На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.
2 9 гппсля 1 9 5 4 г., № 101 ( 4 9 4 3 ) . Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я Почётный долг 9 ответственные обязанности Р у к о в о д и т е л и г р у п п ☆ С большим воодушевлением матросы и старшины флота изучают в груп- ;ах политических занятий героическую историю Коммунистической партии Со- г»етск''го Союза. Изучение истории нашей славной партии вооружает моряков знанием основ марксизма-ленинизма, закаляет их идейно, вдохновляет на беззаветное служение социалистической Родине, на борьбу за укрепление ее активной обороны. Изо дня в день растет политическая сознательность и бое- «пя выучка североморцев, крепнет дисциплина, повышается бдительность. Недавно состоялось совещание руководителей групп политических занятий, на котором лучшие пропагандисты обменялись опытом своей работы. Ниже пу бликуются выступления некоторых участников этого совещания. В тесной связи с задачами моряков п о л и т и ч е с к и х з а н я т и и ☆ д е л и т е я ☆ * о п ы т о м с в о е й р а б о т ы В идейно-иолитиче- ском посте матросов и старшин, в Форми ровании у них необ ходимых морально- — боевых качеств, вы сокой коммунистической сознательности исключительно важное значение имеют политические занятия, изучение героиче ской истории нашей славной Коммунисти ческой партии. Поэтому каждое свое вы ступление пропагандист должен увязы вать ■: современностью, с конкретными за дачами личного состава корабля, подчи нять ?вою работу главной задаче — по вышению качества боевой подготовки, ук реплению сознательной дисциплины среди моряков. В период подготовки к занятию по те ме: «Борьба за создание социал-демокра тической рабочей партии в России (1S83 — 1901 годы)» я изучил ленинскую ра боту «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», в которой В. II. Ленин до конца разоблачил истинное лицо народников, как фальши вых «друзей народа», выступавших на деле против народа, выражавших интере сы кулачества. В этой работе В. И. Ленин впервые выдвинул идею революционного союза рабочих и крестьян, как главного средства свержения царизма, помещиков, буржуазии. Я рассказал слушателям, как наша Коммунистическая партия на про тяжении всей своей истории укрепляла и сейчас укрепляет непобедимый союз рабо чих и крестьян, что укрепление этого со юза находит свое выражение в решениях сентябрьского и февральско-мартовского пленумов ЦК КПСС и в других решениях Из выступления капитан-лейтенанта СОЛОВЬЕВА И. Е. мя выступлении на беседе. Не раз пришлось беседовать со старши нами 1 статьи Са вельевым, Пановым и другими. Сделав правильные выводы из изучаемого материала, они стали лучше выполнять служебные обязанности, учить подчиненных умению преодолевать труд- Так достигается активность слушателей I I. Че партии и правительства м прочнее и крепче этот союз, тем сильнее и могуще ственнее становится наше государство, тем быстрее будет повышаться материаль ный и культурный уровень жизни совет ских людей. В рассказе по теме: «Образование Рос сийской социал-демократической рабочей партии. Появление внутри партии фрак ций большевиков и меньшевиков (1901 — 1904 годы)», раскрывая содерл;ание про изведения В. П. Ленина «Что делать?», в котором он дал гениальную разработку идеологических основ революционной марксистской партии, я обратил внимание слушателей на требования XIX с’езда КПСС о необходимости усиления идеоло гической работы, активной борьбы с тле творной буржуазной идеологией. Особо подчеркнул мысль, что только высокосо знательный. беззаветно преданный народу воин может успешно решать любые зада чи по охране государственных интересов Советского Союза. Привел примеры добро совестного отношения к своим служебным обязанностям классного специалиста стар шины 2 статьи Михайлова, отличника боевой и политической подготовки стар шины 2 статьи Селиванова и других. Ссылки на примеры, непосредственно свя занные с жизнью моряков, вызвали боль шую активность слушателей во вре- ностп походно-боевой жизни, но-государ ственному относиться к порученному им делу. v На последнем занятии старшина 2 ста ты» Селиванов попросил подробно оТлс нить вопрос о промышленном кризисе конца XIX века.-Удовлетворяя его ноже лакие, я рассказал такисе о новом обостре нии кризисных явлений в экономике США, использовал для этой цели материя лы из газет и журналов, отметил, что кризисы являются постоянным спутником капитализма. Выход из кризисов учи рающий и загнивающий капитализм ищет в грабительских, захватнических войнах И сейчас американские реакционеры одержимые бредовой идеей мирозого гос подства, готовят новую войну. В связи этим еще раз напомнил морякам о требо ваниях Коммунистической партии и Со ветского правительства oj укреплении ак тивной обороны Родины, о том, что в ус ловиях современной войны решающую роль будет играть человек, в со вершенстве овладевший сложнейшей тех никой, обладающий высокими морально боевыми качествами, раз’яонил задачи которые поставлены перед личным соста вом на предстоящий поход. Когда корабль вышел в море, экипаи показал на походе возросшее воинское мастерство, натренированность, обеспечил безотказную работу корабельной тех ники. Слушателю группы старшине 1 статьи Савельеву за отличные действия на походе был предоставлен внеочередной краткосрочный отпуск. На походе хорошо действовали тт. Ми хайлов, Селиванов и многие другие, удо стоенные похвалы офицера. Тов. Савельев и другие слушатели группы, овладевая марксистско-ленинской теорией, изо дня в день множат успехи в боевой подготов ке, служат любимой Родине так, как ве лит Военная присяга. Семинар — школа методического мастерства Большую роль в по вышении пдейно-по- Из литического уровня политзанятий и мето дической подготовки — руководителя группы играет постоянно действующий семинар. Аккуратно посещая семинарские занятия, я всегда получаю нужную мне, как про пагандисту, теоретическую и методическую помощь, учусь правильно и доходчиво из лагать материал перед слушателями груп пы, увязывать отдельные этапы истории нашей партии с событиями сегодняшнего дня, с теми задачами, которые решает со ветский народ и его Вооруженные Силы, наш флот и личный состав корабля. В связи с изучением первой темы по истории партии на семинаре было обраще но большое внимание на правильное осве щение вопроса о роли народных масс, как подлинных творцов истории, и личности в истории. Глубокий разбор этого вопроса на семинаре помог мне содержательно по строить занятие с матросами. Такую же помощь получили мы, руководители групп, и при подготовке к занятиям и по другим темам. Семинар — школа методического ма стерства. Приведу такой пример: готовясь к рассказу по первой теме, я прочитал ра боты В. П. Ленина «Развитие капитализма в России». «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демокра тов?» и другие произведения. Но, высту пая на семинаре, я слишком увлекся ста тистическими данными, характеризующи ми положение крестьянства в России в связи с развитием капитализма, а на ос вещение других главных вопросов у меня пе хватило времени. Руководитель семинара тов. Масленпн- кор подметил этот недостаток и указал мне как надо методически правильно рас пределять время. Помогли мне советами и другие участники семинара. Идя к матро сам. я уже ясно представлял, как и что буду говорить, сколько времени утелто то му или иному вопросу, на какой из них выступления старшего лейтенанта АРЗАМАСЦЕВА И. Ф. следует ооратнть осо бое внимание. В ко нечном счете, все слушатели группы — были удовлетворены моим рассказом, хоро шо усвоили тему. Семинар помогает мне правильно орга низовать занятия, проводить их на высо- ком идеином уровне, повышать методиче ское мастерство и знания. Помимо обсуждения очередных тем по литзанятий, хотелось бы на найшх семи нарах почаще слушать лекции и доклады о решениях партии и правительства, по отдельным работам классиков марксизма- ленинизма, международному и внутреннз- му положению нашей Родины и методике проведения политических занятий. Жела тельно, чтобы на семинарах больше обоб щался опыт руководителей групп, чтобы руководители семинара учили нас увязы вать теоретические вопросы с практиче скими задачами матросов и старшин, во оружали нас конкретными материалами для предметной, актуальной пропаганды и агитации. Но, к сожалению, об этом у нас не всегда заботятся. На семинарах говорят, что нужно тесно увязывать по литзанятия с жизнью и задачами личного состава, но как это Практически делать, нас не уча*. Беседа является завершающим этапом в изучении темы. Главная цель ее — по мочь слушателям углубить и закрепить знания, полученные из рассказа руководи теля и во время самостоятельного чтения литературы. Высокий идейный уровень беседы по теме, ее доходчивость, активность слуша телей обеспечиваются задолго .п самого занятия. Активность слушателей дости гается в результате хорошего, интересно го рассказа но теме, правильно организо ванного самостоятельного чтения, умелой постановки вопросов, своевременного и правильного подбора литературы и нагляд ных пособий, индивидуальной работы, проведенной со слушателями руководите лем группы и его помощником во вне- учебные часы и т. д. Самое же главное это то, как сам руководитель относится к беседе — формально, по-казенному или с душой, со старанием пробудить интерес у моряков к политической учебе, вызвать активный, живой обмен мнениями. Это подтверждается опытом нашей группы. Руководить ею я стал совсем недавно. В первое время пришлось встретить нема ло трудностей, но заместитель командира корабля по политической части, партийная организация помогли мне преодолеть их. Дело в том, что в первое время слушате ли на беседах по теме выступали очень редко, только тогда, когда вызовет их ру ководитель. Получалась не живая, инте ресная беседа по теме, а опрос — форма, давно осужденная, не пригодная в поли тической учебе. Чтобы интересно провести беседу и обеспечить высокую активность слушате лей, — заблаговременно готовлюсь к ней сам и готовлю всю группу. Особое внима ние обращаю на слабо подготовленных то варищей. Добиваюсь, чтобы слушатели ра ционально использовали время, отведенное для самостоятельного чтения. Заранее ре- комепдую слушателям необходимую для чтения литературу, помогаю лучше разоб раться в ней. Это прививает морякам лю бовь к чтению, к самостоятельной работе с книгой. Такие матросы, как Лртеменков, Черноиванов, Быков п другие теперь чи тают рекомендованную литературу по каж дой теме, чего они раньше не делали. Перед тем, как идти на беседу, тща тельно продумываю, с чего начать и как ее вести, составляю план. В нем четко и ясно формулирую вопросы, которые нуж но обсудить. Р» ходе беседы стараюсь до биться высокой активности всех слушате- Из выступления старшего инженер-лейтенанта СУХОВА С. М. леи, выяснить, как они понимают содер жание темы. Каждый вопрос я ставлю на обсуждение всей группы. Даю время слушателям по думать, а потом ужо епппчшвато: кто же лает выступить. Выступает обычно не сколько человек, один другого дополняя. Если возникает спорный вопрос, даю воз можность выступить всем желающим и лишь потом подвожу итог выступлениям. На одном из занятий слушатель Маслен ников неправильно осветил вопрос. После него выступили еще -1 слушателя и серьезно поправили товарища. Только по сле этого я подвел итог, указав на ошиб ки .Масленникова и дав оценку другим выступлениям. Мне кажется, что если даже слушатель не совсем точно излагает содерлгание про читанного, кое-что упускает или недоста точно полно раскрывает основной вопрос, то не следует его перебивать. Пусть он выскажет свои мысли, а потом товари щи, руководитель поправят его. Ведь бы вает так, что* слушатель впервые решил высказать свои мысли при товарищах, для него это не такое уж легкоэ дело; пере бьете его, и он в другой раз постесняется выступить. Не следует также увлекаться так называемыми «дополнительными во просами». Слушатель хочет рассказать то, что он хорошо знает. А ему еще три-четы- ре «дополнительных» вопроса затадут. в которых он слабо разбирается. В другой раз он еще подумает — выступить или не выступить. А вдруг зададут «заковыри стый» вопрос и придется краснеть перед товарищами! На занятиях очень важное значение имеет и место для работы каждого слу шателя. Поэтому мы с помощником раз мещаем всех так, чтобы каждый имел воз можность делать записи в тетради, озна комиться с географической картой, альбо мом и другими наглядными пособиями, пользоваться словарем. Постоянная забота о слушателях поднимает их активность. На беседах у нас стали выступать многие воины. Такое стремление мы всячески поддерживаем и поощряем. Вопросы, которые будут поставлены на обсуждение в группе, я сообщаю слуша телям в ходе самостоятельного чтения. Это дает возможность слушателям целенаправ ленно готовиться к беседе. А такие това рищи, как Сутковой, Быков, Черноиванов и другие, составляют даже короткий план своего выступления. А так как вопросы охватывают главное в изучаемой теме, то это помогает воинам уловить основное, са мое нужное, что надо запомнить при са мостоятельном чтении литературы. Подводя итоги беседы, я стараюсь не только указать на недостатки выступле ний, дать правильное толкование тому или другому вопросу, но и отметить положи тельные стороны, показать на примере от дельных слушателей, как они растут идей но, как повышается их умение осмысли вать явления, давать правильную оцен ку фактам и событиям. Это очень нужно делать. Похвала руководителя окрыляет слушателя, дает ему уверенность в свопх силах. Следующий раз слушатель, отме ченный руководителем, будет выступать еще увереннее, смелее, активнее. Поднимать активность слушателей дея тельно помогает мне комсомольская орга- ннзация. 0 ходе занятий в группах регу лярно пишет стенная газета, об этом нередко сообщается в боевых листках. Не так давно на комсомольском собрании докладом о состоянии учебы в группах и задачах комсомольцев выступил замести тель командира корабля по политчасти. Комсомольцы подвергли резкой критике слушателей Болотного и Никифорова за отставание в учебе, посоветовали им, как надо поправить дело. Собрание оказало благотворное влияние на улучшение качества политзанятий. В группе еще выше поднялась актив ность матросов, укрепилось их желание глубже изучать теорию марксизма-лени низма. еще лучше служить матери-Родине. Знания — наше оружие Из выступления капитан-лейтенанта БАТЮШКОВА Е. Г. Героическая история нашей Коммуни стической партии является неиссякае мым источником идейного воспитания со ветских людей. Гту-::п и-.'тзрию партии, Подготовка к рассказу по теме Важнейшим условием успеха в деятель ности пропагандиста является повседнев ное повышение его идейно-теоретического уровня. Только тщательная подготовка к каждому занятию дает возможность глу боко усваивать материал темы, обогащать и совершенствовать свои знания. При подготовке к рассказу я изучаю решения партийных с’ездов и конферен ций, произведения В. И. Ленина и И. В. Сталина, некоторые из них законспекти ровал. В решениях партии и произведе ниях Ленина и Сталина нахожу ответы на все волнующие и интересующие меня во просы. Наряду с изучением исторических документов, произведений классикой марксизма-ленинизма регулярно читаю ху дожественную литературу. Постоянная ра бота над собой облегчает мне подготовку к политзанятиям, дает возможность прово дить их на высоком идейном уровне. При подготовке к рассказу по теме каждый раз внимательно изучаю всю рекомендован ную литературу. Готовясь к выступлению но второй те ме, я еще раз перечитал труды В. И. Ленина «Что делать?», «Шаг вперед, два шага назад» и работы И. В. Сталина «Ко ротко о партийных разногласиях», «Ответ «Социал-демократу», брошюру «Пятьдесят лет Коммунистической партии Советского Союза (1903— 1953)», а также использо вал соответствующие материалы из книги «КПСС в резолюциях и решениях с’ездов, Из выступления капитан-леитенанта ГОЛОВКИНА П. И. конференций и пленумов ЦК», отдельные статьи из газет и журналов. За основу взял вторую главу Краткого курса истории партии, которая мною была полностью за конспектирована. После того, как весь этот материал был усвоен, составил план рассказа. В плане время распределил так, чтобы осветить наиболее важные вопросы. Выделил десять минут для заключения iw теме, ответов на вопросы слушателей и н\ методические указания по самостоятельной работе. При подготовке к рассказу всегда сле дует пользоваться географическими карта ми, схемами, диаграммами и другими по собиями. Подготовку к рассказу никогда пе надо откладывать на последние дни, а вести заблаговременно, уделяя для этого один-два часа ежедневно. Были и у меня случаи, когда в течение недели не удава лось выбрать время для подготовки к рас сказу. Готовиться приходилось наспех. Это приносило ущерб делу. Пришел к вы- рсду, что при правильном планировании своего рабочего дня можно заниматься изучением литературы ежедневно. Так и поступаю сейчас. Но далеко пе каждый из нас имеет такие возможности. Командиры и политработники должны помочь руково дителям групп найти место и время для подготовки к политзанятиям. Центральный Комитет партии требует устранить начетнический, догматический подход к изучению марксистско-ленинской теории. Необходимо, чтобы слушатели ус ваивали не отдельные формулировки и ци таты, а существо всепобеждающего, преоб разующего мир революционного учения на шей партии. Излагая важнейшие теорети ческие положения, необходимо показывать их значение в наши дни. увязывать с те кущими событиями, на живых и ярких примерах, взятых из жизни, показывать во всей полноте роль Коммунистической партии как вдохновляющей, руководящей и организующей силы советского обще ства. воины закаляются идейно, укрепляют и развивают в себе замечательные морально- боевые качества — смелость, отвагу, му жество, стойкость, готовность преодолеть любые трудности во имя славы и процве тания Родины. В связи с подготовкой к политическим занятиям по изучению истории КПСС у нас была проделана большая работа. На партийных и комсомольских собраниях специально обсуждался вопрос о важности изучения марксистско-ленинской теории. Слушатели моей группы во главе со старшиной 2 статьи Терминскпм в сво бодное от службы время нарисовали диаг раммы, изготовили схемы, карты и дру гие наглядные пособия. Еще задолго до занятий многие моряки по собственной инициативе приобрели Краткий курс исто рии ВКП(б), отдельные произведения В. II. Ленина и Н; В. Сталина, купили тетради для записей. Матросы Нехаев и Морозов заранее, в часы своего личного отдыха, начали со ставлять конспекты по Краткому курсу истории ВКН(б). Об исключительном интересе моряков к изучению марксистско-ленинской теории свидетельствуют и их многочисленные во просы по истории партии и произведени ям классиков марксизма-ленинизма. Это обязывает руководителя еще внимательнее и серьезнее готовиться к каждому своему выступлению перед матросами и старши нами. Когда начались первые занятия, слушатели.показали на них высокую ак тивность. С большим вниманием они слу шали рассказ, плодотворно использовали часы самостоятельного чтения, тщательно г-отови.тпеь к беседе. В результате моряки хорошо усвоили материал. Изучая марксистско-ленинскую теорию, матросы и старшины делают правильные выводы для своей практической деятель ности. связывают общеполитические во просы со своими конкретными задачами. Матросы Петухов, Морозов, Алексеев, Ми ронов значительно лучше стали исполнять свои обязанности, добились новых успе хов в боевой и политической подготовке. — История партии, — заявили они,— учит нас преодолевать любые трудности и никогда не успокаиваться на достигну том. Политические занятия благотворно влия ют на повышение качества боевой подго товки, улучшение службы и укрепление дисциплины на корабле. За последнее вре мя многие матросы и старшины, изучаю щие историю КПСС, добились отличных результатов в выполнедгин задач, постав ленных перед кораблем. Мы должны всячески поддержнвалъ го рячее стремление личного состава творче ски, глубоко изучать историю партии, помочь матросам и старшинам в овладе нии марксистско-ленинской теорией, нау чить их правильно увязывать теоретиче ские вопросы со своей практической дея тельностью. с выполнением задач, кото рые ставят перед нами Коммунистическая партия, Советское правительство. Министр Обороны ССС-Г. К ак мы организуем самостоятельное чтение В течение двух лет я руковожу одной и той же группой, поэтому хорошо знаю всех слушателей, их способности, навыки работы с литературой, умение самостоя тельно разобраться в прочитанном. Это значительно помогает в работе, особенно при организации самостоятельного чтения литературы слушателями. Подготовку к самостоятельному чтению начинаю сразу же после семинара руково дителей групп политических занятий. За ранее даю задание своему помощнику, ка кие наглядные пособия и какую литера туру следует подготовить к занятию, на что ему надо обратить особое внимание. Очень важно в самом начале занятия определить, кто больше всего нуждается в помощи но данной теме. На первом же са мостоятельном чтении у меня был такой случай. Я беседовал то с одним, то с дру гим слушателем, чтобы убедиться, как они понимают основные вопросы. Ясно, что со всеми слушателями в течение одного за нятия поговорить не смог. А к концу вы яснилось, что старшина 2 статьи Поляков и старшина 2 статьи Иванов в продолже ние трех часов усердно переписывали в тетради Краткий курс истории партии. Л так как эти слушатели слабо подготов лены, то успели переписать только но страницы, а остальной материал даже не прочитали. Конечно, от такой работы проку мало. — Почему же вы пе спросили, как на до работать над литературой? — задал я вопрос старшинам. — Постеснялись, товарищ старшин лей тенант, — ответили они. Упущенное на са мостоятельном чте нии пришлось навер стывать в часы, сво бодные от занятий. Я предложил Ивано ву прочитать первый радел и коротк > своими словами из ложить главную мысль прочитанного. С этой задачей слу шатель справился хорошо. Особое вниманп следует уделять нал менее подготовлен ным товарищам. ]> гунне занимаются и такие старшины, ко торые окончили по 7— 8 классов, и такие, которые учились в школе всего 3— 1 года. Одни легко усваивают материал, другим это дается трудно. К каждому слушателю надо иметь особый подход. Одним помога ет руководитель, другим — помощник старшина 1 статьи Лукин. Паши труды не пропали даром. Слушатели глубже раз бираются в материале, самостоятельно ра ботают над книгой, научились делать вы воды из прочитанного. Не следует требовать от слупи?4: й группы обязательного составления кон спекта изученного материала. Важно что бы человек усвоил существо вопроса. Но Из выступления старшего лейтенанта ТЕГЛЕВА С. П. многие слушатели хотят вести обстоя тельные конспекты но изученным темам. Мы с помощником считаем своим долгом помочь слушателям в этом, научить их правильно вести за писи. Художественная литература— наш за мечательный помощ ник. Старшинам 2 статьи Павлову и Андрееву первое вре мя трудно давались политические зна ния. У них не был развит вкус к само стоятельному чтению литературы. Помощ ник руководителя группы и комсомольцы- активисты порекомендовали им больше чи тать художественную литературу. В тот л;е день Андреев и Павлов взяли в биб лиотеке книги. Произведения понра вились им, они стали с каждым днем читать все больше и больше. Эго расши ряло их культурный кругозор, помогло в политической учебе. Учитывая большое воспитательное зна чение художественной литературы, я ча сто использую в рассказе но теме отрывки из отдельных произведений, а потом ре комендую слушателям прочитать их са мостоятельно. К первым двум главам Крат кого курса истории партии я рекомендо вал слушателям, что нужно прочитать о Коммунистической партии. Во время рас сказа я приводил выдержки из произ ведений Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога», в качестве иллюстраций использовал картины рус ских художников, показывающие бедст венное и бесправное положение трудящих ся в царской России. Для плодотворной работы слушателей, для повышения их активности мы созда ем все условия и возможности. В часы са мостоятельного чтения в группе всегда имеется, кроме основной литературы, «Краткий политический словарь» и «Сло варь иностранных слов», разнообразные наглядные пособия, карты, таблицы из альбома наглядных пособий. Это тоже во многом помогает морякам. Очень важно, чтобы слушатель, встретив непонятное ему слово, тут же смог найти ею об’яснение, а прочитав об историчз- ском событии, смог покадать на карте, где оно произошло, посмотреть наглядные по собия и т. д. Научить воинов работать с книгой, привить им вкус к чтению политической литературы — главная цель самостоятель ного чтения в группе. Политические занятия — основная Форма идейного воспитания воинов. Флот ские пропагандисты призваны отдавать все свои силы и знания на воспитание мужественных смелых, выносливых, без заветно преданных любимой Родине вои нов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz