На страже Заполярья. 1954 год. Апрель.

28 апреля 1954 г., № 100 (4942). Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я оех*пквв.. ша ь.:ДР».ДУ.П 1 ГД»| Исполнительность — душа воинской Неустанно крепить дисциплину, организованность и порядок, повышать качество службы Основа вЫсокой боевой готовности Капитан-леитенант Смирнов собрал лич ­ ный состав на подведение итогов. — Наши скромные достижения — ре­ зультат исполнительности каждого из вас, слаженности действий всего личного со­ става, — сказал командир подразделения. — Нам надо еще более энергично отраба­ тывать четкость выполнения всех команд. Б этом залог быстрой и меткой стрельбы, успешного ведения боя. — Должен отметить, что на этот раз неплохо выполнял свои обязанности ма­ трос Крылов. — продолжал офицер. Командир не случайно упомянул Кры­ лова. Успех зависел не только ог работы орудийных расчетов. С общем строю ар­ тиллеристов не менее важное место за­ нимали и дальномерщики и связисты. Люди, которые определяли расстояние до цели, подготовляли данные для стрельбы, наводили и заряжали орудия, передавали команды, являлись как бы звеньями од­ ной единой цени. От прочности каждого из них зависит крепость всей цепи. Случалось иногда, что на практиче­ ских занятиях матрос Крылов переспра­ шивал команды, передавал их неточно. Несомненно, это влекло к ошибкам и за­ держкам в действиях личного состава бое­ вых постов. Допустимо ли это, если при отражении атаки Крылову за несколько секунд следовало передать около пяти команд, а в иных случаях матросу необ­ ходимо работать еще более четко и расто­ ропно? Сейчас, на подведении итогов, капитан- лейтенант Смирнов еще раз указал матро­ су Крылову, что он должен хорошо знать все команды, тренировать свою память. Офицер дал ценные советы и многим дру­ гим морякам. Чувствовалось, что он знает подчиненных, уровень их специальной подготовки, достижения и недостатки в работе на боевых постах. Командир под­ разделения часто бывает на тренировках. Перед тем, как собрать л и ч н ы й состав, он поговорил со старшинами. Все это и позволило ему дать глубокий анализ дей­ ствиям артиллеристов в море. Во время подготовки к походу командир подразделения собирал всех старшин. Им он раз’яснил стоящие перед н и м и за­ дачи. важность строгого соблюдения д и с ­ ц и п л и н ы на боевых постах. — Четкость и организованность в ра­ боте личного состава на тренировке во многом зависят от того, как уяснили бой­ цы ее цель, — говорит офицер Смирнов. — Старшины должны раз’яснлть задачу каждому матросу. Поэтому я придаю боль­ шое значение организованным формам обучения и воспитания старшин. На со­ браниях и совещаниях можно сразу до всех довести указания старших началь­ ников, подсказать старшинам, как лучше обеспечить выполнение этих указаний, на что обратить особое внимание. Надо доби­ ваться, чтобы каждый командир отделения не формально, а тщательно, по существу контролировал выполнение подчиненными всех приказаний. Это приучает воинов к исполнительности и аккуратности в дейст­ виях, дает офицеру возможность прини­ мать меры, направленные на успешное ре­ шение задач боевой и политической подго­ товки. Такой вывод командир делает из своей практики. Во время кратковременной стоянки корабля дальномерщики осмотре­ ли материальную часть. Обнаружилось, что в одном месте оптика отпотела. А че­ рез несколько часов предстояла стрельба в море. Старшина немедленно доложил о положении дел офицеру. Тотчас былапро- говедена осушка прибора, и высокая бое­ способность поста восстановлена. Воспитанию подчиненных дисциплини­ рованными и исполнительными Смирнов уделяет повседневное внимание. Он учит старшин быть всегда требовательными, знать и правильно осуществлять дисци­ плинарную практику, заботливо относить­ ся к каждому матросу. Наблюдая за одним из молодых коман­ диров отделений, офицер увидел, что в отдельные моменты он действует не по- уставному. Иногда старшпна проходил мимо нарушений воинской дисциплины. Неопытный командир отделения думал, что таким образом он покажет свою «добро­ ту» и завоюет у матросов авторитет. Ка­ питан-лейтенант Смирнов вызвал старши­ ну к себе в каюту. — Такое поведение показывает вашу нераспорядительность и неумение работать с личным составом, — предупредил офи­ цер подчиненного. — Требовательность должна быть постоянной. Иначе вы не сможете достичь желаемых результатов в воспитании моряков. Впоследствии командир подразделения на конкретных примерах показывал, как нужно правильно решить тот или иной вопрос, в чем должна появиться требова­ тельность в каждом отдельном случае и тем самым способствовал приобретению старшиной необходимых ему командирских качеств. Хорошо усвоил уроки офицера старши­ на 1 статьи Гребенкин. Он знает, как воз­ действовать на того или иного подчинен­ ного, когда и кого поощрить или наказать. Как-то старший матрос Толмачев на­ рушил воинскую дисциплину. Гребенкин разобрался в обстоятельствах и решил: «lie буду наказывать. Просто поговорю». Разговор состоялся. Старшина говорил спокойно. Но слова были такие, ко­ торые задевали Толмачева за живое. Воин запомнил их надолго. Постепенно стро­ гое соблюдение дисциплины стало для мо­ ряка привычкой. Он понял, что это яв­ ляется основой успехов в боевой учебе, во вссй службе. Нелегко командиру подразделения ра­ ботать с каждым матросом в отдельности. Но Смирнов помнит, что он отвечает за воспитание и обучение каждого из них и поэтому должен умело направлять дея­ тельность старшин. А для этого нужно хорошо знать людей, все присущие им положительные качества, а также недо­ статки. Нередко офицера Смирнова можно ви­ деть в матросском кубрике. В свободное время он ведет с моряками беседу по тем вопросам, которые интересуют личный со­ став. Подчас кому-либо из старшин не сразу удается найти путь к сердцу матроса. Опытный командир подскажет, как посту­ пить, а если нужно — сам займется вои­ ном. Много труда потребовалось, напри­ мер, чтобы воспитать исполнительным мат]юса Фисуна. Какое бы приказание ни отдали воину, он долго «раскачивался», прежде чем приступить к делу, а выпол­ нял его, как говорят, без огонька. Старшпна 1 статьи Гребенкин неодно­ кратно раз’яснял подчиненному важность д и с ц и п л и н ы . За безогветственное отноше­ ние к обязанностям матроса Фнсуна нака­ зывали. — Не знаю, что и делать с ним, — докладывал офицеру Гребенкин. — Не случайно в характеристике с прежнего места службы у него записано, что гру­ бый, неисполнительный, неаккуратный... Пора бы его допускать к самостоятельно­ му несению вахты, но... не знаю как быть. — А мы не будем ставить его на вах­ ту. Пусть пока останется учеником, — решил офицер. Через несколько дней после того, как молодые матросы были назначены на са­ мостоятельную вахту, Фисун подал коман­ диру подразделения рапорт, в котором заявлял, что он хочет наравне со всеми изучать боевую технику, обслуживать ее. Матрос заверил офицера, что он не будет допускать нарутпеннй по службе и дис­ циплине. — Вы сами понимаете, что доверить материальную часть недисциплинирован- яо-чу матросу нельзя. Ваша просьба будет удовлетворена после того, как вы прояви­ те себя знающим специальность, исполни­ тельным воином, — ответил матросу командир. Затем офицер долго беседовал с моря­ ком о его жизни до призыва во флот. Матрос с малых лет рос без отца и мате­ ри. Их ему заменила Советская Родина, которая вскормила и вырастила его, дала образовать, возможность свободно вы­ брать профессию и трудиться для себя, для блага своего народа. Отвечая на вопросы командира, Фисун вспомнил всю свою жизнь и увидел, как многим обязан он партии и правительству, и ему стало стыдно за свое недостойное поведение, за отставание в учебе. Этот день был переломным в службе воина. Сослуживцы сразу же заметили это. Матрос вскоре занял достойное место в рядах лучших артиллеристов корабля. — Теперь на него можно вполне поло­ житься, — говорит о матросе Фпсуне ка­ питан-лейтенант Смирнов. — Исполни­ тельный моряк — надежный, закаленный боец. Старший лейтенант Г. АНАНЬИН. В котельное отделение по­ ступило приказание: держать пар «на марке». — Есть держать пар на марке! — отвечает офицеру по телефону старшина вахты Александр Деменчук. Приказ командира — закон для воинов. Внимательно сле­ дит за показаниями приборов и работой подчиненных Демен­ чук. Матрос Скорук — умелый воин. Он знает, как нужно ре­ гулировать подачу топлива и воздуха, когда заменить за­ грязнившуюся форсунку, и та­ ким образом добивается без­ дымного горения. Специалист второго класса матрос Егоров обеспечивает питание котла водой. Командир может быть уверен — котельные машини­ сты справятся со своими по­ четными обязанностями. НА СНИМКЕ: старшина 2 статьи Александр Деменчук (справа), матросы Скорук (слева) и Егоров (в центре) на вахте. Фото И. Никишова. Старшина 1 статьи Александров — требовательный командир. Он старательно обучает матросов специальноеги, воспитывает их умелыми, исполнительными воинами, всегда и во всем твердо выполняющими уставы. НА СНИМКЕ: специалист первого класса старшина 1 статьи Николай Александров (второй справа) проводит с мо­ ряками занятие по изучению боевой техники. Фото И. Никишова. Командир доволен действиями комендоров В последних лучах заходящего солнца ослепительно сверкают брызги воды за кормой корабля. Огненные блики играют в волнах и, постепенно исчезая, уходят за горизонт. Вскоре они меркнут — наступа­ ет время заката солнца. В открытом море не видно ни одного огонька. Но возможность встречи с кораб­ лями не исключена. Поэтому, как всегда, бдительно следят за приборами моряки, зорко несут вахту сигнальщики. Наблюдение ведется во всех направле­ ниях, во-время и четко поступают докла­ ды на командный пункт. Командиру хоро­ шо известна обстановка. С мостика артиллеристам передают при­ каз — приготовиться к открытию огня. Через несколько секунд на приборы начи­ нают поступать координаты цели. Раз­ даются залпы. Ловко работают наводчики старший матрос Кузнецов и матрос Мухо- медьяров. Хорошие практические навыки показал п'старшин матрос Прокошок. Команда подразделения. остался дово­ лен действиями подчиненных. Тщательно готовились к этому походу зенитчики. В прошлом походе плохо рабо­ тали Сакальский и Зубанюк. Воины учли свои недостатки и на тренировках стара­ лись исправить их. На комсомольском собрании товарищи еще раз напомнили им причины их упу­ щений, помогли найтн правильное реше­ ние. II вот теперь воины-комсомольцы тщательно подготовили материальную часть к действию. Погода заметно ухудшилась. Ветер на­ чал усиливаться. Над морем появились пе­ ристые облака, в которых то пряталось, то появлялось солнце. Порывы ветра срыва­ ют гребни воли. Личный состав на боевых постах. После команды офицера вновь раздаются залпы орудий. Комсомольцы Зубанюк п Сакаль­ ский показали образец выполнения воин­ ского долга. О ни быстро и четко работали у приборов. Этому способствовала высокая дисциплинированность воинов. Н. КРЯЖЕВ. Дежурный по кораблю Большие обязанности возлагаются на старшин, назначенных дежурными но кораблю. От их расто­ ропности и распорядитель­ ности зависит многое. Дежурный отзечает за безопасность корабля, за правильное несение служ­ бы, а также за сохран­ ность корабельного имуще­ ства, средств связи, за точное и четкое выполне­ ние личным составом рас­ порядка дня. С этими обязанностями хорошо справляется стар­ шина 2 статьи Евглев- ский. Задолго до развода он изучает с суточным наря­ дом права и обязанности лиц суточного наряда, про- .U « M il АО веряет внешний вид матро­ сов. Хорошо зная своп обя­ занности, старшпна прове­ ряет подготовленность под­ чиненных к заступлению на посты, помогает устра­ нить выявленные недоче­ ты. После развода Евглев- екпй следует в дежурную рубку. Вместе со старым дежурным он осматривает корабль, по описи прини­ мает журналы дежурной и вахтенной службы и дру­ гие документы, а также убеждается в целости пе­ чатей, наличии ключей, проверяет средства связи и сигнализации. Старшина требует от матросов точного выпол- ненпя своих обязанностей. Он неоднократно прове­ ряет, как несут вахтенную службу моряки. Старшина — строгий дежурный, лю­ бит уставной порядок и за­ ботится о его поддержании. Смену па посты он от­ правляет своевременно, за­ ботливо следит за содержа­ нием оружия. Во время де­ журства старшины Евглев- ского на корабле всегда чистота н порядок. Коман­ дир неоднократно ставил в пример старательную и безупречную службу стар­ шины. Старший матрос В. ЛИНЕЦКИЙ. СТРОГО ПО УСТАВУ Часовой Колосов умело действует на посту Рядовой Копосов принял пост утром. Воин внимательно, как и положено по ус­ таву, осмотрел печати и замки на дверях, пожарный инвентарь, обошел территорию, на которой расположен охраняемый об’ект. Все было в порядке. Часовой бдительно нес службу, наблюдая за всем происходившим вокруг. Вдруг недалеко от охраняемого об'екта рядовой Копосов заметил тоненькую струнку дыма. Это встревожило воина. II он, хорошо зная свои обязанности, предпринял решитель­ ные действия. Воин сразу дал сигнал в караульное помещение. Затем, взяв автомат за спину, он приступил к тушению начавшегося пожара. Однако часовому не сразу удалось сбить появившееся пламя. Огонь разгорался все больше. Солдат Копосов забрасывал его песком, заливал пенистой жидкостью огнетушителя. Пламя обжигало часовому руки, лицо. Дым затруднял дыхание. Но верный своей торжественной клятве — Военной присяге, воин действовал энергично и смело. Вскоре прибыли начальник караула и караульные. Пожар был быстро ликви­ дирован. Рядовому Колосову за образцовые действия на посту командир об’явил благо­ дарность. Младший сержант В. СМИРНОВ. Результат постоянной требовательности — Вы все сделали, что я вам прика­ зал? — взглянув на часы, спросил стар­ шина-1 статьи Соколов старшего матроса Жаркова. — До конца работ осталось еще десять минут, а вы уже курите. — Я сделал все, товарищ старшпна. Только доложить не успел... — ответил подчиненный, бросая окурок. Старшина посмотрел в лицо воина. Ра­ бота была сложная, и ему не верилось, что Жарков выполнил ее доброкачественно. -— Пойдемте, посмотрим, как у вас получилось, — предложил Соколов. — Что же, пожалуйста, — ответил старший матрос. — Но только напрасно вы будете утруждать себя. У меня все в порядке. «Не доверяет, наверное, потому и кон­ тролирует. Ну да пусть. Все равно при­ драться не к чему. Все сделано хорошо, — думал Жарков, следуя за старшиной. — Вот только, — вдруг вспомнил он. — вокруг механизма я не прибрал...». Между тем, командир и подчиненный уже спускались по отвесному трапу в ко­ тельное отделение, где за десять минут до этого работал Жарков. Вот н механизм, который ремонтировал воин. Старшина внимательно осмотрел все наружные дета­ ли, заглянул во внутрь, насколько это было возможно прп собранных в единое целое частях машины. — Ну что, убедились, товарищ стар­ шина? — стараясь подавить довольную улыбку, спросил старший матрос коман­ дира отделения. — Сделано все, как надо. Не отвечая подчиненному, старшина продолжал осматривать агрегат. — Ну вот. — наконец сказал он. вы­ тирая ветошыо запачканные маслом ру­ ки. — что касается ремонта, то он про­ изведен правильно. Только одно упущено — нет трех шплинтов на болтах, крепя­ щих соединительную муфту. При работе может случиться так, что гайки отвер­ нутся и механизм выйдет из строя... — Я это вшел, товарищ старшина, — пытался возразить подчиненны!!, — но эти шплинты у меня сломались, а других не было под рукой. Я бы их поставил... — Это звучит как оправдание, това­ рищ Жарков, но необоснованное, посколь­ ку времени, чтобы полностью выполнить работу, вам было дано достаточно, — от­ ветил старшина. — Да и не только это. Смотрите, пока я осматривал механизм, в?сь перепачкался в масле. Кругом ва­ ляется ветошь... — Но ведь скоро будет приборка. А я здесь не расписан, — ответил Жарков. — Это непорядок, — строго заметил Соколов, — вы будете мусорить, а за вас кто-то должен убирать? Нет, так не го­ дится. Вы покинули боевой пост на 10 минут раньше срока. А за это время мож­ но очень многое сделать. Нужно дороясить каждой секундой, учтите это! А сейчас устраните все неполадки. Старшина 1 статьи Соколов высокодпс- цнплинированный специалист, требова­ тельный командир. Он стремится к тому, чтобы все воины отделения строго и точ­ но выполняли требования воинских уста­ вов, и никогда не мирится даже с самым незначительным недостатком в службе ко­ го-либо пз подчиненных. Случай со старшим матросом Жарко­ вым еще раз убедил его, что только си­ стематическая и неослабная требователь­ ность к подчиненным, воспитание у них чувства ответственности за выполнение любого приказания могут обеспечить вы­ сокий уровень боевой готовности. В са­ мом деле, не обрати старшина Соколов должного внимания на тот факт, что под­ чиненный не полностью использовал свое рабочее время, и не укажи он ему на те недостатки, которые возникли в силу это­ го. могло получиться так. что воин и в другой раз сделал бы то же самое. Но не­ достаток был замечен во-время и во-воемя устранен. Матрос Жарков еще раз про­ чувствовал, что приказания нужно выпол­ нять точно, быстро и в срок. Однажды старшина приказал ему ос­ мотреть запасные части. Воин добросове­ стно отнесся к делу. Оставалось несколь­ ко минут до конца работ, а дело еще не было закончено. — Виктор, пора кончать, — предложил ему матрос Гришин. Моряк ничего не ответил, а стал рабо­ тать еще энергичней. Он уложил на ме­ сто ящики с запасными частями, навел на посту порядок. — Старшина приказал сделать до сиг­ нала, вот мы и управились, — сказал он, когда все было закончено. — Молодец. — похвалил Соколов вои­ на, — идите, отдыхайте. Старшине было приятно видеть, как его неустанные труды находят свое отраже­ ние в достойных поступках подчиненного. Но были случаи, хотя и незначительные, когда некоторые матросы не проявляли усердия, не выполняли отдельных требо­ ваний устава. Недавно матрос Симонов вышел на иод’ем флага неопрятно одетым. Соколов сделал подчиненному замечание. Матрос обещал, что впредь подобного не произой­ дет. Вскоре командир отделения убедился, что матрос стал служить более прилежно. Высокая воинская дисциплина, хоро­ шее знание специальности, точное выпол­ нение всех приказов и приказаний на­ чальников — неот’емлемые качества со­ ветских воинов. Поэтому каждый старши­ на должен неустанно заботиться о вос­ питании этих качеств у подчиненных. На примерах из службы старшины 1 статьи Соколова можно убедиться, что высокая требовательность — залог устав­ ного порядка в отделении. Недаром это отделение явдяется передовым на корабле. Недавно в штормовом походе трюмным машинистам пришлось решать трушую задачу. Высокоднсцнплинпрованные и ис­ полнительные воины образцово справились с нею. С. АНДРЕЕВ. НЕСМОТРЯ НА ТРУДНОСТИ, ПРИКАЗАНИЕ ВЫПОЛНЕНО Этот случаи на практических заняти­ ях заставил товарищей старшего ма­ троса Крылова проникнуться к нему еще большим уважением. Корабль на­ ходился п море. Вахту у вспомогатель­ ных механизмов кес Крылов. Бдительно следя за своим заведыванием, он не ви­ дел, как старшина 2 статьи Сидорчук по телефону о чем-то разговаривав с командиром подразделения. Вводная по­ ступила неожиданно. Распоряжение тот­ час было выполнено. Оставалось еще в короткий срок за­ глушить две водогрейные трубки. Сде­ лать это командир приказал Крылову. — Есть! — четко ответил моряк и тотчас начал готовиться к работе. Быстро было сделано все необходимое для вскрытия котла. И вот из горлови­ ны повалил горячий пар. Внутри котла температура свыше 100 градусов. При такой жаре там должен работать ко­ тельный машинист. Но трудности не страшны для совет­ ского моряка, опытного специалиста. Он готов пойти на все ради выполнения приказа. — А ну, матросы, одевайте меня по­ теплее, — бодро сказал Крылов. Телогрейка, шапка, ватные брюки, ру­ кавицы вскоре были на машинисте. В этом одеянии он полез в горловину. Не теряя ни минуты, моряк стал работать. В горячем коллекторе тесно. Рукавицы пришлось снять — они стесняли движе­ ния. В то же время-нельзя взять в руки ключ или болт. Металл был раскален. Но моряк крепился, старался не обра­ щать на это внимания. Жгло лицо, тя­ жело было дышать. Но воин продолжал работать. Он думал о том, как выпол­ нить приказание. Несколько раз Крылов подползал к горловине и просил воды. Отпив несколь­ ко глотков, он успевал немного охладить лицо и с новой силой брался за дело. Гайку за гайкой отворачивал воин. Вот еще одна, еще и, наконец, последняя. Надо забить пробки в трубки. Это не так трудно. Но потом еще надо поста­ вить на место щит. Постепенно все при­ ведено в должный порядок. — Приказание выполнено, — доложил он. Позднее командир поощрил старшего матроса Крылова за инициативу и на­ ходчивость при выполнении задания. Старший матрос А. КУЛАКИН. На ходовой вахте В котельное отделение поступило при­ казание: «Поднять пар в котле!». Матро- qbi быстро, без суеты готовят механизмы к действию. Они отлично знают, что тре­ буется от них для того, чтобы материаль­ ная часть работала безотказно. Старшина 2 статьи Зиненко сравни­ тельно недавно командует отделением. Мо­ лодой командир внимательно изучает сво­ их подчиненных. Он верит, например, в знания и действия матросов Кружкова и Курилова, знает, что надо внимательно следить за молодым матросом Солоповым. Командир отделения понимает, что, когда воин сам увидит и поймет свою ошибку, то впредь не повторит ее. Вот Солопов доло­ жил старшине о готовности механизма к запуску, хотя клапан свежего пара не был открыт. — Готово заведывание? — спрашива­ ет Зиненко? — Так точно, — отвечает матрос. — Проверьте еще раз. Солопов осматривает материальную часть и находит ошибку. Теперь командир уверен, что подчиненный не повторит та­ кого промаха. Старшина 2 статьи Зиненко обходит ко­ тельное отделение. Везде порядок. Прове­ рив работу механизмов, он докладывает о готовности к походу. Корабль вышел в море. Теперь от ко­ тельных машинистов требуется держать пар «на марке» и обеспечивать кораблю заданный ход. Вахта несется безупречно. Механизмы эксплуатируются технически грамотно. Корабль покачивает. Матросы усиливают внимание, чаще поглядывают на прибо­ ры. Время вахты истекает. Матросы ус­ пешно справились со своими обязанностя­ ми. Котельные машинисты показали высо­ кую боевую выучку. Многие из них были поощрены. Старший матрос В. ПАНОВ. Стойкость и выносливость Под ударами огромных водяных валов корабль содрогался всем корпусом, прини­ мая на себя многие тонны воды. С мости­ ка поступила команда: — Шлюпку к спуску! На корабле стало законом действовать на ученьи, как в бою, выполнять любую вводную так, как требует инструкция. Вот и сейчас по сигналу: «Человек за бор­ том!» матросы и старшины действовали умело и сноровисто. — Гребцам в шлюпку! — скомандовал старший помощник. — Есть, гребцам в шлюпку! — четко ответил старшина 1 статьи Лесобык, бы­ стро занимая место в яле вместе с матро­ сами. Отвалив от борта корабля, шлюпка устремилась по гребням волн. — Навались! — слышится команда старшины. Четко работают гребцы. Особенно умело и энергично действуют матросы Воропаев, Чадлиев и Бородин. Мужественно борясь со стихией, моря­ ки победили шторм, показав свою высокую морскую выучку. Когда шлюпка была под­ нята на борт, комапдпр корабля об’явил гребцам благодарность. С. ИВАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz