На страже Заполярья. 1954 год. Август.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 11 августа 1954 г., Ns 189 (5031). На сигналЬном мостике Море штормило. Палуба кренилась. Вла­ димир Афанасенко привычными шагами поднялся на мостик. Волле прожектора воин остановился. Здесь он всегда вспо­ минает свою первую сигнальную вахту. Как и сейчас, море тогда пыл» злым. Воин цепко держался за поручни. Вскоре поступила команда: «Передать светограм- му!». Владимир подошел п прожектору и начал «писать». Ветер, дождь, плохая видимость — в^е это мешало ему упра­ виться с делом. Вскоре он доложил: — Гигиал исполнен! Понял моряк тогда, что без серьезной тренировки нельзя стать хорошим сиг­ нальщиком. II пробовал он свои силы в самой сложной обстановке, придержи­ ваясь принципа: «Тяжело в учены» — легко в оою». Владимир стал специали­ стом высокою класса. А через некоторое время на его погончиках золотели стар­ шинские нашивки. II вот сейчас, когда была об'явлена го­ товность. он не мог усидеть в кубрике. Его тянуло наверх, к матросам, несущим ходовую вахту. Ветер усилился. Погода ухудшалась. Афанасенко с беспокойством посмотрел на моряков. Среди них были знатоки своего дела и те. у которых еще не хватало твердых практических навы­ ков. «Буду с ними рядом на всякий слу­ чай», — решил он. Раздались удары колоколов громкого боя. На боевом посту начались практиче­ ские занятия. Трудно в таких условиях нести сиг­ нальщику вахту. Но старшина 2 статьи Афанасенко этим доволен, значит есть возможность приучить моряков действо­ вать в сложной обстановке. Вдруг старшина насторожился: где-то вдалеке послышался шум. II тотчас на мостик поступил доклад о появлении само­ лета. А через несколько секунд моряк до­ ложил о типе самолета. Подчиненные многозначительно переглянулись и с ува­ жением посмотрели на командира. Но в это же время их беспокоила мысль ,о том, почему не они первыми обнаружили цель? — Матрос Гормаш, не отвлекайтесь, доложите обстановку на горизонте, — строго проговорил старшина, видя, что ма­ трос смотрит в другую сторону. — Чисто, ничего нет! — ответил под­ чиненный. Афанасенко подошел к визиру и начал медленно разворачивать его по горизонту. В этом секторе наблюдения едва выри­ совывался силуэт рыболовного траулера. — Почему вы не доложили о появле­ нии судна? — Я не видел его. Вначале мне показа­ лось, что вдалеке чернеется какое-то пят­ но. но потом я потерял его из виду и по­ думал, что оно мне показалось, — отве­ тил матрос. — Вы переутомили зрение. Надо че­ редовать визуальное наблюдение нево­ оруженным глазом с наблюдением через оптический прибор. А вы пренебрегли этим правилом. Кроме того, вы увидели на горизонте точку и вместо того, чтобы вести за пен неослабное наблюдение, от- влеклпсь и потеряли ее из виду... — Ведь я отвлекся на какую-то се- к> нду-двс, — оправдывался матрос. — При современной технике успех боя решают даже секунды. Сейчас на воору­ жении стоят новейшие быстроходные ко­ рабли и реактивные самолеты, обладаю­ щие большой скоростью, хорошей ма­ невренностью и новыми видами оружия. Вы не заметили рыболовного траулера. Он обладает небольшой скоростью, а вот если бы это был торпедный катер, то ваша невнимательность обеспечила ему воз­ можность приблизиться к нам. Учтите это на будущее... Матрос, Гормаш медленно усваивал ово^ дело. Но старшина Афанасенко считал, что матрос при настойчивости в учебе может стать хорошим специалистом. — Шар на средний! — поступила команда. — Есть, шар на средний! — громко отрепетовал матрос Терентьев и стал ловко управлять лебедкой. Шар, дойля до своего места, остано­ вился. — Шар до половины поднят, — по­ ступил доклад матроса Гормаша, в обя­ занности которого входило сообщать о выполнении этого приказания. — Вы исказили доклад, товарищ Гор­ маш, — строго сказал старшина. — Это серьезное нарушение правила несения сигнальной вахты. У вас ясно записано в инструкции, что надо докладывать «Шар на среднем». Почему вы не выполняете ее? — Это же все равно, товарищ старши­ на. Я не вижу разницы в этих докладах. — Ошибаетесь. Надо соблюдать мор­ скую культуру. Вы исказили сигнал. В это время корабль развернулся и пошел вдоль берега. Старшина 2 статьи Афанасенко в таких случаях учил подчи­ ненных: не ослабляя наблюдения за мо­ рем, внимательно следить и за берегом. Ветер начал стихать. Заметно уменьши­ лась качка. Но матрос Попков попрежне- му ощущал ее. Это было видно по тому, как он вяло передавал команды, невни­ мательно наблюдал. Старшина сразу же обратил на него внимание и вскоре сде­ лал замечание. — В любую погоду наблюдение должно быть тщательным и непрерывным, — говорит Афанасенко, — к этому надо приучать себя именно в таких условиях. Сигнальщику необходима высок а вынос­ ливость. Он должен уметь стойко пере­ носить тяготы походной жизни. А вы, товарищ Попков, не боретесь с трудно­ стями ослабили бдительность. Почему вы не докладываете, что недалеко от берега виден плавающий предмет? Матрос внимательно посмотрел в сторо­ ну суши и тихо произнес: — Я главное внимание обращал на мо­ ре. По-моему опасность может возник­ нуть там... — Это неверно. Опасность может поя­ виться и со стороны берега. — Самолет... слева... дистанция.., — вдруг доложил Попков. Слушая ставши ну, он правильно воспринял его слова и теперь не оставлял без внимания ни од­ ного участка в своем секторе. Афанасенко посмотрел, куда указал воин, и увидел низко летевший самолет Все данные были определены правильно — Вот вам наглядный пример, полно­ стью опровергающий ваше мнение. С ходового мостика поступило приказа­ ние: «Поднять сигнал!». Сигнальщик быстро подобрал нужные флаги. Скоро над кораблем высоко взметнулось мно­ жество разноцветных полотнищ. В это время на площадке другой сигнальщик работал Флажками, выполняя очеред­ ное приказание командира. — Молодец, красиво пишет! — неволь­ но вырвалось у старшины. Опытный моряк старшина 2 статьи Афа­ насенко строго следит за тем, чтобы за­ ступающие на вахту моряки тепло одева­ лись, но так, чтобы одежда не затрудня­ ла их движений. Однажды был такой слу­ чаи. Матрос Хохлов стоял впередсмотря­ щим. Лул пронизывающий, холодный ве- тгр. Хохлов заоыл одеть на шлемофон шад- ку и скоро замерз. После этого он доло­ жил старшине, что больше не в силах не­ сти вахту. — Переведите меня в другое место, здесь очень холодно, — откровенно приз­ нался он. В настоящем походе Афанасенко зара­ нее предусмотрел форму одежды и принял соответствующие меры. Это благотворно сказалось на несении ходовой вахты. После окончания похода старшина 2 статьи Афанасенко подвел итоги. Он от­ метил. что. несмотря на сложные условия плавания, моряки еще раз продемонстри­ ровали с,вое возросшее мастерство. Старший натрое В. ЗЕЛЕНОВ. -------v Люфовно ухаживает за боевой техникой комендор матрос Галкин. Его усерд­ ное отношение к службе командир подразделения поставил в пример другим ма­ тросам. НА СНИМКЕ: матрос Анатолий Галкин за работой на боевом посту. v Фото И. Никишова. В учёбе нет предела Безупречно выполняет свой воинский долг матрос Артемьев. Он является отлич­ ником боевой и политической подготовки. Но воин на достигнутом не останавливает­ ся. Артемьев знает, что в военном деле нет предела, поэтому он систематически совершенствует свое воипское мастерство. Хорошее знание специальности, натрени­ рованность помогают ему все задачи вы­ полнять только на «хорошо» и «отлично». Недавно за высокие успехи в учебе и службе матросу Артемьеву командир об’я- ввл благодарность. Матрос Е . КУЗЬМИН . Содержательная наглядная агитация Старшина 2 статьи Едалов — передо­ вой командир отделения торпедистов. Его расчет успешно выполняет все учеб­ ные задачи, содержит заведывание в по­ стоянной готовности. Комсомолец стар­ шина 2 статьи Едалов неоднократно ставился в пример другим старшинам корабля, как один из лучших воспита­ телей матросов. Его безупречная служ ­ ба на корабле отмечена 30 благодарно­ стями. НА СНИМКЕ: специалист второго класса старшина 2 статьи Александр Едалов. Фото И. Никишова. Слаженность Недавно мы проводили стрельбу. Долго и упорно готовился расчет станции ору­ дийной наводки. Особенно усердно работал оператор матрос Червак, от которого 6о многом зависит исход выполнения задачи. Настал день, когда командир подразде­ ления приказал окончательно подготовить материальную часть к действию. Личный состав тщательно выполнил распоряжение. Каждый воин несколько раз проверил свое заведывание. Поступила команда «Включить стан­ цию». Это было сделано быстро, согласно норматива. Приборы работают хорошо. Зе­ нитчики на своих местах. Приказано произвести поиск. Матрос Червак, от которого требуется много вни­ мания, действует четко и уверенно. Он сосредоточенно следит за индикатором. За­ дача воина — во-время обнаружить цель. II цель обнаружена. Один из номеров до­ кладывает место ее нахождения и продол­ жает внимательно следить за ней. Теперь усиленно работает другой номер. Он ис­ пользует все свои знания и действует без­ ошибочно. Задача выполнена. Командир подразделения за высокую выучку и слаженность в действиях об’я- вил отличившимся воинам благодарность. Матрос В. МАРКОВ. Результат кропотливой подготовки Недавно в нашем подразделении прохо­ дили стрельбы. Этому предшествовала дли­ тельная, кропотливая подготовка. Лучших результатов в выполнении уп­ ражнения добился младший сержант Вов­ ченко: он все пули послал в цель. Рядо­ вой Захаров также получил отличную оценку. За это командир об'явпл ему бла­ годарность. С. ОГОРОДНИК. о РЯДОВОЙ КИСЕЛЕВ награж­ ден ценным подарком за высокую бдительность при несении карауль­ ной службы. Передовой воин избран в состав бюро ВЛКСМ. Рядовой П. Солнышкин. о НАСТОЙЧИВО овладевает тех­ никой матрос Коваленко. За усердие по службе командир много раз по­ ощрял этого воина. Г. Клевцов. о ПЕРЕДОВЫЕ ВОИНЫ Волков, Сенюк и Шинкорук ежедневно вы­ полняют производственные задания на 130 — 170 процентов. Они вы­ пускают продукцию отличного каче­ ства. Рядовой А. Крук. Красочно выглядят кубрики корабля Н. Витрины, плакаты, стенды, фотогазеты, призывы привлекают внимание каждого, кто приходит на корабль. Они рассказы­ вают морякам о достижениях нашего на­ рода в коммунистическом строительстве, о долге воина перед социалистической Рс- дЧИОЙ. — Эти стенды о пятилетием плане, о решениях сентябрьского Пленума сделали своими силами, — говорит секретарь пар­ тийной организации. — Вот изготовили Доску отличников, на которой регулярно помещаем фотографии передовых воинов. А на этой карте показано, где идет насту­ пление на целинные земли... Умело выполненные художественные ра­ боты старшинами 1 статьи Захаровым, Антонгенковым, старшими матросами Ло­ севым, Садовенком заслуживают похвалы. Хорошо, например, выполнили художни­ ки монтаж на тему: «Союз нерушимый республик свободных». На Фоне Государ­ ственного Флага СССР вмонтирован Герб Советского Союза, здесь же размещены ше­ стнадцать гербов союзных республик и их флаги, удачно использованы снимки из «Иллюстрированной газеты». Так же кра­ сочно изготовлен стенд «Вооруженные Си­ лы на страже нашей Родины». Основу это­ го монтажа составляет щит. который вмонтирован на фоне знамен Советской Армии, Военно-Морского Флота и Авиации. В верхнем краю щита нарисован орден «Победы», а ниже написаны слова: «Да здравствуют и крепнут овеянные славой побед Советские Вооруженные Силы, стоя- шие на страже мира и безопасности нашей Родины». Воины-художники в своей работе широ­ ко использовали снимки из журналов, фо­ тографии, сделанные моряками корабля. Старший матрос Лосев, например, напи­ сал плакат «Зашита Отечества есть свя­ щенный долг каждого гражданина СССР». На его плакате во всем величии показаны доблестные воины Вооруженных Сил — солдат, матрос и летчик с боевыми знаме­ нами. Большое внимание в наглядной агита­ ции уделено боевой и политической подго­ товке, жизни корабля, его личному соста­ ву. Старшина 2 статьи Герасимов много помог корабельным художникам, чтобы полнее отобразить многогранную деятель­ ность. моряков. Здесь оформлены «Доска классных спе­ циалистов», «Доска отличных отделений». Нельзя не сказать о том, как была встречена воинами «Доска отличных отде­ лений». Ее появление было неожидан­ ным, а занесенные на нее воины еще больше подтянулись, каждый моряк гор­ дится тем, что служит у отличного коман­ дира. Сейчас на всем корабле разверну­ лась борьба за отличные отделения. В наглядной агитации широко практи­ куется выпуск Фотогазеты. Так. комму­ нист Герасимов и комсомолец Бармпн к ---------- О 300-летию воссоединения Украины с Рос­ сией выпустили специальную фотогазету, где были помешены фотоснимки воинов корабля всех национальностей добив­ шихся больших успехов в службе, (’п-ди них — о т ли ч н и к и боевой и политическом подготовки русский Камышев украинец Гребенченко. белорус Одннсц. молдаванин Лукиях. киргиз Муханбеков. коми Кутнн и многие другие. На корабле есть хороший спортивный коллектив. Его деятельность также отобра­ жена в наглядной агитации. г’тенд «Спортсмены корабля» рассказывает об успехах моряков в физической закалке. Здесь помешены грамоты, которыми на­ граждены воины за достижения в споите. Корабельные художники систематиче­ ски следят за наглядной агитацией, под­ бирают соответствующие для не* фото­ снимки, рисунки и регулярно обновляют ее. Здесь все сделано просто, а главное — отражает сегодняшний день. Недавно но поручению комсомольской организации агитатор проводил беседу о иод’еме сельского хозяйства в нашей стра­ не. В директивах XIX с'езда сказано, что к концу пятилетки валовой урожай зерна должен увеличиться на 40— 50 процентов. — Сколько же зерна получит страна в 1955 году? — задал вопрос один из ма­ тросов. Агитатор подошел к стенду, где на со­ ответствующей диаграмме показана при­ мерная цифра валового сбора зерна к кон­ цу пятилетки, и с помощью этой диаграм­ мы дал подробный ответ на вопрос. В другой раз агитатора спросили о том, сколько электроэнергии получит сельское хозяйство в результате выполнения пяти­ летнего плана. Где найти эту цифру? — А вы посмотрите в разделе электро­ энергии, — посоветовал агитатор. Витрины, стенды, монтажи, плакаты, изготовленные активистами по совету командира корабля, очень помогают агита­ торам. пропагандистам и всем воинам при изучении тем политических занятий. Наглядная агитация на этом корабле оперативно отражает жизнь личного со­ става, активно помогает воинам в учебе. Вот, например, стенд «Живи и учись по уставам». Здесь не только представлены материалы наглядной агитации но выпи­ саны отдельные выдержки пз уставов, которые должен знать каждый матрос. В Фотогазете систематически помещаются материалы об успехах воинов. Об отли­ чившихся в походе сразу же помещают материал в Фотогазете. Хорошая постановка наглядной агита­ ции об’ясняется во многом тем. что коман­ дир корабля, политработники уделяют это­ му большое внимание. Они делают все для того, чтобы максимально оказать помошь воинам в совершенствовании их боевого мастерства, повышении знании, в воспи­ тании высоких морально-боевых качеств. Б. МИХАЙЛОВ. По следам наших выступлений «ГАЗЕТЫ И Ж УРНАЛЫ ПОД ЗАМКОМ» 23 июля в нашей газете под таким за- п.ловком было опубликовано письмо в ре­ дакцию П. Полякова. В полученном редакцией ответе говорит­ ся, что это письмо обсуждалось на комсо­ мольском собрании. Участники его подвер­ гли резкой критике комсомольца Строева, которому было поручено вести подшивки газет и журналов, но он отнесся к этому делу несерьезно. В настоящее время подшивки газет и журналов ведутся регулярно и хранятся в комнате полптпросветработы. .«РУКОВОДЯТ ВООБЩЕ: Под таким заголовком в нашей газете 9 июля была опубликована корреспонден­ ция П. Солнышкина о -работе агитаторов подразделения. В полученном редакцией ответе сооб­ щается о принятых мерах пт> этой коррес­ понденции. Так, корреспонденция обсуж­ далась на заседании комсомольского бюро. Обновлен состав агитаторов подразделения, усилен контроль за их работой. Атомное оружие и противоатомная защита 3. Мы уже говорили, что взрыв атомно!: бомбы сопровождается одновременным дей­ ствием мощной ударной волны,*интенсив- ного светового излучения, проникающей радиацией и радиоактивным заражением местности. Коротко охарактеризовав сред­ ства и способы защиты от ударной волны, рассмотрим в настоящей статье физиче­ ские основы других поражающих факторов атомного взрыва и меры, которые во мно­ гом могут предотвратить их пагубные дей­ ствия на личный состав и боевую техни­ ку. При взрыве атомной бомбы в воздухе на образование светового излучения рас­ ходуется около одной трети энергии взры­ ва. По своей силе световое излучение значительно превосходит солнечное осве­ щение и может явиться причиной возгора­ ния, обугливания или плавления различ­ ных предметов, а также вызвать ожоги открытых частей человеческого тела и временную утрату зрения. В'момент атомного взрыва световое из­ лучение проявляется в виде ослепительной вспышки, которая видна на расстоянии Йолее ста километров. Вслед за вспышкой R районе взрыва наблюдается яркий ог­ ненный шар. По мере падения температу­ ры в области свечения мощность светово­ го излучения уменьшается и прекращает­ ся через 2— 3 секунды после начала взры­ ва. С окончанием свечения образуется клубящееся дымовое радиоактивное облако характерной грибовидной формы. Световое излучение длится всего не­ сколько секунд, п. несмотря на это, сила его воздействия на незащищенное челове­ ческое тело и различные предметы доволь- по значительна. Так, в Нагасаки было отмечено, что на черепице домов, отстоя­ щих от эпицентра взрыва на расстоянии примерно 1.200 метров, в результате воз­ действия высокой температуры появились характерные пузыри, говорящие о ее плавлении. Подобные пузыри в лабора­ торных исследованиях наблюдались па та ­ кой же черепице при воздействии на пес (Окончание. Начало см. газету за 5 и 7 августа). в течение 4 секунд температуры, равной 1 .800 градусов по Цельсию. Этот пример показывает, что наиболее уязвимыми местами сооружений и боевой техники будут являться легко воспламеня­ ющиеся или плавящиеся детали. Более всего подвержены возгоранию дерево, бу­ мага, текстиль и другие легковоспламеня­ ющиеся материалы. Металлы мало подвер­ жены воздействию светового излучения. Танки и орудия, например, как об этом в свое время сообщала американская печать после испытаний атомной бомбы в Бики­ ни, находящиеся на расстоянии до 500- 800 метров от центра взрыва, не получат сколько-нибудь значительных поврежде­ ний. Закрытые от прямого воздействия светового излучения поверхности не име­ ли. как правило, видимых признаков вли­ яния на них высоких температур. Это в значительной степени об’ясняется тем, что световое излучение, несмотря на высокую температуру, очень кратковременно. Крат­ ковременный характер излучения приво­ дит к тому, что предметы не успевают прогреться на большую глубину, что в сильной степени снижает опасность возго­ рания и облегчает организацию средств защиты. Можно твердо сказать, что любая пре­ града (стены, крутости и покрытия со­ оружений, броня и т . п.), защищающая от прямого действия света, полностью ис­ ключает ожоги. Обмундирование, конечно, на значительных расстояниях от взрыва, также является защитой от светового из­ лучения. Об этом, в частности, говорят такие факты. При атомных взрывах, произведенных американцами в японских городах Хиросима и Нагасаки, степень ожогов у людей зависела от характера одежды, ее цвета, толщины и даже от плотности прилегания к телу. Люди, оде­ тые в темную одежду, получали более сильные ожоги, чем люди, одетые в бе­ лую или других светлых тонов одежду. Были отмечены случаи, когда японские солдаты, одетые в форму цвета хаки, не получали ожогов тела, хотя и находились на расстоянии 1.500 метров от места взрыва. Как видно пз сказанного, прямое воз­ действие светового излучения не пред­ ставляет серьезной опасности для войск, находящихся в укрытиях. Более опасны пожары, возникающие в связи с излуче­ нием. Поэтому во всех случаях войска должны уметь бороться с огнем, при­ нимать меры противопожарной защиты. В качестве мер, предохраняющих открытые деревянные части от возгорания, следует применять обмазывание их глиной, из­ вестью или засыпку землей. Радиоактивные излучения, сопровож­ дающие взрыв, обладают способностью проникать через различные материалы, и в случае воздействия на человека в боль­ ших дозах могут привести к лучевой бо­ лезни. Доза излучения резко уменьшается по мере удаления от эпицентра взрыва. Клинические наблюдения за течением болезни у людей, пораженных в Хироси­ ма н Нагасаки проникающей радиацией, показали, что степень поражения иногда была различной даже в том случае, когда люди в момент взрыва находились на одинаковых расстояниях от эпицентра взрыва. Это говорит о том, что более вы­ носливые организмы менее подвержены лучевой болезни, вызываемой проникаю­ щей радиацией. В частности, значитель­ ная физическая закалка организма повы­ шает его устойчивость как по отношению к различным обычным видам заболевания, так и по отношению к лучевой болезни. После взрыва выпадают радиоактивные вещества, которые заражают местность вблизи от центра взрыва. Подобное же за­ ражение местности, но в меньшей степе- / и , наблюдается и по пути движения ды­ мового облака, образующегося при взрыве а относимого в сторону по ветру. Сильное заражение местности может на­ блюдаться при наземном взрыве, при взрыве же бомбы в воздухе это заражение много меньше п не представляет собой опасности для человека. Такими же поражающими действиями, как и радиоактивные вещества, выпадаю­ щие при атомном взрыве, обладают бое­ вые радиоактивные вещества, которые мо­ гут применяться для заражения местности и воздуха в виде жидкостей, порошков и дымов. Каким же образом можно защититься от действия проникающей радиации? Защита от проникающей радиации на близких расстояниях от места взрыва обеспечи­ вается укрытиями. Она основана на том, что радиоактивное излучение, проходя че- ДРЕквЕСИНД ,- . . * . f.'.'.i.. л-;»./-*•. • . ’ ® 1 . « ' '“ • I Г р у н п] З е т о н J iiSc/ч \ рез различные материалы, ослабляется в зтвисимости от плотности материала и от толщины его слоя. Так, напопмер. 14 сан­ тиметров грунта снижает дозу радиации вдвое, 6 сантиметров стали — в 5 раз. а 1 метр грунта или 60 сантиметров бетона — примерно в 100 раз. На рисунке пока­ заны толщины различных материалов, дающие примерно одинаковое ослабление дез проникающей радиации. Таким образом крутости траншей, по­ крытия и стены различных защитных сооружений резко ослабляют действие радиации. При устройстве подбрустверных ниш, блиндажей и убежищ их надо за­ глублять в грунт так, чтобы защитная толща над ними была не менее одного метра. Что касается действия проникаю­ щей радиации на боевую технику, то сле­ дует отметить, что под воздействием зна­ чительных доз радиации темнеют стекла оптических приборов. На остальные же материалы радиация никакого вредного воздействия не оказывает. Мы уже сказали, что взрыв атомной бомбы сопровождается выпаданием радио­ активных веществ, которые заражают воздух и местность. При воздушном взры­ ве радиоактивное заражение обычно незна­ чительно, и поэтому в район взрыва мож­ но войти через несколько минут после взрыва, не опасаясь поражения. Большему заражению подвергается местность при наземном и подземном взрывах. Смеши­ ваясь с землей, радиоактивные вещества довольно длительное время остаются опас­ ными для человека. То же самое можно наблюдать и при заражении местности' боевыми радиоактивными веществами, ко­ торые могут в виде жидкостей, порошков и дымов распыляться с самолета или за­ брасываться в зону действия войск спе­ циальными артиллерийскими снарядами. Попав на зараженную местность, чело­ век может подвергнуться действию радио­ активных излучений (облучению) и рз- дпоактивному заражению кожных покро­ вов тела. Возможно также попадание ра­ диоактивных веществ внутрь организма. Радиоактивные вещества, попавшие на ко­ жу и слизистые оболочки глаз, носа и рта п своевременно не удаленные, могут вы­ звать язвы и воспаления. При действии на зараженной местности (после взрыва бомбы или вследствие при­ менения БРВ) необходимо принимать осо­ бые меры защиты, предотвращающие по­ падание радиоактивных веществ на кожу и внутрь организма. Противогаз, напри­ мер, полностью защищает от попадания радиоактивных веществ внутрь организма через дыхательные пути, а также защи­ щает лицо и голову. Для защиты осталь­ ных частей тела применяются защитные накидки, костюмы, чулки (одеваемые на обувь) и перчатки. В случае отсутствия табельных средств могут быть использованы подручные ма­ териалы, такие, как ватно-марлевые по­ вязки на рот и нос, плащ-палатки для зашиты тела и мешковина, брезент и другие материалы для предохранения обу­ ви от заражения. В том случае, если до­ зиметрическими приборами (приборы, оп­ ределяющие наличие и степень радиоак­ тивного заражения) будет обнаружено ра ­ диоактивное заражение частей тела, об­ мундирования, оружия пли боевой техни­ ки, необходимо очистить обмундирование, а в некоторых случаях, при сильном за­ ражении. сменить его. пройти санитарную обработку, а оружие или боевую технику подвергнуть дезактивации. Санитарная об­ работка производится путем смывания ра­ диоактивных частиц с поверхности тела или, при недостатке воды, путем протира­ ния смоченными тампонами из ваты и марли. Дезактивация оружия или техни­ ки достигается удалением радиоактивных частиц с их поверхности путем протира­ ния паклей или ветошью, смоченными во­ дой. бензином или керосином. Тампоны должны меняться после каждой протирки. В целях защиты от проникновения ра­ диоактивных частиц нолезно закрывать оружие и технику чехлами из брезента илп подручными материалами. На зараженной местности нельзя сидеть и лежать, нельзя есть, пить и кутить. При необходимости действовать на зара­ женной местности лежа необходимо подло­ жить пол себя плащ-палатку, накидку, ветки, солому и другие подручные мате­ риалы. Говоря о мерах защиты, следует отдель­ но указать на такой важный фактор, как быстрота действия в условиях атомного нападения. Большое значение имеет свое­ временность занятия укпытий. Для этого заблаговременно устанавливается специ­ альный сигнал атомной тревоги. Этот сиг­ нал и порядок действия при нем должны быть об’явлены командирами и известны каждому. Однако ни в коем случае по сигналу атомной тревоги нельзя прекра­ щать выполнение боевой задачи. •ь -ft ☆ В данной статье делалась попытка дать читателю общую характеристику пора­ жающего действия атомного оружия, ко­ ротко рассмотреть средства и способы за­ щиты от ударной волны, светового излуче­ ния, проникающей радиации и радиоак­ тивного заражения местности. Повторяем, рассмотренные вопросы — только часть тех мер, которые входят в понятие проти­ воатомной защиты войск. Но и онп поз­ воляют сделать вывод, что войска, хорошо подготовленные к защите, могут успешно выполнять сноп боевые задачи. Профессор, донтор технических наук, лауреат Сталинской премии, генерал-майор инженерно-технической службы Б. ОЛИСОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz