На страже Заполярья. 1954 год. Август.

о <2 ясгмо? Сшшкж.ую Родину! НЯ СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ Nb 186 (5028 ). Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о Повышать у комсомольцев личную ответственность за боевую готовность флота Флотский комсомол — большая сила в борьбе за дальнейшее повышение боевой готовности кораблей и частей, за нпвые успехи в овладении современной техникой и оружием, за укрепление воинской дис­ циплины. Комсомольцы являются надеж­ ной опооой командира в обучении и вос­ питании моряков, они личным примером вдохновляют сослуживцев на самоотвержен­ ное выполнение долга перед социалисти­ ческой Родиной. II это вполне понятно. Ведь принадлежность к Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи ко многому обязывает воина. Любимый и талантливый поэт нашей страны В. В. Маяковский, обращаясь к мо­ лодежи, писал: Если тебе — комсомолец имя, — имя крепи делами своими. Моряк-комсомолец — это пламенный патриот социалистической Отчизны, пере­ довой. дисциплинированный воин, безу­ пречно выполняющий свои служебные обязанности, отлично знающий современ­ ную боевую технику и оружие, обладаю­ щий высокими мопально-ооевыми качест­ вами. Для члена ВЛКСМ не существует никаких преград па п у т и к пели. Вся его жизнь. дела и поступки подчинены инте­ ресам любимой Родины, народу, уверенно ижшему к сияющим вершинам коммуниз­ ма. Благородная идея вооруженной защиты первого в мире государства раоочих и крестьян, любовь к Родине вдохновляют комсомольца на новые успехи в учебе и службе, удесятеряют его силы в борьбе за повышение боевой готовности корабля и погразделения. Изо дня в день повышать у членов ВЛКСМ чувство личной ответственности за защиту социалистической Отчизны — важнейшая задача комсомольс-шх органи­ зации флота. Для этого необходимо, преж­ де всего, добиться, чтобы все без исклю­ чения комсомольцы являли собой образец самоотверженного выполнения воинского долга перед Родиной, хорошо знали свое оружие и боевую технику, умели использо­ вать это оружие в самой сложной и труд­ ной обстановке, чтобы комсомольцы слу­ жили примером строжайшего соблюдения требований Военной присяги, уставов, ин­ струкций и наставлений. Разумеется, ре­ шить эту задачу можно лишь на основе всемерного улучшения внутрикомсомоль- ской работы и всех форм воспитания мо­ лодежи. на основе широкого распростране­ ния опыта отличников и классных спе­ циалистов, на основе повышения требова­ тельности к каждому комсомольцу. На флоте есть немало комсомольских организаций, которые с помощью полит- органов и партийных организаций повсе­ дневно прививают молодежи высокое чув­ ство личной ответственности за защиту Родины, за высокую боевую готовность флота. Взять хотя бы. к примеру, комсо­ мольскую организацию подразделения, в котором служит матрос Мизарев. Здесь активисты постоянпо напоминают членам ВЛКСМ об их долге перед Родиной, широ­ ко раз’ясняют требования Военной п р и с я ­ г и и уставов, обязанности граждан СС€Р. записанные в Советской Конституции. Ак­ тивисты настойчиво борются за пример­ ность комсомольцев в учебе и службе. Одно время комсомолец Герасимов нару­ шал дисциплину, отставал на политзаня­ тиях. Членам бюро это было далеко нг безразлично. Они решили помочь воину стать на правильный путь. На одном из собраний комсомольцы указали Герасимо­ ву на его промахи. О нерадивом отноше­ нии моряка к выполнению своих обязан­ ностей была написана заметка в стенгазе­ ту. После с ним не раз беседовали активи­ сты о его личной ответственности за по­ вышение боеготовности подразделения. Кропотливая индивидуальная работа возы­ мела свое действие. Ныне комсомолец Ге­ расимов безупречно выполняет свой воин­ ский долг. Для повышения у комсомольцев чувст­ ва личной ответственности за высокую O oobjvio готовность родного флота необхо­ димо использовать все Формы агитацион­ но-массовой работы. Молодежные вечера, встречи с Героями Советского Союза, лек­ ции, доклады, беседы об успехах совет­ ского народа в строительстве коммуниз­ ма, о подвигах воинов в годы Великой Отечественной войны, обсуждение худо­ жественных произведений и кинофильмов помогут повысить сознательность воинов, укрепить и развить у них чувство гор­ дости за свою любимую Ратину. Комсо­ мольским активистам следует чаще рас­ сказывать молодежи о происках поджига­ телей войны, напоминать им о необходи­ мости держать свое опужие в постоянной боевой готовности. К сожалению, живой, активной воспи­ тательной работе ряд комсомольских орга­ низаций кораблей и подразделений не уделяет достаточного внимания. Только этим и можно об’яснить, что у н ас ‘до сих пор есть комсомольцы, нарушающие воин­ скую дисциплину, проявляющие пассив­ ность в изучении современной боевой тех­ ники и оружия. TaiKoe положение наблю­ дается, в частности, в комсомольской ор­ ганизации, где секретарем бюро ВЛКСМ сержант Полуэктов. Здесь внутрикомсо- мольская работа стоит на низком уровне, решения собраний не выполняются, бюро оперативно не реагирует на проступка комсомольцев, снизило к ним требователь­ ность. Не случайно в этом подразделении у некоторых комсомольцев слабо развито чувс тво личной ответственности за боего­ товность части. С подобным положение?! мириться нельзя. Активистам надо реши­ тельно перестроить свою работу в свете требований XII с ’езда ВЛКСМ. Членам бюро следует чаще напоминать комсомольцам, что Устав ВЛКСМ требует от них добросовестно «изучать военное дело, быть беззаветно преданным великой социа­ листической Родине и быть готовым отдать для нее все свои силы, а если понадобит­ ся. — жизнь». Однако активисты ряда кораблей и подразделений забывают об этом. Они. если и беседуют с ком­ сомольцами, то больше говорят о задачах, да и то общими словами, что, безусловно. п| иноеит мало пользы. А почему бы не поговорить с членами ВЛКСМ о том, как они понимают своп обязанности, как вы ­ полняют их, что им мешает в учебе и служ­ бе. Тогда активистам станет многое яс­ ным, они смогут во-время придти на по­ мощь тому или иному воину. Используя разнообразные формы агита­ ционно-массовой и внутрисоюзной рабо-_ ты . комсомольские организации кораблей и подразделении будут неустанно воспи­ тывать молодежь в духе беспредельной преданности Коммунистической партии и Советскому правительству, развивать у зюряков высокое и благородное чувство личной ответственности за защиту социа­ листической Родины, их постоянную го­ товность к отпору любому агрессору. В Совете Министров СССР Об отмене приказов Советской Военной Администрации и Советской Контрольной Комиссии в Германии В связи с установлением Советским Союзом с Германской Демократической Республикой таких же отношений, как я с другими суверенными государствами, и в соответствии с имевшим место в пос­ леднее время обменом мнениями между Правительством СССР и Правительством ГДР по этчиьу вопросу. Советское прави­ тельство приняло решение отменить все приказы и Баспоряжения. которые были изданы Советской Военной Администра­ цией и Советской Контрольной Комисси­ ей в Германии с 1945 года по 1953 год по вопросам, касающимся политической, экономической и культурной жизни Гер­ манской Демократической Республики. При этом Советское правительство при­ нимает к сведению заявление правитель­ ства ГДР о том, что Германская Демокра­ тическая Республика будет придерживать­ ся обязательств, вытекающих для нее из четырехсторонних соглашений относи­ тельно развития Германии по мирному и демократическому пути. Перевозки зерна нового урожая Массовые перевозки зерна осуществля­ ют сейчас Юго-Восточная. Одесско-Киши­ невская. Северо-Кавказская, Орджонпкид- зевская магистрали. Дороги .успешно справляются с погрузкой и транспорти­ ровкой. Слаженно Баботают все службы. «Новой техникой пополнились железнодо­ рожные станции' и пункты Заготзерно. На многих из них имеются электрические краны, транспортеры, скреперы, механи­ ческие лопаты для погрузки и выгрузки зерна. Железнодорожникам предстоит в бли­ жайшее время перевозить хлеб нового уро­ жая из районов освоения целинных и за­ лежных земель. На Южно-Уральской, Омской Карагандинской. Томской. Орен­ бургской и Туркестано-Сибирской дорогах в августе перевозки значительно возра­ стут. Заканчивается подготовка к приему первого (урожая из районов освоения но­ вых земель на станциях железнодорож­ ных линий Урала и Сибири. Здесь раз­ вернуто строительство складов и пунктов приема хлеба. В этом году в несколько ваз по сравне­ нию с прошлым годом увеличивается ко­ личество кольцевых хлебных маршрутов is крупные пункты выгрузки. Это позво­ лит сэкономить много времени. В районы освоения целинных п залежных земель направляется много вагонов, что даст возможность полностью обеспечить по­ требность станций в подвижном составе. На всех железных дорогах страны раз­ вернулось соревнование за образцовую перевозку зерна нового (урожая. (ТАСС). • Товарищи строители! Умело организуйте свой труд, боритесь за выполнение и перевыполнение производственных планов Бригадир — организатор труда ! ТРУД О РУССКИХ ПОЛЯРНЫХ МОРЕХОДАХ ЛЕНИНГРАД, G августа. (ТАСС). Арк- тический научно-исслсдовательскии инсти­ тут предпринял выпуск трудов ио истории и освоению Северного морского пути. Сей­ час завершена подготовка к печати перво­ го тома. Он охватывает период с начала XVII века до середины XIX столетия. В архивах Москвы, Ленинграда. Архангель­ ска и других городов страны научные со­ трудники института выявили много доку­ ментов, в том числе не публиковавшихся. Они расширяют наши сведения по исто­ рии освоения Северного морского^ пути и русских географических открытии ни^ се­ вере. Изучены сотни «отписок» и челобит­ ных казаков и промышленных людей XVII века, инструкции, рапорты, рукопис­ ные гидрографические карты, фонды «приказных изб», материалы острожков и зимовий. Обширный фактический материал под­ тверждает, что ведущая роль в открытии и освоении Северного морского пути при­ надлежит России, русским людям, кото­ рые вместе с народами севера приняли не­ посредственное участие в ледовом море- плавании, экспедициях и развитии хозяй­ ственной жизни в этих местах. Старшему научному сотруднику инсти­ тута М. П. Белову удалось обнаружить в архивах много новых сведении о зарожде­ нии и развитии русского полярного судо­ строения. Документы свидетельствуют, что в XVI — XVII веках на севере и в Сиби­ ри Россия располагала флотом, явившимся предтечей созданного затем Петром. В это время Россия была единственной страной, создавшей свой отечественный полярный Флот. Новые материалы рассказывают о мно­ гих выдающихся корабельных мастерах полярного судостроения. На древнерусских судах имелась продуманная система осна­ щения и управления, свидетельствующая о высоком уровне искусства полярных мо­ реходов. Том об’емом в 40 авторских листов бо­ гато иллюстрирован рисунками и старин­ ными географическими картами, многие из которых воспроизводятся впервые. Одно­ временно составляется второй том «Исто­ рии открытия и освоения Северного мор­ ского пути». Он охватывает период со второй половины XIX века до 1917 года. НА ПОЛЯХ СТРАНЫ НОВОСИБИРСК. Новосибирская область завершила государственный план под’ема целинных и залежных земель. Механиза­ торы Ярковской, Заобской, Карасукскои и других станций Кулунды и Барабы под­ готовили в два с половиной три раза больше новых земель, чем запланировано. ВИТЕБСК. Колхозы области начали сев озимых культур. Колхозы области на 80 процентах всей площади посеют озимые узкорядным и перекрестным способами. В полтора раза расширяются посевы пше­ ницы. САРЫАГАЧ (Южно-Казахстанская об­ ласть). Колхозы Сарыагачского района пер­ выми в области значительно раньше прошлогоднего завершили план поставки хлеба государству. Онп засыпали семен­ ные фонды, рассчитались по натуроплате за работу МТС и продали государству око­ ло 120 тысяч пудов пшеницы. 6 августа. (ТАСС). ...До конца рабочего дня оставалось все­ го лишь несколько минут. Но на строи­ тельном об’скте попрежнему кипел напря­ женный труд. Каждый воин был занят своим делом. Рядовой Кузинка, поудоб­ ней усевшись на деревянный брус, лов­ ко рубил чашку на толстом бревне. Ря­ дом с ним воин Карлсон, напрягая силы, электродрелью сверлил отверстие иод ме­ таллический болт. — Когда все необходимое лежит под ру­ кой, — говорит рядовой Кузинка, — ра­ бота всегда спорится. Все как-то идет сво­ им чередом — просто душа радуется. — Эго ты верно говоришь,— задумчиво ответил рядовой Карлсон, — тут многое зависит от нашего бригадира. Он все как-то во-время сумеет предусмо­ треть... В самом деле, сержант Тарасов хорошо заботится о подготовке рабочих мест под­ чиненных. Об этом он беспокоится еще ? вечера. Вот и сейчас бригадир дал бой­ цам указание убрать весь мусор и отвез­ ти на лошади обрезки строительного ма­ териала в определенное место. — А вы, товарищ Жнлинискас, . зай­ митесь правкой пил и топоров, — обра­ тился сержант к воину, — завтра пред­ стоит много дел. — Есть, — коротко ответил рядовой Жилинискас и отправился выполнять приказание. — Проверьте вместе с электриками кабель, идущий к электродрели, — гово­ рил бойцу бригадир. Вечером воины-строители подвели итоги проделанной работы за день, внесли некоторые предложения. Тут же сержант Тарасов более конкрет­ но ознакомил подчиненных с предстоящим важным заданием на завтрашний день. ...Стояло погожее летнее утро. Дунове­ ние легкого ветерка приятно ласкало лица воинов-плотников, идущих на строитель­ ный участок. Без пятнадцати минут восемь, а на об’ектс уже шумно. Поднеся поближе к месту работы бревна, болты, ерши и расположив их так, чтобы было сподруч­ нее, бойцы дружно взялись за дело. То тут, то там раздавались глухие удары топоров, слышались скрежет пил, задор­ ные голоса строителей. Воины трудились сноровисто, стараясь выполнить задание раньше установленного срока. Проводимые здесь работы требуют боль­ шой осторожности от каждого бойца в обращении с инструментами. Об этом хо­ рошо знают строители. Однако рядовой Кузинка, завертывая гайку болта, слу­ чайно уронил гаечный ключ. Каза­ лось бы, работа должна встать, но не тут-то было. Нашелся ключ запасной. Недаром сержант Тарасов и его подчинен­ ные всегда тщательно готовят рабочие места. Они заблаговременно побеспокоят­ ся о завозе необходимого строительного материала, о точке пил, топоров и так далее. Плотницкие инструменты, как пра­ вило, находятся у них в определенном месте, в полном порядке. Поэтому не случайно с данным поруче­ нием бригада Тарасова справилась вместо положенных трех дней за два. Качество работы только хорошее и отличное. — Когда ежедневно заботишься о под­ готовке рабочего места, тогда не страшно браться за любое дело, как бы оно ни было сложно, — часто говорит сержант Тарасов своим подчиненным. Бригада плотников, которой руководит тов. Тарасов, является лучшей в подраз­ делении. Организованность в труде, хоро­ шая и своевременная подготовка рабочего места сказываются на уплотнении рабоче­ го дня. Это позволяет бригаде ежедневно выполнять производственный план на 140 — 150 процентов. В. ИВАНОВ. Используйте рационализаторские предложения Воины нашего подразделения, вклю ­ чи вш и с ь в социалистическое соревнова­ ние за повышение производительности труда и увеличение выпуска продукции, ежемесячно перевыполняют производст­ венные планы. Важным условием в успехах строите­ лей является настойчивое овладение своей специальностью, стремление каждого вои­ на стать мастером своего дела. Многие здесь повысили свою квалификацию в ре­ зультате упорной технической учебы. Например, слесарь Волков регулярно по­ сещает плановые занятия, много работа­ ет самостоятельно над изучением техни­ ческой литературы. В результате он ов­ ладел передовыми методами труда. Сейчас он выполняет производственный план на 150— 180 процентов. Большое значение в производительно­ сти труда имеет'внедрение в производ­ ство рационализаторских предложений. За последнее время у нас внесено десять рационализаторских предложений, кото­ рые успешно внедряются в производство и дают неплохие результаты. Так, ефрейтор Кривозельев предложил сделать короче буфера в сушильных ва­ гонетках. Это предложение было приня­ то. В сушильную тоннель стало вмещать­ ся большее количество вагонеток. Это позволило увеличить количество выпуска­ емой продукции. Строгое выполнение распорядка дня, широкая механизация всех работ, движе­ ние рационализаторов — вот источники выполнения плана воинами нашего под­ разделения. Сержант Л. МАКАРЕНКО . При отличном качестве работ на 120 — 140 процентов выполняет произ­ водственные нормы рядовой Иван Титов. З а добросовестную службу ему объявле­ но 17 благодарностей . НА СНИМ КЕ : рядовой Иван Титов. Фото И. Никишова. Отличные показатели Высокие производственные показатели в труде вошли в обычай бригады, которой руководит рядовой Василий Шевченко. Она ежемесячно выполняет план на 180— 200 процентов. Воины-строители достиг­ ли таких успехов благодаря рациональ­ ному использованию рабочего времени. Получив задание, тов. Шевченко тщатель­ но продумывает его и только затем уже распределяет обязанности, учитывая спо­ собности каждого бойца. Недавно за хорошее руководство брига­ дой рядовому Василию Шевченко коман­ дир об'явнл благодарность. Сержант А. ТРУС . На 30 часов раньше срока Воинам предстояло гроизвестп выгруз­ ку леса из транспорта. Работа была не­ легкой. Однако они сразу же дружно взя­ лись за дело. Благодаря напористости и выносливости, верные своему воинскому долгу, бойцы справились с поставленным перед ними заданием раньше положенно­ го срока на тридцать часов. В труде особенно отличился коллектив, руководимый офицером Яковлевым. Усерд­ но работали матросы Кривозерскпй, Смир­ нов, младший сержант Бахвалов и дру­ гие. А . КИСЕЛЕВ. Высокая производительность Высоких производственных показателей добиваются вои­ ны нашего подразделения. Они широко применяют передо­ вые методы работы, механизацию трудоемких процессов, 5 v рются за экономию металла и электроэнергии, соревнуются за быстрейшее и высококачественное выполнение производст­ венных заданий. Добрая слава идет о бригадире столяров комсомольце Ге­ расимове. Используя опыт передовиков, он хорошо организу­ ет процесс труда. Каждый воин его бригады заранее гнает, какую работу ему придется выполнять. Сам тов. Герасимов своевременно заботится о заготовке материала, исправности инструмента. В бригаде на каждого воина выписывается карточка-наряд, где указываются виды работ, выполненных им за день. В этой же карточке отме­ чаются причины простоя и других производственных НеПО- ЛсДОК. Правильная и умелая организация труда дает хорошие результаты. Воины ежедневно выполняют задания на 170— 180 процентов. Добросовестно работает бригада слесарей, которую воз­ главляет тов. Акулин. Она применяет способ расчленения производственных операций, когда каждый член бригады занят строго определенным делом. Бригада систематически выполняет по полторы и более норм за смену. Опытными производственниками зарекомендовали себя и воины других специальностей. Большую помощь командиру в повышении производи­ тельности труда оказывает партийная и комсомольская орга­ низации. Вопросы, связанные с повышением производитель­ ности труда, экономией средств и материалов, не раз обсуж­ дались на партийных и комсомольских собраниях. Старший матрос П. ФАМЦ0В. В соответствии с директивами XIX с ’ез- д а партии по пятому пятилетнему плану на реке Каме у города Молотова строится крупная гидроэлектростанция. Камская ГЭС, которая вступит в строй в текущем пятилетии, д а с т большое количество дешевой электроэнергии д ля растущей про­ мышленности Урала. Строители Камского гидроузла с честью выполняют почетное задание партии и правительства. На стройке завершаются первоочередные работы . Русло могучей уральской реки перегородили мощн а я ж е ­ лезобетонная плотина ГЭС первой очереди и перемычка котлована плотины второй очереди. В ма е строители сдали в эк сплуа­ тацию судоходный шлюз — одно из основ­ ных сооружений гидроузла. Монтируются первые агрегаты гидростанции, котор.ые к концу года должны вступить в строй и д а т ь ток. Минувшей весной, до н ач ала ледохода, были опущены стальные затворы водослив­ ной плотины, и началось наполнение самого молодого в стране Молотовского моря. Во­ д а поднялась на 13 метров, за ли л а огром­ ную площадь. По водохранилищу откры­ лось регулярное сообщение. Один з а дру ­ гим проходят пассажирские пароходы, буксиры ведут караваны б а рж и плотов. Главные сооружения Камского гидроуз­ л а уникальны по своей конструкции. У плотины не видно привычного зд ани я гидроэлектростанции. Его здесь и не бу­ дет. Все 24 турбины будут установлены в самом теле плотины, у основания пролетов на глубине около десяти метров от уров­ ня воды на верхнем бьефе. Пролеты пло­ тины закрываются металлическими щита­ ми высотой 17,5 ме тра и весом в 150 тонн каждый . Д л я опускания и под’ема щитов уже смонтированы д в а козловых подвиж­ ных крана грузопод’емностью по 250 тонн. Кама—первая река с большим об’емом лесосплава, русло которой перегорожено плотиной гидроэлектростанции. Здесь сплавляется д о десяти миллионов кубо­ метров ле с а в год. В нынешнюю навига­ цию караваны плотов следуют друг за другом с интервалом в три—четыре часа. Миллионами тонн исчисляются перевозки товаров народного потребления, минераль­ ных удобрений, бумаги, металла, руды, хлеба. Советские инженеры и строители впервые в практике мирового гидростро­ ительства создали судоходный шлюз, ко­ торый способен обеспечить пропуск т а к о ­ го количества грузов. Камский судоходный шлюз представля­ ет собой гигантскую лестницу. Д л и н а со- Камский гидроузел оруження превышает д в а километра. Шлюз состоит из двух параллельных ка ­ налов, по шесть камер в каждом . Камеры разделены металлическими откатными во­ ротами площадью в 300 квадратных мет­ ров и весом свыше 250 тонн каждые. Уп­ равление воротами, пропуском судов и плотов через шлюз предполагается осуще­ ствлять с центрального пункта управле ­ ния. Проходя из камеры в камеру, суда будут опускаться или подниматься на 3,5 метра. Особенностью этого шлюза является и то, что его стенки сделаны не из ж е л е ­ зобетона, а из металлического шпунта, з а ­ битого глубоко в грунт. Буксировка пло­ тов в шлюзе будет осуществляться с по­ мощью электровозов. Конструкция шлюза позволяет производить шлюзование одно­ временно в трлх камерах каждого канала. Таким образом обеспечивается максималь­ ная быстрота пропуска судов и плотов. О ма сшт аб ах стройки, о работе, проде­ ланной многочисленным коллективом стро­ ителей и монтажников, говорят такие циф ­ ры. С начала строительства перемещено свыше 15 миллионов кубометров грунта, в сооружения уложено более 800 тысяч ку ­ бометров железобетона, смонтировано свы­ ше 50 тысяч тонн металлоконструкций. Государство вооружило строителей с а ­ мой передовой техникой. На стройке р а ­ ботают 8 землесосных снарядов, 30 р а з ­ личных экскаваторов, несколько мощных портальных кранов, сотни автомашин, тракторов, бульдозеров, бетононасосы и другие машины и механизмы. Огромны тылы стройки. Каму пересека­ ет подвесная кана тная дорога протяжен ­ ностью в 2,5 километра, которая обеспечи­ вает гравием д в а автоматизированных бе­ тонных завода. Зде сь создан мощный ре­ монтно-механический завод с цехами куз­ нечно-котельным, литейным и металлокон­ струкций. Это позволяет на месте соби­ ра т ь дополнительно большое количество металлоконструкций. Д в а арматурных з а ­ вода ежемесячно д аю т свыше трех ты­ сяч тонн арматуры . Лесокомбинат перера ­ батыва е т более 125 тысяч кубометров д р е ­ весины в год. Д в а карьера д аю т до 600 тысяч кубометров песка, гравия, камня и щебня ежегодно. Стройка располагает собственными мастерскими для ремонта машин и механизмов. На первых порах коллектив столкнулся с серьезными трудностями, вызванными сложными геологическими условиями. При сооружении плотины надо было предупре­ дит ь возможную осадку почвы, которая могла произойти в результате растворе­ ния водой многочисленных прослоек кри­ сталлического гипса, имеющихся в толще пород. Перед основанием станции строите­ ли создали огромную цементационную з а ­ весу. Эта з а д ач а была осуществлена путем бурения большого количества глубоких скважин и нагнетания в них под большим давлением цементного раствора. Осенью 1953 года в рекордно короткий срок — з а десять дней — было перекрыто русло Камы. Наступление на могучую ре­ ку началось с того, что от левого берега заране е насыпали 150-метровую земляную дамбу. Через оставшийся открытым про­ ток реки до перемычки плотины первой очереди навели понтонный мост длиной в несколько десятков метров, с помошью которого был завершен самый решающий этап работ. Специально выделенная ко­ лонна самосвалов сбросила в бурлящий поток деся тки тысяч кубометров земли и более двух тысяч огромных бетонных кам ­ ней по 4 тонны каждый. Обуздав беше­ ный напор реки, строители заставили ее изменить свой многовековый путь и устре­ миться через гребенку водосливной пло­ тины. Нынешней весной Кама была оконча­ тельно покорена. В ночь на 16 апреля, ко­ гда река еще была скована льдом, маши ­ нист козлового крана тов. Бурунов и бригады монтажников тт. Розенкова и Кукарина опустили первый щит. Через д в а д н я все 18 пролетов водосливной пло­ тины были закрыты металлическими з а т ­ ворами, и началось наполнение водохрани­ лища. Лиш ь в нескольких пролетах были оставлены небольшие отверстия д ля сбро­ са воды, необходимой д ля поддержания нужного уровня в нижнем бьефе. На строительстве Камского гидроузла впервые в практике гидростроительства был в широких ма сшт абах применен спо­ соб погружения металлического шпунта с помощью высокочастотных электровибрато­ ров. Это дело в содружестве с инженера­ ми освоил и развил новатор производства В Черепанов. Бригады знатных бетонщи­ ков тт. Ошмарина, Фотина. Новикова. Мочалова освоили новейшие методы бе­ тонных работ, в больших ма сшт абах при­ меняли бетононасосы, научились уклады ­ вать бетон в условиях суровой уральской зимы. Впервые был применен и т а к на­ зываемый схолодный» бетонн. Коллектив стройки по праву гордится своими новаторами производства. Среди них: начальник земснаряда И. Лысенко, освоивший подледный намыв грунта в зимних условиях; П. Туров, выступивший инициатором соревнования за работу по недельно-суточному графику; эк скава тор ­ щики тт. Степанов и Юркин, показавшие образцы в использовании техники; мон­ тажник тов. Недайхлеб и многие другие. Партийная организация стройки воспита­ ла сотни замечательных новаторов произ­ водства, тысячи активных участников со­ циалистического соревнования. На железнодорожную станцию строи­ тельной площадки поступают все новые и новые эшелоны с оборудованием, техникой и материалами. Неоценимую помощь стройке ока зал а страна кадрами. Многие инженеры и р а ­ бочие, приехавшие сюда, получили бога­ тый опыт на строительстве Днепрогэса, Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина, Усть-Каменогорской ГЭС и других гидросооружений. После вступления в строй Камского гидроузла наша страна получит еще одно величественное гидротехническое сооруже­ ние. Вода в Молотовском море поднимется на 21 метр и зальет площадь в 1.972 квадратных километра. Оно будет в шесть раз больше Московского моря. По плоти­ не гидростанции, по переходному мосту через судоходный шлюз, по дамб е пройдет широкая автомагистраль. Это грандиозное сооружение войдет в архитектурный ан ­ самбль развивающегося города Молотова. Уже сейчас благоустроенные поселки стро­ ителей ГЭС с многоэтажными жилыми домами, школами, культурно-бытовыми уч ­ реждениями носят в себе черты будущего нового района города. Судоходный шлюэ украсит здание центрального пункта уп­ равления высотой в 70 метров, увенчан­ ное шпилем с пятиконечной звездой из золотистой хромоникелевой стали. Коллектив строителей и монтажников самоотверженно трудится над тем, чтобы в срок выполнить почетное задание Ком­ мунистической партии и Советского пра­ вительства по строительству Камской ГЭС. Н. ВЕРЗИЛ0В. г. Молотов.' /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz