На страже Заполярья. 1954 год. Август.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 7 августа 1954 г., № 186 (5028). Артиллеристы, выше боевую выучку J г ☆ Есть данные для стрельбы! Сигнал застал Ва-силля Мусейчука в к ^ р и к е . В это время после вахты ему положено было отдыхать. По привычке, выработанной годами, моряк выскочил на верхнюю палубу и только тут ясно по­ нял значение сигнала. По палубе стремительно бежали матро­ сы. Василин не мешкал и тоже побежал на боевой погт. Когда он поднялся на последнюю площадку, в лицо ударил силь­ ный ветер с дождем. «Опять заряд», — подумал воин, упрямо повернулся к вет­ ру* лицом и стал продвигаться к люку поста. «Видимость опять плохая. Как только определять дистанцию будем», — мельк­ нула мысль. В это время дверь в пост открылась, и старшина 1 статьи Ермо- люк протянул подчиненному р у к у , чтобы помочь ему подняться в дальномерныи пост. Мусейчук еще учащенно дышал после быстрого бега, а старшина уже командо­ вал: «Сделать выверку дальномеров». Прошло совсем немного времени, когда Мусейчук доложил, что дальномер к бою готов. Об этом же поступил доклад от старшины 2 статьи Сырова. Зажигается лампочка, звенит звонок. Быстро ловит цель визирщик старший матрос Бондарен­ ко. Но туман и слабая видимость значи­ тельно усложняют работу дальномерщи­ ков. — Трудно будет п рои зводи ть измере­ ния,— делится своими соображениями Му- ссйчук с Ермолюком. — Но надо, — за­ ключает он и. точно установив нужную дмштрпю. снова припал к окулярам. Дружно застучали педали, и данные о ди­ станции пошли в назначенный пост. — Хорошо д е й с т в у е т е , д а л ь н о м е р щ и к и ! — д о н о с и т с я го л о с к о м а н д и р а п о гв о м к о - roF opH in efi с в я з и . И действительно, хорошо справляются со своим делом дальномерщики и визир- щиви боевого поста. В тумане, в услови­ ях плохой видимости, они хорошо выпол­ няют обязанности. Однажды в погожий солнечный день, когда берег был затянут дымкой, кораб­ лю предстояло выполнить стрельбу. Ори­ ентир-маяк на берегу был едва виден в визиры и дальномеры. Подчас туман скрывал его совсем. Командир подразделе­ ния несколько раз запрашивал дальномер­ щиков, как они видят цель. Ему точно докладывали обстановку. Дальномерщики знают, что в боевой обстановке им никто he преподнесет идеальных условий для замеров. Раздался сигнал. Поступило целеуказа­ ние. Старшина 2 статьи Мусейчук. не то­ ропясь, но укладываясь в нормативы, напряжением подводит ромбик под цель. Так же четко работает Сыров. Твердо лежит на рукоятке рука визир- щика Бондаренко. Цель ни на секунду не выходит из перекрестия нитей. Наводчи­ ки старшин матрос Разночинцев и матрос Ермаков обеспечивают точность наводки. Данные цели выработаны. Залп. Другой. Куда-то в даль, недося­ гаемую для оптики, уносятся снаряды. Вводятся корректуры, и опять гремят залпы, а дальномерщики попрежнему нютрывно держат цель. Поступила коман­ да: — Дробь! Стрельба выполнена образцово. Моряки (удовлетворены тем, что задачу хотя и с большим напряжением сил, но выполнили успешно. Да иначе и быть не может. Ведь они все комсомольцы. Старшины 2 статьи Мусейчук и Сыров хорошо определяют дистанцию. По точно­ сти данных они постоянно соперничают с радиометристами. Это достигнуто путем усиленных тре­ нировок. Три раза в день по 20— 25 ми­ нут заниматься измерением дистанция вошло в привычку личного состава бое­ вого поста. Повседневно отрабатывается взаимозаменяемость. Старший матрос Разночинцев, трудолюбивый и заботливый моряк, всегда содержит технику в чи­ стоте. В посту не было случая, чтобы вы­ ходил из строя тот или иной механизм, прибор. В точности и быстроте измерений Разночинцев начинает соперничать со своим .учителем Мусейчуком. Успехи под­ чиненного оадуют старшину. В повседневной учебе совершенствуют свое мастерство подчиненные старшины 2 статьи Сырова. Командно отметил мо­ ряков поста. В базу моряки возвращаются доволь­ ные — в походе они хорошо потруди­ лись. П каждый думал:, значит надо еще настойчивее изучать технику, больше тре­ нироваться на боевом посту, чтобы всегда с честью выполнять свои почетные обя­ занности. В. ВАСИЛЬЕВ. А запасных частей на посту нет Команда «К орудиям и приборам!». Ма­ тросы быстро занимают свои места. По вводной «По группе самолетов противни­ ка... ориентир...» четко и уверенно дейст­ вуют номера расчетов. Чувствуется сла­ женная работа всего личного состава. На одном из орудий поступила вводная «Нет выстрела». Нерешительно действо­ вал по ней заряжающий матрос Котов. О том, что нет выстрела, он не доложил комаширу и длительное время отсчета не производил. Орудие прекратило огонь. Только спустя две минуты Котов доло­ жил: «Отсчет произведен, выстрела нр последовало». Когда артиллеристу поста­ вили другое условие «Нет накола», он до­ ложил, что сломана боевая пружина, но замены не произвел. В чем причина? Почему матрос Котов действовал условно? Дело в том,' что в обучении воинов еще допускается упро­ щенчество. Матрос Котов, способный, дис­ циплинированный воин, но тренировок, требующих выполнения сложных вводных, с ним проводилось мало. Образцово выполнял обязанности заря­ жающий матрос Акулов. По вводной «Сло­ мана боевая пружина» он быстро стал за­ менять деталь. Но и здесь — условность. С той же «сломанной» пружиной он под­ бежал к месту, где должна быть запас­ ная, но запасных пружин не оказалось. По вводной «Ранен в ногу... номер» командир орудия младший сержант Ефи­ мов быстро принимает решение — другому номеру заменить выбывшего из строя. Ос­ талось оказать «раненому» помощь. Но и здесь опять условность. Боевые санитары не подготовили медикаментов. Тяжело раненого в ногу вынесли из орудийного дворика на плече. Носилок у санитаров не нашлось. Большинство личного состава на про­ шедшем занятии действовало четко, сла­ женно и уверенно. Чувствовалось, что личный состав способен выполнить задачу с высокой оценкой. Но вот беззаботное от­ ношение к обеспечению боевых постов за­ пасными частями приучает личный состав к условностям н упрощенчеству в боевой подготовке. » Лейтенант П. ПОЛЫСАЕВ. f n s r т ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ НА НИЗКОМ ИДЕЙНОМ уровне Р асчет зенитного автомата старшины 2 статьи Виктора Самсонова — передовой на корабле. Не о стан авли ваясь на достигнутом, подчиненные старшины настой­ чиво совершенствуют боевое мастерство. Все практические задачи расчет выпол­ няет успешно. НА СНИМКЕ : специалист второго класса старш ина 2 статьи Виктор Сам­ сонов (справа) и матрос Роман Муц на тренировке. Фото И. Никншова. В любой момент быть готовымк бою Благоприятная погода выдалась в день тренировок. На огневой позиции с раннего утра оживленно. Всюду раздаются короткие команды и приказания команди­ ров орудий, четкие доклады подчиненных оо их исполнении. На орудиях в послед­ ний раз проверяются слаженность расче­ та. работа и выверка механизмов, подго­ тавливаются снаряды. Личному составу подразделения пред­ стояло выполнить учебную артиллерий­ скую стрельбу. Хорошо потрудились наши зенитчики, готовясь к выполнению зада­ чи. Целыми днями они упорно и кропот­ ливо отрабатывали практические приемы, а наиболее трудные из них, требующие особенной быстроты и большой выносли­ вости, проделывались но нескольку раз. Долгожданное время настало. Команди­ ры орудий в последний раз раз’яснили подчиненным условия стрельбы, а также результаты, которых необходимо добиться, чтобы получить отличную оценку. — Цель на курсе! — доложил развед­ чик на командный пункт. Воины быстро, без суеты заняли своп места. Следует команда. Наводчики приникли к прицелам. Вот с одного орудия слышит­ ся доклад о поимке цели. Это сообщают отличники боевой и политической подго­ товки старший матрос Букалов и матроз Лскарев. Они раньше всех обнаружили цель и отлично справились со своими по­ следующими обязанностями. — Огонь! — раздается команда. Гремят залпы. Снаряды пошли точно в цель. Командир высоко оценил действия воинов, этого дружного расчета. Зенитчики усердно выполняют свой воинский долг. Старший матрос Букалов и матрос Лекарев за образцовую службу и отличное знание материальной части, а также за успехи, достигнутые в полити­ ческой подготовке, неоднократно поощря­ лись. Портреты передовых воинов поме­ щены на Доску отличников подразделе­ ния. Хороших результатов при выполнении стрельбы добились расчеты, которыми командуют сержанты Буткус и Ковалев. Задача, поставленная перед личным со­ ставом, выполнена успешно. Командиры орудийных расчетов после практических тренировок всесторонне ра­ зобрали действия подчиненных на боевом посту, призвали их еще кропотливее со­ вершенствовать свое мастерство, чтобы в любой момент быть готовым к бою. Старший матрос Ю. AHTOCEHKQB. Ц е л ь п о р а ж е н а Моросил дождь. Успех выполнения артиллерий­ ской задачи во многом за­ висел от того, как будут действовать наводчпгм. Расчет младшего сер­ жанта Зарубина всегда проводил стрельбы успеш­ но. Командир подразделе­ ния уверен и сейчас, что личный состав этого поста справится со своими обя­ занностями. Однако коман­ дир орудия волнуется: по­ года неблагоприятная. Но наводчик не подведет! За­ рубин уверен в этом. Он дает последние указания. еще раз напоминает матро­ сам о недостатках прошед­ ших стрельб. Поступает команда. Рас­ чет быстро занимает свои места и ждет дальнейших приказаний. Показывается цель. — Огонь! — командует офицер, и залпы следуют один за другим. Особенно хорошо действует наводчик старший матрос Ляшок. Он приник к окулярам прибо­ ра и уверенно наводит ору­ дие на цель. От сильного напряжения слезятся гла­ за, но наводчик продолжа­ ет работать быстро и без­ ошибочно. Цель попадает в перекрестие нитей прибо­ ра. Опять команда: — Огонь!... Цель поражена. После стрельбы состоя­ лось комсомольское собра­ ние. Позднее командир отме­ тил успехи расчета Зару­ бина и особенно наводчика Ляшок. За отличное вы­ полнение задачи офицер об'явпл благодарность все­ му личному составу. Сержант Л. КОСТЮЧЕНКО. Важную тюль в повышении коммуни­ стической сознательности советских вои­ нов, в воспитании у них высоких мо­ ральных и боевых качеств, необходимых для победы над врагом, играют политиче­ ские занятия. Но политические занятия только тогда становятся средством ук ­ репления боеготовности частей и подраз­ делений, когда они проводятся на высо­ ком идейном уровне. У нас имеется немало пропагандистов, которые вдумчиво и творчески подходят к подготовке и проведению политических занятий. Пример заботливого отношения к политическому воспитанию воинов по­ казывают пропагандисты Чигир, Марчен­ ко», Шевцов и др. Вместе с том надо признать, что формализм и начетничрство еще не изжиты до конца в политическом воспитании воинов. Об этом свидетельст­ вуют Факты. Недаюно в группе, где про­ пагандистом младший лейтенант Погреб­ ных. начали изучение темы «Советский Союз — оплот мира, демократии и социа­ лизма». Перед началом рассказа но теме руководитель дал возможность матросам записать вопросы для подготовки к бе­ седе и назвал литературу в помощь слу­ шателям. Затем он приступил к изложе­ нию первого вопроса. Уверенности, с ко­ торой Погребных начал рассказ, хватило ненадолго. Наспех, небрежно написанный конспект не мог. разумеется, служить хорошим подспорьем. Поэтому «преду­ смотрительный» пропагандист рядом с конспектом положил раскрытый учебник. Собственно, это не имело существенного значения. Ведь конспект все равно был почти дословно переписан с учебника. Чтение книги время от времени прорыва­ лось комментариями руководителя: один таз он довольно путано раз’яснил сущ ­ ность основных экономических законов социализма и капитализма, другой раз — попытался раскрыть характер внутрен­ них противоречий в лагере империализма. По просьбе одного слупителя показать Индо-Китай пропагандист торопливо очертил указкой замысловатую фигуру на карте вокруг... Игпгл. Бирмы и Паки­ стана. Говоря о .чтмл-юбноон внешней политике Советского Союза, тов. Погреб­ ных не подобрал ярких убедительных примеров к своему рассказу. За 20 минут до конца за чяти и руково­ дитель, очевидно, решил, что «теории» на сегодня хватит (правда, два последних вопроса так и остались неразобранными), и приступил к «увязыванию» темы с так называемыми местными примерами. Де­ ле;» он это путем постановки вопросов: — Кто у нас вчера был в увольне­ нии?.. — Ну. как погуляли, хорошо? Никто замечаний не имел?... В увольнении оказывается были многие, а вот погуляли неважно: комендантский патпуль «помешал». Часть, в которой служит тов. Погреб­ ных. живет полнокровной напряженной жизнью, решает ответственные задачи. ----------О Личный состав самоотверженно трудится на своих постах, бдительно несет вахту. Б части есть отличники боевой и полити­ ческой подготовки, классные специали­ ст ы. в их числе старшие матросы Пуза­ нов. Погоний, Ипатов, сержанты Юрчен­ ко. Гончаров и др. Но. к сожалению, в рассказе пропагандиста об этом не было сказано ни слова. Рассказ оказался отор­ ванным не только от жизни подразделе­ ния, но и от жизни страны, так как учебник, которым в основном пользовался тов. Погребных, подписан к печатп еще в декабре п р о ш л о г о года. Почему офицер так плохо провел за­ нятие? Одной из п р и ч и н низкого идейного уровня проведенных занятий является неподготовленность пропагандиста, его плдежды на «авось»,* на свой «старый багаж». Как бы ни была хороша омцая и спе­ циальная подготовка руководителя поли­ тических занятий, это не освобождает его от необходимости основательно гото­ виться к каждому занятию. П. К. Круп­ ская в воспоминаниях о В. И. Ленине рассказывает: «Несмотря на то. что Ленин обладал громадными знаниями, что у него был обширный опыт, как у про­ пагандиста... он к каждому выступлению, к каждому докладу, к каждой лекции тщательно готовился». Успех в работе руководителя группы, высокий идейный уровень политических занятий зависят от постояпной. вдумчи­ вой самостоятельной политической учебы пропагандиста. А тов. Погребных оэ этом, видимо, забыл. Всестороннюю теоретическую и методи­ ческую помощь руководителям по­ литзанятий должны оказывать постоянно действующие семинары. Однако семина­ ры в этой части провотятся нерегулярно, ог случая к случаю. Руководитель семи­ нара — политработник части об’ясняет та ­ кое положение недостатком времени. Ар­ гументация, мягко выражаясь, несерьез­ ная. Партийная и комсомольская организа­ ции также недостаточно помогают комму­ нистам и комсомольцам — руководителям групп в подготовке их к занятиям. не осуществляют систематического контроля за их шейно-теоретичеоким ростом. В части не ведется решительной борьбы за то, чтобы политические занятия посе­ щали все воины. Не случайно, на одном из занятий в группе, которой руководил коммунист Рубах, отсутствовало 9 слуша­ телей и 9 опоздали к началу занятии. Перед воинами флота поставлена задача — неустанно повышать бдительность и боевую готовность. Выполнение этой зада­ чи немыслимо без высокой политической сознательности советских воинов. Необхо­ димо, чтобы каждый пропагандист выпол­ нял своп почетные обязанности добросо­ вестно, с душой. А. ИВАНОВ. По следам наших выступлений «НАВЕСТИ ПОРЯДОК В СТОЛОВОЙ» Так называлось письмо в редакцию ма­ троса Д. Мизарева, опубликованное в на­ шей газете 13 июля. Заместитель командира по политчасти сообщил редакции о принятых мерах по этому письму. В частности, проведено со­ вещание работников пподппщеблока по улучшению работы столовой. Суточный наряд тщательно инструктируется. «ВРЕМ Я НЕ ЖДЕТ» В Лг 130 нашей газеты под таким за­ головком было опубликовано письмо в редакцию младшего сержанта А. Полосен- ко. В письме указывалось, что ввиду несерьезного отношения к ремонту башен­ ного крана, последний бездействует, и все трудоемкие работы приходится выполнять вручную. Редакцией получен ответ, в котором сообщается, что башенный кран отремон­ тирован и в настоящее время работает на об’ектах. На главного механика Голоща­ пова наложено взыскание. Атомное оружие и противоатомная защита Противоатомная защита войск пред­ ставляет собой довольно сложную систему и не ограничивается лишь мероприятиями по возведению различных сооружений для непосредственной защиты людей и техни­ ки от действия атомного оружия. Наша страна и ее Вооруженные Силы располага­ ют целой системой мер. существо которых заключается в том, чтобы возможно более надежно оградить население, а также войска от внезапного атомного нападения, дать в случае необходимости возможность армии и флоту успешно решать боевые задачи по разгрому агрессора. Однако мы не станем останавливаться на всех вопросах противоатомной защиты, да это и не входит в нашу задачу. Отме­ тим только, что современное состояние противоатомной защиты (сочетание всех мер и средств) позволяет достаточно на­ дежно обеспечить войска от нападения, а при необходимости защитить их от воз­ действия атомного оружия. Пменно вторая сторона вопроса и будет являться предме­ том нашего рассмотрения. Прежде всего рассмотрим вопрос о за­ щите' войск от действия ударной волны. Известно, что на образование ударной вол­ ны расходуется около половины общей энергии взрыва. Отсюда вытекает, что воздушная ударная волна является наибо­ лее мощным поражающим фактором атом­ ной бомбы. Чтобы лучше уяснить действие ударной волны на предметы и об’екты. кратко рассмотрим физическое явление ударной волны. Подобно ударной волне, образующейся при взрыве обычных взрывчатых веществ, ударная волна атомного взрыва представ­ ляет собой область сильно сжатого воз­ духа. Сжатие, передаваясь от одного слоя воздуха к другому, быстро распростра­ няется в атмосфере. Скорость распростра­ нения передней границы — фронта удар­ ной волны превышает скорость звука и для бомб среднего калибра на расстояниях 0 .5— 1 км от места взрыва равна 500—■ 1 .000 метрам в секунду. По мере удале­ ния от места взрыва скорость фронта па- Продолжение. Н ачало см. в номере за 5 августа. дает и на дистанциях 15 — 16 километ­ ров уменьшается до скорости звука — 340 метров в секунду. С этого момента ударная волна вырождается в звуковую и воспринимается как отдаленный раскат грома. Частицы воздуха, находящиеся внутри сжатой области, т. е. в ударной волне, также перемещаются в направлении от центра взрыва. Перемещение частиц воз­ духа вблизи от места взрыва восприни­ мается как сильнейшее ветровое давле­ ние и носит название скоростного напора. Перед фронтом ударной волны, в невоз­ мущенной атмосфере, давление равно ат­ мосферному. На фронте давление резко, скачкообразно увеличивается и достигает наибольшей величины. За фронтом волны давление постепенно уменьшается, дохо­ дит до атмосферного, а затем становится и меньше атмосферного. Область, в которой давление меньше атмосферного, называет­ ся зоной разрежения или отсосом. В зоне отсоса частицы воздуха движутся к цент­ ру взрыва. Сооружения, на которые воздействует ударная волна, могут попасть или в зону падающей сверху волны (смотри рисунок «а»), если они находятся вблизи от ме­ ста взрыва атомной бомбы в воздухе, или в зону скользящей по земле волны (смо­ три рисунок «б»), если они находятся далеко от центра взрыва. При взрыве атомной бомбы на земле по всей поверх­ ности земли распространяется скользящая * ударная волна (смотри рисунок «в»). Если на сооружение падает волна сверху, сооружение испытывает особо сильное воздействие, так как оно попада­ ет в зону сильно сжатого воздуха, кото­ рый сжимает его со всех сторон и. кроме того, на кровлю действует скоростной на­ пор движущихся сверху частиц воздуха. Такую же двойную нагрузку от давления сжатого воздуха и скоростного напора ис­ пытывает передняя стена всякого соору­ жения в зоне скользящей волны. Сооружение, заглубленное в землю даже на небольшую глубину, испытывает зна­ чительно меньшее давление, чем сооруже­ ние, возвышающееся над поверхностью земли. Этим, в частности, и об’ясняется то обстоятельство, что щели и котлованные убежища, построенные населением городов Хиросима и Нагасаки для защиты от обычных авиационных бомб, при атомных взрывах оказались сравнительно^ устой­ чивыми и под действием ударной волны. На покрытие заглубленного сооружения при скользящей волне (смотри рисунок «г») действует только давление сжатого воздуха, давление же скоростного напора отсутствует. Грунт под влиянием действия ударной волны обжимается и уменьшает стности. Хорошими защитными свойства­ ми обладают, например, лесные массивы, овраги, канавы и обратные скаты высот. Егячески следует использовать для защи­ ты как техники, так и людей экранирую­ щее действие предметов. В Нагасаки, на­ пример, благодаря экранирующему дейст­ вию холмов здания, расположенные на их обратных скатах, пострадали значительно меньше, чем. скажем, здания, находящие­ ся на открытой местности. Что касается человека, то и на откры­ той местности он может всегда найти предмет защитного свойства, скажем, ка­ наву пли воронку. Если и этого нет, следует просто лечь на землю лицом вниз, / \ / фроит уаарнои к Волны ф р о н т уд ар но й Волны Давление сжатого / Давление (б* Скоростного н а п о р а передаваемое давление. Боковое давление на стены малозаглубленных сооружений составляет примерно одну треть от дав­ ления воздуха на поверхности земли. По мере увеличения заглубления соору­ жения давление постепенно все больше и больше ослабевается прунтом. Практиче­ ский вывод из всего этого следует один: зашита от действия ударной волны обге- печивается окопами, траншеями, ходами сообщения, нишами, блиндажами. убе­ жищами и различными укрытиями для ботвой техники. Конечно, земляные рабо­ ты требуют от войск и больших сил и много времени и часто не могут быть вы­ полнены в некоторых условиях боевой об­ становки. В таких случаях следует всяче­ ски использовать защитные свойства ме­ нсгами в сторону взрыва. Установлено, что человек, подвергшийся действию дав­ ления в 0,4 атмосферы, не утрачивает боеспособности, однако, стоя на открытой местности, он может быть брошен скорост­ ным напором п получит ранение при ударе о землю или какие-либо другие окружающие предметы. Прп^ положении лежа человек представляет собой преграду на пути движения ударной волны в пять раз меньшую, чем стоя. Поэтому^ лежать на земле при действии ударной волны значительно безопасней, чем стоять. Дви­ дев вспышку взрыва, можно успеть лечь на землю или, если поблизости есть убе­ жище, скрыться в него, так как ударная волна проходит путь от мрста взрыва до дистанции в 1 .000 метров примерно в две секунды, а до дистанции в 2 .000 метров — в пять секунд. Этого времени доста­ точно для принятия мер защиты. При организации мер защиты войск от действия ударной волны необходимо иметь в виду н такое обстоятельство: не следует без надобности располагать их открыто в населенных пунктах, так как ударная волна оказывает на людей не только пря­ мое воздействие, но и косвенное. Люди мо­ гут получить серьезные ранения от облом­ ков разрушаемых зданий и сооружений. Так, при взрыве атомных бомб над японскими городами прямое воздействие ударной волны не являлось основной при­ чиной гибели и ранения людей. Основную роль играло косвенное воздействие удар­ ной волны. Оно и приводило к поражению людей на значительных расстояниях. От­ мечены случаи ранения людей обломками зданий на расстоянии до 3 .200 метров от эпицентра взрыва в Хиросима и до 3 .700 метров в Нагасаки, хотя тяжелые ранения по той же причине имели место только на расстоянии 2 .000 метров. И, наоборот, прямое действие ударной волны не причи­ няло людям вреда и на меньших расстоя­ ниях от эпицентра взрыва. В Хиросима, например, люди, находившиеся на дамбе на расстоянии 800 метров от эпицентра, были только сброшены в воду. В качестве укрытий для войск в горо­ дах и в населенных пунктах следует ис­ пользовать подвальные помещения с креп­ кими железобетонными или сводчатыми перекрытиями. Как показал опыт войны, подвальные помещения обладают большей стойкостью и не разрушаются в то время, когда разрушаются сами здания. Повы­ шенная стойкость подвалов об’ясняется тем, что вышестоящие части здания хотя и разрушаются при взрыве, по защищают покрытия подвала от непосредственного действия ударной волны. При расположе­ нии в населенных пунктах войска всегда должны иметь широкие пути эвакуации из возможных зон завалов и пожаров. Для личного состава кораблей Военно- Морского Флота в качестве укрытий дол­ жны использоваться внутренние помеще­ ния. Из кораблей, лучше других выдержи­ вающих давления, которые создает удар­ ная волна при воздушном взрыве атомной Г’омбы. следует признать подводную лодку. Это об’ясняется тем. что корпус подводной лодки рассчитан на значительные давле­ ния и сама лодка имеет небольшие разме­ ры и специфическую форму. Одна из та ­ ких лодок при испытании американцами атомной бомбы в Бикини находилась в надводном положении на расстоянии 450 метров от эпицентра взрыва (ближе всех других кораблей) и не получила сильных повреждений корпуса, механизмов и обо­ рудования. Итак, ударная волна является основным поражающим фактором атомного взрыва. Приведенные нами примеры, однако, гово­ рят, что при должной подготовке войск и умелом использовании мер защиты можно намного уменьшить или совсем ликвиди­ ровать воздействие ударной полны на людей и технику. Для повышения защи­ ты как от ударной волны, так п от дру­ гих поражающих факторов атомного взры­ ва рекомендуется отдельные участки траншей и ходов сообщения, в которых находятся войска, перекрывать сверху жердями пли бревнами, а крутости кре­ пить жердями, досками или хворостом. Еще большая степень защиты дости­ гается в том случае, если оба входа в крытую траншею закрыть щитами. Щиты должны располагаться в смежных фасах траншей, за поворотами, с тем чтобы обломки щитов при разрушении их удар­ ной волной не поранили людей, находя­ щихся в траншее. В подбрустверных блин­ дажах и убежищах особое внимание следу­ ет уделить прочности покрьггпя. так как действие на них ударной волны значи­ тельно сильнее, чем боковое давление на стены, передаваемое через грунт. Таковы вкратце те наиболее доступ­ ные меры, которыми доджны пользовать­ ся войска, чтобы сохранить личный состав и технику от поражающего действия удар­ ной волны, а значит и способность к ак­ тивным и решительным действиям по раз­ грому врага. Обучаясь мерам защиты от поражающе­ го действия атомного оружия, наши вои­ ны не должны забывать при этом о том, °то в любых условиях, тем более в усло­ виях применения атомного оружия, победа будет на стороне того, кто действует ак­ тивно. решительно, кто, не взирая ни на какие трудности п опасности, стремится с честью выполнить боевую задачу п разгро­ мить врага. Профессор, доктор технических наук, пауреат Сталинской премии, . генерал-майор инженерно- >технической службы Б. 0ЛИС0В.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz