На страже Заполярья. 1954 год. Август.
И а с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 августа 1954 г.. 1^3 (5925). з г о д — н а ш а , ш ж е о л а , ш о р с х с а я 4dia т*г Т> У с п е х г о т о в и т с я в б а з е Только человек. обогащен ныП опытом п знаниями. обладающий большой силон воли, у м р ю ш и й потребовать выполнения ei:o]! х ипи калан и ii пли четко выполнять п<*л\ченные приказания, может вступать я спор го стихией и побеждать ее. Море не любит ш у т и т ь и жестоко наказывает т р х , кто оплошал. Некоторые мори к и недооценивают это- то. По команде «Корабль к походу изго товить!» они недоброкачественно выполня ют и н с т р у к ц и ю . Нередко это делается по халатности, п о расгеянности. которые под час п р р р х о д я т в п р и в ы ч к у . Конечно, по добно» явление недопустимо. Вот что рассказывает об этом гвардии старшина 2 статьи Казаков. — Но сигналу я еше раз быстро про читал и н о т п у к п и ю по приготовлению ко рабля к походу, но не вдумался в неко торые ее п у н к т ы . Как обычно, пригото вил материальную часть своего поста к действию и доложил об этом командиру, но забыл о том. что v меня в рубке на ходятся недавно полученные запасные чнети и приборы п еше не распределен ные по своим штатным местам. Они оста лись не закрепленными. В море за эту ошибку пришлось поплатиться. И был второй случаи. Однажды п р п приготовлении корабля к походу гвардии матрос Хазов недостаточ но точно установил стойки штормовых лееров. Во время шторма под нагрузкой они могли выскочить из своих гнезд. Проверяя приготовление корабля к похо ду. офицер обнаружил недоделку и выз вал к *-ебе Хазова. — Вы все приготовили к походу? — спросил он — Так точно, п р и г о т о в и л . — Плохо приготовили!.. Леерные стопки но укреплены. Вот представьте, что во время шторма кто-нибудь из эки пажа ваялся бы за леер, натянутый ва ми. Стойка выскочила бы из гнезда. и матрос упал за борт. А вот c h i p случай. Корабль в поход*.*. PaxTPHHosnv офицеру понадобился один документ, находящийся в каюте. Он по слал за ним рассыльного. Минуту спустя тот прибежал на ходовой мостик и доло- дли : — В каюту через открытый иллюми натор попала вода. Так из-за того, что одттн матрос, не выполнил требование инструкции, были попорчены некоторые важные документы. Хочется вспомнить п еще один поу чительный пример. На корабль прибыл молодой матрос Ткач. Свою специаль ность он знал и обязанности выполнял хорошо. Но воин одно упустил: инструк цию по приготовлению корабля к походу читал невнимательно, не вникал в смысл каждого пункта, а, следовательно, выу чил нетвердо. Выл получен приказ кораблю выйти з море. Быстро отдали концы, выполнили задание и возвратились в базу. Когда ош вартовались, Ткач пошел в провизионную, чтобы выдать коку продукты для приго товления пищи. В это время он с ужасом вспомнил, что в провизионной ничего но закреплял. С недобрым предчувствием матрос открыл дверь и был потрясен кар тиной. которая была результатом его упу щения. На палубе в беспорядке валялись крупа, масло, сахар, сушеные Фрукты, соль, хлеб. Подобных примеров хотя п мало, но они показывают, к ч р м у ведет слабое знание воинами своих обязанностей по приго товлению корабля к походу. Об этих неприятных Фактах помнит каждый члел нашего экипажа. Отличник боевой и политической н о г готовкн гвардии старшина 2 статьи Ка заков помнит уроки, полученные на ко рабле. Теперь он тщательно готовит ма териальную часть, внимательно проверя ет боевой пост, убеждается, все ли закреп лено. Внимательно проверяет и добросовест- но готовит к походу средства визуальной связи и наблюдения гвардии старший мн- Т|<ое Пчрог. Отличники беэвой и полити ческой подготовки, классные специали сты Рыбалко, Болотченко и другие пов седневно требуют от подчиненных не только твердого знания материальной ча сти. но и глубокого изучения инструк ции, уставов, своих обязанностей и чет кого их выполнения. Море безжалостно & слабосильным, нерадивым людям. II мы, военные моряки, не должны мириться да же с малейшим проявлением халатности и расхлябанности. Тщательная и всесторонняя подготовка к каждому выходу в море — дело перво степенной важности. Любой поход должен готовиться и проводиться в строгом соот ветствии с требованиями устава, инструк ций и наставлений. В этом — залог от личного решения учебных задач, основа повышения боевого мастерства моряков. М. КАРПОВ. Бдительно несут сигнальную вахту мира Афанасенко. З а умелое воспитание подчиненные старшины 2 статьи Владн - подчиненных и безупречную службу Не допускать условностей в боевой учёбе Матросы и старшины на шего корабля, решая в море учебные задачп. вое глубже овладевают специальностью, учатся в походных условиях безупречно управлять оружи ем и техникой. Тренировки з море закрепляют и развивают знания и практические на выки воинов. Матрос Солопов, прибыв на корабль. попал в команду опытного воспитателя, клас сного специалиста старшины 1 статьп Стогний. На послед нем походе воин показал, что х о р о ш о у с в о и л в>'о. чему его учил старшина. Он образцово нес ходовую вахту на горе нии. М о р я к является л у ч ш и м специалистом подразделения. После похода командир по ощрил матроса. А ведь на первых порах воину не всегда удавалось преодолеть трудности, не хва тало опыта в обслуживании техники. Он долго не мог освоить запуск и обслужива ние нефтяного турбонасоса. Старшина 1 статьи Стопами и старшина 2 статьи Зинен- ко терпеливо учили матроса. Вскоре Солопов твердо ус воил все процессы, происходя щие в механизме, понял, как распределяются силы при ра боте насоса. Солопов запомнил располо жение и устройство нефтя ной системы. Несколько ваз старшина Зпненко заставлял его проходить по трюмам, ощупывать каждый отросток, каждый клапан нефтяной ма гистрали. а затем вычерчи вать их на бумаге. Благодаря таким занятиям матрос хо рошо изучил технику. На всех боевых постах идет напряженная учеба. Ма тросы под руководством стар шин привыкают к трудно стям. вырабатывают в себе выносливость. Нелегко нести вахту у масляных насосов старшим матросам Резникову и Екимовокому. Но моряки понимают важность выложен ной на них задачп. Несмотря на в ы с о к у ю температуру з помещении, специалисты от лично выполняют обязанно сти. Моряки электромеханиче ского подразделения настой чиво учатся бороться за жи вучесть корабля. Они доби лись неплохих успехов, но не останавливаются на достигну том, в каждом походе повы шают свои знания и практи ческие навыки. В то время, как находящиеся на вахю матросы обеспечивали задан ный ход и маневрирование корабля, главный старшина .Тебедев с подчиненными от рабатывал нормативы оо включени ю водоотливных средств при* осуШении поме щений своего боевого поста. Главный старшина дал ма тросу Кузнецову вводную: — Включить водоотливные срелства креповых отооков! Кузнецов быстро нашел н у ж н ы й ключ, открыл п а л у б ную втулку. Вставпв ключ, он начал открывать клапан рабочей воды. При этом ма трос допустил ошибку, к о т и р у ю спазу же заметил коман дир. П все это потому, что матрос Кузнецов допускал ус ловности в учебе, слабо запо минал приемы, которые пока зывал его командир. — Отставить! — скоман довал Лебедев. — Неправиль но делаете. Сначала надо от крыть отливной клпнкет, а затем клапан рабочей воды. Повторить! На этот раз Кузнецов все переключения производит правильно. Главный старши на Лебедев усложняет усло вия тренировки. Матрос дей ствует увереннее. Вскоре он докладывает: — Товарищ главный стар шина. водоотливные средства включены! Главный старшина смотрит на часы, проверяет включе ния. Все сделано правильно. Норматив выполнен. Использовать для боевой учебы каждую минуту пре бывания в море — золотое правило моряков корабля. Матросы и старшины пони мают. что поход — лучшая практическая школа, и поэто му не жалеют сил для повы шения своего боевого мастер ства. Старший матрос А. САПОЖНИКОВ. старшина 2 статьи Афлнасенко награжден нагрудным знаком «Отличный связист». НА СНИМКЕ : специалист первого класса старшина 2 статьи Владимир Афанасенко (в центре) и его подчиненные (слева направо) старшие матросы Николай Таистов, Леонид Сиротченко и матрос Вячеслав Голомыздо на сиг нальной вахте. Фото И. Ннкншова. С и г н а л ь щ и к и На море опустился густой туман. В это время походную вахту несли старшина 2 статьи Бекасов и старший матрос Однорог. Они зорко всматривались в туманную мглу. На значительном расстоянии от корабля появилось встречное судно. Об этом почти одновременно доложили обз сигнальщика. Они не ослабляли бдительность в течение все го похода, работали четко и слаженно, докладывали громко В борьбе с трудностями и точно. Командир остался доволен работой подчиненных. Корабль вернулся в базу. Бекасов и Однорог быстро при вели свои заведывания в порядок. Они всегда готовы отпра виться в поход, нести вахту в любых условиях, преодолевать любые трудности. # Матрос М. СОЛОНЕЦ. Северный ветер рвет снасти. Зловеще переваливаются крутые гребни волн, обла ивая брызгами ходовой мостик, где стар шие матросы Румянцев и Невенкпн не сут походную вахту. Лобовые стекла бы стро покрываются брызгами и тускнеют. Сигнальщики вынуждены подставлять лицо под ветер и брызги морокой воды, чтобы успешно наблюдать за обстановкой на море н в воздухе. А, кроме того, еще много дел. Корабл:- вызывают. Нужно во-еремя ответить на позывные и принять семафор. На другом корабле поднят сигнал, его нужно быстро и правильно разобрать и отрепетовать. Только ловкий, хорошо натренированный и знающий свое дело сигнальщик может успешно обеспечивать корабль наблюде нием и связью в любых условиях. А Ру мянцев и Невенкпн — закаленные вои ны. Кто, как не сигнальщик, больше все го ощущает на себе трудности штормо вых походоз? Может быть поэтому вои ны так сильно любят свою специаль ность п гордятся ею. Румянцев и Невенкпн твердо усвоили свое дело, стали отличниками боевой и no-,"-"-"ociRofi подготовки. Румянцев ус пешно сдал зачеты на специалиста вто рого класса. За бдительное несение вах ты воин награжден личной фотографиче ской карточкой, где он снят у разверну того Знамени корабля. Невенкин настой чиво изучает свое дело. Он не желагт отставать от своего товарища, утюрно го товится к сдаче на классность. Его ус пехи в боевой подготовке также отме чены. Сейчас сигнальщикам аужно принять семафор и правильно доложить. Все сиг налы Румянцев и Невенкпн принимают без искажений, а их работа на передачу отличается четкостью и быстротой. Сразу видно, моряки тренировались кропотливо и у п о р н о . Любовно и заботливо содержат сигналь щики заведывание. Невенкин обслужива ет сигнальный прожектов и фонарь-луч ппавого борта. Румянцев — левого бортз. Приборы находятся в образцовом состоя нии и безотказно действуют на походе. Вое медные предметы мостика начищены до блеска, рыбины тщательно надраены, чехлы на приборах радуют белизной. Много хлопот и трудностей вызывает мытье мачты. Но Румянцев и Невенкин охотно поднимаются на белоснежные ноки рея, обвязавшись беседочным узлом реги стрирующего конца, сидят на беседке и умело орудуют щеткой, чисто отмывают свежеокрашенную поверхность мачты. Ра ботая, они спускаются вниз по треногам мачты, стараясь не отстать один от дру гого. Румянцев и Невенкин всесторонне го- тог ятея к сдаче экзаменов на специа листов высокого класса. Они знают, ка кие серьезные требования пред'являются к советскому моряку. Ю. ГУРКИН . Мужество минёра Внезапно корабль остановился. Тот час ж е на ют приб>ыл помощник коман дира корабля. Оказалось, что на вин г попала часть рыбацкой сети. Нельзя допустить, чтобы корабль остался без хода. В то ж е время ход машинам д а в а т ь опасно. Это грозит аварией Надо срочно спускать за борт челове ка и освободить винты. К офицеру подошел минер матрос Панин и попросил разрешения прыг нуть за борт. Получив разрешение, он скользнул з а борт и скрылся под во дой. Холод пронизал все тело моряка. Но воин не растерялся. Он поднырнул под корабль и несколькими ударами ножа перерезал сетку. Матрос появил ся на поверхности. На него смотрели десятки товарищей. З а т ем снова минер скрылся под водой. Медленно тянулось время. Все с нетерпением жд али , когда вынырнет Панин... Когда мужественный моряк поднялся на палубу, командир пожал ему руку. Корабль снова мог двигаться. В этом немалая заслуга матроса Панина, ко торый проявил инициативу, смелость и физическую выносливость. Когда ко рабль возвратился в базу, командир поощрил мужественного воина. А. ВОНДАРЕНКО ; ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ БЕРЕЧЬ НАРОДНОЕ И ВОЕННОЕ ДОБРО Постоянная забота об охране социали стической собственности и экономном рас ходовании средств является нормой пове дения советских людей, воспитанных Коммунистичсскон иарти р ii. Несомненно, в каждом подразделении имеются возможности содержать боевую технику, механизмы и различное воелно- тсхничее.кос имущество в образцовом по рядке. Для того, чтобы максимально ис под ь-./ 1 р,ать эти возможности и добиться успехов в борьбе за экономию, обеспечить бережное отношение к народному и воен ному имуществу, офицеры должны моби лизовать н а это дело всех матросов, сер жантов и старшин. На любом участке работы военного хо зяйства есть немалые резервы для сокра щения непроизводительных расходов. Так, например. п р и оборке тары под техниче ское имущество требовалось производить сложные операции, вырезать различные конфигурации в зависимости от конструк ции того или иного агрегата. В подразде лении эру работу выполнить не представ лялось возможности. Но здесь помогают смекалка п находчивость. Офицер Гуляев и отаршпй сержант Семчук занялись раз решением этой проблемы. Ими была, скон струирована и установлена своими сила ми пила, на которой можно было выпол нять все операции для сборки тары. Та ким образом сэкономлены значительные срелства. Рядовой Васильев внес ценное предло жение использовать для строительства навесов негодную укупорку (ящики). Обычно негодная укупорка списывалась п отдавалась на к у х н ю д л я т о п к и п л и т ы . Осуществив предложение рядового Ва сильева. воины построили вполне пригод ное помещение для сохранения военного имущества. В результате этого было сэко номлено свыше пяти тысяч рублей. Пли вот другой пример. Территория, на которой хранилось имущество одного под разделения, отводилась под стройку до ма. 110 мандование подразделения постави ло задачу перед личным составом — в кратчайший срок оборудовать новую площадку для хранения имущества. Эту работу возглавили сержанты Федоров и Микоянов. Они своим личным примеpooi. смекалкой, распорядительностью и деловой настойчивостью сумели мобилизовать коллектив на своевременное и успешное решение поставленной командованием за дачи. Настоящую бережливость проявляет тот воин, который отлично знает свое дело, глубоко, до мельчайших деталей изучает материальную часть, умеет выжать из техники все. что она способна дать. Задача матросов, старшин и сержантов з а к л ю ч а е т с я в том. чтобы бережно хра нить военное и народное имущество. В. АЛЕКСЕЕВ . ------- О ------------------- По следам неопубликованных писем Офицер А. Матвеев прислал в редак цию письмо о плохой организации работ на строительном участке. Письмо было направлено в Строительное управление Северного флота для расследования и принятия мер. Редакцией ио.тучен ответ, в котором сообщается о принятых мерах по этому письму. Так. выдача нарядоз-заданпй на следующий день производится еже дневно накануне, с учетом наличия ма териалов и подготовленности рабочего ме ста. Производительность труда личного состава подсчитыв? л е я ежедневно и при нимаются меры к ее повышению. Для •полного обеспечения участка раствором установлена вторая растворомешалка. В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию Теория и программа Коммунистической партии по национальному вопросу Марксизм-ленинизм придает огромное значение национальному вопросу, как со ставной и неразрывной части вопроса о победе социалистической революции, об установлении и укреплении диктатуры рабочего класса. Маркс и Энгельс дали основные, от правные идеи по национальному вопросу Основоположники научного коммунизма •указывали, что уничтожить национальное угнетение можно только путем свержения господства эксплуататоров и установле ния диктатуры пролетариата. «В той же мере, — говорится в «Манифесте Комму нистической партии», — в какой будет уничтожена эксплуатация одного индиви дуума другим, уничтожена будет и экс плуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой». Оппортунистические лидеры партий II Интернационала, встав на путь реви зии марксизма, на путь отказа от клас совой борьбы пролетариата, стремились извратить марксистское учение по основ ным вопросам пролетарской революции, в том числе и по национальному вопросу. Они пассматривалн национальный вопрос, как отдельный, частный вопрос, не име ющий связи с революционным рабочим движением, с борьбой за пролетарскую диктатуру. Такая позиция партий II Ин тернационала по национальному вопросу разобщала силы пролетариата, ослабляла общий напор угнетенных масс на капи тализм и тем самым помогала буржуазия п р о в о д и т ь политику национального угне тения. Великая заслуга В. И. Ленина и его верного ученика И. В. Сталина перед 1 нк-сийским и международным революци онным рабочим движением состоит в том, что они в своих трудах по национально му вопросу нанесли сокрушительный удар западноевропейским оппортунистам и их русским собратьям — меньшевика^! и бундовцам н развили дальше идеи марк сизма по национальному вопросу. В. И. Ленин собрал воедино все идеи Маркса — Энгельса по национальному вопросу в стройную систему взглядов о национально-колониальных революциях в эпоху империализма, связал национально колониальный вопрос с вопросом о свер жении империализма и оэ'явил нацио нально-колониальный вопрос составной честью общего вопроса о пролетарской революции. Впервые в ис то рии марксизма Ленин выработал теоретическую программ-v про летарской партии по национальному во просу и выдвинул новый, пролетарский метод уничтожения всякого национально го гнета и неравенства наций. В. И. Ленин неустанно призывал трудя щихся всех национальностей России к дружной, совместной борьбе за уничто жение социального и национального гне та. Еще полвека назад, в период подго товки II с ’езда РСДРП, положившего на чало революционной марксистской партии в России. Ленин в своей статье «Нацио нальный вопрос в надпей программе» пи сал: «...Только самый полный и самый тесный союз с русским пролетариатом способен удовлетворить требованиям те кущей. данной политической борьбы против самодержавия, только такой союз даст гарантию подлогу политического ч экономического освобождения» (Соч., т. G, стр. 420 ). В своих выступлениях при обсуждении шхкчкта программы партии на II с ’езде РСДРП в 1903 году В. И. Ленин дал решительный отпор бундовцам и поль ским социал-демократам. выступавшим пготпв включения в программу пункта о праве наций на самоопределение, отстоял п р и н ц и п ы пролетарского интернациона лизма в строительстве марксистской пар тии и в рабочем движении. В принятой II партийным с ’ездом программе РСДРП выдвигались следующие важнейшие тре бования по национальному вопросу: пол ная равноправность всех граждан, неза висимо ог расы и национальности; право населения получать образование на род ном языке, обеспечиваемое созданием за счет государства и органов самоуправле ния необходимых для этого школ: право каждого гражданина об’ясняться на род ном языке на собрании; введение родного ят'ьгка наравне с государственным во всех местных общественных и государствен ных учреждениях; право на самоопреде ление за всеми нациями, входящими в состав государства. Э ти важнейшие программные положе ния большевизма получили дальнейшее развитие в работах В. И. Ленина «Кри тические заметки по национальному во просу», «О праве наций на самоопреде ление» и в произведении П. В. Сталина «Марксизм п национальный вопрос». Эти произведения, написанные накануне пер вой мировой войны, когда национальное угнетение все более усиливалось и в Рос сии и в других странах, явились круп нейшими выступлениями русских рево люционных марксистов по национальному вопросу на международной арене. В них еще четыре десятилетня назад была все сторонне обоснована теория и программа революционно-марксистской партии по национальному вопросу. * * « «Русские марксисты давно уже имеют свою теорию нации, — писал И. В. ■талин. — По этой теории нация есть ис торически сложившаяся устойчивая об щность людей, возникшая на базе общно сти четырех основных признаков, а имен но: на базе общности языка, общности территории, общности экономической жиз ни и общности психического склада, про являющегося в общности специфических особенностей национальной культуры» (Соч., т. 11, стр. 333 ). Только совокупность всех этих четырех признаков определяет нацию. Ни один из указанных признаков, взятый в отдельно сти, не достаточен для определения нации, так же как отсутствие хотя бы одного из них ведет к тому, что нация перестает быть нацией. Точно так же теоретически несостоя тельны любые попытки расширить опре деление нации. Известно, что И. В. Сталин дал решительный отпор попытке некото рых «теоретиков» добавить к четырем ос новным признакам нации еще один, пя тый признак — наличие своего собствен ного обособленного национального государ ства. Эта попытка носит явно реакцион ный характер, так как она направлена на то, чтобы вычеркнуть из числа наций все угнетенные народы, лишенные националь ной государственности, и тем самым оп равдать империалистический гнет в коло ниях. Марксистско-ленинская теория нации— подлинно научная теория. Она нанесла со крушительный удар по антинаучным тео риям нации, выдвигавшимся так назы ваемыми австромарксистами Отто Бауэрим, Карлом Реннером (Р. Шпрингером) и про чими оппортунистами. Австромаркспсты определяли нацию, как союз одинаково мы слящих и одинаково говорящих людей, как некую, не связанную с землей, куль турную общность или как совокупность людей, связанных общностью националь ного характера, которая сложилась на поч ве общности судьбы. Ленинизм учит, что история образова ния наций неотделима от конкретных ус ловий жизни людей. Нации образовались путем смешения, скрещивания, слияния людей различных рас и племен в опреде ленных исторических условиях. Например, итальянская нация сложилась из римлян, германцев, этпусков, греков, арабов и т. д. Французская нация — из галлов, римлян, бриттов, германцев. Из различных рас и племен сложились в нации англича не. немцы и т. д. Одним из признаков нации является общность языка. Марксизм-ленинизм ука зывает, что национальный язык склады вается в определенных исторических ус ловиях . Языки народностей превратились в национальные языки с появлением ка питализма, в период ликвидации феодаль ной раздробленности и образования едино го национального рынка. Национальные языки являются не классовыми, а обще народными, общими для всех членов на ции. Руководствуясь этим положением ле нинизма, Коммунистическая партия разоб лачила вредную проповедь «школы» Мар- ра о классовом характере языка. Нация невозможна без общности терри тории, ибо только вследствие длительной совместной жизни людей на одной терри тории, в результате их регулярных обще ний, укрепляющихся из поколения в по коление. складывается нация. Общность языка и территории еще не составляет нации. Необходима еще внут ренняя экономическая связь, скрепляю щая отдельные части нации в одно целое. Общность экономической жизни, экономи ческая связанность отдельных областей в единое национальное целое появляется в процессе ломки феодальной разобщенности, в период установления капиталистическо го способа производства, когда буржуазия в погоне за прибылями вовлекает в свою орбиту изолированные друг от друга тер ритории, связывает их в единый хозяйст венный организм. Поэтому появление бур жуазных наций относится к эпохе полни мающегося капитализма. Нации отличаются друг от друга не только но условиям их жизни, но н ио ду ховному облику пли по «национальному характеру», выражающемуся в особенно стях национальной культуры. В течение длительного времени у них вырабатывает ся своеобразный психический склад, на кладывающий особый отпечаток на людей определенной нации и проявляющийся в национальной культуре. Марксизм-ленинизм учит, что «нацио нальный характер» не есть нечто неиз менное. Он изменяется вместе с измене ниями условий жизни нации, в связи с той обстановкой, в которой живут и раз виваются нации. Великая Октябрьская со циалистическая революция, победа социа лизма привели к серьезнейшему изменению национального характера русских и ук раинцев, белорусов и молдаван, латышей и казахов — всех советских народов. Марксистско-ленинская теория нации наносит сокрушительный удар по буржу азным теориям нации, которые исходят из отождествления законов биологии с зако нами развития оощества, пытаются «дока зать» божественное происхождение наций, выдвигают так называемые расовые тео рии происхождения наций. Сторонники ра совых теорий стремятся «доказать» суще ствование «высших» и «низших» рас. Эти теории направлены на оправдание ра совой дискриминации и национального гнета империалистических хищников, слу жат «теоретическим» обоснованием бредо вых планов амерпканского империализма, стремящегося к установлению своего ми рового господства. Реакционные «теории» идеологов импе риализма о «высших» и «нпзшпх» расах и нациях уже давно разоблачены истори ческой практикой, жизнью. Освободившись от ига империализма и встав на путь слроительства повой, социалистически и жизни, ранее угнетенные народы нашей страны добились огромных успехов в эко номической, политической и культурной областях, доказали свою способность к ве ликому историческому творчеству. •я -яг <г Марксистско-ленинская теория нации служит научной основой правильного по нимания истории возникновения наций и национальных движений и их природы. Опираясь на Эту теорию, Коммунистиче ская партия безошибочно определяет так тику пролетариата в различные периоды национальных движений. При разработке своей национальной программы партия базировалась на ленин ском положении о двух исторических тен денциях в национальном вопросе. «Разви вающийся капитализм. — писал В. II. Ленин. — знает две исторические тен денции в национальном вопросе. Первая: побуждение национальной жизни и на циональных движений, борьба против вся кого национального гнета.^ создание наци ональных государств. Вторая: развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегоро док. создание интернационального единст ва капитала, экономической жизни вооб ще. политики, науки и т. д.» (Соч.. т. 20, стр. 11). Первая тенденция преобладает в эпоху восходящего капитализма, вторая— в эпо ху империализма. Программа революцион но-марксистской партии пролетариата обя зана считаться с обеими этими тенденция ми. вступающими в условиях империалкз-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz