На страже Заполярья. 1954 год. Август.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я б августа 1954 г., N 2 185 (5027). Лётчики! Выше бдительность и боевое мастерство I В борьбе за высокую боеготовность т -? V — Высокое летное мастерство, постоян ная боевая готов ность п бдительность на земле п в воздухе— вот те вопросы, ко торые стоят в центре внимания наших истребителей, инженерно-технического со става, всех авиаторов. — говорит коман дир авиационной части, классный летчик Далее он рассказал: — Многие летчики с 'высоким качест вом выполняют полетные задания. Учеба проходит в любых метеорологических ус ловиях. на различных высотах. Характер ной чептой летчиков является их стрем ление больше летать, не останавливаться на достигнутом, настойчиво повышать боевое мастерство. Одновременно у нас организовано и систематически проводит ся теоретическая учеба. Известно, что авиационная техника бы стро развивается. Чтобы научиться умело владеть ею, нужны глубокие, всесторон ние теоретические знания. Теоретическая подготовка летчиков сейчас имеет своп особенности в том смысле, что она. как правило, проводится в такой обстановке, когда имеются самые разнообразные дей ствующие приборы, аппаратура, механиз мы, установки. Короче говоря, в процессе учебы теория все больше сочетается с практикой. Для этого нам, советским лет чикам, партия и правительство создают необходимые условия, обеспечивают нас сложнейшими наглядными учебными по собиями. Успешно решать задачи по повышению боевой готовности без постоянной теоре тической учебы немыслимо при развитии современной авиатехники. Об этом обязан помнить каждый летчик, инженер, тех ник, авиационный специалист. Конечно, теория систематически должна подкреп ляться практикой, боевой работой. В пример можно поставить командира авиационной истребительной эскадрильи гвардии майора Петра Ивановича Ключко. Участник Великой Отечественной войны, он в мирные дни учебы в совершенстве изучил и овладел сложной боевой техни кой и является одним из лучших летчи- ков-истребителей Советского Заполярья. На его груди — почетный золоченый значок летчика первого класса. На днях гвардии майор Петр Ключко с группой своих подчиненных успешно вы полнил комплекс сложных задач на раз личных высотах, в трудных условиях. При сильном боковом ветре летчики отлично произвели посадку всех самолетов. Дейст вия истребителей были отмечены выше стоящим командиром. Мною об’явлена бла годарность лично командиру эскадрильи гвардии майору Ключко и его подчинен ным. Характерной чертой офицера Ключко является то. что он требователен, тщатель но анализирует каждый полет. В конце каждого летного дня собирает подчинен ных и разбирает их действия от взлета до посадки, учитывая индивидуальные осо бенности летчиков. Как правило, коман дир авиаэскадрпльи стремится найти при чины отдельных недочетов или ошибок и принимает конкретные меры по устране нию и предупреждению их. После таких разборов гвардии майор Ключко нередко поднимается в воздух с летчиком на двух местном самолете, провозит его, внима тельно следит за действиями подчиненно го, а потом занимается с ним на тренаже ре. в учебном классе. Но не все. к сожалению, у нас обходит ся гладко в летной работе Недавно один из летчиков в воздухе допустил две ошпб- Беседа с командиром авиачасти ки. В результате на посадку шел без вы пущенных шасси. — но был своевременно предупрежден. На разборе мы сделали под робный анализ допущенных ошибок лет чиком. который глубоко осознал их. пере живал свою неудачу. Между тем летчик, о котором идет речь, является образцом ис полнительности, точности и аккуратности во всяком деле. Но стоило ему в воздухе допустить малейшую оплошность, как она привела к грубой ошибке. У летчика это был единственный слу чай. но на нем я останавливаюсь потому, чтобы подчеркнуть, что сейчас требуется исключительно высокая натренирован ность, огромное внимание и бдительность каждого авиатора от момента посадки в самолет п до момента выхода из него. Огневой подготовке истребители всех подразделений уделяют сейчас первосте пенное значение. Следуя славным боевым традициям североморского аса Бориса Са фонова и его учеников, гвардейцы-истре бители, творчески используя боевой опыт, добиваются самого эффективного использо вания современного вооружения истреби теля. Лучшими воздушными стрелками яв ляются летчики высокого класса Ключко. Меленчук, Воронцов и многие другие. Они передают свой опыт молодым авиато рам, которые, надо сказать, порой не ус тупают старшим товарищам в меткости стрельбы. Среди них особенно необходимо отметить летчиков гвардии лейтенанта Кузьмина, гвардии лейтенанта Малютина и других. Опытные воздушные стрелки передают своп навыки всем летчпкам-истребптелям части. Так. например, многое сделал для обучения меткой стрельбе подчиненных летчик первого класса Александр Мелен чук. У него выработана правильная мето дика. Если, к примеру, один из летчиков не выполнил задачу по стрельбе из боево го оружия, тогда ем(у дается задание с т д а я т ь из фотокинопулемета с последу ющим анализом допущенных ошибок. Был случай, когда один из летчиков, стрелявший метко, вдруг две стрельбы под ряд не выполнил. Почему? Мы .разобра лись в причине. Оказывается, с непод вижной сеткой прицела он уверенно по ражал цель, а когда потребовалось исполь зовать в процессе стрельбы подвижную сетку и выполнять задание с другим ма невром, летчик не сумел решить задачи. После этого гвардии капитан Меленчук лично полетел вместе с летчиком, в воз духе показал ему, как вести прицельный огонь по воздушной цели. Конечно, и в решении задач по огневой подготовке летчиков у нас еще есть от- НА СНИМКЕ : (справа налево) командир авиационной эскадрильи гвардии капитаны Николай Саенко и Василий Пермяков. майор Петр Ключко, летчики гвардии Фото И. Никшпова. Учиться тому , что н еобходим о на войне В годы Великой Отечественной войны отважные советские летчики-истреби тели. воспитанные Коммунистической партией, продемонстрировали отвагу и высокое боевое мастерство. Из числа летчиков- истребителей выдвинулось множество ма стеров воздушного боя, имеющих на своем боевом счету более 30— 10 сбитых само летов противника. Наши летчики в боях с немецко-фаши стскими захватчиками на отечественных самолетах-истребителях разработали но вую тактику действий истребительной авиации. В ходе сражений они непрерыв но обновляли и совершенствовали приемы ведения воздушного боя. Известно, что благодаря наступательной тактике — на ходить и бить врага с короткой дистан ции наверняка — прославленный летчик - североморец Борис Сафонов сумел за ис ключительно короткое время сбить в воз душных боях 25 фашистских самолетов. Это пример, достойный подражания. В послевоенный период советские лет чики-истребители, получив первоклассный дельные недостатки, но они при умелой I реактивный самолет, первыми открыли организации летной работы, настойчиво- | страницу полетов на этих типах машин и освоили на них одиночный и группо вой высший пилотаж. В настоящее вре мя благодаря неустанным заботам нашей партии и правительства истребительная авиация достигла своэго подлинного оас- сти всего личного состава устраняются. Мастерство летчиков в стрельбе растет. Мы, летчики-истребители, повышение боевой готовности должны всегда связы вать с конкретной государственной зада чей по защите воздушных границ нашей I цвета и день ото дня совершенствуется, любимой Родины. % Перед летчикамп-истребителямп стоит Горячей любовью нашего народа, государственной важности задача — быть родной Коммунистической партии окру- подлинными мастерами летного дела, что- жены советские летчики. Родина вручила Оы уметь полностью использовать неог- нам *замечательную реактивную технику, | раяиченные возможности боевых реактив- дает все необходимое для успешного вы полнения почетных задач по охране воз- лмпных просторов любимой Отчизны. Долг авиаторов состоит в том. чтобы еще пых истребителей. Летный состав авиаэскадрильи за срав нительно короткое время освоил полеты в простых и сложных метеорологических лучше овладеть могучей техникой, про- (условиях. В этом сказалась хорошая орга- являть высокую боевую готовность и неусыпную бдительность к проискам аме риканских империалистов. Тренировки на выносливость Возвышается башня, затянутая сверху брезентом. Сооружение несложное — стол бы, обшитые фанерой, а внутри вознес лись в высоту параллельные металличе ские стрелы. Здесь проходит тренировка летчиков на выносливость и ловкость. — Внимание, приготовиться! Летчик Николай Саенко, затянутый ремнями, опускается в застекленную каби ну, сгибает ноги в коленях, поплотнее прижимается к спинке сиденья всем кор пусом. Он делает движение красной руч кой — фонарь резко срывается с замков и мгновенно выдвигается вперед. И 2 кабины виднеется голова летчика. Он сосредоточен, смотрит впефед. Насту пают самые напряженные минуты. Вот-вот последует выстрел, и летчика в мгновение ока выбросит из кабины. Резкий выстрел прозвучал одновременно с металлическим свистом и лязгом. Никто не успел уловить, что произошло прежде — выстрел или под’ем на высоту летчика. А на высоте теперь сидел Николай Саен ко и улыбался. Во всем его взгляде свети лась уверенность, хладнокровие и закалка. Потом в кабину садились другие летчи ки. Тренировки на выносливость продол жались. В. АНДРЕЕВ . низация каждого полета, а также уси лия и чувство личной ответственности каждого летчика. Обучая истребителей летному мастерст ву^ мы строго учитываем индивидуаль ные особенности каждого авиатора: усво яемость. сообразительность, чувство реак ции на малейшие отклонения в техник?, тестиров ани я . В процессе учебы стре мимся поступать так. чтобы не завышать оценки выполняемых заданий. Это очень важный момент, так лак. он не дает пово да для развития зазнайства и (успокоен ности у некоторых летчиков. Опыт показал, что еще есть летчики, которые, добившись некоторых успехов, начинают переоценивать свои силы, не сознавая, что этим они вредят не толь ко себе, но п общему делу. Так, напри мер. летчик Малютин, первое время неплохо выполнявший различные летные задания, потом успокоился, зазнался. В результате, когда стали прэверять его технику пилотирования на двухместном самолете в сложных условиях, оказалось, что Малютин не выдерживал скорости, допускал большие крены, резкое сниже ние в облаках: пробивание облаков п р о и з в о д и л , отступая от требований инструк ций. После этого провели детальный разбор, а летчик временно был отстранен от са мостоятельных полетов в сложных усло виях. Тут-то Малютин понял, что зазна еш ься нельзя, а надо серьезнее относить ся к каждому полету. Конечно, кроме со ветов с летчиком мы провели ряд прак тических мероприятий с целью оказания ему помощи, да и он сам энергично взял ся за устранение недостатков и в корот кое время ликвидировал пробел, вышел в число передовых, лучших летчиков эс кадрильи. 1 В полетах растет и созерше-нствуется мастерство наших воинов. Следует от метить, что вссь коллектив летчиков, глу боко сознавая свою личную ответствен ность за защиту воздушных границ За полярья, полностью отдает все своп си лы этому благородному и очень ответст венному делу. Однако в ходе учебы у нас порой еще проявляются со стороны отдельных летчи ков недостаточная осмотрительность и внимательность. Так. однажды один пз летчиков, будучи ведомым, потерял своего ведущего. Это уже была серьезная вина самого ведущего. Но после потери ведомо- 14) летчик допустил вторую ошибку, так как пристроился к другому самолету, не доложив об этом. А ведь в данном случае летчик, к которому пристроился воздуш ный нарушитель правил полета, не зная, что сзади у него есть ведомый, смог бы в любой момент неожиданно сделать рез кую эволюцию. Короче говоря, безопас ность полета не была обеспечена. Невнимательность, плохая осмотритель ность летчика в (воздухе не могут обеспе чить и высокой бдительности. Это вполне закономерно. Вот почему каждый летчик, раз он поднялся в воздух, обязан все овое внимание, волю и энергию сконцентриро вать и распределять так. чтобы охватить все вопросы, ничего не упускать. В этом и состоит высокое искусство летчикд- истребителя. что он одновременно, в ком плексе может решать много задач, не упуская главных, не забывая второсте пенных, которые, если о них забыть, в определенный момент окажутся соковыми. Без дисциплины на земле и в воздухе также нельзя успешно достигать совер шенства летного мастерства. Конечно, у каждого летчика, а у нас большинство коммунисты, 'воспитана высокая созна тельная воинская и партийная дисципли на. Готовясь к любому полету, летчики строго придерживаются всех требований инструкций и наставлений. Приведу и другой поучительный пример. Как-то летчик, вылетая на выполнение стрельбы, приказал техническому составу перезарядить оружие. Но в воздухе поль зовался не тем механизмом, неправильно и решил, что оружие отказало. Сделал по садку, не произведя стрельпы. А оружие было вполне исправно. Вот к чему может привести малейшая забывчивость летчика б воздухе. Мы уделяем большое внимание группо вым полетам. В этом вопросе много дела ют командиры звеньев, которые добива ются слаженной работы всех летчиков, 'взаимопонимания между экипажами, (уме ния строго выдерживать режим полета в соответствии с выполняемой Фигурой или боевым порядком, прочного навыка ведо мых в координированном управлении са молетом и умелой эксплуатации двигателя в любых условиях. Летчики-истребители должны и впредь совершенствовать свое летное мастерство, настойчиво учиться тому, что необходимо на войне, чтобы суметь в любое время и в любых условиях выполнить боевую за лач»у. Гвардии майор П. КЛЮЧКО, номандир авиазскадрильи. Всегда быть впереди Когда я пишу эти строки о технпке са молета гвардии старшем сержанте Беляко ве. сообщили, что в подразделение из Мос квы прибыли Грамоты ПК ВЛКСМ. Среди четырех а^иаторов-гвардейцев удостоен этой почетной награды и передовой воин- комсомолец Анатолий Беляков. Придя в наше подразделение и ознако мившись с его славными боевымп тради циями, Беляков настойчиво взялся за изучение и овладение реактивной техни кой. — Быть всегда впереди — обязанность комсомольца. — заявил авиатор. Слова он подкреплял делами. Вскоре, когда потребо валось заменить убывшего техника само лета. командир назначил на эту ответст венную должность гвардии старшего сер жанта Белякова. На своем посту он всегда проявлял высокое мастерство ^п бдитель ность в подготовке боевой техники к по летам. Его самолет совершил много поле тов в самых различных условиях, и ни когда не было отказов в работе техники. Командир части послал ппсьмо родите лям Анатолия Белякова, в котором сооб щил, что их сын честно и добросовестно выполняет Военную присягу, своим са моотверженным трудом укрепляет боевую готовность авиационного подразделения. Таких, как Беляков, у нас много. Об разцово обслуживают и эксплуатируют боевую технику авиационные специали сты гвардии старший сержант Цуверка- лов, гвардии младший сержант Безпалько и многие другие. Все они своим трудом н а земле помогают летчикам успешно ре шать задачи в воздухе. Гвардии лейтенант Н. ФЕОКТИСТОВ. Слово техника самолёта Давно уже я обслуживаю реактивные самолеты — прекрасные отечественные машины, которые так любовно и талант ливо делает наш народ. Я стремлюсь .всегда с чувством большой ответственно сти готовить самолет к полету, держу его в постоянной боевой готовности. Опыт показал, что техническому со ставу надо очень тщательно готовить и осматривать материальную часть самоле та. Если техник не устранит своевременно даже малейшую неисправность, она может быстро привести к тяжелым последствиям. У меня был такой случай. После одного полета обнаружил, что немного потерта трубка тормозной системы правой стойки. Пришлось немедленно заменить ее. Не за меть я этого, неисправная трубка в даль нейшем при торможении, а это было зи мой, могла бы привести к тому, что само лет мог выйти из строя. Так что в обес печении высокой боевой готовности порой большую роль играет и такая мелкая де таль, как обыкновенная трубка. Скажу о физической закалке техниче ского состава. Некоторые техники счита ют. что они физически и так много рабо тают, значит им не обязательно занимать ся спортом. Это неправильно. Наоборот, чем большее физическое напряжение испыты вает воин, тем настойчивее он должен за ниматься спортом. У нас же неважно по ставлено дело со спортом, даже не все авиационные специалисты регулярно вы ходят на физзарядку. Я лично систематически занимаюсь различными видами спорта, имею разряды то гимнастике, лыжам и легкой атлетике, la XIX флотской спартакиаде занял третье место по гимнастике. Физическая закалка помогает мне в службе. И если моя маши на в течение всего периода находится в постоянной исправности и боевой готов ности, то в этом сказывается в значитель ной степени физическая закалка. Гвардии технии-лейтенант Я . МАЛЕЕВ. И с т р е б и т е л ь Стал на правильный путь Е Матрос Ивашечкин ранее нарушал дис циплину. Служба у него проходила по принципу: «День прошел и ладно». По нятно, что при таких взглядах и поведе нии авиатор не смог успешно выполнять свои обязанности на посту. Но Ивашечкин живет в коллективе, и его недостойные поступки сурово осужда лись воинами. Он не находил среди них поддержки. — Я побеседовал с Ивашечкиным и по у ч и л ему выполнять ответственное зада ние, — расказывает инженер. — Напом- ДВА заметным движением летчик Михаил Карпекин отклонил ручку управле ния от себя, и самолет пе решел из набора высоты в горизонтальный полет. Замелькали сопки, озера, реки... Еще не сколько секунд полета, и летчик уже не видел ни земли, ни ориентиров. Все его нил ему, что успехи в боевой подготовке [ вниманне было обращено на приборы. Са- подразделения и части в целом зависят от молет с болппой скоростью проносился в каждого авиатора, на каком бы посту он на был. Надеюсь, будете служить и рабо тать так, как требует Присяга! — Так точно! — ответил авиатор. Свои слова матрос Ивашечкин сдержи вает. Он стал на правильный путь и сей час образцово выполняет задания по рег ламентным работам на самолете. Н. СЕРГЕЕВ . Творческая инициатива В первый день подня ли два конуса, но они не распустились, а, оборвав троса, медленно падали с высоты, вызывая раздра жение у наблюдающих эту картину авиационных спе циалистов. Летчики не вы полнили заданий. Лейте нант Логвинов принял эту неудачу, как техниче скую недоработку. Роспуск конуса без от рыва на реактивных истре бителях затруднен большой скоростью полета и по путной струей газов от двигателя. Логвинов ре шил противопоставить этим причинам силу тех нических познаний. Опыт других подразде лений, материалы газет и журналов, тщательные ос мотры конусных установок на самолетах навели Лог винова на ряд ценных мыс- слей.. Полотнище кону са стали укладывать не гармошкой, а в плотную скатку. На катушке под последний ряд троса дожи ли кусок полотна, направ ление обмотки скосили, выходящий конец троса перевели на центр катуш ки. Теперь трос не в;сзался ни в обмотку, ни в края катушки. Он распускался на полную длину. Полот нище конуса устойчиво шло вне влияния струи газов от двигателя. Много удачно распущенных кону сов оправдали творческие искания лейтенанта Лог винова. облаках, а авиатор в кабине и не ощу щал этой скорости. 0 ней говорила толь ко стрелка. Но вот самолет выскочил за облака, и щедрые лучи солнца так ударили в глаза, что авиатор на миг невольно их прищурил. Бросил взгляд назад, (увидел ведомого, по думал: «Молодец, не оторвался», — одобрил Карпекин. Его самолет висел на^ фоне причудливых форм сияющих облаков. Казалось в эти минуты, что он вдруг остановил свой стремительный полет и, как сокол, парил в пространстве. После выполнения задания по группо вой слетанности и проведения воздуш ного боя летчики совершили посадку. Они успешно решили задачу, потому что тща тельно готовились к полету, хотя он и не был сложным. Опытный летчик-истребитель Михаил Недавно в один из лет- Карпекин, отличающийся своей выдерж- ных дней командир под разделения об’явил офи церу Логвинову благодар ность. — Служу Советскому Союзу! — ответил авиа тор, и на лице его появи лась радостная улыбка. Лейтенант В. НОВАЛЕВ. кой и хладнокровием, спокойствием на земле и в воздухе, всегда тщательно го товится к любому полету. Вот и на днях, когда командир поставил задачу, авиатор Михаил Карпекин сразу же приступил к детальной подготовке. Он понимал всю ответственность за порученное ему дело. Вооружившись картами, калькой, на ставлениями и инструкциями, Михаил ! Карпекин приступил к работе. Это был лета по маршруту столько-то минут... Ведомый впдпт, что ведущий уклонился от маршрута. Действия ведомого?»... Этот вопрос будет на розыгрыше поле творческий труд летчика на земле, от ка- та задан одному из летчиков. Он должен чества и сроков которого зависели резуль- быстро ответить, кратко и главное — пра- таты выполнения ответственного задания многими истребителями в воздухе. Ш Ж I p т щ т '' ш ш т ш a m о # " ф & НА СНИМКЕ : Михаил Карпекин. гвардии капитан Фото И. Ники шов а. Авиатор сосредоточился, внимательно вчитываясь в краткие, но предельно яс ные пункты наставления. Прочитав один из пунктов, Карпекин обдумал его и по смотрел на вопрос, поставленный в плане розыгрыша полетов: «Прошло время но- вильно. Но прежде всего лично он, Кар- пекнн, обязан сейчас глубоко уяснить этот вопрос. Вот почему с таким внима нием и сосредоточенностью авиатор раз рабатывал содержание каждой вводной. Однако этим еще не была исчерпана вся его деятельность на земле. Авиатор знал, что мастерство каждого летчика проявит ся тем выше и результаты выполнения задачи окажутся тем успешнее, чем тща тельнее проведется наземная предполет ная подготовка. Поэтому он накануне со ставил схематический навигационный план полета. Этот план представлял из себя своеобразное зеркало, которое отра жало в наглядной форме действия летчи ков на протяжении всего маршрута от момента отрыва самолета до его посадки. Надо обладать искусством, чтобы схе матически, ярко и с большой точностью проложить тот путь, по которому на вы соте пойдут летчики. Причем в различ ных пунктах действия летчиков должны изменяться. Все, что ему придется делать в этом полете, Михаил Карпекин изучил наизусть н хорошо держал в памяти весь графически изображенный навигацион ный план. Однако он еще раз развернул на столе лист, испещренный линиями, кружками. Вот здесь помечены характер ные ориентиры на маршруте, там изобра жены два озерка — именно между ними и должны пронестись истребители. А тут вдруг прямая черная линия пересечена яркой красной. — В этой точке мы должны потерять высоту, — об’ясняет летчик. — А вот в этом месте, севернее, еще до потери вы соты, мы произведем перестройку радио- с^кмств, а вот здесь... Авиатор с увлечением рассказывал о , том, что, где и. как он будет делать в воз духе. И его смуглое от природы, обвет ренное лицо светилось спокойной уверен ностью, убежденностью, что он готов вы полнить это летное задание. Однако внешне спокойный авиатор при кидывал, взвешивал и приходил к выводу, что успокаиваться нельзя. Он с волне нием и упреком говорил о том, что еще необходимо уточнить инженерно-штурман ские расчеты, а инженера в данную минуту не оказалось в штабе. — Не за себя, а за всех летчиков вол нуюсь, — произносит Карпекин. Чувство партийного долга, — беспокой ство за успехи всего коллектива — харак терная черта коммуниста-летчика. Самолеты в полете. Они так высоко, что их полет можно определить только по струящимся строчкам инг«апсии. Ведущим летит истребитель летчик первого класса Михаил Карпекин. Высоко летят самолеты. Их видят все: моряки и пехотинцы, артиллеристы и тан кисты, их видят трудящиеся Заполярья... Смотрят и произносят теплое, гордое слово «истребители!». А две белые параллельные полоски, прочерченные в небосводе, стремительно убегают все дальше и дальше. И как ска зал поэт: М чатся вдаль неудержимо Повелители высот. Сыновей своих любимых С тавит с гордостью народ: — В добрый путь — крылатой страж е Величавого труда1 Покорились воле вашей Быстрота н высота! Летать дальше, быстрее и выше! Этот девиз летчики-североморцы претворяют в жизнь, не щадя своих сил и энергии. В повседневных полетах они настойчиво повышают боевую готовность, оттачивают свое мастерство, бдительно стоят на стра же воздушных просторов Советского За полярья. Капитан А. АНТИПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz