На страже Заполярья. 1954 год. Август.

И а с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 августа 1954 г.. 1^3 (5925). з г о д — н а ш а , ш ж е о л а , ш о р с х с а я 4dia т*г Т> У с п е х г о т о в и т с я в б а з е Только человек. обогащен ныП опытом п знаниями. обладающий большой силон воли, у м р ю ш и й потребовать выполнения ei:o]! х ипи калан и ii пли четко выполнять п<*л\ченные приказания, может вступать я спор го стихией и побеждать ее. Море не любит ш у т и т ь и жестоко наказывает т р х , кто оплошал. Некоторые мори к и недооценивают это- то. По команде «Корабль к походу изго­ товить!» они недоброкачественно выполня­ ют и н с т р у к ц и ю . Нередко это делается по халатности, п о расгеянности. которые под­ час п р р р х о д я т в п р и в ы ч к у . Конечно, по­ добно» явление недопустимо. Вот что рассказывает об этом гвардии старшина 2 статьи Казаков. — Но сигналу я еше раз быстро про­ читал и н о т п у к п и ю по приготовлению ко­ рабля к походу, но не вдумался в неко­ торые ее п у н к т ы . Как обычно, пригото­ вил материальную часть своего поста к действию и доложил об этом командиру, но забыл о том. что v меня в рубке на­ ходятся недавно полученные запасные чнети и приборы п еше не распределен­ ные по своим штатным местам. Они оста­ лись не закрепленными. В море за эту ошибку пришлось поплатиться. И был второй случаи. Однажды п р п приготовлении корабля к походу гвардии матрос Хазов недостаточ­ но точно установил стойки штормовых лееров. Во время шторма под нагрузкой они могли выскочить из своих гнезд. Проверяя приготовление корабля к похо­ ду. офицер обнаружил недоделку и выз­ вал к *-ебе Хазова. — Вы все приготовили к походу? — спросил он — Так точно, п р и г о т о в и л . — Плохо приготовили!.. Леерные стопки но укреплены. Вот представьте, что во время шторма кто-нибудь из эки­ пажа ваялся бы за леер, натянутый ва­ ми. Стойка выскочила бы из гнезда. и матрос упал за борт. А вот c h i p случай. Корабль в поход*.*. PaxTPHHosnv офицеру понадобился один документ, находящийся в каюте. Он по­ слал за ним рассыльного. Минуту спустя тот прибежал на ходовой мостик и доло- дли : — В каюту через открытый иллюми­ натор попала вода. Так из-за того, что одттн матрос, не выполнил требование инструкции, были попорчены некоторые важные документы. Хочется вспомнить п еще один поу­ чительный пример. На корабль прибыл молодой матрос Ткач. Свою специаль­ ность он знал и обязанности выполнял хорошо. Но воин одно упустил: инструк­ цию по приготовлению корабля к походу читал невнимательно, не вникал в смысл каждого пункта, а, следовательно, выу­ чил нетвердо. Выл получен приказ кораблю выйти з море. Быстро отдали концы, выполнили задание и возвратились в базу. Когда ош­ вартовались, Ткач пошел в провизионную, чтобы выдать коку продукты для приго­ товления пищи. В это время он с ужасом вспомнил, что в провизионной ничего но закреплял. С недобрым предчувствием матрос открыл дверь и был потрясен кар­ тиной. которая была результатом его упу­ щения. На палубе в беспорядке валялись крупа, масло, сахар, сушеные Фрукты, соль, хлеб. Подобных примеров хотя п мало, но они показывают, к ч р м у ведет слабое знание воинами своих обязанностей по приго­ товлению корабля к походу. Об этих неприятных Фактах помнит каждый члел нашего экипажа. Отличник боевой и политической н о г готовкн гвардии старшина 2 статьи Ка­ заков помнит уроки, полученные на ко­ рабле. Теперь он тщательно готовит ма­ териальную часть, внимательно проверя­ ет боевой пост, убеждается, все ли закреп­ лено. Внимательно проверяет и добросовест- но готовит к походу средства визуальной связи и наблюдения гвардии старший мн- Т|<ое Пчрог. Отличники беэвой и полити­ ческой подготовки, классные специали­ сты Рыбалко, Болотченко и другие пов­ седневно требуют от подчиненных не только твердого знания материальной ча­ сти. но и глубокого изучения инструк­ ции, уставов, своих обязанностей и чет­ кого их выполнения. Море безжалостно & слабосильным, нерадивым людям. II мы, военные моряки, не должны мириться да­ же с малейшим проявлением халатности и расхлябанности. Тщательная и всесторонняя подготовка к каждому выходу в море — дело перво­ степенной важности. Любой поход должен готовиться и проводиться в строгом соот­ ветствии с требованиями устава, инструк­ ций и наставлений. В этом — залог от­ личного решения учебных задач, основа повышения боевого мастерства моряков. М. КАРПОВ. Бдительно несут сигнальную вахту мира Афанасенко. З а умелое воспитание подчиненные старшины 2 статьи Владн - подчиненных и безупречную службу Не допускать условностей в боевой учёбе Матросы и старшины на­ шего корабля, решая в море учебные задачп. вое глубже овладевают специальностью, учатся в походных условиях безупречно управлять оружи­ ем и техникой. Тренировки з море закрепляют и развивают знания и практические на­ выки воинов. Матрос Солопов, прибыв на корабль. попал в команду опытного воспитателя, клас­ сного специалиста старшины 1 статьп Стогний. На послед­ нем походе воин показал, что х о р о ш о у с в о и л в>'о. чему его учил старшина. Он образцово нес ходовую вахту на горе­ нии. М о р я к является л у ч ш и м специалистом подразделения. После похода командир по­ ощрил матроса. А ведь на первых порах воину не всегда удавалось преодолеть трудности, не хва­ тало опыта в обслуживании техники. Он долго не мог освоить запуск и обслужива­ ние нефтяного турбонасоса. Старшина 1 статьи Стопами и старшина 2 статьи Зинен- ко терпеливо учили матроса. Вскоре Солопов твердо ус­ воил все процессы, происходя­ щие в механизме, понял, как распределяются силы при ра­ боте насоса. Солопов запомнил располо­ жение и устройство нефтя­ ной системы. Несколько ваз старшина Зпненко заставлял его проходить по трюмам, ощупывать каждый отросток, каждый клапан нефтяной ма­ гистрали. а затем вычерчи­ вать их на бумаге. Благодаря таким занятиям матрос хо­ рошо изучил технику. На всех боевых постах идет напряженная учеба. Ма­ тросы под руководством стар­ шин привыкают к трудно­ стям. вырабатывают в себе выносливость. Нелегко нести вахту у масляных насосов старшим матросам Резникову и Екимовокому. Но моряки понимают важность выложен­ ной на них задачп. Несмотря на в ы с о к у ю температуру з помещении, специалисты от­ лично выполняют обязанно­ сти. Моряки электромеханиче­ ского подразделения настой­ чиво учатся бороться за жи­ вучесть корабля. Они доби­ лись неплохих успехов, но не останавливаются на достигну­ том, в каждом походе повы­ шают свои знания и практи­ ческие навыки. В то время, как находящиеся на вахю матросы обеспечивали задан­ ный ход и маневрирование корабля, главный старшина .Тебедев с подчиненными от­ рабатывал нормативы оо включени ю водоотливных средств при* осуШении поме­ щений своего боевого поста. Главный старшина дал ма­ тросу Кузнецову вводную: — Включить водоотливные срелства креповых отооков! Кузнецов быстро нашел н у ж н ы й ключ, открыл п а л у б ­ ную втулку. Вставпв ключ, он начал открывать клапан рабочей воды. При этом ма­ трос допустил ошибку, к о т и ­ р у ю спазу же заметил коман­ дир. П все это потому, что матрос Кузнецов допускал ус­ ловности в учебе, слабо запо­ минал приемы, которые пока­ зывал его командир. — Отставить! — скоман­ довал Лебедев. — Неправиль­ но делаете. Сначала надо от­ крыть отливной клпнкет, а затем клапан рабочей воды. Повторить! На этот раз Кузнецов все переключения производит правильно. Главный старши­ на Лебедев усложняет усло­ вия тренировки. Матрос дей­ ствует увереннее. Вскоре он докладывает: — Товарищ главный стар­ шина. водоотливные средства включены! Главный старшина смотрит на часы, проверяет включе­ ния. Все сделано правильно. Норматив выполнен. Использовать для боевой учебы каждую минуту пре­ бывания в море — золотое правило моряков корабля. Матросы и старшины пони­ мают. что поход — лучшая практическая школа, и поэто­ му не жалеют сил для повы­ шения своего боевого мастер­ ства. Старший матрос А. САПОЖНИКОВ. старшина 2 статьи Афлнасенко награжден нагрудным знаком «Отличный связист». НА СНИМКЕ : специалист первого класса старшина 2 статьи Владимир Афанасенко (в центре) и его подчиненные (слева направо) старшие матросы Николай Таистов, Леонид Сиротченко и матрос Вячеслав Голомыздо на сиг­ нальной вахте. Фото И. Ннкншова. С и г н а л ь щ и к и На море опустился густой туман. В это время походную вахту несли старшина 2 статьи Бекасов и старший матрос Однорог. Они зорко всматривались в туманную мглу. На значительном расстоянии от корабля появилось встречное судно. Об этом почти одновременно доложили обз сигнальщика. Они не ослабляли бдительность в течение все­ го похода, работали четко и слаженно, докладывали громко В борьбе с трудностями и точно. Командир остался доволен работой подчиненных. Корабль вернулся в базу. Бекасов и Однорог быстро при­ вели свои заведывания в порядок. Они всегда готовы отпра­ виться в поход, нести вахту в любых условиях, преодолевать любые трудности. # Матрос М. СОЛОНЕЦ. Северный ветер рвет снасти. Зловеще переваливаются крутые гребни волн, обла­ ивая брызгами ходовой мостик, где стар­ шие матросы Румянцев и Невенкпн не­ сут походную вахту. Лобовые стекла бы­ стро покрываются брызгами и тускнеют. Сигнальщики вынуждены подставлять лицо под ветер и брызги морокой воды, чтобы успешно наблюдать за обстановкой на море н в воздухе. А, кроме того, еще много дел. Корабл:- вызывают. Нужно во-еремя ответить на позывные и принять семафор. На другом корабле поднят сигнал, его нужно быстро и правильно разобрать и отрепетовать. Только ловкий, хорошо натренированный и знающий свое дело сигнальщик может успешно обеспечивать корабль наблюде­ нием и связью в любых условиях. А Ру­ мянцев и Невенкпн — закаленные вои­ ны. Кто, как не сигнальщик, больше все­ го ощущает на себе трудности штормо­ вых походоз? Может быть поэтому вои­ ны так сильно любят свою специаль­ ность п гордятся ею. Румянцев и Невенкпн твердо усвоили свое дело, стали отличниками боевой и no-,"-"-"ociRofi подготовки. Румянцев ус­ пешно сдал зачеты на специалиста вто­ рого класса. За бдительное несение вах­ ты воин награжден личной фотографиче­ ской карточкой, где он снят у разверну ­ того Знамени корабля. Невенкин настой­ чиво изучает свое дело. Он не желагт отставать от своего товарища, утюрно го­ товится к сдаче на классность. Его ус­ пехи в боевой подготовке также отме­ чены. Сейчас сигнальщикам аужно принять семафор и правильно доложить. Все сиг­ налы Румянцев и Невенкпн принимают без искажений, а их работа на передачу отличается четкостью и быстротой. Сразу видно, моряки тренировались кропотливо и у п о р н о . Любовно и заботливо содержат сигналь­ щики заведывание. Невенкин обслужива­ ет сигнальный прожектов и фонарь-луч ппавого борта. Румянцев — левого бортз. Приборы находятся в образцовом состоя­ нии и безотказно действуют на походе. Вое медные предметы мостика начищены до блеска, рыбины тщательно надраены, чехлы на приборах радуют белизной. Много хлопот и трудностей вызывает мытье мачты. Но Румянцев и Невенкин охотно поднимаются на белоснежные ноки рея, обвязавшись беседочным узлом реги­ стрирующего конца, сидят на беседке и умело орудуют щеткой, чисто отмывают свежеокрашенную поверхность мачты. Ра­ ботая, они спускаются вниз по треногам мачты, стараясь не отстать один от дру­ гого. Румянцев и Невенкин всесторонне го- тог ятея к сдаче экзаменов на специа­ листов высокого класса. Они знают, ка­ кие серьезные требования пред'являются к советскому моряку. Ю. ГУРКИН . Мужество минёра Внезапно корабль остановился. Тот­ час ж е на ют приб>ыл помощник коман­ дира корабля. Оказалось, что на вин г попала часть рыбацкой сети. Нельзя допустить, чтобы корабль остался без хода. В то ж е время ход машинам д а в а т ь опасно. Это грозит аварией Надо срочно спускать за борт челове­ ка и освободить винты. К офицеру подошел минер матрос Панин и попросил разрешения прыг­ нуть за борт. Получив разрешение, он скользнул з а борт и скрылся под во­ дой. Холод пронизал все тело моряка. Но воин не растерялся. Он поднырнул под корабль и несколькими ударами ножа перерезал сетку. Матрос появил­ ся на поверхности. На него смотрели десятки товарищей. З а т ем снова минер скрылся под водой. Медленно тянулось время. Все с нетерпением жд али , когда вынырнет Панин... Когда мужественный моряк поднялся на палубу, командир пожал ему руку. Корабль снова мог двигаться. В этом немалая заслуга матроса Панина, ко­ торый проявил инициативу, смелость и физическую выносливость. Когда ко­ рабль возвратился в базу, командир поощрил мужественного воина. А. ВОНДАРЕНКО ; ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ БЕРЕЧЬ НАРОДНОЕ И ВОЕННОЕ ДОБРО Постоянная забота об охране социали­ стической собственности и экономном рас­ ходовании средств является нормой пове­ дения советских людей, воспитанных Коммунистичсскон иарти р ii. Несомненно, в каждом подразделении имеются возможности содержать боевую технику, механизмы и различное воелно- тсхничее.кос имущество в образцовом по­ рядке. Для того, чтобы максимально ис­ под ь-./ 1 р,ать эти возможности и добиться успехов в борьбе за экономию, обеспечить бережное отношение к народному и воен­ ному имуществу, офицеры должны моби­ лизовать н а это дело всех матросов, сер­ жантов и старшин. На любом участке работы военного хо­ зяйства есть немалые резервы для сокра­ щения непроизводительных расходов. Так, например. п р и оборке тары под техниче­ ское имущество требовалось производить сложные операции, вырезать различные конфигурации в зависимости от конструк­ ции того или иного агрегата. В подразде­ лении эру работу выполнить не представ­ лялось возможности. Но здесь помогают смекалка п находчивость. Офицер Гуляев и отаршпй сержант Семчук занялись раз­ решением этой проблемы. Ими была, скон­ струирована и установлена своими сила­ ми пила, на которой можно было выпол­ нять все операции для сборки тары. Та­ ким образом сэкономлены значительные срелства. Рядовой Васильев внес ценное предло­ жение использовать для строительства навесов негодную укупорку (ящики). Обычно негодная укупорка списывалась п отдавалась на к у х н ю д л я т о п к и п л и т ы . Осуществив предложение рядового Ва­ сильева. воины построили вполне пригод­ ное помещение для сохранения военного имущества. В результате этого было сэко­ номлено свыше пяти тысяч рублей. Пли вот другой пример. Территория, на которой хранилось имущество одного под­ разделения, отводилась под стройку до­ ма. 110 мандование подразделения постави­ ло задачу перед личным составом — в кратчайший срок оборудовать новую площадку для хранения имущества. Эту работу возглавили сержанты Федоров и Микоянов. Они своим личным примеpooi. смекалкой, распорядительностью и деловой настойчивостью сумели мобилизовать коллектив на своевременное и успешное решение поставленной командованием за­ дачи. Настоящую бережливость проявляет тот воин, который отлично знает свое дело, глубоко, до мельчайших деталей изучает материальную часть, умеет выжать из техники все. что она способна дать. Задача матросов, старшин и сержантов з а к л ю ч а е т с я в том. чтобы бережно хра­ нить военное и народное имущество. В. АЛЕКСЕЕВ . ------- О ------------------- По следам неопубликованных писем Офицер А. Матвеев прислал в редак­ цию письмо о плохой организации работ на строительном участке. Письмо было направлено в Строительное управление Северного флота для расследования и принятия мер. Редакцией ио.тучен ответ, в котором сообщается о принятых мерах по этому письму. Так. выдача нарядоз-заданпй на следующий день производится еже­ дневно накануне, с учетом наличия ма­ териалов и подготовленности рабочего ме­ ста. Производительность труда личного состава подсчитыв? л е я ежедневно и при­ нимаются меры к ее повышению. Для •полного обеспечения участка раствором установлена вторая растворомешалка. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Теория и программа Коммунистической партии по национальному вопросу Марксизм-ленинизм придает огромное значение национальному вопросу, как со­ ставной и неразрывной части вопроса о победе социалистической революции, об установлении и укреплении диктатуры рабочего класса. Маркс и Энгельс дали основные, от правные идеи по национальному вопросу Основоположники научного коммунизма •указывали, что уничтожить национальное угнетение можно только путем свержения господства эксплуататоров и установле­ ния диктатуры пролетариата. «В той же мере, — говорится в «Манифесте Комму­ нистической партии», — в какой будет уничтожена эксплуатация одного индиви­ дуума другим, уничтожена будет и экс­ плуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой». Оппортунистические лидеры партий II Интернационала, встав на путь реви­ зии марксизма, на путь отказа от клас­ совой борьбы пролетариата, стремились извратить марксистское учение по основ­ ным вопросам пролетарской революции, в том числе и по национальному вопросу. Они пассматривалн национальный вопрос, как отдельный, частный вопрос, не име­ ющий связи с революционным рабочим движением, с борьбой за пролетарскую диктатуру. Такая позиция партий II Ин­ тернационала по национальному вопросу разобщала силы пролетариата, ослабляла общий напор угнетенных масс на капи­ тализм и тем самым помогала буржуазия п р о в о д и т ь политику национального угне­ тения. Великая заслуга В. И. Ленина и его верного ученика И. В. Сталина перед 1 нк-сийским и международным революци­ онным рабочим движением состоит в том, что они в своих трудах по национально­ му вопросу нанесли сокрушительный удар западноевропейским оппортунистам и их русским собратьям — меньшевика^! и бундовцам н развили дальше идеи марк сизма по национальному вопросу. В. И. Ленин собрал воедино все идеи Маркса — Энгельса по национальному вопросу в стройную систему взглядов о национально-колониальных революциях в эпоху империализма, связал национально­ колониальный вопрос с вопросом о свер­ жении империализма и оэ'явил нацио­ нально-колониальный вопрос составной честью общего вопроса о пролетарской революции. Впервые в ис то рии марксизма Ленин выработал теоретическую программ-v про­ летарской партии по национальному во­ просу и выдвинул новый, пролетарский метод уничтожения всякого национально­ го гнета и неравенства наций. В. И. Ленин неустанно призывал трудя­ щихся всех национальностей России к дружной, совместной борьбе за уничто­ жение социального и национального гне­ та. Еще полвека назад, в период подго­ товки II с ’езда РСДРП, положившего на­ чало революционной марксистской партии в России. Ленин в своей статье «Нацио­ нальный вопрос в надпей программе» пи­ сал: «...Только самый полный и самый тесный союз с русским пролетариатом способен удовлетворить требованиям те­ кущей. данной политической борьбы против самодержавия, только такой союз даст гарантию подлогу политического ч экономического освобождения» (Соч., т. G, стр. 420 ). В своих выступлениях при обсуждении шхкчкта программы партии на II с ’езде РСДРП в 1903 году В. И. Ленин дал решительный отпор бундовцам и поль­ ским социал-демократам. выступавшим пготпв включения в программу пункта о праве наций на самоопределение, отстоял п р и н ц и п ы пролетарского интернациона­ лизма в строительстве марксистской пар­ тии и в рабочем движении. В принятой II партийным с ’ездом программе РСДРП выдвигались следующие важнейшие тре­ бования по национальному вопросу: пол­ ная равноправность всех граждан, неза­ висимо ог расы и национальности; право населения получать образование на род­ ном языке, обеспечиваемое созданием за счет государства и органов самоуправле­ ния необходимых для этого школ: право каждого гражданина об’ясняться на род­ ном языке на собрании; введение родного ят'ьгка наравне с государственным во всех местных общественных и государствен­ ных учреждениях; право на самоопреде­ ление за всеми нациями, входящими в состав государства. Э ти важнейшие программные положе­ ния большевизма получили дальнейшее развитие в работах В. И. Ленина «Кри­ тические заметки по национальному во­ просу», «О праве наций на самоопреде­ ление» и в произведении П. В. Сталина «Марксизм п национальный вопрос». Эти произведения, написанные накануне пер­ вой мировой войны, когда национальное угнетение все более усиливалось и в Рос­ сии и в других странах, явились круп­ нейшими выступлениями русских рево­ люционных марксистов по национальному вопросу на международной арене. В них еще четыре десятилетня назад была все­ сторонне обоснована теория и программа революционно-марксистской партии по национальному вопросу. * * « «Русские марксисты давно уже имеют свою теорию нации, — писал И. В. ■талин. — По этой теории нация есть ис­ торически сложившаяся устойчивая об­ щность людей, возникшая на базе общно­ сти четырех основных признаков, а имен­ но: на базе общности языка, общности территории, общности экономической жиз­ ни и общности психического склада, про­ являющегося в общности специфических особенностей национальной культуры» (Соч., т. 11, стр. 333 ). Только совокупность всех этих четырех признаков определяет нацию. Ни один из указанных признаков, взятый в отдельно­ сти, не достаточен для определения нации, так же как отсутствие хотя бы одного из них ведет к тому, что нация перестает быть нацией. Точно так же теоретически несостоя­ тельны любые попытки расширить опре­ деление нации. Известно, что И. В. Сталин дал решительный отпор попытке некото­ рых «теоретиков» добавить к четырем ос­ новным признакам нации еще один, пя­ тый признак — наличие своего собствен­ ного обособленного национального государ­ ства. Эта попытка носит явно реакцион­ ный характер, так как она направлена на то, чтобы вычеркнуть из числа наций все угнетенные народы, лишенные националь­ ной государственности, и тем самым оп­ равдать империалистический гнет в коло­ ниях. Марксистско-ленинская теория нации— подлинно научная теория. Она нанесла со­ крушительный удар по антинаучным тео­ риям нации, выдвигавшимся так назы­ ваемыми австромарксистами Отто Бауэрим, Карлом Реннером (Р. Шпрингером) и про­ чими оппортунистами. Австромаркспсты определяли нацию, как союз одинаково мы­ слящих и одинаково говорящих людей, как некую, не связанную с землей, куль­ турную общность или как совокупность людей, связанных общностью националь­ ного характера, которая сложилась на поч­ ве общности судьбы. Ленинизм учит, что история образова­ ния наций неотделима от конкретных ус­ ловий жизни людей. Нации образовались путем смешения, скрещивания, слияния людей различных рас и племен в опреде­ ленных исторических условиях. Например, итальянская нация сложилась из римлян, германцев, этпусков, греков, арабов и т. д. Французская нация — из галлов, римлян, бриттов, германцев. Из различных рас и племен сложились в нации англича­ не. немцы и т. д. Одним из признаков нации является общность языка. Марксизм-ленинизм ука­ зывает, что национальный язык склады­ вается в определенных исторических ус ­ ловиях . Языки народностей превратились в национальные языки с появлением ка­ питализма, в период ликвидации феодаль­ ной раздробленности и образования едино­ го национального рынка. Национальные языки являются не классовыми, а обще­ народными, общими для всех членов на­ ции. Руководствуясь этим положением ле­ нинизма, Коммунистическая партия разоб­ лачила вредную проповедь «школы» Мар- ра о классовом характере языка. Нация невозможна без общности терри­ тории, ибо только вследствие длительной совместной жизни людей на одной терри­ тории, в результате их регулярных обще­ ний, укрепляющихся из поколения в по­ коление. складывается нация. Общность языка и территории еще не составляет нации. Необходима еще внут­ ренняя экономическая связь, скрепляю­ щая отдельные части нации в одно целое. Общность экономической жизни, экономи­ ческая связанность отдельных областей в единое национальное целое появляется в процессе ломки феодальной разобщенности, в период установления капиталистическо­ го способа производства, когда буржуазия в погоне за прибылями вовлекает в свою орбиту изолированные друг от друга тер­ ритории, связывает их в единый хозяйст­ венный организм. Поэтому появление бур­ жуазных наций относится к эпохе полни­ мающегося капитализма. Нации отличаются друг от друга не только но условиям их жизни, но н ио ду­ ховному облику пли по «национальному характеру», выражающемуся в особенно­ стях национальной культуры. В течение длительного времени у них вырабатывает­ ся своеобразный психический склад, на­ кладывающий особый отпечаток на людей определенной нации и проявляющийся в национальной культуре. Марксизм-ленинизм учит, что «нацио­ нальный характер» не есть нечто неиз­ менное. Он изменяется вместе с измене­ ниями условий жизни нации, в связи с той обстановкой, в которой живут и раз­ виваются нации. Великая Октябрьская со­ циалистическая революция, победа социа­ лизма привели к серьезнейшему изменению национального характера русских и ук­ раинцев, белорусов и молдаван, латышей и казахов — всех советских народов. Марксистско-ленинская теория нации наносит сокрушительный удар по буржу­ азным теориям нации, которые исходят из отождествления законов биологии с зако­ нами развития оощества, пытаются «дока­ зать» божественное происхождение наций, выдвигают так называемые расовые тео­ рии происхождения наций. Сторонники ра­ совых теорий стремятся «доказать» суще­ ствование «высших» и «низших» рас. Эти теории направлены на оправдание ра­ совой дискриминации и национального гнета империалистических хищников, слу­ жат «теоретическим» обоснованием бредо­ вых планов амерпканского империализма, стремящегося к установлению своего ми­ рового господства. Реакционные «теории» идеологов импе­ риализма о «высших» и «нпзшпх» расах и нациях уже давно разоблачены истори­ ческой практикой, жизнью. Освободившись от ига империализма и встав на путь слроительства повой, социалистически и жизни, ранее угнетенные народы нашей страны добились огромных успехов в эко­ номической, политической и культурной областях, доказали свою способность к ве­ ликому историческому творчеству. •я -яг <г Марксистско-ленинская теория нации служит научной основой правильного по­ нимания истории возникновения наций и национальных движений и их природы. Опираясь на Эту теорию, Коммунистиче­ ская партия безошибочно определяет так ­ тику пролетариата в различные периоды национальных движений. При разработке своей национальной программы партия базировалась на ленин­ ском положении о двух исторических тен­ денциях в национальном вопросе. «Разви­ вающийся капитализм. — писал В. II. Ленин. — знает две исторические тен­ денции в национальном вопросе. Первая: побуждение национальной жизни и на­ циональных движений, борьба против вся­ кого национального гнета.^ создание наци­ ональных государств. Вторая: развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегоро­ док. создание интернационального единст­ ва капитала, экономической жизни вооб­ ще. политики, науки и т. д.» (Соч.. т. 20, стр. 11). Первая тенденция преобладает в эпоху восходящего капитализма, вторая— в эпо­ ху империализма. Программа революцион­ но-марксистской партии пролетариата обя­ зана считаться с обеими этими тенденция­ ми. вступающими в условиях империалкз-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz