов своей части, ко­ рабля. Необходимо соблюдать военную тай­ ну и при разговорах по телефону. Таковы основные требования воинских уставов к поведению воинов вне строя. Почему же иногда военнослужащие на­ рушают требования уставов? Об’ясняется это прежде всего слабой воспитательной работой офицеров, сержантов и старшин. Некоторые из них недостаточно знают мо­ ральные качества своих подчиненных, формально изучают людей и судят о них только по тому, как они ведут себя на их глазах. Пмея таким образом поверхностное представление о дисциплинированности солдата, матроса, командир отпускает его выполнять поручение пли в отпуск, а по­ том удивляется, что подчиненной оказал­ ся недисциплинированным. Не все командиры строго соблюдают тре­ бования Устава внутренней службы, пре­ дусматривающего порядок увольнения во­ еннослужащих из расположения части и их извращения. Встречаются еще воины, которые нару­ шают форму одежды, забывают отдавать честь, появляются в общественных местах в нетрезвом виде. Эти военнослужащие очевидно не пони­ мают. что недостойным поведением они по­ зорят честь своего воинского звания По каждому такому случаю нарушения дис­ циплины должны быть приняты меоы. Ни один командир и начальник не может до­ пустит каких-либо послаблений в выпол­ нении его подчиненными треГюваний уста­ вов. В то же время каждый советский во­ ин не только сам должен строго соблюдать требования уставов, но и удерживать сво­ их товарищей от дурных поступков. В ликвидации нарушений уставов боль­ шую помощь командирам призваны ока­ зать политработники, партийные и комсо­ мольские организации. Они обязаны ор­ ганизовать среди личного состава повсе­ дневную пропаганду требований уставов, вести индивидуальную воспитательную ра­ боту. Как правило, дисциплину нарушает отдельный воин. Знать таких воинов, изу­ чать их слабые и сильные стороны, бо­ роться с дуфными привычками — это и значит способствовать укреплению дисци­ плины в части, на корабле. ВЫполняя вводнЫе Прозвучал сигнал «Корабль к походу изготовить!». Личный состав быстро раз- бпается по своим боевым постам, готозит зиведывания к походу. Из машинного отделения доносится рит­ мичный гул дизелей. Это подчиненные старшины 2 статьи Рудюка готовят свое зйведывание. Старшина еще раз внима­ тельно проверяет работу механизмов. По­ ход предстоит трудный, а поэтому ни од­ на мелочь не должна ускользнуть от й к и - мательного взгляда старшины. На корабле не было случая, чтобы ме­ ханизмы, вверенные мотористам, отказыва­ ли в работе. Это говорит о высоком ма­ стерстве старшего матроса Карасева и ма­ троса Домышева. Моряки четко несут хо­ довую вахту у дизелей. Старшина 2 статьи Рудюк постоянно усложняет вводные. Так он поступает и сейчас. — Вышел из строя питательный агрегат главной машины. Действуйте! — прика­ зал он старшему матросу Карасеву. Воин быстро устраняет «неисправность» и чет­ ко докладывает об этом. Следует новая вводная: — Засорился кингстон! Требуется большое мастерство и высо кое знание дела от моряка, чтобы выпол нить вводную. Матрос Домышев работает точно, без единого лишнего движения. — Неисправность устранена! — докла­ дывает он. Старшина Рудюк доволен действиями личного состава отделения. А сколько по­ требовалось сил и времени, чтобы достиг­ нуть таких показателей! Моряки передово­ го отделения мотористов неустанно совер­ шенствуют свои знания, настойчиво повы­ шают свою боевую готовность. Матрос Ф. ШАРАПОВ. Повседневно контролировать учёбу подчинённых До зачетной торпедной стрельбы време- I к сдаче зачетной задачи. На предстоящем ни оставалось немного. Шли последние | занятии с подчиненными разберите слу- приготовлеиия. Казалось, все учтено, от- I чай с водяным фильтром, происшедший на Как велит долг Недавно командир в своем приказе от­ метил передовых производственников под­ разделения. В числе их — ефрейтор Иван Федоров. Он является дисциплинирован­ ным воином. Неукоснительное соблюде­ ние требований Присяги и уставов по­ могает ему выполнять дневные задания не ниже 130 процентов. За высокие пока­ затели в труде командир поощрил ком­ сомольца Федорова краткосрочным от­ пуском. Отличники боевой и политической под­ готовки ефрейтор Яблоков и рядовой Не­ мец за достигнутые успехи в учебе и службе поощрены. М. ПОДДУБИЦКИЙ. •о* ICcf&OTn/tb О СТРЕЛКОВО Е УП РАЖ Н ЕНИ Е выполняли недавно воины нашего подразделения. При этом особенно отличились младший серж ант Круг­ лов, рядовой Зайц ев и другие. А. Золочивский. О ЗА БО ТЛИВО Е ОТНОШ ЕНИЕ к лицам дежурной службы прояв­ л я е т старш ина Кулаков. Воины ус­ пешно выполняют свои обязанности. Н. Голубев. О в НАШЕМ П О Д РА ЗД ЕЛ ЕН И И растет число отличников боевой и политической подготовки. В рядах передовых воинов ныне стали тт. Т а­ почка, Л аж енцев, Редозубов. Рядовой Г. Яско. О ВЫПОЛНЯЯ ЗАДАЧУ , матрос Агапов проявил высокую бдитель­ ность и расторопность. Благодаря этому практическое упражнение ре­ шено успешно. Сержант И. Лушиенко. О КАК В БОЮ , действовали на практических занятиях серж ант Жи- гачев, ефрейтор Козлов и рядовой Снфаров. Командир отметил их уси­ лия и поставил старательных воинов в пример всему личному составу. Ефрейтор С. Глистин. О ОТЛИЧНО. ЗНАЮ Т ТЕХНИКУ и умело ее обслуживают старшие .матросы Курилов, Гахов и матрос Примак. Этому их научил старшина 1 статьи Стогний — высококвалифи­ цированный специалист. Старшина 2 статьи Н. Боженов. Рйоотано, продумано, и вдруг... Подготовительная торпедная стрельоа имела недостатки. График не совпадает с докладами «> «попадании» торпеды в цель Старшин лейтенант Французов просматри­ вает испещренные цифрами листки групп записи атаки. «В чем дело? Почему не получается «графика»? Здесь торпеды прошли мимо цели, а фактически отмечено, что они под­ нырнули под целью. — думает офицер.— Где ошибка?». II снова часы отщелкивают секунды минуты. Снова колонна за колонной про­ ходят перед глазами немые цифры, напи­ санные разными почерками, с различным старанием. Наконец ошибка найдена! Не написана одна лишь цифра, характеризующая угол. Поэтому график и не отражал действи­ тельных результатов стрельбы. Почему пропущена эта цифра? Ошибка, небреж­ ность. неумение? Теперь уже просматри­ вается только один листок. Ясно. Запись произведена непривычной рукой, сбив­ чиво, торопливо. Номерной плохо подготов­ лен для выполнения своих обязанностей. Дело в том, что на запись был ч&спв- лен плохо подготовленный воин. Как же сразу не пришло в голову проверить его ра­ боту после производства стрельбы? Теперь совершенно ясно, что необходимо забла­ говременно несколько раз показать матро­ су, как выполнять это, на первый взгляд, совсем простое дело, а затем уже прове­ рить, как он усвоил. Старший лейтенант некоторое время еще занимается отчетом, затем, собрав все ли­ стки со стола и уложив их в папку, вы­ зывает к себе старшину. Через некоторое время, попросив разрешение, в каюту входит высокий, с худощавым лицом старшина 1 статьи Гайдуков. — Прошедшая подготовительная стрель­ ба, — обращается командир подразделе­ ния к старшпне, — показала, что стоя­ щий на связи матрос Волков нетвердо знает свои обязанности, плохо выполня­ ет их. Команды передает вяло. Я уже об­ ращал ваше внимание на этот факт. По­ чему не научили его отлично стоять на связи? — Учил, но, как видно, не совсем ус­ пешно. — говорит Гайдуков. — Так вот, или доведите обучение Вол­ кова до конца, или мы его заменим. По­ старайтесь внушить матросу, что ему по­ ручено большое дело, к которому н^жно относиться серьезно и с душой. Ведь об­ щий успех во многом зависит от него. II потом наш общий успех — это успех каждого матроса и старшины в отдельно­ сти. Стоит одному кому-нибудь промах­ нуться, и вся задача будет провалена. Понимаете? — Понимаю, — отвечает старшина. После ухода Гайдукова старший лейте­ нант Французов еще некоторое время си­ дит над чем-то задумавшись, затем вспо­ минает только что состоявшийся разго­ вор. — Да. наш общий успех! Он должен быть хорошим. Не случайно, видимо, се­ годня в кают-компании командир корабля сказал: — Надеюсь, товарищ Французов, что при сдаче задачи и ваш личный состав получит высокую оценку. У вас есть для этого все возможности. Что же, это так! Люди у нас хорошие, только надо смотреть да смотреть, чтобы какой-то пустяковый промах не испортил всего дела. Вот Гайдукову отдал и т к а з а - ние, можно быть уверенным, что он его добросовестно выполнит, а все же сле­ дует самому поговорить с Волковым, убе­ диться лишний рая, как личный состав знает обязанности. К тому же надо поду­ мать и о занятии по специальности с матросами, указать старшинам на то, что­ бы они разобрали вопросы п недостатки прошлых стрельб, причем не только своих боевых постов, но и друтих. На следующий день командир подразде­ ления говорил старшине 2 статьи Бра- тышеву: — Через несколько дней начинаем окончательно готовить материальную часть соседнем корабле. При приготовлении ма­ териальной части там позабыли ввернуть водяной фильтр. Это могло привести л по­ топлению торпеды. Вот и расскажите людям, как произошло недоразуменл0. но чьей вине, чем могло бы это кончиться, если бы во-время пе обнаружился про­ мах. Опять отдано приказание. II этому старшине можно верить. Он сделает все, что ему приказано, и, клк говорится, на совесть. Старшина опытный, матросы его уважают. Но можно ли этим ограни­ читься? Нет, нельзя. Необходимо еще самому присутствовать на занятии, посмотреть, как .учится личный состав, может быть, еще привести несколько примеров из жиз­ ни подразделения. От самих матросов нередко можно слы­ шать о том, что даже самые опытные, в совершенстве знающпе свое дело морякп никогда не обидятся на своевременную и даже строгую проверку. Напротив, это поднимает у них гордость за сделанное, они видят, что их работой интересуются, сна нужна,- и всякий, даже незначитель­ ный недочет будет замечен. Наконец все приготовления к зачет­ ной стрельбе произведены. Завтра сда­ ча задачи. Но. как всегда в последние ча­ сы. охватывает волнение, на какое-то мгновение вкрадывается сомнение: «А все ли хорошо сделано?». Старший лейтенант вызывает старши­ ну торпедных электриков и приказывает еше паз тщательно проверить исправность электросхемы. А наутро выполнение зачетной стрель­ бы. Она проведена образцово. Чувство ра­ дости и гордости наполняет матросские сердца. Но через несколько дней снова произо­ шел случай, который еще и еще раз под- чекнул необходимость систематически и тщательно проверять работу личного состава, подсказывать, учить, воспиты­ вать чувство личной ответственности за выполнение служебных обязанностей. Поступило приказание разоружить тор­ педу. Сделать это нужно немедленно. 4. тут, как назло, с самого утра небо заво­ локла густая пелена туч. моросил холод­ ный дождь. Несмотря на это, приказание в ы п о л н я р т с я . Старший матрос Петушков вынимает из зарядного отделения инер­ ционные ударники с гранеными стакана­ ми и передает их матросу, который носит их под левый срез, где старшина 2 ста­ тьи Братышев разоружает запальные ста­ каны. Вдруг на одном из стаканов стар­ шина заметил вмятины на корпусе. До­ ложил командиру. Офицер вниматель­ но осмотрел стакан и сказал: — А как другие? — Оказалось, что корпусе еще одного стакана помят. — В чем дело, старшина? — спраши­ вает офицер. — Позовите ко мне старше­ го матроса Петушкова. Приходит Петушков. С ним другие ма­ тросы. — Как на корпусе запального стакана появились вмятины? — спрашивает ко­ мандир подпазделенпя. — Неосторожно вынимали их? Петушков отвечает, что был очень осторожен при разоружении. Наконец выясняется, что вмятины на запальных стаканах были еще до воору­ жения торпед. Теперь встает вопрос, почему своевременно не доложили об этом ни старшине, ни командиру под­ разделения. II снова терпеливое раз’яене- нпе всей серьезности и важности выпол­ няемой работы, каждым матросом. Благодаря систематической кропот­ ливой работе и неустанному контролю за учебой и работой личного состава, достиг гаются успехи. Велика сила контроля! Она дает хорошие результаты. Многие старшины и матросы этого подразделения — классные специалисты, на груди трех передовых торпедистов — Братышева, Торцева и коммуниста Гайдукова знаки отличного специа.тиста. В. ФИЛИППОВ. Пропагандист ЫЛО это вскоре после при­ бытия Владимира Ржевки- на в подразделение. Недав­ него курсанта училища, еще не привыкшего к но­ венькому офицерскому ки- т.*лю. назначили руководителем группы политических занятий. И, что греха таить, молодой офицер немного растерял­ ся. Обратиться за помощью к старшим, более опытным товарищам Ржевкин не решался. «Пожалуй, могут подумать, что в учи­ лище меня ничему не научили, — раз­ мышлял Владимир. — Ничего, как-нибудь сам справлюсь». Хотя лейтенант Ржевкин никому не го­ ворил о своих сомнениях, пропагандист Сергей Михайлович Ефимов догадывался о его чувствах. Ему уже не раз приходи­ лось наблюдать за первыми шагами в слу­ жбе молодых офицеров. Да и Ефпмов, ес­ ли говорить по совести, не так уж давно сам покинул стены училища. На первое занятие Ржевкина пропаган­ дист не пришел преднамеренно. «Присутствие постороннего может сов­ сем смутить неопытного руководителя группы, — правильно решил Ефпмов. — Одному ему будет легче справиться со сво­ ей, вполне понятной для новичка робо­ стью». Только через несколько недель Сергей Ефимов пришел на занятия в группу лей­ тенанта Ржевкина. Офицер вел рассказ по теме о бдительности. Собственно, это был не рассказ, а скорее громкая читка кон­ спекта. Ржевкин читал свои записи голо­ сом. выдававшим его волнение, не решал­ ся о т в е е т глаз от страниц, исписанных убористым почерком. Вот так неопытный пловец боится оторваться от спасательно­ го крута. Но не только в скованности ру­ ководителя была беда. Хуже того, мате­ риал совсем не увязывался с жизнью под­ разделения и носил сугубо «теоретиче­ ский» характер. _ После занятий лейтенант подошел к пропагандисту. — Ну, как ваше мнение? Плохо? Ефимов улыбнулся на прямо поставлен­ ный вопрос и не стал кривить душой: — Пока слабовато. После неловкого молчания Ефпмов по­ просил у Ржевкина его конспект. Заппси занимали почти всю ученическую тетрадь. — Солидный труд, — произнес пропа­ гандист. — У вас, видимо, много свобод­ ного времени? — Да что вы, — запротестовал лейте­ нант, — дыхнуть некогда. — По вашему конспекту этого не вид­ но. Вы дословно записали весь свой рас­ сказ. Пропагандист подробно разобрал недо­ статки конспекта, в котором не было ни одного интересного примера, но зато мно­ жество хорошо всем известных истин. — У вас получилась плохо прочитан­ ная лекция, а не живой, увлекательный рассказ, — сказал в заключение Ефимов. — И всему бедой ваш конспект. Пишите короче, в тезисной форме. Остальное смо­ жете рассказать своими словами в ходе изложения материала на занятии. — Попытаюсь последовать вашему со­ вету. Не знаю, что из этого получится. — Не отчаивайтесь, со временем вы станете отличным пропагандистом. — обо­ дрил Ефимов молодого офицера. — Не дер­ жите себя так официально со слушате­ лями. Иногда для разрядки можно и пошу­ тить. Уверяю, это не подорвет ваш авто­ ритет. Пропагандист уделяет большое внимание политзанятиям, как основной форме поли­ тического воспитания личного состара. Капитан-лейтенант Ефимов ведет семинар цо истории партии. Семинарские занятия состоят из двух частей: лекции, которая читается за неделю до начала изучения каждой новой темы в гоуппах. и накану­ не политзанятия — семинара руководи­ телей. Естественно, что пропагандисту прихо­ дятся особенно тщательно готовиться к своим лекциям. Не говоря уже о том, что сн должен показать офицерам — руково­ дителям групп политзанятий образец глу­ бокого, четкого и доходчивого изложения материала. Помимо этого, лекция пропагал- диста на семинаре отличается от обыч­ ной тем, что в ней даются методические указания, советы о том, на что следует обратить главное внимание, в каком месте рассказа лучше всего увязать его с сов­ ременностью, какие бы следовало привести прпмеры из жизни подразделения. Во вто­ рой части семинара пропагандист дает возможность высказаться руководителям групп, проверяя усвоение ими материала темы. Ефимов старается, чтобы эта часть семинара проходила как можно активней. Правда, не всегда это ему удается. Запомнился пропагандисту один из по­ следних семинаров по теме «Меньшевики и большевики в период русско-японской войны и первой русской революции». Из­ лагая материал, Ефимов несколько раз на­ помнил офицерам о необходимости «увязы­ вать его с современностью и показал, как нужно это делать. — Об’ясняя обстановку в стране нака­ нуне русскю^японокой войны, — говорил Ефимов, — не забудьте сказать о подлой роли американо-английских правителей в разжигании кровавой бойни на Дальнем Востоке. Тут же сможете показать гряз­ ные махинации американских империали­ стов, которые всячески пытаются раз­ жечь новую мировую войну. Пропагандист также посоветовал руко­ водителям групп политзанятий подробней остановиться на подвиге моряков крейсера «Варяг». — Стойкость и мужество русских мо­ ряков, верность своему воинскому долгу стали замечательной традицией нашего флота — вот о чем. на мой взгляд, обя­ зательно следует напомнить матросам. — продолжал Ефимов. — Эти качества не­ обходимо воспитывать на тренировках и в походах. Постарайтесь привести примеры стойкости и мужества, проявленных вои­ нами ваших подразделений в плавании. Во время второй части семинара капи­ тан-лейтенант Ефимов с интересом слушал выступление лейтенанта Ржевкина. Про­ шел почти год. как он прибыл в подраз­ деление. Исчезла юношеская утловатость, появилось больше уверенности в своих си­ лах, а вот умения свободно излатать ма­ териал пока еще недостает. Чувствуется, что его так и тянет к спасительным стра­ ницам конспекта. «Ничего, кто-нибудь его попразит. до­ полнит». — думает пропагандист, слушая ледггенанта Ржевкина. Пропагандист не ошибся. Сразу же по­ сле Ржевкина слово попросил старший лейтенант Фесенко. Он указал на упуще­ ние товарища и подробно дополнил его выступление. Теперь Ефимов был уверен, что никто из руководителей групп, ведя рассказ по теме на политзанятиях, не зат будет сосредоточить внимание слушателей на самых важных вопросах. Широк крут обязанностей пропаганди­ ста. Помимо политических занятий, ему (приходится (участвовать в раооте партий­ ной школы, направлять марксистско- ленинскою учебу офицеров, помогать командиру и его заместителю по политча­ сти подбирать агитаторов и руководить их деятельностью, готовить материалы на­ глядной агитации и, конечно, на нем лежит ответственность за состояние лек­ ционной пропаганды. Было бы отступлением от истины ут­ верждать, что со всеми этими обязанностя­ ми пропагандист Сергей Михайлович Ефи­ мов справляется одинаково успешно. Слу­ чаются у него и промахи, и ошибки. Но не ошибается только тот, кто ничего не дела­ ет. А капитан-лейтенант Е фимов человек энергичный, деятельный. Ему поручено очень ответственное и большое дело — всеми формами пропагандистской работы воплощать в жизнь бессмертные идеи партии, нести в массы всепобеждающее марксистско-ленинское учение, превращая теорию в величайшую материальную силу, помогающую воинам успешно решать все стоящие перед ними задачи. И пропаган­ дист отдает все силы своей благородной деятельности. Взять, к примеру, марксистско-ленин­ скую учебу офицеров. С этим как будто обстоит дело неплохо. Люди занимаются самостоятельно, по первоисточникам изу­ чают труды классиков. А все же контро­ лировать их нужно. Вопрос это тонкий, деликатный. Ведь многие офицеры и по званию выше пропагандиста и по возра­ сту старше. Тут подход нужен, чтобы не обидеть человека и вместе с тем. если требуется, поправить его, помочь разо­ браться в непонятном вопросе. — Контроль за учебой офицеров у нас пока еше поставлен не совсем хорошо, — признается капитан-лейтенант Ефимов. — Конечно, не по количеству законспектиро­ ванных страниц судим об идейном росте человека, а по его успехам в службе, по тому, как выступает он на партийных и офицерских собраниях, по тому, как ост­ ро и принципиально может поставить во­ прос. Ефимов называет коммуниста Фи­ гурнова. Было время, когда он пре­ небрежительно относился к политиче­ ской учебе. Ох, и доставалось ему от това­ рищей и, в первую очередь, конечно, от пропагандиста на партийных собраниях. Да и в службе у Фигурнова были серьез­ ные пробелы. А как стал заниматься само­ стоятельно. почти на глазах изменился че­ ловек. То ли общественное воздействие сы­ грало свою роль, то ли повысилась у него личная ответственность, только теперь он изучает марксистско-ленинскую теорию по-настоящему. II это не замедлило ска­ заться на его успехах в службе. Сейчас фотография Фигурнова вывешена на До­ ске лучших людей корабля. Офицеры нередко привлекаются к уча­ стию в лекционной пропаганде. В подраз­ делениях есть просто энтузиасты этого де­ ла. Радует разнообразие тематики лекций. Так. например, для личного состава недавно была прочитана лекция: «Народ — творец истории». Моряки с большим интересом прослушали затем лекцию о необыкновенных небесных явлениях, разоблачающую поповские бредни о при­ чинах северного сияния, грома, молнии и пп. Нельзя также не назвать лекцию, прочитанную офицером о выдающихся русских композиторах. Лекция удачно иллюстрировалась отрывками из произве­ дений классиков русской музыки в испол­ нении духового оркестра. Просматривая однажды списки агитато­ ров, Ефимов мысленно перебирал положи­ тельные и отрицательные качества каж­ дого из них. Старшина 2 статьи Николай Сбродов и старший матрос Сократ Ба- баджаньян — это природные агитаторы. Их не нужно подталкивать, сами находят актуальную тему для беседы, а уж если нужно пропесочить нерадивого товарища, то сделают так, что тот надолго запомнит и другим неповадно будет совершать по­ добные проступки. А вот старшие матросьт Крутько и Островский — те только чи­ слятся в списках агитаторов. «Это мой промах, — думает Ефимов, — нужно лучше руководить агитаторами». Пропагандисту надо много знать. П ка­ питан-лейтенант Ефпмов настойчиво учится. Недавно о н заочно закончил Лрнинградскпй университет. При его за­ груженности по службе это было нелегко. С получением университетского диплома Ефимов, конечно, не собирается прекра­ щать дальнейшую учебу. — Пропагандист! — с гордостью на­ зывает себя Сергеи Ефимов. Это ко мно­ гому обязывает. У него есть замечатель­ ные образцы для подражания. Ведь гам великий Ленин был непревзойденным пропагандистом. Е . ДНЕПРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz